Ват чеди луанг: Ват Чеди Луанг — Храм Большой Ступы

Ват Чеди Луанг. Храм большой ступы

Даже если теоретически путешественник абсолютно равнодушен к буддийским храмам и традициям и приехал в Чиангмай, город тысячи храмов, с совершенно иными целями, и он наверняка не пройдёт мимо возвышающейся над скайлайном малоэтажного старого города полуразрушенной ступы XIV века.

     

В нише ступы одно время хранилась главная реликвия Таиланда, статуя Изумрудного Будды, однако, не лишь этим фактом и размерами чеди примечателен храм Ват Чеди Луанг (Wat Chedi Luang): стоит заглянуть и в большую богато декорированную в стиле королевства Ланна вихару, и осмотреть пару павильонов поменьше с устрашающими каменными существами-стражниками, и обязательно зайти в святилище городского столба, расписанное яркими фресками, и поразглядывать резьбу по дереву на соседнем небольшом тиковом храме. Правда, двум последним позициям из этого и всё равно не полного списка рекомендаций по Ват Чеди Луанг я решил посвятить отдельные посты, чтобы не раздувать размеры данной заметки.

Тем не менее начинать будем не со ступы, а с большой вихары, пусть она вовсе и не древняя, и построили её всего лишь в 1928м году. Наверняка снова постарался уже не раз упомянутый ранее монах по имени Кхру Ба Шривичай, способствовавший строительству и реставрации около 100 храмов в Чиангмае и окрестностях. Золотые орнаменты фасада так и притягивают своей витиеватостью, заманивая любознательного путника внутрь.

2.  

Внутри всё в традиционных для Ланна красном и золотом цветах. Потолок поддерживается двумя рядами массивных расписных колонн. На алтаре центральное место занимает статуя стоящего Будды, датирующаяся концом XIV века. Она известна под именем Пхра Чао Аттарот и сделана из смеси латунного сплава и строительного раствора. Правая рука Будды поднята в мудре рассеивания страхов.

3.  

И снова статуи, как будто живые. В предыдущем посте о храме Ват Пхра Сингх, разглядывая восковые фигуры монахов, я рассуждал, что а вдруг кто-то из них находится в состоянии самоконсервации, самадхи, когда душа оставляет биологическое тело, течение времени в котором замедляется настолько, что ткани не гниют и не разлагаются долгие годы.

Так вот, в одной статье про Ват Чеди Луанг мне попалась информация, что в этом храме, только в другой вихаре, в боксе находится нетленное тело местного монаха, достигшего самадхи — верхней ступени духовного развития. За что купил — за то и продаю.

4.  

В буддийских тхеравадинских храмах вообще отсутствует гнетущая тяжёлая атмосфера, всё спокойно, камерно, умиротворяюще, ещё и с яркими красками интерьеров и блестящими позолотой статуями. Звучит, возможно, примитивно и глупо, но уже не раз повторял, что в буддийских храмах мне проще дышится и легче всё ощущается. Поэтому и снимаю там много деталей, а не 2-3 фотографии общего плана.

5.  

6.  

Деревянные колонны с черно-золотой росписью, цветастые бумажные фонарики, насыщенный красный цвет стен, большая статуя стоящего Будды и пару десятков изображений меньшего размера, тихий и монотонный голос монаха во время службы и склонившиеся в молитвах тайцы — другая культура каждый раз завораживает. Что ещё меня сразу привлекло в большой вихаре — расписные деревянные оконные ставни. К сожалению, не смогу с изрядной долей уверенности заявить, кто на них изображён: воины, короли, духи…

7.  

8.  

9.  

10.

Облачность в Чиангмае, стоявшая все несколько дней бродилок по городу и поездок на гору Дой Сутхеп, снизила общую насыщенность и контраст снимков. И от пересадки более фактурного неба в фотошопе с помощью нового sky replacement tool меня спасло лишь то, что я раньше подобным никогда не занимался и не накопил базу различных донорских изображений. А так работает за пару кликов безупречно. Только знатоки, коих в ЖЖ уже почти не осталось, спалили и сдали бы меня с потрохами читателям, что я везде поигрался с одним драматическим пасмурным небом из дефолтного встроенного пакета, что сюда бы подходил. И раз этот сдыхающий тревел-жанр больше относится к репортажной фотографии, то обойдусь без излишнего приукрашивания.

11.

12.

Новая вихара красива со всех сторон, пускай и новодел, почти столетний разве что, только я заманил читателя под кат чеди XIV столетия, пора бы и об её истории поведать.

13.

14.

Строить чеди начали в период 1385-1402го годов, когда тогдашний король государства Ланна со столицей в Чиангмае решил замуровать внутри останки своего отца. Обычаи и традиции — не попишешь. Стабильность столь грандиозного сооружения оказалась непростой задачей для зодчих, и строительство затянулось до середины XV столетия. Квадратное основание чеди имело длины сторон в 60 метров, а шпиль достигал высоты в 82 метра. В 1468м году во время своих странствий по 5 странам статуя Изумрудного Будды добралась до Чиангмая и была установлена в нише на восточной стороне ступы.

Землетрясение 1545го года укоротило чеди на треть, верхняя часть развалилась на кусочки. А вскоре и главная святыня Таиланда, статуя Изумрудного Будды покинула Чиангмай вместе с королём и оказалась в Луангпрабанге в Лаосе. Сейчас статуя из цельного куска жадеита хранится в Бангкоке, и про все окутывающие её легенды и историю перемещений по Юго-Восточной Азии я довольно подробно расписывал ранее.

15.

Типичные для Чиангмая выступающие из граней ступы наполовину слоники.

16.

В 1990е годы на деньги ЮНЕСКО и японского правительства проводилась крупная реставрация ступы, результаты которой не всем пришлись по душе, поскольку на средних ярусах добавились некоторые элементы декора, свойственные стилю религиозных построек центрального Таиланда, но никак не королевства Ланна и северного Таиланда, в целом. Да, слоников восстановили из обломков, да лестницы с нагами вернули на каждую из сторон. Всё равно недовольных осталось множество, и где старый, а где новый кирпич видно невооружённым глазом.

17.

18.

Высота восстановленной ступы сейчас составляет 60 метров, и верхушка выглядит несколько сглаженной, будто мы специально промазали по максимуму раствором, чтобы средневековые кирпичи больше не выпадали.

19.

Какая бы жаркая ни стояла погода, а дресс-код с закрытием плеч и коленей никто не отменял — на входе выдают лиловые халатики любителям и любительницам погонять в коротких шортах.

20.

На территории храма ещё несколько красивых небольших вихар. Вероятно, внутри одной из них и сидит тот самый нетленный монах, достигший состояния самадхи и оставивший своё тело. Информации по вихаре мне снова никакой не подвернулось, так что просто полюбуемся стражниками в виде нагов и искусной резьбой по камню и дереву.

21.

22.

А здесь уже прослеживается стиль, отличный от всех остальных храмов в Чиангмае и Бангкоке, что мне встречались ранее. Несмотря на небо без особой фактуры и убогие, пусть и аккуратные, неоново-кислотные лавочки при входе среди пышной зелени выглядит крайне живописно.

23.

Вместо привычных нагов — жуткие существа, выползшие из твоего самого страшного ночного кошмара.

24.

25.

Как и про многие другие храмы Чиангмая, разгуляться в плане легенд почти негде, даже про все реликвии и историю строительства чеди и вихар информация, что называется, практически без изюминки, чтобы на основании её сочинить заманушный заголовок и заложить наживку в самом первом абзаце.

А может, иногда так и нужно? Чтобы не отвлекаться на лишнюю мишуру и воспринимать мир вокруг себя таким, какой он есть, и не искать потайные смыслы?

26.

Впервые за долгое время встретилась статуя гиганта якши из тайской версии древнеиндийского эпоса «Рамаяна».

27.

Большая ступа в пределах города сама по себе архитектурная доминанта, только Ват Чеди Луанг пусть и в честь неё получил своё название, воспринимается многогранно и при этом целостно за счёт самых разных по стилю построек, которые сочетаются друг с другом. А хочется больше древних чеди — добро пожаловать, если в Таиланде, в Аюттайю, древнюю столицу Сиама.

28.

А перед входом в главную вихару обязательно стоит заглянуть в Сао Интхакин, небольшое крестообразное святилище городского столба, за красочными фресками. Правда, представительниц женского пола туда не пускают. Подробности — в следующей заметке. Keep it locked!

Другие посты о Чиангмае:

Ват Пхра Сингх. Главный городской храм
Ват Чианг Ман — старейший храм города
Чиангмай. Ночной рынок

Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.

Not Found (#404)

Not Found (#404)

Ууупс…что-то пошло не так!

К сожалению, мы не нашли нужную Вам страницу

Туры

Отели

ЖД Билеты

Маршрут

Страны и города

Откуда

Дата туда

Дата обратно

Откуда

Страны АбхазияАвстралияАвстрияАзербайджанАзияАлбанияАлжирАмерика СевернаяАмерика ЮжнаяАнголаАндорраАнтарктидаАнтигуа и БарбудаАргентинаАрменияАрубаАфганистанАфрикаБагамские о-ваБангладешБарбадосБахрейнБеларусьБелизБельгияБенинБермудские о-ваБолгарияБоливияБосния и ГерцеговинаБотсванаБразилияБрунейБуркина ФасоБурундиБутанВануатуВатиканВеликобританияВенгрияВенесуэлаВьетнамГабонГавайские о-ваГаитиГайанаГамбияГанаГваделупаГватемалаГвинеяГвинея-БисауГерманияГондурасГонконгГренадаГрецияГрузияДанияДжибутиДоминикаДоминиканаЕвропаЕвропа — БенилюксЕвропа — СкандинавияЕгипетЗамбияЗимбабвеИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранИрландияИсландияИспанияИспания — КанарыИталияЙеменКабо-ВердеКазахстанКаймановы островаКамбоджаКамерунКанадаКарибские островаКатарКенияКипрКиргизияКирибатиКитайКолумбияКоморыКонгоКонго-КиншасаКоста-РикаКот-д’ИвуарКругосветное путешествиеКрымКубаКувейтЛаосЛатвияЛесотоЛиберияЛиванЛивияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМаврикийМавританияМадагаскарМакедонияМалавиМалайзияМалиМальдивыМальтаМароккоМартиникаМаршалловы островаМексикаМозамбикМолдоваМонакоМонголияМьянмаНамибияНауруНепалНигерНигерияНидерландыНикарагуаНиуэНовая ЗеландияНовая КаледонияНорвегияОАЭОманОстров Святой ЕленыПакистанПалауПанамаПапуа-Новая ГвинеяПарагвайПеруПольшаПортугалияПуэрто-РикоРеюньонРоссияРоссия — АрктикаРоссия — Дальний ВостокРоссия — Золотое КольцоРоссия — КавказРоссия — КарелияРоссия — Ленинградская обл.

Россия — МоскваРоссия — ПодмосковьеРоссия — ПрибалтикаРоссия — ПриволжьеРоссия — Санкт-ПетербургРоссия — Северо-ЗападРоссия — СибирьРоссия — УралРоссия — Центральный р-нРоссия — ЮгРуандаРумынияСальвадорСамоаСан-МариноСан-Томе и ПринсипиСаудовская АравияСвазилендСеверная КореяСеверный КипрСеверный ПолюсСейшелыСен-БартелемиСен-МартенСенегалСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСербияСингапурСирияСловакияСловенияСоломоновы ОстроваСомалиСредиземноморьеСуданСуринамСШАСьерра-ЛеонеТаджикистанТаиландТайваньТанзанияТогоТонгаТринидад и ТобагоТувалуТунисТуркменистанТурцияУгандаУзбекистанУкраинаУоллис и ФутунаУругвайФиджиФилиппиныФинляндияФранцияФранцузская ПолинезияХорватияЦАРЦентральная АмерикаЧадЧерногорияЧехияЧилиШвейцарияШвецияШри-ЛанкаЭквадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияЮАРЮжная КореяЮжный СуданЯмайкаЯпонияясно не определена

Города

Яхтинг

Экспедиции

Туры на собачьих упряжках

Туры на снегоходах

Туры на квадроциклах

Пешие туры

Сплавы

Велотуры

Восхождения

Горнолыжные туры

Дайвинг и снорклинг

Джип-туры

Серфинг и SUP-туры

Комбинированные туры

Конные туры

Круизы

Экскурсионные туры

Лыжные походы

Вертолетные туры

Рыболовные туры

Фитнес и йога-туры

Каньонинг

ЖД туры

Возможно, вы ищeте один из разделов ниже?

Туры

Отели

ЖД Билеты

Маршруты

Достопримечательности

Мы сделали подборку интересных статей для Вас!

Оставить отзыв

12345

Премного благодарны 🙂

Ваш отзыв очень важен для нас и будет размещен на сервисе в самое ближайшее время!

Ват Чеди Луанг, «Храм Великой Ступы»

× Чиангмай Храмы Чиангмая деятельность в Чиангмае Таиланд Выберите пункт назначения Помощь Контакт

  • Таиланд
  • Чиангмай
  • Делай и смотри

«Храм Великой Ступы»

Имя

Ват Чеди Луанг, «Храм Великой Ступы»

Свидание

1391

ЛУЧШИЕ ХРАМЫ ЧИАНГМАЯ

Одним из самых важных храмов Чиангмая является Ват Чеди Луанг, расположенный в древней обнесенной стеной части города.

Ват Чеди Луанг, также известный как Джедай Луанг и «Храм Великой Ступы», изначально состоял из еще двух храмов, названных Ват Хо Тхам и Ват Сукмин, которые были объединены в один.

Огромная чеди

Его наиболее заметной особенностью является массивная и очень впечатляющая чеди (пагода), возвышающаяся над местностью. Король Саен Муанг Ма приказал чеди хранить прах своего отца.

Строительство началось в 1391 году и длилось почти столетие. Когда чеди был окончательно закончен в 1475 году во время правления короля Тилокарата, он достиг высоты около 85 метров и ширины 44 метра, что сделало его самым большим сооружением в Чиангмае.

В 1545 году произошла катастрофа, когда сильное землетрясение разрушило большую часть чеди. Землетрясение началось примерно в 60 метрах от вершины чеди, после чего осталось около 60 метров. В 1990-х годах чеди частично отреставрировали.

Все четыре стороны содержат большие лестницы, окруженные мифическими змеями-хранителями Нага. В верхней части лестницы находятся ниши, в которых закреплены изображения Будды. Прямо под вершиной лестницы находится платформа с каменными слонами в сингальском стиле, с одной стороны выходящей из чеди.

Изумрудное изображение Будды, установленное в храме

В 1468 году самое важное и почитаемое изображение Будды в Таиланде, изумрудное изображение Будды, было установлено в храме Чеди Луанг. Изображение оставалось здесь почти столетие, пока его не перевезли в Луангпхабанг, в нынешний Лаос.

Сегодня изображение находится в храме Ват Пхра Кео в Бангкоке. В ознаменование 600--й годовщины чеди в одну из ниш чеди была помещена репродукция изумрудного Будды.

Большой вихарн

Две вихарны

На территории храма находятся две вихарны. Первый представляет собой большое внушительное здание с трехъярусной крышей и фасадом в золотых тонах. Этот вихарн был построен в 1928 году. Высокий красный потолок поддерживается двумя рядами высоких круглых колонн. Этот вихарн содержит большое стоящее изображение Будды напротив входа, которое называется Пхра Чао Аттарот. Это изображение, на котором изображена Абхая мудра (жест руки, рассеивающий страх), восходит к тому времени, когда был основан храм Чеди Луанг; он был отлит в конце 14 9 г.0046-й век.

Другой вихарн гораздо меньшего размера имеет очень элегантно украшенный передний фасад с замысловатой резьбой по дереву. Лестницу, ведущую ко входу, охраняют большие наги, мифические змееподобные существа. Рядом с ним небольшой павильон в бирманском стиле.

Сан-Интакин или городская колонна

В небольшом здании находится городская колонна или Сан-Интакин в Чиангмае. Местные жители верят, что Сан-Интхакин защищает город. В 1800 году колонна была перенесена сюда из храма Интхакин, где она первоначально находилась в 129 году.6. Неподалеку находится небольшое святилище, построенное для духов-хранителей, принесших Сан-Интхакин с Небес.

Рядом с залом Сан-Интакин растут три массивных диптерокарповых дерева, которые также считаются защитниками города. Согласно легенде, если дерево, ближайшее к Сан-Интакин, когда-нибудь упадет, произойдет великая катастрофа.

Лежащий Будда

Другие постройки на территории храма включают небольшое здание с изображением Лежащего Будды и колокольней.

Другой храм, Ват Фан Тао, расположен на той же территории.

Стоящий Будда в большом вихарне

Как добраться до Ват Чеди Луанг

Ват Чеди Луанг расположен недалеко от центра старой обнесенной стеной части Чиангмая. Вы найдете его примерно на полпути по дороге Ратчадамноен, которая пересекает старый город с востока на запад. Главный вход находится напротив дороги Пхра Пок Клао, к югу от дороги Ратчадамноен.

Часы работы

Территория храма открыта ежедневно с 6:00 до 18:00.

Входная плата

Вход свободный.

Ближайшие достопримечательности


Другие храмы Чиангмая

  • Лучшие храмы Чиангмая

Достопримечательности в Чиангмае

НАЙТИ ХРАМ ТУР

Экскурсии по храмам в Чиангмае

Найти тур

Храмы в Чиангмае

Ват Чеди Луанг, большая ступа

Содержание

Ват Чеди Луанг: прошлое и настоящее

История Ват Чеди Луанг

Ват Чеди Луанг (тайский: วัดเจดีย์หลวงวรวิหาร, дословно: храм большой ступы в будущем) является буддийским городом Майанг, внесенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мы посетим храм во время экскурсии по храму в Чиангмае. Первоначально территорию храма составляли три храма: Ват Чеди Луанг, Ват Хо Тхам и Ват Сукмин. Ват Чеди Луанг восходит к 14 веку. Король Саен Муанг Ма (1385-1401) начал строительство чеди в 139 г.1 похоронить прах своего отца. Однако он не завершил пагоду во время своего правления. Именно королева построила верхнюю часть великой пагоды, установила ее шпиль и придала ей последние штрихи.

Ват Чеди Луанг во время фестиваля Сонгкран

Строительство чеди

Только в середине 15 века, во время правления короля Тилокараджа (1487-1495), было завершено строительство чеди. Тогда оно было 82 метра в высоту и имело диаметр основания 54 метра: самое большое здание в королевстве Ланна. В 1468 году в восточной нише установили статую Изумрудного Будды. Однако в 1545 году верхние 30 метров строения рухнули после землетрясения. Вскоре после этой катастрофы статую Изумрудного Будды перенесли в Луангпхабанг.

Дизайн чеди, кажется, был вдохновлен чеди по имени Ку Пхая в Багане, Мьянма. Я не смог найти информацию об этом чеди.

Во время утренней экскурсии мы посещаем храм. Во время нашего тура по самлору после наступления темноты храм красиво освещен, как вы можете видеть на картинке ниже.

Ват Чеди Луанг после наступления темноты

От руин до реконструкции Большой ступы

Трое ученых из Университета Силпакорн в Бангкоке провели исследование обрушения чеди и формы чеди на случай, если она будет восстановлена . Они утверждают, что туннели под чеди были причиной ее обрушения в 1545 году. Создано виртуальное изображение того, как чеди, вероятно, выглядела до обрушения. Они основали свое виртуальное изображение на форме чеди храмов Ват Чианг Ман и Ват Лок Моли, которые относятся к тому же периоду. Вы можете найти увлекательную статью об этом исследовании в Интернете. Название и ссылка находятся в нашем разделе ссылок внизу этой страницы.

Статуя Будды в Ват Чеди Луанг в 2020 году. Лестница исчезла.

Изучение территории храма

Городская колонна (Лак Муанг)

Также на территории храма находится городская колонна (Лак Муанг) Чиангмая, которая называется Сан Интакин. Это старая Традиция, что в городе или городе есть Столп Города. Интхакин означает столп бога Индры. Согласно легенде, бог Индра приказал двум своим демонам нести эту колонну с небес к народу Лава. Эти демоны стали хранителями столба, который был погребен под землей.

Городская колонна Чиангмая похоронена под этим зданием. Жители Чиангмая считают столб священным. Он защищает город и дарует плодородие людям.

Стоит войти в здание, которое находится на вершине столба. Фрески прекрасны, а в центре стоит позолоченная статуя Будды. Однако женщинам вход запрещен, «потому что у них менструация», согласно информационному щиту, расположенному рядом со зданием.

В 1800 году король Кавила перенес Городской столб в храм. Он также посадил три дерева, чтобы помочь Городскому столпу защитить Чиангмай. Фестиваль в честь Городского столба проходит каждый год в мае и длится от 6 до 8 дней.

Здание Городской колонны в Ват Чеди Луанг

Главный вихарн

Главный вихарн, обращенный к главному входу, датируется 1928 годом. локоть Будды»), отлитая в конце 14 века. За чеди находится еще один павильон, в котором находится статуя лежащего Будды.

Этот вихарн в настоящее время (30 сентября 2021 г.) закрыт на время капитальной реставрации. Мы будем держать вас в курсе.

Главный вихарн и чеди

Трезвый и красивый старый Убосот

В этом храме легко можно провести час. Помимо гигантской чеди, здесь есть немало других интересных зданий, а также интересный музей. Одно из наших любимых мест — старый убосот, зал рукоположения. Это место посвящения новых монахов и проведения других церемоний. Этот старый Убосот расположен за гигантской чеди. Он датируется 1883 годом и претерпел несколько реконструкций, в 1948 и 1997. Больше не используется. Наверное, большинство вихарнов и убосотов выглядели столь же трезвыми, как и это здание. Он прекрасен в своей простоте.

Библиотека и музей буддийских рукописей

Библиотека и музей буддийских рукописей по средам закрыты. Это красивый и интересный музей, особенно для людей, проявляющих более чем поверхностный интерес к буддизму Тхеравады и рукописям на пальмовых листьях. Музей дает много информации и очень хорошо поддерживается. На первом этаже экспонируются интересные исторические картины. На первом этаже есть информация о рукописях из пальмовых листьев и коллекция красивых классических контейнеров из пальмовых листьев.

Вихарн Луанг Пу Мун Бхуридатта

В 2002 году настоятель храма Чеди Луанг заложил фундамент этого вихарна, посвященного Достопочтенному Луанг Пу Мун Бхуридатте Махатере (1850-1949). В нем находится один из его коренных зубов и статуя этого уважаемого монаха.

Он считается наставником лесных монахов и вдохновителем буддийского монашества.

Вихарн Чатумук Бурафачан

В задней части комплекса храма находится Вихарн Чатумук Бурафачан. Согласно информации в вихарне, они построили этот актовый зал для хранения реликвий Будды и праха лесных монахов-пилигримов «в родословной» достопочтенного Луанг Пу Мун Бхуридатты Махатеры. Исключительно то, что дизайн этого павильона основан на дизайне знаменитого Вихарна Пхра Чао Пун Онга в Ват Понг Санук Тай в Лампанг. История Viharn Chatumuk Buraphachan восходит к 2004 г.

Wat Chatumuk Buraphachan

Исторические фотографии храма Чеди Луанг

Чеди до реставрации

Есть много старых фотографий храма. С некоторыми из них вы можете ознакомиться в этой статье на сайте Travel and History. Эти изображения показывают чеди в разрушенном состоянии, заросшем растительностью. Австрийско-американский ботаник Джозеф Рок (1884–1962) посетил Чиангмай в 1930-х годах. Помимо того, что он был географом, исследователем и лингвистом, Рок также увлекался фотографией. Он сделал ниже фото в 1934.

Ват Чеди Луанг в 1934 году. Фото Джозефа Рока.

Голландский фотограф Дон Оппедейк

Голландский фотограф Дон Оппедейк дважды посетил Чиангмай в прошлом веке. Он посетил Бангкок, Чиангмай, Лампхун и совершил поход в горы. Вы можете найти его фотографии на его странице Flickr. Я несколько раз связывался с Доном. Он любезно разрешил нам разместить на этом сайте его замечательные фотографии Ват Чеди Луанг в 1981 году.

Ват Чеди Луанг в 1981 году. Фото любезно предоставлено Доном Оппедейком. Разрушенная чеди храма Чеди Луанг в 1981. Фото предоставлено Доном Оппедийком. Лестница храма Ват Чеди Луанг в 1981 году. Фото предоставлено Доном Оппедийком.

Реконструкция в 1990-х годах

В начале 1990-х годов местное правительство официально уполномочило Департамент изящных искусств инициировать проект сохранения храма Чеди Луанг в рамках празднования 700-летия Чиангмая. Департамент изящных искусств нанял Sivakorn Engineering Company, чтобы взять на себя ответственность за этот проект. Бюджет составил 35 миллионов тайских батов, около 1,4 миллиона долларов США.

ЮНЕСКО и правительство Японии частично финансировали реставрацию, но я не нашел никаких доказательств этого. Не все остались довольны результатом реконструкции. Многим не нравится новый вид чеди, и они предпочитают, как она выглядела до реконструкции.

 

Ват Чеди Луанг в 1980 году. Фото К. Сира Туангчайпити

Некоторые мнения о реставрации

Воралун Буньясурат писал, что результат фонда в 35 миллионов тайских батов обернулся «слезами» жителей Чиангмая. По ее словам, дух места и собственности был оторван от культурного наследия, что было вызвано отсутствием участия местного населения и общественного мнения жителей Чиангмая. Майкл Фриман описал реставрацию как «агрессивную и несколько оригинальную».

К 600-летию чеди в 1995 году в реконструированную восточную нишу была помещена копия Изумрудного Будды из черного нефрита. Чтобы люди не могли взобраться на конструкцию, они убрали ступени лестницы Нага, как вы можете видеть на картинке ниже.

Тайский архитектор и фотограф Сира Туангчайпити сделала лучшие цветные снимки храма до реставрации. Ниже на фото чеди 1979 года. Я сделал сравнительный снимок 2021 года. Что касается реставрации: судите сами, я бы сказал.

Ват Чеди Луанг после реставрации 2021

Практическая информация и факты

Где находится храм Чеди Луанг?

Ват Чеди Луанг находится недалеко от центра старого города-крепости. Главный вход находится напротив дороги Пхра Пок Клао, к югу от дороги Ратчадамноен. Вход для граждан Таиланда бесплатный. Иностранцы платят 40 THB с человека. Территория храма открыта ежедневно с 06:00 до 18:00.

Ссылки на эту статью

Я также просматривал книги и веб-сайты. Вот некоторые из книг:

Сарассавади Онгсакул, История Ланны, Чиангмай, 2005

Майкл Фриман, Ланна, Северное Королевство Таиланда, Бангкок, 2001

Woralun Boonyasurat, Реставрация Вихарна Пхра Чао Пун Онг (Вихарна тысячи Будд) в Ват Понг Санук, провинция Лампанг: предлагаемая модель устойчивой практики сохранения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *