Венеция проездной на вапоретто – схема маршрутов и расписание, стоимость билетов, где купить проездной

Содержание

Вапоретто

В Венеции нет наземного транспорта, от слова «совсем». Я говорю только об островах лагуны, а не о Местре или о Маргере, которые тоже официально входят в состав агломерации. Но ведь никто и не едет в этот сказочный город проводить время в пригородах на материке… Даже те, кто совсем не интересуется путешествиями, знают, что в Венеции либо по воде, либо на своих двоих. Как и много веков назад, современная Венеция — это по-прежнему вода и камень, узкие улочки и мосты со ступеньками через каждые 50 метров. Сейчас смешно вспоминать, как мы с любимой в ходе первого путешествия по Италии наивно рассчитывали прокатиться по этим камням на велосипедах. Про автомобили или автобусы даже заикаться глупо. Всё дорожное движение заканчивается на площади Пьяццале Рома, сразу после большого моста, связующего острова с итальянским сапогом. Дальше — только водным путём.

Кроме всем известных гондол, по каналам города чинно рассекают личные лодки горожан, служебные катера (полиция, пожарные, скорая помощь, такси) и общественный транспорт — речные трамвайчики. Вот и ответ на вопрос, что такое вапоретто: этим звонким словом зовут упомянутые трамвайчики.

Когда появились и почему так называются

Существует стереотип, что вапоретто появились совсем недавно и с самого начала были ориентированы на многочисленных туристов. Ерунда, на самом деле они старше трамваев и почти ровесники метро. Небольшие пароходики забегали по водам Венеции ещё в далёком 1881 году. Название образовано от слова vapo, которое как раз означает «пар». Сейчас, конечно, суда уже моторные, но привычное слово итальянцы менять не стали, в силу своего известного консерватизма. А разве мы и сами не зовём электричками все пригородные поезда, даже дизельные?

Достоинства и недостатки

Вапоретто — это часть городского пейзажа, одна из неотъемлемых «фишек» Венеции и такая же основа для транспортной системы города, как в других городах метрополитен (кстати, недавно я с изумлением узнал, что метро в Венеции тоже существует, правда, больше в порядке эксперимент: короткая наземная эстакада с 3 короткими станциями недалеко от Пьяццале Рома). Но, пожалуй, ближе аналогия с линией трамваев. Траектории иногда очень извилисты, а судёнышки не слишком шустры, скорость ограничена из-за того, что большие волны опасны для города.

Цены на вапоретто неприятно удивляют. Они заслуженно считаются рекордно дорогим транспортом.

Но при всех минусах я вижу целых шесть серьёзных плюсов:

  1. В сравнении с водным такси вапоретто гораздо дешевле, особенно по тарифам карты Venezia Unica.
  2. В сравнении с пешим блужданием по петляющим каменным лабиринтам, по воде вы в разы быстрее попадёте из одного района в другой.
  3. Прогулка с багажом не становится ни быстрее, ни приятнее, а вапоретто, как всякий уважающий себя транспорт, с комфортом доставит куда нужно и вас, и чемоданы.
  4. Курсируя по каналам (кроме Гранде, есть ещё канал Джудекка или Гранде ди Мурано на одноимённых островах), корабли делают остановки по обеим сторонам. Значит, вапоретто подходят не только для дальних перемещений, но и для того, чтобы перебраться на другой берег, если мостов поблизости не наблюдается. На Гранд-канале всего 4 моста, а на Джудекке, например, их вообще нет. Есть ещё гондолы-трагетто, перевозящие пассажиров через Гранде. Сейчас, когда я пишу эти строки (2017 г.), переправа стоит 2 EUR (не венецианцам), но с единым проездным практичнее сесть на паром: вапоретто в единую транспортную систему входит, а трагетто нет. Другое дело, если вы хотите за небольшую сумму хотя бы минуту поплавать на настоящей гондоле, но об этом поговорим в другой раз.
  5. Можно организовать себе мини-экскурсию без гида с прекрасными видами на город. В других городах прогулка по каналам — отдельное дорогое развлечение, а здесь в нашем распоряжении рядовой транспорт. Правда, в горячие сезоны в часы пик это уже удовольствие на любителя: в июле-августе, уже начиная с полудня, можно столкнуться с давкой.
  6. В некоторые точки лагуны добраться пешком невозможно физически.

Маршруты вапоретто

На причалах и на самих корабликах можно увидеть логотип с эмблемой и надписью ACTV.

Это компания Венеции, которой принадлежит водный транспорт и автобусы на континенте. По единому билету вы имеете право ездить не только на паромах, но и на материковых автобусах.

Есть ещё компания Alilaguna, но этой фирме принадлежат всего 5 маршрутов (в основном, трансферы для связи с аэропортом и круизным терминалом), и тарифы на них совсем невыгодные, а Venezia Unica City Pass с ними не действует. Впрочем, мне ни разу не удалось перепутать и сесть вместо Actv на что-то ещё. Это нужно очень постараться.

Продолжим тему стереотипов. Бытует распространённое, но ошибочное мнение, согласно которому вапоретто ходят по Гранд-каналу и только по нему. Этот «факт» часто мелькает в вопросах интеллектуальных телепередач и текстах в Интернете. Забудьте. До первого посещения Венеции я тоже находился во власти этого заблуждения, но если бы это было правдой, вапоретто имели бы чисто экскурсионное значение, а не носили бы статус главного городского транспорта.

Даже шесть центральных исторических районов Венеции — sestiere — включают в себя не только внутренний архипелаг в форме рыбы с зигзагом Гранде посередине, но и острова, лежащие к югу.

Глядя с набережной канала Джудекка на противоположный берег, я вспоминаю родимый град Петров: ширина канала сравнима с шириной Невы, и купола вдали тоже кажутся очень знакомыми. Но вот чего тут нет, так это мостов, ни одного!

А как же остальные островки венецианской лагуны? Многие знаменитые районы — Мурано, Бурано, Лидо — находятся на расстоянии нескольких километров водной глади. Туда или морем, или никак.

Ключевые станции

Чтобы не запутаться в направлениях маршрутов вапоретто, поможет знание ключевых точек, в которых по пути следования останавливаются все. Если вы в Венеции впервые, твёрдо запомните топонимы из списка ниже. Впрочем, когда будете гулять пешком по центру, многие из этих названий и так примелькаются вам на указателях основной «туристической тропы»:

  • Piazzale Roma (сокр. P.le Roma) — здесь начинается / заканчивается движение автобусов, такси, монорельсовых трамваев и т. д.
  • Ferrovia — железная дорога. Вокзал Санта-Лючия. По соседству с Пьяццале Рома, сразу через мост Конституции, первая остановка на пути следования по Гранде.
    Эти две станции нас интересуют, когда мы уезжаем на материк.
  • Rialto — знаменитый мост в середине Большого канала, там, где происходит разворот почти на 180. Эта остановка в списке — сигнал, что рейс пролегает по Гранде, а не вокруг островов.
  • San Marco (S. Marco) — комментариев не требует.
  • San Zaccaria (S. Zaccaria) — одна из станций у площади Сан-Марко. Именно отсюда отплывают суда в сторону Fondamente Nuove и северных островов.
  • Fondamente Nuove (F.te Nove) — на северо-восточном побережье района Канареджо. Этой станции не миновать при следовании в сторону Сан-Микеле, Мурано, Бурано, Торчелло.
  • Murano — стекольная Мекка Венеции. В списке это обычно означает весь участок, а не конкретную остановку с таким названием.
  • Burano — острова со знаменитыми цветными домиками и кружевными бутиками.
  • Lido S. M. E. — причал на острове Лидо, к востоку от основной Венеции.
  • Punta Sabbioni — ещё одна дальняя точка, которая часто используется как перевалочная станция между Бурано и Лидо, если плыть в обход центральной области.

Направления маршрутов

Я бы выделил три основных направления движения:

  • по каналу Гранде,
  • вокруг главного архипелага,
  • к отдалённым островам.

Любимые маршруты гостей города — № 1 и № 2 (сами номера обычно можно увидеть на борту корабля сбоку). На них ездят от Пьяццале Рома и вокзала Санта-Лючия до моста Риальто и площади Сан-Марко, до Академии и других достопримечательностей в центре. Оба регулярно забиты туристами.

№ 1 ходит от Пьяццале Рома до острова Лидо, на Гранде останавливается у каждого столба.

№ 2 ходит от площади Сан-Марко до… соседнего причала Сан-Марко. Правда, через всю центральную Венецию. По Гранде идёт резво, остановки только в ключевых местах. Пройдя главную водную артерию, «двойка» огибает архипелаг с юго-западной оконечности через Тронкетто и Джудекку и возвращается к Дворцу Дожей. Не перепутайте направление. Впрочем, обходным путём не сильно дольше, зато куда меньше людей в салоне.

Бывает укороченный вариант № 2 — только до Риальто.

№ 4.1, № 4.2, № 5.1, № 5.2 делают круг по периметру центрального архипелага. Но главная их польза для туриста — возможность доплыть до Мурано. Все эти маршруты циклические, индекс говорит о том, в каком направлении паром поедет по «петле» (т. е. один по часовой, другой навстречу).

№ 12 идёт от F.te Nove до Punta Sabbioni (иногда рейс укорочен до Treporti) через Мурано и Бурано.

Все вапоретто, идущие на Мурано и Бурано, останавливаются на F.te Nove и на острове Сан-Микеле (станция Cimitero).

Кстати, если нужно оперативно добраться к какому-то из этих островов от автобуса / поезда или обратно, рекомендую участок Ferrovia — Fondamente Nuove проходить пешком, выйдет быстрее, чем любым паромом.

N — единственный ночной маршрут, курсирует раз в полчаса-час. Комбинация № 1 и № 2 (как полная «двойка», но останавливается часто и захватывает участок до Лидо).

Остальные рейсы менее важны.

Схема вапоретто

Расписание

Поминутное и посезонное расписание есть в соответствующем разделе сайта транспортной компании Actv. Обращаем внимание на даты.

Ночью ходит только маршрут N. В разные сезоны меняется время, конечные станции, набор рейсов. Например, летом от острова Бурано через Лидо до центра города ходил № 14 (двухэтажный корабль, гораздо больше традиционных вапоретто), а зимой в карнавальный сезон я его не застал.

А однажды при мне подали добавочное судно, которого не было в расписании. Вечером в гавани Бурано стояла огромная очередь, которую один паром не вместил бы физически, но добрые итальянцы не позволили нам с подругой опоздать домой, и спасли всех желающих.

Билеты на вапоретто

Типичная реакция туриста, впервые узнавшего о вапоретто и стоимости проезда — схватиться за голову и заявить, что ещё достаточно молод и бодр, пешком походит. Действующий тариф 2017 г. — 7,5 EUR за разовый проезд. Сам никогда не покупал, это и правда самая невыгодная цена на общественный транспорт, которая мне встречалась.

Venezia Unica

Оптимальным вариантом является приобретение карты Venezia Unica City Pass. Последние два слова означают, что это разновидность карты для гостей города, коими мы с вами и являемся.

Что даёт Venezia Unica:

  • возможность неограниченно пользоваться вапоретто в течение одного или нескольких дней,
  • возможность со скидкой посещать ряд музеев,
  • дополнительные предложения и скидки (например, дисконтная карта Rolling Venice).
Стоимость проезда по карте Venezia Unica

Свежая информация об актуальных тарифах есть на сайте карты, полностью посвящённом проездному и его использованию, в разделе ТВОЯ VENEZIA UNICA («Общественный транспорт» / «ACTV — временные билеты»).

Тарифные план такой:

  • 24 ч — 20 EUR,
  • 48 ч — 30 EUR,
  • 72 ч — 40 EUR,
    (для возраста от 6 до 29 лет есть дисконтная карта Rolling Venice, по которой билет на 72 ч стоит 29 EUR; кстати, эта карта ещё и скидки к посещению ряда музеев даёт)
  • 7 дней — 60 EUR.

Обратите внимание, что там, где указаны часы, время отсчитывается именно по часам, начиная с момента активации.

Мы же в городе-сказке, вот и время идёт, как говорится, не по дням, а по часам.

Например, вы взяли трёхдневный проездной, сели на паром в понедельник в 20:30. Катайтесь сколько влезет, но в четверг, когда часы ближайшей колокольни пробьют полдевятого, ваша карета превратится в тыкву.

Варианты приобретения и активации карты Venezia Unica

Детали ищите здесь. А если вкратце, варианта всего два:

  • купить в Венеции в кассе ACTV,
  • купить заранее онлайн (но в этом случае пункт ACTV вам всё равно понадобится для получения карты в автомате).

Раньше через Интернет было дешевле. Теперь разница только в том, что на месте вы можете столкнуться с очередями в кассу, а при покупке онлайн придётся озаботиться распечаткой кода и оформлением карты через автомат. Хотя всё меняется, поэтому лучше следить за свежей информацией, которую вы всегда можете посмотреть на сайте.

Что касается варианта с самостоятельным получением карты: автомат жёлтого цвета, находится обычно недалеко от касс. Как он выглядит, можно увидеть на инструкции по получению:

Где купить билет и оформить карту Venezia Unica

Кассы для продажи билетов и карт есть на всех больших станциях: Piazzale Roma, Ferrovia (ж/д вокзал Санта-Лючия), San-Marco, Rialto, Accademia, Fondamente Nuove, Lido, Murano, Burano, аэропорт Марко Поло и многих других. На вокзале в Местре причалов нет, но кассы тоже имеются.

Рядом вы найдёте и жёлтые автоматы для самостоятельного оформления карты.

Активация проездного

После приобретения вам обязательно нужно активировать карту, ведь без этого проезд будет считаться незаконным! Это делается при первой поездке. На станциях при входе есть турникет, над ним небольшой автомат с панелью. Приложив карту к этому автомату, вы не только попадёте на платформу, но и активируете карту, запустив отсчёт времени. На карте отпечатается время старта, приплюсуйте к этому времени отведённый срок и узнаете, когда вам стоит закругляться с покатушками.

Активация это разовое действие. На следующие поездки её делать уже не надо. После активации прикладывать карту к автомату потребуется только для того, чтобы попасть на причал через турникет, а на мелких остановках, где проход на платформу свободный, можно и так садиться, не беспокоя автомат. Карта у вас уже в порядке и действительна до конца срока. Проверено вашим покорным слугой на живых контролёрах.

Если первая поездка у вас не на вапоретто, а на автобусе, то не забудьте активировать карту в салоне автобуса через аналогичный автомат. Отличий от активации на паромной станции никаких.

На этой странице можно посмотреть карту с полным актуальным списком станций с кассами ACTV и автоматами self-service.

Как делать не надо

Однажды я приехал в Венецию глубокой ночью и шёл пешком до места ночлега (а это был кемпинг в материковой Маргере). Утром возникла проблема. До лагуны ехать автобусом, карта куплена онлайн и не активирована, все автоматы далеко, до ближайшего большой крюк. Я надеялся на то, что в случае чего помашу перед контролёрами распечаткой и уже гораздо позднее узнал, что это было равносильно безбилетному проезду. Не повторяйте моих ошибок, заранее найдите пункт ACTV в работающие часы!

Ряд полезных ссылок

  1. Официальный сайт с максимально полной и актуальной информацией по карте Venezia Unica (старый адрес). Есть локализация на русском языке, которая выбирается автоматически, если вы зашли на сайт с русского ip:
  2. Адрес сайта компании ACTV с актуальной информацией. По умолчанию сейчас там открывается итальянская версия, русской нет, но можно переключить на английскую по значку в правом верхнем углу:

Как происходит посадка и поездка

Причалы

Абсолютно все остановки выглядят одинаково: закрытый плавучий причал в бело-жёлтых тонах с крупно написанным названием станции чёрным цветом.

Особенности больших и малых станций

Есть маленькие остановки, а есть крупнейшие пересадочные узлы, настоящие вокзалы.

Мелкие станции многие трамвайчики проскакивают, не останавливаясь. Чтобы узнать, какие вапоретто и во сколько смогут забрать вас отсюда, где-то около входа на причал нужно отыскать табличку на стене с расписанием.

На больших станциях:

  • перед входом на платформу есть турникет для прохода, к которому нужно приложить вашу карту или ваш билет, чтобы пройти на посадку,
  • на платформе часто имеется перегородка-цепочка, разделяющая входящих и прибывших, чтобы минимизировать хаос,
  • всегда висит электронное табло со временем прибытия ближайших вапоретто Actv и станцией назначения,
  • станции могут состоять из нескольких причалов для разных направлений (помеченных буквами по алфавиту от A и далее), которые иногда находятся друг от друга довольно далеко. Например, Fondamente Nuove растянута вдоль набережной на сотню-другую метров и охватывает несколько островов и мостов.

По конечной точке не всегда можно понять, подходит ли маршрут для вашей цели. Здесь важно точно понимать, каким путём он туда поедет. Скажем, № 2 может отправиться от Дворца Дожей к Пьяццале Рома и по Гранд-каналу, и в объезд через Тронкетто. Чтобы разобраться, нужно почитать список промежуточных остановок (бегущая строка на табло под номером рейса) или заглянуть в схему вапоретто.

На площади Сан-Марко целых три крупных вокзала, на которых ещё и по несколько платформ. Уточняйте, с какого из них отходит интересующий вас маршрут. San Marco Villaresso и San Marco Giardini находятся у садов, по правую руку, если смотреть на набережную, выйдя с площади к Дворцу Дожей, а San Zaccaria — по левую, в направлении Арсенала.

Посадка

Обычно суда приходят по расписанию, иногда бывает погрешность плюс-минус пара минут. Швартовка занимает буквально несколько секунд: стюард ловко накручивает трос на крепления, после чего отодвигает засов, выпуская приехавших.

Внутри есть сидячие места в закрытом салоне, но можно стоять и на открытой части у борта. В тёплую погоду несравнимо приятнее смотреть на берега без стеклянной перегородки и ощущать всей кожей дуновение морского ветра.

Паромы доступны людям с ограниченными возможностями, я видел здесь человека в инвалидном кресле. Говорят, у вапоретто есть специальная выдвижная подставка.

Что нельзя:

  • выходить и заходить до завершения швартовки и открытия засова,
  • курить на борту, на причале, у касс.

Как найти ближайшую остановку

Лучше всего иметь при себе карту города и схему вапоретто.

Если вы недалеко от Гранд-канала, вапоретто вы с большой вероятностью и так быстро найдёте методом тыка. У самых популярных туристических мест остановка обычно где-нибудь за углом. Если увидите вот такой указатель, то смело ему доверяйте и идите туда, куда он вас направляет:

Толпа людей с багажом — тоже верная примета на все времена.

Остановка не всегда видна, даже если находится совсем рядом. Это же Венеция. Со мной был случай, когда на прогулке я свернул в узкий переулок шириной в полтора человека — обожаю бродить по таким. Обычно это всё равно, что подбросить монетку: коридор может завести в тупик, уткнувшись в канал, а может вырулить на широкую площадь к свету и свободе. В данном случае по топографической логике дорога просто обязана была закончиться ступеньками, ведущими в воду, но навстречу попалось много людей с чемоданами — странное явление для тупика. Загадка быстро разъяснилась: переулок действительно утыкался в канал, он был единственным путём к остановке вапоретто, с которого выходили пассажиры.

Нужно ли вообще на это тратиться

Рассмотрим два варианта, при которых наш руссо туристо может попробовать не покупать никаких дорогущих «Уник» и тем более разовых билетов:

  • не пользоваться вапоретто вовсе,
  • ездить зайцем.

Теоретически возможно сэкономить и обойтись без вапоретто. Например, вы впервые заехали в Венецию на полдня (странный расклад, но мало ли, какие бывают обстоятельства), не имеете времени для дальних поездок, жаждете просто ощутить атмосферу города изнутри, погулять по узким переулочкам и невесомым мостикам и увидеть главные достопримечательности в самом центре. Пешком от вокзала вы по указателям довольно быстро дойдёте и до Риальто, и до Сан-Марко, транспорт для этого действительно не нужен.

Второй вариант — всё обстоит с точностью наоборот — вы постоянный визитёр и поклонник этого города, уже везде побывали, а на сей раз приехали посетить 3–4 музея или церкви. Но если вы в Венеции как дома, зачем вам эта статья? Вы всё знаете о вапоретто не хуже меня и сами идеально спланируете бюджет и график поездки.

На практике — обойтись без вапоретто нельзя. Необходимость проехать возникнет и, скорее всего, не раз. А тогда уж лучше брать проездной Unica на оптимальный срок соответствующий вашему пребыванию в Венеции. Дневная карточка окупится за 3 поездки, недельная — за 9.

В самом сердце города цены на жильё больно кусаются, и многие останавливаются чуть поодаль, на острове Лидо или на материке, как обычно делаем мы (подробнее о вариантах проживания в Венеции можно почитать в этой статье). В этом случае поездок будет ещё больше.

Кораблики выручали меня как минимум в трёх ситуациях:

  1. Когда мы с подругой в августе—сентябре вставали в несусветную рань, чтобы успеть застать самые популярные места до того, как туда хлынут толпы туристов.
  2. Когда я куда-нибудь торопился или опаздывал — к началу интересного мероприятия, вечером на последний автобус или просто к закрытию знакомого супермаркета (это Италия, здесь магазины закрываются рано).
  3. Когда очень уставал ходить.

Расскажу из своего опыта, как однажды попытался обойтись без услуг компании Actv. В феврале мы с любимой приезжали в Венецию на несколько дней Карнавала и хотели было сэкономить, не взяв в этот раз проездной на вапоретто. Логика казалась безупречной: чтобы ощутить праздник на полную, достаточно нагуляться всласть по улочкам вместе с другими людьми в масках и поприсутствовать при событиях карнавала на площади Сан-Марко. На Мурано, Бурано, Сан-Микеле мы уже не однажды бывали и в этот раз переживём без них, да и времени не будет.

Но хитрые замыслы разбились о суровую реальность. В первый же вечер мы напрочь убили ноги бесконечной ходьбой и с трудом вернулись к Пьяццале Рома, поняв, что каждый день с утра до вечера без передышки на это не способны. А ещё выяснилось, что даже в Италии февраль — это далеко не июль. На солнце было тепло, но когда оно скрывалось, уже через пару часов в голове настойчиво застревала одна мысль: погреться бы. Вариант регулярных посиживаний в кафе нам совсем не улыбался, учитывая венецианские цены, карнавальный аншлаг и эффект tourist trap (подробнее о том, как искать в Венеции места, где хорошо и сравнительно бюджетно поесть, здесь). Да и не в кафе сидеть мы приехали.

Словом, на оставшиеся три дня приобрели привычную «Унику», чтобы поездка не обернулась кошмаром. Не забыли и о скидке Rolling Venice для тех, кому меньше 30. И ни разу не пожалели о выборе: вапоретто давали необходимую передышку ногам, быстро доставляли куда нужно, а заодно напоминали нам, как дьявольски красив этот город с воды и чего мы безрассудно хотели лишиться. Ну и, конечно, возник лишний повод съездить на дальние острова.

О безбилетных поползновениях

Раз уж без проезда не обойтись, то не сэкономить ли другим способом — не совсем, скажем так, официальным? Да, не все станции оборудованы турникетами, и можно спокойно зайти на судно зайцем, но я крайне не рекомендую. И это не из-за того, что сам принципиально везде плачу за полный проезд, будь то за границей или в России. Совет вполне объективен и практичен.

Как и во многих других городах Европы, это та палка, которая стреляет раз в год, зато бьёт наповал. За три путешествия в Венецию мы с контролем ни разу не столкнулись, на четвёртом же — во время Карнавала 2017 — проверка случилась дважды в течение суток! У нас всё было шито-крыто, а вот бедного испанского студента по соседству оштрафовали. И это при том, что у него вроде как была Venezia Unica, но он её то ли неверно активировал, то ли наоборот уже просрочил. Так что, если делаете всё как полагается, всё равно будьте внимательны к деталям (см. выше раздел «Билеты на вапоретто: сколько стоит и где купить», подраздел «Активация проездного»). Ошибка скажется на вашем кошельке болезненнее, чем сама «Уника»: если ничего не путаю, штраф — 52 EUR + стоимость разового проезда 7 EUR.

Искать закономерности и дыры тоже не советую. В первый раз нас проверяли ранним утром на маршруте в объезд основного архипелага с запада, через Тронкетто, где народа было довольно мало, а во второй — вечером в толпе туристов, причём контролёр, заскочив на борт, прицельно подошёл именно ко мне. Так что невооружённым глазом логика не видна, а экспериментировать накладно выйдет.

Честность — лучшая политика, скупой платит дважды, ложка дёгтя портит бочку мёда… запасы народной мудрости у меня истощились, поэтому, если всё ещё не убедил, скажу проще: зачем перечёркивать себе праздник от посещения дивного города?

travelask.ru

Маршруты Вапоретто в Венеции схема, расписание, как пользоваться и что это



Венецию строили на воде. Такой тип городского строительства и планировки был уникальным для того времени, и продолжает оставаться такой в современном мире. Особенности градостроения наложили свой след и на историю становления и развития общественного транспорта Венеции, аналогов которому в мире практически нет.

В частности, это касается вапоретто, которые напоминают знаменитые гондолы. Также в систему городского транспорта, с помощью которого осуществляется перевозка жителей Венеции между материковой частью и островами входят гондолы, трагетто, небольшие катерки, лодочки, туристические гондолы.

На каждый вид транспорта нужно приобретать билеты, стоимость которых отличается для местных жителей и иностранцев.

Что такое вапоретто

Туристы, впервые приехавшие в Венецию, удивляются новому для них виду транспорта, под названием вапоретто. В переводе с итальянского это слово обозначает речной трамвай или пароход, который здесь является видом транспорта прогулочного типа. Это похоже на  автобус, который ездит не по дорогам, а курсирует по городским каналам.

У венецианского вапоретто есть главные, дополнительные, туристические и ночные маршруты. Этот транспорт курсируют по четкому расписанию, и останавливается на оборудованных местах.

История развития этого своеобразного транспорта началась в 1880-х гг., когда на воду Венеции впервые сошел речной пароход. Быстрое развитие вапоретто было связано с популярностью транспорта у местных жителей. В связи с этим городские власти приняли решение о создании особого вида городского транспорта. Сетью речных трамвайчиков владеет одна кампания – ACTV.

Конкуренцию этой компании по перевозкам составляет фирма Alilaguna, вапоретто которых обозначается цветами:

  • Голубой или blu (B).
  • Оранжевый – Arancio (A).
  • Красный – Rossa (R).
  • Зеленый – Verde (V).

График движения этих вапоретто не совпадает с расписанием других трамваев.

Вапоретто не разрешается проходить по очень узким каналам, по другим – допускается. Водители должны соблюдать правила движения на воде, не пересекать другие маршруты и не превышать скорость движения. Средняя скорость трамвайчиков между остановками материковой части города и островами равна 8 километров в час.

Причалы (остановки водного транспорта)

Причаливать вапоретто может только к специальным местам, которые являются одновременно и причалами, и остановками. Все причалы имеют одинаковую форму и представляют собой дебаркадер, выкрашенный в белый цвет. Сверху нанесена одна желтая полоска и черная надпись, которая является названием той или иной остановки.

У дебаркадера два мостика – вход и выход, которые соединены с берегом. Остановка поделена на три части:

  • Для пассажиров, которые ожидают свой вапоретто.
  • Зона причала и посадки.
  • Зона высадки.

Выходить на причал запрещается, пока вапоретто не закончить швартоваться. Также запрещен выход при отсутствии лодки.

На остановках работают специальные дежурные, которые отвечают на вопросы пассажиров.

Схемы маршрутов

По материковой части города и островам проложено более 25 маршрутов, по которым курсируют речные трамвайчики. Большинство маршрутов идут по кольцу, есть один ночной маршрут, экспресс рейсы, а также один туристический. Его открыли относительно недавно – в 2012 г., что было связано с популярностью Венеции у иностранных туристов.

Схема ваппоретто компании Actv

Открыть карту в хорошем качестве

Схема ваппоретто компании Alilaguna

Открыть карту в хорошем качестве

Основные линии

  • Экспресс-маршруты, обозначенные первой и второй линиями. Первый проходит по Гранд-каналу и имеет много остановок.
  • Экспресс-маршруты 3, 4 и 5 – созданы для того, чтобы связать центр города, о. Мурано, станцию автобусов и вокзал железной дороги.
  • Маршруты 13, 20, LN (идет до северной части лагуны) и DM (экспресс-маршрут, который ведет прямо до о. Мурано).
  • Маршруты вдоль Большого канала, от ж/д станции через площади Сан-Марко и Рима считаются самыми популярными среди местных жителей и туристов. По этому направлению курсирует маршрут 1 (время в пути составляет 45 минут) и маршрут 2, делающий остановки только в нескольких местах, поэтому указанное расстояние преодолевает за 25 мин.
  • Добраться до о. Лидо можно на вапоретто, следующий по 1 маршруту, до острова Джудекка ходит 2 маршрут. В летнее время этот маршрут обслуживает и остров Лидо.
  • Маршрут 3 идет от о. Мурано до вокзалов Венеции.
  • Кольцевыми являются маршруты 4.1, курсирующий по часовой стрелке, и 4.2, который ходит в обратном направлении. Первоначальной и конечной станциями является о. Мурано.

Другие островные линии

Доехать до кладбища Сан-Микеле можно на маршрутах вапоретто 24 и 12, которые также довозят туристов до Лидо. Маршрут 12 проходит через такие острова, как Бурано и Торчелло, начинаясь от станции Фондаменте Нова. Вернуть на этот причал можно на речных трамвайчиках, ездящих по маршрутам 4 и 5.

Заняться пляжным отдыхом можно на острове Лидо и на более удаленных островах, куда доходит маршрут 14.

Ночная линия

По просьбе горожан работает и специальная ночная линия вапоретто. Ее обозначение –буква N. График работы – с половины 12 ночи по половины 6 утра.

Трамвайчики до часу ночи со станции Сан-Марко или Лидо отправляются каждые 30 минут, а после часа ночи – раз в час. Ночной рейс связывается два крупных острова – Сан-Марко и Лидо.

Расписание

Посмотреть актуальное расписание вапоретто в Венеции можно на сайте компании ACTV и Alilaguna. Не забывайте, что это два разных перевозчика. В среднем, речные трамваи выходят на рейсы в 5-6 часов утра и осуществляют перевозки до половины первого ночи или часу ночи. Интервалы между рейсами на маршрутах отличаются: на главных направлениях время ожидания около 10 минут, на дополнительных – полчаса.

Утром и в час пик вапоретто ходят чаще. Также в расписании вапоретто часто возникают изменения. Это связано с погодными условиями, днем недели. Посмотреть расписание можно на остановках или уточнить у дежурного.

Стоимость проезда в вапоретто

Обычно туристы приобретают билеты стоимостью 7,5 евро, который действует 75 минут. Но такой билет не подходит для поездок на трамваях компании Alilaguna и на маршруты 21, 16, 19.

Единоразовый билет стоит 5 евро, но для туристов он не подходит. Для них предусмотрены специальные транспортные карты для туристов или проездные:

  • На сутки – 20 евро.
  • На два дня – 30 евро.
  • На 3 дня – 40 евро.
  • На 7 дней – 60 евро.

Детям до шести лет проезд бесплатный.

Время действия карты начинается с момента активации возле устройства, которое называется валидатором.

Где и как купить билет

  • На причале или на борту вапоретто.
  • В специальных автоматах.
  • Кассах ACTV.
  • Киосках, в которых продают газеты или табак.

К оплате принимаются как карты, так и наличные. Заказывать билеты можно с помощью интернета. Сразу после покупки на сайте компании, турист получит смс с QR и PNR кодом. На вокзале Санта Мария Лучия установлены автоматы, в которые нужно ввести специальный код. Билеты выдаются мгновенно.

dolceitaly.ru

Водный транспорт в Италии / Travel.Ru / Страны / Италия

Корабли, теплоходы, паромы, катера, гондолы и вапоретто — путешествовать водным транспортом по Италии просто и удобно. Регулярное паромное сообщение связывает материковую часть страны с островами Сардиния, Сицилия, Капри, Искья и другими. На паромах некоторых судоходных компаний можно перевозить автомобили, мотоциклы и велосипеды — за дополнительную плату.

Водный транспорт в Венеции

Водный транспорт Венеции представлен вапоретто, трагетто и гондолами. Подробная информация о расписании, маршрутах, стоимости проезда и точек продаже билетов представлена на сайте транспортной компании www.actv.it. Маршруты движения водного транспорта по Венеции можно посмотреть здесь.

Вапоретто — самый популярный вид общественного транспорта в Венеции. Водные автобусы курсируют по городским каналам и лагуне — с пяти утра и до позднего вечера. Ночной маршрут по Большому каналу отправляется с полуночи до четырех утра каждые 20 минут. Полное расписание движения вапоретто можно узнать здесь. Будьте внимательны: водные автобусы, следующие в разных направлениях, могут отправляться с одного пирса. Ориентируйтесь на конечную остановку, указанную на теплоходе, а также на электронные табло, установленные на большинстве причалов Венеции.

Разовый билет на вапоретто на 60 минут обойдется в 7 евро.

Туристам стоит воспользоваться проездными Tourist travel card ACTV. Они действительны на вапоретто, а также в городских автобусах и трамваях Венеции, за исключением маршрутов № 19, 16, 21, а также рейсов судоходной компании Alilaguna. Срок действия проездных — от 24 часов до 7 дней с момента компостирования. Стоимость — 20 евро на 24 часа, 30 евро на 48 часов, 40 евро на 72 часа и 60 евро на неделю. Приобрести их можно в билетных кассах, автоматах ACTV и туристических офисах. Для детей до 4 лет проезд на вапоретто бесплатный. Более подробную информацию о проездных Tourist travel card ACTV можно уточнить на официальном туристическом портале Венеции VeneziaUnica.

Туристы от 14 до 29 лет могут воспользоваться бонусной картой Rolling Venice Card стоимостью 4 евро. Помимо скидок и бонусов в магазинах и ресторанах, она дает право приобрести единый проездной на вапоретто, автобусы и трамваи на 72 часа по цене 20 евро.

Трагетто — переправы через венецианские каналы на больших гондолах — еще один вид водного транспорта в Венеции. Они разбросаны вдоль Гранд-канала; пирсы обозначены зелеными вывесками. Стоимость проезда зависит от сезона и времени суток — установленных тарифов на перевозку нет. В среднем — от одного до двух евро.

Гондолы по-прежнему популярны в Венеции. Днем стоимость аренды составляет 80 евро за полчаса, включая услуги гондольера. С 19:00 до 8:00 действует ночной тариф: прогулка по каналам обойдется в 100 евро за полчаса. Максимум на борт могут подняться шесть пассажиров.

Добраться от аэропорта Марко Поло до центра Венеции, а также от площади Сан-Марко до островов Лидо и Мурано также можно на катерах. Эти круизные линии обслуживает судоходная компания Alilaguna (www.alilaguna.it). Все остановки оборудованы плавучими понтонами. Проезд из аэропорта до острова Лидо или центра Венеции обойдется 15 евро в одну сторону, до острова Мурано — в 8 евро, а от Сан-Марко до Лидо или Мурано — в 8 евро. Стоимость безлимитного проездного на 24 часа составляет 30 евро, на 72 часа — 65 евро. Для детей до шести лет проезд бесплатный. Приобрести проездные на катера Alilaguna можно в зале прилета аэропорта Марко Поло, на причале, в билетных кассах на площади Сан-Марко и мосту Риальто. При покупке билетов онлайн можно сэкономить один-два евро.

Паромы из Неаполя в Сорренто и к островам Искья и Капри

В Неаполе расположен один из крупнейших портов в Италии. Отсюда можно добраться на теплоходах, паромах и круизных лайнерах до Сорренто, островов Искья и Капри, а также ближайших прибрежных городов. Подробная информация о расписании движения, маршрутах, стоимости проезда и точках продаж билетов на паромы представлена на сайте транспортной компании Alilauro (www.alilauro.it).

Паромы из Неаполя на остров Искья отправляются каждые два-три часа, в зависимости от дня недели и времени года, — с 7 утра до 20:00. Стоимость проезда — 17,6 евро для взрослых, 4 евро для детей от года до четырех лет и 12,9 евро для детей от четырех до 12 лет. Провоз багажа — два евро; животных — 4 евро. Цены действительны при путешествии в будни; в выходные дни тариф выше. Время в пути — 45 минут. Расписание и цены нужно уточнять на сайте www.alilauro.it/orari-e-tariffe.

Регулярное паромное сообщение связывают Неаполь с Сорренто. Суда отправляются ежедневно, с 9:00 до 17:15. Частота рейсов зависит от сезона. Тариф — 12,3 евро для взрослых и 9 евро для детей от года до 12 лет. Багаж — 2 евро. Провоз животных — 4 евро. Время в пути — 40 минут. Расписание и цены нужно уточнять на сайте www.alilauro.it/orari-e-tariffe?route_group_id=3.

При покупке билетов онлайн будьте внимательны: даже при наличии билета на руках прибыть на паром нужно не менее чем за 15 минут до его отправления.

Паромы на Сицилию

На острове Сицилия расположено несколько крупных портов — в Палермо, Катании, Мессине и Трапани. Регулярное паромное сообщение связывает Мессину с городом Вилла-Сан-Джованни на материковой части Италии. Теплоходы отправляются каждый час-два, в зависимости от сезона. Линию обслуживают судоходные компании Caronte & Tourist (www.carontetourist.it, стоимость переправы — от 34 до 38 евро), Meridiano Lines (www.meridianolines.it) и другие.

Добраться до Палермо можно из Генуи и порта Чивитавеккья под Римом (линии обслуживает компания Grandi Navi Veloci, www.gnv.it, стоимость — от 63 евро в один конец из Генуи и от 66 евро из порта Чивитавеккья), Салерно (Grandi Navi Veloci, www.grimaldi-lines.com, стоимость — от 55 евро в один конец), Неаполя (SNAV, www.snav.it, стоимость — от 50 евро в один конец) и других прибрежных городов Италии. Билеты на паромы можно прибрести онлайн на сайтах судоходных компаний.

Также регулярное паромное сообщение связывает Сицилию с Тунисом и Мальтой. Лайнеры курсируют ежедневно в период с июня по сентябрь и три-четыре раза в неделю — с октября по май.

Паромы на Сардинию

Добраться до городов Кальяри, Ольбия и Порто-Торрес на Сардинии на паромах можно из Генуи (линию обслуживает компания Grandi Navi Veloci; www.gnv.it/en/ferries-destinations/porto-torres-ferries-sardinia.html, стоимость — от 44 евро в один конец, время в пути — около 14 часов), Неаполя (Tirrenia, www.tirrenia.it, стоимость — от 48 евро в один конец), а также из римского порта Чивитавеккья (стоимость — от 40 евро в один конец; время в пути — от пяти часов). Приобрести билеты на паромы можно на порталах круизных компаний в режиме онлайн, а также в билетных кассах и туристических офисах.

guide.travel.ru

главный общественный транспорт Венеции: subbotazh — LiveJournal

В венецианском «centro storico» или историческом центре, состоящем более чем из 100 островов, водные автобусы (вапоретто) – это эквивалент обычных автобусов и метро в других городах. Компания общественного транспорта Венеции (ACTV) отвечает за круглосуточное функционирование этого вида транспорта — 150 лодок курсируют по маршрутам, которые позволяют добраться до самых дальних уголков Венецианской лагуны, состоящей практически из 100 островов.

Вапоретто — полноценная система общественного транспорта. Им свойственны все присущие такому типу транспорта атрибуты: единые билеты, маршруты, номера, остановки. Первый маршрутный общественный транспорт появился в Венеции в 1881 году, когда на Большом Канале начало работать первый пассажирский пароход, «Regina Margherita». Так как эксперимент с первым пароходом был удачен, французские предприниматели организовали компанию фр. Compagnie des bateaux Omnibus (компания судов-омнибусов) с правлением в Париже. Первые восемь пароходов строились на верфи в Руане (Франция).

Разумеется, венецианские гондольеры сразу поняли, что появление вапоретто грозит им снижением перевозок пассажиров, а значит и потерей прибыли, поэтому прибытие новых пароходов было встречено ими враждебно. Борьба гондольеров с вапоретто, которая периодически выливается в демонстрации и забастовки, продолжается по сей день. Главные аргументы: катера загрязняют воздух и воду, создают опасную для гондол волну. Впрочем, сейчас уже никто не сомневается, что город не может обойтись без моторизованного водного транспорта, речь идет лишь о различных ограничениях. Например, было принято ограничение на максимальную скорость при движении по каналам: 8 км/час.

Французская компания просуществовала до 1890 года, когда её сменило Società Veneta Lagunare (Общество Венецианской лагуны). Новая компания осуществляла перевозки не только в пределах города, но и по всей Венецианской лагуне. В 1903 году, после референдума, общественный транспорт Венеции стал управляться муниципалитетом, а не частной компанией. Новая муниципальная компания получила название Azienda Comunale per la Navigazione Interna (Муниципальная компания внутреннего судоходства). В момент образования Муниципальная компания внутреннего судоходства имела двадцать три судна. В течение последующих двадцати шести лет никаких заметных изменений в жизни венецианского общественного транспорта не было.

Венеция – небольшой город, так что в историческом центре до любой улицы, площади, памятника или отеля можно добраться за полчаса, а то и быстрее. И все же иногда водные автобусы могут оказаться чрезвычайно полезными.

Вапоретто переводится как «пароход». Сейчас суда все дизельные, но вот красивое слово осталось. Они представляют собой одноуровневые судна с плоской палубой. В среднем их вместимость — 230 пассажиров. Три вида теплоходов (большие, средние и малые) курсируют вдоль Большого канала, вокруг острова Риальто, к островам Лидо, Бурано, Мурано, кладбищу острова Сан Микеле и др. Теплоходы на маршрутах вдоль Большого канала имеют ограничения из-за мостов. У лодок, объезжающих Большой канал, как правило, имеется нормальная рубка. На Мурано ездят суда поменьше, с притопленной палубой. Они способны пройти по каналу Канареджио с его низкими мостами.

Экипаж вапоретто состоит из капитана-водителя и матроса, функциями которого являются запуск пассажиров, объявление остановок, ответы на вопросы и продажа билетов.

Все причалы являются стандартными — это дебаркадер белого цвета с жёлтой полосой и чёрной надписью с названием остановки. Его соединяет с берегом 2 мостика: для входа и выхода. Внутри он поделен на 3 зоны. Самая большая — для пассажиров, ждущих вапоретто. Рядом — зона причала и посадки на борт. Выход сюда запрещен до завершения швартовки, высадки и в отсутствие лодки. Третья зона — для высадки. На каждой крупной остановке есть дежурный, который всегда ответит на вопросы, включая, сколько стоит билет. Трамвайчики оборудованы специальной выдвижной платформой, что позволяет осуществить удобную посадку для всех групп населения и гостей.

Практически на всех причалах есть табло, на котором указываются ближайшие рейсы и время, оставшееся до их отправления. Интервалы движения сильно зависят от конкретного маршрута, а также от времени суток. Некоторые вапоретто (например, 1-й) ходят с интервалами порядка 10 минут, некоторые (например, 12-й) — с интервалами более получаса. Расписание указано на каждом причале; обращайте особое внимание на направление движения.

Часто можно услышать, что вапоретто – самый дорогой в мире общественный транспорт. Это не совсем так. Конечно, если вы не житель Венеции и приехали на короткий срок, за каждую поездку придется заплатить 7 EUR. Но в Венецию нужно приезжать минимум на неделю. А вот на неделю проездной билет стоит уже 50 EUR. И за эти деньги вы сможете ездить на вапоретто любое количество раз, не только по Венеции, но и по лагуне: в Мурано, Бурано, Торчелло. Кроме того, проездной действует на маршрутах автобусов, связывающих историческую часть с континентальной и аэропортом, а так же на маршрутах Местре и Лидо, в том числе и на маршруте транслёра — направляемого троллейбуса. Этот вариант уже не кажется таким дорогим. Для жителей Венеции билеты значительно дешевле, но при их покупке нужно предъявить документ, подтверждающий, что вы венецианец.

Многим туристам с непривычки нелегко освоиться со схемой движения различных маршрутов вапоретто по Венеции и ее окрестностям. На самом деле, все довольно просто. Вапоретто №1 – самый главный туристический маршрут (он же – самый медленный), идет по Большому каналу от автовокзала Пьяццале Рома до острова Лидо и обратно, позволяя рассмотреть во всех подробностях многочисленные достопримечательности. Если вы только что прибыли с материка и хотите как следует рассмотреть и сфотографировать все достопримечательности Большого канала, лучше отправляться именно с конечной Пьяццале Рома, чтобы успеть занять лучшие места впереди, на открытой палубе вапоретто.

Ночной маршрут является единственным и обозначается буквой «N». Маршрут очень длинный и весьма запутанный, он вбирает в себя участки всех остальных маршрутов. Проходит как по городу, так и заходит на острова. Поэтому, при использовании его нужно быть очень внимательным, иначе до нужного места можно добраться весьма нескоро. После 23:30 вапоретто отправляются примерно один раз в час.

subbotazh.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о