«Полёт валькирий». Вертолёты на вьетнамской войне » Военное обозрение
Без преувеличения, «вертушки» стали одним из символов войны во Вьетнаме. Они проделали огромную боевую и транспортную работу. Но показали себя вертолёты ещё в ходе Корейской войны.Битва за Корейский полуостров
Эксперименты с винтокрылыми машинами как боевым и транспортным средством начались ещё до Второй мировой. Вперёд вырвались США, чему немало способствовала война в Корее, где вертолёты стали незаменимы. В частности, при переброске войск и эвакуации раненых. Исходы многих боёв были решены быстрой доставкой массы войск в район боевых действий. До Корейской войны из 100 тяжелораненых потери достигали 80-90 человек, вертолёты переменили соотношение к такому же количеству выживших. Сотни пилотов, сбитых советскими асами, были спасены при помощи вертолётов, залетавших, бывало, на территорию противника на 150-200 километров.
Пентагон сделал выводы и заказал американскому военно-промышленному комплексу самые разные типы вертолётов, что весьма выручило во Вьетнаме.
Летающий «индеец»
Настоящей рабочей лошадкой Вьетнамской войны стал БЕЛЛ UH-1 «Ирокез». Среднее нахождение пехотинца США в бою во Вьетнаме – 240 дней в году. Обеспечить войскам боевую поддержку, эвакуацию и поставки питания и боеприпасов в условиях джунглей могли только вертолёты. Их количество наращивалось охотно и активно. Одних «Ирокезов» в 1965 году было три сотни и поток винтокрылов нарастал. К началу семидесятых США сосредоточили во Вьетнаме больше вертолётов, чем их было на вооружении во всех странах мира. Царил UH-1, их насчитывалось 2500 штук. Есть данные, что за время Вьетнамской войны все типы американских вертолётов сделали 36 млн вылетов, налёт составил 13,5 млн часов. Огнём с земли повредили 31 тысячу «вертушек» и только 10% (3,5 тысячи) из которых сбили. Это уникальное соотношение потерь к числу боевых вылетов — 1:18 тысячам. А морская пехота США понесла самые большие одновременные потери вертолётов от миномётного обстрела двух наземных авиабаз 28 октября 1965 года – семнадцать UH-1E. Стоит отметить, что первоначально морская пехота использовала невооружённые вертолёты – в целях поиска и спасения. Но военные условия вынудили морпехов поставить на «вертушки» пулемёты М-60 и блоки НАР. Маринсы сначала вооружали «вертушки» неподвижными пулемётами, но с 1967 года стали использовать турели ТАТ-101.
В ходе войны изменилась пропорция вооружённые/транспортные вертолёты во время боевых действий. Изначально она была 1:5, но в ходе боёв стали применять 1: 3.
Интересно, что огромные потребности в винтокрылой технике во Вьетнаме серьёзно подорвали экспортные возможности американских корпораций. В итоге они уступили мировой рынок французскому вертолёту «Алуэтт».
Тактику использования диктует реальность
Сначала вертолёты использовались разрозненно, на низовом уровне (взвод, рота), затем решили создать специализированную дивизию. Лоббистом аэромобильных войск стал генерал-лейтенант Хоуц. Ещё в 1962 г. он выдвинул концепт дивизии, использующей вертолёты вместо наземной техники, включая танки. Инициативу поддержал министр обороны Макнамара. С середины февраля 1963 года стартовало формирование 11-й воздушно-штурмовой дивизии и приданной ей 10-й авиационной транспортной бригады. В штате – 15,954 тыс. военнослужащих, 459 вертолетов и самолётов, считая ракетный батальон из 39 вертолётов UH-1B, оснащённых НУР. С уровня роты или батареи штабные подразделения располагали двумя «Ирокезами» для транспортировки офицеров. Главную ударную силу дивизии составляли два штурмовых вертолётных батальона, каждый располагал дюжиной вооружённых UH-1B и шестью десятками транспортных UH-1D. Всего в дивизии по штату было 137 ударных вертолётов и 138 транспортников.
Осенью 1963 года на учениях отработали действия аэромобильных войск. В 1965 году закончилось формирование дивизии, она называться 1-й аэромобильной, но штатно всё осталось в прежних параметрах. Во Вьетнаме её первые подразделения появились 28 августа 1965 года, переброска закончилась до конца сентября. Бои показали, что концепция аэромобильных сил себя полностью оправдала.
Впрочем, вертолёты использовались и в одиночку, и в составе небольших групп – это зависело от тактических задач. Часто «вертушка» становилась единственной и последней надеждой на спасение атакованных вьетконговцами американских солдат, поэтому пилоты пренебрегали ограничениями по грузоподъёмности, предпочитая принцип «влезай, сколько уместится». Перегруженные вертолёты, бывало, бились, но риск был маленький, и им пренебрегали. Серьёзным недостатком было отсутствие бронирования, но все попытки оснастить вертолёты броней закончились плачевно – лётные характеристики стремительно ухудшались, исключая использование вертолёта.
Активно применялись эскадрильи «воздушной кавалерии». Эскадрилья формировалась из трёх взводов: разведывательного, огневой поддержки и транс¬портного. В первом — лёгкие вертолеты ОН-13 или ОН-23, во втором — UH-1 В, третий использовал UH-1 D. Нередко разведывательные и ударные вертолёты действовали совместно. Порой разведчики провоцировали по себе огонь с земли, затем выявленные огневые точки подавлялись ударными винтокрылами.
По первоначальному замыслу, каждой пехотной американской или южновьетнамской бригаде придавалась вертолётная рота. На практике к дивизии прикомандировывали вертолётный батальон,
Во Вьетнаме была хроническая нехватка вертолётчиков, укомплектованность в 90% считалась исключительно высокой. Пилот «Ирокеза» должен был проводить в воздухе не больше 150 часов в месяц, показатель в 190 — 200 часов был обычной практикой.
Остаётся добавить, что в самой последней операции вьетнамской войны – эвакуации из Сайгона – также принимали участие вертолёты, взлетавшие, в частности, с крыши посольства США.
topwar.ru
«Незаменимый Ирокез» » Военное обозрение
Белл UH-1 «Ирокез» (англ. Bell UH-1 Iroquois) — американский многоцелевой вертолёт фирмы Bell Helicopter Textron, также известный как «Хьюи» (Huey). Это одна из самых известных и массовых машин в истории вертолётостроения.
История UH-1 началась в середине пятидесятых годов, когда был объявлен конкурс на создание многоцелевого вертолёта, который должен был заменить поршневой Sikorsky UH-34 .
UH-34
Из предложенных проектов в 1955 г., была выбрана разработка фирмы Bell Helicopter Company с обозначением Model 204. На вертолете предполагалось установить новый турбовальный двигатель Lycoming T53. Первый из трех прототипов вертолета, с обозначением ХН-40, совершил полет 20 октября 1956 г. на заводском аэродроме в Форт-Уорт штат Техас.
В марте 1961 г. на вооружение был принят улучшенный вариант вертолета UH-1B с двигателем T53-L-5 мощностью 960 л.с.
Полезная нагрузка нового вертолета достигала 1360 кг., при этом он мог поднять двух пилотов и семь солдат в полной экипировке или пять раненых (из них трое на носилках) и одного сопровождающего. В варианте вертолета огневой поддержки по бокам фюзеляжа устанавливались пулеметы и НУР.
В начале 1965 г. UH-1B в серийном производстве был заменен новой модификацией UH-1C (Model 540) с улучшенным несущим винтом, позволившим снизить вибрацию, улучшить управляемость и повысить максимальную скорость. На вертолете был установлен двигатель Lycoming T55-L-7C . Он мог нести на наружной подвеске до 3000 кг груза при взлетном весе 6350 кг и развивать максимальную скорость в 259км/ч.
Вскоре после принятия на вооружение новые вертолёты были отправлены во Вьетнам. Первыми туда попали 15 вертолетов Вспомогательной тактической транспортной роты, сформированной на Окинаве 15 июля 1961 г. Перед ее личном составом стояла задача изучить возможность использования UH-1A для нанесения ударов по наземным целям и сопровождения транспортных вертолетов. Через год роту перебросили в Таиланд, где она приняла участие в маневрах блока SEATO, а уже 25 июля 1962 г. прибыла на авиабазу Тансоннят в Южном Вьетнаме. Первый боевой вылет на эскортирование транспортных вертолетов СН-21 «ирокезы» выполнили 3 августа.
5 января 1963 г. рота потеряла первую машину. В операции по высадке десанта в деревне Ап Бак принимали участие десять СН-21 и пять вооруженных «хью». Транспортные СН-21 четырьмя волнами должны были высадить южновьетнамскую пехоту. Первая волна достигла зоны высадки и разгрузилась без помех. Опустившийся туман задержал прибытие трех остальных групп на полтора часа. Вертолеты второй и третьей волн также доставили солдат беспрепятственно. Еще через полчаса подошла четвертая волна. На сей раз вертолеты встретила стена огня. Все машины получили попадания пуль. У одного «Ирокеза» отстрелили лопасть несущего винта, он разбился, экипаж погиб.
По опыту боевых действий шло непрерывное совершенствование «Ирокеза», появлялись новые модификации, с улучшенным оборудованием и более мощными двигателями.
UH-1D отличался от всех своих предшественников увеличенным до 6.23 м.куб. объемом кабины. Полезная нагрузка достигала 1815 кг. Вертолет оснащался двигателем T53-L-11 мощностью на валу 820кВт.
Для Корпуса морской пехоты США (US Marine Corps) была создана модификация UH-1E. От UH-1B она отличалась новым составом радиооборудования, а начиная с 1965 г. новым несущим винтом, аналогичным UH-1C. Серийно UH-1E выпускался с февраля 1963 г. по лето 1968 г. Вертолет активно использовался во Вьетнаме для десантных и спасательных операций.
По сравнению с армейской авиацией, Корпус морской пехоты имел относительно не много боевых вертолётов. Весной 1967 г. во Вьетнаме имелись только две эскадрильи UH-1E. Вначале это были не вооруженные поисково-спасательные машины. Но вскоре развитие тактики поисково-спасательных операций привело к появлению специальных вооруженных машин. «Ирокезы» Корпуса морской пехоты зачастую выполняли во Вьетнаме задачи, далекие от поиска и спасения. UH-1E использовались так же, как и армейские вертолеты. Пришлось на них устанавливать четыре пулемета М-60 и блоки НАР. В отличие от армейских машин, на морских «ирокезах» пулеметы монтировались неподвижно. В 1967 г. винтокрылые машины морской пехоты получили турели с двумя пулеметами М-60.
«Ирокезы» с июня 1963 г. стали поступать на вооружение легких аэромобильных рот. Каждая из них включала два взвода транспортных вертолетов и взвод огневой поддержки.
Численность вертолетов, действовавших во Вьетнаме, росла очень быстро, весной 1965 г. одних «ирокезов» там насчитывалось порядка 300 (из них примерно 100 — ударные UH-1 В), а в конце десятилетия американцы имели в Индокитае только «ирокезов» больше, чем состояло на вооружении армий всех остальных государств мира — порядка 2500.
Широкую известность получили эскадрильи «воздушной кавалерии». В эскадрилью входило три взвода: разведывательный, огневой поддержки и транспортный. На вооружении первого состояли легкие вертолеты ОН-13 или ОН-23, второго — UH-1В, а третий летал на UH-1D. Очень часто разведывательные и ударные вертолеты действовали в единых боевых порядках.
Для повышения грузоподъемности с вертолётов зачастую демонтировались кресла и двери, а также вспомогательное оборудование, без которого можно было обойтись в полёте. Снималась также бронезащита, которую экипажи считали бесполезным балластом. По мнению пилотов, главной защитой являлись скорость и манёвренность вертолётов. Но повышение лётных характеристик не могло гарантировать неуязвимости.
О потерях вертолетов можно судить по воспоминаниям борттехника Р. Чиновиза, прибывшего во Вьетнам в январе 1967 г. Новичок обнаружил на авиабазе Тансоннят не менее 60 поврежденных и полностью разбитых «ирокезов». При этом больше всего пробоин имелось в средних частях фюзеляжей — стрелков и техников убивали и ранили гораздо чаще, чем летчиков.
Очень скоро «Ирокез» стал «рабочей лошадкой» аэромобильных подразделений, американцы перешли от использования винтокрылых машин в составе мелких подразделений (взвод — рота) к формированию вертолетной дивизии. В середине февраля 1963 г. началось формирование 11-й воздушно-штурмовой дивизии и приданной ей 10-й авиационной транспортной бригады. Штат дивизии определялся в 15 954 человека при 459 вертолетах и самолетах. На вооружении эскадрильи «воздушной кавалерии» полагалось иметь 38 вертолетов огневой поддержки UH-1B (включая четыре вертолета, вооруженных ПТУР SS.11 или «ТОУ») и 18 транспортных UH-1D.
В состав дивизионной артиллерии входил авиационный ракетный батальон — 39 вертолетов UH-1B, вооруженных неуправляемыми ракетами. Для действий в тылу противника в состав дивизии входила рота «следопытов». Доставка разведывательно-диверсионных групп возлагалась на шесть вертолетов UH-1B. Главной ударной силой дивизии являлись два штурмовых вертолетных батальона, в каждом — по 12 вооруженных UH-1B и 60 транспортных UH-1D. В отличие от вертолетов эскадрона «воздушной кавалерии», UH-1B штурмовых батальонов имели только пулеметное вооружение и предназначались для сопровождения транспортных машин и окончательной зачистки района высадки. Всего дивизии по штату полагалось иметь (помимо прочей авиационной техники) 137 ударных вертолетов UH-1B и 138 транспортных UH-1D. Обычная пропорция вооруженных вертолетов по отношению к транспортным в боевых вылетах составляла сначала 1:5, но по опыту войны количество боевых вертолетов пришлось увеличить: один UH-1B на три UH-1D.
Самой совершенной модификацией используемой во Вьетнаме стал UH-1H с двигателем Avco Lycoming T53-L-13 мощностью на валу 1044 кВт. Поставки его начались с сентября 1967 года.
Боевой опыт позволил выявить ряд недостатков «Хью». Из-за низкой скорости тяжелые вооруженные машины модификации UH-1B легко поражались из пулеметов, особенно крупнокалиберных, а самое главное — не успевали за более скоростными UH-1D. Отмечалась недостаточная прочность хвостовой балки — при грубой посадке она от соприкосновения с землей ломалась, повреждалась от частых ударов о ветки деревьев при полетах на малых высотах. Мощности двигателя UH-1D хватало для перевозки только семи бойцов с полным снаряжением вместо девяти или, тем более, двенадцати. В жару UH-1D, летавшие в горах, брали на борт только пять десантников. Недостаток мощности не позволял установить на вертолеты серьёзную броню. Часто летчики в боевой обстановке загружали своих «коней» по принципу «лезь, пока есть место». В результате перегрузки заклинивало двигатель; вертолет падал, переворачивался и загорался. Еще одной причиной не боевых потерь стали рефлекторные движения. Известен случай, когда пилот резко дернул рукой при близком разрыве. Вертолет резко накренился, зацепив лопастью несущего винта телеграфный столб. Машина разбилась.
«Ирокез» стал, пожалуй, наряду с «Фантомом» и Б-52 наиболее узнаваемым символом Вьетнамской войны. Всего за 11 лет войны в Юго-Восточной Азии по официальным данным вертолеты армии США совершили 36 млн. вылетов, налетав 13,5 млн. часов, зенитным огнем была повреждена 31 000 вертолетов, но только 3500 из них (10%) были сбиты или совершили вынужденную посадку. Такое низкое отношение потерь к числу боевых вылетов уникально для летательных аппаратов в условиях интенсивных боевых действий— 1:18 000. Впрочем, значительная часть боевых потерь попала в графу «лётные происшествия».
Например, если подбитый вертолёт садился на своём аэродроме, где благополучно сгорал, то он не учитывался как сбитый. То же происходило со списанными машинами, которые сумели вернуться, но не подлежали восстановлению.
Из-за уязвимости вертолётов огневой поддержки UH-1В, которые несли большие потери, была начата программа создания на его базе специализированного ударного АН-1 «Кобра», который имел гораздо лучшую защиту. «Ирокез» оказался слишком уязвим для огня стрелкового оружия и в особенности крупнокалиберных пулемётов, составляющих основу системы ПВО Вьет-Конга.
Несколько сотен вертолётов было передано Южному Вьетнаму, эти машины вплоть до самых последних дней активно использовались в боях. Когда крах сайгонского режима стал неотвратим, они использовались для бегства из страны.
Южновьетнамский «Хьюи» сталкивают за борт корабля, чтобы освободить место на палубе
Значительная часть вертолётов переданных американцами Южному Вьетнаму, досталась после падения Сайгона в качестве трофеев армии ДРВ. Где они активно использовались до конца восьмидесятых.
После успешного дебюта во Вьетнаме, «Ирокезы» очень широко распространились по всему миру. Часто бывшие в употреблении вертолёты передавались «проамерикански» ориентированным странам в рамках военной помощи. Было экспортировано более 10000 вертолётов. В Японии и Италии их выпускали по лицензии, в общей сложности построено около 700 машин.
В начале семидесятых, на базе UH-1D для ВМС и Корпуса морской пехоты (КМП) была создана двухдвигательная модификация UH-1N. Силовая установка вертолета PT6T Twin-Pac канадской компании Пратт & Уитни Эйркрафт Канада (PWAC) состояла из двух турбовальных двигателей, установленных рядом и вращавших вал несущего винта через редуктор. Выходная мощность на валу у первых серийных экземпляров вертолета составляла 4,66 кВт/кг. В случае неисправности одной из двух турбин, датчики крутящего момента, расположенные в собирающем редукторе, передавали сигнал исправной турбине и она начинала вырабатывать мощность на валу в диапазоне от 764 кВт до 596 кВт, для аварийной или непрерывной работы соответственно.
Это техническое решение позволило повысить безопасность полёта и выживаемость машины в случае повреждения одного двигателя.
Примерно в тоже время была создана гражданская версия вертолёта. Она отличалась от военной модели обстановкой кабины и электронным оборудованием.
8 вертолетов Model 212 в 1979г. были поставлены Китаю. Вертолеты Model 212 под названием Agusta-Bell AB.212 производились также в Италии по лицензии компанией Agusta.
Вертолёты семейства UH-1 в армии США были постепенно вытеснены более грузоподъёмным и скоростным Sikorsky UH-60 Black Hawk.
Но КМП США не торопился отказываться от хорошо зарекомендовавшей себя машины.
На палубах универсальных десантных кораблей компактные «Ирокезы» занимали места гораздо меньше.
Для замены стареющих UH-1N на фирме Bell Helicopter Textron, в начале 2000-х были начаты работы по созданию новой модификации вертолёта. Программа модернизации вертолёта велась параллельно с работами по вертолёту AH-1Z King Cobra.
Новая модификация «Хью» получила обозначение UH-1Y Venom.
На вертолёте установлен четырёхлопастный несущий винт из композитных материалов, 2 ГТД General Electric T700-GE-401, увеличен размер фюзеляжа для дополнительного БРЭО, установлен новый комплект БРЭО, включающего GPS и систему цифровой картографии, установлены новые системы пассивного и активного радиотехнического противодействия. Значительно расширен диапазон применяемого вооружения. Пассажировместимость увеличилась до 18 человек, а максимальная скорость до 304 км/ч. Серийное производство UH-1Y начато в 2008 году.
Стоимость всей программы модернизации почти трех сотен «Хью» и «Суперкобр», а также закупок новых геликоптеров морпехами и ВМС США превысит 12 миллиардов долларов. Что характерно, не забыт и принцип производственной экономии. Корпусные системы, БРЭО и двигательная установка UH-1Y на 84 процента совместимы с уже упоминавшимися вертолетами огневой поддержки AH-1Z King Cobra, что значительно упростит техническое обслуживание.
Тенденция к вымыванию из боевого состава старых образцов авиационной техники, хорошо заметная в 90 и 2000-е годы, парадоксальным образом не касается некоторых машин. Безальтернативно, к примеру, служит бомбардировщик B-52 и военно-транспортный С-130. Простые, привычные и надежные «Хью» тоже стали таким оружием.
С начала серийного производства в 1960 году было выпущено более 16000 шт. UH-1 различных модификаций. Машины этого типа применялись более чем в 90 странах. Значительная их часть находится в лётном состоянии до сих пор. Учитывая запуск в производство новой модификации, нет никакого сомнения, что эти вертолёты будут подниматься в воздух ещё несколько десятилетий.
По материалам:
http://airspot.ru/catalogue/item/bell-uh-1y-iroquois
http://worldweapon.ru/vertuski/uh2.php
http://www.airwar.ru/enc/uh/uh2.html
topwar.ru
Вертолеты во Вьетнаме | Военное оружие и армии Мира
Вертолет UH-1 «Ирокез» стал настоящим символом войны во Вьетнаме. Применяясь в массовом количестве, он позволил на практике реализовать концепцию аэромобильных действий.
Первые «Ирокезы» прибыли во Вьетнам летом 1961 года. С июня 1963 года начали формироваться легкие аэромобильные роты. Каждая из них включала два взвода транспортных вертолетов и взвод огневой поддержки. На вооружении всех трех взводов состояли «Ирокезы», только в роли машин огневой поддержки использовались вертолеты модификации UH-1B, а как транспортные — UH-1D и UH-1H.
В конце 1963 года удалось отработать тактическую схему использования «Ирокезов», получившую название «Игл флайт» — «Полет орлов». Группа «орлов» состояла из вертолета управления, пят вооруженных машин и семи транспортных «Ирокезов» с десантом на борту (вариант — четыре и шесть соответственно). Еще один невооруженный UH-1 использовался в качестве санитарного. Группа работала «по вызову», базируясь на передовых площадках. Эта схема позволила сильно уменьшить время реагирования на опасную ситуацию. К ноябрю 1964 года все вертолетные роты армейской авиации США в Индокитае действовали подобным образом. С поступлением легких разведывательных вертолетов 0Н-6А «Кейюс»тактику ‘Игл флайт»модифицировали. Теперь аэромобильная группа состояла из семи — девяти «Кейюсов», шести «Ирокезов», перевозивших взвод пехотинцев, и девяти вертолетов огневой поддержки. Экипажи ОН-6А — «Белая команда» — вели разведку. Обнаружив скопление противника, вызывали «Красную команду» — ударные вертолеты, которые наносили удар по врагу, и «Синюю команду» — вертолеты UH-1, которые выбрасывали десант в самом выгодном для атаки месте.
НАРАСТАНИЕ МАСШТАБОВ
Численность вертолетов, действовавших во Вьетнаме, росла очень быстро, весной 1965 года одних «Ирокезов» там насчитывалось порядка 300 (из них примерно 100 — ударные UH-1 В). В конце десятилетия американцы имели в Индокитае только «Ирокезов» больше, чем состояло на вооружении армий всех остальных государств мира, — порядка 2500!
Наращивание численности вертолетов позволило перейти к формированию более крупных аэромобильных соединений. Инициатором выступил генерал-лейтенант Г. Хоуц. Еще в 1962 году он предложил концепцию дивизии, в которой место колесной и гусеничной техники заняли бы вертолеты. Генерал сумел заразить своими идеями министра обороны Р. Макнамару. В середине февраля следующего года началось формирование 11-й воздушно-штурмовой дивизии и приданной ей 10-й авиационной транспортной бригады. Штат дивизии определялся в 15 954 человека при 459 вертолетах и самолетах. На вооружении эскадрильи «воздушной кавалерии» полагалось иметь 38 вертолетов огневой поддержки UH-1B (включая четыре вертолета, вооруженных ПТУР SS.11) и 18 транспортных UH-1D. В состав дивизионной артиллерии входил авиационный ракетный ационный ракетный батальон — 39 вертолетов UH-1B, вооруженных неуправляемыми ракетами. Всемштабным подразделениям, начиная с уровня роты или батареи, полагалось иметь по два «Ирокеза», предназначенных для перевозки офицеров. Для действий в тылу противника в состав дивизии входила рота «следопытов». Доставка разведывательно-диверсионных групп возлагалась на шесть вертолетов UH-1 В. Главной ударной силой дивизии были два штурмовых вертолетных батальона, в каждом — по 12 вооруженных UH-1B и 60 транспортных UH-1D. В отличие от вертолетов эскадрона -воздушной кавалерии», UH-1В штурмовых батальонов имели только пулеметное вооружение и предназначались для сопровождения транспортных машин и окончательной зачистки района высадки. Всего дивизии по штату полагалось иметь (помимо прочей авиационной техники) 137 ударных вертолетов UH-1B и 138 транспортных UH-1D. Переброску дивизионной артиллерии, подразделений второго эшелона и различных грузов осуществляла 10-я авиабригада. Ее основным вооружением были тяжелые транспортно-десантные вертолеты СН-47 «Чинук».
АЭРОМОБИЛЬНАЯ ДИВИЗИЯ В БОЮ
Дивизия, переименованная в 1 -ю аэромобильную, прибыла во Вьетнам в сентябре 1965 года. Тактика аэромобильных действий до уровня батальона включительно была предварительно отработана во время учений на территории США, так что вертолетчики и пехотинцы уже обладали опытом совместных действий. Боевое крещение соединение получило в районе Центрального нагорья, сыграв решающую роль в боях за Плей Ми. Цель операции состояла в перехвате отходивших к камбоджийской границе подразделений противника. Считается, что именно здесь американцы впервые столкнулись с крупными подразделениями регулярной армии Северного Вьетнама. И хотя, как известно, война во Вьетнаме завершилась поражением США, концепция аэромобильных действий получила дальнейшее развитие. Первыми на нее обратили внимание советские военные, уже в конце 1960-х годов приступившие к формированию десантно-штурмовых бригад. Впоследствии аналогичные по назначению соединения появились во Франции и некоторых других странах.
Оставить эмоциюНравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
5291warfor.me
Похищение новейшего американского ударного вертолета во Вьетнаме
После окончания Второй мировой войны специалисты Главного разведывательного управления МО СССР приняли участие в огромном количестве секретных операций, многие из которых привели к смерти лидеров различных стран и политических движений, а также получению сверхсекретных материалов о планах и новом оружии потенциальных противников.
Особняком среди этих спецопераций стоит похищение новейшего американского вертолета АН-1G «Хью Кобра». Оно дало новый толчок развитию отечественного вертолетостроения и позволило успешно модернизировать переносной зенитно-ракетный комплекс «Стрела-2М», ставший настоящей головной болью американцев во Вьетнаме.
Хотя… официально ничего подобного не происходило вообще, а утечка информации о самой загадочной операции советских спецслужб произошла лишь после того, как некоторые ее участники перед смертью решили рассказать о подвигах своей молодости.
Полигон для испытаний новых вооружений
В далеком 1967 году Вьетнам полыхал в огне братоубийственной гражданской войны. Коммунистический Север поддерживали Китай и СССР, а правительство Южного Вьетнама опиралось на помощь США, которые ввели в страну собственные вооруженные силы.
Фактически территория этой страны стала местом испытания новых типов вооружений и тактики ведения принципиально новых боевых действий, одной из которых стало проведение американцами печально известных «ковровых бомбардировок».
Ни для кого не является секретом, что бойцы Демократической Республики Вьетнам переходили в наступление после получения новых партий советского и китайского оружия, а армии Сайгона помогали отбиваться американские десантники. Ударные вертолеты «Ирокез» наносили акцентированные удары по местам сосредоточения партизан Вьетконга, но были очень уязвимы перед советскими ПЗРК «Стрела-2».
Ударные неубиваемые «Супер Кобры»
Все изменилось в канун нового 1968 года. Развернутое Северным Вьетнамом мощное наступление на американские военные базы буквально захлебнулось в крови. Виной тому стали новейшие американские вертолеты АН-1G «Хью Кобра», буквально накануне прибывшие из США.
Они имели лучшую броневую защиту, были чрезвычайно маневренными и легко уклонялись от атак «Стрел», а новейшие системы вооружений делали «Супер Кобру» очень серьезной боевой единицей.
Ракетная атака вертолета АН-1G «Хью Кобра»
Для выполнения поставленных задач АН-1G оснащались пусковыми установками ракет, автоматическими гранатометами калибра 40 мм, 7,62-миллиметровыми пулеметами и кассетными минами ХМ-3. Авиационные дымовые приборы позволяли скрыть точное местоположение вертолета, снижая эффективность применение средств ПВО.
Понимая, что ситуация выходит из-под его контроля, Хо Ши Мин вынужден был обратиться за помощью к Советскому Союзу, который и сам оказался совершенно не готов к подобному развитию событий.
Добыть трофей любой ценой
Решить возникшую проблему нужно было в кратчайшие сроки. Как всегда в подобных случаях, на помощь должны были прийти военспецы Главного разведывательного управления министерства обороны СССР. К тому моменту в джунглях Индокитая уже действовало несколько советских диверсионных групп, которые обладали обширной шпионской сетью.
Уже к весне 1968 года удалось установить, что на территории Камбоджи, в 30 км от границы с Северным Вьетнамом находится сверхсекретная американская военная авиабаза Flying Joe. Об уровне секретности может свидетельствовать тот факт, что даже правительство Камбоджи не знало о существовании в непроходимых джунглях островка американских ВВС.
Авиабаза «Летающий Джо» не обладала обширными размерами. На ней базировалось несколько легких и транспортных вертолетов, а также 4 ударные «Супер Кобры».
«Супер кобра» во Вьетнаме.
Основной задачей пилотов являлась скрытная заброска диверсионно-снайперских групп в джунгли Северного Вьетнама, а также эвакуация бойцов после выполнения боевого задания. В прямые противостояния с вьетнамской армией вертолетчики не вступали. Они охраняли базу спустя рукава, будучи уверенными в том, что на территории суверенной Камбоджи им ничего не угрожает.
Каким же оказался их шок, когда в один из дней мая 1967 года на базу ворвалась группа головорезов, на форме которых не было никаких опознавательных знаков! Нападавших было не более 10 человек, но под их точным огнем только за первые 20 минут боя полегло 15 американцев.
Но самым удивительным было то, что «партизаны» сумели взорвать три АН-1G, а на четвертом вертолете… просто улетели. На поле боя они оставили только три трупа своих товарищей, которые имели характерную азиатскую внешность.
Засекретить собственный позор
Прибывшие на место происшествия американские коммандос так и не смогли идентифицировать погибших, у которых не оказалось при себе никаких документов. Даже стрелковое оружие и ножи у них оказались американскими, а на телах не имелось никаких характерных татуировок.
Как впоследствии рассказывали ветераны ГРУ, все они были готовы к тому, что любая спецоперация может стать для них последней в жизни. Поэтому, кроме оружия и взрывчатки, они имели при себе капсулы с быстродействующим ядом, которыми пользовались в критических ситуациях.
Спецназ армии Северного Вьетнама
Профессионализм и молниеносность проведенной операции подсказывали американцам, что перед ними работа спецназа ГРУ, но никаких прямых доказательств присутствия на «Летающем Джо» советских военспецов так и не удалось обнаружить.
Особой пикантности ситуации придавал и тот факт, что сами американцы находились на территории Камбоджи нелегально. Политический скандал не нужен был никому. Погибших военнослужащих и сгоревшие вертолеты назвали боевыми потерями, а пропавшую «Супер Кобру» — пропавшей без вести в непроходимых джунглях Северного Вьетнама.
Интересно, что для сохранения секретности все потери разнесли по разным датам, а саму авиабазу в скором времени вообще ликвидировали. Только через несколько лет через источник в КГБ американцы узнали о причастности СССР к этой операции, хотя и без особых подробностей.
Мысли на тему реальных событий
Так куда же девался вертолет АН-1G «Супер Кобра», который официально ни на одну северовьетнамскую базу так и не прилетел? Об этом знали только несколько человек. Большинства из них уже давно нет в живых.
Косвенным фактом того, что спецоперация ГРУ имела продолжение, является тот факт, что всего через несколько дней после описываемых событий в сторону СССР вылетело несколько транспортных самолетов. Очевидцы утверждали, что в тщательно опломбированных ящиках находились детали какой-то летательной конструкции, а также авиационные вооружения различных типов.
Без сомнения, наши конструкторы тщательно изучили конструктивные особенности попавшей в их руки «Супер Кобры», а некоторые американские ноу-хау были позаимствованы и использовались при постройке советских вертолетов Ми-24. Первый полет легендарного «Крокодила» был осуществлен уже 19 сентября 1970 года, а сегодня советские Ми-24 считаются самыми распространенными и эффективными ударными вертолетами мира.
Ми-24
По большому счету, нам остается лишь подождать, пока все заинтересованные стороны снимут режим секретности и откроют документы о военной операции, которой, официально, никогда не было. Мы же остановимся еще на одном событии, существенно повлиявшем на ход вьетнамской войны, к которому могли приложить руку спецназовцы ГРУ.
Супероружие против АН-1G
В начале 1970 года не очень эффективный ПЗРК «Стрела-2» претерпел серьезную модернизацию, превратившись в наводящий ужас на врага переносной зенитно-ракетный комплекс «Стрела-2М». Сегодня об этом говорят редко, но с появлением в 1972 году новой «Стрелы» во Вьетнаме характер войны полностью изменился.
До этого чувствовавшие безнаказанность американцы начали нести очень серьезные потери. О чем говорить, если не очень хорошо обученные бойцы северовьетнамской армии смогли за оставшиеся годы войны уничтожить 204 летательные цели американцев! Для этого им потребовалось совершить 598 пусков, что является очень хорошим результатом для того времени.
Учебный пуск ПЗРК «Стрела-2М»
Возможно, это простое совпадение, но лучшей целью являлись именно «Супер Кобры», которые отлично захватывались прицелом новой «Стрелы-2М» и падали, пораженные в самые уязвимые места.
Потери американцев стали чрезвычайно велики, а народные протесты против участия во вьетнамской войне заставили Пентагон согласиться на вывод войск с территории этой многострадальной страны. Оставшийся без военной поддержки Южный Вьетнам в скором времени капитулировал, а страна объединилась под руководством компартии и товарища Хо Ши Мина.
Неизвестная победа холодной войны
Сегодня о советской атаке на авиабазу Flying Joe говорят лишь косвенные факты. Официальная информация как бы вычеркнута из череды реальных событий. Но этому есть объяснения, с которыми трудно не согласиться.
Дело в том, что США и СССР действовали на территории Камбоджи нелегально. И пускай эта страна не пользовалась особым авторитетом в мире, но наглое нарушение ее интересов могло сильно пошатнуть политические позиции заинтересованных сторон. Ссориться с ООН не хотелось никому, поэтому маленький «междусобойчик» решили попросту замять. Тем более что американский спецназ сам неоднократно проводил подобные нелегальные операции.
Все бойцы спецподразделения ГРУ дали пожизненную подписку о неразглашении информации о событиях на авиабазе Flying Joe. И только перед смертью некоторые из ветеранов, вспоминая бурные годы молодости, рассказали о ней своим родственникам.
lsvsx.livejournal.com
Боевой вертолёт AH-1»Кобра» » Военное обозрение
Используя в Юго-Восточной Азии вертолёты UH-1 «Ирокез», американцы пришли к выводу, что при всех их многочисленных достоинствах, это машина, малопригодна для использования в качестве вертолёта огневой поддержки. «Ирокез» оказался слишком уязвим для огня стрелкового оружия и в особенности крупнокалиберных пулемётов, составляющих основу системы ПВО Вьет-Конга. Положение усугублялось ещё и тем, что экипажи, борясь за увеличение грузоподъёмности своих вертушек, демонтировали с них всё, без чего можно было обойтись в полёте, в том числе и без того слабую бронезащиту.Требовался специализированный, гораздо более защищённый и вооружённый, скоростной и манёвренный, ударный вертолёт. В марте 1965 года в США начались разработки по созданию многофункционального вертолета, который в полной мере мог бы выполнять множество возложенных на него боевых задач.
Победу в конкурсе одержал AH-1 Huey Cobra, созданный на базе узлов и агрегатов всё того же проверенного UH-1. Первый полет АН-1G «Хью Кобра» состоялся уже в сентябре 1965 года. Эта машина имела некоторые преимущества: лучшую аэродинамическую форму, на треть большую скорость, более мощное вооружение, меньшую уязвимость.
«Хью Кобра» создавалась применительно к действиям в Юго-Восточной Азии. Вооруженные силы государств этого региона имели довольно незначительное количество бронетехники, поэтому создатели вертолета не стали особо мудрить с подвесным вооружением, да и время поджимало: новую машину с нетерпением ждали во Вьетнаме. На опытном вертолете, на крыле было всего два узла подвески, на серийных машинах — четыре. Подвесное вооружение включало блоки НАР двух типов, контейнеры ХМ-18 с 7,62-мм пулеметами и с автоматическими 40-мм гранатометами ХМ-13 , кассеты с минами ХМ-3, дымовые авиационные приборы Е39Р1 и топливные баки емкостью по 264 л. Для применения во Вьетнаме было предложено три типовых варианта боевой нагрузки на внешней подвеске. Легкий – 2 блока НАР ХМ-157 с 7 ракетами калибра 70 мм каждый на наружных узлах подвески и 2 контейнера ХМ-18 с одним 7,62-мм пулеметом — на внутренних. Средний — 4 блока НАР ХМ-159 по 19 ракет калибра 70мм в каждом. Тяжелый — 2 блока НАР ХМ-159 на наружных узлах подвески и 2 контейнера ХМ-18 с одним 7,62-мм пулеметом — на внутренних.
Стрелок с переднего кресла управлял огнем подвижного вооружения, размещенного на турели, а летчик применял оружие, подвешенное на крыльевых пилонах. Система управления оружием позволяла задавать количество одновременно выпускаемых пар ракет из левых и правых блоков в залпе и интервал между залпами. НАР выпускались только симметрично из блоков, подвешенных под левым и правым крыльями, поскольку асимметричный пуск ракет приводил к появлению возмущающего момента и затруднял управление вертолетом. В случае необходимости летчик мог управлять огнем вооружения, установленного на турели, которая в этом случае жестко фиксировалась относительно продольной оси вертолета, а стрелок – пускать НАРы.
Подлинное признание пришло к «Кобрам» во время новогоднего 1968-го наступления отрядов Вьет-Конга на американские авиабазы.
Вертолетам для взлета достаточно было небольших площадок. «Кобры» совершали несколько вылетов за день, заходя в атаку над головами обороняющихся джи-ай. Именно тогда родился термин «воздушная артиллерия», во Вьетнаме по отношению к вертолетам AH-1G он применялся гораздо чаще, чем традиционный — воздушная кавалерия. Аэромобильным частям придавались вертолетные роты в составе двух плутонгов по восемь вертолетов UH-1D и одного (тоже восемь вертолетов) AH-1G.
Боевой порядок «Кобр», подобно истребительной авиации, строился на базе пары: ведущий — ведомый. Пара обеспечивала хорошую взаимосвязь и не сковывала маневр. Во Вьетнаме вертолеты большую часть полетного времени находились над местностью, неконтролируемой армией США или их южновьетнамскими союзниками. Применение вертолетов парой повышало шансы экипажа выжить при вынужденной посадке на чужой территории. Второй вертолет в этом случае прикрывал сбитого товарища огнем до прибытия поисково-спасательного вертолета.
На ранних этапах войны задачей боевых вертолетов было уничтожение пехоты и легких средств доставки людей и грузов (таких, как сампаны и велосипеды). Для поражения подобных целей огневой мощи «Кобр» вполне хватало. Положение изменилось, когда по тропе Хо Ши Мина в Южный Вьетнам хлынул поток тяжелой техники советского производства. Сразу же выявилась недостаточная эффективность НАР для поражения танков ПТ-76, Т-34 и Т-54.
Вплотную «Хью Кобры» столкнулись с танками в Лаосе в 1971-м году. 2-я эскадрилья 17-го воздушно-кавалерийского полка уничтожила НАРами с тяжелой БЧ пять танков, четыре ПТ-76 и один Т-34. Попытки уничтожить танки огнем из 20-мм пушек подвесных контейнеров успеха не имели. Танки было трудно поразить не только ракетами. Прекрасная маскировка и камуфляжная окраска сильно затрудняла их обнаружение. Первые атаки танков были неудачными. Летчики предложили атаковать их минимум двумя вертолетами: один заходит с фронта, отвлекая внимание танкистов, а второй — наносит удар с фланга или с тыла. На практике же пилоты, обнаружив танк, в азарте сразу бросались в атаку, не забивая себе голову отвлекающими маневрами. Возможно, танков было уничтожено больше. Так, в одном из боевых вылетов были обнаружены две колонны танков. В результате последовавшего удара колонну остановили, но не один танк не загорелся. Установить с воздуха, что танк выведен из строя, не представлялось возможным. Радикальным средством для борьбы с танками стали ПТУР «Toy». Первыми машинами, оснащенными управляемыми ракетами, стали UH-1D. Успешное применение этих вертолетов в борьбе с бронированными целями во Вьетнаме активизировало работы по интеграции ПТУР в систему вооружения «Хью Кобр». В опытном порядке УР-ми оснастили два AH-1, с мая 1972-го по январь 1973-го они испытывались в боевых условиях. 81-м ПТУРом уничтожили 27 танков (в их числе Т-54, ПТ-76 и трофейные М-41), 13 грузовиков и несколько укрепленных огневых точек.
Уничтоженный ПТ-76
При этом вертолеты не получили ни одного попадания. Пуски ракет производились обычно с дистанции 2200 м, вместо 1000 м при пуске НАР. В 1972-м американцы преподнесли сюрприз, применив против танков вертолетные ПТУР, но и вьетнамцы удивили янки. В том же году они использовали для борьбы с низколетящими целями советские ПЗРК «Стрела-2М».
ПЗРК Стрела-2М
Конструкторы фирмы «Белл» при проектировании «Хью Кобры» предусмотрели меры противодействия ракетам с тепловым наведением, применив охлаждение выхлопных газов, но этого оказалось недостаточно. «Стрелы» уверенно захватывали вертолеты, и первым сбитым был «Хью», затем — две «Кобры».
В первом случае АН-1G летел один на высоте около 1000 м. После попадания «Стрелы» машина развалилась в воздухе. В другом случае ракета ударила в хвостовую балку. Несмотря на значительные повреждения, пилот снизился до макушек деревьев, но машина задела за крону и перевернулась. Американцы оценили угрозу. На все вертолеты фирмы «Белл», летавшие во Вьетнаме, устанавливалась коленчатая труба, отводившая горячие газы вверх, в плоскость вращения несущего винта, где мощный турбулентный поток моментально смешивал их с окружающим воздухом. Как показала практика, для захвата доработанных таким образом вертолетов чувствительности головки самонаведения «Стрелы» не хватало. За годы войны в Юго-Восточной Азии «Кобры» продемонстрировали хорошую живучесть. Из 88 «Кобр», принимавших участие в операции в Лаосе, были сбиты 13. К окончанию войны во Вьетнаме в составе авиации армии США числилось 729 вертолетов АН-1G из 1133 построенных. Львиная доля недостающих 404 машин навсегда осталась во Вьетнаме.
В мае 1966 года фирма Bell начала разработку двухдвигательного вертолета АН-1J «Sea Cobra», являющегося усовершенствованным вариантом вертолета АН-1, для корпуса морской пехоты США, заказавшего первоначально 49 вертолетов. Применение силовой установки из двух ГТД большей мощности в сочетании с новым несущим винтом с увеличенными диаметром (до 14.63м) и хордой лопастей обеспечивало улучшение летных характеристик и повышение безопасности эксплуатации с авианосцев, а также увеличение боевой нагрузки до 900кг, что позволило использовать турельную установку ХМ-1-87 с трехствольной пушкой калибром 20мм и различные варианты вооружения, подвешиваемого под крылом.
Первый серийный вертолет АН-1J со спаренными ГТД Pratt & Whitney РТ6Т-3 «Twin Pac» взлетной мощностью 1340кВт, совершил первый полет 14 октября 1970 года, а уже с февраля 1971 года боевые вертолеты АН-1J стали использоваться во Вьетнаме в боевых действиях корпуса морской пехоты, которому было поставлено 63 вертолета. Первые 140 вертолетов были такими же, как для корпуса морской пехоты США, последующие 69 были вооружены ПТУР «Тоу».
Следующими модификациями стали АН-1Т «Sea Cobra» -усовершенствованный вариант для корпуса морской пехоты США с ПТУР «Tow» и системой управления с большей точностью наведения. Первый полет состоялся в мае 1976 года, поставки первых заказанных 57 вертолетов начались в октябре 1977г. АН-1W «Super Cobra» — развитие вертолета АН-1Т с двумя ГТД General Electric. Т700-GЕ-401 взлетной мощностью по 1212кВт; совершил первый полет 16 ноября 1983 года.
Первый серийный вертолет АН-1W поставлен в марте 1986 года для корпуса морской пехоты, заказавшего первоначально 44 вертолета, дополнительно заказано 30 вертолетов. Кроме того, 42 вертолета АН-1Т были модернизированы в АН-1W.
Боевые вертолёты АН-1 различных модификаций поставлялись в вооруженные силы: Бахрейна, Израиля, Иордании, Ирана, Испании, Катара, Пакистана, Таиланда, Турции, Южной Кореи и Японии.
Боевые вертолёты этого типа применялись в следующих вооруженных конфликтах:
Война во Вьетнаме (1965—1973, США)
Ирано-иракская война (1980—1988, Иран)
Операция «Мир Галилее» (1982, Израиль)
Вторжение США на Гренаду (1983, США)
Турецко-курдский конфликт (с 1984, Турция)
Операция «Богомол» в Панаме(1988, США)
Война в Персидском заливе (1991, США)
Миротворческая операция в Сомали (UNOSOM I, 1992—1993, США)
Война в Афганистане (с 2001, США)
Иракская война (с 2003, США)
Война в Вазиристане (с 2004, Пакистан)
Вторая ливанская война (2006, Израиль)
В некоторых конфликтах вертолёты этого типа понесли существенные потери. Иран потерял больше половины из имевшихся в войне с Ираком.
Иранский АН-1J
Израиль был вынужден применять «Кобры» в Долине Бека, с большой оглядкой, столкнувшись с мощной сирийской ПВО советского производства.
Расчёт на безнаказанные, маловысотные атаки с помощью ПТУР «Тоу», не оправдался.
Боевой вертолет обнаруживался РЛС зенитно-ракетных комплексов «Круг» (SA-4) и «Квадрат» (SA-6) на дальности 30 км , если он летел выше 15 м над землей, а РЛС ЗСУ-23-4 «Шилка» в этом случае обнаруживала его на дальности 18 км. Стандартная 96-сна-рядная очередь из четырех стволов «Шилки» поражала «Кобру» с вероятностью 100% на дальности 1000 м, на дальности 3000 м вероятность поражения составляла уже 15%.
Снова американские » Кобры» вступили в бой зимой 1990-1991 годов. Боевые вертолеты 1-й кавалерийской и 1-й бронетанковой дивизий перебросили военно-транспортными самолетами из Европы и Штатов в Саудовскую Аравию, где приняли активное участие в операции «Буря в пустыне». В первый день наступления «Кобры» вместе с «Кайовами» вели разведку в интересах танкистов 1-й бронетаковой дивизии и прикрывали боевые машины с воздуха. В тот день «Кобры» загружались топливом и боеприпасами под самую завязку. Под крылья подвешивались по четыре ПТУР «Toy». Одного дня оказалось вполне достаточно, чтобы убедиться в несоответствии этих ракет требованиям современной войны. ПВО Ирака полностью подавлена не была, на переднем крае находилось значительное количество самоходных ЗРК с автономным радиолокационным наведением и ЗСУ-23-4.
Плоская поверхность пустыни позволяла издалека обнаруживать вертолеты, которые к тому же при пуске «Toy» имели крайне ограниченные возможности по маневрированию. Ракета, запущенная на максимальной дальности, летит 21 сек., а время реакции «Шилки» после обнаружения цели 6-7 сек. Поэтому уже на следующий день на вертолеты стали подвешивать вместо четырех ПТУР два блока НАР с 14-ю ракетами «Гидра» 70 с кассетной боевой частью и две «Toy».
Лазерный дальномер прицельной системы ПТУР позволял осуществлять точное наведение при пуске НАР. После пуска летчики получили возможность резким маневром выходить из атаки, не думая о наведении ракеты на цель. Главным недостатком и «Кобр», и «Кайов» было отсутствие на них систем ночного видения, подобных системе TADS/PNVS, установленной на «Апачах». Положение усугублялось тем, что дым от пожаров нефтепромыслов и мельчайшая песчаная пыль сильно ограничивали видимость и в дневное время. Все экипажи имели очки ночного видения, но использовали их только для полетов по маршруту.
Экипажи «Кобр» корпуса морской пехоты были оснащены более совершенными очками и имели меньше проблем при атаках наземных целей в условиях плохой видимости. В какой-то мере положение улучшилось с установкой на не вращающейся части 20-мм пушки лазерной систем , которая проецировала точку прицеливания пушки на местность и воспроизводила ее на очках ночного видения. Дальность системы была 3-4 км. Этими системами к началу войны успели оборудовать только «Кобры» 1-й бронетанковой дивизии. Песчаные бури не только ухудшали видимость, песок стирал лопатки компрессоров двигателей.
Для эксплуатации в условиях пустыни на воздухозаборники двигателей планировалось установить специальные фильтры, но к началу войны сделать этого не успели. В среднем, движки меняли после 35 часов работы. На всех армейских «Кобрах» за время боевых действий, по крайней мере, один раз меняли двигатели. Всего в операции «Буря в пустыне» армейские «Кобры» налетали 8000 часов и выпустили более 1000 ПТУР «Toy». Более страшным врагом, как и в Заливе (фильтры так и не были установлены), оказался мелкий красный песок, изъедавший лопатки компрессоров двигателей и лопасти несущего винта. Благодаря усилиям летно-технического состава, боеготовность «Кобр» поддерживалась на уровне 80%. Кроме сопровождения конвоев, вертолеты часто привлекались к ведению разведки.
После этого были ещё боевые вылеты в Сомали и «Война 2003 года» длящаяся до сих пор. В наступившем десятилетии этим вертолетам исполнится 50 лет. Совершив свой первый полет в 1967-м, вертолёт огневой поддержки AH-1 по-прежнему остается в строю.
Спутниковый снимок Google Earth: боевые вертолёты Ми-24 советского производства (пятилопастной) и АН-1″Кобра» (двухлопастной) на аэродроме Форт- Блис, заметна разница в геометрических размерах обоих машин.
Сухопутные войска США уже отказались от него в пользу более «продвинутого» AH-64 Apache, а вот американские морпехи, полюбившие эту машину, ставят на вооружение новую ее модификацию – («Гадюка»), также получившую кличку Zulu Cobra (за букву, обозначающую модификацию).
AH-1Z
Разработка «Гадюк», тогда еще носивших прозвище King Cobra, началась в 1996 году, когда Корпус морской пехоты принял программу модернизации вертолетного парка. Она предусматривала замену 180 винтокрылов AH-1W Super Cobra на AH-1Z (закупкой новых машин или переделкой имеющихся), а около сотни многоцелевых геликоптеров UH-1N – на UH-1Y Venom. Первый полет «Гадюка» совершила в декабре 2000 года и затем в течение десяти лет ее постепенно доводили до ума, пока, наконец, в декабре 2010-го руководство морпехов не решило окончательно принять вертолет на вооружение.
Масса винтокрыла изрядно возросла (8390 килограммов максимального взлетного веса против 6690 килограммов у «Суперкобры»). Во многом именно поэтому основным конструктивным отличием «Вайперов» является новый четырехлопастной композитный несущий винт, сменивший традиционного для семейства машин «Хью» двухлопастного предшественника, – тот исчерпал свои возможности для поддержания в воздухе все более тяжелеющих «Кобр». Также четырехлопастным стал и хвостовой винт. Полностью переведена на современную элементную базу авионика: аналоговые полетные приборы «Суперкобр» уступили место интегрированному комплексу управления с двумя многофункциональными жидкокристаллическими дисплеями в каждой кабине.
С точки зрения тактических возможностей, «Гадюки» отличаются от «Суперкобр» почти трехкратно увеличенным боевым радиусом (200 километров против 100) и возросшей скоростью. Состав собственно бортового вооружения практически не поменялся: те же «Хеллфайры», «Гидры», «Сайдармы» и «Сайдвиндеры». Однако новая прицельная система позволяет сопровождать цели на дистанциях, превышающих радиус применения бортового оружия. Заодно радикально упростилось использование управляемых ракет – летчики «Суперкобр» постоянно жаловались на необходимость переключать для запуска «Хеллфайров» множество тумблеров в нужной последовательности.
Кроме того, на вертолёт установили инфракрасную систему обзора передней полусферы FLIR, подобную той, которой оснащен AH-64 Apache. В свое время одной из основных претензий к «Суперкобрам» было отсутствие подобного оборудования.
Добавился и нашлемный комплекс целеуказания Top Owl корпорации Thales, позволяющий выполнять боевые задачи в сложных погодных условиях, а также ночью.
В данный момент Корпус морской пехоты уже получил 15 таких вертолетов. Всего же к 2021 году командование Корпуса морской пехоты планирует иметь 189 «Гадюк»: 58 новых винтокрылов плюс 131 переоборудованную и переоснащенную машину AH-1W Super Cobra из числа имеющихся в авиации КМП.
Стоимость всей программы модернизации почти трех сотен «Суперкобр» и «Хью», а также закупок новых геликоптеров морпехами и ВМС США превысит 12 миллиардов долларов. Что характерно, не забыт и принцип производственной экономии. Корпусные системы, БРЭО и двигательная установка «Гадюк» на 84 процента совместимы с уже упоминавшимися вертолетами боевого обеспечения UH-1Y, что значительно упростит техническое обслуживание.
Вопрос с непосредственной авиационной поддержкой у КМП стоит достаточно остро. Первоначально планировалось к 2010 году заменить часть выбывающих штурмовиков AV-8B Harrier II на разрабатываемые многоцелевые истребители F-35B Lightning II с укороченным взлетом и посадкой. Однако затягивание сроков сдачи «молнии пятого поколения» и значительное удорожание ее разработки фактически лишают американскую морскую пехоту помощи ударами с воздуха. Неспешность замены «Харриеров» на новые машины возлагает на вертолеты КМП повышенную нагрузку.
Тенденция к вымыванию из линейного состава старых образцов авиационной техники, хорошо заметная в 90 и 2000-е годы, парадоксальным образом не касается некоторых машин. Безальтернативно, к примеру, служит бомбардировщик B-52. Простые, привычные и надежные «Кобры» тоже стали таким оружием. Получив новые «глаза» и «уши», эти винтокрылы будут вполне готовы перевалить на шестой десяток беспорочной службы.
Источники:
http://www.soldiering.ru/avia/helicopter/usa/ah-1.php
http://www.litmir.net/br/?b=143939&p=50
http://www.airwar.ru/enc/ah/ah2w.html
http://chinascout.narod.ru/helicopters/strike/ah-1.html
topwar.ru
Вертолеты во Вьетнаме | Константин Крашенинников
Константин Крашенинников
ВЕРТОЛЕТЫ ВО ВЬЕТНАМСКОЙ ВОЙНЕ
Вьетнамскую войну нередко называют войной вертолётов. Насколько корректно такое название, понять несложно. На мой взгляд, война вертолетов это когда они применяются не одной стороной, а воюют как противники. Безусловно, благодаря помощи СССР, у Вьетконга в известный момент появились вертолеты, но сравнивать их применение и роль в войне с тем, что делалось американцами и Южным Вьетнамом – просто несерьёзно.
Начали их применять там не американцы. До их появления, активно использовали вертолеты французы, ещё во времена Индокитая. Впрочем, так же как и катера, а ведь именно и вертолеты и катера для многих стали неким символом американской же войны во Вьетнаме — благодаря в основном фильму Ф. Копполы «Апокалипсис нашего врепени»…
Но спектр задач этих перспективных машин расширялся именно по ходу расширения их применения в войнах того периода.
Что касается конкретно того нередко встречающегося заблуждения, что боевые вертолёты Штатов во Вьетнаме были в основном конструкции и производства Сикорского, то здесь необходимы лишь небольшие пояснения, с возвращением в историческую реальность.
США использовали тогда огромное по советским и российским меркам количество типов геликоптеров практически всех на тот момент фирм-производителей. Применять их начали ещё в ходе Второй мировой, затем очень активно в корейской войне. Некоторые из них и в самом деле были разработки И.И. Сикорского.
Но это не были именно боевые машины, подобные белловской «Хью Кобре» — подобных ей тогда вообще не было. Это не были даже аналоги «Хьюи» («Ирокеза»), в одном из своих вариантов бывшего также машиной огневой поддержки. Это были совсем другие «индейцы». Они появились в Индокитае гораздо раньше более «прославленных» СМИ и фильмами машин Белл Текстрон, вместе с с машинами других фирм, однако играли иные роли
.
maxpark.com
Вертолеты Вьетнама: UH-1: Интервью — обзор на GameGuru
Война во Вьетнаме давно стала одной из излюбленных тем для создателей компьютерных игр. Мир познако-мился с густыми зарослями джунглей шутера Vietcong, взмыл ввысь, благодаря авиационному симулятору Wings over Vietnam, познал все тяготы обычного американского солдата в Conflict: Vietnam. На сей раз трагическую историю, берущую начало с 8 марта 1965 года, попытается пересказать московская студия G5 Software («Красная Акула», «Метро-2»), занимающаяся разработкой нового вертолетного симулятора «Вертолеты Вьетнама: UH-1». О том, что представляет собой этот перспективный проект, расскажут Никита Герасимов, ведущий дизайнер проекта и Влад Суглобов, исполнительный директор G5 Software. Встречаем!GameGuru.RU: Здравствуйте! В который раз наша редакция и G5 Software сходятся за общим столом и обсуждают вас и ваши проекты. Какие изменения произошли в вашей команде с тех пор, как мы встретились с вами впервые, в сентябре позапрошлого года?
Влад Суглобов, далее В.С.: Добрый день! Много всего произошло с тех пор. Из самых примечательных событий нужно отметить запуск и последовавший за этим анонс проекта «Вертолеты Вьетнама: UH-1», издателем которого является компания 1С, а также наши другие достижения: привлечение инвестиций из стран Скандинавии, и приз за лучшую игру для портативных платформ на КРИ-2006.
GameGuru.RU: Какие временные рамки вьетнамской войны охватывают «Вертолеты Вьетнама: UH-1»? На чьей стороне и в роли кого будет выступать игрок?
Никита Герасимов, далее Н.Г.: В ноябре 1965 года в долине Иа Дранг произошло столкновение частей 7-ого кавалерийского полка армии США с регулярными силами северовьетнамцев. Это было первое широкомас-штабное сражение с участием аэромобильных сил – детищем новой доктрины вооруженных сил США. Именно об этой кампании и пойдет речь в «Вертолетах Вьетнама: UH-1». Мы остановились именно на этом этапе войны во Вьетнаме по нескольким причинам. Самая важная из них – мы хотели создать исторически достоверный продукт, рассказать подлинную историю боевого признания вертолетов, а именно в этой кампании вертолеты использовали по полной программе в качестве основного вида транспорта и средства огневой поддержки. В долине Иа Дранг началась легендарная история транспортных и боевых Bell UH-1 Huey. Когда речь идет о вертолетном симуляторе времен войны во Вьетнаме, то вопрос стороны предрешен заранее. В «Вертолетах Вьетнама: UH-1» игрок станет членом экипажа вертолета огневой поддержки из состава 229-ого вертолетного батальона. Причем что это будет за роль в экипаже, зависит от самого игрока. Он может выбрать позицию основного пилота, второго пилота, одного из проемных стрелков и использовать открывшиеся возможности по максимуму.
GameGuru.RU: Сплетены ли внутриигровые миссии в единый сюжетный клубок, или они будут независимыми друг от друга? Какого рода задания предстоит выполнять главным героям по ходу игры?
Н.Г.: Выражение «сюжетный клубок» как нельзя лучше подходит к проекту «Вертолеты Вьетнама: UH-1». Ведь как еще ярче можно показать ужасы войны, кроме как рассказав историю противостояния словами участника событий. Главному герою игры Дугласу Куэйду предстоит пережить множество испытаний, смерти близких друзей, прежде чем мы доберемся вместе с ним до конца. Поэтому в отношении «Вертолетов Вьетнама: UH-1» мы можем говорить о цельном и неделимом сюжете. Внутриигровые миссии – это последовательный рассказ о событиях того времени. Принимая участие в вылетах, игрок сможет увидеть развитие операции, выполнять боевые задачи в разнородных группах вертолетов. Необходимо будет прикрывать зоны высадки, патрулировать зоны ответственности, наносить точечные удары по обнаруженным целям. Причем до зоны боевых действий нужно сначала добраться по сорокакилометровой карте, а затем еще стараться координировать свои действия с действия-ми союзных вертолетов, чтобы максимально успешно решить задачу.
GameGuru.RU: Судя по скриншотам, в «Вертолетах Вьетнама: UH-1» будет задействована не только воздушная техника, но и наземная. Какими характеристиками будут обладать военные средства передвиже-ния?
Н.Г.: Да, все верно. Наземная техника обязательно будет и, как все остальные участники боевой операции, выполняет свои специфичные задачи по ходу миссии. Автомобили развозят амуницию, артиллерийские расчеты ведут обстрел согласно графику. Причем вся наземная техника может быть беспощадно уничтожена противником. Но основной упор сделан все же на тактику пехотных подразделений, которые принимают участие в операциях. А основным средством доставки пехоты на место боя для того времени были вертолеты.
GameGuru.RU: Насколько точно в «Вертолетах Вьетнама: UH-1» соблюдена модель повреждения техники и окружения в целом?
Н.Г.: Модель повреждений включает в себя анализ основных узлов техники, учет их повреждений или разрушения. Повреждение того или иного узла может оказаться лишь досадной помехой или же стать фатальным и приведет к выходу из строя юнита в целом. Конечно же, учтены и особенности объектов: к примеру, уничтожить дом лихой пулеметной очередью не удастся, необходимо будет потратить пару ракет. Поэтому мы с уверенностью можем говорить о реалистичности повреждений и разрушения техники и объектов в «Вертолетах Вьетнама: UH-1»
GameGuru.RU: Какие ещё прелести таит в себе геймплей игры?
Н.Г.: Основная прелесть, которую по достоинству оценят поклонники симуляторов – это кабина. Высокодетальная, тщательно проработанная кабина пилотируемого вертолета, функциональность массы приборов, переключателей, панелек позволят игроку погрузиться в атмосферу игры и почувствовать себя настоящим пилотом.
GameGuru.RU: Какой движок отвечает за графический стержень «Вертолетов Вьетнама: UH-1»? Перечислите его ключевые особенности.
Н.Г.: «Вертолеты Вьетнама: UH-1» сделаны на NAPALM Engine. Этот движок целиком и полностью детище G5 Software. Он специально разрабатывался под современные требования, которые предъявляются к такому сложному классу игр как симуляторы. Речь идет не только о таких обязательных технологиях как bump-mapping, emissive-mapping, specular-mapping, возможности серьезной работы со стенсильными и динамическими тенями, зеркальными отражениями, водными поверхностями, не говоря уже о эффектах взрывов, дыма, пыли, брызг, инверсных следов, трассеров, дождя. Важнее всего то, что NAPALM Engine позволяет динамически переме-щаться по карте размером порядка 40 кв. км без лишения качества пейзажа за бортом при полете. С большой высоты игроку открывается великолепная панорама обширных лесных массивов, а, спикировав вниз к деревьям, на каждом из них можно будет различить мельчайшие детали.
GameGuru.RU: Несколько слов о звуковом и музыкальном сопровождении игры.
Н.Г.: Здесь снова нужно упомянуть добрым словом NAPALM Engine. Он поддерживает трехмерные звуки, которых в игре предостаточно (это и взрывы, и шум лопастей, и стрельба из разных орудий), обеспечивает возможность воспроизведения динамической музыки. Впрочем, к вопросу о музыкальном сопровождении мы подошли демократично. У игрока есть возможность подключать свои музыкальные сеты и прослушивать их с использованием минипроигрывателя во время полета.
GameGuru.RU: Планируется ли внедрить в «Вертолеты Вьетнама: UH-1» поддержку мультипле-ерного режима?
Н.Г.: А вот и нет. Дело в том, что от мультиплеера игроки прежде всего ждут одного – драйва. Теперь представьте воздушный бой американских вертолетов в небе Вьетнама – свалка транспортных и боевых вертолетов со стандартным вооружением, да еще бьющихся насмерть друг против друга. Во-первых, это не совсем корректно по отношению к участникам той войны, во-вторых – это начисто лишено динамизма.
GameGuru.RU: Чем будете заниматься после выхода проекта в свет?
В.С.: Будем праздновать и напьемся, разумеется. Потом сходим в отпуск. Друзья из неигровых компаний говорят, что хотя бы раз в жизни каждый должен сходить в отпуск – говорят, что там интересно. Вот сходим, посмотрим. А потом есть желание продолжать, авиационную и военные темы в частности. Но это будет уже отдельная история.
GameGuru.RU: И напоследок тройка традиционных вопросов — кто является издателем игры на территории России, каковы её системные требования и приблизительная дата релиза?
Н.Г.: Издателем игры на территории России выступает фирма “1С”. Работа над «Вертолетами Вьетнама: UH-1» подходит к концу, поэтому релиза осталось ждать недолго. Что касается системы, то жестких требований к ней нет: благодаря гибкой схеме настроек графики и звука игру смогут оценить как владельцы самых мощных машин, так и обладатели послуживших верой и правдой компьютеров попроще. Минимальная конфигурация – это Intel Pentium IV 2.4 GHz, видеокарта со 128Мб видеопамяти не ниже Radeon 9600, GeForce 6600.
GameGuru.RU: Благодарим вас за прекрасную беседу. Надеемся, что «Вертолеты Вьетнама: UH-1» станут новой вехой в истории авиасимуляторов. Всего доброго и до скорых встреч!
Н.Г.: Спасибо! Уверен, что новые проекты G5 Software станут прекрасным поводом для встречи и интересной беседы.
В.С.: И эти проекты не за горами. Всего доброго!
gameguru.ru