Троице сергиева лавра время работы – Когда Лавра открыта для паломников и посетителей?

Содержание

Троице-Сергиева лавра, Сергиев Посад. Гостиницы рядом, фото, видео, как добраться — Туристер.Ру

Троице-Сергиева лавра — визитная карточка, основное значимое место Сергиева Посада. Именно она дала начало становлению города и стала гордостью русского православия. С момента основания и во все последующие времена этот монастырь был и остается одним из главных притягательных духовных и культурных центров. Обойти, осмыслить и оценить все строения Лавры, а их более 50-ти, невозможно за одно-два посещения.

Монастырь всегда реконструировался, переделывался и обновлялся. Жизнедеятельность в нем ни на минуту не останавливалась и не замирала, и, наверное, ни одно здание не сохранило своего первозданного образа. В Лавру ведут несколько дорог, основными воротами являются Святые Врата с церковью Рождества Иоанна Крестителя, постройки XVII века.

Ежегодно тысячи верующих совершают паломничество в Троице-Сергиеву лавру, чтобы увидеть святыни монастыря, познакомиться с его историей и архитектурой, принять участие в богослужениях.

Гостиницы у Троице-Сергиевой лавры

Расписание богослужений в Троице-Сергиевой лавре

Службы в храмах Троице-Сергиевой лавры проходят ежедневно.

Трапезный храм: в будни ранняя литургия в 6:15, поздняя литургия в 8:30, вечерня — в 16:45.

Успенский собор: в воскресенье и праздничные дни ранняя литургия в 5:30, поздняя — в 8:30; всенощное бдение в 17:00.

Троицкий собор: утренние службы в 5:30 и 6:30, в воскресенье и праздники — с 5:30, молебны преподобному Сергию по расписанию.

Также богослужения регулярно проводятся и в других храмах лавры: в Предтеченской церкви, храме Св. апостолов Петра и Павла.

Основное расписание служб в Троице-Сергиевой лавре — на этой странице официального сайта.

Расписание служб в Троице-Сергиевой лавре (подробно на текущую седмицу)

Храмы и соборы Троице-Сергиевой лавры

Главный соборный храм Лавры и древнейшее сооружение на территории комплекса — Троицкий собор, построен в XV веке на месте древнего храма, стоявшего над местом упокоения Сергия Радонежского. Троицкий Собор является одним из немногих, построенных в стиле раннего московского зодчества из белого камня. Изначально внутреннее убранство храма, его росписи были выполнены Даниилом Черным и Андреем Рублевым. Однако фрески, созданные ими, утрачены для наших поколений. Храм строился в 1422—1423 гг.

Крупнейшее здание монастыря — Собор Успения Божией Матери. Он построен в XVI веке и символизирует покорение и присоединение Астрахани и Казани. C конца XVI — начала XVII веков стал местом усыпальницы митрополитов Москвы. Доступен для посещения в часы служб, утром и вечером. В остальное время закрыт.

Успенский кладезь с часовней — храм второй половины XVII века, построен у юго-западного угла Успенского собора над обнаруженным святым источником.

Успенский собор и Кладезная часовня, © Екатерина

Построенная в XV веке церковь во имя Святого Духа, сошедшего на апостолов. В середине XVII века с северной стороны к стене церкви был сооружен придел над прахом Максима Грека — знаменитого философа и писателя.

Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (XVI век) построена в честь сподвижника и ученика преподобного Сергия. Она стоит на месте его захоронения. Позже дополнительно была пристроена палатка погребения св. Серапиона Новгородского. Она так и называется — Серапионова палатка.

Предтеченский храм у восточной стены обители (конец XVII века) — надвратная церковь, в которой регулярно проходят службы. Пятиглавие храма восстановлено в 1974 году.

Единственный шатровый храм Лавры — церковь Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия, располагается в западной части монастыря.

Трапезная церковь. Выстроена в XVIII веке в честь основателя Лавры святого Сергия.

Михеевский храм (XVIII век). Построен вплотную к Трапезной церкви в память о посещении святого места Пресвятой Богородицей. Сергию Радонежскому и его келейнику, преподобному Михею, было дано видение Божией Матери в сопровождении двух апостолов. Они были оповещены о процветании монастыря, когда их не станет. Во имя этого чудесного события построен сей храм. В нем находятся мощи св. Михея.

Смоленская церковь построена в XVIII веке в честь чудесного исцеления псаломщика, который страдал болезнью рук. Исцеление ему дала икона Богоматери Смоленской, которая была установлена на фасаде поварни монастыря. На этом месте был возведен храм, а икона стала считаться чудотворной и была помещена в иконостас.

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры высотой 88 метров возведена в 1770 году, замыкает ансамбль Соборной площади лавры с северной стороны.

Другие постройки и достопримечательности Троице-Сергиевой лавры

Трапезная палата XII века. Изначально в ней размещались трапезные — большая и малая. Большая предназначалась для особых приемов, а в малой обедали обитатели монастыря.

Покои для царской семьи — «Царские чертоги» (XVII век). Здесь останавливался на отдых царь со свитой. Здание находится в ведении Духовной академии.

Построенное в XVII веке здание резиденции митрополитов. В настоящее время здесь находится резиденция патриархов.

Онлайн-карта Троице-Сергиевой лавры

Подворья Троице-Сергиевой лавры

Ближайшее к Лавре подворье находится — Пятницкое — в нескольких шагах от монастырского комплекса, в него входят древнейшие в городе храмы за пределами лавры — храм Параскевы Пятницы и Введенская церковь. В Сергиевом Посаде статус подворья Лавры имеют также Спасо-Вифанский монастырь, Храм в честь явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому, Всехсвятское подворье.

Большинство представительств лавры располагается в малых населенных пунктах Сергиево-Посадского района: подворья имеются в селах Благовещение, Деулино, Радонеж, поселках Богородское и Лоза, городе Пересвет.

Действующие подворья монастыря за пределами Сергиево-Посадского района:

  • Троице-Сергиев Варницкий монастырь (поселок Варницы, Ярославская область)
  • Владимирское подворье (село Тучково, Владимирская область),
  • Подворье «Куликово Поле» (село Иваново, Тульская область),
  • Свято-Успенский женский скит-подворье (пос. Епифань, Тульская область),
  • Черниговское подворье (город Геленджик).

Подробно о подворьях и скитах, контакты храмов — на официальном сайте Троице-Сергиевой лавры.

Подворье Троице-Сергиевой Лавры в Москве

Московское подворье создано еще при жизни Сергия Радонежского. С этой обителью оказались связаны важнейшие события российской истории XVI–XIX веков: в монастыре крестил своего сына великий князь Василий III, к обители приходили на покаяние горожане, признавшие Лжедмитрия. Сейчас самая почитаемая святыня Московского Троицкого подворья — икона Божией Матери «Достойно есть».

Как добраться до Троице-Сергиевой лавры из Москвы

Из Москвы можно доехать на электричке с Ярославского вокзала до станции Сергиев Посад (1 час или 1 час 20–30 минут в пути).

Кроме того, от различных станций метро до Сергиева Посада курсируют рейсовые автобусы. В пути — от 1 часа 20 минут в зависимости от пробок.

Троице-Сергиева лавра: видео

www.tourister.ru

Адрес Лавры, как добраться, режим работы. Преподобный Сергий Радонежский: Жизнеописание, молитвы, святыни

Адрес Лавры, как добраться, режим работы

РЕЖИМ РАБОТЫ ЛАВРЫ

Лавра открыта для посетителей с 5.00 до 21.00.

В великие праздники и дни памяти преподобного Сергия (5/18 июля, 25 сентября/8 октября) – круглосуточно.

Храмы Лавры открыты во время богослужений и заказных экскурсий.

ЭКСКУРСИИ ПО ЛАВРЕ

Экскурсии по Троице-Сергиевой Лавре организуются ежедневно с 9.00 до 17.00.

Экскурсии по музею-ризнице проводятся ежедневно, кроме понедельника и вторника, в 12.15, 12.30, 15.30 и 15.45 (обязателен предварительный заказ по тел. (496) 540-57-21).

АДРЕС ЛАВРЫ:

Россия, 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

ТЕЛЕФОНЫ:

Монастырская проходная: (496) 540-53-34 (круглосуточно справки по общим вопросам).

Канцелярия: тел.: (496) 540-59-42, тел./факс (496) 547-70-35 (8.00 до 17.00 часов по московскому времени).

Заказ экскурсий: (496) 540-57-21, (495) 721-26-77

Московские Духовные академия и семинария, канцелярия: тел. (496) 540-53-45, факс (496) 540-31-60.

Московские Духовные академия и семинария, приемная ректора: тел. (496) 540-53-46, московский факс (495) 742-44-04.

ПРОЕЗД

от Ярославского вокзала г. Москвы на пригородном электропоезде до г. Сергиева Посада или автобусным маршрутом пригородного сообщения от Щелковского автовокзала (ст. метро «Щелковская») или от ст. метро «ВДНХ». Телефон справочной ж/д вокзала в Сергиевом Посаде – (496) 540-58-78, автостанции – (496) 540-62-90.

САЙТ ТРОИЦЕ– СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ

http://www.stsl.ru

КОНТАКТЫ И РЕКВИЗИТЫ

Наместник Лавры – епископ Сергиева Посада Феогност (Гузиков)

Благочинный – архимандрит Павел (Кривоногов)

Казначей – игумен Порфирий (Шутов)

Банковские реквизиты (для пожертвований):

Сбербанк РФ

Получатель: Свято-Троицкая Сергиева Лавра

ИНН 5042016770

КПП 504201001

ОКПО 33072291

ОКОНХ 98700

р/с 40703810440380101340

в Сергиево-Посадском ОСБ 2578 Сбербанка РФ г. Москва

к/с 30101810400000000225

БИК 044525225

Назначение платежа: Добровольное пожертвование на уставную деятельность. Без НДС.

Пожертвование на требы (с именами поминаемых)

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Расписание богослужений

Открыть расписание богослужений на текущую седмицу >>

УСПЕНСКИЙ СОБОР

Будние дни

Воскресные и праздничные дни 

Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 Всенощное бдение – 17.00
Ранняя Литургия – 06.00 05.30
Поздняя Литургия – 08.30
После ранней и поздней Литургии служатся панихиды.
В крипте Успенского собора ежедневно (кроме двунадесятых праздников) служатся заказные молебны: в 09.00 с водоосвящением и в 13.00 без водоосвящения.

 



ТРОИЦКИЙ СОБОР

Будние дни Воскресные и праздничные дни
Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница – 05.30–06.30 Молебен с акафистом преп. Сергию – 05.00–06.30
Средняя Литургия – 06.30 06.30

Молебны с акафистом преподобному Сергию – 08.30–20.30

Начало молебнов в 08.30; 10.30; 12.30; 14.30; 16.30; 18.30

 
В воскресенье соборный молебен с акафистом преподобному Сергию – 17.00 (если нет всенощного бдения).

В пятницу соборный молебен Божией Матери с акафистом – 17.00 (если нет всенощного бдения).

Освященное масло можно получить за свечным ящиком.


Накануне воскресных, двунадесятых и великих праздников после всенощного бдения с литией совершается исповедь (около 21.00), а в сам день праздника – дополнительная средняя Литургия в Трапезном храме в 07.00.

Надкладезная часовня открыта ежедневно с 08.00 до 20.00.

Пятницкая часовня открыта ежедневно с 09.00 до 17.00.

На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужения совершаются по особому расписанию. Телефон для справок +7 (496) 540-53-34.

 



НАДВРАТНЫЙ ХРАМ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Будние дни Воскресные и праздничные дни
Исповедь 1-я смена – с 06.00 с 05.00
Исповедь 2-я смена – с 08.00 с 07.30

 



ХРАМ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Будние дни Воскресные и праздничные дни
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 Всенощное бдение – 17.00
Исповедь в исповедальне Академии – 06.00 07.00
Литургия – 06.20 07.45
По средам совершается акафист Покрову Божией Матери (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) – 18.20

 



ХРАМ ВО ИМЯ ПРЕП. ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА В СЕМИНАРИИ


(вход с западной стороны Лавры только во время богослужения)

Будние дни Воскресные и праздничные дни
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 Всенощное бдение – 17.00
Исповеди в притворе храма нет Исповедь в притворе храма – 07.00
Литургия – 06.20 07.30
По средам (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) чередуются акафист Иисусу Сладчайшему и параклисис Божией Матери – 18.20

 



ХРАМ СВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

Ежедневно
Вечернее богослужение 17.00
Литургия 07.40
Таинство соборования 12.00

Чин изгнания злых духов (отчитывание бесноватых) совершает архимандрит Герман в пятницу, субботу и воскресенье, кроме двунадесятых праздников, в 12:00 в храме Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла подворья Троице-Сергиевой Лавры (г. Сергиев Посад, ул. 1-ой Ударной Армии). Справки по тел. +7 (496) 547-36-45.

www.stsl.ru

Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад.. Спутник / Туризм

Свято-Троицкая Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде — самый известный мужской монастырь России, памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Что посмотреть в Троице-Сергиевой Лавре

На территории Лавры расположено более 10 храмов и более 50 зданий разного назначения. Прежде всего паломники и туристы стремятся побывать в Троицком соборе, где находятся мощи основателя монастыря Сергия Радонежского, в самом крупном храме — Успенском соборе и в Трапезном храме.

Кроме этих самых известных храмов на территории Троице-Сергиевой Лавры вы можете увидеть церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, построенную в 1476-1477 годах, в которой находятся мощи преподобных Максима Грека и Антония (Медведева), Михеевскую церковь 1734 года, Смоленскую церковь 1746–1753 годов, шатровую церковь в честь Зосимы и Савватия соловецких чудотворцев 1637-го года.

Издалека видна лаврская пятиярусная колокольня, построенная с 1741 по 1770 год. Ее высота — 88,5 метров, она считается самой высокой в нашей стране, то есть на 6 метров выше звонницы Ивана Великого в Кремле в Москве.

На площади у Колокольни перед Успенским собором стоит небольшая изящная сооруженная в стиле нарышкинского барокко Надкладезная часовня XVII века, где верующие могут набрать святой воды.

На территории Лавры погребены преподобный Максим Грек, писатель Иван Аксаков, представители российских знатных родов: Воротынских, Оболенских, Одоевских и другие известные люди.

Святыни Троице-Сергиевой Лавры

В Троице-Сергиевой Лавре находится множество православных святынь. Назовем лишь некоторые из них.

В Лавре хранятся мощи преподобного Сергия Радонежского (в Троицком соборе), преподобного Максима Грека (в церкви Сошествия Святого Духа на Апостолов), святителей Иннокентия Московского и Макария (Невского) (в Успенском Соборе), под спудом в Серапионовой палатке — мощи святителей Серапиона Новгородского, Иоасафа Московского и преподобного Дионисия Радонежского.

Также среди святынь Лавры почитаемые почитаемый список иконы Божией Матери «Скоропослушница», часть камня Гроба Господня (в церкви преподобного Никона Радонежского — южном пределе Троицкого собора), чтимая копия чудотворной каменной резной иконы Смоленской Божией Матери Одигитрии — на наружной восточной стене церкви, посвященной Одигитрии.

Правила посещения Троице-Сергиевой Лавры

При посещении Лавры, как и любого другого православного монастыря, нужно одеваться пристойно: женщинам лучше быть в юбках и с покрытой головой, а мужчинам — в брюках (а не в шортах) и без головных уборов.

На территории Лавры нельзя курит. Перед входом в храмы лучше отключать звук у мобильных телефонов.

Фотографировать на территории Лавры разрешено, но не стоит снимать монахов, а в храмах — пользоваться фотовспышкой, так как она может повредить старинные фрески.

  • Стоит учесть, что больше всего людей в Лавре собирается на Троицу — в это праздничный день на выход выстраиваются длинные очереди. Также довольно много людей приезжает в Сергиев Посад и идет в монастырь в воскресные дни. Если хотите спокойно рассмотреть памятники, стоит выбрать для путешествия будний день.
  • Если вы приехали в Лавру первый раз, можно на месте заказать обзорную экскурсию с посещением трех соборов. Есть специальные программы для детей разного возраста. Экскурсии проводятся ежедневно с 9 до 18 часов летом и с 9 до 17 часов зимой (с 11 ноября по 30 апреля). Экскурсионный центр находится в часовне преподобного Сергия Радонежского на Красногорской площади напротив Святых врат Лавры. Также вы можете заказать прогулку заранее по телефонам 8 (910) 471-01-70 и 8 (496) 540-57-21.
  • Во время посещения Лавры вы можете набрать святую воду в Пятницкой часовне напротив входа в монастырь через дорогу, в Надкладезной часовне на Соборной площади монастыря и на источнике Саввы Сторожевского — этот родник находится за северной стеной монастыря, при нем обустроена купальня (что быстрее попасть к нему, выйдя из Святых ворот, идите вдоль стены налево).
  • В церковных лавках можно расплачиваться пластиковыми картами, но не везде, поэтому без наличных тоже не обойтись.

Информация для паломников о Троице-Сергиевой Лавре

В Троицком соборе в 6:30 начинается Литургия, в Трапезном храме или Успенском соборе в 8:30 — Литургия, а в 17:00 — Всенощное бдение. Расписание богослужений можно уточнить на официальном сайте Лавры.

Исповедаться удастся на втором этаже Надвратного храма Святого Иоанна Предтечи. Исповедь к ранней Литургии начинается в 6 утра, к поздней — в 9.

История Троице-Сергиевой Лавры

Монастырь был основан преподобным Сергием Радонежским в 1337 году как пустынь в уединенном месте на берегу речки Кончуры. Первой церковью обители был небольшой деревянный Троицкий храм, построенный святым и его подвижниками (сейчас на его месте находится каменный Троицкий собор). Постепенно к Сергию стали приходить люди, и возник монастырь.

Первым игуменом обители был сам святой. Он играл важную роль в истории страны. В 1380 году Сергий благословил войско князя Дмитрия Донского на сражение с Мамаем на Куликовом поле. После смерти в 1392 году преподобный был погребен в обители.

В 1408 году обитель сильно пострадала от нашествия татар, и после этого в ней начали возникать каменные постройки, первой из которых был возведенный в 1422 году Троицкий собор, иконы для которого создавали Андрей Рублев и Даниил Черный. Также в XV веке монастырь обнесли мощной белокаменной стеной, протяженность которой — 1284 метра.

В последующие годы монастырь продолжал играть важную роль в истории России: он выдержал польско-литовскую осаду и в нем было организовано народное ополчение во времена Смуты, в нем скрывалась во время Стрелецкого бунта царевна Софья, находил в нем убежище и Петр Первый.

В 1744 году, по указу Елизаветы Петровны, монастырь стал лаврой — этот статус присваивается только самым крупным и именитым монастырям.

В 1814 году на территории Лавры в бывших Царских чертогах открылась Московская Духовная академия (бывшая Славяно-греколатинская академия — первый вуз России), переведенная из столицы после пожара Москвы в 1812 году.

К началу XX века революции Лавра была крупнейшим и богатейшим монастырем страны, в ней подвизалось более 400 монахов. Совершить паломничество в нее стремились люди со всей России. Многие богомольцы шли пешком: так, очень популярный маршрут начинался у Красной площади в Москве у Иверской часовни (сейчас она восстановлена).

После революции монастырь был сначала преобразован в трудовую артель, затем закрыт и разорен, мощи святых осквернены. Потом зданиях обители разместился историко-художественный музей. Однако с 40-х годов Лавра начала оживать. В 1944 году в ней заработали Православный богословский институт и Высшие богословско-пасторские курсы (наследники Духовной академии). В 1946 году в монастырских храмах возобновились богослужения, в Лавру стали возить иностранцев и демонстрировать им, что в Советском Союзе существует свобода вероисповедания.

turizm.sputnik.ru

Контакты

ПОЧТОВЫЙ АДРЕС ЛАВРЫ 

141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 

Монастырская проходная: тел.+7 (496) 540-53-34 (круглосуточно).  

    

Канцелярия Лавры: тел. +7 (496) 540-59-42, тел./факс +7 (496) 547-70-35 (8.00 до 17.00 часов мск),  

электронная почта канцелярии (для официальной переписки)[email protected].     



Как заказать поминовение в Троице-Сергиевой Лавре? 
Как это сделать, если человек не может приехать? Подробнее… 

Банковские реквизиты для пожертвований: скачать в *.pdf   





ВОПРОСЫ ЧАСТНОГО ХАРАКТЕРА

можно задать, написав письмо на почтовый ящик: [email protected] 

или заполнив электронную форму для связис информационной службой монастыря.  

Телефон Петро-Павловского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

(где совершается отчитывание бесноватых — чин изгнания злых духов): +7 (496) 547-36-45 

Желающим потрудиться в Лавре:

— на срок от 1 до 3 дней: тел. +7 915 165-81-01 (Алексей, зв. строго в рабоч. дни, с 10:00 до 17:00 мск).

— волонтерами в выходные и праздничные дни: тел. +7 905 599-08-47 (Ольга).

— в качестве монастырского трудника, на длительный срок: тел. +7 (496) 541-55-55 (Благочинническая служба)  



 

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ 

Паломнический центр: тел. +7 (496) 540-57-21, +7 (910) 471-01-70    

ЗАКАЗ МАСТЕР — КЛАССОВ  





ГОСТИНИЦЫ и ТРАПЕЗНЫЕ 
Старая гостиница Лавры: тел. +7 (496) 549-90-00.

Вознесенская гостиница:  тел. +7 (496) 549-90-94, +7 916 641-69-09.

Вознесенская трапезная: тел. +7 985 929-35-49, +7 985 145-07-25.

Ресторан “Монастырская трапезная”: тел. +7 (496) 549-90-49, +7 915 111-66-89.

Ресторан “Гостевая изба”: тел. +7 (496) 541-43-43.

Ресторан “Красные палаты”: тел. +7 (496) 541-25-29, +7 903 228-18-40. 

МОНАСТЫРСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР    

Телефон Центра монастырской медицины: тел. +7 964 777-15-51, сайт: Montrav.ru   

МОСКОВСКИЕ ДУХОВНЫЕ АКАДЕМИЯ И СЕМИНАРИЯ

Канцелярия: тел. +7 (496) 540-53-45, факс +7 (496) 540-31-60

Приемная ректора: тел. +7 (496) 540-53-46, факс +7 (495) 742-44-04 

Сайт: Mpda.ru  

СХЕМА ПРОЕЗДА 

загрузка карты…



БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ (для пожертвований, счет в Сбербанке) :  

Получатель: Свято-Троицкая Сергиева Лавра 

ИНН 5042016770, КПП 504201001 

ОКПО 33072291 ОКОНХ 98700 

р/с 40703810440380101340 

в Сергиево-Посадском ОСБ 2578 Сбербанка РФ г. Москва 

к/с 30101810400000000225 БИК 044525225 

Назначение платежа: Добровольное пожертвование на уставную деятельность. Без НДС. 

Пожертвование на требы (с именами поминаемых) 

БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ (для пожертвований, счет в ОАО «Промсвязьбанк») :  

Получатель: Свято-Троицкая Сергиева Лавра 

ИНН 5042016770, КПП 504201001 

ОКПО 33072291 ОКОНХ 98700 

ОГРН 1035000008262 

р/с 40703810230740484101 

в ОАО «Промсвязьбанк» г. Москва 

к/с 30101810400000000555 БИК 044525555 

Назначение платежа: Добровольное пожертвование на уставную деятельность. Без НДС. 


Обратная связь



www.stsl.ru

Архитектурный ансамбль

За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений. В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия Святого Духа на апостолов.

Успенский собор был возведен в 1559-1585 годах по типу Успенского собора Московского Кремля. Фрески Успенского собора создавались в 1684 году. У северо-западного угла собора на месте западной паперти в 1780 году была устроена палатка с шатровой кровлей над могилами семьи царя Бориса Годунова.

Напротив Успенского собора — комплекс казначейского корпуса и примыкающих к нему больничных палат с шатровой церковью Прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1635-1638). За ними располагаются Крепостная палата и комплекс Келарских палат (рубеж XVI-XVII вв.). На месте древней надвратной церкви во имя Преподобного Сергия Радонежского (1513) у главного входа в монастырь был построен пятиглавый надвратный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (1692-1699).

Декорированная белокаменной резьбой трапезная с храмом Преподобного Сергия Радонежского (1686-1692) выполнена в стиле «нарышкинского» барокко — русской версии одного из великих европейских стилей. До конца XVII в. в Троице-Сергиевом монастыре в том же стиле были возведены Царские чертоги, Надкладезная часовня и уже упомянутая надвратная церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи.

К памятникам XVIII века относится небольшая церковь во имя Преподобного Михея Радонежского, построенная над его гробом в 1734 году. Напротив больничных палат в 1746-1748 годах возведена изящная церковь Смоленской иконы Богоматери в стиле елизаветинского барокко. Здание Митрополичьих покоев расположено в юго-западной части монастыря, оно относится к XVI–XVII вв., а фасад обновлен в 1778 г.

Центральное место в архитектурном ансамбле Троице-Сергиевой Лавры занимает великолепная пятиярусная колокольня, которая видна со всех сторон за несколько километров до подъезда к монастырю. По архитектурной композиции, изяществу силуэта и декоративному убранству здание колокольни принадлежит к лучшим памятникам русского зодчества XVIII века. Недалеко от колокольни в 1792 году поставлен памятный четырехгранный памятный обелиск, сложенный из дикого камня.

Крепостные стены с одиннадцатью башнями (от двенадцатой сохранился лишь фундамент) (1540-1550 гг.) общей протяженностью 1370 м опоясали монастырь неправильным четырехугольником, сохраняя древнюю «четверообразную» планировку. Современный вид крепостные сооружения приобрели в середине XVIIв., когда велись работы по их усилению и совершенствованию.

За стенами юго-западной части монастыря, рядом с речкой Кончурой, напротив Водяной башни был разбит Пафнутьев сад. Здесь на территории, обнесенной в 1778 году невысокой каменной оградой, в 1895 году построен больнично-богадельный корпус с храмом Прп. Иоанна Лествичника (в настоящее время — помещения Московской духовной семинарии).


Адрес Лавры: Россия, 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Телефон монастырской проходной (496) 540-53-34 (круглосуточно справки по общим вопросам), канцелярии тел. (496) 540-59-42, тел./факс (496) 547-70-35 (8.00 до 17.00 часов по Московскому времени). Проезд от Ярославского вокзала г. Москвы на пригородном электропоезде до г. Сергиева Посада или автобусным маршрутом пригородного сообщения от Щелковского автовокзала (ст. метро «Щелковская») или от ст. метро «ВДНХ». Телефон справочной ж/д вокзала в Сергиевом Посаде – (496) 540-58-78, автостанции – (496) 540-62-90.




БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ (для пожертвований, счет в Сбербанке) :   

Получатель: Свято-Троицкая Сергиева Лавра 

ИНН 5042016770, КПП 504201001 

ОКПО 33072291 ОКОНХ 98700 

р/с 40703810440380101340 

в Сергиево-Посадском ОСБ 2578 Сбербанка РФ г. Москва 

к/с 30101810400000000225 БИК 044525225 

Назначение платежа: Добровольное пожертвование на уставную деятельность. Без НДС. 

Пожертвование на требы (с именами поминаемых) 


БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ (для пожертвований, счет в ОАО «Промсвязьбанк») :  

Получатель: Свято-Троицкая Сергиева Лавра 


ИНН 5042016770, КПП 504201001 

ОКПО 33072291 ОКОНХ 98700 

ОГРН 1035000008262 

р/с 40703810230740484101 

в ОАО «Промсвязьбанк» г. Москва 

к/с 30101810400000000555 БИК 044525555 

Назначение платежа: Добровольное пожертвование на уставную деятельность. Без НДС. 

Пожертвование на требы (с именами поминаемых) 

www.stsl.ru

Экскурсия по Троице-Сергиевой Лавре


Преподобный Сергий Радонежский и созданная им обитель

Наша святая обитель основана преподобным Сергием Радонежским – одним из наиболее почитаемых русских святых.

Он родился в 1314 году в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. С юных лет Преподобный (в миру носивший имя Варфоломей) желал посвятить всю свою жизнь служению Богу. Однако Кирилл и Мария долго не благословляли сына на монашескую жизнь. И только когда они, незадолго до своей праведной кончины, удалились в монастырь, преподобный Сергий со старшим братом Стефаном поселился на лесистом холме, затерянном в глухой чаще. Будущему Игумену земли Русской было тогда 23 года. Естественно, что тогда он не мог и подумать о славе этого места. Оно привлекло его именно своей пустынностью и удаленностью от людей. Собственными руками братья построили здесь деревянную келью и церковь, которая по их желанию была освящена во имя Живоначальной Троицы.

Жизнь в глубоком уединении оказалась не под силу старшему брату преподобного Сергия, Стефану, и он вскоре удалился из этих мест. Преподобный остался в совершенном одиночестве. С еще большим усердием он предался подвигу поста и молитвы. Вскоре исполнилось заветное желание юноши – игумен одного из близлежащих монастырей Митрофан постриг его в монашество.

Ни одного часа времени преподобный Сергий не проводил в праздности. Мудро сочетая молитву и труд, псалмопение и чтение божественных книг, он восходил от силы в силу, с каждым днем своей жизни все больше приближаясь ко Христу. Преподобный Сергий шел путем подвижников первых веков христианства – преподобных Антония и Макария Великих, Иоанна Лествичника, аввы Дорофея и многих других. Каждый шаг своей монашеской жизни он сверял с их писаниями. Святые старцы и пустынники далеких восточных пустынь указывали боголюбивому русскому юноше путь в небесные обители. Преподобный Сергий почитал и первых подвижников русского монашества – Антония и Феодосия Печерских и их многочисленных последователей. Преподобный стремился достичь в своей жизни того идеала святости, которого уже достигли они, шествуя к Богу тесным путем, заповеданным Спасителем однажды и на все времена. Мужественно перенося искушения, он устремлял свой взор к Горнему и всеми силами стремился к единению с Богом – цели жизни всякого человека.

Единственным желанием преподобного Сергия было спасение собственной души. Он хотел жить и умереть в своем лесном уединении. Но мы знаем, что часто Господь подает славу тому человеку, который всячески старается ее избежать, и, напротив, отнимает славу у стремящегося к ней. «Не может град укрытися верху горы стоя» (Мф. 5, 14),– говорит Господь. Человек, искренне убегающий земного почета и славы, приобрел смирение — основание христианских добродетелей. Такой человек может привести к Богу не только свою, но и другие души. Так было и с преподобным Сергием. По ближним и дальним весям и городам распространился слух о том, что в радонежском лесу живет необыкновенный подвижник. Вскоре вокруг Преподобного стали селиться люди, желавшие спасаться под его руководством. По настоятельному желанию учеников преподобный Сергий становится священником и игуменом основанного им монастыря. Смирение, терпение, любовь к Богу и ближним соделали Преподобного великим молитвенником и печальником за землю Русскую еще во время его земной жизни.

Вообще, смирение можно назвать добродетелью, определяющей святость преподобного Сергия. В жизнеописании Преподобного, составленном его учеником Епифанием Премудрым, много свидетельств, подтверждающих это. Например, такое: однажды, при жизни преподобного Сергия, в обитель пришел крестьянин, слышавший о подвигах и славе ее знаменитого настоятеля. Пришедший попросил братию показать ему игумена Сергия. Монахи указали на старичка в бедной, заплатанной одежде, который обрабатывал грядки за монастырской оградой. Крестьянин не поверил и оскорбился: «Вы смеетесь надо мной! Я шел сюда, чтобы увидеть прославленного игумена, богато одетого и окруженного слугами, а вы показываете мне какого-то огородника, наверное последнего в монастыре человека…» Преподобный Сергий, услышав сетования пришельца, оставил свои труды, с любовью поприветствовал его и усадил с собою за трапезу. «Не скорби, брате, — утешил его Преподобный, — Бог так милостив к месту сему, что никто отсюда не выходит печальным. И тебе Он скоро покажет того, кого ты ищешь». Во время их беседы в обитель прибыл князь, окруженный многочисленной свитой. Князь бросился к ногам угодника Божия, попросив у него благословения. Тогда-то крестьянин понял, кем был смиренный огородник. После отъезда князя он со слезами умолял преподобного Сергия простить его невежество и неверие. «Не скорби, чадо! – сказал ему смиренный игумен. – Ты один справедливо рассудил обо мне, ведь все они ошибаются».

Управление монастырем не привлекало, а тяготило преподобного Сергия. Когда в Троицкой обители возникла смута и некоторые монахи возмутились против своего игумена, преподобный покинул монастырь и поселился в глухой лесной чаще на реке Киржач. Только через 3–4 года, после вмешательства святителя Московского Алексия, преподобный Сергий вернулся в нашу обитель. Около 1372 года Патриарх Константинопольский Филофей, знавший о высокой жизни русского игумена, прислал преподобному Сергию крест, параман, схиму и грамоту, в которой благословлял Преподобного и советовал ему ввести в Троицком монастыре общежительный устав. Преподобный обратился к московскому митрополиту Алексию, который стоял тогда во главе Русской Церкви. По благословению святителя Алексия в нашей обители и был введен общежительный устав. Незадолго до кончины, в 1378 году, святитель Алексий пожелал видеть преподобного Сергия своим преемником. Он хотел возложить на него золотой крест – символ митрополичьего сана. Преподобный отказался от столь великой чести. «Прости, Владыко, – отвечал он, – я от юности своей не носил золота, а тем более под старость желаю пребыть в нищете». Святитель Алексий, видя, что дальнейшие уговоры ни к чему не приведут, отпустил смиренного старца.

В 1380 году, когда правитель Золотой Орды Мамай вел полки на разорение Русской земли, великий князь Димитрий Иоаннович, готовясь выступить в поход, просил у преподобного Сергия благословения и молитвы. «Если враги хотят от нас чести и славы, – сказал ему Преподобный, – дадим им; если хотят злата и сребра – дадим и это; но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить». Эти слова преподобного Сергия являются как бы истолкованием известных евангельских слов: » Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). Именно за эту верность небесному идеалу, которой наши благочестивые предки учились у ног великих русских святых, Господь щедро подавал Руси ее экономическую и политическую мощь. Небесное и земное удивительно соединялось в истории нашей святой Отчизны. И битва на поле Куликовом 8 сентября 1380 года началась с того, что схимонах нашего монастыря Александр Пересвет, пришедший на поле брани из послушания преподобному Сергию, приняв вызов татарского богатыря, поразил его и сам пал жертвой этого поединка.

Преподобный Сергий скончался 25 сентября 1392 года. Перед кончиной он заповедал братии прежде всего строго хранить чистоту православной веры. Преподобный завещал также блюсти единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, иметь усердие к смирению и страннолюбию. Вот уже шестьсот с лишним лет преподобного Сергия называют Игуменом земли Русской. И его предсмертные слова были, безусловно, обращены не только к братии основанного им монастыря. Они обращены к каждому русскому человеку. И если мы сегодня хотим иметь Преподобного своим молитвенником и заступником, мы должны свято исполнять то, что он заповедал нам…

Преподобный и после своей блаженной кончины не оставлял своей обители. В 1408 году во время игуменства преподобного Никона Радонежского († 1426) все постройки нашего монастыря были сожжены при нашествии полчищ татарского хана Едигея, но, благодаря чудесному предупреждению преподобного Сергия о грядущем нашествии, братия успела удалиться, сохранив от осквернения святыни и книги.

В 1422 году при строительстве первого каменного храма нашего монастыря, Троицкого, были обретены святые мощи преподобного Сергия, которые и стали главной святыней этого храма. И вот уже более шестисот лет мощи Преподобного являются источником благодатной помощи для людей, с верой приходящих к этой великой святыне. Исцеления больных и изгнания бесов, помощь в скорбных семейных и тяжелых жизненных обстоятельствах, избавление от опасностей и помощь в учебе — множество чудес, подобных этим, не перестает совершаться по молитвам преподобного Сергия. Недавно были опубликованы свидетельства о чудесах и исцелениях от мощей преподобного Сергия в наши дни.

Преемником преподобного Сергия был его ученик Никон, также прославленный Церковью в лике преподобных. В историю нашей обители преподобный Никон вошел как ее строитель и благоукраситель, продолжатель дела своего духовного отца. Именно преподобному Никону довелось восстанавливать обитель после разорительного нашествия хана Едигея. При виде пепелища на месте родной обители преподобный Никон не впал в уныние, а подвиг братию на новые труды. Прежде всего был построен деревянный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы и освящен в 1412 году в день памяти преподобного Сергия, 25 сентября. Обитель восстанавливалась, и преподобный Никон предпринял построение каменной церкви над гробом своего духовного отца.

О благоустроении обители преподобный Никон не переставал заботиться до конца жизни. Накануне блаженной кончины Господь в откровении указал ему место будущего упокоения – близ преподобного Сергия. Причастившись Святых Христовых Таин, преподобный Никон дал братии последнее наставление и благословение и сказал: «Пойди, душе моя, туда, где тебе уготовано пребывать, пойди с радостию – Христос зовет тебя». Осенив себя крестным знамением, преподобный Никон отошел к Богу 17 ноября 1426 года и был погребен близ раки преподобного Сергия.

Именно преподобным Никоном для росписи Троицкого собора были приглашены лучшие иконописцы – преподобные иноки Андрей Рублев († ок. 1427) и Даниил Черный. Для иконостаса Троицкого собора преподобным Андреем Рублевым была написана икона Живоначальной и Пресвятой Троицы – величайшее творение русского иконописца, воплотившее то, что было открыто преподобному Сергию.

Православная икона – это окно в иной мир, и человек, благоговейно предстоящий перед ней, без многих слов и доказательств убеждается в бытии удивительного мира Божией святости и красоты. «Евангелие научает нас святой жизни, а икона эту жизнь показывает», – писал один из современных знатоков иконописи. Иконостас православного храма (кстати, до иконостаса Троицкого собора наша Церковь не знала высоких иконостасов) зримо указывает на то, что в богослужении принимают участие члены не только земной, но и Небесной Церкви. Богоматерь, пророки, апостолы, мученики Христовы молятся с нами и о нас, и эта связь отдельных частей Единой Христовой Церкви жива и непрестанна. Ереси иконоборцев древних (VIII – IX вв.) и иконоборцев современных (многочисленные протестантские течения) не являются лишь «отвлеченным богословием». Иконоборцы всех времен разрушали и разрушают связь между земной и Небесной Церковью, и понятна ревность о Православии святых, знающих о торжествующей реальности этой связи.

Впоследствии, в связи с общим упадком духовной жизни, церковное искусство становилось все более и более земным, превращаясь, в лучшем случае, в благочестивую иллюстрацию сюжетов Священного Писания. Этот процесс очень хорошо заметен, например, при сравнении икон преподобного Андрея Рублева и религиозной живописи в некоторых других храмах нашей Лавры. Но Дух Святой дышит где хочет (Ин. 3, 8), и многочисленные иконы, написанные с отступлением от иконописных канонов, прославлены от Господа благодатью чудес и исцелений.

В Троицком соборе в наши дни совершаются монашеские постриги. Как во времена преподобного Сергия, так и сейчас всякий человек, приступающий работать Господу, дает Ему три обета – обет безбрачия, нестяжания и послушания. Постригаемый трижды подает игумену ножницы в знак того, что его никто не принуждает к выбору иноческого пути. После этого игумен трижды крестообразно постригает волосы на его главе. При постриге человеку дается новое имя, как символ того, что он родился для жизни новой, осмысленной святостью.

Вплотную к Троицкому собору примыкает придел в честь преподобного Никона Радонежского, построенный в 1548 году. Святой учитель и его святой ученик вместе предстоят пред Господом в Его Небесном Царстве, а здесь, на земле, в нескольких шагах друг от друга покоятся их честные останки.

Зеленая пристройка к Никоновскому приделу носит название «Палатка трех мощей». В ней находятся мощи святителя Иоасафа, митрополита Московского, святителя Серапиона, архиепископа Новгородского, и преподобного Дионисия Радонежского, в разное время бывших настоятелями нашего монастыря. Имя последнего святого напоминает нам о времени, получившем в русской истории название Смутного. Как тогда, в начале XVII века, так и сейчас, в начале XXI, внешние беды и нестроения были проявлением тяжких духовных недугов, которыми страдала Россия. В сентябре 1608 года наша обитель была осаждена 30-тысячным войском поляков и литовцев. Осажденных было всего 2000 человек, но они решительно отказались от предложения сдаться. Лишь заступничеством преподобного Сергия можно объяснить то, что 16-месячная осада не принесла полякам успеха. Защитники обители неоднократно видели помогавшего им преподобного Сергия. В «Сказании об осаде» описываются удивительные случаи благодатной Божией помощи осажденным в это критическое для обители и всей Русской земли время.

После снятия осады в январе 1610 года настоятелем монастыря стал cвятой архимандрит Дионисий. Помощь раненым и уход за больными, питание алчущих и предоставление крова бездомным – вот основные занятия троицких иноков того времени. Когда московские купцы, корыстно используя время разрухи, неимоверно подняли цены на хлеб, преподобный Дионисий вывез на рынки все запасы монастырской пшеницы, сбив цену и сохранив жизнь тысячам людей.

Прекращение cмуты в Московском государстве в начале XVII века тоже связано с именем преподобного Дионисия Радонежского. Ученик святого Патриарха Ермогена, преподобный Дионисий, так же горячо, как и он, любил Русскую землю и страдал вместе с ней. Вместе с келарем обители Авраамием Палицыным он посылал во все концы Отечества грамоты, призывавшие к борьбе с «ворами». В октябре 1611 года одна из таких грамот достигла Нижнего Новгорода, где незадолго до этого благочестивому горожанину Косме Минину Сухоруку трижды являлся преподобный Сергий Радонежский с призывом собирать войско и идти на освобождение Москвы.

Вскоре стараниями Космы Минина и нижегородцев было собрано ополчение, которое возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский. В августе 1612 года нижегородское ополчение пошло на Москву и у стен Троице-Сергиева монастыря святой архимандрит Дионисий отслужил напутственный молебен. Летопись говорит, что, когда ополченцы подходили к монастырю и выстраивались для молебна, дул столь сильный ветер от Москвы, что многие восприняли это как знак Божия неблаговоления к их походу. Но когда молебен был закончен, воинов, лошадей и пушки окропили святой водой, то противный ветер утих и неожиданно подул сильный ветер по направлению к Москве, как бы от самого гроба преподобного Сергия.

25 октября 1612 года преподобный Дионисий служил еще один – благодарственный молебен в Успенском соборе освобожденного Московского Кремля.

Трудно переоценить значение Троице-Сергиева монастыря в судьбах России. Великий Игумен земли Русской преподобный Сергий никогда не оставлял нашу Родину своим заступничеством и молитвенным покровом. И сейчас как никогда мы должны особенно усердно прибегать к его помощи, потому что наша жизнь стала настолько страшна, что только Божие чудо сможет изменить ее к лучшему…

После окончания Смуты святому Дионисию было поручено исправление богослужебных книг. Это вызвало зависть его недоброжелателей. По их доносу святой был брошен в темницу. Ему было предписано ежедневно в присутствии толпы народа совершать тысячу земных поклонов. Не довольствуясь этим, Преподобный добавлял еще тысячу поклонов от себя. Он говорил жалевшим его, что происходящее с ним не беда, а лишь всеблагое проявление Промысла Божия, устрояющего спасение каждого человека. Это отношение святого страдальца к скорбным жизненным обстоятельствам может служить надежным ориентиром и для нас, зачастую «лучше Бога» знающих, что нам полезно, и малодушно убегающих скорби Креста Христова.

Здание Митрополичьих покоев приобрело современный вид в конце XVIII века. Здесь останавливается Святейший Патриарх Алексий II. Патриарх – настоятель Троице-Сергиевой Лавры, а повседневное управление обителью возложено на патриаршего наместника в сане архимандрита.

Ансамбль Соборной площади украшает прекрасная белая церковь Сошествия Святаго Духа на апостолов. Она была построена в 1476–1477 годах псковскими мастерами. У северной стены этой церкви, под спудом, покоятся мощи преподобного Максима Грека. Выходец из Греции, получивший прекрасное образование в Европе, он убедился в том, что идеалы эпохи Возрождения глубоко чужды Евангелию Господа нашего Иисуса Христа. Максим Грек удалился на Афон, где принял монашеский постриг. В 1518 году он прибыл на Русь. В Москве Максим Грек занимался книжными трудами и переводами. Около 1525 года он был оклеветан и большую часть своей жизни на Руси провел в темницах и изгнаниях. На стене темницы, в которую он был заключен, преподобный Максим углем пишет канон Святому Духу.

Святой Максим Грек известен также как ревнитель о христианской нравственности. Когда Великий князь Василий III захотел развестись со своей законной женой Соломонией Сабуровой и жениться на Елене Глинской, святой Максим обличил государя, напоминая ему о высоте и святости христианского брака. Василий III не послушал преподобного Максима, а от брака, который обличал преподобный, родился будущий государь Иоанн IV Грозный. Преподобный Максим скончался в 1556 году. Известны случаи исцелений и избавлений от опасности по его святым молитвам.

Успенский собор начал строиться в 1559 году. Вся история его постройки связана с именем Иоанна Грозного – первого русского царя. В 1585 году, через год после его кончины, собор был торжественно освящен. Кроме главного престола, в честь Успения Божией Матери, за иконостасом собора находятся еще три придела. Один из них, в честь Святителя Николая Чудотворца, был устроен 9 мая 1609 года. Тогда, в разгар осады, в монастыре началась повальная цинга, уносившая множество жизней. Иноки обратились к помощи и заступлению святителя Николая и освятили придел в его честь в Успенском соборе. После этого эпидемия пошла на убыль. Два других придела освящены в честь святых великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины. Имена этих святых носили государь Феодор Иоаннович и его супруга царица Ирина, в царствование которых и был освящен Успенской собор. На столпе в юго-восточной части собора находится икона святых Феодора Стратилата и Ирины. Мы видим, как благоговейно относились к своим небесным покровителям наши предки, устраивая в их честь храмы, помещая там их иконы. И каждому из нас дается в Таинстве Святого Крещения имя того или иного святого Православной Церкви. День, когда Церковь празднует его память, является днем нашего тезоименитства, или именин. Мы должны особо чтить память нашего небесного ходатая: изучать его Житие, подражать его добродетелям, особо молиться ему, почитать день его памяти церковной молитвой и причащением Святых Христовых Таин. В лавках и киосках нашей Лавры можно приобрести иконы многих святых, их жизнеописания и творения, а также другие святыни и духовную литературу.

В Успенском соборе находятся мощи двух святых московских митрополитов прошлого века – святителя Филарета (Дроздова; † 1867) <в 2004 году перенесены в Храм Христа Спасителя в Москве> и его преемника по Московской кафедре, святителя Иннокентия (Вениаминова; † 1879). Святитель Филарет известен как подвижник, выдающийся проповедник, богослов и церковный администратор.

В историю русской культуры навсегда вошла его прекрасная поэтическая переписка с А. С.Пушкиным.

«Дар напрасный, дар случайный жизнь, зачем ты мне дана иль зачем судьбою тайной ты на казнь осуждена…» – вопрошал великий поэт, измученный пустотою своей жизни.

«Не напрасно, не случайно жизнь от Бога мне дана. Не без воли Бога тайной и на казнь осуждена…» – эти слова духовного вразумления и утешения он получил в ответ от святителя Филарета.

Святитель Иннокентий, апостол Америки и Аляски, проповедник слова Божия на Алеутских островах, с 1868 года – московский митрополит.

В Успенском соборе находится также деревянный гроб преподобного Сергия Радонежского, в котором его святое тело находилось в земле с 1392 года по 1422 год. Это одна из святынь нашей обители.

В крипте под Успенским собором покоится прах двух последних русских Патриархов – Алексия I († 1970) и Пимена († 1990). В криптовом храме три престола. Центральный посвящен Всем святым, в земле Российской просиявшим. Множество угодников Божиих давала Православию наша земля во все времена. Их число особенно увеличилось в недавние годы гонений, постигших Русскую Церковь. Новомученики и исповедники Российские – почти наши современники, кровью засвидетельствовавшие свою верность Христу.

Строительство Трапезного храма было завершено в 1692 году. В этом году наша Церковь праздновала 300-летие со дня кончины преподобного Сергия. В честь Преподобного и был освящен главный престол этого храма. Первоначальный иконостас храма не сохранился. В 1948 году здесь был установлен иконостас из разрушенного в 30-е годы нашего века московского храма Николы Большой Крест. В Трапезном храме есть еще два малых придела – во имя преподобного Серафима Саровского и святителя Иоасафа Белгородского. Эти приделы были устроены в 50-е годы нашего века. Долгое время была неизвестна судьба святых мощей Иоасафа Белгородского и Серафима Саровского, оскверненных в безбожные годы. И только в 1991 году в Казанском соборе Петербурга были чудесным образом обретены мощи двух этих святых. А в нашем храме приделы в их честь существовали рядом друг с другом уже около сорока лет! Это одно из многочисленных свидетельств Промысла и Всеведения Божия. И каждый из нас, вглядевшись в собственную жизнь, увидит явные случаи Божией помощи лично ему. Как говорил один из лаврских проповедников: «Нет людей, которым не помогал бы Бог – есть люди, у которых плохая память…»

Возле Трапезного храма находится небольшая церковь в честь явления Божией Матери преподобному Сергию. Свидетелем этого дивного события, во многом определившего последующую историю нашей обители, сподобился быть ученик и келейник преподобного Сергия – преподобный Михей Радонежский. «Бодрствуй, чадо, мы будем в сей час иметь чудесное посещение» – такие слова услышал однажды святой Михей от своего игумена. И тотчас Сама Пречистая Владычица Богородица в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова явилась и великой славе Своему избраннику. «Нe скорби об обители твоей, – сказала Она преподобному, – отныне она будет иметь изобилие во всем, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу, Я неотступна буду от места сего и всегда буду покрывать его…» В 1734 году над гробницей преподобного Михея была построена церковь в честь этого события. церковь называют также Михеевской.

В 1644 году во время ремонта паперти Успенского собора был обретен целебный источник. От воды из этого источника получил исцеление слепой монах Пафнутий. Последующие чудеса утвердили православный народ в вере в чудодейственность этой воды, и к источнику потянулись страждущие со всех концов России. Часовня над источником была сооружена в конце XVII века.
Сень над чашей с крестом – самое позднее архитектурное сооружение нашей обители – была устроена в 1873 году. Памятный обелиск сооружен в 1792 году. На каждой стороне обелиска находятся памятные медальоны, на которых увековечены заслуги Лавры перед Отечеством.

Колокольня Лавры – самая высокая в России. Ее высота – 88,5 метра. Колокольня строилась более 30 лет и была закончена в 1770-х годах. До революции лаврская звонница насчитывала 42 колокола. Самый большой из них (и самый большой в России), царь-колокол, весом в 67 – тонн, в конце 20-х годов нашего века был сброшен с колокольни и разбит. За несколько лет до этого было совершено одно из самых кощунственных деяний безбожных лет – вскрытие мощей преподобного Сергия. Это произошло 11 апреля 1919 года. Вокруг колокольни плотным кольцом стояли красноармейцы: «строителей новой жизни» не отпускал страх, что колокола своим звоном соберут верующих к Лавре. Но на другой день колокола все же зазвонили! Собралось великое множество людей, желавших приложиться к мощам аввы Сергия. Очевидец вспоминает, что, прикладываясь к открытым мощам, многие закрывали глаза, «чтобы не оскорбить своим грязным взглядом наготу Преподобного». Сейчас наша звонница насчитывает 23 колокола – почти вполовину меньше, чем до революции.

Лавра была национализирована решением СНК 1 ноября 1918 года Спустя год, 10 ноября 1919 года, согласно решению Сергиевского исполкома, монастырь был закрыт. Последний наместник «старой» Лавры архимандрит Кронид, немощный и ослепший старец, к концу жизни, в 1937 году, был арестован по сфабрикованному обвинению и расстрелян. Возобновление Лавры как монастыря Русской Православной Церкви произошло в 1946 году. С 1919 по 1946 год в Лавре располагались музей, педагогический институт, другие организации. В некоторых зданиях жили люди. На Пасху 1946 года в Успенском соборе возрожденной обители состоялось первое богослужение.

Сейчас в Троице-Сергиевой Лавре около двухсот монахов. Их силами ежедневно в храмах Лавры совершается богослужение; кроме того, монахи несут многочисленные послушания: исповедь паломников, издательская деятельность, пастырское окормление заключенных и многое другое. Через церковную и келейную молитву, послушание, а особенно через благодатную силу церковных Таинств Господь подает им силы нести свой жизненный крест. К спасительным Таинствам церковным должны прибегать не только монахи, но и все православные христиане. Войдя в церковь Христову, в Таинство Святого Крещения, мы не должны думать, что этого достаточно и что теперь мы можем появляться в церкви только раз или два в год, например освящать куличи на Пасху. Нет, быть членом Церкви – это очень ответственно, и без помощи Божией мы не сможем понести на себе благое бремя Христова Креста. В церковных Таинствах нам и подается особая помощь от Господа для достижения спасения. Мы очищаем свою душу в Таинстве Покаяния, причащаемся Святых Тела и Крови Христовых в Таинстве Божественной Евхаристии, соединяясь в этом Таинстве с Самим Господом Иисусом Христом. Для людей, страждущих телесными и душевными недугами, в Церкви есть Таинство Святого Елеосвящения; если христиане вступают в брак, то Церковь благословляет их на это в Таинстве Брака. Мы видим, что поистине безрассудно поступают те христиане, которые сами лишают себя благодатной помощи Божией, избегая, а зачастую и не подозревая о том, какое сокровище находится в Церкви и что они могут унаследовать это сокровище, стоит им лишь войти в церковь и начать жить ее святой жизнью.

Белая шатровая церковь в честь Зосимы и Савватия, соловецких чудотворцев, была построена в 1637 году. В больничных палатах при этой церкви находились больница и приют для престарелых и больных монахов. Недавно монастырю были возвращены эти помещения, и сейчас силами братии здесь восстанавливается монастырская больница.

Если встать между Троицким собором, построенном в 1422 году, и сооруженной в 1745–1748 годах Смоленской церковью, то можно проследить трехсотлетний путь развития русской храмовой архитектуры. Церковное искусство постепенно утрачивало свою строгость, целомудренность и подчеркнутый аскетизм. К XVIII веку оно почти совсем потеряло изначальную неотмирность, став вполне земным – пышным, изысканным и бездуховным. Внешнее является выразителем внутреннего, и всякое искусство отображает духовный уровень своей эпохи. Но тем не менее храм остается храмом, независимо от архитектуры. Храм – это место особого благодатного присутствия Божия. И сооружение нашей церкви в середине XVIII века связано с тем, что на этом месте, в монастырской поварне, благодатной силой исцелений прославилась Смоленская икона Божией Матери.

Однажды ночью преподобный Сергий увидел великое множество прекрасных белых птиц, круживших над его монастырем. Господь сказал своему избраннику, что столь же велико и прекрасно будет число его учеников и последователей. Действительно, еще при жизни Преподобного его ученики основали 25 монастырей. После его смерти это число увеличилось до 70. Среди последователей Преподобного насчитывают несколько десятков канонизированных святых. Глубоко символично, что в стенах Лавры находятся Московские Духовные школы. Сейчас в наших Духовных школах – «большой келье преподобного Сергия» учится более шестисот человек – будущих служителей слова Божия и пастырей стада Христова. После четырех лет учебы в семинарии желающие могут продолжить свое образование в Духовной академии. В состав Духовных школ входят также регентская и иконописная школы, в которых возрождаются древние традиции церковного искусства. В Духовных школах учатся представители многих епархий нашей Церкви, посланцы других Поместных Православных Церквей. Выпускники семинарии и академии несут людям слово Христовой истины.

Надвратная церковь была построена в 1699 году на средства богатых и именитых людей того времени Строгановых. По завершении строительных работ храм был освящен в честь Рождества святого Иоанна Предтечи – проповедника покаяния. И глубоко символично, что сейчас именно в этом храме совершается Таинство Покаяния для многочисленных паломников и богомольцев. Каждое утро многие люди стекаются в этот храм, исповедуют здесь свои согрешения, облегчают совесть и получают новые, благодатные, силы нести жизненный крест. Лаврские духовники – монахи, имеющие сан священника, – помогают им в решении недоуменных вопросов духовной жизни.

Для человека крещеного, но не живущего церковной жизнью путь ко спасению должен начаться с покаяния. И в первую очередь покаяния можно с любовью пожелать тем, кого Господь по-разному промыслительно приводит в святую Лавру преподобного Сергия. Можно надеяться на то, что в следующий раз они приедут сюда уже не как туристы или экскурсанты, а как люди, испытавшие личную потребность припасть к этому неиссякаемому источнику благодати и напоить свои души живой Христовой водой.

 

www.stsl.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о