Какое самое точное расписание поездов с 2003 года / Хабр Теперь я могу с гордостью сказать, что наше расписание иногда оказывается более точным, чем расписание перевозчика или РЖД, потому что мы очень быстро реагируем на обращения пассажиров и имеем эвристики для сравнения разных источников данных и их корректировки.
Старое бумажное расписание Санкт-Петербург — Оредеж
Так все начиналось. Изначально в Интернете не было регулярно обновляемого расписания поездов. Точнее, это была «бумага». Просто сохранять расписание со станции или публиковать то, что обычно помещают в различные брошюры, бесполезно. В расписание вносится большое количество временных изменений. Ставим цель — сделать регулярно обновляемый график.
И хотя поначалу всем графиком занимался один человек, вскоре стало понятно, что нужна команда. Постепенно мы отобрали людей, которым интересна эта тема.
Сначала было сложно. Когда Туту.ру только зародился, у нас в стране была единственная железнодорожная компания, единственный перевозчик. Мы обращались с просьбами дать информацию, но договориться долго не удавалось. Точнее, нам сказали, что здесь лежит открытое расписание для всех, берите. Но мы ничего не будем делать для вас. Это вполне понятная позиция, ведь мы хотели разгрузить, что явно должно было дорого закончиться.
В результате команда начала ездить по станциям и фотографировать изменения в расписаниях. Почти каждое утро они начинали с объезда 7–9 станций. Так удалось накрыть Москву. Но не все были необходимыми изменениями. На выезд из Москвы — пожалуйста, а в Москву — уже нет. По промежуточным станциям оказалось, что точность упала. Мы внедрили систему сбора сообщений от пассажиров. «Сообщите нам, чтобы помочь другим пассажирам» — эта возможность сработала отлично, и пассажир, который уже столкнулся с проблемой, сообщил об этом. Это позволяло с помощью ряда математических моделей понять, что происходит, и перестроить расписание или сделать необходимые звонки.
Тогда РЖД стали активно развиваться в плане ИТ. Сделано в принципе много очень классных вещей, и среди прочего накосячили внутренний ресурс с расписанием. Она не была доступна широкой публике, но данные были загружены в специальный терминал на станции.
Потом к нашим обходам добавили пролистывание всего интерфейса терминала в поисках расписания. Когда вносились серьезные изменения, на переписывание расписаний уходили часы.
Данные в терминале иногда вызывали подозрения, поэтому часто приходилось объезжать станции и смотреть, как идут поезда на самом деле. Например, когда-то в терминале была указана электричка Электрогорск — Храпуново, такой маршрут возможен только с пересадкой, на которую не было времени. При проверке выяснилось, что на самом деле поезд идет с пассажирами только до Ёсино (и далее — без пассажиров до парка станции Храпуново). Неоднократные проверки позволили выяснить, что в таких ситуациях поезд всегда не доходил до одной остановки на станции, указанной в расписании.
Постепенно из наблюдений стали ясны и другие закономерности, и мы стали их учитывать и отображать у себя.
Затем появились пригородные пассажирские компании (например, крупнейший ЦППК). Но для пригородных компаний уже было крайне важно, чтобы пассажиры получали максимум информации об отменах и других ситуациях, иначе посыпались жалобы. Возможно, поэтому упорядочивать информацию было намного проще.
Внутри структуры РЖД ситуация следующая: специалисты составляют расписание движения поездов и, если что-то меняется в расписании, посылают телеграмму в подразделения и станции. Раньше это были прямые телеграммы, а теперь либо телеграммы, либо электронная почта.
Наконец, после ряда встреч и переговоров, мы подключились к центральной базе расписаний пригородных поездов, а также к данным о фактическом движении поездов (как пригородных, так и поездов дальнего следования). И это очень здорово, потому что мы еще вводим информацию, например, из ЦНПК, но есть возможность ее сверить со вторым источником — данными РЖД о движении поездов. Бывает, и там и там обнаруживаются ошибки — решить одним источником невозможно.
При различном характере ошибки веса присваиваются разным источникам. Одна из самых частых ситуаций – отменяется электропоезд в одном направлении. Если это так, то она не может вернуться на другую сторону. Мы часто так рассчитываем: поезд в расписании есть, а состава для него по факту нет. Но это не всегда правильная модель: иногда перевозчик отправляет поезд без пассажиров в такое место, чтобы можно было проработать маршрут в обратном направлении. Но отсутствие поезда в расписании, несмотря на то, что он есть, является менее существенной ошибкой, чем наоборот: объективная вероятность ложного срабатывания составляет около 4%. Обычно поезда не будет. Благодаря внутренней работе перевозчиков и РЖД сейчас такие ситуации с отменами случаются все реже — это тоже во многом благодаря их ИТ.
Или тут опечатки во времени и количестве. По ним также довольно просто понять правильный источник: если мы видим сдвиг на час или 10 минут, то знаем, что с большой долей вероятности это опечатка в графике РЖД. Графисты рисуют график, а не расписание: по оси абсцисс идет 10-минутный шаг, а при переводе с графика на телеграмму легко заклеить на 10 минут.
Вот еще один пример. Есть два поезда Конаково — Москва и обратно. А мы знаем, что в Конаково Мох однопутный с перекрёстком и поезд останавливается в ожидании. То есть просто останавливается, на одном из путей нет платформы. Это означает, что один из поездов не будет высаживать пассажиров, но эта остановка могла быть занесена в базу. Увидев это, мы написали перевозчику. Пришел ответ: давайте разбираться. В итоге прислали апдейт: остановится из Москвы на посадку-посадку, а не в Москву.
Если это не шаблонная ошибка, то едем на станцию проверять. Да-да, до сих пор ездим, бывает. Буквально пару недель назад у нас был случай в Реутово — непонятно, что с путевыми работами, будет поезд или нет, работники не реагировали. И от этого зависело, с какой платформы пойдет композиция. Мы ехали, смотрели, как пойдут поезда. Там ошиблись, так как было в данных от перевозчика, соответственно внесли изменения в модель.
Естественно, мы тоже ошибаемся. Например, модуль анализа фактических сигналов движения, если поезд идет впереди. Случай в Подольске — была ситуация, которую мы выявили, наблюдая за нашей ошибкой. Выяснилось, что были какие-то ошибки: были технические неполадки, и Щербинка не смогла пройти дальше. Станция также не могла принимать поезда. Соответственно железная дорога отправляла поезда (которые должны были идти в Подольск, стоять там и потом обратно в Москву) сразу в Москву, досрочно на первую станцию. То есть туда, куда можно поставить поезд надолго, то есть на Курский вокзал. Наша система заметила это и оперативно отразила на сайте.
Ну вот и результат нашей работы:
А вот так отображаются изменения:
Скорее всего, эти знаки знакомы вам так же, как и примерно половине москвичей: если вы посмотрели расписание электрички в рунете, то скорее всего попали на наше.
авиа, ж/д, автобус в App Store
Описание
Вам больше не нужно открывать десятки веб-сайтов и приложений — в приложении Туту есть все, что нужно для путешествий. Здесь можно купить билеты на поезд, самолет и автобус, а также снять недорогую гостиницу, хостел или квартиру. Без регистрации, за несколько минут.
Укажите пункт назначения и сравните цены на разные виды транспорта, чтобы выбрать лучший вариант. Теперь в вашем телефоне:
Гостиницы и все виды размещения в России и мире. В приложении мы можем:
— Забронировать гостиницу, гостиницу, квартиру и другое жилье.
— Выберите подходящий отель в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Калининграде, Казани, Анапе, Краснодаре, Симферополе, Адлере, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах России из более чем 100 тысяч вариантов.
— Получите поддержку от наших специалистов, не выходя из приложения.
Билеты на поезда и не только. В приложении вы можете:
— Читать отзывы пассажиров, выбирать и покупать билеты на поезд онлайн.
— Узнать расписание поездов на полгода вперед.
— Выберите билет и оставьте его себе, чтобы использовать позже.
— Купить билет на поезд «Сапсан», «Ласточка», «Стриж» и многие другие.
Авиабилеты проверенных перевозчиков. В приложении вы можете:
— Посмотреть актуальное расписание авиакомпаний.
— Купить дешевые авиабилеты быстро и легко.
— Купить билеты ведущих российских и зарубежных авиакомпаний: Аэрофлот, Победа, ЮТэйр, S7 Airlines, Уральские авиалинии и др.
— Забронируйте билеты и заплатите позже.
Билеты на автобусы по России, СНГ и Европе от 5000 надежных перевозчиков. В приложении
вы можете: — Купить билеты на автобус онлайн и не стоять в очереди на автовокзале.
— Приобретайте билеты на междугородние автобусы из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Минска, Волгограда, Нижнего Новгорода, Симферополя и еще 10 тысяч городов.
— Узнать маршрут автобуса и прочитать отзывы пассажиров.
Туту.ру помогает путешественникам в отпуске, личных и деловых поездках с 2003 года.
Мы на связи круглосуточно. По всем вопросам обращайтесь по телефону: 8 800 511-55-63 (звонки по России бесплатные) или пишите на [email protected]
Tutu.ru — туристический сервис №1 в России по версии Similarweb, 2020.
Путешествуйте с удовольствием!
Добавлены новые возможности сортировки отелей: отели теперь можно сортировать по рейтингу (от высокого к низкому или наоборот) и по удаленности от центра города.
Рейтинги и обзоры
4 оценки
Разработчик, Туту.ру, указал, что политика конфиденциальности приложения может включать обработку данных, как описано ниже. Для получения дополнительной информации см. политику конфиденциальности разработчика.
Данные, используемые для отслеживания вас
Следующие данные могут использоваться для отслеживания вас в приложениях и на веб-сайтах, принадлежащих другим компаниям:
- Идентификаторы
- Данные об использовании
Данные, связанные с вами
Следующие данные могут быть собраны и связаны с вашей личностью:
- Финансовая информация
- Контактная информация
- Идентификаторы
- Данные об использовании
Данные, не связанные с вами
Могут быть собраны следующие данные, но они не связаны с вашей личностью:
- Расположение
- Идентификаторы
- Данные об использовании
- Диагностика
Методы обеспечения конфиденциальности могут различаться в зависимости, например, от используемых вами функций или вашего возраста.