Разрешат ли задержавшемуся в России иностранцу приехать еще раз?
Минушкина Анна
Коллегия адвокатов г. Москвы «Минушкина и партнеры»
09 июня 2021
Советы
Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.
За нарушение иностранным гражданином сроков пребывания на территории РФ ему могут ограничить въезд в страну на 3, 5 или даже 10 лет. Столько же дается уполномоченному органу на принятие решения о запрете на въезд
«Если гражданин Армении нарушил срок пребывания в России еще в 2019 г., он сможет сейчас выехать из страны и вернуться по новой миграционной карте? Или въезд запретят?» – спросили у «АГ».
Когда иностранец обязан покинуть страну?
В 2020–2021 гг. сроки пребывания на территории России продлены указами Президента РФ лишь для тех иностранных граждан, которые законно находились в стране по состоянию на 15 марта 2020 г.
Читайте также
Как иностранцу вернуться домой без нарушения срока пребывания в РФ?
Когда заграничные гости обязаны покинуть нашу страну и что им сделать, чтобы можно было остаться? Ответы на вопросы иностранных граждан, задержавшихся в России из-за пандемии…
29 апреля 2021 Советы
Судя по вопросу, направленному в редакцию «АГ», 15 марта 2020 г. гражданин Армении не имел действующей регистрации и находился на территории РФ незаконно. До середины сентября 2020 г. он не мог быть выдворен из России, а вот затем выдворение допускалось, но была установлена отсрочка фактического применения этой меры.
Срок пребывания иностранных граждан в России продлен до 15 июня 2021 г. Но если транспортное сообщение со страной возобновлено раньше, граждане данного государства обязаны выехать из России в течение 90 суток с даты открытия границ. По истечении этого срока суды могут назначать административное наказание в виде выдворения за пределы РФ, не применяя отсрочку.
3 февраля 2021 г. авиасообщение с Арменией возобновлено Распоряжением Правительства РФ № 228-р. Именно с этой даты необходимо отсчитывать 90 суток, в течение которых гражданам Армении необходимо покинуть Россию (тем, у кого нет РВП, вида на жительство, действующей регистрации, трудового договора). По истечении этих 90 суток отсрочка применения административного наказания в виде выдворения не допускается.
Если иностранец задержался в России, разрешат ли ему вернуться?
Законодательство предусматривает наложение ограничения на въезд иностранных граждан на территорию РФ в судебном и внесудебном порядке.
Процедура судебного ограничения въезда выглядит так: 1) выявление нарушения; 2) составление протокола об административном правонарушении; 3) вынесение судом постановления с применением административного наказания в виде выдворения за пределы РФ, что влечет запрет на въезд в Россию в течение 5 лет. Все это происходит в присутствии иностранного гражданина. Такая процедура применяется, если нарушение выявил уполномоченный орган. Отсюда вывод: если гражданин Армении уедет до выявления нарушения, судебный запрет к нему применен быть не может. Это своего рода способ избежать ответственности.
Суть процедуры внесудебного ограничения въезда заключается в следующем: в случае нарушения иностранными гражданами сроков пребывания на территории РФ уполномоченные органы принимают решения о неразрешении въезда в страну сроком на 3, 5, 10 лет (ст. 26, 27 Закона от 15 августа 1996 г. № 114). Срок, на который принимается решение о запрете на въезд, зависит от длительности незаконного пребывания иностранца в России. Причем такое решение, согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ, может быть принято в течение срока, на который могли ограничить въезд. То есть при нарушении срока пребывания на 30 суток решение уполномоченный орган может принять в течение 3 лет, на 180 суток – в течение 5 лет, на 270 суток – в течение 10 лет 2(подробнее от этом читайте в новости «КС пояснил порядок вынесения внесудебных запретов иностранцам на въезд в Россию»).
Будет ли принято такое решение? Будет – если нарушение выявят. Тут все зависит от работы уполномоченного органа. После принятия им решения информация об этом направляется в ФСБ России. Иностранного гражданина включают в списки лиц, въезд которым на территорию РФ запрещен, а значит, через государственную границу его не пропустят.
Как видно из вопроса, гражданин Армении находится в России незаконно с 2019 г. Значит, действие указов Президента РФ на него не распространяется. Если в отношении гражданина до его выезда не будет принято постановление суда с назначением наказания в виде выдворения, он сможет покинуть территорию РФ и вернуться по новой миграционной карте. Из-за нарушения им срока пребывания в России автоматически въезд не закроется. Однако решение о неразрешении ему въезда по основаниям, предусмотренным ст. 27 Закона от 15 августа 1996 г. № 114, уполномоченный орган может принять в течение 10 лет с момента выезда из России.
Ниже – дополнение от 17 июня 2021 г.
Если выехать из России не по паспорту, а по свидетельству на возвращение в Армению, все равно запретят вернуться?
«Гражданин Армении получил свидетельство на возвращение на родину. Когда он должен покинуть Россию и через сколько дней сможет сюда вернуться?»
– таким был второй вопрос, заданный «АГ».Если иностранный гражданин потерял паспорт, он действительно может получить в посольстве свидетельство на возвращение на родину. Возможность выезда граждан Армении из России по такому свидетельству предусмотрена соглашением между правительствами РФ и Армении о взаимных безвизовых поездках граждан обеих стран. Срок действия свидетельства указывается в нем же.
Многие иностранцы считают, что этот документ спасет их от ограничения на въезд в Российскую Федерацию. Но это не так. Выезд иностранного гражданина из России по свидетельству равнозначен выезду по паспорту. В информационные базы сведения об этом все равно будут занесены. Единственное отличие – делается отметка о выезде именно по свидетельству. Если эти сведения внесены в информационные базы, в случае нарушения иностранцем сроков пребывания на территории РФ в отношении него может быть принято решение о неразрешении въезда в Россию в течение 3, 5 или 10 лет – в зависимости от срока незаконного нахождения в стране.
Таким образом, выезд из России с нарушением срока не по паспорту, а по свидетельству на возвращение не спасет от запрета на въезд в РФ.
Важно: в связи с новым миграционным Указом Президента РФ от 15 июня 2021 г. № 364 принятие решений о неразрешении въезда в Россию в отношении иностранных граждан, находящихся на территории РФ, до 30 сентября 2021 г. запрещено. Как легализоваться без последствий в виде выдворения и запрета на въезд – читайте в статье «Президент на время запретил выдворять иностранцев и ограничивать их въезд в РФ».
Дополнение от 15 ноября 2021 г.
Если сроки пребывания в России не нарушены, разве могут запретить возвращение в страну?
«Гражданка Испании находилась в России законно по состоянию на 15 марта 2020 г. Границы с Испанией открылись 21 сентября 2021 г. При выезде на паспортном контроле ей сказали, что она не сможет въехать в Россию в течение 3 лет. Это законно? Она же не нарушила сроки пребывания на территории Российской Федерации».
Границы для иностранных граждан автоматически не закрываются. Иностранец не сможет вернуться в Россию, только если уполномоченный орган примет решение о нежелательности пребывания его в стране или неразрешении въезда. Основания для принятия решений о неразрешении въезда в Россию перечислены в ст. 26, 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ.
Такое решение может быть принято в случае нарушения иностранным гражданином сроков пребывания в России. Тогда въезд в страну ему могут закрыть на 3, 5 или 10 лет – в зависимости от длительности незаконного пребывания иностранца в стране. Однако этот порядок и меры ответственности действуют в отношении тех, кому для прибытия в нашу страну не нужно получать визу.
Испания – визовая страна. Ее граждане могут пребывать в России только на основании действующей визы. Если срок действия визы испанца истек, он не сможет выехать из России без выездной визы. Получит ее иностранец только после привлечения его к административной ответственности за нарушение сроков пребывания в стране. За такое нарушение предусмотрено наказание в виде административного выдворения из России, что повлечет неразрешение въезда в страну в течение 5 лет.
Если гражданка Испании выехала из России без привлечения к ответственности, виза у нее была действующая. А действовала она согласно п. 1 Указа Президента РФ от 15 июня 2021 г. № 364. В этом указе сказано, что с 16 июня 2021 г. до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством приостановлено течение: сроков временного пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства; сроков, на которые эти лица поставлены на учет по месту пребывания; сроков действия визы и миграционной карты.
Авиасообщение с Испанией возобновлено Распоряжением Правительства РФ от 21 сентября 2021 г. № 2627. С этой даты и нужно считать 90 суток, отведенных гражданам Испании на выезд из России.Таким образом, при получении новой визы гражданка Испании сможет вернуться в Россию. Решение о неразрешении ей въезда вследствие нарушения сроков пребывания в стране в период пандемии будет незаконным.
1 Указ Президента РФ от 18 апреля 2020 г. № 274 с последующими изменениями.
2 Определение Конституционного Суда РФ от 20 мая 2021 г. № 884-О.
Общие сведения о стране
В раздел «Двусторонние отношения»Общие сведения о стране
Официальное название:
Республика Индия.
Столица:
Нью-Дели.
Флаг:
Герб:
Официальный язык:
Хинди. В сфере обслуживания, госучреждениях и деловой переписке используется английский язык.
Территория:
3 287 590 км². Государство в Южной Азии. Индия занимает седьмое место в мире по площади, второе место по численности населения.
Индия граничит с Пакистаном на западе, с Китаем, Непалом и Бутаном на северо-востоке, с Бангладеш и Мьянмой на востоке.
Кроме того, Индия имеет морские границы с Мальдивскими островами на юго-западе, со Шри-Ланкой на юге и с Индонезией на юго-востоке.
Спорная территория штата Джамму и Кашмир имеет границу с Афганистаном.
Время:
Часовой пояс UTC+5:30. Разница во времени между Индией и Москвой +2,5 часа.
Национальный календарь основан на календаре эпохи Шаков.
Календарь был принят 22 марта 1957 года наравне с григорианским календарем и официально используется в правительственном вестнике, новостях All India Radio, календарях, выпущенных правительством Индии, и в правительственных обращениях. Даты национального календаря соотносятся с датами григорианского календаря: (чайтра — первый месяц года) 1 чайтра приходится на 22 марта, а в високосный год — на 21 марта.
Праздничные и нерабочие дни:
В настоящее время в Индии официально утверждены три государственных общенациональных праздника – День независимости (15 августа), День рождения Махатмы Ганди (2 октября) и День Республики (26 января). Наряду с этим в стране соблюдается множество религиозных и светских праздников, которые традиционно широко отмечаются либо в некоторых штатах, либо представителями определенной части населения. Так, в календаре индуистов насчитывается в общей сложности 32 праздника, у мусульман – 8, христиан – 6, сикхов – 4, а в календарях буддистов и джайнистов только по 2 праздника. Даты большинства религиозных праздников определяются по соответствующим лунным календарям, поэтому по григорианскому календарю попадают на разные числа.
Валюта:
Индийская рупия (INR). В обращении находятся банкноты 7 номиналов: 5, 10, 20, 50, 100, 500 и 2000 рупий, а также монеты 4 номиналов: 1, 2, 5 и 10 рупий.
Климат:
Различаются три ярко выраженных сезона:
- влажный жаркий (с июля по октябрь) при юго-западном муссоне и средней температуре до +35 °С;
- прохладный сухой (с ноября по март) при северо-восточном пассате и средней температуре до +20 °С;
- очень жаркий сухой (с апреля по июнь) при средней температуре до +44 °С.
Влажность воздуха в период муссонных дождей высокая: в среднем 95–98 %.
Транспортное сообщение с Россией:
Основное транспортное сообщение с Россией — авиационное.
Ежедневно компания «Аэрофлот» выполняет рейсы из Москвы в Нью-Дели.
Чартерные рейсы совершаются и из других крупных российских городов.
В стране функционируют несколько международных аэропортов. Крупнейшие расположены в городах Нью-Дели, Ченнаи, Мумбаи, Калькутта.
Кроме крупных аэропортов, работают также 450 аэропортов внутренних авиалиний.
Требования въезда, пребывания и транзитного проезда
Визовые вопросы:
Безвизовый въезд в страну для граждан России (за исключением обладателей дипломатических и служебных паспортов) запрещен, поэтому следует заблаговременно оформлять въездную визу в консульских учреждениях Индии за рубежом.
В 2011 г. вступило в силу Соглашение об упрощении взаимных поездок отдельных категорий граждан России и Индии, которое облегчило процедуру получения виз для членов официальных делегаций, представителей организаций промышленников и предпринимателей, студентов, а также деятелей науки и культуры.
Анкета на визу в Индию заполняется на английском языке в режиме онлайн на сайте indianvisaonline.gov.in и распечатывается в двух экземплярах.
Также заявку на получение электронной визы можно оформить на сайте indianvisaonline.gov.in/.
Информация о процедуре обращения за индийскими визами размещена на сайте визового центра: blsindia-russia.com, E-mail: [email protected]
Адреса для обращения по визовым вопросам:
Визовый центр Индии в Москве.
1 этаж БЦ Спектр МНПО – город Москва, район Таганский, ул. Воронцовская д. 20, Подъезд 7. Тел.: +7-499-609-56-37.
Приемные дни: понедельник — воскресенье;
прием документов — с 10.00 до 17.00;
выдача — с 15.00 до 17.00.
Визовый центр Индии в Санкт-Петербурге.
Литейный пр., д. 22, 4-й этаж, офис № 46.
Ближайшие станции метро: Чернышевская – 630 м, Гостиный Двор – 1,3 км, Маяковская – 1,3 км.
Тел. : +7 (812) 957-22-84, 957-22-84.
Приемные дни: понедельник — воскресенье;
прием документов — с 08.00 до 14.00;
выдача — с 15.00 до 17.00.
Консульский отдел Посольства Индии в Москве.
ул. Воронцово поле, д. 4, тел.: +7(495) 917-19-35.
Приемные часы в будние дни:
- с 10.30 до 12.00 — подача заявлений;
- с 17.00 до 18.00 — выдача виз.
Адреса генеральных консульств Индии в России:
- г. Санкт-Петербург, ул. Рылеева, д. 35, тел.: +7(812) 272-19-88;
- г. Владивосток, ул. Верхнепортовая, д. 46, тел.: +7(4232) 41-39-20.
Приемные часы: с 09.30 до 18.00 ежедневно, кроме субботы и воскресенья.
Действительность паспорта:
Срок действия заграничного паспорта не должен быть менее 6 месяцев от даты предполагаемого въезда в Индию.
Таможенный контроль:
Спиртное и сигареты. Разрешается беспошлинно ввозить: 200 сигарет или 50 сигар, или 250 г табака, спиртных напитков до 0,95 л.
Ювелирные украшения и драгоценности. Разрешен ввоз в страну украшений. Золото в любой форме подлежит декларированию.
Оружие и боеприпасы. Запрещается ввоз оружия и боеприпасов.
Валюта. Ввоз иностранной валюты и вывоз ранее ввезенной не ограничен, однако суммы более 5000 долл. США наличными или 10 000 долл. США дорожными чеками следует указывать в декларации.
Вывоз национальной валюты из Индии запрещен. При вывозе иностранной валюты следует представить документы, подтверждающие ее легальное происхождение. Граждане, прибывшие в Индию с туристическими целями, не могут вывозить валюту в размере, превышающем размер ввезенной ими суммы.
Бытовая техника. Разрешен беспошлинный ввоз фотоаппаратов, видео- и кинокамер и др. электробытовой техники — по 1 предмету каждого наименования.
Декларированию подлежат ввозимые компьютеры, ноутбуки и ЖК-телевизоры.
Прочее. Разрешается ввоз продуктов питания и предметов домашнего обихода в пределах личных потребностей.
Предметы, запрещенные к ввозу/вывозу:
Запрещены к ввозу:
- наркотики;
- золото в слитках;
- золотые монеты без соответствующего разрешения.
Запрещены к вывозу:
- редкие животные;
- шкуры и кожи диких животных;
- оперение редких видов птиц, слоновая кость;
- живые растения;
- золотые и серебряные слитки.
Ввоз спутниковых телефонов на территорию Индии без лицензии Департамента телекоммуникаций (ДТ) правительства Индии запрещен как в багаже, так и в ручной клади. Согласно правилам, ввозить и использовать в Индии можно только спутниковые телефоны, произведенные компанией «Инмарсат» (Inmarsat), за исключением портативных терминалов BGAN для широкополосной спутниковой связи. Кроме того, в Индии запрещены услуги спутниковой связи «Турайя» (Thuraya). Найденный в личных вещах или багаже спутниковый телефон, который не имеет лицензии ДТ, подлежит конфискации в пункте пропуска. В случае обнаружения телефона на территории Индии, его владельцу грозит арест и судебное разбирательство.
Провоз внешних аккумуляторов в сдаваемом багаже запрещен. Провоз внешних аккумуляторов низкого качества может обернуться для пассажиров дополнительными проверками в зоне досмотра и дополнительно занять около 30 минут.
Ветеринарный контроль:
Законодательство Республики Индии запрещает временный импорт домашних животных за исключением кошек и собак. Для ввоза питомца на территорию страны на стойке регистрации на рейс необходимо предъявить российские документы: ветеринарный паспорт международного образца; свидетельство о чипировании по стандарту ISO 11784/11785; справку о прививках из государственной ветеринарной клиники на английском языке либо копии страниц с прививками из ветпаспорта, заверенные государственной ветеринарной клиникой; свидетельство Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному контролю (форма № 5а).
Также потребуются копии индийских документов: визы владельца животного; лицензии на ввоз животного от Генерального директората внешней торговли Республики Индии; согласия на ввоз животного от Службы карантина и сертификации животных; ветеринарной справки на импорт животного от Департамента животноводства и молочного хозяйства Республики Индии; ветеринарной декларации по форме 02/2019AQCS/GOI/FM индийской Службы карантина и сертификации животных. Процесс подготовки документов обычно занимает приблизительно три месяца.
Вопросы безопасности путешественника
Террористические угрозы:
Во многих штатах действуют террористические организации, связанные с влиятельными официальными политическими партиями.
В последние годы такие организации проявляли наибольшую активность в штатах Западная Бенгалия, Тамилнаду, Ассам.
Мощные террористические акты, совершенные в штате Ассам так называемым Объединенным Фронтом Освобождения Ассама, побудили власти к созданию специальных сил безопасности в штатском и значительному укреплению местных политических сил.
Террористические организации иногда создают коммерческие структуры, в том числе как туристические агентства.
При этом главным финансовым источником террористов, как правило, является наркотрафик через Мьянму и Таиланд.
Крупный террористический акт в Мумбаи, совершенный в ноябре 2008 г. силами из-за рубежа (Пакистан), привел к ужесточению визового режима въезда в декабре 2008 г. для всех иностранцев.
Преступность:
Наиболее сложная криминогенная ситуация наблюдается в городских кварталах, прилегающих к портовым и вокзальным районам, особенно в крупных городах. Нельзя оставлять вещи без присмотра в общественных местах, где нередки кражи.
Паспорт и авиабилеты рекомендуется хранить в сейфах отеля.
В связи с неоднократными случаями мошенничества просьба проявлять повышенную бдительность при заключении контрактов о приеме на работу, оказании туристических услуг, вступлении в деловые правоотношения. При возможности, а также в случае возникновения подозрений настоятельно рекомендуем проконсультироваться с юристом.
Посещение различных районов страны:
Запрещено без разрешения посещать территории вблизи военных и режимных объектов.
Для посещения природных национальных парков и резерваций требуется разрешение органов власти.
В таких районах запрещено охотиться, разводить костры, иметь при себе видео- и фототехнику также часто запрещается.
Российским гражданам предоставлено право свободного перемещения по стране, кроме запретных районов.
При выезде из Нью-Дели в другие пункты на срок более 14 дней российские граждане, имеющие «пермит» (вид на жительство в Индии), обязаны проинформировать Бюро регистрации иностранцев о своем выезде, пунктах назначения и сроках пребывания там.
Всем иностранцам запрещено без специального уведомления МИД Индии (или его отделений в штатах) посещать нижеуказанные территории.
Штаты: Аруначал-Прадеш, Нагаленд, Манипур, Сикким и Союзная территория Мизорам.
Районы: Киннаура, Лахаула и Спитти в штате Химачал-Прадеш.
Части районов: Техри Гархвал, Гархвал, Алмора, Питхорагарх, Чаммоли и Уттаркаши в штате Уттаракханд.
Некоторые районы: союзные территории Джамму и Кашмир, и Ладакх.
Категорически запрещено без специального разрешения МИД Индии (или его отделений в штатах) посещать нижеуказанные зоны страны.
Штаты: Ассам, Мегхалайя, Трипура и Союзная территория Андаманских и Никобарских островов.
Районы: Дарджилинг, Куч Бехар, Джалпайгури, Мала и Западный Динаджпур в штате Западная Бенгалия.
Другое:
Рекомендации российским гражданам по действиям в экстремальных ситуациях.
В случае утраты паспорта следует немедленно обратиться с заявлением в местный полицейский участок и ближайшее консульское учреждение России, которое может выдать свидетельство на возвращение.
После получения свидетельства заявителю необходимо обратиться в Управление регистрации иностранцев (FRO/FRRO).
При этом заявитель должен предоставить письмо из консульского учреждения, в котором будет указан номер утерянного паспорта, дата и место получения индийской визы, срок ее действия, дата прибытия, номер рейса и место выезда.
Кроме того, необходимо предъявить авиабилет с подтвержденной датой выезда.
На документе проставляется отметка о том, что полиция не возражает против выезда иностранца.
При конфликтных ситуациях, возможных задержаниях и приводах в полицию рекомендуется не отвечать на вопросы, не подписывать никакие протоколы и бумаги без присутствия представителя консульского учреждения России, не поддаваться на уговоры или запугивания.
Въезд на территорию страны по туристической визе не предусматривает осуществление трудовой деятельности. Работа по такой визе является серьёзным нарушением местного законодательства. Участились случаи заключения российскими гражданами трудовых контрактов, преимущественно в сфере модельного бизнеса, с индийскими работодателями, требующими оформления туристических виз. Необходимо воздерживаться от деловых контактов с подобными юридическими и физическими лицами. Неоднократно российские граждане сталкивались с мошенническими схемами, когда после завершения трудового договора им не выплачивалась предусмотренная заработная плата, обратный билет в Российскую Федерацию не предоставлялся, личные вещи и документы удерживались. При этом обращение российских граждан в правоохранительные органы Индии может привести к тому, что лицо, нарушившее местное законодательство, понесет соответствующую ответственность, чем пользуются недобросовестные работодатели.
Дорожное движение
Особенности:
Дорожное движение в Индии левостороннее. На улицах крупных городов и автотрассах движение автотранспорта крайне хаотичное. Местные водители характеризуются пренебрежительным отношением к правилам дорожного движения.
На наиболее напряженных участках работают регулировщики.
Возможность использования национального российского водительского удостоверения:
Российским гражданам, намеревающимся управлять автотранспортом в Индии, необходимо иметь водительское удостоверение индийского образца.
Местные законы и обычаи
Устоявшиеся нормы:
В соответствии с действующим в Индии законодательством, иностранный гражданин, прилетевший в страну чартерным рейсом одной авиакомпании, обязан улететь чартерным рейсом этой же авиакомпании. Это правило наиболее актуально для индийского курортного штата Гоа, куда осуществляют полеты чартерные рейсы из России. В случае если ростурист, прилетевший в Гоа в составе организованной туристической группы чартерным рейсом, по тем или иным причинам сталкивается с необходимостью вылететь из Индии рейсом другой авиакомпании или воспользоваться регулярным перелетом, ему отказывают в выдаче посадочного талона в аэропорту Гоа при наличии оплаченного билета. При этом деньги за неиспользованный билет на вышеуказанном основании не возвращаются.
Индийское законодательство запрещает несанкционированное использование в частных целях спутниковых телефонов. Введение такого запрета вызвано обеспокоенностью индийских властей террористической угрозой: ряд терактов на территории Индии в прошлом были организованы с использованием средств спутниковой связи. Иностранному гражданину, задержанному в Индии за ввоз или незаконное использование спутникового телефона, могут быть предъявлены обвинения в причастности к террористической деятельности, ведущие к крупным штрафам и тюремному заключению.
Одной из особенностей индийского делопроизводства является исключительная «неповоротливость» и медлительность местного бюрократического аппарата. Все административные вопросы решаются крайне медленно даже с подключением к этому процессу возможностей российских консульских загранучреждений. Особого внимания заслуживают судебные процессы с участием иностранных граждан, в т. ч. россиян. Дела рассматриваются годами, а даты слушаний могут многократно переноситься.
Наказания за различные виды преступлений:
За нарушение режима пребывания в Индии для иностранных граждан предусмотрено наказание — от высылки из страны и денежного штрафа до задержания в целях уточнения обстоятельств и тюремного заключения.
Здравоохранение
Опасности для здоровья, типичные болезни:
Опасности для здоровья, типичные болезни:
Индия входит в регион, который является источником серьезных желудочно-кишечных инфекций.
В связи со сложной санитарно-эпидемиологической обстановкой в стране и необходимостью профилактики желудочно-кишечных заболеваний рекомендуется:
- тщательно соблюдать правила личной гигиены;
- проявлять осторожность при обращении с продуктами питания;
- употреблять воду и молоко только в кипяченом виде;
- фрукты и овощи мыть с мылом-антисептиком.
Рекомендуется заранее наводить справки о санитарно-эпидемической обстановке в запланированном для посещения районе (в отдельных сельских районах периодически возникают вспышки холеры и малярии).
Особенности медицинского обслуживания:
Медицинское обслуживание для иностранцев на территории Индии платное.
Прививки:
Прививок не требуется.
Медицинское страхование:
Отправляясь в поездку, необходимо иметь с собой полис медицинского страхования.
Дополнительная информация
Деловой климат:
Индийское законодательство допускает продажу недвижимости иностранцам, въезжающим в страну по деловым бизнес-визам, при следующих условиях:
- пребывание новых владельцев в стране не менее 180 дней в году;
- приобретенная недвижимость используется для открытия офисов, библиотек, лабораторий и т. п.
Категорически запрещается приобретать недвижимость туристам, въезжающим в страну по туристическим визам. Приобретение недвижимости под рестораны, бары, казино и увеселительные заведения не разрешается.
Полезные телефоны:
Экстренная помощь (скорая помощь и местная полиция) — 100.
Пожарная служба — 101.
Круглосуточная горячая линия помощи туристу. Доступна в т. ч. на русском языке. 1800111363 или 1363. Звонок бесплатный.
Другое:
Транспорт.
Железнодорожный. В Индии действует развитая система железнодорожного сообщения компании «Индианрэйлвэйз» как наиболее надежного способа передвижения на дальние расстояния внутри страны.
Цена ж/д билета сильно зависит от класса (4 класса).
Билеты надежнее всего заказывать онлайн, у регистрационной стойки отеля или в турагентствах.
Речной. Осуществляются речные перевозки пассажиров и грузов в судоходных низовьях Ганга, Кришны и Годвари, также развито морское пассажирское и каботажное сообщение между штатами Индии и другими государствами.
Такси. Торг с таксистом считается нормой, а запрашиваемые цены проезда, как правило, могут иметь скидку в 2–3 раза.
Код страны — 91, Нью-Дели — 11, Мумбаи — 22, Калькутты — 33, Ченнаи — 44.
Обмен валюты. Расплатиться на территории Индии наличными долларами CША нельзя. Доллары можно обменять в официальных обменных пунктах. Справка, выдаваемая при обмене денег, потребуется при выезде в случае необходимости подтверждения использования валюты.
Почему запрет россиянам на въезд в Шенген незаконен — Verfassungsblog
Перейти к содержимомуЭта статья относится к дискуссии » Европейская виза для российских туристов?
12 августа 2022
В понедельник президент Украины Владимир Зеленский призвал страны Запада запретить въезд всем российским путешественникам. В тот же день премьер-министр Финляндии Санна Марин потребовала запретить въезд в Шенген для российских граждан на территории всего ЕС, в частности, для туристов с российскими паспортами. «Неправильно, что в то время, когда Россия ведет агрессивную, жестокую агрессивную войну в Европе, русские могут жить нормальной жизнью, путешествовать по Европе, быть туристами. Это неправильно», — сказала Марин Yle. Тем временем Эстония решила отказать в выдаче виз или видов на жительство российским студентам, ограничив их российскими рабочими, а посольство Латвии в России просто прекратило выдачу виз российским гражданам на неопределенный срок.
Агрессия против Украины продолжается. Бесспорно, ужасные преступления, совершенные российским государством, должны быть наказаны. Однако приравнивается ли гражданство к государству? И следует ли ставить под одну гребенку всех российских граждан, а само наличие того или иного гражданства становится спусковым крючком для ответственности? Конечно нет. Россияне — граждане тоталитарного государства, они не Путины. Многие из них решительно настроены против путинского режима и так же бессильны и возмущены войной, как и министр Марин. Не только этически неправильно наказывать разнородную группу численностью более ста миллионов человек на основании гражданства — лотерейного билета, который они не выбрали.
Наказание на основании гражданства также является незаконным. Президенту Зеленскому не обязательно руководствоваться законами ЕС: его задача — выиграть войну и спасти свою страну, но госпожа Марин обязана учитывать ключевые принципы и законы, обязательные для Финляндии. Нравится ей это или нет, в соответствии с действующим законодательством ЕС нет законного способа ввести полный запрет на получение россиянами шенгенских виз на основании гражданства. Короче говоря, подходу «вражеских инопланетян» времен Первой мировой войны, существовавшему до появления прав человека, нет места в 21 веке. Он устарел, незаконен и должен быть удален. Более того: политическое внимание к ней со стороны лиц, занимающих руководящие должности, глубоко удивительно, если не сказать безответственно.
Шенгенская визовая система: инструмент внешней политики со строгим правовым оформлением
Некоторые действия ЕС, связанные с войной в Украине, получили высокую оценку – и это правильно. Одним из важнейших прорывов является рекордно быстрое срабатывание директивы о временной защите для помощи украинским беженцам. Санкции против российского режима и его марионеток также приветствовались. Однако подход к санкциям среди приближенных к Путину только российских граждан и исключению Шредеров подвергался критике, равно как и сосредоточение внимания на олигархах, которые, похоже, так же бессильны, как и их более бедные собратья.
Принятие санкций исключительно на основе гражданства далеко не правильно в мире, уважающем права человека, где само гражданство является основным фактором неравенства во всем мире. Исключения из Шенгенской зоны на основании гражданства также поднимают вопросы законности и законности. Под давлением ряда государств-членов Комиссия ЕС справедливо заявила, что не может принять решение об ограничении выдачи шенгенских виз гражданам России. Действительно, действующее законодательство ЕС не предусматривает такого запрета.
Шенгенская виза отличается тем, что она действительна для всей Шенгенской зоны, в отличие от других виз, выдаваемых государствами-членами в соответствии с национальным законодательством и законодательством ЕС, таких как долгосрочные визы для студентов. В Шенгенскую зону входят все члены ЕС, кроме Румынии, Болгарии, Хорватии, Ирландии и Кипра, а также несколько третьих стран (Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн). До 2021 года основную группу получателей шенгенских виз составляли граждане России: 536 241 человек в 2021 году, вторую группу составляли граждане Китая (27 458 человек в 2021 году).
С момента вступления в силу в июне 2007 года Соглашения между Европейским Сообществом и Российской Федерацией об упрощении выдачи виз гражданам Европейского Союза и Российской Федерации и до недавнего времени некоторым группам граждан России ( журналисты, дипломаты, официальные делегации, деловые люди, студенты, близкие родственники и т. д.) воспользовались некоторыми упрощениями при выдаче шенгенских виз (документальное подтверждение, продолжительность процедуры и визовые сборы). Некоторые «сверхпривилегированные» группы – дипломаты – пользовались еще большими привилегиями (например, многократными визами со сроком действия до пяти лет). Это соглашение является частью широкой сети инструментов, используемых в качестве инструментов ведения переговоров с третьими странами. В случае с Россией это было напрямую связано с заключенным параллельно соглашением о реадмиссии, вступившим в силу в тот же день, что позволило ЕС направить больше людей в путинскую Россию.
Граждане третьих стран, получившие Шенгенскую визу, могут въезжать через любой пограничный переход в Шенгенской зоне. Именно на это сетовал премьер-министр Финляндии: с момента открытия пограничного перехода Иматра между Финляндией и Россией в начале июля (и Финляндия, и Россия сняли ограничения COVID на границе), россияне, имеющие шенгенские Visa, как правило, пересекают эту конкретную точку. Неудивительно, учитывая закрытие ЕС воздушного пространства с Россией в феврале: летать через Армению, Сербию, Турцию или ОАЭ довольно дорого. Таким образом, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва и Польша (исключая северный переход с Норвегией) являются для многих самым простым пунктом пересечения границы, чтобы добраться до других пунктов назначения в ЕС.
Премьер-министр Эстонии Кая Каллас считает это проблемой: «пока страны Шенгенского соглашения выдают визы, бремя несут соседи России», — написала она в Twitter. Оправдывает ли это принятие автоматического запрета, отстаиваемого Латвией и Эстонией? Абсолютно нет, так как в действующем Шенгенском законодательстве acquis нет положения, которое позволяло бы ввести полный запрет на выдачу виз гражданам одной страны в частности. Исключения из правил выдачи шенгенских виз в отношении ограничений и запретов исчерпывающе изложены в правовых актах:
- Они могут относиться к приостановке действия Соглашения об упрощении формальностей (а не самой выдачи шенгенской визы), что приводит к приостановке (частично) условий упрощения формальностей. Доступны два способа приостановки привилегий соглашения. Во-первых, статья 15(6) Соглашения об упрощении формальностей между ЕС и Россией предусматривает, что каждая Сторона может приостановить действие Соглашения полностью или частично по соображениям общественного порядка, защиты национальной безопасности или охраны здоровья населения. Этот пункт был активирован Советом сразу после начала войны 25 февраля и приостановил действие привилегий, которыми пользовались дипломаты, связанные с ними группы и деловые люди. В результате все эти категории теперь подпадают под непривилегированные правила Шенгенского визового кодекса. Возникает вопрос, почему ЕС еще не приостановил действие этих привилегий в ответ на аннексию Крыма. Во-вторых, статья 25а Визового кодекса уполномочивает Совет приостанавливать (частично) эти привилегии или вводить более высокие визовые сборы, когда страна не сотрудничает в достаточной степени в области реадмиссии, усугубляя потенциальные «эффекты избирательности визовой политики путем дискриминации отдельных дела, связанные с политической деятельностью страны гражданства». В любом случае эти механизмы не предусматривают запреты исключительно по национальному признаку.
- Второй вариант касается индивидуальных запретов на поездки, в частности, через общую внешнюю политику и политику безопасности. Этот механизм был использован Советом по отношению к нескольким людям, близким к Путину. Заявления об аннулировании в настоящее время находятся на рассмотрении в Генеральном суде.
Полный запрет невозможен в соответствии с действующим Шенгенским соглашением
AcquisНесомненно, что любой полный запрет, предполагающий автоматический отказ в выдаче шенгенской визы любому гражданину России, является незаконным. Это не только нарушение Соглашения об упрощении формальностей от 2007 года, действие которого было лишь частично приостановлено Советом (российские журналисты, студенты и некоторые другие категории по-прежнему получают выгоду от него), но и, что более важно, нарушение основополагающих принципов всего Шенгенский визовый режим. В отличие от шенгенских границ, которые могут быть легко закрыты при некоторых исключительных обстоятельствах — исключения, которые в значительной степени использовались (и злоупотреблялись, по мнению Европейского суда) государствами-членами с 2015 года — в Шенгенской зоне 9 такой возможности нет. 0025 acquis ввести полный запрет на граждан одной страны, какими бы исключительными ни были обстоятельства.
Визовый кодекс предельно ясен: Государства-члены должны рассматривать каждое заявление на получение шенгенской визы индивидуально, и, в случае отказа, причины, которые исчерпывающе перечислены в статье 32(1) Визового кодекса, должны быть четко указаны. заявил. В ответ заявители имеют право на апелляцию (статья 32(3)). Как следствие, запрещается принимать полный запрет или автоматически отказываться от любой гражданин любой страны. Те же правила применяются к долгосрочным визам, которые подпадают под действие Директив иммиграционного законодательства ЕС. Европейский суд совершенно ясно дал понять, что решения о выдаче визы должны приниматься индивидуально , то есть они должны учитывать личные обстоятельства заявителя. Более того, государства-члены обязаны обеспечить действенную процедуру обжалования решений об отказе в выдаче визы. Даже если государство-член хочет отказать в выдаче шенгенской или долгосрочной визы в соответствии с иммиграционной директивой ЕС по причинам, связанным с угрозой общественному порядку, внутренней безопасности или общественному здоровью, оно должно делать это на индивидуальной основе. Хотя это может быть основанием для отказа в выдаче шенгенских виз путинским чиновникам, заявление о том, что «мы не выдаем визы россиянам», является нарушением законодательства ЕС.
Очевидно, что существует риск того, что вместо полного запрета некоторые государства-члены могут злоупотреблять своей широкой свободой действий и систематически отказывать в выдаче шенгенских виз российским гражданам, среди прочего, по фальшивым соображениям государственной политики или внутренней безопасности, в качестве способа иррационального коллективного возмездия, неизвестно к законодательству ЕС. Такую систематическую практику было бы гораздо сложнее оспорить на практике, в то время как любое государство, которое даже не претендует на то, чтобы действовать на индивидуальной основе, как Эстония, незаконно дискриминирующая русских студентов, совершает нарушение законодательства ЕС, которое можно зафиксировать и проблема из-за его тупого характера.
ЕС не может игнорировать основополагающие принципы и права
Возникает вопрос, можно ли внести поправки в законодательство Шенгенской зоны , предусмотрев общие исключения на основании гражданства. Ответ менее однозначен. ЕС правомочен принимать меры, касающиеся общей политики в отношении виз и разрешений на краткосрочное пребывание, в соответствии с обычной законодательной процедурой (статья 77(2)(a) ДФЕС). Шенгенский закон acquis полностью является частью законодательства ЕС и может быть изменен на этой основе. На самом деле, Конвенция, имплементирующая Шенгенское соглашение, уже несколько раз изменялась, и в нее вносились дополнительные положения, развивающие Шенгенское соглашение.0025 acquis , в которые регулярно вносятся поправки, в том числе Визовый кодекс.
Автоматизм является антитезой всей шенгенской визовой системы. Если оставить в стороне политическую волю и возможность внесения поправок, принятие полного запрета на основании гражданства противоречило бы самому ratio legis шенгенской визовой системы: индивидуализация рассмотрения заявления на получение визы. Это означало бы полное изменение обоснования выдачи шенгенских виз, основанного на индивидуальной оценке того, соответствуют ли заявители условиям и представляют ли они риск нелегальной иммиграции или угрозу безопасности государств-членов (статья 21( 1) Визового кодекса). Шенгенская конвенция, Общий визовый кодекс, Справочник по обработке заявлений на получение визы и изменению выданных виз, а также Справочник по административному управлению оформлением виз предусматривают строго индивидуальную основу оценки. Даже предыдущий отказ в выдаче визы не может привести к автоматическому отказу в новой заявке (статья 21(9).) Визовый код). Из установившейся практики Европейского суда также следует, что решение должно быть индивидуальным и что заявителю должно быть предоставлено эффективное средство правовой защиты (ЕС, R.N.N.S. и К.А., C-225/19 и C-226/19, пункт 43 и приведенную судебную практику). Хотя принцип хорошего администрирования (статья 41 Хартии основных прав ЕС, CFR) применяется только к институтам и органам ЕС, он также задает тон в отношении важности индивидуального рассмотрения чьего-либо дела.
Помимо организации Шенгенской системы, в данном случае вопрос соблюдения основных прав имеет решающее значение. В своем твите Кая Каллас написала «Прекратить выдавать туристические визы россиянам», «Посещение Европы — это привилегия, а не право человека». Если она права в том, что не существует основного права на получение шенгенской визы, это не означает, что основные права не распространяются на более чем сто миллионов человек, против которых она пишет в Твиттере при рассмотрении и оценке заявки на визу. Автоматический отказ в отношении любых российских граждан, очевидно, противоречил бы фундаментальному принципу равенства перед законом (статья 20 CFR). Это также поднимет важные вопросы дискриминации. Хотя законодательство ЕС не защищает граждан третьих стран от дискриминации по признаку гражданства, даже в соответствии с Хартией (например, см. ECJ, C-22/08 и C-23/08, Vatsouras and Koupatantze и ECJ, X. v. Belgian State , C-930/19), Европейский суд по правам человека, напротив, считает, что различие в обращении по признаку гражданства представляет собой только критерий подозрения. что требует более строгой проверки по очень веским причинам.
Более того, статья 21(1) CFR запрещает дискриминацию по признаку этнического происхождения. Хотя Суд принимает ограничительное понимание дискриминации по признаку этнической принадлежности, нетрудно выявить лиц определенного этнического происхождения, находящихся в невыгодном положении: российские граждане в основном являются этническими русскими.
Более того, среди граждан России, которые просят шенгенскую визу, есть не только туристы, которых жестко критиковали премьер-министры Финляндии и Эстонии, но и люди, покидающие Россию по другим причинам: гуманитарным, семейным, рабочим, медицинским. встречи, учеба и так далее. Не рассматривать эти заявления на индивидуальной основе было бы посягательством на ряд основных прав, включая право на частную и семейную жизнь и запрет на пытки и бесчеловечное обращение. Это также отстранило бы российских граждан, проживающих в третьих странах и обращающихся за шенгенскими визами (от 150 000 до 300 000 человек покинули Россию с начала войны, и еще миллионы сделали это ранее).
В любом случае, несмотря на причину обращения за визой и место проживания российских граждан, война между Россией и Украиной не является веским основанием для обращения с российскими гражданами как с изгоями, недостойными прав человека, без каких-либо разумных причин, учитывая, что Россия, как и большинство стран мира, не является демократией, и это гражданство нельзя выбрать или легко отказаться от него. Подлая карательная логика — неподходящее основание для полного пересмотра шенгенского визового режима, созданного для уменьшения, а не усиления нарушений основных прав.
Большое спасибо Chloé Brière и Дмитрию Коченову за содержательные комментарии к предыдущей версии текста. Применяются обычные отказы от ответственности.
Исходная версия этой статьи содержала несколько незначительных ошибок, которые были исправлены.
ЛИЦЕНЗИОННО В СООТВЕТСТВИИ С CC BY SA
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЦИТАТА Ганти, Сара: Почему запрет россиянам на въезд в Шенген незаконен, VerfBlog, 12.08.2022, https://verfassungsblog.de/banning-russians/, DOI: 10.17176/20220812-182033-0.
Изучите сообщения, связанные с этим:
Гражданство, Россия, Шенген, Шенгенский кодекс о границах, Шенгенское acquis
Другие сообщения об этом регионе:
Европа, Россия
24 комментария Присоединяйтесь к обсуждению
Перейти к началуДебаты ЕС о запрете на выдачу виз России раскрывают новый центр силы блока
В ответ на кризис, спровоцированный Россией, Европейский Союз (ЕС) часто порывал с прошлым, преодолевая свои внутренние разногласия. Конечно, глубокие разногласия остаются — и некоторые из них стали еще более заметными, — но теперь появилось гораздо больше политической воли для достижения консенсуса. Эта эволюция представляет собой отход от истории блока, в которой доминировал Запад.
В этих новых условиях страны Центральной и Восточной Европы сталкиваются с моральными, политическими проблемами и вопросами безопасности спустя почти два десятилетия после вступления в ЕС. В знак зрелости и трезвости, вышедших из посткоммунистического отрочества, они берут на себя ответственность и преуспевают в продвижении своего голоса. То, как они навязывают продолжающийся пересмотр визовой политики ЕС в отношении России, особенно на фоне нежелания Запада, является прекрасной иллюстрацией этого процесса.
Через шесть месяцев после начала войны российские граждане все еще пользовались Соглашением об упрощении визового режима 2007 года, в соответствии с которым им нужно было предъявлять меньше документов и с них взималась меньшая плата, чем с заявителей из стран, не имеющих аналогичного соглашения с ЕС (включая относительно дружественные страны). таких как Малайзия или Саудовская Аравия). Несмотря на вторжение России в Украину, большинство стран ЕС по-прежнему соблюдали условия этого соглашения.
Но это скоро изменится. На последней неформальной встрече министров иностранных дел ЕС в Праге 31 августа государства-члены договорились о полной приостановке действия соглашения о льготных визах. Долгожданное решение значительно сократит количество выдаваемых россиянам виз ЕС. Более того, запросы россиян на получение виз теперь будут рассматриваться гораздо более строго, чем раньше, сказал мне недавно политический директор министерства иностранных дел Чехии Давид Конецкий. Еврокомиссия 6 сентября официально предложила приостановить действие соглашения ЕС-Россия, а 9 сентябряЕвропейский совет дал свое одобрение.
Некоторые страны хотели бы, чтобы ЕС пошел еще дальше, не только отменив льготный режим, но и полностью запретив туристические визы для россиян. Эстония, Латвия, Литва и Польша (все они имеют сухопутную границу с Россией) совместно договорились прекратить выдачу шенгенских виз россиянам для туристических, деловых, спортивных и культурных целей — и в понедельник все четыре страны начали блокировать въезд российских туристов. вход. Это большое дело, поскольку это означает, что единственный наземный переход между ЕС и Россией, который остается открытым для россиян, — это Финляндия (поскольку Хельсинки не смог найти обоснования в соответствии с национальным законодательством для запрета российских туристов). Несмотря на это, страна значительно сократила выдачу туристических виз, принимая заявки от россиян только один раз в неделю.
С другой стороны, большая часть западной части ЕС, включая Францию и Германию, по-прежнему не желает предпринимать такие решительные шаги. Тем не менее, по словам Конецкого, на встрече в Праге был достигнут твердый консенсус: Москва отчаянно хочет видеть Европу разделенной, но этого не происходит. Даже без визового запрета среди стран ЕС растет понимание того, что относительно неограниченный туризм больше не является законным правом для россиян в Европе.
Дело о бане
Встреча в Праге стала хорошим примером способности ЕС заключать сделки, и Чешская Республика может считать ее результат значительным достижением своего текущего председательства в ЕС. Страны, выступающие за полный запрет на выдачу виз, должны быть довольны умеренным подходом, с которым согласился ЕС; для нынешнего решения, а также для дальнейших ограничений на поездки россиян в Европу есть моральные, политические и связанные с безопасностью причины. Если Москва продолжит свою агрессию против Украины, полный запрет вполне может стать реальностью.
В моральном плане европейские лидеры не должны позволять россиянам пользоваться благами европейской жизни, когда их страна ведет войну против кандидата в члены ЕС и вообще против европейских ценностей. Канцлер Германии Олаф Шольц и несколько других лидеров выразили опасения, что запрет на туристические визы будет означать применение принципа коллективного наказания; но нынешние санкции ЕС против России, как в ответ на аннексию Крыма Кремлем в 2014 году, так и на вторжение в этом году, уже негативно сказываются на простых россиянах.
Также стоит вспомнить, что немецкий философ Карл Ясперс написал после Второй мировой войны в мощной книге под названием Вопрос о немецкой вине ( Die Schuldfrage ). Он проводил различие между теми, кто активно участвовал в совершении военных преступлений, и теми, кто пассивно терпел их: даже последние были политически виновны, заключил он. Точно так же все взрослые россияне не несут прямой ответственности за массовые убийства мирных жителей в таких украинских городах, как Буча, но они несут политическую ответственность и должны заплатить соответствующую цену.
Политически для Европы неспровоцированная агрессия России против ее суверенного соседа является нарушением международного права и представляет серьезную угрозу международному порядку. Надо заставить россиян чувствовать себя некомфортно из-за поведения своего правительства. Визовые ограничения помогают ЕС подать россиянам сигнал о том, что Москва перешла красную черту. Кто-то поймет, а кто-то точно нет, и президент России Владимир Путин обязательно воспользуется этим для своей антиевропейской пропаганды. Европа может даже потерять некоторую поддержку в России среди тех, кто может чувствовать себя брошенным, но это не должно моргать; она должна демонстрировать силу и приверженность своим ценностям.
С точки зрения безопасности стоит помнить, что в нескольких российских диверсионных операциях, таких как Солсбери, Англия, или Врбетице, Чехия, участвовали оперативники Кремля, путешествующие по туристическим визам. Благодаря постоянным усилиям Европы помочь Украине континент стал еще более уязвимым. Перегруженные границы в прифронтовых государствах, таких как Финляндия и Эстония, мешают местным властям должным образом проверять всех российских туристов. То же самое касается и выдачи виз: после череды высылок посольства ЕС в России ужасно недоукомплектованы, а оставшийся персонал не в состоянии должным образом проверить всех заявителей.
Тем не менее, при рассмотрении вопроса о запрете российского туризма важно обеспечить, чтобы те, кому может потребоваться поездка в Европу по соображениям безопасности, гуманитарным, семейным или другим причинам, могли это сделать. Визовые ограничения должны идти рука об руку с программами для тех, кому необходимо покинуть страну. Страны, призывающие к введению запрета на туризм в ЕС, часто подают пример, уже внедрив такие инициативы.
Проблема с существующими визами
Остается множество вопросов: например, что делать ЕС с миллионом шенгенских виз, уже выданных россиянам? Проблема не исчезнет сама собой в ближайшее время, так как срок действия этих виз, как правило, составляет три года, а некоторые — до пяти лет. Хотя большинство прямых рейсов в Европу из России уже приостановлены (и почти все наземные переходы в Шенгенской зоне закрыты), Финляндия, похоже, намерена оставить свою границу с Россией открытой.
Чтобы понять масштаб проблемы, рассмотрим следующее: По данным Европейского агентства пограничной и береговой охраны (Frontex), почти миллион россиян легально въехали в ЕС через сухопутные границы с начала войны до 22 августа (с записями в Финляндию и Эстонию, что составляет более 60 процентов). Примечательно, как указал мне на условиях анонимности один представитель ЕС, что эти путешественники в основном использовали визы, выданные другими европейскими странами, а не граничащими с ними странами.
Министры в Праге признали проблему и разрешили странам применять свои собственные национальные решения при условии, что они соответствуют общим правилам визового кодекса ЕС. Это представляет собой фактическое признание более ранних решений нескольких государств-членов, которые ограничивали въезд российских туристов по соображениям национальной безопасности (а также способствовали недавнему решению стран Балтии и Польши).
Здоровые дебаты
Эти вопросы будут продолжать обсуждаться в ближайшие недели и месяцы, но структура разговора знаменует отход от ЕС: пражский консенсус указывает на случай, когда взгляды Центральной и Восточной Европы в значительной степени сформировали результат, несмотря на колебания Франции, Германии, Италии и Южной Европы. Это еще один показатель перераспределения сил внутри ЕС.
Центральная и Восточная Европа становятся все более влиятельными игроками, а война России против Украины послужила катализатором этого сдвига. Эти страны опередили Западную Европу в отправке тяжелых вооружений на Украину в первые дни войны, а премьер-министры Польши, Словении и Чехии были первыми лидерами, отправившимися в воюющий Киев в середине марта. Эта тенденция распространяется далеко за пределы региона: с выходом Литвы, Литвы и Эстонии из платформы сотрудничества «17+1» с Китаем в последние годы и визитом спикера Сената Чехии на Тайвань в 2020 г. эти страны также устанавливают новую курс на Пекин.
Это хорошо для ЕС в целом, и этот процесс должен продолжаться. Более реалистичный подход к России и Китаю, наряду с более широкой перебалансировкой сил внутри ЕС, также может способствовать дальнейшему укреплению трансатлантического сотрудничества.
Безусловно, этот процесс сложен. Отступление Венгрии от демократии с ее систематическим подрывом европейского консенсуса нельзя просто отбросить как исключение; другие страны не застрахованы от разочарований, которые преследуют регион. Например, Словакия какое-то время казалась историей политического и экономического успеха, кульминацией которого стало избрание президентом либеральной Зузаны Чапутовой. Однако в связи с недавним уходом одной из коалиционных партий из правительства возвращение бывшего премьер-министра-популиста Роберта Фицо, который сотрудничал с ксенофобскими националистами, вызывает беспокойство.