Которский залив пешком – Велосипедный маршрут вокруг Боко Которской бухты (от Котора до Лепетане)

Пеший поход вокруг Боко-Которского залива

 

Проезд из Херцег Нови  до Котора

На третий день пребывания в Черногории мы решили, что уже достаточно акклиматизировались, и пора наконец куда-то ехать. Поскольку Херцег Нови стоит у самого основания Боко-Которского залива, нам показалось логичным начать путешествовать именно с осмотра самого залива, который, судя по карте и путеводителям, обещал быть обширным и разнообразным. Осталось определиться, как построить маршрут.

«Самый южный фьюрд Европы» — залив — имеет форму бабочки. Мы объехали его от Лепетани до Котора на автобусе, от Котора до Пераста прошли пешком, и от Пераста до Херцег Нови — снова на автобусе

Вид из Херцег Нови на залив, открытое море и полуостров Луштица (как раз просматривается городок Роса)

Судя по карте, Боко-Которский залив начинается сразу за малонаселенным полуостровом Луштица (который мы решили по возможности обязательно осмотреть позже), и с самого крупного города —  Херцега Нови. Левее от Херцега Нови располагается пригород – Игало, в отдельной небольшой бухте. Но это совсем не проблема, туда мы еще не раз сходим по 7-ми километровому променаду. Дальше бухта продолжается несколькими небольшими городками и поселками (Зеленица, Кумбор, Биела и т.д.), потом выходит на самую свою узкую часть – пролив Вериге с паромной переправой между Каменари и Лепетане (очень полезная вещь для сокращения пути или поездки в Тиват), затем “разливается” вширь, с городом Рисан в левой части, старинным Перастом прямо, Ораховцем восточнее, и еще одним старинным городом Котором в одноименной узкой бухте – далеко вправо.

Поскольку мы уже немного разобрались в схеме движения местных автобусов, нам показалось удобным снова самостоятельно переправиться паромом в Лепетани, и там сесть в проходящий из соседнего Тивата автобус в сторону Котора, то есть до самой дальней точки Боко-Которского залива. А дальше – попробуем идти от Котора пешком по другой стороне залива, через Доброту, Ораховац и Пераст. По карте было не совсем понятно точное расстояние, но мы рассчитывали, что в крайнем случае, начиная с Ораховца, который стоит на основной трассе, мы сможем сесть в проходящий из глубины страны (например, из Подгорицы) автобус в направлении Херцега Нови.

Мы постарались одеться в максимально удобную обувь и шорты, и вышли из дома в 7:40. Рядом с нашим домом в районе Савина  была остановка местного автобуса, который ходит из Игало в Каменари, к паромной переправе (ferry) Камерани-Лепетани. Вообще, по городу курсируют 2 местных маршрута из Игало

 – один до Каменари, другой до Мелиньи (им оканчивается 7-ми километровая “дорога жизни”). Оба они вроде как должны ездить раз в полчаса, однако расписаний на остановках не вывешено (нам удалось найти его только однажды, и не факт что оно исполняется). Поэтому история с местными автобусами такая: надо прийти и стоять на остановке до победного, надеясь на лучшее.

Минут через 20 автобус пришел – почему-то вообще без обозначений (обычно на них написан маршрут следования). Хорошо, что мы успели быстро спросить у кассира насчет “Каменари?” и получить утвердительный ответ. Кассир (билетер) обычно сидит в хвосте салона, зажатый в своем кресле металлической скобой с установленным на ней кассовым аппаратом, поэтому пассажиры входят в заднюю дверь, а выходят из передней. Проезд от Игало (Херцега Нови) до Каменари стоил 1-30 евро с человека.

Вполне благополучно мы доехали до Каменари (мимо поселений Мелинья, Зеленика, Кумбор, Дженовичи, Баошичи, Биела

 – Биела из них вроде бы самый крупный, т.к. там расположен большой судоремонтный завод, но в целом селения не выглядят особо живописными, обычные спокойные курортные поселки с множеством 1-3-х этажных апартаментов и мелких гостиниц.)

В Каменари мы уже привычным образом бесплатно переплавились на пароме на другую сторону залива, в Лепетани, через пролив Вериге (это самое узкое место залива, всего 300 метров, и черногорцы много лет назад протягивали через него цепи – вериги – чтобы турецкие завоеватели не могли незаметно проплыть по нему на своих кораблях). 

Там выпили в баре чашку кофе, и определились с дальнейшими действиями – ждем автобуса до Котора. Пока пили кофе, понаблюдали, как машины и рейсовые автобусы организованно заезжают на паромы – оказывается, для автобусов такой переезд через пролив – совершенно обычный способ передвижения и сокращения пути. Переезд для водителей 

транспорта – платный, 4 евро(мотоциклы, по-моему, 1,5 евро), оплата – в кассе неподалеку от парома. Соответственно, мы видели, как водители один за другим носились к этой кассе, пытаясь не упустить очередь на паром.

Выпив кофе и сфотографировав меню (что стало у нас “доброй традицией”), мы отправились искать остановку автобуса. По обеим сторонам дороги, расположенной в 30 метрах от высадки из парома, стояло по остановке, естественно без признаков жизни и какого-либо расписания, или хотя бы указания проходящих там маршрутов. Логическом путем мы предположили, что остановка на нашей стороне – это автобусы в сторону Будвы, и значит нам надо идти на противоположную сторону, чтобы сесть на автобус из Тивата в Котор.

Автобус приехал примерно через полчаса, когда мы уже начали сомневаться, правильно ли мы стоим – ведь на остановке кроме нас за это время так никто и не появился. Мы заняли места, оплатили у водителя проезд (снова те же 1-30 евро), и стали с легким ужасом наблюдать, как водитель на приличной скорости и на очень узкой дороге лавирует между скалами справа и редкими встречными машинами слева. 

При этом, наш не самый крупный автобус практически никогда не мог разъехаться со встречным транспортом – кому-то постоянно приходилось уступать, жаться к стенке и останавливаться, либо пятиться назад. Слева наблюдался исключительно живописный Которский залив в свете лучей утреннего солнца. Справа – средневековые поселения (самое крупное из которых – город Прчань), состоящие из каменных белых домов, церквей и скал над ними.

Слева по ходу автобуса тянулись бесконечные узкие каменные пляжи – галечные либо бетонные, со спуском в воду по каменной или металлической лестнице. Пляжи были населены шезлонгами с отдыхающими, периодически встречались кафе и бары. Вид у этой картины был бы абсолютно идиллический, если бы не мысль о том, что двери всех стоящих справа домов выходят прямо на дорогу (тротуаров там практически не водится), а пляжи слева пролегают опять же прямо под трассой с довольно активным движением. Видя, с какой скоростью наш автобус вписывался в резкие повороты, у нас в голове всплывали нехорошие картины, как какой-нибудь ребенок вылетает из здания прямо под автобус. Да и, почему ребенок – задумавшийся взрослый вполне мог, расслабившись, ступить на дорогу и сразу попасть под колеса. Про вероятность автомобильной аварии, когда машина могла бы легко вылететь прямо на пляж, даже не хотелось думать.

Котор

Автобус привез нас в Котор (ударение на первое о – Котор) в 10 утра – время легко запоминалось по бою городских часов. Мы немного прогулялись по пустынной гавани, посмотрели на еще сонную бухту с красивыми яхтами (Котор располагается прямо в “торце” залива, относительно узкая бухта заканчивается этим городом), и позавтракали (соблазнившись рекламой “английского завтрака” за 3,5 евро) в кафе-ресторане Галерея. Бекон и колбаска в завтраке оказались очень вкусными, но фасоль и грибочки были явно баночные.

Затем совсем рядом обнаружился восточный вход на территорию “Старого города”. Перед входом – очень симпатичная сувенирная лавка с наконец-то необычными хенд-мейд магнитами из стекла и дерева, а также потрясающими изделиями из серебра с эмалью в средневековом стиле. В Херцег-Нови с сувенирами дела обстояли гораздо хуже, и на улицах чаще встречались стандартные китайские пластмассовые магниты и бригантины с ракушками. Поэтому Котор здорово помог нам решить проблему – что привезти в подарок родным и близким.

Старый город оказался огромным, хорошо сохранившимся самым настоящим городом, с множеством петляющих улочек и красивых зданий с живописными разноцветными ставнями. Территория его была настолько велика, что в нем совершенно не трудно заблудиться, хотя на центральном входе бесплатно раздают карты.

Сам старый город, наполненный живыми памятниками – монастырями, церквями, разнообразными лавками –  уютно угнездился у подножия огромной крутой скалы – хотя и весь город, 

Котор, окружен довольно высокими горами. Вверх по скале от старого города поднимаются многочисленные ступени, ведущие к остаткам крепости, построенной в период венецианского господства. 

По этой лестнице можно подниматься (довольно высоко), путь идет “пролетами” – как бы зигзагами, причем спуститься можно с другой стороны. Мы к сожалению на лестницу не полезли – не было времени, плюс было очень жарко, но еще надеемся туда попасть.

Старый город нам показался очень привлекательным местом, с единственным минусом – слишком много туристов. 

Толпы народа с экскурсоводами и без них бродили по узким улочкам, загораживая собой все интересные виды, сидели в пиццериях и кафе прямо на территории, и заходили в многочисленные туристические магазины – сувенирные, обувные, одежные, и прочие. По улочкам и каменным дорожкам, кроме толп туристов, слонялись также многочисленные коты, в том числе “фирменные” длинноносые, которых вообще очень много в Черногории, но особенно много в Которе. В какой-то момент нам в головы пришла мысль – а нет ли связи между названием города и этими самыми котами.. ведь – КОТ-ор, это же о чем-то говорит?

Из старого города мы вышли с западной стороны, по набережной речки Шкудра с золотым дном и множеством довольно крупных рыбок.

Котор – городской пляж

В самом городе (как и на всем побережье залива) можно и нужно купаться. 

Спуски в воду с бетонных плит имеются и в гавани (самом торце у кафе галерея), и подальше, там где кончается старый город, сразу за паркингом. Официальный городской пляж находится именно там. Сначала идет бассейн для игры в водное поло (как раз шла игра), и за ним – городские пляжи. Сам пляж галечный, по нему довольно неудобно спускаться к морю – крупная галька, но потрясающие виды с берега компенсируют любое неудобство. 

Вода в бухте довольно прохладная, видимо из-за окружения гор. Чистая и спокойная, менее соленая, гладкая как зеркало – вряд ли хоть какие-то волнения где-то там, на море, могут “поколебать” спокойствие этой самой дальней бухты.. Народу на пляже немного. Сам пляж оборудован переодевалками и туалетом. Немного дальше можно взять напрокат шезлонги, но мы лежали на “свободной” части.

Полежав на пляже, где-то после 13:00 мы двинулись дальше вдоль бухты, из города. 

Пляжи продолжились очень живописной набережной – бетон, скамеечки, причалы для лодок и спуски в воду для купания. 

Дальше – город постепенно заканчивается, и переходит в бесконечный курортный пригород с шикарными особняками в цветах и пальмах, и домами чуть попроще, но все – очень старые, среди которых преобладают средневековые постройки в венецианском стиле, из белых камней с цветными ставнями. 

 

 

При этом по берегу бухты не прекращаются места для купания, все спуски в воду очень удобные и образуют такие собственные, прямо “персональные” причалы и лесенки – как бы островки, где можно расположиться небольшой компанией. Людей совсем не много, и распределены по купальным зонам равномерно. Все выглядит очень комфортно и красиво – потрясающие виды на бухту, горы, шезлонги, яхты и лодочки, небольшие кафе и тишина.

В целом, впечатления от Котора остались замечательные, это хоть и туристический город, но в целом он очень разнообразный и живой. Туристы приезжают на своих автобусах и уезжают, все это мельтешение ограничивается территорией старого города. А сам город обычный живет своей жизнью, люди ходят по своим делам или отдыхают на пляже, в городе много магазинчиков и кафе.

Доброта (Dobrota)

Котор незаметно перешел в город Доброта (звучит как ДОброта, ударение на первый слог), бывший раньше частью Котора. Доброта – это абсолютный рай на земле, тянущийся бесконечно. 

Именно в этом городе узкий Которский залив неожиданно расширяется, образуя что-то вроде огромного лазурного озера, окруженного высокими серебристыми горами со всех сторон. Это светящееся изнутри море в окружении уходящих в небо ярких белых скал, с бригантинами, пришвартованными к причалам, и старинными венецианскими домами, утопающими в зелени – сочетание настолько красивое, что кажется, такого просто не бывает.

Пока что это самое красивое место в Черногории, из виденных нами.

Большой плюс – основная трасса с автомобилями пролегает чуть повыше, и вдоль побережья практически не ездят машины. 

Жить тут намного безопаснее, чем на противоположной стороне залива, а бесконечные маленькие пляжи с шезлонгами и столиками, причем часто – с настоящим песочком, чудесно дополняют картину какого-то космического спокойствия и безмятежности.

На большинстве домов висят таблички Apartamenti с телефонами владельцев – думаю, снять помещение для отдыха именно там, где вам понравится, не составляет труда.

После довольно длительного марш-броска по полуденной жаре (один раз мы не удержались и искупались в одном из заливчиков – где была мелкая галька, почти песок, и на берегу сидело всего 2 или 3 человека) мы дошли до кафе “Премьер” в конце Доброты, где немного передохнули в тени. Идти предстояло еще очень долго, и это потихоньку начинало пугать – времени на данный момент было уже около 4х вечера.

Люта (Льюта, Ljuta)

В конце города Доброта дорога ненадолго вывела вверх, на трассу, и затем снова спустилась к побережью. Почти в самом углу залива, перед тем как береговая линия закругляется влево, расположен также очень симпатичный поселок Ljuta. 

Люта очень похожа на Доброту – те же шикарные средневековые виллы и апартаменты из белого камня, утопающие в цветах и зелени, те же практически персональные спуски в воду – миниатюрные живописные пляжики с выставленными шезлонгами, периодически попадающиеся полуразрушенные старые строения, выставленные на продажу..  

Пожалуй, единственное отличие Люты от Доброты – это (на наш взгляд) чуть менее “космический” пейзаж – если смотреть с берега на залив. Если из Доброты вы смотрите на огромный лазурный разлив на фоне серебристых скал (картина совершенно не из этой жизни – что-то очень умиротворяющее и одновременно вызывающее восторг), то из Люты видно уже скорее покрытые лесом холмы и залив “по диагонали” – который в середине дня из-за расположения солнца находится в дымке, вместе с горами. Возможно, там очень красиво рано утром или позже вечером, но у нас был шанс побывать в этом месте только в разгар дня.

Ораховац (Orahovac)

После Люты дорога снова вывела на оживленную трассу, мы повернули влево, огибая залив, и перешли по мосту через каменистую реку. Примерно через километр-полтора мы увидели указатель Orahovac. 

Если честно, город, после увиденного ранее, впечатлил меньше (разве что очень красивым был его вид на фоне гор, после того как мы прошли его насквозь и обернулись). Самый обычный курортный поселок. Обрывистый берег, покрытый деревьями,  вдоль всей дороги усеян припаркованными автомобилями, внизу – уже привычные спуски в воду с бетонными пляжами и шезлонгами, и довольно много отдыхающих и веселящихся под шумную музыку людей. 

Мы мечтали где-нибудь найти симпатичное место и пообедать, но увидели только обширное тусовочное заведение с очередным названием Galija (почему-то популярным в здешних местах) – и что-то не рискнули.

Дражен Врт

Еще около двух километров по практически несуществующей обочине трассы – и мы видим указатель Дражен Врт. 

Очень небольшое поселение, точно так же припарковано множество автомобилей, на пляжах – тусовка и музыка. Мы уже начали уставать, и как можно быстрее проскочили это место.

Пераст

Этап пути до Пераста оказался самым сложным. Времени было уже 5 вечера, до сего момента мы уже прошли минимум 10 километров по нестерпимой жаре, в самый разгар дня. Дорожный указатель сообщил нам, что надо пройти 5 километров до Пераста. 

Дорога еще раз свернула левее, огибая бухту, и солнце теперь светило нам прямо в лицо. Навстречу неслись машины, обочины у дороги почти не было, и мы старались идти как можно аккуратнее, постоянно контролируя дорожную ситуацию.

Наконец, 5 километров пройдены. У начала города трасса раздваивается. Все машины едут транзитом по верхней трассе, а дорога в город уходит вниз. Все машины “принудительно” паркуются на большой стоянке, указатель сообщает, что сквозное движение по городу запрещено с 8 до 24 часов. Такая же стоянка на выезде из города с другой стороны.

По нижней дороги вдоль набережной курсирует небольшой открытый шаттл-кабриолет, в который подсаживаются люди.

Мы первым делом нашли пляж (искать его было, в общем, и не надо) и с огромным удовольствием искупались. 

К сожалению, по всей береговой линии города мы не нашли никакого пляжного оборудования – переодевалок и туалетов, чтобы привести себя в порядок. Сам город произвел впечатления такого застывшего памятника старины, целиком живущего своим прошлым. Ощущение довольно снобистского образа жизни – все приезжие являются источником средств для жителей города, поэтому вдоль набережной мы не нашли ни одного демократического кафе или “конобы”, только рестораны со столиками, покрытыми белыми скатертями, и вышколенными официантами.

Владельцы лодок предлагали довезти до двух островов (основные туристические достопримечательности), цены по договоренности, но кажется, также недешево. Уже буквально рукой подать было до паромной переправы, мы видели снующие туда-сюда паромы вдали, но никто не хотел перевезти нас на лодке через бухту – видимо, это не входило в комплекс услуг. 

Мы решили попробовать подняться чуть выше от набережной, в центральную часть города, в надежде увидеть какое-то человеческое кафе, но в середине лестничного пролета наткнулись на сладкоголосую тетю, вопрошающую нас по поводу снятия “собы”, и поняли, что это частная лесенка и сквозного прохода по ней нет.

В итоге мы, уставшие и голодные, какие-то образом “обиделись” на этот не сильно приветливый город, и отправились на трассу ловить проходящий автобус, который, по словам переправщиков, должен ходить каждые 10 минут. Автобус, конечно же, появился не ранее чем через полчаса, зато довез прямо до Херцег Нови.

Мы проехали Рисан – довольно крупный город в западной части залива, про который пишут, что он был сильно разрушен в войну (поэтому ничего древнего в нем не сохранилось), и что он никогда не был портовым городом (судовладельцы и судостроение в нем почему-то не прижились). Проехали также довольно большую зону кемпингов с симпатичными пляжами. И поздно вечером, уставшие и голодные (но – гордые собой!:) вернулись “домой”, в Херцег Нови. Где сразу пошли в свою любимую Конобу “Рисан”, и впервые за день нормально поели.

 

Источник: http://bbrabbit.org/2011/07/21/boko-kotorskij-zaliv/

www.montenegroinside.com

Экскурсия Вечерний Бока Которский залив из Херцег Нови

Интересная обзорная экскурсия вдоль Бока Которского залива подарит вам незабываемые впечатления и навсегда останется в вашей памяти! Вы узнаете много нового об истории Средневековых городов Черногории, восхититесь впечатляющими видами, закатом и насладитесь уникальной природой Адриатического побережья.

Начало экскурсии – ориентировочно в 15:45. В вашем ваучере при бронировании на сайте будут указаны точное время. Настоятельно советуем захватить с собой хорошее настроение и фотокамеру для снимков на память. Это отличный вариант экскурсии, так как она проходит вечером и не так жарко. Наш маршрут пролегает вдоль побережья Черногории (Херцег Нови, Нивице, Игало, Мелине, Зеленика, Кумбор, Дженовичи, Баошичи, Биела, Каменари, Костаница и Моринь), в этих местах мы также подбираем туристов. Поездка вдоль побережья по направлению к Перасту, Котору и Тивату познакомит вас с самыми популярными курортами Черногории.

Программа и описание экскурсии Бока Которский залив (вечерняя)

Маршрут начнется вдоль Бока Которской бухты, проезжая Херцег Новский, Тиватский и Рисанский заливы.

 

Первая остановка старинный город Пераст. С незапамятных времен он известен как пристанище всех мореплавателей и прославившихся капитанов Черногории.

 

 

В Перасте существовала мореходная школа – одна из первых в мире. Во главе этого учебного заведения стал великий черногорский мореплаватель и судостроитель Марко Мартинович, стараниями которого это место прославилось на всю Европу. Русский царь Петр Первый, создатель Российского флота, прислал сюда 17 юношей из боярских семей для обучения. Именно эти молодые люди впоследствии стали первыми офицерами молодого Балтийского флота России. Пераст отлично сохранился, на протяжении пяти веков это был пограничный город. Богатое архитектурное наследие оставили венецианцы и Австро-Венгерская империя, именно здесь можно полюбоваться шедеврами барокко, роскошными дворцами и оборонительными сооружениями. В период своего расвета Пераст получил от Венецианской республики огромные привилегии, своего рода средневековый офшор, благодаря чему горожане сказочно обогатились. Собственный флот города в 18 веке насчитывал более сотни кораблей, торговля велась по всей Адриатике, а доходы шли отчасти на украшение города. Недаром колокольня Пераста считается самой высокой (и дорогой!) на восточном берегу Адриатики! Сегодня в Перасте проживает в несколько раз меньше жителей, чем три столетия назад, а город превратился в один из самых популярных туристических объектов побережья.

 

 

А совсем рядом с Перастом находятся два острова: Свети Джорджи (Святого Георгия, он же остров Мёртвых с кипарисами) и Госпа од Шкрпела (остров Святой Богородицы или как ещё называют — Богородица на рифе), которая является покровительницей всех моряков и капитанов.

 

 

Это уникальное место построенное руками человека ещё в 1452 году. Наш гид поведает вам необычную историю об образовании этого острова. Площадь его 3030 м2, посетим с вами католическую церковь с необычным алтарём из четырёх видов мрамора: жёлтый, коричневый, белый и серо-зеленый — именно этого Греческого подвида уже в мире больше не существует. Раньше за 1 кг мрамора давали 20 кг серебра.

 

 

Увидите самую большую в Европе коллекцию оберегов моряков — серебряные, бронзовые и золотые чеканки — около 2500 шт. Действующий орган которому более 300 лет и люстру из Муранского стекла (150 лет). А позже поднимемся на второй этаж церкви в морской музей с разными археологическими находками и подарками мореплавателей!

 

 

Обплывем вокруг островов, чтобы в очередной раз полюбоваться и сфотографироваться на их фоне.

 

 

Далее предстоит на автобусе дорога до Котора, она пролетит незаметно: наши гиды будут рассказывать вам много интересных историй и фактов о том, что вы видите за окном автобуса, на протяжении 25 минут езды до Котора. В этом городе, настоящей средневековой жемчужине Адриатического побережья, вас ожидает пешая экскурсия, во время которой вы ближе познакомитесь с его богатой историей и культурой. Но, будьте внимательны! Зачарованные красотой этого места туристы иногда надолго теряются в запутанных улочках и лабиринтах Котора!

 

 

Невозможно остаться равнодушным при виде восхитительной архитектуры палат правителей города, но самые сильные впечатления ожидают вас в одном из древнейших христианских храмов на Адриатическом побережье – в Соборе Святого Трифона (Трипуна 1166 года). Кстати, Святой Трифон считается небесным покровителем Котора.

 

 

Посещение православного монастыря Святого Николая, который входит в список лучших монастырей и церквей Черногории – настоящий подарок для всех верующих людей, как и экскурсия в монастырь Острог. Здесь можно приложиться к старинным образам, подать записки о здравии и упокоении сродников и близких, поставить свечи. На территории монастыря, словно драгоценный ковчег, красуется маленькая церковь апостола Луки: её архитектурный облик не изменился с эпохи Византии, с 1195 года. Даже землетрясение 1979 года не причинило храму никакого вреда, что было воспринято верующими людьми как чудо.

 

 

Конечно же, у вас будет свободное время! Его можно потратить для неторопливой прогулки по Старому городу. В уютных ресторанах и кафе Котора вас гостеприимно встретят и накормят блюдами черногорской кухни, подадут местное вино. Не забудьте о покупке сувениров на память о поездке!

 

 

Лучший совет туристам от опытных гидов и местных жителей: никуда не спешить! Котор невелик, потеряться в нём не получится, как бы вам этого не хотелось… Почувствуйте Котор сердцем: он того стоит!

 

 

После знакомства с городом поедем в Тиват. Можно будет заметить прекрасную новую набережную с солнечными часами на пирсе и знаменитый порт для яхт и катеров «Порто Монтенегро», который построили американские миллиардеры Питерманк и Рокфеллер. 

 

 

Небольшая пешая экскурсия с гидом по городу Тиват и набережной Порто Монтенегро, время пофотографироваться на фоне мега-яхт и отгадать загадку — какой же всё таки принцып работы у данных солнечных часов.

 

 

Вечерний Тиват и Порто Монтенегро достойны вашего внимания.

 

 

Посмотрите на карту движения нашей экскурсии ниже, на ней обозначен маршрут сухопутной части на автобусе и на катере к острову Богородицы.

 

 

Домой будем возвращаться на паромной переправе, любуясь ночными пейзажами залива.

 

 

Детали экскурсии

Во время экскурсии мы будем неоднократно останавливаться в местах с наиболее интересными видами, чтобы вы могли сделать фотоснимки с самой выгрышной точки. Обычно эта экскурсия заканчивается около 22:00 вечера. Она не утомительна и не имеет возрастных ограничений: с нами охотно путешествуют семьи с детьми и люди старшего поколения. На всём пути следования вас будет сопровождать опытный русскоговорящий гид. Приглашаем ценителей архитектуры, любителей старины и восхитительных морских пейзажей: вы не будете разочарованы!

Важное напоминание! Прибрежная зона в Черногории плотно застроена, у экскурсионного автобуса нет возможности подбирать туристов у каждого отеля или виллы – это отнимет слишком много времени, да и автобус не сможет проехать к каждому. Посадка на экскурсии в Черногории производится на отмеченных в бронировании остановках по маршруту следования, которые при резервации на сайте можно выбрать.

Время прибытия на достопримечательность, продолжительность остановок и возвращение обратно примерное. Это может быть раньше, чем указано на сайте, так и с опозданием на 3-4 часа. Обязательно прочитайте «Памятку туриста», которая вместе с ваучером вам придёт на е-мейл.

На технических остановках Черногорцы продают разные домашние специалитеты (мёд, вино, ракия…) — наш совет: то, что попробовали и понравилось, то и покупайте, так как бывает, что продают/достают не тот продукт, который понравился при дегустации.

Экскурсия вечерний Бока Которский залив проходит при любой погоде

Маршрут на карте: экскурсия Вечерний Бока Которский залив из Херцег Нови

Взгляните на карту: на ней обозначен весь наш маршрут, его сухопутная и морская части. На автобусе мы подбираем туристов из Херцег Нови, Нивице, Игало, Мелине, Зеленика, Кумбор, Дженовичи, Баошичи, Биела, Каменари, Костаница и Моринь, после чего последует Пераст, остров Богородицы на рифе, Котор и Тиват. Дорога назад – из Тивата через паромную переправу, минуя все населенные пункты и курорты, где вы садились на автобус в начале экскурсии.

Полезные статьи об экскурсиях в Черногории

Записаться на экскурсию очень легко: Нажмите кнопку «Забронировать/записаться на экскурсию«, выберите пункт отправления (ваш курорт проживания), дату экскурсии, количество человек. Ниже вам покажет остановки, из которых отправляются все туристы на экскурсии. Выберите ближайшую остановку от вашего места проживания (если таковых представлено более 1 шт.). Внесите свое Фио, номер телефона и емейл, на который придёт ваучер. Нажмите подтвердить. В Корзине проверьте свои данные, затем сделайте предоплату своей картой Visa/Master Card всего 10%, остаток гиду в автобусе. После оплаты вам мгновенно придет ваучер! Приятной экскурсии!

olimpus.me

Бока-Которский залив – маршруты в Черногории на Sitngo.me

Бока-Которский залив

Маршрут: крепость Горажда — Котор – Доброта – Пераст с островами — Херцег-Нови (на карте)

 

Время в пути: 9 ч

Главной жемчужиной побережья Черногории является Бока Которская бухта. Это несколько заливов с морской водой, врезанных в сушу, внешне напоминают норвежский фьорд. Старинные городки времен венецианского правления, грозные скалы и крепости, островки с церквями, фермы с мидиями и устрицами, средиземноморские растения, парусные яхты и огромные лайнеры – все это станет объектом вашего восхищения.

Крепость Горажда

42.396066, 18.764180

Начать маршрут советуем с австро-венгерской крепости Горажда. С нее открывается отличный вид на старый Котор, Тиват и аэропорт, к тому же она неплохо сохранилась. Горажда с трассы видна плохо, т.к. несколько этажей уходит под землю. Крепость была возведена в 1886 г по нескольким причинам – защищаться от черногорцев, прошлая граница шла посреди горы Ловчен, от неприятеля со стороны моря и от самих жителей бухты, которые трижды устраивали восстания против австрийской власти. До сих пор сохранились бойницы, которые производили на заводе Эмиля Шкоды, устояли в землетрясения все стены и ров. Поднимитесь по винтовой лестнице наверх, откуда откроется чудесная панорама на залив и города.

Старый Котор

42.424759, 18.769914

Тем же путем спуститесь к развилке у форта Trojica и к старому Котору. Напротив главного входа есть паркинг, второй находится за рекой. Котор – главный город Бока Которской бухты, внесенный в список Мирового наследия ЮНЕСКО. Он практически не хранит черногорской истории, архитектуры и традиций, зато рассказывает о правлении сербских князей, Венецианской республики, Наполеона Бонапарта, великом подвиге русского адмирала Дмитрия Сенявина  и появлении Югославии. Котор по праву можно назвать музеем под открытым небом, хотя здесь до сих пор живут черногорцы, а в некоторых зданиях располагаются государственные органы, учебные заведения.

Котор – город моряков, себя они называют бокельцами (жителями бухты), еще в 9 веке здесь появилось Морское братство, традиции которого хранят и сегодня. Если вам близка эта тематика, первым делом отправляйтесь в Морской музей, на нескольких этажах представлена уникальная коллекция из разных веков. Также советуем заглянуть в Музей кошек, ведь это милое животное является символом города. Котам посвящена здесь площадь, сувенирные лавки и галереи. Вас ждет в городе множество площадей, бастионов, дворцов аристократов, православные церкви и католические храмы, заброшенная австрийская тюрьма  и грозная крепостная стена.

Оборонительной стене, огибающей Котор и защищавшей от турецких нападений, стоит уделить пару часов. Советуем подниматься утром или ближе к закату, т.к. жарко преодолевать 1400 ступенек. С апреля по октябрь за подъем на крепость Святого Джованни берут 3 евро за вход, в несезон можно пройти бесплатно. Есть еще одна хитрая тропинка, берущая начало у Водоканала Котора рядом с рекой Шкурда – (42.427207, 18.773328). Она более легкая, это пологий серпантин без ступенек, присутствует маркировка маршрута. Тропинка приводит к крепостной стене, где есть огромное отверстие для желающих попасть вовнутрь, а спуститься можно уже стандартным путем.

Что посмотреть рядом, где пообедать?

Можете прокатиться по набережной соседнего городка Доброта, полюбоваться старинными дворцами и церквушками, чего не видно с главной трассы. Движение там двухстороннее, но в пик летнего сезона гуляет много туристов, будьте аккуратны.

Тут можно бесплатно отдохнуть на любом пляже, порыбачить.

Советуем пообедать на летней террасе в Konoba Portun (42.444954, 18.764633), здесь средний ценник и хорошие предложения по рыбе и морепродуктам. Рядом есть лестница в ресторан Dobrotski Dvori (42.444503, 18.764966), либо можно припарковаться выше на магистрали. Он недорогой, много посадочных мест и больше специализируется на мясных блюдах. Фермы устриц и мидий есть в соседней Люте за рекой (42.486787, 18.765620) или в Дражин Врте (42.484349, 18.727449).

Пераст

42.484044, 18.708139

Самым красивым городом в бухте считается Пераст, это родина великих моряков Венецианской Республики и адмиралов Российской Империи. Сейчас он скорее напоминает музей, невозможно поверить, что в старинных дворцах еще живут люди. Осмотр Пераста займет не более часа, машину оставьте на паркинге перед въездом в город или с обратной стороны, т.к. с мая по октябрь набережную закрывают на шлагбаум, делая ее практически пешеходной зоной. Советуем прогуляться не только вдоль моря, а и забраться по одной из лестниц перпендикулярно, чтобы увидеть панораму города.

Здесь есть несколько достопримечательностей:

  • Музей Пераста, расположенный во дворце 17 в бывшего градоначальника, содержит картину того времени о первых русских боярах, которых просьбе Петра I капитан Марко Мартинович обучал навигации.
  • Католический храм Св. Николы с колокольней, вход на нее 1 евро, преодолев 151 ступеньку, увидите сногсшибательные виды на город в рыжей черепице, острова и залив.
  • Крепость Святого Креста на середине горы, частично разрушенная.
  • Православная церковь Рождества Богородицы, находится на возвышенности, работает по воскресеньям, праздникам и в дни венчаний. Стоит посещения хотя бы ради панорамной площадки перед церковью

Острова напротив Пераста

Главным украшением крошечного Пераста являются два острова с церквушками напротив. Слева – остров Святого Георгия с мрачным католическим храмом во времена Югославии был отдан сербам, большую часть года он закрыт, туристам вход закрыт. Он был настоящим островом с бенедиктинскимаббатством, принадлежащим Котору, защищал проход к городу из узкого пролива Вериге.

Но в 15 веке на соседнем рифе перастчане стали воздвигать второй остров, в честь  иконы Богородицы, найденной моряками. Доплыть на рукотворный остров Богородицы на рифе можно на лодке за 3-5 евро с человека в обе стороны, вам дадут погулять полчаса.  Католический храм до сих пор действует, из-за живописных полотен кисти Трипо Кололя 17 века и серебряных обетниц моряков храм похож на произведение искусства, выставку или музей. Есть маленький секрет за алтарем – пройти туда можно свободно, за его стеной скрывается отверстие с кончиком рифа, на котором возведен остров и церковь. Положите руку в отверстие на камень и загадайте желание. Ежегодно 22 июля происходит праздник «Фишиниада», когда лодочники везут к основанию острова Богородицы камни, как делали их прапрадеды более 5 столетий.

Если захотите посмотреть на старинную икону , вышитую женой моряка два столетия назад дорогостоящими материалами и собственными волосами, купите за 1 евро билет в музей, двери в него – левее алтаря. Там же находится старинный сундук 15 века,  оружие, картины, различные приборы с кораблей. Тут же увидите в рамке множество парусников с именами капитанов, около 150 суден было названо в честь Богородицы на рифе, такой сильной была вера бокельских моряков в икону на острове.

Что посмотреть рядом

Обычно после Пераста хочется сделать перерыв и искупаться в море. Есть два неплохих пляжа поблизости – в соседнем Рисане – пляж Fashion Beach (42.510003, 18.696370), тут можете заодно посетить Римские мозаики 2 в.н.э. (42.512775, 18.696928). Второй пляж Tramontana (42.489211, 18.649439)  находится в поселке Моринь. Работает кафе с отличной европейской кухней, оборудован бесплатный пляж с мелкой галькой и бодрящая чистая вода из-за впадающей горной реки. Из интересных рыбных ресторанов рекомендуем «Чатовина Млини» (42.486217, 18.649918) с огромным садом в Морине  или чуть дальше Konoba “Ribar (42.484210, 18.674569) с собственным пляжем.

Херцег-Нови

Начать осмотр последнего города в бухте советуем с древнего монастыря Савина (42.452215, 18.554581), где крестился известный режиссер Эмир Кустурица. Посетите рядом панорамную площадку, поднявшись по лестнице. Еще отличный вид открывается с крепости Шпаньола, (42.456297, 18.533809), что в верхней части Херцег-Нови.

И только потом отправляйтесь в центр города, чтобы уделить час-два на прогулку по городу, состоящего из ступенек и лестниц. Припарковаться можно на ул. Негошева у главной почты (42.453259, 18.531213), оттуда за 2 минуты дойдете до центра или же спуститесь по ступенькам вниз на набережную.

Первое место, где советуем сделать паузу – «Градска кафана» с невероятным видом на открытое море, старый  город, яхт-марину и крепость боснийского царя Твртко 14 века, который основал Херцег-Нови. Это кафе обожала югославская интеллигенция, военные генералы и нобелевский лауреат Иво Андрич.

Чуть левее кафе начинается пешеходная улица,  ведущая на площадь Николы Джурковича, именно здесь в 2013 снимали голливудский фильм «Человек ноябрь» я Пирсом Броснаном и Ольгой Куриленко. Поднимитесь по лестнице у часовой башни, и попадете на вторую площадь Герцега Стефана, титул которого дал название городу. Тут располагается несколько кафе, православная церковь Архангела Михаила, архив города, радиостанция и библиотека.

При желании посетите турецкую крепость Канли Кулу или боснийскую Форте Маре, обе сегодня используются для показа летнего кино, театральных представлений, концертов. От площади Герцега Стефана идет по ступенькам низ улица Марка Войновича, знаменитого морского адмирала Российской империи, основателя Черноморского флота. Его дом расположен по левой стороне, отреставрирован после землетрясения одной парижанкой. Напротив католического храма Святого Еронима есть небольшой музей якорей с памятной табличкой мореплавателям и воинам, защищавшим Адриатику. Лестница приведет вас прямиком на длинную набережную, где стоит памятник основателю королю Твртко, а чуть правее – здание бывшего ж/д вокзала, переделанное сейчас в кафе. Вернуться к паркингу можно, прогулявшись по набережной и найдя лестницу наверх.

Что посмотреть рядом, где пообедать?

В соседнем городке Игало находится бывшая вилла Тито «Галеб», правителя Югославии, переделанная в музей. Экскурсии делают по понедельникам, средам и пятницам в 18:00 на русском и англ. языке. Пообедать там можете в Kafana Babic (42.455491, 18.499445)  или же в центре Херцег-Нови в ресторане «Три липы» (42.450326, 18.535433)

Назад можете вернуться через паромную переправу Каменари – Лепетане, чтобы укоротить путь. Стоимость легкового авто — 4,5 евро, люди – бесплатно, оплата происходит перед въездом на паром в ларьке.

Если хотите посетить этом маршрут самостоятельно, возьмите в аренду автомобиль в Которе или в Херцег-Нови.

Рейтинг: 5

Голосов: 1

Ваша оценка: нет оценки

sitngo.me

4. Котор: набережная Которского залива

Представьте, что вы обошли весь Старый город Котора, зашли во все его музеи и церкви. Затем поднялись на гору к крепости Святого Иоанна и успешно оттуда спустились. Так прошло полдня в городе. Что же делать оставшееся время, если вы еще не собирались уезжать отсюда? Ответ — можно прогуляться по набережной вдоль залива. Если быть точным, то большая часть набережной — это уже не совсем Котор, а его пригород Доброта. Так что заодно посмотрим и на Доброту.

Итак, выходим из центральных ворот Котора — Морских ворот.

Центральные городские ворота были построены в 16-м веке венецианцами. Они выполнены в архитектурном стиле барокко с использованием распространенной в то время строительной техники из массивных каменных блоков. Сводчатая конструкция ворот украшена готическим рельефом с изображением Богородицы и Христа с одной стороны, и моделью города с другой. С внешней стороны ворот, уже в наше время, была высечена дата освобождения Котора от нацистов.

Чтобы не забыли, кто построил Котор — на стене барельеф льва св. Марка — символа Венеции.

Украшательства в стиле советских ПКиО. Но обратите внимание, что фонтан работает. Для меня фонтан — это показатель благополучия и ухоженности, если фонтаны нерабочие, то значит в городе тлен и разруха (помните Братиславу?). В Которе в этом плане значит все неплохо.

Река Шкудра служит естественным рвом для укреплений Котора.

Туристических развлечений в Которе не густо, тут вам не Будва (вот, и славно).

Вечереет, поэтому скоро все круизные теплоходы свалят из Котора.

Конечно, от крепости св. Иоанна вид на Которский залив будет покруче, но с набережной тоже достойные картины. Так что, если лень тащиться на 1400 ступеней в гору, то можно полюбоваться пейзажами с набережной.

Вдоль набержной в Доброте стоят ухоженные и приятные на вид особняки (хотя и скромные по размерам).

Теплоход дымит, как наш славный авианосец!

Противоположный берег бухты уже в тумане.

Сам променанд на набережной  выглядит примерно так. Вполне приятно.

Та самая гора, на которую мы забирались в прошлом рассказе о Которе. Если приглядеться, то видна стена Котора, уходящая в гору.

Я терпеть не могу галечные пляжи для купания, хотя смотрится она красиво. Вообще, нормальных пляжей в пешей доступности от Котора замечено не было.

Возвращаемся в город. Вдали виднеется единственный ТЦ в Которе, точнее за его стенами, но в пешей доступности. Как вы помните еще из рассказов о Венеции, мои друзья очень любят шоппинг, поэтому я успел побывать в этом ТЦ раза три за поездку.

Приближенная силой моей оптики церковь Богоридицы Здравие, о ней рассказывал в прошлой серии.

Еще одни ворота Котора — Южные ворота или ворота Гурдич.

Южный проход в Котор имеет тройную систему шлюзов, что говорит о том, что эти ворота играли важную роль в обороне города. Также ворота оснащены подъемным мостом. Свое название они получили в честь «странной» речки Гурдич, огибающей южную часть крепости. Ее странность заключается в том, что она не имеет постоянного русла — во время сильного дождя вода с большой силой вырывается из пещеры и устремляется в бухту, а в сухое летнее время источник реки пересыхает и она заполняется в обратном порядке уже морской водой.

Вид на Южные ворота с набережной.

Еще иллюстрация к прошлому рассказу об укреплениях Котора.

Типичная для бывшей Югославии архитектура. Довольно унылая на фоне исторического великолепия Котора.

Снова лайнер зашел в порт Котора.

Стекляшка справа — это ресторан Galion. Заведение с претензией и относительно дорогое по местным меркам. По кухне совершенно не запомнилось, но вот виды из него на бухту и Старый город, особенно вечером, просто шикарные. Поэтому рекомендую, от центра всего минут десять-пятнадцать пешком.

Пожалуй, прогулка по набережной — это необязательная часть посещения Котора. Но если у вас тут времени больше, чем полдня, то вполне можно выбраться. Как минимум, вас ожидают достойные виды на Которский залив, плюс сам променад довольно ухожен. Так что рекомендую.

Ссылки на все рассказы о Черногории в моем жж:

Поездка в мае 2016-го года
Котор: Старый город
Котор: Старый город, продолжение
Котор: Крепость Святого Иоанна
Котор: набережная Которского залива

Поездка в мае 2009-го года
Подгорица
Дорога в Боснию и обратно (неудачная)

(с) kolllak.livejournal.com

kolllak.livejournal.com

Маршрут по Бока Которской бухте самостоятельно на авто

Каждый турист-новичок задает мне один и тот же вопрос — Что первым делом стоит увидеть в Черногории?
Я всегда отвечаю — Бока Которский залив. Причины:

1 — Невероятно красивое сочетание гор и синего залива.

2 — Свежие морепродукты

3. Архитектура из Венецианской эпохи

4. Возможность коротких походов в горы, прогулок на катере, яхте.

Где арендовать авто в Будве, Которе, Тивате или Херцег-Нови? Советую воспользоваться сервисом MyRentaCar или же обратитесь к ребятам из котора — balkanets.com

Я попытась коротко дать рекомендации по маршруту с ссылками на старые посты:
Тиват — Котор — Прчань — Столив — паром Лепетане Каменари — Херцег-Нови — Рисан — Пераст
Маршрут на карте. Посмотреть все за 1 день может и не удасться. Тогда разобьете на 2 дня.

ТИВАТ
Утро я советую начать с яхт-марины Порто Монтенегро. Неспешная прогулка вдоль роскошных лодок даст правильный заряд на весь день. Если захочется познать историю Тиватского залива —  отправляйтесь в Музей Морского наследия и в подводную лодку «Герой» (рассказ тут)

Проходя мимо 5-звездочного отеля Regent, можно сделать шикарные фото для Инстаграма.

Мой обязательный ритуал — латте в ресторане Al Posto Giusto. Прекрасная европейская кухня, есть легкие супы, салаты, пицца и горячий яблочный штрудель с двумя шариками ванильного мороженого! Также рядом нравится ливанский ресторан Byblos, в нем лучше останавливаться на обед, либо закажите кофе по-ливански в джезве и с кардамоном, принесут с восточными сладостями.

Набережная Порто Монтенегро плавно перетекает в набережную Тивата — Pine. Тут круглый год дядька торгует вареной кукурузой и сладкой ватой, иногда я включаю в себе ребенка и покупаю! А еще на днях вернулся в Тиват старый парусник «Ядран», на нем ходил сам Тито!

КОТОР

В Котор советую ехать по деревенской  дороге погоре через крепость Trojica. Там же есть поворот на гору Врмац, где стоит одноименная австрийская крепость и проложен маршрут для прогулки (читайте тут). Кто захочет подняться на крепость Котора, сэкономив физичексие силы и 3 евро — полезно узнать об альтернативной тропе

Если вы попали в старый Котор одновременно с парочкой лайнеров, то вам захочется спрятаться как страус подальше от многотысячной толпы.

И тут есть чудесная тропа вдоль города, можно подняться в трех местах у бастионов. Самая легкая и понятная лестница — у отеля Cattaro и дискотеки Maximus (на карте). Второй вход — у Летнего театрау Речных ворот — тут. Третья лестница находится у Южных ворот Гурдича -тут. Тропа бесплатная, народа — единицы, виды — шикарные!

Будете заглядывать в окна домов обычных жителей, а не в рестораны… фоткать рыжие крыши.
Есть у меня  пару исторических очерков о Которе — тут и тут.

ПРЧАНЬ

Мы припарковали арендованную Шкоду у маяка, чтобы прогуляться у любимого храма Богородицы.

Ах, какой домик и глициния! Все читатели моего блога знают, что Прчань для меня — № 1 в бухте.

О храме Богородицы и городке читайте здесь

Еще 500 м вперед, и мы тормозим у рыбного ресторана «Бокешки гушти»
Удивительно — будний апрельский день, а два ряда столов заняты

Позади виднеется брошенный санаторий. За это я и люблю Прчань — старинная архитектура + тишина

Заказываем жаренные кальмары, пиво и зеленый салат

Если будет много времени, просто погуляйте по набережной, либо заберитесь к старой Жупной церкви

За Прчанью следует городок Столив. Вроде ничего примечательного, но летом тут работает отличное пляжное кафе и гальку новую завозят, советую! Из легких походов в гору рекомендую забраться в заброшенную деревню Горний Столив, виды от церкви Святого Ильи шикарные, подъем вверх займет минут 20

Люди в Столиве в середине апреля уже принимали солнечные ванны! В бухте пляжи с инвентарем все бесплатные, лежаки обычно стоят напротив мини-отелей или у кафе.

ПРОЛИВ ВЕРИГЕ — самая узкая часть Которской бухты. Отсюда видны два острова — Богородицы на рифе и Святого Георгия

Обязательно встаньте у церкви Святого Ангела 1585 г на минуту, очень фотогеничное место

Паромная переправа Лепетане — Каменари

Паром поможет вам быстро попасть на другой берег. Паромов около 5, ходят без расписания, круглосуточно, летом даже очереди бывают. Перед заездом на паром купите в будке «Tickets» билет за 4,5 евро — за легковое авто. Большие минивены от 8 мест вроде 9 евро, люди — бесплатно. Переправа быстрая, но за 5 минут вы можете пофоткать окружающие деревни или сходить в туалет 🙂

ХЕРЦЕГ-НОВИ

В тот день мы путешествовали с Ольгой, которая влюблена в этот город. Я решила сделать ей сюрприз — показать вид на «ворота бухты». Открывается с крепости Шпаньола, что в верхней точке города. Кому только ни пренадлежал этот красивый и солнечный город…боснийцам, туркам, венецианцам и даже испанцам. О  крепости читайте здесь

Вид оттуда на соседний г. Игало. Там можете посетить виллу Тито, экскурсии есть на русском, 3 евро, вся инфа тут

В центре старого города по сей день развивается российский флаг!

Самый зеленый и цветочный город у моря — это однозначно Херцег-Нови

Что посмотреть в старом городе и окрестностях написано здесь.

Мы же припарковали авто чуть выше набережной, спустились к  Морской крепости и пошли гулять вдоль моря

На фото — туннель, где в 20 веке ходил поезд в сторону Дубровника. А в море находятся остатки Венецианской Цитадели, они там со времен землетрясения 1979 г

Херцег-Нови — это смесь югославской архитектуры, старинных крепостей и ярких домиков, в отличие от серого и грозного Котора. Если вы видели центр города в прошлые поездки, то поднимитесь на авто в церквушку на границе двух стран или в деревню Жлиеби.

МОРИНЬ

Этот городок известен рестораном «Чатовича Млини». Но я туда редко наведываюсь, уж очень пафосно и дорого, хоть и живописно. Советую летом делать паузу в кафе Tramontana, там еще пляж отличный с бесплатными лежаками. Мы же в Морине притормозили на 5 минут, чтобы посидеть на лавочке с видом на залив

РИСАН
Этот город обычно туристы пропускают, а вы только взгляните на улочку, вымощенную из речной гальки! Она самая старая в Рисане, поговаривают о 12 веке постройки. Уходит ввысь от  рынка. Когда-то на ней торговали солью, отчего называли Габела (с итал. — акцизный сбор на соль). По бокам улицы расположилось три десятка дворцов, почти все заброшены. В отличие от Котора, Будвы и Пераста, этот город попал на два столетия под Османскую власть.

Пройдя 50 м по Габеле, справа увидите арку, пройдите до заброшенного дворца Ивеличей — фамилии, известной в Российской империи, многие были генералами, капитанами. Самый известный — Марко Ивелич пришел на службу к графу Орлову, стал сенатором России.

Дворец заброшенный, вроде как хотели забрать польские археологи и восстановить, но пока не судьба… Рядом обратила внимание на двери в соседний дом, якорь говорит о присутствии моряка

Что еще посмотреть в Рисане? В центре стоит православная церковь Св. Петра и Павла. Ее строили почти 2 столетия, последний  архитектор итальянец погиб в храме, на него обрушилась часть свода. Иконостас заказывали в России, в городе Козлове, а оклады для икон делали венецианские мастера.

Прогулявшись еще пару минут, вы попадете к Римским мозаикам 2 века н.э. Вход — 3 евро, дают брошурку на русском о достопримечательности.  Римские мозаики и развалины были открыты  в 1930 году, это бывшая вилла знатного горожанина. Сейчас выставлено 5 мозаик, на реставрации еще 2. Прочла в новостях, что скоро будет позволено делать венчания на римских мозаиках. Получить дополнительную информацию можно тут — [email protected]

В Рисане есть пляж, правда, вторую половину лета он цветет…

ПЕРАСТ

Город-открытка! Невозможно не влюбится в его дворцы, в бурную историю, в два острова-жемчужинки

В Пераст летом автомобили не пускают, т.к. дорога всего одна… Паркуйтесь передгородом, а дальше- пешком.

Что стоит обязательно сделать в Перасте?

— На лодочке посетить остров с церковью Богородицы на рифе (от 3 евро с чел лодка, морской музей — 1 евро)
— Подняться на колокольню у церкви Св. Николая в центре города (1 евро), чтоб увидеть крыши города
— Посетить музей города и найти картину, как  капитан Марко Мартинович обучал морским наукам русских бояр, присланных Петром I. История говорит, что из 17 человек никто в море работать не стал, но это явно побудило батюшку-царя на создание собственной Морской школы, на подобии венецианских или голландских.
— Погулять по лестницам поперек города, можно забраться к православной церкви, там красивые виды

В музее Пераста несколько этажей и комнат — одежда моряков, оружие, медали и грамоты, предметы интерьера дворцов.
Вход — 2,5 евро. Мне экспозиция понравилась. Но для начала советую прочесть книгу «Второй арап Петра великого» Дмитрия Чегодаева, чтобы познакомиться с историческими персонажами и событиями

Или же почитайте дневник Петра Толстого, который навестил стольников в Перасте в 1698 г.

Но самые интересные рукописи принадлежат перу Марко Мартиновича, того самого преподавателя и великого моряка. Он рассказал о самом громком убийстве в городе — градоначальника Вицко Буйовича, его убил Матия Змаевич, из-за угрозы повешения он бежал в Российскую Исперию, где стал выдающимся адмиралом, строил галеры при Петре I. О дворце Буйовича, где сегодня расположен музей Пераста, я рассказывала здесь.

Если вы присмотритесь к рукописям — они сделаны на итальянском языке, 5 веков при Венецианском и Австрийском правлении в Которской бухте официальным языком был итальянский. Как они сохранили сегодня сербский — вопрос… То ли «спасибо» родителям, то ли из-за миграции людей. Мне сказали в музее, что все 12 знатных семей Пераста не оставили в 21 веке потомков, их дворцы то ли брошены, то ли проданы другим людям. В последствии с гор к морю спустились черногорцы и герцеговинцы, привнеся сербский язык

Вот этот макет дворца епископа можете увидеть в натуральную величину, даже пробраться через забор сможете 🙂

Лестница, ведущая к этому дворцу, открывает чудесную картину

Пераст, к сожалению, вымирает в 21 веке, не работает школа, живет не более 200 людей…Но турист не обратит внимание на это, вы увидите красивые дворцы, милые дворики и цветы в огромном количестве!

Покидая Бока-Которский залив, мы застали горы в закатном свете. Это Ораховац, вид на ферму мидий и рыбы

Маршрут по Которской бухте можно смело разбить на 2 дня, а в пик летнего сезона лучше выезжать после обеда, чтобы не было пробок у Котора и ушли круизные лайнеры с десятком тысяч людей

Закончу пост красочной фотографией из Пераста. Мне кажется, что весь Бока-Которский залив создан для Инстаграма и творческих людей. Желаю вам прияных путешествий по бухте, это будет любовь с первого взгляда!

sasha0404.livejournal.com

Про нашу поездку вокруг Боко-Которской бухты и про аренду авто в Черногории

Ну что сказать, это была моя мечта: объехать всю Боко-Которскую бухту по периметру. А у Сергея было желание порулить в Черногории и протестировать местную систему аренды автомобилей. Это была неидеальная поездка, нам немного не повезло с погодой, но все равно это было невероятно красиво. И еще теперь у меня есть новая мечта: объехать всю Боко-Которскую бухту по периметру в солнечный теплый день.

Предполагаю, что этот пост будет достаточно объемным, потому что собираюсь рассказать о наших приключениях подробно и детально, так что его можно было бы назвать так: «Вся правда про нашу поездку вокруг Боко-Которской бухты». Плюс в качестве бонуса отзыв об аренде автомобиля в Черногории.

Начну с самого начала. Было воскресенье, небо было не очень ясным. И вдруг мы решили, а почему бы нам не взять в прокат автомобиль и покататься по Черногории именно сегодня? Нам было известно, что бронировать автомобиль онлайн можно не меньше, чем за сутки, поэтому мы отправились в салон rent-a-car в Будве, который заприметили накануне. В воскресенье он был закрыт, как и многие другие аналогичные конторы. В итоге, мы нашли салон, работающий в воскресенье. Думаем, что салон принадлежит русским, по крайней мере менеджер был русский, а черногорцы, как выяснилось, в выходные работать не любят.

Мы взяли одну из самых дешевых машин, малолитражный Fiat Punto (на фото). Услуги аренды обошлись нам в 30 евро в сутки. Для оформления договора и страховки (которая является обязательной) нам понадобились паспорт, права международного образца и залог в 100 евро (тоже обязательно, сумма от салона к салону варьируется). Процесс оформления занял не больше 10 минут. Малолитражки нам оказалось более, чем достаточно. Скоростной режим в Черногории редко бывает выше 60 км/ч, езда на больших скоростях по горной местности попросту опасна, хотя дорожное покрытие в стране вполне хорошее.

Подведу небольшой итог по вопросу аренды авто в Черногории:

* лучше всего бронировать автомобиль онлайн, не меньше чем за 24 часа, например, здесь.
* если поездка оказалась спонтанной, в крупных городах Черногории много салонов rent-a-car.
* в воскресенье большинство из них не работают =)
* При аренде на сутки, автомобиль, вряд ли обойдется дешевле, чем 30 евро. Если вы видите цену в 18-20 евро, скорее всего, она действует при сроке аренды, как минимум, в несколько дней.
* Бензин вы оплачиваете самостоятельно.
* Не забывайте взять с собой заграничный паспорт и права, деньги на залог, как правило не меньше 100 евро.
* В целях своей же безопасности, соблюдайте правила дорожного движения в чужой стране, даже если вам кажется, что 60 км/ч это слишком медленно.

Можно отправляться в путь.

Маршрут нашего путешествия выглядел следующим образом: из Будвы мы отправились в сторону Тивата, затем до паромной переправы в городе Лепетане, попали на противоположный берег и доехали до Херцег-Нови, а затем проехали вдоль залива, делая остановки в Рисане, Перасте и Которе, и вернулись домой в Будву.

Первая наша остановка — Лепетане. Остановка непродолжительная, городок небольшой и на первый взгляд ничем не примечательный. Кроме паромной переправы, которая существенно сокращает путь из Котора в Херцег Нови.

Что из себя представляет переправа. Паромчики небольшие, набираются быстро, отправляются на противоположный берег часто.
Все удовольствие занимает минут 15-20 и стоит 4 евро за авто (апрель 2014г.).

На следующей фотографии, если приглядеться, можно рассмотреть несколько паромов вдоль берега и оценить масштаб непогоды. Как вы уже догадались, как только мы двинулись в путь, тучи сгустились и пошел дождь.

Оказавшись на другой стороне, мы движемся в сторону Херцег-Нови. К сожалению, знакомство с этим городом у нас не очень сложилось, не по его и не по нашей вине. Просто начался ливень…

Я думаю, это очень интересный город, с удовольствием бы побродили по нему, но по факту мы просто просидела около часа в одном из кафе в старом городе, в надежде, что дождь вскоре закончится. Но увы…

Мокрый и прекрасный Херцег-Нови.

Как только мы покинули город, дождь перестал преследовать нас и дальше все становилось только лучше и лучше. Наверное, стоит рассказать немного об условиях передвижения по дороге вокруг Которского залива. По всему пути установлены довольно жесткие скоростные ограничения в 40-60 км/ч. Траса извилистая и в точности повторяет рисунок береговой линии. Гнать по такой дороге нет никакого желания, наоборот, хочется почаще останавливаться и фотографировать.

Дорога двухполосная с периодически попадающимися небольшими карманами, похоже, они сделаны в наиболее живописных местах бухты.

Расстояния в Черногории все таки небольшие, минут 20 пути и на противоположном берегу уже виден Пераст.

Мы сделали небольшую остановку в Рисане, чтобы перекусить. Это небольшой, но очень древний город (более 2500 лет), правда исторических построек в нем не очень много, но зато с его набережной открываются какие-то невероятные виды на залив. Минут 10 езды от Рисана, и мы уже в Перасте.

Небольшой пост про Пераст в блоге уже был, но то была еще одна поездка и немного иные впечатления.

Вот такие мы, немного намокшие, но все равно довольные.

Пожалуй, напишу еще немного о том, как можно передвигаться по дороге вокруг Боко-Которского залива на общественном транспорте. В Черногории он работает вполне сносно. Благо страна не очень большая, из любого города можно без пересадок добраться в любой: из Будвы в Котор, из Котора в Херцег-Нови, автобусы ездят как вокруг бухты, так и через паромную переправу, так что подобный трип можно вполне себе реализовать и передвигаясь на междугороднем автобусе.

А мы тем временем уже переместились в Котор.

Котор мы, к счастью, видели и в солнечную погоду. Преимущество дождливого Котора в его опустевших улицах.

Даже несмотря на то, что в этот момент на пристани стоял огромный круизный лайнер, в старом городе почти никого не было.

Впервые видела, подобных размеров судно на столько близко, было любопытно. Подумалось, что морской круиз это наверное, очень удобный вариант путешествия. Может, когда-нибудь, когда мы станем чуть старше и ленивее, мы отправимся в такой =)

Итак, мы немного еще побродили по Котору, но все равно были вынуждены покинуть и его, потому как вновь начавшийся дождь выгнал нас обратно в нашу солнечную и уже полюбившуюся нам Будву. Вот такая история.

Другие посты из поездки в Черногорию:

Экскурсия по старой Будве
Несезон в Будве
Будва в апреле
Самый красивый город Черногории. Пераст
Самый неожиданный город Черногории. Цетинье
Самый интересный город Черногории. Котор
Отдых в Черногории с ребенком
Прогулка по окрестностям Будвы
Как самостоятельно поехать в Черногорию?

rina-rina.ru

Бока Которская бухта — Черногория и её лучшие места

  1. Главная
  2. Бока Которская бухта

Бока Которская бухта (Боко Которский залив) считается одним из самых красивых заливов в мире и неизменно — главная достопримечательность Черногории. Это место в свое время позволило Котору быть настоящим центром торговли и мореплаванья. Ее удобное расположение позволяло спасать город от морских пиратов. Окружающие города расположились очень удачно, ведь не зря же здесь живут люди уже не одну тысячу лет. Впрочем, и сегодня это место притягивает огромные корабли, поэтому актуальность Бока-Которской бухты среди туристов вполне объяснима. В прошлом году здесь побывало около 500 круизных лайнеров, которые привезли сюда в общей сложности 500 000 пассажиров). Так что даже искушенный путешественник найдет здесь для себя много интересного. Местная природа также порадует глаз и позволит увидеть всю красоту Черногории. Море и горы всегда отлично сочетались друг с другом, поэтому здешняя атмосфера по-особенному привлекательна.

География залива

Говорят, что Бока Которская бухта — самый южный фьорд Европы, но это географическая ошибка. Историки доказали, что ранее это было озеро, в которое впадали сотни горных ручьев и рек, но около 100 тыс. лет назад в связи с землетресением и повышением уровня воды в океане озеро соединилось с морем, образовав великолепную бухту. Протяжённость её 28 км, глубина 35-40 метров, поэтому даже самые большие круизные лайнеры Средиземноморья могут с лёгкостью заплыть до её конца. Ширина различается: при заходе составляет 3 км, где расположен остров Мамула, полуостров Луштица и Превлака (Хорватия) с оборонительными крепостями Азра и Оштро, а самое узкое место, под названием «Верига» (цепь), всего не более 300 метров. Вокруг всего Бока Которского залива проходит прибрежная дорога длинною 105,7 км, по которой можно проехать и полюбоваться бухтой с любого ракурса. Она разделена на 4 залива: Которский, Рисанский, Тиватский и Херцег Новский — каждый по своему красив и не менее интересен. Несколько островов украшают бухту своим изяществом:

— остров Госпа од Шкрпела («остров Святой Богородицы» или по другому «Богородица на рифе»)

— остров Святого Георгия («Свети Джорджи» или по другому «остров мёртвых»)

— остров Мамула

— остров Цветов

— остров Святого Марко

— остров Милосердия

Название «Бока Которская бухта» («Bocca di Cattaro» или по английски «Boka Bay») — залив получил от венецианцев. Слово «Bocca» — означает рот, как будто часть материка, заглатывающая воды мирового океана. Слово «Которская» — по одноименному самому глубокому и главному городу тех времен — Котор. Вокруг разбросаны многочисленные поселки и рыбацкие деревушки, которые образуют области прибрежных, крупных по черногорским меркам, городов. Есть небольшие маленькие производства, судостроительный и ремонтный завод, порты и даже аэропорт, который удачно расположился на берегу Тиватского залива.

Если захотите посмотреть всю Бока Которскую бухту, то советуем взять морскую экскурсию на корабле или катере или самостоятельно подняться на гору Ловчен по дороге P1 в сторону Негуши и Цетине. С высоты почти 1500 метров открывается прекрасная панорама, ведь бухта является крупнейшей во всем Средиземноморском бассейне.

На карте отмечено место, с которого открывается самая лучшая панорама на всю Бока Которскую бухту.

Достопримечательности и города Бока Которской бухты

1. Котор

Первые жители тут появились еще в период неолита (приблизительно пять – десять тысяч лет назад). Об этом свидетельствуют различные инструменты и керамические изделия, найденные в местных горах. Более того, на стенах в здешних пещерах есть и древние рисунки. Город принадлежал раньше Византийской и Римской империям, а примерно в шестом веке нашей эры здесь начали проживать славянские племена – примерно с этого времени город стал называться Котором.

Старая часть города охраняется ЮНЕСКО и имеет большое количество достопримечательностей. Попав сюда, вы непременно заметите узенькие улочки, на которых едва могут разойтись два человека. Собственно, одна из здешних улиц так и называется – «Позвольте пройти», шириною всего 50 см. Помимо этого, надо отдать должное средневековым архитекторам и строителям, ведь без их навыков и удачно подобранных строительных материалов вряд ли бы какое из древних зданий сохранилось.

Главные достопримечательности Котора:

2. Пераст

Как и в предыдущем городе, на территории Пераста также были найдены останки неолитической культуры. Вплоть до четырнадцатого века нашей эры этот населенный пункт представлял собой лишь небольшой рыбацкий поселок. Основной период развития данного поселения пришелся на XV – XVIII века, когда Пераст был частью Венецианской республики. В этот же период вместо крепостных стен здесь были сооружены оборонительные башни и одна крепость.

Сегодня Пераст — город музей, который ежедневно посещают тысячи туристов. Едва 350 жителей насчитывает город, который считается неотъемлимой частью Бока Которской бухты.

Достопримечательности Пераста:

  • Церковь Святой Богородицы на острове
  • Остров Святого Джорджи (остров Мёртвых)
  • Городской музей 1937 года
  • Дворцы города 16, 17, 18 веков: Баловичей, Брайковичей-Мартиновичей, Бронза, Буйовичей, Висковичей, Змаевичей, Лючичей-Коловичей-Матикола, Мазаровичей, Смекья, Шестокрыловичей
  • Церковь Святого Николая
  • Крепость Святого Креста
  • Церковь Рождества Богородицы
  • Церковь Богородицы Кармельской
  • Церковь Святого Антония
  • Церковь Иоанна Крестителя
  • Церковь Святого Марка
  • Церковь Святой Анны

3. Тиват

Город Тиват — самый молодой город на побережье Черногории — 7 век нашей эры. По некоторым данным, он был назван в честь последней иллирийской царицы Теуты, которая правила в Бока Которской бухте. С непростой историей и долей город дожил и развивался до наших времён. Сегодня Тиват — красивый современный город, с красивой набережной, полноценной инфраструктурой и даже портом. На территории Тивата расположен ботанический сад, в котором находятся экзотические растения – их местные моряки в свое время привозили из далеких стран начиная с 12-го века по сей день. Имеется здесь и свой аэропорт, который позволяет совершать рейсы между разными городами мира.

В целом же здесь относительно мало достопримечательностей:

  • Комплекс Бизанти — резиденция семьи дворян
  • Комплекс Буча Луковичи — резиденция Тиватского рода.
  • Городской парк — основанный с 12 века
  • Военная яхта Jadran — экспонат военного флота
  • Порто Монтенегро — крупнейший порт мега яхт в Черногории (самая посещаемая достопримечательность города)
  • Церковь Благовещения — храм 17 века
  • Церковь Святого Антония — храм 14 века
  • Церковь Святого Михаила
  • Церковь Святого Саввы — главный храм города, 20 век
  • Церковь Святого Сергия — старейший храм в Тивате 9-го века
  • Церковь Святой Марии в Ластве — 15 век

4. Херцег Нови

Херцег Нови основан в четырнадцатом веке и расположился он у подножья горы Орьен. Здесь явно выделяется холмистый рельеф, так как в городе множество различных ступенек и лестниц.

Имеется тут и морская крепость, которая надежно стоит в этом месте еще с 14 века. Есть тут несколько старинных башень и православная церковь Михаила Архангела, которая построена по всем правилам эклектики. Если выйти за пределы населенного пункта, то можно обнаружить Савинский монастырь, основанный в семнадцатом веке. Несколько лет назад в Херцег Нови восстановили русское кладбище, где захоронены офицеры царской армии – они эмигрировали сюда после 1917 года. Построен на данном кладбище и небольшой памятник – он возведен в честь всех наших соотечественников, которые умерли на здешней территории. Город называют еще «ботаническим садом Черногории» и это вполне справедливо. Здесь постоянно проходят различные фестивали, которые не перестают удивлять даже самых искушенных любителей цветов и других растений.

Херцег Нови с 13 тысячным населением также знают по его лечебным грязям: на окраине институт Милошевича, который специализируется на опорно-двигательной системе, также здесь добывают лечебную воду «Игалка» 38,5 градусов.

Достопримечательности Херцег Нови:

  • Краеведческий музей
  • Монастырь Савина
  • Старый город в Херцег Нови
  • Морская крепость — Форте Маре
  • Площадь герцога Вукича
  • Часовая башня Сахат Кула
  • Турецкая крепость Канли — Кула
  • Испанская крепость Шпаньёла
  • Венецианский бастион
  • Цитадель
  • Церковь Архангела Михаила — 19 век
  • Церковь Святого Антония — 18 век
  • Церковь Святого Георгия — 17 век
  • Церковь Святого Иеронима — 19 век
  • Церковь Святого Леопольда Мандича — 19 век
  • Церковь Спасителя — 18 век

Отдых в Бока Которской бухте

Приезжать сюда на пляжный отдых мы бы не советовали и объяним почему. Конечно, в интернете много пишут о том, что здесь нет волн (хотя на побережье также их нет), тихо, красиво ну и впринципе всё. На самом же деле это пишут люди, которые хотят сдать свои апартаменты туристам, рекламируя что Бока Которская бухта — самое лучшее место для пляжного отдыха. Итак, разберемся же подробнее и напишем все.

Преимущества:

  • Близко и быстро можно добраться из аэропорта Тиват
  • Тихое место
  • Близко от апартаментов берег

Недостатки:

  • Это залив, то есть нет течений и не омывается каждую ночь вода, поэтому она в некоторых местах уже начинает даже цвести, в сравнении с открытым морем
  • Пляжей практически нет, ширина от 2 до 7 метров, крупная галька или каменистый берег, бетонные пантоны
  • Прям у берега проходит трасса, то есть над головой отдыхающих на пляже
  • Глубина — уже с первых метров дно идет резко вниз, отдыхать с детьми не удобно
  • Корабли, лодки, яхты, паромы — в связи с этим вода не слишком чистая
  • Над головой каждые 10 минут взлетают и приземляются самолеты
  • Не предлагают групповые экскурсии
  • Солнце поднимается позже и садится раньше в связи с высокими окружающими горами
  • Для многих выглядит как озеро в горах, а для нашего человека всё же хочется отдых на открытом море

Город Котор и Пераст — туристический шумный город, совсем без пляжей. Херцег Нови очень зелёный, но весь каскадный в ступеньках и лестницах — с детьми на колясках здесь будет очень тяжело на отдыхе туристам. Тиват — портовый город с десятиминутным самолетным гулом. Но всё это не означает, что сюда не стоит приезжать. Каждые места по своему интересны и мы бы посоветовали приехать сюда не на отдых, а просто на 1 день самостоятельно или с экскурсиями и поверьте, они стоят вашего времени и внимания для посещения Бока Которской бухты.

Бока Которская бухта: карта и как добраться

Эту бухту трудно не заметить на карте, ведь она находится на западе Черногории и имеет достаточно большую ширину и интересную форму в виде бабочки. В Бока Которскую бухту можно легко и быстро добраться на общественном транспорте и доехать до города можно прямо из Подгорицы – столицы Черногории или же от аэропорта Тиват. Также можно арендовать автомобиль, но нужно сразу учесть, что дороги тут очень трудные из-за горного рельефа. Так что, возможно, лучше сразу подумать об индивидуальных экскурсиях или же заказать такси трансфер – они обойдутся даже дешевле аренды авто, если учесть стоимость аренды, парковок, бензина и других моментов.

Самый оптимальный способ посетить залив — на групповой экскурсии «Бока Которская бухта» или «Вечерняя Бока Которская бухта». Это даст вам возможность не только увидеть все красоты с корабля, а и узнать много интересных фактов о достопримечательностях от вашего гида.

 Будва

Расстояние по маршруту Будва (ME) — Котор (ME) ~ 23 км,
примерное время в пути ~ 34 мин.

 Котор

Расстояние по маршруту Будва (ME) — Тиват (ME) ~ 25 км,
примерное время в пути ~ 38 мин.

 Тиват

 

Отзывы о Бока Которской бухте

Люди, побывавшие в этих краях, пишут отзывы, что Бока-Которская бухта чем-то напоминает слоеный пирог из-за большого сочетания архитектурных стилей, которые тесно переплетаются друг с другом. Оказавшись здесь, довольно сложно понять, в какой век вы попали – настолько здесь все многообразно и выходит за рамки привычных строений. Отзывы туристов о Бока Которской бухте можно посмотреть на сайте:

olimpus.me

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *