Вьетнам вертолет – UH-1B . .

«Полёт валькирий». Вертолёты на вьетнамской войне » Военное обозрение

Без преувеличения, «вертушки» стали одним из символов войны во Вьетнаме. Они проделали огромную боевую и транспортную работу. Но показали себя вертолёты ещё в ходе Корейской войны.

Битва за Корейский полуостров

Эксперименты с винтокрылыми машинами как боевым и транспортным средством начались ещё до Второй мировой. Вперёд вырвались США, чему немало способствовала война в Корее, где вертолёты стали незаменимы. В частности, при переброске войск и эвакуации раненых. Исходы многих боёв были решены быстрой доставкой массы войск в район боевых действий. До Корейской войны из 100 тяжелораненых потери достигали 80-90 человек, вертолёты переменили соотношение к такому же количеству выживших. Сотни пилотов, сбитых советскими асами, были спасены при помощи вертолётов, залетавших, бывало, на территорию противника на 150-200 километров.

Пентагон сделал выводы и заказал американскому военно-промышленному комплексу самые разные типы вертолётов, что весьма выручило во Вьетнаме.

Летающий «индеец»

Настоящей рабочей лошадкой Вьетнамской войны стал БЕЛЛ UH-1 «Ирокез». Среднее нахождение пехотинца США в бою во Вьетнаме – 240 дней в году. Обеспечить войскам боевую поддержку, эвакуацию и поставки питания и боеприпасов в условиях джунглей могли только вертолёты. Их количество наращивалось охотно и активно. Одних «Ирокезов» в 1965 году было три сотни и поток винтокрылов нарастал. К началу семидесятых США сосредоточили во Вьетнаме больше вертолётов, чем их было на вооружении во всех странах мира. Царил UH-1, их насчитывалось 2500 штук. Есть данные, что за время Вьетнамской войны все типы американских вертолётов сделали 36 млн вылетов, налёт составил 13,5 млн часов. Огнём с земли повредили 31 тысячу «вертушек» и только 10% (3,5 тысячи) из которых сбили. Это уникальное соотношение потерь к числу боевых вылетов — 1:18 тысячам. А морская пехота США понесла самые большие одновременные потери вертолётов от миномётного обстрела двух наземных авиабаз 28 октября 1965 года – семнадцать UH-1E. Стоит отметить, что первоначально морская пехота использовала невооружённые вертолёты – в целях поиска и спасения. Но военные условия вынудили морпехов поставить на «вертушки» пулемёты М-60 и блоки НАР. Маринсы сначала вооружали «вертушки» неподвижными пулемётами, но с 1967 года стали использовать турели ТАТ-101.

В ходе войны изменилась пропорция вооружённые/транспортные вертолёты во время боевых действий. Изначально она была 1:5, но в ходе боёв стали применять 1: 3.

Интересно, что огромные потребности в винтокрылой технике во Вьетнаме серьёзно подорвали экспортные возможности американских корпораций. В итоге они уступили мировой рынок французскому вертолёту «Алуэтт».

Тактику использования диктует реальность

Сначала вертолёты использовались разрозненно, на низовом уровне (взвод, рота), затем решили создать специализированную дивизию. Лоббистом аэромобильных войск стал генерал-лейтенант Хоуц. Ещё в 1962 г. он выдвинул концепт дивизии, использующей вертолёты вместо наземной техники, включая танки. Инициативу поддержал министр обороны Макнамара. С середины февраля 1963 года стартовало формирование 11-й воздушно-штурмовой дивизии и приданной ей 10-й авиационной транспортной бригады. В штате – 15,954 тыс. военнослужащих, 459 вертолетов и самолётов, считая ракетный батальон из 39 вертолётов UH-1B, оснащённых НУР. С уровня роты или батареи штабные подразделения располагали двумя «Ирокезами» для транспортировки офицеров. Главную ударную силу дивизии составляли два штурмовых вертолётных батальона, каждый располагал дюжиной вооружённых UH-1B и шестью десятками транспортных UH-1D. Всего в дивизии по штату было 137 ударных вертолётов и 138 транспортников.

Осенью 1963 года на учениях отработали действия аэромобильных войск. В 1965 году закончилось формирование дивизии, она называться 1-й аэромобильной, но штатно всё осталось в прежних параметрах. Во Вьетнаме её первые подразделения появились 28 августа 1965 года, переброска закончилась до конца сентября. Бои показали, что концепция аэромобильных сил себя полностью оправдала.



Впрочем, вертолёты использовались и в одиночку, и в составе небольших групп – это зависело от тактических задач. Часто «вертушка» становилась единственной и последней надеждой на спасение атакованных вьетконговцами американских солдат, поэтому пилоты пренебрегали ограничениями по грузоподъёмности, предпочитая принцип «влезай, сколько уместится». Перегруженные вертолёты, бывало, бились, но риск был маленький, и им пренебрегали. Серьёзным недостатком было отсутствие бронирования, но все попытки оснастить вертолёты броней закончились плачевно – лётные характеристики стремительно ухудшались, исключая использование вертолёта.

Активно применялись эскадрильи «воздушной кавалерии». Эскадрилья формировалась из трёх взводов: разведывательного, огневой поддержки и транс¬портного. В первом — лёгкие вертолеты ОН-13 или ОН-23, во втором — UH-1 В, третий использовал UH-1 D. Нередко разведывательные и ударные вертолёты действовали совместно. Порой разведчики провоцировали по себе огонь с земли, затем выявленные огневые точки подавлялись ударными винтокрылами.

По первоначальному замыслу, каждой пехотной американской или южновьетнамской бригаде придавалась вертолётная рота. На практике к дивизии прикомандировывали вертолётный батальон,

Во Вьетнаме была хроническая нехватка вертолётчиков, укомплектованность в 90% считалась исключительно высокой. Пилот «Ирокеза» должен был проводить в воздухе не больше 150 часов в месяц, показатель в 190 — 200 часов был обычной практикой.

Остаётся добавить, что в самой последней операции вьетнамской войны – эвакуации из Сайгона – также принимали участие вертолёты, взлетавшие, в частности, с крыши посольства США.

topwar.ru

«Незаменимый Ирокез» » Военное обозрение


Белл UH-1 «Ирокез» (англ. Bell UH-1 Iroquois) — американский многоцелевой вертолёт фирмы Bell Helicopter Textron, также известный как «Хьюи» (Huey). Это одна из самых известных и массовых машин в истории вертолётостроения.
История UH-1 началась в середине пятидесятых годов, когда был объявлен конкурс на создание многоцелевого вертолёта, который должен был заменить поршневой Sikorsky UH-34 .

UH-34

Из предложенных проектов в 1955 г., была выбрана разработка фирмы Bell Helicopter Company с обозначением Model 204. На вертолете предполагалось установить новый турбовальный двигатель Lycoming T53. Первый из трех прототипов вертолета, с обозначением ХН-40, совершил полет 20 октября 1956 г. на заводском аэродроме в Форт-Уорт штат Техас.
В середине 1959 года первые серийные вертолёты модификации UH-1A оснащенные двигателем Lycoming T53-L-1A мощностью 770 л. с. начали поступать на вооружение армии США. В войсках они получили обозначение HU-1 Iroquois (с 1962 г. — UH-1). Часть вертолётов была вооружена двумя пулеметами калибра 7.62 мм и шестнадцатью НУР калибра 70 мм.

В марте 1961 г. на вооружение был принят улучшенный вариант вертолета UH-1B с двигателем T53-L-5 мощностью 960 л.с.
Полезная нагрузка нового вертолета достигала 1360 кг., при этом он мог поднять двух пилотов и семь солдат в полной экипировке или пять раненых (из них трое на носилках) и одного сопровождающего. В варианте вертолета огневой поддержки по бокам фюзеляжа устанавливались пулеметы и НУР.

В начале 1965 г. UH-1B в серийном производстве был заменен новой модификацией UH-1C (Model 540) с улучшенным несущим винтом, позволившим снизить вибрацию, улучшить управляемость и повысить максимальную скорость. На вертолете был установлен двигатель Lycoming T55-L-7C . Он мог нести на наружной подвеске до 3000 кг груза при взлетном весе 6350 кг и развивать максимальную скорость в 259км/ч.

Вскоре после принятия на вооружение новые вертолёты были отправлены во Вьетнам. Первыми туда попали 15 вертолетов Вспомогательной тактической транспортной роты, сформированной на Окинаве 15 июля 1961 г. Перед ее личном составом стояла задача изучить возможность использования UH-1A для нанесения ударов по наземным целям и сопровождения транспортных вертолетов. Через год роту перебросили в Таиланд, где она приняла участие в маневрах блока SEATO, а уже 25 июля 1962 г. прибыла на авиабазу Тансоннят в Южном Вьетнаме. Первый боевой вылет на эскортирование транспортных вертолетов СН-21 «ирокезы» выполнили 3 августа.

5 января 1963 г. рота потеряла первую машину. В операции по высадке десанта в деревне Ап Бак принимали участие десять СН-21 и пять вооруженных «хью». Транспортные СН-21 четырьмя волнами должны были высадить южновьетнамскую пехоту. Первая волна достигла зоны высадки и разгрузилась без помех. Опустившийся туман задержал прибытие трех остальных групп на полтора часа. Вертолеты второй и третьей волн также доставили солдат беспрепятственно. Еще через полчаса подошла четвертая волна. На сей раз вертолеты встретила стена огня. Все машины получили попадания пуль. У одного «Ирокеза» отстрелили лопасть несущего винта, он разбился, экипаж погиб.


По опыту боевых действий шло непрерывное совершенствование «Ирокеза», появлялись новые модификации, с улучшенным оборудованием и более мощными двигателями.
UH-1D отличался от всех своих предшественников увеличенным до 6.23 м.куб. объемом кабины. Полезная нагрузка достигала 1815 кг. Вертолет оснащался двигателем T53-L-11 мощностью на валу 820кВт.

Для Корпуса морской пехоты США (US Marine Corps) была создана модификация UH-1E. От UH-1B она отличалась новым составом радиооборудования, а начиная с 1965 г. новым несущим винтом, аналогичным UH-1C. Серийно UH-1E выпускался с февраля 1963 г. по лето 1968 г. Вертолет активно использовался во Вьетнаме для десантных и спасательных операций.
По сравнению с армейской авиацией, Корпус морской пехоты имел относительно не много боевых вертолётов. Весной 1967 г. во Вьетнаме имелись только две эскадрильи UH-1E. Вначале это были не вооруженные поисково-спасательные машины. Но вскоре развитие тактики поисково-спасательных операций привело к появлению специальных вооруженных машин. «Ирокезы» Корпуса морской пехоты зачастую выполняли во Вьетнаме задачи, далекие от поиска и спасения. UH-1E использовались так же, как и армейские вертолеты. Пришлось на них устанавливать четыре пулемета М-60 и блоки НАР. В отличие от армейских машин, на морских «ирокезах» пулеметы монтировались неподвижно. В 1967 г. винтокрылые машины морской пехоты получили турели с двумя пулеметами М-60.

«Ирокезы» с июня 1963 г. стали поступать на вооружение легких аэромобильных рот. Каждая из них включала два взвода транспортных вертолетов и взвод огневой поддержки.
Численность вертолетов, действовавших во Вьетнаме, росла очень быстро, весной 1965 г. одних «ирокезов» там насчитывалось порядка 300 (из них примерно 100 — ударные UH-1 В), а в конце десятилетия американцы имели в Индокитае только «ирокезов» больше, чем состояло на вооружении армий всех остальных государств мира — порядка 2500.
Широкую известность получили эскадрильи «воздушной кавалерии». В эскадрилью входило три взвода: разведывательный, огневой поддержки и транспортный. На вооружении первого состояли легкие вертолеты ОН-13 или ОН-23, второго — UH-1В, а третий летал на UH-1D. Очень часто разведывательные и ударные вертолеты действовали в единых боевых порядках.

Для повышения грузоподъемности с вертолётов зачастую демонтировались кресла и двери, а также вспомогательное оборудование, без которого можно было обойтись в полёте. Снималась также бронезащита, которую экипажи считали бесполезным балластом. По мнению пилотов, главной защитой являлись скорость и манёвренность вертолётов. Но повышение лётных характеристик не могло гарантировать неуязвимости.
О потерях вертолетов можно судить по воспоминаниям борттехника Р. Чиновиза, прибывшего во Вьетнам в январе 1967 г. Новичок обнаружил на авиабазе Тансоннят не менее 60 поврежденных и полностью разбитых «ирокезов». При этом больше всего пробоин имелось в средних частях фюзеляжей — стрелков и техников убивали и ранили гораздо чаще, чем летчиков.

Очень скоро «Ирокез» стал «рабочей лошадкой» аэромобильных подразделений, американцы перешли от использования винтокрылых машин в составе мелких подразделений (взвод — рота) к формированию вертолетной дивизии. В середине февраля 1963 г. началось формирование 11-й воздушно-штурмовой дивизии и приданной ей 10-й авиационной транспортной бригады. Штат дивизии определялся в 15 954 человека при 459 вертолетах и самолетах. На вооружении эскадрильи «воздушной кавалерии» полагалось иметь 38 вертолетов огневой поддержки UH-1B (включая четыре вертолета, вооруженных ПТУР SS.11 или «ТОУ») и 18 транспортных UH-1D.

В состав дивизионной артиллерии входил авиационный ракетный батальон — 39 вертолетов UH-1B, вооруженных неуправляемыми ракетами. Для действий в тылу противника в состав дивизии входила рота «следопытов». Доставка разведывательно-диверсионных групп возлагалась на шесть вертолетов UH-1B. Главной ударной силой дивизии являлись два штурмовых вертолетных батальона, в каждом — по 12 вооруженных UH-1B и 60 транспортных UH-1D. В отличие от вертолетов эскадрона «воздушной кавалерии», UH-1B штурмовых батальонов имели только пулеметное вооружение и предназначались для сопровождения транспортных машин и окончательной зачистки района высадки. Всего дивизии по штату полагалось иметь (помимо прочей авиационной техники) 137 ударных вертолетов UH-1B и 138 транспортных UH-1D. Обычная пропорция вооруженных вертолетов по отношению к транспортным в боевых вылетах составляла сначала 1:5, но по опыту войны количество боевых вертолетов пришлось увеличить: один UH-1B на три UH-1D.

Самой совершенной модификацией используемой во Вьетнаме стал UH-1H с двигателем Avco Lycoming T53-L-13 мощностью на валу 1044 кВт. Поставки его начались с сентября 1967 года.

Боевой опыт позволил выявить ряд недостатков «Хью». Из-за низкой скорости тяжелые вооруженные машины модификации UH-1B легко поражались из пулеметов, особенно крупнокалиберных, а самое главное — не успевали за более скоростными UH-1D. Отмечалась недостаточная прочность хвостовой балки — при грубой посадке она от соприкосновения с землей ломалась, повреждалась от частых ударов о ветки деревьев при полетах на малых высотах. Мощности двигателя UH-1D хватало для перевозки только семи бойцов с полным снаряжением вместо девяти или, тем более, двенадцати. В жару UH-1D, летавшие в горах, брали на борт только пять десантников. Недостаток мощности не позволял установить на вертолеты серьёзную броню. Часто летчики в боевой обстановке загружали своих «коней» по принципу «лезь, пока есть место». В результате перегрузки заклинивало двигатель; вертолет падал, переворачивался и загорался. Еще одной причиной не боевых потерь стали рефлекторные движения. Известен случай, когда пилот резко дернул рукой при близком разрыве. Вертолет резко накренился, зацепив лопастью несущего винта телеграфный столб. Машина разбилась.


«Ирокез» стал, пожалуй, наряду с «Фантомом» и Б-52 наиболее узнаваемым символом Вьетнамской войны. Всего за 11 лет войны в Юго-Восточной Азии по официальным данным вертолеты армии США совершили 36 млн. вылетов, налетав 13,5 млн. часов, зенитным огнем была повреждена 31 000 вертолетов, но только 3500 из них (10%) были сбиты или совершили вынужденную посадку. Такое низкое отношение потерь к числу боевых вылетов уникально для летательных аппаратов в условиях интенсивных боевых действий— 1:18 000. Впрочем, значительная часть боевых потерь попала в графу «лётные происшествия».
Например, если подбитый вертолёт садился на своём аэродроме, где благополучно сгорал, то он не учитывался как сбитый. То же происходило со списанными машинами, которые сумели вернуться, но не подлежали восстановлению.

Из-за уязвимости вертолётов огневой поддержки UH-1В, которые несли большие потери, была начата программа создания на его базе специализированного ударного АН-1 «Кобра», который имел гораздо лучшую защиту. «Ирокез» оказался слишком уязвим для огня стрелкового оружия и в особенности крупнокалиберных пулемётов, составляющих основу системы ПВО Вьет-Конга.

Несколько сотен вертолётов было передано Южному Вьетнаму, эти машины вплоть до самых последних дней активно использовались в боях. Когда крах сайгонского режима стал неотвратим, они использовались для бегства из страны.

Южновьетнамский «Хьюи» сталкивают за борт корабля, чтобы освободить место на палубе

Значительная часть вертолётов переданных американцами Южному Вьетнаму, досталась после падения Сайгона в качестве трофеев армии ДРВ. Где они активно использовались до конца восьмидесятых.

После успешного дебюта во Вьетнаме, «Ирокезы» очень широко распространились по всему миру. Часто бывшие в употреблении вертолёты передавались «проамерикански» ориентированным странам в рамках военной помощи. Было экспортировано более 10000 вертолётов. В Японии и Италии их выпускали по лицензии, в общей сложности построено около 700 машин.

В начале семидесятых, на базе UH-1D для ВМС и Корпуса морской пехоты (КМП) была создана двухдвигательная модификация UH-1N. Силовая установка вертолета PT6T Twin-Pac канадской компании Пратт & Уитни Эйркрафт Канада (PWAC) состояла из двух турбовальных двигателей, установленных рядом и вращавших вал несущего винта через редуктор. Выходная мощность на валу у первых серийных экземпляров вертолета составляла 4,66 кВт/кг. В случае неисправности одной из двух турбин, датчики крутящего момента, расположенные в собирающем редукторе, передавали сигнал исправной турбине и она начинала вырабатывать мощность на валу в диапазоне от 764 кВт до 596 кВт, для аварийной или непрерывной работы соответственно.

Это техническое решение позволило повысить безопасность полёта и выживаемость машины в случае повреждения одного двигателя.
Примерно в тоже время была создана гражданская версия вертолёта. Она отличалась от военной модели обстановкой кабины и электронным оборудованием.
8 вертолетов Model 212 в 1979г. были поставлены Китаю. Вертолеты Model 212 под названием Agusta-Bell AB.212 производились также в Италии по лицензии компанией Agusta.

Вертолёты семейства UH-1 в армии США были постепенно вытеснены более грузоподъёмным и скоростным Sikorsky UH-60 Black Hawk.
Но КМП США не торопился отказываться от хорошо зарекомендовавшей себя машины.
На палубах универсальных десантных кораблей компактные «Ирокезы» занимали места гораздо меньше.
Для замены стареющих UH-1N на фирме Bell Helicopter Textron, в начале 2000-х были начаты работы по созданию новой модификации вертолёта. Программа модернизации вертолёта велась параллельно с работами по вертолёту AH-1Z King Cobra.
Новая модификация «Хью» получила обозначение UH-1Y Venom.

На вертолёте установлен четырёхлопастный несущий винт из композитных материалов, 2 ГТД General Electric T700-GE-401, увеличен размер фюзеляжа для дополнительного БРЭО, установлен новый комплект БРЭО, включающего GPS и систему цифровой картографии, установлены новые системы пассивного и активного радиотехнического противодействия. Значительно расширен диапазон применяемого вооружения. Пассажировместимость увеличилась до 18 человек, а максимальная скорость до 304 км/ч. Серийное производство UH-1Y начато в 2008 году.

Стоимость всей программы модернизации почти трех сотен «Хью» и «Суперкобр», а также закупок новых геликоптеров морпехами и ВМС США превысит 12 миллиардов долларов. Что характерно, не забыт и принцип производственной экономии. Корпусные системы, БРЭО и двигательная установка UH-1Y на 84 процента совместимы с уже упоминавшимися вертолетами огневой поддержки AH-1Z King Cobra, что значительно упростит техническое обслуживание.

Тенденция к вымыванию из боевого состава старых образцов авиационной техники, хорошо заметная в 90 и 2000-е годы, парадоксальным образом не касается некоторых машин. Безальтернативно, к примеру, служит бомбардировщик B-52 и военно-транспортный С-130. Простые, привычные и надежные «Хью» тоже стали таким оружием.

С начала серийного производства в 1960 году было выпущено более 16000 шт. UH-1 различных модификаций. Машины этого типа применялись более чем в 90 странах. Значительная их часть находится в лётном состоянии до сих пор. Учитывая запуск в производство новой модификации, нет никакого сомнения, что эти вертолёты будут подниматься в воздух ещё несколько десятилетий.

По материалам:
http://airspot.ru/catalogue/item/bell-uh-1y-iroquois
http://worldweapon.ru/vertuski/uh2.php
http://www.airwar.ru/enc/uh/uh2.html

topwar.ru

Вертолеты во Вьетнаме | Военное оружие и армии Мира

Вертолет UH-1 «Ирокез» стал настоящим символом войны во Вьетнаме. Применяясь в массовом количестве, он позволил на практике реализовать концепцию аэромобильных действий.

Первые «Ирокезы» прибыли во Вьетнам летом 1961 года. С июня 1963 года начали формироваться легкие аэромобильные роты. Каждая из них включала два взвода транспортных вертолетов и взвод огневой поддержки. На вооружении всех трех взводов состояли «Ирокезы», только в роли машин огневой поддержки использовались вертолеты модификации UH-1B, а как транспортные — UH-1D и UH-1H.

В конце 1963 года удалось отработать тактическую схему использования «Ирокезов», получившую название «Игл флайт» — «Полет орлов». Группа «орлов» состояла из вертолета управления, пят вооруженных машин и семи транспортных «Ирокезов» с десантом на борту (вариант — четыре и шесть соответственно). Еще один невооруженный UH-1 использовался в качестве санитарного. Группа работала «по вызову», базируясь на передовых площадках. Эта схема позволила сильно уменьшить время реагирования на опасную ситуацию. К ноябрю 1964 года все вертолетные роты армейской авиации США в Индокитае действовали подобным образом. С поступлением легких разведывательных вертолетов 0Н-6А «Кейюс»тактику ‘Игл флайт»модифицировали. Теперь аэромобильная группа состояла из семи — девяти «Кейюсов», шести «Ирокезов», перевозивших взвод пехотинцев, и девяти вертолетов огневой поддержки. Экипажи ОН-6А — «Белая команда» — вели разведку. Обнаружив скопление противника, вызывали «Красную команду» — ударные вертолеты, которые наносили удар по врагу, и «Синюю команду» — вертолеты UH-1, которые выбрасывали десант в самом выгодном для атаки месте.

НАРАСТАНИЕ МАСШТАБОВ

Численность вертолетов, действовавших во Вьетнаме, росла очень быстро, весной 1965 года одних «Ирокезов» там насчитывалось порядка 300 (из них примерно 100 — ударные UH-1 В). В конце десятилетия американцы имели в Индокитае только «Ирокезов» больше, чем состояло на вооружении армий всех остальных государств мира, — порядка 2500!

Наращивание численности вертолетов позволило перейти к формированию более крупных аэромобильных соединений. Инициатором выступил генерал-лейтенант Г. Хоуц. Еще в 1962 году он предложил концепцию дивизии, в которой место колесной и гусеничной техники заняли бы вертолеты. Генерал сумел заразить своими идеями министра обороны Р. Макнамару. В середине февраля следующего года началось формирование 11-й воздушно-штурмовой дивизии и приданной ей 10-й авиационной транспортной бригады. Штат дивизии определялся в 15 954 человека при 459 вертолетах и самолетах. На вооружении эскадрильи «воздушной кавалерии» полагалось иметь 38 вертолетов огневой поддержки UH-1B (включая четыре вертолета, вооруженных ПТУР SS.11) и 18 транспортных UH-1D. В состав дивизионной артиллерии входил авиационный ракетный ационный ракетный батальон — 39 вертолетов UH-1B, вооруженных неуправляемыми ракетами. Всемштабным подразделениям, начиная с уровня роты или батареи, полагалось иметь по два «Ирокеза», предназначенных для перевозки офицеров. Для действий в тылу противника в состав дивизии входила рота «следопытов». Доставка разведывательно-диверсионных групп возлагалась на шесть вертолетов UH-1 В. Главной ударной силой дивизии были два штурмовых вертолетных батальона, в каждом — по 12 вооруженных UH-1B и 60 транспортных UH-1D. В отличие от вертолетов эскадрона -воздушной кавалерии», UH-1В штурмовых батальонов имели только пулеметное вооружение и предназначались для сопровождения транспортных машин и окончательной зачистки района высадки. Всего дивизии по штату полагалось иметь (помимо прочей авиационной техники) 137 ударных вертолетов UH-1B и 138 транспортных UH-1D. Переброску дивизионной артиллерии, подразделений второго эшелона и различных грузов осуществляла 10-я авиабригада. Ее основным вооружением были тяжелые транспортно-десантные вертолеты СН-47 «Чинук».

АЭРОМОБИЛЬНАЯ ДИВИЗИЯ В БОЮ

Дивизия, переименованная в 1 -ю аэромобильную, прибыла во Вьетнам в сентябре 1965 года. Тактика аэромобильных действий до уровня батальона включительно была предварительно отработана во время учений на территории США, так что вертолетчики и пехотинцы уже обладали опытом совместных действий. Боевое крещение соединение получило в районе Центрального нагорья, сыграв решающую роль в боях за Плей Ми. Цель операции состояла в перехвате отходивших к камбоджийской границе подразделений противника. Считается, что именно здесь американцы впервые столкнулись с крупными подразделениями регулярной армии Северного Вьетнама. И хотя, как известно, война во Вьетнаме завершилась поражением США, концепция аэромобильных действий получила дальнейшее развитие. Первыми на нее обратили внимание советские военные, уже в конце 1960-х годов приступившие к формированию десантно-штурмовых бригад. Впоследствии аналогичные по назначению соединения появились во Франции и некоторых других странах.

Оставить эмоцию

Нравится
Тронуло
Ха-Ха
Ого
Печаль
Злюсь