Почему в америке так остра тема расизма: Американский расизм — меняющийся и неизменный

Американский расизм — меняющийся и неизменный

Массовые беспорядки, начавшиеся в Миннеаполисе (штат Миннесота) после убийства 25 мая чернокожего Дж. Флойда, постепенно распространившиеся практически на всю территорию США и охватившие свыше 350 американских городов, включая Вашингтон, поставили США на грань самого острого политического кризиса на расовой почве после бурных 1960-х гг., когда бунты охватили все крупные города Америки.

Нынешние массовые волнения, когда губернаторы были вынуждены задействовать части национальной гвардии в 23 штатах, напомнили события 50-летней давности, в частности, кровавые события 1968 г., когда были убиты Мартин Лютер Кинг-младший и кандидат в президенты Роберт Ф. Кеннеди, а также произошли беспорядки во время съезда Демократической партии в Чикаго. Напряженность и ожесточение усугубляются тем фактом, что этнические меньшинства в непропорционально сильной степени пострадали от эпидемии коронавируса и экономического кризиса.

В последние годы, особенно в период президентства Б. Обамы, американские исследователи потратили немало усилий, чтобы доказать и показать, что в американском обществе происходит медленная, но верная эволюция общественных представлений о расизме и его проявлениях в общественной и в повседневной жизни. Однако, по сути, вся направленность этого подхода свелась к словесной эквилибристике, смысл которой может быть коротко определен как «нет понятия — нет явления».

Ситуация с межрасовыми отношениями претерпела коренное изменение с приходом к власти президента Д. Трампа. «С его воцарением в американское общество вернулось привычное насилие над чернокожим населением, отягощенное безразличием федерального правительства и откровенно настроенным расистски президентом, — пишет журналист BBC афроамериканского происхождения П. Вьюпоинт. — В итоге все больше белых американцев стало скатываться к привычным антинегритянским стереотипам восприятия афроамериканцев». Как показал опрос общественного мнения, проведенный в 2019 г.

социологической службой Pew Research Center, в Америке Д. Трампа, по мнению по меньшей мере 65% респондентов, стало возможным открыто выражать свои расистские настроения и убеждения.

Нет сомнения в том, что также как и в 1968 г., расовые беспорядки нынешнего года — года президентских выборов — окажут мощное, может быть даже решающее, влияние как на ход избирательной кампании, так и на её исход.

Многовековые попытки покончить с расизмом и его наиболее уродливыми проявлениями в американском обществе не привели к появлению эффективных средств гармонизации межэтнических отношений в США. И по сей день проблема расовых отношений в Америке подобна спящему вулкану, готовому в любой момент пробудиться и извергнуть мощные потоки расплавленной кипящей лавы, сметающей все на своем пути.


Массовые беспорядки, начавшиеся в Миннеаполисе (штат Миннесота) после убийства 25 мая чернокожего Джорджа Флойда, постепенно распространившиеся практически на всю территорию США и охватившие свыше 350 американских городов, включая Вашингтон, поставили США на грань самого острого политического кризиса на расовой почве после бурных 1960-х гг.

, когда бунты охватили все крупные города Америки.

Нынешние массовые волнения, когда губернаторы были вынуждены задействовать части национальной гвардии в 23 штатах, напомнили события 50-летней давности, в частности, кровавые события 1968 г., когда были убиты Мартин Лютер Кинг-младший и кандидат в президенты Роберт Ф. Кеннеди, а также произошли беспорядки во время съезда Демократической партии в Чикаго. Напряженность и ожесточение усугубляются тем фактом, что этнические меньшинства в непропорционально сильной степени пострадали от эпидемии коронавируса и экономического кризиса.

Нет сомнения в том, что также как и в 1968 г., расовые беспорядки нынешнего года — года президентских выборов — окажут мощное, может быть даже решающее, влияние как на ход избирательной кампании, так и на её исход.

«Без Барака Обамы не было бы и Дональда Трампа!»

Наталия Травкина:
Политическое эхо гражданской войны в США

Этой необычайно емкой фразой почетный профессор истории Принстонского университета Н. Пейнтер, афроамериканка по своему происхождению, в ходе президентской кампании 2016 г. четко определила феномен Дональда Трампа и, возможно, всего трампизма как идеологического движения современности, явившегося прежде всего «продуктом расизма и реакцией на обостряющиеся расовые отношения в современном американской обществе». На всем протяжении своего пребывания в Белом доме 45-й президент США неизменно позиционировал себя как «антиОбама», по существу занимаясь исключительно демонтажем его наследия, в том числе и в сфере внешней политики, и российско-американских отношений. «Неприязнь» к первому чернокожему президенту США приняла у Д. Трампа даже сатирически-гротескные формы, когда, воцарив в Белом доме, он, по сообщению надежных источников из его собственного окружения, распорядился убрать из него портрет своего предшественника, мотивировав это тем, что портретное изображение Барака Обамы будет «следить за ним» и слышать все то, что он говорит. «Шаманские сверхспособности» первого чернокожего президента США в воображении Д.

Трампа безусловно были навеяны расистскими представлениями белых американцев о роли языческих культов в жизни афроамериканцев (а иначе благодаря чему еще Барак Хуссейн Обама стал американским президентом?!)

Но расовые предубеждения Д. Трампа сыграли, как это ни парадоксально звучит, и положительную роль в американском политическом дискурсе; в частности, откровенно расистские выступления и твиты Д. Трампа в июле 2019 г. обернулись тем, что, по официальному заявлению наиболее авторитетного американского словарно-энциклопедического издания «Мериам Вебстер», резко возросло обращение американских читателей к статье «расизм». Энциклопедическое издание США определяет «расизм» как, во-первых, «веру в то, что раса является основным детерминантом человеческих черт и способностей, а также, что расовые различия создают неотъемлемое превосходство одной расы над другой»; во-вторых, как «доктрину или политическую программу, основанную на расовых идеях и предназначенную для реализации её принципов, одновременно и как политическую или общественную систему, основанную на расизме», и, в третьих, как «набор расовых предрассудков или дискриминацию».

Довольно близким является и определение «расизма», данное почти 40 лет назад в «Философском энциклопедическом словаре». В нем, в частности, указывалось, что расизм представляет собой совокупность концепций, основу «которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества. Для всех разновидностей расизма характерны человеконенавистнические идеи об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые, якобы, являются носителями цивилизации, призванные к господству, а вторые не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены быть объектами эксплуатации» [1].

В последние годы, особенно в период президентства Б. Обамы (2009–2017 гг.), американские исследователи потратили немало усилий, чтобы доказать и показать, что в американском обществе происходит медленная, но верная эволюция общественных представлений о расизме и его проявлениях в общественной и в повседневной жизни.

Однако, по сути, вся направленность этого подхода свелась к словесной эквилибристике, смысл которой может быть коротко определен как «нет понятия — нет явления».

Научное и обыденное понимание расизма

В конце 1990-х гг. демократическая администрация Билла Клинтона предприняла робкую попытку искоренить в американской общественной жизни такое явление как «расизм». Эта попытка явилась своего рода аналогом «войны с бедностью», которую в середине 1960-х гг. начала демократическая администрация Линдона Джонсона. После «победного» для США окончания холодной войны, казалось, пришло время покончить со многими позорными явлениями в общественной жизни США, среди которых на одном из первых мест безусловно находился расизм. В 1997 г. администрация У. Клинтона выступила с широковещательной «расовой инициативой», смысл которой состоял в том, чтобы превратить борьбу с расизмом и расовыми предрассудками в важнейший приоритет внутренней политики США.

Борьба с расизмом требовала прежде всего научно обоснованного плана действий. Администрация обратилась к ученым и исследователям Национальной академии наук США, которые подготовили систему рекомендаций, увидевших свет в 2001 г., то есть уже после того, как администрация У. Клинтона сдала свои полномочия республиканской администрации Джорджа Буша-мл. Однако администрация Буша придерживалась до известной степени прямо противоположной философии, основанной на представлениях о «сострадательном консерватизме» по отношению к «униженным и оскорбленным» американского общества.

Илья Кравченко:
Расизм в американской большой политике

«Не искоренять», а «сострадать» — в этом, возможно, и заключалась фундаментальная разница между подходами Демократической и Республиканской партий к расовым проблемам Америки, которая проистекала из их исторического опыта борьбы с рабством и расизмом в США. В ходе Гражданской войны (1861–1865 гг.) республиканцы во главе с А. Линкольном даровали чернокожему населению США свободу, несмотря на вооруженное сопротивление демократов-южан, стремившихся всеми силами увековечить систему расовой сегрегации в американском обществе.

В ходе дальнейшей политической эволюции США роли двух партий поменялись, возможно не в последнюю очередь потому, что политики обеих партий на своем горьком многовековом опыте убедились в том, что в конкретных американских условиях свобода от рабства не отменяет расовую сегрегацию, а последняя иногда бывает самым лучшим прибежищем для свободы чернокожего населения.

Авторы двухтомного доклада Национальной академии наук, объемом свыше одной тысячи страниц, «успокоили» политическую элиту США в том, что она ни в коей мере не несет ответственность за систему рабства и расовую сегрегацию, которая чуть ли не была «узаконена» еще одной формой американской Конституции. Совсем даже наоборот: она досталась молодой американской республике «как наследие» от первых европейских поселенцев на североамериканском континенте, то есть за 250 лет до возникновения США в 1776 г. Американские исследователи так и написали: «Расизм на этой земле более чем в два раза старше самой американской нации. Он начался с кампаний переселения, убийств и порабощения коренных народов европейскими поселенцами, а затем уже продолжился в форме рабства импортированных африканцев. Поскольку корни американских предрассудков и расизм примерно на 250 лет старше конституционных идеалов (Америки — авт.), и было бы излишней гордыней полагать, что это наследие может быть преодолено всего за одно или два поколения, а раны заживут сами собой» [2].

Фактически этот пассаж означал, что искоренить расизм не удалось ни в первые, ни во вторые 250 лет существования европейских колоний и США на североамериканском континенте, и поэтому это вряд ли удастся сделать и в самой ближайшей исторической перспективе, скажем, на протяжении XXI в. А раз так, то надо искать не «хирургических», а скорее гомеопатических мер решения проблемы расизма. И они были найдены!

«Раса» и «расизм» были объявлены ненаучными категориями. На основании этого «расизм» и «раса» были причислены к «социальным категориям, основанным на идентификации (1) физического маркера, передаваемого при размножении, и (2) человека, группы и культурных атрибутов, связанных с этим маркером» [3]. Вся эта витиеватость потребовалась исключительно для формулирования простой, но, пожалуй, самой важной рекомендации: запретить использование термина «расизм», потому что он порождает «горькие чувства и ведет к поляризации вместо того, чтобы побуждать к прагматичной и разумной борьбе с трудными проблемами» [4]. И, надо сказать, что в последующий период США постарались, насколько это возможно, пойти по этому пути. Борцы с расизмом превратили категорию «расизм» в объект американской культурологической войны «на уничтожение» и постарались придать ему форму исключительно «токсичного определения», примерно соответствующего по значению понятию «педофил» в наше время или понятию «коммунист», как это имело место в конце 1940-х и в начале 1950-х гг. [5]

Казалось, что в годы президентства Б. Обамы попытка решить проблему расизма путем манипулирования его терминологическими значениями стала, наконец, приносить определенные плоды. Имея первого чернокожего президента, многие американцы решили, что прогресс в улучшении межрасовых отношений вполне достижим. В средствах массовой информации постоянно освещались случаи несправедливого отношения к афроамериканцам, и СМИ в решающей степени способствовали возникновению движения «Жизни чернокожих тоже имеют значение».

Борцы с расизмом превратили категорию «расизм» в объект американской культурологической войны «на уничтожение» и постарались придать ему форму исключительно «токсичного определения».

Ситуация с межрасовыми отношениями претерпела коренное изменение с приходом к власти президента Д. Трампа. «С его воцарением в американское общество вернулось привычное насилие над чернокожим населением, отягощенное безразличием федерального правительства и откровенно настроенным расистски президентом, — пишет журналист BBC афроамериканского происхождения П. Вьюпоинт. — В итоге все больше белых американцев стало скатываться к привычным антинегритянским стереотипам восприятия афроамериканцев». Как показал опрос общественного мнения, проведенный в 2019 г. социологической службой Pew Research Center, в Америке Д. Трампа, по мнению по меньшей мере 65% респондентов, стало возможным открыто выражать свои расистские настроения и убеждения.

«Униженные и оскорбленные»

Расизм пустил глубокие корни в современном американском обществе. Различия в социально-экономическом положении основной части американского общества и чернокожего населения имеют значительные масштабы, которые передаются из поколения в поколение. При этом следует иметь в виду, что в настоящее время численность афроамериканцев в США составляет около 48 млн человек. Согласно данным официальной американской статистики, даже в относительно благополучном 2018 г., афроамериканские домовладения имели самый низкий уровень годовых доходов в США, которые составили 41,4 тыс. долл., что было на 1/3 меньше средних доходов всех домовладений в США, насчитывавших 63,2 тыс. долл., и более чем на 40% меньше средних доходов белых домовладений [6].

Дискриминация по размерам получаемых доходов предопределяет и большие масштабы бедности среди афроамериканского населения как в целом, так и по сравнению с другими этническими группами. В 2018 г. почти 21% всего чернокожего населения США, или около 9 млн человек, находились за чертой бедности, в то время как в целом по США за чертой бедности проживало порядка 12%, или 38,1 млн человек [7].

Различия в размерах получаемых доходов обусловлены разрывами в размерах получаемых трудовых доходов (заработных плат и должностных окладов). В 2018 г. в среднем по США афроамериканцы получали меньше белых работников на 27,5%; следует при этом иметь в виду, что на протяжении XXI в. эти различия имели тенденцию к неуклонному росту, составив в 2000 г. 21,8%, а в 2007 г. — 23,5%. Различия в оплате труда тесно связаны и с показателями безработицы, которая даже в годы относительно хорошей конъюнктуры среди афроамериканцев была в два раза выше, чем в среднем по США. Так, в первом квартале 2019 г. безработица в США составила 4,1%, в то время как среди афроамериканцев — 7,1% (среди белого населения — рекордно низкие 3,7%).

Увеличивающиеся разрывы в оплате труда напрямую объясняют и колоссальные разрывы в размерах накопленного имущества (личного благосостояния) между белыми и афроамериканцами. Так, в 2016 г. средняя белая семья владела нетто-имуществом (без учета задолженности) стоимостью 171 тыс. долл., в то время как стоимость личных активов средней афроамериканской семьи была на порядок меньше — всего 17,2 тыс. долл. Все эти данные о социально-экономическом положении чернокожего населения создают у его подавляющей части твердое ощущение почти непреодолимой «великой социальной стены», возведенной между ними и остальной частью американского общества.

Расизм как форма социализации афроамериканской молодежи

Андрей Кортунов:
Трамп 2.0 — завершение старой эпохи, но не начало новой

Ущемление прав и дискриминация по цвету кожи начинается в США с самых первых этапов жизни подрастающего поколения афроамериканцев. И начинается она в средней школе. В настоящее время на долю чернокожих американцев приходится порядка 15% всех учащихся средних школ, однако доля афроамериканцев, которые остаются на второй год, составляет не менее 35% всех учащихся, а доля афроамериканцев в общем количестве отчисляемых из средней школы достигает 36%. Во время учебы в средней школе не менее 16% учащихся подвергаются унижениям и насилию на расовой почве, что крайне отрицательно сказывается на их психологическом состоянии и умственном развитии. В Нью-Йорке среди всех случаев задержания полицией на предмет определения личности и личного досмотра 88% приходится на долю афроамериканцев и латиноамериканцев, и только 10% — на долю белых.

Бытовой расизм принимает в США различные формы. Показательно, например, что при заполнении кратких анкетных данных при приеме на работу или для других целей, отсылаемых по почте, имена и фамилии, ассоциируемые в сознании работодателей с белыми американцами, получают на 50% больше ответных звонков, нежели анкеты, подписанные предположительно афроамериканцами.

«Репрессивный» расизм

Протестное движение афроамериканцев, спровоцированное преднамеренными или случайными их убийствами представителями правоохранительных органов, невозможно понять без общей атмосферы «презумпции виновности», царящей в США в отношении чернокожих американцев. Так, в 2019 г. 37% всех летальных исходов при применении полицией огнестрельного оружия пришлось на белое население, доля которого в американском обществе составляет более 60%, а при применении огнестрельного оружия против афроамериканцев, доля которых составляет в населении страны 13,4%, смертельный исход был отмечен в 24% случаев. Иными словами, вероятность смертельного исхода при использовании огнестрельного оружия против афроамериканцев почти в три раза больше, чем при его применении против белого населения.

Относительные уровни потребления наркотиков среди белого и чернокожего населения США примерно одинаковы, однако в 2018 г. за употребление наркотиков было арестовано 750 афроамериканцев на 100 тыс. этого населения, в то время как среди белых доля арестов была в два раза меньше - 350 человек задержанных на 100 тыс. белых американцев.

В итоге в американских тюрьмах содержится в относительном измерении в 5 раз больше афроамериканцев по сравнению с белым населением страны: свыше 1 тыс. афроамериканцев на каждые 100 тыс. человек чернокожего населения по сравнению с 200 заключенных-белых на каждые 100 тыс. белого населения страны. Относительно большему числу заключенных афроамериканцев в американских тюрьмах способствует и тот факт, что сроки приговоров по уголовных делам, которые получают в среднем чернокожие американцы, на 20% больше, нежели сроки, получаемые белыми преступниками.

«Последняя капля»: смертельные издержки коронавируса

Последней каплей, переполнившей чашу терпения афроамериканского населения и повлекшие за собой массовые беспорядки практически по всей территории США, начиная с 25 мая 2020 г., возможно, явились данные (далеко неполные) о смертности среди чернокожих американцев в результате коронавирусной пандемии, начавшейся в США в январе текущего года. К концу мая от эпидемии скончалось порядка 100 тыс. американцев, из них на долю афроамериканцев пришлось 26,3%, то есть более четверти всех умерших. Однако уровни смертности среди чернокожего населения оказались за это время самыми высокими как среди всех остальных расово-этнических групп, так и в целом по США. К концу мая уровни смертности среди афроамериканского населения составили примерно 55 смертей на каждые 100 тыс. чернокожих американцев, в то время как среди белых американцев уровни смертности оказались в 2,4 раза меньше (23 смерти на каждые 100 тыс. человек). К синдрому «униженности и оскорбленности» добавилось еще и чувство практической незащищенности перед лицом смертельной опасности, нависшей над Америкой.

Многовековые попытки покончить с расизмом и его наиболее уродливыми проявлениями в американском обществе не привели к появлению эффективных средств гармонизации межэтнических отношений в США. И по сей день проблема расовых отношений в Америке подобна спящему вулкану, готовому в любой момент пробудиться и извергнуть мощные потоки расплавленной кипящей лавы, сметающей все на своем пути.

1. Философский энциклопедический словарь. Москва, «Советская энциклопедия», 1983, с.565.

2. Smelser N., Wilson W. , and Mitchell F. (editors). America Becoming. Racial Trends and Their Consequences. Volume I. Washington, 2001, p. viii.

3. Ibid., p. 3.

4. Ibid., p.257.

5. McWhorter J. Racist Is a Tough Little Word. The definition has grown and shifted over time. - “The Atlantic”, July 24, 2019 // http://www.theatlantic.com › racism-concept-change.Различия в оплате труда тесно связаны и с показателями безработицы.

6. U.S. Census Bureau. Income and Poverty in the United States: 2018. September 2019. Washington, 2019, p. 5.

7. Ibid., pp. 12,13, 15.


Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

Зарево пожаров расизма: почему полыхает Америка

Утром 25 мая в Нью-Йорке американка Эми Купер выгуливала в Центральном парке свою собаку и спустила ее с поводка в уголке, где это запрещено, поскольку место предназначено для наблюдения за птицами. Другой посетитель парка и, как позже выяснилось, ее однофамилец Крисчен Купер, орнитолог-любитель, который вел там видеосъемку, вежливо попросил ее пристегнуть собаку и даже предложил для пса угощение. В ответ женщина нервно сказала, что немедленно вызовет полицию и заявит, что «афроамериканец покушался на ее жизнь». Тут же принялась звонить и на грани истерики требовать прислать полицейский наряд.

© AP Photo/Julio Cortez

Эми Купер — белая, Крисчен — черный. Видеозапись их разговора попала в соцсети, собрала десятки миллионов просмотров и вызвала возмущенную реакцию. Люди писали, что это вопиющий расизм, мэр Нью-Йорка Билл де Блазио согласился с такой оценкой. Согласились и работодатели лживой жалобщицы в глобальном инвестфонде Franklin Templeton: несмотря на публичные извинения, расистку сразу уволили.

Звенья одной цепи

Теперь эта история подзабылась на фоне бурных выступлений протеста, вызванных гибелью в тот же самый день в Миннеаполисе (штат Миннесота) афроамериканца Джорджа Флойда. Его задержали по подозрению в мелком правонарушении, сопротивления он не оказывал и оружия при себе не имел. Он умер после того, как белый полицейский сдавил ему горло коленом, не обращая внимания на его хриплый стон: «Мне нечем дышать!» Все это тоже теперь интернет-мем, причем всемирный, ставший для многих сегодняшним символом Америки.

При всей своей банальности первая история для меня — звено той же цепи, что и вторая. Обыденность лишь подчеркивает тот факт, что вопреки внешней демократичности и политкорректности «американского образа жизни» системный расизм, деление людей на граждан первого и иных сортов остается в США скорее нормой, нежели исключением из правил. Не случайно к «дамам с собачками» наподобие Эми Купер — белым требовательным женщинам средних лет — прицепилось ставшее оскорбительным прозвище «Кэрен». Земляки ее по большей части так и зовут: «Кэрен из Центрального парка».

Это я к вопросу о том, почему эхо миннеаполисской трагедии раскатилось по всей Америке. Когда меня спрашивают, наблюдал ли я что-либо подобное за свои четверть века работы за океаном, я отвечаю: и да, и нет.

По сути — сколько угодно: от беспорядков 1992 года в Лос-Анджелесе до волнений 2014 года в Фергюсоне (штат Миссури), также спровоцированных произволом полиции. Да и нынешней вспышке насилия предшествовал схожий скандал: еще в середине мая в штате Джорджия афроамериканцы устраивали митинги и марши протеста против бездействия властей в расследовании дела Ахмада Арбери.

Этот молодой темнокожий парень имел неосторожность выйти на пробежку в «чужом» районе и был застрелен на улице парой белых местных жителей — отставным полицейским и его сыном. По их словам, они приняли Арбери за вора-домушника, скрывавшегося с места преступления. Еще один их соучастник снимал кровавый самосуд на видео. Несмотря на наличие неопровержимых доказательств, убийц почти три месяца (с февраля по май) не арестовывали и обвинений им не предъявляли.

Но вот по размаху и ожесточенности акций протеста — нет, такого, как сейчас, я не припоминаю. И конечно, хочу вместе со всеми попытаться понять и как-то объяснить происходящее. Собственно, поэтому и вписываю конкретную «американскую трагедию» Флойда в общий контекст.

«Две Америки»

Чтобы не забыть, начну с самоочевидного — с современных технологий. Информационные вирусы распространяются быстрее настоящих, и с тем, что миллионы людей видят собственными глазами, не поспоришь. Подтверждения мы видим повсюду, включая и нашу страну: вспомните, что стало поводом для увольнения главы Чувашии.

Откровенный садизм полицейского в Миннеаполисе, конечно, сыграл свою роль в том, что чаша терпения порядочных людей переполнилась. Но она и так была полна почти до краев. Помимо Флойда и Арбери есть и другие свежие примеры, включая случай с 26-летней Бреонной Тейлор, которую в марте в Луисвилле (штат Кентукки) застрелили в собственной квартире полицейские в штатском, вломившиеся туда с обыском. В целом, по подсчетам газеты Washington Post, вероятность погибнуть от рук «стражей порядка» в США у черных американцев вдвое выше, чем у белых.

Читайте также

Кошелек или жизнь? Вирус ставит американцев перед выбором

Страх усугубляется стрессом. За последние десять недель свыше 40 млн человек в США потеряли работу, десятки миллионов не имеют медицинской страховки. Соглашусь с информационно-аналитическим порталом Axios: Америка переживает сейчас сразу несколько кризисов, и особенно сильно страдает от них темнокожая часть ее населения. Кстати, доля афроамериканцев в нем оценивается сейчас примерно в 13%.

Статистика показывает, что смертность от COVID-19 у чернокожих граждан США в 2,4 раза выше, чем у белых. Если черные американцы не носят защитных масок, они еще больше рискуют заразиться; к тому же их гораздо чаще задерживают и штрафуют за нарушение правил социального дистанцирования. Если же они надевают маски, то могут быть приняты за злоумышленников, т.е. «подвергаются другим факторам риска, в том числе со стороны правоохранительных органов, которые, по идее, призваны их защищать», — пишут аналитики Axios.

«Мы живем в двух [разных] Америках, — предупреждают они. — И в одной из них люди, и без того отодвинутые на обочину, получают все более сильные (а порой и фатальные) удары в своей повседневной жизни… Игнорировать эти реалии более невозможно».

Политический контекст

В публикации Axios лишь вскользь упоминается о том, что афроамериканцам приходится сейчас оценивать и риски участия «в выборах и демонстрациях». Но, конечно, политический контекст в нынешней ситуации чрезвычайно важен. Я, например, убежден, что напасти, обрушившиеся сейчас на Америку — медицинские, экономические, социальные, — нельзя рассматривать в отрыве от той идеологической и информационной «гражданской войны», которая, по сути, не прекращается в стране со времени прихода к власти президента-республиканца Дональда Трампа.

Читайте также

Расизм как политтехнология. Зачем Дональд Трамп сам нарвался на скандал

Напомню, что афроамериканцы считаются одним из самых важных и надежных компонентов демократического электората на предстоящих всеобщих выборах. Вероятный соперник Трампа в ноябрьском финале Джозеф Байден, служивший вице-президентом страны в администрации Барака Обамы, недавно даже сказал в эфире популярного афроамериканского радиошоу: «Если вам трудно решить, за кого вы — за меня или за Трампа, то вы и не черный».

Поразительное по своей самонадеянности замечание было воспринято как по сути расистское и вызвало шквал негодования. Политтехнологи убеждены, что такая опрометчивость будет аукаться Байдену до самых выборов. Впрочем, он и всегда славился словесными ляпами — способностью, как говорят американцы, «засовывать ногу себе в рот».

Сердца требуют перемен?

Но дело не только в тактических расчетах и просчетах политиков. На мой взгляд, нынешняя мощная вспышка антирасистских выступлений протеста, сопровождаемых массовыми беспорядками и ответными мерами властей в десятках городов по всей территории США, — это очередное проявление глубинных перемен, происходящих в американском обществе. Ну или как минимум сильнейшего социального запроса на такие перемены.

А беспрецедентная по непредсказуемости и драматизму предвыборная кампания нынешнего года — лишь своего рода политический сейсмограф, помогающий следить за развитием этих процессов. Да, в центре их волею судеб оказались Трамп и Байден. Но даже самые верные сторонники главы Белого дома не возьмутся сейчас утверждать, будто тот контролирует развитие событий. А о Байдене, отсиживающемся по большей части где-то в подвале, и говорить нечего.

Читайте также

Байден «вернулся с кладбища»

По традиции выборы, на которых действующий президент США борется за переизбрание, принято считать референдумом по промежуточным итогам его правления. В силу известных личных особенностей Трампа — националиста, популиста и эксцентричного волюнтариста — изначально предполагалось, что уж на сей-то раз точно будет именно так. Оппозиция изо всех сил старалась повесить на президента всех собак — от мифического «сговора» с Россией до политизированного нажима на Украину — и даже пыталась подвергнуть его импичменту.

Сам Трамп не менее традиционно полагал, что «все дело в экономике», и копил к выборам козыри этой масти. А заодно клеймил «социалистов» наподобие сенатора Берни Сандерса, которые, ко всеобщему удивлению, и впрямь высоко подняли голову в современной Америке.

Но грянула пандемия COVID-19, ввергнувшая экономику США в состояние «искусственной комы», и прежние ставки обнулились. Сложился новый консенсус: дескать, выборы теперь будут «про вирус», т.е. про то, кто сможет наиболее убедительно ответить на порожденные им вызовы.

Как хотите, но в этой исторической роли трудно себе представить и Трампа, и Байдена — хотя бы в силу возраста (первому на днях должно исполниться 74, второму в ноябре стукнет 78). А теперь вот полыхнул еще и застарелый расизм. И люди вроде Обамы уже увещевают молодых американцев: дескать, вашему поколению предстоит решать и эту проблему, а пока поменьше бузите и непременно приходите на выборы. Хотя сам Обама, будучи первым темнокожим президентом страны, нисколько не уврачевал за свои восемь лет в Белом доме ни этой, ни других хронических язв США, включая вооруженное насилие…

Кто станет «американским Путиным»?  

Кстати, в моем понимании Обама — это такой «американский Горбачев», который всегда красиво говорил, но на деле многое упускал из рук, поскольку не любил и не умел заниматься черновой политической работой. Оба они в период пребывания у власти провозглашали приверженность универсальным общечеловеческим ценностям, а свою собственную систему стремились избавить от «эксцессов»: в одном случае социалистических, в другом — рыночных. У обоих не очень-то получилось.

Читайте также

Как Путин это делает? Американцы удивляются памяти президента России

Это я к тому, что Трамп по такой аналогии выглядит своего рода «американским Ельциным», который прежнюю систему не спасает, а скорее крушит и доламывает. В чем его, собственно, постоянно и обвиняет демократическая оппозиция в США.

Но из этого следует также, что на современном этапе не Россия идет по стопам Америки, а скорее наоборот. Ведь принято думать, что история развивается не линейно, а по спирали. Хорошо ли, худо ли, но Михаил Горбачев и Борис Ельцин вырвали нашу страну из оков прошлого и вывели ее на новый путь.

А Америка все еще продолжает жить своим прошлым (может, кстати, оттого так и злится на тех, кто уже шагнул вперед). Ведет собственные «войны памяти», включая затеянный New York Times «Проект 1619», по которому отправной точкой в истории страны было прибытие в Вирджинию первых африканских невольников. И также пытается нащупать для себя новый путь в будущее, ждет и ищет лидера, который сможет ее по этому пути повести.

Между прочим, еще в феврале один из опытнейших корреспондентов американских СМИ в Москве напечатал в Facebook текст о том, кто из претендентов на президентское кресло в США больше всего похож на Владимира Путина. Он тогда прочил на эту роль экс-мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга, но у того оказалась кишка тонка.

Тень на плетень

Конечно, любые аналогии хромают. Но моя возникла все-таки не совсем на пустом месте. Да, мне привычно всегда и во всем сравнивать Россию и Америку. Я так давно этим профессионально занимаюсь, что для меня это стало второй натурой. Но ведь и американцы демонстрируют в последние годы прямо-таки маниакальную одержимость и нашей страной, и ее лидером.

Особенно это характерно для политиков-демократов. Когда спикер палаты представителей Конгресса Нэнси Пелоси упрекала Трампа за то, что у того «все дороги ведут к Путину», это на самом деле больше относилось, конечно, к ней самой и ее партии.

Понятно, что в их руках это прежде всего внутриполитическое оружие, средство борьбы против президента-республиканца. Но ведь доходит до абсурда. В последние дни «руку Москвы» в США усматривают уже и в антирасистских выступлениях протеста. Точнее, конечно, пытаются ее там разглядеть, наводят тень на плетень.

Читайте также

У демократов в США «все дороги ведут к Путину»

Вот я в минувшую субботу обнаружил в миннеаполисской газете Star Tribune публикацию о том, будто «Россия, по словам официальных лиц США, пытается разжигать [в Америке] расовые раздоры». Подивился, как быстро провинциальное издание раздобыло нужный комментарий на злобу дня. А при ближайшем рассмотрении обнаружил, что это просто перепечатка из New York Times от 10 марта сего года, заведомо не имеющая прямого отношения к истории гибели Флойда и вызванным ею протестам.

Допустим, крупнейшую газету города и штата, где эта история произошла, можно понять. Она просто пыталась собрать на своих страницах, все, что, на ее взгляд, имело даже самое отдаленное отношение к теме. А там пусть читатели сами разбираются.

Но вот бывшую помощницу Обамы по национальной безопасности афроамериканку Сюзан Райс кто, спрашивается, тянет за язык? А она в воскресенье заявила в эфире телеканала CNN дословно следующее: «У нас есть мирно протестующие люди, сосредоточенные на вполне реальных и болезненных проявлениях неравенства, с которыми все мы сталкиваемся и которыми надо заниматься, а есть экстремисты, пытающиеся подчинить себе эти выступления протеста и превратить их в нечто совершенно иное. И они, наверное, также… я бы побилась об заклад на основании своего опыта, хоть я уже теперь и не читаю разведсводки, но, на основании моего опыта, это взято прямиком из российской методички».

Ну откуда такое берется? Остается только вздохнуть вслед за классиком: «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно».

Полезные рекомендации

Хотя, пожалуй, я все же могу еще кое-что прибавить ко вздоху. Зимой 2014 года, как раз когда Райс работала в Белом доме, я настойчиво добивался там ответа на вопрос о том, чем нападение на полицейского в Нью-Йорке отличается от такого же нападения, но в Киеве.

В конце концов пресс-секретарь президента США Джей Карни мне тогда сказал, что американские власти «в принципе выступают против насилия в любой ситуации и с любой стороны», но в условиях конкретного противостояния на киевском майдане видят «единственный выход из кризиса» в достижении «жизненно необходимых компромиссов», включая создание «нового правительства».

«Критически важно, чтобы правительство немедленно предприняло шаги для завоевания доверия народа Украины, в том числе путем отвода полиции особого назначения и освобождения задержанных участников выступлений протеста», — заявил представитель Белого дома.

Я сознательно воспроизвел его развернутые цитаты. Считаю, что если заменить в них слова «Украина» и «украинский» на «США» и «американский», то это неплохие рекомендации и на сегодняшний день — для официального Вашингтона и всех американских властей. Только вряд ли они им последуют. Они же помнят, чем это кончилось для Киева. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru

Глобальный отопление: исследование показывает влияние «климатического расизма» в США

  • Опубликовано

Связанные темы

  • Изменение климата

Изображение Изображение, Spencer Platt

. Мужчина несет кондиционер во время жары в Нью-Йорке. .

Исследователи говорят, что различия объясняются не бедностью, а исторически сложившимся расизмом и сегрегацией.

В результате цветные люди в целом живут в районах с меньшим количеством зеленых насаждений и большим количеством зданий и дорог.

Они усугубляют последствия повышения температуры и изменения климата.

  • Как призывы к климатической справедливости сотрясают мир
  • Министры G7 договорились о новых шагах против ископаемого топлива
  • Тысячи прогуливают школу из-за климатических забастовок в Австралии
  • Антарктический шельфовый ледник на линии огня

Города хорошо известны как усилители теплого климата.

Эффект поверхностного городского острова тепла — это технический термин, обозначающий влияние зданий, дорог и городской инфраструктуры на температуру.

Все эти бетон и асфальт притягивают и сохраняют больше тепла, благодаря чему днем ​​и ночью в больших городских районах намного теплее, чем в окрестностях.

Но в городах воздействие этого острова тепла часто сильно различается: в районах, богатых деревьями и зелеными насаждениями, заметно прохладнее, чем в районах с плотной застройкой и промышленностью.

Источник изображения, Spencer Platt

Подпись к изображению,

Жара в Нью-Йорке

Предыдущее исследование, проведенное в США, обнаружило связь между более теплыми районами в больших городах и расистской практикой жилищного строительства, восходящей к 1930-м годам.

В то время районы с большим населением афроамериканцев или иммигрантов были отмечены в документах федеральными властями как слишком опасные для ипотечных кредитов и инвестиций.

Это привело к концентрации бедности и низкому уровню домовладения в некоторых частях больших городов.

В этом новом исследовании более подробно рассматриваются эти более теплые районы и люди, на которых они влияют.

Используя спутниковые данные о температуре в сочетании с демографической информацией переписи населения США, авторы обнаружили, что средний цветной человек живет в районе с гораздо более высокими летними дневными температурами, чем белые неиспаноязычные люди.

Для целей статьи ученые определили «цветных людей» как всех латиноамериканцев (независимо от расы) и всех, кто не идентифицирует себя только как белый.

Во всех, кроме шести, из 175 крупнейших урбанизированных районов континентальной части США цветные люди летом подвергаются гораздо более сильным воздействиям жары.

Для чернокожих это было особенно резко. Исследователи говорят, что они подвергаются воздействию тепла в среднем на 3,12°C в городских кварталах по сравнению с дополнительными 1,47°C для белых людей.

Источник изображения, Итан Миллер

Подпись к изображению,

Мужчина в Новом Орлеане, пострадавший от сильной жары в городе потеря продуктивности в работе и нарушение обучения.

«Наше исследование помогает предоставить больше количественных доказательств того, что климатический расизм, экологический расизм существует», — сказал д-р Энджел Хсу из Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл, ведущий автор статьи.

«И это не единичный случай, это распространено по всей территории Соединенных Штатов.»

Несмотря на то, что бедность, безусловно, была фактором воздействия повышенной городской жары летом, она не давала полного объяснения.

Примерно в половине городов средний цветной человек сталкивался с более высокой летней жарой, чем люди, живущие за чертой бедности, хотя только 10% цветных людей относились к категории бедных.

Коренные причины этих различий можно найти в истории, говорят эксперты.

«Мы можем проследить многие из этих современных экологических, социально-экономических и медицинских несправедливостей до явных решений и политики городского планирования в 20-м веке, таких как «красная черта», — сказал доктор Джереми Хоффман, главный научный сотрудник Музея науки Вирджинии. , который не участвовал в этом новом исследовании.

Источник изображения, Роберт Готье

Подпись к изображению,

Бедные и бездомные также сильно страдают от городской жары

«Хотя деньги не растут на деревьях, они явно находятся в районах под ними, особенно в США.»

Учитывая, что в ближайшие десятилетия температура, вероятно, повысится из-за глобального потепления, эта проблема, вероятно, усугубится без существенного участия правительства штата и федерального правительства, как и обещал президент Байден.

Однако решения должны быть тщательно продуманы.

В статье авторы размышляют о том, что посадка деревьев в районах с тепловым стрессом может снизить летние температуры на 1,5С, что хорошо для жителей.

Но новые деревья также могут увеличить стоимость недвижимости, и эти эффекты цен на жилье могут в конечном итоге привести к перемещению жителей из числа меньшинств, для помощи которым была разработана политика.

«Поскольку наше общество выходит из пандемии, которая показала, что те же самые сообщества, в которых летом жарче, также больше всего страдают от Covid-19, важно, чтобы мы сосредоточили их на нашем восстановлении». — сказал доктор Хоффман.

«Но, если решения для этих кварталов принимаются без преднамеренного участия и руководства живущих там граждан, теоретически это ничем не лучше, чем практика красных границ или любой другой гнусный процесс планирования в прошлом.»

Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.

Подпишитесь на Мэтта в Твиттере.

  • Межправительственная группа экспертов по изменению климата
  • Парижское соглашение по климату
  • Изменение климата
  • Школьные протесты против изменения климата

Жаркие летние дни становятся еще жарче для многих цветных американцев

Перейти к основному содержанию

Логотип The VergeThe Verge.

Домашняя страница The Verge

The VergeЛоготип Verge.
  • Наука/
  • Окружающая среда /
  • Климат

/

Новое исследование показывает, насколько жарче

Джастин Кальма / @justcalma

Поделиться этой историей

ЧИКАГО, Иллинойс — 19 июля: Пловцы остывают на пляже на 31-й улице, поскольку температура поднимается до 90-х, а индекс жары, как ожидается, достигнет 115 градусов 19 июля 2019 года в Чикаго, Иллинойс. Фото Скотта Олсона/Getty Images

Согласно новому исследованию, в городах США цветные люди переносят более жаркие летние температуры, чем их белые коллеги. Это еще один признак того, что последствия повышения температуры сильнее других ударят по уязвимым слоям населения.

Повышение температуры сильнее ударит по уязвимым группам населения к исследованию, опубликованному сегодня в журнале Связь с природой . Это включало всех, кто , а не идентифицировал себя как «только белых», а также всех, кто идентифицировал себя как латиноамериканца. Разница в температуре была еще немного больше для чернокожих жителей.

В городах, как правило, на несколько градусов теплее, чем в сельской местности, а в городских районах, где мало зелени, еще жарче. Асфальт, цемент и темные крыши поглощают тепло, а выхлопные газы из выхлопных труб и промышленных предприятий еще больше нагревают окрестности. Это явление называется «эффект городского острова тепла».

Сильная жара уже стала самым смертоносным стихийным бедствием, связанным с погодой

Сильная жара уже стала самым смертоносным стихийным бедствием, связанным с погодой, в США. Эффект городского теплового острова и изменение климата делают аномальные температуры еще более опасными для людей, живущих в городах. Риски еще выше для некоторых групп, таких как чернокожие американцы, которые долгое время сталкивались с жилищной дискриминацией и лишением инвестиций. Повышение даже на несколько градусов представляет серьезную угрозу, предупреждает ведущий автор исследования. Средняя разница температур в один градус Цельсия, которую испытывают цветные люди в Америке, маскирует более резкие различия — возможно, до 10 градусов Цельсия, — с которыми сталкиваются некоторые сообщества.

«Это много, если перевести это в реальное воздействие и то, как это ощущается летним днем», — говорит Анхель Хсу, ведущий автор исследования и доцент кафедры государственной политики и окружающей среды, экологии и энергетики в университете. Северной Каролины-Чапел-Хилл.

В некоторых районах родного города Хсу, Гринвилля, Южная Каролина, температура на шесть-восемь градусов по Цельсию выше, чем в других частях города. Как правило, это были районы с более высокой долей чернокожих жителей. В других общинах в Балтиморе, штат Мэриленд, было на восемь-десять градусов жарче, чем у их соседей.

Исследование также показало, что домохозяйства за чертой бедности, принадлежащие ко всем расовым и этническим группам, чаще сталкивались с аномальной температурой, чем более обеспеченные домохозяйства. Но средний цветной человек по-прежнему сталкивался с более жаркими температурами, чем их белые коллеги, независимо от дохода.

Это свидетельствует о том, что в отношении расы происходит что-то подозрительное, говорит Сюй. Другие исследования показали то же самое: чернокожие, азиаты и латиноамериканцы чаще живут на городских островах тепла.

Долгая и ужасная история сегрегации в США

Существует также долгая и ужасная история сегрегации в США, которая толкала чернокожих американцев и другие маргинализированные группы в определенные районы. С 1930-х годов финансовые учреждения систематически отказывали чернокожим американцам в ипотечных кредитах и ​​страховках. В результате кварталы, где большинство жителей были чернокожими, были «красными». Городские планировщики проложили больше дорог и больших комплексов зданий в районах, отмеченных красной чертой, и вокруг них — и весь этот асфальт и бетон превратили их в тепловые ловушки. Чернокожие американцы также чаще живут рядом с предприятиями, загрязняющими окружающую среду, что также может сделать районы более жаркими. Согласно другому исследованию, опубликованному в прошлом году, в этих районах на 7 градусов по Цельсию жарче, чем в других районах.

Все эти несоответствия наносят смертельный урон. В Нью-Йорке в период с 2000 по 2012 год афроамериканцы составляли около четверти населения города, но на них приходилось почти половина смертей, связанных с жарой.

Новое исследование, опубликованное сегодня, дает одно из самых полных представлений о том, насколько широко распространена несправедливость. Исследователи сравнили данные переписи 2017 года со спутниковыми данными о температуре высокого разрешения для 497 городских районов США. Они использовали спутниковое дистанционное зондирование, чтобы оценить, как различаются температуры поверхности между городскими ландшафтами и более сельскими районами. Они использовали эти данные, чтобы выяснить, как такие поверхности, как асфальт, делают место более жарким по сравнению с более сельской местностью. В конце концов они обнаружили, что в 169 г. из 175 крупнейших городских районов континентальной части США средний цветной человек живет с более высокой летней дневной температурой поверхности, чем белый неиспаноязычный человек.

«Что действительно удивило, так это то, насколько системной является эта проблема».

«Что действительно удивило, так это системность этой проблемы. Мы не говорим об одном или двух городах или паре крупных городов, таких как Чикаго или Сан-Франциско. Мы говорим об [этой тенденции] в каждом городе», — говорит Сюй.

Следующим шагом, по ее словам, будет просмотр временных рядов, чтобы выяснить, улучшилась или ухудшилась разница температур между американцами разных рас за эти годы. Она надеется, что эта работа поможет определить, что по-прежнему вызывает эти различия, и предложит решения, которые помогут охладить эти районы.

Заглядывая вперед, средняя температура во всем мире повышается из-за изменения климата. Но некоторые места могут почувствовать жару еще сильнее, если они продолжат терять деревья и зеленые насаждения из-за промышленного развития и разрастания городов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *