Спарта современная территория: Где находится Спарта на карте? Можем показать!

Со щитом или на щите? Чем сейчас заняты потомки спартанцев

  • Став Димитропулос
  • BBC Travel

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Robert George Young/Getty Images

Этот полуостров на одной из оконечностей греческого Пелопоннеса долгое время жил изолированной от остальной Греции жизнью: здесь правили кланы — по своим законам, берущим начало, как утверждают местные жители, в порядках древней Спарты.

Зазубренные скалы полуострова Мани — это самая южная оконечность Пелопоннеса. Здесь кончается материковая Греция, дальше — только море и острова.

Ландшафт здесь напоминает морские волны — то вверх, то вниз. На вершинах холмов — каменные башни домов, словно маленькие замки, обращенные спиной к горному массиву Тайгет и глядящие вдаль, за горизонт, туда, где Ионическое море сливается с небом.

  • Пять самых гостеприимных стран мира: как там живется
  • Пять стран, где вы вновь почувствуете вкус к жизни
  • Почему древние мифы о вулканах оказываются правдой
  • Когда средний палец стал неприличным жестом

Это земля маниотов, жителей патриархальной общины полуострова Мани и потомков, как сами они утверждают, легендарных воинов древней Греции, спартанцев, известных своими жесткими нравами и военными порядками в обществе.

Автор фото, HowardOates/Getty Images

Подпись к фото,

Полуостров Мани — это самый юг материковой Греции

«Ваша лалаггия», — говорит Гиоргос Ойкономеас, подавая мне поджаренное до хруста в оливковом масле местное блюдо из теста.

Он сложен как воин — крепок и широкоплеч. Но его морщинистое лицо излучает тепло и спокойствие.

Ойкономеас вырос в деревушке Неохори на северо-западном берегу полуострова Мани и никогда отсюда не уезжал.

Всю свою жизнь он хозяйничал в кафенейо, традиционной греческой кофейне, а сейчас отошел от дел — больше не обслуживает посетителей, а по утрам приходит в свою кафенейо поболтать с друзьями о политике, местных новостях и о семейной жизни.

Пока я надкусываю хрустящую лалаггию, и тесто как будто тает у меня на языке, Ойкономеас объясняет, что этот вкус был знаком воинам Спарты тысячи лет назад.

«Первый спартанский царь Лелег, наверное, был первым и в приготовлении лалаггии», — говорит он.

«Если вам интересно, какой была жизнь в древней Спарте, вы в правильном месте, — добавляет он. — Мы здесь настолько спартанцы, насколько это вообще возможно».

Автор фото, STRINGER/Getty Images

Подпись к фото,

Маниоты считают, что произошли от древних спартанцев

Почти три тысячелетия назад, когда Древняя Греция состояла из полисов, городов-государств, большая часть полуострова Пелопоннес принадлежала Спарте и ее союзникам.

В отличие от жителей другого, соперничающего полиса, Афин, где жили философы и художники, спартанцы были воинами. Говорят, что мальчиков начинали обучать военному делу с семи лет, чтобы к 20 они превратились в полностью готовых к боям солдат.

Женщины не имели никакого отношения к армии, но часто получали формальное образование и имели право владеть собственностью, что было редкостью для других греческих городов-государств. Спартанки были известны своим независимым нравом.

Разгромив Афины в Пелопоннесской войне, Спарта достигла пика могущества в V веке до нашей эры.

Однако владычество Спарты, сумевшей восстановить против себя все остальные полисы Греции, продлилось недолго. Уже в 371 году до н. э. режим спартанцев пал под ударами армии другого полиса — Фив.

(Фивы до этого долгое время были союзниками Спарты, но попытки спартанцев подавить складывающуюся в Фивах демократию разгневали фиванцев. Они объединились в несколькими другими полисами, в том числе с Афинами, против Спарты — Прим. переводчика.)

Тогда и начался закат Спарты, но те спартанцы, кто укрылся на крошечном полуострове Мани, отделенном от остальной Греции горами Тайгет, защищали свою территорию на протяжении веков — и от фиванцев, и от Османской империи, и от египтян, и от франков.

На море маниоты были так же коварны, как и на суше: совершали пиратские нападения, а в качестве наемников участвовали в набегах на другие приморские страны.

Они настолько прославились своей жестокостью, что иноземные захватчики обходили Мани стороной.

Автор фото, Robert George Young/Getty Images

Подпись к фото,

Вплоть до XIX века маниоты хозяйничали на своем полуострове, изолированном от остального Пелопоннеса

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Вплоть до середины XIX столетия регион оставался самоуправляемым, но в конце века греческое правительство урезало его автономию.

Однако только в 1970-х, когда были построены новые шоссе, ведущие на Мани, на полуострове появились пришельцы из окружающего мира, в том числе туристы.

Конфликтность маниотов распространялась не только на внешний мир. Во времена автономии на полуострове правили местные кланы, или семьи, и эти кланы боролись между собой за власть. Кровавые вендетты вспыхивали и длились годами.

«Если член другой семьи вдруг чем-то опозорил члена вашей семьи, вся семья созывалась за круглый стол, чтобы решить, до какой степени суровым должно быть наказание», — объясняет Ойкономеас.

«Это наказание распространялось на весь другой клан, не только на виновника. Так маниоты понимали семейную гордость», — Ойкономеас рассказывает, что вплоть до недавнего времени сыновей здесь называли ружьями, а дочерей — бочками с порохом в фундаменте семейного дома.

Ныне маниоты посвящают свою жизнь более мирному делу — например, выращиванию оливковых деревьев.

Регион славен своим оливковым маслом, которое здесь добавляют повсюду — от сыра до блюд из морепродуктов.

Автор фото, iStock

Подпись к фото,

Современные маниоты заняты мирными делами — например, ловят рыбу

Однако воинственное прошлое не забыто. Древняя спартанская максима «со щитом или на щите», впервые, как считается, произнесенная женой спартанского царя Леонида перед битвой при Фермопилах против захватчиков-персов (480 г. до н.э.), популярна здесь и поныне.

Почти каждый, кто родился и вырос здесь, скажет вам, что в его венах течет спартанская кровь.

«Маниоты происходят от древних спартанцев, точка», — подчеркивает Ойкономеас.

Автор фото, iStock

Подпись к фото,

Туристы смогли оценить красоту этих мест только в 1970-х

В свои 86 лет Ойкономеас прекрасно помнит, как мать засовывала ему в рот сваренные вкрутую яйца, приговаривая, что он должен вырасти сильным, потому что он — единственный сын и от него будет зависеть продолжение рода и сохранение семейных традиций.

Он вспоминает, как его тетки в ночь перед похоронами одного из родственников пели траурные песни, оплакивая мертвого так, что волосы вставали дыбом — ритуал, описанный в «Одиссее» Гомера.

Однако ученые не располагают твердыми доказательствами того, что нынешние жители Мани — прямые потомки древних спартанцев.

В наше время невозможно добыть ДНК настоящего спартанца, все что осталось — это легенды.

Некоторые историки и антропологи говорят, что в древних и современных ритуалах (например, оплакивания умерших) так много сходства, что это можно рассматривать как признак родства древних спартанцев и современных маниотов, однако с этим не согласен Басил Гунарис, профессор новейшей истории в Университете Аристотеля в Салониках.

«Естественная антропология и история не пересекаются, — говорит он. — Когда люди живут в одной и той же местности, в одном и том же природном окружении, это приводит к тому, что во многом их традиции и привычки могут быть схожими. Но это не имеет никакого отношения к их ДНК».

Автор фото, iStock

Подпись к фото,

Некоторые эксперты указывают на схожесть традиций и обычаев спартанцев и маниотов. Но как насчет ДНК?

Кофейня, где мы сидим с Ойкономеасом, быстро наполняется обгоревшими на греческом солнце посетителями. Мой собеседник прихлебывает кофе, наблюдая за тем, как его преемник справляется с наплывом клиентов.

Кафенейо маленькая, но на бойком месте, рядом с центральной площадью Неохори. Сюда втиснут десяток квадратных деревянных столов, а клацанье тарелок и жужжание кофейного автомата не оставляют шансов посидеть в тишине.

«Я тут беседовал с одним профессором, который не согласен с утверждениями о вашем родстве с древними спартанцами», — говорю я ему, вытирая с пальцев крошки от жареной выпечки.

Ойкономеас невозмутимо пододвигает мне еще одну лалаггию. «Надо было ему сказать: и тан и эпи тас, — говорит он. — Со щитом или на щите».

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Travel.

Афины и Спарта. Сравнительная характеристика – Учительская газета

На протяжении всего своего существования Древняя Греция не знала единой централизованной власти, хотя попытки установить ее были. Относительно устойчивые и крупные объединения полисов возникли во время войн с Персией. Их возглавили два самых могущественных полиса – Афины и Спарта, образовавших два центра древнегреческой цивилизации, причем каждый из них развивался особым путем. История Афин – это прежде всего история становления и победы античной демократии, в то время как Спарту принято считать милитаристским, даже «полицейским», крайне консервативным государством. Соперничество этих двух полисов привело к многолетним гражданским войнам.

Афины

Афины были главным городом Аттики – области, расположенной на юге Балканского полуострова. Население Аттики постепенно объединялось вокруг Афин. Эта область была богата полезными ископаемыми (глиной, мрамором, серебром), но земледелием можно было заниматься лишь в небольших и немногочисленных долинах.

Главными источниками силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение. Крупный портовый город с удобной гаванью (она называлась Пирей) быстро превратился в экономический, торговый и культурный центр. Афиняне, создав самый мощный в Элладе флот, активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товары другим полисам. В Афинах процветали науки и искусства, огромные средства затрачивались на градостроительство. В V в. до н.э. стал воздвигаться Акрополь – вершина древнегреческой архитектуры, центром которого был знаменитый храм Парфенон, посвященный Афине, покровительнице города. С Афинами связан расцвет древнегреческого театра. В Афины стекались знаменитые скульпторы, писатели. Философы Платон и Аристотель создали там свои школы.

Политическая жизнь полиса развивалась по пути демократизации, через острую борьбу с родовой знатью. Первым шагом к созданию афинской демократии были реформы Солона, избранного в 594 г. до н.э. архонтом (высший орган управления в Афинах). Сам великий законодатель заявлял, что цель его реформ – примирение враждующих группировок, сложившихся среди свободного населения. Прежде всего он запретил долговое рабство для афинян и объявил прежние задолженности бедняков недействительными, вернув им, таким образом, статус полноправных граждан. Солон укрепил частную собственность, разрешив покупать, продавать и дробить земельные участки. Политические права граждан зависели не от родовитости, а от имущественного положения. Самые бедные могли только избирать членов народного собрания, но не быть избранными. На зажиточных людей, обладавших полным объемом прав, были возложены довольно тяжелые, требующие больших расходов обязанности: они должны были строить суда, устраивать общественные праздники и зрелища. При Солоне возросла роль народного собрания.

Окончательно афинская демократия сложилась к середине V в. до н.э., когда выдающиеся политические деятели Эфиальп и Перикл усовершенствовали законы Солона, усилив позиции демоса: теперь все граждане полиса приобрели право избираться на высшие должности (кроме должности военачальника), «у нас каждый человек в отдельности может проявлять себя самодовлеющей личностью в самых разнообразных сторонах жизни» (из речи Перикла об Афинах, произнесенной в 431 г. до н.э.).

Народное собрание стало верховным органом власти и получило самые широкие полномочия: принимало законы, решало вопросы о войне и мире, заключало и расторгало договоры с другими полисами, избирало должностных лиц и проверяло их работу. На собраниях, а их проводили 40 раз в год, все вопросы тщательно обсуждались, и каждый имел право высказать свою точку зрения. Не менее важным было и то, что все должностные лица избирались голосованием или по жребию и были подотчетны и сменяемы. Как мы видим, многие принципы демократии, разработанные 25 веков назад, продолжают действовать и в наше время, превратились в своего рода вечные нормы жизни общества, которое заслуживает названия гражданского.

Спарта

Этот полис располагался на юге Пелопоннесского полуострова, в плодородной долине реки Эврот. Спартанское государство образовалось приблизительно к IХ в. до н.э. и сначала состояло из пяти поселений греков-дорийцев. Дальнейшая жизнь полиса протекала в непрерывных войнах с соседними общинами. Спартанцы захватили их земли, скот, а население превратили в рабов-илотов. Кроме илотов, на спартанцев работали также периэки, живущие в округе, которые были лично свободны, но платили дань. По преданию, вся жизнь в Спарте строилась на основе древнейших законов, введенных легендарным царем Ликургом.

Сами спартанцы (полноправные жители Спарты) были только воинами. Никто из них не занимался производительным трудом: поля спартанцев возделывали илоты. Вести торговлю могли только периэки, для спартанцев это занятие было запрещено, как и ремесло. В результате Спарта оставалась земледельческим полисом с замкнутой экономикой, в котором не могли развиться денежные отношения.

В Спарте сохранялись элементы жизни архаической родовой общины. Не допускалась частная собственность на землю. Земля была распределена на равные участки, которые считались собственностью общины и не подлежали продаже. Рабы-илоты, как предполагают историки, тоже принадлежали государству, а не отдельным гражданам Спарты.

Кроме того, в полисе господствовал принцип уравнительности, что было предметом гордости спартанцев, назвавших себя «общиной равных». «Какой смысл стремиться к богатству там, где своими установлениями о равных взносах на обед, об одинаковом для всех образе жизни законодатель пресек всякую охоту к деньгам ради приятной жизни» (греческий историк Ксенофонт о Спарте, 430-й – 353 гг. до н.э.).

Спартанцы обитали в одинаковых скромных жилищах, носили одинаковую простую одежду, лишенную украшений, золотые и серебряные монеты были изъяты из обращения. Вместо них имели хождение железные бруски. Легендарный царь Ликург ввел совместные трапезы, для устройства которых каждый должен был вносить свою долю (продуктами и деньгами). Младенцев с физическими недостатками уничтожали. Мальчики с 7 до 20 лет получали довольно жесткое общественное воспитание. Достигнув совершеннолетия, они зачислялись в состав войска и служили до старости. Суровая, строжайшая жизнь Спарты напоминала казарму. И это естественно: все преследовало одну цель – сделать из спартанцев мужественных и выносливых воинов.

Целям военизированного государства соответствовал и государственный строй Спарты. Во главе стояли два царя, выполнявшие обязанности военачальников, судей и жрецов, а также совет старейшин, состоявший из представителей знатных родов в возрасте не моложе 60 лет, и эфоры, своего рода контролирующий орган. В отличие от старейшин царей не избирали. Это было наследственное звание. Цари имели большие привилегии, но не могли принимать решения без одобрения совета старейшин, который, в свою очередь, должен был опираться на мнение народного собрания. Но элементы демократии не получили развития в Спарте: народное собрание, хотя и считалось формально высшим органом, не имело большого влияния на политическую жизнь. В отличие от Афин, на собраниях спартанцы не выступали с речами, не доказывали свою точку зрения, а криками выражали свое одобрение и неодобрение решения. Строй Спарты можно назвать олигархическим. Неизменность строя и архаичность обычаев поддерживались за счет строгой изоляции от других государств. Историк Ксенофонт писал о том, что спартанцам нельзя было ездить за границу, чтобы граждане не заражались от чужеземцев легкомыслием.

Борьба за лидерство

Силы Афин и Спарты особенно окрепли в эпоху войн с Персией. В то время как многие города-государства Греции покорялись завоевателям, эти два полиса возглавили борьбу с, казалось бы, непобедимой армией царя Ксеркса и отстояли независимость страны.

В 478 г. Афины образовали Делосский морской союз равноправных полисов, который вскоре превратился в Афинскую морскую державу. Афины, нарушая принципы автаркии, стали вмешиваться во внутренние дела своих союзников, распоряжались их финансами, пытались устанавливать на территории других полисов свои законы, т. е. вели настоящую великодержавную политику. Афинская держава в пору ее расцвета представляла собой весьма значительную силу: в нее входило около 250 полисов. Возвышение Афин, их претензии на роль центра древнегреческой цивилизации были восприняты Спартой как вызов, в противовес был создан Пелопоннесский союз. К нему присоединились и мелкие, бедные полисы, и богатые, передовые в экономическом отношении Коринф и Мегары, которые тоже были обеспокоены растущим влиянием Афин.

В 431 г. до н.э. между двумя союзами началась жестокая, длительная война (27 лет), охватившая всю Грецию. Сначала перевес оказался на стороне Спарты, и решающую роль здесь сыграло не только то, что в ее распоряжении была прекрасно обученная, дисциплинированная армия. Спарта заключила договор со своими недавними противниками – персами и получила от них большую денежную помощь, пообещав за это отдать греческие города в Малой Азии. На персидское золото спартанцы построили свой флот и разгромили морские силы Афин. В 404 г. до н.э. Афины, осажденные войсками спартанцев, вынуждены были сдаться.

Победа Спарты над Афинами означала, в сущности, победу олигархии над демократией, которая установилась к тому времени в большинстве полисов. Правда, успех Спарты оказался недолговечным. Афины создали второй морской союз. Против спартанцев вели борьбу и Фивы – богатый и могущественный полис. В 317 г. до н.э. фиванская армия разбила спартанскую. Пелопоннесский союз распался. От Спарты отделились несколько давно принадлежащих ей областей, и теперь ее владения вновь ограничились пределами Лаконики.

Спарта, таким образом, была выведена из игры за гегемонию, но и попытки Фив, а потом Афин реализовать их великодержавные планы не привели ни к каким результатам.

Кризис полиса и кризис цивилизации

Поражение Спарты восстановило демократию в греческих полисах, вернуло им независимость, но возвращение к прежнему порядку вещей было лишь видимостью. Длительные кровопролитные Пелопоннесские войны ослабили не только Спарту, но и победившие полисы, а в итоге и всю Грецию. Но главное, полис еще в эпоху Пелопоннесских войн вступает в состояние кризиса.

IV в. до н.э. – это финал классической Греции, ее полисной системы, начало конца древнегреческой цивилизации в целом.

Первые попытки понять законы природы были, конечно, несовершенны с точки зрения современной науки, но важно другое: теории строения мира создавались не на основе мифов, а на основе научных знаний.

Мария НИКОЛАЕВА, ученица 10-го класса гимназии «Логос», Дмитров, Московская область

Спарта: определение, Греция и Пелопоннесская война

Спарта была воинским обществом в Древней Греции, которое достигло пика своего могущества после победы над конкурирующим городом-государством Афинами в Пелопоннесской войне (431-404 гг. до н.э.). Спартанская культура была сосредоточена на верности государству и военной службе. Спартанские мальчики проходили строгую государственную программу обучения, военной подготовки и социализации. В системе, известной как Агоге, упор делался на долг, дисциплину и выносливость. Хотя спартанские женщины не служили в армии, они были образованы и пользовались большим статусом и свободой, чем другие греческие женщины.

Жизнь Спарты

Спарта, также известная как Лакедемон, была древнегреческим городом-государством, расположенным в основном в регионе южной Греции под названием Лакония. Население Спарты состояло из трех основных групп: спартанцев, или спартиатов, которые были полноправными гражданами; илоты, или крепостные/рабы; и периэки, которые не были ни рабами, ни гражданами. Периеки, чье имя означает «окрестные жители», работали ремесленниками и торговцами и делали оружие для спартанцев.

Знаете ли вы? Слово «спартанец» означает сдержанный, простой, скромный и строгий. Слово «лаконичный», означающее «содержательный и лаконичный», происходит от спартанцев, которые ценили краткость речи.

Все здоровые граждане Спарты мужского пола участвовали в обязательной государственной системе образования Агоге, в которой особое внимание уделялось послушанию, выносливости, мужеству и самоконтролю. Спартанские мужчины посвятили свою жизнь военной службе и жили вместе во взрослой жизни. Спартанца учили, что верность государству превыше всего, включая семью.

Илоты, чье имя означает «пленники», были собратьями-греками, родом из Лаконии и Мессении, которые были завоеваны спартанцами и обращены в рабов. Образ жизни спартанцев был бы невозможен без илотов, которые выполняли все повседневные задачи и выполняли неквалифицированный труд, необходимый для поддержания функционирования общества: они были фермерами, домашней прислугой, медсестрами и военными.

Спартанцы, уступавшие по численности илотам, часто обращались с ними жестоко и деспотично, чтобы предотвратить восстания. Спартанцы унижали илотов, заставляя их напиться до изнурительного вина, а затем выставлять себя дураками на публике. (Эта практика также была предназначена для того, чтобы продемонстрировать молодым людям, что взрослый спартанец никогда не должен действовать, поскольку самообладание было ценной чертой. ) Методы жестокого обращения могли быть гораздо более экстремальными: спартанцам разрешалось убивать илотов за то, что они слишком умны или слишком умны. подходит, среди других причин.

Спартанские военные

В отличие от таких греческих городов-государств, как Афины — центра искусства, образования и философии — Спарта была сосредоточена на воинской культуре. Спартанским гражданам мужского пола разрешалось только одно занятие: солдат. Приобщение к такому образу жизни началось рано.

Спартанские мальчики начали свое военное обучение в возрасте 7 лет, когда они ушли из дома и поступили в Агоге. Мальчики жили общиной в суровых условиях. Они подвергались постоянным физическим соревнованиям (которые могли включать насилие), получали скудные пайки и ожидали, что они научатся красть еду, помимо других навыков выживания.

Мальчики-подростки, продемонстрировавшие наибольший лидерский потенциал, были отобраны для участия в Криптее, которая действовала как тайная полиция, основной целью которой было терроризировать население в целом илотов и убивать тех, кто нарушал порядок. В возрасте 20 лет спартанские мужчины становились полноценными солдатами и оставались на действительной службе до 60 лет.

Спартанские доспехи, щит и шлем

Ни один солдат не считался выше другого. Идя в бой, спартанский воин, или гоплит, носил большой бронзовый шлем, нагрудник и щитки на лодыжках, а также круглый щит из бронзы и дерева, длинное копье и меч. Спартанские воины также были известны своими длинными волосами и красными плащами.

Постоянная военная подготовка и дисциплина спартанцев сделали их искусными в древнегреческом стиле боя в построении фаланги. В фаланге армия действовала единым целым в сомкнутом, глубоком строю, совершала скоординированные массовые маневры.

Спартанские женщины 

Спартанские женщины имели репутацию независимо мыслящих женщин, обладавших большей свободой и властью, чем их коллеги по всей Древней Греции. Хотя они не играли никакой роли в армии, спартанки-женщины часто получали формальное образование, хотя и отдельно от мальчиков и не в школах-интернатах.

Частично для привлечения партнеров женщины участвовали в спортивных соревнованиях, включая метание копья и борьбу, а также пели и танцевали. Став взрослыми, спартанским женщинам было разрешено владеть имуществом и управлять им. Кроме того, они, как правило, не были обременены домашними обязанностями, такими как приготовление пищи, уборка и изготовление одежды, задачи, которые выполнялись илотами.

Брак был важен для Спартанцев, так как государство оказывало давление на людей, чтобы они имели детей мужского пола, которые вырастали, чтобы стать гражданами-воинами, и заменить тех, кто погиб в бою. Мужчин, откладывавших брак, публично пристыжали, а тех, у кого было несколько сыновей, можно было наградить.

При подготовке к замужеству спартанские женщины брили головы; после свадьбы они коротко стригли волосы. Супружеские пары обычно жили раздельно, так как мужчины до 30 лет должны были продолжать жить в коммунальных бараках. Чтобы увидеть своих жен в это время, мужьям приходилось ускользать ночью.

Упадок спартанцев

В 371 г. до н.э. Спарта потерпела катастрофическое поражение от фиванцев в битве при Левктре. Еще одним ударом в конце следующего года стал фиванский полководец Эпаминонд (ок. 418 г. до н. э. — 362 г. до н. э.), который возглавил вторжение на территорию Спарты и руководил освобождением мессенских илотов, находившихся в рабстве у спартанцев в течение нескольких столетий.

Спартанцы продолжали бы существовать, хотя и как второстепенная сила в течение длительного периода упадка. В 1834 году Оттон (1815-67), король Греции, приказал основать современный город Спарта на месте древней Спарты.

История древней Спарты | Live Science

Когда вы совершаете покупку по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.

Статуя Леонида была установлена ​​в 1968 году в Спарте, Греция. (Изображение предоставлено: html»>Anastasios71 | Shutterstock )

Спарта — город в Лаконии, на Пелопоннесе в Греции. В древности это был могущественный город-государство со знаменитыми боевыми традициями. Древние писатели иногда называли его Лакедемон, а его жителей — лакедемонянами.

Спарта достигла пика своего могущества в 404 г. до н.э. после победы над Афинами во второй Пелопоннесской войне. В период своего расцвета в Спарте не было городских стен; его жители, похоже, предпочитали защищать его людьми, а не минометами. Однако в течение нескольких десятилетий, после поражения от фиванцев в битве при Левктре, город оказался низведенным до «второсортной державы», статус, от которого он так и не оправился.

Доблесть и бесстрашие воинов Спарты на протяжении тысячелетий вдохновляли западный мир и даже в 21 веке нашли отражение в таких голливудских фильмах, как «300 спартанцев» и футуристической серии видеоигр «Halo» (где группа супер- воинов называют «спартанцами»).

Однако реальная история города намного сложнее, чем это представляется в популярной мифологии. Задача различения того, что о спартанцах реально, а что мифа, усложняется тем, что многие из древних рассказов были написаны неспартанцами. Таким образом, их нужно принимать с соответствующей долей скептицизма.

Руины древнего театра находятся недалеко от современного города Спарта, Греция. (Изображение предоставлено: Panos Karas Shutterstock )

Ранняя Спарта

Хотя город Спарта не был построен до первого тысячелетия до нашей эры, недавние археологические открытия показывают, что Спарта была важным местом по крайней мере, еще 3500 лет назад. В 2015 году дворцовый комплекс из 10 комнат, содержащий древние записи, написанные шрифтом, который археологи называют «линейным письмом Б», был обнаружен всего в 7,5 милях (12 км) от места, где был построен город Спарта. Во дворце также были обнаружены фрески, культовая чаша с головой быка и бронзовые мечи. [На фото: обнаружен спартанский храм и культовые артефакты]

Дворец сгорел в 14 веке до н. э. Предположительно существовал более старый спартанский город, расположенный где-то рядом с 3500-летним дворцом, но не там, где первое тысячелетие до н.э. Позднее была построена Спарта. Будущие раскопки могут показать, где находится этот старый город.

Неясно, сколько людей продолжало жить в этом районе после того, как дворец сгорел. Недавние исследования показывают, что засуха, продолжавшаяся три столетия, поразила Грецию примерно в то время, когда сгорел спартанский дворец.

Археологи знают, что где-то в раннем железном веке, после 1000 г. до н.э., четыре деревни — Лимны, Питана, Месоа и Киносура, расположенные рядом с будущим спартанским акрополем — объединились, чтобы образовать новую Спарту.

Историк Найджел Кеннелл пишет в своей книге «Спартанцы: новая история» (John Wiley & Sons, 2010), что расположение города в плодородной долине Еврота давало его жителям доступ к изобилию еды, чего не было у его местных соперников. . Даже название Спарта происходит от глагола, означающего «сею» или «сеять».

Хотя Спарта приложила усилия для консолидации своей территории в Лаконии, мы также знаем, что на этом раннем этапе жители города, похоже, гордились своими художественными способностями. Спарта была известна своей поэзией и глиняной посудой, ее изделия были найдены в таких отдаленных местах, как Кирена (в Ливии) и на острове Самос, недалеко от побережья современной Турции. Исследователь Константинос Копаниас отмечает в журнальной статье 2009 года, что вплоть до шестого века до нашей эры в Спарте, похоже, была мастерская по изготовлению слоновой кости. На сохранившихся изделиях из святилища Артемиды Орфии в Спарте изображены птицы, мужские и женские фигуры и даже «древо жизни» или «священное дерево».

Поэзия была еще одним важным ранним достижением Спарты. «На самом деле у нас больше свидетельств поэтической деятельности в Спарте в седьмом веке, чем в любом другом греческом государстве, включая Афины», — пишет историк Честер Старр в главе книги «Спарта» (Edinburgh University Press, 2002).

В то время как большая часть этой поэзии сохранилась в фрагментарной форме, а некоторые из них, например, из Тиртея, отражают развитие боевых ценностей, которыми прославилась Спарта, есть также работы, которые, кажется, отражают общество, заинтересованное в искусстве, а не чем просто война.

Выделяется этот отрывок из поэта Алкмана, сочиненный им для спартанского праздника. Это относится к девушке из хора по имени «Агидо». Алкман был спартанским поэтом, жившим в седьмом веке до нашей эры.

Есть такая вещь, как возмездие богов. Счастлив тот, кто в здравом уме плетет день без слез. Я воспеваю свет Агидо. Я вижу это как солнце, которое Агидо призывает явиться и засвидетельствовать нам. Но славная хормейстерша запрещает мне ни хвалить ее, ни порицать. Ибо она кажется выдающейся, как если бы среди пасущегося стада поместили прекрасную лошадь, призера с гулкими копытами, одну из грез, обитающих под скалой…

(Перевод Глории Феррари, из Алкмана и Космоса Спарты , Университет Чикагской Прессы, 2008)

Война с Мессением и подчинением

Ключевое событие на пути Спарты к становлению милитистического общества было его конквингом

. земли Мессении, расположенной к западу от Спарты, и превращения ее подданных в илотов (рабов).

Кеннелл указывает, что это завоевание, по-видимому, началось в восьмом веке до нашей эры, а археологические данные из города Мессена показывают, что последние свидетельства проживания были в восьмом и седьмом веках до нашей эры, до того, как начался период дезертирства.

Включение народа Мессении в состав рабского населения Спарты имело важное значение, поскольку оно предоставило Спарте «средства для содержания ближайшей к постоянной армии в Греции, — пишет Кеннелл, — освобождая всех своих взрослых граждан мужского пола от необходимости для ручного труда».

Удерживание под контролем этого населения рабов было проблемой, с которой Спартанцы столкнулись бы на протяжении столетий, применяя очень жестокие методы. Писатель Плутарх (который жил в 46-120 годах нашей эры) утверждал, что спартанцы использовали то, что мы могли бы назвать эскадронами смерти.

«Магистраты время от времени отправляли в страну наиболее благоразумных молодых воинов, вооруженных только кинжалами и теми припасами, которые были необходимы. места, где они прятались и лежали тихо, а ночью они вышли на дороги и убили всех илотов, которых поймали».

(Перевод Бернадота Перрена из цифровой библиотеки Персея)

Спартанская поэзия, написанная в седьмом веке до н.э. также намекает на переход к более воинственному обществу. Тиртей пишет:

Вот мужество, лучшее достояние человечества, вот самая благородная награда, которую может завоевать молодой человек, и хорошо, что его город и все люди разделяют с ним, когда человек твердо стоит на ногах и стоит на передовые копья безжалостно, все мысли о грязном бегстве полностью забыты, и он хорошо приучил свое сердце быть стойким и терпеливым, и словами ободряет человека, который находится рядом с ним. Вот человек, доказавший свою доблесть на войне…

(Перевод Ричмонда Латтимора, из книги «Греческая лирика», University of Chicago Press, 1960)

Спартанская система обучения система обучения граждан, готовившая городских детей к суровости войны.

«В семь лет спартанского мальчика забрали у матери и воспитывали в казармах на глазах у старших мальчиков», — пишет профессор Университета Вирджинии Дж. Э. Лендон в своей книге «Солдаты и призраки: история сражений в классической древности» ( Издательство Йельского университета, 2005). «Мальчиков пороли, чтобы внушить уважение ( аидос ) и послушание; они были плохо одеты, чтобы сделать их крепкими; и их морили голодом, чтобы сделать их невосприимчивыми к голоду …»

Если они слишком голодали, мальчиков поощряли к краже (как способ улучшить свою скрытность), но наказывали, если их ловили. 

Спартанцы. тщательно обучались и продвигались по этой системе обучения до 20 лет, когда им разрешалось присоединиться к общественной столовой и, следовательно, стать полноправным гражданином сообщества.От каждого члена столовой ожидалось, что он обеспечит определенное количество продуктов питания и продолжит обучение. строго

Над теми, кто не мог сражаться из-за инвалидности, спартанцы издевались. «Из-за своих крайних норм мужественности спартанцы проявляли суровость к тем, кто был неспособен, в то же время вознаграждая тех, кто был способен, несмотря на их недостатки», — написал Уолтер Пенроуз-младший, профессор истории в Государственном университете Сан-Диего, в статье. опубликовано в 2015 году в журнале «Классический мир».

Младенцы, признанные старейшинами Спарты инвалидами, могут быть убиты.

«Отец не имеет права воспитывать потомство, но он должен отвести его в место, называемое Леще, где старейшины того же племени, сидя в качестве судей, внимательно осматривают ребенка. Если он силен и здоров телом , они приказывают, чтобы он был поднят, и они назначают ему надел земли из 9000 участков, Если он дурно рожден и уродлив, они бросают его в яму в месте, называемом Апотеты, ниже горы Тайгет, как это лучше ни для него, ни для города, чтобы остаться в живых, так как с самого начала у него нет хорошего начала к тому, чтобы стать здоровым и сильным», — писал Плутарх, греческий писатель, живший в первом веке нашей эры (перевод Уолтера Пенроуза-младшего)

Спортсменки

Девочки, хотя и не обучались военному делу, должны были тренироваться физически. «Физическая подготовка считалась столь же важной для женщин, как и для мужчин, и девушки принимали участие в гонках и испытаниях силы», — пишет Сью Бланделл в своей книге «Женщины в Древней Греции» (Harvard University Press, 1995). Это включало бег, борьбу, метание диска и копья. «Они также научились управлять лошадьми; они вели повозки в процессиях и на Гиацинтии, празднике Аполлона и Гиацинта, они мчались на колесницах с двумя лошадьми».

Спартанка даже участвовала в Олимпийских играх, по крайней мере, в гонках на колесницах, согласно древним писателям. В пятом веке до нашей эры спартанская принцесса по имени Киниска (также пишется Киниска) стала первой женщиной, выигравшей на Олимпийских играх.

«Она была чрезвычайно амбициозна, чтобы добиться успеха на Олимпийских играх, была первой женщиной, разводившей лошадей, и первой, одержавшей олимпийскую победу. После Киниски другие женщины, особенно женщины из Лакедемона, одерживали олимпийские победы, но ни одна из них. был более прославлен своими победами, чем она», — писал древний писатель Павсаний, живший во втором веке нашей эры (перевод W. H.S. Jones и H.A. Ormerod).

Нагота, еда и равенство среди спартанцев

Некоторые древние греки считали, что спартанские мужчины были первыми, кто начал раздеваться догола в тренажерном зале и во время спортивных соревнований, отмечает профессор Дартмута Пол Кристесен в статье, опубликованной в книге «Компаньон по спорту». и Зрелище в греческой и римской древности» (John Wiley & Sons, 2014). Спартанские женщины, вероятно, не участвовали в публичной наготе.

«Спартанцы были первыми, кто раздевался догола и открыто раздевался и мазался маслом после занятий спортом нагишом», — писал греческий писатель Фукидид в пятом веке до нашей эры. (перевод Пола Кристесена). Фукидид также писал, что спартанцы предпочитали одеваться скромно и что «более богатые граждане вели себя так, чтобы, насколько это возможно, ставить их в равное положение с населением в целом». (перевод Пола Кристесена)

Спартанская поэзия также показала стремление к равенству среди мужчин-спартанцев. Это стремление к некоторому уровню равенства применимо к таким простым вещам, как тарелка супа. «А я дам тебе чашу-треногу… Она еще не была на костре, но скоро будет полна супа, такого, какой Алкман, который ест все, любит горячее после солнцестояния: он не ест любые кондитерские изделия, но ищет обычную, доступную пищу, как и люди», — говорится в стихотворении Алкмана. (перевод Николаса Ботерфа)

Цари Спарты

Спарта со временем разработала систему двойного царствования (одновременное правление двух царей). Их власть уравновешивалась избранным советом эфоров (которые могут служить только один годичный срок). Существовал также Совет старейшин (Герусия), каждый член которого был старше 60 лет и мог служить пожизненно. Общее собрание, состоявшее из каждого гражданина, также имело возможность проголосовать за закон.

В древних источниках часто упоминается легендарный законодатель Ликург, создавший основу для спартанского права. Однако Кеннелл отмечает, что он, вероятно, никогда не существовал и на самом деле был мифическим персонажем.

Война с Персией

Первоначально Спарта не решалась вступать в бой с Персией. Когда персы угрожали греческим городам в Ионии, на западном побережье современной Турции, греки, жившие в тех районах, отправили в Спарту эмиссара с просьбой о помощи. Спартанцы отказались, но пригрозили царю Киру, сказав ему оставить греческие города в покое. «Он не должен был причинять вреда ни одному городу на греческой территории, иначе его накажут лакедемоняне», — писал Геродот в пятом веке до нашей эры.

Персы не послушались. Первое вторжение Дария I произошло в 492 г. до н.э. и был отбит преимущественно афинскими войсками в битве при Марафоне в 490 г. до н.э. Второе вторжение было предпринято Ксерксом в 480 г. до н.э., персы пересекли Геллеспонт (узкий пролив между Эгейским и Черным морями) и двинулись на юг, приобретая по пути союзников.

Спарта и один из их царей, Леонид, стали главой антиперсидской коалиции, которая в конечном итоге сделала злополучный бой в Фермопилах. В Фермопилах, расположенных у побережья, был узкий проход, который греки заблокировали и использовали, чтобы остановить продвижение Ксеркса. Древние источники указывают, что Леонид начал битву с несколькими тысячами воинов (включая 300 спартанцев в ее основе). Он столкнулся с персидской силой, во много раз превышающей ее численность.

После шпионажа за силами Спартанцев и ожидания того, сдадутся ли они, Ксеркс приказал атаковать. «Мидийцы бросились вперед и атаковали греков, но пали в огромном количестве; другие, однако, заняли места убитых и не были отбиты, хотя и понесли страшные потери. Таким образом, всем стало ясно, и особенно царю, что, хотя у него было много воинов, у него было очень мало воинов. Борьба, однако, продолжалась в течение всего дня», — писал Геродот. (Перевод Джорджа Роулинсона)

После того, как эта разбитая армия отступила, Ксеркс послал элитный отряд под названием «Бессмертные» вслед за спартанцами, но они тоже потерпели неудачу. Геродот отметил боевую тактику, которую использовали спартанцы.

«Лакедемоняне сражались достойным внимания образом и показали себя в бою гораздо более искусными, чем их противники, часто поворачиваясь спиной и делая вид, что все они улетают, на что варвары бросались за ними с большим шум и крик, когда спартанцы при их приближении оборачивались и встречали преследователей, таким образом уничтожая огромное количество врагов».

В конце концов грек показал Ксерксу проход, который позволил части персидских сил перехитрить греков и атаковать их с обоих флангов. Леонид был обречен. Многие из войск, которые были с Леонидом, отступили (возможно, потому, что им приказал спартанский царь). Согласно Геродоту, феспийцы решили остаться с 300 спартанцами по своей воле. Затем Леонид сделал свой роковой выбор и «доблестно пал, сражаясь вместе со многими другими знаменитыми спартанцами», пишет Геродот.

В конечном итоге персы уничтожили почти все спартанские войска. Илоты, которых привели с собой спартанцы, также были убиты. Персидская армия двинулась на юг, разграбив Афины и угрожая прорваться на Пелопоннес. Победа греческого флота в битве при Саламине остановила этот подход, персидский царь Ксеркс вернулся домой и оставил позади армию, которая позже будет уничтожена. Греки во главе с уже мертвым Леонидом одержали верх.

На этой карте показаны стратегии Спарты и ее союзников во время Пелопоннесской войны. (Изображение предоставлено общественным достоянием)

Пелопоннесская война

Когда угроза со стороны персов отступила, греки возобновили соперничество между городами. Двумя самыми могущественными городами-государствами были Афины и Спарта, и напряженность между ними обострилась в течение десятилетий после их победы над Персией.

В 465/464 г. до н.э. в Спарте произошло сильное землетрясение, и илоты воспользовались ситуацией, чтобы поднять восстание. Ситуация была настолько серьезной, что Спарта обратилась за помощью к союзным городам. Однако, когда прибыли афиняне, спартанцы отказались от их помощи. Это было воспринято в Афинах как оскорбление и поддержало антиспартанские взгляды.

Битва при Танагре, произошедшая в 457 г. до н.э., ознаменовала период конфликта между двумя городами, который время от времени продолжался более 50 лет. Временами казалось, что Афины имеют преимущество, например, в битве при Сфактерии в 425 г. до н.э. когда, поразительно, 120 спартанцев сдались.

«Ничто из происшедшего на войне так не удивляло эллинов, как это. Было мнение, что ни сила, ни голод не заставят лакедемонян бросить оружие, но что они будут сражаться, как смогут, и умрут вместе с ними в их руки», — писал Фукидид (460–439 гг.5 г. до н.э.). (Перевод Дж. М. Дента через цифровую библиотеку Персея)

Были также периоды, когда Афины были в беде, например, в 430 г. до н.э., когда афиняне, которые были забиты за своими городскими стенами во время спартанского нападения, пострадали от чумы, которая убила многих людей, включая их лидера Перикла. Было предположение, что чума на самом деле была древней формой вируса Эбола.

В конечном итоге конфликт между Спартой и Афинами разрешился на море. Хотя афиняне имели военно-морское преимущество на протяжении большей части войны, ситуация изменилась, когда человек по имени Лисандр был назначен командующим флотом Спарты. Он искал персидскую финансовую поддержку, чтобы помочь спартанцам построить свой флот.

Он убедил персидского принца по имени Сайрус дать ему деньги. Князь «привез с собой, сказал он, пятьсот талантов; если этой суммы окажется недостаточно, он воспользуется своими собственными деньгами, которые дал ему отец; а если и этого окажется недостаточно, он дойдет до разрушить трон, на котором он сидел, сделанный из серебра и золота», — писал Ксенофонт (430–355 до н. э.). (Перевод Карлтона Браунсона из цифровой библиотеки Персея)

При финансовой поддержке Персии Лисандр построил свой флот и обучил своих моряков. В 405 г. до н.э. он вступил в бой с афинским флотом у Эгоспотами, на реке Геллеспонт. Ему удалось застать их врасплох, одержав решительную победу и перерезав Афинам поставку зерна из Крыма.

Теперь Афины были вынуждены заключить мир на условиях Спарты. Им пришлось разрушить свои стены, ограничить свою деятельность Аттикой и (как позднее приказал Лисандр) подчиниться правлению группы из 30 человек, позже названной «тридцатью тиранами».

«Пелопоннесцы с большим энтузиазмом начали рушить стены [Афин] под музыку флейтисток, думая, что этот день был началом свободы для Греции», — писал Ксенофонт.

Спарта была сейчас на пике своего могущества.

Падение власти

Серия событий и ошибок привела Спарту из выдающейся силы в Эгейском море к второсортной державе.

Вскоре после победы спартанцы повернулись против своих персидских сторонников и начали безрезультатную кампанию в Турции. Затем в последующие десятилетия спартанцы были вынуждены вести кампании на нескольких фронтах.

В 385 г. до н.э. спартанцы столкнулись с мантинейцами и использовали наводнения, чтобы разрушить их город. «Нижние кирпичи размокли и не выдержали тех, что над ними, стена начала сначала трескаться, а потом прогибаться», — писал Ксенофонт. Город был вынужден сдаться перед этим неортодоксальным натиском.

Спартанская гегемония подверглась новым испытаниям. В 378 г. до н.э. Афины сформировали вторую военно-морскую конфедерацию, группу, которая бросила вызов спартанскому господству на морях. Однако в конечном итоге падение Спарты произошло не из-за Афин, а из-за города под названием Фивы.

Подстрекаемые спартанским царем Агесилаем II, отношения между двумя городами становились все более враждебными, и в 371 г. до н.э. при Левктре произошло ключевое сражение.

«Власть Лакедемона была разбита Фивами на поле Левктры. Хотя Фивы были союзником Спарты во время долгой Пелопоннесской войны, Фивы стали путеводной звездой сопротивления, когда победившая Спарта, в свою очередь, стала разгневанным тираном», — пишет Лендон. Он отмечает, что после заключения мира с Афинами в 371 г. до н. э. Спарта обратила свое внимание на Фивы.

При Левктре «по неясным причинам спартанцы разместили свою кавалерию впереди своей фаланги. Лакедемонская кавалерия была бедна, потому что хорошие спартанские воины все еще настаивали на том, чтобы служить гоплитами [пехотинцами]», — пишет он. «У фиванцев, напротив, были старые кавалерийские традиции, и их превосходные лошади, сильно натренированные в недавних войнах, быстро разбили спартанскую кавалерию и оттеснили ее обратно в фалангу, нарушив ее порядок».

С беспорядком в рядах спартанцев началась резня.

«Клеомброт, сражавшийся фалангой, как это делали спартанские короли, был повержен и вынесен из битвы», — пишет Лендон. «Вскоре в бою погибли и другие ведущие спартанцы». Говорят, что фиванский полководец Эпаминонд крикнул: «Дайте мне один шаг, и мы одержим победу!»

Так, по-видимому, и произошло. Лендон пишет, что «фиванцы отбросили спартанцев назад на один роковой шаг и тогда обезглавленные спартанцы обратились в бегство, а с ними и их союзники. Из семисот полноправных спартанцев в битве четыреста погибли…»

Фиванцы устремились на юг, заручившись поддержкой местных жителей и освободив Мессению, лишив спартанцев большей части их илотского труда. Спарта так и не оправилась от потерь как спартанских жизней, так и рабского труда. Как пишет Кеннелл, город стал теперь «второсортной державой» и никогда больше не восстановит былую силу.

Более поздняя история

В последующие века Спарта, в своем урезанном состоянии, оказалась под властью различных держав, включая Македонию (в конце концов во главе с Александром Македонским), Ахейский союз (конфедерация греческих городов) и, позднее , Рим. В этот период упадка спартанцы были вынуждены впервые построить городскую стену.

Были попытки вернуть Спарте былую военную мощь. Спартанские цари Агис IV (244–241 гг. до н. э.), а затем Клеомен III (235–221 гг. до н. э.) провели реформы, отменившие долги, перераспределившие землю, позволившие иностранцам и негражданам стать спартанцами и в конечном итоге расширившие число граждан примерно до 4000 человек. Хотя реформы принесли некоторый уровень обновления, Клеомен III был вынужден передать город под контроль ахейцев. Ахейский союз, в свою очередь, вместе со всей Грецией в конце концов перешел к Риму.

Но, пока Рим контролировал регион, жители Спарты никогда не забывали свою историю. Во втором веке нашей эры греческий писатель Павсаний посетил Спарту и отметил наличие большого рынка.

«Самая поразительная особенность на рыночной площади — это портик, который они называют персидским, потому что он был сделан из трофеев, захваченных в персидских войнах. Со временем они изменили его, и он стал таким же большим и великолепным, как сейчас. На столбах беломраморные фигуры персов…» — писал он. (Перевод WHS Jones и H.A. Omerod через цифровую библиотеку Perseus)

Он также описывает гробницу, посвященную Леониду, который к этому моменту умер 600 лет назад в Фермопилах.

«Напротив театра две гробницы: первая — Павсания, полководца в Платеях, вторая — Леонида. Каждый год они произносят над ними речи и устраивают состязания, в которых могут участвовать только спартанцы». он написал. «Там установлена ​​плита с именами и именами их отцов тех, кто выдержал битву при Фермопилах против персов».

Современные руины

Спарта продолжалась в Средние века и, действительно, никогда не была потеряна. Сегодня рядом с античными руинами стоит современный город Спарта с населением более 35 000 человек.

О руинах древней Спарты историк Кеннелл пишет, что сегодня с уверенностью можно идентифицировать только три места: «святилище Артемиды Орфии у Еврота [реки], храм Афины Халкиока («из Бронзового Дома» ) на акрополе и раннеримский театр прямо под ним».

Действительно, еще древний писатель Фукидид предсказывал, что руины Спарты не будут выделяться.

«Предположим, например, что город Спарта должен был стать заброшенным и что остались только храмы и фундаменты зданий, я думаю, что будущим поколениям, по прошествии времени, было бы очень трудно поверить, что это место было действительно был таким могущественным, каким его представляли». (Из книги Найджела Кеннелла «Спартанцы: новая история»)

Но Фукидид был прав только наполовину. Хотя руины Спарты могут быть не такими впечатляющими, как Афины, Олимпия или ряд других греческих достопримечательностей, истории и легенды о спартанцах продолжают жить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *