Как работает музей подводных лодок в балаклаве – как добраться из Севастополя и посетить музей

Содержание

Музей подводных лодок (Объект 825ГТС) в Балаклаве (Крым): как добраться, фото, описание

Музей подводных лодок в Балаклаве имеет множество других названий. Это и Военно-морской музей, и Балаклавский подземный музейный комплекс, и Музей холодной войны, и Объект 825ГТС (К-825). Ставший сейчас достаточно известным и узнаваемым, он еще совсем недавно был, пожалуй, самой засекреченной, тщательно скрываемой от посторонних глаз военной базой.

Во многом благодаря этому нынешнее учреждение настолько интересно для посетителей, приезжающих в Крым, чтобы лично осмотреть его экспонаты и особенно поистине грандиозные подземные сооружения, в недавнем прошлом, советской секретной базы. В большинстве тут действует принцип «сладости запретного плода», ведь и впрямь интересно посмотреть то, что было недоступно для простых смертных, то, что даже для людей, живущих неподалеку, не существовало в принципе.

СОДЕРЖАНИЕ



Где находится музей в Крыму?

Находится он в южной части полуострова, в Балаклаве, в 17 км от центра Севастополя. Расположен музей в узком, извилистом проливе Балаклавской бухты, в западной ее части, сейчас имеет даже официальный сайт и адрес. Напротив, через залив, обнаруживаются такие достопримечательности, как набережная Назукина и крепость Чембало.

Объект 825ГТС на карте Крыма

История базы подводных лодок

Местом, для размещения секретного комплекса, известного в высших воинских кругах как Объект 825ГТС, Крым стал неслучайно и можно сказать вполне закономерно. После окончания ВОВ СССР, вслед США, обзавелись новым, страшным оружием, обладавшим огромной разрушительной силой, способным поражать цели на потрясающем расстоянии. После успешных испытаний ядерных боеголовок началось наращивание их производства, хотя противоракетной защиты не имелось. Единственное, о чем задумывалось коммунистическое руководство – о нанесении ответного удара в случае пуска ракет американцами.

Найти место, где бы военная база была действительно секретной, Сталин поручил Берии, занимавшемуся в то время всем, что касалось «ядерного проекта». Лаврентий Павлович не стал долго думать, да и незачем было. Вариант с Крымом напрашивался сам, на Балтике, к примеру, такое масштабное строительство при всем желании просто невозможно было скрыть. А вот Балаклавская бухта идеально подходила для этих целей. Скрытность была обеспечена, а близость Военно-морской базы Черноморского флота в Севастополе делала подобный проект комплексным.

В 1953 г. в одночасье Балаклава стала закрытым городом, а в ее окрестностях, в недрах горы Таврос, началось строительство грандиозного подземного объекта, что происходило в строжайшей тайне. Конечно, такая активность на относительно небольшом участке суши не могла не привлекать внимание. Скрыть строительные работы, как таковые, было делом невозможным – их попросту закамуфлировали под возведение ГТС. Аббревиатура эта, что вошла в кодовое название базы, «осчастливившей» Крым, Объект 825ГТС, расшифровывается как Городская Телефонная Станция, стала официальным объяснением для слишком любопытных.

Уже в 1961 г. базу ввели в эксплуатацию. Произошло это довольно-таки вовремя – как раз накануне разразившегося, но к счастью так и не разродившегося Карибского кризиса. Секретный военный объект предназначался главным образом для расположения и ремонта подводных лодок, вмещал в общей сложности до 14 их единиц. На его территории находились склады для хранения боезапасов для них, способных нести ядерный заряд, предприятия по сборке субмарин.

На протяжении 30 лет здесь расквартировывалась 155 бригада подлодок, часто приводимая в полную боевую готовность. База имела огромный ядерный потенциал и не меньшее значение для ВМФ, но все усилия и астрономические суммы денег, потраченные на ее постройку, оказались выброшенными на ветер. Единственный эффект – удивление местных жителей, после закрытия объекта в 1993 г. наконец узнавших, что за ГТС на самом деле находился у них под боком все эти годы.

Чем интересен Музей подводных лодок сегодня?

Музей подводных лодок в Балаклаве открылся в 2003 г. – спустя 10 лет после закрытия и ликвидации секретной военно-морской базы. Среди его экспонатов много всего интересного, особенно настоящая подлодка, пришвартованная у подземного причала центральной штольни. Но главные достопримечательности – это сами сооружения Объекта 825ГТС, представленные в виде тематических экспозиций, что особо интересно для всех без исключения посетителей.

Экскурсия проводится по многим помещениям бывшей базы, но далеко не по всем. Общая площадь всех коммуникаций составляет более 5000 кв. м – это настоящий лабиринт, подобный Кносскому. Многие залы находятся в аварийном состоянии, туда редко заходят даже музейные работники, не говоря о туристов. Но и представленных для осмотра отделов вполне хватает, чтобы получить незабываемые впечатления.

Экскурсионный маршрут проходит по основному, центральному тоннелю, имеющему протяжность 500 м. В его центре пробит проходной канал для подводных лодок длиной 400 м, шириной от 12 до 22 м и глубиной 8 м. Здесь же расположен и сухой док, предназначенный для ремонта субмарин, его длина равняется 110 м. По обеим сторонам на 300 м тянутся потерны с бесчисленными цехами и мастерскими. Входы в тоннели, штольни и некоторые цеха защищены противоатомными дверями с гидрозатворами, изготовленными из армированного бетона, способные выдержать ядерный удар.

Экскурсия по комплексу платная, но цены более чем демократические, можно даже сказать символические. Делать фото здесь разрешено, причем совершенно бесплатно, а вот за съемку на видеокамеру придется немного доплатить. В летний период эта достопримечательность Балаклавы открыта ежедневно, зимой же – только в выходные дни.

Как добраться до Объекта 825ГТС?

В этом нет ничего сложного, особенно для хорошо знающих окрестности Севастополя граждан. Но и для всех остальных это не будет проблемой, нужно лишь сесть на автобус №9, 94 или 99 и доехать до остановки «Оболонь», откуда до музея рукой подать.

На машине доехать до Музея подводных лодок от Севастопольского автовокзала можно так:

Туристу на заметку

  • Адрес: Таврическая набережная, 22, Балаклава, Севастополь, Крым, Россия.
  • Координаты: 44°29′56″N (44.498917), 33°35′49″E (33.597021).
  • Телефон: +7 (978) 889-10-56.
  • Официальный сайт: http://muzey-sevastopol.com/
  • Режим работы: с 10:00 до 17:00.
  • Цены на посещение: для взрослых – 150 ₽, для детей – 75 ₽.

Посещение Балаклавского Музея подводных лодок – это нечто невообразимое, даже для людей, далеких от военной истории. Оно будет чрезвычайно интересно и увлекательно. Но главная изюминка этого места – его необычность, ведь подобного нельзя увидеть более нигде! В завершении смотрите видео об указанной достопримечательности.


Это может быть интересно:

krymania.ru

экспозиции, адрес, телефоны, время работы, сайт музея

Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» (Севастополь, Россия) — экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» считается одной из центральных достопримечательностей города. Для туристов он интересен не только экспонатами, многочисленные посетители приезжают сюда, чтобы своими глазами увидеть секретный военный объект времен холодной войны, после строительства которого Балаклава на несколько десятилетий получила статус закрытого района Севастополя. Уникальные фортификационные сооружения, построенные в сжатые сроки в сложнейших подземных условиях, являют собой выдающийся образец военно-инженерного искусства. Идея подземного комплекса для обслуживания подводных лодок, защищенного от атомного удара, появилась в конце 1940-х гг., когда США и СССР разработали первые образцы оружия нового поколения. Для строительства секретной базы выбрали Балаклаву, бухта которой надежно укрыта узким проливом от чужих глаз и может полностью изолироваться от моря. Работы продолжались в течение восьми лет, в 1961 г. подземный комплекс был завершен.

Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» считается одной из центральных достопримечательностей города.

Подземная база, прорытая в скалах на достаточной для противоатомной защиты глубине, состояла из искусственного водного канала с сухими доками, техническими участками для обслуживания и ремонта лодок, топливными складами, секретной минно-торпедной части. По обеим сторонам от горы Таврос располагались два замаскированных выхода: один в бухту, другой, на северной стороне горы, — в открытое море.

С точки зрения военного назначения, «Объект 825 ГТС» служил базой для подводных лодок 613-го и 633-го проектов. Здесь планировалось проводить ремонт и обслуживание субмарин, хранение и замену боеприпасов, заправку топливом. Самой секретной частью комплекса был «Объект 820», где проводились работы с атомными боеголовками.

В последние годы своего существования секретная база уже практически не использовалась по прямому назначению, так как военно-морской флот перешел на новый тип подлодок. После распада СССР в 1991 г. база и вовсе закрылась, а спустя два года помещения освободили окончательно, охрану ликвидировали, наступил долгий период запустения и расхищения. Возрождение и восстановление полностью разграбленного комплекса началось в 2003 г., когда указом президента Украины бывшая военная база превратилась в музей. В июне 2013 г. музей отпраздновал уже свой десятилетний юбилей.

Балаклавский подземный комплекс вместе с музейным комплексом «Михайловская батарея» входит в состав Военно-исторического музея фортификационных сооружений.

Экскурсионные маршруты

Посетителям музея на выбор предлагается два разных экскурсионных маршрута. Базовая экскурсия — часовая пешеходная прогулка по искусственным лабиринтам горы Таврос с посещением секретного противоатомного объекта для укрытия подводных лодок, подземного судоходного канала, проложенного в недрах горы, и бывшего арсенала ядерного оружия ВМФ СССР, преобразованного в выставочные залы.

Вторая экскурсия представляет собой небольшое получасовое путешествие на катере по подземному каналу, во время которого туристы увидят места обслуживания подводных лодок. В списке уникальных объектов — 100-метровый сухой док на восьмиметровой глубине относительно уровня моря, а также подлинная морская мина, предназначенная для поражения морских целей противника и способная уничтожить все живое в радиусе 100 м.

В 2007 г. в подземных помещениях музея проходили съемки египетского фильма «Таймур и Шафика». Подземелье то и дело оглашалось взрывами, для пущего эффекта режиссеры решили применить пиротехнику.

Полезная информация

Адрес: г. Севастополь, Балаклавский р-н, Таврическая набережная, 22. Веб-сайт.

Телефон: +7 (86-92) 63-75-90, 94-70-69 (заказ экскурсий).

От автовокзала и железнодорожного вокзала добраться до музея можно на троллейбусах № 17 и 20, а также на маршрутных такси № 17, 20А и 26 до конечной остановки «5-й километр». От остановки «5-й километр» до Балаклавы курсируют автобусы № 9, 94, 98 и 99, а также маршрутное такси № 9 (остановка «Оболонь»). Если вы едете от восточной части Балаклавской бухты, то подойдут автобусы № 9, 94, 98 и 99 (остановка «Оболонь»).

Время работы: среда — воскресенье с 10:00 до 17:00. Понедельник и вторник — санитарные дни.

Стоимость входного билета — 300 RUB, для школьников и студентов — 100 RUB. Вход с детьми до 5 лет запрещен. Для ветеранов ВОВ, военнослужащих, дошкольников, посетителей с ограниченными возможностями, детей-сирот и музейных сотрудников вход свободный.

Любительские фото- и видеосъемка бесплатные.

Не забудьте взять с собой теплую одежду: температура воздуха в подземном комплексе всего +16 °С.

Цены на странице указаны на апрель 2019 г.

tonkosti.ru

Балаклава. Музей подводных лодок. Объект 825 ГТС

Балаклава музей подводных лодок

Город Балаклава находится на южной окраине Крыма, недалеко от большего города-порта Севастополя. В мировую историю попало Балаклавское сражение 1854 года, одно из самых жарких сражений Крымской войны. Именно здесь 25 октября, Британская империя «Легкая Бригада» сделала свою знаменитую, обреченную на провал, высадку морского десанта для последней отчаянной попытки войти в порт Севастополя.

Географические координаты музей подводных лодок в Балаклаве на карте Крыма GPS N 44.497362, E 33.596749

Хотя сама Балаклава функционирует в качестве военного порта в течение многих столетий, база подводных лодок была построена в 1957 году. Это было во время холодной войны, на фоне бряцания оружием между США и СССР, Сталин издал директиву о создании парка атомных подводных лодок в Черном море. С этого указа и началось монументальное строительство подземного парка. Поскольку объект был секретный ему присвоили название «Объект 825 ГТС»

Эта идея стала главным атомным проектом СССР Лаврентия Берии. По приказу Берии провели растянувшиеся на годы исследования Крыма, прежде чем в конечном итоге решили остановиться на тихой бухте Балаклавы. Бухта врезаясь в береговую линию делает поворот почти под углом 90 градусов, что с моря делает ее практически незаметной, а шторм и непогода разбиваются о прибрежные скалы, делая бухту абсолютно тихой.

Началось грандиозное строительство секретного объекта. Этот объект строили четыре года, более 120 тонн породы были вырезаны и кропотливо удалены, чтобы сформировать огромные подземные камеры, открытые для воды помещения.
После окончания строительства было рассчитано, что база подводных лодок в Балаклаве практически не поддается разрушению — ее доки и коридоры защищены оболочкой из бетона и стали, способны выдержать прямой ядерный удар до 100 килотонн.

Между тем, сам город Балаклава стал одним из самых закрытых мест в СССР. Вход в Балаклаву был так ограничен, что даже родственники рабочих не смогли посетить город, не предоставивших обширную документацию, подтверждающую их обоснованность для въезда.

База подводных лодок в Балаклаве
интенсивно использовалась в течение всего периода холодной войны. В тесном сотрудничестве с Черноморским флотом, дислоцированного в Севастополе. Во время кубинского ракетного кризиса, размещение США ракет «Геркулес» в Турции, спровоцировали СССР ответить ядерным вооружением в Кубе, а также привести в боевую готовность подводные лодки в Балаклаве в ожидании приказа о контратаках на Турцию.
Вплоть до распада Советского Союза, объект в Балаклаве оставался одним из сильнейших сдерживающих факторов СССР, чтобы играть против своих врагов в Европе.

В отличие от многих подобных объектов, секретный объект базирования подводных лодок в Балаклавской бухте пережил распад СССР. Он оставался в использовании до 1993 года. Последняя русская подводная лодка выплыла из Балаклавской бухты в 1996 году. В течении долгого времени комплекс был не охраняемым, подвергался постоянному разграблению.

В Балаклаве Военно-морской музейный комплекс был основана Министерством обороны Украины 30 декабря 2002 года и открыт для посещения 1 июня 2003 года. План музея включает части 600-метрового центрального тоннеля, пустое хранилище ядерного арсенала, а также ряд жилых кварталов и подсобных помещений, доки подводных лодок.

Военно-морской музейный комплекс
находится на западной стороне бухты, которая проходит практически через весь город. Комплекс пещер объекта, тянется на расстояние более 600 метров, до входа из второго отверстия на противоположной стороне горы Таврос.
Военно-морская база, та часть которая относится к музею — это примерно 30% всего комплекса. Эта часть сейчас отремонтирована и поддерживается при постоянной температуре 15 градусов Цельсия.

Весь комплекс состоит из изогнутых тоннелей и огромных отсекающих дверей, которые были нацелены в случае ядерного удара гасить ударную волну.
На базе не только размещались подводные лодки, а еще были влажные и сухие доки, ремонтные мастерские, торпедные склады и конечно же арсенал ядерных боеголовок. Хотя база подводных лодок Балаклава была предназначена для размещения и защиты всех сотрудников доков, но в случае необходимости в ней могли укрыться и жители всего города.
В музее находится целый зал посвященный истории подводных лодок и морскому флоту, макеты кораблей, части вырезанные из подводных лодок и много всего прочего.

В одной из частей музея осталась надпись на стене той эпохи: «Не все говори что знаешь, но всегда знай, что говоришь!»

Музей подводных лодок в Балаклаве одна из потрясающих воображения достопримечательностей Крымского полуострова, один из самых посещаемый музеев Севастополя и Балаклавы.

Музей подводных лодок в Балаклаве на карте Крыма

www.krym4you.com

Военно морской музейный комплекс Балаклава (Объект 825ГТС)

Севастополь необыкновенный город. Он овеян славой великих сражений, с ним связаны имена и подвиги русских моряков. Здесь много памятников, посвященных событиям Крымской и Великой Отечественной войн.

Но и во время «холодной войны» город играл важную роль в обороне страны, и не только как база Черноморского флота. Убедиться в этом можно, посетив Военно-морской музейный комплекс Балаклава.

Фото из музея:

Историческая справка

6 и 9.08 1945 г. США сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Это были два уникальных случая применения такого оружия в истории человечества. В качестве целей планировались ещё Киото, Иокогама, Кокура, Ниигата – крупные военные и промышленные центры Японии.

Это стало началом новой эпохи. В СССР наращивали ядерный потенциал и готовились к защите важнейших стратегических объектов.
Идеальным участком для размещения противоатомной базы под землей оказалась Балаклава с её природными условиями и местонахождением.

Скрыть масштабную стройку невозможно, и с целью конспирации объект обозначили как Городскую Телефонную Станцию (ГТС 825). Он был закончен в 1961 г. Балаклава с этого момента стала закрытым городом.

Интересно:
В процессе строительства в горе Таврос пробили сквозной тоннель. Камень и мусор ночью вывозили на баржах и топили в море, в общей сложности его объём превосходил 40 000 КамАЗов.
Объект мог выдержать прямое попадание бомбы в 5 раз мощнее той, что сбросили на Хиросиму.

Маскировка была выполнена так искусно, что, даже наблюдая с воздуха, невозможно было догадаться о наличии подземного комплекса. Только в 1993 г. горожане узнали, что же скрывалось за скромным названием.

Базу демонтировали, но в 2003 г. открыли уже как Музей подводных лодок в Балаклаве. Крымский полуостров получили уникальную достопримечательность.

Что находилось на территории Балаклавской базы

На территории 15 000 м² находились:

  • — цех завода для ремонта субмарин и сухой док;
  • — арсенал, где хранились ракеты и ядерные заряды;
  • — бункеры, где подготавливались и тестировались ракеты;
  • — хранилища для топлива на 9500 т;
  • — канал морской шириной 10 – 12 м, 8 м глубиной.
  • — помещения для экипажей;
  • — стоянки для лодок.

Имелись ещё больница, электростанция, склады с запасом продуктов и питьевой воды на 3 года.
Одновременно тут могли находиться до 7 лодок класса 613 и 633, в экстренных случаях до 14.

Интересно:
Пока база строилась, на вооружение поступили более современные субмарины, которых в укрытии помещалось уже не более 3.

Лодки шли внутрь скалы своим ходом более 600 м по каналу.
На объекте работали 230 человек, 50 бойцов охраны обеспечивали секретность.

Видео прогулка по музею

Уникальность музея

Интереснейшая экспозиция размещена в тематических залах.
Посетители могут пройти по двум экскурсионным маршрутам, один из которых «посуху» пешком, а другой по акватории канала на специальном катере.

В первом случае это
— знакомство с разными видами атомных субмарин,
— осмотр канала;
— возможность увидеть коллекцию ядерного советского оружия ВМФ

Водный вариант позволяет посетить сухой док, находящийся ниже уровня океана на 8 м.

Одним из залов музея является также бывший РТБ 820, находящийся рядом с каналом. Это площадка арсенала, предназначенная для погрузки.

В арсенале хранились и готовились к применению торпеды, ракеты, ядерные боеголовки. С площадки всё это загружалось на борт субмарины.

База подводных лодок в Балаклаве мощнейшее фортификационное сооружение ХХ в. Уже это делает объект интересным для посещения.

Но создатели музея вложили немало знаний, а главное, любви к своему делу, чтобы создать замечательную экспозицию, в которой представлены

  • — карты, плакаты и фотографии;
  • предметы быта подводников;
  • оружие из археологических раскопок;
  • макеты военных кораблей
  • и много других интересных экспонатов.

Важно!
В подземных помещениях всегда холодно, нужно иметь тёплую удобную одежду и обувь. Детей младше 5 лет на территорию базы не пускают.

Как добраться в военно морской музейный?

Адрес музея: Таврическая наб., д.22, Балаклава. Севастополь.

Официальный сайт: http://muzey-sevastopol.com.

Телефон: +7 978 889 10 56

Цена на вход: дети 100р. взрослые 300р.

От автовокзала или ж/д вокзала г. Севастополя нужно ехать до конечной остановки на автобусе NoNo 17, 20, 26 или троллейбусе NoNo 17, 20.
Далее до ост. Оболонь на NoNo 9, 94, 99 и ещё 15 мин. пешком.

Балаклаваский музей на карте Крыма

GPS Координаты: 44.500896, 33.596535 Широта/Долгота

ПУБЛИКАЦИИ ИЗ КАТЕГОРИИ:

of-crimea.ru

Тайна Балаклавы. Как секретная база подводных лодок стала музеем | История | Общество

Почему Севастополь был закрытым городом?

Севастополь, как утверждают местные жители, — один из самых солнечных городов юга России. Две тысячи часов в год здесь жарит солнце. Сейчас, конечно, на носу зима — но и воспоминания о лете согревают.

В иные летние дни на солнцепёке западной набережной Балаклавской бухты долго не выдержишь. Казалось бы, а что здесь делать: яхты и рыбные ресторанчики на другой, прогулочной стороне. Зато на этой — можно попасть  в музей, который так и называется — «Балаклава». Туда идут не только чтобы познакомиться с историей подводных лодок и рассмотреть макеты кораблей — летом там спасаются от зноя.

Читайте также: Девятиэтажная «Акула»: история легенды советского военного флота

Недалеко от Балаклавы, в другом севастопольском пригороде с романтическим  иноземным названием Голландия, сейчас находятся корпуса Севастопольского политехнического института. Стела, установленная здесь, сообщает, что полвека назад  в этих зданиях работали знаменитые совет­ские учёные Курчатов и Александров. Для всех, кто знаком с историей советской науки, здесь сразу очевидно, над чем могли работать два выдающихся совет­ских физика-ядерщика в 1940-1950-х гг.

Много лет в совет­ские времена Севастополь был закрытым городом, о чём горожане вспоминают с ностальгией и сочиняют об этом чуть ли не мифы. Так вот, город объявлялся закрытой территорией, пожалуй, даже не столько из-за базирования  Черноморского флота, сколько из-за размещения здесь ядерного оружия и проводившихся исследований в этой области.  

После взрывов американских атомных бомб в Хиросиме и Нагасаки одним из ответов на исследования США в области ядерного оружия стало строительство совет­ского подводного флота с ядерным оружием на борту. Был приказ Сталина: найти место, где можно спрятать подводные лодки с ядерными ракетами. С водными и сухими доками, хранилищем торпедного арсенала. Искали несколько лет. А решение лежало чуть ли не на поверхности. Балаклавская база стала этим уникальным гидросооружением.

Вход на секретную базу подводных лодок. Фото: АиФ/ Андрей Дорофеев

Что спрятали в горе Таврос?

Много веков Балаклава была не просто рыбацким посёлком, но и военным портом. Сначала его облюбовали генуэзцы, построив неприступную крепость Чембало. Было время, стоял здесь и турецкий гарнизон. В годы Крымской войны в Балаклаве был английский лагерь. Недалеко отсюда элитная «Лёгкая бригада» британской кавалерии пыталась совершить свою знаменитую, но обречённую на провал атаку — и была разбита защитниками Севастополя.

Балаклавская бухта действительно не видна с моря. У моряков есть даже поговорка: «Берег слева, берег справа — по­средине Балаклава». Так вот, сюда в 1953 г. для осуществления директивы о создании парка подводных лодок на Чёрном море и выдвинулись военные строители. 

Главный водный канал внутри комплекса. В случае ядерного удара здесь могли укрыться от 7 до 9 подлодок. Фото: АиФ/ Андрей Дорофеев

Внутри горы Таврос построили секретную военную базу, в которой могли укрыться от неприятельских глаз до полутора десятков подводных лодок. При необходимости их здесь же ремонтировали и дополнительно загружали торпедами.

В любое время года внутри горы прохладно (не выше 10-15 градусов тепла) и сыро. База подлодок, созданная на глубине нескольких десятков метров, — один из самых секретных военных объектов СССР, спроектированный ещё под руководством Лаврентия Берии, когда тот курировал атомную программу страны. База способна выдержать прямое попадание 100-килотонной атомной бомбы, в 5-6 раз мощнее тех, что сброшены на Японию. Считалось, что она практически не поддаётся разрушению.

Макет торпедного отсека подлодки. Фото: АиФ/ Андрей Дорофеев

База была сразу же засекречена и получила ничего не говорящее название «Объект 825 ГТС».  Её строили 8 лет. Горная порода оказалась настолько труднопроходимой, что обратились к московским метростроевцам. С их помощью вырезали и удалили 120 тонн породы. В пустотах сформировали огромные подземные камеры, открытые для воды помещения. 

Читайте также: Растоптанная гордость. Как Россия и Украина делили Черноморский флот

Весь комплекс состоял из изогнутых туннелей и огромных отсекающих дверей, которые должны были в случае ядерной атаки гасить ударную волну.  В случае атомной войны здесь могли укрыться не только военные, работники доков и ремонтной базы, но и жители всей Балаклавы. Когда США разместили в Турции ракеты «Геркулес», а следом разгорелся Карибский кризис и обстановка в мире накалилась донельзя, подлодки Балаклавы были приведены в боевую готовность. 

Посетители музея могут потрогать экспонаты своими руками. Фото: АиФ/ Андрей Дорофеев

Останется ли база музеем?

В отличие от многих подобных объектов секретный пункт базирования подводных лодок в Балаклавской бухте пережил распад СССР и даже использовался до 1993 г. Последняя подводная лодка вышла из Балаклавской бухты в 1996 г. Потом самостийная Украина, объявившая себя страной, свободной от ядерного оружия, сообщила, что нужды в этом объекте не испытывает. На рубеже двух столетий базу, оставшуюся без охраны, разграбили чуть ли не тотально. Сняли и продали на металлолом даже многотонные ворота. Чтобы сохранить хоть что-то, территорию объявили музеем.

Этот музей теперь кто-то считает памятником эпохе могущества советского воен­прома. Кто-то называет музеем холодной войны. Как бы то ни было, он стал одной из досто­примечательностей Крым­ского полуострова и едва ли не самым посещаемым музеем Балаклавы и Севастополя.

Сегодня севастопольцы с надеждой делятся друг с другом очередными слухами: а не объявят ли снова город закрытым? Не откроют ли на месте музея в Балаклаве старую рембазу? Не поторопились ли мы когда-то списать холодную войну в музей — когда в мире вокруг нас вон сколько поджигателей?!

www.aif.ru

описание, история и интересные факты

В десяти километрах от Севастополя находится живописный курортный городок — Балаклава. Еще совсем недавно, во второй половине XX века, он был закрытым для посещения туристов. Виной тому стала подземная военно-морская база в Балаклаве.

Когда в пятидесятые годы прошлого столетия только начиналась холодная война, Соединенные Штаты Америки и Советский Союз стали наращивать арсеналы атомного вооружения, угрожая превентивными ударами друг другу, а также ударами возмездия. Именно в этот сложный исторический период Сталин отдал секретный приказ Берии: найти место для базирования советских подводных лодок, для нанесения ядерного удара.

Выбор спецслужб пал на мирную и тихую Балаклаву. Город тут же засекретили, его название исчезло с карты Крыма. Город превратился в один из районов Севастополя, но не в обычный, а в особо секретный: войти сюда можно было только по спецпропускам. Сталин лично рассматривал и визировал проект секретной базы по ремонту и техническому обслуживанию подводных лодок. Так, появилась первая и единственная в мире подземная гавань, имеющая на своей территории завод по ремонту субмарин, получившая название — объект № 825.

Где находится база?

Когда-то секретная подземная база, а сегодня военно-морской комплекс «Балаклава» находится в одноименной бухте, в горе Таврос. У нее есть два выхода, а вход в канал — со стороны бухты. Его сотрудники назвали штольней. В случае возникновения угрозы, вход в нее блокировался огромным батопортом, весом сто пятьдесят тонн.

На северном горном склоне был сооружен выход лодок в море. Его тоже закрывал батопорт. Необходимо отметить, что все отверстия в горе были столь мастерски укрыты различными маскировочными приспособлениями, что их очень сложно было заметить даже на близком расстоянии.

История строительства

Сегодня подземный военно-морской музейный комплекс является самой популярной достопримечательностью Балаклавы. История секретного объекта началась в далеком 1957 году. Для сохранения конфиденциальности строящемуся объекту дали вполне мирное называние — ГТС (городская телефонная станция) № 825. Существует и вторая расшифровка аббревиатуры — «гидротехническое сооружение». Она более логична: мало кто мог бы поверить в строительство телефонной станции в горе Таврос.

Специалисты в создании подобных комплексов утверждают, что ни один из них (рассекреченных) и сегодня по величине и мощи не превзошел базу в Балаклаве. Строительство велось поэтапно, при этом рабочий день был разбит на четыре смены. Строители вывезли с западного утеса горы Таврос строители более двухсот тысяч кубометров грунта.

Так, появился глубоководный канал, цеха, сухой док, арсеналы, подземные дороги, хранилища, причалы, командный пункт. Породу вывозили глубокой ночью, в целях конспирации, когда маленький южный городок спокойно спал. Баржами ее вывозили и сбрасывали в море.

Сотрудничество с метростроевцами

Изначально возведение этого объекта было поручено военным специалистам, но они неожиданно столкнулись со сложностями во время бурения грунта. Правительство страны приняло решение о привлечении к работе метростроевцев, которые и помогли построить подземный канал, глубина которого была более восьми метров. На разных участках его ширина колебалась от восьми до двенадцати метров.

Секретная подводная база заняла огромную территорию (более пяти тысяч метров квадратных). Площадь акватории, под которой находится объект, составляет три тысячи метров. Первая очередь объекта (ремонтная база) была сдана в 1961 году. Топливные склады для хранения ГСМ, объемом девять с половиной тысяч тонн вошли во вторую очередь, строительство которой было завершено в 1963 году. Подводный завод мог вместить до семи судов. Надо сказать, что даже сегодняшних военных специалистов этот показатель впечатляет.

Весной 1994 года с территории базы в море вышла последняя субмарина. С тех пор уникальный объект оказался заброшенным и попросту расхищался.

Для чего строился объект?

Этот вопрос интересует многих, кто сегодня посещает уникальный музейный комплекс в Балаклаве. Напомним, что строительство объекта велось в годы холодной войны, когда до предела была накалена международная обстановка.

База создавалась для технического обслуживания и ремонта и подводных лодок класса 633 и 613. На территории объекта хранились запасные части к подводным судам и боеприпасы. В центральную штольню входили семь лодок этих типов, однако в экстренных случаях проектом предусматривалось размещение до четырнадцати судов различного класса.

Кроме того, проектировщиками была предусмотрена специальная штольня (на случай ядерной атаки) для погружения лодок на станцию под водой. Здесь же, кроме обычных видов вооружений, находилось и ядерное оружие.

Недостатки комплекса

Современные специалисты нередко спорят, обсуждая, была ли база действительно уникальным и идеальным объектом, или у нее были недостатки. По поводу уникальности возражений, как правило, не возникает, а что касается недостатков сооружения, то они, конечно же, были.

За время строительства подводной станции, стали поступать на вооружение Черноморского флота новые образцы — подводные лодки 625 класса, которые работали на дизельном топливе. Они уже не могли уместиться в созданных каналах. Кроме того, на территорию базы было довольно сложно попасть даже во время слабого шторма.

Военно-морской музейный комплекс «Балаклава»: описание

Это огромное сооружение, которое расположено глубоко под землей было способно защитить от атомного взрыва – к примеру, при поражении атомной бомбы, мощностью не менее ста килотонн. В этом случае все боеприпасы, подводные суда и работающий там персонал остались бы невредимы.

Сегодня военно-морской музей «Балаклава» в Севастополе открыт для всех желающих. Он был основан в 2003 году, когда объект № 825 был рассекречен. Экскурсии проводятся группами по двадцать человек. Время экскурсии – около часа.

Экскурсионные маршруты

Музей подводных лодок в Балаклаве можно осмотреть по одному из двух предлагаемых маршрутов. Базовая экскурсия — это пешеходная часовая прогулка по лабиринтам горы Таврос. В этот маршрут включены посещения секретного объекта для укрытия лодок, судоходного канала, арсенала ядерного оружия, которое сегодня преобразовано в просторные выставочные залы.

Второй маршрут более короткий: за полчаса вы сможете осмотреть балаклавский подземный музейный комплекс, проехав на катере, совершить путешествие по подземному каналу, увидеть цеха по обслуживанию субмарин, посетить стометровый сухой док, который находится на глубине восемь метров и посмотреть на настоящую морскую мину, которая предназначалась для поражения морских целей неприятеля и была способна уничтожить все в радиусе 100 м.

Заводская паттерна

Это огромный транспортный коридор, ведущий в производственные помещения. Его длина – 296 метров, высота четыре с половиной метра, ширина – четыре. Это помещение использовалось для транспортировки торпед из МТЧ и доставки оборудования и материалов в цеха. Кроме того, здесь было оборудовано убежище для персонала.

Подземный док

На всех, кто впервые посещает военно-морской музейный комплекс «Балаклава», особое впечатление производит именно это помещение, в котором и проводился ремонт лодок. Его длина 505 метров, ширина от шести до двадцати двух метров (на разных участках). Кроме подземного, на базе был и сухой док — огороженная часть канала, длина которой составляла сто два метра.

Перед входом лодки в сухой док, он заполнялся водой. Когда судно заходило, воду откачивали и начинался ремонт, который длился от двух до шести недель.

Арсенал

Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» сегодня может предложить туристам посетить арсенал, где хранились головные боевые части для торпед и ракет, в том числе и ядерных. Это помещение было условно разделено на две части — техническую и локальную, в которой и находилось самое секретное место базы. Здесь хранились и собирались головные части. Войти сюда могли только расчеты, состоящие из офицеров и мичманов.

Интересные факты

  • Лодки в канал входили только в ночное время, и в Балаклаве в это время отключали электричество.
  • Стены и потолок арсенала покрывает слой бетона, толщина которого достигает нескольких метров.
  • После входа лодки в док, из него спускали воду. Огромное количество оставшейся на дне рыбы рабочие собирали и коптили. По всей округе разносился ароматный дымок, по которому местные жители четко определяли что очередная лодка стала на ремонт.

Военно-морской музейный комплекс «Балаклава»: контакты

Музей расположен на Таврической набережной, 22. Работает ежедневно с 10:00 до 19:00 часов. Предварительно записаться на экскурсию можно у администратора музея.

fb.ru

Музей подводных лодок в Балаклаве.

В Балаклаве расположен один из самых нтересных объектов для посещения туристами на территории Крымского полуострова — музей подводных лодок. Это бывшая сверхсекретная советская подземная база для ремонта и обслуживания подводных лодок, которую сейчас превратили в Военно-морской музейный комплекс «Балаклава». Советую всем обязательно посетить этот подземный комплекс с мощной и уникальной системой шлюзования и автономного жизнеобеспечения – единственный в мире памятник инженерного и технического искусства, который остался со времён «холодной войны» и который открыт для свободного доступа всех желающих.
1. На подходе к музею огромные надписи, плакаты и просто картины, посвященные погибшим морякам в период Великой Отечественной войны.

2. Все желающие посетить музей собираются на площадке перед входом и ждут гида. Экскурссии проводят почти через каждые 30 минут. Можно выбрать пешую или водную экскурссию — каждый выбирает для себя сам. Мы решили выбрать пешую, так как она более информативная и посмотреть можно больше различных экспонатов.

3. Виды в Балаклавской бухте просто отпад. Красота неописуемая.

4. История завода начинается в 50-е годы, когда многие державы стали наращивать ядерный потенциал, грозя друг другу ударами ядерных ракет. Необходимо было найти тихое укромное место в СССР, где бы базировались советские подводные лодки на случай войны. Такое тихое место отыскалось в Балаклаве, в закрытой и защищенной с моря бухте.

Все подземное сооружение строилось в скальном массиве крымской горы Таврос, задача была — построить объект с противоатомной устойчивостью первой категории. То есть завод должен был в случае необходимости выдержать удар бомбы, в три раза превосходящий силу бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Строительство велось чуть больше 9 лет, с 1954 по 1963 год, в обстановке полной секретности. Даже вывоз щебня маскировали под карьерные работы в той местности. Первые годы работа шла очень медленно, но после пары лет строительства к работе подключились строители-метростроевцы по личному указанию Н. С. Хрущева, так как потребовались сложные буровые работы.


5. Подземный завод по ремонту подводных лодок носил в свое время наименование «Объект 825 ГТС». ГТС — это Городская Телефонная Станция, именно такое название носил завод в целях конспирации.

6. Подземный комплекс содержал огромные производственные площади, включающие также в себя подводный канал, который одновременно мог вместить семь субмарин, и сухой док для ремонта подлодок. Заводскую инфраструктуру полностью изолировали от внешнего мира с помощью перекрывающихся подводных шлюзов, и ремонт боевых лодок осуществлялся в автономном режиме, а затем через специальный канал они выходили прямо в открытое море. Общая площадь помещения составляла немногим более 5000 квадратных метров, из них 3000 приходилось на подземную часть. Глубина канала составляла 8 метров, ширина — 10–12 метров.

7. Внутри музея уже все информационные стенды изменены.

8.

9.

10. Ворота защитные (специальные) — ворота двустворчатые арочные предназначены для перекрытия проема размерос 4*2,7м и рассчитаны на восприятие давления 60 кгс/кв.см. Конструкция предназначена для поглощения кинетической энергии удара и обеспечения равномерной передачи давления от створок на закладную раму. Технический проект выполнил «Гидростальпроект» г. Ленинград, 1959г. Высота створки — 4 м, масса одной створки 10 тонн!

11. Балаклавский люк.

12. Одно из самых первых помещений, в которые попадает турист — это минно-торпедная часть (МТЧ) и заводская паттерна. Заводская паттерна — это большой транспортный коридор, который ведет к производственным помещениям. Длина коридора — 296 м, ширина 4 м, высота 4,5 м. Потолок паттерны закруглен под определенным радиусом, специально предусмотрено для гашения атомной волны. Паттерна использовалась для транспортировки готовых торпед из МТЧ, а также доставки материалов и оборудования в производственные помещения. Еще заводская паттерна была оборудована для убежища для личного состава в случае ядерного удара. По словам гида, убежище может укрыть до 3 тысяч человек.

13. Малые якорные мины (ЯМ).

14. Торпеда.

15. Торпеда САЭТ-60. Масса торпеды 2000 кг.

16.

17.

18. Подземный док, где непосредственно производился ремонт подводных лодок. Длина док составляет 505 метров, ширина колеблется от 6 до 22 метров, высота от 6-8,5 метров. В среднем ремонт одной подводной лодки составлял от 3 до 4 недель.

19.

20.

21. Фотографии с советских времен.

22. «Тритон-1М» — сверхмалая подводная лодка — носитель легководолазов.

23. Экскурсия на катере по докам в канале.

24. Статуи.

25.

26. Температура воздух 16-18 градусов, сыро и неуютно.

27. Внутри музея представлено очень много мактов военных кораблей.
Модель тяжелого авианесущего крейсера «Киев».

28. Переоборудование крейсера «Ворошилов» проекта №26 в опытное судно проекта «ОС-79».

29. Модель судна специального назначения «Темрюк» ВМФ России, масштаб 1:100, дерево, металл.

30. Модель опытного катера «Катран» ВМФ СССР выполнена в мастерских ГП ЦКБ «Черноморец». Масштаб 1:100, дерево, металл.

31. Модель корабля специального назначения «Славутич» выполнена в мастерских ГП ЦКБ «Черноморец». Масштаб 1:100, дерево, металл.

32. Китобойное судно.

33. Модель НИИС «Исследователь». Масштаб 1:200, дерево, металл.

34. Модель плавучая установка «Ока» проекта 1932. Масштаб 1:100, дерево, металл.

35. Машинный телеграф надводного 2-х винтового корабля. Использовался для внутренней связи. Соединяет пост управления судна с машинным отделением.

36. Неподготовленные к экскурсии люди, укрываются кто чем может. Внутри довольно прохладно. Мы заблаговременно взяли с собой ветровки)

37. Красный коридор. Жутко, не правда ли?

38.

39. Все помещения оборудованы металлиескими дверями с многоисленными замками.

40.

41. Крылатая ракета Х-22 (Буря).

42.

43. Военно-морской флаг СССР.

44.

45. Различные предметы с кораблей.

46. Похоронка.
47. Мундир капитана 1 ранга Крестовского Андрея Васильевича.

48.

49. Фрагмент немецкого 7,92 мм пулемета МГ-42 с затонувшей немецкой подводной лодки U-18.

50.

51. Они не вернулись…

52.

53. Отличный плакат — 5 баллов!

54. Катерно-лодочный надводный прицел с подводной лодки Щ-215.

55.

56. Дневник капитана 2 ранга П.И. Петрова.

57.

58. Форма немецкого офицера-подводника (капитан-лейтенант).

59.

60. Флаг СССР.

61. Как настоящие.

62. Кортики офицеров ВМФ стран Соцмалистического содружества: Болгария, Польша, Румыния.

63. Верзний рубочный люк подводной лодки проекта 690.

64. Пульт управления торпедной стрельбой «Ленинград».

65.

66. Стенд, посвещенный подводной лодке «Курск».

67.

68. Модель атомной подводной лодки проекта 941 «Акула».

69. Книга пожеланий и слов благодарности.

70. Территория музея на улице на выходе из скалы.

71. Газотурбинный двигатель ДО-63 — составная часть корабельной газотурбинной энергетической установки.

72. ЯК-38 — советский палубный штурмовик в СССР серийный самолет вертикального взлета и посадки. Всего было построено 231 самолетов ЯК-38 различных модификаций в 1974-1989 годах. Серийный выпуск машины осуществлялся на Саратовском авиазаводе. Самолет базировался на авианесущих крейсерах проекта 1143 («Киев». «Минск», «Новороссийск», «Баку»).

P.S.: Музей очень понравился, всем рекомендую его посетить. И сразу напрашивается мысль, сколько же еще закопано в горах, сколько же еще разных объектов запрятано на территории бывшего СССР…

pravda33.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о