Wwoof на русском: WWOOF даёт возможность поехать волонтёром на ферму в любую страну мира

Как поехать путешествовать в Израиль волонтером WWOOF?

Главная » Статьи » Туризм » Как поехать путешествовать в Израиль волонтером WWOOF?

Я учусь в Санкт-петербургском государственном университете на восточном факультете. Изучаю семитские языки и иудаику в целом. К сожалению, университет не предоставляет языковой практики в стране изучаемого языка, поэтому пришлось искать другие способы улучшения разговорного аспекта.

Про WWOOF я узнала случайно, просто переходила по ссылкам в поисках каких-нибудь экономных способов посетить Израиль. Эта программа рассчитана на всех желающих любого возраста, вне зависимости от Закона о Возвращении, дающем право репатриации (об этом здесь).

WWOOF — World Wide Opportunities on Organic Farms

WWOOF — в дословном переводе «организация всемирных возможностей на органических фермах» — это международная организация, созданная для связи между фермерами, производящими органическую продукцию и волонтерами, которые могут приехать к ним работать и путешествовать в новых для себя странах.

Для того, чтобы принять участие в программе нужно зарегистрироваться на сайте wwoof.org.il, заплатить 120 шекелей, и тебе открывается доступ к десяткам ферм во многих странах мира, в том числе и Израиле. Остаётся узнать информацию о ферме, сравнить и выбрать, что тебе подходит. Задача программы состоит в том, что фермерам нужна помощь на участке, земле, в доме. По правилам программы работать можно 4-5 часов в день. Как волонтеру тебе предоставляют жильё и питание. В основном фермеры ищут себе помощников на срок от 2 недель и больше.

Моё знакомство с Израилем

Я написала на 5-7 ферм, и все мне ответили. Но выбор пал на мошав Матта. Меня привлекло несколько моментов: близость к Иерусалиму, работа в ресторане и пейзажи, показанные на фото в профиле фермы. Я написала Оферу — владельцу фермы, на которой я нахожуть и он согласился встретить меня в Бейт-Шемеше.

Теперь расскажу о ситуации на границе. Допрашивали меня довольно долго, как в России, так и в Израиле: зачем еду, к кому еду, откуда знаю иврит, зачем его изучаю, что в дальнейшем планирую делать, есть ли родственники в Израиле, чем увлекаюсь. В общем, очень много вопросов. В России ещё проверяли ручную кладь. Я сразу поняла, что не стоит говорить, что еду волонтёром, а сказала, что просто турист, а буду жить у знакомого, который приезжал в университет. В Израиле задавали вопросы на иврите, иногда на английском. Но все обошлось, так как я вполне уверенно держалась.

Стоило мне пройти в зал аэропорта, как послышались знакомые фонемы. Чьё-то произношение говорило о том, что человек недавно перенёс на себе весь груз репатриации, только-только вышел из ульпана. Да, речь уверенная, динамичная, но истинный израильский иврит звучит как водопад. Водопад, имеющий внушительные размеры. Начала вычленять некоторые знакомые слова.

В аэропорту подошла к мужчине, чтобы узнать, как пройти к поездам. Естественно, спросила на иврите. А он мне ответил на русском. Кстати, много раз встречала людей, которые сразу определяли, что я из России, даже если я рта не открывала. От аэропорта я добралась до Бейт-Шемеша. Пришлось несколько раз спрашивать уточнять, там ли я, где мне пересесть на другой поезд. И знаете, мне везде помогали. Люди останавливались, смотрели в своём телефоне расписание, слушали мою неуверенную речь с ошибками и помогали.

Офер из мошава Матта

В бейт-Шемеше меня встретил Офер. Мы поехали за покупками: сначала в магазин с крупами, орехами. Он все пробовал и говорил, что в Израиле так принято. Я была удивлена. После мы отправились в магазин растений и цветов. Он рассказывал про специи и цветы. Я практически все понимала, но отвечала редко, невзирая на то что на русском языке я могу болтать без умолку. Мне очень стыдно за свой язык, но он меня успокаивал и говорил, что все хорошо.

Дома Офер познакомил со своей прекрасной семьей: жена Галья, старший сын Амир, средний — Идо, младший — Авишай и совсем маленькая дочь Альма. Офер показал мою комнату: две кровати, компьютер, свой выход. Я сразу спросила, чем могу помочь. Мне попросили сложить белье, а потом сказали, что я могу отдыхать после перелёта.

На следующий день приехала другой волонтер, девушка из Америки. Она очень общительная, но, к сожалению, не знает иврита, поэтому с ней приходится общаться на английском. Это немного затруднительно, так как я настроила свой мозг на иврит, иногда даже с ней начинаю говорить на иврите, забывая о том, что она не знает его… такая жизнь :)

На следующий день мы поехали в арабскую деревню

Офер хотел купить продуктов, но магазин был закрыт. Хозяин этого заведения пригласил к себе домой на чай. Семья очень дружелюбная, правда, не все знают иврит и английский, но Офер был переводчиком. Кстати сказать, у этой семьи тоже жили волонтеры — девушки из Германии. Нам предлагали чай, кофе, всякие сладости, показывали фотографии праздничных столов в Рамадан (мы как раз были у них в последний день Рамадана). По возвращении домой мы подняли тему политики и конфликта, на что Офер сказал, что не делит людей по национальному признаку или другим отличительным чертам. Есть люди плохие и есть хорошие, и их национальность менее важна.

А на завтра мы поехали в ортодоксальный Бейтар Илит

Нам пришлось встать в 5 утра, чтобы успеть приобрести только что испечённые булочки и хлеб. Кондитер был очень дружелюбен и предлагал попробовать свежий хлеб. На выходных работал ресторан, так что работы было довольно много. Но эта работа приносит удовольствие, так как ты можешь общаться с людьми, узнаешь новые рецепты, Офер учит сервировки стола, рассказывает о продуктах. В дни, когда ресторан не работает, мы с Алекс помогаем по двору, дому: убрать, помыть, вытереть. Офер возил нас на местный пруд в мошаве, потом на море, знакомил со своими друзьями.

Жила я у Офера две недели, теперь точно могу сказать, что это, во-первых, огромный опыт, во-вторых, в моей голове многое встало на свои места. Да и вообще Израиль меняет твоё представление о мире и отношение ко многим жизненным ситуациям.

p.s. После Офера я решила продолжить своё путешествие. Гуляла по Иерусалиму, жила у людей, которых нашла на Couchsurfing. Могу с уверенностью сказать, что Израиль —дружелюбная страна. Страна улыбок, разговоров и вкусного хумуса :)

Аня Скопина

Студентка Восточного факультета СПБГУ, кафедры Семитологии и Гибраистики, уроженка Воронежа. Приезжала в Израиль по программе WWOOF.

Экотуризм, и не только — LiveJournal

WWOOF[Mar. 9th, 2009|07:03 pm]

Экотуризм, и не только

WWOOF : World-Wide Opportunities on Organic Farms — Возможности по всему миру на органических фермах, или
Willing Workers On Organic Farms — Добровольные Работники Органических Ферм

О WWOOF я уже упоминала в одном из прошлых постов, и давала ссылку на сайт Международной Ассоциации WWOOF: http://www.wwoof.org

Есть еще один сайт, посвященный WWOOF: http://www.wwoofinternational.org
( International WWOOF Network )

О WWOOF вкратце, основное:

«Международная Ассоциация WWOOF создана, чтобы помочь тем, кто хотел бы поработать в качестве добровольца на органических фермах в разных странах в обмен на пищу, кров и обучение.

Цель WWOOF — дать людям возможность научиться из первых рук технологиям органического сельского хозяйства; позволить горожанам испытать жизнь и работу на фермах; помочь фермерам производить органическую продукцию в качестве жизнеспособной альтернативы продукции индустриального сельского хозяйства; дать людям шанс встретиться, поучиться и обменяться взглядами с участниками органического движения; обеспечить вам возможность узнать о жизни в стране пребывания, живя и работая вместе.

Как работает WWOOF? Организации, входящие в WWOOF, составляют список органических ферм, которые рады принять у себя время от времени добровольных помощников. Когда человек присоединяется к такой организации и уплачивает членский взнос, ему высылается копия этого списка. После этого он сам контактирует с заинтересовавшими его фермами, и сам с ними договаривается о своем приезде и всех деталях.» ©

Далее скопирую 3 хорошие статьи на эту тему:

«Волонтеры органических ферм» Веллингтон (Новая Зеландия) ;
«На картошку» из Швеции в Чехию ;
«Соломинка, которая переворачивает мир» Разнообразие людей, овощей, способов жизни.

Вначале я сюда «вставлю» несколько фраз человека, написавшего в один из форумов в Интернете (о WWOOF):
«…Мой друг уже 3 недели живет на такой ферме в Тайланде, сажает манговые деревья. А в свободное время по окрестностям лазает. Если быть точной, то он уже вторую ферму сменил. Первая ему не очень понравилось, а вот на второй хозяином оказался лучезарный хиппанутый на всю голову дед. А самое привлекательное в WWOOF-инге (это именно так называется — Willing Workers On Organic Farms), что WWOOF-ить можно практически в любой точке земного шара. Гаваи, Непал, Италия, Австралия, Штаты, но вот лично меня Мехико заинтересовало почему-то..» ©

Ну а теперь сами статьи 🙂

«Волонтеры органических ферм»
Веллингтон (Новая Зеландия)

Забавно, как порой люди удивляются самым естественным вещам. Например, моим московским друзьям кажется удивительным, что март в Новой Зеландии — осенний месяц и что 8-е марта выходцы из России отмечают осенью и дарят женщинам не мимозу, а хризантемы. Есть и более серьезные вещи, которыми новозеландцы удивляют мир, в частности, это относится к скорости развития органических ферм в последнем двадцатилетии минувшего века. Есть смысл рассказать об этом интереснейшем опыте по порядку.

На протяжении всей своей истории люди выращивали хлеб, мясо, овощи естественным, «органическим» путем, используя для этого доступные им природные ресурсы, и только те из них, которые гарантировали им устойчивую продуктивность земли. Это и понятно, иначе род человеческий вымер бы задолго до нас. Но в XX веке в связи с бурным развитием химии производство сельскохозяйственной продукции пошло по иному, на первый взгляд более легкому пути, искусственно замещая растения и животных, нужных для природных защитных механизмов и естественного плодородия. Например, фермерам не нужно было больше выращивать растения, способные самостоятельно сопротивляться различным болезням и вредителям, огромные площади опыляли чем-нибудь типа ДДТ, само плодородие почвы зависело теперь не от природы, а от химических удобрений.

Очень удобно и сравнительно недорого, не правда ли?

Заплатить, однако, пришлось, и о-о-очень много… Вытеснялись и терялись прежние знания и навыки ведения органического хозяйства, а искусственные химические вещества надолго загрязняли почву и воду, попадая в пищу, становились причиной роста многих страшных заболеваний — вариаций раковых опухолей, наследственных уродств, экземы, диабета, и этот печальный список можно продолжать еще долго. Конечно, как только связь между болезнями и «полезными» химическими помощниками стала очевидной, люди от них отказались. И что же? Теперь химия предлагает нам новых помощников, «совершенно безвредных». Но что удивительно для «безвредного» вещества, на каждой упаковке с новыми химическими удобрениями написано, что фермерам рекомендуется работать с ними в маске и не трогать их руками без специальных перчаток, чтобы не вдохнуть как-нибудь этот порошок и чтобы он не попал на кожу. Вряд ли найдутся такие чудаки, которые после этого поверят в нужность и безвредность новых химических удобрений. Да и отдаленные последствия их применения станут ясны тоже в отдаленном будущем, и совсем неудивительно, что все больше людей, живущих не где-то в будущем, а здесь и теперь, начинают говорить: «Эй, не кладите эту гадость в мои овощи, я собираюсь их есть!»

Что же делать, где же альтернатива вредоносной искусственности в земледелии?

Она в том, чтобы вернуться на прежний путь, проверенный историей, работать вместе с природой, а не покорять ее и не бороться с ней. Кажется, это понимают теперь во всех, даже самых отсталых, странах. И уж конечно, прежде всего, в Новой Зеландии, признанным мировым лидером в области чистоты природы и здорового образа жизни. Здесь выработано несколько несложных (на словах, на деле все, конечно, гораздо сложнее!) земледельческих принципов для так называемых органических ферм. Главный из них называется перманентное (устойчивое, долговременное) земледелие. Этот термин изобретен в 1978 году и его определение можно перевести как «сознательное конструирование и сохранение земледельчески продуктивной экосистемы, которая имеет разнообразие, устойчивость, способность быстро восстанавливаться как природная экосистема. Это гармоничное объединение в одно целое природы и людей, нуждающихся в пище, энергии, укрытии и других материальных и нематериальных вещах». Определение достаточно громоздкое, но ничего невыполнимого в нем нет. При перманентном земледелии требуется:

1. Полностью отказаться от применения искуственных химических удобрений и пестицидов.

2. Строго соблюдать правильный севооборот и увлажнение для сохранения плодородия почвы (с давних пор хорошо известно, что разные растения используют разные полезные вещества из почвы и, в свою очередь, выделяют что-то полезное для других растений).

3. Собирать и компостировать остатки пищи и сорных трав, перемешивая их с землей. Использовать этот компост как удобрение.

4. Собирать и использовать навоз в качестве еще одного вида удобрений, чтобы домашние животные не загрязняли окружающую среду.

5. Содержать несколько видов животных в одном стаде, что (как доказали ученые) сокращает количество насекомых, паразитирующих на домашнем скоте. (Это правильно по-русски?)

6. Использовать и выращивать естественных, природных врагов возбудителей болезней у животных и растений. И, конечно, на органической ферме должны быть только здоровые растения и животные.

Все это было сформулировано еще в 1924 году в Германии философом и ученым Рудольфом Штайнером, а в Новой Зеландии земледельческие методы, названные «биодинамикой», впервые стали применяться в 1928 году. И сейчас маленькое островное государство, в котором количество жителей не превышает 3,5 миллионов человек (13 населения Москвы!) насчитывает 904 органические фермы! И это несмотря на то, что получить соответствующий ежегодный сертификат чрезвычайно трудно, потому что необходимо пройти все соответствующие анализы и тесты, написать многочисленные отчеты и заполнить всевозможные формы. Новозеландские фермеры говорят, что в сутках у них 48 часов — 24 для работы на ферме и 24 для заполнения бумаг.

В стране существует сеть магазинов, которые реализуют продукцию органических ферм, и в каждом супермаркете есть отделы и стеллажи, где продают органические овощи и фрукты, соки, сладости и многое другое. Практически у каждого продукта есть свой органический аналог. Стоит это все гораздо больше, чем обычные продукты, но спрос все равно растет с каждым годом. Поставляют органическую продукцию в магазины всего 3-4 крупные фермы (это из 904-х!), то есть пробиться на рынок достаточно трудно. Коммерческий успех органической фермы и устойчивый сбыт продукции через магазины возможен, однако он достижим, как показывает практика, лишь при соблюдении нескольких принципиальных условий.

Во-первых, для органической фермы необходимо примерно на 30% всего больше, чем у других, — земли, источников энергии, рабочих рук. Во-вторых, необходимо специализироваться на какой-нибудь «изюминке», например, выращивании органических ягод или даже цветов, тогда и остальная его продукция найдет сбыт. В-третьих, важным условием самоокупаемости является использование «добровольного» труда — это студенты или туристы, приезжающие посмотреть Новую Зеландию, но не имеющие денег, чтобы жить в гостиницах. При этом необходимо создать хорошие условия для добровольных рабочих, иначе они и приезжать к нему не будут. Понятно, что вполне выполнить эти условия могут себе позволить лишь немногие фермы.

А как же остальные 900 органических ферм? Зачем они нужны, если не реализуют органическую продукцию в магазинах? Мне показалось интересным пожить немного на такой ферме, чтобы это выяснить. Удивительной оказалась простота и легкость осуществления моего плана. Дело в том, что в Новой Зеландии, как и во многих других странах с развитыми органическими фермами, существует практика использования труда добровольных рабочих. Есть специальная страница в интернете (какая? — надо указать!), на которой перечислены фермы, нуждающиеся в рабочих руках. Достаточно написать или позвонить туда и предупредить о своем приезде. Люди приезжают из разных уголков земного шара и на неделю или две останавливаются на такой ферме. Они делят с хозяевами кров и пищу в обмен на 4 часа ежедневной работы на земле, а остальное время посвящают знакомству с красотами Новой Зеландии. Обоюдная польза и выгода очевидны — фермеры получают бесплатные рабочие руки, а добровольные работники — пристанище и, кроме того, новые навыки и умения. А как много появляется новых друзей по всему миру! Да и обычные новозеландские горожане часто радуются возможности пожить поближе к земле, животным. Итак, я позвонила по первому попавшемуся телефону органической фермы и в две минуты обо всем договорилась.

Хозяева органической фермы, о которой пойдет речь, прежде чем купить ее 10 лет назад, сами провели немало суббот и воскресений в качестве добровольных рабочих на самой крупной ферме в Ваикато, где приобрели необходимый опыт. Их ферма занимает всего 76 гектаров, что совсем немного по новозеландским меркам. На 45 гектарах, согласно договору о купле-продаже, сохраняется новозеландский буш (лес с коренными, не завезенными из Европы растениями), немного земли отведено под сосновые посадки (сосны могут быть проданы на деловую древесину, когда вырастут), на остальной территории пасется несколько коров, овец и коз, бродят куры под присмотром генеральского вида, воинственного петуха. В огороде растут все мыслимые овощи, от артишоков до цукини (если по алфавиту). Есть здесь и небольшой растущий виноградник, который будет производить вино уже в следующем году. Фруктовый сад и ягодники тоже находятся в стадии становления, однако некоторые ореховые виды, фиги, оливки и авокадо дают урожай.

В прошлом году хозяева фермы Инн и Мэрил получили первый урожай чая и кофе от растений, процветающих в оранжерее. Их пчелы производят меда даже больше, чем нужно, а коровы дают достаточно молока, чтобы готовить несколько сортов сыра. Энергию они получают от 6 солнечных батарей, ветряка и крошечной самодельной электростанции на ручье, протекающем через их земли. Обогрев дома зимой, горячая вода в ванной и на кухне, готовка — в основном на дровах или баллонах с газом. Вода для питья, стирки, полива и прочих нужд поступает в водопровод из того же родникового ручья и специального устройства для собирания дождевой воды. В засушливые годы ее не хватает, и тогда приходится заказывать привозные цистерны с водой, но это случается редко.

При всем при этом фермеры производят впечатление каких-то «ненастоящих». Мэрил по профессии врач-терапевт, а Инн — ученый, защитивший диссертацию, биолог, работающий над проблемами охраны новозеландского птичьего царства. И, конечно, больше всего сил и времени они отдают основной работе. Так что же, удивительный прогресс, достигнутый за 10 лет, возможность кормить себя и своих друзей вкусными и безопасными для здоровья продуктами — это результат вошебства, некое чудо? Безусловно, нет. Просто Инн и Мэрил, эти современные люди, живущие в XXI веке, как и остальные 899 фермеров, не стали тратить время на петиции, демонстрации, предъявление требований к правительству, фермерам и прочая, а много и упорно работают для сохранения своего собственного здоровья. Мэрил утверждает, что все успехи стали возможны только благодаря добровольным рабочим, которые стали частыми гостями на ферме: «Мы бы и близко не подошли к тому, что имеем сейчас, без их помощи», — сказала она.

Большинство людей приезжают на ферму на неделю или две, но некоторые остаются месяцами. Их первые добровольные рабочие провели на ферме две с половиной недели из трехнедельного путешествия в Новую Зеландию.

«На картошку» из Швеции в Чехию

…«Наша маленькая ферма находится недалеко от моря… мы можем заехать за вами на станцию на нашем велосипедном тандеме… у нас есть ветряк…» Это пишут муж и жена из Дании. Все эти фермы, часто совсем крошечные и семейные (12 га, а то и меньше, 3-4 га) практикуют экологическое земледелие и/или животноводство, и все они зарегистрированы в так называемой Международной Ассоциации WWOOF (World-Wide Opportunities on Organic Farms — Возможности по всему миру на органических фермах).

«Международная Ассоциация WWOOF создана, чтобы помочь тем, кто хотел бы поработать в качестве добровольца на органических фермах в разных странах в обмен на пищу, кров и обучение. Цель WWOOF — дать людям возможность научиться из первых рук технологиям органического сельского хозяйства; позволить горожанам испытать жизнь и работу на фермах; помочь фермерам производить органическую продукцию в качестве жизнеспособной альтернативы продукции индустриального сельского хозяйства; дать людям шанс встретиться, поучиться и обменяться взглядами с участниками органического движения; обеспечить вам возможность узнать о жизни в стране пребывания, живя и работая вместе.

Как работает WWOOF? Организации, входящие в WWOOF, составляют список органических ферм, которые рады принять у себя время от времени добровольных помощников. Когда человек присоединяется к такой организации и уплачивает членский взнос, ему высылается копия этого списка. После этого он сам контактирует с заинтересовавшими его фермами, и сам с ними договаривается о своем приезде и всех деталях.

Хозяева органических ферм, зарегистрированные в WWOOF, в основном ведут простой экологически устойчивый образ жизни. Многие практикуют пермакультуру или биодинамическое земледелие. Некоторые фермы являются коммерческими производителями органической продукции, другие — это альтернативные кооперативы, сообщества или коммуны.

Помощь, которую волонтеры могут оказать принимающей ферме, широка и разнообразна. Это может быть участие в посадках, компостировании, садовых работах, уходе за растениями, обрезке деревьев, изготовлении кирпичей из глины, сборе урожая, строительстве, дойке, кормлении животных.

«Соломинка, которая переворачивает мир»
Разнообразие людей, овощей, способов жизни

По всей Европе сейчас продают овощи, выращенные в… пустыне — в испанской пустыне под названием Алмерия. Не на песке, конечно — в искусственном грунте, в парниках. В недавно выстроенных километрах парников. Круглый год. Хорошо это или плохо?

По мнению Хавьера Монтеллано, испанского активиста экоземледелия и альтернативных технологий — плохо. Потому что неестественно, даже антиприродно. В замкнутом пространстве парников развиваются болезни, грибки, приходится использовать большое количество химикатов. В пустыне нет воды, и для парников ее специально подают по многокилометровым трубам. Это требует огромных затрат энергии. Условия труда тяжелые, и местные жители не хотят здесь работать. Поэтому работают на «пустынных грядках» только иммигранты, в том числе из России.

Хавьер и его многочисленные друзья и единомышленники считают, что и проблему опустынивания, и снабжения овощами надо решать совсем по-другому. Это касается вовсе не только технологий органического земледелия, хотя оно — главная сфера их интересов, но и вообще альтернативы в широком смысле — и техническом, и социальном. Сюда, в Россию, Хавьер приехал в качестве волонтера необычной организации WWOOF (World-Wide Opportunities on Organic Farms — Возможности по всему миру на органических фермах, или Willing Workers On Organic Farms — Добровольные Работники Органических Ферм, подробно о целях и методах WWOOF см.материал на этой странице). Приехал, чтобы поработать на первой в России экологической ферме, зарегистрировавшейся как член WWOOF. Наша беседа состоялась в Москве, пока Хавьер еще не добрался до этой фермы, и я надеюсь подробно узнать о ней в дальнейшем.
Конечно, всегда интересно, как человек приходит в движение, как он определяет для себя: «это — мое».

— Я жил три года в Амстердаме, — рассказывает Хавьер, — и стал работать в экологическом веганском ресторане «Грин Пеппер». — (Тут я вспомнила: есть такой альтернативный молодежный журнал — «Грин Пеппер», «Зеленый Перец», его выпускает EYFA — European Youth For Action, Европейская Молодежь За Действия. Оказывается, та же команда). — Там я заинтересовался органическими продуктами, тем, как их выращивают. Некоторые наши люди работали на органической ферме недалеко от Амстердама. Потом я много путешествовал, а вернувшись в Амстердам, узнал о существовании такой замечательной организации, как WWOOF. Мой амстердамский друг купил дом в испанской провинции Таррагоне и зарегистрировался как «вууфер». Я жил у него, работал. В Испании много «вууферских» ферм. Вообще-то движение WWOOF зародилось в Британии, но многие «вууферы»-англичане покупали землю в Испании».

Так Хавьер стал видным активистом движения и «кочующим экоземледельцем», конечно, до тех пор, пока не осуществятся планы осесть и организовать свою ферму. И применить накопившиеся познания в области экоземледелия и малых альтернативных технологий на практике. Он еще очень молод, и у него все впереди. И он успел многому научиться. Он увидел и попробовал на практике, как работают методы знаменитого японца Фукуоки, автора книги «Революция одной соломинки», пермакультура — завораживающее «изобретение» Билла Моллисона. ..

А вообще-то, говорит Хавьер, сейчас WWOOF хочет поощрять местное «вууферство». «Потому что сейчас большинство «вууферов» — как я, едет подальше увидеть что-нибудь интересненькое, какое-нибудь продвинутое экопоселение. А лучше бы внедрять полученные знания там, где живешь, и помогать своим соседям-экофермерам. Допустим, одна и та же городская семья приезжает к одному и тому же фермеру, живущему неподалеку, помогает ему, покупает у него продукты. WWOOF — это не туризм, это форма поддержки природощадящих методов сельского хозяйства. WWOOF — специализированная организация, но экоферм много, и многие из них нуждаются в волонтерах и готовы предоставить кров и пищу. Это хороший способ для людей учиться экоземледелию. Когда международный эколагерь «Экотопия» проходил в Карпатах, мы одно время жили там у местной «бабушки». И она порой просила нас помочь — кое-что сделать по дому, хозяйству, поскольку она живет одна. И мы говорили: вот хорошая идея для организации волонтерства в России — помощь «бабушкам». ..

Наилучшим, наиболее продвинутым экопоселением из всех, что довелось повидать, Хавьер считает поселение Ортамига с экоземледельческим проектом Антоли Пурроя (о нем мы рассказывали в прошлом номере «Берегини» в материале «Тридцать испанских соток»). Поселению уже 7 лет, и оно вошло в полосу успеха.

«Еще очень интересное место — социальная коммуна Can Masdeu недалеко от Барселоны. Практически это окрестности Барселоны — до города ехать 20 минут на метро. Это здание долго было сквотом (самозахват пустующих зданий — практика радикальных европейских неформалов — прим.ред.). Вообще-то эта земля принадлежит одному противному фонду, который не использует ее и не хочет отдать. Когда они захватили землю и старинный дом, в котором давно никто не жил, то фонд решил их выгнать. Позвал полицию. Они оказали полиции ненасильственное сопротивление — прицепились снаружи к окнам, рисковали жизнью. Полиция не стала связываться и ушла. Вообще-то земля там невероятно дорогая, и если бы не акция сквотирования, у социальной коммуны там не было бы никаких шансов. Это последняя незастроенная дорогими дачами и шале долина в окрестностях Барселоны. У правительства есть планы сделать эту долину охраняемой природной территорией.
Обитатели коммуны называют ее «рурбан» («деревнегород»), чтобы подчеркнуть, что это не деревня, не город, а что-то среднее. Это люди, которые любят земледелие, но любят и другие вещи, свойственные городу — общение, тусовку, интернет.

Землю они раздают под огороды всем желающим. Применяют разные бытовые альтернативные технологии. Так, например, в коммуне есть очень хорошая система для душа, работающая на солнечной энергии. Есть стиральная машина, которая работает с помощью педалей. Это несложная переделка старой стиральной машины: выкинули электродвигатель, подсоединили к велосипедному приводу. Конечно, часами — чего требует стирка — крутить педали тяжело, поэтому чаще всего стирают руками, а вот полощут и отжимают с помощью педалей за 10 минут. У них есть купленная солнечная печь параболического типа для готовки. А сами коммунары построили хлебную печь и муфельную — для керамики. Строят пивоварню. В коммуне есть хорошая веломастерская, где, впрочем, чинят все, не только велосипеды. Совместная жизнь дает возможность закупать оптом более дорогие экологически чистые крупы и муку. А все овощи и фрукты они выращивают сами, летом в открытом грунте, зимой в теплицах, самые разнообразные. В коммуне нет общей экономики, но иногда есть общие заказы, общие деньги. Иногда обитатели коммуны продают домашнее пиво, проводят учебные курсы по ремонту велосипедов».

Многие активисты органического движения в Испании обеспокоены проблемой сокращения культурного биоразнообразия — сокращения сортов культурных растений, когда старые разнообразные сорта вытесняются двумя-тремя пригодными для индустриального земледелия. В Испании эта проблема связана с разорением маленьких семейных ферм, ликвидацией садов и созданием на их месте монокультурных плантаций или дачных поселков (шале). По мнению Хавьера, собирать семена старинных сортов, имеющих полезные свойства, — дело очень интересное и нужное. Этим занимаются, по его сведениям, активисты и в Болгарии, опрашивают стариков, и его очень интересует, занимается ли кто-нибудь чем-то подобным в России. Биоразнообразие, — и сортов, и видов растений — по мнению Хавьера, способствует устойчивости сельскохозяйственных угодий. «А не ГМО. Это еще и гораздо интереснее!»

И особенно способствуют устойчивости, по мнению «органических активистов», разнообразные местные растения, и вообще те, которые наилучшим образом приспособлены к данному климату. В руках у Хавьера корзиночка, сделанная из прямо-таки героической травы под названием эспарто. Травы, которая сдерживает натиск пустыни. Опустынивание — давняя, даже древняя проблема Испании, первыми вырубать здешние леса начали еще финикийцы. Потом — римляне. Потом — сами испанцы. На создание одной только Непобедимой Армады срубили более 500 тысяч вековых дубов — по четыре тысячи дубов на каждый корабль.

«Эспарто — последний шаг перед пустыней. Когда все разрушено, почва высохла и на ней не может расти никакое дерево, никакая трава, остается эспарто. Потом под его тенью, на почве, уже удобренной его перегнившими остатками, могут выжить и прорасти семена других трав, желуди дуба. Эспарто помогает остановить пустыню. Мой друг Хесус борется с опустыниванием, занимается облесением. В том числе работает с эспарто. Он работает там, где много солнца, но мало леса для приготовления пищи, и он сам построил солнечную варочную печь. Хесус — большой радикал, он даже не ест те культуры — картофель, томаты, которые требуют много воды для выращивания. Мы пропагандируем неприхотливые культуры, например, замечательную чуфу, у ее клубеньков вкус миндаля. Я привез клубеньки в Россию. Опять же — на грядках должно быть биоразнообразие, способствующее устойчивости.
Мои личные планы — обосноваться в деревенском доме моего дедушки, где есть большой сад… Правда, после смерти дедушки осталось несколько наследников, и один из них, мой дядя, хочет наделать там дач, шале — это прибыльно… В Испании, да и в России, и во многих других странах, деревенский труд непрестижен, и люди не понимают, как же так: они приложили все усилия, чтобы покинуть деревню, устроиться в городе, а их дети туда возвращаются? . .. Моя философия такая. Люди любят говорить: это городской образ жизни, нравится тебе или нет, живи так. Это деревенский образ жизни, нравится тебе или нет, живи так. А я говорю: почему бы не построить свой образ жизни? На самом деле существует множество способов делания чего-либо. Например, на Экотопии мы обсуждали, как в разных странах солят капусту — в России шинкуют и квасят, в Румынии заливают кочаны крепким рассолом… Всегда можно выбрать то, что подходит тебе, или создать это самому!».

Беседовала
Ирина ФУФАЕВА. ©

Эта статья была какое-то время назад в открытом доступе по ссылке:
http://www.greensalvation.org/Russian/Cooperation/Bereginya/6_05/13-1.htm
Но сейчас эта страница не открывается; возможно, что эта статья в данный момент выложена на старой версии сайта www.greensalvation.org


гав | перевести с английского на русский

Добавить в список слов Добавить в список слов

гавканье

(Перевод woof из Cambridge English-Russian Dictionary © Cambridge University Press)

Примеры woof

woof

В этом трудность понимания чрезвычайно сложной структуры киноиндустрии, особенно ее переплетения основы и утка структуры.

Из архива

Hansard

Пример из архива Hansard. Содержит парламентскую информацию под лицензией Open Parliament License v3.0