Площадь сан марко в венеции: Площадь Святого Марка — Википедия – Площадь Сан-Марко в Венеции — подробно с фото

Содержание

Площадь Святого Марка — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 мая 2018; проверки требуют 7 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 мая 2018; проверки требуют 7 правок. У этого термина существуют и другие значения, см. Сан-Марко. Площадь святого Марка, работы Каналетто, 1730. Площадь выглядит так же, как и в наши дни.

Площадь Святого Марка (итал. Piazza San Marco) — главная городская площадь Венеции, Италия. Логически состоит из двух частей: Пьяцетты — площадки от Гранд-канала до колокольни, и непосредственно Пьяццы (площади).

План площади 1831 года
Гравюра с ведуты Чезаре Вечеллио (XVI век)

Площадь образовалась в IX веке как небольшое пространство перед собором Святого Марка. В 1177 году по случаю встречи Фридриха Барбароссы и папы Александра III она была расширена до своих нынешних размеров. Именно на этой площади традиционно проходили основные городские празднества, включая венецианский карнавал. В конце XVII века русский путешественник П. А. Толстой записал в своём дневнике[1]:

На той же площади по вся дни поутру и ввечеру сходятся венецыяне, шляхта и чесные люди гуляют и о всяких делех друг з другом говорят. И розделена та площадь, которая блиско моря, на три части: подле княжескаго двора — тут ходят шляхта и честные всякие люди венецыяне поутру, для того что полаты дому венецкаго князя от востоку от солнца тое площадь застеняют; а против того, на другой стороне, подле полат прокураторских — тут ходят те ж венецыяне честные люди ввечеру, для того что при захождениа солнца прокураторские полаты тое площадь застеняют; а между тех двух частей, тое площади срединою, ходят все невозбранно, всяких народов люди.

На средней части тое площади сидят острологи, мужеска и женска полу, на подмосках высоко в креслах з жестеными долгими трубами; и кто похочет чего ведать от тех острологов, те им дают ине по сколку денег, и острологи через те трубы шепчут приходящим в ухо. На той же площади многие бывают по вся дни забавы: куклы выпускают, сабаки учёные пляшут, также обезьяны пляшут; а иные люди бандерами, то есть знаменами, играют; иные блюдами медными играют на одной палке зело изрядно и штучно: высоко мечет то блюдо палкою вверх, и сверху паки упадает то блюдо на тое ж палку; и иные люди огонь едят; иные люди каменья немалые глотают и иные всякие многие щтуки делают для забавы народу.

Архитектурной доминантой площади является Дворец дожей и находящаяся на некотором расстоянии колокольня базилики Святого Марка с лоджеттой. Вокруг площади, если смотреть против часовой стрелки от Большого канала, высятся:

В конце XIII века площадь была вымощена кирпичами «в ёлку». При этом полосы светлого камня укладывались параллельно длинной оси площади. Эти линии, вероятно, использовались как маркеры при организации частых церемониальных процессий. Эта оригинального вида мостовая запечатлена на полотнах Средневековья и Ренессанса, например на Процессии на Площади Святого Марка работы Джентиле Беллини 1496 года.

Голуби перед собором св. Марка Голуби пл. Святого Марка, Венеция

Бесчисленное количество голубей, разгуливающих по площади, стали неотъемлемой частью городского пейзажа. Существует легенда, повествующая о появлении голубей на Сан Марко[2]:

В Венеции существовала традиция подносить дожу раз в год дары от каждого района города и религиозных братств. Обычно это были продукты питания — фрукты, сладости, дичь и тому подобное. Однажды, в год завершения строительства базилики Сан Марко, среди даров была обнаружена клетка с двумя голубями. Птиц выпустили из клетки и они вылетели наружу и уселись на арке фасада только что освященной базилики. Это было истолковано как очередное чудо святого Марка, который таким образом дал знать, что желает, чтобы голуби стали священными птицами, которым покровительствует сам святой. Дож подписал декрет, по которому Сиятельнейшая обязалась кормить за свой счёт эту пару голубей и всё их потомство… этот декрет впоследствии подтверждался Сенатом, даже когда птиц стало слишком много.

Лишь в декабре 2008 года, в разгар эпидемии птичьего гриппа, городскими властями было принято решение запретить продажу на площади Сан Марко корма для голубей.

  • Janson, Alban & Thorsten Bürklin. (2002). Auftritte Scenes: Interaction with Architectural Space: the Campi of Venice. Basel: Birkhauser. ISBN 3-7643-6585-4
  • Lien, Barbara. (May 2005). The Role of Pavement in the Perceived Integration of Plazas: An Analysis of the Paving Designs of Four Italian Piazzas.
    unpublished M.S. thesis. Washington State University Department of Horticulture and Landscape Architecture. PDF
  • Norwich, John Julius, Tudy Sammartini, and Gabriele Crozzoli (1999). Decorative Floors of Venice. London: Merrell Publishers. ISBN 1-85894-108-3
  • Puppi, Lionello. (2002). The Stones of Venice. New York: Vendome Press. ISBN 0-86565-245-7
  • Williams, Kim. (1997). Italian Pavements: Patterns in Space. Houston: Anchorage Press. ISBN 0-9655268-2-8

Площадь Сан-Марко в Венеции — подробно с фото

Площадь Сан-Марко Площадь Сан-МаркоПлощадь Сан-Марко
Площадь Сан-Марко Площадь Сан-Марко

История возникновения

Площадь Сан-Марко

Площадь названа в честь апостола Марка благодаря усердию двух венецианских купцов, которые в 829 году похитили мощи Святого в Александрии, тайком доставив их в Венецию. Хитрецы обложили саркофаг свиными тушами, поэтому арабы, будучи мусульманами, не смогли тщательно обследовать груз. Вернувшись домой, купцы поместили мощи в базилике Святого Марка, которая специально была построена для этой цели. Но в результате дворцового переворота здание было сильно повреждено пожаром. На его месте в 1063 году начато возведение Собора Сан-Марко. Площадь перед зданием постепенно расширялась, достигая своих нынешних размеров. На ней проводились праздничные шествия, карнавалы, бои быков и даже казни.

Площадь Сан-МаркоПлощадь Сан-МаркоПлощадь Сан-Марко Площадь Сан-Марко в 18 веке

Архитектурные достопримечательности

Площадь Сан-Марко состоит из двух частей: Пьяцетты и Пьяццы. Пьяцетта – это площадка от Гранд-канала до колокольни, а Пьяцца – непосредственно сама площадь перед Собором Святого Марка.

Достопримечательности Пьяцетты:

Колонны Св. Марка и Теодора. Сойдя с вапоретто, перед взором путешественника предстают две мраморные колонны. Одну из них венчает скульптура святого Теодора – бывшего покровителя города, а вторую – скульптура крылатого льва, который является символом Святого Марка. Эти колонны представляют собой условные ворота, но ни один венецианец между ними не проходит. Раньше тут казнили простолюдинов, и местные жители утром частенько наблюдали очередного повешенного, болтающегося на верёвке, поэтому идти между колоннами считается плохой приметой и дурным тоном.

Колонна Св. МаркаКолонна Св. МаркаКолонна на площади Сан-МаркоКолонна на площади Сан-МаркоКолонна ТеодораКолонна Теодора Площадь Сан-МаркоПлощадь Сан-Марко
Площадь Сан-Марко Дворец дожей
Колокольня Сан-МаркоКолокольня Сан-Марко

Дворец дожей. Дож – правитель Венеции. Свою резиденцию в готическом стиле, сохранившуюся в идеальном состоянии до наших дней, дожи возвели между XIV-XV веками по проекту архитектора Филиппо Календарио. Во дворце правители работали и жили. Здесь действовал Верховный суд, заседал сенат и Большой совет, а надстроенный вверху балкон служил в качестве трибуны, с которой дож произносил речи, являя себя народу. Кроме административно-правовых учреждений во Дворце дожей находилась тюрьма, из которой в 1756 году бесстрашно бежал Джакомо Казанова. На втором этаже здания размещается колоннада, где между 9-й и 10-й колоннами заключенным вельможам приводился в исполнение смертный приговор. Эти колонны резко выделяются среди остальных грязно-розовым цветом. Согласно преданию, со временем они изменили окрас от стыда и горя.

Колокольня Сан-Марко. Знаменует окончание Пьяцетты. Это самая высокая постройка в Венеции, с которой весь город виден как на ладони. Сегодня туристов на высоту в 96 метров доставляет скоростной лифт. Колокольня выполнена в стиле Раннего Возрождения и раньше служила в качестве маяка для кораблей.

Достопримечательности Пьяццы:

Собор Святого Марка. Площадь Сан-Марко с трёх сторон окружена зданиями, поэтому с первого взгляда производит впечатление огромного спичечного коробка. Здесь находится самое восхитительное сооружение Венеции – кафедральный собор. Он начал возводиться в 11 веке и с тех пор часто реконструировался. Здание выполнено в венецианском стиле. В нем хранятся мощи евангелиста Марка и множество предметов искусства, привезенных во времена Крестовых походов из Константинополя. Сегодня Собор Святого Марка является достоянием ЮНЕСКО.

Площадь Сан-МаркоСобор Святого Марка

Время работы и цены на билеты

1. Собор Сан-Марко

В высокий сезон базилика открыта с 9.45 до 17.00. В воскресенье и религиозные праздники с 14.00 до 17.00. Вход свободный.

Сокровищница принимает посетителей в это же время. Входной билет стоит 3 евро.

Музей Святого Марка работает с 9.45 до 16.45. Цена билета – 4 евро.

Пала д`Оро в будние дни открыт с 9.45 до 17.00. А в выходные и праздничные – с 14.00 до 17.00. Входной билет обойдется в 2 евро.

В низкий сезон время закрытия всех учреждений осуществляется на час раньше.

Площадь Сан-МаркоПлощадь Сан-МаркоПлощадь Сан-Марко Площадь Сан-Марко
2. Дворец дожей

С апреля по октябрь Дворец дожей доступен для посещения с 8.30 до 19.00. А с ноября по март достопримечательность работает по сокращенному графику – с 8.30 до 17.30. Цена комбинировано билета составляла 17 евро. Он действителен также для входа в Археологический музей, Музей Коррер и Национальную библиотеку Сан-Марко.

Площадь Сан-МаркоКолонны Дворца дожей
3. Колокольня Сан-Марко

С июля по сентябрь колокольня работает с 9.00 до 21.00. В марте, апреле, октябре – с 9.00 до 19.00. В ноябре и на Пасху по короткому графику – с 9.30 до 15.45. Входной билет стоит 8 евро.

Где вкусно поесть

После насыщенной экскурсии разыграется аппетит. Но не рекомендуем обедать в одном из многочисленных кафе на площади Сан-Марко. Только за чашку кофе тут просят 10 евро. А счет за основные венецианские блюда, такие как Moleche, Risotto nero и Fegato alla veneziana может составить 100 евро. Поэтому лучше отойти подальше от туристического центра. Ведь дорого не всегда означает вкусно. Заведения на площади привыкли к большому наплыву туристов и не всегда готовят на совесть. Владельцам ресторанов не столь важно, понравится клиентам еда или нет: через день-два те уедут, а на их место придут новые. Чтобы поесть вкусно и экономно, лучше отправиться в жилые кварталы, где расположены недорогие рестораны, посещаемые местными жителями. Они находятся в районе Castello на Via Giuseppe Garibaldi, а также в квартале Canareggio вдоль Fondamenta della Misericordia и Fondamenta degli Ormesini.

Площадь Сан-МаркоПлощадь Сан-МаркоПлощадь Сан-Марко Кафе на площади Сан-Марко

Интересные факты

Прогулка по площади Сан-Марко в скором времени может стать платной. Согласно заявлению бывшего советника мэрии Аугусто Сальвадори, он добивается, чтобы при входе были установлены кассы и турникеты. Кроме того, политик считает, что цена за проезд по Большому каналу в 7,5 евро слишком низкая, рассматривая повышение стоимости до 10 евро. Это поможет немного облегчить жизнь горожанам, так как остановки, заполненные приезжими, немного опустеют.

НаводнениеНаводнениеСнег на площади Сан-Марко в 2008 годуСнег на площади Сан-Марко в 2008 годуВид сквозь аркиВид сквозь арки

На своем сайте власти Венеции опубликовали обращение к гостям города. Они просят не использовать чемоданы с пластмассовыми колёсиками, которые громыхают по брусчатке под окнами венецианцев в любое время дня и ночи, из-за чего мэрия получает многочисленные жалобы от горожан. Туристы должны отказаться от «шумных» сумок, используя наполненные воздухом или жидкостью колёсики. Вполне возможно, что вскоре эта просьба будет утверждена в качестве местного закона, за нарушение которого введутся штрафные санкции.

Площадь Сан Марко (Святого Марка) в Венеции. Италия

Площадь Сан Марко в Венеции (Piazza San Marco) – обязательное место для посещения любого туриста.
Знаменитая фраза, небрежно брошенная когда-то Наполеоном, сегодня на устах многих экскурсоводов Венеции — «Эта площадь – самая элегантная гостиная Европы». Именно о площади Святого Марка говорил полководец.

И действительно, она похожа на светский салон. Три её стороны окружают галереи, а с четвертой вы увидите удивительно красивый собор Святого Марка.

Вид на собор Святого Марка с площадиВид на собор Святого Марка с одноименной площади

Стоит помнить, что приставка «сан» во многих языках обозначает слово «святой». В нашем случае Сан Марко означает Святой Марк. Поэтому и собор, и площадь можно называть и «Сан Марко» и «Святого Марка».

С наступлением сумерек по периметру площади зажигаются огоньки электрических ламп. Со стороны старинных кафе долетают звуки скрипки. В воздухе летает невероятная атмосфера, и просто нельзя не согласиться с великим Бонапартом.

Площадь Сан МаркоПлощадь Сан Марко вечером

На площади Сан Марко расположены легендарные кафе. Но самым известным является заведение под названием «Флориан». Его открытие датируется 1720 годом. С тех пор за столиками этого старинного кафе побывали многие великие личности не только Италии, но и других стран мира. Сегодня точно так же, как и несколько столетий тому назад, люди здесь отдыхают на старых стульях, наслаждаются звучанием музыкальных инструментов и запахом ароматного кофе. Цена небольшой чашечки изысканного ристретто может приближаться к 10 евро. А все потому, что именно здесь в свое время пили кофе Джордж Байрон и Эрнест Хемингуэй.

Примечательно, что эта площадь — самое низкое место Венеции. При паводках площадь Святого Марка становится неглубоким озером. Чтобы попасть в кафе, местным жителям и туристам нужно надевать резиновые сапоги и передвигаться по специальным деревянным настилам.

Интересный факт – Площадь Сан Марко – единственное место Венеции, которое называется именно piazza (по-итальянски «площадь»). Все остальные называют campo (в переводе «поле» или «площадка»)

Пьяцетта Сан Марко со стороны набережнойВид на Пьяцетта Сан Марко со стороны набережной

Пьяцетта Святого Марка (Piazzetta San Marco)

Площадь Святого Марка в южной части имеет ответвление, которое называют пьяцетта (дословно «маленькая площадь»). Раньше на месте Пьяцетты Святого Марка (Piazzetta San Marco) была гавань. Она была внутренней для площади Сан-Марко. Но её засыпали и присоединили к основной площади в качестве атриума.

Пьяццетта ограничена с востока Дворцом Дожей. С запада возвышается библиотека Марчиана, спроектированная архитектором Якопо Сансовино. Южную часть омывает Канале-ди-Сан-Марко (или Bacino San Marco).

Итак, чтобы вы понимали, Пьяцетта Сан Марко — это небольшая территория, которая начинается от Кампанилы собора Святого Марка и заканчивается у Гранд-канала.

Вид сверху на площадь Святого Марка и Пьяцца Сан МаркоВид сверху на площадь Сан Марко и Пьяцетта Сан Марко

Украшают Пьяцетту две большие колонны (Святого Марка и Святого Теодора), прибывшие в Венецию в 1125 году. Они стали трофеями с востока. Венеция, будучи мощной морской державой, в 1099 году предоставила военную помощь Константинополю, откуда в виде военных трофеев и прибыли колонны.

Слева колонна Святого Марка, справа колонна Святого ТеодораСлева колонна Святого Марка, справа колонна Святого Теодора

Интересный факт – на самом деле было три колонны. Но третья затонула при разгрузке и затерялась в илистом дне Венецианской лагуны. Поднять её оказалось нереально, так как вес каждой колонны порядка 100 тонн. Кстати, эту колонну не нашли до сих пор.

На левой колонне высится крылатый бронзовый лев, датируемый 4-м веком н.э. Его считают символ Святого Марка. Другую колонну венчает изваяние с мраморной головой Митридата Понтийского, водружённой на торс римлянина времён императора Адриана. Это фигура символизирует Святого Теодора.

Святой Теодор слева, справа статуя символизирующая Святого Маркаслева Святой Теодор, справа статуя символизирующая Святого Марка (птица на голове льва в композицию не входит)

Интересный факт – В старину между этими колоннами приводились казни и приводились в исполнение более мягкие наказания (например, преступников заковывали в колодки). И теперь считается плохой приметой ходить между колоннами.

Колонна Святого Теодора

Колонна Святого Теодора (Colonne di San Todaro) – один из трех гранитных монолитов, захваченных в ходе военных походов на восток.

Как вы помните, третья колонна затонула. Но две другие были благополучно переправлены на берег, где и находились невостребованными до 1196 года.

Что-либо делать с такими огромными монолитами никто не брался, пока, наконец, не отыскался архитектор Никколо Баратьери. Он обязался установить колонны, однако потребовал себе за это особую плату. Баратьери стал получать доход от азартных игр, проходящих непосредственно у колонн, на специальных столиках.

Обе колонны были установлены только в конце 12-го века.

Колонна Святого Теодора, установленная ближе к западу, имеет капитель с мраморной скульптурой. Это фигура воина Феодора Тирона, или Святого Теодора.

Статуя Святого ТеодораСтатуя Святого Теодора

Сейчас на колонне установлена копия, а оригинальная скульптура находится на хранении во Дворце Дожей.
Сам оригинал неоднороден: голова – от скульптуры Митридата Понтийского. Её доставили из Константинополя, как и колонны. А торс взят от статуи римского полководца, о котором известно только то, что он жил во II веке. Символом морского могущества Венеции служит крокодил. Он размещён у ног Святого Теодора.

оригинал статуи Святого Теодора во Дворце дожейА это оригинал статуи Святого Теодора во Дворце дожей

Сам же Святой Теодор воспринимался раньше как покровитель Венеции. В давние времена неподалёку от того места, где сегодня стоит Собор Святого Марка, существовал более старый храм, посвящённый святому Теодору.

До сих пор, невзирая на признание нового покровителя Венеции, Святого Марка, прежний венценосный рыцарь остаётся самым почитаемым святым в городе. Кстати, кроме Венеции, такого почитания Святого Теодора не наблюдается в других католических странах.

Колонна Святого Марка

Колонна Святого Марка (Colonne di San Marco) – вторая из двух оставшихся монолитных колонн на Пьяцетта Сан Марко.

Эта колонна установлена с восточной стороны. На её верху, на капители, расположилась статуя льва с крыльями, выполненная из бронзы. О её происхождении достоверных данных нет. Одни считают, что её привезли из Китая. Другие – что это бывшая персидская химера, ставшая в результате переделки крылатой. Третьи усматривают в бронзовой статуе искусство ассирийское, византийское или сасанидское. А Джон Рёскин, английский искусствовед, склонялся к мысли о том, что это – творение местных венецианских мастеров-литейщиков 13-го века.

лев на колонне Святого МаркаСтатуя льва на колонне Святого Марка

Одно время бронзовый лев обитал в Париже и сторожил Дом Инвалидов, по повелению императора Наполеона I. Однако впоследствии всё-таки был возвращён в Венецию. Но путешествие не прошло для льва бесследно — его разбили на 84 куска. Куски подверглись переплавке. Архитектор Бартоломео Феррари, который собрал все эти куски, в итоге представил конструкцию, состоящую фрагментарно из разных видов металлических частей (латуни, свинца и бронзы). Они были соединены в одно целое посредством многочисленных швов и болтов. А одна лапа вообще оказалась цементной.

Впоследствии льва не раз реставрировали, и от подлинника остались только голова с гривой и два фрагмента лап. При последней реставрации, в 1985 году, льва взвесили – оказалось, что его вес 2,8 тонны.

Что касается возраста статуи, то его определили в 2 500 лет. Мнение учёных всё-таки склонилось в сторону Ассирии, города Тарс. Там такие вещи делали в 5 веке до н. э.

Реставрация завершилась в 1991 году, и с тех пор лев вернулся на своё законное место на гранитной стеле.

Лев на колонне Сан МаркоЛев на колонне Сан Марко

Интересный факт — На постоянное место «жительства» льва торжественно сопровождали жители города в венецианской гондоле, украшенной цветами, в сопровождении нарядного кортежа гондол.

Площадь Сан-Марко в Венеции – центральная достопримечательность города

Настоящим центром культурной, административной и религиозной жизни Венеции является главная площадь Сан-Марко. Ее принято делить на две части.

Первая – это Пьяцетта, объединяющая территорию между Гранд-каналом и Кампанилой.

Вторая охватывает всю территорию площади.

Возраст Сан-Марко в Венеции принято исчислять от IX века, когда было начато строительство собора Святого Марка. Территория перед ним благоустраивалась для проведения всевозможных массовых мероприятий, а в XII веке стала традиционным местом празднования Венецианского карнавала. Это верно и в наши дни. Не случайно отсюда стартуют все экскурсии, в ходе которых перед туристами открывается красота ключевых архитектурных достопримечательностей:


  • Собор Сан-Марко в Венеции с Кампанилой;

  • Дворец дожей;

  • Часовая башня;

  • Старые и Новые Прокурации – три исторических здания, соединенных друг с другом. В одном из них располагается известное кафе Венеции «Флориан».

Это далеко не все, что можно увидеть на площади Сан-Марко, фото которой не способно передать всю ее красоту. Так, путешественники любят прогуливаться у памятников-колонн святых Теодора и Марка, поражающих воображение, и давших начало многим местным легендам.

Архитектурные доминанты площади Сан-Марко

Собор Святого Марка

До XIX века церковь Сан-Марко в Венеции служила придворной капеллой при соседствующем с ней Дворце дожей. Здесь, в специально отведенной кафедре, глава государства впервые публично выступал перед жителями города.

В основе строительства собора лежит интересная легенда о том, как в 829 году двое купцов выкрали мощи Святого Марка в Александрии и тайно доставили их в Венецию. Подтверждением этому служит мозаика, и по сей день украшающая стены храма.

Внутри взгляду открывается величественное зрелище на убранство собора Сан-Марко. Его залы украшены резьбой XIII века и разноцветными мозаиками. Здесь хранятся предметы искусства, собранные рыцарями по всему свету за время крестовых походов. Некоторые мозаики, пострадавшие от времени, заменены на подлинники Тициана и Тинторетто. С 1987 года базилика включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Стены собора и выставленные в нем иконы представляют собой живописное изложение сцен из жизни апостола Марка, а также из Ветхого Завета. За огромными бронзовыми дверями у входа в реликварий упокоены мощи святого.

Храм Сан-Марко в Венеции в наши дни остается действующим, поэтому посетить его может любой желающий совершенно бесплатно, но только в одежде без открытых плеч и коленей. Богослужения проводятся каждый день у Pala D`Oro – главной венецианской святыни, представляющей собой золотой алтарь. Более 500 лет потребовалось на создание 80 икон в золотых окладах, поражающих великолепием редких драгоценных камней.

К слову, вести в храме фото- или видеосъемку запрещено.

Дворец дожей

Палаццо Дукале, он же дворец дожей, возвели в IX веке, но позднее многократно достраивали. Свой окончательный вид, дошедший до наших дней, здание приобрело только в XIV веке. Уникальный дворцовый ансамбль объединяет в себе сразу три архитектурных стиля: ренессанс, готику и мавританский. Сквозной первый этаж держит своими арками верхние этажи, что визуально создает впечатление парящего в воздухе сооружения.

Веками сооружение служило правительству республики, а сегодня здесь находится музей. Именно тут проходили заседания совета, работали министерства, разбирал дела суд. Путь наверх стартует с «Золотой лестницы». Под кровлей Дворца выстроен Зал Большого Совета – уникальный и первый по величине во всем мире, чьи своды ни на что не опираются.

Список авторов полотен из Зала Большого Совета украшают имена знаменитых живописцев: Франческо Бассано, Якопо Пальма, Тинтортто, Веронезе. Увидеть воочию собрание портретов многовековой династии дожей возможно в экспозиции Зала для голосований. Посреди него высится триумфальная арка, созданная ради чествования Франческо Морозини, прославившегося победой на турками.

Во время экскурсии стоит взглянуть на Зал Коллегии, чьи стены украшают подлинники полотен Тинторетто и Веронезе, а также на оружейную палату, где хранится уникальная коллекция холодного вооружения.

Часовая башня

Торре-делл’Оролоджо представляет собой башню с часами, расположенную на площади Сан-Марко. Она входит в состав комплекса зданий, построенных в XV веке. Особого внимания заслуживает циферблат хронометра, показывающий не только часы и минуты, но и действительную в данный момент лунную фазу и активный зодиакальный знак. Эмаль и позолота, бронзовые статуэтки и лев с распахнутой книгой (символ Венеции) притягивают взгляд своей роскошью и красотой.

Интересно, что башню возвели за рекордный по тем временам срок – в течение года, с 1496-1497 гг.

Колокольня

Кампанила собора Святого Марка была построена в IX веке напротив храма и является одной из знаковых достопримечательностей Венеции. На ее верхушке распахнула крылья статуя Архангела Гавриила. Там же находится обзорная площадка, с которой открывается роскошная панорама на площадь и весь город. Если Венеции грозит наводнение, то на ее фасаде загорается красный фонарь.

Увы, но то, что мы можем увидеть сегодня, является отреставрированной версией колокольни Сан-Марко в Венеции, оригинал которой датируется XVI веком. В 1902 году произошло обрушение Кампанилы, после чего реставраторам потребовалось 10 лет, чтобы воспроизвести ее утраченный облик.

Высота этой башни достигает 99 метров, а на колокольной площадке подвешены 5 колоколов, каждый из которых наделен именем. Внутри проходит сквозная шахта с лестницами.

Старая и Новая Прокурации

Первую Прокурацию возвели в XII веке, однако нынешний вид здание приобрело только в XVI веке после восстановления, потребовавшегося ввиду произошедшего пожара. Прокураторы, заседавшие здесь, управляли недвижимостью, принадлежавшей государству, в том числе и рядом стоящим собором Сан-Марко.

В 1640 году потребовалось расширить комплекс Прокурации, поэтому рядом было возведено новое здание, которое так и стали называть. Отличить его можно по вывеске кафе «Флориан», а еще именно в нем некогда располагалась резиденция Наполеона. Желание императора получить бальный зал вылилось в строительство дополнительного здания – Ала Наполеоника, расположенного между Прокурациями. Ради этой цели сравняли с землей храм Сан-Джеминьяно.

Лоджетта Сансовино

Раньше рядом с Колокольней находилась конюшня. Однако по приказу дожа ее в 1540 году снесли и поставили на этом месте Лоджетту. Сооружение по внешнему виду похоже на триумфальную арку, а вот его предназначение в разные эпохи отличалось. Лоджетта использовалась как место проведения торжественных мероприятий, штаб-квартира городской лотереи и караулка Дворца дожей.

К сожалению, из-за обрушения Колокольни Лоджетта оказалась полностью уничтожена в 1902 году. Сегодня туристы могут наслаждаться видом на отреставрированную версию, максимально приближенную к оригиналу.

Музеи на площади Сан-Марко

Музей Коррера

В музейном комплексе Коррера вы найдете немало интересного: шедевры живописи и скульптуры, оружие, картинную галерею с произведениями искусства 12-17 веков, собрание картин музея Рисорджименто, древние карты и деньги, военные трофеи, способные рассказать обо всех увлекательных вехах истории.

Сначала музей возводился как резиденция императора Наполеона. Его пристраивали к Прокурациям, но завершить проект в срок не удалось, поэтому после строительства в нем обосновалась династия Габсбургов. Имя музею дало первое собрание предметов искусства, оставленном городу аббатом Теодором Корреро. Тогда коллекция размещалась в завещанном дворце, но позднее была перенесена в Новую Прокурацию.

Жемчужиной музея считается оружие Франческо Морозини. Его крайне трудно заподозрить в молитвеннике, некогда принадлежавшем адмиралу. Это лишний раз напоминает о том, что в то смутное время и в церкви нельзя было чувствовать себя в безопасности.

Картинная галерея комплекса славится подлинниками полотен Витторе Карпаччо, Джованни Беллини, Лоренцо Венециано, Паоло и других признанных мастеров. Неизменно вызывает массу впечатлений «Пьета» кисти Антонелло да Мессины, а также статуи Антонио Кановы.

Музей открыт для посетителей ежедневно круглый год. Вы можете заглянуть в него с 10:00 до 17:00 – с ноября по март и с 10:00 до 19:00 – с апреля по октябрь.

Археологический музей Венеции

20 залов внутри Новой Прокурации отведены под коллекцию археологических объектов, найденных в Греции, Египте и Этрурии. Это керамика, скульптуры, драгоценности и монеты. Посетители могут полюбоваться уникальной скульптурой «Ледой и лебедью», образцами клинописи времен фараона Навуходоносора II и подлинными саркофагами.

Библиотека Марчиана

Сегодня библиотека носит имя Святого Марка и заслуженно считается крупнейшим собранием классических текстов на планете. Здесь можно увидеть древнейшие итальянские манускрипты и не только. В фонде бережно хранится свыше 13 тысяч рукописных книг и бумаг, а количество книг, датируемых XVI веком, оценивается цифрой более 27 000. Сюда в свое время попали книги из тех монастырей, что были закрыты Наполеоном.

На хранение музею переданы такие реликвии, как оригиналы нот Франческо Кавалли, семейный кодекс Гонзаго, завещание Марко Поло. Марчиана впервые ввела практику включения в свои хранилища копий всех публикуемых в стране книг. Для этого в 1603 году был принят специальный закон.

Над проектированием и строительство здания библиотеки работал Джакопо Сансовино в 1537 году, а спустя 10 лет завершил грандиозную постройку Винченцо Скамоци. Украшением занимались такие знаменитые художники, как Веронезе, Мелдолла и Сальвиати.

Только два дня в году двери библиотеки закрыты для посетителей. Это 25 декабря, а также 1 января. В остальное время в нее можно заглянуть ежедневно с 10:00 до 17:00 – с ноября по март и с 10:00 до 19:00 – с апреля по октябрь.

Это далеко не полный список достояний, которые можно увидеть на площади Сан-Марко. Посетить все культовые достопримечательности, а также «нетуристические» места можно во время экскурсий в Венеции, представленных на нашем сайте.

Собор Святого Марка — Википедия

Собо́р Свято́го Ма́рка (итал. Basilica di San Marco — «базилика Сан-Марко») — кафедральный собор Венеции (до 1807 года — придворная капелла при дворце дожей), представляющий собой редкий пример византийской архитектуры в Западной Европе. Располагается на площади Святого Марка, рядом с Дворцом дожей. Имеет статус патриархальной базилики.

Собор, украшенный многочисленными мозаиками, выполненными в византийском стиле, является местом нахождения мощей апостола Марка и множества ценных предметов искусства, вывезенных из Константинополя в ходе крестовых походов. В 1987 году собор в числе прочих венецианских памятников вошёл в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Первая базилика[править | править код]

Похищение мощей апостола Марка из Александрии
(мозаика пресбитерия, XI век)

Базилика была построена для размещения мощей апостола Марка, которые 31 января 829 года были перевезены из Александрии в Венецию. Мощи привезли венецианские купцы Буоно и Рустико, которые в 828 году, прибыв в Александрию, узнали, что мусульмане начали разрушение христианских храмов для возведения мечетей[1]. Поскольку предание связывает проповедь христианства в городах Венецианской лагуны с апостолом Марком[2], то купцы решили спасти мощи святого от осквернения и привезти их в свой город. Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы прибегли к хитрости: тело евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надёжности корзину спрятали в складках паруса одного из судов (событиям, связанным с перенесением мощей, посвящены мозаики пресбитерия и одной из люнет центрального фасада). После перенесения мощей в город, апостол Марк заменил святого Феодора в роли небесного покровителя Венеции, а символом города стал знак этого евангелиста — крылатый лев.

Строительство было начато дожем Джустиниано Партечипацио в 829 году, а завершено в 832 году его братом дожем Джованни Партечипацио. Поскольку здание первой базилики не сохранилось, то о её облике можно судить лишь по археологическим раскопкам, выполненным в ходе реставрации крипты собора, когда была обнаружена древняя кладка стен. Считается, что церковь была построена в форме латинской базилики типа равеннских (Сан-Витале) и занимала место нынешней крипты[3]. Купол, установленный над её центральной частью, находился над местом захоронения мощей апостола Марка.

Базилика была повреждена пожаром, возникшим в 976 году в ходе дворцового переворота, когда дож Пьетро Кандиано был смещён дожем Пьетро Орсеоло. Пожар, начавшийся во Дворце дожей, перекинулся на северо-западную часть собора и нанёс ей серьёзные повреждения. К концу X века базилика была восстановлена, но исследователи считают, что эта была реставрация здания, а не новое строительство[3][4].

Современная базилика[править | править код]

Реконструкция изначального фасада второй базилики (акварель, XIX век)

Строительство современной базилики было начато в 1063 году при доже Доменико Контарини. В 1071 году в ещё недостроенном соборе был возведён в должность дожа Доменико Сельво, при котором в 1071—1084 годах был начат первый цикл создания мозаичного убранства базилики. Освящение храма состоялось в 1094 году при доже Витале Фальере, который был захоронен в галерее на месте современного нартекса собора[5].

Крестовокупольная пятиглавая церковь была возведена по образцу константинопольского храма Апостолов[6]. На протяжении последующих столетий церковь непрерывно расширялась и украшалась: в 1159 году начались работы по облицовке собора мрамором, в XII веке были выполнены мозаики центральных куполов и сводов, в 1343—1354 годы были пристроены баптистерий и капелла святого Исидора, в XV веке — капелла Масколи и сакристия (1486—1493 годы), в 1504—1521 годах капелла Дзен. Внешнее убранство собора было завершено к концу XV века, о чём свидетельствует его изображение на картине Джентиле Беллини «Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко» (1493 год). Титул главного строителя собора в разное время носили такие архитекторы, как Якопо Сансовино и Бальдассар Лонгена[7].

Множество древних реликвий попали в собор после разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году. К ним относятся квадрига на западном фасаде, «золотой алтарь» византийской работы, образ «Мадонна Никопея».

Базилика играла значимую роль в истории Венецианской республики. По сложившейся традиции глава республики должен был предстать перед горожанами и публично провозглашается дожем из преголы, правой кафедры, специально устроенной для этой цели в соборе. Несмотря на то, что базилика до 1807 года была лишь дворцовой капеллой, в ней проходили крупные официальные церемонии (благословение войска перед войной, в том числе перед четвёртым крестовым походом, демонстрация захваченных у врагов знамён). В базилике состоялась покаянная встреча Фридриха Барбароссы с папой Александром III. Собор полностью находился в юрисдикции дожей и имел собственный причт, независимый от местного епископа[8]. В 1807 году по приказу Наполеона в собор Сан-Марко из церкви Сан-Пьетро ди Кастело была перенесена кафедра патриарха Венеции (титул принадлежит епископу Венеции с 1451 года) и храм стал кафедральным собором Венеции.

В настоящее время собор является действующим храмом. Будничные богослужения проводятся в капелле святого Исидора. Кроме мощей апостола Марка среди реликвий базилики выделяется глава апостола Иакова Младшего, мощи мученика Исидора[9] и образ Богородицы «Никопея», что делает её центром христианского паломничества[10].

Характеристика архитектурного стиля[править | править код]

Длительное строительство базилики оказало влияние на её архитектурный стиль. Построенный как классическая греческая базилика с суровым романским фасадом, собор за годы перестроек приобрёл свой современный образ, в котором смешались различные стили. Это объясняется также тем, что в его убранстве использованы привезённые в различное время в Венецию восточный мрамор, колонны различных ордеров, греческие и романские барельефы, византийские и итальянские скульптуры, готические капители. Все это было соединено мастерами в гармоничной архитектонике собора.

Ряд исследователей затрудняются чётко выделить архитектурный стиль собора и пишут про его особенности:

Я не знаю, существует ли ещё в мире собор, на который можно было бы поставить четырёх бронзовых коней без риска не только испортить художественное впечатление, но и профанировать здание. Не таков собор св. Марка. Фантастическое смешение всех настроений и вкусов, всех стилей и эпох… Это здание своего рода unicum, неповторимая индивидуальность в мире церквей. Его стиль считается византийским, но, мне кажется, это верно только до известной степени: из массы влияний, создавших собор, византийское было преобладающим. Ему принадлежит общий очерк здания, купола, мозаики. Но готические башенки главного фасада, готические стрелы, сплетённые из статуй, античный лес разноцветных колонн, восточная пестрота и позолота, наконец, широкая терраса вокруг куполов — какой стиль образует все это вместе взятое, если не стиль венецианского св. Марка, у которого нет ни предков, ни подражаний.[11]

П.Н. Перцов. «Венеция», 1905 год.

Общие особенности[править | править код]

Собор построен в форме греческого креста и является типичной византийской крестовокупольной базиликой, построенной по образу константинопольской церкви Святых Апостолов[12], но не является его точным повторением. В конце XII века к базилике был пристроен просторный нартекс, а в последующие века ряд других помещений (несколько капелл, баптистерий, сакристия). За исключением алтарной части, заканчивающейся апсидой, рукава креста разделены аркадами на три нефа, хоры (второй этаж боковых нефов) отсутствуют[13]. Размеры базилики составляют 76,5 (длина вместе с алтарной частью) на 62,5 метров. Высота базилики (по центральному куполу) составляет 43 метра.

Алтарная преграда

Алтарная часть (пресвитерий) по восточному образцу отделена от центрального нефа готическим иконостасом, созданным в 1394 году мастерами Пьетро Паоло и Якобелло Делле Масенье. Алтарная преграда создана из цветного мрамора и увенчана большим крестом, по сторонам от которого установлены четырнадцать статуй (двенадцать апостолов, Дева Мария и апостол Марк). В алтарной части установлен киворий (V век), под которым находится главный алтарь храма с мощами святого Марка, перенесёнными в собор из крипты в 1835 году. Он высечен из цельного куска зелёного восточного мрамора и поддерживается четырьмя колоннами из известкового алебастра (XIII век). На каждой колонне в девять рядов расположены рельефы с историей Девы Марии и Иисуса, в которых нашли своё отражение, помимо канонических, апокрифические истории.

Наборный мраморный пол базилики создан в XII веке и гармонирует с наружным и внутренним мраморным убранством собора. Он выполнен из плит полихромного мрамора со вставками мозаичных изображений (созданы в период до XV века), выполненных из маленьких кусочков мрамора различной формы и размера. Среди мозаик пола присутствуют как геометрический орнамент (круги, квадраты, восьмиугольники), так и изображения животных, растительный орнамент. Часть орнаментов были созданы в 1425 году флорентийским художником Паоло Уччелло.

Собор имеет отдельно стоящую звонницу высотой около 100 метров. Она была построена в 1514 году и кроме церковных функций служила также маяком для кораблей, входивших в лагуну. Колокольня полностью разрушилась в 1902 году, но была восстановлена в изначальном виде в 1912 году.

Фасады[править | править код]

Изначально внешний облик собора соответствовал суровым канонам романского стиля[14]. Более роскошная мраморная облицовка фасада собора была выполнена в XIII веке. Идея более пышного убранства фасада возникла после четвёртого крестового похода, когда в Венецию были вывезены колонны и капители из константинопольских дворцов и храмов.

  • Главный фасад (западный)

Облицован мраморными плитами, украшен колоннами, увенчанными капителями коринфского ордера. Имеет пять входов, оформленных в виде порталов с колоннами в два яруса. Архивольты центрального портала украшены композициями с аллегорическими образами искусств и ремёсел[13]. Арки порталов и расположенных над ними люнет украшены мозаикой. Люнеты украшены готическим венцом, выполненным в XIV—XV веках тосканскими мастерами. Между арками венца, украшенными растительным орнаментом, установлены башенки с фигурами святых. В крайних башнях фасада изображена сцена Благовещения (архангел Гавриил в крайней левой башенке, Дева Мария — в крайней правой). Между ними в четырёх башенках установлены фигуры евангелистов с их символами.

Несмотря на то, что большинство существующих мозаик фасада были созданы в XVII—XVIII веках, общий архитектурный замысел мозаичного убранства фасада был выполнен в XV веке, что подтверждает картина Джентиле Беллини «Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко» (1493 год). Все «новые» мозаики повторяют старинную иконографию в соответствии с распоряжениями Верховных Прокураторов Сан-Марко, которые в случае переделки утраченной или разрушенной мозаики поручали воспроизвести её сюжет в соответствии с древним образцом и сделать пояснительную надпись[15].

Бронзовые двери собора (за исключением центральной) были созданы в XII—XIV веках. Их автор, венецианский ювелир Бертуччо, в 1300 году оставил на одной из них надпись, что при работе над ними он руководствовался образцом дверей центрального портала. Двери центрального портала датируются VI веком и были, как многие другие элементы фасада, привезены в Венецию из Константинополя. Створки выполнены из поперечных бронзовых пластин, которые украшены 34 рядами арочек, расположенных в форме павлиньего хвоста.

Между арками входных порталов, под расположенной выше лоджией, установлены византийские плиты с парными барельефами, симметрично расположенные по отношению к главному порталу. Цикл начинается с изображений двух святых воинов — Димитрия Солунского и Георгия Победоносца. Затем следуют изображения Богородицы и архангела Гавриила в сцене Благовещения. Замыкает цикл два изображения подвигов Геракла: укрощение Эриманфского вепря (плита византийского происхождения эпохи Феодосия) и убийство Лернейской гидры (плита венецианской работы, XIII век).

Выходит на пьяцетту и Дворец дожей. Фасад облицован мрамором, украшен мозаикой и статуями святых. Наиболее известен образ святого Христофора, который также повторяется в виде скульптуры на северном фасаде и мозаики в нартексе. Размещение изображения Христофора на южном фасаде, обращённом к морю и видимом с воды, объясняется древним поверием, что того, кто посмотрит на образ этого святого, в этот день не коснётся никакое зло. Под изображением Христофора находится единственный вход в собор со стороны моря. Он украшен полукруглым тимпаном с рельефами пророков (XIII век).

Южный фасад украшают многочисленные декоративные элементы, вывезенные из Константинополя. Наибольший интерес представляет скульптура четырёх тетрархов, выполненная из порфира. Тетрархи установлены на углу сокровищницы, рядом с ним находятся акританские пилястры.

  • Северный фасад

Украшен мраморной инкрустацией различного происхождения. Фасад имеет единственный вход, ведущий в нартекс собора. Он выполнен в форме портала и украшен скульптурным изображением Рождества Христова, созданными венецианскими мастерами в XIII веке в соответствии с византийскими канонами. Из-за использования в декоре портала растительного орнамента вход получил название Порта деи Фьори («врата цветов»).

Квадрига святого Марка[править | править код]
Квадрига святого Марка

Квадрига святого Марка — квадрига из позолоченной бронзы, установленная на лоджии собора. Является единственным сохранившимся образцом многофигурной конской античной скульптуры. Создание квадриги приписывают скульптору Лисиппу и датируют IV веком до н. э.

Квадрига украшала константинопольский ипподром и была вывезена в Венецию в 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода дожем Энрико Дандоло после разграбления крестоносцами Константинополя. Квадрига была установлена на лоджии базилики Сан-Марко в период правления дожа Реньеро Зено (1252—1268 годы). В ходе проводившейся в 1970-е годы реставрации собора было принято решение заменить квадригу на лоджии собора копией. В 1982 году оригинал квадриги был помещён в музей базилики, расположенный в верхних помещениях нартекса собора.

Купола[править | править код]

Купола собора

Собор, построенный в форме греческого креста, имеет пять куполов: четыре над ветвями креста и центральный над средокрестием. Купола были созданы в XIII веке во время правления дожа Себастиано Дзиани. На их архитектуру оказали влияние восточные церкви и мечети, знакомые венецианским купцам и участникам крестовых походов.

Купола выложены из кирпича и установлены на невысоких барабанах с окнами по периметру, снаружи их покрывает деревянный каркас, облицованный свинцовыми пластинами. Каждый из куполов собора увенчан маковкой, на которой закреплён крест, обращённый в направлении четырёх сторон света, увенчанный позолоченным шаром. Диаметр центрального купола составляет 13 метров и возвышается над полом базилики на 28,15 метров.

Крипта[править | править код]

Помещение крипты расположено под пресвитерием и боковыми капеллами апостола Петра и святого Климента. В крипте сохранилась часть архитектурных элементов, относящихся к первой базилике. Они были обнаружены в ходе реставрационных работ второй половины XX века. В центре крипты расположена часовня, украшенная ажурной мраморной плитой византийской работы. Под ней до 1835 года находились мощи апостола Марка, пока не были перенесены в главный алтарь собора.

Внутренний вид собора Святого Марка
(рисунок Г. Чернецова и Н. Григорьевичи, 1846 год)

Своды, купола и верхний уровень стен собора покрыты мозаичными полотнами общей площадью около 4000 м²[16]. Создание мозаичного убранства собора было начато в 1071 году (мозаики апсиды) и продолжалось в течение более двухсот лет (мозаики нартекса были закончены в 1280 году). Мозаичный цикл собора Святого Марка является одним из наиболее значимых образцов данного вида искусства[17].

Ранние мозаики создавались безымянными мастерами, следовавшими исключительно лишь традиции иконописного канона. В XI веке для создания мозаик привлекались византийские мастера, позднее работу стали выполнять венецианские мозаичисты[18]. В последующие века при обновлении и реконструкции мозаик картоны, по которым выкладывались композиции, создавали Якопо Беллини, Паоло Уччелло, Мантенья, Тициан и Тинторетто. В качестве материала для мозаик использовалось стекло, изготавливаемое на острове Мурано. Стекольная масса различных цветов выкладывалась на фоне золотой фольги, создавая тем самым сияние, несмотря на скудное освещение собора.

Мозаики изображают сюжеты историй Ветхого и Нового Заветов, сцены из жития Богородицы, апостола Марка, Иоанна Крестителя и святого Исидора. Английский теоретик искусства Джон Рёскин писал: «Ни один город не имел столь прославленной Библии. Храм-книга, сверкающий издалека подобно Вифлеемской звезде»[19].

Мозаики нартекса[править | править код]

Нартекс был пристроен к собору в конце XII—XIII веках и украшен мозаикой работы венецианских мастеров-мозаичистов[20]. Мозаичный цикл посвящён ветхозаветным сюжетам и имеет цель показать через них значение пришествия Иисуса Христа в деле спасения человечества. Образцом для ряда ветхозаветных композиций послужили миниатюры находившейся в Венеции ранневизантийской рукописи Книги Бытия, впоследствии известной как Коттоновский Генезис (VI век). Мозаикой покрыты малые купола, своды и люнеты нартекса, сюжет распадается на следующие группы:

Купол сотворения мира и мозаики арок

Купол разделён на три круговые полосы, расположенные вокруг центральной композиции из золотых чешуек. Содержит 26 сцен, посвящённых первым главам книги Бытия, и сопровождается текстом на латыни: «В начале сотворил Бог небо и землю. Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:1-2).

Каждому из шести дней сотворения посвящена отдельная сцена, на которой, согласно восточной иконографии, фигура Создателя изображена в образе юноши-Христа с крестчатым нимбом и высоким крестом в руке. На всех сценах Создателя сопровождает фигура ангела, символизирующего каждый день творения. Интересна сцена благословения седьмого дня, на которой Бог, восседающий на престоле в окружении небесной свиты, благословляет ангела, символизирующего субботу. Следующие сцены купола посвящены истории создания Адама и Евы, их грехопадению и изгнанию из рая. На сцене изгнания из рая, на заднем плане среди райских кущей изображён крест, как символ предстоящего спасения.

  • Люнеты дверей

На люнетах и арках дверей, ведущих в собор, мозаичный цикл повествует о рождении детей прародителей, об убийстве Каином Авеля и гибели человечества во время великого потопа и спасении праведного Ноя. Далее следует сцена строительства Вавилонской башни, изображающей ей на фоне средневекового города, окружённого зубчатой стеной, в котором каменщики следуют указаниям, помещённого в центр композиции начальника. Рядом помещено изображения библейского смешения языков где Бог, стоя перед незаконченной башней, разделяет по сторонам света людей. Далее следуют сцены из жизни Авраама, где присутствует сюжет его беседы с Богом, изображённым в виде руки, появляющейся из полоски неба.

Купола Иосифа

Истории Иосифа Прекрасного посвящены три малых купола северной части нартекса. В них подробно изображена данная библейская история (29 сцен), сопровождающаяся соответствующими цитатами из Ветхого Завета (написаны на латыни в форме сокращений). На ряде сцен египетские постройки (дома, зернохранилища) изображены в форме пирамид. В парусах куполов присутствуют изображения ветхозаветных пророков, держащих в руках свитки с их пророчествами о пришествии Иисуса Христа.

Содержит восемь базовых сцен из жизни пророка Моисея, начиная от его спасения в водах Нила и заканчивая исходом евреев из Египта. Сцены не отделяются друг от друга золотым фоном, как на остальных мозаиках, а следуют одна за другой в обрамлении стилизованных пейзажей и архитектуры.

  • Входной портал

Вокруг портала в четырёх нишах помещены мозаичные изображения четырёх евангелистов. Их создание относится к концу XI века, то есть к периоду до постройки нартекса, когда портал служил входом в собор со стороны площади. Мозаики содержат греческие рифмованные надписи, обращённые к каждому евангелисту (например, «Души коварной отрази удар, святой Матфей», «Где в вечности остался ты — нас, чистый Иоанн, туда веди»). В большой полукруглой нише, расположенной над порталом, помещена величественное мозаичное изображение апостола Марка, созданное в 1545 году братьями Дзуккато, по картону, приписываемому Тициану[18]. Рядом помещена молитва, обращённая к святому: «О Марк, отпусти грехи тех, которые, сложив руки, взывают к тебе, твоим заступничеством и милосердием Божьим, да будут они спасены».

  • Благословение седьмого дня

  • Ной-виноградарь

  • Иосиф распределяет зерно

Мозаики интерьера[править | править код]

Мозаики собора представляют собой логическое продолжение сюжетов нартекса, изображающего сцены ожидания Мессии. Внутри собора мозаики изображают сюжеты из земной жизни Иисуса Христа, Богородицы и апостола Марка. В люнете над центральным входом помещён Деисус, выполненный в византийской традиции, но фигура Иоанна Крестителя заменена святым Марком, покровителем города. В руках Христа Евангелие открытое на словах: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10:9). На стенах центрального нефа, примыкающих к центральному входу, изображены сцены из Откровения Иоанна Богослова.

  • Мозаики центрального нефа

Цикл мозаик центрального нефа начинается с пресвитерия, где в куполе помещено изображение Богородицы в окружении пророков, показывающих ей свитки с текстами своих пророчеств о пришествии Мессии. Рядом с Марией стоит пророк Исаия, указывающий на изображённого в центре купола безбородого юношу, и произносит свои знаменитые пророческие слова: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14). Рядом помещена фигура царя Давида в пышных византийских одеждах, предрекающего царское происхождение Спасителя: «от плода чрева твоего посажу на престоле твоем» (Пс. 131:11).

Тема пророчеств о пришествии Христа продолжается на стенах центрального нефа, которые украшают десять мозаичных картин, созданных в XIII веке. На левой стене в полный рост изображён Христос Эммануил в окружении пророков Осии, Иоиля, Михея и Иеремии, а на правой Богородица с пророками Исайей, Давидом, Соломоном и Иезекиилем.

Свод над иконостасом украшен мозаикой, изображающей начало исполнения пророчеств. На нём изображены четыре композиции: Благовещение, Поклонение волхвов, Сретение и Крещение Господне. Эти мозаики были созданы в XIV веке по эскизам Тинторетто на месте разрушившегося более раннего мозаичного цикла.

  • Мозаики трансепта

На стенах и сводах трансепта изображены многочисленные сцены новозаветной истории. Кроме отдельных композиций (искушение Христа, Вход в Иерусалим и другие) имеются и мозаичные циклы. К ним относятся: «чудеса Христовы» (изображены благодеяния Иисуса для больных, страдающих и грешных) и «Страсти Христовы». В страстном цикле особо выделяется мозаика «Моление о чаше», созданная в XIII веке, изображающая в отдельных клеймах все три моления Иисуса в Гефсиманском саду перед арестом.

На арках центрального купола расположены крупные мозаичные полотна, изображающие последние события земной жизни Иисуса Христа: распятие, сошествие во ад и Воскресение. Главный купол собора, расположенный на пересечении трансепта и центрального нефа украшен мозаикой Вознесение Христово. В центре купола на фоне звёздного круга изображена фигура Христа, сидящего на радуге, которую возносят вверх четыре ангела. Ниже по периметру расположены фигуры двенадцати апостолов и Дева Мария в окружении двух ангелов. Между окнами барабана центрального купола помещены шестнадцать женских фигур, олицетворяющих добродетели и блаженства. Из них выделяется фигура в царских одеждах, изображающая милосердие, её обрамляет надпись: «мать всех добродетелей».

Новозаветный цикл мозаик завершается куполом сошествия Святого Духа. В его центре на престоле уготованном изображён Святой Дух в образе голубя от которого огненные языки исходят на изображённых по кругу апостолов. Между окнами барабана купола помещены изображения различных народов, слушающих проповедь апостолов.

  • Искушение Христа

  • Тайная вечеря

Площадь Сан-Марко в Венеции — фото, история, описание, достопримечательности, как добраться, карта

Площадь Сан-Марко в Венеции условно можно разбить на две части: пьяцетту и пьяццо. Пьяцетта — небольшая территория между самой площадью Святого Марка и каналом Джудекка. Она встречает гостей входными воротами в виде двух гранитных колонн. Справа от них стоит Дворец дожей (правителей города), слева — Библиотека Марчиана, заканчивается пьяцетта Колокольней. Центром притяжения служит Собор Сан-Марко — главная достопримечательность города. Не менее интересны здания Прокураций, Часовая башня, Лоджетта. Современный вид, форму, размеры она приобрела к 1777 году. Сейчас ее длина 175 м, ширина 82 м.

Сан Марко – главная площадь Венеции

Площадь Сан-Марко, Венеция

Сердце и визитная карточка Венеции. И хотя в городе немало других площадей, это единственное место называющееся площадь или пьяцца (Piazza), что подчеркивает ее значимость. Остальные называются — компо (compo), что переводится как небольшое поле. Пьяцца Сан-Марко — известный исторический и культурный центр Венеции. На протяжении многих веков она является местом притяжения миллионов людей со всего света, здесь проводятся городские церемонии, торжества и знаменитый Венецианский карнавал.

Венеция: билет в собор Святого Марка с проходом вне очереди
Опера Ла Фениче: билет с проходом вне очереди и аудиогидом
Краткая морская прогулка на Мурано, Торчелло и Бурано
Венеция: совместная прогулка по гондоле

История

Площадь Сан-Марко, Венеция

История возникновения этого удивительного места уходит корнями в 829 год. Венецианские купцы, имевшие торговые дела в египетской Александрии, ухитрились тайком вывезти мощи великого христианского святого, апостола Иисуса Христа — евангелиста Марка, спрятав их в саркофаг среди свиных шкур. Видимо они заметили, что мусульмане никогда не прикасаются к «нечистому» грузу. План удался, таможенный досмотр обошел их стороной, и мощи благополучно прибыли в Венецию.

Для их размещения построили базилику Сан-Марко, соответственно и площадь перед ней назвали также. В 976 году во время пожара здание сильно пострадало. Вместо него был построен величественный собор. Площадь постепенно расширялась, стала центром города, на ней проходили все политические мероприятия, народные праздники и даже казни.

Архитектурные достопримечательности

Знакомство с достопримечательностями начинается для туристов сразу же, как только они выходят из вапоретто (морские такси). На Piazza San Marco сосредоточен целый ряд исторических зданий и сооружений.

Колонны Святого Марка и Теодора

Колонны Святого Марка и Теодора, Венеция

Первое, что видят гости, ступая на мостовую пьяцетты, это две гранитные колонны. Они привезены из Константинополя в 1125 году, а установлены только в 1196 году. Колонны монолитные и очень тяжелые, вес каждой более 100 тонн, именно из-за этого их длительное время не могли установить. Одну из колонн венчает мраморная статуя Святого Теодора с копьем, попирающего ногами дракона. Эта сцена символизирует власть Венеции над морской стихией. Святой Теодор был первым покровителем города и до сих пор очень любим и почитаем венецианцами.

На капители другой колонны — бронзовый крылатый лев, держащий лапу на открытом Евангелии. Лев — библейский символ святого Марка. Он изображен на гербе Венеции. Этой фигуре более 2500 лет, по одной версии она была привезена из Китая, другие усматривают в ней образец ассирийского искусства. В прежние времена пространство между колоннами служило местом казней. До сих пор венецианцы считают дурной приметой проходить там, где свершались смертные приговоры.

Собор Сан-Марко

Собор Сан-Марко, Венеция

По существующей легенде евангелист Марк проповедовал христианство в Венецианской лагуне. Однажды, попав в страшную бурю, он пережидал ее. Во сне явился ангел и возвестил, что он обретет вечный покой на этой земле. И вот, уже 12 веков мощи святого покоятся под сводами собора, названного в его честь. С первого же взгляда Собор Сан-Марко поражает своим великолепием. Базилика, построенная в 829 году, сильно пострадала от пожара 976 года, поэтому на ее месте решили построить новое здание. Современный вид собор приобрел в 1094 году.

В тот период было велико влияние на Венецию Константинополя. Поэтому здание возведено в византийском помпезном стиле, с роскошью, нехарактерной для храмовых сооружений Западной Европы. Мраморный фасад украшен многочисленными колоннами, башнями, барельефами, скульптурами. Необычайно красивы мозаичные композиции со сценами «Страшного суда» и «Похищения мощей Святого Марка».

Собор Сан-Марко, Венеция

У собора пять входных порталов. Над главным — установлена величественная бронзовая квадрига (четыре коня). Скульптуры относят к работе древнегреческого мастера 4 века до н.э. Они украшали триумфальную арку Нерона в Риме, а потом арку Трояна. Венецианцам достались в качестве военного трофея. Венчают храм пять куполов, облицованных серебристыми прямоугольными пластинами.

Не менее завораживает внутреннее убранство. Из-за обилия золота Собор Сан-Марко нередко называют «Золотой Собор». Своды, стены, купола покрыты мозаикой из разноцветного муранского стекла. Купол расписан сценами «Сотворения мира». Но главная драгоценность находится под алтарем: это рака с мощами Святого Марка.

Собор Сан-Марко, Венеция

Золотой Алтарь — великое произведение готического искусства выполнен в 1345 году. Его размеры — 3,50*1,4м. На нем изображены эпизоды из Священного Писания, жизни Святого Марка. В драгоценный оклад вставлены эмали и 2500 камней: аметисты, изумруды, сапфиры, рубины. Иконостас изготовлен из серебра, покрыт слоем золота, украшен множеством эмалевых пластин, драгоценных камней.

Часовая башня

Часовая башня, Венеция

Здание построено в 1499 году под руководством архитектора Кодуччи. Композиция состоит из четырех частей. Главный ее элемент — сине-золотые астрономические часы. На циферблате два круга: наружный и внутренний. Золотая стрелка показывает время по наружному кругу. На внутреннем — изображены знаки зодиака и фазы Луны. Над часами установлена медная статуя сидящей Мадонны с младенцем Христом. Дважды в год, на Богоявление и Вознесение, перед ней появляются волхвы, склоняющиеся в поклоне.

По обе стороны от статуи — небольшие прямоугольные окошечки, где указываются текущие часы и минуты. Выше установлена скульптура крылатого льва, держащего в лапах открытое Евангелие. Венчают башню статуи двух мавров из бронзы: старик и юноша. В руках у них длинные молоты, которыми они периодически ударяют по колоколу: за 5 минут до целого часа и через 5 минут. Это символ уходящего вперед времени.

Библиотека Сан-Марко

Библиотека Сан-Марко, Венеция

Библиотека находится на северной стороне пьяцетты. Длина здания 80 м. Оно построено в 1537-1545 г.г. по проекту архитектора Сансовино. Первоначально библиотека предназначалась для хранения старинных греческих, латинских первопечатных книг и манускриптов (рукописных свитков), преподнесенных городу кардиналом Брессаноне.

В последующие годы пополнялась за счет военных трофеев, монастырских и семейных коллекций. Сейчас библиотека Сан-Марко (Marciana) насчитывает около 40 тыс. уникальных экземпляров. Беломраморный фасад очень наряден, украшен балюстрадой из статуй, колонн. Внутреннее убранство не менее изыскано: на стенах — портреты знаменитых мыслителей и философов, в позолоченном зале хранятся рукописи в изысканных переплетах.

Дворец Дожей

Дворец Дожей, Венеция

Здание в стиле венецианской готики, украшенное колоннами, ажурными арками создает впечатление воздушности и легкости. Расположено оно одной стороной к морю, фасадом — к площади. Во дворец ведет Лестница Гигантов, по обе стороны от нее – две огромные статуи, символизирующие войну и море: Марс и Нептун. Между ними вверху – барельеф крылатого льва. Здесь давали присягу избранные дожи.

Дворец дожей был построен в XIV веке, имел несколько предназначений:

  • Частные апартаменты дожа (правителя Венеции). Там они жили и правили
  • Магистратура, где заседали Сенат, Совет, располагались различные Коллегии
  • Гражданский и церковный Суд
  • Трибуна — с балкона второго этажа дож обращался к жителям Венеции
  • Тюрьма

В залах магистратуры обсуждались законы, решались политические, церковные вопросы, принимались послы и дипломатические миссии. В зале Сената вершился суд, и до наших дней сохранилась судебная трибуна 18 века. Интерьер дворца поражает своей роскошью. Стены и потолок облицованы мрамором, гобеленами, кожей с золотой отделкой.

Дворец Дожей, Венеция

Украшением служат полотна гениальных художников, таких как Тициан, Тинторетто, Порденоне, фрески Паоло Веронезе. На одних изображены сцены, прославляющие Венецию: победоносные битвы, построение флота, морские сражения. На других — эпизоды из Священного Писания, боги античного мира. Особого внимания достойно уникальное собрание оружия: боевого, декоративного, трофейного. Всего экспозиция насчитывает 2031 предмет, в их числе доспехи французского короля Генриха IV, рыцарей-крестоносцев, турецкий штандарт, сабли, мушкеты.

Старая и Новая Прокурации

Старая и Новая Прокурации, Венеция

Прокурации были построены для размещения высших чиновников исполнительной власти — прокураторов. В их обязанности входило исполнение постановлений дожа и Сената в финансовой, юридической, имущественной, политической и других сферах. Первую Прокурацию — Старую — построили на северной стороне площади в 1532 году. Это длинное трехэтажное здание с арками, лоджиями, колоннами. Из-за разрастающегося бюрократического аппарата одного здания оказалось недостаточно.

В 1586 году напротив него были построены Новые Прокурации. А в 1810 году по указу Наполеона на западе площади построили еще одно здание — Ала Наполеоника (крыло Наполеона), соединяющее обе Прокурации. Все здания построены в едином стиле эпохи Возрождения. Сейчас на верхних этажах располагаются музеи, нижние отданы под кафе.

Лоджетта Сансовино

Лоджетта Сансовино, Венеция

Лоджетта — небольшое изысканное здание, созданное по проекту архитектора Сансовино в стиле барокко, примыкающее к колокольне. Время постройки: 1537-1540 годы. Фасад выполнен из белого и цветного мрамора, украшен колоннами, барельефами со сценами из античной мифологии, статуями богов. Долгое время Лоджетта служила местом встреч знатных патриций. Позже в ней разместилась стража Дворца дожей. Сейчас через Лоджетту входят на смотровую площадку колокольни.

Кампанила

Кампанила, Венеция

Кампанила — смотровая площадка и колокольня собора Сан-Марко. У основания имеет форму квадрата со стороной 12 м, высотой 98,6 м. Она выстроена из кирпича, увенчана мраморной звонницей с пятью колоколами, украшена статуями богинь Правосудия, Венеры, Минервы, фигурой крылатого льва. Завершается колокольня шпилем в форме пирамиды, на вершине которого установлен флюгер с золотым архангелом высотой 2 м.

Первая башня на этом месте была построена в IX веке, служила смотровой площадкой и маяком. В начале XVI века построили новый вариант колокольни. Она простояла почти 400 лет и в 1902 рухнула. Десять лет шли работы, и первоначальный вид был восстановлен полностью.

Сан Марко – площадь голубей

Площадь  Сан-Марко, Венеция

Голуби стали неотъемлемой частью Piazza San Marco. Согласно преданию, на освящение собора приехало много гостей. В числе даров были два голубя, которых выпустили на волю. Они сели на карниз собора, что было сочтено символичным знаком, голуби признаны священными. С тех пор сложилась традиция охранять и кормить птиц.

Со временем их расплодилось великое множество. Из санитарных соображений, и чтобы ограничить потомство, голубей кормят специальным кормом. До 2008 года пакетики с крупой можно было купить на площади, но потом продажу прекратили и туристам запретили кормить птиц.

Время работы и цены на билеты

Время работы достопримечательностей на пьяццо Сан-Марко разнится по сезонам. Высоким сезоном считается апрель–октябрь, низким: октябрь–апрель.

Собор Святого Марка:

  • Вход в Собор бесплатный. В будни часы работы: 9.30 –17.00, в выходные: 14.00–17.00.
  • Билет в Музей Святого Марка стоит 5 €. Открыт ежедневно: 9.45 – 16.50.
  • Посещение Сокровищницы – 3 €. В будни: 9.45 – 17.00, выходные:14.00 – 17.00
  • Вход в Золотой алтарь 2 €. В будни: 9.45 –17.00, выходные: 14.00 –17.00

В низкий сезон время посещения сокращено на час. Вход в Собор с багажом запрещен, нельзя делать фото- и видеосъемку, громко говорить и находиться в открытой одежде.

Дворец дожей:

Время работы дворца в высокий сезон: 8.30 – 19.00. В низкий: 8.30 – 17.30.

Цена билета – 19 €; для детей 6-14 лет, людей старше 65 лет – 12 €. По этому билету можно также войти в Музей Коррер, Археологический музей и библиотеку.

Кампанила Сан-Марко:

Октябрь, праздник Пасхи – июнь: 9.00 –19.00; ноябрь – праздник Пасхи: 9.30 – 15.45; июль – сентябрь:9.00 – 21.00. Цена билета 8 евро.

Где находится и как добраться

Сан-Марко — центр Венеции. Поскольку весь город находится на островах, то общественным транспортом в нем служат вапоретто. Это небольшие теплоходы, курсирующие между островами по Гранд-каналу по установленным маршрутам. Венеция с материковой частью Италии соединена дамбой. Поезда приходят на железнодорожный вокзал Санта Лючия, автобусы — на станцию у Римской площади. Далее до центра можно дойти пешком или добраться на вапоретто (проезд 7 €) №1, №2, №4.1, №5.1 и N (ночной маршрут) до причала «Пьяццо Сан-Марко».

От аэропорта, который находится в 12 км от города, ходят автобусы. Режим их работы с 5.20 утра до 24.20 часов, цена билета 8 €. Останавливается у Римской площади.

В Венеции GuruTurizma рекомендует следующие отели:

Видео: Собор Сан- Марко — самый посещаемый храм Венеции

Площадь Святого Марка в Венеции на карте

Площадь  Сан-Марко, Венеция Загрузка…

Сохранить статью и поделиться в социальных сетях:

Площадь и собор Сан Марко в Венеции

Площадь Святого Марка (Сан Марко, Piazza San Marco) – главная площадь Венеции. Это единственное место в городе, которое сами венецианцы называют пъяцей – площадью.

Оставшиеся площади жители города называют campo или campiello – полем или маленьким полем. В IX веке это была небольшая площадка возле Собора Святого Марка. В 1777 году площадь обрела свои сегодняшние размеры. В наши дни площадь Святого Марка имеет форму трапеции с длиной – 175м, шириной в широкой части – 82м, а в узкой – 56м.

Северную сторону площади занимает здание Старых Прокураций, южную – здание Новых Прокураций. К Старым Прокурациям пристроена часовая башня с колоколом, по которому каждый час бьют бронзовые статуи, а циферблат украшен знаками зодиака. Эти здания в западной части соединяют аркады Фабрике Нуове, благодаря чему площадь имеет вид огромного двора эпохи Возрождения. В юго-восточном углу возвышается колокольня Сан-Марко. Высота колокольни – 99м.

Вид на площадь святого Марка в Венеции сверху

Вид на площадь святого Марка в Венеции сверху

Собор Святого Марка

Однако главной достопримечательностью площади является Собор Святого Марка – кафедральный собор Венеции, который и дал площади ее название. До 1807 года собор был придворной капеллой при дворце Дожей (Palazzo Ducale).

Совет: попасть в собор без очереди можно купив билет заранее онлайн за 5 евро.

Билет в собор святого Марка в ВенецииБилет в собор святого Марка в Венеции

По легенде в 828 году два венецианских купца Рустико и Буоно украли тело Святого Марка и вывезли его из Александрии, предварительно спрятав в свиных тушах. Для хранения мощей Святого Марка и была возведена базилика, которая была освящена в 832 году. В 976 году пожар практически уничтожил базилику, но к концу X века ее реставрировали. Новое строительство собора по византийскому образцу (Константинопольская церковь Двенадцати апостолов) было начато в 1063 году, а в 1094 собор был освящен. В течение следующих веков собор украшался и расширялся. Каждый иностранный корабль, приходивший порт, должен был предоставить в собор драгоценный подарок. Много реликвий оказалось в церкви после разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году.

🇮🇹 НАШ ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНСТАГРАМ🇮🇹 Инстаграм гида в ИталииИнстаграм гида в Италии

Собор Сан-Марко становится религиозным и политическим центром Венецианской республики. В соборе проводились грандиозные официальные церемонии: коронация и представление горожанам нового дожа, благословление войск перед войной (в частности перед 4-м крестовым походом). Здесь же получил свое благословление перед отплытием капитан Марко Поло.

Площадь и собор Сан Марко в Венеции в 18 веке

Площадь и собор Сан Марко в Венеции в 18 веке

Более 4-х веков собор строился и достраивался. Это сказалось на архитектурном стиле. Собор представляет собой гармоничную смесь эпох и стилей.

Преобладающий стиль – византийский, но это верно для общего вида и куполов. Добавление античных колон и барельефов, готических башен и стрел, облицовки восточным мрамором – все это дает основание сделать вывод, что Собор Сан-Марко – уникальный архитектурный памятник, выполненный в своем, венецианском стиле.

Здание собора построено в форме греческого креста размерами 76,5м на 62,5м, высота по центральному куполу – 43м. Интерьер церкви представлен разнообразным иконостасом, статуями апостолов и многочисленной мозаикой.
собор Святого Марка в Венеции утром

собор Святого Марка в Венеции утром

В наши дни Собор Сан-Марко является действующим храмом, где проводятся богослужения. А такие реликвии как мощи Святого Марка, мощи мученика Исидора, образ Богородицы «Никопея», делают Собор Сан-Марко центром христианского паломничества.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *