Десмонд Туту умирает: Клерик боролся с апартеидом в Южной Африке
ЙОХАННЕСБУРГ, Южная Африка —
Десмонд Туту, бывший архиепископ Кейптауна, получивший Нобелевскую премию мира 1984 года за страстную кампанию против апартеида в Южной Африке, в то время как Нельсон Мандела томился в тюрьме, умер рано утром в воскресенье.
Туту, 90 лет, умер от рака в центре ухода в Кейптауне, говорится в заявлении Фонда архиепископа Десмонда Туту. В 19 лет у него диагностировали рак простаты.97 лет, и за последние годы несколько раз госпитализировался.
Нравственный маяк в глубоко неспокойной стране, озорной священник в пурпурной рясе на протяжении десятилетий был вдохновляющим символом мужества, достоинства и надежды нации, которая временами казалась обреченной на гражданскую войну. Его пламенные призывы к миру и расовой справедливости, наряду с его неуемным чувством юмора, были постоянным бальзамом для страны, находящейся на грани.
Туту занимал уникальное место в Южной Африке эпохи апартеида, и он использовал свой статус англиканского прелата, чтобы преодолевать встречные потоки насилия. Он плакал на похоронах жертв апартеида, рисковал своей жизнью, чтобы остановить насилие со стороны чернокожих демонстрантов, и бросал вызов угрозам расправы со стороны белых людей за то, что возглавил международную кампанию по введению экономических и культурных санкций против режима белого меньшинства.
Затем, после успеха движения против апартеида, он послужил толчком для правящего Африканского национального конгресса, упрекая лидеров за коррупцию и неспособность должным образом решить проблему широко распространенной в стране бедности.
За исключением Манделы, который умер в декабре 2013 года, мало кто так повлиял на бурную историю современной Южной Африки, как веселый архиепископ, который часто носил футболку с надписью «Просто зови меня Арч» под щегольской рыбацкой кепкой.
Он закричал от радости, когда южноафриканцы мирно выстроились в очередь, чтобы проголосовать на первых всерасовых выборах 19 апреля.94. Он радостно хихикнул, когда поднял руку Манделы, лидера Африканского национального конгресса, долгое время находившегося в заключении, и в следующем месяце представил «нашего совершенно нового президента, нестандартно» толпе в Кейптауне.
Затем, вместо того чтобы покинуть центр внимания, Туту стал моральным защитником тех, кого он с гордостью называл «радужным народом Бога». Он не стеснялся критиковать новое правительство — или Манделу — когда считал это необходимым.
Вскоре после выборов 1994 года он публично упрекнул правительство Манделы в том, что оно «остановило кормушку лишь на время, достаточное для того, чтобы продолжить». Президент пожаловался, но вскоре объявил о сокращении зарплаты себе, своему кабинету и парламенту.
В последующие годы одним из величайших достижений Туту было руководство Комиссией правды и примирения, установленной законом комиссией, которой было поручено расследовать убийства, пытки, взрывы и другие преступления чернокожих и белых людей, совершенные во время апартеида, прежней системы правителей белого меньшинства. сегрегации.
Пока Туту наблюдал и часто плакал, преступники признавались в зверствах, а жертвы прощали их в мучительном процессе национального катарсиса.
«Возглавлять попытку исцелить нацию — это самая унизительная честь из всех», — сказал Туту The Times 19 июня.97.
Он также использовал свой независимый статус, чтобы оплакивать положение своей страны, выступая против преступности, коррупции и неудач АНК в борьбе со СПИДом и бедностью. Он считал, что многие южноафриканцы слишком напуганы, чтобы высказаться.
За несколько недель до выборов в стране в 2009 году он раскритиковал АНК, предупредив партию: «Вы не Бог», и пожаловавшись на то, что он не ждет, когда Джейкоб Зума станет президентом. Позже Зума был избран, но ушел в отставку в 2018 году после того, как администрация была отмечена неоднократными коррупционными скандалами.
Туту объявил о своем уходе из общественной жизни в 2010 году. Но он продолжал высказываться по социальным и политическим вопросам, предлагая поддержку однополых браков, помощь при смерти и права человека. В 2018 году он осудил решение президента Трампа официально признать разделенный город Иерусалим столицей Израиля, заявив, что «Бог плачет».
Десмонд Мпило Туту родился 7 октября 1931 года в бедном городке чернокожих за пределами консервативного белого городка Клерксдорп, примерно в 100 милях к юго-западу от Йоханнесбурга. Вскоре его семья переехала в Мансивилль, недалеко от Йоханнесбурга, где его покойный отец Захария был директором отдельной средней школы для чернокожих учеников.
«Одна из вещей, с которыми я сталкивался в нем с трудом, это то, что он пил», — сказал Туту в интервью южноафриканской радиовещательной корпорации в 1997 году.
«Он часто пил. Он был чрезмерным. И тогда он не был бы мил с моей матерью. Иногда он бил мою мать. Он избил ее. И я действительно очень, очень разозлился».
Его мать, Анетта, была необразованной горничной в белой семье. Туту вспоминал ее как сострадательную, нежную и заботливую женщину, подвергшуюся насилию, которая вступалась за проигравшего в любом споре.
«Из всех людей в мире больше всего на меня повлияла моя мать, — сказал он.
Туту был маленьким болезненным ребенком. В детстве он перенес полиомиелит, в результате чего его правая рука сморщилась и стала полупарализованной. Подростком он провел 20 месяцев в туберкулезной больнице. Он был настолько близорук, что его уволили с должности игрока в гольф, когда он постоянно терял мячи из виду.
Он хотел стать врачом и был одним из нескольких чернокожих студентов, поступивших в медицинскую школу. Но его родители не могли позволить себе оплату, поэтому Туту вместо этого стал учителем английского языка в школе своего отца.
Туту женился на женщине из Мансьевиля, Лии Номализо Шенксани, в 1955 году. Они были неразлучны на протяжении многих лет и имели четверых детей. У него остались она, их дети и несколько внуков.
Туту перестал преподавать, потому что правительство ввело обучение банту, которое было разработано для обучения чернокожих студентов только в качестве рабочих для белых людей.
«Я чувствовал, что не могу быть частью этого, — вспоминал он.
Он был рукоположен в священники в 1961 году после окончания Богословского колледжа Святого Петра в Розеттенвилле, недалеко от Йоханнесбурга. Позже он настаивал, обычно с огоньком в глазах, что присоединился к духовенству, потому что не знал, что еще делать.
«Это не были возвышенные, благородные идеи, вроде того, что я хотел служить Богу или служить нашему народу», — со смехом сказал он SABC. «Что показывает, что Бог может использовать даже самый худший инструмент для своих дел».
Но ораторские способности и мощный интеллект Туту были неоспоримы. В 1962 году он выиграл стипендию в Королевском колледже в Лондоне. Через пять лет он был назначен капелланом южноафриканского университета Форт-Хэр. Вскоре он вернулся в Великобританию со Всемирным советом церквей.
Он навсегда вернулся домой в 1975 году, когда стал первым чернокожим англиканским деканом Йоханнесбурга.
Неизвестный тогда священнослужитель появился в заголовках газет в мае 1976 года, когда он написал открытое письмо белому премьер-министру Джону Форстеру. Туту предупредил о своем «растущем кошмарном страхе», что «кровопролитие и насилие почти неизбежны», если репрессии продолжатся.
Форстер проигнорировал предупреждение, а Туту подвергся критике в средствах массовой информации, управляемых белыми. Месяц спустя беспорядки вспыхнули недалеко от Йоханнесбурга в Соуэто, крупнейшем поселке чернокожих в стране. Потребовалось почти 18 лет и десятки тысяч смертей, но восстание в Соуэто ознаменовало собой начало конца эпохи апартеида.
Но вряд ли это было гарантировано. Когда Мандела и большинство других чернокожих лидеров оказались в тюрьме, а Африканский национальный конгресс и другие освободительные группы были запрещены, Туту стал самым видным общественным голосом в Южной Африке, выступавшим против расизма и угнетения со стороны правления белого меньшинства.
Его влияние возросло, когда он был избран первым чернокожим генеральным секретарем Совета церквей Южной Африки в 1978 году.
Вскоре после этого он начал кампанию, призывающую международное сообщество оказать давление на режим апартеида путем введения карательных санкций. . По его словам, чернокожие уже пострадали из-за опасений, что санкции повредят и им.
«Лучше страдать целенаправленно», — объяснил он.
В 1984 году, в том же году, когда он получил Нобелевскую премию, он был назначен англиканским епископом Йоханнесбурга. Два года спустя он стал архиепископом Кейптауна, главой общенациональной церкви.
Туту и члены его семьи неоднократно подвергались арестам и преследованиям. Его паспорт был конфискован, и полиция преследовала его, даже когда он каждое утро бегал трусцой.
«Мне нравится нравиться, — сказал он The Times. «Было очень, очень больно, когда меня ненавидели… Почему они ненавидели меня? Потому что я был в их глазах Огром № 1, Врагом общества № 1. Потому что меня считали мистером Санкции.
Туту оправдал свою политическую деятельность, назвав Библию самым подрывным документом в истории, сославшись на то, что Моисей вывел еврейских рабов из Египта. Он бросил вызов самопровозглашенному христианскому правительству из-за нарушений прав человека и неоднократно нарушал закон, проводя акции протеста и бойкоты.
«Я не бросаю вызов правительству», — объяснил он однажды. «Я слушаюсь Бога».
Но Туту разозлил некоторых чернокожих сторонников, когда он также осудил насилие в поселке, особенно толпы, которые убивали подозреваемых врагов, закалывая их в шины, которые затем поджигали, ужасная практика, известная как ожерелья. Его называли продажным, и того хуже.
Когда в феврале 1990 года Мандела вышел на свободу после 27 лет заключения, первую ночь на свободе он провел в резиденции архиепископа в Кейптауне. Позже Туту неоднократно выступал посредником в связи с эскалацией насилия перед выборами 1994 года.
Даже в самые мрачные дни Туту говорил, что никогда не терял надежды — или веры.
«Я никогда не сдавался, — сказал он The Times. «Это был вопрос богословия. Иногда вам хочется прошептать Богу на ухо: «Боже, я знаю, что Ты здесь. Но не могли бы вы сделать это немного более очевидным?»
Во время своей очень активной «отставки» он возглавлял Старейшин, группу государственных деятелей, включая Манделу и Джимми Картера, которые использовали свое влияние, чтобы работать за кулисами во имя мира.
Он выступал против СПИДа и рака и никогда не уклонялся от спорных тем. В 2009 году Туту характерно отмахнулся от нападок из-за своего мнения о том, что четырем белым студентам, которым предъявлены уголовные обвинения из-за расистского видео, вместо этого следует простить.
«Меня всегда критикуют. Это не ново», — сказал он. — И я всегда оказываюсь прав.
Дрогин — бывший штатный обозреватель Times. Бывший штатный автор Times Робин Диксон внесла свой вклад в этот отчет.
Времена и наследие архиепископа Десмонда Туту, Мэтью Хассан Куках
На фоне краха коммунизма в 1989 году, который Фрэнсис Фукуяма позже назовет концом истории , перспективы новой волны Демократия в Африке была настолько высока, что либеральные африканские ученые с оптимизмом отзывались о том, что они называли второе освобождение . Не прошло и года после падения Берлинской стены, как 11 февраля 1990 года Нельсон Мандела вышел на свободу, что ознаменовало сейсмический сдвиг в политике континента.
Реакция на эти события вызвала бурю откликов по всему континенту. Франкоязычные страны, такие как Мали, Нигер, Того, Бенин, Конго и Заир, приступили к проведению так называемых Суверенных национальных конференций. Центральная роль, которую играла католическая церковь, вызвала отклик у ученых из богословских институтов, поскольку теперь задавались вопросы о том, какова может быть роль церкви в новом освобождении нашего континента. Аятолла Хомейни, папа Иоанн Павел 11 и кардинал Син использовали религию, чтобы разрушить баррикады диктатур, которые сковывали их народы.
Университет Лидса организовал конференцию под названием: Церковь и демократия в Африке. Я представил документ от Нигерии, а архиепископ Туту был председателем сессии. После моей презентации и сессии вопросов и ответов мы вышли выпить кофе. Архиепископ Туту буквально подошел ко мне, положив руку на плечо, сказал: Это была очень откровенная оценка ситуации в Нигерии. Трудности на континенте широко распространены, но Церкви должны сплотиться, чтобы предложить четкое направление. Учитывая лидерство вашей страны в нашей борьбе против апартеида и ваши огромные ресурсы, никто не подходит лучше, чем Нигерия, чтобы возглавить континент.
Подошел фотограф и прервал нас, попросив архиепископа и меня подойти поближе, чтобы он мог сделать снимок. Архиепископ посмотрел в сторону и сказал: Мы черные, я думаю, эта картина будет ярче за пределами . Мы все двинулись, когда он буквально вывел меня наружу. Пока мы стояли для фотографии, он посмотрел на меня и сказал: Боже, кроме того, что я толще, мы вроде бы одного роста . Я протестовал и настаивал на том, что я выше его. Фотограф кивнул, и я не был уверен, что он кивал в знак согласия или что мы хорошо подготовились к фотографии.
Собираясь щелкнуть камерой, архиепископ поманил проходившего мимо угандийского священника, покойного Джона Валлиго, который служил секретарем комитета, только что разработавшего чистую Конституцию Уганды. Давай, батюшка, сказал он ему, соедини фото двух низеньких человечков, сделай нас выше, встав посредине . о. Валлиго был черным, как настоящий черный. Снова, когда фотограф попытался щелкнуть, архиепископ увидел покойного преподобного Джона де Груши, своего белого собрата из Южной Африки, и закричал; Эй, Джон, иди сюда, принеси свою белую кожу, чтобы добавить красок нашей фотографии . Последовал еще один приступ смеха.
Встретиться с архиепископом Туту — значит познакомиться с одним из самых буйных и самоуничижительных личностей, чьи шутки капают на его рясу. Мир предвидел приближение его кончины. Воистину, к великой славе Божией, он прожил такую долгую и плодотворную жизнь, посвятив свою жизнь борьбе с различными недугами и лечению рака предстательной железы более двадцати лет.
Конец наступил на следующий день после Рождества, и для того, кто сказал о себе Я люблю быть любимым , можно было бы представить, что он договорился с Богом о смерти в то время, когда мир праздновал. Мы можем только оглянуться назад на жизнь такого впечатляющего богатства и достижений. Реакции мировых лидеров указывают направление его очень насыщенной жизни. Мое намерение здесь состоит в том, чтобы поднять несколько вопросов об уроках, которые мы, лидеры христианской церкви, можем и должны усвоить в отношении веры, христианской любви, политики, служения и патриотизма.
Подобно шекспировскому Юлию Цезарю, в котором Брут говорит Кассию: В делах людей есть прилив, Который, пойманный в потопе, ведет к удаче. Опущенные, все путешествие их жизни связано с мелководьем и несчастьями. В таком полном море мы сейчас на плаву. И мы должны следовать течению, когда оно служит, или проиграем наши предприятия.
Будучи болезненным ребенком, рожденным от родителей-методистов, которые впоследствии стали англиканами, архиепископ Туту отказался от преподавания, как только он ощутил несправедливость системы и увидел, что кости возможности так сильно выпали против чернокожих студентов. Он не стал ждать, пока дети процитируют Фела, говоря: Учитель, не учи меня чепухе ! Обстоятельства изменили ход его жизни, так как перед ним открылись новые возможности.
С 1962 по 1944 год он окончил Королевский колледж в Лондоне по специальности теология. В течение десяти лет он становится первым чернокожим англиканским деканом Йоханнесбурга, что является очень престижной должностью. Год спустя Соуэто загорелся. Через пять лет он станет генеральным секретарем Совета церквей Южной Африки. Это дало ему всеобъемлющую платформу для сплочения англикан и других церковных лидеров, чтобы попытаться заставить режим апартеида по-новому взглянуть на будущее страны.
К 80-м годам, когда острые зубы апартеида все глубже впивались в кожу чернокожих, еще больше углубляя их дегуманизацию и угнетение, в венах Туту разорвалась струна, разжигающая огонь праведного негодования. Он возглавит делегацию церковных лидеров, чтобы встретиться с Крокодилом , П. У. Ботой, премьер-министром, чтобы предупредить о надвигающейся опасности внутреннего возгорания в чернокожем сообществе. На том митинге в 1980 году они вышли из логова льва с пустыми руками, но конфискация его паспорта в том же году будет сигнализировать о том, что на долгом пути к свободе были очень опасные повороты.
В 1984 году Туту получил Нобелевскую премию мира , а к 1986 году он стал архиепископом Кейптауна. Нобелевская премия поместила его в моральный пантеон международной политики и придала его голосу моральный авторитет.
С этого престижного и высокого пьедестала Туту собирал других церковных лидеров и поднимал моральный тон безотлагательности прекращения апартеида. 1986 год — очень знаменательный год, потому что он начинает открыто настаивать на экономическом бойкоте Южной Африки. Остальное уже история, но его жизнь и будущее пошли совершенно по другому пути до освобождения Манделы, которая заложила основу для конца апартеида. О его работе мало что можно сказать. Тем не менее, я хотел бы восполнить то, что, по моему мнению, было упущено при взгляде на жизнь этого великого человека. Он был великим, но история должна поместить его величие в надлежащий контекст.
С течением времени очень мало внимания уделялось белым либералам и их огромному вкладу и храбрости в борьбу чернокожих за пределами Африки. Легко сосредоточиться на таких людях, как Туту и Мандела, но очевидно, что их восхождение было делом рук многих людей, некоторые из которых предшествовали ему, а другие были их современниками. Позвольте мне назвать некоторых из этих великих людей, возможно, самых выдающихся.
Rev. Тревор Хаддлстон был английским епископом, прибывшим в Кейптаун в 1943. Он разработал моральный компас, который будет определять участие церквей в борьбе против апартеида. В 1956 году он опубликовал свою обличительную книгу против апартеида под названием «Ничего для вашего утешения ». Он работал со многими молодыми людьми. Он определил, взрастил и направлял молодого легендарного вундеркинда Хью Масекелу и купил ему его первую трубу в возрасте 14 лет. Он был близким другом легенды, Оливер Тамбо, позже получил престижную награду от АНК за свою работу, быть признаны и признаны покойными Мадибой и Туту. Благодаря его связям Туту поступил в Королевский колледж в Лондоне, а остальное вплетено в историю великого человека.
Далее идет Деннис Херли , католический архиепископ Кейптауна (1946-1992). Он был рукоположен во епископа в возрасте 31 года (тогда он был самым молодым епископом в мире), через пять лет после рукоположения в священники и через шесть лет после получения докторской степени в Риме. Невероятный человек, он вывел католическую церковь за рамки ее относительной осторожности в вопросах апартеида.
Пребывание в Кейптауне означало, что его учения, упорство и отвага сделали его путеводной звездой своего времени. Его несколько раз задерживали, на него совершались покушения и, наконец, правительство апартеида предало его суду. Ему было предъявлено обвинение в раскрытии имен детей, убитых в ходе насильственного переселения чернокожих, и в сообщении о зверствах режима апартеида в Намибии. Правительство апартеида проиграло суд, и ему было приказано выплатить архиепископу Херли сумму в 25 000 рандов! Судебный процесс сегодня проводится в юридических школах Южной Африки! Он получил 10 почетных докторских степеней по всему миру. За противостояние Крокодилу, Боте, народ зулусов прозвал его Глаза Мамбы !
Когда я впервые посетил Южную Африку в 1995 году, я взял себе за правило посетить его. Я посмотрел на него и позвонил ему. Удивительно, но он ответил и очень обрадовался. Затем он пригласил меня на обед. Он угостил меня самым роскошным обедом в своем доме. В конце обеда он сказал мне, что приготовил для меня сюрприз: дверь кухни открылась, и из него вышла его кухарка, великолепная старая мама, одетая в рубашку Super Eagles! Архиепископ сказал, что она была председателем местного клуба сторонников Super Eagles. Я был потрясен, когда она перечислила все названия команды: Джей Джей Окоча, Сандей Олисех, Даниэль Амоакачи и т. д.!
Следующими были белые либеральные ученые, которые заслуживают похвалы и признательности за их смелое нападение на основы апартеида и риск для личных политических или политических амбиций или безопасности в системе, которую они сами были бенефициарами, и им было что терять и нечего приобретать . Их важным шагом стала знаменитая Дакарская конференция, которая состоялась 9-12 июля 1987 года и была созвана для начала предварительных переговоров о том, как взаимодействовать с белым режимом. Присутствовали такие ключевые южноафриканские интеллектуалы, политические активисты, как Табо Мбеки, Мак Махарадж, Фредрик Ван Зил Слабберт, доктор Алекс Борейн, Брейтен Брейтенбах, Линдиве Мабуза и многие другие. Встречу организовали Абду Диуф, президент Сенегала, и Даниэль Миттеран, жена тогдашнего президента Франции. Это множество людей и многие другие заложили немецкий пол, на котором архиепископ Туту так твердо стоял, чтобы протянуть руку миру.
Положение архиепископа Туту как архиепископа Кейптауна поставило его в наиболее стратегическое положение, чтобы служить маяком. Опять же, он получил большую поддержку от коллег, большинство из которых сегодня даже не упоминаются. Были такие люди, как архиепископ Стивен Найду , бывший католический архиепископ Кейптауна, преподобный Алан Босак , бывший президент Всемирного альянса реформатских церквей, избранный в 1982 году. скандалы. Доктор Фрэнк Чикан , бывший член движения «Черное сознание» Стива Бико, который позже стал очень важным членом как АНК, объединившись с Сирилом Рамафосой в гражданском обществе, так и в Совете церквей, монс. Смангалисо Мхатшва , задержанный после восстания в Соуэто, бывший генеральный секретарь Конференции католических епископов, бывший член парламента и бывший мэр Тшване, преподобный Бейерс Науд и многие другие.
Одним из важнейших поворотных моментов, который стал пробным камнем для оттачивания нравственного направления участия Церкви в борьбе против апартеида, было Заявление, опубликованное некоторыми чернокожими теологами, которое стало известно как Кайрос Документ . Я зашел так далеко, чтобы проиллюстрировать, что прославление драматической жизни архиепископа Туту также является прославлением мужества под огнем, проявляющимся в способности белых интеллектуальных активистов, писателей, священников, мужчин и женщин сформировать широкую коалицию с достаточным количеством моральный авторитет. Прославлять Туту — значит прославлять необходимость для нас осознавать, что в моменты опасности мы либо стоим вместе, либо висим поодиночке. Религия, этническая принадлежность, социальный класс, пол и идеология должны быть отброшены в сторону, чтобы настоящие лидеры могли спасти нацию. Это отличный урок, который мы можем извлечь из наследия Туту.
Отъезд архиепископа Туту бросает вызов религиозным лидерам всех вероисповеданий на нашем континенте. Африканская политика была опустошена вирусом жадности бандитских пропорций среди наших политических, частного сектора и бюрократических классов. Часто религиозные лидеры испытывают искушение спрятаться под священными тронами своих соборов, веря, что политика грязна и что они не должны рисковать загрязнением своих белых льняных одежд. Туту знал, когда закатать рукава своей рясы. Часто гражданское общество ошибочно полагает, что его задача — сменить правительство. К сожалению, они часто слишком поздно осознают, что разлагающее влияние политики может очернить всех. Вот почему Туту оставался бдительным и предупредил новое поколение политиков после апартеида, чтобы они слезли с кормушки коррупции! Как и везде, новая элита просто верит в это; наша очередь есть !
Туту продемонстрировал нам, что когда человек встречает момент и ловит волну, как сказал Брут, времена могут измениться для человека и общества. Часто мир помнит больших мужчин и женщин так, как будто они упали с неба полностью сформированными. Мы часто игнорируем тех, кто помог им сформироваться и даже вознес их на пьедестал славы.
Стойкость несправедливости бросает вызов всем нам. Туту показал нам, что церковные люди должны следить за тем, чтобы их головы не были окутаны облаками мракобесия. Он был знаком с историей и культурой Африки, и этот факт придал его теологии резонанс и особую актуальность для социальных условий нашего континента. Я благодарю Бога за то, что мои пути пересеклись с архиепископом Туту, и каждый раз он оставлял след. Без знания истории, культуры, мечтаний, разочарований, агонии, боли и надежд вашего народа теологи рискуют оказаться бесполезными. Люди найдут новых богов!
Он возглавлял Комиссию по установлению истины и примирению, но такие люди, как Алекс Борейн, заместитель председателя, и некоторые другие африканские интеллектуалы дали направление работе. Я провел неделю в Центре Белладжио в Италии по приглашению покойного Алекса Борейна, определяя направление политики после апартеида под эгидой того, что тогда было известно как правосудие переходного периода. TRC был спорным поворотным моментом в истории Южной Африки.
Мой последний физический контакт с Туту был во время моего визита к нему в Кейптаун в марте 2007 года. Я посетил его, чтобы пригласить его присоединиться к нам на духовном мероприятии, которое должно было завершить мою работу в стране огони, запланированную на май. Он любезно согласился встретиться со мной в своем кабинете вечером того же дня. В ходе нашей встречи мы много болтали об Африке, роли Церкви, соответствующих богословских возможностях для фиксации нашего континента, роли богословов и т. д. в его скромном кабинете.
Он был удивлен, но впечатлен тем, что я встречал таких людей, как президент Мбеки, архиепископ Найду, Бейерс Науд, Алекс Борейн, Фрэнк Чикане среди прочих, и что история Южной Африки не была для меня новой. Его глаза загорелись, когда я сказал ему, что на моем списке почета Стив Бико занял первое место. Он посмотрел на меня и со своим озорным смехом сказал: Да, я вижу, вы какой-то наглый бунтарь-католический священник !
Когда мы уходили, он предложил сфотографироваться. Я напомнил ему о нашей встрече в Лидском университете много лет назад, но он почти ничего не помнил. К сожалению, рядом не было камеры, а телефон я оставил в отеле. Он кивнул и сказал: «Всегда будет другой раз». Когда мы поднялись, я сказал ему; Архиепископ, на самом деле я приехал с камерой из Нигерии, но, к сожалению, я прибыл в Йоханнесбург только для того, чтобы, к своему крайнему шоку, обнаружить, что мой багаж взломали, а камеру и несколько вещей украли. Я ожидал сочувствия, но Туту разразился восторженным смехом, как будто он что-то выиграл. Затем он посмотрел на меня, засмеялся еще больше и сказал мне в лицо: Я рад, что ваша камера и вещи были украдены в Йо’бурге нашими грузчиками багажа. Почему вы, нигерийцы, должны монополизировать воровской бизнес? Наши мальчики очень быстро учатся.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Некролог: Десмонд Туту: жизнь упорства, постоянства и мужестваОглядываясь назад, мы неизбежно задаем очевидные вопросы о том, что и как запомнится Туту. Это сложный вопрос, но я хотел бы сделать три коротких замечания.
Сначала казалось, что Туту, как утверждал его биограф, любил быть любимым, что есть в каждом из нас. Однако сейчас, оглядываясь назад, первый вопрос заключается в том, как определить его следы в церковной общине в Южной Африке в частности и в Африке в целом. За пределами Южной Африки африканцы просто слышали об этом знаменитом человеке, но вряд ли видели его на лекциях по всему континенту. Я чувствую, что Туту мог бы сделать больше для сплочения африканских богословов, читая, хотя и время от времени, лекции в африканских университетах. В этом отношении он оставил очень мало прямого вдохновения в богословских кругах на континенте.
Во-вторых, как только Туту вышел на международную орбиту, поддерживаемую западными либеральными СМИ, он стал почти недоступен. Я помню, как встретил женщину из Южной Африки, которая рассказала мне, что познакомилась с Туту на мероприятии и была так взволнована, потому что ее мать работала с ним, и что он помнит ее мать. Она спросила, может ли он выступить в их школе, и ответ был утвердительным. В волнении она рассказала своему президенту школы о возможности привести Туту в школу для выступления. Президент сказал, что школа будет готова принять великого человека в любой день, который он выберет. Затем она попыталась связаться с Туту, но его агенты сказали ей, что есть три условия, чтобы заставить его говорить: частный самолет, билет первого класса и плата за выступление в размере шестидесяти тысяч долларов! Двери закрылись.
В-третьих, Мадиба пришел и ушел. То же самое и с Туту, но проблемы Африки сохраняются, увеличивая бедность и углубляя неравенство. Сейчас есть неотложная необходимость, потребность в громких голосах, чтобы предложить чувство моральной ясности в отношении необходимости наметить лучший курс жизни для нашего народа. Мы, церковные лидеры, не можем праздновать Туту, не празднуя необходимость продолжать противостоять структурным лесам, из-за которых континент продолжает так сильно истекать кровью. Мы обязаны перед ним продолжать поднимать планку справедливости и равноправия, потому что, пока все мы не свободны, никто из нас не свободен по-настоящему.
- Мэтью Хассан Куках — епископ католической епархии Сокото, Нигерия
Поддержите честную и достоверную журналистику PREMIUM TIMES