Музей в балаклаве: Балаклавский подземный музейный комплекс — официальный сайт

Музей подводных лодок в Балаклаве

Одним из самых культовых объектов советского прошлого в Крыму является знаменитая Штольня – бывший суперсекретный завод по ремонту подводных лодок. Находится она в Балаклаве – на берегу длинной извилистой бухты, практически не видимой с моря и идеально подходящей по рельефу окружающих её берегов для размещения здесь военного порта. Сегодня здесь находится один из самых популярных и посещаемых объектов в Крыму – музей «Балаклава».

Уникальная военно-морская база

После создания ядерного оружия и особенно после применения его американцами в Хиросиме и Нагасаки в мире воцарилась очень напряженная обстановка — слишком велика была вероятность начала Третьей мировой войны. Советское правительство прекрасно понимало, что ядерное оружие будет в первую очередь применяться неприятелем для уничтожения важнейших промышленных и военных объектов. Именно поэтому стали приниматься меры по их защите.

Выполняя директиву И.В.Сталина о создании специального парка подводных лодок на Черном море, было решено построить специальное гидросооружение. Речь шла не о простых подлодках, а о субмаринах с ядерным оружием на борту. Их важно было спрятать, и балаклавская бухта подошла для выполнения этой задачи прямо-таки идеально. В 1947 году ленинградский проектный институт «Гранит» разработал проект морской базы для защиты черноморского подводного флота на случай ядерной войны. Проект визировал лично Иосиф Сталин, а строительство комплекса шло под контролем Л.П. Берии.

И в начале 50-х годов прошлого века внутри нависающей над балаклавским берегом горы Таврос началось строительство уникального военного объекта с доками – как подводными, так и сухими. Здесь же решено было разместить и хранилище ядерного торпедного арсенала. Штольня могла единовременно принять внутри до полутора десятка лодок.

Площадь комплекса составляла 15 тысяч квадратных метров. Примечательно, что в случае начала ядерной войны балаклавская подземная база способна была вместить в себя не только персонал ремонтного комплекса, но также военнослужащих ближайших частей и гражданское население самого города.

Сооружение столь мощного объекта завершено было уже при Хрущеве – в начале 60-х годов.

Совершенно секретно

Секретность объекта тщательно охранялась. У Штольни было три поста военной охраны. Заходить в подземный комплекс подлодки могли только в темное время суток. Один из важнейших элементов комплекса — Южный батопорт. Это – массивный морской затвор, который помогает защитить бухту от поражающих эффектов ядерного взрыва. Затвор представляет собой полую металлическую конструкцию с габаритами 18х14х11 метров. Вес его — 150 тонн! Когда-то вход в канал Штольни был также прикрыт специальной маскировочной сетью под цвет скал. Сеть имела весьма внушительные размеры и натягивалась при помощи лебедки.

Вся база была поделена на многочисленные уровни секретности. Некоторые полы и коридоры имели специальную окраску. Персонал сотрудников балаклавского комплекса давал подписку о неразглашении – и на время работы здесь, и еще на 5 лет после увольнения.

Штольня в наши дни

Легендарный подземный военный объект пережил распад Советского Союза и даже использовался до 1993 года. Последняя подводная лодка вышла из Балаклавской бухты в 1996 году. Затем украинское правительство объявило о ненужности завода государству и оставило его без охраны. Уникальную базу разграбили подчистую. Сняли и продали на металлолом все содержимое доков, даже многотонные ворота увезли. И только несколько лет спустя территорию объявили музеем.

Сегодня у его входа ежедневно наблюдаются огромные очереди: туристы и гости крымского полуострова стремятся познакомиться с этим сооружением. Одни называют его памятником времен холодной войны. Другие же — памятником эпохе могущества советского оружия и всего советского государства.

Музейный комплекс включает в себя: ремонтно-технический цех; топливные хранилища для хранения сырья; заводской цех по ремонту кораблей с доком на суходоле; отсек для сборки и испытаний ядерных ракет; укрытия для подлодок.

Главные музейные экспозиции:

  • главная вентиляционная установка на входе в объект 820 РТБ;
  • техническая зона объекта 820 РТБ с пультами управления вентиляцией и климатом, понижающей подстанцией, кладовой, агрегатной, учебными классами, прочими служебными помещениями;
  • макеты дизель-электрической подводной лодки, а также ядерной торпедной боеголовки;
  • экспозиции «Подводные силы Черноморского флота в Великой Отечественной войне», «Подводные силы Черноморского флота СССР», «Краткая история строительства фортификационных сооружений Севастополя», а также «Карта подземных сооружений Севастополя и стенды с фамилиями строителей объекта».
  • хранилище торпед с макетом тяжёлого авианесущего крейсера «Киев»;
  • мостик через морской канал;
  • придоковая площадка;
  • батопорт сухого дока;
  • потерна завода по ремонту подводных лодок;
  • арсенальный дворик, в котором размещены образцы торпед и мин, а также самолёт ЯК-38 с вертикальным взлётом и посадкой.

Как добраться

Вначале нужно доехать до 5-го километра Балаклавского шоссе — троллейбусами №№ 17 и 20, автобусами №№ 26, 20 и 17. Выйти на конечной остановке и пересесть на автобусы №№ 99, 94 или 9. Проехать до остановки «Оболонь», повернуть вправо и пройти 10-15 минут пешком к западной части Балаклавской бухты, ко входу в музей.

«В Балаклаве после реконструкции открылся музей-укрытие подлодок» в блоге «Культура, Спорт, Общество»

 © cdnimg.rg.ru

Балаклавский подземный музейный комплекс открылся после реконструкции, выполненной военными строителями в рекордные сроки. В музее была обновлена экспозиция, появились новые экспонаты, мультимедийные экраны, подсветка и звуковые эффекты, отремонтированы помещения площадью 19 тысяч квадратных метров.

— Военные строители за два месяца превратили музей в новый современный арт-объект, — рассказал журналистам заместитель министра обороны России Тимур Иванов, посетивший сегодня музейный комплекс. — Мы действуем поэтапно. Первым проектом была Дорога памяти на территории главного храма Вооруженных сил России, а сейчас продолжение — этот музей, посвященный Черноморскому флоту и подводным лодкам. Здесь завершен первый этап, осенью приступим к реализации второго.

 © cdnimg.rg.ru

Замминистра сообщил, что в Балаклавский музей будут переданы новые экспонаты от Центрального военно-морского музея МО Российской Федерации и Черноморского флота, в том числе — подводная лодка проекта 633, которую можно будет осмотреть изнутри.

В результате реконструкции музей получил современные системы вентиляции и очистки воздуха, видеонаблюдение, помещения были защищены от сырости и влаги, стены очищены и покрыты специальной краской, а полы забетонированы.

Директор музея Юрий Тарариев сообщил, что Музей фортификационных сооружений, в состав которого входит Балаклавский подземный комплекс, был передан Управлению специальных проектов минобороны России. Это позволило провести такую масштабную реконструкцию в короткие сроки. Работы начались 19 февраля, а уже 9 мая музей принял первых посетителей. Строители работали в несколько смен, даже ночью. В результате бывший секретный военный объект был впервые приспособлен к работе в качестве современного музея и подготовлен к приему большого потока туристов. По словам директора, до реконструкции комплекс посещали около 250 тысяч человек в год.

— Если раньше мы рассказывали на словах, как все могло происходить во время ядерного удара, то сейчас человек может все это прочувствовать на себе, увидеть, как идет взрывная волна, услышать работу счетчика Гейгера, — говорит Тарариев. — Ядерный арсенал теперь представлен в истинном виде, можно проследить всю процедуру загрузки торпед на подводную лодку. Рядом выставлены модели кораблей — носителей ядерного оружия. Это первый авианесущий крейсер «Киев», атомный крейсер «Адмирал Нахимов», ракетный корабль на воздушной подушке «Бора», который и сегодня находится на вооружении флота.

Из новых экспонатов — гусеничный подводный аппарат МТК-200, напоминающий луноход. Это уникальная разработка советских конструкторов, предназначенная для поиска затонувших подлодок. В 1970-х годах в СССР было выпущено всего три таких аппарата. Также музею был передан настоящий спускаемый космический аппарат «Союз», который был в космосе. Долгое время он использовался на Черноморском флоте для тренировок космонавтов на случай приводнения.

Экскурсию завершает пантеон памяти, в котором под потолком развешаны белые бумажные кораблики, а навстречу зрителю плывут лица погибших моряков.

— Пантеон памяти появился по инициативе Тимура Иванова, — говорит Тарариев. — В нём представлены 3,5 тысячи портретов подводников, воевавших в годы Великой Отечественной войны.

О базе в Балаклавской бухте

Засекреченная подземная база ВМФ создавалась в середине прошлого столетия для обслуживания подводных лодок и могла выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью в 100 кт, что в пять раз превышает силу удара по Хиросиме. Сложное фортификационное сооружение создавалось подземным способом в толще горы, что давало возможность развивать сеть подземных галерей на заданной глубине от поверхности земли.

Согласно проекту, в состав противоатомного подземного комплекса должно было войти несколько автономных объектов, в том числе объект 825 ГТС «гидротехническое сооружение» — укрытие для подводных лодок и экипажей 613-го и 633-го проектов, специальный цех судоремонтного завода с сухим доком, минно-торпедная часть для приготовления и проверки торпед, топливное хранилище на 9 500 тонн.

В 1958 году проект был доработан и дополнен новой подземной ремонтно-технической базой — арсеналом для хранения и подготовки ядерных боеприпасов.

Работы по созданию подземного комплекса велись круглосуточно — в три смены. Прокладка тоннелей производилась с помощью взрывов направленного действия. В толще восточного склона горы Таврос построены подземные дороги, шлюзовые камеры, цеха завода, арсенал, хранилища горючего, кабинеты, причалы, глубоководный канал и сухой док. В 1961 году в доке стояла первая подлодка.

В канале (длина 602 метра) засекреченного объекта могло разместиться семь подлодок. Заводская инфраструктура была полностью изолирована от внешнего мира с помощью перекрытых подводных шлюзов. Боевые лодки ремонтировались в автономном режиме и выходили через специальный канал прямо в открытое море. В целях конспирации в подземный комплекс впускали и выпускали только по одной субмарине и только в ночное время. Поэтому сосчитать количество лодок, на которых к тому же часто меняли бортовые номера, в Балаклаве было почти невозможно.

Последняя российская подлодка покинула Балаклаву в марте 1995 года. И город, и порт, и вся гавань полностью перешли под юрисдикцию Украины.

Подземный комплекс вывели из эксплуатации и передали местной власти. Все производственные мощности (дорогостоящие станки и оборудование с драгметаллами) вывезли в неизвестном направлении.

 © sev.gov.ru

 © cdnimg.rg.ru

 © cdnimg.rg.ru

 © cdnimg.rg.ru

 © cdnimg.rg.ru

 © cdnimg.rg.ru

 © sev.gov.ru

 © sev.gov.ru

 © sev.gov.ru

 © cdnimg.rg.ru

https://sev.gov…fo/news/154736/

https://tass.ru…hestvo/11402477

Источник: https://rg.ru/2021/05/18/reg-ufo/fo…krylsia-muzej-ukrytie-podlodok.html

Военно-морской музейный комплекс Балаклава: заброшенная база советских подводных лодок

Gravereviewer Оставить комментарий

Военно-морской музейный комплекс Балаклава
Автор: JEH
Под редакцией: Grave Reviews Staff в Балаклавской бухте, Крым. Первоначально называвшаяся «Объект 825 ГТС», подземная база подводных лодок использовалась СССР в качестве базы технического обслуживания или ремонта советского Черноморского флота. В настоящее время база подводных лодок служит музеем Крымской войны.

История объекта 825 ГТС

Через некоторое время после Второй мировой войны СССР и США, обладающие мощным ядерным оружием, угрожали друг другу упреждающими ударами и ответными ударами. Так стартовал проект по созданию места, где СССР мог бы разместить подводные лодки для ответного ядерного удара.

Они выбрали Балаклаву как лучшее место для секретного проекта, потому что район не был виден из открытого моря. Балаклава уже веками использовалась как действующий военный порт, а в 1950-х годах место стало домом для Объекта 825 ГТС. Военный объект предназначался для размещения, ремонта и обслуживания подводных лодок проектов 613 и 633. Однако место было рассчитано на размещение до 14 подводных лодок в случае необходимости.

Строительство подземной базы длилось восемь лет, с 1953 по 1961 год. Для завершения строительства с горы Таврос было вывезено около 120 тысяч тонн горных пород. Чтобы гарантировать, что операция оставалась совершенно секретной, они перевозили материалы ночью.

Военная база считалась практически неразрушимой, так как была построена так, чтобы выдержать прямое попадание ядерной бомбы мощностью до 100 килотонн. Для сравнения, он может выдержать бомбу в пять раз мощнее, чем бомба, сброшенная на Хиросиму.

На случай ядерной атаки 1500 военнослужащих базы, а также жителей Балаклавы хватило запасов еды, воды, электричества и вентиляции на 30 дней.

Судьба объекта 824 ГТС после распада СССР

В 1993 году начался процесс вывода из эксплуатации, и удаление подводных лодок с базы продолжалось до 1996 года. Забытая и неохраняемая база часто подвергалась разграблению, при этом большая часть металлических конструкций была разграблена.

Делимся своей историей

В 2000 году Российская Федерация подарила заброшенную базу ВМС Украины. Он оставался в упадке до 2003 года, когда Севастопольская «Морская комиссия» предложила строительство музея.

База переименована в Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» и открыта для посетителей 1 июня 2003 года. В музее есть тематические выставочные залы, стоящая у подземного пирса подводная лодка, туристический центр, кинозал, подземный мемориал. посвященный погибшим подводникам.

Как посетить военно-морскую базу

Музей расположен по адресу: улица Таврическая набережная, дом 22, Балаклавский район, Севастополь, Крым. Существует множество местных и онлайн-бронирований для тех, кто хочет воплотить в жизнь свои фантазии об агенте 007 или просто насладиться уникальным музейным опытом.

Будущее военно-морского музейного комплекса

Ходят слухи, что Россия рассматривает возможность восстановления базы подводных лодок. Однако только они могут знать, что ждет эту заброшенную военную базу в будущем.


Вам нравится Военно-морской музейный комплекс Балаклава? Комментарий ниже.

Вам также может понравиться наша статья о SS Ourang Medan.

Рубрики: Исторические С тегами: #balakava, #navalmuseum

Балаклава, гравюра «Последний звонок» — Музей лошадиной силы

35,00 фунтов стерлингов

Размеры (включая рамку): Ш500 мм x 660 мм

В наличии

Балаклава «Последний звонок» Количество распечаток

Артикул: PR008 Категория: Плакаты и принты Теги: 11-й гусарский полк, Крым, Гравюры

  • Описание
  • Дополнительная информация

Описание

Репродукция из книги Ричарда Кейтона-Вудвилля «Последний звонок». Воображаемая сцена из Балаклавской битвы 25 октября 1854 года, когда трубач 11-го гусарского полка (ПАО) ранен во время «последнего звонка» во время атаки легкой бригады. Оригинал картины принадлежит королевскому гусарскому полку.

Ричард Кейтон Вудвилл-младший (1856–1819 гг. )27) был английским художником и иллюстратором, наиболее известным своими батальными сценами, в том числе многими из Крыма. «Последний звонок», написанный в 1915 году, был его последней балаклавной картиной.

Примечание: Военнослужащие Королевских гусар получают скидку на этот товар. Перед заказом свяжитесь с нами по адресу: [email protected]

Дополнительная информация

Вес 501 г
Размеры 630 × 55 мм

ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШУ НОВОСТНУЮ БЮЛЛЕТЕНЬ

Получайте наш Ежеквартальный информационный бюллетень и регулярные обновления от музея, включая новости, выставки, ежемесячные статьи, события и многое другое.

быстрые ссылки

социальные сети

информация

  • Список попечителей