Тициан мадонна пезаро: Описание картины Тициана «Мадонна Пезаро» 👍

Тициан. Жизнь и работа — Художники, фотографы и скульпторы со всего света

Тициано Вечеллио, или Вечелли, величайший итальянский художник эпохи Возрождения венецианской школы. В самом начале своей жизни он был признан в высшей степени великим художником, и его репутация за прошедшие столетия ни разу не пострадала.

В 1590 году теоретик искусства Джованни Ломаццо объявил его «солнцем среди маленьких звезд не только среди итальянцев, но и среди всех художников мира.»

Мадонна со Святыми и членами семьи Пезаро / Madonna with Saints and Members of the Pesaro Family. 1526г. Тициан

Универсальность гения Тициана сегодня не подвергается сомнению, поскольку он был непревзойденно велик во всех аспектах искусства художника. В своих портретах он искал и проникал в человеческий характер и запечатлевал его на полотнах живописного блеска. Его религиозные композиции охватывают весь спектр эмоций — от очарования его юных мадонн до трагических глубин позднего «Распятия» и «Погребения». В своих мифологических картинах он запечатлел веселость и беззаботность языческого мира древности, а в своих картинах обнаженной Венеры («Венера и Адонис») и Данаи («Даная с няней») он установил стандарт физической красоты и часто роскошного эротизма, который никогда не был превзойден. Другие великие мастера — Рубенс и Николя Пуссен, например, — сделали ему комплимент подражания.

Ранняя жизнь и творчество

Традиционная дата рождения Тициана долгое время называлась 1477 годом, но сегодня большинство критиков предпочитают более позднюю дату-1488/90 год. Тициан был сыном скромного чиновника Грегорио ди Конте деи Вечелли и его жены Лючии. Он родился в маленькой деревушке Пьеве-ди-Кадоре, расположенной высоко среди горных вершин Альп, прямо к северу от Венеции и недалеко от австрийского Тироля. В возрасте девяти лет он отправился в Венецию со своим братом Франческо, чтобы жить там с дядей и стать учеником Себастьяно Цуккато, мастера мозаики. Вскоре мальчик перешел в мастерскую Беллини, где его истинным учителем стал Джованни Беллини, величайший венецианский художник того времени.

Ранние работы Тициана ярко свидетельствуют о его школьном образовании, а также о его связи в молодости с другим последователем пожилого Джованни Беллини, а именно Джорджоне из Кастельфранко (1477-1510). Их сотрудничество в 1508 году над фресками Фондако деи Тедески (немецкая биржа) является отправной точкой для карьеры Тициана, и это объясняет, почему трудно провести различие между двумя художниками в первые годы 16-го века. Сохранились только разрушенные очертания фресок, причем «Аллегория справедливости» была главной сценой, отведенной Тициану. Гравюры (1760) на фресках Антонио Марии Дзанетти, уже сильно выцветшие, дают лучшее представление об идеализме и чувстве физической красоты, которые характеризуют работы обоих художников. Проблема различения картин Джорджоне и молодого Тициана практически непреодолима, поскольку существует мало убедительных доказательств и еще меньше согласия среди критиков по поводу атрибуции нескольких работ. Нынешняя тенденция среди итальянских искусствоведов — приписывать слишком много Тициану в его юности.

Несомненно, что первым независимым заказом Тициана были фрески трех чудес святого Антония Падуанского. Самое прекрасное по композиции — «Чудо говорящего младенца»; другое, «Чудо вспыльчивого сына», имеет очень красивый пейзажный фон, который демонстрирует, насколько схожи по топографии и настроению были работы Тициана и Джорджоне в это время. На самом деле, после смерти Джорджоне в 1510 году Тициан взял на себя задачу добавить пейзажный фон к незаконченной «Спящей Венере» Джорджоне (Gemaldegalerie, Дрезден), факт, зафиксированный современным писателем Маркантонио Мичиэлем. Все еще георгиевским является несколько более пышная декорация «Крещения Христа» Тициана (около 1515 года, Капитолийский музей, Рим), в которой автор, Джованни Рам, появляется в правом нижнем углу.

Человек с синим рукавом / Man with the Blue Sleeve. 1510г. Тициан

Авторство отдельных портретов установить труднее всего, но «Джентльмен в синем» (так называемый «Ариосто»), безусловно, принадлежит Тициану, потому что он подписан инициалами Т. В. (Тициано Вечеллио). Объем и интерес к текстуре в стеганом рукаве, по-видимому, определяют собственный стиль Тициана. С другой стороны, «Концерт» был одним из самых обсуждаемых портретов, потому что с 17 века считалось, что он наиболее типичен для Джорджоне. Ярко выраженное психологическое содержание, а также заметная ясность моделирования в центральной фигуре привели критиков 20-го века в пользу Тициана. Техника и ясный ум молодого венецианского аристократа в «Young Man with Cap and Gloves» заставили современных критиков приписать этот и подобные портреты Тициану.

Три возраста мужчины / The Three Ages of Man. 1512г. Тициан

Самые ранние композиции на мифологические или аллегорические темы показывают молодого художника, все еще находящегося под чарами Джорджоне в его создании поэтического аркадского мира, где нет ничего банального или грязного. Вдохновение лежит в идиллическом мире любовной лирики итальянских поэтов 16 века Якопо Саннаццаро и Пьетро Бембо. «Три возраста мужчины», где эротические отношения молодой пары незаметно приглушены и преобладает настроение нежности и печали, является одним из самых изысканных из них. Современная «Священная и мирская любовь» также разворачивается в пейзаже необычайной красоты, но здесь аллегория менее понятна. Согласно наиболее общепринятой интерпретации, согласно неоплатонической теории и символике, эти две женщины являются Венами-близнецами. Земная Венера слева символизирует порождающие силы природы, как физические, так и интеллектуальные, в то время как обнаженная Венера справа представляет вечную и божественную любовь. По сути, идеальная красивая молодая женщина, а не жестокая библейская антигероиня, — это прекрасная «Саломея».»

Зрелая жизнь и творчество

Где-то в начале 1520-х годов Тициан привел в свой дом в Венеции молодую женщину из Кадоре, которую звали Сесилия. В 1524 и 1525 годах родились два сына: первый Помпонио, ставший священником, и второй Орацио, впоследствии художник и главный помощник Тициана. Во время тяжелой болезни Сесилии в 1525 году Тициан женился на ней. Она выздоровела и позже родила двух дочерей, Лавинию (родилась в 1529/30 году) и еще одну, которая умерла в младенчестве. После смерти Сесилии в 1530 году художник был безутешен и больше никогда не женился.

Мифологические картины

Вакх и Ариадна / Bacchus and Ariadne. 1522г. Тициан

Слава Тициана распространилась по всему миру, и Альфонсо I д’Эсте соу Тим стал одним из главных мастеров цикла мифологических композиций для своих недавно отстроенных комнат, называемых Алебастровыми камерами в замке в Ферраре. Два полотна — «Поклонение Венере» и «Андриане»; одно из самых впечатляющих — «Вакх и Ариадна». Веселость настроения, дух языческого самозабвения и изысканное чувство юмора в этой интерпретации идиллического мира античности делают его одним из чудес искусства эпохи Возрождения. Теплота и богатство цвета помогают сбалансировать намеренно асимметричную группировку фигур, размещенных в богато зеленом ландшафте, который также является неотъемлемой частью дизайна. В это время Тициан частично перекрасил фон «Пира богов» Джованни Беллини, чтобы картина лучше вписывалась в серию в той же комнате в Ферраре.

Венера Урбинская / The Venus of Urbino. 1538г. Тициан

Стандарт для лежащей обнаженной женщины, наклонно помещенной в пространство картины, был установлен Джорджоне в «Спящей Венере». В «Венере Урбинской» Тициана идеальное изображение тела и положение остаются практически неизменными, за исключением того, что богиня бодрствует и возлежит на диване в просторной комнате дворца. По чистой красоте формы эти две работы никогда не были превзойдены. Несмотря на присущий сюжету эротизм, Тициан справился с ним сдержанно и с хорошим вкусом. Вариации на эту тему повторяются на протяжении всей его карьеры.

Религиозные картины

Среди религиозных картин Тициана, созданных между 1516 и 1538 годами, есть один из его самых революционных шедевров — «Успение» (1516-18). Эта большая и в то же время монументальная композиция занимает главный алтарь Св. Мария дей Фрари в Венеции, позиция, которая полностью оправдывает впечатляющий характер триумфа Девы Марии, когда она возносится на небеса, сопровождаемая большим полукруглым рядом ангелов, в то время как пораженные апостолы жестикулируют в изумлении от чуда. Когда картина была раскрыта, ее быстро признали работой очень великого гения.

Поза Мадонны в «Успении» и композиция Тициана «Мадонна с младенцем с Св. Франциском и Альвизе и Альвизе Гоцци в качестве «донора» раскрывают влияние современного Рафаэля на Тициана; а поза святого Себастьяна в «Алтаре Воскресения» — влияние Микеланджело. Эти влияния, однако, имеют второстепенное значение, поскольку пейзажи, физические типы и цвет полностью принадлежат Тициану.

В «Мадонне Пезаро» (1519-26) Тициан создал композицию нового типа, в которой Мадонна и Святые с мужскими членами семьи Пезаро помещены в монументальный колонный портик церкви. Картина залита солнечным светом и тенями. Эта работа установила формулу, которой широко следовали более поздние венецианские художники эпохи Возрождения, и послужила источником вдохновения для некоторых мастеров барокко, включая Рубенса и Ван Дейка.

Мадонна с Младенцем со Святой Екатериной и Кроликом / Madonna and Child with St. Catherine and a Rabbit. 1530г. Тициан

Последовало такое количество шедевров Тициана, что можно упомянуть лишь некоторые из них. Поэтическое очарование пейзажных картин художника продолжается в «Мадонне с младенцем со святой Екатериной и кроликом» и «Мадонне с Младенцем с Иоанном Крестителем и Екатериной Александрийской» (ок. 1530). «Погребение» — его первый трагический шедевр, где в сумеречной обстановке незабываемо вспоминается безвозвратная окончательность смерти и отчаяние последователей Христа. Величественное «Представление Богородицы в храме», очень большое полотно, отражает великолепие венецианского общества эпохи Возрождения в великолепной архитектурной обстановке, частично в новейшем стиле современных архитекторов Серлио и Якопо Сансовино. Зрелищность сцены также принадлежит устоявшейся традиции в венецианском искусстве, но организация, с ее акцентом на вертикали и горизонтали, представляет собой интерпретацию Тицианом стиля Высокого Ренессанса.

Портреты

Один из величайших триумфов Тициана наступил, когда он откликнулся на призыв в Болонью в 1530 году во время коронации Карла V в качестве императора Священной Римской империи. В 1531 году, в соответствии со своим социальным статусом, он переехал в венецианский дворец, известный как Каса-Гранде, который сохранился как трущобы 20-го века. Тициан вернулся в Болонью, чтобы снова изобразить Карла V по случаю второй встречи Карла V и папы Климента VII зимой 1532-33 годов. Портрет «Карл V в доспехах» (1530) и еще один, написанный в январе 1533 года, утрачены, в то время как только менее важная работа «Карл V с собакой» (1532-33; Прадо, Мадрид), копия портрета Якоба Зайзенеггера, сохранилась. Карл был так доволен работами Тициана, что в мае 1533 года удостоил художника самой необыкновенной чести рыцарства. После этого австро-испанские Габсбурги оставались самыми важными покровителями Тициана. Карл попытался уговорить Тициана отправиться в Испанию в 1534 году, чтобы подготовить портрет императрицы, но художник благоразумно воздержался от этого трудного путешествия.

Портрет Франческо Марии делла Ровере / Portrait of Francesco Maria della Rovere. 1538г. Тициан

Другие портреты Тициана, сделанные в 1520-х и 1530-х годах, представляют собой галерею ведущих аристократов Италии. Великолепный пример — «Альфонсо д’Авалос, маркиз дель Васто» (1533), блестяще выполненный в сверкающих доспехах, украшенных золотом. Его сопровождает маленький паж, голова которого доходит ему до пояса. Введение вторичной фигуры для придания масштаба — это прием, часто применяемый Тицианом. Еще один яркий портрет в доспехах, но без второстепенной фигуры, — это портрет «Франческо Марии делла Ровере, герцога Урбино» (1536-38). Акцент здесь сделан на военной карьере герцога, причем не только из-за доспехов, но и из-за дубинки в руке и трех других на заднем плане. Эти работы, по сути, представляют собой идеализированные государственные портреты, хотя головы изображены очень убедительно. «Дож Андреа Гритти» — это в большей степени символ должности, то есть должности правителя Венеции. Гигантское тело в полотне большого размера имеет широкий дизайн и командует присутствием. В более поздних работах Тициану также очень эффективно удавалось масштабировать фигуру, чтобы она казалась массивной, заполняя пространство холста-например, в его портретах Пьетро Аретино, где он придает своему предмету львиную громоздкость. Позволяя больше пространства вокруг фигуры в «Молодом англичанине», он проецировал личность, исполненную утонченной элегантности и человеческой теплоты.

Поездки и заказы

Портреты

Папа Павел III / Pope Paul III. 1546г. Тициан

Поражает большое количество шедевров портретной живописи, которые Тициан продолжал создавать на протяжении всей своей жизни. Папа Павел III и его внук, кардинал Алессандро Фарнезе, начали конкурировать с императором Карлом V за услуги Тициана. По просьбе папы римского художник отправился в Болонью в мае 1543 года и там подготовил знаменитый официальный портрет «Portrait of Pope Paul III Without Cap». Несмотря на то, что понтифик является государственным символом, в нем прослеживается характеристика хитрого государственного деятеля, согнувшегося с возрастом.

Следующая крупная связь Тициана с Фарнезе произошла в 1545-46 годах, когда он совершил свой единственный визит в Рим, поселившись во дворце Бельведер в Ватикане. Впервые Тициан смог увидеть археологические остатки Древнего Рима, а также шедевры эпохи Возрождения Микеланджело, Рафаэля, Себастьяно дель Пьомбо и других. Влияние на собственный стиль мастера было относительно незначительным, что вполне понятно, поскольку он уже был зрелым и известным художником.

Папа Павел III и внуки. 1543г. Тициан

Портреты семьи Фарнезе выполнены Тицианом несколько раз. Самый знаменитый из них — «Павел III и его внуки Оттавио и кардинал Алессандро Фарнезе» (1546). Картина, изображающая семейную группу, наиболее искательна в психологическом откровении. Немощный Папа, которому тогда было 78 лет, внезапно поворачивается в своем кресле к Оттавио Фарнезе, своему 22-летнему внуку. Чрезмерно подобострастный поклон Оттавио и его проницательный профиль Макиавелли демонстрируют явный гений Тициана в понимании и записи характера. Великий церковник кардинал Алессандро Фарнезе спокойно стоит рядом. Неудивительно, что портрет не полностью закончен, так как Павел III, должно быть, счел его слишком показательным для вражды в семье Фарнезе.

Если бы кто-то был вынужден назвать два величайших портрета Тициана, выбор мог бы пасть на группу Фарнезе и на другую, «Семью Вендраминов». Здесь ситуация совершенно иная, ибо два главы клана преклоняют колени в поклонении алтарю Святого Креста в сопровождении семи сыновей в возрасте от восьми до 20 лет. Эта портретная группа представляет собой тур де форс в техническом блеске, богато красивую по цвету, охватывающую эмоциональную гамму от серьезности до невинности детства.

После отъезда из Рима, в июне 1546 года, связь Тициана с Фарнезе прекратилась. Он не получал платы за свои картины, и его надежды на вознаграждение в виде пособия для своего сына Помпонио так и не оправдались. Тициан решил связать свою судьбу с Габсбургами. Согласившись предпринять трудное путешествие в Аугсбург, он отправился в глубь зимы в январе 1548 года, чтобы пересечь Альпы и добраться до императорского двора. Там он выполнил одну из своих самых запоминающихся работ — конный портрет «Император Карл V в Мюльберге», призванный ознаменовать победу императора над протестантами годом ранее. Это великий государственный портрет par excellence, предназначенный для того, чтобы показать императора как христианского рыцаря, каким он хотел, чтобы потомки запомнили его. Тициан свел к минимуму обезображивающую челюсть и придал своему предмету большое достоинство. В чистом мастерстве искусства художника картина непревзойденна. Красивые доспехи с их сверкающими бликами и отраженным цветом, широкий пояс на груди (символ Католической партии и Священной Римской империи) и великолепный пейзаж заката-все это делает его одним из шедевров всех времен.

В декабре 1548 года Карл поручил Тициану отправиться в Милан, чтобы подготовить портреты принца Филиппа для его первой поездки за пределы Испании. Еще раз, осенью 1550 года, Карл заставил Тициана отправиться в Аугсбург, чтобы остаться там до мая 1551 года, когда он выполнил один из своих величайших государственных портретов — «Филипп II» в полный рост. На этом портрете Филиппа, когда ему было 23 года, Тициан добился еще одного успеха в чистой красоте живописи, и он мягко обращался с угрюмым лицом высокомерного молодого человека.

Религиозные картины

Как и некоторые из ранних религиозных картин Тициана, «Христос перед Пилатом» — это работа, в которой Тициан управлял большой толпой в процессии, ведущей к фокусу, фигуре Христа слева. Здесь люди находятся в состоянии смятения, требуя распятия Христа. Композиция, однако, знаменует собой новую фазу в развитии Тициана, далекую от ренессансной безмятежности «Представления», которая не может быть объяснена только предметом. Компактное скопление фигур, наклонное расположение ступеней и стены слева, а также общий эффект возбуждения указывают на стиль середины 16-го века, известный как маньеризм. Однако Тициан ассимилировался и воссоздавался, чтобы создать шедевр, намного превосходящий все, на что были способны художники-маньеристы.

Коронация шипами / Crowning with Thorns. 1542г. Тициан

Религиозные композиции Титиантиана после его визита в Рим в 1545-46 годах в некоторой степени раскрывают его контакт с древним искусством и работами Микеланджело. В «Христе, увенчанном шипами», таким образом объясняются крепкие мускулистые фигуры, как, возможно, и насилие всей интерпретации.

Последние годы в Венеции

По возвращении в Венецию в 1551 году Тициан оставался там до конца своей жизни, за исключением летних визитов в свой родной город Пьеве-ди-Кадоре. За последние 25 лет его продуктивность не уменьшилась ни в количестве, ни в творческих идеях.

Портреты

Автопортрет / Self Portrait. 1567г. Тициан

Среди его портретов — великолепно выполненная фигура герцога Атри в полный рост, одетого в красный бархат. Одним из последних и наиболее драматичных был «Якопо Страда», в котором этот блестящий антиквар, писатель и коллекционер произведений искусства показывает зрителю небольшую статую, римскую копию Афродиты Праксителя. И здесь снова поражает размах и разнообразие изобретений Тициана в этой новой композиции, столь примечательной живым действием, психологическим восприятием и живописностью. Нельзя забывать и о «Автопортрете» Тициана, в котором он предстает с большим достоинством, облаченный в золотую рыцарскую цепь. Умное, усталое лицо полностью визуализировано, в то время как костюм слегка набросан свободной кистью. Одна из самых замечательных поздних работ — «Тройная портретная маска» или «Аллегория благоразумия», в которой Тициан, седобородый и в розовой шапочке, олицетворяет старость, его сын Орацио — зрелость, а предположительно Марко Вечеллио — молодость.

Религиозные картины

Мученичество Святого Лаврентия / Martyrdom of St. Lawrence. 1559г. Тициан

«Троица «(или» La Gloria»), написанная лично для Карла V, отражает центральное итальянское искусство в меньшей степени, чем более ранний «Христос, увенчанный шипами». Сияющее богатство цвета преобладает в этом поклонении Троице, в котором Карл V и его семья появляются среди избранных. «Мученичество святого Лаврентия» знаменует собой дальнейший шаг в новых композиционных направлениях, кульминацией которых в следующем столетии станет барочная форма. Святой Лаврентий на своей решетке расположен наклонно в пространстве, а ступени обращены вправо. Хотя драматическая сила вкладывает основное действие на переднем плане, ночная сцена с высокими вспышками и таинственным светом наводит на мысль о сверхъестественном.

Пьета / Pieta. 1576г. Тициан

В своих поздних религиозных картинах Тициан окутывает человеческие формы теневым светом и таким образом усиливает доминирующее настроение духовности. Этот эффект можно увидеть в позднем «Погребении», в котором преобладает приглушенный цвет, и в ужасающей трагедии «Распятия». «Христос, увенчанный шипами», использующий по существу ту же композицию, что и в более ранней версии, теперь виден сквозь завесу тьмы, и цвет разбивается на крошечные пятна и области. Все чудесно в «Благовещении», в котором врывается Гавриил и собрание ангелов во славе витает вокруг Девы. Последнее слово и последнее завещание Тициана — это «Пьета», предназначенная для его собственной погребальной часовни, но оставленная незаконченной и завершенная Пальмой иль Джоване. Мастер и его сын Орацио появляются в качестве крошечных персонажей на маленькой табличке справа. Монументальность композиции устанавливается большой архитектурной нишей, окруженной Моисеем и Геллеспонтической сивиллой, в то время как фигуры сгруппированы по длинной диагонали. Приглушенный цвет подобает всепоглощающей палочке сорро неизменность смерти в этом, одном из самых глубоких достижений художника.

Мифологические картины

Венера с органистом / Venus with the Organ Player. 1550г. Тициан

«Венера и Купидон с органистом» и «Венера и лютнист» являются вариациями на тему более ранней «Венеры Урбинской». Помимо акцента на идеализированной красоте обнаженной богини, обычно считается, что в этих картинах присутствует символизм, хотя точные значения были по-разному интерпретированы. Красота звука (музыки) и красота видения являются общими для обоих. В первом примере ренессансный сад с фонтаном и деревьями в перспективе завершает фон, который отделен от фигур темно-красным бархатным занавесом. Больше символизма эротического характера присутствует в обнимающейся паре, олене и сатире на фонтане. На второй картине фон состоит из широкой речной долины и далеких альпийских вершин, столь дорогих сердцу Тициана. Этот поздний пейзаж, написанный в свободном иллюзионистическом стиле художника, необычайно красив.

Венера перед зеркалом / Venus in Front of the Mirror. 1554г. Тициан 

«Венера с зеркалом», единственная оригинальная из нескольких версий, является естественной темой для богини любви и красоты. И все же Тициан — первый художник, показавший ее с зеркалом в руках Купидона. Ее фигура несколько более героична, чем до сих пор, а голова в ограниченной степени вдохновлена древней скульптурой. Превосходное качество телесных тонов усиливает плащ из темно-красного бархата, отороченный мехом.

Группа из нескольких значимых картин на мифологические темы была создана мастером в 1554-62 годах для преемника Карла, Филиппа II Испанского, который не потрудился вознаградить Тициана ни за одну из них.

Согласно письму Тициана, «Персей и Андромеда» должны были стать компаньоном «Медеи и Ясона», но по какой-то причине вторая картина так и не была выполнена. Андромеда, привязанная к скале слева, ждет освобождения, когда Персей спустится с неба, чтобы убить чудовище. Ее мощное телосложение отражает знакомство Тициана с работами Микеланджело, но тело Андромеды более женственно и грациозно, чем у любой из флорентийских женщин мужского вида. Чувствительность Тициана к женской красоте неизменна.

Похищение Европы / Rape of Europa. 1562г. Тициан

«Похищение Европы», несомненно, является одной из самых веселых «поэзий» Тициана, как он их называл. Застигнутая врасплох, Европа уносится с развевающимися руками и ногами на спине Юпитера в виде белого быка с гирляндами. Путто (пухлый, голый маленький мальчик) на спине дельфина, кажется, подражает ей, и купидоны в небе следуют за веселой сценой. Любовь Тициана к наклонным композициям наиболее успешно применяется здесь, поскольку она способствует ощущению движения и позволяет создать обширный морской пейзаж и гористый берег. Явное волшебство техники Тициана нигде не проявляется так полно, как в туманных далях, пронизанных голубизной и закатной розой, и в просторах моря с его радужными огнями. В «Похищение Европы» Тициан достиг апогея своих сил, и по счастливой случайности картина сохранилась в почти идеальном состоянии.

Великий мастер умер от старости в 1576 году, когда в Венеции свирепствовала чума. Он был похоронен в церкви Св. Мария деи Фрари, где до сих пор можно увидеть две его самые известные работы.

За свою долгую жизнь Тициан добился больших успехов во всех областях искусства художника. В своей интерпретации христианской иконографии он в юности проникся поэтическими стилями пожилого Джованни Беллини и его современника Джорджоне. Тициан создал новые композиции, такие как «Успение» и «Мадонна Пезаро», а позже в его жизни «Мученичество святого Лаврентия», и он осуществил бесконечную последовательность новых концепций по мере того, как его карьера созревала. Он приобрел международную известность как портретист, начав как художник в стиле Джорджионе и превратившись в крупного создателя государственного портрета для прославления правителей. Возрождение культуры древнего мира лежит в основе культуры Возрождения в искусстве и литературе; вдохновленный древними поэтами, такими как Овидий, Катулл и Теокрит, Тициан живописно воссоздал легенды Греции и Рима в серии несравненных шедевров.

Церковь Фрари

Успение Пресвятой Богородицы / The Assumption of the Virgin. 1518г. Тициан

В великой готической церкви Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари в Венеции Тициан работал над двумя алтарями, которые постепенно отходили от жестких централизованных схем раннего Возрождения, чтобы сформировать новый стиль. В «Успении Пресвятой Богородицы» (1518) композиция следует динамизму действия. К волнению апостолов внизу, ангелы поднимают Деву к распростертым объятиям Господа. Это картина движения, света и цвета, в которой все движение следует круговому ритму, погружаясь в атмосферу золотого света, переходя от темных тонов земли к сиянию небес. В Мадонне Дома Пезаро, заказанной в 1519 году для бокового алтаря во Фрари, Тициан принял сильную диагональную композицию, отдавая предпочтение традиционной централизованной схеме. Он поместил Деву Марию в стороне, у одной из двух огромных колонн, которые взмывают вверх и исчезают из виду. Конфигурация святых и жертвователей соответствует диагонально-треугольному принципу Тициана; основной точкой треугольника является голова Девственницы, другие точки образованы головами двух коленопреклоненных вождей семьи Пезаро.

Похожие сообщения:

Тициан. — Mariam — LiveJournal

Тициан.

Подборка картин Тициана.
Будьте осторожны, под катом очень много картин)

Спасибо bolivar_s за пост Тициан.

Итальянский живописец венецианской школы эпохи Возрождения — Тициан.

Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, — 27.8.1576, Венеция), итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Приехал в Венецию в юношеские годы. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536-37), Урбино (1542-44), Риме (1545-46) и Аугсбурге (1548 и 1550-51).

Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др.), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения.


Адам и Ева


Аллегория возрастов


Похищение Европы

Его искусство, пронизанное мужественным жизнеутверждением, отличается многогранностью, широтой охвата жизненных явлений, глубоким раскрытием драматических конфликтов эпохи. Ранние произведения Тициана, относящиеся к началу 1510-х гг. («Христос и грешница», Художественная галерея, Глазго; «Христос и Магдалина», Национальная галерея, Лондон; так называемая «Цыганская мадонна», Художественно-исторический музей, Вена, и др.), обнаруживают близость искусству Джорджоне, чьи незаконченные картины он в это время дописывал. Их роднят с произведениями Джорджоне интерес к пейзажу, поэтичность замысла, черты лирической созерцательности, тонкий колорит. К середине 1510-х гг., после внимательного изучения работ Рафаэля и Микеланджело, Т.

вырабатывает самостоятельный стиль. Его образы в этот период спокойны и радостны, отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, печатью внутренней просветлённости.  


Любовь небесная и любовь земная


Вакханалия

Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок («Любовь земная и небесная», около 1515-16, Галерея Боргезе, Рим; «Флора», около 1515, Галерея Уффици, Флоренция; «Динарий кесаря», 1518, Дрезденская картинная галерея). К этому же периоду относится и ряд портретов, которым свойственны спокойная строгость композиции, тонкий психологизм («Мужской портрет», Национальная галерея, Лондон; «Юноша с перчаткой», около 1520, Лувр, Париж).


Диана и Актеон 

Конец 1510-х-1530-е гг. — новый период в творчестве Тициана, во многом связанный с общественным подъёмом в Венеции, превращающейся в 1520-30-е гг. в один из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феодальной реакции. В этот период художник отдавал предпочтение монументальным композициям, исполненным пафоса и динамики («Вознесение Марии», около 1516-18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция)


Флора


Юдифь с головой Олофрена

Он создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен («Празднество Венеры», 1518, Прадо, Мадрид; «Вакх и Ариадна», 1523, Национальная галерея, Лондон; «Положение во гроб», 1520-е гг. , Лувр, Париж). Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религиозные и мифологические темы архитектурные фоны и бытовые детали («Введение во храм», 1534-1538, Галерея Академии, Венеция; «Мадонна семьи Пезаро», 1526, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция; «Венера Урбинская», 1538, Галерея Уффици, Флоренция).


Чудесное исцеление ноги


Бахус и Ариадна

Конец 1530-х-1540-е гг. — время расцвета портретного искусства Тициана. С удивительной прозорливостью изображал художник современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность в себе, гордость и достоинство, подозрительность, лицемерие, лживость и т.д. Наряду с одиночными он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображенных, драматизм ситуации.


Аллегория бренности (Ванитас)

С редким искусством Тициан находил для каждого портрета наилучшее композиционное решение, выбирал характерные для модели позу, выражение лица, движение, жест.

С 1530-х гг. в каждой картине Т. находил неповторимо индивидуальное колористическое решение. Колорит складывался из тончайших тональных оттенков, причём тщательно дифференцировались ведущие и подчинённые краски, слагающиеся из еле уловимых нюансов. Этот развитый колоризм Т. в немалой степени определяет глубочайший психологизм и эмоциональность тициановских портретов. Колористический строй произведения художник выбирал с таким расчётом, чтобы эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека.


Венера с зеркалом


Венера на леопардовой шкуре


Венера, завязывающая глаза Амуру


Венера и Адонис

Доминирующий цвет повторялся в перекликающихся с ним оттенках тела, фона, предметов обстановки. Среди лучших портретов Тициана — «Ипполито Медичи» (1532-33), так называемый «Ла белла» (около 1536), «Пьетро Аретино» (1545) — все в Галерее Палатина, Флоренция, «Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1545-46, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь), «Карл V» (1548, Старая пинакотека, Мюнхен), «Карл V в сражении при Мюль Берге» (1548, Прадо, Мадрид) и др.


Диана и Каллисто


Даная

С середины 16 в. начался поздний период творчества Тициана. В эти годы художник достиг не только вершин живописного мастерства, но и величайших глубин в истолковании мифологических и религиозных тем. Работая последние десятилетия жизни в обстановке усиливающегося политического кризиса в Италии, Тициан нашёл в себе силы противостоять нараставшей волне клерикализма, отстаивая гуманистические идеалы Возрождения. Драматическое начало, усилившееся в ряде поздних произведений художника, явилось откликом на острые конфликты современной действительности.


Мать Cкорбящая (Dolorosa)


Святой Себастьян


Святой Себастьян


Сизиф


Святой Иоан Баптист в отшельничестве


Мученичество святого Лаврентия

Святой Иероним

Жизнеутверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали в этот период главной темой многих работ Т. , отличающихся богатством колористического и композиционного решений («Даная», около 1554, Прадо, Мадрид, и Эрмитаж, Ленинград; «Венера и Адонис», 1554, Прадо, Мадрид; «Воспитание амура», около 1565, Галерея Боргезе, Рим; «Венера перед зеркалом», 1550-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон; «Похищение Европы», около 1559, Музей Гарднер, Бостон) и др.


Венера Урбинская


Святая Мария Магдалина

Написанные в поздний период творчества картины Тициана на религиозные темы выражают сокровенные мысли художника о человеке, жизни, трагических жизненных коллизиях. Действующим лицам этих картин, исполненных глубокого трагизма, присущи цельные характеры, стоическое мужество, непоколебимая воля к жизни («Св. Иероним», около 1552, Лувр, Париж; «Положение во гроб», 1559, Прадо, Мадрид; «Кающаяся Мария Магдалина», 1560-е гг., Эрмитаж, Ленинград; «Св. Себастьян», Эрмитаж, Ленинград; «Коронование терновым венцом», Старая пинакотека, Мюнхен; «Оплакивание Христа», 1573-76, Галерея Академии, Венеция, и др.

).


Венера с кавалером, играющим на органе


Подношение Филиппа II


Троица во славе

Отличительное свойство поздних работ Тициана — их тончайший красочный хроматизм. Мастер строит колористическую гамму, подчинённую приглушённому золотистому тону, на неуловимых оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блёкло-зелёного. Поздние картины Тициана переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. Манера письма художника обретает исключительную свободу. И композиция, и форма, и свет строятся с помощью красочной лепки.


Благовещение


Благовещение


Благовещение Мадонны


Мадонна с кроликом


Мадонна Гипси


Мадонна и дитя


Мадонна с младенцем


Мадонна с младенцем


Мадонна с младенцем


Мадонна во славе

К концу жизни Т. выработал новую технику живописи. Он накладывал краски на холст и кистью, и шпателем, и пальцами. Прозрачные лессировки в его поздних картинах не скрывают подмалёвка, обнажая местами зернистую фактуру холста. Из сочетания многообразных по форме свободных мазков, как бы обнажающих творческий процесс художника, рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма. Изобретённая Тицианом свободная манера письма оказала большое влияние на последующее развитие мировой живописи. Работы Т. тщательно изучали художники различных стран и эпох — Веронезе, Тинторетто, Эль Греко, Н. Пуссен, П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Э. Делакруа, Э. Мане, В. И. Суриков и др.


Христос в Эммаусе


Динарий кесаря


Не тронь меня


Христос и грешница


Взятие Христа


Се человек


Несение креста


Несение креста


Бичевание Христа


Коронование терновым венцом


Коронование терновым венцом


Распятие


Распятие Христа


Христос и Вор на Голгофе


Оплакивание Христа


Положение Иисуса во гроб


Положение Иисуса во гроб


Воскресение Иисуса Христа


Воскресение Иисуса Христа

Тициан выполнил множество рисунков, отличающихся смелой живописной манерой. Фигуры и пейзажи изображены на них с помощью беглых, уверенных линий и мягких светотеневых контрастов.


Аллегория времени,управляемого разумом

;
Автопортрет

Тициан Вечеллио да Кадоре — один из величайших художников всех времен и народов, являющийся — наряду с Леонардо, Рафаэлем и Микеланджело — одним из четырех титанов итальянского Возрождения. «Королем живописцев и живописцем королей» называли Тициана еще при жизни. Открытия Тициана в области живописи — цветовая лепка формы, нюансировка краски, изумительное богатство колорита — оказали огромное воздействие на мастеров последующего времени. Трудно назвать другого, кроме Тициана, художника, который оказал бы столь сильное влияние на других творцов.


Портрет Федерико Гонзага, герцога Мантуа


Портрет Пьетро Аретино


Портрет инквизитора, дожа Андреа Гритти


Портрет мужчины в платье с синими рукавами


Портрет мужчины в красной шапке


Портрет мужчины с перчаткой


Кардинал Александро Фарнези


Портрет музыканта


Портрет Якобо Страдо


Портрет молодого англичанина


Портрет Папы Юлия Второго


Портрет Папы Павла Третьего


Папа Павел III с кардиналом Алессандро Фарнезе и герцогом Оттавио Фарнезе (не завершена)


Портрет Марка Антонио Тревисани


Портрет Томазо Винченцо Мости


Портрет Филиппа Второго


Портрет славянки


Портрет Клариссы Строцци с собачкой


 Франциск I, король Франции


Дон Фернандо Альварес де Толедо, великий герцог Альба


Императрица Изабелла Португальская


Изабелла д’Эсте


Девушка в шубке

http://www. liveinternet.ru/users/4723908/post215478184/
http://www.liveinternet.ru/users/4723908/post215485013/

Мадонна Пезаро Тициана – ItalianRenaissance.org

Тициан, Мадонна Пезаро, 1519-1526, холст, масло Frari ) в Венеции. На картине обе эти фигуры изображены на вершине ступенчатой ​​платформы; Дева носит красиво окрашенную красную мантию, покрытую синим одеянием, и белую мантию, под которой игриво появляется Младенец Христос. Богородица смотрит вниз на фигуры с левой стороны холста, а Христос смотрит на правую сторону. Прежде чем обсуждать эти различные фигуры, важно обратить внимание на монументальную архитектуру, в которой они появляются. Мы видим основания двух огромных колонн, которые, кажется, образуют часть ворот или портика, предшествующего большому классическому строению, лишь частично видимому справа. Такое использование грандиозной классической архитектуры перекликается с той же практикой, которую практикуют такие художники, как Рафаэль, на его великой фреске в Ватикане, 9 век.0005 Школа Афин с.

Поскольку церковью Фрари управляет францисканский орден, Тициан поместил покровителя ордена, святого Франциска Ассизского, на видное место картины рядом с Младенцем Христом. Святого Франциска можно узнать не только по коричневой рясе, которую обычно носят францисканцы, но также по его постриженной голове и наличию стигматов на руках. Под Святым Франциском несколько членов семьи Пезаро преклоняют колени в поклоне. Для итальянских художников этого периода нет ничего необычного в том, чтобы включать членов семьи, заказавшей работу, и здесь мы видим то, что, по-видимому, принадлежит нескольким поколениям членов семьи.

Слева от Богоматери с младенцем мы видим выдающуюся фигуру, одетую в голубую мантию, поверх которой накинута чудесная желтая одежда. Это важный апостол Христа, святой Петр, которого можно узнать по ключу, прикрепленному к его лодыжке. Держа одну руку в книге, Питер смотрит в нижний левый угол на другую фигурную группу.

В группу слева от Питера входит Якопо Пезаро, военачальник, который руководил войсками, разгромившими турецкие силы, а также мужчина в тюрбане, который должен символизировать турок. Послание здесь состоит в том, что Пезаро приводит турка к христианству (то есть Богородице с младенцем) и к католической церкви (символизируемой святым Петром).

Тициан сделал несколько шагов в истории искусства в Мадонне Пезаро.   По своей композиции он отличается от традиционных запрестольных изображений Богородицы с младенцем, которые производились в Италии до этого времени. Фигуры не в центре, а смещены от центра и кажутся вершинами разностороннего треугольника, а не сбалансированного равнобедренного треугольника. Перспектива также смещена от центра. Если мы проследим ортогональные линии ступеней, то увидим, как они пересекаются в точке схода слева от холста. Это сильно отличается от других более ранних работ эпохи Возрождения, таких как 9 Мазаччо. 0005 Tribute Money или Леонардо Тайная вечеря , в которых точка схода находится в центре картины в области, имеющей первостепенное визуальное значение.

Эффект дизайнерских решений Тициана может создать впечатление, что зритель, войдя в церковь Фрари и увидев Мадонну Пезаро над боковым алтарем слева от себя, может «пройти» вверх и внутрь картины; иными словами, угол, под которым мы видим картину, соответствовал направлению, с которого шли посетители церкви. В целом эта картина показывает, что, хотя имя Тициана не так известно, как имена некоторых его современников, он аналогичным образом сочетал инновации и технические навыки, чтобы постоянно продвигать мир искусства вперед.

Дополнительная литература

Алтарь в Венеции эпохи Возрождения

, Питер Хамфри

Открытие живописной композиции: теории визуального порядка в живописи, 1400–1800

, Томас Путтфаркен

Закладка.
  • О

    Это сайт для информации и анализа мира итальянского Возрождения. Текст является оригинальным для этого сайта (ItalianRenaissance.org). Ссылки на продукты выше являются партнерскими ссылками.

  • Информация для цитирования

    Если вы хотите процитировать эту страницу, используйте эту информацию:

    ItalianRenaissance.org, «Мадонна Пезаро Тициана», в ItalianRenaissance.org , 27 июля 2012 г., https://www .italianrenaissance.org/titian-pesaro-madonna/.

  • Меню сайта

  • Популярные сообщения

    Микеланджело вырезал ряд работ во Флоренции во время своего пребывания у Медичи, но в 1490s он покинул Флоренцию и ненадолго отправился в Венецию, … Подробнее →

    Самая известная часть потолка Сикстинской капеллы — «Сотворение Адама» Микеланджело. Эта сцена расположена рядом с Сотворением Евы, которое … Подробнее →

    Давид — одна из самых узнаваемых работ Микеланджело, ставшая одной из самых узнаваемых статуй во всем мире искусства. Стоя… Подробнее →

Мадонна Пезаро, 1519-26 Тициан

Предоставлено www.Titian.org

Тициан не был ни таким универсальным ученым, как Леонардо, ни такой выдающейся личностью, как Микеланджело, ни таким разносторонним и привлекательным человек как Рафаэль. В основном он был художником, но художником, чье обращение с красками равнялось мастерству Микеланджело в рисовании. Это высшее умение позволяло ему игнорировать все проверенные временем правила композиции и полагаться на цвет, чтобы восстановить единство, которое он, по-видимому, нарушил. Нам нужно, но посмотрите на (также известная как «Мадонна со святыми и членами Семья Пезаро»), начатая всего через пятнадцать лет после «Мадонны со святыми» Джованни Беллини, чтобы понять, какой эффект его искусство должно было произвести на современников.

Было почти неслыханно переместить Пресвятую Богородицу из центра картины, а поместить двух управляющих святых — Святого Франциска, узнаваемого по стигматам (раны Крест), и св. Петр, положивший ключ (эмблему своего достоинства) на ступени престола Богородицы — не симметрично с каждой стороны, как это сделал Джованни Беллини, а активно участники сцены. В этой алтарной росписи Тициан должен был возродить традицию портретов дарителей, но сделал это совершенно по-новому. Картина была задумана как символ благодарение за победу над турками венецианским дворянином Якопо Пезаро, а Тициан изобразил его стоящим на коленях перед Богородицей, в то время как знаменосец в доспехах тащит турецкого пленника за ним. Святой Петр и Богородица благосклонно смотрят на него сверху вниз, в то время как Святой Франциск, с другой стороны, обращает внимание Младенца Христа на других членов семьи Пезаро, которые стоя на коленях в углу картины. Вся сцена, кажется, происходит в открытом дворе с двумя гигантскими колоннами, уходящими в облака, где два маленьких ангела игриво гуляют. занимается поднятием Креста. Современники Тициана, возможно, были поражены дерзостью, с которой он осмелился нарушить старые установленные правила композиции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *