Можно ли ездить на велосипеде по тротуарам: ПДД для велосипедистов БАРНАУЛ :: Официальный сайт города

Содержание

ПДД для велосипедистов

15.06.2017

ПДД для велосипедистов

Если решили ездить по городу на велосипеде, не поленитесь изучить основные правила дорожного движения. Должен же хоть кто-то их знать!

Говорят, что велосипедисты правил не соблюдают, ПДД не читают, поэтому нужно поскорей их запретить. Хотя если понаблюдать за некоторыми другими участниками движения, то возникает подозрения, что с правилами не знакомы как раз они. В последние несколько лет в ПДД внесли несколько поправок, которые как раз касаются велосипедов. Кто-то мог их пропустить, а кто-то, наверно, думает, что он и так всё знает лучше всех. Так или иначе, единственный достойный аргумент в любом споре — точное знание, как всё устроено на самом деле. Мы выбрали самые распространённые утверждения по поводу велосипедов, сопоставили их с действующими ПДД и добавили советы, которые помогут соблюсти закон (или нарушить его со знанием дела).


Что говорят

Велосипед — такое же транспортное средство, как и машина.

Как на самом деле

В п. 1.2 указано, что велосипед это «транспортное средство», а вот о его одинаковости с автомобилями там нет ни слова. Машина, если говорить в терминах ПДД, — механическое транспортное средство. Чувствуете разницу? Некоторые положения правил распространяются на все виды транспортных средств (например, обязанность уступать пешеходам на переходах), но есть пункты, которые касаются только машин или только велосипедов.

Разговоры про одинаковость обычно ведут к тому, что велосипедисты тоже должны получать права и платить дорожный налог, а штрафовать их надо по всей строгости закона. Это, конечно же, полная ерунда. Часто в вашем городе машины давят людей насмерть? А велосипеды? То-то же! Машина — транспортное средство повышенной опасности. Велосипед — нет, потому что он легче и медленней. Влияние велосипедов на состояние дорожного полотна тоже минимально.

При этом сам велосипедист более уязвим в сравнении с теми, кто путешествует внутри металлического кузова. Поэтому во многих странах велосипедистов рассматривают как промежуточное звено между пешеходами и машинами. Им дают законодательные послабления, например, разрешают ездить на красный, и сквозь пальцы смотрят на некоторые мелкие нарушения.

Что говорят

Кто-то говорит, что по тротуару ездить нельзя, а кто-то — что велосипеду не место на проезжей части. Известны случаи наложения штрафов и за то, и за другое.

Как на самом деле

Местоположение велосипеда на дороге регулирует п. 24.2. Заучите эти цифры, чтобы бросить их в лицо очередному таксисту, который станет кричать, чтоб вы немедленно убрались с проезжей части на тротуар. Краткое содержание пункта: если на улице нет велоинфрастуктуры или пользоваться ей невозможно, разрешается ехать по правому краю проезжей части. Если невозможно ехать по проезжей части, надо двигаться по обочине.

Поездки по тротуару — это крайнее средство на случай, когда невозможно ехать где-либо ещё.

Правда, многие трактуют это «невозможно» широко и в свою пользу. Мол страшно, значит невозможно. #velonation направил на этот счёт запрос в ГИБДД. Ответ был таким же неконкретным как и сама формулировка в ПДД: чиновники сообщили, что в каждом случае вопрос о том, было ли нарушение, рассматривается отдельно. Так что действуйте по своему разумению, но сперва прочите следующий пункт.

Что говорят

Если велосипедист на тротуаре мешает или создаёт опасность для пешеходов, он должен слезать с велосипеда и катить его рядом.


Как на самом деле

Всё верно — см. п. 24.6. Сторонники езды по тротуару конечно же скажут, что они с этим полностью согласны и ездят мимо пешеходов аккуратно и со всем уважением. Иногда так и есть, но иногда велосипедист на тротуаре напоминает собаковода, выпускающего во двор любимого пса без ошейника со словами: «Он же не кусается!» Выезжая на тротуар, помните не только о собственной безопасности, но и о том, что есть люди, для которых по разным причинам сам факт присутствия велосипеда на тротуаре — уже стресс и помеха.

Что говорят

С детьми по тротуару можно.

Как на самом деле

Можно и нужно — об этом тоже говорится в п. 24.2. Дети до 7 лет, сопровождающие их взрослые, а также люди, которые везут ребёнка на детском сидении, должны ехать только по тротуару. Возить детей без специального места на велосипедах запрещено (см. п. 24.8). С 7 до 14 лет можно ездить ещё и по велодорожкам.

Постановлением № 832 от 12 июля 2017 года Правительство утвердило изменения в ПДД. Внесёнными изменениями разрешается движение велосипедистов по тротуару или пешеходной дорожке в случае сопровождения взрослым велосипедиста в возрасте до 14 лет.

Что говорят

На велополосе на Бульварном конце велосипедисту придётся спешиваться через каждые 50 метров. В таком духе высказывался в прошлом году депутат госдумы Вячеслав Лысаков.

Как на самом деле

Судя по всему, на эту мысль депутата навели знаки с изображением перечеркнутого велосипеда. Что ж, Лысаков плохо разбирается в знаках. Перечёркнутый велосипед обозначает конец велодорожки — дальше вы едете на велосипеде на общих основаниях, но ни о каком спешивании речи не идёт. Запрет для велосипедов выглядит почти как «кирпич» — кружок с красной окантовкой и велосипедом посредине. Такие знаки в изобилии расставлены вокруг Красной площади. Есть ещё треугольный знак с велосипедом и красной окантовкой, он предупреждает автоводителей, что впереди их ждёт встреча с велоинфрастуктурой.

Что говорят

В интернете идут споры, должен ли водитель машины перед поворотом направо уступать велосипедистам, которые едут прямо. А если должен, то при каких условиях.

Как на самом деле

По одной из версий, уступать нужно только при наличии велодорожки. Это заблуждение, но его ещё понять можно — так было написано в прошлой версии ПДД. Сложнее понять людей, которые спорят с текущим вариантом п. 13.1. Цитируем: «При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает».

Вроде, все понятно. Но нет, кто-то настаивает, что уступать надо только тем, кто спешился и пересекает улицу по зебре. Автомобилистам вообще очень нравится, кода велосипедисты спешиваются и превращаются обратно в пешеходов, но к правилам это отношения не имеет.

В любом случае, количество людей, которые не знают или вольно трактуют правило, выглядит несколько пугающе — нет никакой гарантии, что вас действительно пропустят. Лучшее, что вы можете сделать — встать на перекрёстке впереди машин. Так, во-первых, вас будет лучше видно. Во-вторых, велосипед стартует с места чуть быстрее чем машина, и у вас будет небольшая фора, чтоб поскорей проехать перекрёсток.

Что говорят

Пешеходы обнаглели, они должны научиться уважать велосипедистов и слезать с велодорожек.

Как на самом деле

Пешеходы обнаглели ничуть не больше, чем велосипедисты, которые едут по тротуару. П. 4.1 разрешает им ходить по велодорожкам, если по тротуару идти невозможно.

Конкретики, как водится, в правилах нет, каждый трактует, как умеет.

Что говорят

На велосипеде можно ехать по выделенным полосам общественного транспорта.

Как на самом деле

П. 18.2 ввели в ПДД в 2015 году, и не все о нем знают, однако ездить по выделенкам ОТ действительно можно. Выделенным полосам далеко до настоящих велодорожек, но это все-таки лучше, чем ехать в потоке с машинами. Узнать выделенную полосу легко — на ней есть разметка в виде буквы, А (очевидно, от слова автобус), а также табличка с пиктограммой в виде автобуса и ещё одна табличка, на которой указан режим работы. По выходным и в праздничные дни приоритет общественного транспорта и велосипедов обычно не действуют, по выделенкам могут ездить машины.

Что говорят

На велосипеде должны быть фары.

Как на самом деле

Мало прикрепить на велосипед фары, надо не забывать их включать «в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях» — как того требует п.  19.1. Недостаточная видимость бывает, например, во время дождя. Человек, который едет в темноте на велосипеде без фонарей, превращается в невидимку и становится опасен для себя и окружающих. Самый простой способ не промахнуться — поставить динамо-фонари вроде тех, что используются в прокатных велобайках. Они включаются автоматически и горят всё время, пока вы крутите педали. Передняя фара должна быть белая, а задняя красная. Это важно, иначе вы введёте в заблуждение других участников движения.

Вроде, все просто, но есть один подвох в виде п. 19.5, который требует, чтобы на всех транспортных средствах днём включались фары ближнего света и дневные ходовые огни. Предположительно, этот пункт просто забыли отредактировать после того, как в ПДД внесли отдельные требования для велосипедов, поэтому его можно игнорировать.

Что говорят

Нельзя выезжать на велосипеде без шлема и светоотражающие элементов на одежде. По слухам, были ситуации, когда велосипедистов штрафовали за отсутствие шлема.

Как на самом деле

Носить шлем или нет — только ваш выбор. В правилах про шлемы нет ни слова, а п. 24.10 лишь рекомендует, но никак не обязывает велосипедистов носить светоотражающие элементы в темное время суток — что бы не кричали вам по этому поводу водители, умирающие от безделья в пробке. В ответ можете посоветовать им освежить на досуге ПДД — явно не помешает.

Что говорят

Велосипедисты должны спешиваться на зебре.

Как на самом деле

Это вольный пересказ одного из положений п. 24.8. Точная формулировка звучит так: «Велосипедистам запрещается пересекать дорогу по пешеходным переходам». Это одно из самых неоднозначных нововведений в ПДД. Если добросовестно исполнять это правило на улице с большим количеством пересечений, поездка на велосипеде превращается в кошмар. С другой стороны, сторонники спешивания говорят, что автомобилист может не заметить мчащийся по зебре велосипед и не успеет вовремя затормозить.

Надо иметь ввиду, что п. 24.8 касается прежде всего тех, кто движется по велосипеде по тротуару — по проезжей части перекрёсток можно проезжать в общем потоке, без всяких спешиваний. Безоглядно гонять по тротуарам — в любом случае очень плохая идея. Тем более, на перекрёстках. С точки зрения #velonation, вы соблюдёте дух закона, если при подъезде к зебре сбросите скорость до пешеходной. Но имейте ввиду, что в глазах противников велотранспорта вы всё равно останетесь злостным нарушителем и живым доказательством того, что велосипеды нельзя пускать дальше парков. И в случае аварии виноваты окажетесь вы.

Что говорят

Велосипедисты должны предупреждать о своих манёврах с помощью жестов.

Как на самом деле

Ну, а как иначе? У автомобилистов для этого есть специальные фары, у велосипедистов таких фар нет, поэтому п. 8.2 требует, чтобы вы сигналили руками. Есть два способа сообщить окружающим о намерении повернуть — они на картинке. Знак надо подавать до начала манёвра, а прекращать сразу после или даже в процессе выполнения (делать повороты надёжней, держась за руль обеими руками). Если вы хотите остановиться, поднимите вверх левую руку. Это очень просто. Подавать сигналы руками надо, в том числе, во время поездки по велодорожкам. Люди, которые едут на велосипеде следом за вами, должны быть в курсе ваших планов.

П. 8.2 — один из самых важных, наряду с требованием прикрепить на велосипед фары. Соблюдение этих двух правил сделает вас предсказуемым и заметным участником дорожного движения. Если бы силы, которые тратятся на разговоры о спешивании, вкладывались в пропаганду фонарей и знаков руками, порядка на дорогах стало бы больше.

Что говорят

Поворачивать налево на велосипеде нельзя.

Как на самом деле

Это почти верное утверждение — в п. 24.8 говорится, что велосипедам нельзя «поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении». Правило принято в целях безопасности — перестраиваться налево в потоке машин может быть действительно рискованно. В некоторых странах эту проблему решают — с помощью велосветофоров, велобоксов и так далее. Наши ПДД пока борются с опасностями по большей части запретительными мерами. Так что стопроцентно легально повернуть налево пока можно, лишь спешившись и двигаясь по пешеходном переходу.

В этом материале перечислены далеко не все правила, имеющие отношение к велосипедам. Вы не ошибётесь, если прочтёте ПДД целиком — это не долго и не сложно. Текущую версию можно найти по ссылке. Выезжая из дома на велосипеде, будьте внимательны и вежливы к окружающим. В ПДД об этом ничего не сказано, но это одно из самых важных правил.

Ещё про правила

Для продолжения работы нам нужна ваша поддерджка!

ПОДДЕРЖАТЬ

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ

Добиваемся создания удобной и безопасной велоинфраструктуры для массового использования велотранспорта в городах России.

МЫ ДЕЛАЕМ

Почему петербургские велосипедисты ездят по тротуарам. «Бумага»

19 июня 2019

Петербуржцы регулярно жалуются на велосипедистов, которые ездят по тротуарам, разгоняются и сигналят, чтобы обогнать прохожих.

«Бумага» узнала мнение представителей велосообществ, урбанистов и горожан о том, по каким причинам люди выезжают на тротуары и как это можно исправить.

Руководитель движения «Петербургское велообщество»

— По правилам дорожного движения человек на самокате является пешеходом и должен двигаться по тротуару. А велосипед — это транспортное средство, которое должно двигаться по велодорожкам или велополосам. Если таковых нет, то по правому краю проезжей части. И только в трех случаях велосипедист может ехать по тротуару — если ему еще нет 14 лет, если он сопровождает ребенка на велосипеде и если проезд по дороге невозможен.

Мы видим, что ПДД допускают езду на велосипеде по тротуару, чем многие велосипедисты и пользуются. Причин несколько. Думаю, большинству велосипедистов просто страшно ездить по дорогам в соседстве с автомобилями, проносящимися мимо на огромных скоростях, подчас практически вплотную, а отдельных велодорожек, где бы велосипедист ехал, никому не мешая, у нас мало.

Кто-то наслушался советов о том, что велосипедисту нечего делать на дороге и это территория исключительно для автомобилей. Другая часть велосипедистов, напротив, хорошо изучившая ПДД и судебную практику, едет по тротуарам, когда правый край проезжей части запаркован автомобилями, ведь в интерпретации сотрудников ГИБДД эта ситуация как раз является той самой невозможностью движения по дороге.

Соседство пешеходов, велосипедистов и самокатчиков на тротуарах создает неудобства для всех и может привести к конфликтам. Пешеходов раздражают или даже пугают проносящиеся мимо на больших скоростях велосипедисты или люди на электросамокатах и моноколесах. Многим не нравится, что велосипедисты используют звонок, чтобы их пропустили. И велосипедистам, и людям на самокатах на тротуаре нужно быть внимательными и осторожными и не устраивать гонок, ведь пешеходы движутся довольно непредсказуемо, особенно маленькие дети.

В общемировой практике пришли к пониманию, что велосипед — это и не пешеход, и не автомобиль. На тротуарах велосипедист представляет опасность для пешеходов, а на проезжей части сам подвергается опасности, поэтому для велосипедистов необходима отдельная дорожная инфраструктура, отделенная как от тротуаров, так и от дорог. И по всему миру для велосипедистов строят отдельные велодорожки.

Что касается самокатов, моноколес и гироскутеров, то единого решения по ним в мировой практике еще не сложилось. Однако в ряде европейских стран людям на таком транспорте также разрешают ездить по велодорожкам.

Координатор движения «Велосипедизация»

— По ПДД велосипедист обязан ехать по проезжей части. Многие люди нарушают это правило, потому что просто его не знают. Я не считаю, что велосипедистам нужны права [на управление транспортным средством], как людям на автомобилях, но при этом мне кажется очень важным образование. С каждым велосипедом должна в комплекте идти брошюра, которая будет разъяснять ключевые моменты безопасного передвижения по городу.

Вторая причина, по которой люди ездят по тротуарам, заключается в том, что человеку страшно находиться на проезжей части в условиях нашего движения. Я езжу на велосипеде много лет, но у меня до сих пор бывают моменты, когда на дороге я чувствую себя некомфортно. Плюс автомобилисты тоже часто не знают, что велосипедисты должны ехать по дороге. Например, когда я еду по правилам, ко мне подъезжают водители и начинают объяснять — иногда интеллигентно, иногда с криком, — что мое место на тротуаре. Получается, люди, которые учат ПДД и получают права, всё равно не знают правил.

Всё сводится к тому, что у людей на альтернативном транспорте очень размытое представление, где их место в городе во время движения. В такой атмосфере некомфортно. Это можно решить велодорожками, но их нужно не просто нарисовать, а заранее спланировать, а затем следить, чтобы их не запарковывали.

В прошлом году у нас был печальный опыт с велодорожкой на Фонтанке, которая появилась благодаря проекту «Твой бюджет». Там постоянно стояли автомобили, и мы писали обращения в полицию и администрацию. В этом году ей можно пользоваться спокойно. Еще один пример — дорожка на Арсенальной набережной, которая упирается прямо в стену. Я даже написала там 9 ¾, показывая, что ты должен быть волшебником, чтобы продолжить поездку.

Пешеход (цитата по посту во «ВКонтакте»)

— Велосипедисты на тротуарах меня очень беспокоят, даже раздражают. Я не чувствую себя расслабленно там, где должно быть безопасно. Если то спереди, то сзади кто-то выруливает из толпы на велосипеде, то понимаешь, что надо не смотреть на витрины и красоты города, а быть начеку каждую минуту. А с какой стати?

Если не хотят делать дорожки и регулировку, то почему должен страдать именно пешеход на узком тротуаре? Может, по аналогии общества автолюбителей пора создавать общество защиты пешеходов? Я не обсуждаю не менее опасную ситуацию велосипедистов на проезжей части — это вам скажет любой автомобилист с крепкими выражениями.

Велосипед — прекрасное средство транспорта. Кстати, он у меня есть, и я была бы не против использовать его в городе, а не только на прогулках на природе. Но пока велосипедисты в Петербурге — это проблема для всех.

Урбанист

— С точки зрения организации транспортных потоков в городе правильно разделить их в соответствии с габаритами и скоростями транспортных средств. Велосипеды, как механические, так и с электродвигателями, должны передвигаться по обособленным велополосам — это обеспечивает безопасность всех участников движения и повышает комфортность поездок.

Специальной велоинфраструктурой логично пользоваться и обладателям других скоростных средств индивидуальной мобильности — электросамокатов, быстрых моноколес и гироскутеров. При этом значительно более медленные участники движения на механических самокатах и роликах, скорость которых не превышает скорости бега человека, могут перемещаться на тротуарах, если не мешают пешеходам. Так должно быть в идеальных условиях.

В сегодняшней действительности из всего перечисленного у нас пока законодательно регулируются лишь велосипеды. Они обязаны двигаться по велодорожкам и велополосам, а в их отсутствие — по проезжей части. И только если двигаться по дороге невозможно, ехать по тротуару.

Как мы знаем, в Петербурге пока что ничтожно мало велоинфраструктуры, а дороги смертельно опасны — каждый год на них в нашем городе гибнет около 300 человек (по данным ГИБДД, в 2018 году в Петербурге во время ДТП погибли 232 человека — прим. «Бумаги»). Это всё заставляет многих ехать по тротуару, выбирая более безопасный для себя вариант. Разумеется, это доставляет неудобства и пешеходам, и самим велосипедистам, и это неправильно. Но понять тех, кто не чувствует себя достаточно уверенно на автомобильной дороге, можно.

Решение только одно — активно развивать обособленные велополосы, снижать допустимую скорость автомобилей на улицах, пресекать нарушения ПДД, которые создают угрозу велосипедистам.

При этом те, кто сегодня выбирает для поездки на велосипеде тротуары, должны всегда помнить фундаментальное правило: вы на тротуаре — гость, а пешеход имеет полный приоритет, поэтому по тротуару нужно ехать медленно, чтобы всегда иметь возможность мгновенно остановиться. Использовать звонок ни в коем случае нельзя, а если вам очень хочется кого-то обогнать, но ширины тротуара недостаточно, попросите об этом впереди идущего человека голосом.

Председатель клуба «ВелоПитер»

— Велосипедисты ездят по тротуарам по двум причинам. Во-первых, не знают ПДД, по которым велосипед — это транспортное средство, а значит, велосипедист должен ехать по проезжей части, если нет велодорожки, обозначенной знаком. По тротуару же велосипедисты могут ехать, только если не создают помех пешеходам. Во-вторых, люди боятся. Трафик плотный, вежливости по отношению к велосипедистам со стороны автомобилистов не наблюдается.

Тревел-блогер (цитата по посту в «Живом журнале»)

— Проблема в том, что в России десятилетиями делали неправильные улицы, которые просто опасны для пешеходов, велосипедистов, пассажиров автобусов и автомобилистов. Ехать по проезжей части банально страшно — это основная причина появления велосипедистов на тротуаре.

Вторая причина культурная. Долгие годы положение людей на велосипедах было непонятным: то ли относить велосипедистов к пешеходам, то ли к [управляющим] транспортным средством.

Сегодня позиция простая и гибкая: велосипеду место на проезжей части, но в случае опасности человек может забраться на тротуар. При этом степень опасности и когда переходить на пешеходную часть человек определяет сам, главное успеть перепрыгнуть через забор.

Организатор велопробегов Beauty Cycle Run и «Городская Велоклассика»

— Дело в том, что велосипедист и пешеход, передвигающийся на самокате, — это две разные категории, которые должны соблюдать правила дорожного движения согласно своим особенностям.

Велосипедист должен передвигаться по велодорожкам или велополосам, в отсутствие их — по правому краю проезжей части, либо, в случае и их отсутствия, по тротуарам. А человек на самокате должен ездить по тротуарам, и только в случае их отсутствия он может ехать либо по велодорожке, либо по правому краю проезжей части по направлению движения.

Ответить на вопрос, почему те или иные категории передвигаются, нарушая установленные правила, я не могу. Я сама передвигаюсь по проезжей части и велодорожкам, а на мероприятиях, организацией которых занимаюсь, мы также двигаемся согласно ПДД.

Главным неудобством и для пешеходов, и для велосипедистов в Петербурге является незнание или несоблюдение установленных правил. Я сама постоянно с этим сталкиваюсь и испытываю гораздо большее неудобство от этого, нежели от нехватки велосипедной инфраструктуры.

Основатель движения «Красивый Петербург»

— В России люди ездят на велосипедах по тротуарам из-за того, что отсутствует инфраструктура или же на ней не соблюдаются правила. Например, на велополосе паркуются автомобили, поэтому некоторые объезжают их по проезжей части, а некоторые ради безопасности выходят на тротуар.

Водители не привыкли взаимодействовать с другими участниками движения, поэтому велосипедисты предпочитают вариант езды на тротуаре, хотя это может быть нарушением ПДД.

В остальном мире всё так же: тротуар предназначен только для пешеходов. Но в других странах, где часто пользуются велосипедами, создана шикарная структура для велосипедистов, поэтому им нет смысла ездить по тротуарам, когда есть велополосы и они знают, что ни одна машина не заедет туда.

Блогер (цитата по посту в «Живом журнале»)

— Я пешеход, и меня раздражают велосипедисты на тротуарах. Они неожиданно выезжают из-за спины и мчатся на огромной скорости, опасно лавируя между идущими по тротуару ничего не подозревающими людьми, так и норовя в кого-то врезаться.

Они резко сигналят из-за спины — мол, посторонись! — и ты в первую секунду не знаешь, куда броситься, чтобы не угодить под колеса. <…> Наверное, радоваться надо, что сейчас в моде здоровый образ жизни и молодые люди катаются на велосипеде, а не лежат на диване, не сидят в баре, не уткнулись в планшет и не курят за углом. Но я не радуюсь.

Замруководителя движения «Петербургское велообщество»

— В ПДД прописано, что велосипедисты должны ехать по правой стороне проезжей части, а если они передвигаются по тротуару, банальным ответом кажется то, что они не знают правил. У них же нет прав.

Естественно, это не имеет ничего общего с реальностью, потому что многие велосипедисты сдавали на права и имеют водительские удостоверения. Главной причиной езды по тротуарам, как мне кажется, является субъективное чувство опасности.

Многие осознанно нарушают правила, потому что считают, что для них так безопаснее. Разрешенная скорость у нас 60 километров в час, многие ездят даже быстрее. Нужно самому сесть и проехать по дороге, чтобы понять, что чувствует велосипедист, когда рядом проносится автомобиль. Если молодые люди, которые более склонны к риску, еще могут позволить себе это удовольствие — щекотать нервы, то более зрелые люди с семьями опасаются такого соседства.

Фото на обложке: wikimedia.org

К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.

Запрещено ли ездить на велосипеде по тротуару: законы каждого штата? В разных штатах действуют разные законы по этому вопросу, и местные постановления также различаются.

Давайте взглянем на правовую основу различных законов штатов, связанных с ездой на велосипеде по тротуарам.

Законы езды по тротуару могут быть очень сложными и различаться от города к городу, а иногда и от квартала к кварталу. Пожалуйста, поймите, что это всего лишь общий обзор, а не юридическая консультация, и на нее нельзя полагаться при анализе конкретного сценария. Свяжитесь с нами, и мы найдем местного юриста, который поможет. Вот для чего мы здесь.

Find Your State
Alabama
Alaska
Arizona
Arkansas
California
Illinois
Indiana
Iowa
Kansas
Kentucky
Louisiana
Maine
Maryland
Massachusetts
Michigan
Minnesota
Mississippi
Missouri
Montana
Nebraska
Nevada
Нью-Гэмпшир
Нью-Джерси
Нью-Мексико
Нью-Йорк
Северная Каролина
Северная Дакота
Огайо
Оклахома
Орегон
Pennsylvania
Род -Айленд
South Carolina
South Dakota
Tennessee
Texas
Utah
Vermont
Вирджиния
Вашингтон
West Virginia
Wisconsin
Wyoming

Alabama

, в зависимости от Alabama, Alabama, Alabama, Alabama, Alabama, Alabama, Alabama, Alabama, Alabama, Alabama, Alabama, Alabama, Alabama, Alabama, Alabama, Alabama. правила дорожного движения, регулирующие движение транспортных средств. Закон штата запрещает движение любых транспортных средств по тротуару, и этот закон распространяется на велосипеды. В штате нет отдельных законов, разрешающих езду на велосипеде по тротуару.

 

Аляска

Езда на велосипеде по тротуару в целом разрешена на Аляске, за исключением езды по тротуарам в деловых районах или там, где это запрещено официальным устройством управления дорожным движением.

 

Аризона

В Аризоне велосипеды не считаются транспортными средствами. Кроме того, ни в одном законе Аризоны не упоминается езда на велосипеде по тротуару, поэтому это прямо не запрещено и не разрешено законом штата.

Велосипедисты в Аризоне должны проверить местные постановления своего муниципалитета на наличие законов, касающихся езды на велосипеде по тротуару. Даже если это законно на уровне штата, это может привести к штрафам в городе, где это запрещено.

 

Арканзас

В законах штата Арканзас езда на велосипеде по тротуару не упоминается, но в некоторых городах и других муниципалитетах действуют местные постановления, которые либо запрещают, либо регулируют езду на велосипеде по тротуару.

В Литл-Роке, Норт-Литл-Роке, Хот-Спрингс и Маумеле прямо или косвенно запрещена езда на велосипеде по тротуару, по данным Министерства транспорта Арканзаса.

Велосипедисты в Арканзасе юридически приравниваются к пешеходам при движении на велосипеде по пешеходным переходам со всеми теми же правами и обязанностями. Велосипедисты на перекрестках также обязаны уступать дорогу пешеходам и подавать звуковой сигнал при их обгоне.

 

Калифорния

Никакой закон штата Калифорния не разрешает или запрещает езду на велосипеде по тротуару. Согласно разделу 21206 Транспортного кодекса Калифорнии, местные органы власти имеют право издавать свои собственные правила дорожного движения, в том числе те, которые регулируют велосипеды.

Следующие пять городов Калифорнии запретили езду на велосипеде по тротуарам:

  • Карлсбад
  • Эль Кахон
  • Эскондидо
  • Национальный город
  • Виста

В Лос-Анджелесе велосипедисты могут ездить по тротуарам, если они знают о пешеходах и безопасно управляют велосипедами. Кроме того, велосипедисты из Лос-Анджелеса должны быть осторожны, проезжая мимо витрин магазинов. Санта-Кларита позволяет велосипедистам ездить по тротуарам в большинстве районов города, но не в деловых районах.

 

Колорадо

Закон Колорадо разрешает езду на велосипеде по тротуару. Согласно Colo. Rev. Stat. §§42-4-710; 42-4-1412(10), единственными транспортными средствами, которым разрешено передвигаться по тротуарам, являются велосипедисты, электрические велосипеды и другие транспортные средства, приводимые в движение человеком. Велосипедистам предоставляются те же права и обязанности, что и пешеходам.

Велосипедисты в Колорадо по закону обязаны соблюдать следующие правила при езде по тротуарам:

  • Уступать дорогу пешеходам и подавать звуковые сигналы, прежде чем обгонять пешеходов.
  • Избегайте езды на велосипеде там, где это запрещено правилами дорожного движения или местными законами.
  • Велосипедисты должны слезать перед въездом на пешеходные переходы, где это необходимо.

 

Коннектикут

Коннектикут Велосипедистам разрешается ездить на велосипедах по тротуарам, если они соблюдают следующие правила:

  • Уступить дорогу пешеходам и подать звуковой сигнал на разумном расстоянии перед проходящими пешеходами
  • Помните о местных постановлениях и избегайте езды на велосипеде по тротуару в юрисдикциях, где это запрещено.

 

Делавэр

Закон штата Делавэр разрешает велосипедистам ездить по тротуарам в большинстве районов, и при этом велосипедисты приравниваются к пешеходам. Однако езда на велосипеде по тротуару незаконна в следующих случаях:

  • В деловом районе
  • Когда официальные устройства управления дорожным движением запрещают это
  • Если рядом с тротуаром есть пригодная для использования велосипедная дорожка

 

Вашингтон, округ Колумбия

В округе Колумбия велосипедисты могут ездить по тротуарам, если они не создают опасности, и соблюдают следующие правила:

  • Избегайте езды в Центральном деловом районе, за исключением специально обозначенных тротуаров. для велосипедистов
  • Не катайтесь в местах, где это категорически запрещено
  • Уступить дорогу пешеходам
  • Соблюдайте установленные ограничения скорости (или ездите на скорости, безопасной для погодных условий)
  • Старайтесь не покидать тротуар и не выходить на дорогу слишком резко, чтобы водители не могли среагировать

 

Флорида

Велосипеды по закону считаются транспортными средствами во Флориде. Тем не менее, закон Флориды по-прежнему позволяет велосипедистам управлять своими велосипедами на тротуарах, и при этом они имеют те же обязанности и права, что и пешеходы. Велосипедисты Флориды также должны уступать пешеходам, которых они встречают, и подавать звуковой сигнал, прежде чем объехать их.

 

Грузия

Закон Грузии рассматривает велосипеды как транспортные средства при любых обстоятельствах, что означает, что они не допускаются на тротуарах. Единственным исключением являются местные постановления, разрешающие ездить по тротуару лицам в возрасте до 12 лет.

 

Гавайи

На Гавайях велосипеды могут ездить по тротуарам (кроме тротуаров в деловых районах), если велосипедист держит скорость ниже десяти миль в час и уступает дорогу всем пешеходам. Мотовелосипеды не допускаются на тротуары.

 

Айдахо

Велосипедистам разрешено передвигаться по тротуарам в Айдахо, если они уступают дорогу пешеходам и подают звуковые сигналы перед обгоном пешеходов и других велосипедистов. Единственными исключениями являются местные постановления или зоны, где официальные устройства управления дорожным движением (например, знаки) специально запрещают движение на велосипеде по тротуару.

 

Иллинойс

Как и во многих других штатах, Иллинойс разрешает велосипедистам пользоваться тротуарами, если они уступают дорогу всем пешеходам и подают звуковое уведомление, когда они собираются их обогнать или обогнать.

 

Индиана

Ни в одном законе Индианы не упоминается езда на велосипеде по тротуару, поэтому это не разрешено и не запрещено на уровне штата. Велосипедисты в Индиане должны проверить свои местные постановления на предмет всего, что упоминает езду на велосипеде по тротуарам. В некоторых юрисдикциях могут действовать постановления, разрешающие езду на велосипеде по тротуару, с определенными требованиями к велосипедистам, которые решат это сделать.

 

Айова

Айова является одним из одиннадцати штатов, в которых нет общегосударственных законов, касающихся велосипедного движения по тротуарам. Как и во всех штатах, велосипедисты должны ознакомиться с местными постановлениями, поскольку в некоторых муниципалитетах могут быть свои собственные законы.

 

Канзас

Закона штата Канзас о велосипедном движении по тротуару не существует. Велосипедисты Канзаса считаются отделенными от транспортных средств, когда они находятся на дороге, но по-прежнему имеют те же права и обязанности, что и водители.

 

Кентукки

Закон штата Кентукки разрешает движение велосипедов по тротуарам и пешеходным переходам, если это не запрещено местным законодательством или постановлением. На тротуарах велосипедисты имеют те же права и обязанности, что и пешеходы при тех же обстоятельствах.

Для велосипедистов также существуют обязательные правила движения по тротуару:

  • В присутствии пешеходов велосипедисты должны снизить скорость до скорости обычной ходьбы. Они также должны снижать скорость при приближении к пешеходным переходам, подъездным путям или другим перекресткам, где они могут увидеть автомобиль.
  • Избегайте внезапных выездов с тротуаров или пешеходных переходов и выезда на путь другого транспортного средства таким образом, который может создать опасность.
  • Уступайте дорогу пешеходам на всех тротуарах и всех пешеходных переходах.

 

Луизиана

В штате Луизиана нет законов штата, в которых упоминалось бы о велосипедном движении по тротуарам.

 

Мэн

В штате Мэн нет закона, который конкретно разрешал бы или запрещал езду на велосипеде по тротуару.

 

Мэриленд

Езда на велосипеде по тротуару, как правило, запрещена в Мэриленде, за исключением муниципалитетов, которые разрешают это в соответствии с местными законами и постановлениями. В районах, где разрешено движение по тротуару, велосипедистам также разрешено ездить по пешеходным переходам. В некоторых муниципалитетах также есть постановления, прямо запрещающие езду на велосипеде по любым пешеходным дорожкам в городе — одним из примеров является Балтимор (см. Подзаголовок 18 Кодекса города Балтимора).

 

Массачусетс

Закон штата Массачусетс разрешает велосипедистам ездить по тротуарам за пределами деловых районов, если это необходимо из соображений безопасности, за исключением случаев, когда это запрещают знаки или разметка в этом районе.

 

Мичиган

Закон штата Мичиган разрешает движение велосипедов по тротуарам при условии, что велосипедист уступает пешеходам и подает звуковые сигналы с достаточным уведомлением перед проезжающими пешеходами и другими велосипедистами.

Велосипедисты, передвигающиеся по тротуарам, имеют те же права и юридические обязанности, что и пешеходы на том же тротуаре.

 

Minnesota

Велосипедисты могут использовать свои велосипеды на тротуарах за пределами деловых районов при условии, что они уступают дорогу всем пешеходам и уведомляют их, прежде чем обгонять или обгонять их.

 

Миссисипи

В штате Миссисипи нет законов штата, касающихся велосипедного движения по тротуару, но муниципалитеты могут иметь свои собственные постановления.

 

Миссури

Езда на велосипеде по тротуару разрешена в Миссури, если велосипедисты соблюдают три правила:

  • Не ездите на велосипеде по тротуару в деловом районе
  • Уступайте дорогу любому пешеходу и предупредите его звуковым сигналом, прежде чем обгонять его.
  • Избегайте езды на мотоцикле по тротуару.

 

Монтана

В штате Монтана велосипедистам разрешено ездить по тротуарам, если они уступают дорогу пешеходам. Они также имеют те же права и юридические обязанности, что и пешеходы на той же пешеходной дорожке.

 

Небраска

Небраска разрешает велосипедистам ездить по тротуарам и пешеходным переходам и предоставляет им те же права и юридические обязанности, что и пешеходам в тех же обстоятельствах. Кроме того, велосипедисты Небраски должны уступать дорогу пешеходам.

 

Невада

В штате Невада нет закона штата о езде на велосипеде по тротуару, но могут применяться местные постановления, запрещающие или разрешающие это. и пошлины применяются. Это означает, что, как и автомобили, велосипеды не могут двигаться по тротуарам.

 

Нью-Джерси

Хотя закон штата Нью-Джерси конкретно не запрещает езду на велосипеде по тротуару, местные постановления часто запрещают это. Кроме того, Департамент транспорта Нью-Джерси заявил, что тротуары предназначены для пешеходов и что велосипедисты могут стать причиной несчастных случаев, используя их. Исключением являются маленькие дети, так как тротуары для них безопаснее.

 

Нью-Мексико

Езда на велосипеде по тротуару не разрешена и не запрещена в Нью-Мексико, но в некоторых местных постановлениях может быть указано иное.

 

Нью-Йорк

Штат Нью-Йорк конкретно не разрешает и не запрещает ездить на велосипеде по тротуару. Однако в Нью-Йорке никому не разрешается ездить по тротуарам, если только на официальном вывешенном знаке не указано, что это разрешено.

 

Северная Каролина

Северная Каролина является одним из одиннадцати штатов, в которых нет конкретных законов, касающихся велосипедного движения по тротуарам. Как и в других десяти штатах, законы могут различаться в зависимости от муниципалитета.

 

Северная Дакота

Велосипеды классифицируются как транспортные средства в Северной Дакоте, поэтому их использование на тротуарах запрещено.

 

Огайо

В штате Огайо нет законодательного запрета на езду на велосипеде по тротуару на уровне штата. Однако во многих городах штата действуют местные законы, запрещающие езду на велосипеде по тротуару.

В других городах езда на велосипеде по тротуару разрешена за пределами деловых районов. Сюда входят некоторые из крупнейших городов Огайо, такие как Кливленд, Цинциннати и Колумбус.

 

Оклахома

В штате Оклахома нет законов, регулирующих езду на велосипеде по тротуару, но во многих крупных городах действуют местные ограничения. Оклахома-Сити разрешает велосипедистам пользоваться тротуарами за пределами деловых районов.

 

Орегон

В штате Орегон велосипедистам разрешается передвигаться по тротуарам при следующих условиях:

  • Они не могут внезапно съехать с тротуара или пешеходного перехода и въехать на путь движения транспортного средства, не дав ему достаточно места.
  • Велосипедисты должны всегда подавать звуковое предупреждение перед обгоном пешеходов
  • Пешеходы всегда должны уступать дорогу велосипедистам на тротуаре
  • Избегайте скорости, превышающей средний темп ходьбы, при приближении или въезде на пешеходные переходы или движение транспорта.
  • Все велосипедисты обязаны безопасно управлять своими велосипедами на тротуарах и в любое другое время.

Велосипедисты также наделены теми же обязанностями и правами, что и пешеходы, при использовании тротуаров. Кроме того, автомобилисты обязаны уступать дорогу велосипедистам на тротуарах. Велосипедисты, получившие травмы от водителей, которые не уступили дорогу, могут узнать о своих возможностях у опытного адвоката по авариям на велосипедах из штата Орегон.

 

Пенсильвания

По данным Департамента транспорта Пенсильвании, велосипедисты могут ездить по тротуарам, но всегда должны предоставлять пешеходам преимущественное право проезда как по тротуарам, так и по велосипедным дорожкам. Как и во многих других штатах, велосипедисты по закону обязаны подавать звуковой сигнал при приближении и прохождении пешеходов.

Езда на велосипеде по тротуарам запрещена в деловых районах, если иное не указано дорожным знаком или другим официальным устройством управления дорожным движением.

 

Род-Айленд

В Род-Айленде велосипеды и другие транспортные средства, приводимые в движение человеком, могут передвигаться по тротуарам и пешеходным переходам, если это не запрещено знаками, размещенными в этом районе.

 

Южная Каролина

Закон Южной Каролины обычно разрешает езду на велосипеде по тротуару, но местные законы могут различаться в зависимости от муниципалитета.

 

Южная Дакота

Езда на велосипеде по тротуару разрешена в Южной Дакоте при соблюдении следующих требований:

  • Велосипедисты должны останавливаться перед выездом на пешеходные переходы или шоссе с тротуаров и тротуаров
  • Право проезда всегда следует уступать пешеходам и подавать звуковой сигнал перед их обгоном

 

Теннесси

В Теннесси нет закона, запрещающего езду на велосипеде по тротуарам, поэтому это обычно разрешено, за исключением муниципалитетов, в которых местные постановления запрещают это.

 

Техас

Департамент транспорта Техаса сообщает, что в штате нет закона, запрещающего езду на велосипеде по тротуарам. Многие муниципалитеты имеют местные постановления, запрещающие это делать, и на это часто указывают вывешенные знаки.

 

Юта

Юта разрешает езду на велосипеде по тротуару со многими из тех же ограничений, что и в других штатах:

  • Пешеходы получают преимущественное право проезда
  • Звуковые сигналы
  • Уменьшить скорость в зависимости от текущих условий
  • Езда на велосипеде по тротуару запрещена в зонах, обозначенных устройствами управления дорожным движением или местными постановлениями

 

Вермонт

В Вермонте нет закона, запрещающего езду на велосипеде по тротуару, но крупные города, такие как Берлингтон, запрещают езду на велосипеде по тротуару в крупных торговых районах.

 

Вирджиния

Если иное не запрещено местными постановлениями, велосипедисты в Вирджинии могут ездить на велосипедах по тротуарам. По закону они считаются пешеходами, но должны соблюдать те же требования в отношении права проезда и звуковой сигнализации, что и во многих других штатах.

 

Вашингтон

Велосипедистам разрешено ездить по тротуарам в Вашингтоне, и считается, что они имеют те же обязанности и права, что и пешеходы. Они должны уступать дорогу пешеходам, а в противном случае им грозит штраф до 500 долларов.

 

Западная Вирджиния

Правила использования велосипедного движения по тротуару оцениваются на местном уровне в Западной Вирджинии из-за отсутствия законов штата по этому вопросу.

 

Висконсин

Законы штата Висконсин о велосипедном движении по тротуару различаются на местном уровне. В зонах, где это разрешено, велосипедисты должны уступать дорогу, безопасно ехать и громко оповещать пешеходов, прежде чем объезжать их в том же направлении.

 

Вайоминг

В Вайоминге разрешено движение велосипедов и других транспортных средств с приводом от человека.

 

Правовая информация для велосипедистов

Законы о езде по тротуару могут быть очень сложными и различаться от города к городу, а иногда и от квартала к кварталу. Пожалуйста, поймите, что это всего лишь общий обзор, а не юридическая консультация, и на нее нельзя полагаться при анализе конкретного сценария. Свяжитесь с нами, и мы найдем местного юриста по авариям на велосипеде, который поможет вам. Вот для чего мы здесь.

Питер Уилборн

Основатель Bike Law и адвокат по велосипедным авариям Питер Уилборн каждый день участвовал в гонках, гастролях, поездках на работу и на велосипеде для развлечения. В 19В 98 лет Питер пережил велосипедную трагедию в собственной семье, воочию осознал необходимость юристов, разбирающихся в велоспорте, и посвятил свою юридическую практику велосипедному праву.

6 вещей, которые нужно знать о езде на велосипеде по тротуару: NPR

Велосипедист едет по тротуару в районе НоМа в Вашингтоне, округ Колумбия. Парт Шах/NPR скрыть заголовок

переключить заголовок

Парт Шах/NPR

Велосипедист едет по тротуару в районе НоМа в Вашингтоне, округ Колумбия

Парт Шах/NPR

Велосипеды — это транспортное средство, поэтому им место на дороге, верно?

Так вращаются колеса в таких местах, как Нью-Йорк и Сан-Франциско, где велосипедистам старше 13 лет запрещено ездить по тротуару. Подобные законы существуют во многих городах по всей стране, таких как Колумбус, штат Огайо, и Чапел-Хилл, Северная Каролина 9.0003

Однако не везде так. В Бостоне и Вашингтоне, округ Колумбия, езда на велосипеде по тротуару разрешена, за исключением центра города. Но то, что велосипедистам разрешено ездить по тротуару, не означает, что им там рады.

Итак, прежде чем надеть шлем (безопасность превыше всего!) и сесть на двухколесный велосипед, вот несколько вещей, которые вам нужно знать о езде по тротуару:

1. Велосипедисты чувствуют себя в большей безопасности, но пешеходы чувствуют себя в опасности

«Это как машина на тротуаре», — говорит Лукия Экклстон, молодая мама, которая живет в Вашингтоне и передвигается в основном пешком.

«Тротуар предназначен для ходьбы, а они [велосипедисты] идут сзади, чуть не задев вас.»

Велосипедистка Сара Дейл говорит, что пешеходы ясно выражают свое недовольство велосипедистами на тротуарах. Но все же она ездит по тротуару, когда машины едут слишком быстро для ее комфорта.

«Вы определенно получаете поднятые кулаки от людей, которые идут по тротуару, пока вы едете на велосипеде», — говорит Дейл.

2. Все не так, как кажется

Тротуары кажутся более безопасным вариантом для велосипедистов, особенно когда на дороге много машин. По данным Национальной администрации безопасности дорожного движения и безопасности дорожного движения, 29 процентов травм велосипедистов являются результатом автомобильных столкновений.

Но езда по тротуару не избавляет от угрозы столкновения с машиной. Скорее, тротуары делают велосипедистов невидимыми для автомобилистов, которые не ожидают увидеть их на подъездных путях и пешеходных переходах.

Тимоти Донельсон, 62-летний житель округа Колумбия, усвоил этот урок на собственном горьком опыте, когда в 2014 году катался на велосипеде по тротуару. пешеходный переход и эта машина — я даже не видел, как он приближался — он появился из ниоткуда», — говорит Донельсон. Автомобиль сбил Донельсона, и он попал в больницу с травмами спины.

3. Доказано, что защищенные велосипедные дорожки снижают количество велосипедистов на тротуарах

В отличие от обычных велосипедных дорожек, защищенные велосипедные дорожки физически отделяют велосипедистов от автомобилей. Парт Шах/NPR скрыть заголовок

переключить заголовок

Парт Шах/NPR

В отличие от обычных велосипедных дорожек, защищенные велосипедные дорожки физически отделяют велосипедистов от автомобилей.

Парт Шах/NPR

За последнее десятилетие велосипедная инфраструктура в городах по всей стране значительно расширилась. Одной из самых больших областей роста является количество велосипедных дорожек. В округе Колумбия, например, сейчас 78 миль велосипедных дорожек; по сравнению с тремя милями в 2001 году.

Но из этих 78 миль защищены только шесть.

В отличие от стандартной белой линии, нарисованной на обочине дороги, защищенная велосипедная дорожка имеет физический барьер, отделяющий велосипедистов от движения транспорта. Исследование Департамента транспорта округа Колумбия показывает, что количество велосипедистов на тротуарах сократилось на 56 процентов там, где были установлены защищенные велосипедные дорожки.

4. До свидания, место для параллельной парковки

В Вашингтоне одна миля обычной велосипедной дорожки стоит 50 000 долларов. Одна миля защищенной велосипедной дорожки стоит 180 000 долларов.

Но стоимость — не единственное соображение.

«У нас просто нет места, чтобы сделать их на каждой улице», — говорит Джим Себастьян, специалист по транспортному планированию в DDOT.

В городах с интенсивным движением велосипедные дорожки защищены за счет парковочных мест. Дороги нужно полностью переформатировать, чтобы освободить место для охраняемой полосы.

Хотя округ Колумбия изо всех сил пытался инвестировать в защищенные велосипедные дорожки, другие места в стране удвоили усилия по строительству таких дорожек. По данным PeopleForBikes, группы по защите интересов велосипедистов, с 2011 года количество защищенных велосипедных дорожек по всей стране удвоилось.

5. Защищенные велосипедные дорожки — не единственное решение Полицейские ездят на велосипедах в Вашингтоне, округ Колумбия. Езда на велосипеде по тротуару разрешена почти везде в городе, за исключением центрального делового района. Парт Шах/NPR скрыть заголовок

переключить заголовок

Парт Шах/NPR

Полицейские ездят на велосипедах в Вашингтоне, округ Колумбия. Езда на велосипеде по тротуару разрешена почти везде в городе, за исключением центрального делового района.

Парт Шах/NPR

«Велосипедные дорожки должны быть построены таким образом, чтобы дорога соответствовала контексту», — говорит Колин Браун, член Вашингтонской ассоциации велосипедистов. Хотя доказано, что защищенные велосипедные дорожки сокращают количество пешеходов на тротуарах и привлекают больше людей на велосипедах, они нужны не везде.

«Если машины не двигаются быстро и много людей, велосипедная дорожка, которая просто окрашена, — это нормально», — сказал он.

Сторонники велосипедного движения, такие как Браун, говорят, что ответ заключается в том, чтобы города создали сеть обычных и защищенных велосипедных дорожек вместе с велосипедными дорожками.

6. Езда на велосипеде по тротуару может быть просто растущей проблемой

Нелл Пирсон также является членом Ассоциации велосипедистов Вашингтона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *