Тарифы на грузоперевозки по железной дороге с 2023 года
Цены на перевозки грузов по железной дороге существенно выросли, в таких условиях участники рынка нуждаются в поддержке, для этого следует вводить скидки и дифференциацию тарифов. Такое мнение в беседе с «Известиями» 23 сентября выразил финансовый аналитик группы компаний CMS Владимир Сагалаев.
«Стоимость перевозок грузов по железной дороге повысилась многократно, так как цены и тарифы, а также ставки аренды на грузовые железнодорожные вагоны выросли. В 2022 году тарифы ОАО «РЖД» уже дважды были проиндексированы на рекордную величину в размере 7,7% в начале года, а с 1 июня — на 11%. Теперь ОАО «РЖД» планирует повысить стоимость грузовых железнодорожных перевозок на 9,8% с 1 января 2023 года. Данное повышение тарифов объясняется растущей инфляцией и обеспечением выполнения инвестиционной программы РЖД», — отметил эксперт.
По его словам, на рост стоимости грузоперевозок также повлияла и глобальная конъюнктура замедления мировой экономики, и нарушение логистических цепочек по всему миру.
Как указал Сагалаев, повышение железнодорожных тарифов приводит к увеличению финансовой нагрузки на производства и несет сильнейший урон по целому ряду отраслей, зависящих от грузоперевозок, которые и так несут сейчас масштабные убытки из-за санкций. А к концу 2022 года тарифы на перевозки, скорее всего, продолжат расти, хоть и малыми темпами.
«В связи с этим многие участники грузоперевозок попросили скидки и дифференциацию тарифов по временам года. Это обоснованное решение позволит снизить финансовую нагрузку участников рынка грузоперевозок и целому ряду отраслей. Ведь, например, промышленность стройматериалов и цементная носит сезонный характер», — пояснил специалист.
Он также обратил внимание на то, что повышение тарифов ОАО «РЖД» отражается и на конечном потребителе. Так, например, составляющая себестоимости в недорогих товарах, таких как одежда, обувь, канцелярия, может доходить до 80% от стоимости перевозки.
«Учитывая всё это, скидки и дифференциация тарифов просто необходимы, чтобы поддержать участников грузоперевозок в сложное время. Ведь это может отразиться и на самих грузоперевозчиках, у промышленности не будет финансовых резервов для выживания зимой. В связи с этим объемы транспортируемых грузов могут сократиться из-за банкротства большого числа мелких участников перевозок или в связи со снижением производства», — добавил Сагалаев.
Ранее в этот день стало известно, что крупнейший в России производитель цемента «Евроцемент» обратился в правительство с просьбой рассмотреть возможность введения скидок на грузовые перевозки строительных материалов предстоящей зимой. Как сообщает РБК со ссылкой на письмо гендиректора компании Вячеслава Шматова вице-премьеру Марату Хуснуллину, такая необходимость обусловлена повышением тарифов с 2023 года.
Автор инициативы считает необходимым разделить тарифы на грузовые железнодорожные перевозки строительных грузов на две категории в зависимости от сезона — летние и зимние. В холодный сезон предлагается предоставлять компаниям скидку на перевозку продукции, поскольку зимой деловая активность обычно снижается. В результате падают объемы закупок материалов для строительства, пояснила «Газета.Ru».
Ранее в августе в Минпромторге России заявили о подготовке перечня товаров, которые можно будет ввозить европейскими фурами в РФ, после того как будет введен запрет на их проезд. Например, в перечень исключений планируется включить продукцию фармацевтической и медицинской промышленности, а также скоропортящиеся и требующие особых условий хранения грузы. Также, по данным «Известий», европейские фуры с молочной, пищевой, медицинской и фармацевтической продукцией, алкоголем и другими товарами должны будут въезжать в Россию без перегрузки товаров.
Правительство РФ изучает возможность ограничения въезда на территорию страны для европейских перевозчиков. По планам импорт, который они повезут, будет перегружаться на границе. Запрет может быть введен уже с 1 октября.
Оформление детского билета на поезд
При путешествии с ребенком чрезвычайно важно знать, как купить детский жд билет, как правильно его оформить и какова стоимость данного билета на поезд. На нашем сайте вы можете приобрести детские железнодорожные билеты для детей от 0 до 5 лет и от 5 до 10 лет. ОАО РЖД устанавливает следующии правила при заказе детских билетов на поезд:
Скидки и льготы
РЖД предусматривает две категории льгот при приобретении детских билетов — это билеты для детей от 0 до 5 лет и от 5 до 10 лет.
На ребенка до 5 лет в сопровождении взрослого может быть оформлен бесплатный билет без занятия отдельного места, либо, по желанию, билет с предоставлением места, со скидкой, как для ребенка от 5 до 10 лет. Для того, чтобы воспользоваться данной льготой, ребенку на момент поездки должно быть менее 5 лет (не включительно). В случае, если со взрослым едет более чем один ребенок до 5 лет, на второго и последующего должны быть оформлены детские билеты с предоставлением отдельного места.
Для детей от 5 до 10 лет могут быть приобретены железнодорожные билеты с предоставлением места по стоимости 35% от цены взрослого билета, т.е. скидка составляет 65% для обычных вагонов. Для вагонов более высокого класса, скидка состит 50%. Данные скидки действуют только по отношению к жд билетам на поезда курсирующих внутри России. Для поездов, осуществляющих перевозки, в международном сообщении данная скидка на билеты работает только для участка на территории России, для территории иностранного государства действуют свои льготы на детские билеты (к примеру, для стран СНГ или балтии это около 30-50% стоимости билета взрослого).
Ребенку 10 лет и старше должен пиобретаться обыкновенный жд билет.
Правила проезда детей в поездах РЖД
Дети в возрасте до 10 лет не имеют права проезда в поездах РЖД без сопровождения взрослых, исключение составляют дети, добираюшихся железнодорожным транспортом до мест учебы.
Дети в возрасте после 10 лет имеют право ездить на поезде самостоятельно, а с 14 лет, при наличии паспорта, приобретать билеты на поезда.
На ребенка, путешествующего на поезде, в сопровождении ответственного лица или родственника, должна быть оформлена доверенность, заверенная нотариусом, от лица обоих родителей.
Документы необходимые для приобретения детского билета и путешествия с ребенком
Проезд ребенка по территории Росси возможен только при наличии свидетельства о рождении или заграничного паспорта, а для детей старше 14 лет — еще и при наличии паспорта гражданина РФ.
Если ребенок не является гражданином России, свидетельство о рождении иностранного государства билет приобретается как по Иностранному паспорту(документу).
Правила пересечения границы РФ несовершеннолетним пассажиром
Пересекать границу РФ несовершеннолетний ребенок может при наличии действующего загранпаспорта, либо будучи вписанным в загранпаспорт родителя. В возрасте старше 7 лет обязательно фотография, а при поездке в Калининград транзитом через Литву фотография обязательно для детей любого возраста.
Ребенок выезжающий за границу РФ без сопровождения родителей, опекунов, усыновителей, попечителей должен иметь при себе нотариально заверенную доверенность от перечисленных лиц с перечислением стран посещения. В случае, если ребенок является учащимся воспитательных учреждений социальной защиты (и подобных учреждений) и опекун не назначен, данная роль выполняется руководством данного учреждения, соответственно необходима заверенная у нотариуса согласия от администрации данного учебного учреждения на имя руководителя группы.
Учитывайте также требования к перевозке детей на поезде ЖД тех стран, в которые вы планируете поездку.
Пассажирские перевозки – Анализ результатов деятельности – Обзор деятельности – Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2019 год
Основной задачей ОАО «РЖД» является обеспечение всех регионов России доступными пассажирскими перевозками. Наряду с пригородными перевозками, включающими мультимодальные маршруты, Компания развивает дальнемагистральные пассажирские перевозки, в том числе высокоскоростные и сверхскоростные перевозки между мегаполисами.
ОАО «РЖД» осуществляет дальние и пригородные перевозки в 77 и 66 регионах России соответственно.
В дальнемагистральном сегменте Компания стремится обеспечить все регионы России доступными пассажирскими перевозками. Особое внимание уделяется развитию высокоскоростного и сверхскоростного транспорта для поощрения поездок между крупными мегаполисами.
В пригородном сегменте ОАО «РЖД» сосредоточено на разработке доступной высокоскоростной альтернативы легковым автомобилям и общественным автобусам в крупных мегаполисах.
В соответствии с Долгосрочной программой развития Компания намерена полностью поддерживать объем социально значимых перевозок, в том числе за счет реализации инициатив на Дальнем Востоке России.
В 2019 году пассажироперевозки Компании достигли максимума за одиннадцать лет и составили почти 1,2 млрд человек (на 3,5% больше, чем в прошлом году). Рост как пригородных, так и дальнемагистральных перевозок был обусловлен запуском новых услуг, модернизацией подвижного состава, повышением скорости, качества и доступности обслуживания.
В 2019 году дальнемагистральный пассажирооборот ОАО «РЖД» вырос на 3% г/г до 99,1 млрд пкм, перевезено более 116,5 млн пассажиров (на 5,6% г/г).
Пригородный пассажирооборот вырос на 3,5% г/г до 34,3 млрд пкм, перевезено 1 081,3 млн пассажиров (на 3,3% г/г).
Рост количества перевезенных пассажиров отчасти обусловлен запуском Московских центральных диаметров и увеличением использования МЦК.
Обновление подвижного состава
В 2019 году Компания приобрела 572 новых пассажирских вагона, в том числе 257 инновационных пассажирских вагонов (рост в 3,9 раза за аналогичный период прошлого года), из них 154 двухэтажных (рост в 2,4 раза за аналогичный период прошлого года). Мы также приобрели 199 новых автомобилей «Ласточка» (рост на 10,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), 33 из которых работают на электричестве.
Последние приспособлены для людей с ограниченной подвижностью, пассажиров с детьми, велосипедов и колясок.
В 2019 году Компания также приобрела 50 новых полувагонов (модель 2019 года) с улучшенным оснащением. Все места в этих поездах оборудованы держателями для занавесок, чтобы пассажиры могли чувствовать себя в безопасности.
Также приобретено 158 вагонов в составе 19 поездов пригородного сообщения. Обновление пригородного подвижного состава позволило удовлетворить спрос на этот вид перевозок в регионах России.
На полях Петербургского международного экономического форума в июне 2019 года ОАО «РЖД» подписало соглашение с компаниями Siemens Mobility GmbH и «Уральские локомотивы» на закупку дополнительных электропоездов «Сапсан». Тринадцать новых десятивагонных одновольтных поездов «Сапсан» будут курсировать между Москвой и Санкт-Петербургом. Их поставка и ввод в эксплуатацию начнутся в сентябре 2022 года.
Основные направления пассажирских перевозок ОАО «РЖД»Показатель | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | Изменение г-к-г, % | 90 049
---|---|---|---|---|---|---|
Пассажирооборот, млрд пкм | 120,4 | 124,5 | 122,9 | 129,4 90 056 | 133,4 | 3,1 |
Пригородный транспорт | 30,9 | 31,0 | 31,9 | 33,1 | 34,3 | 3,5 | Дальние перевозки | 89,5 | 93,5 | 91,0 | 96,3 | 99,1 | 3,0 |
в том числе скоростные и сверхскоростные поезда | 3,7 | 4,6 | 6,1 | 7,3 | 7,9 | 8,0 |
Перевезено пассажиров, млн чел. 054 1 117,9 | 1 157,2 | 1 197,8 | 3,5 | Пригородный транспорт | 922,5 | 935,6 | 1 015,7 | 1 046,9 | 1 081,3 | 3,3 |
Дальние перевозки | 97,9 | 101,4 | 102,2 | 110,3 | 116,5 | 5,6 |
в том числе высокоскоростные и сверхскоростные поезда | 7,7 | 9,2 | 12,4 | 15,6 | 17,1 | 9,9 |
133,4 млрд пкм
пассажирооборот в 2019 г. +3,1% г-к-гУслуги пригородных перевозок оказывают 25 пригородных пассажирских компаний (ППК), соучредителями которых являются ОАО «РЖД», региональные органы исполнительной власти, частные инвесторы и «Аэроэкспресс». РЖД принадлежит более 50%.
Государственная поддержка пригородных перевозок в виде возмещения затрат на инфраструктуру и коэффициента дисконта 0,01 позволяет установить стоимость проезда на социально доступном уровне. В 2019 году, большинство регионов предпочли не повышать тарифы на железнодорожные перевозки.
Развитие пригородных перевозок
Московское центральное кольцо и Московские центральные диаметры — прекрасный пример того, как эффективно можно интегрировать пригородные железные дороги в городскую среду. Полученное в результате увеличение пропускной способности, снятие нагрузки с существующей системы общественного транспорта, удобные пересадки, единая система продажи билетов и навигация по Московскому транспортному узлу говорят в пользу развития подобных проектов в других регионах страны.
Быстро развивающийся региональный проект «Городская электричка» получил положительные отзывы пассажиров. Проект охватил 12 агломераций: Москву, Красноярск, Уфу, Ростов-на-Дону, Тамбов, Воронеж, Волгоград, Калининград, Казань, Тюмень, Владивосток и Нижний Новгород.
В марте 2019 года Городская электричка Красноярска внесла весомый вклад в обеспечение транспортной доступности спортивных объектов в период проведения Универсиады. Поезда обслужили более 20 000 жителей и гостей города.
1 июня 2019 года во Владивостоке запущен городской пригородный поезд.
Прогресс мультимодальных маршрутов и хабов в 2019 году
Наиболее удачным подходом к интеграции городских пассажирских систем является создание транспортно-пересадочных узлов, где пассажиры могут переключаться между железнодорожным и другими видами городского и пригородного транспорта. Новые хабы доступны для людей с ограниченной подвижностью и отвечают всем современным требованиям.
В 2019 году семь пригородных пассажирских компаний запустили 14 новых мультимодальных маршрутов. В настоящее время существует 120 мультимодальных пригородных маршрутов, обслуживаемых 14 компаниями.
За год в пригородных поездах перевезено1 081,3 млн пассажиров
+3,3% г/г Показатели МЦК в 2019 годуВ 2019 году МЦК перевез 147,5 млн пассажиров, рост на 13,8% г-о-г. Среднесуточная посещаемость превысила 405 000 человек, а 25 декабря был достигнут рекордный показатель в более чем 580 000 пассажиров. В 2019 году растущая популярность МЦК потребовала увеличения пропускной и провозной способности. Интервалы были сокращены до четырех минут в часы пик и до восьми минут в остальное время (первоначально поезда прибывали каждые шесть минут в часы пик и каждые двенадцать минут в непиковые часы в будние дни, а в выходные эти интервалы составляли восемь минут). и 15 минут соответственно). Ожидается, что расчетная суточная пропускная способность поездов увеличится на 36% в будние дни и на 40% в выходные и праздничные дни.
Пассажирооборот в дальнем сообщении составил 99,1 млрд пкм, что на 3% больше, чем годом ранее. Пассажиропоток увеличился на 5,6% до 116,5 млн. человек.
Услуги дальнемагистральных перевозок оказывают шесть перевозчиков: Федеральная пассажирская компания, ТК «Гранд Сервис Экспресс», «Тверской экспресс», «ТрансКлассСервис», «Сахалинская пассажирская компания» и Дирекция скоростных перевозок (филиал ОАО «РЖД»).
В 2019 году доля дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД» в дальнемагистральных пассажирских перевозках снизилась до 93,8% (снижение на 0,8 п.п.). Частные перевозчики увеличили свою долю рынка до 1,6% (+0,2 п.п.). Доля РЖД в общем пассажирообороте также выросла до 4,6% (рост на 0,6 п.п.).
Ретро-поезд на паровой тяге В июне 2019 года Компания запустила «Рускеальский экспресс» — паровоз, курсирующий между Сортавалой и горным парком «Рускеала». Поезд состоит из двух коридорных вагонов и вагона-ресторана, стилизованного под Николаевский экспресс. Его расписание согласовано с поездами «Ласточка» по маршруту Санкт-Петербург–Сортавала–Санкт-Петербург и МВ «Метеор», идущими на Валаам.Результаты Федеральной пассажирской компании
Федеральная пассажирская компания — дочерняя компания ОАО «РЖД», оказывающая услуги по дальним перевозкам пассажиров и грузов багажа.
Пассажирооборот Федеральной пассажирской компании в 2019 году составил 93,6 млрд пкм (+2,2% к уровню 2019 года). Компания перевезла 105,8 млн человек. Пассажиропоток в составе поездов Федеральной пассажирской компании составил 90 млрд пкм (рост на 2,5% г/г).
В 2019 году выручка АО «ФПК» от основной деятельности составила 236,9 руб.млрд (рост на 4,8% к 2018 г.), в том числе 213,4 млрд руб. доходов от пассажирских перевозок (рост на 5,5%). Чистая прибыль составила 6,6 млрд руб. (+9%).
Международные перевозки
В 2019 году, помимо стран СНГ и Балтии, Федеральная пассажирская компания обслуживала прямые и транзитные рейсы в одиннадцать стран Европы и Азии – Германию, Францию, Польшу, Австрию, Чехию, Монако, Италию, Финляндию, Китай, Монголию, и Северной Корее.
В 2019 году в международном сегменте перевезено 6,55 млн пассажиров, что на 3,2% меньше, чем в прошлом году.
Сегмент дальнего зарубежья продемонстрировал рост числа пассажиров, путешествующих в Финляндию и из нее. В 2019 году поезда Allegro перевезли 557 200 пассажиров между Санкт-Петербургом и Хельсинки (в обе стороны), что на 15,7 % больше, чем в прошлом году. Более высокие пассажиропотоки также были зафиксированы на маршрутах в Монголию, Германию и Италию.
Скоростные пассажирские перевозки
Услуги скоростных перевозок оказывают Федеральная пассажирская компания и Дирекция скоростных перевозок (филиал ОАО «РЖД»). Последний обслуживает маршруты Москва–Санкт-Петербург, Нижний Новгород–Москва–Санкт-Петербург, Санкт-Петербург–Бологое, Москва–Иваново и другие маршруты.
Пассажирооборот высокоскоростных и сверхскоростных перевозок в 2019 году составил 7,9 млрд пкм (+8% г/г). Количество перевезенных пассажиров составило 17,1 млн (рост на 9,9%), в том числе «Сапсан» перевез 5,69 млн пассажиров (рост на 4%).
Количество перевезенных пассажиров дальнего следования, млн человекПодробнее о Федеральной пассажирской компании на Веб-сайт
В 2018 г. в Компании принята Долгосрочная программа развития железнодорожных станций до 2025 г. В 2019 г. проведена модернизация шести станций (Красноярск, Абакан, Могоча, Нижний Новгород, Волгоград, Улан-Удэ) и девяти перронов (главная перронная в Тамбове, главная платформа в Красноярске, №1 в Красноярске, №2 в Красноярске, №1 в Саратове, №1 в Иваново, №1 в Петрозаводске, №5 на Финляндском вокзале, №1 в Абакане).
На Белорусском вокзале построен пассажирский терминал для сокращения интервалов в циклическом расписании между пригородными поездами на маршруте Москва — Одинцово. На Ленинградском вокзале в Москве и на Московском вокзале в Санкт-Петербурге пассажиры могут воспользоваться новыми обновленными бизнес-залами.
В 2019 году 71 станция была оборудована дополнительным досмотром и другим оборудованием для повышения безопасности.
Доступность для людей с ограниченной подвижностью
ОАО «РЖД» уделяет особое внимание помощи людям с ограниченной подвижностью и обеспечению полной доступности растущего числа станций. По состоянию на конец 2019 года адаптировано 48 станций. К 2025 году Компания планирует увеличить их количество до 137.
В 2019 году ОАО «РЖД» в преддверии XXIX Всемирной зимней универсиады модернизировало вокзал Красноярск для людей с ограниченными физическими возможностями. Станция была оборудована доступными кассами, новыми комнатами отдыха, лифтами и пандусами для инвалидных колясок.
Компания также расширяет свой Центр поддержки мобильности, охватив более 900 станций и остановок транспорта (на 67 % больше, чем в прошлом году). Справочные службы есть на 400 крупных станциях и остановках транспорта (в 3 раза больше, чем в 2018 году). В 2019 году они оказали помощь более 225 500 пассажирам с ограниченной подвижностью (рост на 5,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
ОАО «РЖД» стремится своевременно предлагать своим клиентам новый уровень качества обслуживания. Отзывы пассажиров способствуют его постоянному совершенствованию.
Единый информационно-справочный центр ОАО «РЖД» предоставляет информацию о пассажирских перевозках Компании.
В 2019 году Центр обработал 10,6 млн запросов (рост на 2,1% по сравнению с 2018 годом).
Качество обслуживания пассажиров холдингом «РЖД» измеряется индексом удовлетворенности клиентов (ИСУ).
В 2019 году Компания провела четыре внутренних опроса – в январе, апреле, июле и ноябре.
Ключевые сервисные инновации, внедренные в 2019 году
Дальнемагистральные перевозки- Невозвратные билеты. С апреля 2019 года клиенты могут выбрать невозвратный тариф вместо обычного, чтобы сэкономить 5–20% от стоимости билета.
- Увеличение горизонта предварительного бронирования для некоторых внутренних дальнемагистральных маршрутов до 120 дней.
- Более широкое использование динамического управления тарифами и стимулирование спроса на международные поезда.
- Продажа электронного бизнес-пропуска на поезда «Красная стрела» (Москва–Санкт-Петербург–Москва).
- Льготный проезд для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны и сопровождающих их лиц (с 1 мая по 31 декабря 2019 г.).
- Путешествие всей семьей: скидка 20% для многодетных семей на внутренних рейсах (с 1 июня по 31 июля 2019 г.).
- Доставка еды из городских ресторанов в вагон поезда (доступно в Москве, в 2020 году планируется запуск услуги в Санкт-Петербурге, Ярославле, Ростове-на-Дону, Чите, Новосибирске и Самаре).
- Электронные билеты: покупка и переоформление. В 2019 году доля электронных билетов на поезда дальнего следования Федеральной пассажирской компании составила 57,4%.
- Пилотная продажа универсальных билетов, действующих на различные виды общественного транспорта (железнодорожный и автомобильный) в Курской области.
- Пилотная продажа электронных билетов для корпоративных клиентов через сайт ОАО «РЖД» с использованием единого расчетного счета.
- Приобретение нового подвижного состава.
- Новые маршруты движения двухэтажных вагонов и скоростных поездов «Ласточка».
- Наличие всех разделов информационно-развлекательной системы «Сапсан» на английском и китайском языках.
- Новая детская секция информационно-развлекательной системы «Сапсан».
- Электронная форма обратной связи для обращений пассажиров «Сапсан».
- Модернизация и реконструкция железнодорожных вокзалов и пассажирских платформ.
- Развитие пригородных мультимодальных транспортных маршрутов (поезд и автобус).
- Новые точки доступа Wi-Fi и мультимедийные порталы.
- Машинки детские тематические.
- Бесплатные проезды в пригородных поездах для ветеранов и их сопровождающих в мае 2019 года.
- Новые экскурсии и туристические маршруты, в том числе на паровых ретро-поездах.
Маркетинговая политика – Обзор деятельности – Годовой отчет АО «ФПК» за 2020 год
Мы продолжаем работать над снижением тарифов, проводим различные акции и маркетинговые инициативы, направленные на повышение доступности пассажирских перевозок.
Ценовая политика
Регулируемый сегмент перевозок
Тарифные инструкции, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 27 июля 2010 г. № 156-т/1, устанавливают тарифы на проезд в плацкартном вагоне 3 класса с открытым спальным и сидячие вагоны четвертого класса пассажирских и экспресс-поездов, а также моторные вагоны первого, второго и третьего классов. Стоимость проезда ежегодно индексируется и зависит от категории поезда и дальности поездки.
С 2003 года дифференциация тарифов разрешена действующим законодательством. Коэффициенты, установленные в Графике гибкого регулирования тарифов, применяются к базовым тарифам для смягчения сезонных колебаний спроса.
Значения индексов тарифов, сборов, плат за работы (услуги) и значения дифференцированных индексов за календарные периоды в пределах конкретного года объявляются соответствующими приказами ФАС России.
Начиная с 2015 года ФПК может корректировать тарифы на полувагон 3 класса в пределах установленных ценовых ограничений, что позволяет проводить различные маркетинговые акции в сегменте.
Нулевая ставка НДС на железнодорожные пассажирские перевозки общего пользования в дальнем следовании установлена с 2017 года Федеральным законом № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». , от 30 ноября 2016 г.
С 1 января 2020 г. пересмотрены в сторону повышения на 3,5 % тарифы на проезд в полувагонах 3-го класса и сидячих вагонах 4-го класса (Приказ ФАС России от 20 сентября 2019 № 1232/19).
Мы продолжали проводить маркетинговые кампании по формированию спроса на билеты в спальных вагонах третьего класса и вагонах с сидячими местами четвертого класса. Гибкое оформление билетов в зависимости от расположения причалов позволило сделать пассажирские перевозки более доступными для разных категорий пассажиров без превышения ценовых лимитов, установленных Постановлением ФАС России № 1232/19.от 20 сентября 2019 г.).
Нерегулируемый участок перевозки
ФПК вправе устанавливать цены проезда в спальных вагонах первого и второго классов по своему усмотрению в соответствии с пунктом 5 Перечня услуг естественных железнодорожных монополий с регулируемыми тарифами, сборами и сборамиПеречень составлен утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. № 643 «О государственном регулировании и контроле за тарифами, сборами, платежами за услуги естественных железнодорожных монополий»…
ФПК также вправе по своему усмотрению устанавливать цены на проезд на внутренних железнодорожных пассажирских перевозках в высокоскоростных поездах. Данное право закреплено в Приказе ФНС России от 14 декабря 2010 г. № 431-т/1 «Об изменении государственного регулирования деятельности естественных монополий в части пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте общего пользования, а также Службе обеспечения постельным бельем».
В результате в нерегулируемом сегменте ФПК осуществляет пассажирские перевозки в спальных вагонах 2-го и 1-го классов, вагонах повышенной комфортности, а также во всех вагонах скоростных поездов. Нерегулируемый сегмент также охватывает туристические и коммерческие услуги. В данном сегменте ФПК вправе устанавливать цены пассажирских тарифов по своему усмотрению.
Основные механизмы ценообразования в дерегулированной системе включают систему динамического ценообразования и ряд маркетинговых акций и инициатив по продаже билетов.
Система динамического ценообразования
Система динамического ценообразования представляет собой инструмент многофакторного ценообразования, сочетающий в себе большинство подходов, ранее использовавшихся в качестве инструментов маркетингового продвижения: ценообразование в зависимости от категории места (верхнее или нижнее), дня недели, даты бронирования и т. д. В отличие от статических маркетинговых акций, которые предлагают заранее установленные тарифы на длительный период, система динамического ценообразования предполагает гибкую систему продажи билетов, отражающую внутреннюю динамику и различные внешние тенденции на дату продажи.
Система ценообразования помогает обеспечить баланс между спросом и стоимостью услуг, что в конечном итоге стимулирует спрос на железнодорожные услуги.
В 2020 году средняя доходность (выручка/пасс-км) в дерегулированном внутреннем сегменте составила 98,1 % от уровня 2019 года, что связано с необходимостью стимулирования пассажиропотока и конкуренции с другими видами транспорта.
ФПК проводит различные маркетинговые акции, направленные на стимулирование потребительского спроса как в нерегулируемом, так и в регулируемом сегментах, увеличение выручки компании, а также защиту ее позиций на рынке пассажирских перевозок.
Маркетинговые акции
Рекламные акции, проводившиеся в 2020 году, преследовали разные цели в зависимости от внешней среды.
Первый квартал
В первом квартале 2020 года маркетинговые инициативы проводились в условиях стабильного уровня мобильности населения и постоянной эластичности спроса. Основная цель заключалась в повышении доступности и увеличении объема железнодорожных услуг.
В течение года Компания провела 46 маркетинговых акций (18 масштабных и 28 целевых).
В нерегулируемом сегменте введены специальные тарифы на проезд в двухэтажных поездах, вагонах с местами в скоростных поездах и спальных вагонах первого класса. В регулируемом сегменте предлагались скидки в зависимости от расположения посадочных мест.
Второй квартал
261
акции, запущенные в 2020 г. (в том числе 59 общесетевых)
>10
млн человек воспользовались акциями
В условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации с апреля 2020 года маркетинговые кампании были направлены на обеспечение безопасных условий перевозки пассажиров: предлагались скидки до 25 % и 40 % на билеты с полным купе в плацкартных вагонах 2-го и 1-го классов, соответственно, что стало первой рекламной акцией Компании такого рода. Данный набор скидок оставался основным инструментом тарифной политики до мая 2020 года.
С июня 2020 года, в связи с растущим спросом пассажиров на проезд, ФПК объединила скидки на билеты с полным купе в спальных вагонах 1-го и 2-го классов с традиционными маркетинговые акции, такие как скидки и специальные тарифы на верхние кровати в спальных вагонах второго класса, специальные тарифы на вагоны с сидячими местами и скидки на билеты туда-обратно.
Кроме того, пассажирам старше 60 лет были предложены скидки для поощрения покупки билетов в спальных вагонах второго класса вместо открытых спальных вагонов третьего класса, что позволило улучшить самоизоляцию и охрану здоровья.
Уязвимые социальные группы также имели право на скидки на проезд. Летом многодетные семьи (с тремя и более детьми) могут путешествовать в плацкартных вагонах со скидкой 20 %.
Еще одной акцией была акция «Города-герои» (специальные тарифы в плацкартных вагонах). Кроме того, была применена скидка 20 % на билеты туда и обратно.
Всего во втором квартале 2020 г. было реализовано 21 маркетинговая инициатива, что меньше, чем в первом квартале 2020 г., поскольку маркетинговая деятельность в основном проводилась в июне 2020 г. Компания приложила все усилия для запуска как можно большего количества маркетинговых акций и инициатив, проведя в общей сложности 101 кампанию в течение 3 квартала 2020 года.
Основные категории акций, проведенных в 3 квартале 2020 года в нерегулируемом сегменте:
- Скидки на полные купейные билеты в спальных вагонах 1-го и 2-го классов
- Специальные тарифы на двухэтажные поезда со снижением цен на спальные вагоны 2-го класса до уровней, сопоставимых с открытыми спальными вагонами 3-го класса (один из самых популярных акций)
- Специальные тарифы в плацкартных вагонах
- Специальные тарифы в скоростных поездах
- Скидки до 50 % на верхние места в плацкартных вагонах
- Льготные тарифы на 15 поездов, снижение цен на плацкартные вагоны второго и третьего классов до 50 %
- Уже традиционная акция «бархатного сезона» стартовала в 2020 году еще в конце сентября
В регулируемом сегменте пассажирам были предоставлены скидки как на плацкартные вагоны 3-го класса, так и на вагоны с местами в экспрессах:
- До 30 % на отдельные категории мест в плацкартных вагонах 3-го класса
- 20 % на вагоны с местами в экспрессах Москва–Ярославль, Ростов-на-Дону–Кисловодск, Адлер–Краснодар, Адлер–Майкоп, Екатеринбург–Тюмень и др.
Четвертый квартал
В четвертом квартале 2020 года компания продолжила агрессивную маркетинговую кампанию, запустив в общей сложности 93 рекламных акции.
Помимо ранее проведенных инициативных групп, в ноябре 2020 года была запущена уникальная акция, предлагающая поездки по маршруту Москва — Владивосток всего от 2020 рублей.
Скидки многодетным семьям и пенсионерам были дополнены мерами по повышению доступности железнодорожного проезда для детей.
В дополнение к льготным билетам в плацкартные вагоны 3-го и 4-го классов, а также в вагоны с местами в поездах 800-х, на учебный год, начинающийся 1 сентября 2020 года, учащиеся школ имели право на получение скидки на проезд в вагонах второго спальных вагонов в двухэтажных поездах в размере 50 % от обычных тарифов на проезд в открытых спальных вагонах третьего класса на такое же расстояние следования.
Несмотря на падение пассажиропотока, Компания выполнила свои обязательства по предоставлению детям в возрасте от 10 до 17 лет со скидкой 50 % в период летнего отдыха с 1 июня по 31 августа на внутренних линиях в 3-м классе с открытыми спальными местами и в 4-м классе сидячие вагоны, а также вагоны первого, второго и третьего классов в поездах 800-х годов, эксплуатируемых ФПК. Компания приняла решение о распространении скидки 50 % на летние каникулы с 1 июля по 31 августа 2020 года на детей в возрасте от 10 до 17 лет. Скидка, наравне со льготами для школьников, была распространена на плацкартные вагоны второго класса в двухэтажных поездах.
Проекты, реализованные в 2020 году
Дневные поезда
Дневные пассажирские перевозки ФПК39
маршруты
70
пары поездов
Новые поезда, запущенные в 2020 году № 101/102 Владивосток — Хабаровск
№ 147/148 Новосибирск — Кемерово
№ 743/744 Москва — Смоленск
Нет 823/824 Краснодар — Анапа
№ 829/830 Адлер — Анапа
№ 977/978 Туапсе —Гагра
6
пар поездов
В 2020 г. , дневное время поезда дальнего следования перевезли более 10,6 млн пассажиров, или 60,2% от уровня 2019 года, в условиях пандемии COVID-19. Дневные перевозки составили 18,3 % от общего годового пассажиропотока ФПК.
В расписании поездов 2019/2020 года курсировало 57 дневных пар поездов по 32 внутрироссийским маршрутам, в том числе Москва-Тамбов, Москва-Липецк, Москва-Ярославль, Москва-Белгород, Москва-Смоленск, Москва-Курск, Москва-Брянск, Москва –Саранск, Краснодар–Адлер и Краснодар–Имеретинский курорт.
Перевезено пассажиров дневным поездом с 2010 г., млн. Перевезено пассажиров, тыс. Дневные пассажирские перевозки ФПК39
маршруты
70
9 0002 пары поездов Новые поезда, запущенные в 2020 году № 101/102 Владивосток — Хабаровск
№ 147/148 Новосибирск — Кемерово
№ 743/744 Москва — Смолен ск
№ 823/824 Краснодар — Анапа
№ 829/830 Адлер — Анапа
№ 977/9 78 Туапсе—Гагра
6
пар поездов
Двухэтажные поезда
Пассажирские перевозки ФПК в двухэтажных вагонах14
маршруты
20
900 02 пары поездов Новые поезда, запущенные в 2020 году № 21/22 Санкт-Петербург — Мурманск
№ 27/28 Петербург — Москва
№ 29 /30 Петербург—Москва
№ 743/744 Москва—Смоленск
4
пары поездов
В 2020 году двухэтажными поездами перевезено более 5,3 млн пассажиров, или 89,2 % к уровню 2019 года. На двухэтажные перевозки приходилось 9,1 % от общего годового пассажиропотока ФПК.
В 2020 году введены новые двухэтажные поезда: № 21/22 Санкт-Петербург – Мурманск, № 27/28 и 29/30 Санкт-Петербург – Москва и Санкт-Петербург – Мурманск № 27/28 и 29/30 Санкт-Петербург—Москва и № 743/744 Москва—Смоленск.
Двухэтажные вагоны курсируют по 14 маршрутам: Москва — Кисловодск, Москва — Санкт-Петербург, Москва — Петрозаводск, Санкт-Петербург — Мурманск, Москва — Казань, Москва — Ижевск, Москва — Самара, Москва — Пенза, Санкт-Петербург — Адлер , Москва — Адлер, Ростов — Адлер, Москва — Воронеж, Москва — Смоленск и Москва — Брянск.
Перевезено пассажиров двухэтажными поездами с 2013 г., тыс. Перевезено пассажиров, тыс. Пассажирские перевозки ФПК в двухэтажных вагонах14
маршруты
20
пары поездов
Новые поезда запущен в 2020 году № 21/22 Санкт-Петербург–Мурманск
№ 27/28 Петербург–Москва
№ 29/30 Петербург–Москва
№ 743/744 Москва–Смоленск
4
пары поездов
9 0020 Скоростные поезда Скоростные пассажирские поезда ФПК9
маршрутов
28
пар поездов
Новые поезда, запущенные в 2020 году № 711/712 Санкт-Петербург–Москва
№ 713/714 Санкт-Петербург–Самара
№ 743/744 Москва–Смоленск
3
9000 2 пары поездовВ 2020 году скоростными поездами ФПК перевезено около 6,6 млн. пассажиров, или 64,2 % к уровню 2019 года, что составляет 11,3 % от общего годового пассажиропотока ФПК.
В целях повышения качества обслуживания пассажиров в 2020 году пущены поезда № 713/714 Санкт-Петербург – Самара, № 711/712 Москва – Санкт-Петербург и № 743/744 Москва – Смоленск.
На конец 2020 года 28 пар скоростных поездов ФПК курсировали по девяти маршрутам: из Москвы в Нижний Новгород, Смоленск, Воронеж, Орел, Курск, Брянск, Белгород и Санкт-Петербург, из Санкт-Петербурга в Самару.
Скоростные поезда ФПК, в том числе поезда «Ласточка», в 2020 году перевезли около 4,7 млн пассажиров, или 60,0 % к уровню 2019 года. На поезда «Ласточка» приходится 8,0 % от общего годового пассажиропотока ФПК.
Пассажиры, перевозимые двухэтажными поездами с 2013 г., млн Перевезено пассажиров, тыс. Скоростные пассажирские поезда ФПК9
маршруты
2 8
пар поездов
Новые поезда, запущенные в 2020 году № 711/712 Санкт-Петербург–Москва
№ 713/714 Санкт-Петербург–Самара
№ 743/744 Москва–Смоленск
3
поездные пары
Автовозы
>4700 автомобилей
перевозятся на автовозах в поездах ФПК (86,7 % 2019 г. )
Расширение присутствия на рынке международных перевозок
Ключевые принципы обслуживания пассажиров ФПК
В рамках работы по повышению комфорта пассажиров мы постоянно готовим предложения по корректировке расписания поездов, чтобы обеспечить более удобное время прибытия/отправления и максимально увеличить скорость движения поездов с учетом ограничений пропускной способности ОАО «РЖД». ‘ инфраструктура.
Движение и новые поезда
В типовом расписании движения поездов 2020/2021 общий объем движения пассажирских поездов ФПК составляет 475 пар поездов, в том числе 278 пар экспрессов, 166 пар пассажирских поездов и 31 пар скоростных поездов .
В целях повышения эффективности работы и эффективности подвижного состава в график включено 128 пар поездов с разделением, в том числе 88 пар круглогодичных поездов, 34 пары летних поездов и 6 пар зимних поездов.
Для повышения качества обслуживания пассажиров и привлечения большего количества пассажиров на железную дорогу в расписание на 2020/2021 год включены новые пары поездов дальнего следования FPC
Новые дневные поезда:
Поезда локомотивной тяги с пассажирскими вагонами (три пары):
- № 101/102 Хабаровск–Владивосток
- № 147/148 Новосибирск–Кемерово
- № 927/928 Туапсе–Гагра
Ласточка (четыре пары):
- Нет .