Троице сергиева лавра год основания: Троице-Сергиева лавра. Досье — ТАСС

Основание и местоположение Троице-Сергиева Варницкого монастыря

При имени преподобного Сергия Радонежского перед глазами каждого русского и православного человека встает величественный об­лик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры на крутой горе Маковец. С именем препо­добного Сергия связана еще одна Троиц­кая обитель, воздвигнутая на его родине в Ростове Великом. Здесь родился святой Сергий, здесь получил знамения о своей Богоизбранности, здесь, возрастая с года­ми, мужал духовно, готовясь к великому служению Господу.

Преподобный Сергий Радонежский еще при жизни был прославлен Господом многими чудесами. Игумена Радонежского благословил золо­тым крестом греческий Патриарх Филофей с наставлением ввести в монастыре обще­жительный устав.

Святые мощи преподобного были обретены в 1422 году, через 30 лет после преставления преподобного. Через пять лет после обретения святых мощей препо­добного на его родине был основан мона­стырь.

Троице-Сергиев Варницкий мужской мо­настырь основан в 1427 году Ростовским архиепископом Ефремом на том месте, где по преданию находился дом преподобного Сергия Радонежского.

В житии преподобного Сергия сообщает­ся, что семья его жила в Ростовской области. Конкретное селение не названо. В рукописной книге Троице-Варницкого монастыря, куда записывались все исторические собы­тия с 1814 года, о начале обители сообщает­ся: «Предания народные, от рода в род про­исходящие о рождении на сем месте преподобного, и бываемые потому со­брания для поклонения в дни преставления и обретения мощей преподобного».

Другим основанием монастырский лето­писец называет оставление монастыря сего в 1764 году в настоящем его суще­ствовании без упразднения в приходскую церковь, единственно как под тем значит­ся из уважения к месту рождения препо­добного.

Впервые Варницкий монастырь упоми­нается в Тарханной грамоте монастырю 1614 года, в которой говорится о существо­вании обители при великом князе Василии Иоанновиче (1505-1533).

 

Архиепископ Ефрем (1454), основатель Троице-Сергиева Варницкого монастыря. Фрагмент иконы 1838 года из Толгской церкви Ростова

 

Вид на Троице-Варницкий монастырь. Литография XIX века

 

Крест-мощевик преподобного Сергия Радонежского. 1370-е годы. Византия

Троицкая обитель расположена на севе­ро-западной окраине Ростова Великого, в поселке Варницы. Около Варницкого монастыря протекают две речки: Ишня, берущая начало недалеко от обители и впадающая в ростовское озеро Неро, и заросшая травой Песошня, напоминающая о себе только во время разлива весной.

Неизвестно, как называлось это селение в XIV веке, когда здесь жил преподобный. В начале XVII века это была Никольская слобода. В переписных и дозорных книгах XVII века читаем: «В слободке Никольской, где бывали варницы на речке на Ишне…». Не исключено, что и во времена детства преподобного Сергия слобода также назы­валась Никольской.

В XVI-XVII веках слобода была достаточ­но населенной по сравнению с последую­щими веками. В Никольской слободе было четыре деревянных храма.

 

План соляных варниц в Ростове. 1676 г. 

Российский государственный архив древних актов. Москва

Никольская приходская церковь, что у варниц, в 1801 году значится как ветхая, построена в 1701 году. 

Название слободы Варницы встречается с XIX века, а в предшествующих XVII-XVIII веках доку­менты, сообщая о Никольской слободе, конкретизировали: у старых варниц, где бывали варницы, что связано с добыванием здесь соли в прежние века. Неизвестно, когда начали вываривать соль в этой местности, но по отдельным сведениям можно понять, что добывали соль здесь несколько веков. Выварка соли в Ростовском крае составляла одну из крупных отраслей промышленности. Известно, что в XV веке ростовские соляные варницы были собственностью князей. В договор­ной грамоте 1473 года между великим князем Иоанном III Васильевичем (1440-1505) и его братом Андреем сообщается, что их мать великая княгиня Мария Ярославна купила в Ростове колодязь соляной у соли у Ростовской, который отдала сыну своему князю Андрею.

Позднее варницами владели ростовцы. В XVII веке соляной завод (варницы) называли Даниловским. Сохранился план соляного завода XVII века, из которого видно, что он был расположен восточнее слободы и храма. Состоял завод из четырех больших варниц, колодезя, ларя, большого двора и двух больших соляных амбаров. Очевидно, добыча соли здесь прекратилась в XVIII веке.

Внутри пространства, огражденного Ростовским озером и двумя реками, Ишней (слева) и Устъей (справа), на берегу озера очерчен кругом город Ростов с Успенским собором и митрополичьим домом. Далее, за рядом деревьев, представлен план Варницкой слободы: ряд домов слева – церковь. На востоке от церкви изображен соляной завод (варницы): четыре варницы, в которых выпаривали соль из рассола, два соляных амбара, колодец, ларь и двор. Точечным пунктиром обозна­чены две дороги – на Москву и на Ростов.

В. И. Вахрина

Источник: В. И. Вахрина. Троице-Сергиев Варницкий мужской монастырь в Ростове Великом. Родина преподобного Сергия Радонежского. Рыбинск: «Медиарост», 2014.

8 августа 2020

Поделиться

Троице-Сергиева лавра возродилась в советское время

682 года назад, 11 августа 1337 года, преподобный Сергий Радонежский основал монастырь, известный сегодня как Троице-Сергиева лавра (Свято-Троицкая Сергиева лавра).

Днём основания обители считается день, когда Варфоломей (так звали преподобного до пострижения) со своим братом Стефаном основали Троицкую пустынь на холме Маковец. Согласно лаврской летописи, через несколько лет на Маковец пришли новые насельники и превратили пустынь в оснобожительный монастырь — обитель, в которой общим у всей братии является только жилище и богослужение, а в остальном каждый монах живёт по своему усмотрению. Общежитский устав вводился в монастыре несколько лет и окончательно утвердился к 1357 году.

Обитель сильно преобразилась благодаря стараниям смоленского архимандрита Симона.

Монахи возвели просторную церковь, построили кельи, трапезную и другие здания. Вскоре окрестности монастыря стали заселяться крестьянами.

В XIV-XVII веках монастырь стал крупнейшим культурным центром Руси. Здесь жили и работали писатели Епифаний Премудрый (автор Жития Сергия Радонежского), Максим Грек, Авраамий Палицын, живописцы Андрей Рублев и Даниил Черный, резчик Амвросий.

Сергий Радонежский и вся братия рьяно пеклись о благополучии русской земли, принимали участие в политической жизни страны. Особо поддерживал святой объединительную политику московских великих князей. Так, по летописи лавры, в 1363 году преподобный Сергий совершил хождение в Ростов для примирения его с Москвой, а через два года в составе посольства он побывал в Нижнем Новгороде, чтобы позвать тамошнего князя Бориса Константиновича на переговоры в столицу.

Монастырь участвовал в борьбе с татаро-монгольским игом. Летопись помнит, как в 1380 году в Троицкий монастырь наведался князь Дмитрий Иванович Донской и преподобный «молитвою вооружи» князя перед битвой на Куликовом поле.

Монастырь остался верным принципам преподобного Сергия и после его кончины. В 1608-1610 годах обитель поддерживала народ в борьбе с польской интервенцией. Также он способствовал организации первого земского ополчения, а затем народного ополчения Минина и князя Пожарского.

После Октябрьской революции 1917 года Троице-Сергиева лавра постепенно была закрыта. В ночь на 21 октября 1919 года лаврскую братию изгнали из обители в скит, а саму лавру после обысков закрыли. Через год на её территории создали музей.

В 1944 году в Лавре впервые за много лет зазвучал колокольный перезвон. Через год в монастырь вернули мощи преподобного Сергия, а ещё через год Патриарх Московский и всея Руси Алексий I занял пост настоятеля Троице-Сергиевой Лавры. Вскоре над центральной главой Успенского собора установили крест, упавший от ветра в 1923 году. В апреле 1946 года в возрождающейся лавре прошло первое богослужение.

В 1948 году сюда вернулись Московские Духовные школы. Примерно в то же время в Успенском соборе впервые после реставрации отслужили Божественную литургию. Тогда же в имущество лавры вернулись все её соборы, храмы и прочие строения, их реконструкция продлилась несколько лет.

С тех пор и поныне Свято-Троицкая Сергиева лавра занимает выдающееся место в жизни Русской церкви и является крупнейшим центром духовного просвещения и культуры.

Святыни: Троице-Сергиева Лавра

  • 5 октября 2018 г. 12:41
  • Опубликовано Gallery Byzantium

На этой неделе мы продолжаем серию статей о Святых Пространствах посещением Троице-Сергиевой Лавры. «Лавра» — это высшее звание, которое может получить православный монастырь. Русский православный эквивалент Ватикана, Лавра является одним из четырех таких монастырей, достигших этого ранга во всей России.

Не забудьте перейти по ссылкам ниже и следить за новостями из этой серии блогов!


Одна из драгоценностей Российской короны

Через https://www. unitedeuropeanchristendom.com/holy_trinity_lavra_of_saint_sergiev.html

Троице-Сергиева лавра была основана Сергием Радонежским и его братом Стефаном в 1300-х годах. Пара устроила небольшую часовню и келью в лесу на Маковецкой горе (к северу от Москвы). Часовня была посвящена Святой Троице. Со временем многие стали совершать паломничество в келью преподобного Сергия за руководством. Со временем поблизости было построено больше келий, и Лавра выросла до двенадцати монахов; начало одного из самых известных скитов России.

«В 1355 году Сергий издал устав для монастыря, который послужил образцом для устройства Святой Троицы и был использован также его многочисленными учениками, которым предстояло основать более 400 монашеских общин. Уставом был составлен план расширения монастыря, предусматривавший пристройку трапезной, кухни и пекарни».

К сожалению, монастырь подвергся нападению и сожжен в 1408 году во время татарского похода на Москву. Игумен Никон перестроил деревянную церковь и при этой перестройке обнаружил чудом сохранившиеся мощи преподобного Сергия. Реликвии были размещены в завершенном сооружении. По сей день ежедневно совершается панихида по преподобному Сергию, которая длится весь день.

Еще более прискорбно, что нападения продолжались, и каждый раз игумен Никон восстанавливал монастырь. Наконец, в 1422 году (в том же году, когда преподобный Сергий был назван покровителем России) началось строительство нового каменного собора.

Через https://www.thehistoryhub.com/trinity-lavra-of-st-sergius-facts-pictures.htm

Этот собор также был посвящен Святой Троице и хранил мощи преподобного Сергия. «Это внушительное белокаменное здание с необычными наклонными стенами и золотым куполом стало образцом русской церковной архитектуры и прототипом кремлевского Успенского собора».  Для росписи собора были привлечены известные иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный.

В 1458 году к монастырю была пристроена каменная часовня, в которой находилась гробница игумена Никона. «В 1476 году Иван Великий поручил псковским мастерам построить изящную церковь Святого Духа, прямоугольное строение из белого кирпича, увенчанное стройной синей с золотом куполом колокольни[.   На высоте 88 метров, церковь была одним из самых высоких зданий в России. Это также одна из немногих сохранившихся русских церквей с колокольней наверху.

С годами в монастыре возводилось больше сооружений. Кирпичные стены длиной в километр, заменившие деревянные укрепления, были построены в 50-х гг. 15 в. Успенский собор, по строению аналогичный своему одноименному в Кремле, был построен в 1585 году, в нем находится могила Бориса Гудонова. Были также «[…] Трапезная, дворцовое здание с замысловатыми и яркими украшениями, завершенное в 1692 году, и богато украшенный Царский дворец того же периода, который впоследствии стал Духовной академией».

Однако в 1746 году Лавра пережила еще одну неудачу, когда пожар уничтожил большую часть деревянных построек монастыря. Это привело к серьезной реконструкции, в ходе которой многие здания были перестроены в более монументальном стиле.

В результате этих перестроек и перестроек ни одно из зданий Лавры не осталось в первозданном виде. «Однако важность монастыря как символа духовной культурной самобытности России обусловила то, что на его сохранение и восстановление было затрачено много времени и ресурсов».  В 1993 году Лавра была объявлена ​​объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и до сих пор остается популярным местом паломничества.


Экскурсия в Лавру

Если вы не можете приехать в Россию, в замечательном видео ниже представлена ​​отличная экскурсия по Троице-Сергиевой Лавре. ( Нажмите здесь , если вы не можете просмотреть видео ниже, чтобы просмотреть его непосредственно на YouTube).


Источники
Основное изображение с http://www.aerotour.ru/en/excursions/moscow/sergiev-posad.aspx
Свято-Троицкая Сергиева лавра — https://orthodoxwiki.
org/Holy_Trinity-St._Sergius_Lavra
Троицкий Сергиев монастырь — http://www.moscow.info/suburbs/sergiev-posad.aspx
Вкус русской духовности: Троице-Сергиева лавра — https://www.rbth.com/travel/2014/17/08/a_taste_of_russian_spirituality_trinity_lavra_of_st_sergius
Троице-Сергиев монастырь — https://www.lonelyplanet.com/russia/sergiev -посад/достопримечательности/троице-сергиевский-монастырь/а/пои-сиг/1101424/360423
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде – https://whc.unesco.org/en/list/657 Теги: История, Монастырь, Октябрь 2018, Православные, Православные жития святых, Россия, Русское Православие, святые места, Преподобный Сергий, Троице-Сергиева Лавра

Категория: Без рубрики

Присоединяйтесь к нашему списку рассылки

Подпишитесь, чтобы получать наш печатный каталог, а также электронные письма, уведомляющие вас о распродажах, рекламных акциях и новых дизайнах! Всплывающее окно «Открыть список рассылки»

Адрес электронной почты

достопримечательностей Подмосковья.

Свято-Троицкая достопримечательности Подмосковья. Свято-Троицкая — Сергиева Лавра. исследовать

Свято-Троицкая Сергиева лавра — крупнейший русский православный монастырь, расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области. Монастырь был основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским. Монастырь делился на три части — жилую, общественную и оборонительную. Троицкий монастырь вскоре стал духовным центром московских земель и опорой московских князей. Здесь в 1380 году отец Сергий благословил войско князя Дмитрия Донского, отправившееся на битву с татарами. Обитель облюбовали русские звезды, которые регулярно совершали паломничества по святыням Троице-Сергиевой. Ивана Грозного окрестили монастырем. В XVIII-XIX веках Свято-Троицкая Сергиева Лавра была одним из богатейших монастырей России и одним из крупнейших землевладельцев.

В первые годы ХХ века монастырь продолжал строить новые кельи и здания, а в 1905 году была организована Лаврская типография. После революции 1917 года, в 1920 году, советское правительство закрыло лавру. Его здания были объявлены музеями или переданы различным общественным учреждениям. Монастырские колокола, в том числе Царь-колокол весом 65 тонн, были уничтожены в 1930 году. В 1945 году Лавра была возвращена Русской Православной Церкви. 16 апреля 1946 года в Успенском соборе возобновилось богослужение. Важные реставрационные работы были проведены в 19 в.60-70-е годы.

В 1993 году Троицкая Лавра была включена в Список всемирного наследия ООН. Многочисленные памятники Троице-Сергиевой Лавры были построены лучшими зодчими страны в XV-XIX веках. В ансамбль монастыря входит более 50 зданий различного назначения. Самая ранняя постройка монастыря — белокаменный Троицкий собор, построенный в 1422—1423 годах на месте одноименной деревянной церкви, один из немногих сохранившихся образцов московского белокаменного зодчества XIV—XV веков.

Архитектурный ансамбль Лавры постепенно формировался вокруг Троицкого собора. Самым крупным сооружением монастыря является Успенский собор, построенный в 1559-1585 годах по образцу Успенского собора Московского Кремля. Одной из архитектурных доминант является монастырская трапезная с церковью преподобного Сергия Радонежского, построенная в 1686-1692 гг., почитаемая как один из лучших образцов московского барокко. Росписи внутри трапезной относятся к XIX веку. Резной позолоченный иконостас XVII века в церкви преподобного Сергия Радонежского установлен в 1948. Святыни монастыря — мощи преподобного Сергия и других святых — привлекают тысячи паломников со всей России. В Лавре захоронены представители знатных русских родов, многие московские и другие архиереи. В ризнице хранится множество сокровищ — уникальные предметы декоративно-прикладного искусства, дары звезд и состоятельных людей монастырю. Библиотека Лавры отличается значительным количеством рукописей — здесь хранятся русские летописи XV-XVII веков, уникальные образцы русских старопечатных книг, исторические документы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *