Музей Лихтенштейн, Вена: история создания коллекции
Музей Лихтенштейна представляет собой собрание художественных произведений князей из старинного рода Лихтенштейнов. Его местом расположения стал дворец в пригороде Вены на Фюрстенгассе.
Формирование коллекции началось в 17 веке при князе Карле Евсеевие Лихтенштейне. Его наследники продолжили славную традицию своего предка и не прекращали собирать уникальные полотна таких живописцев как Рубенс, Рафаэль, Мантеньи.
Бриллиантом коллекции стала картина Леонардо да Винчи «Портрет Джиневры де Бенчи». К сожалению, в 1967 году она была продана на аукционе за пять миллионов долларов.
Родовое дело
Кроме этого, в собрании князей Лихтенштейн находится множество редчайших книг, скульптур, картин флорентийской мозаики, гобеленов, гравюр, резной кости, эмали, серебра, мебели, фарфора, монет и медалей.
Все это богатство начал собирать представитель княжеского рода Хартман фон Лихтенштейн, основным увлечением которого были книги. При его ближайшем родственнике Карле I фон Лихтенштейне коллекция начала активно пополняться новыми произведениями искусства, и даже у тогдашнего императора Рудольфа II не было столько раритетов, как у представителей знатного австрийского рода.
Впоследствии каждое новое поколение Лихтенштейнов пополняло фамильную коллекцию, руководствуясь своими вкусами и пристрастиями, вплоть до середины 20-го века. Сейчас в музее Лихтенштейнов можно увидеть практически все направления классического художественного искусства: европейское барокко, австрийский бидермейер или французское рококо.
Географический разброс представленной экспозиции впечатляет. Это и фламандское барокко с Севера, и работы итальянских мастеров живописи и скульптуры с Юга, и картины направления бидермайер.
Все это великолепие венчают художественные изображения представителей рода Лихтенштейн, благодаря которым сегодняшнее поколение любителей изобразительного искусства может наслаждаться работами выдающихся мастеров прошлого.
В экспозиции представлено более 1600 произведений искусства.Среди представителей «северной» школы живописи в экспозиции можно отметить работы Рубенса, Рембрандта и Ван Дейка. «Южная» часть коллекции принадлежит кисти Гидо Рени, Маркантонио Франчешине и Каналетто.
Коллизии новой эпохи
До войны коллекция княжеского рода Лихтенштейн была выставлена на всеобщее обозрение. В марте 2004 года музей снова открылся для посетителей.
Представители семьи, которая несколько веков собирала «жемчужины» мирового искусства, планировали присоединить к своей экспозиции картины из коллекций таких знатных австрийских родов, как Борромеи и Харрахи, это позволило бы принимать около трехсот тысяч посетителей каждый год. В 2009 году часть коллекции Лихтенштейнов была показана в российском Пушкинском музее.
В 2011 году, в связи со спадом количества посетителей, музей Лихтенштейнов был закрыт для свободного доступа. На сегодняшний день, чтобы организовать экскурсии по этому уникальному месту, следует заранее договариваться с его хозяевами.
Дворец Лихтенштейн (Вена, Австрия) — авторский обзор, часы работы, цены, фото
В далеком 1687 году принц Иоганн Адам I фон Лихтенштейн купил в Роззау сад, благодаря чему в самом центре Вены на улице Фюрстенгассе появилось одно из самых красивых строений эпохи барокко – Садовый дворец Лихтенштейнов.
Строительство продолжалось почти 13 лет и обошлось принцу в значительную по тем временам сумму денег. И вот спустя три столетия сюда приезжают тысячи туристов, чтобы полюбоваться роскошными интерьерами дворца, построенного по высоким канонам барокко, и прогуляться по извилистым дорожкам парка.
Историческая прогулка
Путешествие с детьми – не повод отменить экскурсию во дворец, напротив – школьники получат здесь знания сразу по нескольким дисциплинам: кроме истории, вы преподадите им неплохой урок изобразительного искусства и средневекового дизайна.
Чтобы оценить масштаб роскоши и дороговизны внутреннего убранства, стоит знать, что ступени парадной лестницы сделаны из чистого мрамора, они цельные и имеют длину более 4,5 метров, а для дверных косяков, к примеру, белый мрамор специально привозили из Зальцбурга.
Какие тайны хранят парадные дворцовые залы? Можно только догадываться, разглядывая сюжеты фресок на стенах и потолках комнат, расписанные итальянскими мастерами плафоны, поднимаясь по парадной лестнице из Нижнего зала в апартаменты принцев, а оттуда переходя в поражающий своим величием Зал Геракла.
Отдельную историческую ценность представляет библиотека: хранящая в своих стенах более 100 тысяч томов, она является частью наследия князя Лихтенштейна.
Кроме того, в картинной галерее дворца Лихтенштейнов на Фюрстенгассе хранятся знаменитые полотна Рубенса, Рафаэля, Рембрандта и других великих художников, в общей сложности – около полутора тысяч картин. Основал галерею один из Лихтенштейнов, князь Карл Евсевий, еще в XVII веке.
Дворец Лихтенштейнов в Вене всемирно известен еще и тем, что является обладателем наиболее дорогого в мире предмета мебели – кабинетного бюро «Бадминтон» XVII века.
Тридцать мастеров создавали его в течение нескольких лет, используя оригинальную технику Пьетра Дура (флорентийскую мозаику). Особенность этой техники состоит в том, что древесина инкрустируется декоративными камнями – яшмой, малахитом, аметистом, кварцем, лазуритом и позолоченной бронзой.
Изготовлено бюро из черного дерева, а все его десять ящиков из кедра, в высоту оно почти 4 метра, а в ширину более двух.
Самый дорогой предмет мебели был заказан для герцога Бофорского и несколько столетий находился в поместье Бадминтон. В 2004 году более чем за 36 млн. долларов бюро было выкуплено на аукционе Музеем князя Лихтенштейна и теперь принадлежит одной из наиболее знаменитых и древних фамилий Европы.
Дворцовые залы также удивят вас изящной коллекцией фарфора, собранием бронзовых изделий, разнообразием скульптурных композиций и уникальных гобеленов – всем, что создает приятную и благородную атмосферу одной из самых крупных семейных коллекций мира.
Тенистыми дорожками сада
Дворцовый парк музея Лихтенштейнов просто создан для тихих семейных прогулок. Малыши здесь могут вдоволь побегать по идеально ровным ухоженным дорожкам, полюбоваться вместе с родителями зеркальной гладью пруда и найти в его отражении весь дворец и кроны вековых деревьев.
Сад вокруг дворца был разбит еще в конце XVII века и стал одним з крупнейших представителей садово-паркового искусства в столице Австрии. Благодаря садовым мастерам, к началу 19 века сад превращается в английский пейзажный парк с платанами, дубами и кленами, сохранившимися до наших дней.
К середине XX века большая часть парка была застроена и превратилась в новый городской район. Однако в 2004 году сад частично восстановили и объединили с английским дворцовым парком, куда с удовольствием приходят не только туристы, но и местные жители, чтобы насладиться тишиной и величественным спокойствием Садового дворца.
Наследие Лихтенштейнов
Музейный комплекс, принадлежащий семье, включает в себя также и Городской дворец Лихтенштейнов в Вене, расположенный на Банкгассе. Его строительство было завершено пятью годами позже Садового дворца, а само здание стало первым в австрийской столице, построенным по канонам высокого барокко. Роскошь внутреннего убранства, отраженная в белоснежной лестнице и золотых залах, говорит сама за себя и до сих пор принадлежит семье Лихтенштейнов.
Чтобы прикоснуться к историческому прошлому одной из самых красивых столиц мира, стоит помнить, что экскурсии сейчас проводятся только по предварительной записи в определенные дни. Поэтому посещение музея стоит планировать заранее, а вот прогулку по дворцовому парку можно совершить в любой день.
О княжеских коллекциях Лихтенштейна
Питер Пауль Рубенс (1577–1640), Венера перед зеркалом, ок. 1614/15
О княжеских коллекциях Лихтенштейна
Teilen
Коллекции принцев фон и цу Лихтенштейн содержат основные произведения европейского искусства пяти столетий. Бронзовая статуя «Христос в беде» в натуральную величину, заказанная в 1607 году принцем Карлом I фон Лихтенштейном (1569–1627) у Адриана де Фриса, которая до сих пор хранится в фондах Княжеских коллекций, представляет собой первую зарегистрированную комиссию произведение искусства члена княжеского дома.
С тех пор коллекции постоянно расширялись, в результате чего сегодня Княжеские коллекции насчитывают более тридцати тысяч предметов. Они активно дополняются и обогащаются дополнительными работами в рамках текущей политики приобретения.
Коллекции ОНЛАЙН
В дополнение к нашим собственным коллекциям, кредиты самого высокого качества обогащают постоянные презентации в Летнем и Городском дворцах в Вене, демонстрируются в рамках тематических выставок Княжеских коллекций и регулярно запрашиваются в качестве кредита. и переданы в распоряжение крупных зарубежных музеев.
Постоянные кредиты
Откройте для себя коллекции онлайнНепрерывное коллекционирование на протяжении нескольких столетий в сочетании с неизменной личной приверженностью к искусству и художникам со стороны Княжеского дома сформировали уникальную коллекцию, которая выделяется среди других частных и государственных коллекций не только размером, но и качеством его владения. Широкий спектр его областей коллекции, процесс сбора и обновления, продолжавшийся веками, и в целом чрезвычайно хорошая сохранность предметов, многие из которых были частью этого огромного и бережно хранимого сокровища на протяжении веков.
Княжеские коллекции также содержат широкий спектр работ pietra dura, начиная с объектов, заказанных князем Карлом I фон Лихтенштейном из придворных мастерских в Праге, и заканчивая произведениями, созданными, когда гранильное искусство достигло своего апогея во Флоренции. Тысячи предметов из фарфора, мебели, гобеленов, исторического охотничьего оружия и гравюр дополняют обширную коллекцию предметов из самых разных категорий.
Узнайте больше об истории семьи и коллекциях
Питер Пауль Рубенс (1577–1640), Портрет Клары Серены Рубенс, дочери художника (1611–1623), ок. 1616На протяжении веков на коллекцию всегда оказывали решающее влияние интересы Правящего Принца. В 1711 году при князе Иоганне Адаме Андреасе I фон Лихтенштейне (1657–1712), страстном знатоке и коллекционере произведений искусства, который за очень короткий срок собрал одну из самых значительных коллекций фламандской живописи, эта коллекция была объявлена неотчуждаемой собственностью и влечет за собой и с тех пор передавался от одного главы семьи к другому.
Этот акт наследования обеспечил преемственность княжеских коллекций и способствовал сохранению важных приобретений и комиссий на протяжении веков.На протяжении истории Княжеских коллекций работы современных художников регулярно приобретались или заказывались непосредственно у этих художников. Принц Йозеф Венцель I фон Лихтенштейн (1696–1772) собрал одну из самых важных коллекций венецианской живописи ведута с основными работами Каналетто и Беллотто. В девятнадцатом веке заказы принца Алоиса II фон Лихтенштейна (1796–1858) Рудольфу фон Альту, Фридриху фон Амерлингу, Петеру Фенди и Фридриху Гауэрманну часто приводили к очень интимному пониманию жизни семьи и их имений. Активная политика приобретений последних лет преследуемый принцем Гансом-Адамом II фон унд цу Лихтенштейн (род. 1945) много сделал, чтобы сгладить многие болезненные потери, понесенные в результате продаж, которые стали необходимыми после Второй мировой войны, обогатив владения более чем тысячей предметов, многие из которых, такие как шкаф для бадминтона впечатляющего качества.
Сотрудники Княжеских коллекций несут ответственность за сохранение, уход, каталогизацию, исследование и логистику предметов в фондах. Произведения искусства, обработанные в наших внутренних реставрационных студиях в Вадуце и Вене, можно увидеть на постоянных выставках в двух венских дворцах, на монографических выставках и на правах аренды в музеях и галереях в Австрии и за рубежом.
В будущем проект МАРШ ВО ДВОРЕЦ представит ежегодную выставку, которую можно будет бесплатно посетить в Садовом дворце в Россау. В течение этого месяца будет увеличена частота экскурсий по постоянной экспозиции рояля нобиле. Вместе с Летней рапсодией, проводимой на территории дворца, это призвано подчеркнуть филантропический аспект исторической роли семьи в отношении искусства и культуры, а также их нынешнюю приверженность искусству.
DIE FAMILIE ЛИХТЕНШТЕЙН | ЛИХТЕНШТЕЙН. Княжеские коллекции, Вадуц-Вена
Тейлен
Княжеский дом Лихтенштейна является одним из старейших до сих пор сохранившихся дворянских родов в Европе. Первым задокументированным носителем этого имени был Гуго фон Лихтенштейн, упомянутый в архивных источниках между 1120 и 1143 годами. Он назвал себя в честь крепости Лихтенштейн в Нижней Австрии к югу от Вены, которая была выкуплена обратно в семью в 1807 году.
Генрих I (1233–1266) получил в собственность замок и деревню Никольсбург (Микулов) в южной Моравии в 1249 году, первое владение Лихтенштейнов в Королевской земле Богемии. В последующие столетия Никольсбург всегда имел большое политическое и экономическое значение и до своей продажи в 1560 г. составлял центр имений Лихтенштейна вместе с Айсгрубом (Леднице в южной Моравии, приобретено в 1370 г.) и Фельдсбергом (Валтице, приобретено между 1389 г.).и 1391; в Нижней Австрии до 1919 г.
Лихтенштейн
17 век.
Георг Маттеус Фишер (1628–1696)
для объекта
Замок Лихтенштейн, Мария Энцерсдорф
Построен с. 1130 г., восстановлен с 1808 г. при принце Иоганне I фон Лихтенштейн, реконструирован с 1884 по 1903 г. при принце Иоганне II фон Лихтенштейн.
Карта владения Дитрихштейнов в Никольсбурге (Микулове) по нарисованному оригиналу 1675 г., переделанному в уменьшенном масштабе.
1781 г.
Анонимный мастер
Мартин Ротмайер
для объекта
Вид на замок Фельдсберг (Вальтице)
1680
Георг Маттеус Фишер (1628–1696)
для объекта
Около 1600 года трое сыновей Хартмана II фон Лихтенштейна, Карл, Максимилиан и Гундакер, открыли новый период в семейной истории. В разгар религиозных конфликтов в Европе они перешли из протестантизма в католическую веру. Император Рудольф II назначил принца Карла I фон Лихтенштейна (1569 г.–1627) ‘ Obersthofmeister’ (глава императорского двора и высшая должность при дворе) и председатель Тайного совета. Однако в габсбургском «брудерцвисте», или братской вражде, он встал на сторону брата Рудольфа, эрцгерцога Матиаса. В благодарность за это Матиас 20 декабря 1608 года наделил Карла наследственным достоинством князя, первым из семьи, носившим этот титул. В 1614 и 1623 годах Карл I был присоединен к двум силезским герцогствам Троппау (Опава) и Егерндорф (Крнов), оба из которых до сих пор присутствуют на фамильном гербе.
Во время восстания чешского и австрийского сословий Карл I однозначно выступил на стороне императора Фердинанда II. После победы имперских католических войск в битве на Белой Горе в 1620 году Карлу I было поручено арестовать членов и сторонников оппозиции и казнить их на Староместской площади в Праге. Князь вел судебные процессы со скрупулезностью, рекомендуя в ряде случаев не применять смертную казнь. Карл смог значительно расширить свои владения за счет приобретения конфискованных поместий, ранее принадлежавших некоторым повстанцам.
В 1623 году император Фердинанд II возвел Максимилиана и Гундакера в сан наследственных принцев. Три брата уже заключили семейное соглашение в 1606 году, определяя, что первенец мужского пола правящей линии будет представлять династию во внешнем мире. В то же время они влекли за собой и часть семейного состояния, делая его неотъемлемым и неделимым достоянием семьи. Первородный мужчина из царствующей линии имел право пользоваться этим имуществом.
Неизвестный мастер, Знамя Дома Лихтенштейнов, 1606 г.Знамя Дома Лихтенштейнов
1606
Австрия, 1606 г.
для объекта
Алебарда трабантской гвардии принца Карла I фон Лихтенштейна (1569–1627)
в. 1620/23
Южная Германия, около 1620/23 г.
для объекта
С момента своего возведения в ранг имперских принцев Дом Лихтенштейнов посвятил свои усилия приобретению территории, непосредственно принадлежащей Империи (то есть самоуправлению при императоре). Путь к этой цели проложил внук Карла I князь Иоганн Адам Андреас I фон Лихтенштейн (1657–1712), купив владения Шелленберг и Вадуц в 169 г.9 и 1712. После того, как линия Карла I угасла в 1712 году, правящим князем стал Антон Флориан I фон Лихтенштейн (1656–1721), потомок Гундакера. Во время его правления Вадуц и Шелленберг были объединены и преобразованы в княжество Лихтенштейн, что подтверждается грамотой, изданной императором Карлом VI 23 января 1719 года.
Иоганн Якоб Хебер (1666–1727), Карта княжества Лихтенштейн, 1721 г.В восемнадцатом и девятнадцатом веках Лихтенштейн находился на периферии семейных интересов, поскольку их наиболее важные резиденции располагались в Вене, а также в Айсгрубе и Фельдсберге, в центральных регионах Габсбургской монархии. В 1806 г. княжество Лихтенштейн было принято в состав Рейнской конфедерации, созданной Наполеоном, а его суверенитет впоследствии был подтвержден на Венском конгрессе в 1815 г.
В 1938 году принц Франц Иосиф II фон и Лихтенштейн (1906–1989) перенес свою постоянную резиденцию в Вадуц. После Второй мировой войны семья потеряла значительную часть своих ресурсов в результате безвозмездной экспроприации своих владений на территории современной Чехии. С 1970-х годов путем реорганизации княжеских предприятий и семейных активов принц Ханс-Адам II фон и Лихтенштейн (р. 1945) создал прочную экономическую основу для всей будущей деятельности, включая сохранение, содержание и расширение Princely Collections, а также обеспечить их доступность для широкой публики.
Встреча Наполеона и Франца II (I), императора Австрии, после Аустерлицкой битвы 4 декабря 1805 г. в присутствии князя Иоганна I фон Лихтенштейна, 1815 г. (?)Княжеский дом сегодня представляет собой главу княжества Лихтенштейн, которое существует уже более 300 лет. В уникальной в мире монархии Князь и народ вместе осуществляют государственную власть.
Княжеский дом Лихтенштейна Веб-сайт
Княжеские коллекции имеют более чем шестивековую историю. Каждый правящий князь по своему вкусу способствовал расширению и обогащению Коллекции. В этой длинной череде князей особенно важную роль сыграли принц Карл Евсевий I фон Лихтенштейн (1611–1684) и принц Иоганн Адам Андреас I фон Лихтенштейн, которые приобрели огромное количество фламандской живописи на международном рынке изобразительного искусства. В 1712 году в галерее Иоганна Адама Андреаса I, вероятно, было более пятидесяти картин Питера Пауля Рубенса.
Большое значение имело решение князя Иоганна I фон Лихтенштейна (1760–1836), принятое в 1810 году, использовать Садовый дворец Лихтенштейна в качестве галереи и открыть его для публики за определенную плату. Князь собрал самые важные владения из Городского дворца на Банкгассе в Вене и из других резиденций в Садовом дворце в пригороде Россау, впервые сделав их доступными для широкой публики.
Фердинанд Рунк (1764–1834), Летний дворец Лихтенштейна в квартале Россау, ок. 1816 г.Садовый дворец Лихтенштейн в Вене, фасад, выходящий на Фюрстенгассе
в. 1816 г.
Фердинанд Ранк (1764–1834)
для объекта
Стенная экспозиция в Садовом дворце Лихтенштейн в Вене (82 л.
)1815 г.
Йозеф Антон Бауэр (1756–1831)
для объекта
После аншлюса в 1938 году здание было закрыто для посещения. В том же году семья впервые в своей истории перенесла свою официальную резиденцию в Вадуц, перенеся туда свои художественные сокровища в ходе весьма рискованной операции в последние недели войны. Столица Лихтенштейна и по сей день остается резиденцией коллекций принцев фон и цу Лихтенштейн.
Коллекции понесли тяжелые потери, когда экономические обстоятельства потребовали продажи произведений искусства после 1945 года, в том числе знаменитого портрета Джиневры де Бенчи работы Леонардо да Винчи, который сегодня является гордостью Национальной галереи в Вашингтоне. Правящий принц Ханс-Адам II смог восполнить эти потери за последние десятилетия за счет новых крупных приобретений, придающих коллекциям новое великолепие.
Леонардо да Винчи (1452–1519), Джиневра де Бенчи, ок. 1474/78, © Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия.Джиневра де Бенчи
в. 1474/78
Леонардо да Винчи (1452–1519)
© Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия
Восстановление предметов искусства из галерей соляных копей в Лауффене (Верхняя Австрия)
1944/45
© БДА, Фотоархив
Галереи соляной шахты Лауффен (Верхняя Австрия), адаптированные и переоборудованные для безопасного хранения произведений искусства.
1944/45
© БДА, Фотоархив
Ein Tiefladewagen der SBB, wie er zum Transport von Objekten der Fürstlichen Sammlungen nach Liechtenstein verwendet wurde
27.2.1945
Анонимный фотограф
для объекта
24 марта 2004 года Садовый дворец в квартале Россау, наконец, вновь открылся как МУЗЕЙ ЛИХТЕНШТЕЙНА после того, как из Вадуца туда была перевезена подборка наиболее важных произведений, тем самым еще раз возродив многовековую традицию княжеских коллекций. Сегодня подборка шедевров от раннего Возрождения до барокко дает посетителям Садового дворца ощущение разнообразия и богатства одной из самых больших и важных семейных коллекций в мире, которая постоянно расширяется и обогащается за счет реставрации существующие работы и новые приобретения.
Раймунд Штильфрид фон Ратениц (1839–1911), Галерея с циклом Питера Пауля Рубенса «Дециус Мус», 1902 г.Fürstlich Liechtenstein’sche Gemäldegalerie (Исторические фотографии галереи, Комната Рубенса с запада)
1901 г.
Раймунд Штильфрид фон Ратениц (1839–1911)
для объекта
Вид на галерею с циклом «Деций Мус» Питера Пауля Рубенса в Садовом дворце во время открытия МУЗЕЯ ЛИХТЕНШТЕЙНА в 2004 г.
Вид на галерею Садового дворца с картиной Адриана де Фриса «Христос в беде».
ВИД НА ГАЛЕРЕЮ САДОВОГО ДВОРЕЦА С ЖИВОПИСЯМИ ПОЗДНЕЙ ГОТИКИ И РАННЕГО РЕНЕССАНА
Еще одним ярким событием в послевоенной истории коллекций является реконструкция Городского дворца Лихтенштейна на Банкгассе, которому после пяти лет кропотливой реставрации в 2013 году наконец была возвращена его прежняя слава. были обставлены в стиле Возрождения рококо между 1837 и 1848 годами и сегодня открыты для публики как место для увлекательного сочетания шедевров неоклассицизма и бидермейера.