Объектив helios 44m 4 – Обзор Гелиос-44М-4 2/58. Перископ

Содержание

Обзор и тестирование объектива Гелиос 44-М-4 58 мм. Советский объектив Helios 44-M-4

 
Обзор и тестирование советского объектива Гелиос-44-М-4 (Helios-44-M-4) 58 мм.

 

Иногда, по роду своей деятельности я встречаю, в том числе, и свадебных фотографов, которые для портретной съемки используют старые советские объективы. Используют их только на «кропнутых» камерах, т.к. ставить такие объективы на полный кадр — явный моветон. 

Так что же это, желание сэкономить на покупке нового «портретника» или, действительно, оптика производства СССР обладает и по сей день выдающимися характеристиками?

 

Helios-44-M-4

 

Для ответа на этот вопрос от моего первого фотоаппарата детства «Зенит-19» был откручен объектив «Гелиос-44М-4» 58мм и через переходное кольцо с М42 резьбы на Canon’овский байонет с «одуванчиком» (микросхема подтверждения фокусировки) был установлен на Canon 7D. Кстати, он, в свою очередь, сообщает фотокамере всегда одно и то же значение диафрагмы — F1.4. При желании, конечно, его можно перепрограммировать на нужное значение, но у нас совсем не тот случай и не те задачи. 

 

 

Helios-44-M-4

 

Сразу скажу, что я много слышал и плохого и хорошего про советскую оптику. Делали тогда и, определенно, хорошие модели, и достаточно посредственные. Отвлекаться на них мы не будем. Также очень многие любят поговорить насчет «падения резкости по краям». Так, кстати, вы всегда можете отличить делетанта, потому что профессионал и так знает, что подобное явление всегда имеет место на объективах с фиксированным фокусным расстоянием. Вот, например, для нашего рассматриваемого объектива характеристики такие: Разрешающая способность (центр/край) — 40/20 линий/мм, т.е. и так понятно, что по краям резкость ниже. Но, поскольку мы используем данный объектив на «кропе», то для нас это явление не будет иметь большого значения.

 

Во всех приведенных фотографиях корректировалась только экспозиция в RAW (если требовалось). Резкость и контрастность везде оставлена без изменений.

 

Фотографирование на открытых диафрагмах.

 

На APS-C матрице Canon эквивалентное фокусное расстояние этого объектива составляет 93 мм. Т.е. прямое назначение этого объектива — съемка портретов. Портреты, как известно, снимают на открытой диафрагме, и вот тут нас ждет первый неприятный сюрприз. У данного объектива с конкретно этим переходным кольцом достаточно неприятный фронт-фокус. Поэтому на датчик подтверждения фокусировки на диафрагмах 2.0-2.8 уже можно не рассчитывать. Фокусировочные экраны у Canon можно поставить только в сервисном центре и ради этого объектива такого уж точно делать никто не будет.

 

 

Из-за малой глубины резкости, поле ГРИП будет как раз перед объектом съемки (как на картинке с кошкой, где датчик фокусировки подтвердил резкость по носу кошки на центральной точке, а в фокусе оказалась полоска асфальта перед ней).

 

Helios-44-M-4 

  

 

Поэтому для того, чтобы заставить нужный объект уместиться в зоне ГРИП придется делать 3-4 снимка с небольшим изменением фокуса. 

В результате, можно добиться следующего эффекта:

  

 

 

 

 

 

 

 

Что мы видим? Для портретной съемки резкости на F2-2.8 явно не хватает. А листочки фотографировать — это не наше увлечение. Придется закрывать диафрагму до F4. И вот тут объектив начинает показывать все, на что он способен. Картинка выглядит куда интереснее. На этой диафрагме уже можно работать по сигналу подтверждения фокусировки, но нужно очень внимательно следить за точкой фокуса. Резкость вполне приличная по всему полю кадра (за счет того, что из-за «кропнутой» матрицы используется только центральная часть объектива):

 

Helios-44-M-4 

 

 

 

 

  

 

 

Боке. На значениях диафрагмы 2-2.8 боке неплохое. На F4 оно, честно говоря, немного нервозное вкупе с присущим всем объективам Гелиос радиальным закручиванием. Хотя, некоторые скажут, что что-то в этом есть, но мне оно не нравится. На Helios 44-M-4 используется 6-лепестковая диафрагма.

 

 

 Боке на F4, 1/400, ISO 100. 

 

Фотографирование на закрытых диафрагмах.

Для начала сравним картинку и размытие фона на разных значения диафрагмы. Фокусировка во всех случаях установлена по листику на переднем плане.

 

 

 

F2

   

 

F2.8

 

 

F4

 

                   

F8

 

 

F16                                                                                                            

 

Все, что дальше, сфотографировано на F16.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заметно, что кадрам не хватает резкости, но в целом, неплохо. На уровне современных «китовых» объективов, и то, те могут похвастать похожей резкостью только на F8 и уж ГРИП такую точно не дадут. Возможно, ситуацию улучшила бы съемка со штатива и Гелиос показал бы нам «звенящую» резкость на закрытой диафрагме? Я думаю, все же, нет. Но особо уделять значению этому факту не будем, т.к. на объектив 93мм есть смысл снимать только портреты.

 

Качество изображения.

Если отбросить замыливание на многих значениях диафрагмы и рассматривать остальные параметры качества картинки, то с этим у Гелиос 44 все не так уж плохо. Можете посмотреть на кончики иголок у елки (диафрагма F2), заметны легкие зеленые ореолы вокруг, но это куда лучше, чем на многих современных объективах. На закрытой диафрагме все становится вообще идеально. Посмотрите на провода или на ветки, все четко и без искажений. Цветопередача отличная. Контрастность на открытой диафрагме тоже на уровне, уж точно лучше, чем на Canon EF 50mm f/1.8II.

 

 

 

Но случается и такое, как на картинке с храмом. Посмотрите как четко выражены аберрации на проводе, в том месте, где он на фоне неба. И обратите внимание, что более тонкий провод вообще меняет свой цвет на этих участках:

 

 

 

Helios-44-M-4

 

Helios-44-M-4

 

Управление и удобство использования.

Помимо того, что управление фокусировкой происходит в ручном режиме, приготовьтесь еще и к полностью ручной экспозиции. На диафрагмах F2-4 можно снимать в авторежиме с приоритетом диафрагмы. «Одуванчик» будет сообщать фотоаппарату всегда одинаковое значение F1.4. Но вот стоит вам попробовать диафрагменные числа 5.6-16, так тут уже начинается совсем что-то неладное. Погрешность авто-экспозиции может составлять до 2,5 единиц! Но т.к. основное предназначение этого объектива на «кропе» —  это съемка портретов, то F4 будет для вас оптимальным выбором, и в ручную настраивать выдержку вам, в большинстве случаев, не придется.

 

Ход фокусировочного кольца очень плавный и длинный, но очень тугой. Помимо этого, он инерционный, что полезно для видеосъемки, но об этом ниже.

В принципе, если отбросить прочие условия, то крутить Гелиос значительно приятнее и удобнее, чем тот же дешевенький Canon EF 50mm f/1.8II.

Еще меня удивила система срабатывания подтверждения резкости на фотоаппарате. На обычных «кэноновских» USM объективах с гораздо более скоростных ходом фокусировочного кольца, поймать фокус в ручном режиме получается значительно легче. Хотя должно быть все, как раз, наоборот.

 

Использование для видеосъемки.

Поскольку основной род моей деятельности это видеосъемка, то немного слов о том, как я нахожу применение этому объективу. Из-за отсутствия стабилизатора снимать на него с рук невозможно. Но я с рук и не снимаю никогда, всегда используется риг, штатив или стедикам.

В кинопроизводстве объектив 85мм — незаменим. Вы просто обязаны иметь 35 мм, 85 мм и 135 мм, плюс широкоугольный объектив и хороший телевик на ваш вкус. Но для обычных съемок, вполне достаточно полнокадрового Canon EF 24-105mm f/4L IS USM на Марк III. На «кропе» же он превращается в 38-168, поэтому можно использовать его в связке с широкоугольным объективом, либо снимать такие сцены вообще на другую камеру (что гораздо быстрее при наличии ассистента).

 

Так зачем же нам использовать старенький Helios 44-M-4 для видеосъемки? Я его использую при записи интервью в темных помещениях на диафрагме 2.8, чтобы не ставить внешнее стационарное освещение, пожирающее киловатты и нагревающее комнату. Но вот что действительно круто в этом объективе — так это инерционное кольцо фокусировки! По физическим ощущениям, оно такое же как на профессиональных  кинообъективах Canon PL-mount. То есть вы можете плавно управлять фокусом на движущихся объектах даже без использования фоллоу-фокуса. Кстати, на Гелиос вы его и так не сможете поставить. Во-первых, из-за того, что кольцо фокусировки не круглое, а во-вторых, что на фоллоу-фокусе усилие будет еще больше и вы его либо не сможете крутить, либо поломаете, ну или разболтаете всю систему.

 

Примеры снимков:

Helios-44-M-4

 

 

Helios-44-M-4

 

 

 

 

Helios-44-M-4

                               

 

 

Выводы: для себя я пришел к выводу, что этот объектив можно использовать лишь в некоторых случаях, а лучше не использовать вообще. Хорошую картинку этот объектив выдает только на F4. На F2-2.8 не хватает резкости, плюс заморочки из-за фронт-фокуса с китайскими переходными кольцами. Из-за дерганого боке, диафрагмы 5.6-11 практически не применимы для художественной съемки. На F16, опять же, немного не хватает резкости (либо использовать штатив, либо поднимать ISO, немного поможет). Из-за отсутствия стабилизатора снимать на F16 на кропнутых матрицах проблематично, т.к. выдержки становятся слишком длинными и получаются смазы, да и вообще, зачем снимать пейзажи на 93мм?

 

Достоинства: высокое качество изготовления как механической, так и оптической части. Хорошие цвета, высокая контрастность, маленькие аберрации. Длинный и плавный ход кольца фокусировки. Также может подойти для некоторых видов видеосъемки.

Недостатки: Как портретник резкий только на F4. Экспозамер корректно работает только до F4. Все, что поуже — ручная экпозиция. Тугой ход кольца фокусировки.

Как быть? Гораздо проще и удобнее купить Canon EF 50mm f/1.8II за 100$, при этом будет и афтофокус и правильный экспозамер. На F2 кэноновский фикс будет точно значительно резче, но если вы хотите снимать портреты исключительно на F4, то можно приловчиться и к особенностям управления Гелиосом. По цветопередаче и контрасту Гелиос однозначно впереди за счет лучшего качества оптики, хотя все это моментально подкручивается в RAW-конверторе. Также не забывайте, что у Гелиоса очень много модификаций и некоторые отличаются по качеству весьма значительно. 

 

Так что снимайте, экспериментируйте, ведь настоящая фотография -это всегда эксперимент. Купить Гелиос-44-М-4 можно от 150 до 350 грн. Подумайте, может сразу лучше взять полностью автоматический «фикс».  Ну а если вы профессионал, то и сами знаете, что объективы такого плана совсем не для вас.

 

Видео, снятое с применением этого объектива:

www.burn-media.ru

Объектив МС Гелиос-44М-4 обзор — Фототехника СССР

P5262091Гелиос-44М-4 — это один из самых распространенных советских объективов. Простой, дешевый, массовый. Настоящая рабочая лошадка миллионов фотолюбителей.

Интересно было бы узнать, какой модификации было выпущено больше, Гелиос-44-2, Гелиос-44М или Гелиос-44М-4? Склоняюсь к мысли, что лидером является все-таки Гелиос-44-2, но и герой сегодняшнего обзора — очень и очень распространенный объектив.
Гелиос-44М-4 является упрощенным вариантом Гелиос-44М. В самом начале 80-х для фотоаппаратов, не имеющих привода моргающей диафрагмы, оставили выпуск Гелиос-44-2, а для тех, которые такой привод имели, решено было отказаться от репетира диафрагмы на объективе, как на Гелиос-44М.

Для бюджетного штатника на аппарате с моргалкой это было дорогое излишество. Функцию репетира могло выполнять и полу-нажатие на спуск.

Так появился Гелиос-44М-4.

Кроме отсутствия репетира, он отличается от предшественника и меньшим количеством лепестков диафрагмы. На Гелиос-44М-4 их всего шесть.

timthumbСуществует очень редкая модификация Гелиос-44М-4 с репетиром. Фото с ussrlens.com.
Примерно с середины 80-х объектив получил многослойное просветление и стал называться МС Гелиос-44М-4. Очень часто название записывали латиницей как МС Helios-44М-4.

Гелиос-44М-4 разных модификаций выпускались на КМЗ и на дочернем Валдайском заводе «Юпитер».

Оптическая схема:

helios-44-lens

Фокусное расстояние: 58 мм
Угол поля зрения: 40° 28′
Размер кадра: 24×36 мм
Количество линз/групп: 6/4
Рабочий отрезок — 45,5 мм

Относительное отверстие: 1:2
Пределы шкалы диафрагм: 1:2–1:16
Количество лепестков диафрагмы — 6
Регулировка диафрагмы — моргающая
Ближний предел фокусировки — 0,5 м

P5262097

Соединения:
объектива с камерой — M42×1
для ввинчивающихся насадок — M52×0,75
Расположение крепления для светофильтров: переднее

Разрешающая способность по ТУ (центр/край): 41/20 линий/мм
Коэффициент светопропускания: 0,85

Вес — 246 грамм

МС Гелиос-44М-4 — объектив компактный, плотно сбитый, увесистый.

P5262090Просветление многослойное фиолетового цвета.

Компоновка типична для всего семейства, начиная с Гелиос-44М.

Самое близкое к камере кольцо переключает диафрагмы. Значения переключаются с четкими щелчками.
P5262101Лепестков 6 штук и они ощутимо блестят.
Чуть дальше от корпуса — фокусировочное кольцо. Кольцо оптимальной ширины и покрыто удобной накаткой.

Полный ход геликоида около 250 градусов.

Стоит ли покупать МС Гелиос-44М-4 на цифровую камеру?

Если вы только собираетесь приобрести какой-то из 44-х Гелиосов, то мое мнение, — эту модификацию покупать, — нет, не стоит.

Основная, но не единственная причина — отсутствие возможности управлять диафрагмой.

P5262105P5262110
В Сети много написано, как исправить ситуацию. Это не сложно, но потребуется немного разобрать объектив и зафиксировать внутри толкатель в нажатом положении. После этого движение кольца будет непосредственно передаваться на диафрагму.

Есть варианты и наружной фиксации, но, на мой взгляд, они менее надежны и чреваты, тем, что у вас однажды что-то отвалится от объектива и будет внутри аппарата болтаться.

Я специально дальше пишу для людей, которые не настолько энтузиасты, чтобы что-то разбирать и переделывать. Думаю, таких, все-таки большинство. А энтузиастам данный текст все равно не нужен.

Итак, вручную переключать диафрагмы на МС Гелиос-44М-4 у вас не получится. Всегда будет f2.

По моему мнению, наиболее рациональным будет приобретение Гелиос-44-2. У него и удобный ручной режим переключения и лепестков диафрагмы 8 штук, а не 6.

Одна проблема, объективов Гелиос-44-2 не бывает с многослойным просветлением. IMHO, это не так уж необходимо, но если МС принципиально нужно, то можно поискать МС Гелиос-44-3. Этот объектив немного более редкий и денег за него попросят побольше, но все равно он недорого вам обойдется.

Даже если необходимость решать что-то с «моргалкой» не отпугивает, то все равно лучше найти более позднюю модификацию — МС Гелиос-44М-6 с более высокой разрешающей способностью. Этих объективов выпущено было очень много и ценности они никакой не представляют, следовательно, и цены на них минимальные. Вот МС Гелиос-44М-7, хотя и считается лучшим, но ощутимо более редкий и стоить будет подороже. Его искать не стоит.

В общем, ни с какой стороны, покупать именно МС Гелиос-44М-4 резона нет.

P9073013Да, чуть не забыл. Владельцам зеркалок Nikon еще пара ложек дегтя.

Вы, вероятно, знаете, что из-за нестандартного рабочего отрезка зеркалок Nikon, использовать объективы М42 на их можно или со специальной линзой в переходнике или не будет возможности фокусироваться на далекие дистанции.
У объектива МС Гелиос-44М-4, при фокусе вблизи бесконечности, оправа задней линзы довольно далеко выезжает за задний срез корпуса объектива и упирается в линзу переходника.

В общем, даже с линзовым переходником бесконечности у вас не будет.

Да, объектив можно разобрать и отъюстировать под рабочий отрезок Nikon, но это уже довольно сложное мероприятие. А мы договаривались, что текст не для активистов движения «умелые руки».

Владельцу зеркалки Nikon лучше рассмотреть вариант с МС Гелиос-81Н. Сам объектив будет немного дороже, но с учетом экономии на переходнике, то на то и выйдет.

Ну, хорошо. А если МС Гелиос-44М-4 у вас уже есть. Что делать? Не использовать?

Вовсе нет! Вполне стоит попробовать его в деле.

Диафрагма будет всегда f2?

Ну, а для какой цели вы светосильный фикс на камеру накрутили? Диафрагму ему прижимать? Смысл?

Хотите попробовать светосильный объектив, вот и экспериментируйте на f2. Из-за узкой ГРИП это совсем непросто, на самом деле, но очень интересно.

У вас зеркалка Nikon и печалит отсутствие бесконечности?

Семейство Гелиос-44 ценится сейчас как хорошие портретные объективы с очень характерным закручиванием заднего фона. Зачем вам бесконечность? Снимайте портреты с безлинзовым переходником. На это вам доступной дистанции фокусировки вполне хватит.

На практике я нахожу МС Гелиос-44М-4 вполне приличным объективом, достаточно универсальным. В этот раз я принципиально снимал только на f2. На открытой МС Гелиос-44М-4 достаточно резок, но все-таки немного софтит. Возможно, это особенность конкретного экземпляра.

В обращении объектив удобный. Фирменное закручивание заднего фона — при нем.

Однако, уместить в очень узкие при такой диафрагме границы РИП все, что требуется — совсем непросто.

Нравится экспериментировать с оптикой? Тогда этот challenge для вас.

На этом у меня все, удачи!

Тестовые снимки:

DSC_8965DSC_8971DSC_8991DSC_9043DSC_9052DSC_9094

Самые дешевые переходники продаются на Aliexpress. Выбрать переходник на вашу систему поможет таблица.

Если вы часто покупаете что-то в интернет-магазинах, я могу посоветовать вам кэшбэк-сервис LetyShops. Он позволяет вернуть  2-5 процента со стоимости покупки.

Чтобы воспользоваться сервисом, вам нужно зарегистрироваться. Далее, на главной странице находите нужный вам интернет-магазин. Там же будет указана величина кэшбэка. Переходите в магазин по ссылке и совершаете покупки как обычно.

После покупки на ваш счет в  LetyShops будет начислена сумма кэшбэка. Доступна для вывода она станет после получения товара.

Вывести деньги вы можете разными способами. Я перевожу на баланс сотового телефона. При этом варианте нет комиссий.

На вывод есть ограничение по минимальной сумме 500 руб, но если использовать промо-коды, которые легко найти в сети, то это ограничение снимается.

За переходники, указанные в таблице вы также можете получить кэшбэк. Очень приятный сервис, рекомендую. Ссылка для регистрации.


Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!
На странице во ВКонтакте вы можете опубликовать свое объявление о покупке или продаже фототехники.

Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам  на странице контактов


 

fotoussr.ru

Обзор Объектива Гелиос 44м-4. Гелиос 44м-4 на Никон. Примеры фотографий. Тест объектива Гелиос 44м-4 на Nikon

 

Обзор обновляется.

Обзоры объективов серии ‘Гелиос-44 2/58’:

  1. Гелиос-44 2/58 [КМЗ, 13 лепестков, М39, серебристый, №0220423]
  2. Гелиос-44 2/58 [КМЗ, 8 лепестков, М39, серебристый]
  3. Гелиос-44 1:2 F=5,8 см П [КМЗ с замененными линзами, №0007220, обзор объектива от читателя Радоживы]
  4. HELIOS-44M 2/58 [КМЗ, 8 лепестков, серийный номер 7843528]
  5. HELIOS-44M 2/58 [завод ‘Юпитер’, Валдай, 8 лепестков, серийный номер 8027170]
  6. HELIOS-44-2 2/58 [завод ‘Юпитер‘, Валдай, 8 лепестков, серийный номер 83052779]
  7. МС Гелиос 44-3 2/58 [ММЗ, 8 лепестков, 8619437, 9167912]
  8. MC Helios-44M-4 2/58
  9. Helios-44K-4 58mm 1:2 [КМЗ, 6 лепестков, Pentax K]
  10. MC Helios-44M-4 58мм 1:2 [завод ‘Юпитер‘, Валдай, 6 лепестков] + обзор автофокусной версии
  11. MC Helios-44M-5 58мм 1:2 [завод ‘Юпитер‘, Валдай, 6 лепестков]
  12. MC Helios-44M-6 58мм 1:2 [завод ‘Юпитер‘, Валдай, 6 лепестков]
  13. MC Helios-44M-7 58мм 1:2 [завод ‘Юпитер‘, Валдай, 6 лепестков]
  14. Статья про большинство основных модификаций серии Гелиос-44

Оригинальные ‘Carl Zeiss Jena Biotar 2/58′:

  1. Carl Zeiss Jena Biotar 1:2 f=5,8cm T [17 лепестков диафрагмы, М42]
  2. Carl Zeiss Jena Biotar 2/58 T [12 лепестков диафрагмы, М42]

Посмотреть на современные объективы ‘Zenitar’ и ‘Helios’ можете по этой ссылке.

Ознакомление с советскими объективами марки ‘Гелиос’ я рекомендую начать с недорогого и распространенного объектива Гелиос-44-2 2/58 (он же HELIOS-44-2 2/58). По следующим ссылкам можно глянуть на современные объективы ZENITAR и HELIOS.

Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.

radojuva.com

Обзор MC Helios-44M-4 58мм 1:2

Это кратенький обзор MC Helios-44M-4 58мм 1:2 с серийным номером 90432268.

Обзор MC Helios-44M-4 58мм 1:2

Все объективы МС 44м-4, МС 44м-5, МС 44м-6, МС 44м-7 (завода Юпитер) внешне идентичны друг другу. Подробную информацию про возможности объективов серии MC HELIOS-44M-Х можете посмотреть в обзоре MC Helios-44M-7 58mm 1:2. Разница между ними, главным образом, заключается лишь в разрешающей способности оптики. Вот табличка разрешающей способности объективов серии MC HELIOS-44M-Х 58мм 1:2 валдайского производства:

МС 44м-4МС 44м-5МС 44м-6МС 44м-7
Разрешающая способность по ТУ (центр/край):41/2041/2045/2550/30
Коэффициент светопропускания:0,850,850,90,9

Лично меня полностью устраивает MC Helios-44M-4. С точки зрения практического применения я не вижу какого-то особого смысла искать более дорогую ТОПовую модель МС 44м-7. Хотя, все же, модификации со старшими номерами немного лучше. Вот ссылка на архив с оригиналами —  333 МБ, 34 фото в формате RAW с Canon 5D & Canon 350D.

Как использовать с современными фотоаппаратами?

Объективы с посадочной резьбой М42 (M42 Х 1/45.5), такой, как у объектива из данного обзора, очень легко использовать практически на любых современных цифровых камерах (как зеркальных, так и беззеркальных), для этого достаточно подобрать правильный переходник (адаптер). Самые дешевые переходники можно найти aliexpress.com. Переходники (адаптеры) с чипом дают больше удобства во время съемки, обычно чипы служат для подтверждения фокусировки и/или замера экспозиции.

Для зеркальных фотоаппаратов

  1. CANON: Для фотоаппаратов Canon EOS с байонетом EF/EF-S нужен переходник M42-Canon EOS, такой переходник с чипом можно найти здесь, без чипа здесь.
  2. NIKON: Для фотоаппаратов Nikon DX/FX, а также для фотоаппаратов Fujifilm и Kodak с байонетом Nikon F нужен переходник M42-Nikon F, купить такой переходник без линзы и чипа можно здесь, c линзой без чипа здесь, с чипом без линзы здесь, с линзой и чипом здесь. Зачем линза? Зачем чип?
  3. PENTAX: Для фотоаппаратов Pentax с байонетом K нужен переходник M42-Pentax K, купить такой переходник можно здесь.
  4. SONY / MINOLTA: Для фотоаппаратов с байонетом Sony/Minolta A нужен переходник M42-Sony A, такой переходник без чипа можно найти по этой ссылке, с чипом по этой ссылке.
  5. OLYMPUS / PANASONIC / LEICA: Для фотоаппаратов с байонетом 4/3 (не путать с Micro 4/3!) нужен переходник M42-4/3, купить такой переходник можно здесь.

Для беззеркальных фотоаппаратов

  1. SONY: Для фотоаппаратов с байонетом ‘E’ серий Sony NEX и Sony Alpha нужен переходник M42-Sony E (он же M42-Sonye Nex), его можно найти по этой ссылке. Для данных фотоаппаратов также доступен автофокусный адаптер Techart PRO Leica M – Sony E Autofocus Adapter, который можно найти по этой ссылке.
  2. OLYMPUS / PANASONIC / KODAK /  XIAOMI: Для фотоаппаратов с байонетом Micro 4/3 (Микро 4:3) нужен переходник M42-Micro 4/3, его можно найти по этой ссылке.
  3. CANON M: Для фотоаппаратов с байонетом Canon EF-M нужен переходник M42-Сanon M, его можно найти по этой ссылке.
  4. CANON R: Для фотоаппаратов с байонетом Canon R нужен переходник M42-Сanon R, его можно найти по этой ссылке.
  5. NIKON 1: Для фотоаппаратов серии Nikon 1 нужен переходник M42-Nikon 1, его можно найти по этой ссылке.
  6. NIKON Z: Для фотоаппаратов серии Nikon Z нужен переходник M42-Nikon Z, его можно найти по этой ссылке.
  7. FUJIFILM: Для фотоаппаратов с байонетом X нужен переходник M42-Fuji X, его можно найти по этой ссылке.
  8. SAMSUNG: Для фотоаппаратов с байонетом NX нужен переходник M42-Samsung NX, его можно найти по этой ссылке. Для камеры NX mini переходников пока не существует.
  9. PENTAX: Для фотоаппаратов с байонетом Q нужен переходник M42-Pentax Q, его можно найти по этой ссылке.
  10. SIGMA/PANASONIC/LEICA: Для фотоаппаратов с байонетом L нужен переходник M42-Leica L, его можно найти по этой ссылке.
  11. LEICA: Для фотоаппаратов с байонетом Leica M нужен переходник M42-L/M, его можно найти по этой ссылке.

Если есть любые вопросы по совместимости и переходникам — спрашивайте в комментариях (комментарии не требуют вообще никакой регистрации).

В комментариях можно задать вопрос по теме и вам обязательно ответят, а также можно высказать свое мнение или описать свой опыт. Для подбора фототехники я рекомендую большие каталоги различной фототехники, такие как E-katalog, или большие интернет магазины, такие как Rozetka. Много мелочей для фото можно найти на Aliexpress.

Обзоры объективов серии ‘Гелиос-44 2/58’:

  1. Гелиос-44 2/58 [КМЗ, 13 лепестков, М39, серебристый, №0220423]
  2. Гелиос-44 2/58 [КМЗ, 8 лепестков, М39, серебристый]
  3. Гелиос-44 1:2 F=5,8 см П [КМЗ с замененными линзами, №0007220, обзор объектива от читателя Радоживы]
  4. HELIOS-44M 2/58 [КМЗ, 8 лепестков, серийный номер 7843528]
  5. HELIOS-44M 2/58 [завод ‘Юпитер’, Валдай, 8 лепестков, серийный номер 8027170]
  6. HELIOS-44-2 2/58 [завод ‘Юпитер‘, Валдай, 8 лепестков, серийный номер 83052779]
  7. МС Гелиос 44-3 2/58 [ММЗ, 8 лепестков, 8619437, 9167912]
  8. MC Helios-44M-4 2/58
  9. Helios-44K-4 58mm 1:2 [КМЗ, 6 лепестков, Pentax K]
  10. MC Helios-44M-4 58мм 1:2 [завод ‘Юпитер‘, Валдай, 6 лепестков] + обзор автофокусной версии
  11. MC Helios-44M-5 58мм 1:2 [завод ‘Юпитер‘, Валдай, 6 лепестков]
  12. MC Helios-44M-6 58мм 1:2 [завод ‘Юпитер‘, Валдай, 6 лепестков]
  13. MC Helios-44M-7 58мм 1:2 [завод ‘Юпитер‘, Валдай, 6 лепестков]
  14. Статья про большинство основных модификаций серии Гелиос-44

Оригинальные ‘Carl Zeiss Jena Biotar 2/58′:

  1. Carl Zeiss Jena Biotar 1:2 f=5,8cm T [17 лепестков диафрагмы, М42]
  2. Carl Zeiss Jena Biotar 2/58 T [12 лепестков диафрагмы, М42]

Посмотреть на современные объективы ‘Zenitar’ и ‘Helios’ можете по этой ссылке.

Ознакомление с советскими объективами марки ‘Гелиос’ я рекомендую начать с недорогого и распространенного объектива Гелиос-44-2 2/58 (он же HELIOS-44-2 2/58). По следующим ссылкам можно глянуть на современные объективы ZENITAR и HELIOS.

Материал подготовил Аркадий Шаповал.

Добавить комментарий:

Добавить комментарий



radojuva.com

Обзор Гелиос 44М-4 (Helios 44M-4) 58/2

Гелиос 44М-4 является небольшой переделкой Гелиос 44М 58/2 Гелиос 44М-4 — штатные объективы к фотоаппаратам «Зенит-12С» из комплекта «Фотоснайпер-12». Вообще, вне комплектов к Зенит-12СД я Гелиос-44М-4 еще не встречал. Разве что, раздербаненные комплекты. Достать Гелиос-44М-4 для обзора оказалось непросто, поэтому пришлось брать весь комплект «Фотоснайпер».

Helios 44m-4 2/58 внешним видом напоминает германский Pentacon auto 50mm f1.8 и аналоги. Серийный номер объектива из обзора 871585, выпуск 1987 года, производство Красногорского завода имени Зверева.

Оправа объектива выполнена из алюминия, на оправе выполнена гравировка латинницей вида «Helios 44m-4 2/58». В механизме объектива встречаются стальные элементы. Вес Гелиос 44м 4 около 270 грамм.

Гелиос-44М-4 позже был пересчитан П.А. Лапиным для использования многослойного просветления, что улучшило светопропускание и цветопередачу объектива.

Схема советского объектива Гелиос 44М-4

Похожа на схему Zeiss Biotar 2/58mm, не менялась все время производства.

Объективы «Гелиос» на Фотолюбителе

Технические характеристики Гелиос 44М-4

Фокусное расстояние: 58 мм (58,60 мм)
Относительное отверстие: 1:2
Угол поля зрения: 40°28′
Размер кадра: 24×36 мм

Количество линз/групп: 6/4
Переднее вершинное фокусное расстояние: −34,25 мм
Заднее вершинное фокусное расстояние: 38,05 мм
Расстояние от первой до последней поверхности: 39,80 мм
Световой диаметр первой поверхности: ∅29,5 мм
Световой диаметр последней поверхности: ∅24,7 мм

Разрешающая способность (0/10/20 мм) 3): 46/33/26 линий/мм
Разрешающая способность по ТУ (центр/край): 38/19 линий/мм
Коэффициент светопропускания:0,80
Геометрическое виньетирование: 58%
Формула цветности:10--0--1,5
Тип просветления: однослойное, химическое

Ближний предел фокусировки:0,5 м
Пределы шкалы диафрагм: 1:2–1:16
Количество лепестков диафрагмы: 6

Рабочий отрезок: 45,5 мм
Соединения:
объектива с камерой: M42×1
для ввинчивающихся насадок: M52×0,75
для надевающихся насадок: ∅54 мм

Габаритные размеры:
длина объектива без крышек: 42 мм
наибольший диаметр оправы: 64 мм
Масса: 0,3 кг

Фокусировка

Фокусировка объектива ведется в пределах 0,5 — 14 метров, значения на кольце фокусировки приблизительные. На корпус нанесена шкала для вычисления гиперфокального расстояния объектива, а также расчета глубины резкости. Кольцо фокусировки Гелиос 44М-4 хваткое благодаря ребрам. Ручная фокусировка обеспечивается вращением кольца фокусировки вокруг оси линзоблока.

Выступ переднего края оправы линзы при максимальной дистанции фокусировки — около 1,1 см. Вращение зачастую тугое, из-за типа применявшейся на заводе смазки типа «Литол», теряющей свои свойства со временем, а также загустевающей под воздействием низких температур. Смазка со временем густеет на столько, что объектив приходится обслуживать. При этом, косметически, объектив может выглядеть новым.

Из-за малой глубины резкости, фокусировка на глаз, на фотоаппаратах с малым размером видоискателя, может иметь проблемы в виде промахов фокусировки. Лучше использовать режим LiveView или переходные кольца с чипом подтверждения фокусировки.

Диафрагма

Гелиос-44М-4 оснащен автоматической диафрагмой, переключатель блокировки привода отсутствует. Штырек привода диафрагмы может блокироваться переходниками с фланцем, если ваша система не совместима с конструкцией объектива; либо вручную. Я блокировал спичкой.

Регулировка диафрагмы на корпусе ведется кольцом с трещоткой-фиксатором значений, а переключение происходит с усилием, даже на обслуженном объективе. Относительное отверстие регулируется в пределах от 1:2 на открытой и до 1:16 на закрытой полностью диафрагме.

Диафрагма у этой модели имеет шесть лепестков, ярко выраженные гайки в боке появляются уже на f/4.

У данного Гелиос-44М-4 отсутствует переключатель диафрагмы с ручного на автоматический режимы, зато калькулятор ГРИП выполнен не в виде гравировки на корпусе, а в виде выреза в нем. Вырез отображает дистанцию фокусировки.

Чтобы корректно срабатывал экспозамер, необходимо иметь фотоаппарат с толкателем диафрагмы. Современные цифровые фотоаппараты оценивают уровень экспозиции в кадре на открытой диафрагме объектива (на самом деле, и старые пленочные тоже). При использовании любых мануальных объективов на диафрагме, отличной от открытой, придется вводить экспокоррекцию.

В случае с данным Гелиосом мне пришлось корректировать экспозицию (иногда до 1 стопа) в минус. Т.е., фотоаппарат «пересвечивал» кадр.

Снимайте в RAW, особенно, если впервые работаете с Гелиосом.

Управление глубиной поля

Без удаления фиксатора значений кольца диафрагмы, Гелиос-44М-4 не подойдет для видеосъемки со звуком и мягким переводом фокуса, с управлением глубиной резкости «на лету».

Аберрации, боке Helios 44М-4

На открытой диафрагме присутствует заметное «кручение» в зоне нерезкости (боке), а также, цветовые аберрации на контрастных переходах. Некоторыми пользователями «кручение»фона  высоко ценится, так как придает фотографии дополнительный художественный оттенок. Гелиос 44М-4 закручивает фон заметно сильнее Гелиос 44-2. В «Гелиос-44М-4» хорошо исправлены кома и дисторсия.

Резкость, контрастность, цвет

Резкость по центру подобающая, на уровне современных объективов… но падает к краям. Это не баг, это фича (с).

Контрастность у объектива на нормальном уровне, однако, при попадании яркого света проседает. Проседает и детализация. Съемка без бленды (которую не найти) в контровом и боковом свете превращается в настоящий ад.

Узнайте слабые места своего Гелиоса, чтобы избегать заведомо провальных по итогу композиций.

Отличная резкость. Данный экземпляр имеет желтый цвет передней линзы. Объективы серии Гелиос-44М-4 позднего времени производства шли уже с мультипросветлением. На таких объективах присутствует пометка «МС» (мультипросветление).

Достоинства Гелиос 44М-4

  • Любой исправный Гелиос 44М-4 даже сейчас способен побороться за качество картинки с современными пластиковыми автофокусными конкурентами, как по цене, так и по качеству картинки (в сравнении с объективами нижнего ценового диапазона).
  • Отсутствие автофокуса вас не должно смущать, ведь, например, в портретной фотосъемке, он может не использоваться.
  • Доступность и дешевизна Гелиос 44М-4, дает ощутимое преимущество при выборе объектива начинающим фотолюбителем. Гелиосы производились с 50-х годов двадцатого века, шли вперемежку с индустарами в качестве штатников к фотоаппаратам «Зенит»
  • Неубиваемая конструкция. Объектив не боится морозов, перепадов температур и влажности, падений. Металлический корпус не расколется при случайном ударе, отсутствие электроники не подведет в самый нужный момент, ведь чем выше сложность, тем ниже надежность.
  • Возможность использования практически с любыми цифровыми фотоаппаратами, через соответствующий переходник. О переходниках чуть ниже.
  • Высокая художественность. Даже при отсутствии особых умений в обработке, можно получить теплое ламповое фото. Фирменное кручение боке, неплохая цветопередача, радующий глаз переход от зоны резкости в зону боке — сказываются фирменные немецкие корни.
  • Отличный выбор начинающего портретиста. 58 мм на полном кадре, и почти 93 на кропе 1.6.
  • Наличие указателя дальности фокусировки и ГРИП для расчета гиперфокального расстояния. На современных стеклах в пластиковых корпусах это редкость.

Стоит отметить, что даже убитые косметически экземпляры сохраняют свои базовые качества — снимать на такое стекло может доставлять удовольствие.

Использование на современных фотоаппаратах

Для работы на цифровых фотоаппаратах вам понадобится переходник с М42х1. Проще всего установить Гелиос 44м 4 через переходник на Canon EOS с байонетом EF и EF-s. Переходники без чипов, с Гелиос 44м-4 на Canon EF стоят сущие копейки.

Обратите внимание при покупке объектива, совместимы ли ваши переходники для работы с Гелиос 44М-4, имеют ли они фланец для блокировки прыгающего механизма диафрагмы.

Заказывая вещи по ссылкам ниже, вы помогаете проекту «Фотолюбитель» покрывать расходы на содержание сайта и развитие. Список переходников, системы и байонеты (прямые ссылки для заказа)

  • Canon EF/EF-S переходник M42-Canon EOS (без чипа или с чипом).
  • Canon EF-M переходник M42-Сanon EF-M.
  • Nikon DX/FX, а также Fujifilm и Kodak с байонетом Nikon F переходник M42-Nikon F с линзой и без.
  • Nikon 1 переходник M42-Nikon 1.
  • Pentax K переходник M42-Pentax K.
  • Pentax Q переходник M42-Pentax Q.
  • Sony/Minolta A переходник M42-Sony A (без чипа или с чипом).
  • Sony NEX и Sony Alpha с байонетом Е переходник M42-Sony E (M42-Sony Nex).
  • Four Thirds, он же 4/3 (Olympus, Panasonic) переходник M42-4/3
  • Micro Four Thirds — Olympus, Panasonic, Kodak, Xiaomi с байонетом Micro 4/3 (Микро 4:3) переходник M42-Micro 4/3.
  • Для фотоаппаратов с байонетом Fujifilm X переходник M42-Fuji X.
  • Samsung NX переходник M42-Samsung NX.
  • Leica M переходник M42-L/M.
  • Для байонета Leica T переходник M42-L/T.

При заказе стоит учитывать то, что дешевые переходники некачественного исполнения с линзой на байонете Nikon F значительно портят картинку. Переходники без линзы уменьшают максимальную дальность фокусировки (из-за разницы рабочих отрезков). Переходники с чипами попадаются некачественные, от этого может страдать экспозамер и подтверждение фокусировки на некоторых моделях фотоаппаратов.

Альтернативы Гелиос 44М-4

Основное вероятное применение Гелиос 44М-4 — это погрудные портреты. На кропнутых камерах типа Canon EOS 1100D, EOS 60D, EOS 650D, EOS 1300D, EOS 300D, EOS 600D, etc. с байонетом EF-s и кроп-фактором 1,6 будет иметь эквивалентное фокусное расстояние 58х1.6=92,3мм. Для видеосъемки с изменением глубины резкости «на лету», как уже говорилось в статье, не совсем подходит без удаления фиксатора кольца диафрагмы.

Объективы, представленные ниже — наследие прошлых лет, которое до сего дня в ходу.

Гелиосы серий «Мх-Х»

Гелиосы старших модификаций имеют улучшенные оптические характеристики, чуть более стойки к контровому свету. Объективы с многослойным просветлением незначительно превышают стоимость Гелиос-44М-4 и достаточно распространены.

Индустар-61 Л\З 50mm f/2.8 m42

Резкий, четкий. Практически нет аберраций, бритвенно резок с открытой диафрагмы. За счет формы лепестков диафрагмы в боке получаются звездочки из бликов. Дешевый и распространенный объектив.

Carl Zeiss Jena Tessar 50mm f/2.8 T m42

Редок, настоящее немецкое качество из 60-80х годов. С идеально круглой 13-лепестковой диафрагмой, изящной конструкцией.

Carl Zeiss Jena Pancolar 50mm f/1.8 m42

Будет неплохим выбором для неспешной съемки портретов с малой глубиной поля, а также, художественного размытия фона.

Итог

Не смотря на достаточную редкость объектива, связанную с поставкой его в комплекте фоторужья, объектив не показывает каких-то исключительных качеств в сравнении со старшими и младшими «братьями».

Если брать объектив под старые фотоаппараты, то следует учесть, что Гелиос-44М-4 можно применять на Зенит-ЕТ, Зенит-12СД и других, имеющих автомат привода диафрагмы. Снимать на объектив Гелиос 44м-4 очень просто даже на старых фотоаппаратах, главное — набраться немного терпения.

Объектив также не может похвастаться каким-либо улучшенным качеством изображения или юзабилити. Лучше всего объектив раскрывает свои художественные возможности на полнокадровых фотоаппаратах. На кропнутых будет не сильно заметно кручение фона, так как работает центральная, и наиболее резкая часть оптики. Надеюсь, обзор Гелиос 44м-4 помог узнать вам этот объектив чуть лучше. Есть опыт эксплуатации или вопрос? Пишите в комментарии!

Пример видео.
Гелиос 44М-4 с Canon 6D

В данном видео использовался Гелиос 44М-4 в паре с Canon 6d. Для видеосъемки из серии «Гелиос 44» подходят не совсем все модели. На данной модификации, при переключении диафрагмы будут слышны щелчки фиксирующего механизма.

Пример видео.
Гелиос 44М-4 на Canon 60D

Примеры фотографий.
Гелиос 44М-4 на Canon 6D

Гелиос-44М4 canon 6d, пример фото на диафрагме 5.6

Гелиос-44М4 canon 6d, пример фото на диафрагме 2

Гелиос-44М4 canon 6d, пример портрета на диафрагме 2 обработка

Гелиос-44М4 canon 6d, пример портрета на диафрагме 2

Гелиос-44М4 canon 6d, пример фото на длинной выдержке и диафрагме 4

Гелиос-44М4 canon 6d, пример фото на диафрагме 2

Гелиос-44М4 canon 6d, пример фото на диафрагме 4

Гелиос-44М4 canon 6d, пример фото на диафрагме 5.6

Гелиос-44М4 canon 6d, пример фото на диафрагме 4

Гелиос-44М4 canon 6d, пример фото на диафрагме 2

Гелиос-44М4 canon 6d, пример фото на диафрагме 2

Примеры фотографий.
Гелиос 44М-4 на Canon 60D

liveviewer.ru

Обзор и тестирование объектива Гелиос 44-М-4 58 мм. Советский объектив Helios 44-M-4

 
Обзор и тестирование советского объектива Гелиос-44-М-4 (Helios-44-M-4) 58 мм.

 

Иногда, по роду своей деятельности я встречаю, в том числе, и свадебных фотографов, которые для портретной съемки используют старые советские объективы. Используют их только на «кропнутых» камерах, т.к. ставить такие объективы на полный кадр — явный моветон. 

Так что же это, желание сэкономить на покупке нового «портретника» или, действительно, оптика производства СССР обладает и по сей день выдающимися характеристиками?

 

Helios-44-M-4

 

Для ответа на этот вопрос от моего первого фотоаппарата детства «Зенит-19» был откручен объектив «Гелиос-44М-4» 58мм и через переходное кольцо с М42 резьбы на Canon’овский байонет с «одуванчиком» (микросхема подтверждения фокусировки) был установлен на Canon 7D. Кстати, он, в свою очередь, сообщает фотокамере всегда одно и то же значение диафрагмы — F1.4. При желании, конечно, его можно перепрограммировать на нужное значение, но у нас совсем не тот случай и не те задачи. 

 

 

Helios-44-M-4

 

Сразу скажу, что я много слышал и плохого и хорошего про советскую оптику. Делали тогда и, определенно, хорошие модели, и достаточно посредственные. Отвлекаться на них мы не будем. Также очень многие любят поговорить насчет «падения резкости по краям». Так, кстати, вы всегда можете отличить делетанта, потому что профессионал и так знает, что подобное явление всегда имеет место на объективах с фиксированным фокусным расстоянием. Вот, например, для нашего рассматриваемого объектива характеристики такие: Разрешающая способность (центр/край) — 40/20 линий/мм, т.е. и так понятно, что по краям резкость ниже. Но, поскольку мы используем данный объектив на «кропе», то для нас это явление не будет иметь большого значения.

 

Во всех приведенных фотографиях корректировалась только экспозиция в RAW (если требовалось). Резкость и контрастность везде оставлена без изменений.

 

Фотографирование на открытых диафрагмах.

 

На APS-C матрице Canon эквивалентное фокусное расстояние этого объектива составляет 93 мм. Т.е. прямое назначение этого объектива — съемка портретов. Портреты, как известно, снимают на открытой диафрагме, и вот тут нас ждет первый неприятный сюрприз. У данного объектива с конкретно этим переходным кольцом достаточно неприятный фронт-фокус. Поэтому на датчик подтверждения фокусировки на диафрагмах 2.0-2.8 уже можно не рассчитывать. Фокусировочные экраны у Canon можно поставить только в сервисном центре и ради этого объектива такого уж точно делать никто не будет.

 

 

Из-за малой глубины резкости, поле ГРИП будет как раз перед объектом съемки (как на картинке с кошкой, где датчик фокусировки подтвердил резкость по носу кошки на центральной точке, а в фокусе оказалась полоска асфальта перед ней).

 

Helios-44-M-4 

  

 

Поэтому для того, чтобы заставить нужный объект уместиться в зоне ГРИП придется делать 3-4 снимка с небольшим изменением фокуса. 

В результате, можно добиться следующего эффекта:

  

 

 

 

 

 

 

 

Что мы видим? Для портретной съемки резкости на F2-2.8 явно не хватает. А листочки фотографировать — это не наше увлечение. Придется закрывать диафрагму до F4. И вот тут объектив начинает показывать все, на что он способен. Картинка выглядит куда интереснее. На этой диафрагме уже можно работать по сигналу подтверждения фокусировки, но нужно очень внимательно следить за точкой фокуса. Резкость вполне приличная по всему полю кадра (за счет того, что из-за «кропнутой» матрицы используется только центральная часть объектива):

 

Helios-44-M-4 

 

 

 

 

  

 

 

Боке. На значениях диафрагмы 2-2.8 боке неплохое. На F4 оно, честно говоря, немного нервозное вкупе с присущим всем объективам Гелиос радиальным закручиванием. Хотя, некоторые скажут, что что-то в этом есть, но мне оно не нравится. На Helios 44-M-4 используется 6-лепестковая диафрагма.

 

 

 Боке на F4, 1/400, ISO 100. 

 

Фотографирование на закрытых диафрагмах.

Для начала сравним картинку и размытие фона на разных значения диафрагмы. Фокусировка во всех случаях установлена по листику на переднем плане.

 

 

 

F2

   

 

F2.8

 

 

F4

 

                   

F8

 

 

F16                                                                                                            

 

Все, что дальше, сфотографировано на F16.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заметно, что кадрам не хватает резкости, но в целом, неплохо. На уровне современных «китовых» объективов, и то, те могут похвастать похожей резкостью только на F8 и уж ГРИП такую точно не дадут. Возможно, ситуацию улучшила бы съемка со штатива и Гелиос показал бы нам «звенящую» резкость на закрытой диафрагме? Я думаю, все же, нет. Но особо уделять значению этому факту не будем, т.к. на объектив 93мм есть смысл снимать только портреты.

 

Качество изображения.

Если отбросить замыливание на многих значениях диафрагмы и рассматривать остальные параметры качества картинки, то с этим у Гелиос 44 все не так уж плохо. Можете посмотреть на кончики иголок у елки (диафрагма F2), заметны легкие зеленые ореолы вокруг, но это куда лучше, чем на многих современных объективах. На закрытой диафрагме все становится вообще идеально. Посмотрите на провода или на ветки, все четко и без искажений. Цветопередача отличная. Контрастность на открытой диафрагме тоже на уровне, уж точно лучше, чем на Canon EF 50mm f/1.8II.

 

 

 

Но случается и такое, как на картинке с храмом. Посмотрите как четко выражены аберрации на проводе, в том месте, где он на фоне неба. И обратите внимание, что более тонкий провод вообще меняет свой цвет на этих участках:

 

 

 

Helios-44-M-4

 

Helios-44-M-4

 

Управление и удобство использования.

Помимо того, что управление фокусировкой происходит в ручном режиме, приготовьтесь еще и к полностью ручной экспозиции. На диафрагмах F2-4 можно снимать в авторежиме с приоритетом диафрагмы. «Одуванчик» будет сообщать фотоаппарату всегда одинаковое значение F1.4. Но вот стоит вам попробовать диафрагменные числа 5.6-16, так тут уже начинается совсем что-то неладное. Погрешность авто-экспозиции может составлять до 2,5 единиц! Но т.к. основное предназначение этого объектива на «кропе» —  это съемка портретов, то F4 будет для вас оптимальным выбором, и в ручную настраивать выдержку вам, в большинстве случаев, не придется.

 

Ход фокусировочного кольца очень плавный и длинный, но очень тугой. Помимо этого, он инерционный, что полезно для видеосъемки, но об этом ниже.

В принципе, если отбросить прочие условия, то крутить Гелиос значительно приятнее и удобнее, чем тот же дешевенький Canon EF 50mm f/1.8II.

Еще меня удивила система срабатывания подтверждения резкости на фотоаппарате. На обычных «кэноновских» USM объективах с гораздо более скоростных ходом фокусировочного кольца, поймать фокус в ручном режиме получается значительно легче. Хотя должно быть все, как раз, наоборот.

 

Использование для видеосъемки.

Поскольку основной род моей деятельности это видеосъемка, то немного слов о том, как я нахожу применение этому объективу. Из-за отсутствия стабилизатора снимать на него с рук невозможно. Но я с рук и не снимаю никогда, всегда используется риг, штатив или стедикам.

В кинопроизводстве объектив 85мм — незаменим. Вы просто обязаны иметь 35 мм, 85 мм и 135 мм, плюс широкоугольный объектив и хороший телевик на ваш вкус. Но для обычных съемок, вполне достаточно полнокадрового Canon EF 24-105mm f/4L IS USM на Марк III. На «кропе» же он превращается в 38-168, поэтому можно использовать его в связке с широкоугольным объективом, либо снимать такие сцены вообще на другую камеру (что гораздо быстрее при наличии ассистента).

 

Так зачем же нам использовать старенький Helios 44-M-4 для видеосъемки? Я его использую при записи интервью в темных помещениях на диафрагме 2.8, чтобы не ставить внешнее стационарное освещение, пожирающее киловатты и нагревающее комнату. Но вот что действительно круто в этом объективе — так это инерционное кольцо фокусировки! По физическим ощущениям, оно такое же как на профессиональных  кинообъективах Canon PL-mount. То есть вы можете плавно управлять фокусом на движущихся объектах даже без использования фоллоу-фокуса. Кстати, на Гелиос вы его и так не сможете поставить. Во-первых, из-за того, что кольцо фокусировки не круглое, а во-вторых, что на фоллоу-фокусе усилие будет еще больше и вы его либо не сможете крутить, либо поломаете, ну или разболтаете всю систему.

 

Примеры снимков:

Helios-44-M-4

 

 

Helios-44-M-4

 

 

 

 

Helios-44-M-4

                               

 

 

Выводы: для себя я пришел к выводу, что этот объектив можно использовать лишь в некоторых случаях, а лучше не использовать вообще. Хорошую картинку этот объектив выдает только на F4. На F2-2.8 не хватает резкости, плюс заморочки из-за фронт-фокуса с китайскими переходными кольцами. Из-за дерганого боке, диафрагмы 5.6-11 практически не применимы для художественной съемки. На F16, опять же, немного не хватает резкости (либо использовать штатив, либо поднимать ISO, немного поможет). Из-за отсутствия стабилизатора снимать на F16 на кропнутых матрицах проблематично, т.к. выдержки становятся слишком длинными и получаются смазы, да и вообще, зачем снимать пейзажи на 93мм?

 

Достоинства: высокое качество изготовления как механической, так и оптической части. Хорошие цвета, высокая контрастность, маленькие аберрации. Длинный и плавный ход кольца фокусировки. Также может подойти для некоторых видов видеосъемки.

Недостатки: Как портретник резкий только на F4. Экспозамер корректно работает только до F4. Все, что поуже — ручная экпозиция. Тугой ход кольца фокусировки.

Как быть? Гораздо проще и удобнее купить Canon EF 50mm f/1.8II за 100$, при этом будет и афтофокус и правильный экспозамер. На F2 кэноновский фикс будет точно значительно резче, но если вы хотите снимать портреты исключительно на F4, то можно приловчиться и к особенностям управления Гелиосом. По цветопередаче и контрасту Гелиос однозначно впереди за счет лучшего качества оптики, хотя все это моментально подкручивается в RAW-конверторе. Также не забывайте, что у Гелиоса очень много модификаций и некоторые отличаются по качеству весьма значительно. 

 

Так что снимайте, экспериментируйте, ведь настоящая фотография -это всегда эксперимент. Купить Гелиос-44-М-4 можно от 150 до 350 грн. Подумайте, может сразу лучше взять полностью автоматический «фикс».  Ну а если вы профессионал, то и сами знаете, что объективы такого плана совсем не для вас.

 

Видео, снятое с применением этого объектива:

www.burn-media.ru

Сравнительный обзор объектива MC Helios 44m-4

Объектив МС Гелиос 44м-4 почти мой ровесник, разработан в 1981 году. Это аналог Гелиос 44м-4, но с многослойным просветлением.

МС Гелиос 44м-4

Приобрести подобный объектив можно за очень небольшие деньги (экземпляр на картинке куплен за 200 грн), и, если верить отзывам, он «очень неплох». С одной стороны, «очень неплох» — понятие растяжимое. А с другой стороны — объективы более солидных марок стоят намного дороже (600+ грн).

Так стоит ли переплачивать, покупая портретники Canon, Minolta или Nikkor, если вокруг полно почти бесплатных Гелиосов?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Зато есть описание достоинств, недостатков, и много красивых картинок для сравнения под катом.

Сам объектив мне очень понравился. Простой и удобный. Диафрагма с полустопами, удобное кольцо фокусировки. Резьба М42, с помощью переходника легко установился на Panasonic G3. А вот с Sony Nex возникли проблемы из-за использования сразу двух переходников.

МС Гелиос 44м-4 с резьбой М42

Дело в том, что у Гелиоса нет запаса хода по фокусировке на бесконечность, и если переходник окажется чуть «толще», чем положено, бесконечность будет потеряна. Это можно рассматривать как достоинство: очень просто «ловить» бесконечность, нужно всего лишь прокрутить кольцо фокусировки до упора. Или как недостаток: при использовании нескольких переходников могут возникнуть проблемы.

MC Helios 44m-4

Диафрагма из шести лепестков, белая.

Panasonic g3 с МС Гелиос 44м-4

Объектив очень компактен по сравнению с другими портретниками моей коллекции. Отлично смотрится на небольшой камере.

Портрет с МС Гелиос 44м-4

С помощью Гелиоса 44м-4 можно делать отличные портреты. Диафрагма 2.0 вполне рабочая: никаких проблем с резкостью или искажениями. Боке очень необычное, я бы назвал его интересным: иногда его хочется рассматривать больше, чем основной сюжет фотографии. Но, наверное, быстро приестся.

Резкость

Один из самых важных параметров любого объектива — резкость получаемой картинки.

Чтобы оценить четкость изображения я сделал серию снимков миры на разных диафрагмах. Ниже приведены кропы из фотографий тестовой миры при разных значениях диафрагмы (кликните, чтобы просмотреть в полном размере). Эти снимки можно сравнить с аналогичными снимками других протестированных мной объективов.

Тест резкости МС Гелиос 44м-4, мира

Объектив достаточно резок для того, чтобы делать отличные портреты. Хотя немного уступает импортным аналогам. Резкость значительно падает к краям при открытой диафрагме. Для портрета это не критично, но для технических или пейзажных снимков подходит плохо (хотя обычно они на такой диафрагме и не снимаются). При диафрагме выше 4.0 мало отличается от более дорогих собратьев.

Макросъемка

Макрофотография MC Helios 44m-4

Макросъемка этим объективом заслуживает отдельного повествования.

Macro MC Helios 44m-4

Накрутив полный комплект макроколец, я (внезапно!) обнаружил, что в моей коллекции нет ни одного объектива, который бы так идеально подходил для макросъемки.

Макро МС Гелиос 44м-4

Обычно я использую для этих целей Canon FL 50 mm f1.4. Но по сравнению с ним Гелиос обеспечивает намного большую резкость, причем она почти не падает к краям.

macro-canon
Этот макроснимок участка ЖК монитора сделан с помощью Canon FL 50 mm f1.4. Диафрагма 8.0.

macro-canon-center
Центральная часть макроснимка сделанного с помощью Canon FL 50 mm f1.4.

macro-canon-border
Край макроснимка сделанного с помощью Canon FL 50 mm f1.4.

macro-helios
Этот макроснимок участка ЖК монитора сделан с помощью МС Гелиос 44м-4. Те же параметры съемки, но картинка заметно темнее из-за того, что кольцо фокусировки было установлено в минимальное положение.

macro-helios-center
Центральная часть макроснимка сделанного с помощью МС Гелиос 44м-4.

macro-helios-border
Край макроснимка сделанного с помощью МС Гелиос 44м-4

Правда у Гелиоса есть одна небольшая особенность. При фокусировке на близком расстоянии «хоботок» объектива выдвигается вперед. При этом светосила немного падает. На портретах это незаметно, а вот для макросъемки лучше установить кольцо фокусировки на бесконечность, иначе потеряете несколько стопов(!) светосилы.

Еще один немаловажный плюс — почти полное отсутствие хроматических аббераций.

Вывод

Макросъемка с МС Гелиос 44м-4

Во многих случаях МС Гелиос 44м-4 — идеальный бюджетный портретник для камер с кропнутой матрицей. Простой, надежный и удобный. Он отлично подходит для портретов и макросъемки, а так же художественных экспериментов. У объектива очень интересное неповторимое боке, уже успевшее обрасти легендами. Но самое главное его достоинство — чрезвычайно низкая цена, позволяющая почти без затрат попробовать свои силы в серьезной фотосъемке.

Если же есть лишние деньги и хочется выжать максимум из старой оптики, то на барахолках вполне можно найти что-то более светосильное и резкое.

Скорее всего, вас так же заинтересует сравнение MC Helios 44M-4 с Helios 44M и MC Helios 81H.

badevlad.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *