Takumar: Обзор старого светосильного объектива Super-Takumar 1:1.4/50

Обзор старого светосильного объектива Super-Takumar 1:1.4/50




  • Sigma ART
  • Sigma CONTEMPORARY
  • Sigma SPORT
  • Tamron E, Z, M, X, MFT
  • Samyang E, RF, X, EF, F
  • Tokina E/FE, X
  • Voigtlander 1:0.95 MFT
  • IRIX EF, F, K, G
  • ZEISS ZA, A, E
  • ZEISS Batis, E
  • ZEISS Touit, E, X
  • ZEISS Otus (MF), F, EF
  • ZEISS Loxia (MF), E

  • 85mm, Full Frame
  • F/2.8, Standart, APS-C
  • F/2.8, Standart, FF
  • F/2.8, 70-200, FF
  • Super Wide, APS-C
  • Super Wide, FF
  • Super Fast Zoom
  • Super Fast Prime
  • Средний формат

  • Nikon 8, 14, 16, 17, 18, 20
  • Nikon 50, 58 mm
  • Nikon 85, 105, 135, 180, 200 mm
  • Nikon AF F/1. 2-F/1.4
  • Nikon Micro Nikkor
  • Nikon DX (F+Z)
  • Nikon F

  • Canon EF/EF-S
  • Canon 50-55-58 F/1.2


За предоставленный объектив Super-Takumar 1:1.4/50 Asahi Opt. Co. Lens made in Japan огромная благодарность https://vk.com/lphotovideol, где продается подобная мануальная оптика.

Объектив Super-Takumar 1:1.4/50 Asahi Opt. Co. Lens made in Japan. Объектив показан на цифровом зеркальном фотоаппарате Canon EOS DIGITAL Rebel XSi. Установка объектива на фотоаппарат осуществлена с помощью переходника M42-Canon EOS без чипа.

Вкратце

Super-Takumar 1:1.4/50 Asahi Opt. Co. Lens made in Japan – старый классический светосильный полтинник. У подобных Такумаров достаточно приятная картинка на открытой диафрагме. В общем и целом Super-Takumar 1:1.4/50 мало пригодный  для использования из-за очень сильного желтого оттенка на фотографиях.

Просветление оптики, скорее всего, со временем пожелтело, что не позволяет легко и быстро получать с данного объектива нужный или хотя бы приятный цвет.

Важно:

  1. Есть немало информации о его радиоактивности (виной тому ториевое просветление).
  2. Не все объективы Super-Takumar 1:1.4/50 столь жутко окрашивают картинку в желтый/зеленый (теплый) цвет. Ходят слухи, что пожелтение зависит от возраста.
  3. Возможно не все объективы Super-Takumar 1:1.4/50 радиоактивны, а только те, которые выпускали после 1967 года.
  4. Автоматический баланс белого неплохо справляется с желтизной, но использование предустановленных значений баланса белого (дневной свет, тень и т.д.) делают картинку просто ужасной. Съемка с автоматическим балансом белого в условиях со смешанным освещением также дает плохой результат.  Просветление оптики не должно смещать цвет, а вот что делает желтый Super-Takumar 1:1.4/50 наглядно показано на этой фотографии.
  5. Некоторые умельцы как-то пытаются бороться с желтизной. Информацию ищите в сети, полезные ссылки оставляйте в комментариях.
  6. Уровень радиации, скорее всего (!), ничего плохого не сможет сделать своему владельцу. Плохое может случиться только если носить Super-Takumar 1:1.4/50 в качестве кулона годик-второй.
  7. Реальная светосила Takumar 1:1.4/50, выраженная в T-стопах, гораздо ниже значения T/1.4.

Существует небольшое ‘семейство’ объектива Takumar 1:1.4/50 из которого можно выделить четыре основных модели: Super-Takumar с 8 линзами, Super-Takumar с 7 линзами (из этого обзора),  Super-Multi-Coated Takumar и SMC Takumar. Параллельно с линейкой Takumar 1:1.4/50 выпускались еще линейки Takumar 1:1.8/55 и Takumar 1:2/55.

Все основные версии подобных объективов Asahi Opt. Co., Takumar / Pentax:

1.2/50

  1. SMC PENTAX 1:1.2/50 ASAHI OPT. CO., JAPAN (7/6, 20947, 1975-1984)
  2. SMC PENTAX-A 1:1.2 50mm + черный/серебристый ‘SPECIAL’ (7/6, 20987, 1984-2004)

1. 4/50

  1. Super-Takumar 1:1.4/50 Asahi Opt. Co., Lens made in Japan (8/6, 358, 1964-1966)
  2. Super-Takumar 1:1.4/50 Asahi Opt. Co. Lens made in Japan (7/6, 37800, 1965-1971)
  3. Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:1.4/50 ASAHI OPT. CO., JAPAN (7/6, 37902, 1971-1972)
  4. SMC TAKUMAR
    1:1.4/50 ASAHI OPT. CO., JAPAN (7/6, 37908, 1972-1975)
  5. SMC PENTAX 1:1.4/50 ASAHI OPT. CO., JAPAN (7/6, 20847, 1975-1977)
  6. SMC PENTAX-M 1:1.4 50mm ASAHI OPT. CO., JAPAN (7/6, 20867, 1977-1984)
  7. SMC PENTAX-A 1:1.4 50mm (7/6, 20887, 1984-1989)
  8. SMC PENTAX-F 1:1.4 50mm (7/6, 20827, 1987-1991)
  9. SMC PENTAX-FA 1:1.4 50mm (7/6, 20817, 1991-2018[?])
  10. HD PENTAX-D FA* 1:1.4 50mm SDM AW (15/9, 21260, 2018->)

1. 4/55

  1. SMC PENTAX-DA* 1:1.4 55mm SDM (-, 9/8, 21790, 2008->)

1.7/50

  1. SMC PENTAX-M 1:1.7 50mm ASAHI OPT. CO., JAPAN (6/5, 20877, 1977-1984)
  2. SMC PENTAX-A
    1:1.7 50mm (6/5, 20897, 1984-1989)
  3. SMC PENTAX-F 1:1.7 50mm (6/5, 20837, 1987-1991)
  4. SMC PENTAX-FA 1:1.7 50mm (6/5, 20907, 1991-2004)

1.8/50

  1. SMC PENTAX-DA 1:1.8 50mm (6/5, 22177, 2012->)

2/50

  1. SMC PENTAX-M 1:2 50mm ASAHI OPTICAL CO. (5/5, 20677, 1979-1985)
  2. SMC PENTAX-A 1:2 50mm (5/5, 20697, 1985-1998)

1.8/55

  1. Auto-Takumar 1:1.8/55 ASAHI OPT. CO. Lens made in Japan (6/5, 1958-1962)
  2. Super-Takumar 1:1.8/55 Asahi Opt. Co. Lens made in Japan (6/5, 37106, 1965-1971)
  3. Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:1.8/55 ASAHI OPT. CO., JAPAN (6/5, 37104, 1971-1972)
  4. SMC TAKUMAR 1:1.8/55 ASAHI OPT. CO., JAPAN (6/5, 37108, 1972-1975)

2/55

  1. Auto-Takumar 1:2 f=55mm Asahi Opt. Co., Japan (6/5, 34100, 1958-1959)
  2. Super-Takumar 1:2/55 Asahi Opt. Co. Lens made in Japan (6/5, 37103, 1962-1973)
  3. SMC TAKUMAR 1:2/55 ASAHI OPT. CO., JAPAN (6/5, 37109, 1973-1975)

черно-серебристые 2/58, 2.4/58, 1.9/55, 2.2/55:

  1. Takumar 1:2 f=58mm (6/4, 1957-1958, M42)
  2. Takumar 1:2.4 f=58mm (5/3, 1957-1958, M42)
  3. Auto-Takumar 1:1.9 f=55mm (6/5, 1958-1959, M42)
  4. Auto-Takumar 1:2.2/55 (6/5, 1961-1963, M42)

Имена объективов в этом списке точно соответствуют надписи с именем объектива возле передней линзы (кроме указания серийного номера).

Объектив Super-Takumar 1:1.4/50 Asahi Opt. Co. Lens made in Japan. Объектив показан на цифровом зеркальном фотоаппарате Canon EOS DIGITAL Rebel XSi. Установка объектива на фотоаппарат осуществлена с помощью переходника M42-Canon EOS без чипа.

Основные технические характеристики Super-Takumar 1:1.4/50 Asahi Opt. Co.:

Название экземпляра из обзораSuper-Takumar 1:1.4/50 Asahi Opt. Co. Lens made in Japan 2197367 (надпись на переключателе ‘37800’)
Основные свойства
  • M42х1/45.5 — распространенная посадочная резьба ‘М42’.
  • только ручная фокусировка.
  • кольцо управления диафрагмой, а также полуавтоматическое управления диафрагмой с помощью кольца диафрагмы и толкателя диафрагмы фотоаппаратов, у которых он имеется.
  • M/A – переключатель режимов управления диафрагмой
  • просветленная оптика
  • объектив подходит для полноформатных камер.
  • металлический корпус, компактные размеры
  • ходят слухи о его радиокативности
Диаметр переднего фильтра49 мм, резьба под светофильтры металлическая.
Фокусное расстояние50 мм
  • ЭФР для камер Canon с сенсором APS-C составляет 80 мм
  • ЭФР для камер Canon с сенсором APS-H составляет 65 мм
  • ЭФР для других камер с сенсором APS-C Kf=1.5 составляет 75 мм
Кратность зума1 Х
Разработандля пленочных камер с размером кадра 24 х 36
Количество лепестков диафрагмы6 лепестков. На значении F/2 лепестки диафрагмы формируют отверстие с небольшими зазубринами.
Меткишкала дистанции фокусировки в метрах и футах. Шкала ГРИП для F/4, 8, 11 (не явно), 16. Метка для работы в инфракрасном спектре.
Диафрагмаот F/1. 4 до F/16. Объектив имеет кольцо управления диафрагмой. На кольце есть метки для F/1.4, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16. Можно установить по одному дополнительному значению между каждой парой чисел (кроме между F/1.4 и F/2, а также между F/11 и F/16). Кольцо диафрагмы имеет переключатель M/A (автоматическая диафрагма работает только на соответствующих камерах ).
МДФ0.45 м,
Вес230 г. (приблизительно)
Оптическая схема7 элементов в 6 группах.

Объектив не использует специальные оптические элементы в своей оптической схеме. Эту же оптическую схему используют много других объективов.

БлендаРезьбовая, вкручивается в резьбу переднего светофильтра
Страна изготовительLENS MADE IN JAPAN (объектив изготовлен в Японии).
ПериодС 1965 по 1971. В дальнейшем был заменен на версию Super-Multi-Coated Takumar 1:1.4/50
ЦенаОколо 80 у. е. за б.у. вариант.

Цены на современные объективы Pentax можно посмотреть здесь.

Super-Takumar 1:1.4/50 хорошо собран. Кольцо фокусировки не имеет прорезиненных вставок, вращается приблизительно на 180 градусов. Ход кольца плавный и приятный. Во время фокусировки передняя выдвигающаяся часть корпуса не вращается. Фокусировка происходит посредством перемещения всего линзоблока.

Ниже детально показан вид объектива для точной идентификации его версии и подверсии.

Примеры фотографий на Super-Takumar 1:1.4/50:

На F/1.4 удовлитворительна только в центре кадра,  объектив становится достаточно резким в центре кадра на F/2. На F/2.8 резкость заметно увеличивается. В плане резкости – объектив похож на множество других полтинников. Ключевой особенностью я считаю желтый оттенок, который создает просветление данного объектива, а также приятную, планаровскую картинку.

Важно: реальная светосила объектива, выраженная в T-стопах гораздо ниже T/1. 4. Если сравнить Super-Takumar 1:1.4/50 с ортодоксальным Carl Zeiss Planar 1,4/50 ZE T*, то окажется, что Super-Takumar 1:1.4/50 темней Carl Zeiss Planar 1,4/50 ZE T* больше, чем на одну ступень. При одинаковых условиях съемки Super-Takumar 1:1.4/50 требует на F/1.4 выдержку 1/100 с, в то же время Carl Zeiss Planar 1,4/50 ZE T* требует всего 1/250 секунды (разница в 2.5 раза). Реальная светосила Super-Takumar 1:1.4/50 находится между F/2 и F/2.5. Скорее всего низкие показатели числа T связаны с пожелтевшим (потемневшим) просветлением и потерями светового потока при переходах между линз.

Снимки в галереи были получены с помощью Canon EOS DIGITAL Rebel Xsi и переходника M42-Canon EF. Фото без обработки, накамерный JPEG.

Скачать исходные файлы в формате JPEG можно по этой ссылке.

Carl Zeiss Planar 1,4/50 ZE T* и Super-Takumar 1:1.4/50 Asahi Opt. Co. Lens made in Japan

Как использовать с современными фотоаппаратами?

Объективы с посадочной резьбой М42 (M42 Х 1/45. 5), такой, как у объектива из данного обзора, очень легко использовать практически на любых современных цифровых камерах (как зеркальных, так и беззеркальных), для этого достаточно подобрать правильный переходник (адаптер). Никаких дополнительных действий по переделке объектива проводить не нужно.

Самые дешевые переходники можно найти aliexpress.com. Бывают переходники (адаптеры) с чипом, которые дают больше удобства во время съемки, обычно чипы служат для подтверждения фокусировки и/или замера экспозиции, формирования правильного EXIF. Наличие чипа никак не влияет на качество изображения.

Для некоторых зеркальных камер (например, Nikon F) нужно использовать переходники с корректирующей линзой, которая позволяет корректно фокусироваться на всех дистанциях фокусировки. Для любых беззеркальных камер такая линза не нужна, а переходник из себя представляет простую декорированную полую металлическую трубку с соответствующим креплением.

Для зеркальных фотоаппаратов

  1. CANON: Для фотоаппаратов Canon EOS с байонетом EF/EF-S нужен переходник M42-Canon EOS, такой переходник с чипом можно найти здесь, без чипа здесь.
  2. NIKON: Для фотоаппаратов Nikon DX/FX, а также для фотоаппаратов Fujifilm и Kodak с байонетом Nikon F нужен переходник M42-Nikon F, купить такой переходник без линзы и чипа можно здесь, c линзой без чипа здесь, с чипом без линзы здесь, с линзой и чипом здесь. Зачем линза? Зачем чип?
  3. PENTAX: Для фотоаппаратов Pentax с байонетом K нужен переходник M42-Pentax K, купить такой переходник можно здесь.
  4. SONY / MINOLTA: Для фотоаппаратов с байонетом Sony/Minolta A нужен переходник M42-Sony A, такой переходник без чипа можно найти по этой ссылке, с чипом по этой ссылке.
  5. OLYMPUS / PANASONIC / LEICA: Для фотоаппаратов с байонетом 4/3 (не путать с Micro 4/3!) нужен переходник M42-4/3, купить такой переходник можно здесь.

Для беззеркальных фотоаппаратов

  1. SONY: Для фотоаппаратов с байонетом ‘E’ серий Sony NEX и Sony Alpha нужен переходник M42-Sony E (он же M42-Sony Nex), его можно найти по этой ссылке. Для данных фотоаппаратов также доступен автофокусный адаптер Techart PRO Leica M – Sony E Autofocus Adapter, который можно найти по этой ссылке.
  2. OLYMPUS / PANASONIC / KODAK /  XIAOMI: Для фотоаппаратов с байонетом Micro 4/3 (Микро 4:3) нужен переходник M42-Micro 4/3, его можно найти по этой ссылке.
  3. CANON M: Для фотоаппаратов с байонетом Canon EF-M нужен переходник M42-Сanon M, его можно найти по этой ссылке.
  4. CANON R и RF-S: Для фотоаппаратов с байонетом Canon R нужен переходник M42-Сanon R, его можно найти по этой ссылке.
  5. NIKON 1: Для фотоаппаратов серии Nikon 1 нужен переходник M42-Nikon 1, его можно найти по этой ссылке.
  6. NIKON Z: Для фотоаппаратов серии Nikon Z нужен переходник M42-Nikon Z, его можно найти по этой ссылке.
  7. FUJIFILM X: Для фотоаппаратов с байонетом X нужен переходник M42-Fuji X, его можно найти по этой ссылке.
  8. FUJIFILM GFX: Для среднеформатных фотоаппаратов с байонетом G нужен переходник M42-Fuji GFX, его можно найти по этой ссылке.
  9. SAMSUNG: Для фотоаппаратов с байонетом NX нужен переходник M42-Samsung NX, его можно найти по этой ссылке. Для камеры NX mini переходников пока не существует.
  10. PENTAX: Для фотоаппаратов с байонетом Q нужен переходник M42-Pentax Q, его можно найти по этой ссылке.
  11. SIGMA/PANASONIC/LEICA: Для фотоаппаратов с байонетом L нужен переходник M42-Leica L, его можно найти по этой ссылке.
  12. LEICA: Для фотоаппаратов с байонетом Leica M нужен переходник M42-L/M, его можно найти по этой ссылке.

Если есть любые вопросы по совместимости и переходникам — спрашивайте в комментариях (комментарии не требуют вообще никакой регистрации).

Комментарии к этой заметке не требуют регистрации. Комментарий может оставить каждый. Объективы и акции на них смотрите на Moyo.ua.

Материал подготовил Аркадий Шаповал. Обучение/консультации | Youtube | Facebook | Instagram | Twitter | Telegram.

Добавить комментарий:

Добавить комментарий

Takumar 50/1.4 – от прошлого к настоящему. Надежда Латунова

Проектирование современных объективов ставит целью получение безупречной картинки и всяческих удобств для пользователей – скорость фокусировки, диапазон фокусных расстояний зума и т. п. Однако старые объективы от пленочных камер по-прежнему привлекают фотолюбителей оригинальным рисунком и не только. Несмотря на достигнутые успехи в компьютерном проектировании объективов, современные зумы, хотя и обладают приемлемыми характеристиками, но проигрывают фиксам даже по чисто техническим параметрам, таким как светосила, детализация, дисторсия или хроматические аберрации, не говоря уже о характере изображения вне зоны резкости. На одном из форумов http://photo.net/equipment/contax/50-1.4 было высказано мнение, что только зум небольшой кратности и стоимостью свыше 3000 евро может приблизиться по качеству изображения к обычному полтиннику, а превзойти лучшие фиксы для зума задача нереальная. При том, что для полноматричных камер зумов со светосилой 1.4 пока не придумали.

Сравнивая автофокусные фиксы со старыми неавтофокусными объективами, прежде всего, бросается в глаза разница в цене. Но она не столь велика, как можно было бы ожидать. Почему? Ответить на этот вопрос легко, сравнив изображение, создаваемое тем и другим объективом, например, при съемке портрета. Конечно, современные дорогие автофокусные фиксы создают исключительно резкое изображение и хороши для глянцевых журналов, но рисунок старых объективов, фокусируемых вручную, обладает своим неповторимым шармом.

Объективы подразделяются на три основные группы – широкоугольные, нормальные и длиннофокусные. Разрабатывая объективы, проектировщики зависят от специфики той или иной группы. Для широкоугольников необходимо добиться минимального искажения и виньетирования, для длинофокусных – уложиться в приемлемые габариты, сохранив рабочую светосилу. И только создатели нормальных объективов, делают упор на максимальное качество изображения. Поэтому объективы с фокусным расстоянием близким к 50 мм, спроектированные для полнокадровых камер оказываются наиболее качественными и привлекательными по рисунку. Об одном из таких объективов наш рассказ.

Существует множество разнообразных объективов, но лишь о некоторых из них продолжают говорить спустя десятилетия после снятия с производства. Одним из таких объективов является легендарный неавтофокусный полтинник Takumar 50/1,4.

Серия объективов Takumar производства Asahi Optical получила свое название в честь японско-американского художника-портретиста Takuma Kajiwara, брат которого, Kumao Kajiwara и основал компанию Asahi Optical. На сайте ASAHI OPTICAL HISTORICAL CLUB http://goo.gl/OjEF4t объектив Takumar 50/1,4 причислен к шедеврам фирмы Pentax. И не напрасно – он проектировался как конкурент Цейсовским объективам и даже именовался «Убийцей Планаров».

Написано множество статей рассказывающих о возможностях различных неавтофокусных объективов. Мы же остановимся на вопросах технического характера, связанных с выбором и эксплуатацией старой оптики на современных камерах.

При выборе старого объектива, помимо того что он должен быть в хорошем состоянии (старые объективы могут быть не только изношены механически, но и иметь следы плесени на линзах или другие дефекты), нужно учесть ещё множество нюансов.

В сети есть много информации о старых объективах. Для Takumar 50/1,4 выяснилось следующее: в разное время выпускались различные его версии.

Объективы, выпускавшиеся с 1964 по 1966 год, именовались «Super-Takumar», они состоят из 8 элементов в 7 группах и обладают однослойным просветляющим покрытием. Диафрагма имеет 6 лепестков, обращенных концами к передней линзе. Эти объективы не содержат линз с торием, соответственно не создают радиоактивного фона и не желтеют со временем. Имеют отличную резкость в центре кадра, начиная с самой открытой диафрагмы, мягкое бокэ, хороший микроконтраст. Вес 245г.

С 1967 по 1971 год, так же выпускались объективы под наименованием «Super-Takumar», но имеющие 7 элементов в 6 группах. В последних партиях появляется многослойное просветляющее покрытие, состоящее из 3-4 слоёв. Содержат линзу с торием, из-за этого фонят и желтят. Вес 230 гр.

Фото 1

В 1971-1972 годах выпускаются объективы «Super-Multi-Coated TAKUMAR» с семислойным покрытием, улучшившим работу в контровом свете и 8-ми лепестковой диафрагмой, с лепестками обращенными концами к задней линзе.

Фото 2

1973-1975 «SMC TAKUMAR». Отличается от предыдущих версий обрезиненным кольцом фокусировки. Вместо тория использовался лантан. Вес 252 гр.

Фото 3

Оптические схемы объектива Такумар 50/1. 4

На сайте http://kajiwara.weebly.com/index-et-prix… дан перечень номеров выпускавшихся Такумаров. Для 50 1.4 данные сведены в таблицу:

Данные Asahi P.No взяты http://www.aohc.it/_old/tak03e.html

Большая часть встреченных на ebay экземпляров хорошо укладываются в приведенные цифры, за исключением объектива, упомянутого http://goo.gl/JknHRw , который имеет номер 1585445 и при этом 8-ми линзовую конструкцию, поэтому пользоваться данной таблицей следует с осторожностью.

В интернете довольно много информации о том, как отличить объективы различных версий. Проще всего обстоит дело с объективами Super-Multi-Coated TAKUMAR и SMC TAKUMAR — они однозначно определяются по надписи на оправе объектива.

Сложнее обстоит дело с тем, как отличить версии Super Takumar имеющие 7 или 8 линз. Конечно, есть однозначный критерий — 8-линзовый Super Takumar тяжелее, его вес составляет 245 грамм против 230 грамм у 7-линзовой версии. Однако при покупке не всегда есть возможность узнать точный вес объектива. Тогда приходит на помощь внешний вид.

Все 8-линзовые объективы Super Takumar имеют несколько отличий от 7-линзовых: иная конструкция части корпуса, прикрывающей заднюю линзу (см. фото 1, 4), красный штрих на шкале диафрагмы справа от деления «4», обозначение на переключателе режимов диафрагмы «A–M», деление диафрагмы со значением «2». В свою очередь 7-линзовые объективы, как правило, имеют красный штрих на шкале диафрагмы слева от деления «4», обозначение на переключателе режимов диафрагмы «AUTO-MAN», а вместо деления «2» на шкале диафрагмы может стоять точка. Однако по информации с http://goo.gl/JknHRw выпускались 7-линзовые Такумары с расположением меток как у 8-линзового, но с конструкцией «юбки» прикрывающей заднюю линзу как у остальных 7-линзовых объективов (в вышеупомянутой статье приводится пример экземпляра 7-линзового объектива с корпусом от 8-линзового с номером 1591478). Возможно, после изменения оптической схемы некоторе время производили объективы в старых корпусах.

Фото 4

Радиация

Некоторые из 7-линзовых Такумаров конструировались с использованием линз, содержащих торий и, соответственно, радиоактивны. Не сильно, но радиоактивны.

Впрочем, к 8-линзовым Такумарам всё это отношения не имеет – они НЕ радиоактивные.

Вернёмся к выбору и покупке объектива.

После внимательного изучения информации о всех выпусках Такумара, было решено найти раннюю версию. На ebay.com был найден и приобретен объектив с № 1338476. Измерение радиации не выявило ничего, кроме естественного фона.

Следующий вопрос – как установить такой объектив на цифровой фотоаппарат? Здесь помимо проблем несовпадения систем крепления возникает ещё одна – проблема рабочего отрезка. Объективы рассчитаны на то, чтобы находиться на строго определённом расстоянии от светочувствительной поверхности. Установить объектив, предназначенный для другого типа крепления, можно при помощи переходных колец. Но не всегда это легко. Правило простое – «большее устанавливаем на меньшее». То есть объектив с бОльшим рабочим отрезком, чем у камеры, нужно всего лишь отодвинуть от камеры на нужную величину. А вот если наоборот, то чисто механически решить вопрос не удастся.

Устанавливая старый объектив на цифровую камеру нужно помнить, что камера не сможет управлять ни наводкой на резкость, ни диафрагмой. Мануальные объективы эксплуатируют, как правило, в мануальных же режимах. Если фотоаппарат позволяет устанавливать диафрагму в режиме Av или M, то следует всегда устанавливать максимальную открытую диафрагму. На фотоаппарате! Управление диафрагмой осуществляется кольцом на объективе, но на ФОТОАППАРАТЕ всегда должно стоять значение, соответствующее максимально открытой диафрагме, какое только позволит установить фотоаппарат. Это связано с тем, что автоматика экспозамера камеры может ожидать, что объектив будет задиафрагмирован до установленного на фотоаппарате значения непосредственно в момент съемки. Поскольку объектив мануальный, то камера управлять им не сможет и установка максимально открытой диафрагмы (на фотоаппарате) позволит избежать ошибок экспозамера. С диафрагмой более-менее понятно, а вот относительно наводки на резкость опять не обойтись без некоторых хитростей.

На большинстве современных цифровых камер в стандартной комплектации отсутствуют такие средства наводки на резкость как микрорастр или клинья. Некоторые фотоаппараты позволяют установить фокусировочный экран с соответствующими приспособлениями. Но проще и удобнее использовать переходное кольцо, снабженное специальным чипом, позволяющим получать подтверждение фокусировки. При этом мы получаем возможность наводить на резкость вручную, вращением кольца объектива, но получать подтверждение наводки на резкость от автоматики фотоаппарата.

Для определения точности фокусировки на бесконечность производилась тестовая съемка объекта расположенного за пределами гиперфокального расстояния (для объектива 50 мм и относительного отверстия 1.4 это 120 м)

Объектив Super Takumar 50/1,4 имеет крепление М42. Я использую его на камере Canon 6D через переходник M42-Canon EX. Рабочий отрезок для системы Canon EF составляет 44 мм. Рабочий отрезок системы M42×1 — 45,5 . Большая часть моих объективов с креплением M42×1 благополучно работают через стандартные переходные кольца толщиной 1,5 мм.

Теперь о тонкостях в этом вопросе. Кольца «клепает» Китай и точность изготовления не всегда на высоте. В результате если кольцо чуть-чуть толще, то объектив оказывается слишком отодвинут от фотоаппарата и пропадает возможность точно сфокусироваться на бесконечность. В таких случаях, на открытых диафрагмах становится заметно, что положение «бесконечность» на объективе на самом деле соответствует наводке на некоторое расстояние, а наиболее удалённые предметы оказываются не столь резкими. Именно такая ситуация с моим экземпляром Такумара — ни одно из полутора десятка колец не оказалось достаточно тонким для получения резкости на бесконечности. Пришлось стачивать одно из колец. После уменьшения толщины с 1,5 мм до 1,06 мм резкость на бесконечности стала идеальной. Правда из-за того, что объектив оказался ввернут почти на пол оборота резьбы глубже, шкала диафрагм и расстояний переместилась вниз. По-видимому, встречается и обратная проблема, поскольку на просторах amazon мне встречались упоминания об установке прокладок между кольцом и объективом, для того чтобы достичь фокусировки на бесконечность (пример прокладки http://www. amazon.com/dp/B00CNM52X8/ref=…) .

Если повезёт и кольцо окажется нужной толщины, то резкая бесконечность будет обеспечена на любой диафрагме, но возникает другая проблема. У 8-линзовой версии Такумара задняя линза в положении «бесконечность» чуть выступает из корпуса объектива и этого «чуть» хватает, чтобы заклинить зеркало на полнокадровых зеркалках. Поэтому для наводки «на бесконечность» приходится переходить в режим визирования по экрану. В этом режиме зеркало поднимается и остаётся в поднятом положении на протяжении всей съёмки. Такой режим именуется LifeView и нужно помнить, что постоянное использование экрана сильно расходует батарейку. Внимание! Не забывайте сразу после съемки уводить объектив из состояния бесконечности, иначе при выключении режима LifeView зеркало опять-таки может застрять. Есть также упоминание об аналогичной проблеме и у других версий Такумара 50/1.4, а так же у некоторых других объективов. Подробнее см. http://www.panoramaplanet.de/comp/ .

Подобных ситуаций следует избегать во избежание поломки фотоаппарата.

Хочу заметить, что подтверждение автофокуса работает только на достаточно открытых диафрагмах, на моем экземпляре до 8.0 включительно. Я установила фокусировочный экран с микрорастром и оптическими клиньями, что помогает мне в наводке на резкость.

Существуют кольца с различными версиями чипов, некоторые из них допускают «программирование» – в них можно записать информацию о фокусном расстоянии и светосиле объектива. Это удобно – позволяет по EXIF определить каким объективом сделан тот или иной кадр. Впрочем, для Takumar 50/1,4 программировать кольца нет необходимости, так как по умолчанию в программируемых чипах установлены именно эти значения 50мм и светосила 1,4. И эти же значения прописаны в кольцах, имеющих чип не допускающий программирования.

Несколько слов об использовании Takumar 50/1,4 с матрицами различного разрешения. Разрешающая способность объектива Takumar 50/1,4 в центре поля составляет 42–87 линий на миллиметр в зависимости от значения диафрагмы. Для Canon 6D размер пикселя составляет 6,55 мкм. Что дает разрешение (ориентировочно с учётом Байеровского фильтра, антиалиасинга и проблем дискретизации) 100 линий на миллиметр. Таким образом можно сказать, что с одной стороны матрица позволяет полностью раскрыть потенциал объектива, с другой – что объектив полностью использует разрешение матрицы. Следует иметь в виду, что матрицы меньших размеров как правило имеют и меньший размер пикселя, соответственно устанавливая Super Takumar 50 1,4 на камеры с «кропнутой» матрицей высокого разрешения вы не сможете в полной мере использовать потенциал матрицы. Детализация окажется хуже, чем при использовании специальных объективов предназначенных для таких камер. Как будто из полного 20-мегапиксельного кадра вырезали часть и растянули до разрешения вашей камеры.

В конце приведу буквально несколько кадров, сделанных объективом Takumar 50/1,4. Пару слов об опыте съемки. Объектив показал отличную резкость в центре кадра даже на полностью открытой диафрагме и превосходную резкость по всему полю кадра на прикрытых диафрагмах, отсутствие заметных хроматических аберраций, приятный характер размытия вне зоны резкости.

Кроп из предыдущей

1. Серийные номера такумаров http://kajiwara.weebly.com/index-et-prix…

2. Модели Super-Takumar and Super-Multi-Coated TAKUMAR Lenses http://whitemetal.com/pentax/pentax_lens… в частности Super-Takumar 1:1.4/50mm (Early Version) http://whitemetal.com/pentax/st_50_14/in… Super-Takumar 1:1.4/50mm http://whitemetal.com/pentax/st_50_14_la… Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:1.4/50mm http://whitemetal.com/pentax/smct_50_14_… SMC TAKUMAR 1:1.4/50mm http://whitemetal.com/pentax/smct_50_14/…

3. Тесты http://www.pbase.com/carpents/nlsr3m13im… http://www.pbase.com/carpents/nlsr1m6 http://www.pbase.com/carpents/nlsr1m6sam… http://cannonfastreviews.com/pentax-supe… http://photo.net/pentax-camera-forum/00b7G3 http://goo.gl/nXgHDk http://fotkidepo.ru/?id=photo:211091 https://goo.gl/RoCGEw http://goo.gl/k5hk7A

4. Примеры фото можно посмотреть здесь https://www.flickr.com/groups/takumar_50…

5. Инструкция по разборке и чистке объектива http://retinarescue. com/pentax50mmf1.4.html

6. Перечень радиактивных объективов http://camerapedia.wikia.com/wiki/Radioa… http://www.lifeisphoto.ru/forummess.aspx…

7. Измерение уровня радиактивного фона нескольких объективов Takumar https://www.youtube.com/watch?v=DZeqOwv00jI

8. Объективы задевающие зеркала http://www.panoramaplanet.de/comp/

9. Таблица рабочих отрезков различных фотографических систем http://ru.wikipedia.org/wiki/Рабочий_отрезок

10. Калькулятор ГРИП http://www.dikovsky.ru/fotoshkola/kalkul…

11. Инструкция программирования чипа EMF AF M42 для Canon — http://foto2s.blogspot.it/2012/12/emf-af…

12. Шутка юмора — радикальный способ избавления от всех проблем с объективом http://web.aanet.com.au/bayling/repair.html

(C) Надежда Латунова 2016

Обзор объектива

Super-Takumar 50mm f1.4 для Sony A7s и a6000 — Объектив выходного дня — Фотография || Обзоры винтажных объективов |

2017

Super-Takumar 50 f1.4 — Радиоактивное ретро

Этот объектив «Tak» является одной из двух ранних итераций Super-Takumars. Я выбрал его из корзины объективов, надеясь, что мне повезло найти более редкую и (возможно?) лучшую 8-элементную версию. Я не. Это однослойная 7-элементная линза с радиоактивным торием и последующим желтым отливом (с которым несколько дней под этой лампой Ikea в основном могут разобраться).

Вокруг Super-Taks много шумихи. Подумаешь? Давайте взглянем.

Характеристики Super-Takumar 50/1.4:

  • 7 элементов в 6 группах
  • Вес — 230 грамм
  • Длина — 38 мм (65 мм с переходником)
  • Размер фильтра — 9014 мм Мин. фокусное расстояние — 0,45 м
  • Диафрагма — 6 лепестков, от f1,4 до f16 на половине стопа

Качество сборки/управление (Потрясающе!!)

Вау! Мне нравится сборка и механическое качество этого объектива. Его цельнометаллический корпус очень хорошо собран — в нем нет ни пластика, ни резины.

Еще более впечатляюще то, насколько гладкими являются кольца фокусировки и диафрагмы. Угол фокусировки составляет чуть более 180°, а действие, пожалуй, самое плавное из всех винтажных объективов, которые я пробовал. Щелчки диафрагмы удивительно точные, а сопротивление кольца идеальное. Опять же, это «лучшее» действие диафрагмы, которое я когда-либо видел на любом винтажном объективе. Этот объектив механически более удобен, чем мои Minolta MC и Canon FL, которые также имеют отличное качество сборки.

Несмотря на весь этот металл и стекло, Tak остается довольно легким и компактным и очень хорошо управляется с A7s (и при этом хорошо выглядит).

Качество изображения  (Интересно)

Конечно, отличного качества сборки недостаточно, чтобы сделать объектив хорошим. Итак, как этот объектив работает оптически? Что ж, как и в случае со многими древними объективами с однослойным просветлением (эта модель была впервые выпущена в конце 60-х годов), качество изображения немного неоднозначное. Кто-то скажет, что он полон «характера».

Вот несколько снимков в полном разрешении на Sony A7s (щелкните фото, чтобы просмотреть его в масштабе 100 % на flickr).

@f1.4

@f1.4

И на разных диафрагмах на а6000.

@f1.4 (фокус на голове лучника)

@f2.8

100% кадрирование по центру при f1.4 — f2 — f2.8 — f4

На широко открытой диафрагме объектив демонстрирует типичное свечение, характерное для многих винтажных светосильных 50-х при f1.4. Тем не менее, можно получить приличные результаты на широко открытой диафрагме, но я, вероятно, не стал бы снимать удаленные объекты с такой диафрагмой, но кто бы стал?

На f2 резкость и контраст значительно улучшаются, а на f4 объектив очень резкий по всему кадру. Кроме того, CA довольно хорошо контролируется после остановки.

Боке интересное. Это может быть резко в сложных ситуациях, например, когда между объектом и фоном большое расстояние. Кроме того, зеркальные блики могут показывать контуры из-за сферической аберрации. Тем не менее, мне обычно очень нравится вид, который этот объектив создает при широкой диафрагме, даже если он не всегда дает то, что считается «хорошим» боке.

 

f1.4

f2.8

Показатели виньетирования немного лучше, чем в среднем для этого типа объектива — видно при диафрагме f1.4 и быстро улучшается при остановке.

f1.4

ф2

f2.8

ф4

Одной из областей, где этот объектив показывает свой возраст, является устойчивость к бликам. Да, он однослойный, но это не оправдание нелепого количества бликов, которые могут возникнуть, особенно при съемке ярких источников света ночью. Вуалирующие блики также могут быть проблемой с источниками света, находящимися за пределами угла обзора.

Заключение

Super-Takumar — красивый объектив с отличным качеством сборки и механических характеристик. Оптически у него тот винтажный «характер», который кому-то нравится, а кому-то нет. Мне нравится его приличная резкость на широко открытой диафрагме (которая становится отличной при диафрагмировании), хорошее сопротивление CA и хорошее боке. Тем не менее, плохая устойчивость к бликам немного разочаровывает. Тем не менее, попробовать более поздний SMC Takumars определенно в списке.

Похожие обзоры 1.2 АИ-С

  • Pentax-M 50mm f1.4 SMC
  •                                                                        Образцы изображений

    Пожалуйста, включите JavaScript для просмотра комментариев на платформе Disqus.

    Asahi Super-TAKUMAR 50 мм F/1,4 | LENS-DB.COM

    Стабилизатор изображения

    Технология, используемая для уменьшения или даже устранения эффекта дрожания камеры. Гироскопические датчики внутри объектива обнаруживают дрожание камеры и передают данные на микрокомпьютер. Затем группа элементов стабилизации изображения, управляемая микрокомпьютером, перемещается внутри объектива и компенсирует дрожание камеры, чтобы изображение оставалось статичным на датчике изображения или пленке.

    Технология позволяет увеличить выдержку на несколько ступеней и снимать с рук в таких условиях освещения и на таких фокусных расстояниях, когда без стабилизатора изображения приходится использовать штатив, уменьшать выдержку и/или увеличивать значение ISO, что может привести к размытые и шумные изображения.

    Формат

    Формат относится к форме и размеру пленки или датчика изображения.

    35 мм — это общее название формата пленки 36×24 мм или формата датчика изображения. Он имеет соотношение сторон 3:2 и размер по диагонали примерно 43 мм. Название происходит от общей ширины пленки 135, которая была основным носителем формата до изобретения полнокадровой цифровой зеркальной фотокамеры. Исторически формат 35 мм иногда называли малым форматом, чтобы отличить его от среднего и большого форматов.

    APS-C — это формат датчика изображения, примерно эквивалентный по размеру пленочным негативам 25,1×16,7 мм с соотношением сторон 3:2.

    Средний формат — это пленочный формат или формат датчика изображения размером больше 36×24 мм (35 мм), но меньше 4×5 дюймов (большой формат).

    Угол обзора

    Угол обзора описывает угловой размер данной сцены, отображаемой камерой. Он используется взаимозаменяемо с более общим термином поле зрения.

    При изменении фокусного расстояния меняется и угол обзора. Чем короче фокусное расстояние (например, 18 мм), тем шире угол обзора. И наоборот, чем больше фокусное расстояние (например, 55 мм), тем меньше угол обзора.

    Угол обзора камеры зависит не только от объектива, но и от сенсора. Датчики изображения иногда меньше кадра 35-мм пленки, и это приводит к тому, что объектив имеет более узкий угол обзора, чем с 35-мм пленкой, на определенный коэффициент для каждого датчика (называемый коэффициентом обрезки).

    Этот веб-сайт не использует углы обзора, предоставляемые производителями объективов, а рассчитывает их автоматически по следующей формуле: 114,6 * арктангенс (21,622 / CF * FL),

    , где:

    CF – кроп-фактор сенсора,
    FL – фокусное расстояние объектива.

    Крепление

    Крепление объектива — это интерфейс — механический, а часто и электрический — между корпусом камеры и объективом.

    Крепление объектива может быть резьбовым, байонетным или затворным. Современные крепления объектива камеры относятся к байонетному типу, потому что байонетный механизм точно выравнивает механические и электрические характеристики между объективом и корпусом, в отличие от креплений с резьбой.

    Байонеты конкурирующих производителей (Canon, Nikon, Pentax, Sony и т.д.) всегда несовместимы. В дополнение к различным механическим и электрическим интерфейсам, фокусное расстояние фланца также может быть различным.

    Фокусное расстояние фланца (FFD) — это расстояние от механической задней торцевой поверхности крепления объектива до фокальной плоскости.

    Конструкция линзы

    Конструкция линзы – определенное расположение элементов и групп, составляющих оптическую схему, включая тип и размер элементов, тип используемых материалов и т. д.

    Элемент – отдельный кусок стекла, составляющий один компонент фотообъектива. Фотообъективы почти всегда состоят из нескольких таких элементов.

    Группа – склеенные между собой куски стекла, образующие единое целое или отдельное стекло. Преимущество в том, что между склеенными между собой кусками стекла нет стекловоздушной поверхности, что снижает отражения.

    Скорость

    Наибольшее открытие или диафрагма, при которой можно использовать объектив, называется светосилой объектива. Чем больше максимальная диафрагма, тем светосильнее считается объектив. Объективы с большой максимальной апертурой обычно называют светосильными, а линзы с меньшей максимальной апертурой считаются медленными.

    В условиях низкой освещенности более широкая максимальная диафрагма означает, что вы можете снимать с более короткой выдержкой или работать с более низким значением ISO, или и то, и другое.

    Количество лепестков

    Как правило, чем больше лепестков используется для создания отверстия диафрагмы в объективе, тем более круглыми будут блики вне фокуса.

    Некоторые объективы имеют изогнутые лепестки диафрагмы, поэтому округлость диафрагмы достигается не количеством лепестков, а их формой. Однако чем меньше лепестков у диафрагмы, тем сложнее сформировать круг, независимо от закругленных краев.

    При максимальной диафрагме отверстие будет круглым независимо от количества лепестков.

    Максимальный диаметр x длина

    Без футляра или чехла, колпачков и других съемных аксессуаров (бленда объектива, адаптер для макросъемки, адаптер для штатива и т. д.).

    Для объективов разборной конструкции длина указана для рабочего (убранного) состояния.

    Бленда объектива

    Бленда объектива или бленда объектива — это устройство, используемое на конце объектива для защиты от солнца или другого источника света, чтобы предотвратить блики и блики объектива. Блик возникает, когда рассеянный свет попадает на передний элемент объектива, а затем отражается внутри объектива. Этот рассеянный свет часто исходит от очень ярких источников света, таких как солнце, яркий студийный свет или яркий белый фон.

    Геометрия бленды объектива может варьироваться от простой цилиндрической или конической формы до более сложной формы, иногда называемой лепестком, тюльпаном или цветочной блендой. Это позволяет бленде объектива блокировать рассеянный свет с помощью более высоких частей бленды объектива, в то же время позволяя большему количеству света попадать в углы изображения через опущенные части бленды.

    Бленды более заметны в длиннофокусных объективах, поскольку они имеют меньший угол обзора, чем широкоугольные объективы.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *