Сентябрь. Октябрь. Ноябрь», Александра Бахметева – Литрес
Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви ИС Р17-716-0630.
Предисловие
Православная Церковь освящает каждый день воспоминаниями о Господе Иисусе Христе, о Пречистой Богоматери или о святых угодниках Божиих. В молитвах и песнопениях своих Церковь обращается и к ветхозаветным пророкам и патриархам, и к святым угодникам и мученикам христианства как к живым членам своим и заступникам верующих. Очевидна польза душевная, которую может получить всякий, кто внимательно следит за этим непрерывным рядом церковных воспоминаний, извлекая из них назидательные примеры и черпая новые силы для трудного подвига житейского.
Праздники установлены в глубокой древности; поминание святых началось с первых веков христианства. Цель праздников – напомнить нам благодеяния Божии и тем пробудить в сердцах наших чувства любви и благодарности к Подателю всех благ. После сотворения мира Господь освятил седьмой день, день покоя, и в законе, данном Моисею, повелел помнить седьмой день и посвящать его Господу. У иудеев этот день был субботой, у нас, христиан, – воскресеньем. По повелению же Божию Моисей установил и другие праздники: праздник Пасхи – в память избавления израильтян от рабства египетского; праздник Пятидесятницы – в память дарования закона; праздник Кущей – в память странствования израильтян по пустыне.
Великие и чудные благодеяния явил Бог избранному народу Своему; но они были только слабым образом того, что Господь явил людям впоследствии, когда отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16). Сам Сын Божий сошел на землю, принял плоть человеческую и страданиями и вольной смертью искупил людей от плена смерти, даровав им вечную жизнь. С пришествием Спасителя, с устроением Церкви Христовой и дарованием нового закона древние праздники иудейские потеряли свое значение; их заменили праздники христианские, установленные в воспоминание событий новозаветных. Величайший из этих праздников есть Пасха, когда воспоминается победа Христа над смертью, Воскресение Господне. Затем следуют двенадцать великих праздников Господних и Богородичных, называемых двунадесятыми: Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Господне, или Богоявление, Преображение Господне, Вход Господа в Иерусалим, Вознесение Господа нашего, Сошествие Святого Духа на апостолов, или Троицын день, Воздвижение Честного Креста, Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение и Успение Пресвятой Богородицы.
В эти великие дни установлено особенно торжественное богослужение. Всякий христианин должен в праздничные дни посещать храм Божий и уклоняться от занятий и забав, которые могут отвлечь его от Бога. Посвящая эти дни молитве, чтению Священного Писания, делам любви и милосердия к ближним, мы достойно воспомянем благодеяния, оказанные нам Господом. Грешно, напротив, поступают те, которые пользуются этими днями только для удовлетворения лени и праздности, для пустых и часто грешных увеселений; те, которые неумеренностью, бесчинством и пьянством оскорбляют святость этих великих дней.
Перед вознесением Своим Господь повелел апостолам Своим проповедовать Евангелие всем народам. Они исполняли это усердно, хотя за то подвергались страшным гонениям от иудеев и язычников. Иудеи, признававшие Бога истинного, Творца вселенной, не веровали, что Иисус Христос есть Сын Божий и давно ожидаемый Спаситель мира; язычники поклонялись идолам; но апостолы, укрепляемые силой свыше, не боялись ни страданий, ни смерти и смело проповедовали истину.
Слово Божие быстро распространялось. Успехи нового учения тревожили правителей и царей, которые жестоко преследовали христиан, считая их безбожниками и врагами государства. Самое сильное государство в то время было государство Римское: ему были покорны все тогда известные народы. Римские императоры, язычники, издавали строжайшие указы против христиан. История насчитывает до десяти жестоких гонений; первое было при Нероне в 64 году, последнее – при Диоклетиане, в 303 году. Во всей империи преследовали христиан, приводили их к суду, убеждали поклоняться идолам или совершать языческое жертвоприношение; и когда они на это не соглашались и продолжали исповедовать имя Господа Иисуса Христа, то предавали их ужаснейшим истязаниям: их били, терзали, жгли, бросали зверям; разрушали церкви христианские, жгли священные книги, представляли в самом превратном виде образ жизни христиан и обряды их богослужения, чтобы возбудить против них ненависть и презрение. Христиане переносили все с кротостью и непоколебимой твердостью, молились за врагов своих, старались благотворить им и шли радостно на смерть за имя Иисуса Христа.
В эти славные времена возник между христианами обычай записывать страдания и день кончины тех из них, которые полагали жизнь за веру свою. Эти повествования передавались из одной церкви в другую; и везде христиане, любившие друг друга братской любовью, творили память по усопшим и благодарили Господа, Который помог им совершить честно путь временной жизни. К гробницам мучеников верующие стали собираться для ежегодного поминовения в день их кончины. День кончины мученика христиане называли днем его рождения, то есть избавления от скорби земной жизни и возрождения к жизни небесной. Доныне Святая Церковь называет смерть «преставлением», то есть переходом от жизни временной к жизни вечной. Над гробницами мучеников воздвигались потом христианские церкви.
По прошествии трех веков жестокие гонения прекратились, потому что сам император римский, Константин, принял веру христианскую; но смуты и опасности другого рода волновали Святую Церковь. Разные лжеучители толковали превратно учение христианское и этим смущали верующих; ереси распространялись между христианами; по поводу них возникли новые гонения. Но Господь охранял Церковь Свою и посылал ей много святых мужей, полных мудрости и силы духа, которые наставляли и укрепляли колеблющихся, подавали пример христианских добродетелей и всегда были готовы жертвовать жизнью за святую веру. Они изустно и письменно объясняли закон Божий и, движимые Духом Святым, на Вселенских соборах излагали догматы, или правила веры, которые соблюдаются свято и ненарушимо Православной Церковью. Много святых мужей служили Господу в пустыне, презрев из любви к Богу славу и богатства мира сего; многие устраивали монастыри, излагали правила монашеской жизни, проповедовали веру христианскую язычникам. Святая Церковь с благоговением воспоминает всех этих верных служителей Господа: апостолов, мучеников, патриархов, исполняя тем наставление святого апостола Павла, который говорит: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13: 7). Святая Церковь посвящает некоторые дни ангелам, как заступникам и хранителям людей, воспоминает с благодарностью великие события церковной и гражданской истории, в которых Господь явил нам милость Свою, празднует благотворные явления и дни перенесения мощей святых угодников Божиих.
Мы уже сказали, что в Древней Церкви было обыкновение записывать подвиги святых мучеников. О некоторых из них упоминали историки; составлялись также подробные жизнеописания святых мужей. В X веке при греческом императоре Константине Багрянородном блаженный Симеон Метафраст собрал все эти отдельные известия и описания и расположил жития святых по месяцам и числам через весь год. Когда Русь приняла христианскую веру, до нее дошли некоторые жития, переведенные с греческого языка на славянский. Иноки Печерской лавры Нестор, Симон, Поликарп стали описывать жизнь русских угодников Божиих. То же делалось и в других монастырях. Некоторые русские святители пожелали собрать жития святых, выписали греческие книги Метафраста, чтобы, сократив их, издать на русско-славянском языке и тем доставить всему народу назидательное чтение. Святитель Димитрий Ростовский трудился двадцать лет и издал в 1704 году Четьи минеи, или жития святых, расположенные в двенадцати книгах по месяцам и числам. Нельзя не радоваться, что эти назидательные книги находят у нас многочисленных читателей.
Мы постарались представить краткое извлечение из Четьих миней[1] доступное и для детского возраста. Надеемся, что это чтение полюбится читателям нашим: они увидят высокие примеры веры, любви к Богу и ближнему, христианского мужества, терпения среди страданий, полной покорности воле Божией. А пример – самое лучшее наставление: он вместе и научает, и ободряет.
Церковный год считается у нас с 1 сентября. С этого времени и до праздника Рождества Христова воспоминаются преимущественно ветхозаветные святые, верой ожидавшие Мессию, или Спасителя. Тем верующие как бы приготовляются к великому празднику.
Сентябрь
1 сентября[2] из ветхозаветных праведных воспоминается Иисус Навин, который стал вождем израильтянского народа после Моисея. Из новозаветных воспоминается преподобный Симеон Столпник.
Житие преподобного Симеона Столпника
1 сентябряПреподобный Симеон родился в Малой Азии в области Киликийской в IV столетии после Рождества Христова. Родители его, христиане, были людьми бедными и простыми, и он в детстве пас стада.
Однажды в зимнее время мальчик, находясь в церкви, с особенным вниманием слушал божественное пение и молитвы. Особенно поразили его слова Евангелия: «Блаженны нищие духом, блаженны алчущие правды, блаженны кроткие». Услышав это, тринадцатилетний Симеон обратился к стоявшему подле него старику с вопросом: «Что это такое?»
Старик, который был благочестив, стал ему говорить о Боге, о любви к Нему, о заповедях Его. Слова старца упали на добрую землю, и тут же мальчик почувствовал в сердце своем искреннее желание служить Богу. Он почтительно поклонился старику и сказал ему: «Благодарю тебя за полезное наставление: ты научил меня хорошему и показал путь к спасению».
Чувства и мысли, до того времени ему незнакомые, волновали Симеона; вместо того чтобы идти домой, он убежал в пустое место, чтобы наедине подумать о том, что слышал в церкви. Тут он бросился на землю и со слезами стал просить Бога, чтобы Он наставил и научил его. Он долго молился и, утомившись, заснул.
Видит он во сне, будто копает землю для основания какого-то строения, и ему слышится голос: «Копай глубже». Он стал копать глубже и, когда хотел перестать и отдохнуть, снова услышал слова: «Копай еще глубже». Это повторилось трижды. Наконец голос сказал: «Если хочешь построить что-нибудь, то работай и трудись прилежно: без труда нет успеха».
Слова эти, слышанные во сне, стали правилом для всей будущей жизни Симеона. Он стал прилежно изучать слово Господне; восемнадцати лет поступил в монастырь и с тех пор всю жизнь провел в неутомимом труде и в лишениях. Ему все казалось, что он мало терпит за Христа, пострадавшего ради нашего спасения; и не только с терпением и верой переносил он посылаемые Богом испытания, но сам искал труда и лишений, изнуряя себя постом и постоянной молитвой. Настоятель монастыря должен был часто удерживать такое рвение, которое могло истощить его силы. Симеон по некотором времени оставил свою бедную и тесную келью и ушел на гору, чтобы там жить в постоянной молитве, вдали от всякого развлечения; опасаясь, как бы от усталости не пришло ему желание сойти вниз, он приковал себя цепью к лежавшему на горе огромному камню. Так он жил некоторое время, постоянно молясь, стараясь забыть обо всем земном и устремляя все мысли свои к Богу. Об этом услышал епископ Антиохийский святой Мелетий. Он пошел на гору, где жил Симеон, и, увидев его, прикованного цепью, сказал: «К чему это? Человек должен уметь владеть собой. Не цепью следует приковать себя к тому, что почитаем своей обязанностью, но волей и разумом». Симеон снял с себя оковы и старался все более связать свою волю, подчиняя ее во всем воле Божией и побуждая ее добровольным трудом и воздержанием.
Впоследствии Симеон, в святой ревности к трудам, поставил высокий столп и на нем самую тесную келью; в ней он постоянно молился, большей частью стоя; ноги его покрылись ранами. Хотя Бог и не требует от нас, чтобы мы добровольно искали страдания, а повелевает с терпением и верой переносить те, которые нам посланы, однако Он благословляет всякое дело, совершаемое из любви к Нему. Он явил святому Симеону милость Свою, укреплял его душу среди тяжких страданий, даровал ему премудрость и чудотворную силу.
Святые отцы-пустынники услышали о Симеоне и захотели узнать, почему он так живет; они опасались, не из гордости ли он избрал такую тяжкую жизнь, дабы неслыханным подвигом возвеличиться над другими. Они послали сказать ему: «Почему ты не идешь отеческим путем, а избрал себе сам новый путь? Сойди со столпа и живи, как другие отшельники». Посланным же они поручили, если он не сойдет добровольно со столпа, то силой его свести; если же тотчас согласится сойти, то оставить, довольствуясь его послушанием, которое докажет, что он истинно и в смирении служит Богу. Посланные передали повеление, и Симеон тотчас же стал сходить со столпа. Но они тогда сказали ему: «Не сходи, святой отец; послушание твое показывает, что ты служишь Богу. Оставайся, и да поможет тебе Бог».
Симеон продолжал свой многотрудный подвиг, и в жизни, посвященной Богу, не забывал закона любви к ближним. К его столпу стекалось множество народа со всех сторон; он научал приходивших закону Господню и всех выслушивал с любовью и кротостью: богатого и бедного, сильного и немощного, себя почитая меньшим и всех недостойнейшим. Одни приходили к нему за советом, иные за утешением, другие приносили больных, дабы он молился о них; многие получали исцеление по его молитве; но он не позволял им славить себя, а повелевал благодарить Бога. Грешникам он проповедовал покаяние; и многие, послушав его, каялись и уходили с твердым намерением начать лучшую жизнь. Язычники, обращенные Симеоном к христианской вере, приносили к столпу идолов своих и разрушали их на его глазах. Он не переставал заботиться о мире церковном: в письмах к правителям и пастырям церковным обличал ложные учения и изъяснял истинную веру. Так исполнял он заповедь апостола, внушающую верующим «облечься в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, более же всего – в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3: 12–14). Это учение апостола читается за богослужением в день памяти преподобного.
Преподобный Симеон провел на столпе несколько десятков лет и скончался в сто с лишним лет от роду, в 460 году. Уведомленный о его кончине патриарх Антиохийский пришел с епископами и с великим множеством народа, чтобы взять тело святого. С пением псалмов перенесли тело в Антиохию. Между народом находился человек немой и глухой с четырнадцатилетнего возраста; когда внесли тело святого в церковь, несчастный вдруг исцелился и, пав на колена, воскликнул: «На добро пришел ты, раб Божий; твое пришествие исцелило меня!» Через несколько лет после этого выстроили в Антиохии церковь во имя святого Симеона Столпника и туда перенесли его мощи. На горе же, где стоял столп, сооружен монастырь, на котором пребывает благословение Божие; много было там чудес и исцелений.
Рассказывают, что в день преставления святого ученик и подражатель жития его, Даниил, живший около Черного моря близ Царьграда, имел видение. Ему представилось, что лики ангелов несут на небеса радостную душу святого Симеона. То же видел в Вифании и святой Лаврентий.
В тот же день совершается память преподобной Марфы, матери Симеона Столпника.
Память святого мученика Маманта
2 сентябряРодители святого Маманта были христианами, знатными и богатыми, родом они были из Малой Азии; звали их Феодотом и Руфиной. Во время гонения их привели на суд в Кесарию Каппадокийскую и заключили в темницу, потому что они не соглашались отречься от Христа. Феодот скончался в темнице, а жена его, пораженная горестью, родила преждевременно сына и вскоре предала душу Богу.
Милосердый Господь не оставил младенца без помощи и призрения. Жила в то время в Кесарии добродетельная и благочестивая богатая вдова, которую звали Аммией. Господь внушил ей благую мысль – попросить у правителя страны позволения похоронить тела усопших христиан. Получив на то дозволение, она сама отправилась в темницу, и, когда увидела бедного малютку между умершими родителями его, сердце ее исполнилось жалостью, и она решилась взять к себе ребенка и воспитать его как собственного сына. Она вскормила его, назвала его Мамантом и старалась воспитать его как можно лучше. Мамант посещал училище, и наставники дивились его способностям и уму. Прежде же и более всего воспитательница его старалась внушить ему любовь к Господу и к Его святому закону; это ей удалось вполне: Мамант с самого раннего возраста любил Бога более всего на свете. Но добрая Аммия не имела утешения завершить воспитание любимого питомца своего; она умерла, когда ему не было еще четырнадцати лет, и, умирая, завещала ему все богатство свое. Вскоре гонение опять усилилось в Малой Азии; правителю области донесли, что Мамант не только сам исповедует христианскую веру, но еще и старается обращать товарищей своих в училище. Сам царь призвал пятнадцатилетнего юношу и стал убеждать его отречься от Христа, обещая ему за то великие почести при дворе своем, за непослушание же грозил ему жестокими истязаниями и смертью. Но юноша отвечал царю, что считает безумием поклоняться бездушным идолам, а не живому Богу. «Дары и почести, которые ты обещал мне, – сказал он, – обратятся для меня во зло, если я предпочту их Богу; мучения же за имя Христово будут для меня благодеянием, и смерть за веру есть счастье и честь».
Царь велел жестоко бить юношу, который перенес мучения с величайшим терпением. Царь говорил ему:
– Только на словах обещай принести жертву богам, и отпущу тебя.
– Ни сердцем, ни устами не отрекусь от Бога моего, каким бы истязаниям ты ни подвергал меня, – отвечал Мамант.
Царь велел усилить истязания. Маманта опаляли огнем, бросали в него каменьями и, наконец, осудили его на потопление в море. Но Господь заступился за служителя Своего и послал ангела, который освободил его из рук гонителей и отвел его на пустынную гору в окрестностях Кесарии.
Трудно было бы юноше жить одному в этом пустынном месте, но милость Божия постоянно хранила его чудесным образом. Все необходимое посылалось ему; звери пустынные не вредили ему; святой пустынник в продолжение многих лет был наставником и помощником всем окрестным жителям. Слух о его чудной жизни дошел до правителя страны, который послал за ним воинов. Мамант, приведенный к допросу, смело проповедовал веру свою во Христа и был опять предан жестоким истязаниям; но, укрепляемый силой свыше, мученик оставался невредимым: выпустили на него разъяренных зверей, но они не вредили ему, а, ласкаясь, лизали его ноги. Наконец правитель велел побить его каменьями; и идольский жрец нанес ему смертельную рану железным трезубцем. И после этого мученик имел еще силу дойти до пещеры, находившейся в окрестностях города, и там радостно предал душу свою Богу.
Впоследствии верные часто приходили к этой пещере, чтобы поминать святого мученика; и великие чудеса совершались над его гробницей. Об этом упоминает в одной из бесед своих святой епископ Кесарийский Василий Великий, живший в IV веке.
Страдание святой мученицы Василиссы
3 сентябряСамое жестокое гонение на христиан было при римском императоре Диоклетиане, в начале IV века после Рождества Христова. Диоклетиан сначала смотрел снисходительно на распространение христианской веры, но соправители его, Галерий и Максимиан, ненавидели ее и обвиняли христиан во всевозможных преступлениях. Однажды, в ночное время, дворец Диоклетиана в Никомидии загорелся. Полагают, что сам Галерий поджег его, чтобы иметь предлог обвинить христиан; и действительно, он распустил слух, будто они виновники пожара, и вынудил Диоклетиана применить самые строгие меры против них. Велено было разрушать христианские храмы, сжигать священные книги, а христиан предавать суду, мучениям и смертной казни. Это жестокое гонение продолжалось десять лет, и бесчисленное множество христиан всех возрастов и состояний погибло в ужасных мучениях. В Никомидии благочестивый епископ Анфим был зарублен мечом, и в то же время пострадали вельможи царские: Дорофей, Мардоний, Мигдоний, Петр, Индис и Горгоний. Память всех этих святых мучеников совершается 3 сентября. В тот же день совершается память святой мученицы Василиссы, тоже пострадавшей в Никомидии.
Василиссе было всего девять лет. Когда ее привели к игемону, или губернатору никомидийскому, Александру, то она без всякого страха объявила, что верует в Иисуса Христа. Александр начал ласково увещевать ее отречься от веры своей и поклониться идолам, но маленькая Василисса продолжала славить Всевышнего и с твердостью объявила губернатору, что останется христианкой. Все дивились уму и твердости, которые она обнаружила в ответах своих. Губернатор велел бить ее, надеясь тем склонить ее к отречению; но она громогласно благодарила Бога. Тогда губернатор, рассердившись, велел усилить мучения ее. Повесили святую отроковицу над огнем и потом повергли ее в огненную печь; но тут Господь оказал всесильную помощь Свою юной мученице: она осталась невредима среди огня. Выпустили на нее ярых зверей, но звери не коснулись ее. Эти чудные знамения силы Божией наконец вразумили губернатора. Он понял, что Господь всемогущ, и воскликнул: «Это дело Божие!» Упав к ногам Василиссы, он сказал ей: «Помилуй меня, раба Небесного Царя и Бога, и прости мне, что я сделал тебе зло. Помолись обо мне Богу своему, ибо отныне и я верую в Него». Святая мученица обрадовалась и начала громогласно славить и благодарить Бога за милость Его. Призвали епископа, который наставил и огласил[3] Александра; он принял Святое крещение и провел благочестиво остальную жизнь. Все христиане радовались искренне обращению его и, когда он скончался, похоронили его с честью.
Ошибка 404
29/06/2023Ведомости / «Единая Россия» определила сложные для проведения выборов в 2023 году регионыИзбирательные штабы «Единой России» завершили защиту стратегий, которые будут использоваться на региональных выборах. Она проходила на протяжении десяти дней в центральном исполкоме партии. По итогам защиты стратегий «Единая Россия» определила регионы, к которым будет особое внимание, среди них – Хакасия. Об этом «Ведомостям» сказал замсекретаря генсовета партии Сергей Перминов.
Комментарий Ростислава Туровского:
Сложные для «Единой России» регионы обычно не меняются от выборов к выборам. Хакасия же – совершенно особенный случай: это регион, где КПРФ сумела добиться победы. Включение того или иного региона в проблемную зону – это прежде всего политический сигнал для местных партийцев и губернаторов. Сигнал о том, что за ними внимательно следят и ждут улучшения результатов. →
27/06/2023Ведомости / «Новые люди» и Партия роста в рамках «политического союза» будут выдвигать кандидатов друг друга«Новые люди» и Партия роста заключили политический союз, чтобы не конкурировать друг с другом на региональных выборах, которые пройдут в сентябре 2023 г. Об этом заявили лидеры партий Алексей Нечаев (»Новые люди») и Борис Титов (Партия роста).
Комментарий Ростислава Туровского:
В нынешнем виде объединение «Новым людям» никаких ресурсов не принесет, кроме позиций в нескольких регионах. Это скорее способ пристроить Партию роста, чем усилить «Новых людей». →
26/06/2023Независимая газета / На низовых выборах борьба предстоит погорячееПартии продолжают проводить конференции реготделений для участия в выборах, а избиркомы уже приступают к проверке документов тех кандидатов, которые оказались впереди. В Хакасии пока остаются шансы на конкурентную схватку, в Алтайском крае их гораздо меньше, а в Приморском крае их уже нет, поскольку КПРФ отказалась об борьбы за пост губернатора. При этом, по мнению экспертов, выборы в заксобрания и муниципалитеты обещают быть интересными практически везде.
Комментарий Алексея Макаркина:
По всей видимости, в Алтайском крае у КПРФ мало шансов на выдвижение кандидата в губернаторы. Потому что, несмотря на заверения партии о депутатах-союзниках, явных союзников пока не просматривается. Независимые депутаты – это часто местные лидеры и предприниматели, а захотят ли они ссориться с руководством региона? Что касается подписантов из ЕР, то их автографы еще предстоит проверить на «задвоенность». Поэтому получается, что без одобрения губернатора много подписей левые не соберут, а этого одобрения пока нет. В Приморском крае пресловутый «договорняк» произошел все-таки на местном уровне: сами коммунисты сочли губернаторскую кампанию авантюрой, совпав в этом мнении с властью. Реальные рейтинги Кожемяко неизвестны. Может быть, власти сочли участие коммунистов слишком рискованным. Но даже если нет, то после сюрпризов 2018-го красную дорожку оппонентам давно уже не расстилают. Сейчас уже другие времена, и никто так не рискует. Тема о том, что мы пускаем на выборы всех, все равно они проиграют, оказалась исчерпана властью. А коммунисты, видимо, все это понимают и не хотят рисковать.
Партия «Новые люди» планирует принять участие в президентских выборах 2024 г. и выдвинуть своего кандидата. Об этом заявил «Ведомостям» председатель партии и ее думской фракции Алексей Нечаев. «От партии кто-то пойдет на президентские выборы, конечно. Ну если не будет ничего чрезвычайного», – сказал Нечаев. Однако кого именно партия выставит на выборы – он не сказал, добавив, что сейчас это обсуждается.
Комментарий Ростислава Туровского:
Такая кампания могла бы повысить явку и не мешала бы кампании основного кандидата. Но очевидного претендента на такую нишу у партии нет. Другой вариант – скорее техническое участие по типу того, как в 2018 г. в выборах принимал участие Борис Титов от Партии роста. Но тогда «Новые люди» просто подтвердят свое существование и не более того. →
20/06/2023Независимая газета / Партии взяли на вооружение рамочные кампанииНа заседании Госдумы прозвучал призыв к властям сурово отреагировать на действия «Яблока», которое продвигает на всех выборах пацифистскую повестку. То есть эта партия реализует рамочную кампанию, что, как выяснила «НГ», взяли на вооружение и парламентские силы. Так, КПРФ дает образ будущего через напоминание о советских победах, «Справедливая Россия — За правду» (СРЗП) говорит о настоящем — своих социальных инициативах. Но упор все-таки будет сделан на местные проблемы, чтобы затронуть периферийного избирателя. Общие же лозунги служат консолидации ядерного электората.
Комментарий Алексея Макаркина:
Общие темы, рамочные посылы в кампаниях партий делаются для своих, для ядерного электората и активистов. А вот уже местные и региональные проблемы прорабатываются для периферийного, то есть колеблющегося и общепротестного избирателя. Но свои для партии всегда важны, потому что если не сделать акцент на определенных темах, не вспомнить об идеологии и не послать определенные сигналы, то они могут разочароваться. И это для каждой партии страшнее, чем потеря тех же колеблющихся. Потому что, вопреки распространенному мнению, даже свои голосуют за партию не в любом случае.
Поэтому-то основной задачей партийных политтехнологов всегда является поиск баланса — как сочетать рамочные и основные темы, чтобы и оставить своих, и сомневающихся привлечь. → 20/06/2023РБК / «Ромир» рассказал, кому доверяют россиянеТройка лидеров рейтинга публичных личностей по уровню доверия россиян, который составляет «Ромир» (исследование социологи предоставили РБК), осталась такой же, как и в предыдущих опросах (проводятся раз в квартал): первое место занимает президент Владимир Путин, второе — министр иностранных дел Сергей Лавров, третье — министр обороны Сергей Шойгу. В первую пятерку впервые попал Евгений Пригожин.
Комментарий Алексея Макаркина:
На рост доверия к Пригожину в том числе повлиял запрос в обществе на то, что политологи и социологи называют «новой искренностью». То есть это запрос на человека, который, с точки зрения респондентов, одновременно и говорит правду, и что-то делает. При этом он находится на правильной, по их мнению, стороне.
В Хакасии избирательная кампания проходит по тем традициям, которые в целом исчезли, потому что были настойчиво изжиты. «Единая Россия» попыталась нанести удар по КПРФ, затруднив главе республики Валентину Коновалову прохождение мунфильтра. В свою очередь, коммунисты как бы спровоцировали раскол в местной ЕР, из ее рядов вышел даже спикер Верховного совета Владимир Штыгашев. Ему, по информации «НГ», обещан второй номер в партсписке левых. Впрочем, тут нельзя исключать и хорошо отрепетированного спектакля, когда режиссер разрешает экспромты, не мешающие финалу.
Комментарий Алексея Макаркина:
Пертурбации в Хакасии не связаны с внутрипартийными или межпартийными конфликтами. Налицо явный конфликт между элитами. Следует вспомнить, что в Хакасии сложилась уникальная ситуация, когда КПРФ играет роль партии власти, а ЕР — оппозиции. Причем, если губернаторы-коммунисты есть еще в двух регионах — Ульяновской области и Орловской, то там они все же были согласованы с Кремлем, а потому — государевы люди. ЕР — партия, консолидирующая элиты. По сути, в ней люди с самыми разными интересами, нередко вчерашние оппоненты. Они сплотились потому, что альтернативы не было. Но как только возникает ситуация конкуренции, скажем конкурентная модель выборов, так сразу же происходит эрозия, внутренний раскол. И кому-то ближе оказался губернатор, а кому-то — федеральное руководство ЕР. А так-то за пять лет Коновалов неизбежно вынужден был договариваться с местными элитными группами, иначе он не смог бы продержаться. И тут возникла ситуация, когда ЕР и КПРФ оказались в напряженной ситуации, и кто-то из элит ориентируется на однопартийцев, а кто-то — по-прежнему на губернатора, который вдруг оказался ближе.
Президент Владимир Путин на следующей неделе планирует провести встречу с учащимися «школы губернаторов». Об этом «Ведомостям» сказали двое собеседников, близких к администрации президента. Сейчас к выпуску из «школы губернаторов» готовится пятый поток, с обучающимися на нем и встретится президент.
Комментарий Ростислава Туровского:
Встреча президента с участниками «школы губернаторов» еще больше поднимает статус и значение подобной школы. Ее выпускники будут восприниматься как претенденты на руководящие должности также в еще большей степени, чем сейчас. Фактически это новый способ целенаправленного формирования кадровой номенклатуры. Разумеется, каналов рекрутирования элиты много, но «школа губернаторов» преподносится как эксклюзивный канал, а президент готов это подчеркивать через свои встречи. →
Группа сенаторов и депутатов Госдумы от ЛДПР реализовала анонс о законодательной инициативе, которая в случае ее принятия позволила бы этой партии официально носить имя своего основателя Владимира Жириновского. Однако за пару дней существования проекта, а именно – на вечер 13 июня, от авторства отказались уже пятеро думцев. От разъяснений уходят и они сами, и официальные спикеры фракции. Судя по всему, налицо результат либо внутрипартийных разногласий, либо недовольства Кремля.
Комментарий Алексея Макаркина:
Законопроект изначально непроходной. Потому что реально он относится лишь к одной партии, да и то оппозиционной. Законопроект в интересах партии власти, наверное, был бы принят. Но он и никакой другой партии не выгоден. Скажем, для КПРФ имя Ленина играет большую роль, нежели нынешнего лидера Геннадия Зюганова, но, чтобы носить хотя бы его имя, партия должна быть персоналистской, а сегодня КПРФ таковой не является. Для эсэров тоже неинтересно называться партией Сергея Миронова, поскольку его популярность не слишком большая. Лидера «Новых людей» Алексея Нечаева мало кто знает, но даже «Яблоко» вряд ли заинтересовано в увековечивании памяти Григория Явлинского в названии. Что касается «Единой России», она, конечно, могла бы присвоить себе имя президента России, но для нее большой нужды в этом нет. Более того, ЕР и так ассоциируется у граждан с президентом и государством. ЛДПР знаменита своими популистскими инициативами, нередко даже эпатажными, о которых все говорят. Но российский менталитет таков, что любая популярная инициатива должна быть в интересах кого-то, а не самого себя, тогда она имеет шансы хотя бы на медийный успех. Например, быть в интересах пенсионеров, народа, ветеранов и т. д. →
09/06/2023Ведомости / Как прошло выдвижение Собянина в мэры Москвы«Единая Россия» 9 июня выдвинула кандидатом в мэры Москвы действующего главу города Сергея Собянина. Сначала он встретился с членами первичных отделений города.
Комментарий Ростислава Туровского:
Выдвижение Собянина от «Единой России» показывает, что формируется общий подход, который призван укрепить главную партию страны. В этой кампании будут участвовать более активные и интересные соперники мэра, чем в прошлый раз, но они будут бороться не за победу, а за свой личный и партийный имидж. Больших препятствий действующему мэру это не создает. →
Все комменатрии →
| NOOKS AND CRANNYS Месяцы сентябрь, октябрь и декабрь являются 9-м, 10-м и 12-м месяцами года соответственно. Но sept, oct и dec — римские слова, обозначающие 7, 8 и 10 соответственно. Почему эти названия соответствуют этим должностям? Том Хартленд, Дерби, Великобритания
|
Происхождение названий месяцев: как месяцы получили свои названия?
Как месяцы года получили свои названия? Названия месяцев отражают смесь богов и богинь, правителей и чисел. Узнайте, как наш календарь превратился в то, чем он является сегодня.
Как появился наш календарь
Древнеримский календарь
Сегодня мы следуем григорианскому календарю, но он основан на древнеримском календаре, который, как считается, был изобретен Ромулом, который был первым царем Рима около 753 г. до н. э.
Новый год 2024: почему год начинается 1 января?
Октябрь 2023 года: праздники, интересные факты, фольклор
Праздничный фольклор и факты
Римский календарь , сложный лунный календарь, имел 12 месяцев, как и наш текущий календарь, но только 10 месяцев имели официальные названия. По сути, зима была «мертвым» периодом времени, когда правительство и военные не были активны, поэтому у них были названия только для периода времени, который мы думаем как с марта по декабрь.
Март (Марций) был назван в честь Марса, бога войны, потому что в этом месяце возобновлялись активные военные кампании. Май (Maius) и июнь (Junius) также были названы в честь богинь: Майи и Юноны. Считается, что апрель (Aprilis) происходит от латинского aperio , что означает «раскрываться» — ссылка на раскрывающиеся весенние почки. Остальные месяцы были просто пронумерованы; их оригинальные названия на латыни означали пятый (Quintilis), шестой (Sextilis), седьмой (сентябрь), восьмой (октябрь), девятый (ноябрь) и десятый (декабрь) месяц.
В конце концов, январь (Januarius) и февраль (Februarius) были добавлены к концу года, что дало всем 12 месяцам имена собственные. Январь был назван в честь Януса, римского бога начал и переходов, а название февраля, как полагают, происходит от Фебруа, древнего фестиваля, посвященного ритуальному весеннему очищению и мытью.
Обновления юлианского календаря
Когда Юлий Цезарь стал верховным понтификом , он реформировал римский календарь так, чтобы 12 месяцев основывались на оборотах Земли вокруг Солнца. Это был солнечный календарь, как сегодня. Январь и февраль были перенесены в начало года, а високосные годы были введены, чтобы календарный год совпадал с солнечным годом.
Зимние месяцы (январь и февраль) оставались временем размышлений, покоя, новых начинаний и очищения. После смерти Цезаря месяц Квинтилис был переименован в июль в честь Юлия Цезаря в 44 г. до н.э., а позже Секстилис был переименован в август в честь римского императора Августа в 8 г. до н.э.
Конечно, все переименования и реорганизации привели к тому, что названия некоторых месяцев больше не соответствовали их положению в календаре (например, с сентября по декабрь). Позже императоры пытались называть месяцы в честь себя, но эти изменения не пережили их!
Сегодняшний григорианский календарь
Чуть позже, в 1582 году, Папа Григорий XIII внес ряд изменений в юлианский календарь, поскольку в нем все еще оставались некоторые неточности и корректировки. В основном юлианский календарь завышал время, за которое Земля совершает оборот вокруг Солнца, поэтому григорианский календарь сократил календарный год с 365,25 до 365,2425 дней. Это означало, что календарь можно было легче исправить с помощью високосных лет и что даты равноденствий и солнцестояний – и, таким образом, дата Пасхи – снова совпадали с их наблюдаемыми датами.
Происхождение названий месяцев
ЯНВАРЬНазван в честь римского бога Януса, защитника ворот и дверных проемов. Янус изображен с двумя лицами, одно смотрит в прошлое, другое в будущее. В древнеримские времена ворота храма Януса были открыты во время войны и закрыты в мирное время.
ФЕВРАЛЬОт латинского слова februa «очищать». Месяц по римскому календарю Фебруарий был назван в честь Фебруалии, праздника очищения и искупления, который проходил в этот период.
МАРТНазван в честь римского бога войны Марса. Это было время года для возобновления военных кампаний, прерванных зимой. Март также был временем многих фестивалей, предположительно в рамках подготовки к сезону кампаний.
АПРЕЛЬОт латинского слова aperio , «раскрываться (бутон)», потому что растения начинают расти в этом месяце. По сути, этот месяц рассматривался как весеннее обновление.
МАЙНазван в честь римской богини Майи, которая следила за ростом растений. Также от латинского слова maiores , «старейшины», которых чествовали в течение этого месяца. Майя считалась воспитательницей и богиней земли, что может объяснить связь с этим весенним месяцем.
ИЮНЬНазван в честь римской богини Юноны, покровительницы брака и благополучия женщин. Также от латинского слова juvenis , «молодые люди».
ИЮЛЬНазван в честь римского диктатора Юлия Цезаря (100–44 гг. до н. э.) после его смерти. В 46 г. до н.э. Юлий Цезарь внес один из величайших вкладов в историю: с помощью Сосигена он разработал юлианский календарь, предшественник григорианского календаря, которым мы пользуемся сегодня.
АВГУСТНазван в честь первого римского императора (и внучатого племянника Юлия Цезаря) Августа Цезаря (63 г. до н.э. – 14 г. н.э.). Август (первый римский император) происходит от латинского слова «август», что означает почтенный, благородный и величественный.
СЕНТЯБРЬСентябрь происходит от латинского слова septem, , означающего «семь», потому что это был седьмой месяц раннего римского календаря.
ОКТЯБРЬВ древнеримском календаре октябрь был названием восьмого месяца года. Его название происходит от octo, — латинского слова, означающего «восемь». Когда римляне перешли на 12-месячный календарь, они попытались переименовать этот месяц в честь различных римских императоров, но название октябрь прижилось!
В Старой Англии этот месяц назывался Винмонат, что означает «винный месяц», так как это было время года, когда производилось вино. Англичане также называли его Винтерфиллет, или «Зимнее полнолуние».