Оскар Academy Awards, Oscar Лос-Анджелес, Калифорния, США http://www.oscar.com/ | 1929 — 2019 | |
Золотой глобус Golden Globes Лос-Анджелес, Калифорния, США Home Page | 1944 — 2019 | |
Британская академия BAFTA Awards Англия, Великобритания http://www.bafta.org/ | 1948 — 2019 | |
Сезар Cèsar Awards Париж, Франция http://www.cesarducinema.com/ | 1976 — 2019 | |
Премия Гильдии актеров Screen Actors Guild Лос-Анджелес, Калифорния, США http://www.sagawards.org/ | 1995 — 2019 | |
Ника Национальная кинематографическая премия «Ника» Москва, Россия http://kino-nika.com/ | 1988 — 2019 | |
Золотой орел Национальная кинематографическая премия «Золотой орел» Москва, Россия http://www.kinoacademy.ru/ | 2003 — 2019 | |
Сатурн Academy of Science Fiction, Fantasy & Horror Films США http://www.saturnawards.org/ | 1973 — 2018 | |
Гойя Goya Award Мадрид, Испания http://www.premiosgoya.com/ | 1987 — 2019 | |
Эмми Emmy Awards США http://www.emmys.tv/ | 1949 — 2018 | |
Азиатская киноакадемия Asian Film Awards Гонконг, Китай http://www.asianfilmawards.asia/ | 2007 — 2019 | |
Европейская киноакадемия European Film Awards Европа Home page | 1988 — 2018 | |
Премия канала «MTV» MTV Movie Awards США http://www.mtv.com/ | 1992 — 2019 | |
Кинонаграды «MTV-Россия» MTV-Russia Movie Awards Москва, Россия | 2006 — 2014 | |
Золотая малина Razzie Awards Лос-Анджелес, Калифорния, США http://www.razzies.com/ | 1981 — 2019 | |
Жорж Москва http://www.national-movie-awards.ru/ | 2005 — 2016 | |
* список будет пополняться |
www.kinopoisk.ru
15 самых престижных кинофестивалей мира
Понятие «фестиваль категории А» формально не определено, но так традиционно называют престижные международные смотры с неспециализированной конкурсной программой.
Большинство крупных и престижных кинофестивалей аккредитованы Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF). FIAPF была образована еще в 1933 году, и сейчас в нее входит 34 ассоциации (в том числе и Гильдия продюсеров России) из 29 стран. Помимо «лицензирования» фестивалей, в сферу интересов FIAPF входят вопросы, касающиеся регламентации и регулирования рабочих процессов в кино- и телеиндустрии: модернизация законодательства в области авторского права, борьба с пиратством, внедрение цифровых технологий, стандартизация, работа со СМИ и т. д. С выдачей аккредитации FIAPF связано понятие «фестивали класса “А”» (то есть наиболее известные, статусные события), которое уже стало условным, но до сих пор сохраняется в журналистском словаре. Подразумевается, что такие фестивали проходят в странах, где есть многолетняя кинематографическая традиция, имеют неспециализированный конкурс не менее чем из 12 полнометражных картин (как правило, премьерных и не участвовавших в конкурсах других международных кинофестивалей) из разных стран, международное жюри и официальную поддержку на государственном уровне. В любой отдельно взятой стране может быть не более одного фестиваля класса «А».
В 2014 году FIAPF аккредитовала 15 фестивалей с неспециализированным конкурсом игрового кино, о которых мы расскажем ниже:
- Berlinale
- Festival de Cannes
- Shanghai International Film Festival
- Moscow International Film Festival
- Karlovy Vary International Film Festival
- Locarno
- Montreal World Film Festival
- Venice Film Festival
- San Sebastian International Film Festival
- Warsaw Film Festival
- Tokyo International Film Festival
- Cairo International Film Festival
- Tallinn Black Nights Film Festival
- International Film Festival of India
- Mar del Plata International Film Festival
Berlinale
Берлин, Германия / основан в 1951 году
Проходит в феврале
Первый в календаре FIAPF фестиваль класса «А», стартующий уже в начале февраля, оказывается одновременно и одним из самых значимых (и, возможно, самым посещаемым в мире). Конкурс Берлинале формируется с тем расчетом, чтобы обеспечить широкое представительство европейских кинематографий. Принято также считать, что сюда чаще отбирают фильмы, снятые в традиционной манере, и кино на политические темы.
На Берлинском фестивале также функционирует чрезвычайно крупный кинорынок European Film Market, по размерам сравнимый с Каннским (отчитываясь за прошлый год, организаторы заявляют о восьми с лишним тысячах участников из 107 стран, показавших на рынке 784 фильма), и рынок копродукции. Не забывают здесь и о развитии молодых талантов, предлагая им принять участие в проектах Berlinale Residency (трехмесячное проживание в Берлине со стипендией в 1500 евро для режиссеров или сценаристов, которым специалисты помогают довести до ума начатые проекты) и Berlinale Talents (краткосрочные обучающие программы для ежегодно набираемых групп студентов киношкол со всего мира).
Правила подачи заявки на участие:
Festival de Cannes
Канны, Франция / основан в 1946 году
Проходит в мае
Канны — самый авторитетный (хотя и не самый старый) кинофестиваль на планете. Попасть сюда чрезвычайно сложно, но возможность такая, как показывает практика, всегда остается. Малоопытному режиссеру, конечно, не стоит всерьез рассчитывать на попадание в основные программы (главную конкурсную, «Особый взгляд», спецпоказы, внеконкурсную секцию), но программы рангом пониже — «Синефондасьон» (студенческое кино), конкурс короткого метра — относительно доступны. Помимо вышеназванных, широкую известность приобрела параллельная программа «Двухнедельник режиссеров», которая была запущена Французской гильдией кинорежиссеров еще в 1969-м и порой оказывается не менее интересной, чем основной конкурс.
Уважительное отношение Канн к советской и российской кинематографической традиции проявляется хотя бы в том, что сайт фестиваля и основные документы, необходимые для подачи заявки, переводятся на русский язык. За примерами отечественных картин, получавших награды в Каннах, далеко ходить не надо: в нынешнем году приз за лучший сценарий вручили «Левиафану» Андрея Звягинцева, а в 2012-м главный приз конкурса «Синефондасьон» взяла Таисия Игуменцева (поскольку каннские правила требуют дать экран полнометражному дебюту победителя, следующая картина г-жи Игуменцевой также была показана на фестивале, пусть и вне конкурса).
Наиболее статусный фестиваль, разумеется, успел обзавестись и крупнейшим кинорынком. В 2014-м во Францию съехались более 11 000 профессионалов, представлявших около 5 000 компаний из 116 стран. На кинорынке было представлено 5 200 фильмов, у 960 из которых состоялись показы (в большинстве случаев — премьерные).
Правила подачи заявки на участие:
Shanghai IFF
Шанхай, / основан в 1993 году
Проходит в июне
Крупнейший кинофестиваль Китая (единственный его серьезный конкурент в регионе — Пекинский кинофестиваль), стартующий ежегодно в начале лета. Смотр относительно молод (в 2014-м он проводился всего в 17-й раз) и имеет весьма обширную программу. В нее входят международный конкурс игровых фильмов, где жюри выбирает лучшую картину (стоит заметить, что российские режиссеры получали главный приз уже два раза), лучший сценарий, лучшую операторскую работу, лучших режиссера, актера и актрису, присуждает гран-при и выдает награду за выдающиеся художественные достижения в области монтажа, грима и т. д.; конкурс Asian New Talent Award, название которого говорит само за себя; конкурс MOBILE SIFF; большая неконкурсная подборка международного кино; секции SIFF Mart и SIFFORUM.
Программа MOBILE SIFF выросла из существовавшего ранее международного конкурса студенческих короткометражных фильмов и, по задумке устроителей, должна заинтересовать начинающих режиссеров. Участвовать в борьбе за призы здесь могут не только игровые короткометражки, но и документальное и анимационное кино.
Размах мероприятий в рамках SIFF Mart (кинорынок и питчинг) и SIFFORUM (лекции, семинары, круглые столы, мастер-классы) можно оценить по тем цифрам, которые предоставляют организаторы. Согласно их данным, в 2013-м на кинорынок заявились 819 компаний (42% — из-за рубежа), а на питчинг было подано 244 заявки, 29 из которых попали в шорт-лист и в итоге получили финансовую поддержку.
Правила подачи заявки на участие:
Moscow IFF
Москва, Россия / основан в 1935 году
Проходит в июне
ММКФ, один из старейших кинофестивалей в мире, нынче проводится ежегодно в конце июня. Основной конкурс фестиваля, где присуждаются главный приз, спецприз жюри и призы за лучшие режиссерскую работу и исполнение мужской и женской ролей, славен тем, что включенные в него картины малоизвестных режиссеров из не самых востребованных кинематографий могут поставить в тупик даже матерых кинокритиков. Организаторы признают, что соревноваться в представительности конкурса с более авторитетными европейскими фестивалями бесполезно, и предлагают считать поиск новых талантов одной из основных целей ММКФ. Существовавшая ранее программа дебютных, поисковых и экспериментальных работ «Перспективы», впрочем, в 2013 году была заменена конкурсом короткого метра; недавно на ММКФ вернулся и конкурс документального кино.
Конкурсные показы дополняются ретроспективами, актуальным международным кино, ранее побывавшим на других фестивалях класса «А», и блестящей программой документальных фильмов «Свободная мысль». С недавних пор ММКФ также организует деловую площадку Moscow Business Square, в работе которой в 2014 году должны были принять участие более 500 профессионалов киноотрасли из разных стран.
Правила подачи заявки на участие:
Karlovy Vary IFF
Чехия, Карловы Вары / основан в 1949 году
Проходит в июле
Заслуженный чешский МКФ, который традиционно открывается в начале июля и в следующем году будет отмечать 50-летие, интересен прежде всего тем, что он ориентирован на кино стран Центральной и Восточной Европы, Балканского полуострова и бывшего СССР. Неудивительно, что российские фильмы регулярно появляются во всех предусмотренных организаторами конкурсных программах: неспециализированном основном конкурсе (к примеру, в 2014-м здесь демонстрировался «Велкам хом» Ангелины Никоновой), программе East of the West («Класс коррекции» Ивана Твердовского), конкурсах независимого и документального («Срок» Павла Костомарова, Александра Расторгуева и Алексея Пивоварова) кино. В каждой секции вручаются свои награды, причем ко многим из них прилагаются ощутимые денежные призы. Не обходят вниманием российские картины и составители внеконкурсных программ, предлагающих свежее международное, экспериментальное и радикальное кино.
Организаторы МКФ в Карловых Варах также дают возможность режиссерам из Восточной Европы и бывшего СССР представить проекты, находящиеся в производстве или на этапе post-production, дистрибьюторам и отборщикам других международных фестивалей. Для этого организованы специальные питчинги Works in Progress (игровое кино) и Docu Talents from the East (полнометражное документальное кино).
Правила подачи заявки на участие:
Locarno
Швейцария, Локарно / основан в 1946 году
Проходит в августе
Заслуженный швейцарский кинофестиваль, который называют «альтернативными Каннами для радикальных киноманов». Авторы этого определения подчеркивают, что и Канны, и Локарно сохраняют, в отличие от многих других, мировое значение, но сходство можно усмотреть еще и в том, что оба фестиваля в этом году проходили в 67-й раз. Другая черта, роднящая Канны и Локарно, — востребованность: за 11 дней показы в небольшом швейцарском городке успевают посетить ~170 000 зрителей.
Помимо основной программы (Concorso internazionale), в которую, как уже было сказано, обычно попадает бескомпромиссное авторское кино, фестиваль предлагает международный конкурс дебютных и вторых фильмов (Concorso Cineasti del presente), конкурс коротко- и среднеметражного кино молодых авторов (Pardi di domani) и внеконкурсную подборку премьерных фильмов, снятых уже состоявшимися режиссерами. К наградам фестиваля — статуэткам леопарда — прилагаются солидные денежные премии в размере до 90 000 швейцарских франков. Советским, а затем и российским режиссерам такие статуэтки получать не в новинку: в Локарно в свое время награждали фильмы Панфилова, Германа и Сокурова, в 2009-м эстафету принял Алексей Мизгирёв, а два месяца назад с актерским призом и призами экуменического и молодежного жюри с фестиваля вернулся фильм Юрия Быкова «Дурак».
Для профессионалов киноиндустрии в Локарно организуют отдельные показы фильмов и презентации проектов, находящихся на разных стадиях готовности и реализуемых преимущественно в странах, где устоявшейся кинематографической традиции нет. Студентам киношкол фестиваль также предлагает короткие летние образовательные программы (режиссура, кинокритика, документалистика), напоминающие те, о которых мы упоминали, рассказывая о Берлинском кинофестивале.
Правила подачи заявки на участие:
Montreal World Film Festival
Канада, Монреаль / основан в 1977 году
Проходит в августе—сентябре
Хотя наиболее известным канадским кинофестивалем остается авторитетнейший Торонтский, «А»-аккредитацию FIAPF получил не он, а приходящийся на конец лета Монреальский. Смотр в Торонто, напомним, проходит без жюри и конкурса как такового, с повышенным вниманием к собственно канадским и североамериканским фильмам, тогда как в Монреале готовы принять фильмы со всего света.
Даже в основном конкурсе Монреаля не так уж часто встречаются картины действительно известных мастеров, а наличие дополнительных секций дебютного и студенческого кино явно указывает на то, что устроители нацелились открывать новые имена. В программе фестиваля эти ленты соседствуют с подборками свежих международных игровых и документальных фильмов. Любопытно, что фестиваль, если вынести за скобки легко объяснимую любовь к французскому кинематографу, остается одним из самых «гостеприимных», поскольку родное североамериканское кино не побеждает здесь вот уже 20 лет. Российские режиссеры охотно отправляют свои работы в Канаду: в 2014-м, к примеру, в разных программах засветились сразу шесть отечественных фильмов.
В Монреале также организуют кинорынок, но открытой информации о нем практически нет.
Правила подачи заявки на участие:
Venice Film festival
Италия, Венеция / основан в 1934 году
Проходит в сентябре
Старейший кинофестиваль, основанный по инициативе Бенито Муссолини, в прошлом году отмечал 70-летний юбилей. К сожалению, с возрастом позиции Венеции стали ослабевать, и теперь этот фестиваль, хоть и считается заслуженным, авторитетным и проч., вряд ли можно сравнить с Каннским или Берлинским. Причин тому много. Во-первых, фестиваль проводится на острове Лидо с ограниченным числом гостиниц: добираться сюда труднее, разместить большое количество гостей просто невозможно, а цены постоянно увеличиваются. Во-вторых, здесь, в отличие от тех же Канн, с большим трудом идет обновление инфраструктуры. В-третьих, Венецианский фестиваль, стартующий в конце августа, пересекается в календаре с Торонтским, который привлекает всё больше журналистов и профессионалов.
Важно также, что Венеция не может соперничать с ведущими международным фестивалями по размеру кинорынка. Это абсолютно логичный итог того, что в 2014-м году кинорынок на Лидо был организован всего в третий раз.
Как бы там ни было, подавляющее большинство режиссеров до сих пор не могут и мечтать о том, чтобы попасть в основной конкурс Венецианского фестиваля. Даже попадание в менее значимую программу «Горизонты» (игровые и документальные фильмы, представляющие новые тенденции в развитии кино), конкурс короткого метра или одну из параллельных программ уже можно считать успехом. Отношения с российским кино у фестиваля складываются отличные: всего за 11 лет здесь успели победить Андрей Звягинцев и Александр Сокуров, а Алексей Герман-младший и Андрей Кончаловский взяли призы за режиссуру.
Правила подачи заявки на участие:
San Sebastian IFF
Сан-Себастьян, Испания / основан в 1953 году
Проходит в сентябре
Одно из крупнейших культурных событий Испании и фестиваль, который когда-то короновал начинающих Фрэнсиса Форда Копполу и Терренса Малика и уже отметил 60-летие, традиционно открывается во второй половине сентября. Картины крупных мастеров по-прежнему встречаются в его конкурсе, однако большинство отобранных фильмов сняты, что вполне естественно, в Испании, Аргентине, Чили, Франции, Мексике и США. Российское (советское) кино трижды побеждало в Сан-Себастьяне в конце семидесятых, но сейчас на фестивале представлено слабо.
Обязательный международный конкурс здесь сопровождается программой дебютных и вторых режиссерских работ, программой актуального международного кино, ретроспективами классики, программами детских, испанских и латиноамериканских фильмов. Представленные картины могут претендовать на немалое количество наград, перечисление которых заняло бы слишком много места; победы в некоторых номинациях подкреплены денежными призами.
Предусмотрены здесь и мероприятия для профессионалов (в основном семинары, презентации, круглые столы), наиболее масштабное из которых — форум копродукции «Европа — Латинская Америка».
Правила подачи заявки на участие:
Warsaw Film Festival
Варшава, Польша / основан в 1985 году
Проходит в октябре
Один из крупнейших фестивалей в Восточной Европе, в этом году отмечающий 30-летний юбилей, получил аккредитацию FIAPF довольно поздно, лишь в 2009 году. Устроители ежегодно готовят пять конкурсных и пять неконкурсных секций. В первую пятерку входят основная международная программа, конкурс дебютных и вторых фильмов, независимого кино, полнометражных документальных фильмов и короткого метра, а во вторую — спецпоказы, программа фильмов, уже побывавших на других международных фестивалях, польская классика, семейное кино и программа короткометражных фильмов, снятых в Польше. В основном конкурсе предусмотрено всего три обязательно присуждаемые награды (гран-при, приз лучшему режиссеру и спецприз жюри). Во всех остальных конкурсных категориях тоже есть призы, причем победа в большинстве случаев приносит еще и некоторую сумму денег.
Российские фильмы регулярно попадают в программы Варшавского фестиваля, но выиграть значимую награду не получается. Чаще всего здесь награждают европейцев (поляков, британцев) и американцев.
Кинорынок в Польше, организуемый уже десять лет подряд, носит название CentEast Market. Здесь презентуют незавершенные восточноевропейские и польские фильмы, которые впоследствии также демонстрируются на аналогичных мероприятиях в Москве и Пекине.
Правила подачи заявки на участие:
Tokyo International Film Festival
Токио, Япония / основан в 1985 году
Проходит в октябре
Фестиваль, основанный в 1985-м и занимающий последнюю неделю октября в календаре. В конкурсе, по вполне понятным причинам, доминируют азиатские фильмы, и российское кино здесь встречается редко. Организаторы гордятся тем, что с первых лет жизни фестиваля всячески поддерживали молодых режиссеров: именно здесь, скажем, побеждал со своим первым полным метром «Сука-любовь» Алехандро Гонсалес Иньярриту. Неслучайно ко всем основным наградам международного конкурса (гран-при, спецприз жюри, призы лучшему режиссеру, актеру, актрисе, награда за «лучший художественный вклад», приз зрительских симпатий) прилагаются чеки на солидные суммы (от 50 до 5 тысяч долларов). Внеконкурсные программы доводят общее количество демонстрируемых в Токио фильмов до ~150 — нормы современного кинофестиваля.
Параллельно с фестивалем проходит трехдневный кинорынок TIFFCOM, который считается одним из крупнейших в Азии: в прошлом году его посетили более 1000 «покупателей» со всего мира.
Правила подачи заявки на участие:
Cairo International Film Festival
Каир, Египет / основан в 1976 году
Проходит в ноябре
Самый, пожалуй, экзотический участник «А»-списка, в этом году отмечающий 36-летие. Ноябрьский форум в Каире — единственный аккредитованный FIAPF фестиваль в Африке. Известно о нем не так уж и много: здесь точно организуют основный международный конкурс с призами FIPRESCI и наградами за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучший сценарий, лучшее исполнение мужской и женской ролей и «лучший художественный вклад», а также демонстрируют программы классики, дебютного кино, короткометражных и студенческих фильмов. Как ни странно, российское кино часто гостит в Каире: в 2009-м, к примеру, в конкурсе была картина Веры Глаголевой, годом ранее туда же попал фильм Карена Шахназарова, а в 2007-м — Валерия Пендраковского.
Указаний на то, что в рамках Каирского фестиваля проходят какие-либо мероприятия для профессионалов киноиндустрии, нет.
Tallinn Black Nights Film Festival
Таллин, Эстония / основан в 1997 году
Проходит в ноябре
Еще один ноябрьский фестиваль, во многих смыслах наиболее близкий российскому кинематографисту. «Темные ночи» проходят в Таллине, имеют внятный русскоязычный сайт и ежегодно собирают крепкие подборки российских фильмов. Интересно, что «А»-аккредитацию FIAPF фестиваль получил только в 2014-м (ранее он аккредитовался как специализированный конкурсный), став самым молодым в списке.
Программа «Темных ночей» просто огромна: в нее входят международный конкурс, конкурс кино стран Балтии, конкурс фильмов из Эстонии и конкурс североамериканского кино. Параллельно с этими основными программами идут три специализированных «подфестиваля», у каждого из которых есть свой сайт: Just Film (фестиваль детского и молодежного кино), Animated Dreams (международный фестиваль анимации) и Sleepwalkers (международный фестиваль короткометражного и студенческого кино).
Разумеется, в этой программе нашлось место и для мероприятий, предназначенных для профессионалов индустрии. Список подобных мероприятий тоже весьма обширен, и для размещения необходимой информации выделены еще два сайта: Industry @ Tallinn (семинары, лекции, презентации, дискуссии, мастер классы и проч.) и Baltic Event (рынок копродукции, питчинги). Как и фестиваль в Карловых Варах, «Темные ночи» делают акцент на продукции небольших кинокомпаний из Центральной и Восточной Европы, России и Украины, но организуют, в дополнение ко всему прочему, еще и сценарный питчинг.
Правила подачи заявки на участие:
International Film Festival of India
Панаджи, Гоа, Индия / основан в 1952 году
Проходит в ноябре
Третий подряд ноябрьский фестиваль, развернувшийся на территории небезызвестного штата Гоа. Хотя сам по себе смотр имеет внушительную историю, ежегодным конкурсным событием он стал только в XXI веке. Логично, что необходимый вес фестиваль набрать пока не успел, и в конкурсе присутствуют в основном проекты дружественных и малоизвестных кинематографий (Иран, Бангладеш и т. д.), которые могут рассчитывать на получение наград (в том числе и денежных) за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшее исполнение мужской и женской ролей, а также спецприза жюри. Россияне не слишком жалуют этот фестиваль и побеждали здесь всего один раз: это удалось сделать Сергею Дворцевому и его фильму «Тюльпан».
В программе фестиваля заявлен кинорынок, но никаких подробностей нам отыскать не удалось.
Mar del Plata IFF
Мар-дель-Плата, Аргентина / основан в 1954 году
Проходит в ноябре
«Испаноязычный» фестиваль, к которому применимо многое из того, что было написано про смотр в Сан-Себастьяне. Форум этого года открылся во второй половине ноября, а завершилось всё победой мексиканского фильма, четвертой за последние десять лет. В конкурсе доминируют Испания и Латинская Америка; единственный успех россиян датирован 2010 годом, когда лучшим режиссером стал Алексей Федорченко.
Одинокую международную соревновательную категорию аргентинские организаторы решили дополнить местными программами (полно- и короткометражного кино Латинской Америки и Аргентины). Как и следовало ожидать, кинорынка на этом фестивале, явно сфокусированном на внутренней кинематографии, нет.
Правила подачи заявки на участие:
Заключение
В заключение хотелось бы заметить, что список стОящих кинофестивалей, конечно, не ограничивается этими 15 позициями. Многие форумы с богатой историей (в их числе, к примеру, киевский фестиваль дебютного кино «Молодiсть» и фестиваль жанрового кино в Ситжесе) аккредитованы FIAPF как специализированные, а неоднократно упомянутый здесь Торонтский фестиваль — как один из неконкурсных. Отдельную аккредитацию FIAPF получают и фестивали документального и короткометражного кино. Наконец, некоторые заметные фестивали и вовсе не имеют аккредитации; к таковым можно отнести известный практически всем американский фестиваль «Санденс», организаторы которого не стесняются в открытую критиковать политику FIAPF, Нью-Йоркский фестиваль, славный своим радикальным подходом к кино Роттердамский фестиваль.
festagent.com
Лучшие европейские кинофестивали 2017 года
В Европе длинная традиция кинофестивалей – Венецианский стартовал в 1932, Каннский – в 1946. Flight Network составили список из лучших европейских кинофестов, на которые стоит поехать в 2017 – а мы перевели для тебя. Фестивали расположены не по принципу рейтинга, а по датам проведения, так что можешь планировать свои поездки до конца года так, чтобы успеть на кинопоказ в древнеримском амфитеатре, итальянском городе-призраке или горячем бассейне в Рейкьявике.
Международный кинофестиваль Pula Film Festival
Пула, Хорватия
15-22 июля
На этот фестиваль приезжает 55000 посетителей, и понятно почему: фильмы показывают в античном древнеримском амфитеатре, а сам город расположен на побережье: днем купаешься, вечером смотришь кино под звездами. Это самый старый кинофестиваль в Хорватии, а число зрителей на одном показе иногда становится рекордным для кинофестивалей по всему миру. Кроме кино, будут воркшопы, выставки и специальные программы для киноэкспертов. Цена за один показ € 3,5, билет на все дни € 20
Еще один повод поехать: Романтичная Хорватия
Фестиваль независимого кино Prague Independent Film Festival (PIFF)
Прага, Чехия
3-7 августа
Фестиваль среди готических церквей, красных крыш и средневековых часов будет проходить всего второй раз, но туда уже приедут значимые люди в европейской киноиндустрии, а сами показы пройдут в исторических кинотеатрах в центре Праги. Этот фестиваль – важное место для чешских премьер, а все фильмы показывают с английскими субтитрами.
Еще один повод поехать: Чем заняться в Праге
Международный кинофестиваль Sarajevo Film Festival
Сараево, Босния и Герцеговина
11-18 августа
Самый большой фестиваль в Южной Европе: сюда за новыми впечатлениями приезжает до 100000 посетителей. Показы проходят под открытым небом, так что фильм одновременно могут смотреть до 3500 человек. В этом году среди гостей – оскаровский номинант режиссер Джошуа Оппенхаймер со своим мастер-классом. Сам фестиваль обещает в этом году новый формат, новые темы и новые места для кинопоказов.
Еще один повод поехать: Что посмотреть в Сараево
Ночь фестивалей Южной Азии
Лестер, Великобритания
14-19 августа
Не столько кинофестиваль, сколько большой праздник мультикультурного разнообразия: событие посвящено 70-летию независимости Индии и Пакистана. А проходит все это в небольшом историческом городе Лестер, где кроме фильмов тебя ждет живая музыка, танцы, стрит-арт, много индийской еды и фестиваль красок холи. Так что выбирай одежду, которую не жалко раскрасить во все цвета радуги. Еще один жирный плюс – бесплатный вход! А программа, конечно, состоит из лучших фильмов стран Южной Азии.
Еще один повод поехать: План готовой поездки в Великобританию
Фестиваль музыкальных документальных фильмов DORF
Примоштен, Хорватия
5-8 августа
На этот фестиваль стоит поехать хотя бы из-за того места, где он проводится – идиллический остров на Адриатическом побережье. И хотя городок сам по себе может показаться расслабленным и сонным, на пару дней фестиваля в августе он начинает звучать довольно громко. А после просмотра музыкальных документалок и посещения концертов не забудь прогуляться в местные виноградники – они сейчас рассматриваются как кандидаты в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Попробовать местное вино тоже не забудь. Билеты на фестиваль – от € 35, кемпинг – € 20.
Еще один повод поехать: Гайд по столице Хорватии
Международный кинофестиваль Oostende
Остенде, Бельгия
8-16 сентября
Фестиваль проходит в приморском городе Остенде (хотя купание в Северном море в сентябре может быть не самым приятным занятием) и приглашает таких голливудских звезд, как Пирс Броснан и Эдриен Броди. Помимо международных показов, здесь ты сможешь увидеть бельгийские и фламандские фильмы. В этом году пройдут две специальные конкурсные программы, одна из которых уделит особое внимание эстетике кино, а вторая – тем европейским фильмам, которые обычно не попадают в бельгийские кинотеатры. Билет на один показ € 9,5, на неделю – € 30.
Еще один повод поехать: Что посмотреть в бельгийском Брюгге
Фестиваль экологического кино Green Screen
Эккернферде, Германия
13-17 сентября
Еще один городок на побережье – а море на этот раз Балтийское. Как и положено приморскому городу, тут есть набережная, яхт-клуб и пляжи – и отличный фестиваль кино о природе. Так что кроме режиссеров тут можно ждать экологических активистов, политиков и исследователей дикой природы. Если эко-дружественный образ жизни – это про тебя, то не забудь заглянуть на показ: билет € 5, а на неделю – € 35.
Еще один повод поехать: 12 веломаршрутов Германии
Международный фестиваль короткометражного кино Pentedattilo Film Festival
Пентедаттило, Италия
22-24 сентября
Пентедаттило – город-призрак на юге Италии, обитатели которого ушли в поисках лучшей жизни после землетрясения 1783 года. А теперь представь, как сюрреалистично должен проходить фестиваль в таком месте – это уже само по себе как сюжет для кино.
Еще один повод поехать: 100 достопримечательностей юга Италии
Международный кинофестиваль детского и молодежного кино Schlingel
Хемниц, Германия
25 сентября – 1 октября
Дети правят миром – вот девиз этого фестиваля! Событие года для киноманских семей или тех, кто все еще ребенок в душе. Помимо кино для детей и подростков на фестивале проходят и мастер-классы, так что можно с раннего возраста растить своего собственного Джорджа Лукаса. Сам город расположен в Саксонии – так что можешь заехать заодно в прекрасный Дрезден.
Еще один повод поехать: Заглянуть в Дрезден по дороге
Международный фестиваль кино- и телеоператоров
Golden Eye
Тбилиси, Грузия
27-28 сентября
Фестиваль, посвященный заслугам кинооператоров: и любителей, и профессионалов – из более чем 100 стран мира. Кроме самих показов и мастер-классов здесь можно попасть на презентации от ведущих производителей операторского оборудования, например. Есть бесплатные показы. Отличный штрих для твоей поездки в Грузию!
Еще один повод поехать: Неизвестная Грузия
Международный фестиваль франкофонного кино FIFF
Намюр, Бельгия
29 сентября – 6 октября
Фестиваль для любителей всего французского – здесь показывают полнометражные и короткометражные картины, снятые во франкоговорящих странах. Фестивалю уже 32 года, а посещают его такие знаменитости, как Ксавье Долан. Проходит все это действо в бельгийском городке Намюр, и это означает, что декорациями фестиваля станут средневековые крепости, дома в стиле барокко и вкуснейшая выпечка в местных пекарнях. Билеты € 8-30.
Еще один повод поехать: Что посмотреть в столице Бельгии
Международный кинофестиваль в Рейкьявике RIFF
Рейкьявик, Исландия
28 сентября – 8 октября
Как тебе идея посмотреть кино, расслабляясь в бассейне или сидя в пещере? На этом кинофестивале такое возможно! У нас и так есть много причин приехать в Исландию – а в это время заодно можно и посмотреть фильмы из 40 стран мира. Готовься не только к атмосфере северного кино, но и к экспериментальным картинам. Фестиваль особенно поддерживает начинающих режиссеров, многие из которых сняли свой первый или второй фильм. Цена вопроса – € 125 за все дни фестиваля.
Еще один повод поехать: Чем заняться в Исландии
Международный женский фестиваль в Эрессосе
Эрессос, остров Лесбос, Греция
9-23 сентября
Ну конечно, где еще проводить женский фестиваль кино, как не на родине поэтессы Сапфо? На две недели уютная деревушка становится ЛГБТК-френдли киноцентром. В программе – лекции, посвященные творчеству Сапфо, музыкальный театр и арт-выставка. Билеты в царство женщин – € 35-65.
Еще один повод поехать: Фильмы о женских путешествиях
Фестиваль кино о природе INFF
Инсбрук, Австрия
10-13 октября
Наверно, одно из самых вдохновляющих кинособытий в 2017! Лучшие фильмы о природе и защите окружающей среды на самые острые темы: изменение климата, устойчивое развитие и выживание человечества. И, наконец, это просто красиво: лучшие режиссеры снимают нашу планету в лучшем ракурсе. Лекции и выставки включены в программу, билет € 9-30.
Еще один повод поехать: Из Инсбрука удобно отправиться исследовать великолепный Мюнхен
Кинофестиваль Filmfest Hamburg
Гамбург, Германия
10-14 октября
Гамбург – бурлящий портовый город – уже 25 лет проводит этот фестиваль. Звездные премьеры, утонченный арт-хаус и популярный мейнстрим – все это здесь. Есть вероятность встретить среди гостей Вима Вендерса, Фатиха Акина и Тома Тыквера. И всего лишь € 10 за показ.
Еще один повод поехать: Чем заняться в Гамбурге
Международный кинофестиваль Viennale
Вена, Австрия
19 октября – 2 ноября
Этот фестиваль – самое важное событие в жизни кинематографической Австрии. К тому же это один из старейших фестивалей в немецкоязычном мире, который посещает 95000 человек. До 300 фильмов в старых кинотеатрах имперской Вены, вечеринки и дискуссии – что может быть лучше для осенней поездки?
Еще один повод поехать: Что посмотреть в Вене
Дни северного кино
Любек, Германия
1-5 ноября
Единственный фестиваль в Германии, посвященный исключительно фильмам северных стран – и проходящий уже 60 лет. Из фишек фестиваля – оупен-эйр просмотры во дворике старой тюрьмы, показы немого кино, секция «Северный нуар», возможность посмотреть 3D кино в 360° кинотеатре. Виртуальная реальность на улицах средневекового города – добро пожаловать в будущее. Цена билета – € 4 – 9,5.
Еще один повод поехать: 6 городов Германии, в которых стоит побывать
Фестиваль квир-кино Mezipatra
Прага, Брно, Чехия
2-16 ноября
Mezipatra – это фестиваль, посвященный кино ЛГБТК-тематики. Очень яркое событие со спецпоказами фильмов со всей Европы, арт-шоу, театральными перформансами и вечеринками. Событие пройдет 2-9 ноября в Праге, а если не успеешь туда (или вдруг тебе понравится настолько, что захочешь посмотреть еще раз) – приезжай на повтор в столицу Южной Моравии и второй по величине город Чехии Брно 9-16 ноября.
Еще один повод поехать: Чем заняться в Брно
Международный кинофестиваль «Листапад»
Минск, Беларусь
3-10 ноября
Да-да, минский «Листапад» тоже попал в список европейских кинофестивалей, достойных посещения! Лучшие фильмы с постсоветского пространства, документальное и детское кино, конкурс национальных школ, встречи с режиссерами, новое беларусское кино и мировые премьеры – пожалуй, лучшее, чем можно заняться в минском ноябре.
Еще один повод поехать: 10 вещей, которые надо сделать в Минске
Фестиваль анимации Fredrikstad Animation Festival
Фредрикстад, Норвегия
9-12 ноября
Город-порт на берегу Осло-фьорда стал домом для самого крупного фестиваля анимации в Скандинавии. Сюда съезжаются и признанные профессионалы, и студенты – кроме показов проходят и мастер-классы. Билеты в царство мультиков – € 8-75.
Еще один повод поехать: Готовый план путешествия по Норвегии
Международный кинофестиваль Cork Film Festival
Корк, Ирландия
10-19 ноября
160000 человек, 62 года и самый большой кинофестиваль Ирландии. Во время этого события советуют оставить сердце открытым, а руки – пустыми, ведь они понадобятся тебе, чтобы удержать кружки с местным пивом. А помимо фильмов, сможешь заглянуть и на местные концерты.
Еще один повод поехать: Чем заняться в столице Ирландии
Кинофестиваль «Темные ночи»
Таллинн, Эстония
17 ноября – 3 декабря
Чем еще заняться в самое темное время года? Просмотром кино, конечно. К тому же неторопливый двухнедельный фестиваль заполнен не только показами, но и мероприятиями, посвященными местной культуре и ночной жизни Таллинна.
Еще один повод поехать: Гайд по Таллинну от местных
Римский независимый кинофестиваль RIFF
Рим, Италия
25 ноября – 1 декабря
Город, который вдохновил на создание стольких прекрасных фильмов, не мог обойтись без собственного фестиваля! Немножко сладкой жизни в самом конце ноября: независимое кино, молодые режиссеры и, конечно, новые итальянские фильмы. В этом году есть отдельные секции для фильмов из США, нового кино Испании и фильмов ЛГБТ-тематики. Билет на один показ € 5-7, на весь фестиваль – € 40-50.
Еще один повод поехать: Бесплатный Рим
Международный кинофестиваль 2Annas
Рига, Латвия
27 ноября – 3 декабря
Это событие – настоящее исследование современной аудиовизуальной культуры и коммуникации. Независимое и экспериментальное кино, короткий и средний метр всех жанров (игровое и документальное кино, анимация, музыкальное видео) и балтийская столица с ее отличными барами и средневековыми мостовыми.
Еще один повод поехать: 9 баров Риги, в которых пьют местные
Международный кинофестиваль в Каунасе
Каунас, Литва
30 ноября – 10 декабря
Фестиваль начался как способ привлечь внимание к спасению старейшего кинотеатра в Литве «Romuva» – и остался ежегодным. Главное в этом фестивале – музыка и кино. Среди последнего много арт-хауса, фильмов с необычной эстетикой и сильными заявлениями на социально значимые темы. Цель фестиваля – презентация именно литовского и балтийского кино.
Еще один повод поехать: Чем заняться в Каунасе
34travel.me
Кинофестивали России — список, история, имена
Россиянин — зритель активный. Его интересуют не только хорошие фильмы, но и новые жанры, имена, направления в киноискусстве. И кинофестивали дают возможность узнать об этом из первых рук. Различных фестивалей кино в современной России множество. Начать логичней со старейшего.
Основные кинофестивали России — цели, жюри, история
Московский Международный Кинофестиваль
ММКФ впервые состоялся в 1935, регулярно проводится с 1959.
Девиз фестиваля был таким: «За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами». На авторитетный киносмотр привозились ленты прогрессивного мирового кино.
Президент Н.Михалков,в жюри побывали Дж.Лоллобриджида, Л.Бессон.
Победителями становились Ф.Феллини, Г.Чухрай, А.Вайда, Э.Климов.
Специальные призы у Дж.Николсона, К.Денёв, О.Янковского.
Кинотавр
Проводится с 1991 в Сочи.
Задачи фестиваля почти не изменились со времен перестройки, когда финансирование киноотрасли практически сошло на нет:
- поддержка нового кино, новых имен
- содействие творческим поискам
- распространение российского кино и его позитивного влияния на людей
- умножение престижа киноискусства в обществе
Жюри во главе с А.Роднянским: А.Учитель, А.Смоляков.
Среди призеров: Л.Филатов, К.Геворкян, К.Муратова, К.Хабенский.
Артдокфест
Фестиваль авторской кинодокументалистики.
Учрежден в 2007 в Москве. Цель проекта – вновь сделать востребованным авторское документальное кино.
На конкурс отбираются работы незаурядные, сильные, новаторские по киноязыку.
В жюри: С.Соловьев, А.Митта.
Побеждали С.Федорова, М.Мустафина, Б.Бубенец.
Большой Фестиваль Мультфильмов
Международный фестиваль анимационных фильмов.
Проводится с 2007 в Москве. Призеры определяются голосованием зрителей. Цели фестиваля:
- знакомство широкого круга зрителей с авторской анимацией, почти не представленной в кинотеатрах или на ТВ
- распространение российской и зарубежной авторской анимации и ее благотворного влияния на вкусы молодого поколения
Директор Д.Годер, среди призеров: О.Ужинов, К.Като, А.Соколов, Ч.Лундгрен.
«Зеркало» имени Андрея Тарковского
Кинофестиваль «Зеркало» проходит с 2007 в Иваново, родных местах режиссера.
На конкурс преимущественно отбираются премьеры мирового и международного кино.
Президент П.Лунгин.
Жюри возглавляли Р.Файнс, Э.Каррер. Призеры:
- А.Хржановский,
- С.Лозница,
- Д.Карукоски,
- Х.Ци.
Окно в Европу
Российский национальный фестиваль проходит с 1993 в Выборге.
В конкурсе — игровое, документальное кино и анимация.
Задачи проекта:
- масштабное представление творчества современных кинематографистов
- повышение авторитета российского кино и его интеграция в европейскую культуру
В жюри во главе с А.Медведевым: А.Атанесян, А.Гуськов.
Призерами становились С.Урсуляк, М.Разбежкина, П.Чухрай, И.Купченко.
Белые Столбы
Фестиваль архивного кино основан Госфильмофондом в 1997, проводится в Подмосковье.
Главная задача — показы забытых фильмов из богатейшей государственной киноколлекции.
Участвуют и новые работы, созданные путем монтажа архивных киноматериалов.
Призеры и дипломанты определяются тайным голосованием гостей и участников.
Награды получали Б.Боймерс, В.Ватолин, А.Ковалова.
Киношок
Весьма авторитетный кинофестиваль стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии.
Проводится с 1992 в Анапе.
Цели проекта:
- открытие и поддержка новых талантливых имен, сберегающих духовность творчества
- продвижение национального киноискусства
- взаимодействие кинематографистов ближнего зарубежья
Глава смотра И.Шевчук, в жюри В.Маканин, Е.Рождественская.
Среди призеров: И.Минаев, В.Ыунпуу, Е.Турсунов, М. Абдыкалыкова.
Арткино
Фестиваль короткометражного авторского кино организован в 2008 в Москве.
Конкурс для работ любых жанров на русском языке, длительностью не более 30 минут. Смотр профессиональный, хотя многие участники очень молоды. Цели проекта:
- возрождение российского авторского кино
- поощрение новаторских направлений в киноискусстве
- пробуждение интереса зрителей к опытам в сфере авторского короткого метража
В составе жюри: В.Сторожева, Ю.Арабов.
Призерами становились К.Плетнев, Я.Конофальская, Д.Семибратов.
Специальные призы вручались А.Герману, Ю.Норштейну.
Сталкер
Международный фестиваль фильмов о правах человека учрежден в 1995.
Задачи фестиваля:
- просвещение людей в области правовых явлений средствами кино
- показы лучших фильмов о правах человека широкой зрительской аудитории
- поощрение создателей фильмов о правах человека
В жюри: М.Хуциев, В.Абдрашитов, А,Симонов.
Среди призеров: Т.Воронецкая, М.Кравченко, Д.Тюрин.
Специальные призы получали В.Приемыхов, И.Дапкунайте.
В стране проводится масса не только российских, но и международных, региональных кинофестивалей. Тематика их самая разная: экранизации, любительское кино, этнографическое, комедийное…
Ясно, что спектр интересов российского зрителя весьма широк. Такое неравнодушие и увлеченность — признак культурного подъема в обществе.
velikayakultura.ru
Главные кинофестивали мира и России
1 Berlinale — Берлинский международный кинофестиваль
Берлин, Германия
Фестиваль почти лишен светского блеска, однако пользуется заслуженным уважением у публики и профессионалов с самого 1951 года. На «Золотого медведя» претендуют очень разные, но качественные фильмы, включая документальные – всего около 400 лент за год. Одновременно с основным с конкурсом активно работает кинорынок, где заключаются контракты, а у начинающих режиссеров и актеров есть возможность поучиться у маститых профи на лучших мастер-классах.
Лауреаты премии «Золотой медведь»
Год |
Фильм |
Страна |
2018 |
Не прикасайся |
Румыния, Чехия, Болгария, Франция |
2017 |
О теле и душе |
Венгрия |
2016 |
Море в огне |
Италия |
2015 |
Такси |
Иран |
2014 |
Чёрный уголь, тонкий лёд |
КНР |
2013 |
Поза ребёнка |
Румыния |
2012 |
Цезарь должен умереть |
Италия |
2011 |
Развод Надера и Симин |
Иран |
2010 |
Мёд |
Турция |
2 Festival de Cannes — Международный кинофестиваль в Каннах
Канны, Франция
Канны — самый авторитетный (хотя и не самый старый) кинофестиваль на планете. Попасть сюда чрезвычайно сложно, но возможность такая, как показывает практика, всегда остается. В разных программах жюри оценивает интеллектуальные фильмы, независимые проекты, первые ленты молодых кинематографистов; к тому же в Каннах умудряются отмечать блокбастеры вне конкурса и привлекать внимание к нестареющей классике. Знаменит фестиваль прежде всего благодаря участию звезд первой величины, ослепительным «красным дорожкам» и впечатляющим вечеринкам.
Золотая пальмовая ветвь с 2010 г.
Год |
Фильм |
Страна |
2017 |
Квадрат |
Франция, Швеция… |
2016 |
Я, Дэниел Блейк |
Великобритания, Франция… |
2015 |
Дипан |
Франция |
2014 |
Зимняя спячка |
Турция, Германия… |
2013 |
Жизнь Адель / La Vie d’Adèle |
Франция,Бельгия… |
2012 |
Любовь |
Франция, Германия… |
2011 |
Древо жизни |
США |
2010 |
Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни |
Таиланд, Великобритания… |
3 Shanghai IFF — Международный кинофестиваль в Шанхае
Шанхай
Крупнейший кинофестиваль Китая стартует ежегодно в начале лета. Имеет весьма обширную программу. В нее входят международный конкурс игровых фильмов, где жюри выбирает лучшую картину (стоит заметить, что российские режиссеры получали главный приз уже два раза), лучший сценарий, лучшую операторскую работу, лучших режиссера, актера и актрису, присуждает гран-при и выдает награду за выдающиеся художественные достижения в области монтажа, грима и т. д.; конкурс Asian New Talent Award, название которого говорит само за себя; конкурс MOBILE SIFF; большая неконкурсная подборка международного кино; секции SIFF Mart и SIFFORUM. Размах имеют мероприятия в рамках SIFF Mart (кинорынок и питчинг) и SIFFORUM (лекции, семинары, круглые столы, мастер-классы).
Лауреаты премии «Золотой кубок»
Год |
Фильм |
Страна |
2017 |
Педикаб |
Филиппины |
2016 |
Дэлань |
КНР |
2015 |
Никогда в жизни |
Франция / Бельгия |
2014 |
Маленькая Англия |
Греция |
2013 |
Майор |
Россия |
2012 |
Медведь |
Иран |
2011 |
Без бюстгальтера |
Турция |
2010 |
Поцелуй меня ещё раз |
Италия |
4 Moscow IFF — Московский Международный кинофестиваль
Москва, Россия
Один из самых старых кинофестивалей в мире проводится ежегодно в конце июня. Основной конкурс фестиваля, где присуждаются главный приз, спецприз жюри и призы за лучшие режиссерскую работу и исполнение мужской и женской ролей, славен тем, что включенные в него картины малоизвестных режиссеров из не самых востребованных кинематографий могут поставить в тупик даже матерых кинокритиков. Организаторы признают, что соревноваться в представительности конкурса с более авторитетными европейскими фестивалями бесполезно, и предлагают считать поиск новых талантов одной из основных целей ММКФ.
Конкурсные показы дополняются ретроспективами, актуальным международным кино, ранее побывавшим на других фестивалях класса «А», и блестящей программой документальных фильмов «Свободная мысль».
Победители кинофестиваля
ММКФ |
Фильм |
Страна |
XXXIX |
Хохлатый ибис |
КНР |
XXXVIII |
Дочь |
Иран |
XXXVII |
Лузеры |
Болгария |
XXXVI |
Мой мужчина |
Япония |
XXXV |
Частица |
Турция |
XXXIV |
Отбросы |
Великобритания |
XXXIII |
Волны |
Испания |
XXXII |
Брат |
Венесуэла |
5 «Кинота́вр» — открытый российский кинофестиваль (ОРКФ)
Сочи, Россия
Кинотавр – открытый российский кинофестиваль, с 1991 года проводится в Сочи. Является вторым по значимости кинофестивалем в России после ММКФ, несмотря на то, что аккредитации FIAPF у него нет. Организаторами фестиваля являлись Марк Рудинштейн и Олег Янковский.
Задача Фестиваля — презентация новейших кинопроизведений, поддержка творческих поисков мастеров и молодых кинематографистов, повышение авторитета киноискусства, его значения в жизни общества и, как следствие, реальное воздействие на кинопроцесс. До 2011 года в конкурсе полнометражного кино могли принять участие только российские фильмы. С 2011 года географические рамки сняты и на конкурс может быть подан любой фильм на русском языке. Если это оправдано сюжетом, фильм может быть даже снят на другом языке — но в таком случае Россия должна быть одной из стран-производительниц; так, в 2017-м в конкурсе участвовал (и получил приз за лучшую режиссуру) фильм Резо Гигинеишвили «Заложники», совместного грузинско-российско-польского производства, снятый преимущественно на грузинском.
Лауреаты 2017 года
Приз «За честь, достоинство и преданность кинематографу» |
Павел Чухрай |
Главный приз |
«Аритмия», реж. Борис Хлебников |
Приз за лучшую режиссуру |
«Заложники», реж. Резо Гигинеишвили |
Приз за лучший дебют |
«Теснота», реж. Кантемир Балагов |
Приз за лучшую женскую роль |
Инга Оболдина («ЖГИ!», реж. Кирилл Плетнёв) |
Приз за лучшую мужскую роль |
Александр Яценко («Аритмия», реж. Борис Хлебников) |
Приз за лучшую операторскую работу |
Владислав Опельянц («Заложники», реж. Резо Гигинеишвили) |
Приз имени Григория Горина «За лучший сценарий» |
Виталий Суслин, Иван Лашин («Голова. Два уха», реж. Виталий Суслин) |
Приз имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» («За музыкальное решение фильма») |
«Турецкое седло», реж. Юсуп Разыков |
Специальный диплом жюри («За новый уровень жанрового кино») |
«Блокбастер», реж. Роман Волобуев |
Приз Гильдии киноведов и кинокритиков |
«Теснота», реж. Кантемир Балагов, |
Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков |
«Турецкое седло», реж. Юсуп Разыков, «Голова. Два уха», реж. Виталий Суслин |
Приз конкурса «Кинотавр». Короткий метр» |
«Лалай Балалай», реж. Руслан Братов |
6 Karlovy Vary IFF — Международный кинофестиваль в Карловых Варах.
Чехия, Карловы Вары
Заслуженный чешский МКФ традиционно открывается в начале июля. В первую очередь он ориентирован на кино стран Центральной и Восточной Европы, Балканского полуострова и бывшего СССР. В каждой секции вручаются свои награды, причем ко многим из них прилагаются ощутимые денежные призы.
Организаторы МКФ в Карловых Варах также дают возможность режиссерам из Восточной Европы и бывшего СССР представить проекты, находящиеся в производстве или на этапе post-production, дистрибьюторам и отборщикам других международных фестивалей. Для этого организованы специальные питчинги Works in Progress (игровое кино) и Docu Talents from the East (полнометражное документальное кино).
7 Locarno — Международный кинофестиваль в Локарно.
Швейцария, Локарно
Этот кинофестиваль часто называют «альтернативными Каннами для радикальных киноманов». Авторы этого определения подчеркивают, что и Канны, и Локарно сохраняют, в отличие от многих других, мировое значение. Другая черта, роднящая Канны и Локарно, — востребованность: за 11 дней показы в небольшом швейцарском городке успевают посетить ~170 000 зрителей. Помимо основной программы (Concorso internazionale), в которую, как уже было сказано, обычно попадает бескомпромиссное авторское кино, фестиваль предлагает международный конкурс дебютных и вторых фильмов (Concorso Cineasti del presente), конкурс коротко- и среднеметражного кино молодых авторов (Pardi di domani) и внеконкурсную подборку премьерных фильмов, снятых уже состоявшимися режиссерами. К наградам фестиваля — статуэткам леопарда — прилагаются солидные денежные премии в размере до 90 000 швейцарских франков.
8 Montreal World Film Festival — Монреальский международный кинофестиваль.
Канада, Монреаль
Хотя наиболее известным канадским кинофестивалем остается авторитетнейший Торонтский, «А»-аккредитацию FIAPF получил не он, а приходящийся на конец лета Монреальский. В основном конкурсе Монреаля не так уж часто встречаются картины действительно известных мастеров, а наличие дополнительных секций дебютного и студенческого кино явно указывает на то, что устроители нацелились открывать новые имена. В программе фестиваля эти ленты соседствуют с подборками свежих международных игровых и документальных фильмов. Российские режиссеры охотно отправляют свои работы в Канаду: в 2014-м, к примеру, в разных программах засветились сразу шесть отечественных фильмов.
9 Venice Film festival — Венецианский кинофестиваль.
Италия, Венеция
Старейший кинофестиваль основан по инициативе Бенито Муссолини. К сожалению, с возрастом позиции Венеции стали ослабевать, и теперь этот фестиваль, хоть и считается заслуженным, но тем не менее вряд ли можно сравнить с Каннским или Берлинским. Причин тому много. Во-первых, фестиваль проводится на острове Лидо с ограниченным числом гостиниц. Во-вторых, здесь, в отличие от тех же Канн, с большим трудом идет обновление инфраструктуры. В-третьих, Венецианский фестиваль, стартующий в конце августа, пересекается в календаре с Торонтским, который привлекает всё больше журналистов и профессионалов. Важно также, что Венеция не может соперничать с ведущими международным фестивалями по размеру кинорынка.
10 San Sebastian IFF — San Sebastian International Film Festival
Сан-Себастьян, Испания
Одно из крупнейших культурных событий Испании и фестиваль, который когда-то короновал начинающих Фрэнсиса Форда Копполу и Терренса Малика и уже отметил 60-летие, традиционно открывается во второй половине сентября. Картины крупных мастеров по-прежнему встречаются в его конкурсе, однако большинство отобранных фильмов сняты, что вполне естественно, в Испании, Аргентине, Чили, Франции, Мексике и США. Российское (советское) кино трижды побеждало в Сан-Себастьяне в конце семидесятых. Обязательный международный конкурс здесь сопровождается программой дебютных и вторых режиссерских работ, программой актуального международного кино, ретроспективами классики, программами детских, испанских и латиноамериканских фильмов.
11 Warsaw Film Festival — Крупнейший кинофестиваль Польши и Восточной Европы.
Варшава, Польша
Один из крупнейших фестивалей в Восточной Европе получил аккредитацию FIAPF довольно поздно, лишь в 2009 году. Устроители ежегодно готовят пять конкурсных и пять неконкурсных секций. В первую пятерку входят основная международная программа, конкурс дебютных и вторых фильмов, независимого кино, полнометражных документальных фильмов и короткого метра, а во вторую — спецпоказы, программа фильмов, уже побывавших на других международных фестивалях, польская классика, семейное кино и программа короткометражных фильмов, снятых в Польше. В основном конкурсе предусмотрено всего три обязательно присуждаемые награды (гран-при, приз лучшему режиссеру и спецприз жюри). Во всех остальных конкурсных категориях тоже есть призы, причем победа в большинстве случаев приносит еще и некоторую сумму денег. Кинорынок в Польше, организуемый уже десять лет подряд, носит название CentEast Market.
12 Tokyo International Film Festival — Международный кинофестиваль в Токио
Токио, Япония
Фестиваль, основанный в 1985-м и занимающий последнюю неделю октября в календаре. В конкурсе, по вполне понятным причинам, доминируют азиатские фильмы, и российское кино здесь встречается редко. Организаторы гордятся тем, что с первых лет жизни фестиваля всячески поддерживали молодых режиссеров: именно здесь, скажем, побеждал со своим первым полным метром «Сука-любовь» Алехандро Гонсалес Иньярриту. Неслучайно ко всем основным наградам международного конкурса (гран-при, спецприз жюри, призы лучшему режиссеру, актеру, актрисе, награда за «лучший художественный вклад», приз зрительских симпатий) прилагаются чеки на солидные суммы (от 50 до 5 тысяч долларов). Внеконкурсные программы доводят общее количество демонстрируемых в Токио фильмов до ~150 — нормы современного кинофестиваля. Параллельно с фестивалем проходит трехдневный кинорынок TIFFCOM, который считается одним из крупнейших в Азии.
13 Cairo International Film Festival — Каирский международный кинофестиваль
Каир, Египет
Самый, пожалуй, экзотический участник «А»-списка. Ноябрьский форум в Каире — единственный аккредитованный FIAPF фестиваль в Африке. Известно о нем не так уж и много: здесь точно организуют основный международный конкурс с призами FIPRESCI и наградами за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучший сценарий, лучшее исполнение мужской и женской ролей и «лучший художественный вклад», а также демонстрируют программы классики, дебютного кино, короткометражных и студенческих фильмов. Как ни странно, российское кино часто гостит в Каире: в 2009-м, к примеру, в конкурсе была картина Веры Глаголевой, годом ранее туда же попал фильм Карена Шахназарова, а в 2007-м — Валерия Пендраковского.
14 Tallinn Black Nights Film Festival — Киносмотр Прибалтики и Восточной Европы
Таллин, Эстония
«Темные ночи» проходят в Таллине, имеют внятный русскоязычный сайт и ежегодно собирают крепкие подборки российских фильмов. Программа достаточно обширна: в нее входят международный конкурс, конкурс кино стран Балтии, конкурс фильмов из Эстонии и конкурс североамериканского кино. Параллельно с этими основными программами идут три специализированных «подфестиваля», у каждого из которых есть свой сайт: Just Film (фестиваль детского и молодежного кино), Animated Dreams (международный фестиваль анимации) и Sleepwalkers (международный фестиваль короткометражного и студенческого кино). Список мероприятий, предназначенных для профессионалов индустрии, также весьма обширен, и для размещения необходимой информации выделены еще два сайта: Industry @ Tallinn (семинары, лекции, презентации, дискуссии, мастер классы и проч.) и Baltic Event (рынок копродукции, питчинги).
15 International Film Festival of India — Международный кинофестиваль в Индии
Панаджи, Гоа, Индия
Третий подряд ноябрьский фестиваль, развернувшийся на территории небезызвестного штата Гоа. Хотя сам по себе смотр имеет внушительную историю, ежегодным конкурсным событием он стал только в XXI веке. Логично, что необходимый вес фестиваль набрать пока не успел, и в конкурсе присутствуют в основном проекты дружественных и малоизвестных кинематографий (Иран, Бангладеш и т. д.), которые могут рассчитывать на получение крупных наград. Россияне пока побеждали здесь всего один раз: это удалось сделать Сергею Дворцевому и его фильму «Тюльпан».
16 Mar del Plata IFF — Международный кинофестиваль категории «А» в Мар-дель-Плата.
Мар-дель-Плата, Аргентина
«Испаноязычный» фестиваль, к которому применимо многое из того, что было написано про смотр в Сан-Себастьяне. В конкурсе доминируют Испания и Латинская Америка; единственный успех россиян датирован 2010 годом, когда лучшим режиссером стал Алексей Федорченко. Одинокую международную соревновательную категорию аргентинские организаторы решили дополнить местными программами (полно- и короткометражного кино Латинской Америки и Аргентины).
infoselection.ru