Отзывы Сел и Поехал — аренда авто в Черногории
Условия аренды
Отзывы
О компании
Пресса о нас
Контакты
Партнерам
Вакансии
29 отзывов
Средняя оценка 9,8
Инга Мозулева
Автомобиль: Toyota Yaris, 2020
Оценка проката: 10
12 июня 2018
Давно хотела оставить отзыв… Огромное спасибо за оперативность и лёгкость в выборе машины ! Вы лучшие! Машина Тойота Ярис- лучший выбор для поездок по Черногории!
Егор Гарыныч
Автомобиль: Suzuki Baleno, 2018
Оценка проката: 10
31 марта 2018
youtube.com/embed/-K1QwX4XTMM» frameborder=»0″ allowfullscreen=»»>Денис Лаурэ
Автомобиль: BMW 320d, 2013
Оценка проката: 10
12 июля 2017
Андрей и Дарья
Автомобиль: Hyundai i30, 2015
Оценка проката: 9
13 июня 2017
Ирина Подольская
Автомобиль: Toyota Yaris, 2017
Оценка проката: 10
15 апреля 2017
Случайно посоветовали аренду у ребят и скажу, что цена/качество авто отличалась ровно в два раза от цен по Черногории! Машину привезли в аэропорт и ждали нас, когда забирали из аэропорта, так же пришлось ждать нас)) все без проблем! Авто новенькие, все исправно! Цена очень приятная! Для себя усвоили главный бонус на следующие поездки-на авто ребят можно уехать заграницу) Обязательно воспользуемся ещё не один раз и всем знакомым, кто планирует поездку в Черногорию-рекомендую именно эту компанию!
Александр Кондратьев
Автомобиль: Daihatsu Terios, 2013
Оценка проката: 10
2 апреля 2017
Отличная компания с компетентными сотрудниками. Все 🚗 как на фотографиях, всегда своевременно отвечают на вопросы. Советую.
Evgenia Perekrest
Автомобиль: Hyundai i30, 2015
Оценка проката: 10
9 февраля 2017
Всем привет! Только что вернулись из Черногории, брали hundai i30. Машина вполне отличная, все работает, все необходимое наполнение есть, ребята так же положили туристическую карту страны. Сервис так же на 5 баллов. Очень клиентоориентированные : — встретили в аэропорту, и забрали машину там же очень быстро вместе со всем оформлением, не было никаких проблем. -можно написать в любое время, тебе всегда помогут. Лично мы в первый же день в столице попали под гнев эвакуаторов, ребята помогли найти автомобиль.
— огромный плюс для проката, то что ребята говорят на русском, т.к перед Черногорией были в Сербии и брали там у местных прокатчиков, и когда возникли технические вопросы по машине, было очень сложно понять друг друга. Здесь вы с такой проблемой не столкнетесь. — хорошие цены — действительно индивидуальный подход, брали машину со многими «но» с нашей стороны, нам спокойно пошли на встречу) Большое спасибо, в следующий раз обязательно обратимся сами и порекомендуем друзьям)Irina Sinceritas
Автомобиль: Hyundai i30, 2015
Оценка проката: 10
6 января 2017
Единственная компания, в которой дважды находили машины в последний момент, буквально за час до выезда, да еще и с доставкой в другой город. По адекватной цене. Если еще раз приедем — заказывать будем только у вас, спасибо!
Игорь Матяш
Автомобиль: Mazda 2, 2013
Оценка проката: 10
19 декабря 2016
Был в Черногории в пик сезона. Оказалось не просто найти подходящий автомобиль по умеренной цене. Но мне повезло и встретил представителей компании https://sitngo.me с отличным предложением. Арендовал Mazda 2 на неделю. Автомобилем остался полностью доволен. Автомобиль компактный и имеет тяговитый двигатель, очень порадовал по горным узким серпантинам. За неделю увидел всю страну. Благодарю ребят за предоставленную возможность увидеть прекрасные места!
Маргарита Симакова
Автомобиль: Skoda Fabia, 2017
Оценка проката: 10
12 октября 2016
Спасибо большое! Брали две машины i30 и шкоду. Обе машинки свежие, чистенькие. Приятно были удивлены резвостью малышки шкоды, а i30 очень комфортна в салоне даже для 5 пассажиров. Все условия были соблюдены вовремя и как договаривались. Будем советовать друзьям и сами надеемся еще пбывать в этих прекрасных крах за рулем, т.к. без авто отдых был бы однообразным и не интересным. Одно удовольствие ездить по таким дорогам на ухоженном автомобиле!
Viktor Rekunov
Автомобиль: Hyundai i30, 2017
Оценка проката: 10
8 октября 2016
Нужна была срочно машина, не помню уже как нашел ребят, да и не важно это, важно то что быстро договорились и по цене и по времени. Машины часто беру в рентакаре и знаю что в воскресение утром проблема обычно добудиться рентакарщиков, но в этом случае был приятный сюрприз, когда в оговоренном месте машина была раньше оговоренного времени, а это, друзья 8 часов утра выходного дня. Подогнали Hyundai i30 по-моему 2016 года. Свежая в очень хорошем состоянии. Идет хорошо, как и полагается такой тачке. Сдал обратно тоже без проблем, причем времени не было заехать заправить поэтому отдал наличкой, прикинув примерно сколько проехали и опять таки никто не возмущался и не пытался взять лишнее, как в Черногории периодически бывает. В общем мой вывод — ребята молодцы и было приятно иметь с вами дело, уверен что не в последний раз. Спасибо
Anastasia Karyukina
Автомобиль:
Оценка проката: 10
2 сентября 2016
Добрый день! Были в Черногории в августе в пик сезона. Брали в аренду на 7 дней Опель Корса автомат. Все очень понравилось, машину привезли чистую, красивую, к удобному нам времени, ответили на все вопросы по поводу движения, дорог, вождения, заправки, парковки в городах. Так же Андрей (наш менеджер) рассказал куда стоит съездить и что посмотреть, так как мы были в Черногории впервые. Залог за машину не требовался. Всем советую обращаться в эту компанию, не возникло ни одной проблемы и ни в одном пожелании нам не отказали. За дополнительную небольшую плату мы купили на срок нашей аренды КАСКО, что было для меня как для девушки за рулем обязательное условие 🙂 Благодаря всему этому мы увидели много незабываемых мест и получили кучу впечатлений, а не просто «провалялись» 2 недели на плаже. Отдельное спасибо Андрею за приятное общение и позитив! Очень хотим вернуться в Черногорию зимой на лыжные курорты в потрясающие горы! Спасибо Вашей команде!
Дмитрий Лялин
Автомобиль: Skoda Fabia, 2017
Оценка проката: 10
15 июля 2016
Все супер! Цена адекватная, отношение более чем!!)) Большое спасибо Андрею за сервис и за то что подвёз))!!!
Евгений Бондарчук
Автомобиль: Toyota Land Cruiser Prado, 2009
Оценка проката: 9
15 июля 2016
Sitngo, спасибо Вам за Land Cruiser Prado. Проехали маршрут: Тиват — Плитвицкие озера — Сплит — о. Брач — Макарска ривьера — Дубровник — Мостар — Дурмитор — Будванская ривьера. Вначале я сомневался в возможности комфортного передвижения на узких, извилистых дорогах. Но более 2500 км за 2 недели по Черногории, Хорватии, Боснии и Герцеговине показали, что Prado — идеальный для такого путешествия. К тому же без надежного авто не увидишь всю красоту Балкан. Андрей, персональное спасибо за кабрик, предоставленный дополнительно в связи с изменением времени вылета. Ćao, vidimo se!
Женя Ми
Автомобиль: Hyundai i30, 2017
Оценка проката: 10
13 июля 2016
Отличнейший прокат. Брал машинки 3 раза (мазда 2, Hyundai I30), мазды были очень бодрые, i30 вообще новый. И в высокий сезон и зимой всегда были классные условия и отношение — рассказывали об особенностях вождения и отношениях на дорогах, «фокусах» на заправках, ремонтах на дорогах черногории, объяснили нюансы общения с дорожной полицией и т.п. Детское сиденье можно выбрать на свой придирчивый вкус, а если его нет сразу, то могут привезти, как только появляется. Кроме этого нет проблем с пересечением границ соседних государств (если оговорили заранее). Жена довольна, Сын доволен, я в восторге.
Артём Зубенко
Автомобиль:
Оценка проката: 9
12 июля 2016
Брали авто на четыре дня. Все , рассказали про особенности вождения Черногории. Объездили почти всю страну, без автомобиля отпуск был бы не таким ярким! Спасибо!
Denis Alekseychuk
Автомобиль: Mazda 5, 2009
Оценка проката: 10
10 июля 2016
Отличный сервис и адекватные цены. Помогут в любой ситуации, дадут советы и рассмотрят любые предложения аренды. Nice, Like, Share!
Ксения Другова
Автомобиль: Hyundai i30, 2015
Оценка проката: 10
7 июля 2016
Друзья, спасибо за машинку! Мы брали в аренду i30. С комфортом покатались по побережью, были в Которе, Херцег-Нови, Тивате, Святом Стефане. Автомобиль отличный, легко вместил троих взрослых и одного ребенка в автокресле. Машина была новая и чистая, двигатель и кондиционер справляются на ура
Julia Ishtuganova
Автомобиль: Mazda 2, 2013
Оценка проката: 9
5 июля 2016
Самый лучший рент кар в Черногории!!! Могу с уверенностью сказать, что нигде больше нет такого внимательного персонала, таких хорошеньких и надежных машин и конечно такой привлекательной цены!!! Ребята вы супер!!! Спасибо вам!!!
Сергей Коровяковский
Автомобиль: Hyundai i30, 2015
Оценка проката: 10
1 июля 2016
Все прекрасно от качества сервиза по подаче автомашины , до самой авто . Был приятно удивлён авто i30 в принципе для семьи полное соответствие запросам и расходам. В Черногории более 5 лет прошёл многие ренты кары, здесь у Андрея понравилось буду пользоваться и рекомендую другим.
Елена Соколова
Автомобиль: Mazda 2, 2013
Оценка проката: 10
1 июля 2016
Всем привет✌️ в данном прокате брала машинку Mazda 2 ! Ребята встретили в аэропорту в назначенное время, машинку дали чистенькую под конец отдыха со мной произошла не очень приятная ситуация( в меня врезался мужчина не русский.. Я совершенно не знала что делать и как с ним объяснится.. Позвонила ребятам с проката, быстро приехали и все решили) осталась очень довольна таким отношением рекомендовала своим двум подругам, им тоже все понравилось) спасибо Вам) без сомнений в следующий раз обращусь только к вам!
Алена Костарева
Автомобиль: Hyundai i30, 2017
Оценка проката: 10
30 июня 2016
Брали машину на неделю, совсем новый хенде, все понравилось, машину подали к отелю, оформили быстро, дали детское кресло. Рекомендую всем, очень оперативно работают, дешевле, чем в других прокатах.
Андрей Жибловский
Автомобиль: Mercedes-Benz ML 300, 2009
Оценка проката: 9
30 июня 2016
Брали машины два раза с перерывом в пол года, остались очень довольны и ценами и общением. Требования у нас чуть завышенные, много путешествуем с маленьким ребенком. Поэтому кроме большого авто, куда можно загрузить много вещей и коляску, всегда просим удобное детское кресло для долгого в нем пребывания и сна. Даже если не получалось с первого дня, через пару дней нам все же доставляли нужное нам удобное кресло. За что спасибо хозяину. Так же порадовала быстрая обратная связь во время подбора машины и эксплуатации. Обе машины были в отличном техническом состоянии. Еще раз спасибо, будем обращаться в будущем.
Svetlana Bavrina
Автомобиль:
Оценка проката: 9
28 июня 2016
Отличный автопрокат, адекватные цены и досмотренные автомобили!!!! Рекомендую всем!!!!
Вова Янкович
Автомобиль: Mazda 2, 2013
Оценка проката: 10
27 июня 2016
Брали с ребятами мазду-2 — вопросов нет. Бесплатная встреча в аэропорту — космос.
Татьяна Лебединская
Автомобиль:
Оценка проката: 10
27 июня 2016
Отличное состояние машин и внимательное отношение к клиенту!
Maksim Lebiadzinski
Автомобиль: Mercedes-Benz ML 300, 2009
Оценка проката: 9
27 июня 2016
Очень часто бываем в Черногории. Всегда пользуемся именно этим прокатом. Спасибо.
Alexandra Shapoval
Автомобиль: Toyota Land Cruiser Prado, 2009
Оценка проката: 10
27 июня 2016
Наша компания BigMontenegro являемся постоянным партнером рентакара Sitngo. Мы постоянно пользуемся их услугами и рекомендуем своим клиентам.
Артем Сальников
Автомобиль: Audi A4, 2011
Оценка проката: 10
25 июня 2016
«Правильная» компания по аренде автомобилей!
Мы ценим мнения наших клиентов! Пожалуйста, сообщите о своем желании оставить нам отзыв сотруднику при сдаче автомобиля.
/ день
/ день
/ день
/ день
Контакт для связи *
Беру
Аэропорт ПодгорицаАэропорт ТиватБарБечичиБудваДженовичиИгалоКоторЛепетаньеПетровацПодгорицаПржноРафаиловичиРисанСвятой СтефанСутомореТиватУльциньХерцег-Нови
Возвращаю
Аэропорт ПодгорицаАэропорт ТиватБарБечичиБудваДженовичиИгалоКоторЛепетаньеПетровацПодгорицаПржноРафаиловичиРисанСвятой СтефанСутомореТиватУльциньХерцег-Нови
Комментарий
Дополнительно
Доставка в аэропорт/отель*
Водитель
Навигатор
Детское кресло
Страховка ОСАГО
Страховка КАСКО
1 день / 400 ₽
* при аренде на 8 и более дней бесплатная доставка
Цена
Итог =
(арендa + доп) * время
(**) если брать авто вне рабочее время
(***) если возвращать авто вне рабочее время
Забронировать автомобиль
Страница не найдена
Неправильно набран адрес, или такой страницы на сайте больше не существует.
Вы можете забронировать авто либо изучить наш автопарк.
Нет подходящих вариантов
Toyota Aygo, 2018
1-3 дня:
2690 ₽
36 $
30 €
4-7 дней:
1793 ₽
24 $
20 €
8-14 дней:
1076 ₽
14 $
12 €
15-30 дней:
897 ₽
12 $
10 €
Nissan Micra, 2012
1-3 дня:
1704 ₽
23 $
19 €
4-7 дней:
1255 ₽
17 $
14 €
8-14 дней:
1076 ₽
14 $
12 €
15-30 дней:
807 ₽
11 $
9 €
Mazda 2, 2013
1-3 дня:
1704 ₽
23 $
19 €
4-7 дней:
1345 ₽
18 $
15 €
8-14 дней:
1166 ₽
16 $
13 €
15-30 дней:
897 ₽
12 $
10 €
/ день
/ день
/ день
/ день
Контакт для связи *
Беру
Аэропорт ПодгорицаАэропорт ТиватБарБечичиБудваДженовичиИгалоКоторЛепетаньеПетровацПодгорицаПржноРафаиловичиРисанСвятой СтефанСутомореТиватУльциньХерцег-Нови
Возвращаю
Аэропорт ПодгорицаАэропорт ТиватБарБечичиБудваДженовичиИгалоКоторЛепетаньеПетровацПодгорицаПржноРафаиловичиРисанСвятой СтефанСутомореТиватУльциньХерцег-Нови
Комментарий
Дополнительно
Доставка в аэропорт/отель*
Водитель
Навигатор
Детское кресло
Страховка ОСАГО
Страховка КАСКО
1 день / 400 ₽
* при аренде на 8 и более дней бесплатная доставка
Цена
Итог =
(арендa + доп) * время
(**) если брать авто вне рабочее время
(***) если возвращать авто вне рабочее время
Забронировать автомобиль
Как строящаяся в Китае автомагистраль загнала Черногорию в долги: NPR
Утренний выпуск
Вид с воздуха показывает часть шоссе недалеко от Подгорицы, столицы Черногории. Проект автомагистрали, построенный крупной китайской государственной компанией, может подорвать экономику Черногории. Саво Прелевич/AFP/Getty Images скрыть заголовок
переключить заголовок
Саво Прелевич/AFP/Getty Images
Вид с воздуха на часть шоссе недалеко от Подгорицы, столицы Черногории. Проект автомагистрали, построенный крупной китайской государственной компанией, может подорвать экономику Черногории.
Саво Прелевич/AFP/Getty Images
ПОДГОРИЦА, Черногория — Участок автомагистрали, который угрожает подорвать экономику Черногории, начинается в предгорьях недалеко от столицы Подгорицы, где строительные леса перекрывают дорогу для движения по многополосной скоростной автомагистрали. Шоссе пока заканчивается в отдаленной гористой местности к востоку от города.
Китайская государственная компания еще не закончила строительство, поэтому машины едут по старой дороге под ней. Дорога тоже не оплачена. Первый платеж по кредиту в 1 миллиард долларов от китайского государственного банка должен быть выплачен в июле, и неясно, сможет ли Черногория, долг которой из-за этого проекта увеличился до более чем 100% ее валового внутреннего продукта, позволить себе это. . Что еще хуже, говорит бывший министр юстиции страны Драган Шок, после завершения дорога все равно никуда не приведет. «Мы шутим: это дорога из ничего в ничто», — говорит он.
Проект — 25-мильный участок предложенной 270-мильной автомагистрали, которая будет проходить от черногорского порта Бар на Адриатическом море до Белграда, столицы соседней Сербии, — не только вызывает вопросы о решениях, принятых предыдущими лидерами Черногории. и неприемлемые долги, связанные с амбициозной инфраструктурой и торговой инициативой Китая на нескольких континентах. Это также имеет значение для растущего влияния Китая на периферии Европейского Союза и того, упустил ли ЕС возможность помочь Черногории.
Не могу себе этого позволить
Правительство Черногории заявляет, что первый участок влез в такие большие долги, что оно больше не может позволить себе строительство остальной части шоссе. «Я думаю, что мы заплатим, может быть, не этому поколению, а будущим поколениям», — говорит Сок, бывший министр юстиции. «Но я не думаю, что это проблема из Китая. Это наше плохое решение».
Он не единственный, кто обвиняет предыдущее правительство страны в том, что оно ввергло страну в исторический долг благодаря этому проекту, подписанному в 2014 году с China Road and Bridge Corporation и финансируемому Экспортно-импортным банком Китая. «Теперь мы стали жертвой чрезвычайно плохого решения бывшего правительства», — сказал весной этого года Евроньюс раздраженный вице-премьер Черногории Дритан Абазович, пытаясь призвать ЕС прийти на помощь Черногории; страна стремится однажды стать членом ЕС.
Копия кредитного договора, рассмотренная NPR, показывает, что, если Черногория не сможет вовремя погасить китайский государственный Экспортно-импортный банк, банк имеет право конфисковать землю в Черногории до тех пор, пока он не принадлежат военным или используются в дипломатических целях.
Кроме того, бывшее правительство Черногории дало согласие на то, чтобы последнее слово по исполнению контракта оставалось за китайским правительственным судом. Вице-премьер Абазович сказал Euronews в мае, что считает эти условия недоверчивыми. «Это ненормально, — сказал он. — Это не соответствует какой-либо логике национальных интересов».
Амбиции Китая
Еще один источник путаницы заключается в том, почему Китай вообще заинтересовался этим проектом. В течение многих лет у Черногории были планы построить эту магистраль, но европейские банки не были заинтересованы в ссуде денег, потому что не верили, что они будут возвращены, говорит Милица Ковачевич, президент Центра демократических преобразований, правозащитной группы в Подгорица. Ковачевич посвятила свою карьеру изучению российских инвестиций и влияния в Черногории. «Мы полностью понимаем политику России в отношении региона, и она не менялась сотни лет», — говорит она. «Это никогда не было оккупацией. Но это было дестабилизировать и предотвратить любую западную интеграцию, которая была в то время, будь то в Австро-Венгерской империи или сейчас в ЕС и НАТО. Так что цели мы знали. подготовьтесь к этому. Что касается Китая, я не думаю, что кто-то понимает, какова конечная цель».
Милица Ковачевич является президентом Центра демократических преобразований в Подгорице. Она провела годы, подробно описывая российские государственные инвестиции и влияние в Черногории, и видит знакомую картину с китайскими инвестициями в ее стране. Роб Шмитц/NPR скрыть заголовок
переключить заголовок
Роб Шмитц/NPR
Милица Ковачевич является президентом Центра демократических преобразований в Подгорице. Она провела годы, подробно описывая российские государственные инвестиции и влияние в Черногории, и видит знакомую картину с китайскими инвестициями в ее стране.
Роб Шмитц/NPR
Но Стефан Владисавлев, координатор программ аналитического центра Белградского фонда политического превосходства, считает, что знает. В течение многих лет он следил за финансируемыми Китаем проектами в своей родной Сербии. Он видит перед Пекином более широкие политические цели, особенно в случае с Черногорией, где, несмотря на его просьбы к ЕС, Брюссель отказался помочь стране погасить кредит Китаю.
«Это был хороший шанс для Брюсселя закрепиться в регионе, — говорит Владисавлев. «Это был хороший шанс для Брюсселя продемонстрировать свою преданность региону».
Он говорит, что, не помогая Черногории, ЕС уступил потенциальное влияние Китаю, который имеет экономическое влияние на страну и регион и чье присутствие там лежит в основе более широких политических планов. «Тот факт, что страны Западных Балкан не входят в состав Европейского Союза, дает им возможность формировать свою внешнюю политику и свою национальную политику вне рамок ЕС», — говорит Владисавлев. «Таким образом, это легкий путь на европейскую территорию. Это легкий путь к установлению сферы влияния в непосредственной близости от Европейского Союза».
И это то, над чем Китай усердно работал в регионе в течение многих лет. В рамках своей инициативы «Один пояс, один путь» Пекин приобрел греческий порт Пирей, превратив его во второй по величине порт в Средиземноморье, а также строит автомагистрали и железные дороги на миллиарды долларов, в том числе запланированную высокоскоростную железную дорогу, соединяющую Белград и Будапешт.
Посольство Китая в Черногории отклонило запрос на интервью NPR, как и несколько членов правительства Черногории. Владисавлев считает, что внезапное молчание правительства после того, как оно обратилось к мировой прессе, когда ему понадобилась помощь ЕС в начале этого года, является признаком того, что официальные лица Черногории ведут переговоры с Пекином о реструктуризации условий кредита. Это то, что Пекин сделал с другими проектами «Пояса и пути» в прошлом году.
«Как купить Феррари»
Тем временем за пределами столицы китайские строительные бригады заканчивают работу над пунктом взимания платы и туннелем на новом участке шоссе. Младен Гргич, научный сотрудник Европейского института азиатских исследований, говорит, что, несмотря на все проблемы, это самая красивая дорога, которую когда-либо видела его страна. «Для Черногории иметь такую трассу — это как купить Ferrari на среднюю зарплату», — говорит он. «А потом вы думаете, о, у меня может не быть денег на бензин».
Младен Гргич, младший научный сотрудник Европейского института азиатских исследований, работает над докторской диссертацией о китайских инвестициях на Западных Балканах и говорит, что все проекты имеют четкую политическую цель. Роб Шмитц/NPR скрыть заголовок
переключить заголовок
Роб Шмитц/NPR
Младен Гргич, младший научный сотрудник Европейского института азиатских исследований, работает над докторской диссертацией о китайских инвестициях на Западных Балканах и говорит, что все проекты имеют четкую политическую цель.
Роб Шмитц/NPR
Гргич заканчивает работу над докторской диссертацией о китайских проектах, подобных этому на Балканах, и говорит, что все они имеют одну общую черту. «Такого рода проекты всегда носят политический характер, — говорит он. «И в основном это то, как все делается на Балканах. Вы используете государственные деньги, чтобы перераспределить их в свою клановую сеть… а затем используете их в политических целях и так далее».
Теперь, по его словам, эта коррупция упрощается благодаря деньгам восходящей сверхдержавы, жаждущей влияния.
Заместитель премьер-министра Абазович заявил в интервью в мае, что он открыт для начала расследования предполагаемой коррупции среди членов предыдущего правительства в связи с построенным Китаем шоссе. Но это было до того, как он перестал общаться с международной прессой; до того, как ЕС отклонил его просьбу о помощи; до того, как его правительство вступило в переговоры с Пекином о том, как выплатить деньги, которые оно должно Китаю.
Пока такого расследования коррупции не проводилось.
Дорогая поездка по шоссе Черногории «из ниоткуда в никуда»
Реклама
Продолжить чтение основной истории
Черногорский лидер говорит, что построенная Китаем автомагистраль стоимостью почти 1 миллиард долларов, одобренная его предшественником, сильно ударила по финансам страны.
Вид на новую китайскую скоростную автомагистраль, проложенную через горы Черногории и обошедшуюся почти в 1 миллиард долларов. Кредит… Лаура Бушнак для The New York Times
阅读简体中文版閱讀繁體中文版
МАТЕСЕВО, Черногория — Одна из самых дорогих дорог в мире проходит через горы Черногории, парить преодолевая глубокие ущелья по высоким мостам, прежде чем добраться до места назначения : грязное поле за деревней с несколькими десятками домов, многие из которых пусты.
Мирка Аджич, жительница хутора Матево (население: около 15 человек), сказала, что она рада, что скоро рядом с домом появится современная скоростная автомагистраль, поскольку это избавит ее от необходимости идти по коварной горной тропе, ранее только доступ к внешнему миру.
Но, как бы ей ни нравилась новая построенная в Китае скоростная автомагистраль, которая должна быть открыта в ноябре и обойдется почти в 1 миллиард долларов после шести лет опасной работы с отставанием от графика на два года, она на самом деле не понимает этого.
Пытаясь прокормить семью на скудную зарплату мужа, работавшего водителем в китайской строительной компании, построившей дорогу, она сбита с толку тем, что ее страна, одна из беднейших в Европе, выделила столько денег гигантскому государству- ультрасовременный инженерный проект. Черногория теперь обременена долгами перед Китаем, которые составляют более трети годового бюджета правительства.
Шоссе заканчивается возле отдаленной деревушки Матево, где живет Мирка Аджич (в центре). Фото… Лаура Бушнак для The New York TimesМисс Аджич не одна. Новый премьер-министр Черногории Здравко Кривокапич, сменивший в конце прошлого года правительство, подписавшее с Китаем в 2014 году дорожные и кредитные контракты, охарактеризовал строительство автомагистрали как «проект с манией величия», который «ведет из ниоткуда в никуда» и сильно напрягал его. финансы страны.
Он также втянул Китай в запутанную геополитическую борьбу на Балканах. Черногория, которая привела в ярость Россию, близкого друга Китая, вступлением в НАТО в 2017 году, теперь пытается сбалансировать большие долги перед Пекином своими амбициями по более тесному сотрудничеству с Западом.
Провозглашенное Китаем первым триумфом его инициативы «Один пояс, один путь» — масштабной инфраструктурной программы, объявленной в 2013 году китайским лидером Си Цзиньпином, — шоссе в Черногории соединило огромные амбиции Китая с амбициями Мило Джукановича, премьер-министра балканской страны, когда начались работы на дороге.
Но поскольку партия г-на Джукановича больше не у власти впервые за 30 лет после выборов в прошлом году, шоссе стало громоотводом для обвинений в расточительности, взяточничестве и раздутых амбициях, которые не соответствуют экономической реальности.
Премьер-министр Черногории Здравко Кривокапич охарактеризовал шоссе как «проект с манией величия», который «ведет из ниоткуда в никуда». Кредит… Лаура Бушнак для The New York Times«У меня пока нет доказательств, но все это указывает на коррупцию, — сказал г-н Кривокапич, новый премьер-министр, в интервью в Подгорице, столице Черногории. «С экономической точки зрения эта магистраль, вероятно, нерентабельна».
Согласно первоначальному плану, 25-мильный участок, построенный Китаем, должен был стать частью предложенной 100-мильной автомагистрали, соединяющей портовый город Бар на Адриатическом побережье с границей с Сербией. Маршрут обещал сделать Черногорию, нацию с населением всего 600 000 человек, транспортным узлом для Балканского региона и поддержать экономическую активность на бедном севере страны.
Но из-за того, что шоссе обрывается посреди практически необитаемого леса, а средств на его расширение нет, это предприятие вызвало волну спекуляций о целях Китая на Балканах и мотивах предыдущего правительства, подписавшегося на него. .
Дритан Абазович, вице-премьер, отвечающий за безопасность, сказал в интервью, что он «ничего не имеет против Китая», который «просто хочет присутствовать в регионе». Но он усомнился в разумности взятия огромного кредита у Китая, чтобы нанять китайскую компанию, которая импортирует китайских рабочих, а затем «увозит все деньги обратно в Китай» — типичная практика для китайских инфраструктурных компаний, работающих за границей.
Новая автомагистраль должна быть открыта в ноябре, ее стоимость составит почти 1 миллиард долларов после шести лет опасных работ. Предоставлено… Лаура Бушнак для The New York TimesГ-н Абазович, который в марте посетил Брюссель, чтобы обратиться за помощью к Евросоюз при рефинансировании китайского кредита добавил: «Они заключили невероятную сделку в интересах Китая. Для нашей стороны это была катастрофа».
Г-н Джуканович, руководивший сделкой и правивший Черногорией с 1990 года до поражения его партии на выборах в прошлом году, назвал жалобы нового правительства «политическим шумом», настаивая в интервью на том, что Китай не заинтересован во вмешательстве в дела Черногории.
На протяжении своей долгой карьеры г-н Джуканович процветал, играя на противоборствующих державах, объединившись сначала с Сербией при Слободане Милошевиче, а затем с богатыми инвесторами из России, в том числе с магнатами, близкими к Кремлю. Позже он обратился к Соединенным Штатам, которые забыли о его прошлом, чтобы убедить Черногорию вступить в НАТО, а также обратился к Китаю, который предложил кредиты, которые ни американские, ни европейские банки не сочли разумными.
Он привел Черногорию к независимости в 2006 году, сделав ее последней бывшей республикой Югославии, ставшей отдельным государством.
Лишившись власти, хотя он по-прежнему занимает в основном церемониальный пост президента, г-н Джуканович представил шум вокруг построенного китайцами шоссе как еще один поворот в том, что он считает русскими планами по укреплению влияния в Черногории. Промосковские депутаты не представлены в новом правительстве, но из неприязни к г-ну Джукановичу в целом поддерживают его.
Согласно первоначальному плану, 25-мильный участок, построенный Китаем, должен был стать лишь небольшой частью предложенного 100-мильного шоссе. Кредит… Лаура Боушнак для The New York TimesПо словам г-на Джукановича, нападая на китайское шоссе, эти законодатели помогают России в стремлении «остановить расширение НАТО, а также Европейского Союза в регионе».
Столько раз меняя свои пристрастия, г-н Джуканович не внушает особого доверия в Черногории, тем более что его собственное правительство окутало проект автомагистрали густым облаком секретности. «Иногда кажется, что они строят ракетную базу, а не дорогу», — сказал Деян Миловац из MANS, черногорской исследовательской группы, специализирующейся на борьбе с коррупцией и давнего критика шоссе.
Кредитное соглашение 2014 года с Эксимбанком Китая, государственным кредитором, было обнародовано, и оно показало, что Китай может арестовать имущество в случае дефолта, как это было в Шри-Ланке, где он захватил главный порт после страны. отстал по китайскому кредиту. Но почти все другие документы, касающиеся черногорского шоссе, были засекречены.
Когда г-н Джуканович впервые выдвинул эту идею, несколько иностранных компаний, в том числе Bechtel, американский инженерно-строительный гигант, проявили интерес. Bechtel предложила более скромный и менее затратный проект, но проиграла более обширному и гораздо более дорогому предложению China Road and Bridge Corporation.
Роберт Гелбард, посланник администрации Клинтона на Балканах, вспоминал, как советовал Джукановичу с осторожностью нанимать китайскую компанию, говоря ему, что Польша недавно расторгла собственный контракт на строительство автомагистралей с другой китайской фирмой и подает на нее в суд из-за некачественной работы.
Майло Джуканович был премьер-министром балканской страны, когда начались работы по строительству дороги. Кредит… Лаура Бушнак для The New York TimesГ-н Джуканович сказал, что China Road and Bridge Corporation была выбрана просто потому, что она представила «лучшее предложение». Компания отказалась предоставить своих сотрудников для интервью, а ее головной офис в Пекине не ответил на письменные вопросы.
Финансирование, однако, вызвало серьезные проблемы у Черногории. Кредит, предоставленный Эксимбанком для финансирования проекта, был деноминирован в долларах, что сделало Черногорию, использующую евро, уязвимой перед капризами валютных рынков. Процентная ставка была установлена на уровне 2 процентов в год, что намного выше, чем обычно взимают европейские кредиторы за кредиты на инфраструктуру.
«Конечно, это была ужасная сделка, — сказал Милойко Спайич, новый министр финансов Черногории. Недавно он заключил так называемую своп-сделку с европейскими и американскими банками, которая фактически конвертировала кредит в китайских долларах в евро с процентной ставкой 0,87 процента. Черногория сделала свой первый платеж по китайскому кредиту в прошлом месяце и, по словам г-на Спаича, не допустит дефолта.
Исследование, проведенное в 2012 году британской компанией для Министерства транспорта Черногории, показало, что стоимость строительства будет необычно высокой из-за гористой местности. Тем не менее, его смета расходов была значительно ниже, чем более 900 миллионов долларов, взимаемых China Road and Bridge Corporation за строительство 25-мильного, но особенно сложного участка шоссе.
Более раннее технико-экономическое обоснование, проведенное в 2007 году парижской инженерной компанией Louis Berger, предупредило, что движение по предлагаемому шоссе не будет «достаточно высоким, чтобы оправдать» инвестиции «исключительно с финансовой точки зрения». Но он добавил, что «социальные, политические и экономические» факторы «следует учитывать, прежде чем принимать решение о том, продолжать ли предложенную программу».
Почти 280 миллионов долларов США, более половины общей суммы денег, выплаченных местным субподрядчикам, были переданы единственной черногорской компании Bemax, формально принадлежавшей бывшему владельцу кафе, который до того, как занялся строительством дорог, не имел никакого опыта в инженерных работах, по данным исследовательской группы MANS.
Штаб-квартира Bemax в Подгорице. Около 280 миллионов долларов было передано черногорской компании. Кредит… Лаура Бушнак для The New York TimesНебойша Медоевич, член парламента, утверждал, что Bemax на самом деле принадлежал близкому советнику г-на Джукановича, Милану Рочену, бывший посол в Москве. Г-н Джуканович отрицал это, говоря, что он «конечно» спросил своего советника, и его заверили, что утверждения были ложными. Г-н Рочен сам категорически отрицал, что владеет Bemax.
«Мы шутили об этом, — сказал г-н Джуканович. «Это всего лишь домыслы политических оппонентов». Обвинения в коррупции, добавил он, «не имеют ничего общего с реальностью в моем случае».
Новое правительство заявляет, что оно хотело бы закончить строительство шоссе на всю длину, желательно с финансированием из Европы, а не из Китая, и не оставит его в пустынном лесу.
Поскольку участок дороги почти закончен, многие китайские рабочие уехали. Те, кто остался, скептически относятся к тому, что когда-нибудь будет построено все шоссе.