Resolute United Ukrainian Ballet оживляет «Жизель» в Кеннеди-центре
Обручение, предательство и окончательное прощение: эти темы превращают «Жизель » в один из любимых балетов романтического канона. На этой неделе, излучая стойкость, мужество и патриотизм, специальная балетная труппа под названием «Объединенный украинский балет» вновь оживляет этого боевого коня балета, демонстрируя при этом неукротимый дух украинского народа.
Российское вторжение в Украину нарушило повседневную жизнь, в том числе артистов и артистов балета многих национальных оперных театров. Карьера артиста балета коротка, и неумение тренироваться и выступать может сделать ее еще короче. В то время как многие танцовщицы бежали со своей родины, из-за шквала российских ударов по городам и поселкам Украины, включая ее столицу Киев, мужчин призывали воевать. Руководители балетной труппы потребовали, чтобы танцоры-мужчины были освобождены от военной службы, чтобы своим искусством служить украинскому народу. Это было предоставлено.
Шестьдесят танцоров из Украины и со всего мира, в том числе из Национальной оперы Украины, Дойнецкого оперного театра, Харьковской национальной оперы и Донбасской оперы, и многих других, отправились в Гаагу, Нидерланды. К ним присоединились граждане Украины, в том числе Кристина Шевченко из Американского театра балета и Катерина Деречина из Вашингтонского балета.
«Жизель» Алексея Ратманского, Акт 1, Объединенный Украинский Балет. Фото © Алтин Кафтира.Вместе эта специальная группа захватывает дух своей концепцией и физическим мастерством, сплачиваясь, чтобы создать единую компанию, на которую могут уйти годы или десятилетия всего за несколько месяцев, пока их родина борется за свое выживание. Это чувство безотлагательности, особенно во втором акте, ощутимо и достигло апогея с поклонами и вызовами занавеса на премьере. Ведущие танцоры Шевченко и Алексей Тютюнник вышли в центр сцены, задрапированные ярким сине-желтым транспарантом с надписью «Стоим вместе с Украиной», а затем российско-украинский хореограф Алексей Ратманский гордо растянул над головой украинский флаг.
Путешествие к Жизель и Центру Кеннеди было непростым, но его облегчили случайные обстоятельства. Бывшая консерватория, ставшая центром для беженцев в Гааге, стала пристанищем и домом для этой новой украинской балетной труппы. В прошлом году труппа выступала в Лондоне, Австралии и Париже; это относительно позднее бронирование в Оперном театре Кеннеди-центра — единственное представление в США, и, по словам сотрудника Кеннеди-центра, это произошло только тогда, когда отмена Национального балета Китая вызвала дыру в балетной серии. Объединенный украинский балет прекрасно заполнил счет.
Когда хореограф Алексей Ратманский услышал, что украинские танцовщики укрылись в Гааге и им нужен балет, он не колебался. Известный балетмейстер и постановщик, хотя и родился в Ленинграде, имеет русскую мать и украинского отца; его сердце, по его словам, полностью бьется за Украину.
Ратманский подарил этому сборищу убегающих танцоров полностью реализованную и обновленную версию романтической классики XIX века. Результат: освежающе убедительный вечер, основанный на исторических прецедентах, которые Ратманский раскопал, исследуя архивные заметки и отчеты о балете, зародившемся в 1841 году в Париже. Он делал это раньше с Спящая красавица, среди других классиков.
Объединенный Украинский Балет, приглашенная артистка Кристина Шевченко и Алексей Тютюнник, London Coliseum. Фото Марка Сеньора.История Жизели, жизнерадостной молодой женщины, одурманенной Альбертом (Альбрехтом или Лойсом, в некоторых версиях), дворянином, живущим в трущобах деревенским жителем, часто используется в балетном каноне. Конюшня репертуара, Жизель предлагает два акта элегантного танца, наряду с пафосом горя, когда Жизель обнаруживает, что ее жених не тот, за кого он себя выдает, и помолвлен с дворянкой. Как брошенная невеста, которая умирает перед свадьбой, она смирилась с тем, чтобы бродить по лесу в образе призрачного духа по имени Вили. Во втором «белом акте» — в полуночном лесу — представлены эти призрачно-красивые Уиллисы, одетые в мерцающие паутинные пачки в форме колокольчиков.
Но их красота обманчива: брошенные женихом, они бродят по лесу, чтобы отомстить одиноким мужчинам, которых танцуют до смерти.Основывая работу на хореографии балетмейстера 19-го века Мариуса Петипа, после Жана Коралли и Жюля Перро, с начала 19-го века, Ратманский реанимирует то, что может, в зависимости от труппы, быть уравновешенным опытом, предназначенным для приверженцев балета. Здесь он возвращается к пассажам пантомимы, которые часто не получают должного внимания, особенно в американских труппах. Кодифицированные жесты обычно выражают основные чувства любви, страха и обещания выйти замуж и предвещают смерть. Эта версия позволяет Берте (Елена Михайлова в роли свирепой мамы-вертолета), матери Жизели, «говорить», изображая ее заботы и жуткую предысторию того, что происходит с молодыми девушками, которые не подчиняются желаниям своих матерей и тайно ухаживают за кем-то. Ее резкий жест, когда ее предплечья образуют крест, направленный к земле, звучит правдоподобно для всех матерей подростков на протяжении тысячелетий, которые заявляли: «Будьте осторожны, или вы рано окажетесь в могиле».
В обоих актах маленькие и большие детали создают более убедительную Жизель, чем я видел за десятилетия танцев. Некоторые, я не уверен, полностью необходимы, например, смещение вариаций полусолистов первого акта во время вариаций жителей деревни на более формализованную структуру grand pas de deux. Для тех, кто знает, гран-па-де-де из четырех частей обычно зарезервировано для четырехактных классических балетов и позволяет прима-балерине и танцору продемонстрировать свое техническое мастерство.
Во втором акте, до появления вилисов, в дерзкой лесной сцене изображена группа собутыльников, гуляющих по ночам ради забавы. Этот «братанский» момент, когда они выпивают друг за друга и чуть не бьют кулаками, напоминает любой субботний вечер в пабе, наполненный тестостероном. Потом на них наткнулся Иларион, а позже Альберт. Далекий колокол бьет полночь, и мысль о призраках заставляет их разбегаться. Вилисы под предводительством властной Мирты, устрашающей подлой девицы Елизаветы Гогидзе, носятся и даже летают по сцене, собираясь танцевать под бдительным оком своего высокого лидера, их полупрозрачные вуали улетают, словно по волшебству.
Ратманский украсил и придал значимость этому белому акту благодаря своей тонкой постановке и рисункам на полу. Танцоры собираются, описывая круги и линии и, что наиболее примечательно, выстраиваются в форме креста, когда свежая могила Жизели стоит в стороне. Другие интригующие моменты включают в себя танцевальные раунды, похожие на бойцовский клуб, которые Альберт вынужден исполнять по приказу Мирты, ее стальной взгляд, руки скрещены на груди. Его толкают и тянут вверх и вниз по диагональной линии Вилиса, пока он не падает в изнеможении.
Шевченко придает своей Жизели яркую индивидуальность, она девчачья, но немного авантюристка в первом акте. Мать часто ругает Жизель за слабое сердце; эта Жизель излучает дерзкий дух. Неудивительно, что граф Альберт влюбляется в ее живость. Тютюнник, худощавый и длинноногий, далеко не такой хамский, как многие Альберты/Альбрехты, которых я встречал. Его прыжки взлетают вверх, предполагая, что он привык к большей сцене, чем Оперный театр, и он прекрасный партнер для Шевченко, мягко направляя ее в равновесие. Шевченко, которая вернется в Оперный театр в конце этого месяца в роли Джульетты в своей домашней труппе Американского театра балета «9».0003 Ромео и Джульетта, имеет прекрасное чувство ballon или отскока, который идеально подходит для многих версий «шага Жизели», мягкого прыжка на одной ноге, когда другая нога открывается и закрывается в лодыжке, как петля. Это ее фирменный танец, сделанный для 15-секундного видео TikTok.
Королевский балет Бирмингема (Великобритания) предоставил свои декорации и костюмы для постановки. Вилисы из Акта II мерцают в бледно-серо-голубых тонах лунного света, а не в традиционных ярко-белых романтических пачках, которые носит только Жизель.
Новая постановка последних мгновений Жизели, когда она прощает Альберта, полностью изменила манеру поведения балета. Жизель устраивается на возвышении или холмике в углу сцены, смирившись со своей судьбой брошенной женщины, предсказанной ее матерью в первом акте. Когда обиженный Альберт приближается к ней в последний раз, она поднимает голову и плечи и делает ему жесты — восход солнца на заднем плане, показывающий прибывающую королевскую свиту, — чтобы он отправился к своей первоначальной невесте Батильде. Жизель зарабатывает свои крылья, прощая и отпуская возлюбленного. Она останется Вили, смирившейся с призрачной жизнью только для того, чтобы восстать в полночь в лесу.
В модели Giselle , наполненной волнующими моментами, этот последний жест был глубоко прочувствован и резонировал с упорной и безудержной работой компании.