Туту питер москва: Поезд 🚝 Москва — Санкт-Петербург. Расписание 2022. Цена билетов, маршрут следования. Отзывы.

Новогодние песни: слушать топ-20 бесплатно онлайн

«Блестящие» на съемках «Новогодней песни». Фото: instagram.com/officialblest

Чтобы создать себе мандариновое настроение, включаем наш новогодний плейлист и поем-танцуем. Плохая и одновременно хорошая новость (выбирайте сами) – представлен только золотой фонд отечественной музыки. К сожалению, за последние 15 лет наши артисты не подарили слушателям ярких песен про любимый всеми праздник. Новогодние релизы ежегодно выходят десятками. Но помните ли вы их? Вот и мы не особо. А эти песни навсегда в сердцах.

Праздник в «Центральном Детском Магазине на Лубянке» с подарочной картой

Лучшее место для покупки новогодних подарков — «Центральный Детский Магазин на Лубянке». А в 2022 году выбирать самый праздничный презент стало удобнее — можно получить приобрести специальную подарочную карту ЦДМ. Это не просто сертификат, по которому ваши близкие один раз выберут что понравится. Карта от ЦДМ станет для них настоящим организатором праздника на долгое время. Ей можно расплачиваться во всех магазинах, кафе и развлекательных центрах, которые есть в ЦДМ, причем тратить баланс можно постепенно в течение всего срока действия карты. Подарите близким праздник, который продлится все каникулы!

КАК ОФОРМИТЬ КАРТУ

1. «В лесу родилась елочка»

На всем постсоветском пространстве нет новогодней песни популярнее, чем «В лесу родилась елочка». Все мы слышали ее с младенчества. Вот ее краткая история. В 1903 году поэтесса и писательница Раиса Кудашева опубликовала свое стихотворение «Елка» в детском журнале «Малютка». В 1905 году его прочитал биолог Леонид Бекман. У него сразу же родился мотив. Бекман сыграл его на рояле, но так как он был простым любителем, на нотную грамоту песню переложила его супруга – пианистка Елена Бекман-Щербина. Так родилась легенда. Мы с вами посмотрим, как «В лесу родилась елочка» поют герои одноименного мультфильма 1972 года. Подпеваем!

2. «Маленькой елочке холодно зимой»

Зинаида Александрова начала писать стихи, будучи в детдоме. После смерти родителей сюда ее отдала тетка. Окончив семилетку, Зина устроилась на прядильную фабрику. Коллеги, узнав о ее хобби, отправить несколько стихотворений Александровой отправили их в редакцию одного из изданий. И их напечатали! Так началась карьера знаменитой советской поэтессы.

В 1935 году Зинаида Александрова обнародовала то самое новогоднее стихотворение – «Маленькой елочке холодно зимой». На музыку это произведение положил композитор Михаил Красев. Кстати, песня «Маленькой елочке холодно зимой» прижилась в сокрашенном варианте. В оригинале – 10 четверостиший. В 2015 году новую версию «Маленькой елочке» презентовали «Подъем» и Карина М, которые до этого програмели с кавер-версией песни «Белые кораблики».

3. Дискотека Авария «Новогодняя»

Ни одну новогоднюю вечеринку в России нельзя представить без «Новогодней» группы «Дискотека Авария». Кажется, что эта песня всегда была с нами, но по сравнению с остальными она относительно «новая». Первый состав группы «Дискотека Авария»: Алексей Рыжов, Алексей Серов, Олег Жуков Николай Тимофеев впервые представили ее общественности в конце 1999 года. Тогда она не вызвала ажиотажа. А уже через год «Новогодняя» стала всенародным хитом и вывела группу на новый уровень. В первом варианте рэп Деда Мороза читает Олег Жуков, которого не стало в 2002 году: «Я Дед Мороз, борода из ваты, я уже слегка поддатый. Мне сказали – меня здесь ждут, значит, будем догоняться тут…».

4. «Новогодние игрушки»

  • Первые исполнители: Аркадий Холаров и Аурика Ротару

В данном случае песня стала популярнее своих исполнителей. «Новогодние игрушки» в 1987 году написали Аркадий Хоралов (музыка) и Андрей Дементьев (стихи). Впервые она вышла на альбоме Хоралова «Странный мир» 1988 года в дуэте с родной сестрой Софии Ротару – Аурикой. В том же году Аркадий Хоралов и Аурика Ротару исполнили «Новогодние игрушки» в программе «Шире круг». Это единственная совместная съемка Аркадия и Аурики.

В 1999 году Хоралов перезаписал «Новогодние игрушки» с Натали, в 2013 – с Ириной Ортман из группы «Тутси». Также строчки «Новогодние игрушки, свечи и хлопушки в нем…» исполняли Жасмин, «Новые Самоцветы» и «Кватро». Но мы с вами послушаем оригинал.  

5. «Лесной олень»

  • Первый исполнитель: Аида Ведищева

А здесь песня обошла по популярности целый фильм! Композицию «Лесной олень» (музыка Евгений Крылатов, стихи Юрий Энтин) мы услышали благодаря картине «Ох уж эта Настя» 1972 года. По сюжету школьнице Насте Рябининой не интересно жить, как все. Она все время что-то выдумывает, из-за чего у девочки постоянно возникают неприятности. В фильме песню «Лесной олень» исполнила звезда 60-х Аида Ведищева (также известна по композициям «Песенка о медведях», «Помоги мне», «Колыбельная медведицы»). «Лесной олень» стала одной из самых популярных советских детских песен. Также в то время ее исполнял Большой детский хор, Людмила Сенчина. В 21 веке – Елена Терлеева, Полина Гагарина, Юлия Савичева, Юлия Михальчик, Татьяна Булинова и многие другие.

6. «Звенит январская вьюга»

  • Первый исполнитель: Нина Бродская

Песня «Звенит январская вьюга» – не про Новый год, но у всех она ассоциируется именно с этим праздником и звучит на каждом голубом огоньке уже не одно десятилетие. Первоначально «Звенит январская вьюга» (музыка Александр Зацепин, стихи Леонид Дербенев) для фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (вышел в 1973 году) записала София Ротару. Но ее вариант не устроил создателей. Тогда пригласили Нину Бродскую, в чьем исполнении песня и прогремела на весь СССР.

Однако на ТВ Бродскую тогда не жаловали. Например, в концертную программу «Эти невероятные музыканты» 1977 года пригласили актрису Наталью Селезневу, которая у всех ассоциировалась с этой композицией благодаря фильму. Однако голос звучал все тот же – Бродской. Вот одно из редких исполнений на ТВ оригинальной исполнительницы.

Народная артистка СССР София Ротару все же исполнила «С любовью встретиться проблема трудная…» и далее по тексту на многомилионную аудиторию. Это произошло в новогоднюю ночь 2005-2006 на Первом канале.

7. «Кабы не было зимы»

  • Первый исполнитель: Валентина Толкунова

«Это не техника дошла, а я сама сюда дошла – на лыжах», – сказала мама Дяди Федора и запела «Кабы не было зимы». Маму в мультике про Простоквашино озвучивала актриса Валентина Талызина, а спела за нее Валентина Толкунова. Авторами «Кабы не было зимы» стали Евгений Крылатов и Юрий Энтин. К сожалению, архивные записи выступлений Валентины Толкуновой с этой песней не сохранились, а может, их и не было. Зато в нулевые Валентина Васильевна частенько исполняла «Кабы не было зимы» на различных детских концертах. Толкуновой не стало в 2010 году, но нетленные строчки поются и сегодня.

8. «Три белых коня»

  • Первый исполнитель: Лариса Долина

Песня «Три белых коня» (музыка Евгений Крылатов, слова Леонид Дербенев) прозвучала в новогодней сказке «Чародеи», которую впервые показали 31 декабря 1982 года. Ее «исполнила» младшая сестра Иванушки Нина Пухова (актриса Анна Ашимова). На самом деле вокал принадлежал 27-летней Ларисе Долиной, которая при записи использовала детский фальцет. Впоследствии «Три белых коня» вошла в репертуар Долиной. Хотя, кто только не пел ее за эти годы и продолжает это делать и сегодня. Интересно, в чьем исполнении мы услышим «Три белых коня» на новогодних огоньках 2022-2023?

9. «Песня о снежинке»

  • Первый исполнитель: Ольга Рождественская

Фильм «Чародеи» и эти же авторы подарили нам еще одну любимую новогоднюю композицию – «Песенку о снежинке» («Песня о снежинке», «Снежинка»). Ее в сопровождении ВИА «Добры молодцы» исполнила дочь Жанны Рождественской Ольга. Ей в ту пору было 12 лет. В 2002 году «Снежинку» перепел Дмитрий Маликов и группа «Дайкири». В 2016 году пост у «Дайкири» приняла Юлианна Караулова. Маликов вахту не сдал. «Когда в дом входит год молодой, а старый уходит вдаль. Снежинку хрупкую спрячь в ладонь, желание загадай…», – дальше продолжайте без нас.

10. «Синий иней»

  • Первый исполнитель: ВИА «Поющие гитары»

«Синий-синий иней лег на провода. В небе темно-синем синяя звезда, только в небе, в небе темно-синем…» эти и следующие строчки в 1969 году написал поэт Альберт Азизов. Первыми кавер на песню «One Way Ticket» (авторы Джек Келлер и Хэнк Хантер) американского певца Нила Седака в СССР исполнили ВИА «Поющие гитары» с солистом Валерием Ступаченко. Это было задолго до того, как «One Way Ticket» стала мировым хитом в исполнении группы Eruption в 1978 году. Также в СССР «Синий иней» была известна в исполнении ВИА «Здравствуй, песня» и Анне Вески. Позже ее перепевали Валерия, «Премьер-министр» и многие другие артисты. Валерий Ступаченко, которому в 2021 году исполнилось 78 лет, тоже продолжает петь «Синий иней». Здоровья вам, Валерий Павлович!

11. Людмила Гурченко «Пять минут»

Музыкальный фильм Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» вышел на экраны накануне 1957 года, став лидером советского кинопроката. Это была вторая роль для Людмилы Гурченко, сделавшей из молодой актрисы большую звезду. Этот фильм подарил слушателям несколько знаковых композиций – «Танечка», «Песенка о хорошем настроении», и, конечно, «Пять минут», которую исполнили Людмила Гурченко и сестры Шмелевы. «Пять минут, пять минут! Бой часов раздастся вскоре!..» – уже более 60 лет эти строчки ассоциируются с новогодним настроением.

12. Ну, погоди «Расскажи, Снегурочка»

  • Первые исполнители: Анатолий Папанов и Клара Румянова

«Расскажи, Снегурочка» («Песня Деда Мороза и Снегурочки») прозвучала в восьмой серии культового советского мультфильма «Ну, погоди!», действие которой происходит под Новый год на зимней базе отдыха. Премьера состоялась в 1974 году. «Расскажи, Снегурочка» была написана специально для «Ну, Погоди!» Геннадием Гладковым (музыка) и Юрием Энтиным (слова). За кадром ее исполнили актеры Анатолий Пананов и Клара Румянова.

Песня эта весьма короткая, поэтому впоследствии перепевали ее редкие звезды.

Так в 2002 году это сделали «Иванушки» и «Блестящие», в 2011 – Земфира (!), а в 2019-м – экс-участник группы Hi-Fi Митя Фомин и радиоведущая Татьяна Гордеева. Вот и весь список.

13. Стрелки «С Новым годом»

До того, как «Дискотека Авария» появилась со своей «Новогодней» в российском шоу-бизнесе самая популярная песня на эту тематику была у группы «Стрелки». «Стрелки» презентовали с «Новым годом!» в декабре 1998 года. Несмотря на то, что это была не оригинальная композиция, а кавер на «Last Christmas» дуэта «Wham!» (там пел Джордж Майкл) в России она стала большим хитом.

«Как в сказке придет Новый год, миллионы огней на елках зажжет. Я вижу всех старых друзей, сегодня мы вместе, вместе», – эти строчки, которые написал Кирилл Крастошевский, раздавались отовсюду. Популярность песни в первый год была так высока, что в 1999-м Марго, Гера, Кэт, Лиса, Ю-ю, Мышки и Стася – классический состав «Стрелок» — сняли на «С Новым годом»» второй клип. На этот раз на горнолыжном курорте в Австрии. А для съемок первой версии девушек возили аж в иркутскую деревню. Популярный коллектив 90-х вернулся на сцену в составе Гера, Марго и Кэт и песню «С Новым годом!» они ежегодно включают в свой репертуар.

14 и 15. Блестящие «Новогодняя песня», «Новый год» (с Амега)

Еще один герлбенд, который порадовал отечественных слушателей новогодним хитом – «Блестящие». Причем сделали они это со второй попытки. В 1998 году группа, в состав которой тогда входили Ольга Орлова, Жанна Фриске и Ирина Лукьянова, исполнила с группой «Амега» песню «Новый год»: «Новый год, он родился на свет. Новый год среди звезд и планет. Этот год будет лучше, чем тот. Что он нам принесет, Новый год». На композицию сняли атмосферный клип, где можно увидеть обе группы. В «Амеге», кстати, в то время пела Лена Перова.

В 2004 году те же авторы – Андрей Грозный и Татьяна Иванова написали «Новогоднюю песню». Это был первый хит состава Ксения Новикова, Юлия Ковальчук, Анна Семенович и Надежда Ручка. Надя тогда только пришла в группу, сменив Жанну Фриске. «Блестящие» существуют и сегодня. Действующий состав по именам наверно не назовут и продюсеры (исключание Ксения Новикова, которая в очередной раз вернулась в коллектив), но «Новогодняя» звучит прекрасно в любом исполнении: «Хлоп, хлоп – хлопушки, и развешаны на елке. Топ, топ – игрушки, закружили хороводом. Тик-так – часики, идут, а стрелки-носики – бегут страну поздравить с Новым Годом».

16 и 17. Верка Сердючка «Новый год», «Елки»

Каждый год на новогодних корпоративах пляшут и под «Новогоднюю» Верки Сердючки. «Вы устали от забот – все пройдет. Вам немножко не везет – все пройдет. Отчего душа поет, тело просится в полет. Новый год, Новый год, Новый год», – поет нам Верка. Хотя изначальном мы услышали «Новогоднюю» в мюзикле «За двумя зайцами» 1 января 2004 года в исполнении целого ансамбля артистов – Аллы Пугачевой, Максима Галкина и других. Сольно эта песня вышла на альбоме Сердючки «Чита Дрита» и именно она получила народную любовь. Простите, Алла Борисовна.

У Верки Сердючки есть еще одна новогодня песня – «Елки». Помните? «Елки по городу мчатся, счастье разносят людям. Елки, о, сколько счастья, что же мы с ними делать будем?». Это произведение поющей проводнице написала Татьяна Залужная, она же певица и автор песен Любаша. В сети есть не так много выступлений Сердючки с этой песней. Вот одно из них. 2005 год, беневис Любаши в Кремлевском дворце.

18. София Ротару «Белая зима»

Еще один хит из нулевых – «Белая зима» вечно молодой Софии Ротару. Написали эту снежную композицию композитор Руслан Квинта и поэт Виталий Куровский. «А белая зима началась внезапно. Вышла и метет, метет, метет. А я решу сама, что мне делать завтра, а завтра Новый год...» – ежегодно поет София Михайловна. Мы пробовали сосчитать, на скольких новогодних огоньках она представляла эту нетленку, но сбились со счету. Наверняка эту случится и в новогоднюю ночь 2021-2022.

19. Фабрика звезд-3 «С Новым годом»

«С Новым Годом, папа, с Новым Годом, мама, с Новым Годом поздравляем вас, друзья. От Москвы до Бама Питера и Камы счастья пожелаем мы тебе страна», – эту песню участники «Фабрики звезд-3» Никита Малинин, Светлана Светикова и другие исполнили на финальном концерте в «Олимпийском» в 2003 году. Песня «С Новым годом!» – переработанный вариант гимна третьего сезона «Фабрики звезд», который назывался «Фабрика на Первом». Музыка и слова – Александр Шульгин. Также «С Новым годом!» прозвучала в Новогоднюю ночь 2003-2004 на Первом канале. Больше она никем не исполнялась. Однако строчки «С Новым Годом, папа, с Новым Годом, мама» многие помнят и любят до сих пор. Вот уже почти 20 лет она звучит на многих новогодних мероприятиях.

20. Мумий Тролль «С Новым годом, крошка»

Добавим немного рока в наш попсовый рейтинг. В 1998 году группа «Мумий Тролль» и ее бессменный солист Илья Лагутенко презентовали трек «С Новым годом, крошка!». «С Новым годом, крошка! С Новым годом! Хэй-е-е-е-ей. Подожди немножко, будет веселей», – обещает своим слушателеям Лагутенко. Этот трек вышел на одноименном альбоме ремиксов.

«Великому русскому Щелкунчику» исполняется 20 лет в балетной пачке

МАЛЕНЬКИЙ РОК — Около трех десятков молодых танцоров из Центрального Арканзаса присоединятся к 40 профессионалам из Московского балета, когда в Литл-Роке в 15:00 состоится постановка «Великого русского Щелкунчика», посвященная 20-летию. Воскресенье в мюзик-холле Robinson Center.

К юбилею компания из западного Массачусетса, привлекающая танцоров из России и других бывших советских республик, запускает в производство 200 новых роскошных костюмов и девять новых раскрашенных вручную фонов, а также «украшает» вещи новой версией декораций. Рождественская елка на несколько этажей.

И, основываясь на видении 20-летнего хореографа, «Голубь мира», который является уникальным для этой версии классического балета Петра Ильича Чайковского, «по-новому воображен» с двумя танцорами, образующими одну птицу.

Голубь ведет героиню, Машу (Клару в американской версии балета) и Щелкунчика-принца через снежное царство, где их сопровождают герои русских народных песен Дед Мороз (Дед Мороз) и Снегурочка (Снегурочка). «Земля мира и свободы», где для них выступают танцоры со всего мира (в том числе из Испании, Франции, России и Китая).

Сергей Чумаков и Елена Петраченко, которые также исполнят «Арабскую» вариацию во втором действии, «творят чудо на сцене», по словам участницы труппы Натальи Мирошник, выступающей переводчиком пары.

«Это два танцора создают одну потрясающую птицу с размахом крыльев 20 футов», — объясняет Мирошник, который будет танцевать «китайскую» вариацию от имени Чумакова.

В результате получается не па-де-де, добавляет она, а партнерство двух танцоров, Чумакова на правом фланге и Петраченко на левом. (Они не представляют политических взглядов, спешит отметить Мирошник: речь идет о «Стране мира и свободы».)

«Прекрасный новый костюм», — говорит Светлана Тодинова, которая с 2009 года была Голубкой мира в этой труппе, но в этом году танцует с другой (западной) труппой, гастролирующей в «Великом русском Щелкунчике». Она также танцевала партии Кисси Долл и в «китайской» и «французской» вариациях.

Украинская прима-балерина Ольга Кифяк танцует партию Маши (а также исполняет тур-де-форс во втором акте «Танец феи Драже») с Виктором Щербаковым в роли ее кавалера, Щелкунчика-принца.

Некоторые артисты московского балета посетят Детскую больницу Арканзаса в рамках благотворительного партнерства с больницами Children’s Miracle Network. (Онлайн-посетители, использующие код HELP при покупке билетов, получат скидку, а часть стоимости билета пойдет в больницу.) личности») в роли тусовщиков, мышек, снежинок, снегурочек, ангелочков и «рамок» для вариаций второго акта. Поскольку они должны вписываться в существующие костюмы, они должны быть в возрасте от 7 до 16 лет, ростом менее 5 футов 2 дюймов и иметь некоторую балетную подготовку.

Великий

Русский

Щелкунчик

15:00 Воскресенье, Мюзик-холл Робинсон-центра, Уэст-Маркхэм-стрит и Бродвей, Литл-Рок.

Билеты: от 36,95 до 79,10 долларов США, с VIP-пакетом стоимостью более 102 долларов США, который включает в себя специальную куклу Щелкунчика к 20-летию и новую книгу «Великий русский Щелкунчик», а также платиновый билет стоимостью более 177 долларов США, который включает в себя все это, а также встречу и — поздороваться с танцорами.

(800) 745-3000

nutcracker.com/buy-tickets ticketmaster.com

Самый преподобный некролог Десмонда Туту | Десмонд Туту

В 1948 году, когда режим апартеида пришел к власти в Южной Африке, Десмонду Туту было 17 лет. Только в конце 1960-х годов, когда будущему англиканскому архиепископу Кейптауна исполнилось 40 лет, концепция освобождения чернокожих вызвала ему расширить свой кругозор, и только в середине 70-х он присоединился к освободительной борьбе.

Туту, умерший в возрасте 90 лет, поздно развился в этом отношении, потому что сначала он был полностью церковным человеком. Он никогда не хотел идти в политику: «Нет, я недостаточно умен. Я не могу быстро думать на ногах. Я также думаю, что это очень суровая среда. Я плакса… недостаточно силен для политической суеты», — заявил он, возможно, неискренне.

Однако церковь и государство сошлись в битве, и нужно было сделать выбор. Англиканцы, католики, методисты и другие осудили апартеид, в то время как голландские реформатские церкви в Южной Африке защищали его. Когда Туту стал первым чернокожим англиканским деканом Йоханнесбурга в 1975 году, он, по словам его биографа Ширли дю Буле, был «менее политически осведомлен, чем можно было ожидать. Его вклад в освобождение своего народа [до этого] заключался в том, что он стал хорошим священником».

Туту родился в Клерксдорпе, преимущественно африканерском фермерском городке в 100 милях к юго-западу от Йоханнесбурга. Его отец, Захария, коса, был директором местной методистской начальной школы. Его мать, Алетта, мосото, была домашней прислугой. Всем детям дали как европейские, так и африканские имена, и они говорили на коса, сото и тсвана. Позже Туту также выучил африкаанс и английский. В возрасте 14 лет он заболел туберкулезом и в течение 20 месяцев в больнице подружился на всю жизнь с отцом Тревором Хаддлстоном, англиканским священником-миссионером из Великобритании, который, как один из самых видных противников апартеида в Южной Африке и за ее пределами, стал его религиозным вдохновителем и наставником.

Архиепископ Кентерберийский Роберт Ранси шутит с епископом Десмондом Туту в Ламбетском дворце в 1981 году. Фото: Popperfoto

Туту получил диплом преподавателя в 1953 году и степень бакалавра искусств по переписке год спустя. Он преподавал в средних школах Йоханнесбурга (1954 г.) и Крюгерсдорпа (1955-57 гг.), прежде чем уехать учиться в богословский колледж Святого Петра в Розеттенвилле. В 1961 году рукоположен в священники, служил в африканском поселке.

Его вступление в освободительную борьбу последовало за годами, проведенными за границей. с 19С 62 до 1966 года он жил в Лондоне, где получил степень магистра богословия в Королевском колледже. Он служил викарием в Голдерс-Грин и в Блетчингли, графство Суррей, где поначалу сдержанные тори приняли его близко к сердцу.

После преподавания в Федеральной теологической семинарии в городе Элис в провинции Восточный Кейп Туту вернулся в Великобританию с 1972 по 1975 год в качестве заместителя директора Фонда теологического образования Всемирного совета церквей. С 1976 по 1978 год он служил епископом Лесото, вернувшись в Йоханнесбург, чтобы занять высокий пост генерального секретаря Южноафриканского совета церквей (SACC), от которого отделились церкви африкаанс, выступающие за апартеид.

Это назначение положило конец политической невиновности Туту. Он видел более уродливую сторону Африки, и хотя его путешествия отделили его от борьбы в его собственной стране, они также сформировали его, дав ему более широкий кругозор, больше уверенности в себе и растущее отвращение к расовой дискриминации. Несмотря на паспортные ограничения, в начале 80-х Туту был, вероятно, самым путешествующим церковником в мире после Папы Иоанна Павла II. Британия всегда была для него убежищем. Поворотный момент в этом отношении, по словам Туту, наступил, когда все в Королевском колледже Лондона относились к нему, как к любому другому. «Поэтому моя благодарность Англии и моя благодарность Кингу заключаются в том, что я обнаружил, кто я».

Десмонд Туту с Нельсоном Манделой в 1994 году. Фото: Десмонд Бойлан/Reuters

Туту во многих смыслах стал предшественником Нельсона Манделы. Оба мужчины предвидели неизбежность освобождения. Оба были достаточно выше расовых проблем, чтобы знать, что, в конечном счете, имеет значение (по крайней мере, для перехода от апартеида к нерасовому правлению) примирение между расами в Южной Африке. Как только правительство апартеида признало неумолимость перемен, как оно начало это делать в 80-х годах, роль пророка изменилась. «Требования справедливости сменяются требованиями примирения».

Как бы они ни были возмущены пережитым при апартеиде, Туту и ​​Мандела отложили в сторону свои личные чувства. С африканской точки зрения, оба были относительно привилегированными, Мандела (из королевской семьи коса) был даже более привилегированным, чем высокообразованный Туту. Отличия, конечно, были. Туту был возбудимым, страстным, легко ранимым; Мандела собран и властен. В трудные предсмертные дни апартеида средства массовой информации, особенно контролируемая государством радиовещательная корпорация (SABC), демонизировали Туту как человека, которого любили ненавидеть большинство белых южноафриканцев.

Но Туту проложил путь. Когда Мандела сказал то же самое 10 лет спустя, его слова звучали уместно; когда Туту произнес их, он возмутил даже своих англиканских братьев. В 1980 году он предсказал, что в Южной Африке будет черный лидер в течение пяти-десяти лет (на это ушло 14 лет). Причина, по которой многие белые люди были такими ядовитыми, заключалась не только в том, что Туту сказал им, что завтра не будет их, но и в том, что он сделал это с такой уверенностью.

Десмонд Туту в июле 2016 года в честь Дня Манделы. Фотография: Ник Ботма/EPA

Забавный, возбудимый, озорной человечек был старомодным пророком, но с сухим чувством юмора. Белые люди, заметил он, видели в нем политика, изо всех сил пытающегося стать епископом, с «рогами под моей смешной епископской шляпой и хвостом, спрятанным под ниспадающей накидкой». Его кривая оценка воздействия их прибытия в Южную Африку была следующей: «У нас была земля, а у них была Библия. Тогда они сказали: «Давайте помолимся», и мы закрыли глаза. Когда мы снова открыли их, у них была земля, а у нас была Библия».

Временами Туту вызывал отчаяние у своих друзей. Однажды он сказал, что если русские придут в Южную Африку, их встретят как освободителей. Сотрудник вздохнул: «У него была привычка перебарщивать». Поддержка Туту международных санкций против Южной Африки вызвала огромный резонанс среди белых людей, а также в его собственной церкви. Некоторые либеральные белые южноафриканцы расценили Нобелевскую премию мира Туту в 1984 году как иностранное вмешательство.

Туту никогда не смог бы выполнить политическую перетасовку мягкой обуви. Он высказывал свое мнение, всегда был сам по себе, никогда не был модным или полностью в политическом мейнстриме. Первоначально его тянуло к Движению черного сознания и американским идеям «черной теологии», но он сблизился с Объединенным демократическим фронтом (ОДФ), внутренним суррогатом АНК в изгнании.

Щадить чувствительность белых англиканцев вряд ли было заботой Туту. К тому времени, когда он прибыл в SACC в марте 1978 года, организация превратилась в микрокосм будущей нерасовой Южной Африки. Туту высказывал свое собственное мнение, иногда провокационное, о мировых делах. Он раскритиковал советский марионеточный режим в Афганистане и одновременно США за поддержку контрас в Никарагуа и Израиль за бомбардировки Бейрута.

Одной из его наиболее впечатляющих вспышек было осуждение как «тошнотворное» и «ямы» речи Рональда Рейгана в 1919 году.88, в котором президент США защищал продолжающееся участие американских компаний в экономике Южной Африки. Со своей стороны, сказал Туту, «Америка и Запад могут катиться к черту». Позже, в своей обаятельной манере, он наполовину извинился, сказав, что, возможно, ему следовало использовать «менее соленый язык». Патрик Бьюкенен, главный советник Рейгана по СМИ, огрызнулся: «Каким бы ни было его моральное великолепие, епископ — политический невежда».

К тому времени Туту уже привык к буре, бушующей над его головой. В 1979 года во время визита в Данию он раскритиковал покупку этой страной южноафриканского угля, тем самым продемонстрировав свою поддержку санкций. По возвращении в Южную Африку его вызвали на встречу с двумя министрами кабинета, которые попросили его отказаться или столкнуться с возможными действиями не только против себя, но и против SACC.

Однако организация сплотилась, заявив правительству П. В. Боты, что опровержение может представлять собой отрицание пророческого призвания Туту. Однако он добавил, что готов встретиться с правительством для обсуждения фундаментальной реформы. Это был поворотный момент в мощном конфликте между церковью и государством, который сотрясал страну с 50-х годов. Англиканская церковь играла мускулами. Туту посоветовал правительству перестать играть в Бога. По его словам, за 2000-летнее существование христианской церкви тираны действовали против нее, арестовывая ее последователей, убивая их, запрещая их веру. «Если они нападут на SACC и церкви, дайте им знать, что они нападут на Церковь Иисуса Христа».

В 1980 году Туту и ​​другие священнослужители отправились в Преторию, чтобы встретиться с Ботой, шестью членами кабинета министров и двумя заместителями министров. Это было непростое решение. Критики, в том числе духовенство, предупредили делегацию Туту, что они напрасно тратят время и даже предают борьбу. Интуитивная гениальность Туту заключалась в том, чтобы понимать, что встреча с врагом показывает силу, а не слабость. В 1982 году тогдашний архиепископ Кентерберийский Роберт Ранси отправил делегацию из пяти человек в Южную Африку, чтобы продемонстрировать всемирную поддержку SACC — «чтобы показать [правительству апартеида], что вы имеете дело не просто с внутренним вопросом». . Если вы прикасаетесь к Десмонду Туту, вы прикасаетесь к всемирной христианской семье».

Туту больше не встречался с Ботой до 1986 года, когда в сопровождении либерального африканерского священника Бейерса Науде он был принят в официальной резиденции президента штата в Кейптауне. Туту еще дважды встречался с Ботой в 1986 году, примерно в то время, когда белый режим начал тайно встречаться с Манделой в тюрьме. Дни апартеида были сочтены, хотя мало кто это осознавал.

Таким образом, Туту начал свое восхождение в англиканской церкви, когда она дальновидно начала приспосабливаться к меняющейся Южной Африке. Вскоре после получения Нобелевской премии мира он покинул SACC, чтобы стать первым чернокожим епископом Йоханнесбурга (1985-86). Избирательное собрание епархии состояло из 214 делегатов – всего духовенства плюс по одному мирянину от каждого прихода. Консервативные, в основном белые, священники заблокировали Туту, а черные священники заблокировали избрание белого епископа. Не сумев набрать необходимое большинство в две трети голосов, собрание передало решение синоду епископов, который выбрал чернокожего кандидата.

В апреле 1986 года Туту был избран на высший англиканский пост в Южной Африке в качестве архиепископа Кейптауна, а в сентябре того же года был возведен на престол в соборе Святого Георгия. За этим последовало его единогласное избрание главой Всеафриканской конференции церквей на ее собрании в Того.

К тому времени Туту был в гуще политики. Арестованный за участие в незаконном шествии, он был оштрафован, заключен в тюрьму на ночь и лишен паспорта. Когда его вернули, неугомонный прелат немедленно посетил папу, после чего его паспорт был снова временно изъят.

Бросив вызов правительству Боты, Туту встретился с АНК в изгнании в его штаб-квартире в Замбии, где — когда-то своим собственным человеком — он сообщил ему, что, хотя он поддерживает его цель нерасовой, демократической Южной Африки, он не может связывать себя с вооруженной борьбой. АНК сначала отказался прекратить его, но позже согласился приостановить.

Туту впервые встретился с Манделой в 50-х годах, когда последний был судьей в межшкольных дебатах, участником которых был Туту. Он больше не видел Манделу до его освобождения из тюрьмы в 1990 году, хотя они переписывались, когда Мандела находился в заключении на острове Роббен. Когда Туту получил Нобелевскую премию, АНК организовал для него праздник, а после освобождения Манделы из тюрьмы он остановился в официальной резиденции архиепископа Туту в Кейптауне.

«Поскольку звонки поступали со всего мира и даже из Белого дома, — сказал Туту, — было совершенно невозможно проводить с ним время. Даже тогда он всегда был любезен со своей старосветской любезностью … Его царственное достоинство довольно скромно ». Здесь есть лишь намек на напряжение, которое впоследствии сказалось на отношениях.

Туту вспомнил, что на государственном банкете в честь президента Уганды бывшего президента Ф. В. де Клерка не посадили за главный стол. Мандела «был искренне обеспокоен тем, что с Де Клерком обошлись так небрежно». Однако, по словам Туту, Мандела также может быть «ужасно упрямым». Со своей стороны, Мандела беззаботно заметил, что Туту причинил ему неприятности.

Туту женился на Лии Номализо Шинхани в 1955 году. У них было четверо детей. Журналист много лет спустя заметил: «Справедливо сказать, что только проницательная, с чувством юмора и сильная женщина могла выжить в жизни с Туту», а близкая подруга сказала: «Я думаю, что ей чертовски тяжело. Десмонд так много отдает всем, что я не уверен, много ли осталось для Лии».

Когда лидеры АНК вернулись из ссылки и тюрьмы, Туту скромно удалился за кулисы, вернувшись к своему духовному призванию. Но Мандела предложил ему возглавить Комиссию правды и примирения (КИП) с мандатом не на проведение процессов в стиле Нюрнберга, а на примирение путем выявления «грубых нарушений прав человека», совершенных в годы апартеида — всеми сторон, включая АНК. Это было предложение, от которого Туту не мог отказаться.

Назначен 19 декабря95, TRC представил Манделе свой последний пятитомный отчет в ноябре 1998 года. К тому времени Туту лечился в США от рака простаты. Его болезнь оказала сильное влияние, заставив его сознательно смаковать оставшиеся годы и отвернуться от общественной жизни, к своему Богу и своей жене.

TRC — кульминация карьеры Туту — хвалили и пренебрегали. Историки еще долго будут спорить о том, чего он добился. Он мог бы расследовать примерно 100 000 нарушений прав человека, затягивая слушания до бесконечности, но сосредоточился на самых серьезных случаях, находя время, чтобы выслушать вины и полуизвинения от деловых кругов, СМИ, церквей и других.

Для Туту слушания 1997 года, на которых Де Клерк отказался взять на себя политическую ответственность за убийства, похищения людей, пытки и различные преступления, совершенные агентами государства апартеида, были травмирующими. Де Клерк сделал экстраординарное заявление о том, что апартеид был «благонамеренным провалом» и что он и его предшественник Бота руководили двумя заключительными этапами «реформ и преобразований». Было совершенно неправильно, заявил де Клерк комиссии, «называть нашу администрацию правительством апартеида. Мы были в первую очередь озабочены демонтажем апартеида».

Туту признался, что были времена, когда его христианское милосердие было на пределе. Он назвал программу химического и биологического оружия белого режима при Боте «самым дьявольским аспектом апартеида». Однако Туту горячо похвалил речь де Клерка в феврале 1990 года о снятии запрета на освободительные движения, и когда Норвежский Нобелевский комитет проконсультировался с ним о том, присуждать ли совместную премию мира Манделе и Де Клерку в 1993 году, он поддержал ее.

Но, сказал он позже, «знай я тогда то, что знаю сейчас, я бы яростно воспротивился этому». Что касается Боты, то на пенсии и готовящийся к повторной женитьбе ТРК был «цирком» и «выступать» перед ним он не стал бы. Оштрафованный за неуважение к суду, он оставался непокорным до конца. Реакция АНК на отчет TRC почти так же обескуражила Туту. В отчете зафиксировано, что АНК, находившийся в изгнании за пределами Южной Африки в течение 30 лет, совершал грубые нарушения в своих лагерях для задержанных, пытая и казня подозреваемых осведомителей, мятежников и других, и что даже после его отмены в 1990, он совершил новые преступления, в том числе убийства, в основном против чернокожих политических оппонентов. Друзья сказали, что он был опечален и озадачен резкой критикой КИП со стороны АНК, белых правых и некоторых основных либералов.

Туту расценил нападение партии на КИП как предательство лучших моральных традиций АНК. Но его утешило то, что многие члены и сторонники АНК, в том числе Мандела (уже не президент АНК, но все еще президент страны, когда был опубликован отчет КИП), были также обеспокоены официальным ответом своей организации.

Это несогласие внутри АНК предотвратило прочный разрыв между Туту, «самой выдающейся моральной путеводной звездой страны», и АНК. АНК обратился за судебным запретом на публикацию отчета КИП (Мандела не согласился), но суд отклонил его. Это была необъяснимая ошибка руководства АНК, и потрясенный Туту воскликнул: «Я боролся против тирании. Я сделал это не для того, чтобы заменить другого».

Уйдя с поста архиепископа в 1996 г., Туту уехал в США 19 октября.98, чтобы занять двухлетнюю должность профессора богословия в Университете Эмори в Атланте. Ошеломленный приглашениями выступить перед другими собраниями и учреждениями по всей территории США, он отклонил большинство из них, чтобы иметь возможность выполнять свою работу в Эмори, контролировать свою болезнь и проводить больше времени с Лией. В Атланте он завершил свою основную работу «Нет будущего без прощения», опубликованную в 1999 году, оставаясь при этом в тесном контакте с теми частями TRC, которые все еще работали.

При всех своих недостатках TRC Туту был выдающимся эпизодом в истории Южной Африки. Даже если она использовала противоречивые методы и не смогла добиться всеобщего примирения (многие белые люди чувствовали, что они просто на скамье подсудимых), по крайней мере, она раскрыла большую часть правды. «Грубые нарушения» были гнойной язвой, которую нужно было очистить. Несколько десятков других стран проводили свои собственные комиссии по установлению истины, но наиболее выдающейся была комиссия Южной Африки, и за это достижение архиепископ может преклониться перед историей.

Туту приписывают создание термина «радужная нация» для нерасовой Южной Африки, которую он, Мандела и их различные сторонники хотели возродить из пепла апартеида. Выйдя на пенсию с поста архиепископа, Мандела сказал о Туту на благодарственной службе: «Его радость от нашего разнообразия и его дух прощения являются такой же частью его неизмеримого вклада в нашу нацию, как и его страсть к справедливости и его солидарность с бедными. ”

В последние годы своей жизни, проявляя необычайную активность в свете своего рака, Туту выступал во многих частях мира за права человека и свободы, и его часто видели в его любимом Лондоне. Он объявил, что уйдет из общественной жизни в свои 79 лет.день рождения, в октябре 2010 года. Но поток комментариев по широкому кругу общественно-политических вопросов не ослабевал.

В 2013 году он объявил, что больше не может голосовать за правящий АНК из-за его коррупции, неравенства и применения насилия, а также его неспособности бороться с насильственной ксенофобией и бедностью в поселках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *