Стройка крымского моста: Как всего за два года был построен Крымский мост

Крымский мост: от чертежей до запуска движения по железной дороге

Крымский мост — по-настоящему грандиозный проект. При воплощении в жизнь этой мечты поколений российские инженеры и строители использовали необычные идеи и новаторские решения. Начиная от сверхпрочных болтов и заканчивая уникальной плавучей системой для транспортировки арок к фарватеру.

Представить Крым без моста сегодня уже невозможно: главное сооружение полуострова, уникальная дорожная артерия, которая оживила и полностью изменила регион. А ведь совсем недавно его просто не существовало.

Первая вбитая свая, первая смена вахтовиков, первая установленная опора и первый пролет — стройка века с самого начала. Все это по этапам — в объективе телекамеры телеканала «Звезда».

Когда в проливе не было еще ничего, наша съемочная группа уже показывала, с чего начинается мост и где его придумали. Грандиозный проект тогда был только на бумаге — в виде чертежей и в формате компьютерной графики.

«Кроме песка и моря здесь ничего не было.

Мы начинали с самых низов: подготавливали всю инфраструктуру, необходимую для возведения уже основного моста», — рассказал производитель работ мостоотряда №10 Павел Луговой.

На Керченском Судоремонтном заводе во всю шло производство деталей для моста. Верфь, на которой строят военные корабли, получила не менее важный заказ, чем постройка фрегата — сделать металлокаркас опор для железной дороги.

«Мы строили железнодорожную часть Крымского моста с первой по 35-ю опору, поэтому я отвечал за приемку именно этих металлоконструкций», — поделился инженер 3-й категории мостоотряда №22 Евгений Иванов.

А уникальную плавсистему для транспортировки арок к фарватеру соорудили на Севастопольском морском заводе. Огромный грузовой плот — такие раньше нигде и никогда не применялись. Да и сама операция по установке арок на море проводилась впервые за всю историю возведения мостов.

Новаторские решения, инженерные ноу-хау и строительные хитрости: в этом проекте — все, чем могли удивить конструкторы.

Даже простейшие на первый взгляд детали — болты — необычные.

«На память взяли болтокомплект Крымского моста, это, как говорится, очень дорого. Мы собрали 15,6 тысячи тонн металлопролетных строений, из них было 12 тонн болтокомплектов», — отметил заместитель директора по производству мостооряда №81 Константин Быханов.

Надвижка, стыковка, укладка, асфальтирование. И это лишь краткий набор простых терминов, в объяснениях не нуждающихся. Но были и совсем специфические; чтобы их понять, журналистам порой приходилось устраивать настоящие допросы строителям и инженерам.

Впрочем, чтобы ни говорили специалисты, задействованные в стройке, некоторые СМИ — в основном украинские — все равно выдавали свою никем не подтвержденную информацию. Сначала твердили, что никакого строительства в проливе не ведется, мол, условия не подходящие: волны, ветер, дно слишком илистое. Но наши инженеры учли и эти факторы. И еще целый набор: сложную геологию, возможные ледоходы и даже высокую сейсмику региона.

Когда отрицать существование моста стало бесполезно, на Украине пошли новые заголовки. Мол, «мост долго не простоит», он якобы «шатается» и вообще «ненадежный». Вот только проектировщики моста настолько в нем уверены, что дают 100 лет гарантии.  

Сегодня в украинских новостях тема моста под запретом, уж больно позитивная. Кстати, статей и репортажей в украинских СМИ было много, но при этом ни один украинский журналист ни разу не был на стройке. А вот кто в этом деле рекордсмен — так это наша съемочная группа.

«Когда у тебя — собственная каска. Когда строителей знаешь по именам. А опоры моста различаешь уже не просто по назначению — фарватерные или сухопутные — но и точно помнишь, что их всего 595. Когда в сумме количество проведенных здесь в Керченском проливе суток за все годы стройки равняется нескольким месяцам. Вот тогда масштабы работ кажутся по-настоящему запредельными», — передает из Крыма корреспондент «Звезды» Виктория Косогляденко.

У Крымского моста был предшественник. Мост, возведенный еще в Великую Отечественную войну. Его без всякого проекта строили советские солдаты под бомбежками и авианалетами в суровую зиму 1944 года. В проливе тогда постоянно бушевали штормы и ураганы, а весной был сильный ледоход, который и повредил сооружение. В итоге мост решено было разобрать, а взамен — построить паромную переправу.

Проехаться по тому военному мосту Альфред Дулицкий успел, будучи еще мальчишкой. Вместе с матерью, в вагоне поезда, возвращаясь из оккупации. Сегодня он собирается на другой поезд — в комфортном вагоне по новой железной дороге.

Первый пассажирский поезд в Крым №7 сообщением Санкт-Петербург — Севастополь пересечет Керченский пролив по Крымскому мосту в промежутке с двух до трех ночи 25 декабря.

«Крымский мост» и «Кот Мостик» сменили владельца — РБК

Бренды «Крымский мост», «Керченский мост» и ставший талисманом сооружения «Кот Мостик» сменили владельца. Торговые знаки получила структура, связанная с Аркадием Ротенбергом — главным строителем моста

Фото: Андрей Махонин / ТАСС

Торговые марки «Крымский мост», «Керченский мост», «Кот Мостик» и «Кот Моста» в начале декабря сменили владельца, следует из материалов Роспатента. С 7 декабря они принадлежат зарегистрированному в одной из башен Москва-Сити ООО «Глобалрешения». До этого владельцем была созданная для информационной поддержки строительства моста через Керченский пролив ассоциация «Информационный центр «Крымский мост» — она принадлежит АО «Агентство экономической информации «Прайм» (управляет одноименным информационным агентством и входит в медиагруппу «Россия Сегодня»).

Как использовали образ кота и моста и кто стал его владельцем, разбирался РБК.

Задачу построить мост через Керченский пролив президент России Владимир Путин дал 19 марта 2014 года, спустя сутки после подписания договора о вхождении Крыма в состав России. Фактическое строительство началось в 2016-м. Официальное название «Крымский» мост получил в 2017-м по итогам голосования, хотя торговые марки «Крымский мост» и «Керченский мост» были зарегистрированы значительно раньше, в 2015-м.

Кот Мостик, ставший впоследствии талисманом стройки, появился также в 2015 году — тогда для животного была создана страничка в Instagram, на которую сейчас подписано 55,8 тыс. человек.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

По версии информационного центра, рыже-белого котенка подбросили строителям, когда началась подготовка к работам. Когда мост был достроен, кота выпустили пройтись по нему первым — это произошло 14 мая 2018 года, за день до официального открытия. В 2018-м же в Роспатенте были зарегистрированы торговые марки «Кот Мостик» и «Кот Моста».

Все торговые марки зарегистрированы сразу по нескольким десяткам классов МКТУ, но массово использовались только два — «Крымский мост» и «Кот Мостик».

Официальный логотип проекта с изображением главного участка моста с судоходными арками использовался не только для сайта и сопровождающей документации и промоматериалов.

К открытию пассажирского железнодорожного движения по мосту под маркой «Крымский мост» пять российских виноделен выпустили коллекции вин. Среди участников проекта были три кубанских производителя — «Кубань-вино», «Фанагория» и «Долина Лефкадия», а также два винодельческих объединения из Крыма — «Массандра» и «Новый свет». Последний выпустил 7 тыс. бутылок розового брюта, коллекции вин остальных производителей насчитывали по 19 тыс. бутылок, количество совпадает с протяженностью моста — 19 км. Для производства использовался виноград урожая 2015 года, год старта проекта «Крымский мост».

Для создания коллекций лицензия на использование торгового знака была передана производителям по классу 33 (алкогольные напитки за исключением пива). Как пояснил управляющий винодельческой компанией «Лефкадия» Михаил Николаев, после выпуска коллекции, приуроченной к открытию сообщения, новое вино под этой маркой больше не выпускалось, передача лицензии предполагала разовое использование. Вино «Ликурия Крымский мост» можно купить в собственной рознице производителя, однако оно никогда не поступало в широкую продажу.

Представители «Массандры», «Фанагории» и «Кубань-вино» также сообщили о том, что вино под брендом «Крымский мост» выпускалось только однажды, ограниченным тиражом.

«Кот Мостик» не передавался лицензиатам, продукция с изображением кота продавалась в официальном интернет-магазине проекта most.shop. Сейчас сайт не работает, на его главное странице появилась «заглушка», сообщающая, что сайт находится в разработке. Однако, по данным интернет-архива wayback machine, еще в конце 2019 года там можно было совершать покупки. Как сообщалось на сайте магазина, выручка от продаж идет на развитие музеев. В ассортименте магазина были одежда, аксессуары, канцелярские товары, детские раскраски «стройка века», кружки и прочее, как с логотипом Крымского моста, так и с изображением кота Мостика.

Судя по социальным сетям талисмана Крымского моста, его «карьера» продолжилась в симферопольской редакции «РИА Новости».

ООО «Глобалрешения» учреждено, по данным ЕГРЮЛ, в феврале 2019 года. Единственным учредителем общества является закрытый паевой инвестиционный комбинированный фонд «Северная Эгида — Сбалансированный». Им управляет ООО «Северная Эгида», которое принадлежит Софии Ногинской.

Ногинская, исходя из данных СПАРК, или действующий, или уже бывший бенефициар компаний, которые связывают со структурами Аркадия Ротенберга, основателя и бывшего владельца компании «Стройгазмонтаж» — генерального подрядчика строительства Крымского моста.

Бизнесмен кроме строительства также участвовал и в продвижении проекта. Например, он выступил инвестором ролика «Мы строим мост». Тогда же, представитель Аркадия Ротенберга уточнял, что информационный центр, занимающийся коммуникационным сопровождением строительства Крымского моста, финансируется из собственных средств бизнесмена.

Например, по состоянию на май 2019-го именно Ногинская была указана как основной бенефициар застройщика «РГ-Девелопмент». В проектной документации одного из объектов девелопера объяснялось: Ногинская является гендиректором ООО «Северная Эгида», которое управляет также ЗПИФ комбинированный «Лонтано» — единственного на тот момент участника ООО «Холдинговая компания «РГ-Девелопмент».

Ротенберг официально перестал быть владельцем застройщика в 2014 году, после введенных против бизнесмена санкций США. Летом 2019 года стало известно, что долю в «РГ-Девелопмент» намерена приобрести инвестиционная группа «РВМ Капитал», владельцы которой Феликс Блинов и Сергей Орлов, экс-советник экс-президента РЖД Владимира Якунина. Сейчас Ногинская уже не фигурирует как бенефициар «РГ-Девелопмент», вместо нее в проектной декларации указаны Блинов, Орлов и Андрей Марсий.

Представитель Аркадия Ротенберга не стал комментировать связь бизнесмена с ООО «Глобалрешения». Как пояснил источник, знакомый с причинами передачи прав на товарные знаки, изначально бренды были зарегистрированы на ассоциацию в связи с тем, что ее деятельность была связана с информационным обеспечением, в том числе и продвижением деятельности, связанной со строительством моста. «В связи с окончанием работы ассоциации, бренды были переданы на возмездной основе (размер компенсации собеседник РБК не уточнил) в пользу сторонней организации», — отмечает собеседник РБК.

Представитель «Глобалрешения» подтвердил получение компанией торговых знаков и отметил, что их использование планируется в «соответствии с зарегистрированными классами МКТУ».

РБК направил запрос в пресс-службу «России Сегодня».

Российский проект Крымского моста окружен инженерными заботами и трудовыми трудностями : Parallels : NPR

Российский проект Крымского моста окружен инженерными заботами и трудовыми трудностями : Parallels Россия спешит построить мост в Крым, украинский полуостров, который она аннексировала в 2014. Стратегически важный проект подвергается обвинениям в почти рабском труде рабочих и инженерных концернов.

параллели

Услышано во всех случаях

Российский проект Крымского моста окружен инженерными заботами и трудовыми трудностями

Президент России Владимир Путин (в центре) вместе с главой Росавтодора Романом Старовойтом (слева) и крымским лидером Сергеем Аксёновым (второй слева) во время посещения площадки строительства моста через Керченский пролив на острове Тузла 18 марта. Мост свяжет Крым на материковую часть России. Михаил Климентьев/AP скрыть заголовок

переключить заголовок

Михаил Климентьев/AP

Президент России Владимир Путин (в центре) вместе с главой федерального дорожного агентства России Романом Старовойтом (слева) и лидером Крыма Сергеем Аксеновым (второй слева) во время посещения площадки строительства моста через Керченский пролив на острове Тузла 18 марта. Мост будет связать Крым с материковой частью России.

Михаил Климентьев/AP

Крым снова оказался в центре внимания этим летом, когда Дональд Трамп заявил, что готов рассмотреть вопрос о признании захвата Россией украинской территории. Трамп также заявил, что подумает об отмене санкций, введенных США против России после аннексии Крыма в 2014 году.

Кремль стремится закрепить свой контроль над Черноморским полуостровом. Ключевой частью этих усилий является Крымский мост, и он необходим для плана президента Владимира Путина по превращению полуострова в жизнеспособную часть России.

После захвата Крыма Россией Украина заблокировала большую часть автомобильного и железнодорожного сообщения с оккупированным регионом. Наземного сообщения с материковой частью России не было, поэтому товары приходилось доставлять по морю или по воздуху, что увеличивало расходы. Российские туристы, играющие ключевую роль в экономике Крыма, вынуждены были стоять в длинных очередях, чтобы сесть на переполненный паром.

Мост призван решить все эти проблемы.

От точки старта на материковой части России он протянется почти на 12 миль через Керченский пролив до восточной оконечности Крыма.

В данный момент это множество временных дамб и мостов, по которым на участок доставляются материалы и оборудование. Грузовики загружают валунами, которые укрепят узкую косу, ведущую к тому, что будет основным пролетом моста.

Директор по строительству Леонид Рыженкин стоит на дамбе, далеко в проливе, недалеко от того места, где мост должен будет перекинуть глубокую протоку.

Даже в почти идеальную погоду здесь ветрено. Рыженкин говорит, что это может стать проблемой для строителей. По его словам, работе мешает погода. Из-за штормов в июне рабочие не работали, а строительные суда оставались в порту на несколько дней.

Зигзагообразный маршрут Крымского моста, если смотреть с российской стороны, изобилует кранами и строительной техникой. Ожидается, что проект стоимостью 4,3 миллиарда долларов будет завершен в 2019 году. Кори Флинтофф/NPR скрыть заголовок

переключить заголовок

Кори Флинтофф/NPR

Зигзагообразный маршрут Крымского моста, вид с российской стороны, изобилует кранами и строительной техникой. Ожидается, что проект стоимостью 4,3 миллиарда долларов будет завершен в 2019 году.

Кори Флинтофф/NPR

Критики высказывают и другие опасения. Инженер Георгий Розновский говорит, что мост очень нужен, но строится он не в том месте и не в том направлении. Он спроектировал другие мосты и говорит, что этот может быть уязвим для землетрясений и грязевых вулканов на морском дне.

Инженеры проекта настаивают на том, что они всесторонне протестировали, прежде чем выбрать это место. Они забивают сваи на глубину до 300 футов в морское дно, чтобы получить прочный фундамент.

Строителям придется разобраться в этом: Путин выделил на этот Крымский мост 4,3 миллиарда долларов в разгар финансового кризиса.

Контракт достался компаниям миллиардера Аркадия Ротенберга, близкого друга Путина. Ротенберг был главным застройщиком Олимпийских игр в Сочи, которые столкнулись с перерасходом средств на миллиарды долларов.

Теперь строительные компании обвиняют в жестоком обращении с рабочими.
Вячеслав Абдуллин, рабочий из Уральского горного региона, говорит, что компания обещала достойную оплату в размере почти 80 долларов в день, а также бесплатное питание и жилье.

В конце концов, говорит он, продукты и жилье были вычтены, и рабочим почти нечего было взять домой. Он говорит, что рабочих увольняли за то, что они брали перерывы, чтобы их могли отправить домой вообще без оплаты.

Строители обещают завершить работы в кратчайшие сроки, к декабрю 2018 года откроют четыре полосы автомобильного движения, а вскоре – две железнодорожные. По их словам, когда мост будет завершен, он сможет ежегодно перевозить 14 миллионов человек между Россией и Крымом.

Сообщение спонсора

Стать спонсором NPR

Символика русского моста в Крым

Крымский мост за буквами «З» и «В» — символами российского вторжения в Украину. АФП

Крымский мост — символ путинской России: империализм, коррупция, пропаганда и ее влияние на людей, а также неэффективные санкции Запада. В субботу этот символ в 300 миллиардов рублей (4,8 миллиарда долларов) сгорел.

Крымский мост, сначала называвшийся Керченским, должен был превратить «остров Крым» в образцовый регион России, место, куда вели все дороги и деньги. Это было не особенно логично; не в каждом регионе России есть что-то подобное, а ведь в пяти регионах нет даже железных дорог. Но это была бы хорошая демонстрация. Крымский мост стал символом постоянной, а не временной оккупации, зримым подтверждением аннексии новых территорий и воплощением имперских амбиций.

Я знаю все о строительстве Керченского моста, потому что писал о госконтрактах для газеты «Ведомости» — а мост был одним из самых крупных госконтрактов на тот момент. Я видел, как менялась цена контракта (кстати, не всегда повышалась), как выбирались субподрядчики, как иногда задерживались выплаты строителям.

Этот мост мог быть подготовкой к войне, а мог быть результатом политической недальновидности. Это также прекрасная иллюстрация масштабных проектов, которые так любит российское правительство. Вся страна с удовольствием работает на какую-то большую, дорогую, национальную цель и желательно получает что-то памятное: Олимпиаду-2014 в Сочи, финал ЧМ-2018 и так далее. Это как новая версия старых пятилеток, но с эмоциональным зарядом: все настолько заняты работой, что им некогда думать о снижении реальных доходов и уровня жизни.

Владимир Путин на открытии Крымского моста в 2018 году. кремль.ру

Мост был построен раньше срока. Строительство началось в 2015 году и открылось в 2018 году для автомобилей и в 2019 году для поездов. Другими словами, мост эксплуатируется на год дольше, чем строится. В этом смысле проект удался.

В то же время мост стал символом коррупции. В общей сложности весь проект обошелся более чем в 300 миллиардов рублей (4,8 миллиарда долларов) за 19 лет.километров моста и еще 60 километров прибрежной дороги. Это было не слишком дорого. На момент строительства один километр дороги стоил около 1 миллиарда рублей. Третье кольцо вокруг Москвы обошлось в 341,2 миллиарда рублей (5,5 миллиарда долларов) за 337 километров. Так что это был даже не самый дорогой масштабный проект.

Почти все деньги, выделенные на мост, прошли через друга Путина Аркадия Ротенберга (около 4 миллиардов долларов). Показательно, что его компания «Стройгазмонтаж» получила заказ на строительство без конкурса — компанию по сути назначило правительство. Деньги были отправлены вперед, потом компания построилась, отчиталась перед правительством и получила очередной транш. Точно так же — без конкурса — «Стройгазмонтаж» получил контракт на строительство железной дороги в Крым ($325 млн). Платежи проводились через Мособлбанк, реструктуризированный СМП Банком Аркадия и Бориса Ротенбергов.

Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального обвинил создателей фильма «Крымский мост» — главного редактора RT Маргариту Симоньян и ее мужа Тиграна Кеосаяна — в хищении 30% бюджета фильма.

Мост также показал, что западные санкции, введенные после аннексии Крыма в 2014 году, были чистой формальностью. Большинство компаний, работающих над проектом, попали под санкции. Но это мало мешало проектированию, строительству или финансированию. Отдельные поставщики вызывали вопросы, но в целом это делали все, кто хотел обойти санкции.

Мост был прекрасной демонстрацией того, насколько русские готовы развивать недавно присоединенную территорию. Мегасооружение вызывало восхищение даже у тех, кто скептически относился к режиму. Ведь это был самый длинный мост, построенный в России (19 километров). В 2018 году в Крым приехало 6,8 млн туристов, что на 28% больше, чем в 2017 году (5,4 млн), из них половина – через Крымский мост. Они продолжали приходить, несмотря на пандемию. В 2021 году был установлен новый рекорд – 9,5 млн туристов. Несмотря на войну, даже в 2022 году в Крыму отдохнуло более 5 миллионов человек. Так что мост — это еще и символ аполитичности россиян.

Вообще мосты — символы единства. Например, на банкнотах евро мосты и арки символизируют единую Европу. Но этот мост отрезал Россию от мирового сообщества. Генассамблея ООН осудила строительство и эксплуатацию моста как содействие милитаризации Крыма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *