Почему в америке так остра тема расизма: Американский расизм — меняющийся и неизменный

Содержание

Американский расизм — меняющийся и неизменный

Массовые беспорядки, начавшиеся в Миннеаполисе (штат Миннесота) после убийства 25 мая чернокожего Дж. Флойда, постепенно распространившиеся практически на всю территорию США и охватившие свыше 350 американских городов, включая Вашингтон, поставили США на грань самого острого политического кризиса на расовой почве после бурных 1960-х гг., когда бунты охватили все крупные города Америки.

Нынешние массовые волнения, когда губернаторы были вынуждены задействовать части национальной гвардии в 23 штатах, напомнили события 50-летней давности, в частности, кровавые события 1968 г., когда были убиты Мартин Лютер Кинг-младший и кандидат в президенты Роберт Ф. Кеннеди, а также произошли беспорядки во время съезда Демократической партии в Чикаго. Напряженность и ожесточение усугубляются тем фактом, что этнические меньшинства в непропорционально сильной степени пострадали от эпидемии коронавируса и экономического кризиса.

В последние годы, особенно в период президентства Б. Обамы, американские исследователи потратили немало усилий, чтобы доказать и показать, что в американском обществе происходит медленная, но верная эволюция общественных представлений о расизме и его проявлениях в общественной и в повседневной жизни. Однако, по сути, вся направленность этого подхода свелась к словесной эквилибристике, смысл которой может быть коротко определен как «нет понятия — нет явления».

Ситуация с межрасовыми отношениями претерпела коренное изменение с приходом к власти президента Д. Трампа. «С его воцарением в американское общество вернулось привычное насилие над чернокожим населением, отягощенное безразличием федерального правительства и откровенно настроенным расистски президентом, — пишет журналист BBC афроамериканского происхождения П. Вьюпоинт. — В итоге все больше белых американцев стало скатываться к привычным антинегритянским стереотипам восприятия афроамериканцев». Как показал опрос общественного мнения, проведенный в 2019 г.

социологической службой Pew Research Center, в Америке Д. Трампа, по мнению по меньшей мере 65% респондентов, стало возможным открыто выражать свои расистские настроения и убеждения.

Нет сомнения в том, что также как и в 1968 г., расовые беспорядки нынешнего года — года президентских выборов — окажут мощное, может быть даже решающее, влияние как на ход избирательной кампании, так и на её исход.

Многовековые попытки покончить с расизмом и его наиболее уродливыми проявлениями в американском обществе не привели к появлению эффективных средств гармонизации межэтнических отношений в США. И по сей день проблема расовых отношений в Америке подобна спящему вулкану, готовому в любой момент пробудиться и извергнуть мощные потоки расплавленной кипящей лавы, сметающей все на своем пути.


Массовые беспорядки, начавшиеся в Миннеаполисе (штат Миннесота) после убийства 25 мая чернокожего Джорджа Флойда, постепенно распространившиеся практически на всю территорию США и охватившие свыше 350 американских городов, включая Вашингтон, поставили США на грань самого острого политического кризиса на расовой почве после бурных 1960-х гг. , когда бунты охватили все крупные города Америки.

Нынешние массовые волнения, когда губернаторы были вынуждены задействовать части национальной гвардии в 23 штатах, напомнили события 50-летней давности, в частности, кровавые события 1968 г., когда были убиты Мартин Лютер Кинг-младший и кандидат в президенты Роберт Ф. Кеннеди, а также произошли беспорядки во время съезда Демократической партии в Чикаго. Напряженность и ожесточение усугубляются тем фактом, что этнические меньшинства в непропорционально сильной степени пострадали от эпидемии коронавируса и экономического кризиса.

Нет сомнения в том, что также как и в 1968 г., расовые беспорядки нынешнего года — года президентских выборов — окажут мощное, может быть даже решающее, влияние как на ход избирательной кампании, так и на её исход.

«Без Барака Обамы не было бы и Дональда Трампа!»

Наталия Травкина:
Политическое эхо гражданской войны в США

Этой необычайно емкой фразой почетный профессор истории Принстонского университета Н. Пейнтер, афроамериканка по своему происхождению, в ходе президентской кампании 2016 г. четко определила феномен Дональда Трампа и, возможно, всего трампизма как идеологического движения современности, явившегося прежде всего «продуктом расизма и реакцией на обостряющиеся расовые отношения в современном американской обществе». На всем протяжении своего пребывания в Белом доме 45-й президент США неизменно позиционировал себя как «антиОбама», по существу занимаясь исключительно демонтажем его наследия, в том числе и в сфере внешней политики, и российско-американских отношений. «Неприязнь» к первому чернокожему президенту США приняла у Д. Трампа даже сатирически-гротескные формы, когда, воцарив в Белом доме, он, по сообщению надежных источников из его собственного окружения, распорядился убрать из него портрет своего предшественника, мотивировав это тем, что портретное изображение Барака Обамы будет «следить за ним» и слышать все то, что он говорит. «Шаманские сверхспособности» первого чернокожего президента США в воображении Д.

Трампа безусловно были навеяны расистскими представлениями белых американцев о роли языческих культов в жизни афроамериканцев (а иначе благодаря чему еще Барак Хуссейн Обама стал американским президентом?!)

Но расовые предубеждения Д. Трампа сыграли, как это ни парадоксально звучит, и положительную роль в американском политическом дискурсе; в частности, откровенно расистские выступления и твиты Д. Трампа в июле 2019 г. обернулись тем, что, по официальному заявлению наиболее авторитетного американского словарно-энциклопедического издания «Мериам Вебстер», резко возросло обращение американских читателей к статье «расизм». Энциклопедическое издание США определяет «расизм» как, во-первых, «веру в то, что раса является основным детерминантом человеческих черт и способностей, а также, что расовые различия создают неотъемлемое превосходство одной расы над другой»; во-вторых, как «доктрину или политическую программу, основанную на расовых идеях и предназначенную для реализации её принципов, одновременно и как политическую или общественную систему, основанную на расизме», и, в третьих, как «набор расовых предрассудков или дискриминацию».

Довольно близким является и определение «расизма», данное почти 40 лет назад в «Философском энциклопедическом словаре». В нем, в частности, указывалось, что расизм представляет собой совокупность концепций, основу «которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества. Для всех разновидностей расизма характерны человеконенавистнические идеи об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые, якобы, являются носителями цивилизации, призванные к господству, а вторые не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены быть объектами эксплуатации» [1].

В последние годы, особенно в период президентства Б. Обамы (2009–2017 гг.), американские исследователи потратили немало усилий, чтобы доказать и показать, что в американском обществе происходит медленная, но верная эволюция общественных представлений о расизме и его проявлениях в общественной и в повседневной жизни.

Однако, по сути, вся направленность этого подхода свелась к словесной эквилибристике, смысл которой может быть коротко определен как «нет понятия — нет явления».

Научное и обыденное понимание расизма

В конце 1990-х гг. демократическая администрация Билла Клинтона предприняла робкую попытку искоренить в американской общественной жизни такое явление как «расизм». Эта попытка явилась своего рода аналогом «войны с бедностью», которую в середине 1960-х гг. начала демократическая администрация Линдона Джонсона. После «победного» для США окончания холодной войны, казалось, пришло время покончить со многими позорными явлениями в общественной жизни США, среди которых на одном из первых мест безусловно находился расизм. В 1997 г. администрация У. Клинтона выступила с широковещательной «расовой инициативой», смысл которой состоял в том, чтобы превратить борьбу с расизмом и расовыми предрассудками в важнейший приоритет внутренней политики США.

Борьба с расизмом требовала прежде всего научно обоснованного плана действий. Администрация обратилась к ученым и исследователям Национальной академии наук США, которые подготовили систему рекомендаций, увидевших свет в 2001 г., то есть уже после того, как администрация У. Клинтона сдала свои полномочия республиканской администрации Джорджа Буша-мл. Однако администрация Буша придерживалась до известной степени прямо противоположной философии, основанной на представлениях о «сострадательном консерватизме» по отношению к «униженным и оскорбленным» американского общества.

Илья Кравченко:
Расизм в американской большой политике

«Не искоренять», а «сострадать» — в этом, возможно, и заключалась фундаментальная разница между подходами Демократической и Республиканской партий к расовым проблемам Америки, которая проистекала из их исторического опыта борьбы с рабством и расизмом в США. В ходе Гражданской войны (1861–1865 гг.) республиканцы во главе с А. Линкольном даровали чернокожему населению США свободу, несмотря на вооруженное сопротивление демократов-южан, стремившихся всеми силами увековечить систему расовой сегрегации в американском обществе.

В ходе дальнейшей политической эволюции США роли двух партий поменялись, возможно не в последнюю очередь потому, что политики обеих партий на своем горьком многовековом опыте убедились в том, что в конкретных американских условиях свобода от рабства не отменяет расовую сегрегацию, а последняя иногда бывает самым лучшим прибежищем для свободы чернокожего населения.

Авторы двухтомного доклада Национальной академии наук, объемом свыше одной тысячи страниц, «успокоили» политическую элиту США в том, что она ни в коей мере не несет ответственность за систему рабства и расовую сегрегацию, которая чуть ли не была «узаконена» еще одной формой американской Конституции. Совсем даже наоборот: она досталась молодой американской республике «как наследие» от первых европейских поселенцев на североамериканском континенте, то есть за 250 лет до возникновения США в 1776 г. Американские исследователи так и написали: «Расизм на этой земле более чем в два раза старше самой американской нации.

Он начался с кампаний переселения, убийств и порабощения коренных народов европейскими поселенцами, а затем уже продолжился в форме рабства импортированных африканцев. Поскольку корни американских предрассудков и расизм примерно на 250 лет старше конституционных идеалов (Америки — авт.), и было бы излишней гордыней полагать, что это наследие может быть преодолено всего за одно или два поколения, а раны заживут сами собой» [2].

Фактически этот пассаж означал, что искоренить расизм не удалось ни в первые, ни во вторые 250 лет существования европейских колоний и США на североамериканском континенте, и поэтому это вряд ли удастся сделать и в самой ближайшей исторической перспективе, скажем, на протяжении XXI в. А раз так, то надо искать не «хирургических», а скорее гомеопатических мер решения проблемы расизма. И они были найдены!

«Раса» и «расизм» были объявлены ненаучными категориями. На основании этого «расизм» и «раса» были причислены к «социальным категориям, основанным на идентификации (1) физического маркера, передаваемого при размножении, и (2) человека, группы и культурных атрибутов, связанных с этим маркером» [3]. Вся эта витиеватость потребовалась исключительно для формулирования простой, но, пожалуй, самой важной рекомендации: запретить использование термина «расизм», потому что он порождает «горькие чувства и ведет к поляризации вместо того, чтобы побуждать к прагматичной и разумной борьбе с трудными проблемами» [4]. И, надо сказать, что в последующий период США постарались, насколько это возможно, пойти по этому пути. Борцы с расизмом превратили категорию «расизм» в объект американской культурологической войны «на уничтожение» и постарались придать ему форму исключительно «токсичного определения», примерно соответствующего по значению понятию «педофил» в наше время или понятию «коммунист», как это имело место в конце 1940-х и в начале 1950-х гг. [5]

Казалось, что в годы президентства Б. Обамы попытка решить проблему расизма путем манипулирования его терминологическими значениями стала, наконец, приносить определенные плоды. Имея первого чернокожего президента, многие американцы решили, что прогресс в улучшении межрасовых отношений вполне достижим. В средствах массовой информации постоянно освещались случаи несправедливого отношения к афроамериканцам, и СМИ в решающей степени способствовали возникновению движения «Жизни чернокожих тоже имеют значение».

Борцы с расизмом превратили категорию «расизм» в объект американской культурологической войны «на уничтожение» и постарались придать ему форму исключительно «токсичного определения».

Ситуация с межрасовыми отношениями претерпела коренное изменение с приходом к власти президента Д. Трампа. «С его воцарением в американское общество вернулось привычное насилие над чернокожим населением, отягощенное безразличием федерального правительства и откровенно настроенным расистски президентом, — пишет журналист BBC афроамериканского происхождения П. Вьюпоинт. — В итоге все больше белых американцев стало скатываться к привычным антинегритянским стереотипам восприятия афроамериканцев». Как показал опрос общественного мнения, проведенный в 2019 г. социологической службой Pew Research Center, в Америке Д. Трампа, по мнению по меньшей мере 65% респондентов, стало возможным открыто выражать свои расистские настроения и убеждения.

«Униженные и оскорбленные»

Расизм пустил глубокие корни в современном американском обществе. Различия в социально-экономическом положении основной части американского общества и чернокожего населения имеют значительные масштабы, которые передаются из поколения в поколение. При этом следует иметь в виду, что в настоящее время численность афроамериканцев в США составляет около 48 млн человек. Согласно данным официальной американской статистики, даже в относительно благополучном 2018 г., афроамериканские домовладения имели самый низкий уровень годовых доходов в США, которые составили 41,4 тыс. долл., что было на 1/3 меньше средних доходов всех домовладений в США, насчитывавших 63,2 тыс. долл., и более чем на 40% меньше средних доходов белых домовладений [6].

Дискриминация по размерам получаемых доходов предопределяет и большие масштабы бедности среди афроамериканского населения как в целом, так и по сравнению с другими этническими группами. В 2018 г. почти 21% всего чернокожего населения США, или около 9 млн человек, находились за чертой бедности, в то время как в целом по США за чертой бедности проживало порядка 12%, или 38,1 млн человек [7].

Различия в размерах получаемых доходов обусловлены разрывами в размерах получаемых трудовых доходов (заработных плат и должностных окладов). В 2018 г. в среднем по США афроамериканцы получали меньше белых работников на 27,5%; следует при этом иметь в виду, что на протяжении XXI в. эти различия имели тенденцию к неуклонному росту, составив в 2000 г. 21,8%, а в 2007 г. — 23,5%. Различия в оплате труда тесно связаны и с показателями безработицы, которая даже в годы относительно хорошей конъюнктуры среди афроамериканцев была в два раза выше, чем в среднем по США. Так, в первом квартале 2019 г. безработица в США составила 4,1%, в то время как среди афроамериканцев — 7,1% (среди белого населения — рекордно низкие 3,7%).

Увеличивающиеся разрывы в оплате труда напрямую объясняют и колоссальные разрывы в размерах накопленного имущества (личного благосостояния) между белыми и афроамериканцами. Так, в 2016 г. средняя белая семья владела нетто-имуществом (без учета задолженности) стоимостью 171 тыс. долл., в то время как стоимость личных активов средней афроамериканской семьи была на порядок меньше — всего 17,2 тыс. долл. Все эти данные о социально-экономическом положении чернокожего населения создают у его подавляющей части твердое ощущение почти непреодолимой «великой социальной стены», возведенной между ними и остальной частью американского общества.

Расизм как форма социализации афроамериканской молодежи

Андрей Кортунов:
Трамп 2.0 — завершение старой эпохи, но не начало новой

Ущемление прав и дискриминация по цвету кожи начинается в США с самых первых этапов жизни подрастающего поколения афроамериканцев. И начинается она в средней школе. В настоящее время на долю чернокожих американцев приходится порядка 15% всех учащихся средних школ, однако доля афроамериканцев, которые остаются на второй год, составляет не менее 35% всех учащихся, а доля афроамериканцев в общем количестве отчисляемых из средней школы достигает 36%. Во время учебы в средней школе не менее 16% учащихся подвергаются унижениям и насилию на расовой почве, что крайне отрицательно сказывается на их психологическом состоянии и умственном развитии. В Нью-Йорке среди всех случаев задержания полицией на предмет определения личности и личного досмотра 88% приходится на долю афроамериканцев и латиноамериканцев, и только 10% — на долю белых.

Бытовой расизм принимает в США различные формы. Показательно, например, что при заполнении кратких анкетных данных при приеме на работу или для других целей, отсылаемых по почте, имена и фамилии, ассоциируемые в сознании работодателей с белыми американцами, получают на 50% больше ответных звонков, нежели анкеты, подписанные предположительно афроамериканцами.

«Репрессивный» расизм

Протестное движение афроамериканцев, спровоцированное преднамеренными или случайными их убийствами представителями правоохранительных органов, невозможно понять без общей атмосферы «презумпции виновности», царящей в США в отношении чернокожих американцев. Так, в 2019 г. 37% всех летальных исходов при применении полицией огнестрельного оружия пришлось на белое население, доля которого в американском обществе составляет более 60%, а при применении огнестрельного оружия против афроамериканцев, доля которых составляет в населении страны 13,4%, смертельный исход был отмечен в 24% случаев. Иными словами, вероятность смертельного исхода при использовании огнестрельного оружия против афроамериканцев почти в три раза больше, чем при его применении против белого населения.

Относительные уровни потребления наркотиков среди белого и чернокожего населения США примерно одинаковы, однако в 2018 г. за употребление наркотиков было арестовано 750 афроамериканцев на 100 тыс. этого населения, в то время как среди белых доля арестов была в два раза меньше - 350 человек задержанных на 100 тыс. белых американцев.

В итоге в американских тюрьмах содержится в относительном измерении в 5 раз больше афроамериканцев по сравнению с белым населением страны: свыше 1 тыс. афроамериканцев на каждые 100 тыс. человек чернокожего населения по сравнению с 200 заключенных-белых на каждые 100 тыс. белого населения страны. Относительно большему числу заключенных афроамериканцев в американских тюрьмах способствует и тот факт, что сроки приговоров по уголовных делам, которые получают в среднем чернокожие американцы, на 20% больше, нежели сроки, получаемые белыми преступниками.

«Последняя капля»: смертельные издержки коронавируса

Последней каплей, переполнившей чашу терпения афроамериканского населения и повлекшие за собой массовые беспорядки практически по всей территории США, начиная с 25 мая 2020 г., возможно, явились данные (далеко неполные) о смертности среди чернокожих американцев в результате коронавирусной пандемии, начавшейся в США в январе текущего года. К концу мая от эпидемии скончалось порядка 100 тыс. американцев, из них на долю афроамериканцев пришлось 26,3%, то есть более четверти всех умерших. Однако уровни смертности среди чернокожего населения оказались за это время самыми высокими как среди всех остальных расово-этнических групп, так и в целом по США. К концу мая уровни смертности среди афроамериканского населения составили примерно 55 смертей на каждые 100 тыс. чернокожих американцев, в то время как среди белых американцев уровни смертности оказались в 2,4 раза меньше (23 смерти на каждые 100 тыс. человек). К синдрому «униженности и оскорбленности» добавилось еще и чувство практической незащищенности перед лицом смертельной опасности, нависшей над Америкой.

Многовековые попытки покончить с расизмом и его наиболее уродливыми проявлениями в американском обществе не привели к появлению эффективных средств гармонизации межэтнических отношений в США. И по сей день проблема расовых отношений в Америке подобна спящему вулкану, готовому в любой момент пробудиться и извергнуть мощные потоки расплавленной кипящей лавы, сметающей все на своем пути.

1. Философский энциклопедический словарь. Москва, «Советская энциклопедия», 1983, с.565.

2. Smelser N., Wilson W. , and Mitchell F. (editors). America Becoming. Racial Trends and Their Consequences. Volume I. Washington, 2001, p. viii.

3. Ibid., p. 3.

4. Ibid., p.257.

5. McWhorter J. Racist Is a Tough Little Word. The definition has grown and shifted over time. - “The Atlantic”, July 24, 2019 // http://www.theatlantic.com › racism-concept-change.Различия в оплате труда тесно связаны и с показателями безработицы.

6. U.S. Census Bureau. Income and Poverty in the United States: 2018. September 2019. Washington, 2019, p. 5.

7. Ibid., pp. 12,13, 15.


Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

«Ты белый, значит — расист!» Американцы пытаются искоренить в себе расизм. Почему из-за этого белым становится сложно жить в США?: Политика: Мир: Lenta.ru

Столетия рабства, законы апартеида, суды Линча и дискриминация — Соединенные Штаты не могут забыть о своем расистском прошлом. И пусть борьба за гражданские права оставила в прошлом сегрегацию, многие американцы убеждены — расизм и по сей день живет даже в тех, кому и в голову не придет поджигать кресты, нарядившись в белые балахоны. Как выдавить из себя ненавистного расиста, никто толком не знает, однако отсутствие понятного врага — не повод прекращать борьбу. И вот уже борцы за расовое равенство направляют свой гнев не на радикалов и даже не на белых людей, а на саму их «белость» — абстрактное качество, определяющее их как общность угнетателей. «Лента.ру» разбиралась, откуда взялась новая этика расовых отношений, почему всех белых называют расистами и какую роль в становлении этих идей сыграл Ленин.

По возможности не будьте белыми

Поумерить уверенность в себе и своих словах, быть менее высокомерными и невежественными, меньше защищать свою позицию. Быть скромнее, больше прислушиваться к другим, больше доверять. И, пожалуйста, никакой солидарности с представителями своей этнической группы. Все это, по мнению авторов обучающего курса для сотрудников Coca-Cola, и значит «быть менее белым».

«Старайтесь быть менее белыми» — такая надпись крупным шрифтом красовалась на главном слайде презентации

В том же курсе говорится: понять и принять то, что такое быть белым в действительности, — шаг на пути к преодолению предрассудков и победе над расизмом. Систему расового неравенства, утверждают авторы, поддерживают даже дети: в странах Запада они уже с 3-4 лет начинают понимать, что белым быть лучше, чем цветным. По крайней мере, к такому выводу приходят исследователи.

Один из сотрудников Coca-Cola слил скриншоты этой презентации в социальные сети, и это вызвало волну возмущения. Для многих идеи этого курса стали очевидным проявлением расизма — ведь если заменить в них слова «белый» на ‎«черный», получатся фразы, за которые в современных США или Великобритании можно легко лишиться работы, а то и подвергнуться судебному преследованию.

Представители Coca-Cola публично высказались через пару дней бурных обсуждений в медиа — при этом без каких-либо извинений за расизм, в котором их обвинили. Они объяснили, что курс не был обязателен для всех сотрудников, а служил лишь одним из образовательных элементов. Предназначен он был для формирования инклюзивного, то есть открытого для всех, рабочего пространства. Кроме того, в заявлении Coca-Cola указывается, что курс не разрабатывали специально для их компании: он сделан в образовательном центре Big Think и размещен на деловой платформе LinkedIn для использования любыми желающими работодателями.

В сети уже звучали призывы к бойкоту продукции Coca-Cola, когда коуч и блогер Карлин Борисенко, благодаря которой мир и узнал об этом «расовом тренинге»‎, высказалась против дискриминации газированного напитка. По ее мнению, общественности стоило бы осуждать и преследовать не компанию, а тех, кто создал тренинг.

Анонимные авторы опирались на работы социолога Робин Джоан ДиАнджело. И хотя сама она открестилась от причастности к скандальному тренингу, его концепция в целом не противоречит ее взглядам. ДиАнджело посвятила всю свою научную карьеру такой неоднозначной области, как whiteness studies‎. Это направление социальной науки, название которого можно перевести как «исследования белости», существует уже несколько десятилетий.

Жизнь с чистого листа

Большинство научных дисциплин, изучающих этносы США и других стран, отличаются своими подходами от whiteness studies. Исследования чернокожих, латиноамериканцев, азиатов, коренных народов по умолчанию относятся к своему предмету без эмоциональной или идеологической окраски: это просто области социологии, изучающие определенные группы населения.

С исследованиями «белокожести» все обстоит иначе: у истоков этого направления расовой теории стоят авторы, целью которых было обличить несправедливость и победить «превосходство белых», установившееся в мире — в первую очередь, в Соединенных Штатах. Такое видение проблемы давно закрепилось как идеологический мэйнстрим «левого» крыла американской политики.

Исследователи «белости» в наши дни атакуют такой феномен, как скрытый расизм. Они утверждают, что к расовому угнетению причастны не только те, кто презирает и ненавидит людей из-за цвета их кожи, — напротив, в поддержании расизма участвуют и «хорошие», благонамеренные люди. В их понимании, чуть ли не каждый элемент общественной жизни поддерживает угнетение этнических меньшинств.

В видеолекции «Деконструируя белокожесть» Робин ДиАнджело фактически лишает белых людей возможности заявлять, что они не расисты. По ее словам, каждый белый человек с самых ранних лет впитывает бессознательные расистские установки из своего окружения, и ему необходимо осознать и принять это. Но в момент столкновения с этой реальностью белый человек начинает защищаться — проявляет то, что ДиАнджело зовет «белой хрупкостью».

Я помогаю белым людям понять, что расизм — это сама материя, из которой сделано наше общество

Робин ДиАнджелосоциолог

Безусловно «расистскими» в этой парадигме оказываются в том числе высказывания вроде «Я не делю людей по цвету кожи», «Для меня все расы одинаковы», любое отрицание собственного расизма, а также всевозможные религиозные взгляды, проповедующие всеобщее равенство. Считается, что такое снисходительное отношение могут себе позволить только представители доминирующей белой расы — остальных в первую очередь определяет цвет кожи, и они не могут ничего с этим поделать.

То же относится и к менее очевидным вещам. Например, к проявлению расизма можно отнести индивидуализм: белый человек, который утверждает, что всего добился сам и что ход его жизни зависит лично от него, таким образом отрицает привилегии этнического большинства и способствует процветанию расистской системы.

Существующие в ней меньшинства — в первую очередь, чернокожие — постоянно подвергаются «микроагрессиям» со всех сторон: практически любой аспект их жизни, от менталитета и культуры до походки, одежды, интонаций и лексики, воспринимается хуже, чем то же у белых. «Белость» определяется в том числе как доминирующая норма, невидимая и удобная для ее носителей — но болезненная для тех, кто в нее не вписывается.

Белым по черному

Предположение о любых различиях между человеческими расами (кроме очевидных антропологических) современная наука безусловно отвергает. Подобные вопросы неприемлемо рассматривать всерьез и даже обсуждать, а в гуманитарных кругах постулируется, что происхождение не может играть значимой роли.

Раса рассматривается исключительно как социальный конструкт и очень часто даже ставится в кавычки, чтобы показать искусственность этого понятия

Фиксируется даже момент, когда она была сконструирована. И ей, как любой идеологической надстройке, приписывается собственная материально-экономическая база — в строгом соответствии с марксистскими догмами. Теодор Аллен, один из ключевых авторов в этой области, в своей книге «Изобретение белой расы» указал, что еще в XVIII веке не фиксировалось никаких сообщений о враждебности белых рабочих по отношению к черным.

По его мнению, цвет кожи не имел большого значения в общественных отношениях, а тогдашние представления о расах проводили явные границы между этносами: к примеру, кельтам, саксам и ирландцам приписывались принципиально отличные друг от друга качества, которые «подтверждали» измерения черепов. Расовая теория, принизившая чернокожих в глазах остальных, развернулась уже в XIX веке.

Аллен был убежден, что «белая раса» — не просто социальный конструкт, наделяющий его носителей множеством привилегий. Он считал, что это понятие — сущность целой общественной формации, механизм контроля над иерархией и оправдания бесчеловечной системы рабства.

Расовую ненависть, по его мнению, разожгли в США белые буржуа — плантаторы, не желавшие объединения рабочих с разным цветом кожи против власти капитала

Исследователи «белости» считают, что с этого и началась история единой североамериканской идентичности и современного понимания расы. Малые светлокожие народы, которые до этого разграничения считались группами второго сорта — ирландцы, итальянцы, евреи и другие, — стремительно вливались в единую общность «американцев» и поддерживали Демократическую партию, которая тогда выступала за сохранение рабства для черных.

Исследователи именуют этот процесс не иначе как массовым классовым предательством. Сейчас для небелых консерваторов и трампистов есть другой термин: их обвиняют в «межрасовой белости» — желании стать частью агрессивной, доминирующей системы, заставляющем забыть о своих корнях.

В XIX веке в «плавильный котел» американской нации отправлялись, смешиваясь, выходцы из всех стран Европы. В итоге, как подчеркивает социолог-социалист Чарльз Гэллахер, для белого американца его этнические корни — не более чем «личная ориентация, что-то наподобие хобби, отсылки к которому приносят радость». Белый человек, как правило, не связан границами этой идентичности и может от нее отказаться, причисляя себя просто к нации американцев. Он куда легче добивается своих целей, пользуясь безусловным расположением окружающих, даже если не замечает этого — так и работают «белые привилегии».

Чернокожего же постоянно видят именно как представителя конкретной группы. Каждое общественное взаимодействие при этом проникнуто предубеждением против меньшинств — и жизнь в расистском обществе для них оказывается постоянным потоком «микроагрессий», скрытых и полускрытых проявлений враждебности и презрения. И ни освобождение рабов, ни отмена сегрегации этой проблемы не исправили.

До основанья, а затем.

..

Различие между гордостью за «своих» у большой и малой общности проводил еще Владимир Ленин. Он писал об этом в 1922 году, призывая отличать гордость угнетателей от гордости угнетенных. Уже тогда он отмечал безусловную важность «микроагрессий».

Мы, националы большой нации, оказываемся виноватыми в бесконечном количестве насилия, и даже больше того — незаметно для себя совершаем бесконечное количество насилий и оскорблений, (…) поэтому интернационализм со стороны угнетающей или так называемой «великой» нации (хотя великой только своими насилиями, великой только так, как велик держиморда) должен состоять (…) в таком неравенстве, которое возмещало бы со стороны нации угнетающей, нации большой, то неравенство, которое складывается в жизни фактически

Владимир Ульянов-Ленинфилософ-марксист, глава правительства СССР

Его идеологические родственники — американские коммунисты и социалисты — переносили такую философию на собственную почву уже в 1960-х, во время всплеска правозащитного движения. Они вставали на сторону протестующих чернокожих вместе с некоторыми христианами и последователями иудаизма и не боялись иронично называть себя «предателями расы».

Тогда, во время холодной войны, откровенно марксистские движения не могли стать политическим мейнстримом — для большинства американцев марксизм-ленинизм, основа национальной и внешней политики СССР, был идеологией непримиримых врагов всего того, что им дорого. В целом они не ошибались, и дело обстоит так до сих пор. Но прошло несколько десятилетий, красная империя развалилась, и марксисты 60-х невозбранно встали за кафедры, чтобы нести «ленинское» понимание справедливости своим студентам.

Антирасизм с пеленок

Во втором десятилетии XXI века плоды «просветительского» труда стали особенно заметны: произошло то, что СМИ называют «великим расовым пробуждением». Примерно с 2010 года в крупнейших американских медиа неуклонно росла частота употребления практически всей лексики, связанной с проблемами расизма. Словосочетания «системный расизм», «белые люди», «расовые привилегии», «цветные сообщества» и почти любые другие ключевые слова для этой темы стали использовать в несколько раз чаще.

Можно считать, что в происходящем сыграли главную роль медиа или левые академики — выбрать какую-то одну причину здесь будет сложно. Очевидно одно: социалистический взгляд на расовую справедливость — теперь норма для значительного числа американцев. Еще 15 лет назад лишь примерно каждый третий белокожий сторонник Демократической партии считал расизм важной проблемой для страны. Сейчас это число переваливает за 80 процентов, с такой позицией постепенно соглашаются и центристы.

В университетах и колледжах в целом договорились о безусловном стыде за прошлое белой расы и обсуждают, кого из «мертвых белых мужчин» убрать из учебной программы следующим. Слово «белый» в кампусах приобрело настолько ругательный смысл, что расклейку постеров с надписью «Быть белым — окей» считают преступлением на почве ненависти.

Тем временем борьба за справедливость переходит в школы — затрагивая и дорогие частные заведения, и специальные программы для детей с высокой успеваемостью. К примеру, класс с углубленным изучением предметов, в который по экзаменам прошло слишком много белых и азиатов, могут распустить из-за неравенства.

Даже многие родители «левых» взглядов недоумевают, сталкиваясь с новейшей повесткой: «Они заставляют моего сына чувствовать себя расистом — просто из-за цвета его кожи», — поделилась с журналисткой мать ученика частной школы. Другая объяснила, почему никто из родителей не стал бы говорить с прессой открыто.

Школа попросит вас забрать документы, а потом вы окажетесь в черных списках всех частных школ — вас будут знать как расиста, а это хуже, чем обвинение в убийстве

мать ученика частной школы, пожелавшая остаться анонимной

Так же дело обстоит и в других областях — и недовольные происходящим белые американцы могут высказываться только анонимно, хотя в дискриминацию на почве белого цвета кожи верят больше половины из них, 55 процентов. «Квалификация в наши дни не играет такой роли, как пол и цвет кожи», — жаловался журналистам 47-летний инженер. Его репликой, как водится в медиа, проиллюстрировали текст про то, как белые не понимают сути угнетения.

Материалы по теме:

На школьных годах борьба не останавливается и идет дальше, затрагивая совсем раннее детство. Так, департамент образования штата Аризона выпустил информационный листок с упоминанием о проявлениях расизма у грудничков. В нем говорится, что младенцы отдают предпочтение людям своего цвета уже с возраста трех месяцев, и родителям стоит принимать меры, чтобы воспитывать детей «антирасистами», еще до того, как те начнут ходить и разговаривать.

В «расовом пробуждении» участвуют и государственные институты. Так, американский президент Джо Байден, вводя меры поддержки на фоне пандемии коронавируса, объявил, что в приоритете на получение денег — представители меньшинств.

Помощь государства не сводится к квотам на чернокожих, пониженном для них стандарте поступления в вузы и «позитивной дискриминации» на рабочих местах (принцип, когда при прочих равных предпочтение отдают представителю меньшинства) — оно помогает и с продвижением идей. Каждый февраль в США отмечают «Месяц истории чернокожих», а тематический музей, открытый в самом центре Вашингтона, распространяет видео Робин ДиАнджело про «белую хрупкость» на главной странице своего сайта.

Расовая тема пережила еще более резкий подъем после гибели чернокожего Джорджа Флойда из-за действий полицейских во время задержания. Демонстрации, устроенные марксистами из Black Lives Matter («Жизни черных важны»), стали, возможно, крупнейшими в истории страны, а кадры погромов и грабежей облетели весь мир.

После этого заговорили и о, возможно, самой смелой надежде борцов за равенство — репарациях для всего чернокожего населения

Эту идею можно было часто встретить на транспарантах сторонников BLM, она всерьез обсуждалась на праймериз кандидатов от Демократической партии, в поддержку такой меры выступал даже бывший президент США Барак Обама. Как стало известно в начале марта, советник Байдена Седрик Ричмонд активно развивает вопрос репараций в своей работе. Его первые шаги к преодолению «системного расизма» — бесплатное обучение в «исторически афроамериканских колледжах» и «позитивная дискриминация» белых в государственных программах, помогающих купить жилье.

При этом ждать, пока правильность таких шагов подтвердят ученые, Ричмонд не намерен. «Мы не будем ждать исследований. Мы будем действовать прямо сейчас», — заявил он, выступая по телевидению.

Никто не даст нам искупленья

Все существующие «бонусы», предоставленные чернокожему населению, не искоренили действительно существующего неравенства — и неясно, когда именно стоит ждать его исчезновения. Когда американцам европейского происхождения удастся исправить положение и искупить свою вину? Если смотреть на ситуацию через линзу whiteness studies, то вполне разумным ответом на этот вопрос может оказаться «никогда».

Как классическая марксистская теория нашего времени «исследования белости» видят в абстрактном будущем абстрактный исход — ниспровержение белых привилегий и воцарение «справедливости». В отличие от социалистов XX века, современные марксисты не надеются на помощь белого рабочего класса — уже в 80-х годах при президенте Рональде Рейгане стало ясно, что ему слишком по нраву «правая» экономическая политика, а проблемы меньшинств его не особенно волнуют.

«Необходимо избавиться от белости» — этот популярный у активистов лозунг указывает на итоговую цель борьбы. Именно меньшинства, таким образом, оказываются на месте класса «эксплуатируемых», который непременно победит «эксплуататоров». Но расстояние до триумфа всегда остается неизвестным.

На то, как советская коммунистическая идеология похожа на религиозное учение, указывали не раз. То же можно сказать и о взглядах современных «наследников» Ленина. Помимо мотива «конца времен» в критической теории есть и другие аспекты, указывающие на ее большое сходство с религиозностью. Как подчеркивала публицист Барбара Кей, концепция «врожденного расизма» белых американцев во многом напоминает библейские мотивы.

Eсли вы белый, то на вас клеймо — буквально в вашей плоти свидетельство своеобразного первородного греха. Вы можете попытаться смягчить зло, которое в вас есть, но вы не можете его изничтожить. Цель (…) во внедрении расового мышления повсеместно — вечная жертвенность для небелых, вечный стыд для белых

Барбара Кейпублицист

Вслед за медиа, государством и активистами к пропаганде ожидаемо подтягивается бизнес — и для тех, кто хотел бы бойкотировать Coca-Cola из-за ее любви к социальной справедливости, вряд ли подходит перейти на Pepsi. Рамон Лагуарта, гендиректор PepsiCo, заявил, что его компания «с гордостью поддерживает» лозунги BLМ и в ближайшие годы выделит более 400 миллионов долларов на нужды чернокожих сообществ, предпринимателей и на борьбу с «системным расизмом». Фирма также увеличит на 30 процентов число темнокожих на руководящих позициях.

Было бы преувеличением говорить, что Соединенные Штаты находятся целиком под властью марксистских теорий: почти каждый второй американец на выборах 2020 года отдал свой голос за республиканца Дональда Трампа, которого беспрестанно обвиняют в расизме. Однако голоса BLM и сочувствующих им звучат все громче, и жизненных выборов, не предполагающих поддержки расовой справедливости, оказывается все меньше. И пока США остаются мировым гегемоном, популярная на американской территории повестка касается всего остального мира.

Глобальное отопление: исследование показывает влияние «климатического расизма» в США

  • Опубликовано

  • Изменение климата
Источник изображения, Spencer Platt

Подпись к изображению,

Мужчина несет кондиционер во время жары в Нью-Йорке. .

Исследователи говорят, что различия объясняются не бедностью, а исторически сложившимся расизмом и сегрегацией.

В результате цветные люди в целом живут в районах с меньшим количеством зеленых насаждений и большим количеством зданий и дорог.

Они усугубляют последствия повышения температуры и изменения климата.

  • Как призывы к климатической справедливости сотрясают мир
  • Министры G7 договорились о новых шагах против ископаемого топлива
  • Тысячи прогуливают школу из-за климатических забастовок в Австралии
  • Антарктический шельфовый ледник на линии огня

Города хорошо известны как усилители теплого климата.

Эффект поверхностного городского острова тепла — это технический термин, обозначающий влияние зданий, дорог и городской инфраструктуры на температуру.

Все эти бетон и асфальт притягивают и сохраняют больше тепла, благодаря чему днем ​​и ночью в больших городских районах намного теплее, чем в окрестностях.

Но в городах воздействие этого острова тепла часто сильно различается: в районах, богатых деревьями и зелеными насаждениями, заметно прохладнее, чем в районах с плотной застройкой и промышленностью.

Источник изображения, Spencer Platt

Подпись к изображению,

Жара в Нью-Йорке

Предыдущее исследование, проведенное в США, обнаружило связь между более теплыми районами в больших городах и расистской практикой жилищного строительства, существовавшей в 1930-х годах.

В то время районы с большим населением афроамериканцев или иммигрантов были отмечены в документах федеральными властями как слишком опасные для ипотечных кредитов и инвестиций.

Это привело к концентрации бедности и низкому уровню домовладения в некоторых частях больших городов.

В этом новом исследовании более подробно рассматриваются эти более теплые районы и люди, на которых они влияют.

Используя спутниковые данные о температуре в сочетании с демографической информацией переписи населения США, авторы обнаружили, что средний цветной человек живет в районе с гораздо более высокими летними дневными температурами, чем белые неиспаноязычные люди.

Для целей статьи ученые определили «цветных людей» как всех латиноамериканцев (независимо от расы) и всех, кто не идентифицирует себя только как белый.

Во всех, кроме шести, из 175 крупнейших урбанизированных районов континентальной части США цветные люди летом подвергаются гораздо более сильным воздействиям жары.

Для чернокожих это было особенно резко. Исследователи говорят, что они подвергаются дополнительному нагреву в среднем на 3,12°C в городских кварталах по сравнению с дополнительными 1,47°C для белых людей.

Источник изображения, Итан Миллер

Подпись к изображению,

Мужчина в Новом Орлеане, пострадавший от сильной жары в городе потеря продуктивности в работе и нарушение обучения.

«Наше исследование помогает предоставить больше количественных доказательств того, что климатический расизм, экологический расизм существует», — сказал д-р Энджел Хсу из Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл, ведущий автор статьи.

«И это не единичный случай, это распространено по всей территории Соединенных Штатов.»

Несмотря на то, что бедность, безусловно, была фактором воздействия повышенной городской жары летом, она не давала полного объяснения.

Примерно в половине городов средний цветной человек сталкивался с более высокой летней жарой, чем люди, живущие за чертой бедности, хотя только 10% цветных людей относились к категории бедных.

Коренные причины этих различий можно найти в истории, говорят эксперты.

«Мы можем проследить многие из этих современных экологических, социально-экономических и медицинских несправедливостей до явных решений и политики городского планирования в 20-м веке, таких как «красная черта», — сказал доктор Джереми Хоффман, главный научный сотрудник Музея науки Вирджинии. , который не участвовал в этом новом исследовании.

Источник изображения, Роберт Готье

Подпись к изображению,

Бедные и бездомные также сильно страдают от городской жары

«Хотя деньги не растут на деревьях, они явно находятся в окрестностях под ними, особенно в США.»

Учитывая, что в ближайшие десятилетия температура, вероятно, повысится из-за глобального потепления, эта проблема, вероятно, усугубится без существенного участия правительства штата и федерального правительства, как и обещал президент Байден.

Однако решения должны быть тщательно продуманы.

В статье авторы размышляют о том, что посадка деревьев в районах с тепловым стрессом может снизить летние температуры на 1,5С, что хорошо для жителей.

Но новые деревья также могут увеличить стоимость недвижимости, и эти эффекты цен на жилье могут в конечном итоге привести к перемещению жителей из числа меньшинств, для помощи которым была разработана политика.

«Поскольку наше общество выходит из пандемии, которая показала, что те самые сообщества, в которых летом жарче, также больше всего страдают от Covid-19, важно, чтобы мы сосредоточили их на нашем восстановлении». — сказал доктор Хоффман.

«Но, если решения для этих кварталов принимаются без преднамеренного участия и руководства живущих там граждан, теоретически это ничем не лучше, чем практика красных границ или любой другой гнусный процесс планирования в прошлом.»

Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.

Подпишитесь на Мэтта в Твиттере.

  • Межправительственная группа экспертов по изменению климата
  • Парижское соглашение по климату
  • Изменение климата
  • Школьные акции протеста против изменения климата

Жаркие летние дни становятся еще жарче для многих цветных американцев

Перейти к основному содержанию 9 0005 The VergeЛоготип Verge. Домашняя страница The Verge

The VergeЛоготип Verge.
  • Наука/
  • Окружающая среда/
  • Климат

/

Новое исследование показывает, насколько жарче

Жюстин Кальма, научный репортер, освещающий вопросы окружающей среды, климата и энергетики с десятилетним опытом работы. Она также является ведущей подкаста Hell or High Water.

|

Поделитесь этой историей0 с температурным индексом, который, как ожидается, достигнет 115 градусов 19 июля 2019 года в Чикаго, штат Иллинойс.

Photo by Scott Olson/Getty Images

Согласно новому исследованию, в городах США цветные люди переносят более жаркие летние температуры, чем их белые коллеги. Это еще один признак того, что последствия повышения температуры сильнее других ударят по уязвимым слоям населения.

Повышение температуры сильнее ударит по уязвимым группам населения к исследованию, опубликованному сегодня в журнале Связь с природой . Это включало всех, кто , а не идентифицировал себя как «только белых», а также всех, кто идентифицировал себя как латиноамериканца. Разница в температуре была еще немного больше для чернокожих жителей.

В городах, как правило, на несколько градусов теплее, чем в сельской местности, а в городских районах, где мало зелени, еще жарче. Асфальт, цемент и темные крыши поглощают тепло, а выхлопные газы из выхлопных труб и промышленных предприятий еще больше нагревают окрестности. Это явление называется «эффект городского острова тепла».

Сильная жара уже стала самым смертоносным стихийным бедствием, связанным с погодой

Сильная жара уже стала самым смертоносным стихийным бедствием, связанным с погодой, в США. Эффект городского теплового острова и изменение климата делают аномальные температуры еще более опасными для людей, живущих в городах. Риски еще выше для некоторых групп, таких как чернокожие американцы, которые долгое время сталкивались с жилищной дискриминацией и лишением инвестиций. Повышение даже на несколько градусов представляет серьезную угрозу, предупреждает ведущий автор исследования. Средняя разница температур в один градус Цельсия, которую испытывают цветные люди в Америке, маскирует более серьезные различия — возможно, до 10 градусов Цельсия, — с которыми сталкиваются некоторые сообщества.

«Это много, если перевести это в реальное воздействие и то, как это ощущается летним днем», — говорит Анхель Хсу, ведущий автор исследования и доцент кафедры государственной политики и окружающей среды, экологии и энергетики в университете. Северной Каролины-Чапел-Хилл.

В некоторых районах родного города Хсу, Гринвилля, Южная Каролина, температура на шесть-восемь градусов выше, чем в других частях города. Как правило, это были районы с более высокой долей чернокожих жителей. В других общинах в Балтиморе, штат Мэриленд, было на восемь-десять градусов жарче, чем у их соседей.

Исследование также показало, что домохозяйства за чертой бедности, принадлежащие ко всем расовым и этническим группам, сталкивались с более высокими температурами, чем более обеспеченные домохозяйства. Но средний цветной человек по-прежнему сталкивался с более жаркими температурами, чем их белые коллеги, независимо от дохода.

Это свидетельствует о том, что в отношении расы происходит что-то подозрительное, говорит Сюй. Другие исследования показали то же самое: чернокожие, азиаты и латиноамериканцы чаще живут на городских островах тепла.

Долгая и ужасная история сегрегации в США

В США также существует долгая и ужасная история сегрегации, которая толкала чернокожих американцев и другие маргинализированные группы в определенные районы. С 1930-х годов финансовые учреждения систематически отказывали чернокожим американцам в ипотечных кредитах и ​​страховках. В результате кварталы, в которых большинство жителей были чернокожими, были «обведены красной чертой». Городские планировщики проложили больше дорог и больших комплексов зданий в районах, отмеченных красной чертой, и вокруг них — и весь этот асфальт и бетон превратили их в тепловые ловушки. Чернокожие американцы также чаще живут рядом с предприятиями, загрязняющими окружающую среду, что также может сделать районы более жаркими. Согласно другому исследованию, опубликованному в прошлом году, в этих районах жарче на 7 градусов по Цельсию, чем в других районах.

Все эти несоответствия наносят смертельный урон. В Нью-Йорке в период с 2000 по 2012 год афроамериканцы составляли около четверти населения города, но на них приходилось почти половина смертей, связанных с жарой.

Новое исследование, опубликованное сегодня, дает одно из самых полных представлений о том, насколько широко распространена несправедливость. Исследователи сравнили данные переписи 2017 года со спутниковыми данными о температуре высокого разрешения для 497 городских районов США. Они использовали спутниковое дистанционное зондирование, чтобы оценить, как различаются температуры поверхности между городскими ландшафтами и более сельскими районами. Они использовали эти данные, чтобы выяснить, как такие поверхности, как асфальт, делают место более жарким по сравнению с более сельской местностью. В конце концов они обнаружили, что в 169 г.из 175 крупнейших городских районов континентальной части США средний цветной человек живет с более высокой летней дневной температурой поверхности, чем белый неиспаноязычный человек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *