Фестивали кино – Каталог кинофестивалей со всего мира

Содержание

Награды и премии

Оскар
Academy Awards, Oscar
Лос-Анджелес, Калифорния, США

http://www.oscar.com/

1929 — 2019
Золотой глобус
Golden Globes
Лос-Анджелес, Калифорния, США

http://www.goldenglobes.com/

1944 — 2019
Британская академия
BAFTA Awards
Англия, Великобритания

http://www.bafta.org/

1948 — 2019
Сезар
Cèsar Awards
Париж, Франция

http://www.cesarducinema.com/

1976 — 2019
Премия Гильдии актеров
Screen Actors Guild
Лос-Анджелес, Калифорния, США

http://www.sagawards.org/

1995 — 2019
Ника
Национальная кинематографическая премия «Ника»
Москва, Россия

http://kino-nika.com/

1988 — 2019
Золотой орел
Национальная кинематографическая премия «Золотой орел»
Москва, Россия

http://www.kinoacademy.ru/

2003 — 2019
Сатурн
Academy of Science Fiction, Fantasy & Horror Films
США

http://www.saturnawards.org/

1973 — 2018
Гойя
Goya Award
Мадрид, Испания

http://www.premiosgoya.com/

1987 — 2019
Эмми
Emmy Awards
США

http://www.emmys.tv/

1949 — 2018
Азиатская киноакадемия
Asian Film Awards
Гонконг, Китай

http://www.asianfilmawards.asia/

2007 — 2019
Европейская киноакадемия
European Film Awards
Европа

http://www.europeanfilmacademy.org/

1988 — 2018
Премия канала «MTV»
MTV Movie Awards
США

http://www.mtv.com/

1992 — 2019
Кинонаграды «MTV-Россия»
MTV-Russia Movie Awards
Москва, Россия
2006 — 2014
Золотая малина
Razzie Awards
Лос-Анджелес, Калифорния, США

http://www.razzies.com/

1981 — 2019
Жорж

Москва

http://www.national-movie-awards.ru/

2005 — 2016
* список будет пополняться

www.kinopoisk.ru

15 самых престижных кинофестивалей мира

Понятие «фестиваль категории А» формально не определено,  но так традиционно называют престижные международные смотры с неспециализированной конкурсной программой.

Большинство крупных и престижных кинофестивалей аккредитованы Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF). FIAPF была образована еще в 1933 году, и сейчас в нее входит 34 ассоциации (в том числе и Гильдия продюсеров России) из 29 стран. Помимо «лицензирования» фестивалей, в сферу интересов FIAPF входят вопросы, касающиеся регламентации и регулирования рабочих процессов в кино- и телеиндустрии: модернизация законодательства в области авторского права, борьба с пиратством, внедрение цифровых технологий, стандартизация, работа со СМИ и т. д. С выдачей аккредитации FIAPF связано понятие «фестивали класса “А”» (то есть наиболее известные, статусные события), которое уже стало условным, но до сих пор сохраняется в журналистском словаре. Подразумевается, что такие фестивали проходят в странах, где есть многолетняя кинематографическая традиция, имеют неспециализированный конкурс не менее чем из 12 полнометражных картин (как правило, премьерных и не участвовавших в конкурсах других международных кинофестивалей) из разных стран, международное жюри и официальную поддержку на государственном уровне. В любой отдельно взятой стране может быть не более одного фестиваля класса «А».

В 2014 году FIAPF аккредитовала 15 фестивалей с неспециализированным конкурсом игрового кино, о которых мы расскажем ниже: 

  1. Berlinale
  2. Festival de Cannes
  3. Shanghai International Film Festival
  4. Moscow International Film Festival
  5. Karlovy Vary International Film Festival
  6. Locarno
  7. Montreal World Film Festival
  8. Venice Film Festival
  9. San Sebastian International Film Festival
  10. Warsaw Film Festival
  11. Tokyo International Film Festival
  12. Cairo International Film Festival
  13. Tallinn Black Nights Film Festival
  14. International Film Festival of India
  15. Mar del Plata International Film Festival

 

 

Berlinale

Берлин, Германия / основан в 1951 году

Проходит в феврале

Первый в календаре FIAPF фестиваль класса «А», стартующий уже в начале февраля, оказывается одновременно и одним из самых значимых (и, возможно, самым посещаемым в мире). Конкурс Берлинале формируется с тем расчетом, чтобы обеспечить широкое представительство европейских кинематографий. Принято также считать, что сюда чаще отбирают фильмы, снятые в традиционной манере, и кино на политические темы.

Отдельные программы, представленные на фестивале, кураторы составляют самостоятельно, не рассматривая заявки со стороны. Тем не менее фильмы не слишком опытных режиссеров, которым сложно пробиться в основной конкурс, вполне могут быть включены в менее значимые программы «Панорама» (международное артхаусное кино), «Форум» (фильмы экспериментального толка), «Поколение» (детское и юношеское кино), Berlinale Shorts (короткий метр). Новое российское кино уже показывали и в конкурсе Берлинского фестиваля (вспомним «Долгую счастливую жизнь» Бориса Хлебникова), и в программах рангом пониже (недавние фильмы Алексея Мизгирёва и Анны Меликян).

На Берлинском фестивале также функционирует чрезвычайно крупный кинорынок European Film Market, по размерам сравнимый с Каннским (отчитываясь за прошлый год, организаторы заявляют о восьми с лишним тысячах участников из 107 стран, показавших на рынке 784 фильма), и рынок копродукции. Не забывают здесь и о развитии молодых талантов, предлагая им принять участие в проектах Berlinale Residency (трехмесячное проживание в Берлине со стипендией в 1500 евро для режиссеров или сценаристов, которым специалисты помогают довести до ума начатые проекты) и Berlinale Talents (краткосрочные обучающие программы для ежегодно набираемых групп студентов киношкол со всего мира).

Правила подачи заявки на участие:

 

 

Festival de Cannes

Канны, Франция / основан в 1946 году

Проходит в мае

Канны — самый авторитетный (хотя и не самый старый) кинофестиваль на планете. Попасть сюда чрезвычайно сложно, но возможность такая, как показывает практика, всегда остается. Малоопытному режиссеру, конечно, не стоит всерьез рассчитывать на попадание в основные программы (главную конкурсную, «Особый взгляд», спецпоказы, внеконкурсную секцию), но программы рангом пониже — «Синефондасьон» (студенческое кино), конкурс короткого метра — относительно доступны. Помимо вышеназванных, широкую известность приобрела параллельная программа «Двухнедельник режиссеров», которая была запущена Французской гильдией кинорежиссеров еще в 1969-м и порой оказывается не менее интересной, чем основной конкурс.

Уважительное отношение Канн к советской и российской кинематографической традиции проявляется хотя бы в том, что сайт фестиваля и основные документы, необходимые для подачи заявки, переводятся на русский язык. За примерами отечественных картин, получавших награды в Каннах, далеко ходить не надо: в нынешнем году приз за лучший сценарий вручили «Левиафану» Андрея Звягинцева, а в 2012-м главный приз конкурса «Синефондасьон» взяла Таисия Игуменцева (поскольку каннские правила требуют дать экран полнометражному дебюту победителя, следующая картина г-жи Игуменцевой также была показана на фестивале, пусть и вне конкурса).

Наиболее статусный фестиваль, разумеется, успел обзавестись и крупнейшим кинорынком. В 2014-м во Францию съехались более 11 000 профессионалов, представлявших около 5 000 компаний из 116 стран. На кинорынке было представлено 5 200 фильмов, у 960 из которых состоялись показы (в большинстве случаев — премьерные).

Правила подачи заявки на участие:

 

 

Shanghai IFF

Шанхай, / основан в 1993 году

Проходит в июне

Крупнейший кинофестиваль Китая (единственный его серьезный конкурент в регионе — Пекинский кинофестиваль), стартующий ежегодно в начале лета. Смотр относительно молод (в 2014-м он проводился всего в 17-й раз) и имеет весьма обширную программу. В нее входят международный конкурс игровых фильмов, где жюри выбирает лучшую картину (стоит заметить, что российские режиссеры получали главный приз уже два раза), лучший сценарий, лучшую операторскую работу, лучших режиссера, актера и актрису, присуждает гран-при и выдает награду за выдающиеся художественные достижения в области монтажа, грима и т. д.; конкурс Asian New Talent Award, название которого говорит само за себя; конкурс MOBILE SIFF; большая неконкурсная подборка международного кино; секции SIFF Mart и SIFFORUM.

Программа MOBILE SIFF выросла из существовавшего ранее международного конкурса студенческих короткометражных фильмов и, по задумке устроителей, должна заинтересовать начинающих режиссеров. Участвовать в борьбе за призы здесь могут не только игровые короткометражки, но и документальное и анимационное кино.

Размах мероприятий в рамках SIFF Mart (кинорынок и питчинг) и SIFFORUM (лекции, семинары, круглые столы, мастер-классы) можно оценить по тем цифрам, которые предоставляют организаторы. Согласно их данным, в 2013-м на кинорынок заявились 819 компаний (42% — из-за рубежа), а на питчинг было подано 244 заявки, 29 из которых попали в шорт-лист и в итоге получили финансовую поддержку.

Правила подачи заявки на участие:

 

 

Moscow IFF

Москва, Россия / основан в 1935 году

Проходит в июне

ММКФ, один из старейших кинофестивалей в мире, нынче проводится ежегодно в конце июня. Основной конкурс фестиваля, где присуждаются главный приз, спецприз жюри и призы за лучшие режиссерскую работу и исполнение мужской и женской ролей, славен тем, что включенные в него картины малоизвестных режиссеров из не самых востребованных кинематографий могут поставить в тупик даже матерых кинокритиков. Организаторы признают, что соревноваться в представительности конкурса с более авторитетными европейскими фестивалями бесполезно, и предлагают считать поиск новых талантов одной из основных целей ММКФ. Существовавшая ранее программа дебютных, поисковых и экспериментальных работ «Перспективы», впрочем, в 2013 году была заменена конкурсом короткого метра; недавно на ММКФ вернулся и конкурс документального кино.

Конкурсные показы дополняются ретроспективами, актуальным международным кино, ранее побывавшим на других фестивалях класса «А», и блестящей программой документальных фильмов «Свободная мысль». С недавних пор ММКФ также организует деловую площадку Moscow Business Square, в работе которой в 2014 году должны были принять участие более 500 профессионалов киноотрасли из разных стран.

Правила подачи заявки на участие:

 

 

Karlovy Vary IFF

Чехия, Карловы Вары / основан в 1949 году

Проходит в июле

Заслуженный чешский МКФ, который традиционно открывается в начале июля и в следующем году будет отмечать 50-летие, интересен прежде всего тем, что он ориентирован на кино стран Центральной и Восточной Европы, Балканского полуострова и бывшего СССР. Неудивительно, что российские фильмы регулярно появляются во всех предусмотренных организаторами конкурсных программах: неспециализированном основном конкурсе (к примеру, в 2014-м здесь демонстрировался «Велкам хом» Ангелины Никоновой), программе East of the West («Класс коррекции» Ивана Твердовского), конкурсах независимого и документального («Срок» Павла Костомарова, Александра Расторгуева и Алексея Пивоварова) кино. В каждой секции вручаются свои награды, причем ко многим из них прилагаются ощутимые денежные призы. Не обходят вниманием российские картины и составители внеконкурсных программ, предлагающих свежее международное, экспериментальное и радикальное кино.

Организаторы МКФ в Карловых Варах также дают возможность режиссерам из Восточной Европы и бывшего СССР представить проекты, находящиеся в производстве или на этапе post-production, дистрибьюторам и отборщикам других международных фестивалей. Для этого организованы специальные питчинги Works in Progress (игровое кино) и Docu Talents from the East (полнометражное документальное кино).

Правила подачи заявки на участие:

 

 

Locarno

Швейцария, Локарно / основан в 1946 году

Проходит в августе

Заслуженный швейцарский кинофестиваль, который называют «альтернативными Каннами для радикальных киноманов». Авторы этого определения подчеркивают, что и Канны, и Локарно сохраняют, в отличие от многих других, мировое значение, но сходство можно усмотреть еще и в том, что оба фестиваля в этом году проходили в 67-й раз. Другая черта, роднящая Канны и Локарно, — востребованность: за 11 дней показы в небольшом швейцарском городке успевают посетить ~170 000 зрителей.

Помимо основной программы (Concorso internazionale), в которую, как уже было сказано, обычно попадает бескомпромиссное авторское кино, фестиваль предлагает международный конкурс дебютных и вторых фильмов (Concorso Cineasti del presente), конкурс коротко- и среднеметражного кино молодых авторов (Pardi di domani) и внеконкурсную подборку премьерных фильмов, снятых уже состоявшимися режиссерами. К наградам фестиваля — статуэткам леопарда — прилагаются солидные денежные премии в размере до 90 000 швейцарских франков. Советским, а затем и российским режиссерам такие статуэтки получать не в новинку: в Локарно в свое время награждали фильмы Панфилова, Германа и Сокурова, в 2009-м эстафету принял Алексей Мизгирёв, а два месяца назад с актерским призом и призами экуменического и молодежного жюри с фестиваля вернулся фильм Юрия Быкова «Дурак».

Для профессионалов киноиндустрии в Локарно организуют отдельные показы фильмов и презентации проектов, находящихся на разных стадиях готовности и реализуемых преимущественно в странах, где устоявшейся кинематографической традиции нет. Студентам киношкол фестиваль также предлагает короткие летние образовательные программы (режиссура, кинокритика, документалистика), напоминающие те, о которых мы упоминали, рассказывая о Берлинском кинофестивале.

Правила подачи заявки на участие:

 

 

Montreal World Film Festival

Канада, Монреаль / основан в 1977 году

Проходит в августесентябре

Хотя наиболее известным канадским кинофестивалем остается авторитетнейший Торонтский, «А»-аккредитацию FIAPF получил не он, а приходящийся на конец лета Монреальский. Смотр в Торонто, напомним, проходит без жюри и конкурса как такового, с повышенным вниманием к собственно канадским и североамериканским фильмам, тогда как в Монреале готовы принять фильмы со всего света.

Даже в основном конкурсе Монреаля не так уж часто встречаются картины действительно известных мастеров, а наличие дополнительных секций дебютного и студенческого кино явно указывает на то, что устроители нацелились открывать новые имена. В программе фестиваля эти ленты соседствуют с подборками свежих международных игровых и документальных фильмов. Любопытно, что фестиваль, если вынести за скобки легко объяснимую любовь к французскому кинематографу, остается одним из самых «гостеприимных», поскольку родное североамериканское кино не побеждает здесь вот уже 20 лет. Российские режиссеры охотно отправляют свои работы в Канаду: в 2014-м, к примеру, в разных программах засветились сразу шесть отечественных фильмов.

В Монреале также организуют кинорынок, но открытой информации о нем практически нет.

Правила подачи заявки на участие:

 

 

Venice Film festival

Италия, Венеция / основан в 1934 году

Проходит в сентябре

Старейший кинофестиваль, основанный по инициативе Бенито Муссолини, в прошлом году отмечал 70-летний юбилей. К сожалению, с возрастом позиции Венеции стали ослабевать, и теперь этот фестиваль, хоть и считается заслуженным, авторитетным и проч., вряд ли можно сравнить с Каннским или Берлинским. Причин тому много. Во-первых, фестиваль проводится на острове Лидо с ограниченным числом гостиниц: добираться сюда труднее, разместить большое количество гостей просто невозможно, а цены постоянно увеличиваются. Во-вторых, здесь, в отличие от тех же Канн, с большим трудом идет обновление инфраструктуры. В-третьих, Венецианский фестиваль, стартующий в конце августа, пересекается в календаре с Торонтским, который привлекает всё больше журналистов и профессионалов.

Важно также, что Венеция не может соперничать с ведущими международным фестивалями по размеру кинорынка. Это абсолютно логичный итог того, что в 2014-м году кинорынок на Лидо был организован всего в третий раз.

Как бы там ни было, подавляющее большинство режиссеров до сих пор не могут и мечтать о том, чтобы попасть в основной конкурс Венецианского фестиваля. Даже попадание в менее значимую программу «Горизонты» (игровые и документальные фильмы, представляющие новые тенденции в развитии кино), конкурс короткого метра или одну из параллельных программ уже можно считать успехом. Отношения с российским кино у фестиваля складываются отличные: всего за 11 лет здесь успели победить Андрей Звягинцев и Александр Сокуров, а Алексей Герман-младший и Андрей Кончаловский взяли призы за режиссуру.

Правила подачи заявки на участие:

 

 

San Sebastian IFF

Сан-Себастьян, Испания / основан в 1953 году

Проходит в сентябре

Одно из крупнейших культурных событий Испании и фестиваль, который когда-то короновал начинающих Фрэнсиса Форда Копполу и Терренса Малика и уже отметил 60-летие, традиционно открывается во второй половине сентября. Картины крупных мастеров по-прежнему встречаются в его конкурсе, однако большинство отобранных фильмов сняты, что вполне естественно, в Испании, Аргентине, Чили, Франции, Мексике и США. Российское (советское) кино трижды побеждало в Сан-Себастьяне в конце семидесятых, но сейчас на фестивале представлено слабо.

Обязательный международный конкурс здесь сопровождается программой дебютных и вторых режиссерских работ, программой актуального международного кино, ретроспективами классики, программами детских, испанских и латиноамериканских фильмов. Представленные картины могут претендовать на немалое количество наград, перечисление которых заняло бы слишком много места; победы в некоторых номинациях подкреплены денежными призами.

Предусмотрены здесь и мероприятия для профессионалов (в основном семинары, презентации, круглые столы), наиболее масштабное из которых — форум копродукции «Европа — Латинская Америка».

Правила подачи заявки на участие:

 

 

Warsaw Film Festival

Варшава, Польша / основан в 1985 году

Проходит в октябре

Один из крупнейших фестивалей в Восточной Европе, в этом году отмечающий 30-летний юбилей, получил аккредитацию FIAPF довольно поздно, лишь в 2009 году. Устроители ежегодно готовят пять конкурсных и пять неконкурсных секций. В первую пятерку входят основная международная программа, конкурс дебютных и вторых фильмов, независимого кино, полнометражных документальных фильмов и короткого метра, а во вторую — спецпоказы, программа фильмов, уже побывавших на других международных фестивалях, польская классика, семейное кино и программа короткометражных фильмов, снятых в Польше. В основном конкурсе предусмотрено всего три обязательно присуждаемые награды (гран-при, приз лучшему режиссеру и спецприз жюри). Во всех остальных конкурсных категориях тоже есть призы, причем победа в большинстве случаев приносит еще и некоторую сумму денег.

Российские фильмы регулярно попадают в программы Варшавского фестиваля, но выиграть значимую награду не получается. Чаще всего здесь награждают европейцев (поляков, британцев) и американцев.

Кинорынок в Польше, организуемый уже десять лет подряд, носит название CentEast Market. Здесь презентуют незавершенные восточноевропейские и польские фильмы, которые впоследствии также демонстрируются на аналогичных мероприятиях в Москве и Пекине.

Правила подачи заявки на участие:

 

 

Tokyo International Film Festival

Токио, Япония / основан в 1985 году

Проходит в октябре

Фестиваль, основанный в 1985-м и занимающий последнюю неделю октября в календаре. В конкурсе, по вполне понятным причинам, доминируют азиатские фильмы, и российское кино здесь встречается редко. Организаторы гордятся тем, что с первых лет жизни фестиваля всячески поддерживали молодых режиссеров: именно здесь, скажем, побеждал со своим первым полным метром «Сука-любовь» Алехандро Гонсалес Иньярриту. Неслучайно ко всем основным наградам международного конкурса (гран-при, спецприз жюри, призы лучшему режиссеру, актеру, актрисе, награда за «лучший художественный вклад», приз зрительских симпатий) прилагаются чеки на солидные суммы (от 50 до 5 тысяч долларов). Внеконкурсные программы доводят общее количество демонстрируемых в Токио фильмов до ~150 — нормы современного кинофестиваля.

Параллельно с фестивалем проходит трехдневный кинорынок TIFFCOM, который считается одним из крупнейших в Азии: в прошлом году его посетили более 1000 «покупателей» со всего мира.

Правила подачи заявки на участие:

 

 

Cairo International Film Festival

Каир, Египет / основан в 1976 году

Проходит в ноябре

Самый, пожалуй, экзотический участник «А»-списка, в этом году отмечающий 36-летие. Ноябрьский форум в Каире — единственный аккредитованный FIAPF фестиваль в Африке. Известно о нем не так уж и много: здесь точно организуют основный международный конкурс с призами FIPRESCI и наградами за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучший сценарий, лучшее исполнение мужской и женской ролей и «лучший художественный вклад», а также демонстрируют программы классики, дебютного кино, короткометражных и студенческих фильмов. Как ни странно, российское кино часто гостит в Каире: в 2009-м, к примеру, в конкурсе была картина Веры Глаголевой, годом ранее туда же попал фильм Карена Шахназарова, а в 2007-м — Валерия Пендраковского.

Указаний на то, что в рамках Каирского фестиваля проходят какие-либо мероприятия для профессионалов киноиндустрии, нет.

 

 

Tallinn Black Nights Film Festival

Таллин, Эстония / основан в 1997 году

Проходит в ноябре

Еще один ноябрьский фестиваль, во многих смыслах наиболее близкий российскому кинематографисту. «Темные ночи» проходят в Таллине, имеют внятный русскоязычный сайт и ежегодно собирают крепкие подборки российских фильмов. Интересно, что «А»-аккредитацию FIAPF фестиваль получил только в 2014-м (ранее он аккредитовался как специализированный конкурсный), став самым молодым в списке.

Программа «Темных ночей» просто огромна: в нее входят международный конкурс, конкурс кино стран Балтии, конкурс фильмов из Эстонии и конкурс североамериканского кино. Параллельно с этими основными программами идут три специализированных «подфестиваля», у каждого из которых есть свой сайт: Just Film (фестиваль детского и молодежного кино), Animated Dreams (международный фестиваль анимации) и Sleepwalkers (международный фестиваль короткометражного и студенческого кино).

Разумеется, в этой программе нашлось место и для мероприятий, предназначенных для профессионалов индустрии. Список подобных мероприятий тоже весьма обширен, и для размещения необходимой информации выделены еще два сайта: Industry @ Tallinn (семинары, лекции, презентации, дискуссии, мастер классы и проч.) и Baltic Event (рынок копродукции, питчинги). Как и фестиваль в Карловых Варах, «Темные ночи» делают акцент на продукции небольших кинокомпаний из Центральной и Восточной Европы, России и Украины, но организуют, в дополнение ко всему прочему, еще и сценарный питчинг.

Правила подачи заявки на участие:

 

 

International Film Festival of India

Панаджи, Гоа, Индия / основан в 1952 году

Проходит в ноябре 

Третий подряд ноябрьский фестиваль, развернувшийся на территории небезызвестного штата Гоа. Хотя сам по себе смотр имеет внушительную историю, ежегодным конкурсным событием он стал только в XXI веке. Логично, что необходимый вес фестиваль набрать пока не успел, и в конкурсе присутствуют в основном проекты дружественных и малоизвестных кинематографий (Иран, Бангладеш и т. д.), которые могут рассчитывать на получение наград (в том числе и денежных) за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшее исполнение мужской и женской ролей, а также спецприза жюри. Россияне не слишком жалуют этот фестиваль и побеждали здесь всего один раз: это удалось сделать Сергею Дворцевому и его фильму «Тюльпан».

В программе фестиваля заявлен кинорынок, но никаких подробностей нам отыскать не удалось.

 

 

Mar del Plata IFF

Мар-дель-Плата, Аргентина / основан в 1954 году

Проходит в ноябре

«Испаноязычный» фестиваль, к которому применимо многое из того, что было написано про смотр в Сан-Себастьяне. Форум этого года открылся во второй половине ноября, а завершилось всё победой мексиканского фильма, четвертой за последние десять лет. В конкурсе доминируют Испания и Латинская Америка; единственный успех россиян датирован 2010 годом, когда лучшим режиссером стал Алексей Федорченко.

Одинокую международную соревновательную категорию аргентинские организаторы решили дополнить местными программами (полно- и короткометражного кино Латинской Америки и Аргентины). Как и следовало ожидать, кинорынка на этом фестивале, явно сфокусированном на внутренней кинематографии, нет.

Правила подачи заявки на участие:

 

 

Заключение

В заключение хотелось бы заметить, что список стОящих кинофестивалей, конечно, не ограничивается этими 15 позициями. Многие форумы с богатой историей (в их числе, к примеру, киевский фестиваль дебютного кино «Молодiсть» и фестиваль жанрового кино в Ситжесе) аккредитованы FIAPF как специализированные, а неоднократно упомянутый здесь Торонтский фестиваль — как один из неконкурсных. Отдельную аккредитацию FIAPF получают и фестивали документального и короткометражного кино. Наконец, некоторые заметные фестивали и вовсе не имеют аккредитации; к таковым можно отнести известный практически всем американский фестиваль «Санденс», организаторы которого не стесняются в открытую критиковать политику FIAPF, Нью-Йоркский фестиваль, славный своим радикальным подходом к кино Роттердамский фестиваль.

 

 

festagent.com

Лучшие европейские кинофестивали 2017 года

В Европе длинная традиция кинофестивалей – Венецианский стартовал в 1932, Каннский – в 1946. Flight Network составили список из лучших европейских кинофестов, на которые стоит поехать в 2017 – а мы перевели для тебя. Фестивали расположены не по принципу рейтинга, а по датам проведения, так что можешь планировать свои поездки до конца года так, чтобы успеть на кинопоказ в древнеримском амфитеатре, итальянском городе-призраке или горячем бассейне в Рейкьявике.

 

 

Международный кинофестиваль Pula Film Festival


Пула, Хорватия
15-22 июля


На этот фестиваль приезжает 55000 посетителей, и понятно почему: фильмы показывают в античном древнеримском амфитеатре, а сам город расположен на побережье: днем купаешься, вечером смотришь кино под звездами. Это самый старый кинофестиваль в Хорватии, а число зрителей на одном показе иногда становится рекордным для кинофестивалей по всему миру. Кроме кино, будут воркшопы, выставки и специальные программы для киноэкспертов. Цена за один показ € 3,5, билет на все дни € 20

 

  Еще один повод поехать:  Романтичная Хорватия

 

 

 

 

Фестиваль независимого кино Prague Independent Film Festival (PIFF)


Прага, Чехия
3-7 августа


Фестиваль среди готических церквей, красных крыш и средневековых часов будет проходить всего второй раз, но туда уже приедут значимые люди в европейской киноиндустрии, а сами показы пройдут в исторических кинотеатрах в центре Праги. Этот фестиваль – важное место для чешских премьер, а все фильмы показывают с английскими субтитрами.

 

  Еще один повод поехать:  Чем заняться в Праге

 

 

 

Международный кинофестиваль Sarajevo Film Festival


Сараево, Босния и Герцеговина
11-18 августа


Самый большой фестиваль в Южной Европе: сюда за новыми впечатлениями приезжает до 100000 посетителей. Показы проходят под открытым небом, так что фильм одновременно могут смотреть до 3500 человек. В этом году среди гостей – оскаровский номинант режиссер Джошуа Оппенхаймер со своим мастер-классом. Сам фестиваль обещает в этом году новый формат, новые темы и новые места для кинопоказов.

 

  Еще один повод поехать:  Что посмотреть в Сараево

 

 

 

 

Ночь фестивалей Южной Азии


Лестер, Великобритания
14-19 августа


Не столько кинофестиваль, сколько большой праздник мультикультурного разнообразия: событие посвящено 70-летию независимости Индии и Пакистана. А проходит все это в небольшом историческом городе Лестер, где кроме фильмов тебя ждет живая музыка, танцы, стрит-арт, много индийской еды и фестиваль красок холи. Так что выбирай одежду, которую не жалко раскрасить во все цвета радуги. Еще один жирный плюс – бесплатный вход! А программа, конечно, состоит из лучших фильмов стран Южной Азии.

 

  Еще один повод поехать:  План готовой поездки в Великобританию

 

 

 

Фестиваль музыкальных документальных фильмов DORF


Примоштен, Хорватия
5-8 августа


На этот фестиваль стоит поехать хотя бы из-за того места, где он проводится – идиллический остров на Адриатическом побережье. И хотя городок сам по себе может показаться расслабленным и сонным, на пару дней фестиваля в августе он начинает звучать довольно громко. А после просмотра музыкальных документалок и посещения концертов не забудь прогуляться в местные виноградники – они сейчас рассматриваются как кандидаты в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Попробовать местное вино тоже не забудь. Билеты на фестиваль – от € 35, кемпинг – € 20.

 

  Еще один повод поехать:  Гайд по столице Хорватии

 

 

 

 

Международный кинофестиваль Oostende


Остенде, Бельгия
8-16 сентября


Фестиваль проходит в приморском городе Остенде (хотя купание в Северном море в сентябре может быть не самым приятным занятием) и приглашает таких голливудских звезд, как Пирс Броснан и Эдриен Броди. Помимо международных показов, здесь ты сможешь увидеть бельгийские и фламандские фильмы. В этом году пройдут две специальные конкурсные программы, одна из которых уделит особое внимание эстетике кино, а вторая – тем европейским фильмам, которые обычно не попадают в бельгийские кинотеатры. Билет на один показ € 9,5, на неделю – € 30.

 

  Еще один повод поехать:  Что посмотреть в бельгийском Брюгге

 

 

 

 

Фестиваль экологического кино Green Screen


Эккернферде, Германия
13-17 сентября


Еще один городок на побережье – а море на этот раз Балтийское. Как и положено приморскому городу, тут есть набережная, яхт-клуб и пляжи – и отличный фестиваль кино о природе. Так что кроме режиссеров тут можно ждать экологических активистов, политиков и исследователей дикой природы. Если эко-дружественный образ жизни – это про тебя, то не забудь заглянуть на показ: билет € 5, а на неделю – € 35.


  Еще один повод поехать:  12 веломаршрутов Германии

 

 

 

Международный фестиваль короткометражного кино Pentedattilo Film Festival


Пентедаттило, Италия
22-24 сентября


Пентедаттило – город-призрак на юге Италии, обитатели которого ушли в поисках лучшей жизни после землетрясения 1783 года. А теперь представь, как сюрреалистично должен проходить фестиваль в таком месте – это уже само по себе как сюжет для кино.


  Еще один повод поехать:  100 достопримечательностей юга Италии

 

 

 

 

Международный кинофестиваль детского и молодежного кино Schlingel


Хемниц, Германия
25 сентября – 1 октября


Дети правят миром – вот девиз этого фестиваля! Событие года для киноманских семей или тех, кто все еще ребенок в душе. Помимо кино для детей и подростков на фестивале проходят и мастер-классы, так что можно с раннего возраста растить своего собственного Джорджа Лукаса. Сам город расположен в Саксонии – так что можешь заехать заодно в прекрасный Дрезден.

 

  Еще один повод поехать:  Заглянуть в Дрезден по дороге

 

 

 

 

Международный фестиваль кино- и телеоператоров
Golden Eye


Тбилиси, Грузия
27-28 сентября


Фестиваль, посвященный заслугам кинооператоров: и любителей, и профессионалов – из более чем 100 стран мира. Кроме самих показов и мастер-классов здесь можно попасть на презентации от ведущих производителей операторского оборудования, например. Есть бесплатные показы. Отличный штрих для твоей поездки в Грузию!

 

  Еще один повод поехать: Неизвестная Грузия

 

 

 

Международный фестиваль франкофонного кино FIFF


Намюр, Бельгия
29 сентября – 6 октября


Фестиваль для любителей всего французского – здесь показывают полнометражные и короткометражные картины, снятые во франкоговорящих странах. Фестивалю уже 32 года, а посещают его такие знаменитости, как Ксавье Долан. Проходит все это действо в бельгийском городке Намюр, и это означает, что декорациями фестиваля станут средневековые крепости, дома в стиле барокко и вкуснейшая выпечка в местных пекарнях. Билеты € 8-30.

 

  Еще один повод поехать:  Что посмотреть в столице Бельгии

 

 

 

 

Международный кинофестиваль в Рейкьявике RIFF


Рейкьявик, Исландия
28 сентября – 8 октября


Как тебе идея посмотреть кино, расслабляясь в бассейне или сидя в пещере? На этом кинофестивале такое возможно! У нас и так есть много причин приехать в Исландию – а в это время заодно можно и посмотреть фильмы из 40 стран мира. Готовься не только к атмосфере северного кино, но и к экспериментальным картинам. Фестиваль особенно поддерживает начинающих режиссеров, многие из которых сняли свой первый или второй фильм. Цена вопроса – € 125 за все дни фестиваля.

 

  Еще один повод поехать:  Чем заняться в Исландии

 

 

 

 

Международный женский фестиваль в Эрессосе


Эрессос, остров Лесбос, Греция
9-23 сентября


Ну конечно, где еще проводить женский фестиваль кино, как не на родине поэтессы Сапфо? На две недели уютная деревушка становится ЛГБТК-френдли киноцентром. В программе – лекции, посвященные творчеству Сапфо, музыкальный театр и арт-выставка. Билеты в царство женщин – € 35-65.

 

  Еще один повод поехать:  Фильмы о женских путешествиях

 

 

 

Фестиваль кино о природе INFF

Инсбрук, Австрия
10-13 октября

 


Наверно, одно из самых вдохновляющих кинособытий в 2017! Лучшие фильмы о природе и защите окружающей среды на самые острые темы: изменение климата, устойчивое развитие и выживание человечества. И, наконец, это просто красиво: лучшие режиссеры снимают нашу планету в лучшем ракурсе. Лекции и выставки включены в программу, билет € 9-30.

 

  Еще один повод поехать:  Из Инсбрука удобно отправиться исследовать великолепный Мюнхен

 

 

 

 

Кинофестиваль Filmfest Hamburg


Гамбург, Германия
10-14 октября


Гамбург – бурлящий портовый город – уже 25 лет проводит этот фестиваль. Звездные премьеры, утонченный арт-хаус и популярный мейнстрим – все это здесь. Есть вероятность встретить среди гостей Вима Вендерса, Фатиха Акина и Тома Тыквера. И всего лишь € 10 за показ.

 

  Еще один повод поехать: Чем заняться в Гамбурге

 

 

 

Международный кинофестиваль Viennale


Вена, Австрия
19 октября – 2 ноября


Этот фестиваль – самое важное событие в жизни кинематографической Австрии. К тому же это один из старейших фестивалей в немецкоязычном мире, который посещает 95000 человек. До 300 фильмов в старых кинотеатрах имперской Вены, вечеринки и дискуссии – что может быть лучше для осенней поездки?

 

  Еще один повод поехать:  Что посмотреть в Вене

 

 

 

 

Дни северного кино


Любек, Германия
1-5 ноября


Единственный фестиваль в Германии, посвященный исключительно фильмам северных стран – и проходящий уже 60 лет. Из фишек фестиваля – оупен-эйр просмотры во дворике старой тюрьмы, показы немого кино, секция «Северный нуар», возможность посмотреть 3D кино в 360° кинотеатре. Виртуальная реальность на улицах средневекового города – добро пожаловать в будущее. Цена билета – € 4 – 9,5.

 

  Еще один повод поехать:  6 городов Германии, в которых стоит побывать

 

 

 

Фестиваль квир-кино Mezipatra


Прага, Брно, Чехия
2-16 ноября


Mezipatra – это фестиваль, посвященный кино ЛГБТК-тематики. Очень яркое событие со спецпоказами фильмов со всей Европы, арт-шоу, театральными перформансами и вечеринками. Событие пройдет 2-9 ноября в Праге, а если не успеешь туда (или вдруг тебе понравится настолько, что захочешь посмотреть еще раз) – приезжай на повтор в столицу Южной Моравии и второй по величине город Чехии Брно 9-16 ноября.

 

  Еще один повод поехать:  Чем заняться в Брно

 

 

 

 

Международный кинофестиваль «Листапад»


Минск, Беларусь
3-10 ноября


Да-да, минский «Листапад» тоже попал в список европейских кинофестивалей, достойных посещения! Лучшие фильмы с постсоветского пространства, документальное и детское кино, конкурс национальных школ, встречи с режиссерами, новое беларусское кино и мировые премьеры – пожалуй, лучшее, чем можно заняться в минском ноябре.

 

  Еще один повод поехать: 10 вещей, которые надо сделать в Минске

 

 

 

 

Фестиваль анимации Fredrikstad Animation Festival


Фредрикстад, Норвегия
9-12 ноября


Город-порт на берегу Осло-фьорда стал домом для самого крупного фестиваля анимации в Скандинавии. Сюда съезжаются и признанные профессионалы, и студенты – кроме показов проходят и мастер-классы. Билеты в царство мультиков – € 8-75.

 

  Еще один повод поехать:  Готовый план путешествия по Норвегии

 

 

 

Международный кинофестиваль Cork Film Festival


Корк, Ирландия
10-19 ноября


160000 человек, 62 года и самый большой кинофестиваль Ирландии. Во время этого события советуют оставить сердце открытым, а руки – пустыми, ведь они понадобятся тебе, чтобы удержать кружки с местным пивом. А помимо фильмов, сможешь заглянуть и на местные концерты.

 

  Еще один повод поехать:  Чем заняться в столице Ирландии

 

 

 

 

Кинофестиваль «Темные ночи»


Таллинн, Эстония
17 ноября – 3 декабря


Чем еще заняться в самое темное время года? Просмотром кино, конечно. К тому же неторопливый двухнедельный фестиваль заполнен не только показами, но и мероприятиями, посвященными местной культуре и ночной жизни Таллинна.

 

  Еще один повод поехать:  Гайд по Таллинну от местных

 

 

 

Римский независимый кинофестиваль RIFF


Рим, Италия
25 ноября – 1 декабря


Город, который вдохновил на создание стольких прекрасных фильмов, не мог обойтись без собственного фестиваля! Немножко сладкой жизни в самом конце ноября: независимое кино, молодые режиссеры и, конечно, новые итальянские фильмы. В этом году есть отдельные секции для фильмов из США, нового кино Испании и фильмов ЛГБТ-тематики. Билет на один показ € 5-7, на весь фестиваль – € 40-50.

 

  Еще один повод поехать:  Бесплатный Рим

 

 

 

 

Международный кинофестиваль 2Annas


Рига, Латвия
27 ноября – 3 декабря


Это событие – настоящее исследование современной аудиовизуальной культуры и коммуникации. Независимое и экспериментальное кино, короткий и средний метр всех жанров (игровое и документальное кино, анимация, музыкальное видео) и балтийская столица с ее отличными барами и средневековыми мостовыми.

 

  Еще один повод поехать:  9 баров Риги, в которых пьют местные

 

 

 

 

Международный кинофестиваль в Каунасе


Каунас, Литва
30 ноября – 10 декабря


Фестиваль начался как способ привлечь внимание к спасению старейшего кинотеатра в Литве «Romuva» – и остался ежегодным. Главное в этом фестивале – музыка и кино. Среди последнего много арт-хауса, фильмов с необычной эстетикой и сильными заявлениями на социально значимые темы. Цель фестиваля – презентация именно литовского и балтийского кино.

 

  Еще один повод поехать:  Чем заняться в Каунасе

 

 

34travel.me

Кинофестивали России — список, история, имена

Россиянин — зритель активный. Его интересуют не только хорошие фильмы, но и новые жанры, имена, направления в киноискусстве. И кинофестивали дают возможность узнать об этом из первых рук. Различных фестивалей кино в современной России множество. Начать логичней со старейшего.

Основные кинофестивали России — цели, жюри, история

Московский Международный Кинофестиваль

ММКФ впервые состоялся в 1935, регулярно проводится с 1959.

Девиз фестиваля был таким: «За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами». На авторитетный киносмотр привозились ленты прогрессивного мирового кино.
Президент Н.Михалков,в жюри побывали Дж.Лоллобриджида, Л.Бессон.

Победителями становились Ф.Феллини, Г.Чухрай, А.Вайда, Э.Климов.

Специальные призы у Дж.Николсона, К.Денёв, О.Янковского.

Кинотавр

Проводится с 1991 в Сочи.

Задачи фестиваля почти не изменились со времен перестройки, когда финансирование киноотрасли практически сошло на нет:

  • поддержка нового кино, новых имен
  • содействие творческим поискам
  • распространение российского кино и его позитивного влияния на людей
  • умножение престижа киноискусства в обществе

Жюри во главе с А.Роднянским: А.Учитель, А.Смоляков.

Среди призеров: Л.Филатов, К.Геворкян, К.Муратова, К.Хабенский.

Артдокфест

Фестиваль авторской кинодокументалистики.

Учрежден в 2007 в Москве. Цель проекта – вновь сделать востребованным авторское документальное кино.

На конкурс отбираются работы незаурядные, сильные, новаторские по киноязыку.
В жюри: С.Соловьев, А.Митта.

Побеждали С.Федорова, М.Мустафина, Б.Бубенец.

Большой Фестиваль Мультфильмов

Международный фестиваль анимационных фильмов.

Проводится с 2007 в Москве. Призеры определяются голосованием зрителей. Цели фестиваля:

  • знакомство широкого круга зрителей с авторской анимацией, почти не представленной в кинотеатрах или на ТВ
  • распространение российской и зарубежной авторской анимации и ее благотворного влияния на вкусы молодого поколения

Директор Д.Годер, среди призеров: О.Ужинов, К.Като, А.Соколов, Ч.Лундгрен.

«Зеркало» имени Андрея Тарковского

Кинофестиваль «Зеркало» проходит с 2007 в Иваново, родных местах режиссера.

На конкурс преимущественно отбираются премьеры мирового и международного кино.
Президент П.Лунгин.

Жюри возглавляли Р.Файнс, Э.Каррер. Призеры:

  • А.Хржановский,
  • С.Лозница,
  • Д.Карукоски,
  • Х.Ци.

Окно в Европу

Российский национальный фестиваль проходит с 1993 в Выборге.

В конкурсе — игровое, документальное кино и анимация.

Задачи проекта:

  • масштабное представление творчества современных кинематографистов
  • повышение авторитета российского кино и его интеграция в европейскую культуру

В жюри во главе с А.Медведевым: А.Атанесян, А.Гуськов.

Призерами становились С.Урсуляк, М.Разбежкина, П.Чухрай, И.Купченко.

Белые Столбы

Фестиваль архивного кино основан Госфильмофондом в 1997, проводится в Подмосковье.

Главная задача — показы забытых фильмов из богатейшей государственной киноколлекции.

Участвуют и новые работы, созданные путем монтажа архивных киноматериалов.
Призеры и дипломанты определяются тайным голосованием гостей и участников.

Награды получали Б.Боймерс, В.Ватолин, А.Ковалова.

Киношок

Весьма авторитетный кинофестиваль стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии.

Проводится с 1992 в Анапе.

Цели проекта:

  • открытие и поддержка новых талантливых имен, сберегающих духовность творчества
  • продвижение национального киноискусства
  • взаимодействие кинематографистов ближнего зарубежья

Глава смотра И.Шевчук, в жюри В.Маканин, Е.Рождественская.

Среди призеров: И.Минаев, В.Ыунпуу, Е.Турсунов, М. Абдыкалыкова.

Арткино

Фестиваль короткометражного авторского кино организован в 2008 в Москве.

Конкурс для работ любых жанров на русском языке, длительностью не более 30 минут. Смотр профессиональный, хотя многие участники очень молоды. Цели проекта:

  • возрождение российского авторского кино
  • поощрение новаторских направлений в киноискусстве
  • пробуждение интереса зрителей к опытам в сфере авторского короткого метража

В составе жюри: В.Сторожева, Ю.Арабов.

Призерами становились К.Плетнев, Я.Конофальская, Д.Семибратов.

Специальные призы вручались А.Герману, Ю.Норштейну.

Сталкер

Международный фестиваль фильмов о правах человека учрежден в 1995.

Задачи фестиваля:

  • просвещение людей в области правовых явлений средствами кино
  • показы лучших фильмов о правах человека широкой зрительской аудитории
  • поощрение создателей фильмов о правах человека

В жюри: М.Хуциев, В.Абдрашитов, А,Симонов.

Среди призеров: Т.Воронецкая, М.Кравченко, Д.Тюрин.

Специальные призы получали В.Приемыхов, И.Дапкунайте.

В стране проводится масса не только российских, но и международных, региональных кинофестивалей. Тематика их самая разная: экранизации, любительское кино, этнографическое, комедийное…
Ясно, что спектр интересов российского зрителя весьма широк. Такое неравнодушие и увлеченность — признак культурного подъема в обществе.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

velikayakultura.ru

Главные кинофестивали мира и России

 

1  Berlinale — Берлинский международный кинофестиваль

Берлин, Германия

Фестиваль почти лишен светского блеска, однако пользуется заслуженным уважением у публики и профессионалов с самого 1951 года. На «Золотого медведя» претендуют очень разные, но качественные фильмы, включая документальные – всего около 400 лент за год. Одновременно с основным с конкурсом активно работает кинорынок, где заключаются контракты, а у начинающих режиссеров и актеров есть возможность поучиться у маститых профи на лучших мастер-классах.

Лауреаты премии «Золотой медведь» 

Год

Фильм

Страна

2018

Не прикасайся

Румыния, Чехия, Болгария, Франция

2017

О теле и душе

Венгрия

2016

Море в огне

Италия

2015

Такси

Иран

2014

Чёрный уголь, тонкий лёд

КНР

2013

Поза ребёнка

Румыния

2012

Цезарь должен умереть

Италия

2011

Развод Надера и Симин

Иран

2010

Мёд

Турция

 

2  Festival de Cannes — Международный кинофестиваль в Каннах

Канны, Франция

Канны — самый авторитетный (хотя и не самый старый) кинофестиваль на планете. Попасть сюда чрезвычайно сложно, но возможность такая, как показывает практика, всегда остается. В разных программах жюри оценивает интеллектуальные фильмы, независимые проекты, первые ленты молодых кинематографистов; к тому же в Каннах умудряются отмечать блокбастеры вне конкурса и привлекать внимание к нестареющей классике. Знаменит фестиваль прежде всего благодаря участию звезд первой величины, ослепительным «красным дорожкам» и впечатляющим вечеринкам.

Золотая пальмовая ветвь с 2010 г.

Год

Фильм

Страна

2017

Квадрат

Франция, Швеция…

2016

Я, Дэниел Блейк

Великобритания, Франция…

2015

Дипан

 Франция

2014

Зимняя спячка

Турция, Германия…

2013

Жизнь Адель / La Vie d’Adèle

Франция,Бельгия…

2012

Любовь

Франция, Германия…

2011

Древо жизни

 США

2010

Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни

Таиланд, Великобритания…

 

3  Shanghai IFF — Международный кинофестиваль в Шанхае

Шанхай

Крупнейший кинофестиваль Китая стартует ежегодно в начале лета. Имеет весьма обширную программу. В нее входят международный конкурс игровых фильмов, где жюри выбирает лучшую картину (стоит заметить, что российские режиссеры получали главный приз уже два раза), лучший сценарий, лучшую операторскую работу, лучших режиссера, актера и актрису, присуждает гран-при и выдает награду за выдающиеся художественные достижения в области монтажа, грима и т. д.; конкурс Asian New Talent Award, название которого говорит само за себя; конкурс MOBILE SIFF; большая неконкурсная подборка международного кино; секции SIFF Mart и SIFFORUM. Размах имеют мероприятия в рамках SIFF Mart (кинорынок и питчинг) и SIFFORUM (лекции, семинары, круглые столы, мастер-классы).

Лауреаты премии «Золотой кубок»

Год

Фильм

Страна

2017

Педикаб

Филиппины

2016

Дэлань

КНР

2015

Никогда в жизни

Франция / Бельгия

2014

Маленькая Англия

Греция

2013

Майор

Россия

2012

Медведь

Иран

2011

Без бюстгальтера

Турция

2010

Поцелуй меня ещё раз

Италия

 

4  Moscow IFF — Московский Международный кинофестиваль

Москва, Россия

Один из самых старых кинофестивалей в мире проводится ежегодно в конце июня. Основной конкурс фестиваля, где присуждаются главный приз, спецприз жюри и призы за лучшие режиссерскую работу и исполнение мужской и женской ролей, славен тем, что включенные в него картины малоизвестных режиссеров из не самых востребованных кинематографий могут поставить в тупик даже матерых кинокритиков. Организаторы признают, что соревноваться в представительности конкурса с более авторитетными европейскими фестивалями бесполезно, и предлагают считать поиск новых талантов одной из основных целей ММКФ.

Конкурсные показы дополняются ретроспективами, актуальным международным кино, ранее побывавшим на других фестивалях класса «А», и блестящей программой документальных фильмов «Свободная мысль».

Победители кинофестиваля

ММКФ

Фильм

Страна

XXXIX

Хохлатый ибис

КНР

XXXVIII

Дочь

Иран

XXXVII

Лузеры

Болгария

XXXVI

Мой мужчина

Япония

XXXV

Частица

Турция

XXXIV

Отбросы

Великобритания

XXXIII

Волны

Испания

XXXII

Брат

Венесуэла

 

5   «Кинота́вр» — открытый российский кинофестиваль (ОРКФ)

Сочи, Россия

Кинотавр – открытый российский кинофестиваль, с 1991 года проводится в Сочи. Является вторым по значимости кинофестивалем в России после ММКФ, несмотря на то, что аккредитации FIAPF у него нет. Организаторами фестиваля являлись Марк Рудинштейн и Олег Янковский.

Задача Фестиваля — презентация новейших кинопроизведений, поддержка творческих поисков мастеров и молодых кинематографистов, повышение авторитета киноискусства, его значения в жизни общества и, как следствие, реальное воздействие на кинопроцесс. До 2011 года в конкурсе полнометражного кино могли принять участие только российские фильмы. С 2011 года географические рамки сняты и на конкурс может быть подан любой фильм на русском языке. Если это оправдано сюжетом, фильм может быть даже снят на другом языке — но в таком случае Россия должна быть одной из стран-производительниц; так, в 2017-м в конкурсе участвовал (и получил приз за лучшую режиссуру) фильм Резо Гигинеишвили «Заложники», совместного грузинско-российско-польского производства, снятый преимущественно на грузинском.

Лауреаты 2017 года

Приз «За честь, достоинство и преданность кинематографу»

Павел Чухрай

Главный приз

«Аритмия», реж. Борис Хлебников

Приз за лучшую режиссуру

«Заложники», реж. Резо Гигинеишвили

Приз за лучший дебют

«Теснота», реж. Кантемир Балагов

Приз за лучшую женскую роль

Инга Оболдина («ЖГИ!», реж. Кирилл Плетнёв)

Приз за лучшую мужскую роль

Александр Яценко («Аритмия», реж. Борис Хлебников)

Приз за лучшую операторскую работу

Владислав Опельянц («Заложники», реж. Резо Гигинеишвили)

Приз имени Григория Горина «За лучший сценарий»

Виталий Суслин, Иван Лашин («Голова. Два уха», реж. Виталий Суслин)

Приз имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» («За музыкальное решение фильма»)

«Турецкое седло», реж. Юсуп Разыков

Специальный диплом жюри («За новый уровень жанрового кино»)

«Блокбастер», реж. Роман Волобуев

Приз Гильдии киноведов и кинокритиков

«Теснота», реж. Кантемир Балагов,

Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков

«Турецкое седло», реж. Юсуп Разыков, «Голова. Два уха», реж. Виталий Суслин

Приз конкурса «Кинотавр». Короткий метр»

«Лалай Балалай», реж. Руслан Братов

 

6  Karlovy Vary IFF — Международный кинофестиваль в Карловых Варах.

Чехия, Карловы Вары

Заслуженный чешский МКФ традиционно открывается в начале июля. В первую очередь он ориентирован на кино стран Центральной и Восточной Европы, Балканского полуострова и бывшего СССР. В каждой секции вручаются свои награды, причем ко многим из них прилагаются ощутимые денежные призы.

Организаторы МКФ в Карловых Варах также дают возможность режиссерам из Восточной Европы и бывшего СССР представить проекты, находящиеся в производстве или на этапе post-production, дистрибьюторам и отборщикам других международных фестивалей. Для этого организованы специальные питчинги Works in Progress (игровое кино) и Docu Talents from the East (полнометражное документальное кино).

 

7  Locarno — Международный кинофестиваль в Локарно.

Швейцария, Локарно

Этот кинофестиваль часто называют «альтернативными Каннами для радикальных киноманов». Авторы этого определения подчеркивают, что и Канны, и Локарно сохраняют, в отличие от многих других, мировое значение. Другая черта, роднящая Канны и Локарно, — востребованность: за 11 дней показы в небольшом швейцарском городке успевают посетить ~170 000 зрителей. Помимо основной программы (Concorso internazionale), в которую, как уже было сказано, обычно попадает бескомпромиссное авторское кино, фестиваль предлагает международный конкурс дебютных и вторых фильмов (Concorso Cineasti del presente), конкурс коротко- и среднеметражного кино молодых авторов (Pardi di domani) и внеконкурсную подборку премьерных фильмов, снятых уже состоявшимися режиссерами. К наградам фестиваля — статуэткам леопарда — прилагаются солидные денежные премии в размере до 90 000 швейцарских франков.

 

8  Montreal World Film Festival — Монреальский международный кинофестиваль.

Канада, Монреаль

Хотя наиболее известным канадским кинофестивалем остается авторитетнейший Торонтский, «А»-аккредитацию FIAPF получил не он, а приходящийся на конец лета Монреальский. В основном конкурсе Монреаля не так уж часто встречаются картины действительно известных мастеров, а наличие дополнительных секций дебютного и студенческого кино явно указывает на то, что устроители нацелились открывать новые имена. В программе фестиваля эти ленты соседствуют с подборками свежих международных игровых и документальных фильмов. Российские режиссеры охотно отправляют свои работы в Канаду: в 2014-м, к примеру, в разных программах засветились сразу шесть отечественных фильмов.

 

9  Venice Film festival — Венецианский кинофестиваль.

Италия, Венеция

Старейший кинофестиваль основан по инициативе Бенито Муссолини. К сожалению, с возрастом позиции Венеции стали ослабевать, и теперь этот фестиваль, хоть и считается заслуженным, но тем не менее вряд ли можно сравнить с Каннским или Берлинским. Причин тому много. Во-первых, фестиваль проводится на острове Лидо с ограниченным числом гостиниц. Во-вторых, здесь, в отличие от тех же Канн, с большим трудом идет обновление инфраструктуры. В-третьих, Венецианский фестиваль, стартующий в конце августа, пересекается в календаре с Торонтским, который привлекает всё больше журналистов и профессионалов. Важно также, что Венеция не может соперничать с ведущими международным фестивалями по размеру кинорынка.

 

10  San Sebastian IFF — San Sebastian International Film Festival

Сан-Себастьян, Испания

Одно из крупнейших культурных событий Испании и фестиваль, который когда-то короновал начинающих Фрэнсиса Форда Копполу и Терренса Малика и уже отметил 60-летие, традиционно открывается во второй половине сентября. Картины крупных мастеров по-прежнему встречаются в его конкурсе, однако большинство отобранных фильмов сняты, что вполне естественно, в Испании, Аргентине, Чили, Франции, Мексике и США. Российское (советское) кино трижды побеждало в Сан-Себастьяне в конце семидесятых. Обязательный международный конкурс здесь сопровождается программой дебютных и вторых режиссерских работ, программой актуального международного кино, ретроспективами классики, программами детских, испанских и латиноамериканских фильмов.

 

11  Warsaw Film Festival — Крупнейший кинофестиваль Польши и Восточной Европы.

Варшава, Польша

Один из крупнейших фестивалей в Восточной Европе получил аккредитацию FIAPF довольно поздно, лишь в 2009 году. Устроители ежегодно готовят пять конкурсных и пять неконкурсных секций. В первую пятерку входят основная международная программа, конкурс дебютных и вторых фильмов, независимого кино, полнометражных документальных фильмов и короткого метра, а во вторую — спецпоказы, программа фильмов, уже побывавших на других международных фестивалях, польская классика, семейное кино и программа короткометражных фильмов, снятых в Польше. В основном конкурсе предусмотрено всего три обязательно присуждаемые награды (гран-при, приз лучшему режиссеру и спецприз жюри). Во всех остальных конкурсных категориях тоже есть призы, причем победа в большинстве случаев приносит еще и некоторую сумму денег. Кинорынок в Польше, организуемый уже десять лет подряд, носит название CentEast Market.

 

12  Tokyo International Film Festival — Международный кинофестиваль в Токио

Токио, Япония

Фестиваль, основанный в 1985-м и занимающий последнюю неделю октября в календаре. В конкурсе, по вполне понятным причинам, доминируют азиатские фильмы, и российское кино здесь встречается редко. Организаторы гордятся тем, что с первых лет жизни фестиваля всячески поддерживали молодых режиссеров: именно здесь, скажем, побеждал со своим первым полным метром «Сука-любовь» Алехандро Гонсалес Иньярриту. Неслучайно ко всем основным наградам международного конкурса (гран-при, спецприз жюри, призы лучшему режиссеру, актеру, актрисе, награда за «лучший художественный вклад», приз зрительских симпатий) прилагаются чеки на солидные суммы (от 50 до 5 тысяч долларов). Внеконкурсные программы доводят общее количество демонстрируемых в Токио фильмов до ~150 — нормы современного кинофестиваля. Параллельно с фестивалем проходит трехдневный кинорынок TIFFCOM, который считается одним из крупнейших в Азии.

 

13  Cairo International Film Festival — Каирский международный кинофестиваль

Каир, Египет

Самый, пожалуй, экзотический участник «А»-списка. Ноябрьский форум в Каире — единственный аккредитованный FIAPF фестиваль в Африке. Известно о нем не так уж и много: здесь точно организуют основный международный конкурс с призами FIPRESCI и наградами за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучший сценарий, лучшее исполнение мужской и женской ролей и «лучший художественный вклад», а также демонстрируют программы классики, дебютного кино, короткометражных и студенческих фильмов. Как ни странно, российское кино часто гостит в Каире: в 2009-м, к примеру, в конкурсе была картина Веры Глаголевой, годом ранее туда же попал фильм Карена Шахназарова, а в 2007-м — Валерия Пендраковского.

 

14  Tallinn Black Nights Film Festival — Киносмотр Прибалтики и Восточной Европы

Таллин, Эстония

«Темные ночи» проходят в Таллине, имеют внятный русскоязычный сайт и ежегодно собирают крепкие подборки российских фильмов. Программа достаточно обширна: в нее входят международный конкурс, конкурс кино стран Балтии, конкурс фильмов из Эстонии и конкурс североамериканского кино. Параллельно с этими основными программами идут три специализированных «подфестиваля», у каждого из которых есть свой сайт: Just Film (фестиваль детского и молодежного кино), Animated Dreams (международный фестиваль анимации) и Sleepwalkers (международный фестиваль короткометражного и студенческого кино). Список мероприятий, предназначенных для профессионалов индустрии, также весьма обширен, и для размещения необходимой информации выделены еще два сайта: Industry @ Tallinn (семинары, лекции, презентации, дискуссии, мастер классы и проч.) и Baltic Event (рынок копродукции, питчинги).

 

15  International Film Festival of India — Международный кинофестиваль в Индии

Панаджи, Гоа, Индия

Третий подряд ноябрьский фестиваль, развернувшийся на территории небезызвестного штата Гоа. Хотя сам по себе смотр имеет внушительную историю, ежегодным конкурсным событием он стал только в XXI веке. Логично, что необходимый вес фестиваль набрать пока не успел, и в конкурсе присутствуют в основном проекты дружественных и малоизвестных кинематографий (Иран, Бангладеш и т. д.), которые могут рассчитывать на получение крупных наград. Россияне пока побеждали здесь всего один раз: это удалось сделать Сергею Дворцевому и его фильму «Тюльпан».

 

16  Mar del Plata IFF — Международный кинофестиваль категории «А» в Мар-дель-Плата.

Мар-дель-Плата, Аргентина

«Испаноязычный» фестиваль, к которому применимо многое из того, что было написано про смотр в Сан-Себастьяне. В конкурсе доминируют Испания и Латинская Америка; единственный успех россиян датирован 2010 годом, когда лучшим режиссером стал Алексей Федорченко. Одинокую международную соревновательную категорию аргентинские организаторы решили дополнить местными программами (полно- и короткометражного кино Латинской Америки и Аргентины).

 

 

infoselection.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *