Жизнь афанасия никитина: Афанасий Никитин (1433-1475) |

Афанасий Никитин — биография, жизнь и смерть путешественника

Фото Все
Видео Все

Россияне гордятся своим соотечественником Афанасием Никитиным. Этот торговец и мореплаватель был одним из первых европейцев, ступившим на землю Индии. Знаменитый путешественник открыл восточную страну за четверть века до Васко да Гамы и других португальцев.

Путевые записки Афанасия Никитина, получившие название «Хождение за три моря», представляют собой подробное описание быта, политического устройства восточных государств. Рукописи Никитина были поистине новаторскими трудами. Морское путешествие описывалось здесь не как паломничество, это было повествование о торговле. Афанасий считал свои записки греховными. И только через несколько столетий историк и писатель Николай Карамзин опубликовал рассказы Никитина в своем труде, в «Истории государства Российского».

Детство

Сведений о детстве знаменитого русского путешественника крайне мало, поскольку его биографию стали записывать только в период экспедиций. Он родился в Твери, примерно в XV веке, в семье крестьянина. Отца будущего торговца звали Никитой, по этой причине «Никитин» считается не фамилией, а отчеством. Афанасий уже в молодые годы стал купцом, много ездил по свету, по торговым делам бывал в Византии и Литве. Товар молодого предпринимателя пользовался спросом, и вскоре он стал зажиточным человеком.

Экспедиции

Купец, нуждающийся в новых рынках сбыта, решил начать торговлю в Астрахани. Для этого ему надо было заручиться поддержкой тверского князя, Михаила Борисовича III. Князь выдал такое разрешение, по этой причине многие исследователи считали Никитина тайным дипломатом. Но никаких данных на этот счет современным историкам найти не удалось.

Маршрут экспедиции Афанасия Никитина

Заручившись поддержкой князя, торговец отправляется из Твери в Астрахань. Он плыл по Волге, первую остановку сделал в городе Клязин. В Клязине Никитин отправляется в монастырь, получает благословение у игумена. Чтобы опасное путешествие было благополучным, он возносит молитвы Святой Троице. После этого Никитин продолжил путешествие, пунктами которого был Углич, Кострома, Плес.

С начала путешествие было исключительно благополучным. Но в Нижнем Новгороде торговцу необходимо было встретиться с Хасан-беком, послом Ширванского государства. Планы Никитина в то время уже были нарушены, он хотел продолжать свое путешествие вместе с русским посольством Василия Папина, но не успел догнать эту экспедицию.

Возле Астрахани путешественники подверглись нападению. На их экспедицию напали разбойники-татары, разграбившие корабль. Одно судно затонуло, торговцам пришлось продолжать путешествие на двух кораблях. Они остановились в городе-крепости Дербент, стали подсчитывать убытки.

Вернуться на родину многим путешественникам было просто невозможно. За потерянный товар нужно было держать ответ, а ценности были закуплены в кредит, на государственные деньги. Более состоятельные мореплаватели, которые могли отвечать по долгам, вернулись на родину. Другим пришлось искать себе новое пристанище, некоторые остались в Шемахе, были и такие, кто отправился работать в Баку.

Афанасий Никитин был большим оптимистом, никогда не теряющим надежду на лучшее. Рассчитывая поправить свое материальное положение, он решил продолжить плавание в южном направлении. Из Дербента путешественник отправляется в Персию, после этого пунктом его назначения стал Ормуз. Это был оживленный портовый город, в котором пересекались торговые пути разных континентов. Из Ормуза можно было добраться до Египта, Китая, Индии, Малой Азии. В своих рукописях русский путешественник называет этот портовый город «пристанищем Гурмызьским». Именно отсюда на Русь поставляли жемчуг.

Никитин был очень умным, дальновидным человеком, имеющим настоящую предпринимательскую жилку. Ему стало известно, что в Ормузе можно приобрести породистого жеребца, которых в Индии нет. Лошадь можно будет продать по заоблачной цене. Торговец приобрел жеребца и отправился в Индию. Эта страна уже была нанесена на карты, однако ни один из европейцев еще не успел побывать здесь.

В 1471 году Никитин приплыл в город Чаул. С возвращением на родину путешественник не торопился. В Индии торговец жил в течении трех лет. Он не терял времени даром, тщательно изучал быт и государственное устройство солнечной страны. Все свои наблюдения и выводы путешественник изложил в рукописных трудах.

В этой стране все было удивительным и непривычным. Индийские женщины и детишки разгуливали по улицам своих городов и селений абсолютно голыми. Князья в этой стране закрывали голову и бедра покрывалами. Вначале путешественник думал, что ходить обнаженными женщин и детей заставляет нужда, но это было не так. Очень многие жители удивительной и непостижимой страны носили золотые браслеты, что говорило о их неплохом материально положении.

Афанасий искренне не понимал, почему индийцы приобретают дорогие украшения и не могут позволить себе купить одежду. Его удивляло и количество населения, индийцев было очень много, и каждая вторая из женщин была в положении.

В Чауле путешественнику не удалось продать своего жеребца по выгодной цене. По этой причине с наступлением весны он отправился вглубь страны. Через некоторое время на пути торговца оказалась северо-западная крепость Джуннар. Наместником ее был Асад-Хан. Породистый жеребец был хорош, но стоимость живого товара крайне не понравилась господину. Наместник применил силу и отнял жеребца у русского путешественника.

Афанасий Никитин в Индии

В ходе беседы с купцом Асад выяснил, что Никитин является приверженцем христианства, и предложил путешественнику принять ислам. За это он обещал вернуть жеребца, а в придачу дать золота. Если же торговец ответит отказом, то через 4 дня его ждет смерть.

В своей рукописи Афанасий утверждает, что от верной гибели его спас только счастливый случай. Не желая показать жестокость перед своим гостем, старцем Мухаммедом, оказавшемся в крепости, наместник помиловал Никитина. Он отпустил чужестранца, и возвратил ему жеребца. Однако у исследователей есть некоторые сомнения по поводу окончания этой истории. Они считают, Никитин мог принять магометанскую веру, поскольку его записки были буквально испещрены иностранными словами.

Фрагмент записей «Хождение за три моря»

Никитин удивлялся не только обычаям индийцев. Его поражала и природа этой страны, экзотический растения и животные. Здесь он в первый раз увидел змей и обезьян. Он уехал из Индии, полным впечатлений, путешествие показалось ему ярким и красочным. Однако торговой выгоды он так и не получил, продажа единственного жеребца обернулась убытком и наложением штрафа. Афанасий возвратился на родину с пустыми руками, увезти из Индии было нечего, кроме дешевого перца и красок.

Путешествие по солнечным странам утомило мореплавателя, он мечтал оказаться на Руси. Свой путь на родину он начинает из торгового порта Ормуз, плывет через Иран на север. Так Никитин оказался в турецком Трабзоне. Здесь его приняли за шпиона, изъяли все ценное, что находилось на судне. Рукописи были никому не нужны, поэтому они сохранились.

После Никитина освободили, и он добрался до Феодосии. Здесь купец встретился с русскими торговцами, занял денег, чтобы отдать долги. Зиму 1474 года он провел в феодосийском городе Кафе. С наступлением весны путешественник собирался отправиться в Тверь, однако ему не удалось добраться до своей малой родины.

Личная жизнь

Какой была личная жизнь мореплавателя – остается только догадываться, никаких сведений об этом не сохранилось. Но благодаря его запискам нетрудно составить словесный портрет этого человека. Он был настоящим оптимистом, не боящимся никаких трудностей. За время своего путешествия Никитин успел освоить несколько иностранных языков, в его записках много арабских, персидских, тюркских слов.

Внешне Афанасий выглядел как обыкновенный славянин, был кудрявым, светловолосым, голубоглазым. Путешественник носил короткую квадратную бороду.

Причина смерти

Путешественник умер в Смоленске. Причина его смерти неизвестна, однако биографы утверждают, что долгое проживание в странах с разным климатом не пошло на пользу мореплавателю. Он отличался крепким здоровьем, но и оно не выдержало всех тягот, выпавших на долю путешественника.

Памятник Афанасию Никитину в Твери

Торговцы, товарищи Никитина, сопровождавшие странника, доставили его записки в Москву. Они передали дневник мореплавателя советнику Ивана III. Рукописи путешественника в 1480 году были включены в летопись.

Ссылки
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Афанасий Никитин биография кратко – жизнь и открытия путешественника (5 класс)

– гг.

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 227.

Афанасий Никитин (1-я половина XV века – 1475 г.) – русский мореплаватель, тверской купец, писатель, автор путевых записей «Хождение за три моря». Вошел в историю как один из первых европейцев, достигших Индии. Краткая биография Афанасия Никитина будет особенно интересна для учеников 5 класса, которые узнают, что открыл знаменитый путешественник.

Детские и юные годы

О ранних годах жизни Афанасия Никитина известно очень мало. Это связано с тем, что биографию русского путешественника стали записывать, когда он уже был взрослым человеком, и стал совершать свои знаменитые экспедиции.

Известно лишь, что Афанасий Никитин появился на свет в городе Тверь в середине XV века. Его отец был простым крестьянином по имени Никита. Так что «Никитин» – это не фамилия, а отчество путешественника.

Уже в юности Афанасий решил попробовать себя в купеческом деле, и ему явно сопутствовала удача: его товары пользовались спросом, и благосостояние молодого купца росло. В поисках дорогих товаров Никитин успел побывать в разных заморских странах, и с той поры навсегда полюбил путешествия.

Экспедиции Никитина

Будучи опытным купцом, Никитин стремился расширить торговлю в пределах нынешней Астрахани. Получив разрешение тверского князя Михаила Борисовича III и благословение у игумена, он отправился в дальний путь.

Поначалу морское путешествие шло без особых проблем, но беда настигла купцов, когда те проплывали мимо Астрахани. На их корабли напали татарские разбойники: они полностью разграбили один из кораблей, а еще один – затопили.

Тверские купцы, потерявшие дорогой товар, не могли вернуться на родину, так как их ждали долговые обязательства. Лишь немногие из моряков Никитина вернулись на родину, остальные же разбрелись по свету в поисках лучшей доли.

В надежде спасти свое материальное положение, Никитин отправился в плавание в южном направлении. Оказавшись в Ормузе – пересечении торговых путей Египта, Китая, Индии и Малой Азии, купец узнал, что в индийской стороне высоко ценятся чистокровные жеребцы. Никитин приобрел дорогого скакуна в надежде продать его в Индии, и получить хорошие барыши.

Путешествие в Индию

В те далекие времена Индия, хоть и была на картах, оставалась загадочной и неизведанной страной для европейцев. В 1471 году Афанасий Никитин прибыл в город Чаул, где прожил три года. Он внимательно изучал быт и нравы местных жителей, записывая свои наблюдения в рукописях.

Тверской купец удивлялся тому, что в Индии все жители ходили полуголыми, и многие из них носили золотые украшения. Его поразила и численность этого экзотического государства: каждая вторая женщина ожидала ребенка. Сильное впечатление произвел на Никитина богатейший животный мир Индии: здесь он впервые увидел обезьян и змей.

В Чауле Афанасий Никитин так и не смог продать жеребца, и потому отправился в самую глубь страны. Хозяин крепости Джуннар, Асад-Хан, решил забрать породистого скакуна силой, угрожая путешественнику смертью. Лишь благодаря счастливой случайности Никитин оказался в живых.

Несмотря на то, что путешествие в Индию оказалось ярким и захватывающим, Никитин оказался недоволен этой поездкой: он так и не смог выгодно продать коня, и остался в убытке.

Наследие русского мореплавателя

Афанасий Никитин не был женат, не оставил он после себя и наследников. Однако после смерти мореплавателя остались ценные рукописи, повествующие о его удивительном путешествии в Индию. За три года странствий Никитин изучил чужеземные языки, и его сообщения пестрели персидскими, арабскими и тюркскими словами.

Во время своего возвращения на родину купец оказался в турецком городе Трабзоне, где его арестовали, приняв за шпиона. В итоге Никитину удалось вырваться на свободу, но он был совершенно разорен, и все, что имел при себе – лишь рукописи, подтверждавшие его удивительные открытия.

Биография Афанасия Никитина была бы более полной, если бы не резкое ухудшение здоровья, связанное с путешествием по странам с экзотическим климатом. Скончался тверской купец в 1475 году в Смоленске. Его рукописи были доставлены купцами в Москву, где были переданы советнику князя Ивана III. Они не были оставлены без внимания и в 1480 году вошли в летопись.

Тест по биографии

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Евгений Канакиди

    10/10

Оценка по биографии

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 227.


А какая ваша оценка за эту биографию?

Индия глазами русского путешественника

Как и все путешественники, русский купец Афанасий Никитин упаковал все необходимое для длительного заграничного путешествия, но путешествовал он не налегке. Русский купец, проделавший весь путь из Твери в России в Индию по суше и по морю, взял с собой необычный груз — лошадь.

Никитин был расчетливым купцом и слышал, что в Индии не разводят хороших лошадей. Поэтому он решил, что получит за это хорошую цену. Это было средневековье, и такая поездка, как у Никитина, была сопряжена с неопределенностью, поэтому возить с собой ценные вещи было нельзя. Кроме того, была большая вероятность, что на него нападут и ограбят пираты. И действительно он был. Лошадь будет его единственной страховкой в ​​чужой стране.

Причина, по которой Никитин был готов так сильно рисковать, заключалась в репутации, которую приобрела Индия. Для средневекового мира Индия была страной чудес, и многие иностранные путешественники приезжали сюда в поисках специй, шелка, драгоценных камней и даже религии. Нам известны имена Мегастен из Греции, Хиуен Цанг из Китая, Аль Бируни из Персии, Ибн Батута из Марокко и Марко Поло из Италии, чьи рассказы упоминались на протяжении всей истории.

Никитин прибыл в Индию в 15 веке нашей эры, и его рассказ о путешествии дает нам важные сведения об индийском обществе того времени. Это также говорит нам о 500-летних связях между Индией и Россией.

Долгий путь

Афанасий Никитин родился в Тверском княжестве, зажиточном торговом центре. Купцы со всех концов стекались в Тверь, принося новости о различных товарах, и Индия занимала видное место в их рассказах. Это было время, когда Индией правил султанат Бахмани (1347 — 1518), который активно торговал с Персией. Услышав эти рассказы, Никитин решил попытать счастья.

Он вместе с этим драгоценным конем путешествовал по Черному и Каспийскому морям в Иран и Оман, и в гавань Ормуза на Ближнем Востоке. Отсюда он начал свое плавание через Аравийское море в Индию, делая по пути несколько продолжительных остановок и документируя все в своем журнале, который называл Путешествие за три моря.

Гавань Чаул | Куруш Далал

Никитин достиг западного побережья Индии в 1469 году и высадился в порту Камбей (Кхамбхат) в современном Гуджарате. Он купил здесь немного индиго и продолжил путь в Махараштру, где его конечным пунктом назначения была деревня Чаул в районе Райгад. Когда он приземлился в Чауле, он удивился, почему люди были почти голыми, с обнаженными головами и грудью и с круглыми животами. Он добавляет, что они носили драгоценности и украшения. Как они были источником удивления для него, так и он был для них, потому что они бежали за ним, глядя.

В то время местный правитель был подчиненным Бахманского султана Мухаммад-шаха III (1463-1482). Поскольку султан был еще ребенком, когда взошел на трон, могущественный Махмуд Гаван исполнял обязанности его визиря или премьер-министра. Он носил титул Малик эт-Туззар. В своем аккаунте Никитин называет его «Туззар». Бидар служил столицей бахмани, и Никитин решил посетить его.

Форт Бидар | LHI

Он писал в своей книге, что в Бидаре на рынке продавались лошади, парчовый шелк и «черные люди». Предчувствие Никитина оправдалось. Он продал здесь своего чистокровного коня по хорошей цене и использовал вырученные деньги до конца своего тура. Он говорит, что во дворце в Бидаре было семь ворот и «сотня» вооруженных охранников у каждых ворот. «Сотня» писцов записывала имена абитуриентов. Дворец был красиво украшен золотыми узорами. Он описывает слонов, которых использовали для переноски «замков» (9).0017 howdas или сиденье с навесом), которое иногда перевозило 12 человек.

Никитин дает живописное описание царского шествия во время Улу Байрам («великий пир» или Курбан-байрам). Он был свидетелем пышной прогулки султана и его сановников с 300 слонами и людьми, вооруженными мушкетами. Кони в золотых сбруях, трубачи и танцовщицы, гаремные жены сопровождали поезд. Дрессированный слон, одетый в богатую ткань, с большой железной цепью во рту нападал на людей и лошадей, чтобы держать их подальше от султана. В его дневнике также упоминаются войны между султанатом Бахмани и империей Виджаянагара (1336–1646), которые боролись за власть в Декане.

Памятник Никитину в Чауле | https://russinfo.in/

Однако Никитина не впечатлило все увиденное. Он заметил, что высшие касты носили шелк, а большинство других мало. Он писал, что был введен в заблуждение рассказами мусульманских купцов о том, что Индия была страной изобилия. Ничего интересного нельзя было купить, что было бы полезно его соотечественникам! Хотя перец и индиго были дешевы, пошлины для иностранцев были высоки, а перевозки через моря слишком опасны из-за пиратов, писал он.

Что касается пищевых привычек, то Никитин отметил, что мужчины ели баранину, птицу, яйца и свинину, но не говядину. Обычной пищей были рис, кичри (приготовление из риса и чечевицы), овощи, топленое масло и молоко, а вино делали из кокосов. Он писал, что «из воловьих экскрементов пекли хлеб и варили блюда, а пеплом красили себе лица, лбы и тела».

Никитин также пишет, что он ездил в священный город Парват и восхищался там великим храмом (возможно, Малликарджуна Джьотирлинга в Андхра-Прадеше). Он сказал, что храмовый комплекс был примерно вдвое меньше, чем в его родном городе Твери! Паломники сюда прибывали тысячами, пешком и в повозках, запряженных волами.

Широко раскрытый русский был очарован преданностью, которую он видел в людях. Он заметил: «Всего в Индии 84 конфессии, и все верят в Бога. Люди поклонялись разным бутам (идолам) разной формы, а также формам Человека-Слона (Ганеша) и Человека-Обезьяны (Хануман). Люди разных вероисповеданий не едят и не пьют вместе и не вступают в смешанные браки».

Никитин также посетил алмазные рудники вокруг Райчура (в современной Карнатаке) и Голконды (в современных Андхра-Прадеше и Телангане), где ограненные алмазы имели мировой рынок. Он написал об их ценах и качестве. Он также писал о Каликуте и Цейлоне, но ученые сомневаются, что он действительно посещал эти места. О Каликуте (Кожикоде) он упоминает, что это был центр всей торговли через Индийский океан. Перец, красители, орехи, камфора, корица, имбирь и всевозможные специи росли вокруг Каликута и продавались за границу. Цейлон (Шри-Ланка) славился драгоценными камнями и прекрасными слонами.

Проведя столько времени в Индии, Никитин затосковал по дому. Он отмечает, что это был «четвертый раз, когда Пасха прошла» с тех пор, как он ушел из дома, и в этот день «глаза его искали утешения в звездах». Хотя он был набожным христианином, были времена, когда его заставляли принять ислам, но он «избегал их всех», как отмечается в его книге. Но он также писал, что принял мусульманское имя «Ходжа Юсуф Хорасани» в Индии.

Пробыв в Индии три долгих года, Никитин отправился в долгий путь домой. Он отплыл из Дабхола (район Ратнагири в Махараштре) в Эфиопию, а затем далее в Маскат и далее в Россию. Поскольку его книга обрывается резко, предполагается, что Никитин умер под Смоленском в России в 1472 году, всего в 400 км от своего дома в Твери.

Фильм о Никитине | Wikimedia Commons

Несмотря на то, что Никитин не был ни философом, ни ученым, его труды демонстрируют острую наблюдательность. Он изучал социальную систему Индии, экономику, религию, образ жизни и многое другое и даже сегодня является ценным источником информации. Его захватывающий взгляд на индийскую жизнь был в 1957 году экранизирован как на хинди, так и на русском языке. Версия на хинди была названа Pardesi , а Притхвирадж Капур играл роль Махмуда Гавана. Сюжет повествует нам о путешествии Афанасия Никитина (в исполнении российского актера Олега Стриженова), который отправился в Индию и влюбился в туземную девушку Чампу (в исполнении Наргис Датт).

ФРЕСКОЕ ИСКУССТВО КЕРАЛА — ADVAITA

5 700 ₹

НАСКОЛЬНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ КЕРАЛА — ADVAITA

5 700 ₹

ФРЕСКОЕ ИСКУССТВО КЕРАЛА — ADVAITA 90 061

₹5,700

Афанасий Никитин | Русский землепроходец и писатель

В русской литературе: Произведения, отражающие московитское могущество

…За три моря») купец Афанасий Никитин описывает свои путешествия в Индию и Персию в 1466–1472 гг. Однако самое поразительное в этот период то, чего не произошло: Россия не пережила Ренессанса и оказалась достаточно изолированной от Запада. Ничего похожего на западную светскую литературу, философию или науку…

Подробнее

«,»url»:»Введение»,»wordCount»:0,»sequence»:1},»imarsData»:{«INFINITE_SCROLL»:»»,»HAS_REVERTED_TIMELINE»:»false»}, «npsAdditionalContents»:{},»templateHandler»:{«name»:»INDEX»},»paginationInfo»:{«previousPage»:null,»nextPage»:null,»totalPages»:1},»uaTemplate»:» ИНДЕКС»,»infiniteScrollList»:[{«p»:1,»t»:415224}],»familyPanel»:{«topicInfo»:{«id»:415224,»title»:»Афанасий Никитин»,»url «:»https://www.
britannica.com/biography/Afanasy-Nikitin»,»description»:»Русская литература: Произведения, отражающие власть Московской: …За тремя морями») купец Афанасий Никитин описывает свое путешествие в Индию и Персия в 1466–1472 гг. Однако самое поразительное в этот период то, чего не произошло: Россия не пережила Ренессанса и оказалась достаточно изолированной от Запада. Ничего похожего на западную светскую литературу, философию или науку,…»,»type»:»ТЕМА»,»titleText»:»Афанасий Никитин»,»metaDescription»:»Другие статьи, где обсуждается Афанасий Никитин: Русская литература: Произведения, отражающие Московская держава: …за три моря») купец Афанасий Никитин описывает свои путешествия в Индию и Персию в 1466–1472 гг. Однако самое поразительное в этот период то, чего не произошло: Россия не пережила Ренессанса и оказалась достаточно изолированной от Запада. Ничего похожего на западную светскую литературу, философию или науку,…»,»identifierHtml»:»Русский исследователь и автор»,»identifierText»:»Русский исследователь и автор»,»topicClass»:»биография»,»topicKey»:» Афанасий-Никитин»,»articleContentType»:»ИНДЕКС»,»ppTecType»:»ЛЮДИ»,»gaTemplate»:»ИНДЕКС»,»topicType»:»ИНДЕКС»,»relativeUrl»:»/biography/Афанасий-Никитин», «assemblyLinkPrefix»:»/media/1/415224/»},»topicLink»:{«title»:»Афанасий Никитин»,»url»:»https://www.
britannica.com/biography/Afanasy-Nikitin» },»tocPanel»:{«title»:»Directory»,»itemTitle»:»Ссылки»,»toc»:null},»groups»:[]},»byline»:null,»citationInfo»:null, «websites»:null,»freeTopicReason»:»TOPIC_IS_INDEX_PAGE»,»topicCollectionLinks»:[],»articleSchemaMarkup»:{«keywords»:»Афанасий Никитин»,»wordcount»:0,»url»:»https:// www.britannica.com/biography/Afanasy-Nikitin»,»description»:»Другие статьи, в которых обсуждается Афанасий Никитин: Русская литература: Произведения, отражающие московскую власть: …За тремя морями»), купец Афанасий Никитин описывает свои путешествия в Индия и Персия в 1466–1472 гг. Однако самое поразительное в этот период то, чего не произошло: Россия не пережила Ренессанса и оказалась достаточно изолированной от Запада. Ничего похожего на западную светскую литературу, философию или науку…»,»издатель»:{«название»:»Энциклопедия Британника»,»@тип»:»Организация»,»логотип»:{«url»:»https: //corporate.britannica.com/wp-content/themes/eb-corporate/_img/logo.png»,»@type»:»ImageObject»}},»@context»:»https://schema.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *