Олхинское плато: По-Сибири — Ольхинское плато

Олхинское плато | ИРКИПЕДИЯ — портал Иркутской области: знания и новости

Олхинское плато – южная окраина Среднесибирского плоскогорья. Участок Южного Прибайкалья, расположенный между Восточными Саянами, Приморским хребтом и озером Байкал.

География

Представляет собой равносторонний треугольник, ограниченный с юга озером Байкал, с востока – Иркутским водохранилищем, с запада – рекой Иркут. Пользуется большой популярностью у туристов.

Олхинское плато – это возвышенность со средними высотами 500—800 метров, изобилующая скалами-останицами высотой до 75 м, самыми популярными из которых являются: Витязь (30 м), Идол (20 м), Зеркала (16 м) и Старуха Изергиль (25 м). Имеет общий наклон к северу, наибольших высот достигает в южной части, у берегов Байкала, где круто обрывается, образуя скальные утесы. Именно здесь проходит Кругобайкальская железная дорога.

Климат

Климат резко континентальный, средняя температура января -22 градуса по Цельсию, на побережье Байкала -18 градусов (с абсолютным минимумов -45), средняя температура июля +18, на побережье Байкала + 15 (с абсолютным максимумом + 35). Снежный покров ложится в конце октября, его толщина в среднем 1 метр, лавинная опасность отсутствует.

Флора и фауна

Преобладающие породы леса – сосна, береза, ель, лиственница, пихта, осина, кедр, багульник болотный, даурский рододендрон и т.п. Животный мир типичен для Сибири и насчитывает более 100 видов млекопитающих. На части территории Олхинского плато расположен Прибайкальский национальный парк. Изобилует ягодными и грибными местами.

Наиболее крупные реки района

  1. Большая Олха
  2. Большая Половинная

Основные населённые пункты

  1. Култук
  2. Большой Луг
  3. Подкаменная.

Название

Свое название Олхинское плато получило по названию реки Большая Олха, протекающей почти по всей длине плато с севера на юг.

Литература

  1. Брянский В.П. Желанный, яростный, прекрасный. – Иркутск, 2000

Ссылки

  1. Олхинское плато. Общая схема
  2. Брусника, черника, клюква… Чем будем лакомиться зимой? // СМ Номер один : газета. — 20 августа 2009.
  3. Невзирая на обморожение и усталость // Копейка : газета. — 3 марта 2006.

Кругосветка по скальникам Олхинского плато: veloclub38 — LiveJournal

Перед началом походного сезона надо тренировать 11 номер. Мне давно хотелось разведать тропу от скальника Идол. Уж больно она заманчиво звала за собой каждый раз, когда мы оказывались на скальнике. По разговорам я слышала, что недалеко от Идола есть ещё один скальник с названием Черепаха. А сама тропа ведет на останец Старуха. К слову сказать, на Старухе я была с двух разных подходов на двухколесном друге — Старуха 2015 и Старуха 2017. И сейчас настал черед исследовать третий пеший подход:) Хотя я бы не сказала, что первые два были ну очень подходящие для вело.

Запаслась треком, а посмотреть забыла. Думала, да чего его смотреть, мне только тропа от Идола до Старухи неизвестна, остальное я всё знаю. Но это полбеды, главное, я думала, что там ровно и без горок.

Утром 19 мая мы выдвинулись на рогатом до станции Академическая. Дождались нашу электронную подругу и прыгнули в последний вагон. Электричка о восьми вагонах. Но это не спасало ситуацию — дачников много. Мы укомплектовались с молодёжью в купе. Позже молодежь ушла, их сменили смердящие бабки. Ну хоть бы Красной Москвой что ли пользовались. На наше счастье мне позвонил Сергей Викторович и любезно пригласил пройти в веловагон.

В веловагоне мы встретили ещё и Михаила Фламена. Сергей Викторович хвастается подарком от друга, работающего в Гугле.


В веловагоне посвободнее. Даже свободные сидячие места есть. После дач присели. За разговорами быстро приехали на

Орленок. Ребята поехали далее, в Подкаменную. Сергей Викторович на разведку, а Михаил — катать традиционную Шаманку.

Я и Кирилл высаживаемся на станции. Здесь, как всегда, очень много активных пассажиров.

Отходим в кустики, чтобы сделать соответствующие дела и побрызгаться спреем от клещей. В это время вся толпа устремляется на тропу. Да, нелегко будет обогнать всех. Но «Врагу не сдается наш гордый «Варяг»»‎. Набираем скорость ракеты и обгоняем всех, кто не успел добраться до вершины. Я даже сделала хайкинговый отрезок в Страве, чтобы посмотреть, за какое время взлетел наш самолет. Время 28 минут.

За час мы добрались до скальника Витязь. Перекусили бананом, сняли лишние слои одежды и двинули на Идол.


До Идола

дошли за 30 минут.


Пятиминутная остановка на фото.

Теперь начинается самое интересное — разведка тропы! Ура!

Оказывается до скальника Черепаха всего 10 минут хода. Здесь останец чем-то похож на скальник Зеркала. Длинная гряда высоких камней.

Черепаха
Мой тайный поклонник сделал надпись в день моего рождения. Руки бы оторвать!
Вид на скальник с тропы на Старуху

Здесь встретили первого человека. Узнали, что он идет с Орленка через горнолыжку, Старуху. Думаю, ну ничего себе какой быстрый. А оказывается он приехал на машине и с 7 утра тут тусит.

Далее тропа поднимается на сопку и нам открываются другие безымянные скальники. С одного останца шикарный вид на всё Олхинское плато.

Вид со скальника
Чтобы лицезреть вид на плато, надо спуститься вниз.

Интересное нагромождение камней

С этого скальника тропа пошла в низину с горельником. Выходим на дорогу.



Нам нужно пересечь дорогу и идти по тропе.


На этом участке тропы лучше бы прихватить с собой бензопилу. Много поваленных деревьев. Валяются деревья с табличками, извещающими о тропе. Штуки 4 таких точно насчитали начиная с Черепахи. Плюс некоторые знаки совсем выцвели.

С низины 30 минут поднимаемся к высоте 900 метров. Вершина это как раз скальник Старуха. По пути встречаем такое удивительное изваяние.

На Природе Байкала именуют его Городищем

На Старухе обедаем фирменными кефирными бутерами. Мои ноги уже подзабились и начинают ныть. Хотя прошли всего 12 км. Половину намеченного расстояния. Разулись, дали отдохнуть стопам.

Собираемся. Кирилл отправляет меня вперед, а сам идет делать фото останца. Я нахожу уже знакомую тропу до снегоходки и потихоньку ковыляю. До четырехчасовой электрички два часа. Вряд ли с моей инвалидной скоростью мы успеем.



Встречается много участков со снегом и внезапных водоемов. Тропа здесь по больше части находится в тени. Внизу приходится пересекать уже серьёзное такое болото.

Добираемся до снегоходки, но идем прямо по тропе. Залезаем на торчок. Кирилл оценивает трейл с точки зрения велосипеда — клевое место. Вообще говоря, можно было бы проехать этот маршрут на веле прихватив с собой бензопилу.

Выходим на дорогу. Тут кажется, что я ещё медленнее пошла. Всё-таки не лесная тропка, а почти асфальтовая дорога. Через 3км по дороге садимся дать отдых ногам.

Вид на Олху и скальник Витязь

Тестируем шляпы, купленные в прошлом году

Двигаем далее. Выходим на перекресток дорог. На электрон явно не успеваем — значит будем растягивать время как можем. Следующая электричка на семь часов. Посему постановляю отдых каждые два километра.

Фото с последнего отдыха перед штурмом 1,5 километра до станции.

Никогда не понимала, какое удовольствие можно получать сидя на таком агрегате, вдыхать выхлопы и мучиться с весом при таких переправах. То ли дело велосипед!

Наши приключения заканчиваются на 24 километре с набором в 700 метров. Вот этого набора я и не смотрела на треке.

На станции Орленок встретили сестер по велосипеду — Марину и Ирину. В самой электричке ещё одного брата по велу — Павла. На Гончарово присоединился Виктор после бани. Ну, а в троллейбусе мы ехали с семьёй Белоголовых. За что люблю ездить в электроне, так за такие встречи. Правда в последнее время из-за новшеств БППК — открывать тамбурные двери первого и последнего вагонов — желание ездить с велосипедом поубавилось. Веловагон тоже не спасает ситуацию — как ездили дачники там, так и ездят. Так что наш выбор — автомобиль!

Вывод.

Непродуманное начало пешего сезона, крайне необдуманное. 24 км с наскоку легко не покоряются. Думаю, что надо было ограничиться 15 км. Черемши также не нашли. Зато мне очень понравилась прогулка по скальникам. Надо будет в следующий раз заглянуть на Зеркала. Там только 40 км получится:)

Спасибо Кириллу за компанию и Сергею Викторовичу за трек.



Strava

Скальники Олхинского плато — Ворона, Фараон

Недавно я рассказывала как добраться до скальников Витязь и Идол на велосипеде или пешком (описание с треком).
WP_20160402_13_30_13_Pro.jpg
Сегодня расскажу про дорогу до скальников Ворона и Фараон с Клеопатрой.
К скальнику Ворона можно, например, дойти пешком от электрички, выйдя на станции Подкаменная. Идти всего 3,7 километра.
Но это уж совсем грустно ехать на велосипеде такое расстояние, поэтому предлагаю твоему вниманию велосипедный маршрут с дальнейшим продолжением до скальника Фараон и скал реки Шаманки.
На электричке едем до станции Подкаменная. Выходим на перрон, переходим пути, садимся на велосипед и едем по дороге поселка.
Для понятного объяснения дороги выложу часть трека сюда
WP_20160624_15_22_29_Pro[1].jpg
От поселка дорога идет в лесу (на фото — красная линия (трек) вниз и вправо от поселка Подкаменная). Пару раз были крутые подъемы с ручьями прямо на дороге, но все проезжаемо и проходимо.
WP_20160521_11_55_33_Pro.jpg
В определенном месте необходимо свернуть с дороги на тропу(это будет хорошо натоптанная тропа), подняться немного по ней, пройти еще немного до скальника среди деревье. Выглядит он вот так)
WP_20160521_12_05_30_Pro.jpg
Забавно, но я бы не назвала его Ворона, хотя в этом что то есть — такая гигантская голова с клювом)
WP_20160521_12_08_56_Pro.jpg
Когда мы туда приехали, мы обошли его весь вокруг, и вдоль скальника лежал снег. На стенах видна желтая красивая плесень, вроде бы указывающая на выход газа
WP_20160521_12_15_33_Pro.jpg
Вообще там красиво, захотелось остановиться и побыть там, тем более места под палатки присутствуют, и там красивый лес.
WP_20160521_12_16_02_Pro.jpg
Дальше мы вернулись в Подкаменную и поехали до скальников Фараон и Клеопатра.
Тут мы здорово поблуждали из за того, что по снимку дорога есть, а по факту — заросшее полусырое болото. Поэтому пытались обойти его и выйти на ЛЭПку. В итоге на нее мы вышли, но очень долго по ней забирались, устали, было очень жарко, и сняли с себя клещей по несколько штук.
WP_20160521_14_34_47_Pro.jpg
Лишь когда обнаружили вдоль ЛЭП с другой ее стороны за валом отличную накатанную дорогу, скорость движения сразу выросла, и мы сразу оказались возле поворота на Фараон (отмечен синей краской).
Далеко внизу Подкаменная.
WP_20160521_14_34_54_Pro.jpg
В лесу на тропе тоже есть отметки, вот такие
WP_20160521_14_45_41_Pro.jpg
Заблудиться, в общем, негде.
Можно идти этим путем, но мне кажется, что наилучшим вариантом будет из Подкаменной проехать до а/д Байкал или как на карте указано Р-258 (5,5 км), затем проехать в сторону Култука по асфальтовому покрытию до поворота в лес (смотри внимательно трек), и оттуда уже подняться до скальника Фараон по лесной дороге.
Фараон нам показался не самым интересным скальником из того, что мы уже видели, тем не менее внимание уделить тоже стоит. Какое то время ходили вокруг, пытаясь понять, при чем тут фараон. Может быть, некий угол скалы, похожий на сфинкса??? Кто нибудь знает?
WP_20160521_14_49_31_Pro.jpg
Рядом с Фараоном будет Клеопатра, это просто ничем не примечательная маленькая скала)
Фараон пользуется вниманием скалолазов, рядом — места под стоянки.
После того, как будут осмотрены скальники Ворона и Фараон, предлагаю несколько вариантов добраться до дома:
— на электричке с Подкаменной;
— по асфальту все по той же а/д Байкал. Трек от Подкаменной до Иркутска, по которому можно сориентироваться куда и как ехать в этой статье;
— проехать красивый маршрут Шаманка — Пионерск — Иркутск, посетив скалы вдоль реки Шаманка и реку Иркут. Описание с красочными фотографиями тут;
P1040394.JPG
Мы поехали третьим вариантом, что отразилось в нашем треке Скальники Ворона, Фараон, скалы Шаманки, часть которого ты уже видел вверху статьи.
Пользоваться сервисом Гармин все умеют? Пройдя по ссылке на трек, можно, нажав на изображение шестеренки, скачать себе трек в формате TCX, GPX и дальше воспользоваться им по назначению или экспортировать в Google Eart.
В пос. Шаманка в магазине, который напротив парома, купили печенюшки и пирожки и отравились ими, судя по все ухудшающемуся физическому состоянию после их поедания. В связи с чем пришлось вызывать из Смоленщины такси.
Поэтому рекомендую в этом магазине не питаться, тем более еще видели, как продавщица продала подросткам лет 15 алкоголь. Одни нарушения.
От Смоленщины, соответственно, трека нет, но там все понятно — дальше ехать либо вдоль Иркута, либо выбраться на трассу, либо уехать на электричке до Иркутска.
Желаю удачной поездки, красивых пейзажей, ветра в спину)
Дружить журналами — ЖМИ!!!

Скальники Олхинского плато — Витязь, Идол и сказочные качели

Скальники Олхинского плато очень сильно знамениты в Иркутске и за его пределами. В любое время года возле них всегда есть посетители и взрослые и дети. Их можно и пешком обойти, и на велосипеде посетить, вот только во втором случае можно увидеть больше скальников за короткое время. Мы в этот раз посетили скальники пешком — не все из нашей группы имеют навыки езды зимой на двухколесном.
Как добраться? Конечно, на электропоезде. Один из вариантов — 9 час. 39 мин. со станции Академическая. Билеты брать до станции Орленок. Обратно электропоезд отходит в 15 час. 58 мин. Расписание смотри на сайте БППК.ру.
По прибытию переходишь через жд пути и спускаешься по крутой лестнице вниз
WP_20160402_15_49_26_Pro.jpg
Поворачиваешь от лестницы направо, тут же налево, видишь тропу и идешь по ней до реки, далее через мостик, зимой по льду. Чуть позже тропа трансформируется в дорогу, по которой могут двигаться автомобили (скоро мост обрушится и уже не смогут 😉 ). По этой дороге надо идти до развилки, на которой увидишь указатель «Витязь». Мы до нее прошли 5,2 км за 1 час 08 мин. Развилка большая, широкая, не перепутаешь.
WP_20160402_12_02_44_Pro.jpg
Сворачиваешь от указателя в ту сторону, в которую он показывает (направо). От указателя почти сразу будет срезка автодороги через болото, действующей только зимой.
WP_20160402_11_57_05_Pro.jpg
Срезка приводит снова на дорогу, с которой вскоре сворачиваешь на другую срезку, теперь налево в сосново-березовый лес. Лес переходит в болото, потом снова в лес, только лес красивый, еловый. Летом мы по болотистому участку проезжали на велосипеде, было немного грязно, но в целом не критично. Зимой болото определяется только желтыми пятнами снега и запахом.
По этой срезке идешь до большущего камня, на фото:
WP_20160402_12_21_43_Pro.jpg
Как дойдешь до него, голову поднимаешь, оп-па, а вот он скальник Витязь — голова и плечи воина в доспехах огромного размера. Кликабельно.
WP_20160402_12_42_52_Pro.jpg
Осматриваешься — видишь рынду вверху, на скальнике? А скалолазов? Могу ошибаться в классификации этих товарищей, висящих гроздьями на скале — поправьте в комментариях.
До Витязя от электрички расстояние — 6,8 км.
От скальника смотрим налево — там домики есть, футбольная площадка, юрты — все для отдыха. Говорят, там платно можно погреться, чай попить.
WP_20160402_12_52_47_Pro.jpg
Возле домиков расположен стенд с картой скальников, на которой понятно где какие есть. Кликабельно.
WP_20160402_12_53_16_Pro.jpg
Следующий интересный скальник — Идол. За стендом тропа на него и начинается. Мимо скальников Политехнический и Ангарский идет узкая красивая живописная тропка.
WP_20160402_13_12_25_Pro.jpg
Если ты встретишь на своем пути указатель ББТ — Большая Байкальская Тропа и новый мост, значит ты на верном пути)
WP_20160402_13_14_55_Pro.jpg
WP_20160402_13_14_49_Pro.jpg
За мостом тропа раздваивается — прямо — на Идол, налево — на скальники с качелями. Идем как по моему GPS-треку — к Идолу.
Идол впечатляет, правда? Оцени размеры — по стоящему рядом человеку.
WP_20160402_13_30_13_Pro.jpg
А если обойти его, то с другой стороны он выглядит обычно!
WP_20160402_13_35_15_Pro.jpg
Тоже фото кликабельно. Обращаю внимание на надпись Biotex.
В этом походе выходного дня потестировала термобелье Biotex Women’s Bioflex Warm Long Sleeve Base Layer
Biotex-Women-s-Bioflex-Warm-Long-Sleeve-Base-Layer-Base-Layers-Grey-AW15-249-I-0.jpg WP_20160410_23_04_36_Pro.jpg
Что я отметила из положительных сторон в первую очередь:
— шелковистость ткани, очень приятной на ощупь и на теле;
— бесшовность — при занятих активными видами спорта это актуально, например, под рюкзаком отсутствие швов является приятным моментом;
— анатомический крой, который позволяет не чувствовать термобелье на теле — нигде не тянет, не давит и не жмет;
— при холодном ветре (температура была в этот день +2,8о и ветер с порывами) из-за плотного прилегания термобелья к телу мне не было зябко.
— поначалу высокий воротник стойкой, как мне казалось, «душил» меня, но, наверно, это сугубо мое ощущение, которое постепенно прошло, и потом я поняла, что он закрывает шею, и ветер ее не холодит;
— и самое главное, для чего мы надеваем на себя термобелье — пот впитывался и отводился равномерно, я не чувствовала на себе ни сырую одежду, ни пот на теле.
Парни,обращаю ваше внимание на такой момент как на упаковку — вам не стыдно в ней будет вручить этот подарок своей даме! Присылают товар в очень солидной коробке, не в пакетике!!!
Кстати, на следующий день, открывая шоссейный сезон, и, накатав 50 километров, я еще потестила термобелье Biotex, выдавшее и при более интенсивной нагрузке такие же замечательные характеристики, как и при пешей нагрузке.
20160403_124043.jpg
Возвращаюсь к нашему путешествию. На тропе к скальнику Идол увидела телефон МЧС — пиши себе на всякий случай. Случаи бывают разные — элементарно можно ногу подвернуть. Связь там есть.
WP_20160402_13_37_04_Pro.jpg
Осмотрев скальник Идол, возвращаешься назад до небольшой развилки перед мостом и надписью ББТ и уходишь по ней. Тропа будет постепенно идти вверх до зимовий, возле которых есть качели. От той высоты, на которую они тебя поднимут, захватывает дух, а ощущение полета и парение тела на высоте нескольких метров над землей вызывает сказочное, волшебное чувство)
WP_20160402_14_15_06_Pro.jpg
Настало время возвращаться на электричку. Обратно мы уже периодически бежали, да и на качелях не покачались толком, о чем искренне пожалели, поэтому рекомендую возвращаться со станции Орленок на более поздней электричке, чем 15.58.
Общее расстояние по этому маршруту составило 20,26 км, общее время — от электрички до электрички — 4 час 58 мин., время в движении — 4 час. 11 мин.
Трек GPS
Олхинское плато имеет еще много скальников, и когда нибудь я напишу и про них. А пока предлагаю посетить незабываемых Витязя и Идола и покачаться на качелях. Доброго пути!
Дружить журналами жми)

По малохоженым местам Олхинского плато. Часть первая.

В прошедшие выходные сходил в двухдневный поход, осуществив давнишнюю идею побывать на Камнях Пономарёвских. Расположены они в той части Олхинского плато, где почти не бывает туристов — в стороне от популярных маршрутов, т.к. до этой вершины не съездишь на день на электричке. Не могу сказать, что скальник чем-то уж особенно впечатлил меня, но побывать, где раньше никогда не ходил было познавательно.

Схема маршрута. Красная линия — мой путь, большие синие кружки — начало и конец похода, большие красные кружки — места ночёвок, маленькие красные кружки — места обеда.


Добрался до точки старта я очень быстро: первый рейс 141 автобуса (в 8 утра) довёз меня по Мельниковскому тракту до конечной за каких-то 20 минут. Затем были 9 километров вдоль садоводств по неасфальтированной дороге сначала двухполосной, затем полутора, потом однополосной, а последние полкилометра больше напоминавшей лесной просёлок. И до этих дальних участков нет никакого общественного транспорта — или на машине, или пешком. Бывал я здесь неоднократно, хотя чаще на велосипеде, чем пешком. Потому эта часть пути показалась необычно длинной.

Отмечу две особенности похода: малая вода, как в реках, так и на болотах, что, несомненно хорошо; и дымка от торфяных пожаров вместо обычно кристально прозрачного осеннего воздуха.

В конце садоводств дорога спустилась к Большой Хее, где в попытках пересечь её болотистую долину засел небольшой грузовик.

Грузовичок в болоте Большой Хеи.

За Хеей я повернул налево вниз по течению. Впервые на этой дороге я побывал 15 лет назад, проехав на велосипеде от Большого Луга вдоль Шинихты до Иркутска. Тогда участок вдоль Большой Хеи был весьма заросшим, постоянно мешались упавшие деревья. Но с тех пор данный маршрут облюбовали джипперы, расчистившие дорогу, превратив её вне болотистых участков в приятную лесную аллею.

Снег у дороги.

Шедшая сначала вниз вдоль Большой Хеи дорога дошла до слияния её с Байсиком и плавно повернула направо вдоль притока Байсика — Шинихты. Так, пройдя 5 километров от садоводств, я добрался до развилки: прямо уходила дорога к Большому Лугу, но мне нужно было налево, пересечь Шинихту, а потом и её болото, а затем вдоль края болот Байсика и Дабата добраться до ещё одной развилки у моста через Дабат. В том месте опять-таки прямо уходившая вверх по Дабату мне была не по пути, мне следовало пересечь Дабат по мосту, и пойти вверх по течению Байсика. Но сначала у моста я остановился пообедать.

Просторы байсиковских болот.

Мост через Дабат.

Через пару километров после пересечения Дабата дорога вывела меня к мосту через Байсик. На рубеже 2004-2005 г.г. на въезде на мост был установлен шлагбаум с замком внутри толстой железной трубы. Объехать в то время возможности не было — справа густо росли деревья. Но за эти годы деревья выкорчевали, и шлагбаум может остановить разве что грузовики.

Шлагбаум у моста через Байсик.

Вскоре за мостом стали попадаться медвежьи следы, причём, что особенно плохо, большие и маленькие, да ещё и шедшие в том же направлении, что и я. Дорога медленно, но верно поднималась вдоль Байсика, пока не вывела к красивому скальному обрыву.

Жёлто-зелёные лиственницы.

Дорожные изгибы.

У подножия скального массива.

Скала над Байсиком.

За поворотом — поворот.

Наконец, шедшая вдоль Байсика дорога уткнулась в ещё один шлагбаум, который пока не объехать, но основная дорога, по которой мне пока было по пути свернула направо и вскоре полезла в гору на водораздел с Аланкой. На подъёме мне встретили квадроциклисты, ехавшие по популярному маршруту от Порта Байкал до Иркутска.

Водораздел Байсик — Аланка «обогатился» двумя информационными щитами Прибайкальского национального парка, призывающих нести деньги в контору парка за сам факт её существования. А ещё водораздел был усыпан осиновыми листьями, шуршащими от порывов ветра.

Листья на водоразделе.

Пока я спускался к долине Аланки, небо захмурилось, и пошёл снег, шедший затем около часа. Дойдя до Аланки, я сошёл с основной дороги, уходящей вниз по течению в сторону порта Байкал, по которой дважды ездил на велосипеде, на полузаросшую дорогу, уходящую вверх по Левой Аланке, где никогда раньше не бывал. Этот участок пути, к тому же был наиболее сложен для ориентирования — среди часто ветвящихся старых дорог сложно было бы найти нужную, не внеси я заранее точки развилок со спутникового снимка в навигатор.

Дорога поднимается по-над долиной Левой Аланки.

Добравшись до притока Левой Аланки, я стал искать место для ночлега — карта говорила о том, что воды далее не будет долго. Но лес был абсолютно неподходящим для постановки палатки: бугры, кочки, часто растущие молодые деревца. В конце концов палатку пришлось поставить прямо на дороге, благо, хоть она и была подновлена в последние годы, но было видно, что по ней давно никто не ездил.

Палатка на дороге.

Каменные стражи Олхинского плато — путешествия и прочее — LiveJournal

На территории Прибайкалья есть уникальные памятники природы — скальные останцы, образовавшиеся в результате выветривания горных пород за сотни тысяч лет. Эти каменные изваяния, не уступающие по своей исторической и культурной ценности знаменитым красноярским столбам, скрыты от любопытных глаз, хотя и находятся на расстоянии всего в 60 км от столицы Восточной Сибири — города Иркутска.

2

Маршрут к скалам Олхинского плато можно спланировать на один выходной день, а можно и с ночевкой. Само плато – плоскогорье между долинами Ангары и Иркута с многочисленными скалами-останцами.

карта1

Каменные россыпи и одинокие скалы на плоских вершинах гор – обычный пейзаж этих мест. Многие оригинальных форм скальники имеют красивые названия – Старая крепость, Старуха Изергиль, Ворона, Фараон, Клеопатра.

ОСОБЕННОСТИ МАРШРУТА

Благодаря своей доступности, этот маршрут можно порекомендовать в качестве отличного активного отдыха на выходной день в любой сезон, но особенно яркие краски в осенний период. Более половины пути маршрут проходит вдоль русла живописной реки Олха.

178e00aeeb40770cffa55f96ca8700db

В советский период наиболее известный из всей группы скальных останцев — скальник Витязь пользовался огромной популярностью у студентов и начинающих альпинистов. Каждое воскресенье переполненная электричка доставляла на станцию Орленок несколько сот туристов которые пешком преодолевали расстояние в 8 км до этого скальника.

26092

Здесь регулярно проводились соревнования по скалолазанию. На Витязе забитыми крючьями обозначены 19 именных маршрутов длиной 25-35 метров самых сложных V–VI категорий. Скала – идеальный скалодром с полками, отвесами и монолитными участками. Сейчас туристов значительно меньше, хотя к Витязю ведет автомобильная дорога, а рядом на берегу Олхи рядом со скальником расположена турбаза с войлочными монгольскими юртами.
Ежегодно в середине сентября на поляне возле скальника Витязь проходит ставший уже традиционным фестиваль бардовской песни, куда съезжаются исполнители со всех уголков Сибири.

1

КАК ДОБРАТЬСЯ

Добраться до каменных стражей Олхинского плато можно на машине прямо до подножия скальников, но гораздо интереснее часть маршрута от станции Орленок до скальника Витязь (8 км) преодолеть пешком или на велосипеде. В зимнее время маршрут легко преодолевается за 30-40 минут на беговых лыжах.

На автомобиле: из Иркутска на выезд по Култукскому тракту и далее в Шелехове сразу после заправки АЗС Роснефть (с правой стороны) поворот налево в населенные пункты Олха и Большой Луг. Асфальтовое шоссе идет вдоль железнодорожного полотна через населенные пункты Олха и Большой Луг. На станции Орленок можно поставить автомобиль на стоянку и далее через деревянную кладку через речку Олху совершить велосипедную или пешую прогулку протяженностью не боолее 7-8 км по живописной грунтовой дороге вдоль русла реки Олха.
Посмотреть этот маршрут на карте

На электричке:до станции Орленок можно доехать из Иркутска и на скоростной электричке. Расписание электричек из Иркутска до станции Темная падь можно посмотреть здесь или уточнить в справочной пригородного ж/д вокзала по телефону + 7 (3952) 63-12-25. Время в пути — 1,5 часа. Далее от станции необходимо совершить 8 километровый пеший или велосипедный маршрут до скальника Витязь. В обратную сторону расписание движения электричек со станции Орленок — Иркутск можно посмотреть здесь.
Посмотреть этот маршрут на карте

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Посмотреть все достопримечательности на карте

Самый известный и доступный для посещения скальник — Витязь.

IMG_4967

Вид, который открывается с этого скальника, позволяет охватить взором все плато и увидеть окружающие достопримечательности и соседние скальники с высоты птичьего полета.

504834

По соседству популярные среди альпинистов скалы Идол,Черепаха, Старуха, Крепость. Свои названия они получили из-за характерных контуров. 30-метровый Идол напоминает знаменитых каменных истуканов острова Пасхи – такой же столбовидный каменный монолит с плитой и похожим на головной убор камнем наверху.

идол

До спрятавшейся в лесу скалы Идол от Витязя идти по тропе около 30 минут (2,5 км). Места здесь напоминают знаменитые Красноярские Cтолбы, однако скалы Олхинского плато менее известны, и популярны лишь среди местных спортсменов-скалолазов.

8310

Если с долины Большой Олхи проехать по старым дорогам вверх по ручью Зырянский 2-й до вершины (923,7 метра), то можно пешком (200 м) попасть к скалам Старуха и Крепость. Первая названа так за свой массивный выпирающий «нос», сердитые «глаза» и морщинистое «лицо»,

2329484

а вторая – за сходство со средневековым замком.

старая крепость

Маршруты скалолазов здесь пробиты шлямбурными крючьями. Красивые скалы, к которым можно практически вплотную подъехать на автомобиле, есть также в районе ст. Андрияновская и в верховьях реки Зазара. Сами скалы хорошо видны с Култукского тракта, а с вершин некоторых скал видна даже синяя гладь озера.

Олхинское плато » Турпортал Байкал и Восточная Сибирь

Олхинское плато на карте Байкала

Если Вы обнаружили опечатку, ошибку или неточность, сообщите нам — выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Олхинское плато — географическая единица, которая появилась в последние 30 лет, от названия рек, между долинами рек Олхи и Малой Олхи рядом с Большой Олхой, в обход озера Байкал. Являясь южной окраиной Среднесибирского плоскогорья, низкогорным переходным участком между восточными отрогами Восточного Саяна, хребта Тункинские гольцы и южной оконечностью Приморского хребта, Олхинское плато представляет собой равносторонний треугольник со сторонами длиной 80–100 километров, образованными реками Иркут и Ангара и озером Байкал с юга, к которому он обрывается крутой скальной ступенью.

Северной вершиной треугольника является город Шелехов — Иркутская промышленная агломерация, которая и является главным потребителем скромных природных ресурсов этого сплошь лесного, слаборасчлененного очень густой сетью речных долин, падей и водотоков таежного района Сибири. Глубина расчленения возвышенности находится в пределах 100–300 метров с наибольшей высотой Камень Могойты — 1222 метров в ее юго-западном углу. Такие камни, венчающие вершины всех гребней и отрогов Олхинского плато и часто окруженные курумами, имея небольшие высоты до 75 метров, стали главной достопримечательностью Олхинского плато у спортивной молодежи.

Главные лесные породы Сибири на Олхинском плато — сосна, ель, пихта, береза, лиственница, кедр с подлеском из подроста этих пород, болотного багульника, даурского рододендрона или багульник и ягодных кустарников. Еще до пуска в постоянную эксплуатацию обхода начались сплошные разработки леса на Олхинском плато, о тех временах напоминают с трудом зарастающие молодняком площади да лесовозные автопроезды, которыми с успехом пользуются грибники, ягодники, отдыхающие и туристы, да и современные лесозаготовители и браконьеры леса, которых становится все больше. Однако основная беда Олхинского плато — массовые пожары в весенне-летний период наплыва туристов в лес. Поэтому важным стабилизирующим фактором сохранения природы Олхинского плато является Прибайкальский национальный парк, своей территорией отсекающий нижнюю, южную треть треугольника, вместе с Кругобайкалкой.

Животный мир хотя и типичен для Сибири и насчитывает более 100 видов млекопитающих, но он настолько беден из-за браконьерства, что всерьез о нем говорить не приходится, а увидеть здесь крупное животное — невероятное событие.

Климат Олхинского плато, как и положено Сибири, резко-континентальный, средняя температура января -22°С, на побережье Байкала -18°С при абсолютном минимуме -45°С, средняя температура июля +18° С, с абсолютным максимумом +35°С. Специфика климата и обилие грунтовых вод в весенний период провоцируют бурное образование мокрых наледей на водотоках, к чему надо быть готовым туристам на лыжных маршрутах. Летом та же специфика при пересечении плато потребует специальной обуви из-за большой заболоченности пониженных мест. При отсутствии репеллентов в жаркую часть года гнус – мошка и комары может быть нестерпим, и заставить отступить туриста от намеченного пути.

Снежный покров ложится на Олхинского плато в конце октября и набирает к концу зимы высоту 1 метр, окончательно сходит лишь в мае, когда в верховьях рек, впадающих в озеро Байкал, появляется первая черемша. В это же время активизируется энцефалитный клещ.

Заселение Олхинского плато в силу эксплуатационных потребностей, происходило вдоль железных дорог, поэтому ориентирование в центральной части плато значительно затруднено из-за однообразного и закрытого лесом рельефа, отсутствия доминант и ориентиров, кроме разветвленной сети до сих пор сохраняющихся и с трудом зарастающих старых дорог, выходящих на станции и остановочные пункты Олхинского плато.

Туристическое и спортивное освоение Олхинского плато начались практически одновременно и шли параллельно друг другу. Своеобразными центрами туристического развития становятся пионерские лагеря, использовавшие казармы железнодорожных войск и строительных подразделений, станции и остановочные пункты. Так, первыми в Иркутске в конце 50-х прошлого века используют для скалолазания выходы гранита на окраине пионерского лагеря «Орленок» Иркутской слюдяной фабрики, с открытием универсального скального обнажения Витязь и пещер в нем, он становится центром начавшего бурно развиваться в начале 60-х в Иркутской области скалолазания. В окружении Витязя открываются новые скальники, которым молодежь дает свои незатейливые названия — Идол, Старуха, Сибиряк, Крепость и др. Все они используются для тренировок и соревнований скалолазами, альпинистами, горными туристами, спелеологами, порой с некоторой специализацией — скальники Спелеостаруха. Соревнования привлекают многочисленных зрителей и туристов, любителей отдыха в диких, живописных и интересных местах. Чуть позже осваиваются скальники Олхинского плато в округе станции Подкаменная скальники: Фараон, Лев, Шахтайский камень, Белая церковь.

Собственными силами спортсмены и туристы строят и оборудуют слаломные трассы, прокладывают лыжни. На популярных лыжных марафонских гонках памяти мастера спорта по альпинизму Виктора Понамарчука, поначалу задуманных для тренировок альпинистов в городе Ангарск и теперь обосновавшихся на снанции Огоньки, в 2002 году, приняло участие более 150 гонщиков из Иркутской области и Республики Бурятия.

Особую привлекательность скальным останцам Олхинского плато придают спортивные приюты, строившиеся поначалу у подножия скальников как объекты отдыха и подготовки к соревнованиям в виде деревянных строений, по сути и конструкции это зимовье. Зимовья рассчитаны на круглогодичное использование, массовость, минимальный комфорт, ночлег в спальных мешках или под легкими одеялами, некоторые строят рядом бани.

В междуречье Большой и Малой Олхи население промышленного, загрязненного города Шелехова с пуском железнодорожного обхода и на озеро Байкал наконец нашло для себя тот источник здоровья с чистым воздухом и первозданной природой, с необычными ландшафтами и спортивными скалами, нетронутыми лесными массивами с дикими ягодниками, с богатыми шишкой кедровниками, грибными угодьями и черемшой, до которого всегда сравнительно недорого можно доехать и в любое время вернуться обратно.

В 2001 году институт по просьбе администрации Шелеховского района Иркутской области, на территории которого находится комплекс памятников природы Сибири Олхинское плато, разрабатывает проект лесопарка, который должен отрегулировать отношения туристов, и охраняющей организации шелеховского лесхоза.

А пока правительство Иркутской области рассматривает закон о памятниках природы в Иркутской области, секцией охраняемых природных территорий Иркутского ВООП подготовлено предложение по памятникам природы, скальным останцам в районе станции Подкаменная: Шахтайский камень, Ворона, Фараон, Лев и Старая крепость.

Интересных и красивых Камней на Олхинском плато вдоль железной дороги немало, как и в стороне от нее, однако из-за удаленности они редко посещаются.

Турфирмы Иркутска предлагают различные туры по Олхинскому плато и озеру Байкал.

На карте Иркутской области

Ольхинское плато — туристические маршруты по Байкалу на сайте Baikal Smart Travel

Ольхинское плато названо в честь реки Ольха. Плато популярно из-за скальников — остатков валунов, образовавшихся в результате выветривания горных пород за сотни тысяч лет. На Ольхинском плато около 15 скальников

Baikal Attractions

Удивительный вид со Скальника

Этот очень простой маршрут — хороший выбор, если у вас мало свободных часов. Это прекрасная возможность увидеть местную природу и полюбоваться красотой еще одной достопримечательности озера Байкал.

Baikal Attractions

Скальник Старуха (Старуха)

Маршрут проходит по речке Ольха и занимает около 2 часов пешком. Расстояние между остановкой электропоезда «Орленок» и скальником «Витязь» составляет около 8-9 км. При желании можно продолжить прогулку и посмотреть другие скальники. Более того, это не займет у вас много времени и сил, зато вы увидите, насколько прекрасна природа Байкала!

Baikal Attractions

Скальник Зеркала (Зеркала)

Baikal Attractions

Скальник Рыцарь (Витязь)

Как добраться до Ольхинского плато

Доехать до остановки «Орленок» можно электричкой, идущей от Иркутского вокзала.Рекомендуем покупать билеты онлайн на сайте РЖД.

.

Скальники Ольхинское плато

Возвышенность треугольной формы — это Ольхинское плато, естественными границами которого являются южная часть озера Байкал, реки Ангара и река Иркут. Такое живописное название этому месту дала река Ольга, протекающая по центральной части плато, по тектоническому строению горизонтов они представляют собой Шарагалгайский выступ Сибирской платформы.

Именно поэтому сейчас легко объяснить наличие здесь огромного количества удивительно красивых скал — останцов.Все породы, расположенные на глинах Ольхинского плато, сложены гранито-гнейсовыми породами.

У многочисленных туристов, альпинистов и всех желающих есть уникальная возможность побывать в этих местах, ведь через плато проходит Транссибирская железная дорога, что сделало эту территорию доступной для всех желающих. До начала маршрутов к знаменитым группам скал можно бороться на утренних поездах из Иркутска.

Желающие взглянуть на скалы Ольхинского плато могут познакомиться с территорией, красотами и уникальностью этого места, купив туристический буклет в любом книжном магазине Иркутска.

Довольно удивительно, что названия скал этого плато не являются общепринятыми, а названия давали альпинисты при освоении территории. Так постепенно свою популярность приобрели имена и популярность рок Витязь, Идол, Старуха, Лев, Белая Церковь и многие другие, высота которых колеблется от 13 до 30 метров.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *