Нарушение визового режима в россии: КоАП РФ Статья 18.9. Нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства \ КонсультантПлюс

Содержание

Что будет и что делать, если просрочена виза

Главная Блог Что будет и что делать, если просрочена виза

В последнее время всё чаще туристы стали нарушать правила визового режима. Из-за банальной невнимательности или по серьёзным причинам граждане не во время пересекают границу, в связи с этим пограничные службы фиксируют правонарушение, которое имеет неприятные последствия. Среди самых распространённых причин нарушения визовых правил Шенгенской зоны считается просроченная виза.

Что такое просроченная виза и что делать?

Просроченная виза – это виза, с истёкшим сроком действия к тому времени, когда её владелец пересёк границу. С первого дня задержки человека на территории иностранного государства начинают фиксироваться нарушения визового режима. Если человек пересекает границу в течение 1-3 дней со дня регистрации нарушения, то считается, что причина несвоевременного возвращения на родину банальная невнимательность или проблемы с транспортом. В том случае, если путешественник не возвращается домой в течение месяца и больше, то последствия такого нарушения визового режима будут очень серьёзными.

В таких странах как Италия, Испания и Греция представители таможенного контроля относятся к гражданам других стран лояльно и попросту закрывают глаза на нарушение, если путешественник просрочил визу на пару дней. В Германии и скандинавских странах придётся рассказать о причинах нарушения визового режима.

Что делать если виза просрочена длительное время?

В том случае, если виза просрочена на длительный период, путешественнику придётся рассказать о причинах своего правонарушения. Это могут быть семейные обстоятельства, проблемы в университете (рекомендуется взять в ВУЗе справку о том, что студент задержался в стране из-за дополнительного экзамена или пересдачи предмета) и другие причины.

Специалисты рекомендуют иметь при себе документы подтверждающие причину задержки. Например, человек ездил на отдых и внезапно заболел. В данном случае лучше всего обратиться в больницу за медицинской помощью, а на таможенном контроле предоставить копию справки из больницы. Однако не следует указывать причину нарушения визового режима – попытка устроиться на работу. Если человек уже официально трудоустроен и нарушил режим, то в данном случае необходимо предоставить бумагу с места работы о причинах задержки.

Разбирательства касательно нарушения визового режима могут отнять много времени. В том случае, если человек возвращается на родину воспользовавшись самолётом или поездом, то рекомендуется приехать на несколько часов раньше до вылета или отъезда, чтобы уладить проблему и успеть на рейс. В противном случае таможенные службы не обеспокоены проблемами правонарушителя касающихся своевременного отъезда.

Общаться с представителями службы необходимо вежливо и спокойно, давая понять, что нарушитель понимает и признаёт свою вину, и впредь не будет нарушать законы. В том случае, если виза просрочена на пару дней, то не стоит акцентировать на этом внимание. Представитель таможни может об этом промолчать и позволит беспрепятственно пересечь границу.

В том случае, если человек понимает, что по каким-либо обстоятельствам он вынужден задержаться и нарушить правила, то следует заблаговременно предупредить об этом таможенные службы и попросить продление визы на нужный срок. Зачастую получить такое разрешение не составляет особого труда, а делать его следует в официальном представительстве страны, являющейся родиной заявителя.

Что не следует делать, если виза просрочена?

Самое главное правило – никаких конфликтов с представителями таможенных служб. Ни в коем случае не нужно кричать, скандалить и вести себя агрессивно, эти действия могут привести к тому, что человека могут не только оштрафовать за нарушение визового режима, но и заключить под стражу на кратковременный период времени. Эта ситуация не только оставит неприятные воспоминания, но и из-за неё можно опоздать на рейс или поезд.
Говорить о том, что загранпаспорт якобы утерян, также не стоит. Ведь у служб имеется специальная база, в которую занесена дата прибытия на территорию страны и сроки действия визы.

Последствия просроченной визы

Наказания за просроченную визу могут для каждого человека сильно отличаться. Всё зависит от причины и количества просроченных дней. Также на степень наказания влияют другие нарушения туриста, которые возникли во время пребывания на территории иностранного государства.

Зачастую при серьёзных нарушениях человек получает наказание — «визовый карантин». Это означает, что информацию о его правонарушениях заносят в единую базу. После этого посольства стран шенгенского соглашения, которые находятся на родине человека, будут отказывать ему в оформлении визы.

В зависимости от степени нарушения назначается срок «визового карантина». Обычно он составляет от трёх месяцев до пяти лет. В некоторых случаях карантин может длиться более десяти лет или вовсе запрет на въезд в шенгенскую зону может иметь пожизненный срок.

Помимо «визового карантина» таможенные службы могут выписать штраф (его размер также зависит от степени нарушения) или депортировать нарушителя из страны. Размер штрафа определяет на месте контроля таможенный офицер, он учитывает все правонарушения и предъявляет квитанцию с суммой штрафа. Зачастую он колеблется от 100 евро до 4000 евро.

Остались вопросы?

Заполните форму, и мы свяжемся с вами в ближайшее время и бесплатно ответим на вопросы. Либо воспользуйтесь одним из контактов ниже.

Нарушение визового режима Шенген: ответы на вопросы

Здравствуйте, Андрей.  
Вы можете въехать в страны Шенгенского соглашения, если закончился срок действия запрета, однако окончательное решение остается за сотрудником пограничной службы. Также согласно информации из справочника Агентства Европейского союза по основным правам (АОП) запреты на въезд, наложение которых не связано с выполнением Директивы о возвращении, формально разрешают другим государствам, не наложившим запрет, позволять въезд в Шенгенскую зону.

Здравствуйте, Елена.
Нет, если нарушений по срокам пребывания в Турции у Вас нет. Турция не входит в Шенгенскую зону и не принимает решения о наложении того или иного наказания за нарушение сроков пребывания в странах Шенгенского соглашения. 
Однако если Вы планируете в дальнейшем посещать страны Шенгенского соглашения, то Вам могут выписать штраф от 501 евро до 10 000 евро в зависимости от решения сотрудника пограничной службы. Кроме того, нашение сроков пребывания грозит внесением в систему SIS (Шенгенскую информационную систему), сложностями в получении новых виз и ВНЖ.

Здравствуйте, Андрей.
Подобные нарушения по срокам нахождения по шенгенской визе могут повлечь за собой внесение Ваших данных в систему SIS, вынесение штрафа, отказ в получении новой визы или вида на жительство, отказ во въезде в Италию, Испанию и другие страны ЕС. Внутри Шенгенской зоны паспортного контроля не предусмотрено, поэтому, наиболее вероятно, что проверять легальность Вашего пребывания пограничная служба уже будет при вылете из Италии в Армению. 

Здравствуйте, Кетрин.
За нарушение периода легального пребывания по туристической визе может быть вынесен штраф от 501 евро до 10 000 евро, размер штрафа зависит от решения сотрудника пограничной службы. А также данное нарушение может послужить причиной для отказа при следующем запросе туристической визы в страны Шенгенского соглашения.

Здравствуйте, Ариз.


Вы можете покинуть территорию Польши в любой момент, но т.к. Вы находились там нелегально в течение полугода, у Вас могут возникнуть проблемы в будущем при въезде на территорию стран Шенгенского соглашения. Легализовать Ваше пребывание в Польше Вы можете только получив ВНЖ в Польше, или в том случае, если бы Вам продлили срок действия Вашей визы.

Здравствуйте, Виктория.
Если Вы останетесь по туристической визе дольше, чем на разрешенное количество дней пребывания — это будет считаться нарушением визового режима, что может отразиться на последующем запросе на шенгенскую визу.

Здравствуйте, Эвелина.
Штраф за нарушение периода пребывания по визе может варьироваться от 501 евро до 10.000 евро, т.к. данное нарушение относится к серьезным нарушениям согласно ст. 53 и ст. 55 Закона № 4/2000 от 11 января «О правах и свободах иностранцев в Испании и их социальной интеграции» (исп. Ley Orgánica 4/2000, de 11 de enero, sobre derechos y libertades de los extranjeros en España y su integración social).

 
Размер штрафа, внесение Вас в систему SIS, наложение запрета на въезд зависят от сотрудника пограничной службы, оценивающего степень Вашего нарушения.

Здравствуйте, Елена.
Ваша дочь может беспрепятственно вернуться в Россию, предъявив на границе паспортного контроля документ удостоверяющий личность (заграничный паспорт). Однако вернуться в Италию или совершить поездку в другую страну Шенгенского соглашения будет проблематично из-за нарушения визового режима.

Здравствуйте, Иван.
Поскольку Болгария на сегодняшний день не входит в состав стран Шенгенского соглашения, то дни пребывания в Болгарии по Шенгенской визе не засчитываются в период разрешенных 90 дней.  

Здравствуйте, Анна.
Конечно, проблемы могут возникнуть на границе Испании, т.к. Вы нарушили сроки пребывания по визе. На границе Вас могут задержать, вынести Вам штраф за нарушение, внести Вас в систему SIS, что в дальнейшем грозит отказом в оформлении виз и ВНЖ Испанией и другими странами Шенгенского соглашения, а также отказом во въезде в эти страны.


Здравствуйте, Максим. 
Причин возникновения проблемы при пересечении границы страны Вашего гражданства мы не видим в случае, если все это время Вы находились легально в Испании. Обычно в период рассмотрения документов Миграционной службой заявитель может находиться в той стране, где он запрашивал вид на жительство. В отказе же прописывается срок в течение которого заявитель должен покинуть страну. 

В случае если нарушение по сроками пребывания в Эстонии/Литве все же есть, то на границе этих стран может быть выставлен штраф, инспектор пограничной службы также может внести вас в базу нарушителей SIS и в дальнейшем могут возникнуть проблемы в выдаче новых виз и ВНЖ.

Тати, здравствуйте.
В Вашем случае основанием нахождения в Испании является действующая шенгенская виза. Кипр пока не входит в Шенген, поэтому карта резидента Кипра в Испании не действует. К сожалению, в Испании оформить шенгенскую визу нельзя. Оформлением виз занимаются консульские учреждения. Что касается штрафа на выезде — это вопрос везения. Кому-то везет и выезжает без штрафа, кому-то выписывают штраф и ставят печать нарушения. Надеюсь, у Вас все будет хорошо! Напишите, пожалуйста, в комментарии, как все пройдет. 

Здравствуйте, Ashkhen
Нарушение визового режима является административном правонарушением. На практике, многие выезжают без проблем, но бывают случаи, когда на паспортном контроле при выезде из Испании выписывают штраф за нарушение визового режима. Вам желаем удачно выехать! 

Здравствуйте, Никита.
Да, вы можете вылететь из Испании добровольно, однако это не препятствует Испании наложить на вас штраф за нарушение при вылете или внести вас в список правонарушителей шенгенской базы SIS, что может повлечь за собой дальнейшие отказы во въезде в Испанию и другие страны Шенгенского соглашения, а также отказы в оформлении ВНЖ.

Здравствуйте, Марина.
Последствиями нарушений разрешенных сроков пребывания в Германии, также как и в Испании, является запрет на въезд только в Германию, запрет на въезд во все страны ЕС, отказ в выдаче виз, отказ в выдаче ВНЖ, депортация и т. д. При наличии неотложных обстоятельств, в связи с наличием которых сестре нужно было остаться в Германии на более долгий срок, необходимо было обратиться в Миграционную службу Германии для продления разрешенного срока пребывания. Мы не являемся специалистами в законодательстве Германии, но если оно схоже с законодательством Испании, то по факту нарушения обычно ситуацию исправить уже невозможно.

Здравствуйте, Владислава.
Мы не можем вам точно ответить на данный вопрос, так как решение о выдаче шенгенской визы принимает консульство той страны, в которой вы планируете ее запрашивать. Если в базе консульства отражается информация о нарушении и в результате был наложен запрет на въезд, то визу вам выдать не смогут. По имеющейся у нас информации, запрет на въезд, если он был наложен, может быть снять по истечении определенного количества времени, однако, если данная информация отражается в базе данных консульства, то консульство также может принять отрицательное решение о выдаче визы.

Здравствуйте, Надежда!
Нарушение безвизового режима не обязательно влечет наложение штрафа. Наложить штраф, внести ваши данные в Шенгенскую информационную систему или применять какие-либо другие меры по предотвращению данных ситуаций, данное решение остается на усмотрение служащего пограничного контроля. 

В вашем случае, вам могли не выставить штраф, но внести ваши данные в систему, что в дальнейшем может повлечь за собой отказ во въезде в Испанию и другие страны Шенгенского соглашения. Максимальное количество дней, в течении которых вы имеете право пребывать в Испании при наличии действующей шенгенской мультивизы со сроком пребывания 90 дней  — 90 дней в 180.


Елена, здравствуйте. Выезд из Испании с нарушением визового режима влечет штраф в размере от 2000 евро. Вылетая из другой страны Шенгена штрафы и процедура оформления административного правонарушения может быть различаться. Насколько нам известно, вылетая из Шенгена через Испанию, меньше вероятности нарваться на серьезные проблемы (арест, депорт и т.

п.), нежели, если это делать через Швейцарию. В любом случае, будем Вам благодарны, если Вы поделитесь информацией как все пройдет у гражданина Кыргызстан, который вылетает через Женеву. 

Оксана, здравствуйте.
Если у Вас нет документов, подтверждающих невозможность совершения первой поездки, по документам, по которым Вы получили предыдущую испанскую визу (авиабилеты, бронь отеля), то могу возникнуть проблемы… Поэтому Вам рекомендуем в этот раз обратиться в Консульство той страны, куда Вы, действительно, планируете поехать и не нарушать «правило первого въезда». Тем не менее, если Вы сейчас поедете во Францию и подадите документы на визу в Консульство Франции, то будет меньше вероятности того, что Вас будут спрашивать про историю с прошлой визой и поездками. Но Вы должны понимать, что все Консульства, выдающие шенгенские визы  имеют доступ к Вашему досье через базу ШИС.

Здравствуйте, Наталья!
Вы можете беспрепятственно вернуться на родину предъявив на границе паспортного контроля документ удостоверяющий личность ( заграничный паспорт) и маршрутные квитанции. Депортация осуществляется только на основании решения суда, поэтому переживать Вам не стоит. Однако вернуться в Испанию обратно будет проблематично , скорее всего Вам поставят запрет на въезд на территорию шенгенской зоны из за столь существенного нарушения визового режима.


Почему запрет россиянам на въезд в Шенген незаконен — Verfassungsblog

Перейти к содержимому

Эта статья относится к дискуссии » Европейская виза для российских туристов?

12 августа 2022

В понедельник президент Украины Владимир Зеленский призвал страны Запада запретить въезд всем российским путешественникам. В тот же день премьер-министр Финляндии Санна Марин потребовала запретить въезд в Шенген для российских граждан на территории всего ЕС, в частности, для туристов с российскими паспортами. «Неправильно, что в то время, когда Россия ведет агрессивную, жестокую агрессивную войну в Европе, русские могут жить нормальной жизнью, путешествовать по Европе, быть туристами. Это неправильно», — сказала Марин Yle. Тем временем Эстония решила отказать в выдаче виз или видов на жительство российским студентам, ограничив их российскими рабочими, а посольство Латвии в России просто прекратило выдачу виз российским гражданам на неопределенный срок.

Агрессия против Украины продолжается. Бесспорно, ужасные преступления, совершенные российским государством, должны быть наказаны. Однако приравнивается ли гражданство к государству? И следует ли ставить под одну гребенку всех российских граждан, а само наличие того или иного гражданства становится спусковым крючком для ответственности? Конечно нет. Россияне — граждане тоталитарного государства, они не Путины. Многие из них решительно настроены против путинского режима и так же бессильны и возмущены войной, как и министр Марин. Не только этически неправильно наказывать разнородную группу численностью более ста миллионов человек на основании гражданства — лотерейного билета, который они не выбрали.

Наказание на основании гражданства также является незаконным. Президенту Зеленскому не обязательно руководствоваться законами ЕС: его задача — выиграть войну и спасти свою страну, но госпожа Марин обязана учитывать ключевые принципы и законы, обязательные для Финляндии. Нравится ей это или нет, в соответствии с действующим законодательством ЕС нет законного способа ввести полный запрет на получение россиянами шенгенских виз на основании гражданства. Короче говоря, подходу «вражеских инопланетян» времен Первой мировой войны, существовавшему до появления прав человека, нет места в 21 веке. Он устарел, незаконен и должен быть удален. Более того: политическое внимание к ней со стороны лиц, занимающих руководящие должности, глубоко удивительно, если не сказать безответственно.

Шенгенская визовая система: инструмент внешней политики со строгим правовым оформлением

Некоторые действия ЕС, связанные с войной в Украине, получили высокую оценку – и это справедливо. Одним из важнейших прорывов является рекордно быстрое срабатывание директивы о временной защите для помощи украинским беженцам. Санкции против российского режима и его марионеток также приветствовались. Однако подход к санкциям среди приближенных к Путину только российских граждан и исключению Шредеров подвергался критике, равно как и сосредоточение внимания на олигархах, которые, похоже, так же бессильны, как и их более бедные собратья.

Принятие санкций исключительно на основе гражданства далеко не правильно в мире, уважающем права человека, где само гражданство является основным фактором неравенства во всем мире. Исключения из Шенгенской зоны на основании гражданства также поднимают вопросы законности и законности. Под давлением ряда государств-членов Комиссия ЕС справедливо заявила, что не может принять решение об ограничении выдачи шенгенских виз гражданам России. Действительно, действующее законодательство ЕС не предусматривает такого запрета.

Шенгенская виза отличается тем, что она действительна для всей Шенгенской зоны, в отличие от других виз, выдаваемых государствами-членами в соответствии с национальным законодательством и законодательством ЕС, таких как долгосрочные визы для студентов. В Шенгенскую зону входят все члены ЕС, кроме Румынии, Болгарии, Хорватии, Ирландии и Кипра, а также несколько третьих стран (Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн). До 2021 года основную группу получателей шенгенских виз составляли граждане России: 536 241 человек в 2021 году, вторую группу составляли граждане Китая (27 458 человек в 2021 году).

С момента вступления в силу в июне 2007 года Соглашения между Европейским Сообществом и Российской Федерацией об упрощении выдачи виз гражданам Европейского Союза и Российской Федерации и до недавнего времени некоторым группам граждан России ( журналисты, дипломаты, официальные делегации, деловые люди, студенты, близкие родственники и т. д.) воспользовались некоторыми упрощениями при выдаче шенгенских виз (документальное подтверждение, продолжительность процедуры и визовые сборы). Некоторые «сверхпривилегированные» группы – дипломаты – пользовались еще большими привилегиями (например, многократными визами со сроком действия до пяти лет). Это соглашение является частью широкой сети инструментов, используемых в качестве инструментов ведения переговоров с третьими странами. В случае с Россией это было напрямую связано с заключенным параллельно соглашением о реадмиссии, вступившим в силу в тот же день, что позволило ЕС направить больше людей в путинскую Россию.

Граждане третьих стран, получившие Шенгенскую визу, могут въезжать через любой пограничный переход в Шенгенской зоне. Именно на это сетовал премьер-министр Финляндии: с момента открытия пограничного перехода Иматра между Финляндией и Россией в начале июля (и Финляндия, и Россия сняли ограничения COVID на границе), россияне, имеющие шенгенские Visa, как правило, пересекают эту конкретную точку. Неудивительно, учитывая закрытие ЕС воздушного пространства с Россией в феврале: летать через Армению, Сербию, Турцию или ОАЭ довольно дорого. Таким образом, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва и Польша (исключая северный переход с Норвегией) являются для многих самым простым пунктом пересечения границы, чтобы добраться до других пунктов назначения в ЕС.

Премьер-министр Эстонии Кая Каллас считает это проблемой: «пока страны Шенгенского соглашения выдают визы, бремя несут соседи России», — написала она в Twitter. Оправдывает ли это принятие автоматического запрета, отстаиваемого Латвией и Эстонией? Абсолютно нет, так как в действующем Шенгенском законодательстве acquis нет положения, которое позволяло бы ввести полный запрет на выдачу виз гражданам одной страны в частности. Исключения из правил выдачи шенгенских виз в отношении ограничений и запретов исчерпывающе изложены в правовых актах:

  1. Они могут относиться к приостановке действия Соглашения об упрощении формальностей (а не самой выдачи шенгенской визы), что приводит к приостановке (частично) условий упрощения формальностей. Доступны два способа приостановки привилегий соглашения. Во-первых, статья 15(6) Соглашения об упрощении формальностей между ЕС и Россией предусматривает, что каждая Сторона может приостановить действие Соглашения полностью или частично по соображениям общественного порядка, защиты национальной безопасности или охраны здоровья населения. Этот пункт был активирован Советом сразу после начала войны 25 февраля и приостановил действие привилегий, которыми пользовались дипломаты, связанные с ними группы и деловые люди. В результате все эти категории теперь подпадают под непривилегированные правила Шенгенского визового кодекса. Возникает вопрос, почему ЕС еще не приостановил действие этих привилегий в ответ на аннексию Крыма. Во-вторых, статья 25а Визового кодекса уполномочивает Совет приостанавливать (частично) эти привилегии или вводить более высокие визовые сборы, когда страна недостаточно сотрудничает в области реадмиссии, усугубляя потенциальные «эффекты избирательности визовой политики путем дискриминации отдельных дела, связанные с политической деятельностью страны гражданства». В любом случае эти механизмы не предусматривают запреты исключительно по национальному признаку.
  2. Второй вариант касается индивидуальных запретов на поездки, в частности, через общую внешнюю политику и политику безопасности. Этот механизм был использован Советом по отношению к нескольким людям, близким к Путину. Заявления об аннулировании в настоящее время находятся на рассмотрении в Генеральном суде.

Полный запрет невозможен в соответствии с действующим Шенгенским соглашением

Acquis

Несомненно, что любой полный запрет, предполагающий автоматический отказ в выдаче шенгенской визы любому гражданину России, является незаконным. Это не только нарушение Соглашения об упрощении формальностей от 2007 года, действие которого было лишь частично приостановлено Советом (российские журналисты, студенты и некоторые другие категории по-прежнему получают выгоду от него), но и, что более важно, нарушение основополагающих принципов всего Шенгенский визовый режим. В отличие от шенгенских границ, которые могут быть легко закрыты при некоторых исключительных обстоятельствах — исключения, которые в значительной степени использовались (и злоупотреблялись, по мнению Европейского суда) государствами-членами с 2015 года — в Шенгенской зоне 9 такой возможности нет. 0025 acquis ввести полный запрет на граждан одной страны, какими бы исключительными ни были обстоятельства.

Визовый кодекс предельно ясен:  Государства-члены должны рассматривать каждое заявление на получение шенгенской визы индивидуально, и, в случае отказа, причины, которые исчерпывающе перечислены в статье 32(1) Визового кодекса, должны быть четко изложены. заявил. В ответ заявители имеют право на апелляцию (статья 32(3)). Как следствие, запрещается принимать полный запрет или автоматически отказываться от любой гражданин любой страны. Те же правила применяются к долгосрочным визам, которые подпадают под действие Директив иммиграционного законодательства ЕС. Европейский суд совершенно ясно дал понять, что решения о выдаче визы должны приниматься индивидуально , то есть они должны учитывать личные обстоятельства заявителя. Более того, государства-члены обязаны обеспечить действенную процедуру обжалования решений об отказе в выдаче визы. Даже если государство-член хочет отказать в выдаче шенгенской или долгосрочной визы в соответствии с иммиграционной директивой ЕС по причинам, связанным с угрозой общественному порядку, внутренней безопасности или общественному здоровью, оно должно делать это на индивидуальной основе. Хотя это может быть основанием для отказа в выдаче шенгенских виз путинским чиновникам, заявление о том, что «мы не выдаем визы россиянам», является нарушением законодательства ЕС.

Очевидно, что существует риск того, что вместо полного запрета некоторые государства-члены могут злоупотреблять своей широкой свободой действий и систематически отказывать в выдаче шенгенских виз российским гражданам, среди прочего, по фальшивым соображениям государственной политики или внутренней безопасности, в качестве способа иррационального коллективного возмездия, неизвестно к законодательству ЕС. Такую систематическую практику было бы гораздо сложнее оспорить на практике, в то время как любое государство, которое даже не претендует на то, чтобы действовать на индивидуальной основе, как Эстония, незаконно дискриминирующая русских студентов, совершает нарушение законодательства ЕС, которое можно зафиксировать и проблема из-за его тупого характера.

ЕС не может пренебречь основополагающими принципами и правами

Возникает следующий вопрос: можно ли внести поправки в законодательство Шенгенской зоны , предусмотрев общие исключения на основании гражданства. Ответ менее однозначен. ЕС правомочен принимать меры, касающиеся общей политики в отношении виз и разрешений на краткосрочное пребывание, в соответствии с обычной законодательной процедурой (статья 77(2)(a) ДФЕС). Шенгенский закон acquis полностью является частью законодательства ЕС и может быть изменен на этой основе. На самом деле, Конвенция, имплементирующая Шенгенское соглашение, уже несколько раз изменялась, и в нее вносились дополнительные положения, развивающие Шенгенское соглашение.0025 acquis , в которые регулярно вносятся поправки, в том числе Визовый кодекс.

Автоматизм является антитезой всей шенгенской визовой системы. Если оставить в стороне политическую волю и возможность внесения поправок, принятие полного запрета на основании гражданства противоречило бы самому ratio legis шенгенской визовой системы: индивидуализация рассмотрения заявления на получение визы. Это означало бы полное изменение обоснования выдачи шенгенских виз, основанного на индивидуальной оценке того, соответствуют ли заявители условиям и представляют ли они риск нелегальной иммиграции или угрозу безопасности государств-членов (статья 21( 1) Визового кодекса). Шенгенская конвенция, Общий визовый кодекс, Справочник по обработке заявлений на получение визы и изменению выданных виз, а также Справочник по административному управлению оформлением виз предусматривают строго индивидуальную основу оценки. Даже предыдущий отказ в выдаче визы не может привести к автоматическому отказу в новой заявке (статья 21(9).) Визовый код). Из установившейся практики Европейского суда также следует, что решение должно быть индивидуальным и что заявителю должно быть предоставлено эффективное средство правовой защиты (ЕС, R.N.N.S. и К.А., C-225/19 и C-226/19, пункт 43 и приведенную судебную практику). Хотя принцип хорошего управления (статья 41 Хартии основных прав ЕС, CFR) применяется только к институтам и органам ЕС, он также задает тон в отношении важности индивидуального рассмотрения чьего-либо дела.

Помимо организации Шенгенской системы, в данном случае вопрос соблюдения основных прав имеет решающее значение. В своем твите Кая Каллас написала «Прекратить выдавать туристические визы россиянам», «Посещение Европы — это привилегия, а не право человека». Если она права в том, что не существует основного права на получение шенгенской визы, это не означает, что основные права не распространяются на более чем сто миллионов человек, против которых она пишет в Твиттере при рассмотрении и оценке заявки на визу. Автоматический отказ в отношении любых российских граждан, очевидно, противоречил бы фундаментальному принципу равенства перед законом (статья 20 CFR). Это также поднимет важные вопросы дискриминации. Хотя законодательство ЕС не защищает граждан третьих стран от дискриминации по признаку гражданства, даже в соответствии с Хартией (например, см. ECJ, C-22/08 и C-23/08, Vatsouras and Koupatantze и ECJ, X. v. Belgian State , C-930/19), Европейский суд по правам человека, напротив, считает, что различие в обращении по признаку гражданства представляет собой только критерий подозрения. что требует более строгой проверки по очень веским причинам.

Более того, статья 21(1) CFR запрещает дискриминацию по признаку этнического происхождения. Хотя Суд принимает ограничительное понимание дискриминации по признаку этнической принадлежности, нетрудно выявить лиц определенного этнического происхождения, находящихся в невыгодном положении: российские граждане в основном являются этническими русскими.

Что еще более важно, среди граждан России, запрашивающих шенгенскую визу, есть не только туристы, подвергшиеся резкой критике со стороны премьер-министров Финляндии и Эстонии, но и люди, покидающие Россию по другим причинам: гуманитарным, семейным, рабочим, медицинским. встречи, учеба и так далее. Не рассматривать эти заявления на индивидуальной основе было бы посягательством на ряд основных прав, включая право на частную и семейную жизнь и запрет на пытки и бесчеловечное обращение. Это также отстранило бы российских граждан, проживающих в третьих странах и обращающихся за шенгенскими визами (от 150 000 до 300 000 человек покинули Россию с начала войны, и еще миллионы сделали это ранее).

В любом случае, несмотря на причину обращения за визой и место проживания российских граждан, война между Россией и Украиной не является веским основанием для обращения с российскими гражданами как с изгоями, недостойными прав человека, без каких-либо разумных причин, учитывая, что Россия, как и большинство стран мира, не является демократией, и это гражданство нельзя выбрать или легко отказаться от него. Подлая карательная логика — неподходящее основание для полного пересмотра шенгенского визового режима, созданного для уменьшения, а не усиления нарушений основных прав.

Большое спасибо Chloé Brière и Дмитрию Коченову за содержательные комментарии к предыдущей версии текста. Применяются обычные отказы от ответственности.

Первоначальная версия этой статьи содержала несколько незначительных ошибок, которые были исправлены.


ЛИЦЕНЗИОННО В СООТВЕТСТВИИ С CC BY SA

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЦИТАТА Ганти, Сара: Почему запрет россиянам на въезд в Шенген незаконен, VerfBlog, 12.08.2022, https://verfassungsblog.de/banning-russians/, DOI: 10.17176/20220812-182033-0.


Изучите сообщения, связанные с этим:
Гражданство, Россия, Шенген, Шенгенский кодекс о границах, Шенгенское acquis


Другие сообщения об этом регионе:
Европа, Россия


24 комментария Присоединяйтесь к обсуждению

Перейти к началу

Почему ограничение выдачи туристических виз россиянам законно — Verfassungsblog

Перейти к содержимому

Эта статья относится к дискуссии » Европейская виза для российских туристов?

16 августа 2022 г.

Санкции, право ЕС и условная постепенность прав на поездки

После призыва президента Украины Зеленского к ЕС ввести запрет на краткосрочные «туристические» визы для россиян, желающих путешествовать по Шенгенской зоне, развернулись оживленные дебаты о Вспыхнул выпуск с важными выступлениями, не последними на этом сайте. Например, в этой статье Сары Ганти утверждается, что запрет на туристические визы в ЕС был бы неправильным с этической точки зрения и незаконным. Однако верно и обратное. Нет абсолютного права путешествовать по ЕС.

Аргументы против запрета на туристическую визу

Как правило, противники запрета на туристическую визу поднимают два вопроса: во-первых, они предполагают, что любая форма «коллективного наказания» за действия правительства является этически неправильной и противоречит основному законодательству ЕС. Во-вторых, они утверждают, что в действующем миграционном законодательстве ЕС нет положений, предусматривающих такое коллективное наказание, и, следовательно, нет правовой основы для повсеместного ограничения прав на краткосрочные поездки по признаку гражданства.

Затем эти аргументы часто сопровождаются другими соображениями о политической возможности такого запрета; например, часто предполагается, что ограничение краткосрочных виз подорвет способность российской либеральной оппозиции избежать судебного преследования.

Закон ЕС запрещает «коллективное наказание»?

Противники запрета на выдачу виз предполагают, что он будет представлять собой форму «коллективного наказания», нарушающую фундаментальный аспект европейского права. Это, пожалуй, неправильно: на самом деле в самой природе Европейского Союза — гибридной организации, в которой часть взаимодействия между европейскими институтами и отдельными лицами осуществляется при посредничестве национальных правительств — противодействовать правонарушениям стран. правительства с решениями, которые затрагивают всех его граждан, без дискриминации личной ответственности в таких решениях.

Примеров бесчисленное множество, даже если они не обязательно относятся к сфере миграции: от макроэкономических условий в фондах сплочения до механизма верховенства права, используемого для контроля потока выплат в соответствии с последней Многолетней финансовой рамочной программой, до санкций в соответствии с Процедура чрезмерного дефицита, санкции за задержку или неправильное применение законодательства ЕС, отмена грантов Horizon Europe ERC для британских граждан после того, как Великобритания не согласилась на научное сотрудничество после Brexit — этот список можно продолжать и продолжать. Во всех этих ситуациях граждане коллективно страдают — прямо или косвенно — от действий своих правительств, независимо от их личной ответственности за такие действия. Этого невозможно избежать в любой многоуровневой институциональной системе, не только в случае ЕС, но и в случае отдельных государств-членов, которые сходным образом организуют некоторые отношения между центральными и региональными или местными органами власти. Таким образом, принцип, согласно которому граждане в целом несут ответственность за действия своего правительства, является по всему европейскому праву , как первичному, так и вторичному; кроме того, она является частью практически любой национальной институциональной системы.

Это заблуждение, вероятно, происходит из-за того, как война представлена ​​в дискурсе. Если это война Путина , а не война России, , то имеет смысл только то, что за нее платит Путин, а не другие российские граждане. Сторонники этого подхода, кажется, предполагают, возможно, неявно, что в странах без надежных демократических процессов ответственность не может быть коллективной, поскольку граждане не могут нести ответственность за действия правительства, в отношении которых у них мало выбора. Такая перспектива не только лишает нации свободы действий — вполне возможно, что некоторые из них на самом деле предпочитают недемократические формы правления, — но и игнорирует реалии международной политики нашего времени. Государство остается главным субъектом международного права; агрессором является российское государство и его общественный аппарат, мобилизующий материальные и символические ресурсы русской нации; не атомистическая совокупность преступных личностей, а коллективная организация. Там, где совершаются военные преступления и преступления против человечности, ответственность остается личной; но ответственность за войну как таковую полностью лежит на российском национальном государстве.

Отличается ли миграционная политика ЕС?

Может возникнуть соблазн возразить, что миграционная политика ЕС представляет собой особый случай, который отличается от других форм европейской публичной политики, и по некоторым (политическим) причинам в конкретной области миграционного права не должно быть никакой реакции на действия правительства, которые воздействовать на людей независимо от их ответственности. С этой точки зрения право путешествовать по ЕС из других стран считается родственным фундаментальному праву. Это тоже кажется неправильным — как с точки зрения принципа, так и с точки зрения закона.

Когда дело доходит до принципов, можно задаться вопросом, является ли право въезжать в ЕС из любой точки мира фундаментальным, неотъемлемым правом или же это вопрос контекста. Мысленный эксперимент может помочь прояснить это. Кто-то может возразить, что поездка в Европу — это фундаментальное личное право, на которое не могут повлиять действия правительства. Тем не менее, очень немногие будут утверждать, что такое право является абсолютным независимо от международной ситуации. Если бы Российская Федерация вторглась, например, в Финляндию, не было бы вообще вопроса о том, пускать ли российских граждан в ЕС по туристической визе. Если право личности не является абсолютным, то право личности уравновешивается правом государства — ЕС — реагировать на международные политические события. Действительно ли агрессия против государства-кандидата настолько незначительна по сравнению с агрессией против государства-члена, это вопрос политических предпочтений, а не закона.

Поскольку контроль за границей страны является одной из основных прерогатив государства и ключевым элементом публичной власти и международной политики, в европейском праве (а также в национальном и международном законодательстве) степень и условия, определяющие право на передвижение от их гражданства третьей страны. Это, очевидно, отмечается в соответствующем законодательстве в связи с пунктом 5 постановления 539/2001 о визовых режимах, где право одного лица на поездку зависит от имеющегося у него паспорта.

Более того, принцип горизонтального сокращения прав на поездки (касающихся отдельных лиц) после событий на макроуровне уже существует в миграционном законодательстве ЕС:  В частности, ст. 8.2 постановления 1806/2018 устанавливает условия, при которых может быть ограничен режим безвизового въезда. Некоторыми из этих условий являются условия макросов . Например, ст. 8.2(г) указано, что безвизовый режим со страной может быть приостановлен в случае резкого увеличения количества преступлений, совершенных гражданами этой страны. Это означает, что право будущих мигрантов зависит от поведения нынешних мигрантов. Другие нормы связывают это безвизовое право с действиями правительства третьей страны. Теперь, если индивидуальные визовые права уже могут быть изменены с одного уровня на другой в зависимости от действий их правительства, эти права, безусловно, могут быть дополнительно ограничены, если действия правительства еще больше ухудшатся. Конечно, запрет на краткосрочную туристическую визу не означает абсолютный запрет на поездки: остаются другие возможности (например, убежище, гарантированное международным правом).

Другими словами, закон уже включает принцип градуализации прав на поездки в зависимости от действий правительства третьих стран . Такой принцип должен иметь правовую основу в основном праве; Суть заключается в расширении применимости принципа от двухуровневой системы (безвизовой или безвизовой) до трехуровневой. Это вопрос вторичного законодательства, а не конституции; гарантированное Конституцией право – фундаментальное право избежать несправедливого преследования – остается полностью нетронутым запретами на краткосрочные туристические визы.

Политическая дискуссия

В заключение отметим, что дискуссия о визовых правах для граждан России носит исключительно политический характер. Те, кто утверждает, что визовый проезд через ЕС является неким неотъемлемым правом, предполагают, что сторонники не имеют правовых оснований для своих планов, но на самом деле верно обратное — такого абсолютного права на проезд через ЕС не существует, кроме как в случае предоставления убежища, а миграционное законодательство ЕС ясно дает понять это, вводя постепенный режим безвизового режима. В целом, законодательство ЕС обеспечивает достаточную гибкость в отношении того, может ли быть продлена такая постепенность, хотя (очевидно!) юридические тексты должны быть изменены, если будет утвержден запрет на туристические визы. Это не должно вызывать удивления, поскольку во время кризиса правовые основы почти всегда используются для расширения права ЕС, чтобы гарантировать, что ЕС сможет справиться с вызовом. Не только условия, при которых гражданин третьей страны может въехать в ЕС, являются необходимой функцией отношений между третьей страной и ЕС, но и коллективные санкции за неправильное поведение правительства являются устоявшейся практикой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *