Храмовая змея – Храмовая куфия | Мир животных и растений

Храм со змеями на Пенанге — информация, описание, как добраться, фото, видео

Местные жители Малайзии являют собой настоящую смесь различных религий и течений: ислам, буддизм — Тхеравада, Махаяна, Ваджраяна, индуизм, христианство — католичество и протестантство, даосизм и другие религии. Не удивительно, что храмы здесь на каждом шагу. На острове известны несколько красивых и необычных храмов. Об одном из таких — Змеином Храме (Snake Temple) — хочу вам рассказать.

Что посмотреть на Пенанге

Меня заинтересовал Змеиный Храм на Пенанге своей историей. А больше всего хотелось увидеть обитающих в нем змей. Храм на Пенанге не единственный в Азии, где живут змеи. Меня очень впечатлила Змеиная Пагода (Snake Pagoda, Hmwe Paya или Yadana Labamuni Hsu-taungpye Paya) в Мьянме, недалеко от города Мандалай. Там живут три огромных питона. Обязательно вам расскажу вскоре про этот удивительный бирманский храм.

Куда сходить на Пенанге

Змеиный Храм ещё называют Храм Лазурного Облака (Temple of the Azure Cloud или Ban Kah Lan). Он расположен недалеко от аэропорта острова Пенанг. Добраться сюда можно на автобусе 401 или на такси. По времени в пути от Джордж-тауна около 20-30 минут.

Храм со змеями на о. Пинанг

Храм Змей был построен в 1850 году в память о знаменитом китайском монахе по имени Чо Су Конг (Chor Soo Kong). Он родился в XXI веке в провинции Фуцзянь и стал монахом в раннем возрасте. В течение жизни он помогал местному сообществу и занимался целительством. По легенде в доме монаха свободно жили змеи.

Змеиный храм в Малайзии

В конце XIX века на Пенанг из поломничества по Китаю прибыл монах, привезя с собой статую Чо Су Конга. Было решено построить храм в деревеньке Баян Лепас. Крупный землевладелец Дэвид Браун пожертвовал часть своего участка на строительство. В то время Пенанг был покрыт джунглями, не было столь обширной застройки, как сейчас. После возведения храма туда стали приползать змеи. Настоятель храма решил не прогонять их. На сегодняшний день район Баян Лепас застроен жилыми домами, между Джорджтауном и аэропортом проходит шоссе, тех девственных джунглей уже давно нет. Но тем не менее змеи все также живут в храме, хотя и не в таком количестве, как прежде.

Интересные места Пенанга

Перед входом в здание храма расположена чаша с ароматическими палочками. Считается, что их дым действует на змей как транквилизатор, делая их сонными и безопасными для людей. На самом деле, дым никак не влияет на змей, возможно даже сокращает их жизнь. Храм Змей был одним из первых на Пенанге, где запретили вносить зажжённые ароматические палочки в молитвенный павильон из-за вреда змеям и постройке. Позади главного здания храма находится небольшой сад. Присмотритесь к деревьям, возможно, там на ветвях свернулась одна из храмовых змей.

Достопримечательности Малайзии

Говорят, что раньше змей в храме можно было увидеть повсюду. В наше время их не так много, возможно, вы даже их не сразу заметите. Я ждала увидеть огромных питонов, как в бирманском храме, которые обвили статую. Все оказалось прозаичнее, змеи были небольшие, но их в храме более дюжины. В период Китайского Нового Года и других религиозных праздников змей перемещают из храма во избежании несчастных случаев.

Достопримечательности Пенанга

Внимательнее присматривайтесь к деталям храма. Большинство змей предпочитают находится у алтаря. Специально для них выставлены вазы с деревянными конструкциями, где змеи спокойно спят. Вы можете подходить к ним близко, только не трогайте руками, всё-таки они ядовитые, зубы у них не удаляют. Яд змей не смертелен, однако вызывает болезненные ощущения в месте укуса. На алтаре для змей ставят яйца, которые они едят, если голодны.

Пинанг, Малайзия

Около входа в храм расположилась небольшая ферма, где в террариумах живут змеи и ящерицы. Вы даже можете сфотографироваться с питоном-альбиносом или с сухопутной черепахой.

Змеиный Храм на острове Пенанг

Часы работы: с 6 утра до 7 вечера
Адрес: Jalan Sultan Azlan Shah, 11900 Bayan Lepas, Pulau Pinang
Координаты: 5.314177, 100.285235

Вход в храм бесплатный. Стоимость входа на змеиную ферму: 5 рингитт для взрослого, 3 рингитта для ребёнка.

Полезные сайты для самостоятельных путешественников:

Aviasales — удобный поисковик билетов на самолёт с выгодными ценами.
Kiwi Taxi — трансфер из аэропорта и обратно + 12 классов авто
Hotellook — система сравнения цен на отели от Букинга, Агоды, Островка и других сайтов.
Tripinsurance — страховка с лучшим покрытием, включая лихорадку Денге и хронические заболевания.
Cherehapa — поисковик страховых полисов от разных компаний, большой выбор вариантов.
Klook — скидки на входные билеты достопримечательностей (сайт на английском).
Rentalcars — аренда машин и микроавтобусов в любом городе мира.

rino4ka.ru

Храм Пернатого змея: рельефная скульптура на западном фасаде | Кристина Монкайо

Вступление

Великий город в долине Мехико был назван Теотиуаканом ацтеками – его название означает «Место богов». Это весьма подходящее название для города, в котором монументальные строения являются примерами сильной приверженности его жителей богам. Третье по размерам городское строение, Храм Пернатого змея, занимает площадь ок. 4225 кв.м.

Раскопанный в начале XX века храм с повторяющимся изображением пернатого змея и ещё одной неопознанной фигуры, как считается, был посвящён мифу происхождения времени. Два изображения, опоясывающие храм, были с умыслом наложены друг на друга – так передавалась мысль о дуальности месоамериканской религии, при этом её фокусом оставалось взаимоотношение между мирским и божественным мирами, что видно по строению и по иконографии Храма Пернатого змея.

Строение

Храм Пернатого змея находится в южной части Теотиуакана в пределах стен Сьюдаделы, примыкая к её восточной стороне. Раскопки в Теотиуакане были инициированы федеральным правительством в 1905 году, но лишь в 1917 году Мануэль Гамио обнаружил здание, построенное во II веке н.э. – оно было частично покрыто толстым слоем штука. Позднее было обнаружено, что это здание на самом деле построено поверх другого, с резными блоками и трёхмерной резьбой на поверхности. Далее было обнаружено, что западный фасад с лестницей остались нетронутыми, в то время, как большая часть других сторон была сильно разрушена. У четырёхступенчатого строения (когда-то оно было семиступенчатым, однако верхние уступы пирамиды сильно повреждены) есть центральная лестница, окаймлённая скульптурами. Вся ступенчатая пирамида украшена подобными скульптурами. Благодаря находящейся в непосредственной близости платформы Адосада, хорошо сохранился западный фасад храма Пернатого змея (выделены в красном круге на рисунке ниже).

Само здание храма выстроено в стиле талуд-таблеро (этот стиль использовался для строительства зданий по всему Теотиуакану). Стиль характерен поочерёдно повторяющимися горизонтальными платформами с вертикальными краями (tablero) и платформами со скошенными краями (talud).

Как уже отмечалось, вся поверхность западного фасада была покрыта рельефными скульптурами, считается, что и на остальных сильно повреждённых ныне частях храма картина была схожей. Всего, по подсчётам учёного Сабуро Сугиямы, было 377 скульптурных голов: 191 змеиных голов (включая и те, что украшают балюстраду) и 186 голов с головным убором (об этих фигурках будет рассказано ниже) [Sugiyama 2005:56].

При ближайшем рассмотрении: Пернатый змей

На храме представлены два узора – змея с перьями и ещё один персонаж с клыками и кольцами на лбу. Первый узор определён, как Пернатый змей, бог жизни и богатого урожая, также сопоставляющийся с ацтекским богом-творцом Кецалькоатлем. Голова змеи выступает из расположенных кольцом одиннадцати перьев, а по всей боковой поверхности тянется покрытое перьями тело, которое заканчивается хвостом с трещоткой. Это можно увидеть не только на прямоугольном таблеро, но и на барельефе талуда – змея охватывает весь храм, напоминая текущую реку. Изображение Пернатого змея можно также увидеть на балюстраде центральной лестницы.

Кто такой Пернатый змей?

Самый известный месоамериканский бог в форме пернатого змея известен под многими именами. Впервые его образ зафиксирован у ольмеков – у них отмечаются постоянно повторяющиеся образы пернатого змея, имя которого нам неизвестно. У майя он известен под именем Кукулькан, «бог Пернатый змей», а также Гукумац, «повелитель пернатый змей». Для тольтеков и ацтеков он известен под именем Кецалькоатль, змеи с перьями кецаля, и в качестве бога-творца. В данной статье это божество будет именоваться «Пернатым змеем». Следует понимать, что образы Пернатого змея использовались в Месоамерике повсеместно и, соответственно, он известен под разными именами на разных языках. Часто на рельефы на храме ссылаются, как на Кецалькоатля, используя имя бога ацтеков, обосновавшихся недалеко от Теотиуакана в XIV веке. Нужно отметить также, что Кецалькоатлем во многих источниках именовали правителей месоамериканских городов – отличать реальных правителей от мифа задача для учёных не из простых. Все последующие мифы и рассказы о Пернатом змее взяты из разных культур, но, в целом, у них в основе одна сюжетная линия.

Миф

Кецалькоатль в переводе означает «Пернатая змея», он покрыт зелёными перьями и его образ встречается у многих месоамериканских культур. Для тольтеков он, как божество, ассоциируется со сценами человеческих жертвоприношений. Его также противопоставляют небесному богу, зелёные перья олицетворяют земную поверхность. Кецалькоатль также был Утренней звездой, противостоящей Шолотлю, Вечерней звезде. Согласно мифу, Кецалькоатль был обманом вовлечён Тескатлипокой на совершение «сексуального преступления» (Burland 1952:127), что вынудило его покинуть Мексику и сгореть на плоту из змеиных кож – с того времени его сердце вознеслось на небеса и стало Утренней звездой. Говорили, что он вернётся в день Эхекатль года Се Акатль. Эхекатль означает ветер, который также ассоциируется с Кецалькоатлем, потому что «он был также повелителем ветров и поэтому ещё и дыханием жизни» (Burland 1952:127). Эхекатль в иероглифической форме выражен через ветряную маску, которая может объяснить другую фигуру на храме.

При ближайшем рассмотрении: неопределённая фигура

Вторая барельефная скульптура, чередующаяся с Пернатым змеем, имеет большие глаза и клыки. На текущий момент у учёных нет единого мнения кого представляет эта фигура. Есть две версии – либо это репрезентация Тлалока, ацтекского бога дождя, либо это головной убор в форме Сипактли.

Главным богом Теотиуакана был Тлалок, бог дождя (и воды), правитель подземного мира, живущий в месте глубоко под землёй, где встречаются воды небес и подземного мира, он возрождает здесь жизнь. Обычно его изображали с большими газами и клыками, носящего головной убор из перьев цапли и гремучую змею. Всё указывает на загадочный рельеф храма, однако последние исследования приводят нас к другим выводам.

Кольца, которые ранее считались расположенными вокруг глаз Тлалока, на самом деле находятся на лбу. Глаза, расположенные ниже колец, находятся прямо над тем, что выглядит, как верхняя челюсть (в которой видны зубы и клыки). Прямоугольные формы образуют чешуйчатый узор и узел на голове. Учёные Сабуро Сугияма и Карл Таубе пришли к выводу, что рельеф представляет собой головной убор на телах Пернатого змея. С. Сугияма утверждает, что головной убор относится к знаку дня Сипактли – первому дню ацтекского ритуального календаря (Pasztory pp. 111). Ассоциации с началом календаря могут в равной степени связаны с началом времени, нового цикла календаря. Воспринимая головной убор как Сипактли, мы понимаем, что храм был посвящён мифу о создании времени.

На изображении вверху справа выделен головной убор, запечатлённый на теотиуаканском храме. Другие примеры головного убора найдены в Теотиуакане на фресках Сакуалы (а), где показана часть тела пернатой змеи с наложенным поверх головным убором (Berlo pp. 209), а также на фреске из Тепантитлы (b). Пернатого змея с наложенным поверх головным убором можно отследить в боковой части фрески (Berlo pp. 207).

Двойственная сущность

Даже несмотря на определённую неуверенность, изображение следует интерпретировать вместе с Пернатым змеем, отражая «двойственную сущность» всей картины (Sugiyama 2005:56). Противопоставление двух фигур очевидно: по форме головы (одна круглая, другая квадратная), похожие на лепестки перья Пернатого змея против квадратных чешуек головного убора, по расположению скульптур (на противоположных сторонах змеиного тела). Противопоставления в Месоамерике выражают дуальность, двойственность. Пернатый змей является символом жизни, плодородия (возможно, связан с сезоном дождей), а в ацтекской иконографии он также выступает символом огня, представляя сухой сезон (Pasztory pp. 110). Так, совмещённые вместе образы отражают дуальность – жизнь и смерть. Для жителей Теотиуакана каждый день и сезон был связан с богами и образы на храме служили постоянным напоминанием об этом веровании. Архитекторы спроектировали не просто барельефы на фасаде храма, а практически трёхмерное отображение скульптур. О символизме выступающих голов будет рассказано в следующей части статьи.

Иконография зеркал

Учёная Сесилия Клейн предположила, что кольцеобразные «глаза» Тлалока связаны с зеркалом. Подобные зеркала ассоциировались с глазами и их можно встретить во всём Теотиуакане. По мнению Джорджа Кублера глаза в теотиуаканской иконографии представляют «сияющий блеск» (Berlo 1988:181). Они также представляют лицевую поверхность зеркала, которую можно увидеть в центре головных уборов (в т.ч. тех, что на фасаде храма). На рисунках (ниже) представлены зеркала, которые встречаются в центре головных уборов, выполненных в теотиуаканском стиле.

Теперь, когда мы рассматривает Пернатого змея на храме, то понимаем, что кольцо из перьев у выступающей скульптуры можно осмыслить, как «зеркало в виде цветка» (в данном случае лепестками являются перья), что является указанием на естественную форму (Пернатый змей ассоциируется с зелёной землёй). Считается также, что зеркала представляют огонь или воду – это всё другие атрибуты Пернатого змея. «Зеркала-лица» (Berlo 1988:182) могут быть поверхностями, отражающими человеческий мир, но ещё более достоверным объяснением является интерпретация зеркала, как пещеры. Зеркала считались «сверхъестественными пещерами и проходами» (Berlo 1988:194), они отражали «мир, в который можно заглянуть, но в который живой человек попасть не может» (Berlo 1988:194). Повсеместно считалось, что зеркала были «пещерами, через которые боги могут попасть в мир людей» (Berlo 1988:195). В искусстве индейцев майя встречаются выходящие из зеркал змеи (Berlo 1988:195). Создаётся ощущение, что на храме змеиное тело проходит через окольцованное перьями зеркало и так попадает в людской мир; так бог связывается с миром живых (Berlo 1988:197). Пернатый мир с головным убором буквально вторгается в мир людей из мира божеств, чтобы передать сообщение жителям Теотиуакана и чтобы удовлетворить самих богов (удовлетворение богов обычно проходило посредством человеческих жертвоприношений). Подробнее о действиях граждан Теотиуакана и о том, как они связывали свой мир с миром богов будет рассмотрено в следующей части статьи. Изображения ниже показывают зеркала, как проходы, представляемые другими народами Месоамерики.

Соединяя миры человеческий и божественный

Пернатый змей, запечатлённый в архитектуре, по мнению А. Лопеса связан с одним из атрибутов настоящей змеи, которая связывала божественный мир с человеческим.

«Пернатые змеи были связаны со временем фундаментально; считалось, что эти существа принесли в этот мир время и, совершив это, они определили пространство. […] их часто использовали в качестве колонн, чтобы сохранять пространство открытым и чтобы прочие существа могли жить между или под ними. Это космогоническое понятие может лежать в основе понимания представлений о Пернатых змеях на колоннах, балюстрадах или на молдингах пирамид и по краям фресок, определяющим священное пространство. Этот взгляд, по всей видимости, подходит для толкования значения голов с головными уборами […] на его теле» (Sugiyama 2005:62).

Определив храм в качестве священного пространства, теперь уже само строение приобретает совершенно новое значение. Это уже не простое квадратное пирамидальное монументальное строение – теперь это священное место, куда приходят боги, чтобы общаться с человеческим миром (как это отражено в иконографии зеркал).

Если второй образ является репрезентацией Тлалока, тогда храм мог бы быть связан с найденными человеческими жертвоприношениями и, в конечном счёте, с войной (человеческие жертвоприношения тесно связаны с Пернатым змеем и Тлалоком). В Храме Пернатого змея были найдены останки приблизительно 200 принесенных в жертву молодых людей. Следует отметить, что жертвоприношения связаны с поверьями людей о том, что бог дождя прольёт воду на землю, когда ему совершат подобные подношения. Немаловажно указать, что юноши были одеты как воины, а на их спинах были размещены зеркала (К. Таубе считает, что зеркала были также символами войны, поскольку ассоциировались с огнём и водой) (Berlo 1952:365). На них также были головные уборы, схожие с теми, что запечатлены на фасаде храма (на это указывали два кольца, известные также как «очки»). Человеческими жертвоприношениями умиротворяли богов, а кровь воинов по определению была сильней, лучше – считалась, что она «утоляла жажду богов, как море обеспечивает водой высохшую землю» (Read 2002:47).

Если, как считает С. Сугияма, на храме запечатлено изображение головного убора Сипактли, тогда это «эмблема царской власти» (Pasztory 1997:110). Его бы поместили вместе с Пернатым змеем для отображения политической связки «жрец-правитель» в Сьюдаделе (Pasztory 1997:111). Сьюдадела была тем местом, где могли проводиться церемонии, например, коронация царя или общение верховного жреца. Карл Таубе также связывает рельеф на храме с формой огненного (или военного) змея, имеющего ассоциации с войной. Он утверждает, что головной убор, помещённый на его тело, вероятно, олицетворяет специфические атрибуты Пернатого змея (Sugiyama 2005:76). Головной убор дополняет своим значением значение помещённого на храм Пернатого змея и всё вместе усиливает значение всего храма, служащего для коммуникаций между человеческим и божественным мирами. Люди устанавливают связь через жертвоприношения, в то время, как божества приходят в мир людей и приносят с собой воду, т.е. жизнь в город Теотиуакан.

Заключение

Скульптуры на западном фасаде храма в Теотиуакане являются репрезентациями Пернатого змея, носящего на своём теле головные уборы Сипактли. Археологический материал (рельефные скульптуры), найденный в начале XX века соответствует иконографическим данным и его интерпретацией. Два мотива намеренно были помещены наложенными друг на друга, создавая, таким образом, двойственную сущность, что соответствует дуальности месоамериканской религии. Сделанные выводы показывают, как такая организация помогает понять значение и назначение всего храма Пернатого змея, представляющего собой время и жизнь, которыми нас обеспечивают божества, и связывающего миры человеческий и божественный.

Библиография

Acosta, Jorge R.
1966 Teotihuacan: Official Guide. Mexico: Instituto Nacional de Antropología e Historia.

Berlo, Janet Catherine.
1992 Art, ideology, and the City of Teotihuacan: A Symposium at Dumbarton Oaks 8th and 9th October 1988. Washington, D.C.: Dumbarton Oaks Research Library and Collection.

Berrin, Kathleen
1988 Feathered serpents and flowering trees: reconstructing the murals of Teotihuacán. San Francisco, CA: Fine Arts Museums of San Francisco.

Burland, C.A
1952 The Wind Mask of Quetzalcoatl. Man 52 (Aug.): 127-128.

Lubman, David and Brenda Kiser
2000 Ancient Echoes: The Origins of Sound Sculptures. Public Art Review 11 (2): 8-12.

Pasztory, Esther
1997 Teotihuacan: An Experiment in Living. University of Oklahoma Press.

Read, Kay Amere and Jason Gonzalez.
2002 Mesoamerican Mythology. USA: Oxford University Press.

Saburo, Sugiyama
1989 Burials Dedicated to the Old Temple of Quetzalcoatl at Teotihuacan, Mexico. American Antiquity 54 (1): 85-106.
1993 Worldview Materialized in Teotihuacan, Mexico. Latin American Antiquity 4 (2): 103-129.
2005 Ideology at the Feathered Serpent Human Sacrifice, Militarism, and Rulership: Materialization of State. New York: Cambridge University Press.


Источник — http://ant3145teotihuacan.wikispaces.com/Temple+of+the+Feathered+Serpent

Фотографии: Д.Иванов (Екатеринбург)

www.indiansworld.org

Змеи в мифах и змеи в жизни. Культ змеи в Индии

Индия, или Бхарат, — одно из крупнейших государств мира, страна древней цивилизации. Изучая Индию с конца семидесятых годов прошлого века, я воочию увидел, какие глубокие изменения произошли в стране за последние десятилетия. Сегодня она входит в десятку государств с динамично развивающейся экономикой, устремлённой в будущее. Один лишь пример: за названные годы в Индии возник мощный, работоспособный 300-миллионный средний класс. Вместе с тем эта страна — величайшая сокровищница яркой, самобытной культуры. Сила традиций здесь сильнее, чем где-либо в мире. Именно традиция обеспечивает вечную связь времён и поколений.

На ложе из колец змéя Шеши отдыхает одно из верховных божеств — Вишну. Бронзовая статуэтка.

Живописное изображение бога Кришны, победившего нага Калия.

Как этот заклинатель змей из Джайпура, все представители столь древней профессии умеют с помощью музыкальной дудки подчинять своей воле даже опаснейшую кобру.

Каменные наги, охраняющие пруд.

Самые опасные змеи Индии: гадюка Расселла (вверху), крайт (внизу) и кобра (справа).

На дереве или на камне не сразу можно разглядеть затаившуюся змею.

Узор у порога дома, изображающий кобру, — своеобразный охранительный талисман. Город Ченнаи.

Следуя древней традиции, каждая хозяйка утром и вечером рисует у дома подобные узоры, сообразуясь со своими излюбленными мотивами. Штат Тамилнад.

На противоположном берегу озера лежит вполне современный белоснежный город Пушкар.

Мало в мире мест, где ползучие гады чувствуют себя так привольно, как в Южной Азии. Здесь змей почитают священными, они окружены уважением и заботой. В их честь возведены храмы, высеченные из камня изображения рептилий часто встречаются у дорог, водоёмов и деревень.

Культ змеи в Индии насчитывает более пяти тысяч лет. Его корни уходят в глубинные пласты доарийской культуры. Например, сказания Кашмира повествуют о том, как рептилии властвовали над долиной, когда она ещё представляла собой бескрайнее болото. С распространением буддизма мифы стали приписывать змее спасение Будды, а произошло это спасение на берегу реки Наиранджаны под старой смоковницей. Чтобы помешать Будде достичь просветления, демон Мара устроил страшную бурю. Но огромная кобра расстроила козни демона. Она семь раз обвила тело Будды и защитила его от дождя и ветра.

ЗМЕИ И НАГИ

Согласно древним космогоническим представлениям индусов, опорой Вселенной служат многочисленные головы змея Шеши, лежащего на водах Мирового океана, а на ложе из его колец отдыхает хранитель жизни Вишну. В конце каждого космического дня, равного 2160 миллионам земных лет, огнедышащие пасти Шеши уничтожают миры, а творец Брахма затем отстраивает их заново.

Другого могущественного змея, семиголового Васуки, грозный разрушитель Шива постоянно носит на себе в качестве священного шнура. С помощью Васуки боги добывали напиток бессмертия, амриту, пахтая, то есть сбивая океан: небожители использовали змея как канат для вращения гигантской мутовки — горы Мандара.

Шеша и Васуки — признанные цари нагов. Так называются в мифах полубожественные существа со змеиными туловищами и одной или несколькими человеческими головами. Обитают наги в подземном царстве — в Патале. Его столица — Бхогавати — обнесена стеной из драгоценных камней и пользуется славой самого богатого города в четырнадцати мирах, составляющих, по легенде, основу мироздания.

Наги, по мифам, владеют тайнами магии и колдовства, способны оживлять мёртвых и изменять свой облик. Их женщины отличаются особенной красотой и нередко выходят замуж за земных правителей и мудрецов. Именно от нагов, по преданиям, ведут начало многие династии махараджей. Среди них — цари Паллавы, правители Кашмира, Манипура и других княжеств. Воины, геройски павшие на полях сражений, оказываются также на попечении нагинь.

Царица нагов Манаса, сестра Васуки, считается надёжной защитницей от змеиных укусов. В её честь в Бенгалии устраивают многолюдные празднества.

И вместе с тем, говорится в легенде, пятиголовый наг Калия однажды не на шутку прогневал богов. Его яд оказался настолько сильным, что отравил воду большого озера. Даже птицы, пролетавшие над этим озером, падали замертво. Кроме того, коварный змей похищал у местных пастухов коров и пожирал их. Тогда на помощь людям пришёл знаменитый Кришна — восьмое земное воплощение верховного бога Вишну. Он взобрался на дерево кадамба и прыгнул в воду. Калия тотчас бросился на него и обвил своими могучими кольцами. Но Кришна, освободившись из объятий змея, превратился в великана и прогнал злого нага к океану.

ЗМЕИ И ПОВЕРЬЯ

О змеях в Индии сложено бесчисленное количество легенд и сказаний, но с ними связывают и самые неожиданные приметы. Считается, что змея олицетворяет вечное движение, выступает воплощением души предка и хранительницей дома. Вот почему знак змеи индусы наносят по обе стороны входной двери. С той же охранительной целью крестьяне южноиндийского штата Керала содержат во дворах небольшие серпентарии, где живут священные кобры. Если семья переезжает на новое место, то непременно забирает с собой и всех змей. В свою очередь те каким-то чутьём отличают хозяев и никогда их не кусают.

Преднамеренное или случайное убийство змеи — тягчайший грех. На юге страны над убитой змеёй брахман произносит мантры (в индуизме так называют молитвенные формулы и заклинания). Её тело накрывают шёлковой тканью, расшитой ритуальным узором, кладут на поленья сандалового дерева и сжигают на погребальном костре.

Неспособность женщины родить ребёнка объясняют обидой, которую женщина нанесла рептилии в этом или одном из предшествующих рождений. Чтобы заслужить прощение змеи, тамильские женщины молятся её каменному изображению. Неподалёку от Ченнаи, в местечке Раджахманди, некогда находился полуразрушенный термитник, где жила старая кобра. Иногда она выползала из логова погреться на солнышке и отведать принесённые ей яйца, кусочки мяса и рисовые шарики. К одинокому холмику толпами приходили страждущие женщины (было то в конце XIX — начале ХХ века). Долгие часы просиживали они возле термитника в надежде лицезреть священное животное. Если им это удавалось, они возвращались домой счастливые, уверенные, что их мольба наконец услышана и боги даруют им ребёнка. Вместе со взрослыми женщинами к заветному термитнику шли и совсем маленькие девочки, заблаговременно молившиеся о счастливом материнстве.

Благоприятной приметой считается находка змеиного выползка — старой шкурки, сброшенной пресмыкающимся во время линьки. Обладатель заветной шкурки непременно кладёт её кусочек в свой кошелёк, полагая, что она принесёт ему богатство. По приметам, кобра хранит драгоценные камни в капюшоне.

Бытует поверье, будто змеи иногда влюбляются в красивых девушек и тайно вступают с ними в любовную связь. После этого змея принимается ревностно следить за возлюбленной и преследовать её во время купания, приёма пищи и в других делах, а в конце концов и девушка и змея начинают страдать, чахнуть и скоро умирают.

В одной из священных книг индуизма «Атхарваведа» змеи упоминаются среди животных, владеющих секретами лечебных трав. Им известно и как излечить от змеиных укусов, но они тщательно оберегают эти секреты и открывают их лишь суровым аскетам.

ФЕСТИВАЛЬ ЗМЕЙ

На пятый день новой луны месяца шраван (июль — август) в Индии торжественно отмечают праздник змей — нагапанчами. В этот день никто не работает. Праздновать начинают с первыми лучами солнца. Над главным входом в дом индусы наклеивают изображения рептилий и совершают пуджу — основную форму почитания богов в индуизме. На центральной площади собирается много людей. Гремят трубы и барабаны. Шествие направляется к храму, где совершается ритуальное омовение. Затем пойманных накануне змей выпускают на улицу и во дворы. Их приветствуют, осыпают лепестками цветов, щедро одаривают деньгами и благодарят за спасённый от грызунов урожай. Люди молятся восьми главным нагам и угощают живых змей молоком, топлёным маслом, мёдом, куркумой (жёлтым имбирём) и поджаренным рисом. К их норам ставят цветы олеандра, жасмина и красного лотоса. Отправлением обрядов руководят брахманы.

С этим праздником связана одна старинная легенда. В ней рассказывается о брахмане, который отправился утром в поле, игнорируя день нагапанчами. Прокладывая борозду, он нечаянно раздавил детёнышей кобры. Обнаружив змеёнышей мёртвыми, змея-мать решила отомстить брахману. По следу крови, тянувшемуся за плугом, она отыскала жилище обидчика. Хозяин и его семья безмятежно спали. Кобра убила всех, кто был в доме, а потом вдруг вспомнила, что одна из дочерей брахмана недавно вышла замуж. Кобра поползла в соседнюю деревню. Там она увидела, что молодая женщина выполнила все приготовления к празднику нагапанчами и выставила для змей молоко, сладости и цветы. И тогда змея сменила гнев на милость. Почувствовав благоприятный момент, женщина упросила кобру воскресить отца и остальных родственников. Змея оказалась нагиней и охотно выполнила просьбу благонравной женщины.

Праздник змей продолжается до глубокой ночи. В самый разгар его не только заклинатели, но и индусы похрабрее берут пресмыкающихся в руки и даже набрасывают их себе на шею. Как ни удивительно, змеи в такой день почему-то не кусаются. По крайней мере, ни о чём подобном мне слышать не приходилось.

ПРОКЛЯТИЕ ЗМЕИНОГО ЦАРЯ

Ползучих гадов в Индии можно встретить не только в полумраке джунглей, у реки или искусственного водоёма, но даже посреди автострады или в номере многозвёздного отеля. Никогда не забуду свой первый приезд в Дели. Я остановился в уютном особняке Российского культурного центра. Расположенный в черте нового города, он окружён раскидистыми тропическими деревьями. Ночью меня разбудил непонятный шорох. Признаюсь: по коже пробежали мурашки. С мыслью о кобре я поднялся и зажёг свет. В помещении работал кондиционер. Поток воздуха гонял по полу пластиковый пакет.

Утром я решил немного прогуляться. Обойдя территорию культурного центра, с наслаждением растянулся на изумрудно-зелёной траве. Мимо проходил индиец-садовник. Он с ужасом посмотрел на меня: «Сахиб! Разве вы не знаете, что здесь полно змеиных нор. Там, где вы отдыхаете, сегодня видели крайта!» Я подскочил как ошпаренный, зная, что яд крайта на редкость токсичен и считается самым сильным у змей Азии. От этого яда умирают до половины укушенных, им не помогает ни одна современная вакцина.

Время от времени в индии можно услышать или прочитать об удивительных историях. Одна из таких произошла в деревне Иринчаям, которая находится недалеко от столицы южноиндийского штата Керала. Там живёт женщина по имени Омана. Змеи кусали её ровно двадцать раз — восемнадцать раз кобры и два раза гадюки. Впервые это случилось, когда четырнадцатилетняя Омана купалась в реке. Потом змеи атаковали женщину в доме, на дороге к рынку, на фабрике по обработке орехов кешью, где она работает, и даже в деревенском храме.

После последнего укуса несчастная обратилась к местному астрологу. Тот дал такое объяснение случившемуся: женщина в одной из прежних жизней стала причиной гибели змеиного царя. И перед тем как испустить дух, «высокопоставленный» змей проклял женщину. Он пообещал, что в следующей жизни бог смерти Яма приедет за ней на чёрном буйволе, когда двадцать одна змея отравит её кровь своим ядом. С тех пор Омана и её семья живут в постоянном страхе. Деревянные рамы окон ветхой хижины плотно закрыты. В помещении всегда горит лампа. Каждый вечер сыновья Оманы тщательно обследуют крышу дома, затыкают щели и раз в две недели вырубают кустарник вокруг двора.

Феномен Оманы привлёк внимание научных кругов. Так, профессор медицины из Тируванантапурама К. Шрикумари, например, опираясь на труды Фрейда, пишет: «Юной девушкой родители выдали Оману замуж за мужчину, который был на 25 лет старше её. После смерти мужа нереализованные сексуальные чувства женщины стали привлекать внимание рептилий: змеи символизируют секс, и Омана подсознательно ждёт встреч с ними». Как видим, мифология присутствует даже в словах врача.

ЗАКЛИНАТЕЛИ ЗМЕЙ МЕНЯЮТ ПРОФЕССИЮ

Многие индийцы говорили мне, что ядовитых змей стало больше. Бесконтрольная вырубка лесов и замена их рисовыми полями привели к массовому распространению грызунов. Полчища крыс и мышей наводнили города и деревни. Вслед за грызунами устремились рептилии. В период муссонных дождей, когда потоки воды заливают их норы, гады находят убежище в жилищах людей. В это время года они становятся весьма агрессивными.

Обнаружив рептилию под кровлей своего дома, благочестивый индус никогда не поднимет на неё палку, а постарается уговорить с миром покинуть жилище или обратится за помощью к бродячим заклинателям змей. Пару лет назад их можно было встретить на каждой улице. В чалмах и с самодельными дудками, с большим резонатором из засушенной тыквы, они подолгу сидели над плетёными корзинами в ожидании туристов. В такт незамысловатой мелодии дрессированные змеи поднимали головы из корзин, грозно шипели и раскачивали капюшонами.

Ремесло заклинателя змей считается потомственным. В деревне Саперагаон (она находится в десяти километрах от города Лакхнау, столицы штата Уттар Прадеш) около пятисот жителей. В переводе с хинди «Саперагаон» означает «Деревня заклинателей змей». Этим ремеслом здесь занимается едва ли не всё взрослое мужское население.

Смертоносных тварей в Саперагаоне можно встретить буквально на каждом шагу. Например, молодая хозяйка поливает полы из медного кувшина, а двухметровая кобра, свернувшись в кольцо, лежит у её ног. В хижине пожилая женщина готовит ужин и с ворчанием вытряхивает из сари запутавшуюся гадюку. Деревенские дети, укладываясь спать, берут с собой в кровать кобру, предпочитая живых змей плюшевым мишкам и американской красавице Барби. В каждом дворе есть собственный серпентарий. В нём содержат четыре или пять змей нескольких видов.

Однако вступивший в силу новый Закон о защите дикой природы теперь запрещает содержать в неволе змей «с целью получения прибыли». И заклинатели змей вынуждены искать другую работу. Многие из них поступили на службу в фирмы, которые занимаются отлавливанием рептилий в населённых пунктах. Пойманных пресмыкающихся вывозят за городскую черту и выпускают в характерные для них зоны обитания.

ПРАВДА ЖИЗНИ

Предания, мифы и верования — это одно. А между тем смертность от змеиного яда в Индии самая высокая в мире. Ежегодно, по официальной статистике, в стране от укусов змей страдает более четверти миллиона человек, из них 50 тысяч погибают — это в тридцать раз превышает число жертв тигров, леопардов, пантер и других хищных животных, вместе взятых. Печальный рекорд по числу летальных исходов удерживают штаты Западная Бенгалия, Гуджарат, Махараштра, Андхра Прадеш и Тамилнад. За последние восемь лет в Дели только зарегистрировано 220 случаев укусов людей ядовитыми змеями. Чаще всего это происходит во время муссонов в июле, августе и сентябре, когда вода выгоняет из нор пресмыкающихся. За медицинской помощью обращаются не только индийцы, но и иностранные туристы.

Самая опасная из змей — конечно, кобра. Её яд начинает действовать сразу же после укуса. Человека вдруг одолевает сон, потом расстраивается речь, мутнеет сознание, нарушается передача нервных импульсов, происходит паралич сердечных и дыхательных мышц, и через 20—25 минут наступает смерть.

Кобра — крупная бурая змея длиной до двух метров, широко распространённая в Индии, любит густые заросли и влажность. Королевская кобра, в отличие от обычной, куда длиннее, иногда более пяти метров, и встречается в основном в Ассаме. Её тело отливает серебром. Питается она другими змеями. Капюшон кобры украшает своеобразный рисунок, напоминающий очки. Индусы трактуют его как усечённую свастику — древний символ солнца, огня и вечного движения.

Очень часто к смертельному исходу приводят укусы крайта, гадюки Расселла и песчаной эфы. Своих жертв крайт подстерегает у водоёмов. Он охотится по ночам. Тёмная кожа делает эту двухметровую змею незаметной и на асфальте. Холодными ночами крайт заползает в дома крестьян. Его укус не вызывает боли. Спящие на полу люди не чувствуют его и умирают во сне.

Гадюка Расселла достигает длины полутора метров. Её любимое место охоты — рисовые поля. Змею почти не видно среди травы. Она очень агрессивна. При столкновении с опасностью змея не уползает, как другие, а сражается до конца. Даже кобра предпочитает не вступать с нею в бой. Укус гадюки Расселла чрезвычайно болезнен и вызывает внутреннее кровотечение.

Песчаная эфа прячется в карьерах и под камнями. Её длина менее метра, но яд смертоносен. Укушенные эфой погибают от кровоизлияния и сердечной и почечной недостаточности.

Против яда каждой из змей разработана соответствующая вакцина, но, к сожалению, не всегда своевременно её удаётся применить. К тому же из 230 видов змей, встречающихся в Индии, ядовиты 55, а такое число вариантов вакцины не носит с собой даже самый предусмотрительный житель Индии. Поэтому часто остаётся уповать только на милость богов, собственную осмотрительность да соблюдать предписания дхармы, то есть морали и религиозного долга, — ведь змеи, как верят в Индии, чаще кусают тех, кто нарушает традиции.

www.nkj.ru

В чем заключается культ змеи в Индии?

Мало где в мире змеи чувствуют себя так привольно, как в Индии. Вы не застрахованы от встречи с ними не только в джунглях, на берегу реки или озера, но и посреди автомобильной магистрали, и даже в комфортабельном номере отеля. Как правило, ползучие гады наведываются в жилища людей в период муссонных дождей, когда потоки воды заливают их норы. Но недавнее цунами нарушило устоявшийся порядок — тысячи змей из затопленных районов устремились вглубь страны. Для людей это представляет серьезную опасность, ведь змей в Индии нельзя убивать, поскольку эти животные священные. И не случайно только здесь существует ремесло заклинателей змей…

Мир стоит на змеях

Для индийцев преднамеренное или случайное убийство змеи — тяжкий грех. На юге страны над убитой змеей обязательно произносятся траурные мантры. Ее останки накрывают шелковой тканью, расшитой ритуальным узором, кладут на поленья сандалового дерева и сжигают на погребальном костре.

Культ змеи насчитывает в Индии более пяти тысяч лет. В ее честь возведены величественные храмы. Высеченные на камнях изображения рептилий встречаются возле деревень, под священными деревьями, у колодцев и водоемов. Корни этого культа уходят в глубинные пласты доарийской культуры. Согласно древним космогоническим представлениям индийцев, опорой Вселенной являются многочисленные головы змея Шеша, плавающего в водах Мирового океана. На ложе из колец змея отдыхает хранитель Вишну. Другой великий змей — Ананта — обвивает землю своим темно-синим телом. Еще одного могущественного змея — Васуки — грозный разрушитель Шива постоянно носит на себе в качестве священного шнура. Шеша, Ананта и Васуки — признанные цари нагов, полубожественных существ со змеиными туловищами и одной или несколькими человеческими головами.

Вообще о змеях в Индии сложено бесчисленное количество легенд и сказаний, с ними связывают самые неожиданные приметы. Считается, например, что змея олицетворяет собой вечное движение, выступает воплощением души предка и хранительницей дома. По этой причине индусы любят наносить знак змеи по обе стороны входной двери. С той же охранительной целью крестьяне держат во дворах небольшие серпентарии, где живут священные кобры. Если индийская семья переезжает на новое место, то обязательно забирает с собой и всех змей. В свою очередь те каким-то чутьем отличают хозяев и никогда не кусают их.

Хорошей приметой называют в Индии найденную старую змеиную шкуру. Обладатель такого трофея непременно кладет кусочек змеиной кожи в свой кошелек, полагая, что она принесет ему богатство. Многие индийцы верят в то, что в своем капюшоне кобра хранит драгоценные камни. Полагают также, что змеи владеют секретами лечебных трав, но тщательно оберегают их и открывают лишь избранным — заклинателям.

Неспособность индийской женщины родить ребенка нередко объясняют обидой, которую женщина нанесла рептилии в этой или одной из прошлых жизней. Чтобы заслужить прощение, тамилы — представители народа, живущего на юге Индии и на севере Шри-Ланки, — молятся каменному изображению змеи. Рассказывают, что в местечке Раджахманди (близ Мадраса) был некогда полуразрушенный термитник, где жила старая кобра. К одинокому холмику толпами приходили страждущие женщины. Долгие часы просиживали они около термитника в надежде лицезреть священное животное. Иногда кобра выползала из своего логова погреться на солнышке или отведать принесенные ей яйца, кусочки мяса и рисовые шарики. Те, кому удавалось увидеть змею, возвращались домой счастливые, уверенные, что их мольба наконец услышана и боги даруют им ребенка. Вместе со взрослыми женщинами к заветному термитнику иной раз шли и совсем маленькие девочки, заблаговременно молившие о счастливом материнстве.

Удивительная история приключилась в деревне Иринчаям. Автор статьи познакомился с женщиной по имени Кисхакумкара Омана. Змеи кусали ее ровно двадцать раз — восемнадцать раз кобры и два раза гадюки. Впервые это случилось, когда Омане было 14 лет и она купалась в реке. Змеи атаковали женщину в доме, на дороге к рынку, на фабрике по обработке орехов, где она работает, и даже в деревенском индуистском храме. При этом Омана не наступала на змей и никак не провоцировала их на решительные действия. После последнего укуса несчастная обратилась к местному астрологу. Тот дал такое объяснение случившемуся. По его словам, женщина в одной из прежних жизней стала причиной гибели змеиного царя. И перед тем как испустить дух, «высокопоставленный» змей проклял женщину. Он пообещал, что в следующей жизни бог смерти Яма приедет за ней на черном буйволе, когда двадцать одна змея отравит ее кровь своим ядом. С тех пор Омана и ее семья живут в постоянном страхе. Деревянные рамы окон ветхой хижины плотно закрыты. В помещении всегда горит лампа. Каждый вечер сыновья Оманы тщательно обследуют крышу дома, затыкают щели и раз в неделю вырубают кустарник вокруг двора. На случай появления гостьи у них под рукой всегда находятся палки…

Мы с тобой одной крови

Впрочем, большинство индийцев, обнаружив змею под своей кровлей, никогда не поднимут на нее палку, а попробуют уговорить с миром покинуть дом. Если же гостья не пожелает внять мольбам человека, тогда на помощь призовут одного из бродячих заклинателей змей. И такой поступок хозяина дома вряд ли вызовет удивление у его соседей.

Заклинателей змей можно встретить в Индии чуть ли не на каждой улице. И если иностранным туристам трудно представить Россию без матрешек и самоваров, то неотъемлемой частью индийского колорита считаются заклинатели змей. Вооружившись самодельными дудками с большим резонатором из высушенной тыквы, они подолгу сидят над плетеными корзинами в ожидании туристов. В такт незамысловатой мелодии дрессированные змеи поднимают головы из корзин, грозно шипят и раскачивают капюшонами. У каждого заклинателя свои, только ему известные приемы работы со смертоносными тварями. Он тщательно оберегает секреты профессии и передает их сыновьям. Впрочем, индийцы не считают дрессировку змей профессией, для них это образ жизни.

Во время поездки в Индию журналист побывал в деревне заклинателей змей. Именно так переводится с хинди название деревеньки Саперагаон, находящейся в штате Уттар-Прадеш. Здесь, в индийской глубинке, живут люди, владеющие этим экзотическим и опасным ремеслом. Все население деревни умеет обращаться со змеями. Молодая хозяйка поливает полы из медного кувшина, а двухметровая кобра лежит, свернувшись у ее ног. Пожилая женщина готовит ужин и с ворчанием вытряхивает из сари запутавшуюся гадюку. Вместо плюшевых игрушек местные детишки берут в свою кровать кобру. В каждой семье проживает 4-5 змей различных видов. Питомцы факиров довольно разнообразны — от королевской кобры до удава. Помимо тонкостей змеиной дрессировки саперагаонцы постигают азы ловли ползучих гадов. Даже для опытных заклинателей это дело остается одним из самых сложных и опасных. Чтобы поймать змею, необходимы терпение и особые навыки. Старожилы деревни говорят, что без определенного фарта и обостренной интуиции удачная охота не состоится. Высококвалифицированных ловцов в деревне можно пересчитать по пальцам. Змеелов пользуется особым уважением и получает почетный статус. Со временем, когда его авторитет становится бесспорным, он перестает выходить на улицу с корзиной и дудкой. Обычно этот деревенский персонаж окружен самыми различными мифами и ореолом таинственности. Говорят, что великий мастер обладает какими-то тайными знаниями, которые ему дали боги. Он якобы заговаривает змей, и те покорно сползаются в его корзину. Стать его учеником практически невозможно. Вообще жители Саперагаона очень ревниво оберегают тайны своего мастерства и, когда речь заходит о деталях ловли змей, переводят разговор на другую тему. Быть может, заклинателям с детства известна загадочная фраза, подобная той, которой Маугли в «Книге джунглей» Киплинга завоевывал уважение старого питона. «Мы с тобой одной крови», — говорил житель джунглей.

Заклинателя вызывали?

Однако рыночная конъюнктура вещь неумолимая. Как оказалось, эта древнейшая профессия попала в разряд умирающих. Средний заработок заклинателя змей невелик — 30-40 рупий в день. Денег едва хватает, чтобы прокормить семью и своих ползучих питомцев. Кроме того, почти все люди, занимающиеся заклинательством, страдают тяжелыми легочными заболеваниями. Врачи утверждают, что болезни приобретаются в результате чрезмерного напряжения легких при игре на духовом инструменте и быстро прогрессируют в условиях влажного климата. В последнее время представители молодого поколения не горят желанием идти по стопам отцов и отходят от семейного дела.

Поэтому заклинатели нередко перепрофилируют свой бизнес и создают небольшие компании, которые занимаются отловом змей в крупных городах. Или поступают на службу в государственные структуры, например в службу спасения, где вспоминают уроки деревенских старейшин, среди которых одной из основных дисциплин считалась теория ловли змей. Ведь Индия является страной, где смертность от змеиного яда самая высокая в мире. Согласно официальной статистике, ежегодно в стране от укусов змей страдают более четверти миллиона человек, из них 75 тысяч погибают. Это в тридцать раз превышает число жертв тигров, леопардов, пантер и других хищных животных вместе взятых. Печальный рекорд по количеству летальных исходов в результате укусов змей удерживают штаты Западная Бенгалия, Гуджарат, Махараштра и Тамилнад.

Самая опасная из змей — та, которую предпочитают заклинатели: кобра. Ее яд начинает действовать через несколько минут после укуса — человека вдруг одолевает сон. Потом расстраивается речь, мутится сознание, происходит паралич дыхательных мышц — и наступает смерть.

Нередко к смертельному исходу приводят укусы крайта, коралловой змеи и небольшой зеленой гадюки, обитающей в северо-восточных штатах. Против яда каждой из этих змей разработана соответствующая вакцина, но не всегда удается применить ее своевременно. К тому же из двухсот шестнадцати видов змей, встречающихся в Индии, ядовиты пятьдесят два, а столько вакцин не носит с собой даже самый предусмотрительный индиец. Поэтому остается только уповать на милость богов и собственную осмотрительность.

Сегодня в индийских телефонных книгах и среди рекламных объявлений в газетах можно встретить номера служб, специализирующихся на отлове ядовитых змей. В штат этих служб вошли многие из бывших заклинателей. Впрочем, почему же бывших? Они так и остались заклинателями, только теперь перешли на гособеспечение. Повелители змей на время отложили свои дудки и отлавливают гадов с помощью расщепленной бамбуковой палки, вывозят их за черту города и выпускают на волю. Многие надеются на то, что такая своеобразная реинкарнация древней профессии пойдет заклинателям на пользу, а новая квалификация «заклинатель-спасатель» сделает ее востребованной.

www.astrostar.ru

Чудеса Кефалонии: сухие цветы расцветают, ядовитые змеи становятся безвредными: sofyapremudraya — LiveJournal

В середине августа на греческом острове Кефалония случается то, что здесь принимают сразу за два чуда: на праздник Успения Божьей Матери храм наполняется необычными богомольцами — змеями.

Ядовитыми, но в этот день они не жалят. Напротив, охотно «общаются» с людьми, даются в руки, ползут на аналой, к иконе, и их никто не боится. А в соседей деревне в церкви у иконы Богородицы зацветает засохшая за несколько месяцев без воды веточка лилии.

Змеи появляются в период с 6 августа (праздник Преображения Господня) до 15 августа (День Успения Божией Матери) в двух деревнях острова — Маркопуло и Аргиния и только в эти дни они приползают в церковь и только в эти дни ядовитые змеи становятся не ядовитыми.

Каждый год верующие острова с волнением ждут появления змеек Богородицы, так как они считают, что их отсутствие сулит несчастья. До сих пор они не появились дважды — в августе 1940 года (перед войной) и в августе 1953 года, когда остров постигло разрушительное землетрясение.

Змеи Девы Марии имеют необычные знаки — крестики на голове и языке. По преданию, когда в 1200 году пираты попытались захватить местный женский монастырь, им навстречу вышли змеи, которые обратили их в бегство.

С тех пор каждый год, в эти святые дни, змейки Богородицы спускаются с гор к иконе Божией Матери, «участвуя» вместе с верующими в праздновании этого важнейшего христианского праздника.

В южной части острова Кефалонья, недалеко от деревни Маркопуло, находится церковь Успения Богородицы. Здесь каждый год, 15 августа, происходит нечто невероятное и чудесное. Вокруг храма и внутри его, начиная с праздника Преображения, появляются небольшие (не более 1 м), тоненькие, серого цвета змейки — змеи Девы Марии, как их называют в народе.

На ощупь они упругие, бархатные, со сверкающими глазками. На широкой головке у них виден черный рисунок, похожий на крест. Кончик языка тоже напоминает крест. С каждым днем, ближе к празднику, их становится все больше и больше, а накануне праздника в церкви и вокруг нее от змей просто нет прохода.

Картина, действительно, невероятная. Змеи, свернувшиеся браслетом, на запястьях верующих, другие — на иконах Богоматери и Распятии, на просфирках. Можно увидеть их и на Евангелие, которое держит в руках священник во время святой литургии. Во время вечерней службы змеи свободно ползают между молящимися, не пугая никого, и не пугаясь сами.

Картина просто идиллическая, как в саду Эдема, где они мирно уживались с другими животными. Как только день заканчивается, как по мановению волшебной палочки, исчезают и змеи. Куда они уходят и откуда появляются, и по сегодняшний день остается тайной. Не смогли ученые-натуралисты установить и вид этих змей. Они не входят ни в один из существующих видов пресмыкающихся.

Народное предание гласит, что когда-то на месте сегодняшней церкви стоял большой монастырь Святой Девы, в котором жили монахини. Богатство монастыря не давало покоя пиратам, разбойникам и разного рода захватчикам, которые во время очередного нападения подожгли монастырь.

Окруженные пламенем монахини уже не могли сопротивляться нападающим. Они собрались вокруг алтаря и стали просить Богоматерь спасти их, превратив или в птиц, или в змей, чтобы они могли улететь, или уползти, оставив свои тела чистыми и непорочными…

Святая Дева помогла им и теперь, каждый год, в день ее праздника, монахини возвращаются сюда в виде змей, которые считаются священными. По другой версии, монахини, превратившиеся благодаря Богоматери, в змей, распугали своим количеством осаждавших монастырь турок, которые сбежали, сняв осаду. Таким образом, монахини были спасены и с тех пор каждый год, с 6 по 16 августа, возвращаются сюда, чтобы почтить память Святой Девы.

Поэтому и икона Божьей Матери в Маркопуло получила имя Богоматери Фидуса («фиди» — по-гречески «змея»). Если вдруг они не появятся, что иногда происходит, это считается плохим предзнаменованием. Так, в 1940 году, когда змеи не появились, началась война, а 1953 г. случилось землетрясение.

С именем Девы Марии связано еще одно чудо, происходящее на острове Кефалонья. Между деревнями Трогониата и Демутцадата, недалеко от Аргостоли, есть часовня, построенная благочестивыми христианами в честь Богоматери и посвященная ей. Называется она «Панагия ме та кринакья» (Богоматерь с лилиями) из-за одного очень странного, повторяющегося каждый год, явления, происходящего здесь.

Связано оно с ароматными белыми лилиями, называемыми на острове «парфенокрини» (parthenokrinoi). Накануне великого праздника Благовещенья верующие кладут их в вазы перед иконой Богоматери. Со временем (с марта по август) цветы, конечно, увядают и высыхают. В августе, когда приходит другой большой праздник — Успение Богоматери, эти высохшие лилии чудным образом начинают цвести, хотя стебли их по-прежнему остаются сухими. Феномен этот не относится ни к сфере фантастики, ни к странным явлениям природы.

На юге-востоке острова есть деревня Пастрас, где происходит то же самое чудо с белыми лилиями. Весной женщины деревни высаживают в своих палисадниках и во дворе церкви их клубни. Когда в мае лилии начинают цвести, женщины срезают их и кладут букеты перед чудодейственной иконой Божьей Матери.

Как и положено по законам природы, цветы через некоторое время увядают. К 1 августа, когда начинаются службы в честь Богоматери, продолжающиеся до 15 августа, вместе с вознесением Богоматери воскрешаются и мертвые лилии. Непонятным образом они оживают и начинают раскрывать новые бутоны.

После святой литургии в день Успения священник раздает их прихожанам как благословение Богоматери. Объяснить это явление ни с научной точки зрения, ни обычной логикой, невозможно. Иначе, как чудом, его не назовешь.источник

►►

sofyapremudraya.livejournal.com

Кефалония змеи в храме — Авиамания

Сегодня мы расскажем Вам об удивительных чудесах, которые ежегодно происходят на острове Кефалиния  и о которых слагают легенды. Чудеса острова Кефалония известны во всем мире и ежегодно сотни туристов прилетают на остров, чтобы увидеть их собственными глазами.

Змеи Кефалонии

Остров Закинф Греция фотоОстров Закинф Греция фото

Одна из легенд, окутывающих Кефалонию тайнами и загадками, гласит, что некогда на высоком скалистом берегу острова был женский монастырь.
Располагался монастырь Успения Пресвятой Богородицы в поселении Маркопуло.

В настоящее время неподалеку от этого места действует храм Успения Пресвятой Богородицы.

Остров Закинф Греция фотоОстров Закинф Греция фото

Ежегодно, 15 августа, а день Успения Богородицы в храм сползаются змеи. Казалось бы, что особенного, на острове змеи обитают, но в таком количестве их островитяне не видят больше нигде и ни в какой другой день.

Змей очень много, они небольшие, окрас змей может быть желтым, зеленым, коричневатым, но независимо от оттенка, есть одна отличительная особенность присущая всем змеям, сползающимся к храму – крест на голове. Черный крестик и дал название причудливым змеям – змейки Богородицы.

Остров Закинф Греция фотоОстров Закинф Греция фото

Интересно, что змейки богородицы – ядовиты, но именно в этот день они сползаются к храму, заползают внутрь, ползают по иконостасу и никому не причиняют вреда. Более того, в день Успения Божьей Матери их принято брать в руки, обвивать вокруг шеи и рук, гладить и прикасаться, делают это и взрослые и дети так как считается, что это принесет удачу на весь последующий год.

Всю службу в храме змеи Кефалонии спокойно прибывают там, свернувшись клубком или перемещаются где и как им вздумается, а сразу после окончании службы уползают проч и больше жители острова их не видят до следующего года.

Начав рассказывать легенду, я перешла к описанию чуда, которое каждый год наблюдают гости и жители острова. А вот почему так происходит, я сейчас расскажу.

Успение Пресвятой Богородицы змеи

Легенда 1

По одной из легенд, передающихся на Кефалонии из поколения в поколение в том самом женском монастыре, располагающемся на месте ныне действующего храма, некогда жили глубоко верующие монахини.

Остров Кефалиния неоднократно подвергался нападениям и был постоянным лакомым кусочком для захватчиков и пиратов. Как самый большой среди островов Ионического архипелага, он манил чужеземцев, причем, далеко не всегда с хорошими намерениями.

Однажды монахини заметили, что к ним приближаются захватчики и в предчувствии неминуемой смерти, они стали молить Господа, чтобы он защитил их. Они молились долго и искренне, пока с гор не спустились все змеи, помеченные крестом на голове. В этот день жители острова увидели этих змей впервые. Их было неимоверно много, и они защитили и храм и остров.

С тех пор каждый год змеи спускаются с гор и приползают в храм, как защитницы и покровительницы, и убедившись, что опасности нет, они уползают проч.

Легенда 2

Есть и вторая версия, по которой мольбы монахинь превратили их в змей, и они сами защитили храм и остров. С тех пор каждый год они возвращаются на место своей службы, чтобы вместе со всеми жителями и гостями острова отметить один из самых важных религиозных праздников – Успение Богородицы.

aviamaniya.ru

» ЗМЕЙКИ БОГОРОДИЦЫ » ОСТРОВА КЕФАЛОНИЯ : holy_matriarchy — LiveJournal

Оригинал взят у prajt в » ЗМЕЙКИ БОГОРОДИЦЫ » ОСТРОВА КЕФАЛОНИЯ.

Появление змей на острове Кефалония в августе месяце считается хорошим знаком для всего мира.
И в этом году, накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы , на Кефалонии в очередной раз было зафиксировано Чудо – появление теплокровных бархатистых змеек — «Змеек Богородицы».

Кефалиния (или Кефалония )- самый большой остров из семи Ионических островов, расположенный между островами Лефкада и Закинфос. По мнению учёных, он упоминается в Священном Писании (Деян.28 гл.) под названием Мелит, куда прибыл апостол Павел после шторма. В 59 г. римский корабль перевозил св. апостола Павла из Кесарии в Рим на суд, по пути их настигла буря недалеко от Мальты, где св. апостол пробыл три месяца.

Сотни паломников в эти дни устремляются на один из самых знаменитых островов Греции. В восточной части Кефалоньи, невдалеке от деревни Маркопуло, находится небольшая церквушка в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Вот уже несколько веков феномен «святых змей» наблюдается в этом селе в период между 5 и 15 августа — время проведения праздничных мероприятий, посвящённых Успению Пресвятой Богородицы.

В деревне сейчас готовятся к празднику Успения Пресвятой Богородицы и усердно молятся, в очередной раз ожидая Чудо, когда, накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы, к Её чудотворной иконе Панагия Федуса приползают ядовитые змеи.

Начиная с 5-го августа, количество змей с каждым днем возрастает и достигает максимума к празднику Успения. Откуда змеи появляются и куда исчезают после праздника, никто не знает.

К сожалению, с каждым годом число змей уменьшается. Ранее их появлялось 30-40 штук. В настоящее время — 3-4. А в старые времена змеи заполняли всю округу. Если змеи не появляются, это считается очень плохим знаком. Так было перед Второй мировой войной и большим кефалонийским землетрясением.
Не было «змеек Богородицы» и в 2014 году! А в 2017 году, на радость селянам и гостям, четырнадцать змеек появились возле храма. Такого здесь давно не помнят.

Замечено, что ежегодно накануне праздника Успения Божией Матери на острове происходит небольшое землетрясение (3-4 балла), а в самый день праздника идёт дождь, хотя в это время года он на острове большая редкость.

Успение Богородицы верующие деревни называют второй Пасхой и август считают месяцем Богородицы. Жители деревни, которых здесь не больше 30, с самого утра помогают в храме. А в очереди в храм — паломники со всего света, желающие посмотреть на чудо. Они едва умещаются на небольшой площади у церкви.

Деревенские жители предупреждают паломников и туристов: —» Если змея залезет вам за пазуху, вы не бойтесь! Благодатью Пресвятой Владычицы Богородицы змеи никакого вреда вам не причинят. Возьмите их в руки, и они, словно котята, будут лизать ваши пальцы.»

Во время всенощной службы змеи свободно ползают в храме среди людей — по расположенным вдоль стен креслам, аналоям, никого не пугаясь.Они, как браслеты, обвивают руки верующих людей, ползают по иконе Пресвятой Богородицы и Распятию, по приготовленным для литии хлебам. Змея может даже заползти на Евангелие, которое читают на Литургии.
Змеек кладут на икону Божией Матери, и они спокойно лежат там на протяжении всей не такой уж короткой службы.Заканчивается праздник, уходят и змеи.

А начиналось всё много веков назад. На юге Кефалонии когда-то находился небольшой женский монастырь, его появление связанно с чудом обретения иконы Пресвятой Богородицы. Как-то жители ближайшей деревни увидели, что горит лес в непосредственной близости от них. Когда встревоженные селяне пришли бороться с пожаром, они увидели только одно сгоревшее дерево.

А под ним была иконы Пресвятой Богородицы, совершенно нетронутая огнём. С великим благоговением жители перенесли святой Образ к себе в деревенский храм, но на следующее утро иконы в нём не оказалось. Икону нашли на том же месте, под сгоревшим деревом, где она была обнаружена первоначально. Через некоторое время на этом месте был построен храм, возле него стали появляться кельи монахинь и, со временем, по-видимому, в средние века, построен женский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

В те времена на остров совершались постоянные набеги морских разбойников. Легенда рассказывает, что в 1705 году монахини увидели, как внизу, в бухте, на берег высадилась банда пиратов. Все мужчины в округе находились тогда в море и обитель не могла выдержать долгой осады. Возложив всю надежду на Пречистую Деву Марию, монахини собрались в церкви и стали молить Богородицу, чтобы Она не допустила грабежа и бесчестия.


На месте этой колокольни и стоял тот самый монастырь.

И когда пираты ворвались в монастырский собор, то вместо монахинь увидели огромных чёрных змей, угрожающе шипящих и готовящихся к нападению. Разбойники в ужасе бросились бежать и навсегда покинули это место. Икону, спасшую обитель, с тех пор стали называть «Фидуса» или «Змеевая».Сейчас монастыря здесь нет, а храм, названный в честь Успения Пресвятой Богородицы, стоит.

Можно было бы усомниться в правдивости этой легенды, но каждый год в день Успения Божией Матери на то место, где был женский монастырь, приползают змеи.


Храм Успения Пресвятой Богородицы

Жители деревни Маркопуло утверждают, что икона Царицы Небесной в этом храме — та самая, перед которой молились монахини о своём спасении.Этот образ носит называние «Богородица Лангобардская» или «Панагия Федуса», что означает «Богородица Змеевая».


В храме Успения Пресвятой Богородицы

И вот, женщины в вечерних нарядах, мужчины в отглаженных праздничных рубашках спешат на службу. Для греков с острова Кефалония Успение Богородицы – главный и религиозный, и народный праздник.


Икона Божией Матери «Панагия Федуса» в Успенском храме.

Заговоришь по-русски, и местные греки обязательно к тебе подойдут. Они же спасут от жажды водой и арбузом – в деревне Маркуполо поблизости ни одного магазина. Привычные к чудесам греки невероятно гостеприимны. У своего дома Иванос каждый август собирает змей и приносит в храм Успения Богородицы.

В руках православного батюшки извивается змея. У новеньких такая картина вызывает опасение. Но настаивать на том, чтобы гость подержал змею, здесь никто не будет. Ну, а прихожан, желающих погладить змеек, много.

Явление, которое каждый год по-новому впечатляет даже старожилов. Несколько веков подряд в начале августа к празднику Успения Богородицы в церковь приползают ручные змеи. Почему они становятся неядовитыми, так и не ответил ни один учёный.

По словам отца Петроса, раньше змеи заполняли весь храм, сами забирались на прихожан, сползали по иконам, но после чернобыльской катастрофы их число резко уменьшилось. Так змеи скорее всего реагируют на происходящее в мире.


***
Немецкие учёные исследовали этих змей, но ни к какому из известных видов не смогли их отнести. Они серого цвета, тонкие. В длину они не превышают одного метра, кожа у них бархатная. На голове у них изображён крест, как и на кончике языка.
***

Дети с умилением трогают и целуют змей. В то, что они ручные, сложно поверить, не попробовав, – чудо происходит на моих глазах. Я беру змею. На ощупь бархатистая и тёплая. На голове виднеется еле заметный маленький чёрный крестик.

Сейчас в Греции из-за аномальной жары бушуют пожары, к тому же наплыв паломников с каждым годом растёт, поэтому змей приходится искать ночью с фонариком.

Поиски могут продолжаться до утра – вплоть до сегодняшнего дня змей искал и маленький Василис. Его папа Панайотис носит самое популярное имя – производное от «Панагия» (по-гречески Богородица) – он говорит, что змеи приносят удачу.

Маркопуло — не единственная деревня, где на день Успения появляются змеи. В соседнем селении Аргиния они собираются возле часовни, где был алтарь старой церкви, разрушенной землетрясением в пятидесятые годы XX-го века.


Селение Аргиния

Жители Аргинии замечают змей накануне праздника, часто заранее собираются со священником, читают молитвы и ожидают появления змей. Сюда приползают маленькие змейки, их и приносят в храм на Богослужение. Православные греки верят, что это прикосновение приносит счастье. По древней традиции змей оставляют в церкви на всю ночь.

***В прошлом году Элладская Церковь собиралась пригласить серпентолога изучить «чудо теплокровных змей» в Греции. Специалист в области изучения змей по приглашению представителей Церкви отправится на греческий остров Кефалония, чтобы измерить температуру обитающих там ядовитых змей, которые, как говорят местные жители, в праздник Успения собираются на месте бывшего монастыря и охраняют обитель.

Протоиерей Геннадий Заридзе, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Воронежской области и председатель Объединения православных ученых много лет изучает церковные чудеса с научной точки зрения.

Священник рассказал в августе 2017 года корреспондентам РИА-новости об идее следующее: «С биологической точки зрения не бывает теплокровных змей. Поэтому мы хотим пригласить на Кефалонию авторитетного серпентолога из Москвы, чтобы он описал этих змей и измерил их температуру».

«С давних пор в праздник Успения змеи собираются на месте бывшего монастыря. А в те годы, когда этого не происходит, случаются землетрясения и стихийные бедствия. Но дело даже не в этих совпадениях, а в том, что эти змеи теплокровные!» — заявил священник.Так же, по его словам, температура святых мощей Спиридона Тримифунтского, умершего в IV веке, составляет 36,6 градусов Цельсия, что невозможно объяснить в рамках существующих естественнонаучных теорий.

holy-matriarchy.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *