Музей подводных лодок севастополь: Контакты — Балаклавский подземный музейный комплекс

В Севастополе начали буксировку подводной лодки в музей Балаклавы

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

12.11.2021 13:14

Власть

Текст:

Юлия Крымова (Севастополь)

Буксировка подводной лодки С-49 проекта 633РВ из Южной бухты Севастополя в подземный музейный комплекс «Балаклава» началась сегодня утром. Об этом «РГ» сообщила замдиректора музея Светлана Миненко. Подлодка уже прошла мыс Фиолент и сейчас приближается к Балаклаве.

— Лодка была передана музею и проходила ремонтно-восстановительные работы в Северном доке Севастополя, — рассказала Миненко. — Восстановили и заменили практически весь легкий корпус, подготовили к музеефикации. Сегодня буксируют из Севастополя в Балаклаву, где она займет почетное место в сухом доке Балаклавского подземного комплекса.

Согласно данным с вебкамер, около 12:30 субмарина на буксире прошла возле мыса Фиолент.

Подлодку планируют заводить в канал подземного комплекса между 13 и 16 часами дня. Движение по Таврической набережной Балаклавы будет перекрыто. Понтонный автомобильный мост у входа в канал отведут в сторону, чтобы открыть путь субмарине. За несколько недель до транспортировки подлодки мост прошел проверку, его отводили из канала.

Сухой док подземного комплекса был также был подготовлен для установки субмарины. Она займет историческое место именно там, где раньше выполнялся ремонт подлодок.

— В доке был проведен ремонт, его осушили, восстановили малый батопорт, который герметично закрывает сухой док, — говорит представитель музея. — В доке также подготовили бетонные киль-блоки, на которые станет лодка.

Последняя подлодка покинула секретный подземный комплекс в Балаклаве в 1991 году, 30 лет назад. Все это время сухой док был заполнен водой, объект не функционировал. С 2003 года в нем был открыт музей, а в 2014 году он перешел под управление минобороны РФ. В начале 2021 года в музее прошла масштабная реконструкция, он открылся для посетителей в мае. После этого начались восстановительные работы в сухом доке.

Пока туристы будут смотреть на подводную лодку сверху, со смотровой площадки. В дальнейшем музей планирует предоставить доступ в сам сухой док, чтобы лодку можно было осмотреть со всех сторон. Рассматриваются также варианты проведения экскурсий внутри субмарины, но для этого нужна длительная подготовительная работа.

Как сообщили «РГ» в пресс-службе Черноморского флота, подводная лодка С-49 (ПЗС-50) была выведена из состава флота в 1996 году, после чего использовалась как зарядная станция. Ее передали музею несколько месяцев назад, после этого субмарину поставили в док на ремонт.

Справка «РГ»

Дизель-электрические подводные лодки проекта 633 строились с 1957 по 1961 год. В 1971-1980-х годах две подлодки С-49 и С-11 были модернизированы по проекту 633РВ для испытаний противолодочных ракетных комплексов «Водопад» и «Ветер».

ТелеграмВКонтакте

Темы дня:

Как лечили и развлекали детей на черноморских курортах России на рубеже XIX–XX веков

В Москве под слоями штукатурки нашли дореволюционную вывеску. «Родина» выяснила, что на ней написано

Американский летчик с русскими корнями: 40 вылетов в тыл нацистов

Секретные битвы на 38-й параллели

В операции по освобождению Орловщины отразился весь 1943-й, год коренного перелома в войне

В Балаклавском подземном музейном комплексе открылись новые экскурсионные возможности (ВИДЕО)

Спуститься в сухой док и пройтись под килем настоящей подводной лодки. Такая возможность впервые появилась у севастопольцев и гостей города с 18 мая. В Балаклавском подземном музейном комплексе открылись новые экскурсионные возможности

Длина — 78 м, ширина чуть больше шести. Настоящая дизель-электрическая подводная лодка «С-49», отслужив верой и правдой Отечеству, с прошлого года в Севастополе получила вторую жизнь — экспозиционную. Это самый главный экспонат Балаклавского подземного музейного комплекса. Так говорят о ней сами сотрудники.

Павел Плеханов, директор Балаклавского подземного музейного комплекса:

«Это лодка 633-РВ. Испытательная лодка, которой в прошлом году 21 декабря было 60 лет. Она возродилась заново. Это самый главный экспонат, в который коллектив вложил душу. Мы ее, можно сказать, воссоздали заново, потому что было поменяно 80% легкого корпуса».

Еще год назад на подлодку можно было смотреть только сверху. Теперь же — доступ ко всему корпусу открыт. И это новая вводная экскурсионного маршрута. При желании, к исторической боевой субмарине можно прикоснуться буквально. Для этого была проделана большая работа.

Лариса Остапенко, начальник управления туризма Севастополя:

«Впервые за 19 лет был осушен док, где сейчас и базируется подводная лодка. Большинство туристов, приезжая к нам в город, стремятся посетить непосредственно именно данный комплекс».

Игорь Михеев, заместитель губернатора Севастополя:

«Это уникальные сооружения, которые были созданы, это гордость ЧФ, подводного флота. Это до сих пор все сохранено и, во-вторых, это стало доступным».

Доступ вовнутрь подлодки пока закрыт. Через 3-4 года справятся и с этой задачей, уверяют сотрудники музейного комплекса. А пока атмосферу сурового быта и службы подводников отразили в новой экспозиции «Витязи черноморских глубин». Ее торжественно открыли к годовщине масштабной реконструкции музейного комплекса.

Практически в натуральную величину здесь собрана инсталляция «В отсеках дизель-электрической подводной лодки». В разрезе она детально показывает все условия и нюансы подводной жизни военных.

Елена Миненко, заместитель директора Балаклавского подземного музейного комплекса:

«Захотелось показать нашим посетителям, как же внутри выглядит подводная лодка. Как в маленьком пространстве большой коллектив должен был ужиться на протяжении довольно долго времени. Представлены три основных отсека подводной лодки: первый торпедный, центральный пост, также показаны рубка радиста и штурманская рубка, ну и, конечно же, как проходил досуг на подводной лодке».

Здесь же представлено больше половины из тысячи экспонатов, находящихся в запасниках Военно-исторического музея фортификационных сооружений. Наградной фонд подводников, образцы приборов, штурманское и аварийно-спасательное оборудование, приборы управления торпедной стрельбы раскрывают темы советской и современной гидронавтики, истории 14-й дивизии подводных лодок Краснознаменного Черноморского флота. Отдельное место занимает тема, посвященная гибели подлодки «Курск»: фрагмент корпуса погибшей субмарины, тужурка со дна Баренцева моря, фотографии и личные вещи моряков. Из 118 членов экипажа — 18 были севастопольцами.

Павел Плеханов, директор Балаклавского подземного музейного комплекса:

«Чтобы помнили, что они остаются у нас в сердцах, и не забывали. В этом году уже будет 22 года с момента трагедии. Это большая потеря для Российского флота, для каждого россиянина».

В прошлом Балаклавский подземный музейный комплекс представлял собой сеть совершено секретных военных объектов по ремонту, укрытию и вооружению подводных лодок. Сегодня это — современный музей нового поколения с интерактивными площадками, мультимедийными зонами со световыми и шумовыми спецэффектами.

Бывшая сверхсекретная база подводных лодок в Крыму стала музеем : NPR

Бывшая сверхсекретная база подводных лодок в Крыму стала музеем теперь музей с антиамериканским посланием.

Европа

Услышано во всех случаях

Бывшая сверхсекретная база подводных лодок в Крыму теперь музей

Секретная подземная военно-морская база в Крыму, предназначенная для сохранения советских подводных лодок на случай ядерной атаки, превратилась в музей с антиамериканским посылом.

ОДИ КОРНИШ, ВЕДУЩАЯ:

На протяжении столетий Россия считала Крымский полуостров стратегическим объектом для проецирования силы через Черное море в Турцию и дальше. Полуостров усеян военными объектами, старыми и новыми. Лучиан Ким из NPR посетил некогда сверхсекретную базу подводных лодок времен холодной войны.

ЛУЧИАН КИМ, ПОДПИСКА: Сегодня белые яхты качаются в Балаклавской бухте, тихой бухте, скрытой от глаз открытых вод Черного моря. Но 30 лет назад это была запретная зона в Севастополе, и вместо яхт эту идиллическую бухту занимала советская 14-я дивизия подводных лодок. Юрий Тарарьев, бывший капитан советского флота, служил на подводной лодке, предназначенной для запуска ядерного Армагеддона.

ЮРИЙ ТАРАРИЕВ: (через переводчика) Когда мы выходили в море, мы брали на борт ядерные боеголовки и были готовы применить их, если прикажут.

КИМ: Конечно, до этого не дошло. Но советский флот был готов выдержать первый американский удар, в том числе и прямое попадание по здешней базе подводных лодок.

ТАРАРИЕВ: (через переводчика) Чтобы вы понимали, каким-то образом самолет должен был пробить всю нашу ПВО и сбросить сюда ядерную бомбу, поднимается грибовидное облако, морская вода заливает залив и покрывает вершины холмов, а затем стена вода обрушивается на эти ворота, которые сдерживают их.

КИМ: Тарариев указывает на ворота, представляющие собой гигантский металлический куб весом 165 тонн, который запечатал бы базу во время ядерной войны. Сегодня на базе находится музей, а Тарариев его директор. Он ведет меня внутрь.

ТАРАРИЕВ: (Разговаривает на иностранном языке).

КИМ: Тарариев говорит, что со слезами на глазах наблюдал, как в 1992 году последняя субмарина вышла в море и с заброшенной базы было разграблено все ценное. Крым внезапно стал провинцией независимой Украины.

(ЗВУК ИЗ АРХИВНОЙ ЗАПИСИ)

ПРЕЗИДЕНТ ВЛАДИМИР ПУТИН: (Разговор на иностранном языке).

КИМ: Это президент России Владимир Путин оправдывает российскую оккупацию Крыма в 2014 году. Он сказал, что аннексия предотвратит попадание военно-морских баз Крыма в руки НАТО. Как и многие крымчане, Тарариев приветствовал аннексию. А сейчас его музей находится в ведении Минобороны в Москве. Он передает меня помощнице Татьяне Степанцевич, чтобы она провела меня к сердцу базы, построенной под 400-футовой скалой.

Мы идем по туннелю, изогнутому для отражения ударных волн от взрыва бомбы мощностью 100 килотонн. Во время холодной войны здесь было достаточно запасов, чтобы продержаться 30 дней.

ТАТЬЯНА СТЕПАНЦЕВИЧ: Перед нами сухой док. Именно здесь ремонтировали подводные лодки.

КИМ: Субмарины были доставлены в док глубоко под горой по длинному подземному каналу.

СТЕПАНЦЕВИЧ: Так сейчас мы перейдём канал по этому мосту. Это довольно мирно. Вы можете увидеть несколько уток на нашем канале.

КИМ: Утки?

СТЕПАНЦЕВИЧ: Да. Ты их видишь?

КИМ: Ого. Мы добрались до самой секретной части базы, где хранились ядерные боеголовки перед загрузкой на подводные лодки. Я спросил своего гида, родившегося после распада Советского Союза, что она думает о новой напряженности в отношениях между Россией и Соединенными Штатами.

СТЕПАНЦЕВИЧ: Я думаю, что возвращаться к тем временам вообще-то нехорошо. Было бы отличной идеей дружить и сотрудничать, а не воевать, даже если это так называемая холодная война.

КИМ: Она говорит, что секретные базы подводных лодок лучше всего использовать как музеи. Лучиан Ким, NPR News, Балаклава, Крым.

Copyright © 2018 NPR. Все права защищены. Посетите страницы условий использования и разрешений нашего веб-сайта по адресу www.npr.org для получения дополнительной информации.

Стенограммы NPR создаются в спешке подрядчиком NPR. Этот текст может быть не в своей окончательной форме и может быть обновлен или пересмотрен в будущем. Точность и доступность могут отличаться. Официальной записью программ NPR является аудиозапись.

Сообщение спонсора

Стать спонсором NPR

Подземная база подводных лодок и хранилище ядерных боеголовок (сейчас музей)

Украина / Севастополь / Севастополь / Мраморная улица / улица Мармырова
Мир / Украина / Севастополь / Севастополь , 12 км от центра (Севастополь) Мир / Украина / Севастополь

  верфь , закрытая , подземное сооружение , военный музей , исторический музей


Один из памятников представляет собой подземную, ранее засекреченную базу подводных лодок, которая действовала до 1993 года. Говорят, что база практически неразрушима и рассчитана на то, чтобы выдержать прямое атомное воздействие. В тот период Балаклава была одним из самых секретных жилых районов Советского Союза. На базе в свое время работало почти все население Балаклавы; даже члены семьи не могли посетить город Балаклава без уважительной причины и надлежащего удостоверения личности. База продолжала функционировать после распада Советского Союза в 1991 до 1993 года, когда начался процесс вывода из эксплуатации. В ходе этого процесса были удалены боеголовки и маломощные торпеды. В 1996 году последняя российская подводная лодка покинула базу, которая теперь открыта для публики для экскурсий по системе каналов, базе и небольшому музею, который сейчас находится на старом складе боеприпасов глубоко внутри склона холма.

В 1957-1961 годах в Балаклаве был построен подземный завод по ремонту и оснащению подводных лодок — «Объект 825 ГТС».

Находится внутри скал на западном берегу залива и также имеет выход со стороны моря. Станция не пострадает даже в случае прямого ядерного удара мощностью до 100 кт, на ней могут разместиться до трех тысяч человек и имеется развитая система жизнеобеспечения.
Одновременно завод может вместить до семи подводных лодок. Глубина русла достигает 8 м, ширина колеблется от 8 до 12 м. Общая площадь завода превышает 5000 квадратных метров. м, площадь поверхности подземных вод 3000 кв. м.

Сразу после принятия решения о строительстве подземной базы подводных лодок, летом 1957 года, в Балаклавском Минспецмонтаже находились специалисты. Работы на горе Таврос ведутся круглосуточно в четыре смены. Общая выработка горных пород превышает 25 тысяч кубометров. В толще западной скалы возникли человеческие трубы и пещеры, которые превратились в подземные дороги, причалы, шлюзовые камеры, мастерские, арсеналы, склады, конторы… На случай ядерной угрозы этому подземному царству было рассчитано укрытие 10 тысяч человек и дивизион подводных лодок. В автономном режиме они могут быть через 3 года!

В 1957 году было создано специальное административное здание № 528, которое принимало непосредственное участие в строительстве подземных сооружений.
Это был единственный в мире подобный подземный комплекс. Так же были построены подземные убежища для подводных лодок-«малюток» (проект 615) и военный завод «Металлист» для их ремонта. Подземный завод построен в противоатомном I разряде по сопротивлению продавливанию горных пород с высокой степенью защиты и безопасности. Он имел большую производственную площадь, включая сухой док и подводный канал для одновременного захода семи подводных лодок (как в надводном, так и в подводном положениях). Вся заводская инфраструктура была полностью изолирована от внешнего мира через подводные шлюзы. Штурмовые катера ремонтируются в автономном режиме и выходят по специальному каналу прямо в открытое море. В целях конспирации в подземный комплекс пустили и выпустили только одну подводную лодку и только ночью.

В скалистом подводном тоннеле пролегал канал длиной более 600 метров, глубиной — 8,5. Этот уникальный объект находится в подводной части Балаклавской бухты, на уровне воды в скале, высота которой достигает 130 метров. Расположен рядом с производственным цехом и вспомогательными помещениями общей протяженностью 300 метров. Наибольший диаметр тоннеля — 22 метра. Со стороны залива вход в тоннель перекрывают 150-тонным плавучим ботопортом, всплывающим после поддувания воздухом. Это позволяет полностью «заглушить» подземный объект. Тот же ботпорт, но меньшего размера, установленный в подземном сухом доке. При входе лодка всплыла, ботпорт закрылся, вышла из строя водяная помпа и доковали лодку. Выход на север также перегораживался ботопортом, что в сторону, выводя подводные лодки в открытое море. Вход в туннель с северной стороны был настолько искусно замаскирован, что для непосвященных или для людей туннели не обнаруживаются даже с близкого расстояния. Таким образом, подземный комплекс был полностью изолирован от внешней среды. Его защита выдерживает прямое попадание ядерной бомбы мощностью до 100 килотонн. Для смягчения воздействия подземные ядерные объекты, включая водовод, имеют округлую форму.
Максимальная высота внутренней полости комплекса составляет 10 метров, а самая высокая точка скалы над ней — 26 метров. Помимо загрузки боезапаса, подводные лодки заводили свои батареи для подзарядки, пополняли запасы воды и топлива. Придя с боевой службы, подлодка могла пройти все необходимые виды технического обслуживания, ремонта, а затем выйти на полную боеготовность из подземного комплекса.
В режимных сооружениях находилось от 170 до 230 человек, обслуживающих док и другие инженерные системы подземного сооружения. Еще 50 человек входили в состав подразделений водной безопасности и несли службу постоянно на трех позициях: на входе и выходе из тоннеля возле доков. Общая площадь всех подземных сооружений превышала 15 тысяч квадратных метров, а канал, по которому проходила подводная лодка, был больше Балаклавской бухты. Отдельные помещения высотой в три дома.

Рядом с тоннелем построен склад ракетно-ядерного оружия. Подземный склад горючего, построенный в виде наземных вертикальных резервуаров для хранения до 4 тысяч тонн нефтепродуктов. Под защитным слоем многометровой породы из хранилища по узкоколейной дороге к подземному пирсу доставили торпеды, ракеты, артиллерийские боеприпасы и другие необходимые грузы. Здесь же находится мастерская по профилактическому осмотру и ремонту узлов и частей кораблей. Западный выход из канала был закрыт специальной конструкцией — сборными железобетонными плитами толщиной 2 метра в длину — и высотой 10 — 7 метров.

Весь подземный комплекс с мощной системой блокировки и бытом является, пожалуй, единственным историческим памятником в мире инженерного искусства времен «холодной войны». На протяжении более 30 лет (с 1960 по 1990 год) никто из местных жителей даже не подозревал о существовании тайного туннеля — «Объект № 825 ГТС», который официально известен как городская телефонная станция.

Последняя российская подводная лодка вышла из Балаклавы в марте 1995 года. И город, и порт, и вся гавань полностью перешли под юрисдикцию Украины. Подземный комплекс выведен из эксплуатации и передан местным властям. Все производственные мощности (дорогие станки и оборудование с драгметаллами) увезли в неизвестном направлении. Когда массовые противоатомные гермодвери «гостеприимства» открылись на глазах у всех, «демилитаризация» залива началась «хваткой хозяйственника»: открутили, убрали и вывезли все, что можно было.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *