Автомобилисты vs велосипедисты: права и обязанности
Ежегодно в России происходит около пяти тысяч ДТП, связанных с наездом на велосипедистов. За сутки до 30 велосипедистов получают ранения, причем каждый третий из них — несовершеннолетний. Мы подготовили небольшой ликбез, который должен снять все основные споры между автомобилистами и велосипедистами.
1.Велосипедист — это водитель?2.Как должен быть оборудован велосипед для движения?3.Может ли велосипедист ездить по проезжей части? Или по обочине?4.А по тротуару? 5.Могут ли велосипедисты двигаться по выделенным полосам для общественного транспорта?6.Что велосипедистам делать нельзя?7.Существует ли ответственность для велосипедистов за нарушение ПДД?8.Как возмещается ущерб от ДТП, если виновен автомобилист?9.Как возмещается ущерб от ДТП, если виновен велосипедист?10.Может ли велосипедист оформить на себя ОСАГО, раз велосипед — тоже транспортное средство?11.Можно ли оформить ДТП с велосипедом по «европротоколу», если вред причинен только транспортным средствам?
Велосипедист — это водитель?
Одноклассники
ВКонтакте
Конечно. Согласно 1.2 ПДД: велосипед — это транспортное средство, а велосипедист — это «лицо, управляющее велосипедом».
2
Как должен быть оборудован велосипед для движения?
Одноклассники
ВКонтакте
Велосипед должен иметь исправные тормоз, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарем или фарой белого цвета (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости), сзади — световозвращателем или фонарем красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателем оранжевого или красного цвета (пункт 6 «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»).
3
Может ли велосипедист ездить по проезжей части? Или по обочине?
Одноклассники
ВКонтакте
Пункт 24. 2 ПДД разрешает велосипедистам старше 14 лет ехать по правому краю проезжей части в определенных случаях:
• отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, либо отсутствует возможность двигаться по ним;
• габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;
• движение велосипедистов осуществляется в колоннах, причем колонны должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов — расстояние между группами должно составлять 80–100 м (пункт 24.5 ПДД также уточняет, что велосипедисты должны двигаться только в один ряд, однако допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м).
4
А по тротуару?
Одноклассники
ВКонтакте
Можно, но только если отсутствуют велосипедная дорожка и если нельзя ехать по проезжей части или по обочине. При этом есть исключение: если вы катаетесь вместе с детьми до 14 лет или везете малыша (до 7 лет) в дополнительном кресле, то на тротуар вам выезжать можно.
Кроме того, помните. Если вы создаете помехи другим участникам движения (например, пешеходам), то, согласно ПДД, велосипедист должен слезть с велосипеда!
5
Могут ли велосипедисты двигаться по выделенным полосам для общественного транспорта?
ОдноклассникиВКонтакте
Да, но только в том случае, если полоса для маршрутных средств располагается справа.
6
Что велосипедистам делать нельзя?
Одноклассники
ВКонтакте
Пункты 24.8 и 24.9 ПДД РФ запрещают:
- буксировку велосипедами других велосипедов (можно лишь буксировать специальные прицепы для велосипедов).
- управлять велосипедом без рук — за руль нужно держаться хотя бы одной рукой;
- перевозить груз, мешающий управлению, либо выступающий более чем за 0,5 м по длине или ширине за габариты велосипеда.
- перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией;
- перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
- пересекать дорогу по пешеходным переходам.
7
Существует ли ответственность для велосипедистов за нарушение ПДД?
Одноклассники
ВКонтакте
Можно, но только если отсутствуют велосипедная дорожка и если нельзя ехать по проезжей части или по обочине. При этом есть исключение: если вы катаетесь вместе с детьми до 14 лет или везете малыша (до 7 лет) в дополнительном кресле, то на тротуар вам выезжать можно.
Кроме того помните. Если вы создаете помехи другим участникам движения (например, пешеходам), то согласно ПДД велосипедист должен слесть с велосипеда!
8
Как возмещается ущерб от ДТП, если виновен автомобилист?
Одноклассники
ВКонтакте
Ущерб возмещается страховщиком по полису ОСАГО водителя-виновника.
9
Как возмещается ущерб от ДТП, если виновен велосипедист?
Одноклассники
ВКонтакте
Велосипедист возмещает ущерб в соответствии с гражданским законодательством. Поскольку велосипед не считается источником повышенной опасности, ответственность велосипедиста наступает по ст. 1064, а не по ст. 1079 ГК РФ. Ущерб возмещается добровольно, либо в судебном порядке.
10
Может ли велосипедист оформить на себя ОСАГО, раз велосипед — тоже транспортное средство?
Одноклассники
ВКонтакте
Не может, потому что ОСАГО предусмотрено для механических транспортных средств, стоящих на учете в ГИБДД. Однако некоторые страховые компании предлагают свои программы
11
Можно ли оформить ДТП с велосипедом по «европротоколу», если вред причинен только транспортным средствам?
Одноклассники
ВКонтакте
Нельзя,потому что у велосипедиста нет полиса ОСАГО, а его наличие является одним из обязательных условий, позволяющих упростить процедуру оформления ДТП.
может ли велосипедист ездить по проезжей части?
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Вопрос читателя: может ли велосипедист ездить по проезжей части?
Фото: Tairo LutterВ редакцию Rus.Postimees написал читатель Денис, которого интересует вопрос – могут ли велосипедисты ездить по автомобильным дорогам, или они обязаны передвигаться только по специальным велодорожкам? Rus.Postimees обратился за ответом в Департамент полиции и погранохраны.
Житель Тарту Денис рассказал, что еще недавно его знакомые спортсмены жаловались на то, что на велосипеде по городу передвигаться неудобно – нет хороших дорог. За последние годы, по его наблюдениям, в Тарту построили много дорожек — теперь и пешеходы, и велосипедисты могут передвигаться по городу в безопасности и с комфортом. Однако читатель заметил, что многие велосипедисты, тем не менее, предпочитают ездить по автомобильной дороге, при этом доставляя хлопот водителям. «Некоторые велосипедисты продолжают ездить по дорогом для автомобилей, где нет специальной разметки. Зачастую они едут прям по середине дороги, не всегда показывают рукой поворот», — пишет читатель.
Читателя интересует, имеют ли они на это право: «Скажите, могут ли велосипедисты свободно пользоваться автодорогами, или же они должны ездить на специально отведенных для них участках?».
Ответить на этот вопрос мы попросили Департамент полиции и погранохраны.
Отвечает старший комиссар Центра надзора за дорожным движением Пыхьяской префектуры Марина Алексеева:
«Законодательство разрешает двигаться велосипедистам как по велосипедной дорожке, велосипедной полосе, так и по правой стороне проезжей части. Велосипедист может выбрать, где ему ехать, сам, исходя из соображений собственного удобства. В некоторых случаях велосипедистам разрешается двигаться на велосипеде и по тротуару:
— велосипедистам до 13 лет, а также сопровождающим его велосипедистам (до двух человек)
— велосипедисту, перевозящему маленького ребенка, сидящего в установленном на велосипеде детском сиденье
— велосипедист может ехать по тротуару и в случае, если движение по проезжей части сильно затруднено из-за состояния проезжей части.
В Законе о дорожном движении установлены и возрастные ограничения велосипедиста, передвигающегося по проезжей части: самостоятельно передвигаться по проезжей части велосипедист может, если ему исполнилось 10 лет, велосипедисты в возрасте 10-15 лет должны иметь соответствующие права на вождение велосипеда.
Под присмотром родителя по проезжей части может ехать ребенок в возрасте с 8 лет. В этом случае права на вождение велосипеда ребенку не требуются, но родитель обязан выбрать безопасный маршрут для движения ребенка, так как он отвечает за безопасность ребенка и его поведение на дороге.
Если велосипедист совершает маневр и не предупреждает об этом, то этим он создает потенциально опасную ситуацию. Показывать сигналы о планируемых маневрах, побеспокоиться о технической исправности своего велосипеда, быть трезвым –требования, предъявляемые к велосипедисту законом. Соблюдение этих требований — в интересах непосредственно самого велосипедиста, так как в случае ДТП при участии велосипедиста и любого другого транспортного средства велосипедист – самая слабая и незащищенная сторона. Поэтому важно делать все возможное для того, чтобы избежать ДТП.
Если велосипедист едет по правой стороне проезжей части и движется в непосредственной близости от автомобилей, то советуем ему обязательно носить шлем, вне зависимости от возраста. В последнее время все больше людей используют велосипед для передвижения в течение всего года. В таком случае следует следить за состоянием велосипеда, проверить, соответствуют ли шины текущим погодным условям, а также постараться быть максимально заметным на дороге – в темное время суток или в условиях плохой видимости на велосипеде спереди должен гореть фонарь белого, а сзади — красного цвета, и на спицах колес должны быть светоотражающие элементы. При передвижении по шоссе в темное время суток велосипедисту рекомендуется надевать светоотражательный жилет.
Если говорить о нарушениях ПДД, которые фиксировала полиция, то нарушения, совершенные пешеходами и велосипедистами, преимущественно относятся к статье 259 Закона о дорожном движении («Нарушение пешеходом, водителем электрического двухколесного самоката, велосипедистом, водителем мини-мопеда, возчиком или пассажиром иных требований безопасности дорожного движения»). Нарушений, связанных с велосипедистами, в этом году было зарегистрировано 474, из них в 440 случаях за нарушения были назначены штрафы.
Чуть более половины нарушений были связаны с использованием велосипеда, техническое состояние которого не соответствовало требованиям (неисправен тормоз, отсутствуют фонари и пр.). Более 70 касались велосипедистов младше 16 лет, которые не надевали шлем. Было зарегистрировано более 130 случаев остановки велосипедистов, находившихся в состоянии опьянения.
Велосипед является транспортным средством, и на велосипедистов распространяются те же требования, предъявляемые и к водителю автомобиля или мотоцикла. Нетрезвый велосипедист на дороге опасен как для самого себя, так и для других участников дорожного движения, так как увеличивается вероятность ДТП или самостоятельного падения при потере управления велосипедом».
Ключевые слова
Следите за новостями Rus.Postimees в социальных сетях:
instagram telegram facebook tikTok twitterМогут ли велосипедисты ездить посреди дороги? [ОБСУЖДЕНИЕ]
Этот пост может содержать партнерские ссылки, которые помогают поддерживать проницательный велосипедист. Узнать больше.
Содержание
- Почему велосипедисты едут посреди дороги?
- Могут ли велосипедисты ездить по середине дороги? [ЗАКОНЫ]
- Должны ли велосипедисты ездить по середине дороги?
- Где должны находиться велосипедисты на дороге?
Для автомобилистов это неприятность. Для велосипедистов это обычная практика. Тем не менее, «велосипедисты могут действительно едет посреди дороги?» дискуссия давняя. Это безопасно? Это законно? Нужно ли это делать, или это просто несчастный случай?
Мы здесь, чтобы познакомить вас со всеми тонкостями езды на велосипеде посреди дороги. Мы обсудим почему, как и все правила, которые вам нужно знать.
Почему велосипедисты едут посреди дороги?
Велосипедисты часто ездят по середине дороги, чтобы избежать неровных и опасных поверхностей на краю дороги. Обычно эти края изобилуют выбоинами. Наезд на них может привести к повреждению велосипеда, потере равновесия или травме.
Могут ли велосипедисты ездить по середине дороги? [ЗАКОНЫ]
Да, могут. Езда на велосипеде по середине дороги не является незаконной, и в Правилах дорожного движения нет ничего, что запрещало бы это. Это может разочаровать автомобилистов, но зачастую это самый безопасный вариант для райдеров.
Велоспорт посреди дороги даже имеет свой термин. Это называется «основной позицией» или «занятием линии». Хотя велосипедистам обычно рекомендуется ездить на расстоянии от 30 см до 1 м от бордюра, это не всегда возможно. Дороги могут быть слишком узкими, и на пути могут быть препятствия, такие как припаркованные автомобили.
Велосипедисты могут даже сигнализировать автомобилистам, что обгонять небезопасно. Согласно Правилам дорожного движения, водители должны предоставлять велосипедистам и другим участникам дорожного движения столько места, сколько они предоставили бы легковому автомобилю (около 1,5 м).
При движении по узким дорогам или дорогам с островами это невозможно. Даже если это так, это может быть невероятно опасно. Езда на велосипеде посреди дороги в таких ситуациях может защитить обе стороны.
Должны ли велосипедисты ездить по середине дороги?
Хотя езда на велосипеде посреди дороги не является незаконной (и часто это самая безопасная позиция для велосипедистов), она не всегда уместна. Если дороги слишком узкие или извилистые, это может представлять серьезную опасность.
Например, если дорога немного узкая, но все же достаточно широкая, чтобы автомобиль мог безопасно совершить обгон и соблюдать правило 1,5 м, считается вежливым предоставить им немного больше места для этого.
Ездить рядом следует всегда следует избегать в основном положении. Езда вдвоем в ряд не является незаконной, но Правила дорожного движения предусматривают, что это не следует делать на узких и оживленных дорогах или при езде по поворотам.
Где должны находиться велосипедисты на дороге?
Правила дорожного движения не запрещают велосипедистам использовать определенное место на дороге, поэтому теоретически они могут ездить где угодно. Тем не менее, в нем указаны некоторые общие рекомендации и правила, которым следует следовать. Например, Правило 67 Кодекса гласит, что велосипедисты должны:
- Велосипедисты должны «смотреть вперед на наличие препятствий на дороге, таких как водостоки, выбоины и припаркованные транспортные средства».
- «Будьте осторожны при обгоне».
- «Осмотритесь, прежде чем отходить от бордюра, поворачивать или маневрировать, чтобы убедиться, что это безопасно. Дайте четкий сигнал другим участникам дорожного движения, что вы собираетесь делать».
Если на вашем пути есть велосипедные дорожки, безопаснее всего использовать их. Однако это не обязательно.
Также можно использовать автобусные полосы (если это разрешено указателями), но велосипедисты должны сохранять бдительность и следить за тем, чтобы пассажиры садились и выходили из автобуса, и осторожно проезжали через плотные потоки транспорта.
Помните: всякий раз, когда вы едете на велосипеде, всегда будьте особенно осторожны, когда едете на велосипеде среди пробок. Носите шлем, сохраняйте бдительность и соблюдайте правила дорожного движения.
Езда на велосипеде в Калифорнии: что разрешено (а что нет)
По мере того, как все больше американцев сосредотачиваются на создании здорового образа жизни и снижении воздействия на окружающую среду, езда на велосипеде становится все более популярной в США Тем не менее, многие водители автомобилей не привыкли делить дорогу с велосипедами, и их могут раздражать некоторые действия велосипедистов, которые на самом деле совершенно законны.
Законы могут различаться от штата к штату — и велосипедистам, и водителям важно знать конкретные коды транспортных средств в их районе. Ниже приведены законы о велосипедах в Калифорнии.
1. Велосипедисты могут ездить по проезжей части, и водители должны уступить им три фута в целях безопасности явно запрещено.
Велосипедисты на проезжей части должны двигаться в том же направлении, что и автомобили.Если велосипедисты движутся со скоростью потока машин, они могут ехать посередине полосы движения. Если они мешают движению, CVC 21654 требует, чтобы они держались как можно ближе к правой стороне дороги. CVC 21656 определяет «препятствие движению» как движение по проезжей части, где обгон небезопасен, когда позади них пять или более автомобилей. В этом случае велосипедист должен двигаться вправо и пропустить транспортные средства.
Когда автомобиль проезжает мимо велосипеда, в соответствии с «Законом о безопасности в трех футах» между ними должно оставаться расстояние не менее 36 дюймов.
Многие водители считают, что велосипеды должны ездить по тротуарам; однако, в зависимости от города, это может быть незаконным. Законодательство Калифорнии разрешает ездить по тротуарам и пешеходным переходам, если это не запрещено местными постановлениями. Многие калифорнийские города запретили езду на велосипеде по тротуару в деловых районах. (Моторизованные велосипеды или самокаты НИКОГДА не должны передвигаться по тротуару.)
2. Велосипедисты могут ехать вдвоем в ряд при движении со скоростью движения или когда/где водители могут безопасно их обгонять
В законе штата Калифорния нет положений, запрещающих велосипедистам ехать двумя или более велосипедистами в ряд (бок о бок). Если они движутся со скоростью движения, ехать вдвоем в ряд разрешено.
Если они не двигаются со скоростью движения транспорта, велосипедистам по-прежнему безопасно ехать по два в ряд, если в одном направлении движется более одной полосы, поэтому автомобилисты могут объезжать слева. Однако, если велосипедисты, идущие в ряд, мешают движению (см. выше), они должны двигаться вправо.
3. Велосипедисты могут двигаться прямо по полосе для поворота направо, а водители должны «повернуть с бордюра»
На улицах, где нет обозначенной велосипедной дорожки, велосипедисты, движущиеся медленнее, чем транспортное средство, должны ехать как можно ближе вправо- ручная сторона дороги. Это означает, что независимо от того, есть велосипедная дорожка или нет, они могут ехать прямо через перекрестки, где водители автомобилей поворачивают направо.
Всякий раз, когда автомобиль поворачивает направо перед велосипедом, водитель должен проявлять особую осторожность, чтобы не подрезать велосипед:
- Если поблизости нет велосипедиста, водитель должен включить сигнал поворота, посмотреть сзади на встречные велосипеды или другие транспортные средства и перестроиться в правую полосу. Но водители проявляют осторожность — обманчиво легко недооценить скорость движения велосипедов. Велосипед, который не кажется слишком близким, может преодолеть расстояние быстрее, чем ожидает водитель.
- Если рядом с водителем находится велосипедист, водитель должен включить сигнал поворота и снизить скорость, чтобы позволить велосипеду проехать, прежде чем выехать на правую полосу.
- После этого водитель может повернуть направо от бордюра.
4. Велосипедисты могут использовать полосу для левого поворота, и водители должны следовать на безопасном расстоянии, пока они не смогут безопасно проехать
По данным Департамента транспортных средств Калифорнии (DMV), существует два безопасных способа поворота налево для велосипедистов. :
- Велосипедисты могут пользоваться пешеходным переходом, уступая дорогу пешеходам.
- Велосипедисты также могут выезжать с велосипедной дорожки (или с правой стороны дороги) и выезжать на полосу левого поворота, проверяя движение и используя сигналы руками перед слиянием.
Если вы ведете автомобиль за велосипедом в полосе для левого поворота, имейте в виду, что в соответствии с CVC 21703, запрещено слишком близко следовать за велосипедом (или любым транспортным средством) . Хотя закон прямо не предписывает безопасную дистанцию, руководство DMV штата Калифорния рекомендует «правило трех секунд»: когда велосипед проезжает определенную точку, начинайте считать: тысяча один, тысяча два, тысяча три. . Если вы пройдете точку до того, как достигнете трех, вы слишком близко.
5. Велосипедисты могут записывать видео – в определенных ситуациях
Многие велосипедисты носят нательные или шлемные камеры для документирования безрассудных водителей или доказательства вины в аварии. Важно понимать, что существует существенная юридическая разница между видеозаписью, которая полностью защищена законом, и аудиозаписью, которая регулируется законами штата Калифорния о прослушивании телефонных разговоров. Калифорнийский закон о «двухстороннем согласии» объявляет преступлением запись любого конфиденциального общения без согласия всех участников разговора.
Даже если вы находитесь в общественном месте, вы не можете записывать разговоры между людьми без их разрешения,
Вы можете совершенно безопасно записывать видео людей, взаимодействующих на публике, если ваше видео не захватывает звук и тема разговора не очевидна.
Вы также имеете право фотографировать или записывать аудио- или видеосъемку сотрудников полиции или других государственных служащих, выполняющих свои служебные обязанности, если они делают это публично, , как это сделал этот велосипедист.