Ланкийцы как расстаются: Менталитет шри ланкийцев. Какие они, жители Шри-Ланки.

Содержание

Менталитет шри ланкийцев. Какие они, жители Шри-Ланки.

Какие они, шриланкийцы?!

Сами местные часто говорят: вот видишь мою руку. Даже пальцы на ней не одинаковые. И так одинакого говорят очень многие.
А русские говорят, что нельзя всех под одну гребёнку. Может русских и нельзя, а шриланкийцев можно.

Конечно, есть индивидуальные черты личности и характер. Есть разные темпераменты. Есть разные уровни жизни и классы на Шри-Ланке.

Но есть и менталитет. Это то что делает шриланкийцев таковыми. Это климат, это религиозно-общественная жизнь, это их история, это культура и в конце концов Шри-Ланка — это небольшой остров. Все это неизменно и одинаково влияет на местных людей, создавая местный менталитет, который есть во всех, от бедного до богатого. И даже если ланкиец уедет из Шри-Ланки — он останется шриланкийцем.

Я сейчас живу на Шри-Ланке. В общей сложности около 9 лет уже. Долго жила в ланкийской семье. Мой муж шриланкиец и у нас есть два сына.

Замечу, что эти описания основаны только на моем личном опыте общения с ланкийцами (сингалами, буддистами), а значит могут быть довольно субъективны.


Данная статья была написана шесть лет назад. Сейчас мои взгляды немного изменились в каких-то отношениях. Я все больше понимаю этих людей.
Наверное главный вывод — то что тут люди совсем другие чем мы.

Расскажу все положительные и отрицательные моменты характера шриланкийцев. Я не склонна делить на белое и черное. Поэтому не думаю, что какая-то черта национального характера является плохой. Также, надо учесть, что все познается в сравнении. Мне не с чем больше сравнивать ланкийцев кроме как с русскими, так как только свою нацию я знаю хорошо.

👽 1. Отношение к белым почти идолопоклонническое

Белая кожа — это красиво и чисто. Черная кожа — грязно и некрасиво. Поэтому если вы белая девушка к вам будет повышенное внимание со стороны мужчин. Также вы почувствуете на себе завистливые взгляды женщин.

Ланкийцы огорчаются если загорят. Да, они могут загореть! При этом их и так темная кожа становится еще чернее. Ланкийцы даже используют крема с осветляющим, тонирующим эффектом.

Также по мнению ланкийца если вы белокожий, то по-любому у вас есть много денег. Из-за непонимания ланкийцами мотивов поведения иностранцев, они могут думать, что белые глупые. Часто эти суждения основаны на том, что приезжие не знают многих местных особенностей и негласных законов. Ну, это, наверное, в любой стране есть. Такое непонимание связано с господством туристического бизнеса, невысоким уровнем культурности ланкийцев и плохого знания английского.

👽 2. Понятия чистоты и гигиены здесь совсем другие

Нельзя сказать, что они нечистоплотные по сравнению с нами. Нормы гигиены и чистоты здесь другие и их диктует климат. Кстати, вообще многие моменты ланкийского характера продиктованы именно тропическим климатом.

Они никогда не используют туалетную бумагу, едят руками и бросают мусор на пол себе под ноги, даже у себя дома. С первого взгляда это поражает. Просто потому что это непривычно для нас. Однако, если разобраться, то все логично.

Ланкийцы никогда не подтираются туалетной бумагой и считают это грязным.
После каждого похода в туалет они подмываются водой. Подмываются исключительно левой рукой, а едят правой. Кстати, мыло ланкийцы используют реже. То что они называют мытье рук я б назвала «сполоснуть руки». Использование воды вместо туалетной бумаги я считаю очень разумным и рекомендую взять их привычку себе за правило. Об мусоре: да, бросают себе под ноги. Но для того и есть домашние женщины, которые после каждого приема пищи выметают все фантики и разбросанные повсюду крошки риса и еды. Мне этого не понять. Я приучена сразу не сорить, чтоб потом не убираться постоянно. Моя мама все время просила меня «поддерживать чистоту» в доме. Так же проще, верно?!

👽 3. Религия

На Шри-Ланке преобладает буддизм. Я знакома только с буддистами. Так что расскажу о них. Все семьи верующие. Старшие все молятся. В каждом доме обязательно есть алтарь в углу комнаты. Там находится статуэтка Будды в домике. Лампадки с маслом. Часто там же могут установить изображение кришны, гонеши, шивы и другие многочисленных божеств. В домах местных можно встретить просто плакаты с изображением богов индуизма. Оно и понятно, Индия близко, да и не будем забывать, что шрилакийцы по сути все выходцы из Индии. У нас в семье папа молится исправно утром и вечером. Также молятся сестры и даже мой муж в случае острой необходимости подходит к алтарю, зажигает огонь и кланяется, сложив руки в ладонях у груди как обычно все буддисты делают. Вообще, как вы уже поняли здесь буддизм не чистый. Это какая-то мешанина. Во-первых, буддизм здесь это скорее обертка. Большая часть религиозного мировоззрения сингалов базируется на древнем шаманизме и демоническом культе.

Религия здесь тесно сплетается с мифологией. По верованиям сингалов в древние времена вся Шри-Ланка была заполнена различными демонами. У каждой горы, у каждой местности был свой хозяин-демон. Они царили на землях Шри-Ланки. Пока не пришли люди. Тогда демоны покинули эту землю. Сейчас же все еще есть дикие места, где все еще живут эти духи. Так вот, многие боги-демоны очень известные и им тоже поклоняются. Кстати, сингалы считают что они произошли от брака человека со львом (это из знаменитый принц Виджайя). Синхала значит лев по-сингальски. И если я, например, воспринимаю все эти истории как мифы. То местные верят безоговорочно что все это было на самом деле. А в школах мифические писания изучают в рамках истории Шри-Ланки. В третьих, здесь прибавляются все боги Индии. Их также почитают буддисты. Ко всему этому прибавьте тот факт, что здесь очень распространен шаманизм, аюрведа, астрология и магия. Они постоянно ходят к шаманам, астрологам, монахам и заказывают всяческие мантры. Вот такая религия на Шри-Ланке.

Черт ногу сломит. Но очень интересно!

Я верю, что это особая мистическая земля, место силы.

Кстати, инфо для сыроедов, мой муж как-то выдал, что раньше на Шри-Ланке жили очень сильные, высокие люди, племена, которые имели неограниченную силу и могли творить любую магию. Они жили в джунглях, дружили с животными и питались только фруктами. Это он мне сказал без каких-либо познаний о сыроедении.

👽 5. Очень наивные, доверчивые и романтичные

Они верят во все местные мифы. Верят в магию, духов, привидений… Во все и всему они верят. Особенно если речь идет о какой-нибудь мистике. Если вы расскажете им любую невероятную историю вполне серьезно, они тоже поверят. Проверять, фильтровать инфо и критически мыслить их никто не учил. Ланкийца обмануть очень просто. Я была свидетелем как туристы обманывали доверчивых ланкийцев. Хотя сами ланкийцы любят надуть (читайте дальше). Видимо они не задумываются, что другие люди могут поступить с ними так же.

👽 6. Романтичные…

Ланкийцы обожают дешевые индийские фильмы о любви и супермэнах с брюхами до пола (ну вы представляете что такое Болливудское муви…).

Здесь каждый прожженый бич-бой не оставляет мечтаний встретить свою принцессу, о неземной любви, свадьбе, детях и жить всю жизнь в любви до гроба (желательно, конечно белую богатую немку). Ланкийцы легко влюбляются и женятся. Это навсегда и без оглядки.

Кстати, как мы выяснили не так давно на Шри-Ланке часты самоубийства именно от неразделенной любви.

А в автобусах все время крутят клипы местного производства с розовым романтично-сопливым сюжетом о любви. В словах песен только и слышно: «адерэй», «адэрэй» (что значит «любовь»).

👽 7. Врунишки

Если вы разговариваете с ланкийцем и слушаете какую-нибудь душещипательную историю, то делите все сказанное на 1/4. В лучшем случае такой процент будет правдой из его рассказа. Например, все знают, что в 2004 году на Шри-Ланке было разрушительное цунами. Так вот, каждый бич-бой расскажет вам как он спас старушку или всю семью. Как потом эти люди были несказанно благодарны за их спасенную жизнь и как каждый месяц присылали спасителю деньги. Все истории похожи друг на друга как будто пересказ одной. И не важно, что рассказчику тогда было 10 лет. Зачем эти люди врут на ровном месте мне совершенно не понятно.

👽 8. Очень любопытные (не путать с любознательностью)

Здесь, например, с детства не учат как нас, что смотреть, точнее пялиться, неприлично. На Шри-Ланке ребенок, да и взрослый может сверлить вас взглядом все три часа поездки и никак не скрыться от этого пристального взгляда. Плюс ланкийцы очень общительные. Все знают английский, хотя скорее им так кажется. Знание многих ограничивается: «вере аре ю фром?» «Вотс е нейм?» или «Вхере аре ю гоин?». Такими вопросами меня постоянно атакуют на улице. На этом вопросы и разговор в целом заканчиваются. Но задать их видимо им просто необходимо.

👽 9. Навязчивые

По истории все ланкийцы выходцы из Индии по сути. Из разных районов Индии в разное время люди заселяли Шри-Ланку. Говорят, что индийцы очень приставучие. Так вот ланкийцы такие же. Вежливое игнорирование или ответ «я подумаю» воспринимаются как «да, на все согласна». Здесь, на Шри-Ланке нужно научиться твердо говорить «НЕТ» и в крайнем случае посылать на местном языке и угрожать полицией. Я помню первый день на Шри-Ланке, когда нас с мамой преследовал тук-тукер. Мы отказались ехать с ним и кое как успели запрыгнуть в автобус.

Так вот, этот тип преследовал наш автобус и кричал бранные слова водителю за то что нас взяли на борт крейзи баса. У нас, у русских, любой дворник имеет ого-го сколько самоуважения и никогда не станет навязываться. Здесь же у меня бывает ощущение, что они не знают что такое гордость, самоуважение, дистанция. Любят навязываться. Хотя, когда, наконец, до ланкийца дойдет что он тебе не мил он резко включает обиду.

👽 10. Повторение — мать учения!

Они обожают переспрашивать сто раз одно и то же пытаясь склонить к тому ответу который им нужен. «Будешь кушать? Покушаешь? Будешь кушать? Покушаешь? Попробуй, это очень хорошо для тебя!». Такое поведение может быть признаком любезности, заботы, попыткой сделать лучшее для человека или попыткой склонить к чему-то. Также в разговоре любят дважды повторять слова.

👽11. Нет щедрости и широты душевной. Корыстные. Жадные до денег

Если спросить у ланкийца что главное в жизни, то большинство скажут «деньги». Семья, любовь будут на втором и третьем месте. Ну а ответа работа, карьера, самореализация будут аутсайдерами в рейтинге ответов. Часто ланкийцы делают что-то для туристов, что туристами воспринимается как «от души». Например, они помогают найти какое-то заведение, что-то советуют или приглашают к себе в гости на ужин. У нас обычно русские люди делают это все бескорыстно. Здесь же в 90% случаев шри ланкиец имеет свой интерес. Здесь это нормально.

Если вы приглашены на ужин вас будут пытаться раскрутить на купить что-то, заказать у них экскурсию, просто дать денег или на секс. Ладно, когда для чужих людей делают все за деньги. Но так же поступают и среди своих родственников: брат для брата, сын для отца, отец для сына, бабушка для внука… Это ужасно, конечно… Но понять людей тоже можно. Люди не богатые. У всех свои семьи и дети, которых надо кормить. В общем, щедрых и бескорыстных ланкийцев я еще не встречала.

👽 12. Приветливые, открытые, улыбчивые

Часто смеются и просто жизнерадостные люди. Здесь принято улыбаться и смеяться в любой ситуации. Если ланкийцы встречаются взглядами на улице с незнакомцами они обязательно улыбнутся. Это правило. У нас же, в России считается, что просто так незнакомцам улыбаются только идиоты. Мама моего мужа часто смеется. Да и вообще, по вечерам, когда все в сборе, в доме я все время слышу смех. Также ланкийцы легко идут на первый контакт. Они легко могут заговорить с незнакомым человеком. А кричать «Хэлоу» издалека человеку (точнее туристу), которого впервые видят — это национальная традиция можно сказать.

👽 13. Низкий уровень образования

У нас в доме три девочки школьницы. Я периодически просматриваю их учебники. Вроде учатся… вроде в учебниках много всего, что и мы изучаем. Образование в стране бесплатное и доступно всем. Однако на проверку оказывается, что знают ланкийцы мало. Что-то не так с их образованием. Знаю, что у них много внимания отводят изучению их религиозно-мифологической «истории». У девочек отдельный и серьезный предмет: что-то вроде домоводства. А однажды мне попался их учебник. Я спросила что за предмет. Мне сказали, что это «наука». Я: «всмысле? Какая наука?». Ну, наука. В учебнике все предметы по чуть-чуть затрагиваются: и география, и физика, и биология, и астрономия… И это уже старшие классы… Кстати, есть и совсем неграмотные люди, кто читать и писать не умеют. Хоть образование и бесплатное, но жизненные обстоятельства и финансовые трудности частенько толкают полюдростков бросить школу и идти работать.

👽 14. Брак — это навсегда

Брак на Шри-Ланке это стабильная ячейка. Разводы здесь очень редки. Почему так — я еще не совсем разобралась. Есть несколько факторов. Осуждение общественности. Не то чтобы ланкийцы совсем не изменяют. Изменяют редко и скрытно. Измена здесь считается ненормальным явлением (в отличие от России).

Разведенных здесь считают или идиотами или очень плохими людьми или шлюхами. Ни капли той лояльности, что есть в России. Еще, не знаю правда ли это или нет, сама не проверяла)). Мне одна девушка сказала, что при разводе надо получить подписи с согласием всех родственников на развод. Мне это представляется нереальным. Кто-то да будет «против». Также влияет бедность многих ланкийцев. Вместе все таки легче переносить безденежье. Женщины в семье не работают, мало кто имеет высшее образование и специальность.

В семье обычно по четверо детей и больше. Женщины занимаются только домашним хозяйством. Поэтому можно понять женщину: куда она денется, куда пойдет с четырьмя детьми из дома?! Ну и да…выбору.

👽 15. Мужчина приносит деньги в семью, женщина не работает

Женщины целыми днями заняты готовкой (3 раза в день), уборкой, покупкой продуктов, стиркой, заботой с детьми и другими бесполезными женскими делами. Правда такой уклад семейных дел не относится к смешанным бракам. Жены-иностранки чаще всего предпочитают работать.

👽 16. Отношение к животным

Шри-Ланка очень зеленая страна. Здесь много разных животных. Кошки, собаки, вороны, обезьяны, павлины, бурундуки, олени, черепахи, дикообразы, цапли, вараны, змеи, скорпионы, разные птички, слоны, коровы, куры и куча различных насекомых. Не только климат располагает к такому обилию фауны. Еще и отношение местных к животным. Местные совсем не любят животных как, например, русские любят кошечек и собачек.

Ланкийцы скорее не замечают всю эту живность. Собаки и кошки здесь не члены семьи, а скорее пожиратели отходов. Кстати сказать, таких несчастных собак как здесь я никогда не видела: ободранные, полулысые, пугливые, грусные скелетики стоят на дороге и ждут может им свалится с неба кусочек ротти. В общем-то местные просто не трогают животных, не обращают на них внимания. Животные и ланкийцы живут в выгодном симбиозе. Все животные здесь питаются объедками со стола ланкийцев. А ланкийцы едят очень много и здесь принято недоедать все с тарелки. Когда у нас в доме был праздник и куча недоеденой еды сбрасывалось в помойку, к нам пришли вараны. Весь день они пытались осторожно и медленно подобраться к помойке чтоб полакомиться и быстро убегали при первом появлении человека. Каждый день утром к нам приходят стаи разных видов обезьян. Они прыгают по крышам и деревьям в поисках созревших плодов папайи или других фруктов. Обезьяны могут залезть в дом и разорить кухню. Или просто что-нибудь украсть. У меня, например, украли как-то зубной порошок (точнее пищевую соду в банке). Через пару дней пустая банка была обнаружена в нескольких кварталах от нашего дома. Домочадцы гоняют обезьян с палками в руках и издают при этом смешные звуки. Каждый день я кормлю бурундучков.

Собак, кошек ланкийцы считают очень грязными животными. Они очень брезгливо относятся к собакам и кошкам. Я впервые в своей жизни увидела чтоб мужчина боялся новорожденного котенка. Мой муж серьезно шугается котят как будто это слизняк какой-то. Не потому что страшный, а потому что, как он считает, животные очень грязные и мерзкие.

👽 17. Зож, спорт и правильное питание

Ланкийцы понятия об этом не имеют. Питание здесь ужасное с точки зрения пп. Ланкийцы едят много и огромными порциями. Рис с карри каждый день. В качестве альтернативы нудлсы. И нет, это не тоже самое что макароны… Намного хуже. Это тоже самое что наш анаком, вермишель быстрого приготовления. Остальные закуски это в основном всевозможные виды хлебных изделий (роти, хоперсы) или сильно и долго жареные в масле шарики из вареной предварительно смеси чечевицы с овощами. После еды обычно обильно запивают водой. Практически везде, во все блюда добавляют глютамат натрия. Это воспринимается как норма, специя вроде соли. Никто как будто и понятия не имеет о том как это вредно. Также любят мороженое. Хотя молоко не пьют. Оно вызывает у большинства буддистов здесь отвращение. Не смотря на то что на Шри-Ланке много фруктов, местные фрукты не едят. Все мужчины поголовно пьют арак (местная водка) или пиво и курят не смотря на то, что цены на эту продукцию намного дороже, чем в России. Спорт-залы есть, но их очень мало. На пляже я вижу бегающих иностранцев, но не ланкийцев. Все (большинство) ланкийцев после 25 обзаводятся нездоровым пузом (при этом сам человек может быть и не полным). Ну и само собой, стареют быстро и имеют букет болячек уже с 25. В общем, мрак…

👽 18. Мужчины много пьют и курят. Женщины — практически никто не курят и не пьют (даже по праздникам)

Причем, повторюсь, цены невероятно высокие на местный алкоголь и сигареты. Импортный алкоголь дороже в три раза. Алкогольную продукцию продают только в специальных магазинах, похожих на тюрьму наизнанку. На окнах всегда решетки. Вы узнаете такой магазин в городе. Потому что у его окон всегда как будто приклееные стоят местные.

Если вы хотите привезти подарок ланкийцу, то привезите алкоголь.

В России женщины и даже дети часто пьют за столом по праздникам. Здесь на праздниках мужчины чтобы выпить собираются компанией в укромном уголочке. Местные женщины наотрез отказываются пить вообще.

Исключение составляют современные юные жители столицы. Те бывает и пиво пьют и курят и даже в купальниках купаются!))) Развязные женщины.

👽 19. Очень любят детей

Поколение назад в семье обычно было по 7-9 детей. Сейчас 2-4 ребенка. Чем моложе поколение, тем меньше у них детей. Например, у брата моего мужа один ребенок и они пока не хотят больше. Я здесь никогда не видела чтобы били детей. В России же часто можно видеть картину как мама тащит по улице рыдающего ребенка, периодически останавливается и отвешивает ему по попе. Когда мой муж видел такие картины в России он был в шоке и негодовал на эту женщину. Ланкийские мужчины особенно любят детей. Это надо видеть как они играются на пляже с детками. Маленьким девочкам позволено все)).

👽 20. Отношение к окружающей среде

Все эти разговоры о загрязнении окружающей среды, об экономии электроэнергии, раздельном сборе мусора и вторпереработке, о глобальном потеплении и уменьшении потребления далеки от ланкийцев. Большинство и понятия не имеют о столь «серьезных» проблемах человечества. Если даже вы попытаетесь объяснить это ланкийцу — он не поверит, не поймет и подумает, что у вас с головой не все в порядке. Здесь нет мусорных урн. А мусор жгут весь который горит (то есть пластик тоже жгут). Но это вина не людей, а скорее правительства. Так как очень плохо обстоят дела организацией сбора отходов. В России я сортирую мусор и сдаю на вторпереработку. А здесь для меня до сих пор загадка куда конкретно надо относить мусор из дома. Больших урн для сбора мусора нет. Так что приходится делать как местные.

👽 21. Заботливые

Чрезмерная опека и забота ланкийцев граничит с навязыванием своей воли. Меня, свободолюбивую и любящую делать все по-своему, это часто раздражает. Ланкийцы стараются максимально помочь. Когда я была в положении забота моей семьи переходит все границы. Туда не ходи, там опасно, отдыхай, не прыгай, не танцуй, это хорошо для тебя, это плохо… а я привыкла решать что хорошо, а что плохо самостоятельно и игнорировать советы.

👽 22. Гостеприимные

Для ланкийца не составляет проблемы пригласить первого встречного к себе в дом на ужин. Будьте уверены, вы почувствуете себя самым дорогим гостем. Да, чаще всего ланкийцами движет корыстный мотив. Они что-нибудь с вас спросят. Однако, все же это не отменяет того факта, что они очень гостеприимны, радушны и дверь их домов всегда открыта. Часто на Шри-Ланке устраивают праздники, когда все соседи и родственники приходят в дом. У нас недавно был праздник «Биг герл пати» (этот праздник это отдельная невероятная история). Все кого знает наша семья приходили в течение дня. Стол ломился от всех видов карри. Чамат, папа и мама не ели весь день. Чамат был очень голодный. Мне было не понятно почему он не ест с гостями.

А он сказал, что это неприлично и он должен сначала накормить всех гостей. И только после этого он может сам поесть. Так что если вы приходите в гости к ланкийцам не обижайтесь на них за то, что они не едят вместе с вами.

👽 23. Строят и что-то делают очень поверхностно

Наше «на соплях» или «авось» на самом деле довольно добротно сделано по сравнению с ланкийским стилем. Я это связываю опять же с климатом.

👽 24. Ленивые. Опоздуны. Необязательные. И мистеры «завтра»

Это конечно грубое обобщение основанное на взгляде со стороны как это выглядит, когда не понимаешь причины их действий. Но ланкийцы совсем по-другому мыслят. Могу сказать, что они очень сложные наемные работники.

👽 25. Некачественное образование

Не смотря на то что образование здесь бесплатное и общедоступно, я мало видела умных, начитанных ланкийцев. Простые логические игры с местными ввергают меня в шок. Ну и вообще, в повседневной жизни, когда наблюдаю что и как делают ланкийцы кажется, что со мной что-то не так или все же вокруг одни иди… не умные люди.

👽 26. Музыкальные и любят танцевать

В каждом местном автобусе всегда играет музыка. С детского сада всех детей обязательно учат танцевать и петь. Потом они дают показательные выступления. В домах постоянно играет музыка.

👽 27. Качание головой

Помните раньше перед каждым новым годом на улицах продавались символы нового года — игрушки с подвешенными головами. Помню таких тигров. Их часто ставили в машины. При каждой кочке голова игрушки тряслась в разные стороны. Ланкийцы часто делают такие движения головой. Похоже как русские качают головой «ай-яй-яй», но с большей амплитудой. Такое покачивание у ланкийцев означает любой вид согласия или выражение понимания и солидарности.

👽 28. Чем больше ланкиец думает, тем больше цена

Эта информация будет полезна для туристов. Если вы нашли для себя дом в аренду, например. То есть большая вероятность, что через пару дней раздумий хозяин может поднять цену в два раза.

👽 29. Обидчивые

Сначала ланкиец будет долго вам навязываться, потом может резко обидиться. Часто я вообще не понимаю логику на что местные могут обидеться и из каких таких соображений. Обидеть ранимых ланкийцев легко, только загадка как именно. Потому что если вы пытаетесь чтоб он от вас отстал — он не будет обижаться и даже на грубый посыл может не отреагировать. А когда вы и не думаете его обидеть — он вдруг обидится на какую-ниб выдуманную им же хуйню.

👽 30. Высокомерные

Вам кажется, что это свойство противоречит всему что я выше описала о характере ланкийцев?! Логично. Но в любом ланкийце уживаются противоположные качества непостижимым для меня образом.

👽 32. Эмоциональные и вспыльчивые

Это опять же большое противоречие в ланкийское характере. Потому что при том, что они довольно эмоциональны отношения свои принято скрывать и держать лицо публично. Все эмоции ланкийцы выражают ярко. Плачут, смеются, обижаются, ругаются, завидуют, влюбляются. То есть если сравнивать с русскими, то некоторые люди вообще не плачут, другие не смеются. Не потому что они сдерживаются. А им просто не хочется. Нет накала чувств. А у ланкийцев есть, но этот накал принято скрывать. Мужчина вполне может плакать. Это тут нормально. А женщины так и подавно.

👽 33. Любят лотереи, халяву, розыгрыши, игры на числа (удачу), рассказы о чудесном и внезапном обогащении

По радио постоянно проводят конкурсы. На Шри-Ланке очень популярны лотереи. Продавцы билетиков ездят на велосипедах или продают их повсюду в отдельностоящих небольших лавочках. Соответственно, много историй как кто-то выиграл большую сумму. В один из больших праздников полнолуния я наблюдала игры, в которые играют ланкийцы. Одна игра в карты на деньги. Каждый человек загадывает число и чье число первое выпадет, тот и выиграл. То есть игра чисто на удачу, мозги включать не надо. Другая игра с кубиками. Все участники кидают об стену по очереди два игральных кубока. У кого больше число тот и выиграл. Я привезла из России лото. Им очень понравилось играть.

В целом ланкийцы много полагаются на удачу. Особенно в добыче денег. Здесь, в туристической зоне я постоянно слышу истории как парень был бедным, встретил богатую немку. Она ему подарила тук-тук и построила отель для него. Теперь этот парень большой человек. Мы же привыкли думать что надо пахать чтоб стать богатым. Но ланкийцам это чуждо. Местные могут целый день просидеть на пляже в ожидании удачи и когда деньги свалятся с неба. И знаете что,… часто их ожидания оправдываются.

А таких американских историй, о том как человек разбогател благодаря своему упорству, труду и смекалке я вовсе не слышала. Никогда не слышала историй чтоб богатый ланкиец заработал добро своим трудом. Если вам такое расскажут — не верьте, вранье 100%.

☝ Я читала сингальские сказки. Сказки и басни очень хорошо отражают ментальность народа. Много сказок о том как кто-то нажился, разбогател, наелся благодаря обману более глупого существа. И как кто-то использовал другого для получения своей выгоды. То есть герой получает что-то наиболее легким путем, за счет другого. Такой басни как наша о муравье и стрекозе здесь нет))).

Также есть сказки о месте. Часто сказки вообще без какого-либо смысла.

И еще интересный момент… Чем больше я живу тут, тем больше понимаю, что мы разные. И чем больше узнаю их, тем больше пропасть между нами. Хотя я уже ассимилирую. Многому меня научил и ещё научит остров. Но я никогда не пойму их до конца и никогда не стану такой же как они.

Еще почитать

  • Быт ланкийцев
  • Опасно ли на Шри-Ланке?! Советы по безопасности на острове
  • Отдых с детьми на Шри-Ланке
  • Отношение к детям на Шри-Ланке
  • Отношение к туристам на Шри-Ланке
  • Манипуляции шри-ланкийцев. Дружба
  • 8 стереотипов о Шри-Ланке
  • Правила коммуникации с ланкийскими собаками

10 июня, 2022

Улыбающийся остров — Forbes Kazakhstan

Фото: © Depositphotos.com/Curioso_Travel_Photography

Попадая впервые в Шри-Ланку, понимаешь, почему волны иноземцев, от раннесредневековых арабов до позднесредневековых европейцев, сразу начинали тут окапываться, жениться на местных женщинах, надеясь остаться навсегда – «но только в Портленд воротиться не дай нам, Боже, никогда!». Потому что этот небольшой остров в Индийском океане похож на библейский рай. Осознаю, что мысль не оригинальная и, видимо, посещает каждого новоприбывшего.

Мусульмане и европейцы нашли здесь пик Адама и Адамов мост (гора и вереница островов и отмелей, некогда соединявших Шри-Ланку с полуостровом Индостан; местные сингальцы, правда, считают, что это гора Бабочек со следом Будды и мост Рамы, по которому тот приходил за украденной демоном женой). Побывавший здесь пару дней Антон Чехов писал своему издателю: «Цейлон – место, где был рай» (впрочем, было это после каторжного Сахалина). А английский фантаст, ученый и изобретатель сэр Артур Кларк так и не пожелал расстаться со Шри-Ланкой, куда приехал в 1956-м временно, но в итоге прожил 52 года, получил гражданство и был похоронен в Коломбо по традиционным ланкийским обычаям на 91-м году жизни.

С санскрита «Шри-Ланка» переводится «благословенная земля».

Здесь вам не Индия

Многие почему-то считают остров частью Индии, чем-то вроде Гоа, но Шри-Ланка никогда не входила в индийское государство. Коренное население – ведды, охотники-собиратели, которые есть и сейчас, но в очень малом количестве. Основное население – сингальцы – пришло сюда из Индостана задолго до нашей эры, создали государство, которое стало буддистским в III веке до н. э. Примерно во II веке пришли тамилы (во всяком случае, именно этим веком датируются первые надписи на тамильском). Они были и в основном остались индуистами, но во время европейской колонизации многие приняли христианство, а до этого частично – ислам от прибывших в VII веке арабов. И сингалы и тамилы имели на острове свои королевства, но почему-то повсеместно распространена версия, что тамилов из Индии завезли англичане на чайные плантации.

Мусульмане в Шри-Ланке тоже считаются национальным, а не религиозным меньшинством, хотя состоят из абсолютно разных народов, появившихся на острове в разное время, – это и потомки арабов, и мусульманизированные тамилы, и малайцы, и переселенцы из мусульманской части Индии. Есть тут ещё такая экзотика, как бюргеры, – люди, имеющие разные доли примеси европейской крови и исповедующие христианство (браки с местными особенно приветствовали португальцы и португальские евреи).

Климат на острове поистине райский. В самые холодные месяцы (декабрь – январь) среднемесячная температура плюс 25 градусов Цельсия, в самые жаркие (май – июнь) – плюс 28. Дневная температура отличается от ночной лишь на 2–4 градуса, то есть никаких тебе наших резко континентальных качелей и метеозависимости. Благодарный организм отвечает перманентно хорошим самочувствием и бодростью, а необычайно приветливое и неторопливое местное население постепенно притупляет готовность «к труду и обороне». Культура улыбок и приветствий столь повсеместна, что даже европейские туристы на этом фоне выглядят немного буками, не говоря уже о китайских и постсоветских.

Фото: © Depositphotos.com/Givaga

Всякой твари по паре

До экватора от Шри-Ланки всего 500 км, как от Алматы до Тараза. На сравнительно небольшом клочке суши (площадь с прибрежными водами – 65,6 тыс. кв. км, в 3,6 раза меньше Алматинской области) уместились и абсолютно открыточного вида многокилометровые песчаные пляжи с синим океаном, и волнистые равнины с ярко-зеленой травой, и джунгли, и альпийские луга. Высочайшая вершина – гора Пидуруталагала (2524 м), но более известен пик Адама (2243 м).

Именно благодаря такому рельефу Шри-Ланка – уникальное место в плане биоразнообразия. В горах значительно прохладнее, чем на побережье, в среднем на 10 градусов (самая низкая зафиксированная температура – плюс 16), и это помогает иметь среди океана практически неограниченные запасы пресной воды. С октября по март муссонные дожди наполняют реки с одной стороны острова, с июня по октябрь – с другой. Все это, обогащённое питательными веществами джунглей и равнин, стекает в океан и обеспечивает сытую жизнь и активное размножение обитателей прибрежных вод. У некоторых воспоминания о райском острове столь незабываемы, что и 20 лет спустя они возвращаются произвести потомство именно здесь. В Хиккадуве мы видела барахтающихся прямо среди купающихся туристов гигантских черепах, приплывших отложить яйца на родном побережье. Зрелище одновременно восхитительное и возмутительное, потому что некоторые несознательные туристы хватают несчастное животное за панцирь или пытаются лечь на него ради выигрышного кадра. В Греции, например, в период кладки гигантские черепахи находятся под наблюдением экологов и подобные безобразия исключены.

Фото: © Depositphotos.com/surangastock

Поэтому мы не стали задерживаться в Хиккадуве и отправились искать китов. В феврале для этого надо ехать на юг, в Мериссу, где стоит множество небольших двухпалубных катеров, которые отчаливают не позднее семи утра. Стоит это удовольствие от $30 до $50 на человека. Торг уместен, но взошедшим на борт последними достаются худшие места. Можно отправиться и на маленькой рыбацкой лодке, это значительно дешевле, но, само собой, опаснее – лодки эти меньше китов раз в 5–6.

Дельфинов встретили уже минут через 40 после выхода в море, а вот за китами пришлось погоняться. Видеть-то мы их видели, но слишком далеко – только судно прибавит скорость, как кит взмахивает на прощание хвостом и уходит в глубь, где может находиться без очередного набора воздуха до двух часов. А вот на обратном пути так повезло, что даже гид, позабыв про подопечных туристов, кинулся к борту снимать увиденное на свой смартфон. Дело в том, что мигрирующие возле Шри-Ланки голубые киты предпочитают одиночество. Таких одиночек мы и встречали в первые часы. Но тут вместе плыли, выпуская свои великолепные фонтаны и покачивая спинными плавниками, сразу три кита! Причем практически рядом (к китам запрещают приближаться ближе чем на 100 метров). Шоу продолжалось минут восемь, пока все трое по очереди не мелькнули прощально хвостами. Счастливые зрители вернулись на скамейки, но прикорнуть не успели (все-таки не каждый приспособлен к подъему в половине шестого утра, особенно почему-то страдали от недосыпа китайцы) – почти сразу нагнали китовью парочку, потом ещё и ещё. С последней долго плыли рядом уже без восторженных возгласов, в молчаливой гармонии с океаном и его великанами.

Пляжи в Шри-Ланке разные, от бурных – для сёрферов до тихих, прикрытых рифами – для менее спортивных отдыхающих. Немало предложений и по дайвингу – вокруг рифы. Песок в основном желтый – очень мелкий в Вилигаме, покрупнее в Унаватуне. Местные, кажется, могут использовать сёрфборды как транспорт. Однажды на закате, когда отдыхающие разбрелись по кафешкам, парень-ланкиец встал на доску, взял в руки короткое круглоконечное весло и ушёл в открытый океан в быстро наступающей темноте. Минут через 20 он превратился в точку у горизонта. Может, где-то там рыбачили его родные или друзья? Не в Австралию же он поплыл, в самом деле…

Ланкийские рыбаки уходят в море на ночь и возвращаются утром. Почти все курортные деревни на юго-западном побережье – рыбацкие (возможно, так же обстоят дела на восточном, но туда мы в этот раз не попали). Поэтому рыба (главная, конечно, тунец) и морепродукты (креветки, крабы, лобстеры) на базарчиках и в кафе недорогие, свежайшие и необычайно вкусные. Но после нескольких первых опытов я стала избегать блюд, обозначенных в меню словосочетанием «по-ланкийски»: это почти всегда было слишком остро и слишком пряно. Вообще, собственно ланкийская кухня не слишком разнообразна вкусами и набором ингредиентов – такое ощущение, что местные не придают большого значения еде и воспринимают её скорее как необходимость, чем как удовольствие.

Фото: © Depositphotos.com/benkrut

Ланкийская античность

Поскольку цивилизация зародилась здесь задолго до рождества Христова, на острове множество древних городов, сооружений и реликвий, которые в свое время пришли в упадок и были на многие века поглощены джунглями. Так, в начале XIX века была обнаружена одна из древнейших столиц – Анурадхапура, причём крупное поселение существовало на её месте уже в Х веке до нашей эры. Огромное впечатление произвел горный храм Дамбулла, считающийся самым крупным пещерным храмом в Южной Азии. 22 века здесь не прерываются службы. Говорят, что надпись над входом гласит, что храм был преподнесен в дар ордену буддийских монахов, приютивших короля Валагамбаху во время 14-летней оккупации столицы Анурадхапуры. Но гидам не стоит особенно доверять – наш, например, утверждал, что огромная статуя лежащего Будды изображает его мёртвого, но никакого подтверждения этому найти потом не удалось.

Неподалеку от Дамбуллы – городок Сигирия, где на внушительной столовой горе сохранились останки дворца V века нашей эры. Самое эффектное из сохранившегося – огромные львиные лапы (хотелось бы посмотреть на самого льва в реконструкции) и фрески, изображающие танцующих женщин, в одном из пещерных залов.

Бог даст

Шри-Ланка производит впечатление очень религиозной страны. В каждом городке и даже деревне покрупнее масса храмов. Больше всего, конечно, буддийских (учение Будды пришло сюда ещё до нашей эры), но почти везде есть ещё индуист­ский храм, мечеть и христианская церковь. Причем мечети оснащены громкоговорителями, и пять раз в сутки намаз разносится по всей округе. Что, кстати, не вызывает совершенно никаких отрицательных эмоций у других конфессий (а если это и есть, то никак не проявляется внешне). Внутри мечети так же, как везде: чисто, тихо, прохладно. Вход в женскую молельню отдельный, там можно просто умыться, отдохнуть от жары и даже поспать. Но архитектура самая разнообразная и временами необычная. Так, кафедральная мечеть в Коломбо напоминает одновременно и ракушку, и шахматную доску, только красно-белую. Мусульмане здесь не считаются потенциальными террористами, потому что в Шри-Ланке было свое пугало – Тигры освобождения Тамил-Илама. Война с сепаратистами продолжалась 25 лет и закончилась лишь в 2009 году. Мусульмане от неё тоже пострадали – поначалу «тигры» изгнали их со своих территорий и разрушили мечети (потом, правда, извинились, и некоторые семьи стали возвращаться на север).

Фото: © Depositphotos.com/hecke06

В буддистские и индуистские храмы вход для иностранцев платный, во всяком случае в Коломбо. Прежде чем войти к буддистам, надо снять головной убор и обувь, а также прикрыть плечи и ноги до щиколоток. Индуисты к дресс-коду требований не предъявляют. Службы у них начинаются с громких ритмичных ударов колокола. Звук тревожный, но сами службы невероятно красочны и музыкальны – в определённые моменты в дело вступают барабаны, флейты и маленькие колокольчики. Один из обрядов напоминает казахский аластау, когда над предметами или людьми с молитвами круговыми движениями обносят чашу с огнем. Внутри и снаружи индуистские храмы – самые яркие и изощрённые, с множеством скульптур, изображающих фигурантов густонаселенного пантеона.

В обычной жизни, на взгляд туриста, конфессиональные и национальные различия не сильно разделяют ланкийцев. Все ходят на одни и те же пляжи, торгуют в соседних лавочках, едят похожую еду и улыбаются друг другу. Буддистам не царапают глаз закутанные в черное до самых глаз мусульманки (некоторые, правда, обходятся разноцветной рубахой поверх лёгких штанов и газовым шарфом на голове а-ля Индия), а мусульманам – сингалки в обтягивающих лосинах и индуски с голыми талиями и спиной. Местные утверждают, что и межконфессиональные браки на острове не редкость.

Фото: © Depositphotos.com/Maugli

Не хлебом единым

Казахстанцы, видимо, совсем редкие гости на Шри-Ланке – наши бирюзовые паспорта были в диковинку и в дешёвых гестхаусах, и в пятизвездочных отелях. Впрочем, может быть, наши предпочитают пакетные туры, мы же формировали маршрут самостоятельно. Из стран СНГ ланкийцы хорошо знают Россию и Украину, а вот европейцы, американцы, австралийцы и японцы массово отдыхают здесь с 60-х годов прошлого века. В 70-е западное побережье наводнили хиппи – голубиную лапку в деревянном круге можно купить у любого торговца сувенирами. Её носят и многие гиды (в Шри-Ланке запрещено принимать на эту должность иностранцев).

Английский в стране – язык межнационального общения, после получения независимости в 1948 Шри-Ланка осталась членом Британского Содружества. Молодые ланкийцы получают профессиональное образование в бывшей метрополии или Австралии. При этом Шри-Ланка называется Демократической Социалистической Республикой, здесь бесплатное образование, медицина и практически бесплатный общественный транспорт, как городской, так и междугородный – автобусы и поезда. Самое главное – на острове нет той страшной и безнадежной нищеты, когда люди живут в картонных коробках, на подаяние, как, например, в Бангкоке. ВВП Шри-Ланки после окончания гражданской войны растет примерно на 5% в год, и в прошлом году составил $89 млрд. ВНД в пересчете на душу населения по ППС получается больше, чем в Армении, Грузии или Узбекистане. Ожидаемая продолжительность жизни – 77 лет (в Казахстане – 72). Туризм дает примерно 10% ВВП.

Фото: © Depositphotos.com/surangastock

Если вы фанат отличного сервиса и стерильной чистоты, то вам не сюда. Ланкийцы не считают время чем-то особенно важным и могут, например, просто забыть о вашем заказе. Однако если напомнить, то обязательно заулыбаются, будут извиняться и постараются в следующий раз обязательно не забыть. В общем, хиппи знали, где обосноваться. Сюда надо ехать не за сервисом, а за впечатлениями – ботаническими, зоологическими, историческими и прочими. И ещё – лечить расстроенные стрессами нервы, пожив с людьми, которые получают небольшую зарплату и имеют лишь то, что необходимо, но никогда не кричат на детей, улыбаются каждому встречному-поперечному и после трудового дня выходят с семьёй к океану — любоваться закатом.

Шри-Ланка | Asia Society

Шри-Ланка — островное государство, расположенное в Индийском океане, недалеко от юго-восточного побережья Индии. Несмотря на свои скромные размеры — чуть больше, чем штат Западная Вирджиния, — Шри-Ланка имеет население около 20 миллионов человек, что почти равно населению Техаса. Остров богат природными ресурсами и имеет разнообразную экономику, основанную на сельском хозяйстве, горнодобывающей промышленности, рыболовстве, производстве и туризме. Став независимым государством в 1948 году, Шри-Ланка (ранее называвшаяся Цейлоном), казалось, движется в будущее как стабильная и процветающая демократия. С 19Однако в 70-х годах страну раздирают ожесточенные столкновения между двумя основными этническими группами, сингальцами и тамилами, составляющими ее население. Шри-Ланка серьезно пострадала от цунами 2004 г. и погибла; какое влияние эта катастрофа окажет на политическое будущее страны, еще предстоит увидеть.

География

По форме напоминающий слезу, остров Шри-Ланка имеет размеры около 255 миль (415 км) с севера на юг и около 135 миль (220 км) с востока на запад, с общей площадью около 25 300 кв. миль (65 600 кв. км.). Он имеет более 830 миль (1340 км) береговой линии. Остров окружен широкой прибрежной равниной, переходящей во внутреннюю местность с пологими холмами. В южно-центральной части преобладает горный хребет, самая высокая вершина которого, гора Пидуруталагала, достигает более 8200 футов (2524 метра) в высоту.

Расположенная между 5 и 10 градусами широты к северу от экватора, Шри-Ланка имеет тропический климат с преобладанием двух сезонов муссонов. Летний муссон длится с середины мая по октябрь, когда ветры с юго-запада приносят дожди с Индийского океана в южную и западную части острова. Во время зимнего муссона, с декабря по март, северо-восточные ветры приносят дожди из Бенгальского залива в северные и восточные регионы. Муссонные дожди являются постоянными и сильными, во время летнего муссона на юго-западе выпадает до 100 дюймов дождя в месяц. Октябрь-ноябрь и середина марта-середина мая являются межмуссонными сезонами с меньшим количеством осадков. Климат жаркий и влажный большую часть года, но в высокогорьях прохладнее.

История

Древний период Около 2600 лет назад на Шри-Ланку прибыли мигранты из северной Индии, предки современных сингалов. Сингалы были одними из первых людей за пределами северной Индии, принявших буддийскую религию, что они и сделали около 300 г. до н. э. Буддийские королевства Шри-Ланки были родственны по языку и культуре классическим государствам северной Индии, таким как империи Маурьев (324–187 гг. до н. э.) и империй Гуптов (ок. 320–550 гг. н. э.), и находились в контакте с ними. через дипломатию и торговлю.

Буддийские королевства Шри-Ланки процветали благодаря строительству и управлению ирригационными сетями на равнинах в северной части острова. Одна древняя столица, Анурадхапура, была домом для некоторых из самых больших и впечатляющих буддийских храмов в Южной Азии. Правитель другого государства Шри-Ланки, король Кашьяпа (годы правления 473-491) сделал своей столицей Сигирию, естественную скальную крепость, возвышающуюся на 500 футов над окружающей равниной, на вершине которой король построил элегантный город дворцов и сады.

Королю Кисапе и другим королям Шри-Ланки приходилось сталкиваться со случайными вторжениями из Тамилнада, на юге Индии, которые стали более частыми и жестокими примерно после 600 г. н.э. Шри-Ланка боролась, не всегда успешно, чтобы остаться независимой от великой империи Чола, которая доминировали в южной Индии примерно с 850 по 1279 год н. э. Тамильское королевство было основано на полуострове Яффо, в северной части Шри-Ланки, к началу 13 века. Тем временем центр сингальской королевской власти неуклонно смещался в южную и западную части острова, а на центральных холмах к власти пришло отдельное сингальское королевство Канди. Разделение Шри-Ланки на тамильский север и восток и сингальский юг, центр и запад, таким образом, является не новым явлением 20-го века, а ситуацией, которая существовала сотни лет.

Торговля и колониальная эпоха

Морская торговля на дальние расстояния в районе Индийского океана существовала с древних времен. Римская империя импортировала предметы роскоши из Шри-Ланки, в том числе драгоценные камни и корицу. Корабли Шри-Ланки плыли так далеко на запад, как Аравия, и так далеко на восток, как Китай. Арабские и персидские купцы знали Шри-Ланку как остров Серендиб (слово, которое дает нам «прозорливость», означающее «что-то, что становится приятным сюрпризом»). «Корабли с сокровищами», посланные китайским императором династии Мин, посещали Шри-Ланку в 15 веке.

Шри-Ланка начала ощущать влияние Европы вскоре после того, как португальские корабли вышли в Индийский океан в конце 15 века. Поскольку Шри-Ланка была богата товарами, которые были нужны европейцам, а также потому, что это удобное место для остановки на пути из Европы в Индонезию и Китай, европейцы конкурировали за контроль над островом и его торговлей. Португальцы завоевали прибрежные города Шри-Ланки в 16 веке, но столкнулись с жесткой конкуренцией со стороны голландцев за контроль над островом. К 1707 году голландцы захватили последние португальские форты на побережье и стали главной европейской державой на Шри-Ланке, но в свою очередь проиграли британцам в 179 году. 5-96. К 1818 году британцы также победили независимое внутреннее королевство Канди, и весь остров Шри-Ланка стал частью Британской империи.

Под британским колониальным правлением экономика Шри-Ланки была преобразована в производителя сельскохозяйственной продукции для внешней торговли. Вскоре в экономике преобладали плантационные культуры, такие как кофе, чай, каучук и кокосы. Британские власти также поощряли миграцию тамильских рабочих из южной Индии в Шри-Ланку для работы на плантациях. Колониальное правление создало новые элитные группы, в том числе управляющих плантациями, интеллектуалов, воспользовавшихся возможностью получить образование в западном стиле, и бюрократов, работавших на колониальное правительство. Но этнические проблемы продолжали осложнять национальную жизнь Шри-Ланки.

Независимость

По всей Южной Азии (включая нынешние страны Индии, Шри-Ланку, Мьянму, Пакистан и Бангладеш) сопротивление британскому правлению быстро росло после окончания Первой мировой войны в 1919 году. В Шри-Ланке, которая была сравнительно небольшой, Стабильной и хорошо управляемой под британским правлением, первые демократические выборы в стране были проведены в 1931 году. Движение к экономическому самоопределению, ведущему к полной независимости, возглавил величайший современный лидер Шри-Ланки Дон Стивен Сенанаяке (1884-1819 гг.).52). Когда 4 февраля 1948 года Шри-Ланка стала независимой, Сенанаяке стал первым премьер-министром страны. Он посвятил свое правительство принципам свободной, демократической и многоэтнической Шри-Ланки. Однако давние проблемы между сингальской и тамильской общинами затруднили создание действительно многоэтнического общества. Многие сингальцы негодовали на тамилов как на «пришлых», отнявших у них рабочие места и политическую власть (хотя предки некоторых тамилов веками жили на Шри-Ланке). Многие тамилы опасались, что их права будут игнорироваться сингальским большинством.

Современная Шри-Ланка: проблемы и перспективы

Путь Шри-Ланки как современного независимого государства был омрачен почти непрекращающимся политическим насилием. Правительства столкнулись с общественным давлением со стороны сингальского большинства, требующего не идти на уступки тамильскому меньшинству; Тамилы агитируют за большую автономию. Соглашение 1957 года, признающее тамильский язык национальным и призывающее к созданию полуавтономного тамильского государства на северо-востоке, так и не было полностью реализовано. С 1972 г. вооруженное восстание «Тигров освобождения Тамил Илама» («Тамильские тигры») было встречено правительственной военной силой, что привело к открытой гражданской войне. Сотни политических лидеров, в том числе премьер-министр У. Р. Д. Бандаранаике в 1959 году и президент Ранасингхе Пемадаса в 1993 году, были убиты экстремистами из обеих общин. Несмотря на прекращение огня, переговоры и миротворческие усилия Индии, Норвегии и Таиланда, к началу 21 века в результате гражданской войны погибло не менее 60 000 человек. Иностранные инвестиции в производство и туризм остановились отчасти из-за опасений насилия, что отрицательно сказалось на национальном экономическом росте.

Возобновление мирных переговоров в 2002-04 годах привело к снижению уровня насилия и новым надеждам на долгосрочное урегулирование. Шри-Ланка имеет большое, хорошо образованное население, большой экономический потенциал и давние традиции демократии. Ее ждет большое будущее, если она сможет решить ключевую проблему сингальско-тамильского конфликта. Многие наблюдатели надеются, что национальные усилия по восстановлению после цунами 2004 года станут шагом в правильном направлении.

Вопросы для обсуждения

  • Основываясь на том, что вы узнали из этого эссе, как бы вы описали сегодняшние отношения между США и Шри-Ланкой? Подумайте о его форме правления, его внутренней политике и волнениях, а также о его товарах. Можете ли вы выдвинуть гипотезу о двусторонних отношениях?
  • Коломбо физически не пострадал от цунами в декабре 2004 года. Почему?
  • Несколько стран Южной и Юго-Восточной Азии, включая Индию, Индонезию, Пакистан, Бангладеш и Мьянму, получили независимость примерно в то же время, что и Шри-Ланка. Как сравнивается и контрастирует опыт этих стран? Какую роль играет этническое и религиозное разнообразие?
  • Шри-Ланка геополитически связана с Индией. Каковы другие важные международные отношения Шри-Ланки? Почему?

Автор: Джон Мейджор.

Краткая история Шри-Ланки

Тим Ламберт

Древняя Шри-Ланка

Около 500 г. до н.э., когда люди, называемые сингальцами, мигрировали туда из Индии. Согласно легенде, первыми поселенцами руководил человек по имени Виджая. Согласно традиции, буддизм был завезен на Шри-Ланку в 260 г. до н.э. человеком по имени Махинда. Вскоре он стал неотъемлемой частью сингальской культуры.

Однако сначала Шри-Ланка была разделена на разные государства. Человек по имени Дуттхагамани (161-137 гг. до н.э.) объединил их в единое царство. Помимо того, что Дуттхагамани был могущественным правителем, он был великим строителем и возводил дворцы и храмы. Столица первого королевства Шри-Ланки находилась в Анурадхапуре.

Основным продуктом питания жителей Шри-Ланки был рис, но для выращивания риса он должен стоять в воде. Однако в жарком климате Шри-Ланки вода быстро испарялась. Некоторое количество воды давали дожди в сезон дождей (с октября по апрель), но этого было недостаточно. Чтобы получить дополнительную воду, люди перекрывали ручьи и реки.

Однако со временем обеспечение водой для сельского хозяйства стало обязанностью правителя. Царь Махасена (274–303) построил большие водохранилища и оросительные каналы для переброски воды из одного района в другой. Сеть водохранилищ и каналов постепенно становилась все больше и сложнее.

Во 2-м, 3-м и 4-м веках нашей эры Шри-Ланка стала богатым королевством. Она торговала с Индией, Китаем, Персией и Эфиопией. Однако с V века Шри-Ланка страдала от вторжений из Индии. В 10 веке королевство Чола стало могущественным на юге Индии.

В 993 году Чола захватили север Шри-Ланки и сделали столицей Полоннаруву. В 1017 году они захватили юг. Однако сингальцы продолжали сопротивляться, и в 1030 году чолы ушли из Роханы на юго-востоке. В 1070 году сингальский правитель Виджаябаху отвоевал север.

Однако после его смерти в 1111 году ему наследовали слабые правители. Шри-Ланка распалась на независимые государства. Затем в 1153 году Паракрамабаху Великий стал королем королевства Даккинадеша. Этот великий правитель воссоединил Шри-Ланку и отремонтировал ирригационную систему. Он умер в 1183 году.

В 13 веке могущество Шри-Ланки пришло в упадок. Были неоднократные вторжения из Индии и политическая нестабильность. Ирригационная система начала разрушаться, и люди ушли на юго-запад. В 1255 году столица Полоннарува была заброшена.

В 13 веке тамилы поселились на севере Шри-Ланки и к 1505 году Шри-Ланка была разделена на 3 области. На севере жили тамилы. На юго-западе существовало сингальское королевство, базирующееся в Котте, и еще одно в центре и на востоке, базирующееся в Канди.

Португальский колониализм в Шри-Ланке

Новая эра в истории Шри-Ланки началась в 1505 году, когда пришли русские. Португальцы искали корицу (очень ценную пряность). В 1517 году они отправили экспедицию в Коломбо и попросили разрешения построить там форт. Король Виджаябаху из Котте неохотно согласился.

Однако затем португальцы приказали королю продать им свою корицу по установленной ими цене. Когда король отказался, португальцы применили силу. В 1518 году король Котте был вынужден согласиться ежегодно давать португальцам корицу в качестве дани. Растущие требования португальцев привели к войне 1520–1521 годов, в которой португальцы выиграли. Царь потерял поддержку своего народа и был свергнут своими тремя сыновьями.

Старший сын стал королем Бхуванекбаху VI. Он правил до 1551 года. Однако он согласился передать своим двум братьям собственные княжества в Котте. Крупнейшим из них стало королевство Ситавака. Самый маленький из них был основан на Райигаме, но когда его правитель умер в 1538 году, он был поглощен Ситавакой.

Со временем государства Котте и Ситавака начали враждовать. Правители Ситаваки возмущались растущим португальским влиянием в Котте. Итак, Котте и Ситавака вели ряд войн. Каждый раз Котте был вынужден обращаться за помощью к португальцам. Поэтому неизбежно усилилось португальское влияние в Котте.

В 1551 году король Бхуванкбаху был убит, и португальцы установили в Котте марионеточного правителя. Тем временем в Котте работали католические миссионеры. В 1557 году марионеточный правитель стал католиком. Многие из его подданных также обратились.

Наконец, в 1597 году португальцы аннексировали Котте и Ситаваку. В 1619 году они аннексировали Джафну. Только Канди оставался независимым. Португальцы предприняли несколько безуспешных попыток завоевать Канди в 1594, 1603 и 1629 годах.

Голландский колониализм в Шри-Ланке

В 1636 году король Раджасинья из Канди обратился за помощью к голландцам. (Власть Португалии падала, а власть Нидерландов росла.) В 1637 году он принял голландских послов. В 1638 году португальцы снова вторглись, но были разбиты в битве при Ганноруве. После этого голландцы согласились захватить удерживаемые португальцами порты на побережье Шри-Ланки в обмен на свои расходы.

Между 1638 и 1640 годами голландцы захватили некоторые порты, но удерживали их вместо того, чтобы отдать Канди, утверждая, что их расходы не были оплачены. Голландцы и португальцы заключили мир в 1640 году, но война возобновилась в 1652 году. Королевство Канди снова заключило союз с голландцами. На этот раз голландцы напали на Коломбо и захватили его в 1656 году. Однако они отказались передать его Канди. Вместо этого они двинулись вглубь страны. В 1658 году они захватили Джафну. Это был конец португальского правления на Шри-Ланке.

Голландцы расширили свое правление и в 1665 году захватили Тринкомали на восточном побережье. Канди оставался независимым и продолжал беспокойно существовать рядом с голландской колонией до 1760 года, когда между ними вспыхнула война. Голландцы выиграли войну и заставили Канди принять унизительный договор. Канди был вынужден признать суверенитет Нидерландов над русским побережьем Шри-Ланки, даже над теми частями, которые ранее принадлежали Канди, на глубину до 4 сингальских миль.

Британский колониализм на Шри-Ланке (Цейлон)

Однако в 1796 году голландское правление уступило место англичанам. В том же году британцы аннексировали Коломбо и Джафну, и голландское правление было упразднено. Британцы стремились завоевать Канди. Они получили такую ​​возможность в 1815 году. Канди правил Шри Викрама Раджасингхе (1798-1815). Он был жестоким королем и был крайне непопулярен среди своих подданных. Некоторые из его дворян вступили в сговор с британцами, чтобы избавиться от него. Британская армия вторглась в Канди и не встретила большого сопротивления. Король бежал за границу.

Однако в 1817-1818 годах в некоторых частях Канди вспыхнуло восстание против британского владычества, но оно было подавлено. Поначалу англичане шли осторожно. Суд присяжных был введен в 1811 году, и англичане построили сеть дорог. Затем в 1833 году они провели широкомасштабные реформы. Английский язык стал официальным языком, а администрация была реформирована. Рабство было отменено в 1844 году.

В начале 19 века англичане создали большие плантации для выращивания кофе. Импортные пошлины на кофе в Британии были снижены, и употребление кофе стало более распространенным. Экспорт кофе из Шри-Ланки или Цейлона резко вырос, и на плантации было привлечено большое количество рабочих из Индии.

Однако с 1870-х годов урожай кофе был опустошен из-за медленного распространения грибка под названием hemileia Vastatrix . В конце 19 века чай заменил кофе в качестве основной цейлонской культуры. Каучук и кокосы также были важными культурами. Также в конце 19 века на Шри-Ланке возродились и индуизм, и буддизм.

В начале 20 века национализм Шри-Ланки вырос. Национальный конгресс Цейлона был сформирован в 1919 г. В 1910 г. цейлонцам было разрешено избирать одного члена законодательного совета, а в 1919 г.24 англичане пошли на дальнейшие уступки.

Однако цейлонцев это не устроило. В 1931 году на Цейлоне была принята новая конституция. С этого момента законодательный орган избирался всеобщим голосованием. Однако цейлонцы требовали полной независимости. Еще одна конституция была принята в 1946 году, но в 1947 году британцы объявили, что Индия должна стать независимой. Теперь цейлонцы потребовали своей независимости, и в июне 1947 года британцы согласились сделать Шри-Ланку своим доминионом. Шри-Ланка стала независимой 4 февраля 1948.

Современная Шри-Ланка

Первым премьер-министром был доктор Стивен Сенанаяке. Когда он умер в 1952 году, его сын Дадли Сенанаяке последовал за ним. Дадли ушел в отставку в 1953 году, и его заменил сэр Джон Котелавала. Все трое были членами Объединенной национальной партии. Однако в 1956 году их партия отпала от власти. Следующее правительство возглавил С. В. Р. Д. Бандаранаике. Он продвигал сингальскую культуру и расширил государственный контроль над экономикой. Однако он был убит в 1959 году..

В 1960 году его сменила вдова Сиримаво Бандаранаике. Она была премьер-министром до 1965 года. Продолжала политику национализации. Она также поставила большинство школ под контроль государства. В 1965 году ее сменил Дадли Сенанаяке, который снова был премьер-министром до 1970 года. В 1956 году сингальский язык стал единственным официальным языком (вместо сингальского и тамильского). Г-жа Бандаранаике также депортировала многих индийских рабочих-тамилов.

В 1971 году восстание молодежи возглавила антитамильская организация Джанатха Вимукти Перамуна. Восстание было быстро подавлено.

В 1972 году в Шри-Ланке была принята новая конституция. В нем говорилось, что буддизм занимает «главное место» среди религий Шри-Ланки. Это было очень непопулярным среди последователей других религий. Кроме того, в 1972 году количество мест для тамилов в университете было сокращено.

Кроме того, в 1972 году название страны было официально изменено с Цейлона на Шри-Ланку.

В 1976 году был сформирован Объединенный фронт освобождения тамилов. Они требовали отдельного тамильского государства. Затем в 1977 году Шри-Ланку сотрясли этнические беспорядки, в которых погибло 128 человек. Еще одна конституция была принята в 1978 году. В ней президент стал главой государства. Однако новая конституция не удовлетворила тамилов.

В 1983 году вспыхнула гражданская война между тамилами и сингальцами. 23 июля 1983 г. тамильские сепаратисты устроили засаду и убили 13 сингальских солдат. Результатом стали беспорядки, в которых погибли сотни людей. После этого тамилы вели партизанскую войну против правительства.

Индия оказалась втянутой в кризис 1987 года, когда согласилась направить миротворческие силы на север и восток Шри-Ланки. Однако вскоре вспыхнули боевые действия между индийскими войсками и тамильскими «тиграми» или партизанами. Индийские силы по поддержанию мира были выведены в 1990 году, и боевые действия между тамилами и сингальцами возобновились.

Тем временем в конце 1980-х годов маоист Джанатха Вимукти Перамуна возглавил жестокую кампанию на юге страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *