Средневековые карты мира. | личный блог Блог Sacradamus
Морская карта Средиземноморья с изображением Европы, Британских островов и части Скандинавии (ок. 1600 г.)
Отразить историю средневековой картографии во всей ее сложности тяжело, поскольку обо всей средневековой реальности приходится судить по немногим дошедшим до нас артефактам. В Средние века существовали разные виды карт, но наиболее выдающейся была традиция mappa mundi. Это латинское выражение, которое буквально означает «ткань мира» (ткань — потому что мир был нарисован на поверхности ткани, на mappa). Именно отсюда происходит английское слово map (карта).
Средневековый облик Земли
В XIX веке появилась выдумка, согласно которой в Средневековье царило полное невежество, и даже Христофор Колумб считал, что мир плоский. Современные историки полагают поэтому, что могут пренебрежительно относиться к своим предшественникам. Однако данное предубеждение — полнейшая глупость: люди в Средние века прекрасно знали, что мир шарообразный. Они почерпнули это от Аристотеля, из греческой науки. Мир на mappa mundi выглядит плоским лишь потому, что это его часть, изображенная на плоской поверхности. Mappae mundi изображали Северное полушарие, которое, согласно представлениям средневековых ученых, состояло из трех частей — Европы, Африки и Азии.
Средневековые ученые широко использовали труды классических географов — Страбона, Плиния, в особенности чтобы описывать отдаленные части известного им мира. Поэтому на mappae mundiони изображали мир из трех частей, образующих структуру, которую историки картографии называют «карта типа Т — О». Известная средневековым картографам часть мира изображалась как буква «О» или как круг и символизировала собой океан. Буква «Т» представляла собой воды, которые разделяли три части мира: Танаис, или Дон, отделяющий Европу от Азии; Нил, отделяющий Азию от Африки; и Средиземное море, отделяющее Африку от Европы.
Т и О карта с делением мира на три известных континента
В каком-то смысле карты людей Средних веков были даже более научны, чем наши, поскольку они запечатлевали в себе историю человечества. Они не были просто географическим факсимиле Земли. В Средневековье хорошо знали о том, что мы усвоили сегодня благодаря физикам ХХ века. Пространство и время — неделимое целое, и мы всегда думаем о месте в привязке к периоду. Новейшая картография — анимированная, цифровая, где время вновь возвращается на карты, — подхватывает то, что интуитивно чувствовали картографы Средневековья.
Перевернутый восток и неправильные расстояния
Другая особенность средневековых карт, которая, возможно, намного больше впечатляет современного зрителя, — расположение востока наверху. Когда я демонстрирую подобную карту, людям часто кажется, что это неправильно и наверху должен быть север. На самом же деле карта просто ориентирована по-другому (ориентирована — от слова oriens, что на латыни означает «восток»). Восток наверху, поскольку на востоке восходит солнце.
У mappa mundi есть интересная особенность, которую упускает их современный зритель. Для средневековых картографов направление, пропорции и точные дистанции не были важны. Бессмысленно судить их за то, что их карты искажают расстояния или неточны. Их задачей было лишь показать, что какое-то место находится рядом с другим — историки называют такой подход топологическим. Средневековая mappa mundi изображала лишь то, что Индия находится к востоку от Персии, а Персия — к востоку от Греции. Более конкретные сведения стали появляться позднее, с приходом навигационной и птолемеевой картографий.
Однако mappa mundi не единственный вид карт, который находился в обороте в Средние века. В X веке уже существовал другой жанр картографии — зональные карты. Они не были основаны на истории, в отличие от mappae mundi, которые как бы обыгрывали ее на сцене географии. Зональные карты еще раз свидетельствовали, что в Средневековье было прекрасно известно о шарообразной форме Земли. Эти карты представляли собой земной шар, который в согласии с греческой наукой был разделен на климатические зоны. В соответствии с астрономическими наблюдениями тропический пояс был расположен посередине, две умеренные зоны находились в Северном и Южном полушарии, а кроме того, были выделены две очень холодные, полярные зоны.
Виды средневековых карт
Печально, что до нас дошло мало экземпляров средневековых карт, но среди дошедших есть очень красивые. Первой в голову приходит Херефордская карта (названная в честь собора, в котором хранится) — характернейший образец своего времени. На ней мы видим элементы классической истории и географии: Лондон, например, в нижнем левом углу, поскольку карты были ориентированы на восток. В центре обычно Иерусалим, но не всегда: это более поздняя модификация, возникшая в эпоху Крестовых походов в XI–XII веках.
Херефордская карта
На средневековых картах обычно прослеживается паутина из мест, где происходили важнейшие события человеческой истории. Сверху выделяется Эдемский сад (поскольку он находится далеко на востоке), несколько ниже (то есть западнее) — Енох (по Библии, самый первый город, основанный человеком), еще ниже — Вавилонская башня. Затем следуют места, отмеченные важными событиями, — как бы эпохальные зоны: Персидская империя, Древняя Греция и Римская империя. Прошлое и настоящее смешиваются на поверхности карты Средиземноморья: средневековые названия римских провинций соседствуют с современными городами-эмпориями, такими как Генуя. Наиболее детализированная часть mappae mundi — это Европа (земли, наиболее близкие к картографам). Внизу карты заканчиваются западной границей Средиземного моря и Геркулесовыми столпами — «краем света».
Фоторепродукция Эбсторфской карты
Еще один пример прекрасной средневековой карты — Эбсторфская карта, которая, к сожалению, была уничтожена в Ганновере во время Второй мировой войны, но сохранилась на фотоснимках. Она представляет собой потрясающую иконографию: на ней мы видим детальное изображение Земли, на которое наложено изображение гигантской фигуры Христа. Головой Христос находится на востоке, стопами — на западе, а руки распростерты далеко на север и юг. В центре снова Христос, изображенный восстающим из гроба в Иерусалиме. И это только часть насыщенного деталями произведения.
Копия карты Беата Лиебанского из рукописи «Апокалипсис Сен-Севера» (ХI век)
В совершенно другом стиле выполнены карты Беата Лиебанского, обязанные названием своему гипотетическому создателю (испанскому монаху Беату, жившему в VIII веке). На этих картах на востоке отчетливо изображен рай.
Таким образом, различных вариантов mappae mundi очень много. Наконец, есть макробиевы карты, они же зональные. Эти были вдохновлены Макробием — автором, описавшим разделение земного шара в соответствии с климатическими зонами.
Назначение средневековых карт
Иногда карты сопровождают тексты рукописей, и потому они небольшие; в других случаях — например, в случае Херефордской или Эбстрофской карт — это огромные произведения. Херефордскую карту выставляли в соборе (ученые пытались выяснить, где именно и зачем). Другие карты были нарисованы по велению престижа, власти. Позже появился жанр карт, очень важный для истории картографии в целом, — морские карты, служившие для практических целей навигации. Это уже другая история — о том, как средневековая картография развивалась и постепенно включала в себя больше географии и меньше истории.
Следует помнить, что использование mappae mundi очень сильно отличалось от нашего использования карт. Они не предназначались для ориентирования на местности, для путешествий (хотя в Эбсторфской карте и есть указания на то, что ее можно использовать для определения собственного местонахождения). Для ориентирования у средневековых людей были текстовые описания маршрутов. Отсылки к описаниям мы находим в самих картах — как в тех, что использовались для практических целей навигации, так и в тех, что создавались как престижные подарки правителям и князьям.
Существует множество дискуссий о том, каково было конкретное назначение средневековых карт. Безусловно, человек, который смотрел на mappa mundi, находился в своеобразной позиции Бога. Он мог охватить взглядом всю человеческую историю с самого начала, с Эдемского сада, и до конца, до второго пришествия Христа, которое очень детально изображено, например, на Херефордской карте. Там второе пришествие Христа венчает это геотемпоральное, геохронологическое представление истории, которая заканчивается тогда, когда Христос приходит в этот мир, показывая орудия Страстей как знак законности своей власти. Дева Мария изображена рядом с ним как заступница за грешников; по правую руку Христа находятся праведники, призванные войти в рай, а с другой стороны — грешники и проклятые, низвергаемые в ад.
Таким образом, средневековые карты — это научное изображение мира, которое позволяет окинуть взглядом всю человеческую историю и географию.
Инфо: https://postnauka.ru
Херефордская Mappa Mundi – старейшая средневековая карта мира
Искусство, История, Познавательное
Оставить комментарий
На границе Уэльса и Англии на реке Уай расположен Херефордский собор, который привлекает паломников с VII века. Сохранившееся и по сей день здание является одним из самых знаменательных примеров норманнской церковной архитектуры. Гордостью собора является обширная коллекция древних артефактов: цепная библиотека, где хранятся старинные книги и документы, однако главное сокровище коллекции – Mappa Mundi: самая большая и старая из сохранившихся средневековых карт мира.
Mappa Mundi (с лат. — «карта мира») – это общее название средневековых карт мира, целью которых было не практическое применение для ориентации в пространстве, а отображение картины мироздания того периода с точки зрения христианства. Имеющийся в Херефордском соборе экземпляр является единственным образцом Mappa Mundi, сохранившимся в целостности в изначальном виде. На карте размером 1,59 на 1,34 метра с помощью крошечных рисунков, схем и записей запечатлены знания, актуальные на момент создания карты в XIII веке. Кроме того, на тонком листе из телячьей кожи изображены некоторые географические явления: 420 населённых пунктов, водоёмы, растения и животные.
На первый взгляд мир, замерший на старейшей средневековой карте, кажется совершенно чужим и непохожим на современный. Дело в том, что в XIII веке познания человека об окружающем его мире были сильно ограничены. На карте отображены всего три континента: Европа, Азия и часть Африки – о существовании других населённых земель в средневековой Европе не знали. Очертания континентов и отдалённо узнаваемых географических объектов очень искажены, как и их расположение. Причиной тому было намерение монахов-создателей карты показать христианское мировоззрение через известные географические объекты и их взаимосвязь с библейскими и другими религиозными текстами. Таким образом в центре карты располагается Иерусалим, являющийся центром религиозной жизни. Азия и восток находятся в верхней части карты – со стороны восхода Солнца христиане ожидали второго пришествия Христа.
ИерусалимПомимо изображения мест и людей, на старинной карте отображены сюжеты классических греческих и римских мифов, ряда самых популярных легенд и некоторых библейских рассказов. Геркулесовы столбы с надписью «Ne plus ultra» – «ничего дальше» у входа в Гибралтарский пролив обозначают конец заселённых людьми земель. В правом верхнем углу находятся образы из Ветхого Завета – Адам и Ева, Ноев ковчег и Вавилонская башня. На острове Крит расположился Кносский лабиринт из греческой мифологии, построенный легендарным изобретателем Дедалом для заключения Минотавра.
Таким образом сохранившаяся в Херефордском соборе Mappa Mundi представляет собой сжатую визуальную энциклопедию человеческого знания и предположений о мире с точки зрения английских христиан. Вероятнее всего, карта и её содержание предназначались для более просвещённых паломников, хотя бы отдалённо знакомых с древними текстами, которые пришли поклониться мощам бывшего епископа Херефорда – святому Томасу де Кантилуп. Для простого средневекового обывателя огромная карта, украшенная реальными и мифологическими существами, представляла действительно впечатляющее зрелище. Вероятнее всего, для многих паломников эта карта была первым и единственным доступным изображением всего мира: большую часть времени ценный экземпляр скрывали за тяжёлыми деревянными дверями и открывали для публики только в особые праздничные дни.
Личность создателей карты современным учёным доподлинно неизвестна, однако, вероятнее всего, над ней работала небольшая команда монахов. Тайной остаётся также и то, как карта попала в Херефордский собор. Хотя специалисты не исключают возможности того, что работа над картой проводилась именно в Херефорде, некоторые «улики» указывают на связь карты с Линкольнским собором, расположенным на востоке Англии. В XIII веке в этом соборе работал священнослужитель-картограф Ричард из Халдингема, который, предположительно, является одним из авторов карты. Более того, город Линкольн и Линкольнский собор достаточно детально изображены на карте, в то время как сам Херефорд напоминает небрежную отметку у реки Уай.
Херефордская средневековая карта мира – самый важный артефакт в коллекции собора, но далеко не единственный. В самой большой из сохранившихся цепных библиотек в стенах собора хранятся 229 древних книг. Все книги прикованы к полкам цепями: подобная практика была типичной для Средневековья, когда книги были большой редкостью и стоили огромных денег. Кроме того, в Херефордском соборе хранится старейшая копия Magna Carta – Великой хартии вольностей: документа, определявшего права и привилегии свободного населения средневековой Англии. Подписанная в 1215 году сводка статей и правил является старейшей частью британской конституции. Magna Carta считается первым документом, действие которого направлено на ограничение власти монарха и защиту гражданских прав.
Более чем за 700 лет Херефордскую карту мира увидели десятки тысяч посетителей, со временем изображения потеряли яркость и чёткость, но специалистам удалось спасти память о столь ценном экспонате. В 2013 году при поддержке Фонда Mappa Mundi была создана интерактивная 3D версия древнего манускрипта, которая не только передаёт общий вид карты, но и даёт содержательные пояснения к каждому её элементу.
Поделиться в соцсетях
Mappa MundiХерефордХерефордская средневековая карта мира Найти:Средневековая карта мира — Etsy Турция
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
( 299 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )Мир их глазами; Medieval World Maps
Получив задание найти подходящее название для английской иллюминированной псалтири 13-го века, содержащей, среди прочего, прекрасную миниатюрную карту мира, историки и авторитетные эксперты по рукописям прошлого века остановились на разочаровывающем прозвище «Карта Псалтири».
Считается, что карта Псалтири была создана в Лондоне в 13 веке. Самая ранняя возможная дата карты Псалтири — 1262 год, год канонизации Ричарда Чичестерского, который упоминается в календаре Псалтири в его святой форме. Эта дата помещает карту в пределах 50 лет от другой известной средневековой карты мира, Mappa Mundi, которая хранилась в Херефордском соборе более 700 лет с момента ее создания около 1300 года. Каждая из этих карт представляет собой уникальные, но тесно связанные образцы средневековых карт. Mundi’ или мировые чарты.
Герефордская карта мира и карта псалтири являются тесно связанными примерами средневековых карт мира. Изображение © Британская библиотека. Дальнейшее воспроизведение без разрешения запрещено.
Было бы прощено предположить, что на карте Псалтири изображена не Земля, а какая-то другая, далекая планета. Растянувшиеся наземные образования и странно узкие моря кажутся далекими от знакомой схемы современного атласа. Первый прием в расшифровке средневековой mappa mundi — повернуть ее на 90 градусов по часовой стрелке. Средневековые карты были ориентированы на восток, а не на север (глагол ориентировать буквально означает указывать что-то на восток), и как только мы внесем эту поправку, знакомые континенты Европы, Африки и Азии станут более четкими. Установив эти географические ориентиры, мы можем определить местонахождение Рима, Парижа и даже Лондона, спрятанных в нижнем левом углу мира.
Британские острова, спрятанные в левом нижнем углу карты. © Британская библиотека. Дальнейшее воспроизведение без разрешения запрещено.
Даже самый беглый взгляд может показать, что Карта Псалтири имеет религиозную тематику. Как и его более крупный родственник из Херефорда, на Псалтырской карте Иерусалим изображен в центре известного мира, а Христос по-царски помещается на гребне Земли. Христос изображен на фоне звезд и церемониально окружен двумя довольно безрассудными ангелами, чьи качающиеся кадильницы приближаются в опасной близости к голове Спасителя, окруженной нимбом. Эти крайние точки карты, находящиеся за физической границей земного диска, представляют собой духовную сферу.
Духовное царство, красный шар символизирует Христа, держащего мир в своих руках. © Британская библиотека. Дальнейшее воспроизведение без разрешения запрещено.
Христианская божественность, однако, не ограничивается звездами, поскольку духовное царство, кажется, также пронизывает землю под ними. Мы находим на просторах Земли поразительно буквальные изображения библейских мест и событий. Мы видим на востоке, прямо под Христом, лица Адама и Евы, надежно укрывшиеся за горной стеной Эдемского сада. В левом верхнем углу Гог и Магог ожидают апокалипсиса в стране нечистых, и, внимательно наблюдая за Красным морем (которое было буквально изображено красным), можно разглядеть раздел, устроенный Моисеем во время бегства евреев из Египет. Тщательное исследование моря более традиционного цвета даст очертания кита, который временно поглотил Иону, в то время как более зоркие зрители могут даже заметить Ноев ковчег, оставленный на вершине горы Арарат во время потопа.
Карта Псалтири содержит фактические географические местоположения многих библейских историй. © Британская библиотека. Дальнейшее воспроизведение без разрешения запрещено.
Не все эти сверхъестественные изображения строго библейские; на карте также есть линейка из 12 своеобразных существ, являющихся представителями чудовищных рас. Эти гротескные гуманоидные фигуры входят в их число; человек с головой собаки, человек без шеи (чье лицо вместо этого украшает его грудь) и два жадных каннибала, жадно поедающих части тела. Эта коллекция причудливых народов представляет загадочных и неизвестных жителей центральной Африки, где, как считалось, правил мифический король Пресвитер Иоанн.
Считалось, что эти чудовищные гуманоиды обитают в отдаленных землях центральной Африки. © Британская библиотека. Дальнейшее воспроизведение без разрешения запрещено.
Наличие этих сверхъестественных событий, существ и локаций означает, что мы не можем рассматривать карту Псалтири как чисто навигационный инструмент. И мы не должны, поскольку он никогда не предназначался для этого, а скорее был предназначен для служения более высокой духовной цели, чем просто география. Создатели карты согласовывали свою христианскую веру с непосредственным физическим миром, который они видели вокруг себя. Для жителей христианского мира в 13 веке существование Эдемского сада было так же важно, как и географическое положение Лондона. Изучая такие карты, как Карта Псалтири и Херефордская карта мира, мы можем получить представление о том, как средневековый человек видел свое место в окружающем мире как в географическом, так и в духовном плане, и насколько переплетенными они считали эти две сферы.