за и против — Kolesa.kz || Почитать
Этой статье можно дать и такой заголовок: «Автобазар Еревана: да там сотни наших!», ведь уже несколько месяцев у казахстанцев не спадает интерес к автомобилям в Армении. В одно из воскресений июня я слышал родную речь по всему рынку. Да и в местном РЭО, как в алматинском спецЦОНе, казахстанцы ставят машины на учёт. Собрали аргументы за и против покупки машины в этой красивой и гостеприимной стране.
С ростом внимания к ереванскому базару армяне начали ввозить машины пароходами — из США и Японии, из Европы и ОАЭ. Мастерские, стоянки, обочины, рынки заставлены машинами на продажу и в большей мере рассчитаны на граждан Казахстана и России. Это не скрывают и сами продавцы, это подтверждается и статистикой. Стране, где, по официальным данным, не более трёх миллионов населения, такое количество машин никогда не требовалось. Ввоз б/у в 2018 году по сравнению с 2016-м увеличился в четыре раза — до 67 000 машин. Видели бы, какие очереди стоят на постановку на учёт! А каждый понедельник там рекорд по числу зарегистрированных авто — уже дошло до 500 машин!
Чем же отличается покупка авто в Армении от покупки в других союзных странах?
Статья немаленькая. Для удобства содержание:
- Как оформить авто в Армении
- Уплата налога на транспорт
- Как проходить ТО в Армении?
- Ассортимент на авторынке Еревана
- Почему в Армении цены ниже?
- Про машины с аварийным прошлым и «перекидыши»
- Перепродажа авто с армянским учётом
- ⚠️ Грядущие поправки в законы РК
- Какие расходы при поездке за машиной?
- Когда машины в Армении подорожают?
Аргумент ЗА № 1 — безопасная сделка
При покупке машины в Армении отсутствует один важный риск — оформление автомобиля на чужого человека. Гражданин РК может зарегистрировать машину на своё имя, стать полноправным владельцем, что очень важно. Для этого нужно прописаться в Армении. Где? Без разницы. Ребята на авторынке готовы временно прописать у себя дома в Ереване за $60 и сами побегать с документами. Делают в течение дня. Кто-то регистрируется даже в гостинице. Сделали прописку, оформили договор купли-продажи, можно ехать в РЭО.
В итоге никакого владения по доверенности или по страховке. И никаких опасений, что покупателя кинут или продавец заявит об угоне, как только вы покинете Ереван. Машина ваша, что хотите, то и делайте с ней!
В других странах ЕАЭС регистрация авто на казахстанца возможна, если только он имеет статус резидента, т. е. постоянно проживает в стране. Но это за день, как в Армении, не делается, да и в отдельных случаях требуется основание для прописки.
Расходы для постановки на учёт:
Прописка с нотариальным переводом: от USD 60 (~ 22 800 тенге)
Страхование минимум на три месяца (зависит от мощности двигателя). Для примера: 150 л. с. ~ AMD 10 350 (~ 8 300 тенге)
Постановка на учёт (сверка, техпаспорт, госномера): AMD 24 000 (~ 19 200 тенге)
Итого: ~ 50 300 тенге
В субботу РЭО работает до 14:00, воскресенье — выходной. В будние дни РЭО работает без обеда.
Аргумент ЗА № 2 — налог на транспорт без учёта в налоговой
В Армении для уплаты налога на имущество не нужен номер налогоплательщика (ИИН). Деньги уходят в казну мэрии по району, где вы временно прописались, и учёт ведётся по автомобилю, а не по владельцу. Рассчитывают налог, кстати, не по объёму двигателя, а по мощности. Существует система скидок — для автомобилей старше трёх лет минусуют 10 %. Налог уплачивать придётся, т. к. без него не пройти техосмотр.
Уплата налога на имущество
Для примера: авто 2014 г. в.,150 л. с., на один год: AMD 68 000 (~ 55 000 тенге)
? Нужно ли делать техосмотр для армянских машин?
Нужно. Хотя, как мне рассказывали сами местные, на ТО в Армении все забили. Для движения по Казахстану автомобилям старше семи лет он нужен, и наши полицейские его требуют. Без ТО не сделать и страховку для проезда по России.
Как его потом продлевать? Придётся ли для этого ехать в Армению? На самом деле процедура ТО, как и у нас, для галочки и делается даже без предоставления машины на осмотр. Вам надо найти себе представителя, который с корешком об уплате налога отправится на станцию, «пройдёт» ТО, получит талончик и отправит его вам в Казахстан. Такие услуги сегодня рекламируются и в Казахстане, и в Армении, стоят по-разному. Налог, кстати, можно уплатить онлайн.
В Армении многие переводят машину на газ. И если вы присмотрели машину с ГБО, спросите, есть ли на него документы. В Казахстане с неоформленным баллоном вас отправят на штрафстоянку.Аргумент ЗА № 3 — ассортимент автомобилей
Выбор на рынке тут сейчас как в Казахстане в период льготки в 2010-2011 годах. Эх! Причём армяне поняли, какие машины ищет наш человек, и наводнили рынок очевидными бестселлерами. Если Toyota, то Camry; если Mercedes-Benz, то Е-Class или Gelandewagen; BMW — «пятёрки» и X5; если Opel, то Vectra; Kia — значит, Sorento и Optima, Hyundai — Sonata.
Ассортимент выгодно отличается от ассортимента российского или белорусского авторынков
Ассортимент выгодно отличается от ассортимента российского или белорусского авторынков
Ассортимент выгодно отличается от ассортимента российского или белорусского авторынков
Ассортимент выгодно отличается от ассортимента российского или белорусского авторынков
Ассортимент выгодно отличается от ассортимента российского или белорусского авторынков
Ассортимент выгодно отличается от ассортимента российского или белорусского авторынков
В продаже ещё встречаются свеженькие праворульки. Ввоз машин с правым рулём в Армению запрещали уже несколько раз и окончательно запретили только с 1 мая 2019 года. Все свежепригнанные «японки» на скорую руку переделываются на левый руль ещё по пути в Армению — в ОАЭ или в Грузии. Toyota Alphard первого поколения с левым рулём не может не привлечь внимания! Но к нему мы ещё вернёмся, чтобы рассмотреть поближе.
Кроме руля, никаких других ограничений для ввоза нет! Ни по экологическому классу, ни по ДХО, ни по году выпуска… Ввози, растаможивай, ставь на учёт. Кстати, этим самым Армения сегодня привлекает любителей редких машин, классики и ретро.
«Европеек» тоже много. Свежепригнан из Германии! Ну, какие ассоциации? Я сразу вспоминаю стройные ряды с седанами BMW, Mercedes-Benz, VW, Audi! Стоп! А где, кстати, Audi? Вот их в Армении очень мало. Даже на дорогах Еревана не встретить. Мерсы, бэхи — да, Audi — нет.
Если вы тяготеете к Audi, то армянский рынок не для вас. Встретили на рынке всего три машины: старенький A6, Q7 первого поколения и вот это купе A5Машины из Европы армяне везут чаще под свои нужды: местные выбирают недорогие C-Class (W202) и Opel Zafira или Vectra, много на базаре E-Class (W211) и B-Class (W245), Mazda 6 первого поколения и т. д. Кстати, в Грузии подготовка машин для продажи — это тоже отдельный бизнес. Ведь именно сюда, в порт Поти, прибывают почти все машины из-за рубежа, а после идут в Армению своим ходом.
Авторынок в Грузии (Autopapa в Рустави) краем глаза
Выбор в Грузии куда насыщеннее, чем в Армении
За машинами посвежее и подороже приезжают в основном из Украины
Гибриды Toyota Prius пользуются большим спросом у таксистов Тбилиси. Заметил в продаже и несколько электромобилей: Chevrolet Volt, Nissan Leaf и пару Tesla
Для экспорта в Армению в основном привозят недорогие, но вполне ещё бодрые иномарки конца 1990-х — начала 2000-х
Для экспорта в Армению в основном привозят недорогие, но вполне ещё бодрые иномарки конца 1990-х — начала 2000-х
C-Class в 202-м кузове — один самых уважаемых среди таксистов Еревана. Свежепригнанные цэшки на рынке продают от USD 2 500Аргумент ЗА № 4 — приятные цены, хоть и не на все машины
Возраст автомобиля | Ввозная пошлина (таможенный сбор + НДС) |
До 5 лет | 32 % |
От 5 до 10 лет | 34 % |
От 10 до 15 лет | 42 % |
Старше 15 лет | 52 % |
Дешевле купили — дешевле растаможили. Единственное, что добавляется для автомобилей старше трёх лет, — разовый экосбор. Его размер зависит от модели и года выпуска, но он небольшой. Для Camry 2014 года, неважно, с 2.5- или 3.5-литровым мотором, это $208.
А чем свежее машина, тем выше растаможка, а значит, её цена приближается к нашим, и выгоды в покупке уже никакой.
Аргумент ПРОТИВ № 1 — машины с аварийным прошлым и «перекидыши»
Первый негативный момент может прятаться также в ценнике машины. Если вы не забыли время, когда шёл бум ввоза авто в Казахстан, то знаете, что автомобили, побывавшие в ДТП, за бугром продавались дешевле. Гораздо! И на продажу в Армению плывут и едут в основном… битые американские машины со статусом Salvage. Потому что не для себя. Потому что на перепродажу. Не стоит об этом забывать.
Битый RAV4 на границе с Арменией. Но скоро будет красоваться на авторынке
Хорошо, если машина пережила небольшую аварию
Хотя даже такие ДТП активируют в Camry 50 подушки безопасности по всему салону
Чаще продавцы не меняют модули SRS. Выкручивают контрольные лампы у индикаторов в щитке приборов или ставят обманки
По дороге из Грузии в Ереван можно встретить много машин в таком виде. Они едут своим ходом, но нет части деталей либо спереди, либо сзади
На фото в объявлениях на kolesa.kz, да и вживую, тачки смотрятся прекрасно! А всё благодаря рукастым мастерам в Армении. Готовят на продажу машину искусно. Перед покупкой попросите копию аукционного листа (для авто из Японии), проверьте прошлое по Carfax (для авто из США). Если и было ДТП, то насколько сильным? Что ремонтировалось, стреляли ли подушки, что с ремнями безопасности?
Старенькие, но свежепригнанные X5, в Ереване что на базаре, что на kolesa.kz, продают за $6000. Выглядят очень хорошо! Но какими они пришли в Армению?А ещё стоит помнить: к тем авто, что мы очень любим, в США относятся неважно, тем более если им уже лет десять. Часто загажен салон, впечатление, что в них не убирали ни разу. Отмывают и химчистят в Ереване тоже круто, но сам факт, что к машине относились чёрт знает как, вызывает другие вопросы: а меняли ли масло в двигателе? что с трансмиссией и подвеской? Аукционы с битыми машинами дают скромное техническое описание: заводится, двигается прямо самостоятельно, добралась своим ходом и т. д.
В Японии традиционно за автомобилем следят лучше. Сам дважды получал машины оттуда и всегда был удивлён их состоянием! Но что, если это машина с перекинутым рулём? Вот Alphard, к примеру, первого поколения. Не было у него леворульной версии. Насколько надёжно сделан перенос рулевой колонки, рейки? Педальный узел? Что с подушками безопасности? Проводка? Как перекроили торпедку на левостороннюю?
Честно говоря, я всеми силами от такой покупки бы отговаривал. Чтобы проверить крепёж и качество сварки, нужно разобрать всю торпедку. Продавец это сделать, ясное дело, не даст. Продавцы говорят коротко: рулевая тут от Camry, всё работает…
Ради интереса можно поразглядывать салон. Как они так круто делают левостороннюю торпедку?! Смотрится как заводская! И вот оно! Не обошлось без участия Китая, где отливают из пластмассы весь левосторонний декор для «тойот». На месте сборки в Эмиратах или Грузии его красят в цвет салона и собирают заново. Китай выдаёт облой по краям, неровные стыки и даже щели — явно матрицы у артелей неточные. Другой метод — перекрой панели своими руками, а склеенные и заменённые детали обтягивают в кожзам.
Легче всего перекинуть руль/педали на первом поколении Nissan X-Trail. Есть готовый левосторонний кит, и симметричная торпедка с щитком по центру даёт возможность сделать перенос рулевой колонки в Грузии за… четыре часа! Мастера, кстати, не всегда заморачиваются с переносом пассажирского airbag. У водителя X-Trail в итоге целых две фронтальных подушки: на руле и за ним! 🙂 Если они там вообще есть.
За рулевой колонкой осталась панель с подушкой пассажира. Мастера не заморачивались…И ещё одна опасность с праворульными машинами: многие из них не растаможены. Потому как не успели. Легко опознать по грузинским или армянским транзитам. Будьте внимательны! Ведь полноценно растаможить такие машины уже не получится нигде. Только как запчасти…
Нерастаможенный автомобиль вы не сможете ввезти и в Казахстан.
Аргумент ПРОТИВ № 2 — перепродажа авто с армянским учётом
Многие привозили автомобили из Армении в Казахстан для перепродажи… по страховке. Стоит раз и навсегда запомнить, что собственником остаётся тот человек, который указан в документах на машину! Изменить право собственности можно только в Армении. Другой вариант — оформить доверенность с правом продажи. Да, вы сможете снять с учёта без участия формального владельца, но по доверке на себя машину оформить всё равно невозможно. Жидковата эта схема ещё и в том случае, если с документами что-то произойдёт или у них истечёт срок, а человека, на которого оформлен автомобиль, вы найти уже не сможете. Сколько таких историй было за всю историю продаж машин по доверенности в Казахстане, ух!
Но даже если вы поставили машину в Армении на себя и брали для своих нужд, то рано или поздно вы решите её продать, правда? В Казахстане этого не сделать, вывозить машину вам придётся обратно в Армению. Наверное, и искать покупателей там же, потому как неизвестно, что будет дальше с нашими законами.
? Можно ли поставить на учёт авто из Армении в Казахстане?
Не то что не получится, а скорее желание пропадёт при одном только расчёте. И ещё вопрос: а пройдёт ли пригнанная машина по техрегламенту для постановки на учёт в РК? Левый руль, Евро-4, ДХО, подушки безопасности, ISOFIX… Но как минимум у всех ввозимых из Армении машин нет кнопки SOS (ЭВАК). Её можно установить за деньги, но немаленькие. Затем машину из Армении придётся до конца растаможить: доплатить разницу между нашими ставками и армянскими. Следом уплатить утильсбор. И под конец ещё один взнос — для первичной постановки на учёт. Всё это делает машину в итоге невероятно дорогой!
Аргумент ПРОТИВ № 3 — поправки в законы Казахстана
Выгоду в покупке заметили не только обычные граждане Казахстана, но и наши автосборочные предприятия. Как только открывается народный канал импорта машин, коммерсанты просят у министерств помощи и принять меры — изобрести ограничения для ввоза и сложности для свободной эксплуатации таких машин в РК. Ссылаются, как всегда, на угрозу безопасности, загрязнение воздуха в городах, безнаказанность за нарушение ПДД и срыв планов государства (!) по омоложению автопарка страны.
? Через всё это мы уже проходили
2011 год. Казахстан прикрыл трафик б/у машин с повышения таможенных тарифов (ЕТТ). Пошли схемы. Началось с временного ввоза по доверенностям из Киргизии — с июля 2011 по 2012 год, практически одновременно пошёл перегон из Беларуси (2011-2012), следом плавно переключились на авто с российскими номерами. И последняя яркая вспышка (2014-2015) — серый импорт из России после обвала рубля, отмены НДС и изменения техрегламента. Все эти явления были окружены массой рисков и последующих блокировок на законодательном уровне. Но соблазн обновить свой гараж за небольшие деньги сильнее.
2019 год. Ничего не изменилось. Мы все по-прежнему тяготеем к б/у авто, т. к. курсы валют, рост цен в автосалонах растут быстрее, чем зарплаты. И когда в центре Еревана на обочине продаётся BMW 5-й серии (F10) за $15 000, ну, попробуйте переключиться на покупку «Весты»!
Вазовских машин, кстати, в Армении много. Но с заботой и лаской относятся в основном к классическим «семёркам» и «нивам»Сегодня, в июне 2019 года, езда на машине на армянских номерах никак законам ЕАЭС не противоречит — машина растаможена и зарегистрирована в союзной стране, за рулём собственник. К чему бы придраться? Но, как видно из истории, и эту лавочку скоро прикроют. Что делать с ввезёнными машинами? Решение этого вопроса оставят автовладельцам.
Аргумент ПРОТИВ № 4 — неучтённые расходы
До Еревана из Казахстана не просто добраться. Из Алматы, к примеру, сейчас нет прямого авиарейса, только через Грузию или Россию. Но алматинцы туда практически и не ездят. Основной покупатель армянских машин из Центрального и Северо-Западного Казахстана.
Есть самолёт из Нур-Султана (Астана), летает два раза в неделю. Если брать билеты заранее, можно немного сэкономить. Перед датой вылета цена вырастает на 10 000–15 000 тенге. Мы долетели из Алматы до Тбилиси за 114 000 тенге (в одну сторону), а оттуда в Ереван на такси. Стоимость салона в среднем около $80.
На рынке много «помогаек» на случай, если вы не уверены в своих силах. Перед вылетом в Армению мы обзвонили по объявлениям нескольких таких. За помощь в Ереване (встретить, подобрать гостиницу, свозить покормить, выбрать машину, оформить прописку и т. д.) просили от $100 до 500! Местные предлагают даже подобрать машины для осмотра заранее, ещё до приезда в Армению.
Для доставки авто в Казахстан можно заказать автовоз. Но от этого заметно вырастет итоговая цена машины, и надо ждать загрузки прицепа. Поэтому большинство гонят машину домой своим ходом — так дешевле. Самый короткий путь до границы Казахстана через Северную Осетию, Ингушетию, Чечню, Дагестан, это более 1 100 км местами не самой хорошей дороги.
Лучше дорога через Калмыкию и далее Волгоград, дистанция до границы с РК при таком маршруте более 1 500 км. Но при любом раскладе придётся пересечь весь Кавказ, дорога горная, живописная, особенно по Армении, но отнимает время и силы.
Для перегона своим ходом придётся оформлять ещё три полиса ГПО: для проезда Грузии, России и по Казахстану. Бензин в Грузии, России и в той же Армении стоит дороже, чем в Казахстане: 95-й более 360 тенге. Проживание в гостиницах и питание примерно как у нас, хотя тут всё очень индивидуально.
Много в Армении частных дворовых заправок на одну-две колонки. Бензином торгуют из дома 🙂Страхование легкового автомобиля:
— в Грузии (мин. на 15 дней): GEL 30 (~ 4 100 тенге)
— России (от 5 до 15 дней): RUB 1 600 (~ 9 615 тенге)
— Казахстане (на один год): ~ 49 000 тенге
Итого: ~ 62 715 тенге
Средняя стоимость одного литра бензина:
— в Грузии: GEL 2.43 (~ 325 тенге)
— Армении: AMD 460.6 (~ 368 тенге)
— России: RUB 45.79 (~ 277 тенге)
Посчитайте все затраты. Может потеряться и смысл покупки авто в Армении.
Что в итоге?
Армения сегодня один из последних рынков свежепригнанных б/у иномарок, что хоть как-то для нас доступно. Но окошко закроется 1 января 2020 года, когда вступят в силу ставки ЕТТ. Этим сейчас активно пользуются перекупы, как у нас когда-то в 2011-м, чтобы после роста ставок перепродать подороже.
⚠️ Из-за готовящихся палок в колёса для обладателей армянских машин смысл покупки я вижу только ради быстрого бизнеса: купить свеженький недорогой автомобиль, поработать на нём, и… вывезти обратно. Вложения отбили, прибыль получена — пора домой. Насчёт выгодной продажи в Армении — это вопрос скорее к вашему мастерству продаж. Но, как показывает история, кыргызские машины, которые выгоняли обратно в КР, скупали за бесценок.
Поскриптум
Я добавил бы ещё один аргумент ЗА во всей этой истории, но он имеет отношение к покупке машины лишь косвенное — посмотреть Армению как страну очень рекомендую! Красивые ландшафты, очень чистый, уютный Ереван со своим колоритом. А уж какие здесь шашлыки, долма и хинкали! Причём даже грузины признаются, что хинкали готовят вкуснее именно в Армении!
Но это уже другая история.
Смотрите видеоверсию на нашем канале в Youtube:
Министерство иностранных дел Сингапура
Главная / Страны-Регионы / A / Армения / Страница путешествия
Развернуть все | Свернуть все
Министерство здравоохранения (МЗ), Консультативный совет по общественному здравоохранению
Путешественникам следует обращаться к веб-сайту ICA для получения последней информации о поездках в/из или транзитом через Сингапур. Жителям Сингапура, намеревающимся выехать из Сингапура, настоятельно рекомендуется ознакомиться с последними рекомендациями Министерства здравоохранения по поездкам за границу. Для получения последних обновлений о COVID-19 в Сингапуреситуации, пожалуйста, обратитесь к веб-сайту Минздрава по адресу https://www.moh.gov.sg/covid-19.
Ограничения на поездки в связи с COVID-19
Ввиду ситуации с COVID-19 путешественники, посещающие Республику Армения, должны быть готовы к обновлению требований к въезду. Пожалуйста, посетите веб-сайт Министерства иностранных дел Республики Армения (http://www.mfa.am/en/COVID-19 /) для получения последней информации.
С 19 марта 2018 года сингапурцы могут посещать Армению на срок до 180 дней с даты первоначального въезда без визы. Паспорт должен быть действителен в течение всего периода пребывания в Республике Армения.
ПУТЕШЕСТВУЕТЕ В АРМЕНИЮ?
eЗарегистрируйте свою поездку, чтобы мы могли связаться с вами и, при необходимости, помочь вам в случае возникновения чрезвычайной ситуации (например, стихийного бедствия, гражданских беспорядков).
Подписаться на MFAsgConsular
Контактная информация штаб-квартиры МИД
Министерство иностранных дел
Tanglin, Singapore 248163
Тел.: (65) 6379 8000
Электронная почта: [email protected]
ПУТЕШЕСТВУЕТЕ В АРМЕНИЮ?
eЗарегистрируйте свою поездку, чтобы мы могли связаться с вами и, при необходимости, помочь вам в случае возникновения чрезвычайной ситуации (например, стихийного бедствия, гражданских беспорядков).
Электронная регистрация поездкиПодписаться на MFAsgConsular
Отказ от ответственности
Информация на этих страницах туристической информации представлена Министерством иностранных дел (МИД) с целью предоставления информации для пользы и удобства общественности. Были предприняты все усилия для предоставления точной и полной информации. Однако МИД не может гарантировать отсутствие ошибок. МИД рекомендует вам проявить свои собственные навыки и осторожность в отношении использования этой информации, а также тщательно оценить точность, актуальность, полноту и актуальность материала на страницах туристической информации или на любом связанном сайте. Правительство Республики Сингапур не гарантирует и не несет никакой юридической ответственности, вытекающей или связанной с точностью, надежностью, актуальностью или полнотой любого материала, содержащегося на этих страницах с туристической информацией или на любом связанном сайте. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями использования , чтобы ознакомиться с нашими полными Условиями использования.
Преступность в Армении – Индекс организованной преступности
Люди
Согласно сообщениям, Армения является одновременно страной происхождения и страной назначения для жертв торговли людьми, при этом женщины и дети особенно подвержены риску виктимизации. Из-за существующего спроса женщины из бывших советских республик, прежде всего из Украины, Беларуси и России, уязвимы для сексуальной эксплуатации в Армении. Армянских женщин также продают, часто за границу, в Турцию и ОАЭ, а армянских детей продают за границу для усыновления. Предположительно, сеть, организующая торговлю людьми, действует не менее двух десятилетий и включает в себя высокопоставленных государственных чиновников, медицинских работников и детские дома.
По сравнению с мировыми тенденциями контрабанда людей в Армении довольно ограничена. С одной стороны, иностранные граждане могут быть незаконно ввезены в Армению, где они становятся уязвимыми для торговли людьми. С другой стороны, граждане Армении могут обратиться за помощью к контрабандистам, чтобы выбраться из страны в поисках работы в других местах, в основном в России, Турции и ОАЭ. Однако при этом они рискуют столкнуться с непомерной платой за трудоустройство и/или стать жертвами мошенничества при найме и принудительного труда.
Торговля
Нет доказательств существования хорошо организованного рынка торговли оружием в Армении. Большинство инцидентов с незаконным оборотом оружия в стране носят изолированный характер и произошли до Бархатной революции 2018 года. Длительный территориальный спор вокруг Нагорно-Карабахского региона стал причиной увеличения легального импорта оружия, особенно во время Нагорно-Карабахской войны 2020 года. Большая часть оружия и помощи потенциально может быть перенаправлена на незаконную арену, как это уже случалось раньше, или способствовать развитию нелегального рынка оружия в регионе, где государственный контроль слаб. Однако в настоящее время внутренний спрос ограничен.
Окружающая среда
Незаконная вырубка леса в Армении распространена вдоль границы с Азербайджаном, где повышенная небезопасность снижает инвестиционные перспективы. На местном уровне незаконно заготовленная древесина используется в качестве дров и в производстве мебели. Известно, что организованные преступные группировки экспортируют древесину, в основном в Россию. Несмотря на снижение общего уровня коррупции с 2018 года, коррупция в лесозаготовительном секторе по-прежнему остается проблемой. Предположительно, организованные преступные группировки подкупают чиновников, чтобы лесозаготовители могли спокойно работать. Вырубка лесов уже оказывает негативное воздействие, приводя к таким экологическим проблемам, как оползни, наводнения и разрушение экосистем. Районы армяно-азербайджанской границы также являются известными местами браконьерства. Хотя есть признаки того, что браконьерство становится все более организованным, нет информации о типах вовлеченных субъектов. Однако известно, что Армения является транзитной страной для диких животных, перевозимых между Азией, Африкой и Европой. Страна также является частью коридора контрабанды икры, идущего из Азербайджана через Армению в Россию и ЕС. Помимо содействия незаконной вырубке, коррупция играет центральную роль в ряде других незаконных действий, влияющих на окружающую среду, включая торговлю дикими животными и добычу полезных ископаемых. Сообщается, что официальные лица используют мошеннические разрешения Конвенции о международной торговле видами, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), на ввоз редких видов животных для содержания в качестве домашних животных, а высокопоставленные чиновники якобы злоупотребляют выданными государством разрешениями и вступают в сговор с иностранными компаниями, чтобы получить выгоду от добычи полезных ископаемых в стране. . Однако после десятилетий укоренившейся коррупции корыстные интересы в этом секторе были преодолены. После революции правительство обрушилось на компании, занимавшиеся незаконной добычей золота, и впоследствии криминальный рынок невозобновляемых ресурсов в стране сократился.
Наркотики
Армения в основном является транзитной страной для торговли героином, являясь частью северного маршрута, соединяющего Афганистан, Иран, Кавказ и Европу. Армянские организованные преступные группировки участвуют в торговле, но в основном российские и иранские субъекты организуют поставки и трансграничный транзит. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что большая часть поставок героина поступает в страну через пункт пропуска Мегри на армяно-иранской границе; впоследствии его перевозят на армяно-грузинскую границу. Однако внутреннее потребление героина в Армении остается ограниченным, поскольку в последние годы цены на него, как утверждается, выросли. Армения также является транзитным пунктом для операций по незаконному обороту кокаина между Латинской Америкой, Турцией и Европой, а также Ираном, ОАЭ и Малайзией. Тем не менее, считается, что незаконный оборот кокаина через Армению, в котором участвуют в основном иностранные субъекты, в последние годы сокращается, а внутренний спрос низок.
Производство каннабиса в закрытых помещениях, по-видимому, широко распространено в Армении, при этом сети организованной преступности занимаются распространением каннабиса в стране и незаконным оборотом его за границу. Хотя известно, что армянские группы занимаются производством и экспортом метамфетамина на более крупные рынки, такие как Австралия, Армения в основном является страной транзита синтетических наркотиков. В торговле участвуют преимущественно иранские группы, причем синтетические наркотики, предназначенные для более крупных рынков, поступают из Ирана.
Криминальные деятели
Государственные деятели кажутся наиболее влиятельными преступниками в Армении, но их общее влияние ограничено. По большей части из-за неспособности государственных субъектов монополизировать определенные рынки они, как правило, вступают в сговор с криминальными субъектами и способствуют организованной преступности. Кроме того, после революции снизился уровень коррупции и участие государственных структур в преступной деятельности. Иностранные игроки также занимаются преступной деятельностью в Армении. По большей части это иранские группы, занимающиеся незаконным оборотом героина, синтетических наркотиков и, в меньшей степени, кокаина, а также российские компании, работающие с государственными структурами для эксплуатации невозобновляемых ресурсов.
Имеются признаки группировок мафиозного типа, разделенных на кланы или братства (ахперутюн), контролирующих часть столицы, Еревана. Однако в послереволюционный период членство значительно сократилось, и лидеры кланов либо сократили свою преступную деятельность, либо бежали в Россию. Исторически так сложилось, что «воры в законе» активно действуют в Армении, хотя с начала 2000-х их влияние снизилось, и эксперты считают их уже не мафиозными группировками, а криминальными сетями. Зато мафиозные группировки более активны за пределами страны, прежде всего в России. В Армении осталось небольшое количество «воров в законе», но они поддерживают связи с грузинскими и российскими сетями, а также с бывшими членами в Турции и ОАЭ. Они оказывают определенное влияние на заключенных в Армении. Они якобы были связаны с высокопоставленными государственными чиновниками, но считается, что эти связи были разорваны в послереволюционный период. Вероятно, в Армении действуют и другие организованные преступные сети, но их влияние на криминальные рынки невелико.
Лидерство и управление
До революции Армения напоминала полудиктатуру; с тех пор он добился значительного прогресса. Новое правительство приняло амбициозную программу реформ, уделив первоочередное внимание верховенству закона и борьбе с коррупцией среди других ключевых областей. Он учредил Совет по антикоррупционной политике и, в дополнение к борьбе с коррупцией, активизировал свои усилия по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Эти реформы привели к повышению прозрачности и общественного доверия к учреждениям и были признаны международным сообществом в качестве положительного события. Несмотря на достигнутый прогресс, в стране по-прежнему отсутствуют эффективные меры по борьбе с коррупцией. В результате коррупция и организованная преступность в государстве остаются проблемой. Кроме того, нагорно-карабахский спор создал напряженность между Арменией и Азербайджаном, а последний конфликт перерос в полномасштабную войну. Регион также является причиной долговременной хрупкости и уязвимости страны – в политическом, экономическом и с точки зрения безопасности.
Армения является участником большинства соответствующих международных договоров и конвенций, касающихся организованной преступности, за исключением Единой конвенции о наркотических средствах и Договора о торговле оружием. Страна тесно сотрудничает по вопросам правосудия и безопасности с рядом государственных и негосударственных субъектов, включая Россию и другие бывшие советские республики, государства-члены ЕС, Грузию, Иран, США и Китай. Хотя правовая база Армении охватывает большинство криминальных рынков, представляющих интерес для данного Индекса, необходимы дальнейшие усилия по укреплению соответствующего законодательства страны. Антикоррупционные реформы и законодательство, предусматривающее уголовную ответственность за преступные субкультуры и их лидеров, — все это позитивные шаги, хотя и встретилось определенное политическое сопротивление.
Уголовное правосудие и безопасность
Правительство, пришедшее к власти после революции 2018 года, признало, что прозрачная и независимая судебная система является важнейшим элементом управления. В попытке перестроить судебную власть совместно с гражданским обществом и международными организациями была разработана новая стратегия судебно-правовой реформы. Реформы «сверху вниз» и их реализация, хотя и не завершены, в целом получили положительную оценку, но суды, как сообщается, по-прежнему лишены независимости, а институты ослаблены коррупцией. Чтобы исправить это, большое внимание уделяется борьбе с коррупцией, и Армения объявила о планах создать к 2021 году три следственных органа по борьбе с коррупцией. С другой стороны, проблемы в пенитенциарной системе сохраняются. Якобы в тюрьмах правят криминальные субкультуры; после внесения законопроекта о криминализации преступных субкультур во многих тюрьмах страны вспыхнули беспорядки. Сообщения также указывают на жестокое обращение с заключенными и плохие условия содержания в пенитенциарной системе, в том числе на неукомплектованность персоналом и плохое оснащение медицинских учреждений. Меры по укреплению здравоохранения и прав человека в тюрьмах были приняты в сотрудничестве с ЕС. Исторически правоохранительные органы не входили в число самых надежных институтов в стране. Ограниченное государственное финансирование и низкая заработная плата сделали взятки более заманчивыми. Однако с приходом к власти нового правительства были проведены реформы и в правоохранительной сфере. Были реорганизованы подразделения по борьбе с организованной преступностью и произведены аресты громких лиц, в том числе местных криминальных авторитетов. Тем не менее, находясь на перекрестке Европы, Азии, Ближнего Востока и Северной Африки, Армения остается важным центром деятельности транснациональной организованной преступности. Хотя границы Армении с Турцией и Азербайджаном закрыты с 1993, границы с Грузией и Ираном открыты и уязвимы для операций по незаконному обороту наркотиков. Нагорно-Карабахский регион был еще одним источником территориальной уязвимости в 2020 году. В то время как Армения сохраняет внутренний контроль над своими правоохранительными операциями, российские пограничники находятся вдоль границ страны с Турцией и Ираном, а также российские иммиграционные сотрудники в международных аэропортах в Ереване. и Гюмри.
Экономическая и финансовая среда
За последние годы Армения улучшила свою систему борьбы с отмыванием денег (БОД) и добилась прогресса в оценке рисков и угроз отмывания денег. В Центральном банке Армении есть подразделение финансовой разведки, Центр финансового мониторинга, которому поручено внедрение и обеспечение соблюдения механизма ПОД. Несмотря на улучшения, особенно после революции, Армения не соответствует международным стандартам, и риск отмывания денег и финансирования терроризма по-прежнему считается высоким. Несмотря на то, что правительство приняло амбициозную программу экономических реформ, в 2019 г.половина рабочей силы в Армении была занята в неформальном секторе и подвергается риску злоупотреблений и/или эксплуатации. Тем не менее, программа направлена на повышение прозрачности бизнеса, увеличение инвестиций и развитие туризма, а также экспорта. В настоящее время экономическая регуляторная среда способствует ведению бизнеса в стране.
Гражданское общество и социальная защита
Правительство Армении активизировало свои усилия по защите жертв торговли людьми и принудительного труда, но программа защиты свидетелей отсутствует. Возможно, с 2018 года правительство не уделяло внимания улучшению поддержки потерпевших и свидетелей, а сотрудникам правоохранительных органов, как сообщается, не хватает подготовки и чуткости, необходимых для оказания помощи потерпевшим. Существует приют для защиты жертв, управляемый НПО, который предлагает жертвам организованной преступности юридическую, медицинскую и психологическую помощь. Другие НПО в Армении также оказывают юридическую помощь пострадавшим, а правительство предоставляет бесплатное медицинское обслуживание. Что касается предотвращения, Армения утвердила национальный план действий по сокращению торговли людьми. Армения также ратифицировала Конвенцию Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия в 2020 году. В стране были разработаны стратегии борьбы с коррупцией и отмыванием денег, включая запуск онлайн-платформы защиты осведомителей, где люди могут сообщать о преступлениях и/или коррупции. . Несмотря на отсутствие финансирования для НПО, в Армении есть активный сектор гражданского общества.