Общественный транспорт в стокгольме 2018: метро, трамваи, автобусы. Билеты, цены, схема метро, график движения — Туристер.Ру

Содержание

Планирование поездки в Швецию: всё-всё-всё об общественном транспорте Стокгольма

В Стокгольме прекрасная транспортная система, которая работает по графику и покрывает практически весь лён. Но кроме автобусов, трамваев и метро есть непривычные нам пендельтоги и локалбаны, разные транспортные зоны и способы оплаты билетов.

Так что дальше речь пойдёт о видах ценах на билеты, как и где их купить и на закуску немного о разнице между красными и синими автобусами и о других видах транспорта. 

В этой статье речь пойдёт об обычных поездках по городу и всему Стокгольмскому лёну, если ищите информацию о транспорте до аэропорта, то смотрите статью Как доехать из аэропорта Арланда (Arlanda) в Стокгольм или Упсалу?

Однократный проезд на общественном транспорте в Стокгольме

Стоимость проезда зависит от возраста пассажиров (дети до 6-ти лет бесплатно, пионэрам до 20-ти и пенсионэрам как всегда скидки, ещё есть льготы студентам) и от того, в какой тарифной зоне будет происходить поездка. Пока что все цены буду называть для полного билета для взрослого. 

Сколько стоит одноразовый/однократный билет на общественный транспорт в Стокгольме?

Итак, один и тот же одноразовый билет может стоить 44, 36 или 25 SEK. Разница в стоимости однократного проезда объясняется тем, что SL стимулирует покупать билеты заранее и/или в автоматах, чтоб служащие не были перегружены, а также чтоб не надо было нанимать больше служащих и платить им зарплату.

Сколько времени действует одноразовый билет на стокгольмский общественный транспорт? 

Билет на общественный транспорт Стокгольма действует 75 минут, в этот период можно пересаживаться и передвигаться на всех видах городского транспорта. 

Билет на три зоны действует 120 минут, и в этом есть минус: заранее купить билет на тот же пендельтог не получится, только непосредственно перед поездкой.

Где можно купить билеты на общественный транспорт?

Это легко, купить билеты на проезд можно в автоматах, которые стоят на каждой остановке (оплата только карточкой), на кассе в магазинах Pressbyrån, некоторых 7-Eleven и в массе других мест (там можно и налом).

Те, кто зарегистрировал свой шведский номер мобильного телефона на сайте SL могут оплачивать проезд по SMS, но это стоит 36 крон. Вот как меняется цена билета в зависимости от способа его покупки: 

  • у проводника или служащего возле турникетов в метро (44 SEK),
  • в билетном автомате или магазине Pressbyrån (36 SEK),
  • по смс (только шведские номера, 36 SEK)

А также можно оплатить проезд карточкой-ремсой (25 SEK).

Бесконтактная карта как способ оплаты поездок, она же рескасса или карта-ремса

SL предлагает разные способы оплаты поездок в зависимости от их частоты.

Большинство жителей Стокгольма пользуются SL-карточкой (reskassa), она же ремса или ремза. Такая карточка стоит 20 крон, на неё закидываются деньги или проездной. Её просто подносят к сканеру заходя в транспорт или дают кондуктору-контролёру. Эту же карту можно (и нужно) зарегистрировать на сайте (на шведский идентификационный номер), настроить “типичны” тариф – в одной, двух или трёх зонах чаще всего ездить. И даже в случае потери карту можно будет восстановить с теми же средствами, которые были на неё внесены.

Если не брать проездной, а расплачиваться закинутыми на ремсу/ремзу деньгами получается дешевле, чем при покупке однократного билета: проезд в одной зоне будет стоить 25 крон.

Reskassa стоит 20 крон и по сути бесполезна туристам, приехавшим на один раз. Потому с 2014 года SL внял просьбам трудящих ввёл отдельные билеты для одноразовых поездок (за 36 крон!) или суточные на 1 (115 крон) или 3 суток (230 крон). Выглядят они как картонка, но применяются так же как и карта – подносить к сканеру – и двери отворяются.

Начиная от 7 дней отдельные билеты, недельный билет на проезд – 300 крон, а годовой – 8300 крон.

Местные могут оплачивать единичные проезды по SMS, но в том случае билет будет стоить снова 36 крон.

Проездные на стокгольмский транспорт

Какие есть проездные в Стокгольме и сколько они стоят?

Проездные на общественный транспорт Стокгольма и их цена из расчёта на взрослого: 

  • на 1 день (24 часа) стоит 115 SEK
  • на 3 дня (72 часа)  стоит 230 SEK
  • на 7 дней – 300 SEK.

ТАРИФНЫЕ ЗОНЫ СТОКГОЛЬМА

Зон всего три, разобраться с ними просто:

А – сам город Стокгольм с ближайшими пригородами, обозначено оранжевым. Всё метро располагается в пределах этой зоны.
В – ближайщие к Стоку комуны.
С – остальной Стокгольмский лён, обозначен зелёным, там кроме пендельтогов и поездов ходят только автобусы по к местным районным центрам и синие автобусы.

Разница в стоимости однократного проезда (44, 36 и 25 SEK за один и тот же билет) объясняется тем, что SL стимулирует покупать билеты заранее и/или в автоматах, чтоб служащие не были перегружены, а также чтоб не надо было нанимать больше служащих и платить им зарплату.

Как купить билеты в Упсалу?

Если надо ехать за пределы лёна, например в Упсалу (а также Bålsta или Håbo), то при наличии карточки SL надо доплачивать дополнительно за кусок пути в UL лёне – требуется tilläggsbiljett, если же нужен билет “с нуля” на два лёна, то это должен быть комбинированный SL+UL билет – ”билет для выезда за границы лёна” (länsgränspassage).

ВИДЫ ТРАНСПОРТА в Швеции

Общественным транспортом в Стокгольме, так же как и везде, считаются автобусы, трамваи, метро. Кроме того, особенностью стокгольмского транспорта являются пендельтоги, локалбаны и пароходы.

Автобусы (buss) – обозначаются – в Стокгольме вежливые – при высадке и посадке наклоняется к остановке. Заходить принято через переднюю дверь, сканируя билет возле водителя. Можно нажать кнопку открытия вторых дверей, но они как правило для родителей с колясками или для людей с очень гаьаритным грузом.

Раньше в стокгольмских автобусах можно было купить билет у водителя, но теперь нет – водители жаловались, что слишком большой стресс и нагрузка, одновременно следить за дорогой, посадкой, сдачей, оставаться вежливым и опасаться, что у тебя грабонут наличну местные гопники. Зато в Упсале билет можно оплатить у водителя по безналу!

Большинство автобусов ездят на биогазе или биоэтаноле, к 2020 году планируется перевести всё на биотопливо.

Автобусы бывают двух видом: синие и красные. На стоимости проезда это никак не сказывается, а только:

  • красные автобусы (röd buss) считаются обычным локальным транспортом с частыми остановками, ездят по зоне А.
  • синие автобусы (blåbussar) – это скоростные автобусы, имеют несколько большее расстояние между остановками, предназначены для быстрого сообщения между разными частями как лёна (зоны В и С) или города (зона А). В большинстве случаев они идут из центра в пригороды, но только одна линия выходит за пределы Стокгольмского лёна. Автобусы с однозначным номеров курсируют внутри Стокгольма, с трёхзначным – за его пределами.

Трамваи (spårväg) – привычный для большинства вид транспорта. В отличии от автобуса в них обычно есть кондукторы, проверяющие билеты считывающей машинкой. В отличие от автобусов, заходить можно на любые двери.

Пендельтог (pendeltåg) – пригородная железная дорога Стокгольма, по сути – электричка, курсирующая в зоне С и за её пределами. У них всего 4 направления, ходят в среднем каждые 30 минут с пяти утра и до часу ночи.

Если передвигаться в пределах Стокгольмского лёна, то оплата такая же, как и на автобусах- трамваях, в зависимости от проеханых зон, а если за – то tilläggsbiljett или länsgränspassage. Точно так же и за проезд на пендельтоге до аэропорта Арланды придётся доплачивать, так как часть путей принадлежат частной компании обеспечивающей Arlanda Express.

Локалтог (lokaltåg) – частный случай пендельтогов, курсирующих в пригородах Стокгольма в зоне В. Тобишь за пределы сити они выезжают, но не очень далеко.

Метро (tunnelbanan) – наверное самый знаменитый вид общественного транспорта в Стокгольме, прославился благодаря своему оформлению – “самая длинная галерея искусств в мире” (с). С этим многие могут поспорить, всё же оформление тут очень шведское и порой списфическое, но стопроцентно выдающееся!

Кроме оформления непривычно организованы пересадки. На таких станциях к одной платформе подходят поезда с двух разных веток, но идущие в одном направлении (обе будут идти с севера на юг, к примеру). В это заложена простая логика: люди чаще едут с одной части города, в другую в ожном направлении, и даже если надо пересаживаться, то не в обратно, а чтоб ехать дальше. Потому для перехода с красной на зелёную ветку на Т-Централене достаточно перейти на противоположную сторону платформы.

Пароходы (båt) – неотъемлемая часть Стокгольма, особенно для поездок на архипелаг. Но увы, это не входит в стоимость обычной SL карточки. Но если карта проплачена не период (сутки, двое, трое или больге), то по ней можно прокататься с Юргордена (Djurgården) до Слюссена (Slussen). По этому же проездному в летний период можно прокатиться по на “водном автобусе” sjövägen Nybroplan–Nacka Strand–Dalénum–Frihamnen.

Источники фотографий:
1* dn .se/sthlm/stockholms-vag-till-battre-miljo/
2* appszoom .com/android_applications/travel/sl-sms_btvje.html
3*, 4* 4rail .net/reference_sweden_gallery2_trams.php
5*, 6* raitio .org/news/uutis12/reportaasit/tukholma/sthlm_city. htm
7* commons.wikimedia .org/wiki/File:Stockholm_commuter_rail_geographic_map.png
8* COMMONS.WIKIMEDIA.ORG
9* commons.wikimedia .org/wiki/File:Finnboda_Hamn_Sj%C3%B6v%C3%A4gen_skylt_2013a.jpg

Другие статьи для тех, кто готовится к поездке в Швецию:

Как работает транспорт в Швеции?

Фото: Пер Пиксель Петерсон//imagebank.sweden.se

В городах будущего нет места загазованности, пробкам и шуму – традиционным спутникам увеличивающейся армии личных авто. Шведы предпочитают делать ставку на альтернативные средства передвижения: экологичный общественный транспорт, велосипеды и ноги пешеходов.

Уже начиная с 1960-х шведские города строились исходя из приоритета зон для пешеходов и общественного транспорта. С годами концепция приобретает новые современные черты, но остается неизменна по сути.

Планирование новых районов начинается с продумывания транспортных артерий: сначала создается инфраструктура для пешеходов и велосипедистов, а затем уже для всех остальных. В современных городских районах можно встретить дорожные полосы и даже отдельные отрезки дорог, предназначенные исключительно для автобусов. Часто получается, что небольшое расстояние в пределах района быстрее преодолеть на велосипеде или автобусе – ведь на машине придется долго объезжать ”автобусные” зоны.

Биогаз: 15%

Этанол: 21%

Биодизель: 64%

RME (метиловый эфир рапсового масла): 51%

HVO (Гидрогенизированное растительное масло): 13%

Биотопливо для общественного транспорта производят на специальных заводах из бытовых пищевых отходов. В августе 2022 года в центре Стокгольма появилось 15 электроавтобусов.

*Источник: Отчет Транспортного управления Стокгольмского региона, 2020, sl.se, 2022.

Ставка на общественный транспорт

По данным исследования транспортно-аналитического ведомства Trafikanalys, в 2019 году 13% всех поездок шведы совершали на велосипеде, 19% – на общественном транспорте, 15% – пешком и 53% – на автомобилях. Две трети жителей крупных городов уже предпочитают общественный транспорт личному, но и эту цифру в Швеции планируют увеличить.
Все политические силы в стране единодушны: эффективная система общественного транспорта – важный государственный сервис, серьезный фактор экономического роста и обязательный пункт экологической повестки. Одной из самых действенных мер стало введение платного въезда в центр Стокгольма в 2007 году и Гётеборга – в 2013. В столице стоимость въезда в центр может составлять около 10-40 евроцентов в зависимости от времени суток и сезона (летом в часы пик – дороже всего). Если прибавить к этому стоимость парковки в центре – то ехать на автобусе получается гораздо экономнее. На въезде в город машину можно оставить на перехватывающей парковке: они появились в Швеции ещё в 1960-х.

Шведское изобретение: надувной велошлем Hövding. Фото: Ханнес Сёдерлунд/imagebank.sweden.se

Электромобиль. Фото: Симон Паулин/imagebank.sweden.se

Парковка для велосипедов, которая наглядно показывает, насколько больше места занимает автомобиль, – один из простых способов заставить жителей больших городов делать выбор в пользу двухколесного транспорта. Фото: ru.sweden.se

Шведское изобретение: надувной велошлем Hövding. Фото: Ханнес Сёдерлунд/imagebank.sweden.se

Электромобиль. Фото: Симон Паулин/imagebank.sweden.se

Парковка для велосипедов, которая наглядно показывает, насколько больше места занимает автомобиль, – один из простых способов заставить жителей больших городов делать выбор в пользу двухколесного транспорта. Фото: ru.sweden.se

Шведское изобретение: надувной велошлем Hövding. Фото: Ханнес Сёдерлунд/imagebank.sweden.se

Электромобиль. Фото: Симон Паулин/imagebank.sweden.se

Парковка для велосипедов, которая наглядно показывает, насколько больше места занимает автомобиль, – один из простых способов заставить жителей больших городов делать выбор в пользу двухколесного транспорта. Фото: ru.sweden.se

Велосипедизация нации

Велосипеды хороши всем – они не загрязняют окружающую среду, не создают пробок, не занимают много места на парковке, бесшумны и делают своих владельцев здоровее с каждой поездкой. Сейчас около 10% взрослых шведов и 12% молодежи используют велосипед для поездок на учебу и работу. Три четверти велосипедистов продолжают ездить даже зимой – погода в самых густонаселенных частях Швеции позволяет.

Залог успешной велосипедизации – хорошая инфраструктура. Гораздо приятнее выезжать из дома, зная, что поездка будет удобной и относительно безопасной (за год на дорогах страны гибнет около 20 велосипедистов – и это на 20 жизней больше, чем приемлемо, но значительно меньше, чем во многих других странах). Велосипед всегда можно будет без проблем припарковать, а сдувшееся колесо – накачать. В Стокгольме, например, существует 30.000 велосипедных парковок и 60 городских насосов на популярных велосипедных дорожках. Мальмё – вообще чемпион по велосипедизации среди шведских городов. В 2015 и 2017 он замыкал пятерку лучших велогородов мира по версии рейтинга Copenhagenize Index.

Велосипедисты – полноправные участники дорожного движения с такими же правами и обязанностями по части соблюдения ПДД. На велосипеде нельзя ездить по тротуару, а на проезжую часть разрешено выезжать – только если на этой дороге нет специальной велосипедной дорожки. Сам велосипед должен отвечать требованиям Транспортного управления и, прежде всего, быть оборудован ручными тормозами и звонком. Для тех, кто ездит в темное время суток, обязательны фары спереди и сзади, а также светоотражающие элементы на колесах и заднем бампере. Дети до 15 лет обязаны носить шлем, а дискуссия о том, нужно ли обязать взрослых пользоваться шлемами, идет до сих пор. Пока это не обязательно, что не мешает 40% велосипедистов добровольно пользоваться шлемами для своей собственной безопасности.

Автомобилисты не сдаются

Несмотря на оправданные ограничения в использовании автотранспорта, автомобили были и остаются самым популярным видом транспорта в не густо населенной и большой, по европейским меркам стране – авто есть у 83% семей. Выбор в пользу личного автомобиля скорее делают те, кто живет за городом и/или в сельской местности: с точки зрения стокгольмца, передвигаться по центру города на машине – довольно странное решение, выдающее провинциала, приехавшего в столицу.

Активно развивают и инфраструктуру для электромобилей – сейчас в стране 450 станций для быстрой зарядки электромобилей, расстояние между которыми не более 100 км.

Права – для упорных и терпеливых

Получить права в Швеции требует больше времени и усилий, чем во многих других странах. Сначала нужно запросить у Транспортного управления разрешение, приложив к заявлению справку о состоянии здоровья и зрения. Разрешение действительно в течение 5 лет, за это время вы должны сдать экзамены и получить права.

Помимо обычных экзаменов на знание правил дорожного движения и практического вождения нужно пройти и сдать так называемое ”вождение в ситуации повышенного риска”: например, испытать на себе крутой занос на скользкой дороге и резко затормозить при встрече с фанерным лосем, грозой шведских дорог (в жизни, увы, не фанерной). Если вы получаете права впервые, то первые два года будут для вас испытательным сроком – при нарушениях права могут забрать. Для многих экспатов, считающих себя опытными водителями, пересдача на права в Швеции оборачивается сюрпризом: шведская норма предполагает единственно верным так называемое ”защитное вождение”, когда водитель, вне зависимости от факторов на дороге, действует на упреждение и не допускает возникновения ДТП. Туристы могут ездить по стране по своим национальным правам при условии, что они выпущены на английском, немецком или французском и содержат фотографию владельца (можно предоставить перевод или документ с фотографией).
Штрафы за превышение зависят от того, насколько быстрее положенного вы ехали, и могут составлять до 400 евро. Причем на дорогах с ограничением до 50 км/ч штрафы будут гораздо выше, чем на скоростных трассах. При превышении скорости на 40 км/ч и больше дело отправляется в прокуратуру.

Более 1.000.000 жизней спас трехточечный ремень безопасности, изобретенный инженером компании Volvo в 1959 году. Компания Volvo не просто установила его на свои автомобили, но и позволила всем другим автопроизводителям пользоваться патентом бесплатно. Теперь это – стандарт. Фото: Мелькер Далстранд/imagebank.sweden.se

Ни одного погибшего в ДТП

Человек может допустить ошибку на дороге, но система дорожного движения должна ее компенсировать. Это основной принцип программы Vision Zero – национальной стратегии по снижению смертности и серьезных травм на дорогах. За 20 с лишним лет работы стратегии удалось добиться снижения смертности в два раза. В 2021 году на дорогах Швеции погибло 192 человека – это делает Швецию одной из самых безопасных стран ЕС. Цель на следующее десятилетие – вдвое снизить смертность и на четверть – серьезные травмы.

С принятием программы Vision Zero четким приоритетом для государства стали человеческая жизнь и здоровье (а не просто меньшее число аварий). Подход к организации дорожного движения пришлось пересмотреть, а многие решения – модернизировать. Например, если на перекрестке установлен светофор, то общее количество аварий снижается. А при круговом движении аварии еще и носят менее серьезный характер – в них гибнет и получает тяжелые травмы гораздо меньше людей.

Круговые развязки строятся сегодня в массовом порядке. Другие эффективные инфраструктурные элементы – варьирующееся количество полос на дороге, вынуждающее соблюдать установленную скорость, и так называемый ”испанский поворот”, когда для поворота налево сначала нужно съехать с дороги и остановиться перпендикулярно дорожному полотну. В Швеции уверены: постоянная модернизация дорожной системы исходя из требований безопасности движения – непреложная обязанность государства по отношению к гражданам.

Фото: Магнус Лиам Нильсон/imagebank.sweden.se

Автобусы и одинокий троллейбус

Первые предки рейсовых автобусов – почтовые дилижансы на лошадиной тяге – появились между Стокгольмом и Уппсалой еще в 1722 году. В 1899 году стокгольмцы увидели первые настоящие моторизированные автобусы, но линия долго не просуществовала: деревянная мостовая не выдержала тяжести диковинной машины и тряслась вместе с окрестными домами так сильно, что местные жители устроили протест. Сейчас автобусы – самый популярный (и фактически единственный для большинства городов) вид общественного транспорта в Швеции.

Заходят в автобус, как правило, в переднюю дверь, где нужно предъявить водителю билет или приложить карту. Для остановки стоит заранее нажать кнопку ”стоп”, иначе водитель может проехать мимо. В середине автобуса всегда есть специальные места для детских и инвалидных колясок, а, например, в Стокгольме пассажир с коляской едет бесплатно, чтобы ребёнок в коляске не оставался без присмотра, пока родитель показывает водителю билет.

Единственный в Швеции троллейбусный маршрут работает с 2003 года в городе Ландскруна. До этого троллейбусы существовали в Стокгольме и Гетеборге в 1940-60-х годах.

Можно ли вообще без бензина?

Транспортная отрасль отвечает за 40% всех вредных выбросов в Швеции. Причем на автомобили приходится 67% выбросов, а автобусы – всего за 1%. В 2016 году Стокгольм стал первым в мире городом, который полностью отказался от ископаемого топлива для наземного общественного транспорта. Остальная Швеция немного отстает – в целом по стране только 80% автобусов ездят на возобновляемом топливе, но к 2030 весь неэлектрифицированный общественный транспорт должен полностью отойти от использования нефтепродуктов.

Про электроавтобусы в Гётеборге 🙂

 

Исторические трамвайные линии

Линия ”Юргорден”, Djurgårdslinjen, номер 7, Стокгольм

По маршруту номер 7 от Центрального вокзала до ”музейного” острова Юргорден по расписанию ходят несколько исторических трамваев, самый старый из которых датируется 1901 годом. Если повезет, то можно попасть в вагон, превращенный в кафе, и за 5 остановок успеть выпить кофе с булочкой.

Линия ”Лисеберг”, Lisebergslinjen, Гётеборг

От Центрального вокзала до парка развлечений ”Лисеберг” можно доехать на историческом 100-летнем трамвае. Персонал на маршруте – волонтеры, а все полученные от продажи билетов деньги идут на поддержание вагонов и Трамвайного музея, созданного местными энтузиастами.

По рельсам – метро и трамваи

Стокгольмское метро – единственное в стране – предмет особой гордости шведов. Оно регулярно возглавляет рейтинги самых красивых метрополитенов мира и гордо носит титул ”самой длинной в мире художественной галереи”. 90 из 100 его подземных и наземных станций оформлены именитыми художниками, которые считают за честь поработать в метро.
Стокгольмская подземка состоит из трех линий довольно необычной структуры: в центре линии сходятся, а на концах – разветвляются. На каждой станции есть табло, указывающие, до какой конечной станции идет следующий поезд (без них был бы велик риск уехать не туда). Все три линии встречаются на станции T-Сentralen, где также располагаются железнодорожный и автобусный вокзалы и конечная станция аэроэкспресса Arlanda Express. Это Центральный вокзал – главный хаб страны, откуда можно уехать в любую точку Швеции и в соседние страны.
Первые станции метро появились в Стокгольме в 1950 году, когда в Швеции еще было левостороннее движение, поэтому поезда здесь едут по левой стороне. Вход в метро обозначается буквой T – Tunnelbana (то есть ”туннельная дорога”). По выходным метро работает круглосуточно, а по будням – с 05:00 до 01:00.

Во втором по величине городе Швеции Гётеборге роль метро выполняют синие трамваи, которые стали его негласным символом. Трамвайная сеть из двенадцати линий общей протяженностью более 160 км – рекордсмен в Северной Европе. В Стокгольме всего четыре трамвайные линии, три из которых скорее гибрид трамвая и электрички. Трамвайные линии также есть в Норрчёпинге и Лунде.

Вежливость по-шведски

В стране, где настолько хорошо развит общественный транспорт, развит и этикет поведения в нем  – порой удивляющий гостей Швеции. Так, не принято уступать место в общественном транспорте; исключение можно сделать разве что для беременных женщин, людей с очевидно ограниченными возможностями или очень пожилых. Для всех них, впрочем, зарезервированы места в начале автобуса. Уступить место в Швеции – не просто проявление вежливости, но и выражение сомнения в самостоятельности или способностях человека. Уступить место женщине, так же, как и подать руку при выходе из автобуса, и подавно может быть считано как оскорбление (”Я выгляжу совсем старой и немощной?” – подумает шведка).

Что ещё надо знать о шведах:

Эти странные шведы: 20 тонкостей

15 мифов о Швеции

Шведы и алкоголь: 8 особенностей

Как зовут шведов

Над чем смеются шведы?

Если рядом есть свободные места, не стоит нарушать личное пространство пассажиров и не подсаживаться к ним. Общаться с незнакомцами в общественном транспорте тоже не очень принято. Это относится и к ожиданию на остановке: выстроиться в очередь – святое, а стоять лучше на небольшом расстоянии от других. Впрочем, если вам понадобится подсказка – смело подходите к любому, вам с радостью помогут.

 

Фото: Фредрик Шлитер/imagebank.sweden.se

Поезда – для тех, у кого вагон времени?

Большинство железнодорожных перевозок между городами осуществляет государственная компания SJ. У нее есть несколько частных конкурентов – MTR Express, Vy Tåg Ab, Snälltåget. Поезда дальнего следования развивают скорость до 200 км/ч: из Стокгольма до Гётеборга на западном побережье можно добраться за 3 часа, а до Мальмё на юге – за 4,5. Есть и ночные поезда со спальными местами, которые идут чуть дольше. Вытянутая по вертикали Швеция – одна из немногих в Европе стран, где путешествие по стране на скоростном поезде может растянуться почти на сутки: от столицы до одной из самых северных точек на карте – популярного лыжного курорта Риксгрэнсен – 18 часов. По железной дороге можно попасть в Данию (по знаменитому Эресуннскому мосту) и Норвегию. Между небольшими городами курсируют пригородные электрички и поезда местного назначения.

Шведские железные дороги регулярно попадают в антирейтинги самых непунктуальных в развитых странах. В 2019 году только 79% поездов дальнего следования пришли вовремя или с опозданием до 5 минут. Есть и хорошая новость – за опоздание поезда положена хорошая компенсация и возмещение стоимости такси или незапланированной ночевки. Размер компенсации будет зависеть от того, на сколько опаздывает поезд, и от дальности его следования. Например, если поезд Стокгольм-Гётеборг опаздывает на 2 часа, можно вернуть половину стоимости билета, а если до конечной станции поезда менее 150 км – то половину можно вернуть уже после 20-минутного опоздания.
Основной причиной опозданий поездов называют возраст железнодорожных путей, не приспособленных для современных скоростных поездов, и то, что они вынуждены делить их с обычными пригородными и грузовыми составами. Планы по развитию быстрого и экологичного железнодорожного сообщения регулярно становятся предметом политических дебатов – стоит или нет ассигновать миллионы бюджетных средств на строительство новых путей в такой неравномерно населенной стране?

Летать или не летать?

Еще более серьезные споры идут об авиаперелетах. Шведское слово flygskam (флайтшейминг, стыд полетов или чувство, что летать на самолете неэкологично и предосудительно) прочно вошло в словарный запас шведов в 2018 году. Оно даже появилось в списке ”Новых слов года” Шведского совета по языку – в него ежегодно вносят слова, меняющие язык и культурологическую повестку страны. Дебаты вокруг вреда, который наносят окружающей среде перелеты, серьезно повлияли на каждого четвертого шведа – ровно столько готовы изменить свои привычки и выбирать другой транспорт, основываясь на экологической сознательности. Конечно, совсем отказаться от перелетов в стране протяженностью примерно на расстояние от Москвы до Мурманска или с запада на восток Украины не получится, но небольшие расстояния многие шведы предпочтут преодолеть поездом. Подсчитано: трехчасовая поездка на поезде между Стокгольмом и Гётеборгом в 20.000 раз менее вредна для окружающей среды, чем такой же часовой перелет.

В 2018 году был введен еще и налог на перелеты по Швеции и за границу – с каждого билета пассажир должен заплатить сбор от 6 до 40 евро, в зависимости от места назначения. Налог также вызвал дебаты в стране – его критики утверждают, что достигать долгосрочного экологического эффекта нужно, постепенно переводя самолеты на возобновляемые источники топлива, а не наказывая обычных граждан за выбор того или иного вида транспорта.

На момент написания этого текста в 2020 году в Швеции действует 37 аэропортов. Самый крупный – стокгольмский Арланда (пассажиропоток – 25 млн в год), самый маленький – аэропорт Хагфорс в провинции Вэрмланд (около 3.000 в год). В 2019 году шведские аэропорты приняли и отправили 38 миллионов пассажиров, из них только 7 миллионов – внутри страны. В 2020 году, в условиях глобальной пандемии, эти показатели, как и в других странах, предсказуемо сократятся.

Фото: Симон Паулин/imagebank.sweden.se

По шхерам между островами

Для страны, в которой больше всего в мире островов, водный транспорт не роскошь, а средство передвижения. Ни одни погожие летние выходные в Стокгольме или Гётеборге не обходятся без поездки на белоснежном кораблике на архипелаг. А те, кто живет на островах, часто могут попасть домой только по воде, поэтому региональные власти обязаны обеспечить их рейсовым транспортом. В Стокгольме, расположенном на 14 островах, они курсируют, в том числе, по городу как обычный общественный транспорт: утром по будням на некоторых линиях спешащих на работу пассажиров угощают бесплатными кофе и чаем. Покататься на кораблике по цене билета на общественный транспорт – один из способов сэкономить в путешествии по Швеции. Круизные суда и экскурсионные корабли также представлены в изобилии.

На пароме из Швеции можно попасть в соседние Данию, Польшу, Литву, Латвию, Эстонию, Россию и Финляндию. Интенсивность паромного сообщения с разными странами сильно варьируется, наиболее хорошо оно развито с Финляндией и Данией. Паромные круизы выходного дня: полюбоваться морскими видами, пообедать в ресторане на борту, возможно, заглянуть в магазин дьюти-фри и вернуться домой в тот же или на следующий день – очень популярное развлечение.

Распространен в Швеции и парусный спорт, и просто катание на всевозможных лодках и яхтах. На 10-миллионную Швецию приходится по приблизительным подсчетам 800 000 частных лодок, больше (в пересчете на душу населения) – только в соседних Норвегии и Финляндии.

Фото: Симон Паулин/imagebank.sweden.se

Неограниченные возможности

Закон об адаптации общественного транспорта с учетом потребностей людей с ограниченными возможностями был принят еще в 1979 году. В Швеции стремятся сделать общественный транспорт доступным не только для людей с двигательными ограничениями, но и для всех, кому может быть сложно в пути. Слабослышащие, дислексики, аллергики, люди, страдающие от стресса или хронических болей, должны в равной степени хорошо себя чувствовать в общественном транспорте и пользоваться им. Человеку с ограничениями могут мешать непонятные объявления, шум, слишком длинные расстояния между остановками и другие вещи – – все это принимается во внимание при планировании общественного транспорта.

Все без исключения автобусы, трамваи и вагоны метро в Стокгольме оснащены рампами или входами на уровне тротуара или платформы. Люди с ограниченными возможностями могут воспользоваться помощью специальных ассистентов. Те, кто не в состоянии ездить на общественном транспорте, вызывают микроавтобус или такси – эти сервисы предоставляет и оплачивает муниципалитет.

1 июня 2021 г.

Поделиться с друзьями

Возможно, вас также заинтересует

Жить без нефти: энергетика Швеции

10 шведских эко-привычек

Доступная среда: 9 аспектов

В Швецию – недорого: 12 советов

Транспорт – TEI 2018

Добро пожаловать в Стокгольм, столицу Скандинавии!

Стокгольм — город, где современность встречается со спокойствием. Модные рестораны и оживленные ночные клубы рядом с идиллическим архипелагом.

Стокгольм, столица Швеции, состоит из 14 островов и более 50 мостов на обширном архипелаге Балтийского моря. Мощеные улицы и здания цвета охры Гамла Стан (старый город) являются домом для Сторкирканского собора 13-го века, Королевского дворца Кунглига Слотте и Нобелевского музея, посвященного Нобелевской премии.

Мы надеемся, что вы найдете время, чтобы познакомиться с тем, что Стокгольм может предложить во время конференции.


Как добраться по воздуху

Главный международный аэропорт Стокгольма, Аэропорт Стокгольм-Арланда (IATA: ARN) , обслуживает как внутренние, так и международные рейсы и расположен примерно в 40 км к северу от центра Стокгольма. Предложения о том, как добраться из аэропорта Арланда в центр Стокгольма, можно найти ниже на этой веб-странице.

SAS соединяет Стокгольм с несколькими крупными авиаузлами в Европе и Северной Америке. У Norwegian Airlines есть несколько прямых рейсов из Флориды, Калифорнии и Нью-Йорка по низким ценам.

Аэропорт Стокгольма Бромма (IATA: BMA)  расположен ближе к центру, но меньше по размеру и хуже обслуживается за пределами крупных европейских узловых аэропортов

Различные бюджетные авиакомпании (Ryan Air, Sterling и т. д.) летают в аэропорт Скавста (NYO), расположенный примерно в 100 км к югу от Стокгольма. Аэропорт имеет прямое автобусное сообщение с городом. Автобус идет 80 минут и стоит 129 шведских крон.за единый тариф. Дополнительная информация на http://www.flygbussarna.se

Полезные ссылки

  • http://www.sas.se – Scandinavian Airlines
  • http://www.swedavia.se/arlanda/ — аэропорт Арланда
  • https://www.norwegian.com – Норвежские авиалинии
  • http://www.flygbussarna.se – Автобусы из аэропорта
  • http://www.arlandaexpress.se – Прямое железнодорожное сообщение
  • http://www.sl.se — Общественный транспорт в Стокгольме

Как добраться на лодке

В Стокгольм можно добраться из Финляндии и стран Балтии на больших пассажирских и автомобильных паромах. Корабли имеют отличные условия для пассажиров с хорошей едой, магазинами и развлечениями.

Полезные ссылки

  • http://www.vikingline.se – Паромы Viking Line из Финляндии
  • http://www.tallinksilja.com/ Tallink & Silja Line
  • http://www. stenaline.com/ Stena Line – из Латвии, Польши и Германии

Как добраться на поезде

До Стокгольма легко добраться на поезде из большинства районов Швеции. Скоростные поезда из Копенгагена доставят вас из Дании в Стокгольм за 5 часов.

Полезные ссылки

  • http://www.sj.se – Шведские железные дороги (SJ)
  • http://www.snalltaget.se – бренд поездов Veolia в Швеции

Как добраться на автобусе

Полезные ссылки

  • https://www.flixbus.com/bus-schedule-bus-stop/stockholm – Flixbus

Передвижение по Стокгольму

Путешествовать по Стокгольму и его окрестностям просто, а расстояния короткие; многие варианты общественного транспорта быстры и надежны. Стокгольмский университет и Королевский технологический институт KTH имеют собственные станции метро, ​​примерно в 10-15 минутах от центрального железнодорожного вокзала (Stockholm Central).

Система общественного транспорта интегрирована, поэтому все билеты можно использовать на автобусах, метро, ​​пригородных поездах и нескольких паромах. Изменения в системе бесплатны, если они внесены в течение 75 минут после начала поездки. Оплата наличными или картой в автобусах не принимается, билеты необходимо приобретать заранее с помощью приложения для смартфона, в метро, ​​на вокзале или в магазине.

Наиболее удобными являются

абонементные карты (действительны для неограниченного количества поездок), которые можно приобрести в мини-маркетах, таких как Pressbyrån и 7-eleven, а также в центрах обслуживания компаний общественного транспорта, расположенных по адресу , например, 7-eleven. на центральном вокзале.

  • Билет на 24 часа – 120 шведских крон
  • Билет на 72 часа – 240 шведских крон
  • Билет на 7 дней – 315 шведских крон

Трансфер из аэропорта

Arlanda Express – прямой скоростной поезд

Высокоскоростное железнодорожное сообщение с городом Arlanda Express занимает 20 минут и стоит 260 шведских крон в одну сторону (обычная цена). У поезда есть только одна конечная остановка на Центральном вокзале Стокгольма, главном узле для всех видов общественного транспорта.

Автобусы из аэропорта

Автобусы из аэропорта идут в пути 40 минут и стоят 119 шведских крон.за одну поездку. Местом назначения автобусов аэропорта является Стокгольмский городской терминал, расположенный рядом с центральным вокзалом.

Общие микроавтобусы

DoorToGate                                                           . Поездка занимает 30–50 минут и стоит 289 шведских крон за одну поездку на 1 человека, при этом за каждого дополнительного человека взимается плата в размере 50 шведских крон.

Такси

Такси доступны в аэропорту за пределами терминала. Такси из Арланды до пункта назначения в центре Стокгольма займет примерно 30–50 минут, в зависимости от загруженности дорог. Вам рекомендуется использовать одну из крупных компаний такси, таких как Taxi Stockholm, Taxi 020 или Taxi Kurir. Все эти компании имеют фиксированную цену из аэропорта в центр Стокгольма, и разница в их ценах незначительна. Вам не рекомендуется пользоваться услугами других таксомоторных компаний или операторов, но если вы это сделаете, спросите цену заранее.

В Стокгольме много компаний такси. Одобренные такси со счетчиками всегда имеют желтые номерные знаки. Кредитные карты легко принимаются. ПРИМЕЧАНИЕ. Цены на такси в Швеции не регулируются; они могут сильно различаться. Клиент обязан заранее проверить цены. Прежде чем сесть в автомобиль, проверьте цену на желто-белой наклейке, которая обычно находится на стекле задней двери. Самая высокая цена за единицу большинства такси составляет от 300 до 400 шведских крон.

Цена на желтой этикетке указана из расчета на 10 км и 15 минут пути. Цена указана на таксометре в шведских кронах. Для поездок в и из аэропорта Стокгольма Арланда крупные компании такси установили фиксированные цены в пределах 450-550 шведских крон. Всегда спрашивайте водителя заранее. Помимо крупных компаний такси есть несколько независимых фирм; рекомендуется осторожность.

Полезные ссылки

  • https://www.flygbussarna.se/en – Автобусы аэропорта
  • https://www.doortogate.se/en/ – Общий микроавтобус DoorToGate
  • https://www.arlandaexpress.com/ – Прямое железнодорожное сообщение
  • http://www.taxistockholm.se/en/ — Служба такси

Ориентируйтесь в общественном транспорте Стокгольма как профессионал с нашей помощью

Фото: Предоставлено CC/Wikimedia Commons/Michell Zappa

Вот как ориентироваться в общественном транспорте Стокгольма как местный житель – будь то автобус, трамвай, пригородный поезд или паром

Реклама

Стокгольм – это мечта любого туриста, когда речь заходит об общественном транспорте. Сеть городского метро интуитивно понятна и эффективна, и по выходным дням она работает всю ночь. Автобусы, трамваи, пригородные поезда и паромы также соединяют 14 столичных островов и все их главные достопримечательности. Почти все эти варианты обслуживаются одной и той же компанией Storstockholms Lokaltrafik (SL), поэтому вы можете легко переключаться между разными видами транспорта.

Бумажные или мобильные билеты стоят 44 шведских кроны за 75-минутную поездку. Но, как правило, лучше купить пластиковую карту SL за 20 шведских крон и пополнить баланс, или купить проездной на 24, 72 часа или неделю, если вы планируете частые поездки. Ищете ли вы дорогу к своему отелю или просто хотите заблудиться в городе, а затем найти по пути отличный бар или ресторан — мы обеспечим вас.

РЕКОМЕНДУЕТСЯ: Ваш основной путеводитель по Стокгольму

Электронное письмо, которое вам действительно понравится

Подпишитесь на нашу рассылку. Откройте для себя лучшее из города, в первую очередь.

Вводя свой адрес электронной почты, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и Политикой конфиденциальности, а также соглашаетесь получать электронные письма от Time Out о новостях, событиях, предложениях и рекламных акциях партнеров.

🙌 Отлично, вы подписались!

Спасибо за подписку! Ждите скоро свой первый информационный бюллетень в своем почтовом ящике!

Общественный транспорт в Стокгольме

Фотография предоставлена ​​CC/Wikimedia Commons/Ingolf

Метро

Обширная сеть метро Стокгольма, известная как тоннельбана, состоит из трех линий с цветовой кодировкой (зеленой, красной и синей), которые разделяются на разные ответвления на окраинах столицы. Поезда метро обычно ходят с 5:00 до 1:00 в течение недели, а по пятницам и субботам есть ночные поезда, что очень удобно в городе, где такси дорогие. Станции в центре города обычно хорошо обозначены на уровне земли большими буквами «Т». Доступ для инвалидных колясок и детских колясок есть на каждой станции, хотя и не обязательно на каждом выходе. Билеты следует покупать заранее на станциях метро или в Pressbyrån и в магазинах 7-11.

Фото: Предоставлено CC/Wikimedia Commons/

В автобусной сети Стокгольма сложнее ориентироваться, чем в метро, ​​и, вероятно, оно того не стоит, если вы приезжаете ненадолго или планируете провести большую часть своего времени. путешествие днем. Тем не менее, автобусы — отличный вариант, если вам нужно ехать после часа ночи в будние дни, когда метро закрыто. Службы хорошо отапливаются и, как правило, спокойны и безопасны. Ключевым ночным маршрутом внутри города является линия 4 (которая превращается в ночной автобус 94) между Radiohuset и Gullmarsplan. Карты SL принимаются во всех автобусах. Если у вас нет билета, вы можете оплатить через приложение SL; это стоит 44 шведских кроны за 75-минутную поездку (по сравнению с 31 шведской крон с картой SL).

Advertising

Photograph: Courtesy CC/Wikimedia Commons/Tim Adams

Вы можете выехать удивительно далеко за пределы города по одному билету SL, что делает сеть наземных поездов Стокгольма лучшим выбором как для пассажиров пригородной зоны, так и для однодневных поездок в выходные дни. Двумя популярными туристическими местами являются порты Нюнастамн и Сальтшёбаден. До Сигтуны, старейшего города Швеции, также можно добраться на поезде SL до Мярста, а затем совершить короткую поездку на автобусе. Однако, если вы едете в Упсалу из Стокгольма, вам нужно будет купить отдельный билет UL или, если вы уже купили билет SL «все включено» на 24 часа или более, вы можете купить продление билета SL. Последнюю проще всего организовать со счетчика SL; Имеются автоматы по продаже билетов, но они могут сбить с толку новых посетителей.

Фотография предоставлена ​​CC/Wikimedia Commons/Thiemelab

Трамваи курсируют по острову Юргорден, где расположены многие из самых популярных музеев Стокгольма. Вы можете воспользоваться услугами линии 7 на двух соседних остановках в центре города — Hamngatan или Nybrokajan. Обе остановки находятся в нескольких минутах ходьбы от центрального вокзала и станций метро Östermalmstorg и Kungsträdgården. Трамвайная линия 22 обслуживает различные пригороды города. Действительные карты SL или мобильные билеты должны быть куплены заранее на станциях метро или в магазинах и предъявлены на борту.

Advertising

Photograph: Courtesy CC/Wikimedia Commons/Thrillh

Путешествие на пароме редко экономит время в Стокгольме, но это увлекательный и живописный способ передвижения, особенно в хорошую погоду. Паром Юргорден соединяет Слюссен (следуйте указателям от выхода из метро Södermalmstorg) с островом Юргорден, часто останавливаясь по пути на острове Шеппсхольмен (проконсультируйтесь с персоналом перед посадкой). Лодочная линия Sjövägen 80 соединяет центр Нюброплана (недалеко от станции метро Kungsträdgården) и порт Фрихамнен, а также останавливается на острове Юргорден по пути. Билеты SL действительны для обеих услуг, но их необходимо покупать заранее. Есть также несколько частных компаний, осуществляющих перевозки лодок из центра города на Стокгольмский архипелаг. Waxholmsbolaget и Stromma являются самыми крупными.

Время осмотреть районы

Фото: Педро Секели/Flickr

Где остановиться в Стокгольме

  • Отели

Стокгольм может вызвать головокружение у новичка . С чего начать? Хитрость заключается в том, чтобы найти остров, характер которого вам подходит, и отправиться оттуда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *