Которский залив пешком – Пеший поход вокруг Боко-Которского залива

Содержание

Пеший поход вокруг Боко-Которского залива

 

Проезд из Херцег Нови  до Котора

На третий день пребывания в Черногории мы решили, что уже достаточно акклиматизировались, и пора наконец куда-то ехать. Поскольку Херцег Нови стоит у самого основания Боко-Которского залива, нам показалось логичным начать путешествовать именно с осмотра самого залива, который, судя по карте и путеводителям, обещал быть обширным и разнообразным. Осталось определиться, как построить маршрут.

«Самый южный фьюрд Европы» — залив — имеет форму бабочки. Мы объехали его от Лепетани до Котора на автобусе, от Котора до Пераста прошли пешком, и от Пераста до Херцег Нови — снова на автобусе

Вид из Херцег Нови на залив, открытое море и полуостров Луштица (как раз просматривается городок Роса)

Судя по карте, Боко-Которский залив начинается сразу за малонаселенным полуостровом Луштица (который мы решили по возможности обязательно осмотреть позже), и с самого крупного города —  Херцега Нови. Левее от Херцега Нови располагается пригород – Игало, в отдельной небольшой бухте. Но это совсем не проблема, туда мы еще не раз сходим по 7-ми километровому променаду. Дальше бухта продолжается несколькими небольшими городками и поселками (Зеленица, Кумбор, Биела и т.д.), потом выходит на самую свою узкую часть – пролив Вериге с паромной переправой между Каменари и Лепетане (очень полезная вещь для сокращения пути или поездки в Тиват), затем “разливается” вширь, с городом Рисан в левой части, старинным Перастом прямо, Ораховцем восточнее, и еще одним старинным городом Котором в одноименной узкой бухте – далеко вправо.

Поскольку мы уже немного разобрались в схеме движения местных автобусов, нам показалось удобным снова самостоятельно переправиться паромом в Лепетани, и там сесть в проходящий из соседнего Тивата автобус в сторону Котора, то есть до самой дальней точки Боко-Которского залива. А дальше – попробуем идти от Котора пешком по другой стороне залива, через Доброту, Ораховац и Пераст. По карте было не совсем понятно точное расстояние, но мы рассчитывали, что в крайнем случае, начиная с Ораховца, который стоит на основной трассе, мы сможем сесть в проходящий из глубины страны (например, из Подгорицы) автобус в направлении Херцега Нови.

Мы постарались одеться в максимально удобную обувь и шорты, и вышли из дома в 7:40. Рядом с нашим домом в районе Савина  была остановка местного автобуса, который ходит из Игало в Каменари, к паромной переправе (ferry) Камерани-Лепетани. Вообще, по городу курсируют 2 местных маршрута из Игало

 – один до Каменари, другой до Мелиньи (им оканчивается 7-ми километровая “дорога жизни”). Оба они вроде как должны ездить раз в полчаса, однако расписаний на остановках не вывешено (нам удалось найти его только однажды, и не факт что оно исполняется). Поэтому история с местными автобусами такая: надо прийти и стоять на остановке до победного, надеясь на лучшее.

Минут через 20 автобус пришел – почему-то вообще без обозначений (обычно на них написан маршрут следования). Хорошо, что мы успели быстро спросить у кассира насчет “Каменари?” и получить утвердительный ответ. Кассир (билетер) обычно сидит в хвосте салона, зажатый в своем кресле металлической скобой с установленным на ней кассовым аппаратом, поэтому пассажиры входят в заднюю дверь, а выходят из передней. Проезд от Игало (Херцега Нови) до Каменари стоил 1-30 евро с человека.

Вполне благополучно мы доехали до Каменари (мимо поселений Мелинья, Зеленика, Кумбор, Дженовичи, Баошичи, Биела

 – Биела из них вроде бы самый крупный, т.к. там расположен большой судоремонтный завод, но в целом селения не выглядят особо живописными, обычные спокойные курортные поселки с множеством 1-3-х этажных апартаментов и мелких гостиниц.)

В Каменари мы уже привычным образом бесплатно переплавились на пароме на другую сторону залива, в Лепетани, через пролив Вериге (это самое узкое место залива, всего 300 метров, и черногорцы много лет назад протягивали через него цепи – вериги – чтобы турецкие завоеватели не могли незаметно проплыть по нему на своих кораблях). 

Там выпили в баре чашку кофе, и определились с дальнейшими действиями – ждем автобуса до Котора. Пока пили кофе, понаблюдали, как машины и рейсовые автобусы организованно заезжают на паромы – оказывается, для автобусов такой переезд через пролив – совершенно обычный способ передвижения и сокращения пути. Переезд для водителей 

транспорта – платный, 4 евро(мотоциклы, по-моему, 1,5 евро), оплата – в кассе неподалеку от парома. Соответственно, мы видели, как водители один за другим носились к этой кассе, пытаясь не упустить очередь на паром.

Выпив кофе и сфотографировав меню (что стало у нас “доброй традицией”), мы отправились искать остановку автобуса. По обеим сторонам дороги, расположенной в 30 метрах от высадки из парома, стояло по остановке, естественно без признаков жизни и какого-либо расписания, или хотя бы указания проходящих там маршрутов. Логическом путем мы предположили, что остановка на нашей стороне – это автобусы в сторону Будвы, и значит нам надо идти на противоположную сторону, чтобы сесть на автобус из Тивата в Котор.

Автобус приехал примерно через полчаса, когда мы уже начали сомневаться, правильно ли мы стоим – ведь на остановке кроме нас за это время так никто и не появился. Мы заняли места, оплатили у водителя проезд (снова те же 1-30 евро), и стали с легким ужасом наблюдать, как водитель на приличной скорости и на очень узкой дороге лавирует между скалами справа и редкими встречными машинами слева. 

При этом, наш не самый крупный автобус практически никогда не мог разъехаться со встречным транспортом – кому-то постоянно приходилось уступать, жаться к стенке и останавливаться, либо пятиться назад. Слева наблюдался исключительно живописный Которский залив в свете лучей утреннего солнца. Справа – средневековые поселения (самое крупное из которых – город Прчань), состоящие из каменных белых домов, церквей и скал над ними.

Слева по ходу автобуса тянулись бесконечные узкие каменные пляжи – галечные либо бетонные, со спуском в воду по каменной или металлической лестнице. Пляжи были населены шезлонгами с отдыхающими, периодически встречались кафе и бары. Вид у этой картины был бы абсолютно идиллический, если бы не мысль о том, что двери всех стоящих справа домов выходят прямо на дорогу (тротуаров там практически не водится), а пляжи слева пролегают опять же прямо под трассой с довольно активным движением. Видя, с какой скоростью наш автобус вписывался в резкие повороты, у нас в голове всплывали нехорошие картины, как какой-нибудь ребенок вылетает из здания прямо под автобус. Да и, почему ребенок – задумавшийся взрослый вполне мог, расслабившись, ступить на дорогу и сразу попасть под колеса. Про вероятность автомобильной аварии, когда машина могла бы легко вылететь прямо на пляж, даже не хотелось думать.

Котор

Автобус привез нас в Котор (ударение на первое о – Котор) в 10 утра – время легко запоминалось по бою городских часов. Мы немного прогулялись по пустынной гавани, посмотрели на еще сонную бухту с красивыми яхтами (Котор располагается прямо в “торце” залива, относительно узкая бухта заканчивается этим городом), и позавтракали (соблазнившись рекламой “английского завтрака” за 3,5 евро) в кафе-ресторане Галерея. Бекон и колбаска в завтраке оказались очень вкусными, но фасоль и грибочки были явно баночные.

Затем совсем рядом обнаружился восточный вход на территорию “Старого города”. Перед входом – очень симпатичная сувенирная лавка с наконец-то необычными хенд-мейд магнитами из стекла и дерева, а также потрясающими изделиями из серебра с эмалью в средневековом стиле. В Херцег-Нови с сувенирами дела обстояли гораздо хуже, и на улицах чаще встречались стандартные китайские пластмассовые магниты и бригантины с ракушками. Поэтому Котор здорово помог нам решить проблему – что привезти в подарок родным и близким.

Старый город оказался огромным, хорошо сохранившимся самым настоящим городом, с множеством петляющих улочек и красивых зданий с живописными разноцветными ставнями. Территория его была настолько велика, что в нем совершенно не трудно заблудиться, хотя на центральном входе бесплатно раздают карты.

Сам старый город, наполненный живыми памятниками – монастырями, церквями, разнообразными лавками –  уютно угнездился у подножия огромной крутой скалы – хотя и весь город, 

Котор, окружен довольно высокими горами. Вверх по скале от старого города поднимаются многочисленные ступени, ведущие к остаткам крепости, построенной в период венецианского господства. 

По этой лестнице можно подниматься (довольно высоко), путь идет “пролетами” – как бы зигзагами, причем спуститься можно с другой стороны. Мы к сожалению на лестницу не полезли – не было времени, плюс было очень жарко, но еще надеемся туда попасть.

Старый город нам показался очень привлекательным местом, с единственным минусом – слишком много туристов. 

Толпы народа с экскурсоводами и без них бродили по узким улочкам, загораживая собой все интересные виды, сидели в пиццериях и кафе прямо на территории, и заходили в многочисленные туристические магазины – сувенирные, обувные, одежные, и прочие. По улочкам и каменным дорожкам, кроме толп туристов, слонялись также многочисленные коты, в том числе “фирменные” длинноносые, которых вообще очень много в Черногории, но особенно много в Которе. В какой-то момент нам в головы пришла мысль – а нет ли связи между названием города и этими самыми котами.. ведь – КОТ-ор, это же о чем-то говорит?

Из старого города мы вышли с западной стороны, по набережной речки Шкудра с золотым дном и множеством довольно крупных рыбок.

Котор – городской пляж

В самом городе (как и на всем побережье залива) можно и нужно купаться. 

Спуски в воду с бетонных плит имеются и в гавани (самом торце у кафе галерея), и подальше, там где кончается старый город, сразу за паркингом. Официальный городской пляж находится именно там. Сначала идет бассейн для игры в водное поло (как раз шла игра), и за ним – городские пляжи. Сам пляж галечный, по нему довольно неудобно спускаться к морю – крупная галька, но потрясающие виды с берега компенсируют любое неудобство. 

Вода в бухте довольно прохладная, видимо из-за окружения гор. Чистая и спокойная, менее соленая, гладкая как зеркало – вряд ли хоть какие-то волнения где-то там, на море, могут “поколебать” спокойствие этой самой дальней бухты.. Народу на пляже немного. Сам пляж оборудован переодевалками и туалетом. Немного дальше можно взять напрокат шезлонги, но мы лежали на “свободной” части.

Полежав на пляже, где-то после 13:00 мы двинулись дальше вдоль бухты, из города. 

Пляжи продолжились очень живописной набережной – бетон, скамеечки, причалы для лодок и спуски в воду для купания. 

Дальше – город постепенно заканчивается, и переходит в бесконечный курортный пригород с шикарными особняками в цветах и пальмах, и домами чуть попроще, но все – очень старые, среди которых преобладают средневековые постройки в венецианском стиле, из белых камней с цветными ставнями. 

 

 

При этом по берегу бухты не прекращаются места для купания, все спуски в воду очень удобные и образуют такие собственные, прямо “персональные” причалы и лесенки – как бы островки, где можно расположиться небольшой компанией. Людей совсем не много, и распределены по купальным зонам равномерно. Все выглядит очень комфортно и красиво – потрясающие виды на бухту, горы, шезлонги, яхты и лодочки, небольшие кафе и тишина.

В целом, впечатления от Котора остались замечательные, это хоть и туристический город, но в целом он очень разнообразный и живой. Туристы приезжают на своих автобусах и уезжают, все это мельтешение ограничивается территорией старого города. А сам город обычный живет своей жизнью, люди ходят по своим делам или отдыхают на пляже, в городе много магазинчиков и кафе.

Доброта (Dobrota)

Котор незаметно перешел в город Доброта (звучит как ДОброта, ударение на первый слог), бывший раньше частью Котора. Доброта – это абсолютный рай на земле, тянущийся бесконечно. 

Именно в этом городе узкий Которский залив неожиданно расширяется, образуя что-то вроде огромного лазурного озера, окруженного высокими серебристыми горами со всех сторон. Это светящееся изнутри море в окружении уходящих в небо ярких белых скал, с бригантинами, пришвартованными к причалам, и старинными венецианскими домами, утопающими в зелени – сочетание настолько красивое, что кажется, такого просто не бывает.

Пока что это самое красивое место в Черногории, из виденных нами.

Большой плюс – основная трасса с автомобилями пролегает чуть повыше, и вдоль побережья практически не ездят машины. 

Жить тут намного безопаснее, чем на противоположной стороне залива, а бесконечные маленькие пляжи с шезлонгами и столиками, причем часто – с настоящим песочком, чудесно дополняют картину какого-то космического спокойствия и безмятежности.

На большинстве домов висят таблички Apartamenti с телефонами владельцев – думаю, снять помещение для отдыха именно там, где вам понравится, не составляет труда.

После довольно длительного марш-броска по полуденной жаре (один раз мы не удержались и искупались в одном из заливчиков – где была мелкая галька, почти песок, и на берегу сидело всего 2 или 3 человека) мы дошли до кафе “Премьер” в конце Доброты, где немного передохнули в тени. Идти предстояло еще очень долго, и это потихоньку начинало пугать – времени на данный момент было уже около 4х вечера.

Люта (Льюта, Ljuta)

В конце города Доброта дорога ненадолго вывела вверх, на трассу, и затем снова спустилась к побережью. Почти в самом углу залива, перед тем как береговая линия закругляется влево, расположен также очень симпатичный поселок Ljuta. 

Люта очень похожа на Доброту – те же шикарные средневековые виллы и апартаменты из белого камня, утопающие в цветах и зелени, те же практически персональные спуски в воду – миниатюрные живописные пляжики с выставленными шезлонгами, периодически попадающиеся полуразрушенные старые строения, выставленные на продажу..  

Пожалуй, единственное отличие Люты от Доброты – это (на наш взгляд) чуть менее “космический” пейзаж – если смотреть с берега на залив. Если из Доброты вы смотрите на огромный лазурный разлив на фоне серебристых скал (картина совершенно не из этой жизни – что-то очень умиротворяющее и одновременно вызывающее восторг), то из Люты видно уже скорее покрытые лесом холмы и залив “по диагонали” – который в середине дня из-за расположения солнца находится в дымке, вместе с горами. Возможно, там очень красиво рано утром или позже вечером, но у нас был шанс побывать в этом месте только в разгар дня.

Ораховац (Orahovac)

После Люты дорога снова вывела на оживленную трассу, мы повернули влево, огибая залив, и перешли по мосту через каменистую реку. Примерно через километр-полтора мы увидели указатель Orahovac. 

Если честно, город, после увиденного ранее, впечатлил меньше (разве что очень красивым был его вид на фоне гор, после того как мы прошли его насквозь и обернулись). Самый обычный курортный поселок. Обрывистый берег, покрытый деревьями,  вдоль всей дороги усеян припаркованными автомобилями, внизу – уже привычные спуски в воду с бетонными пляжами и шезлонгами, и довольно много отдыхающих и веселящихся под шумную музыку людей. 

Мы мечтали где-нибудь найти симпатичное место и пообедать, но увидели только обширное тусовочное заведение с очередным названием Galija (почему-то популярным в здешних местах) – и что-то не рискнули.

Дражен Врт

Еще около двух километров по практически несуществующей обочине трассы – и мы видим указатель Дражен Врт. 

Очень небольшое поселение, точно так же припарковано множество автомобилей, на пляжах – тусовка и музыка. Мы уже начали уставать, и как можно быстрее проскочили это место.

Пераст

Этап пути до Пераста оказался самым сложным. Времени было уже 5 вечера, до сего момента мы уже прошли минимум 10 километров по нестерпимой жаре, в самый разгар дня. Дорожный указатель сообщил нам, что надо пройти 5 километров до Пераста. 

Дорога еще раз свернула левее, огибая бухту, и солнце теперь светило нам прямо в лицо. Навстречу неслись машины, обочины у дороги почти не было, и мы старались идти как можно аккуратнее, постоянно контролируя дорожную ситуацию.

Наконец, 5 километров пройдены. У начала города трасса раздваивается. Все машины едут транзитом по верхней трассе, а дорога в город уходит вниз. Все машины “принудительно” паркуются на большой стоянке, указатель сообщает, что сквозное движение по городу запрещено с 8 до 24 часов. Такая же стоянка на выезде из города с другой стороны.

По нижней дороги вдоль набережной курсирует небольшой открытый шаттл-кабриолет, в который подсаживаются люди.

Мы первым делом нашли пляж (искать его было, в общем, и не надо) и с огромным удовольствием искупались. 

К сожалению, по всей береговой линии города мы не нашли никакого пляжного оборудования – переодевалок и туалетов, чтобы привести себя в порядок. Сам город произвел впечатления такого застывшего памятника старины, целиком живущего своим прошлым. Ощущение довольно снобистского образа жизни – все приезжие являются источником средств для жителей города, поэтому вдоль набережной мы не нашли ни одного демократического кафе или “конобы”, только рестораны со столиками, покрытыми белыми скатертями, и вышколенными официантами.

Владельцы лодок предлагали довезти до двух островов (основные туристические достопримечательности), цены по договоренности, но кажется, также недешево. Уже буквально рукой подать было до паромной переправы, мы видели снующие туда-сюда паромы вдали, но никто не хотел перевезти нас на лодке через бухту – видимо, это не входило в комплекс услуг. 

Мы решили попробовать подняться чуть выше от набережной, в центральную часть города, в надежде увидеть какое-то человеческое кафе, но в середине лестничного пролета наткнулись на сладкоголосую тетю, вопрошающую нас по поводу снятия “собы”, и поняли, что это частная лесенка и сквозного прохода по ней нет.

В итоге мы, уставшие и голодные, какие-то образом “обиделись” на этот не сильно приветливый город, и отправились на трассу ловить проходящий автобус, который, по словам переправщиков, должен ходить каждые 10 минут. Автобус, конечно же, появился не ранее чем через полчаса, зато довез прямо до Херцег Нови.

Мы проехали Рисан – довольно крупный город в западной части залива, про который пишут, что он был сильно разрушен в войну (поэтому ничего древнего в нем не сохранилось), и что он никогда не был портовым городом (судовладельцы и судостроение в нем почему-то не прижились). Проехали также довольно большую зону кемпингов с симпатичными пляжами. И поздно вечером, уставшие и голодные (но – гордые собой!:) вернулись “домой”, в Херцег Нови. Где сразу пошли в свою любимую Конобу “Рисан”, и впервые за день нормально поели.

 

Источник: http://bbrabbit.org/2011/07/21/boko-kotorskij-zaliv/

www.montenegroinside.com

Как пешком подняться из Котора в Негуши

Если вам интересны пешие маршруты в Черногории, в первую очередь рекомендую подняться от старого Котора в Негуши. Тропа в прекрасном состоянии, средней легкости, лишь последние пару км идет резкий подъем. За одну прогулку вы насладитесь архитектурой старого города, сосновым лесом, живописным Которским заливом с круизными лайнерами, а также можете скинуть немало калорий…

По времени поход занимает 3,5  -4,5 часа, зависит от ваших пауз.

Расстояние- 6,5 км, разница высот — 930 м

Одежда, обувь — удобная, спортивная, важна толстая подошва!

Путь назад: 1) Бесплатно автостопом 2) пешком тем же путем 3) вызвать такси из Котора

Я поднималась по этой тропе уже второй раз, порекомендую выбирать сухую и теплую, но не жаркую погоду. Лучше всего для походов в Которской бухте подойдет период «октябрь — апрель». До самой вершины Ловчена цели дойти не было, так как времени заняло бы в 2 раза больше.


На каждого человека ушло по 0,5 л воды и 1 л. термос чая на троих. Также обязательно возьмите перекус- фрукты, бутерброды, шоколадки. Так как разница высот 900 м, в Негуши — другой климат и температура, потребуется флиска, любая кофта или ветровка…

Несмотря на ноябрь, температура была +21, а  под ногами — цветы и утренняя роса

По пути будете встречать коров,козочек и даже ослика! Тут до сих пор есть пара жилых домов

Где начало тропы из Котора в Негуши?

Скачайте карту maps.me на телефон, затем скачайте карту Черногории, найдите старый Котор на ней. Слева от крепостной стены течет река Skurda, рядом с ущельем, где она расширяется, стоит здание Vodovod, там и начинается тропа. На фото справа виден весь маршрут, карта maps.me показывает пешеходные тропы  пунктирной линией

42.420933, 18.767229 — бесплатный паркинг в несезон рядом со старым Котором

42.426683, 18.774815 — начало тропы (на фото — за белым зданием)

42.424084, 18.776057 — развилка на тропе, направо — к Которской крепости, налево — в Негуши
42.423385, 18.77499 — бесплатный лаз в крепость ( а официально по ступенькам — 8 евро)

42.424177, 18.800354 — место финиша в местечке Krstac, за углом начинается нацпарк Ловчен, прямо — Негуши. В 50 м от финиша работает ресторан Krstac, причем круглый год, если пройти 100 м вперед — этно-село «Святой Георгий» с рестораном и номерами… На этом перекрестке Krstac можно словить автостоп в любую сторону — Будву, Котор, Ловчен, Тиват и т.д. — спрашивайте! Денег черногорцы за автостоп никогда не берут!

На фоточках — мы финишируем на закате! Листайте их

Это слайд-шоу требует JavaScript.

В  осенне-весеннее время в Черногории очень короткий световой день, учтите при планировании походов. К примеру, в ноябре закат в 16:30, это значит, что в 12 дня —  самое позднее время для старта.

Совет — не рекомендую стартовать со старого Котора по ступенькам, теперь берут плату круглый год 8 евро. К тому же устанете, там очень резкий подъем. Лучше заверните с тропы, где развилка у домика (там чай, кофе предлагают) в сторону церкви. За ней увидите, как бесплатно попасть на крепость Святого Иоанна


Горные тропы в Черногории промаркированы красно-белыми отметками. На развилках стоят желтые указатели, где можно узнать, сколько времени и км осталось идти. К примеру, на фото ниже видим, что в Krstac (начало Негушей) нам идти еще 1 час

Потом начался красивый сосновый лес, по пути встретили старую австрийскую таможню и остатки фундамента от канатной военной дороги. Напомню, что Австро-Венгрия правила в Которской бухте почти столетие, пока не проиграла в Первой Мировой войне…

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Если хотите уехать автостопом из Негуши, словить машину- не проблема, но лучше в светлое время это делать. На фото — море и полуостров Луштица на закате, мы наконец финишировали в местечке Krstac у Зип-лайна, второе ответвление ведет к ресторану Nevesta Jadrana, я там не ходила.

Нас забрал знакомый черногорец на авто, повез к себе отпаивать кофе с пршутом и сыром. К Божо Поповичу вы можете заглянуть самостоятельно на дегустацию или со мной на экскурсии. Также он печет виноградную ракию осенью, здесь описала процесс. Когда мы отдохнули у дровяной печи за вкусняшками, он спустил в Котор к нашей машине, уже стояла темень. Ноги на следующий день не сильно болели, но физическая нагрузка нам понравилась!

Маркированных троп на горе Ловчен множество! К примеру, можете пройтись из Негуши до пика Пестинград или в заброшенные горные деревни. в разных направлениях, по холму Врмац есть масса троп, как от Пераста в Ораховац через австрийскую крепость Св. Андрия.

Остальные подсказки по пешим маршрутам в Черногории — ищите тут

ВИДЕО — поход из Котора в Негуши


Полезные сайты для туриста:

Скидка $25 на Arnbnb при первой брони⏩ здесь
Экскурсии со мной по Балканам ⏩ здесь
Морские прогулки на яхте в Которской бухте ⏩ здесь
Поиск лучшей страховки ⏩ здесь
Для аренды машины в Черногории используйте виджет MyRentaCar

Вконтакте

Facebook

Twitter

LiveJournal

Одноклассники

E-mail

Это тоже интересно!

Загрузка…

sasha0404.me

Бока-Которский залив – маршруты в Черногории на Sitngo.me

Бока-Которский залив

Маршрут: крепость Горажда — Котор – Доброта – Пераст с островами — Херцег-Нови (на карте)

 

Время в пути: 9 ч

Главной жемчужиной побережья Черногории является Бока Которская бухта. Это несколько заливов с морской водой, врезанных в сушу, внешне напоминают норвежский фьорд. Старинные городки времен венецианского правления, грозные скалы и крепости, островки с церквями, фермы с мидиями и устрицами, средиземноморские растения, парусные яхты и огромные лайнеры – все это станет объектом вашего восхищения.

Крепость Горажда

42.396066, 18.764180

Начать маршрут советуем с австро-венгерской крепости Горажда. С нее открывается отличный вид на старый Котор, Тиват и аэропорт, к тому же она неплохо сохранилась. Горажда с трассы видна плохо, т.к. несколько этажей уходит под землю. Крепость была возведена в 1886 г по нескольким причинам – защищаться от черногорцев, прошлая граница шла посреди горы Ловчен, от неприятеля со стороны моря и от самих жителей бухты, которые трижды устраивали восстания против австрийской власти. До сих пор сохранились бойницы, которые производили на заводе Эмиля Шкоды, устояли в землетрясения все стены и ров. Поднимитесь по винтовой лестнице наверх, откуда откроется чудесная панорама на залив и города.

Старый Котор

42.424759, 18.769914

Тем же путем спуститесь к развилке у форта Trojica и к старому Котору. Напротив главного входа есть паркинг, второй находится за рекой. Котор – главный город Бока Которской бухты, внесенный в список Мирового наследия ЮНЕСКО. Он практически не хранит черногорской истории, архитектуры и традиций, зато рассказывает о правлении сербских князей, Венецианской республики, Наполеона Бонапарта, великом подвиге русского адмирала Дмитрия Сенявина  и появлении Югославии. Котор по праву можно назвать музеем под открытым небом, хотя здесь до сих пор живут черногорцы, а в некоторых зданиях располагаются государственные органы, учебные заведения.

Котор – город моряков, себя они называют бокельцами (жителями бухты), еще в 9 веке здесь появилось Морское братство, традиции которого хранят и сегодня. Если вам близка эта тематика, первым делом отправляйтесь в Морской музей, на нескольких этажах представлена уникальная коллекция из разных веков. Также советуем заглянуть в Музей кошек, ведь это милое животное является символом города. Котам посвящена здесь площадь, сувенирные лавки и галереи. Вас ждет в городе множество площадей, бастионов, дворцов аристократов, православные церкви и католические храмы, заброшенная австрийская тюрьма  и грозная крепостная стена.

Оборонительной стене, огибающей Котор и защищавшей от турецких нападений, стоит уделить пару часов. Советуем подниматься утром или ближе к закату, т.к. жарко преодолевать 1400 ступенек. С апреля по октябрь за подъем на крепость Святого Джованни берут 3 евро за вход, в несезон можно пройти бесплатно. Есть еще одна хитрая тропинка, берущая начало у Водоканала Котора рядом с рекой Шкурда – (42.427207, 18.773328). Она более легкая, это пологий серпантин без ступенек, присутствует маркировка маршрута. Тропинка приводит к крепостной стене, где есть огромное отверстие для желающих попасть вовнутрь, а спуститься можно уже стандартным путем.

Что посмотреть рядом, где пообедать?

Можете прокатиться по набережной соседнего городка Доброта, полюбоваться старинными дворцами и церквушками, чего не видно с главной трассы. Движение там двухстороннее, но в пик летнего сезона гуляет много туристов, будьте аккуратны.

Тут можно бесплатно отдохнуть на любом пляже, порыбачить.

Советуем пообедать на летней террасе в Konoba Portun (42.444954, 18.764633), здесь средний ценник и хорошие предложения по рыбе и морепродуктам. Рядом есть лестница в ресторан Dobrotski Dvori (42.444503, 18.764966), либо можно припарковаться выше на магистрали. Он недорогой, много посадочных мест и больше специализируется на мясных блюдах. Фермы устриц и мидий есть в соседней Люте за рекой (42.486787, 18.765620) или в Дражин Врте (42.484349, 18.727449).

Пераст

42.484044, 18.708139

Самым красивым городом в бухте считается Пераст, это родина великих моряков Венецианской Республики и адмиралов Российской Империи. Сейчас он скорее напоминает музей, невозможно поверить, что в старинных дворцах еще живут люди. Осмотр Пераста займет не более часа, машину оставьте на паркинге перед въездом в город или с обратной стороны, т.к. с мая по октябрь набережную закрывают на шлагбаум, делая ее практически пешеходной зоной. Советуем прогуляться не только вдоль моря, а и забраться по одной из лестниц перпендикулярно, чтобы увидеть панораму города.

Здесь есть несколько достопримечательностей:

  • Музей Пераста, расположенный во дворце 17 в бывшего градоначальника, содержит картину того времени о первых русских боярах, которых просьбе Петра I капитан Марко Мартинович обучал навигации.
  • Католический храм Св. Николы с колокольней, вход на нее 1 евро, преодолев 151 ступеньку, увидите сногсшибательные виды на город в рыжей черепице, острова и залив.
  • Крепость Святого Креста на середине горы, частично разрушенная.
  • Православная церковь Рождества Богородицы, находится на возвышенности, работает по воскресеньям, праздникам и в дни венчаний. Стоит посещения хотя бы ради панорамной площадки перед церковью

Острова напротив Пераста

Главным украшением крошечного Пераста являются два острова с церквушками напротив. Слева – остров Святого Георгия с мрачным католическим храмом во времена Югославии был отдан сербам, большую часть года он закрыт, туристам вход закрыт. Он был настоящим островом с бенедиктинскимаббатством, принадлежащим Котору, защищал проход к городу из узкого пролива Вериге.

Но в 15 веке на соседнем рифе перастчане стали воздвигать второй остров, в честь  иконы Богородицы, найденной моряками. Доплыть на рукотворный остров Богородицы на рифе можно на лодке за 3-5 евро с человека в обе стороны, вам дадут погулять полчаса.  Католический храм до сих пор действует, из-за живописных полотен кисти Трипо Кололя 17 века и серебряных обетниц моряков храм похож на произведение искусства, выставку или музей. Есть маленький секрет за алтарем – пройти туда можно свободно, за его стеной скрывается отверстие с кончиком рифа, на котором возведен остров и церковь. Положите руку в отверстие на камень и загадайте желание. Ежегодно 22 июля происходит праздник «Фишиниада», когда лодочники везут к основанию острова Богородицы камни, как делали их прапрадеды более 5 столетий.

Если захотите посмотреть на старинную икону , вышитую женой моряка два столетия назад дорогостоящими материалами и собственными волосами, купите за 1 евро билет в музей, двери в него – левее алтаря. Там же находится старинный сундук 15 века,  оружие, картины, различные приборы с кораблей. Тут же увидите в рамке множество парусников с именами капитанов, около 150 суден было названо в честь Богородицы на рифе, такой сильной была вера бокельских моряков в икону на острове.

Что посмотреть рядом

Обычно после Пераста хочется сделать перерыв и искупаться в море. Есть два неплохих пляжа поблизости – в соседнем Рисане – пляж Fashion Beach (42.510003, 18.696370), тут можете заодно посетить Римские мозаики 2 в.н.э. (42.512775, 18.696928). Второй пляж Tramontana (42.489211, 18.649439)  находится в поселке Моринь. Работает кафе с отличной европейской кухней, оборудован бесплатный пляж с мелкой галькой и бодрящая чистая вода из-за впадающей горной реки. Из интересных рыбных ресторанов рекомендуем «Чатовина Млини» (42.486217, 18.649918) с огромным садом в Морине  или чуть дальше Konoba “Ribar (42.484210, 18.674569) с собственным пляжем.

Херцег-Нови

Начать осмотр последнего города в бухте советуем с древнего монастыря Савина (42.452215, 18.554581), где крестился известный режиссер Эмир Кустурица. Посетите рядом панорамную площадку, поднявшись по лестнице. Еще отличный вид открывается с крепости Шпаньола, (42.456297, 18.533809), что в верхней части Херцег-Нови.

И только потом отправляйтесь в центр города, чтобы уделить час-два на прогулку по городу, состоящего из ступенек и лестниц. Припарковаться можно на ул. Негошева у главной почты (42.453259, 18.531213), оттуда за 2 минуты дойдете до центра или же спуститесь по ступенькам вниз на набережную.

Первое место, где советуем сделать паузу – «Градска кафана» с невероятным видом на открытое море, старый  город, яхт-марину и крепость боснийского царя Твртко 14 века, который основал Херцег-Нови. Это кафе обожала югославская интеллигенция, военные генералы и нобелевский лауреат Иво Андрич.

Чуть левее кафе начинается пешеходная улица,  ведущая на площадь Николы Джурковича, именно здесь в 2013 снимали голливудский фильм «Человек ноябрь» я Пирсом Броснаном и Ольгой Куриленко. Поднимитесь по лестнице у часовой башни, и попадете на вторую площадь Герцега Стефана, титул которого дал название городу. Тут располагается несколько кафе, православная церковь Архангела Михаила, архив города, радиостанция и библиотека.

При желании посетите турецкую крепость Канли Кулу или боснийскую Форте Маре, обе сегодня используются для показа летнего кино, театральных представлений, концертов. От площади Герцега Стефана идет по ступенькам низ улица Марка Войновича, знаменитого морского адмирала Российской империи, основателя Черноморского флота. Его дом расположен по левой стороне, отреставрирован после землетрясения одной парижанкой. Напротив католического храма Святого Еронима есть небольшой музей якорей с памятной табличкой мореплавателям и воинам, защищавшим Адриатику. Лестница приведет вас прямиком на длинную набережную, где стоит памятник основателю королю Твртко, а чуть правее – здание бывшего ж/д вокзала, переделанное сейчас в кафе. Вернуться к паркингу можно, прогулявшись по набережной и найдя лестницу наверх.

Что посмотреть рядом, где пообедать?

В соседнем городке Игало находится бывшая вилла Тито «Галеб», правителя Югославии, переделанная в музей. Экскурсии делают по понедельникам, средам и пятницам в 18:00 на русском и англ. языке. Пообедать там можете в Kafana Babic (42.455491, 18.499445)  или же в центре Херцег-Нови в ресторане «Три липы» (42.450326, 18.535433)

Назад можете вернуться через паромную переправу Каменари – Лепетане, чтобы укоротить путь. Стоимость легкового авто — 4,5 евро, люди – бесплатно, оплата происходит перед въездом на паром в ларьке.

Если хотите посетить этом маршрут самостоятельно, возьмите в аренду автомобиль в Которе или в Херцег-Нови.

Рейтинг: 5

Голосов: 1

Ваша оценка: нет оценки

sitngo.me

На авто вдоль Боко-Которской бухты — Myrentacar.com

Мы отправимся по одному из самых популярных маршрутов Черногории и увидим четыре невероятно интересных, самобытных города. Каждый из них очень «черногорский» и каждый со своей изюминкой.

Маршрут не длинный, всего 105 км, и довольно простой, без опасных серпантинов и сложных дорог. Рассчитан на целый день. И с него можно начать свое знакомство с Черногорией.

  ↵

  ↵

  ↵

  ↵

  ↵

  ↵

Содержание:

Будва – Котор

Стартуем из Будвы в сторону Тивата. До первой точки нашего маршрута – города Котор – 30-40 минут пути. Утром на въезде в город всегда пробки. Тут придется просто подождать.

Машину можно оставить на платной парковке со шлагбаумом около Старого города. Цена: 0,80-1,20€ за час. Бесплатная парковка близ центра города есть, но она совсем небольшая и в сезон, как правило, переполнена. Расположена у северного входа.

В рамках обычной экскурсии на осмотр Котора дается всего час-полтора и этого совершенно недостаточно! Здесь обязательно стоит не только побродить по Старому городу, но и подняться на крепость святого Джовани. А это как минимум часа три.

И первым делом со свежими силами рекомендуем подняться к венецианской крепости святого Джовани. Она похожа на огромную лестницу, которая поднимается из моря на скалы. На ее фантастические зубцы невозможно смотреть иначе, чем с восторгом…

На крепость ведут 1400 ступеней и подъем по ним – дело непростое. Некоторые из них разрушены, так что удобная обувь обязательна. По всему пути есть места, где можно посидеть и передохнуть, полюбоваться видом на город и бухту. Местами даже бинокли есть, но платные.

По пути встретится часовня Спасения Богородицы (на высоте 150 метров), построенная в честь избавления от чумы, случившейся здесь в 16 веке.

В конце подъема – развалины древней крепости. Виды на город и бухту потрясающие.

Сам подъем занимает около часа. Воду лучше взять с собой. Вход стоит 8 евро.

Бесплатная альтернатива – более простой, пологий путь: пройти Северные Ворота и два моста, свернуть направо, к зданию Водовода. Через некоторое время вы увидите начало «секретной тропы». Наградой вам будет спелый инжир (в сезон) и такие же изумительные виды.

Восстановить силы после подъема можно в одном из кафе в Старом городе. Готовят очень вкусно. Попробуйте местную плескавицу. После обеда и небольшого отдыха идем осматривать Старый город.

Старый Котор – город, по которому очень здорово просто побродить не спеша, фотографируя его рыжие крыши и подманивая местных кошек местным же «миц-миц», чтобы угостить и погладить. Особая прелесть здесь в том, что древний город не законсервирован и не превращен в музей. В нем живут: сушат белье на веревках, ходят в кафе.

В Которе много церквей, но в одну из них, церковь св. Луки, стоит зайти даже неверующим. И не из-за красоты или древности. Она удивительна – здесь стоит два алтаря: католический и православный. На протяжении веков верующие двух конфессий совершенно мирно делили один храм, даже не думая развязывать религиозные распри.

Попав на площадь Оружия вы увидите знаменитую часовую башню и позорный столб под часами. Да, именно к нему привязывали нарушителей закона. Как в рассказе Грина.

Княжеский дворец и Наполеоновский театр слева от главных ворот.

Морской музей – во дворце Гргурина. Три этажа, посвященных исключительно морю: быту моряков, кораблям, картам, морскому оружию, моделям судов. Вход – 4 евро.

А в музей Кошек можно попасть всего за 1 евро, и это не плата за то, чтобы посмотреть на фото городских любимцев, сделанные почти 100 лет назад. Все сборы идут на уход за местными кошками, так что плата за билет это, скорее, благотворительный взнос.

И буквально по всему городу продаются сувениры – фигурки котов на любой вкус. От безделушек – магнитиков, до вполне стильных – из серебра. Котор – вообще город котов, хоть совпадение в звучании и случайно. Нередко можно заметить этих независимых зверей в местных магазинах, спящих прямо на прилавках или на кассах.

И, конечно, нельзя побывать в Которе и не полюбоваться Боко-Которской бухтой, портом и дорогими яхтами.

Котор – Пераст

Дорога на Пераст проходит вдоль залива. Вам не раз захочется остановиться, чтобы полюбоваться великолепными видами и сделать сэлфи.

Въезд в сам Пераст разрешен только местным жителям. Для туристов есть парковка и на въезде, и на выезде, стоимость – 2 евро, оплата парковщику.

Пераст тянется линией вдоль берега. Это небольшой городок, но один из самых симпатичных в стране. Здесь очень здорово просто прогуляться по набережной, немного посидеть на берегу и полюбоваться морем.

Как и многие города Черногории, он очень древний, о чем напоминают остатки крепости на холме. Что здесь самое особенное, что никак нельзя пропустить? Средневековые дворцы в барочном стиле, которые появились здесь в эпоху беспошлинной торговли. Их здесь 17, и каждый – произведение искусства и памятник архитектуры. Готовьте карты памяти на своих фотоаппаратах. Правда, открыты для посещения только три дворца, на остальные придется любоваться снаружи.

Не обойдите вниманием и церковь св. Николая на площади Адмиралов. За 1 евро вы подниметесь на колокольню, на высоту 55 метров. Таких панорамных видов на город, бухту и острова вам не откроется больше нигде.

Морской музей расположился во дворце Буйовичей на набережной. Самое интересное в коллекции – старые навигационные карты и манускрипты. Но и остальное достойно внимания.

Одна из главных местных достопримечательностей – Мадонна на Рифе. Это, может быть, единственный рукотворный остров на Адриатике.

По легенде, два брата-моряка нашли на рифе икону Богородицы, которая излечила одного из них. Поверх рифа и была построена церковь. Сейчас она действует, иногда в ней венчаются пары. Добраться сюда можно на лодке за 5 евро с человека.

Пераст – Херцег-Нови

Следующая точка нашего маршрута – Херцег-Нови.

Здесь много платных парковок вдоль улиц, а вот под шлагбаумом практически нет. Цена парко/часа – 0,50 — 1,00€, оплата с телефона при помощи местной симки, паркоматов почти нет.

У этого города есть еще одно название: город Лестниц. По одной из них, прямо над пристанью, вы попадете в Старый Город. Он похож на лабиринт, в котором прячутся не только «исторически значимые» дома и старинные храмы, крепость Канли-Кула (вход 2 евро) и краеведческий музей, но и несколько очень симпатичных ресторанчиков и сувенирных магазинов.

Площадь герцога Стефана знаменита старинным каменным фонтаном. Воду из него можно пить.

Часовая башня Сахат-Кула, разумеется, на «площади с часами» – это второе название площади Николы Джурковича. Она находится рядом со Старым Городом.

Рядом с главным портом, на берегу залива расположилась крепость Форте Маре, заложенная в конце 14 века. Крепость служила для обороны с моря. Со времени основания она несколько раз перестраивалась, сейчас это туристический объект с кинотеатром под открытым небом и захватывающим дух видом на город и залив с верхних этажей. Вход в нее – 2 евро.

Набережная Pet Danica протянулась на 7 (!) километров. В городе можно взять ролики в прокат и покататься по ней. Прайм-там на набережной начинается после 20.00.

Херцег-Нови – Тиват

Быстрее всего добраться до Тивата можно через паромную переправу (поселок Каменари, трасса Е 65). Там все просто: подъезжаете, паркуетесь, покупаете билеты в кассе на набережной. Очереди почти никогда нет, русский язык понимают. Дальше ждете паром и заезжаете на него. Во время переправы можно выйти из машины и постоять у борта парома, но машину лучше закрыть. На всякий случай. Стоимость для легкового авто 4,5 евро.

Второй вариант – поехать обратно вдоль береговой линии. Около 50 км “плюсом”.

Припарковаться в Тивате можно на любой бесплатной парковке вдоль улиц, только внимательно смотрите знаки. Местные часто нарушают правила и паркуются даже под знаком «парковка запрещена», но лучше так не делать, штрафы немаленькие. Платные парковки со шлагбаумом есть в комплексе Porto Montenegro и около набережной. Цена парко/часа 0,50 — 2,00€.

Куда первым делом отправится в Тивате? На набережную! Гуляя по ней можно увидеть главные местные достопримечательности и вдоволь налюбоваться на залив.

Набережная начинается с Бухты Калимания. Если вы любите фотографировать морские порты, рыбацкие лодки и катера – вам сюда! Очень атмосферное место и, в некотором роде, более «морское», чем пафосный Порто Монтенегро, который мы увидим немного дальше.

Порто Монтенегро – это большой и очень современный яхт-комплекс, получивший в 2015 году звание «Марина года для суперъяхт». Кроме того, что здесь здорово просто побродить и сделать атмосферные фото, на территории имеется музей Морского наследия (вход – 2 евро). Рядом две самые настоящие подлодки, и в них тоже можно попасть: подводная лодка «Херой» – 5 евро, лодка поменьше, «Уна» – 3 евро.

Дворец Ренессанс Буче – уникален тем, что вообще не похож на дворец. Не барочен, не изыскан, не хрупок, не воздушен. Он задумывался и был построен 500 лет назад как оборонительное сооружение – на него и похож. Впрочем, увы, по большому счету это всего лишь реконструкция. Дворец пострадал от землетрясений.

Поужинать можно в любом ресторанчике на набережной с видом на море. Вечером здесь очень красиво и уютно. После ужина возвращаемся в Будву.

montenegro.myrentacar.com

Бока Которская бухта — Черногория и её лучшие места

  1. Главная
  2. Бока Которская бухта

Бока Которская бухта (Боко Которский залив) считается одним из самых красивых заливов в мире и неизменно — главная достопримечательность Черногории. Это место в свое время позволило Котору быть настоящим центром торговли и мореплаванья. Ее удобное расположение позволяло спасать город от морских пиратов. Окружающие города расположились очень удачно, ведь не зря же здесь живут люди уже не одну тысячу лет. Впрочем, и сегодня это место притягивает огромные корабли, поэтому актуальность Бока-Которской бухты среди туристов вполне объяснима. В прошлом году здесь побывало около 500 круизных лайнеров, которые привезли сюда в общей сложности 500 000 пассажиров). Так что даже искушенный путешественник найдет здесь для себя много интересного. Местная природа также порадует глаз и позволит увидеть всю красоту Черногории. Море и горы всегда отлично сочетались друг с другом, поэтому здешняя атмосфера по-особенному привлекательна.

География залива

Говорят, что Бока Которская бухта — самый южный фьорд Европы, но это географическая ошибка. Историки доказали, что ранее это было озеро, в которое впадали сотни горных ручьев и рек, но около 100 тыс. лет назад в связи с землетресением и повышением уровня воды в океане озеро соединилось с морем, образовав великолепную бухту. Протяжённость её 28 км, глубина 35-40 метров, поэтому даже самые большие круизные лайнеры Средиземноморья могут с лёгкостью заплыть до её конца. Ширина различается: при заходе составляет 3 км, где расположен остров Мамула, полуостров Луштица и Превлака (Хорватия) с оборонительными крепостями Азра и Оштро, а самое узкое место, под названием «Верига» (цепь), всего не более 300 метров. Вокруг всего Бока Которского залива проходит прибрежная дорога длинною 105,7 км, по которой можно проехать и полюбоваться бухтой с любого ракурса. Она разделена на 4 залива: Которский, Рисанский, Тиватский и Херцег Новский — каждый по своему красив и не менее интересен. Несколько островов украшают бухту своим изяществом:

— остров Госпа од Шкрпела («остров Святой Богородицы» или по другому «Богородица на рифе»)

— остров Святого Георгия («Свети Джорджи» или по другому «остров мёртвых»)

— остров Мамула

— остров Цветов

— остров Святого Марко

— остров Милосердия

Название «Бока Которская бухта» («Bocca di Cattaro» или по английски «Boka Bay») — залив получил от венецианцев. Слово «Bocca» — означает рот, как будто часть материка, заглатывающая воды мирового океана. Слово «Которская» — по одноименному самому глубокому и главному городу тех времен — Котор. Вокруг разбросаны многочисленные поселки и рыбацкие деревушки, которые образуют области прибрежных, крупных по черногорским меркам, городов. Есть небольшие маленькие производства, судостроительный и ремонтный завод, порты и даже аэропорт, который удачно расположился на берегу Тиватского залива.

Если захотите посмотреть всю Бока Которскую бухту, то советуем взять морскую экскурсию на корабле или катере или самостоятельно подняться на гору Ловчен по дороге P1 в сторону Негуши и Цетине. С высоты почти 1500 метров открывается прекрасная панорама, ведь бухта является крупнейшей во всем Средиземноморском бассейне.

На карте отмечено место, с которого открывается самая лучшая панорама на всю Бока Которскую бухту.

Достопримечательности и города Бока Которской бухты

1. Котор

Первые жители тут появились еще в период неолита (приблизительно пять – десять тысяч лет назад). Об этом свидетельствуют различные инструменты и керамические изделия, найденные в местных горах. Более того, на стенах в здешних пещерах есть и древние рисунки. Город принадлежал раньше Византийской и Римской империям, а примерно в шестом веке нашей эры здесь начали проживать славянские племена – примерно с этого времени город стал называться Котором.

Старая часть города охраняется ЮНЕСКО и имеет большое количество достопримечательностей. Попав сюда, вы непременно заметите узенькие улочки, на которых едва могут разойтись два человека. Собственно, одна из здешних улиц так и называется – «Позвольте пройти», шириною всего 50 см. Помимо этого, надо отдать должное средневековым архитекторам и строителям, ведь без их навыков и удачно подобранных строительных материалов вряд ли бы какое из древних зданий сохранилось.

Главные достопримечательности Котора:

2. Пераст

Как и в предыдущем городе, на территории Пераста также были найдены останки неолитической культуры. Вплоть до четырнадцатого века нашей эры этот населенный пункт представлял собой лишь небольшой рыбацкий поселок. Основной период развития данного поселения пришелся на XV – XVIII века, когда Пераст был частью Венецианской республики. В этот же период вместо крепостных стен здесь были сооружены оборонительные башни и одна крепость.

Сегодня Пераст — город музей, который ежедневно посещают тысячи туристов. Едва 350 жителей насчитывает город, который считается неотъемлимой частью Бока Которской бухты.

Достопримечательности Пераста:

  • Церковь Святой Богородицы на острове
  • Остров Святого Джорджи (остров Мёртвых)
  • Городской музей 1937 года
  • Дворцы города 16, 17, 18 веков: Баловичей, Брайковичей-Мартиновичей, Бронза, Буйовичей, Висковичей, Змаевичей, Лючичей-Коловичей-Матикола, Мазаровичей, Смекья, Шестокрыловичей
  • Церковь Святого Николая
  • Крепость Святого Креста
  • Церковь Рождества Богородицы
  • Церковь Богородицы Кармельской
  • Церковь Святого Антония
  • Церковь Иоанна Крестителя
  • Церковь Святого Марка
  • Церковь Святой Анны

3. Тиват

Город Тиват — самый молодой город на побережье Черногории — 7 век нашей эры. По некоторым данным, он был назван в честь последней иллирийской царицы Теуты, которая правила в Бока Которской бухте. С непростой историей и долей город дожил и развивался до наших времён. Сегодня Тиват — красивый современный город, с красивой набережной, полноценной инфраструктурой и даже портом. На территории Тивата расположен ботанический сад, в котором находятся экзотические растения – их местные моряки в свое время привозили из далеких стран начиная с 12-го века по сей день. Имеется здесь и свой аэропорт, который позволяет совершать рейсы между разными городами мира.

В целом же здесь относительно мало достопримечательностей:

  • Комплекс Бизанти — резиденция семьи дворян
  • Комплекс Буча Луковичи — резиденция Тиватского рода.
  • Городской парк — основанный с 12 века
  • Военная яхта Jadran — экспонат военного флота
  • Порто Монтенегро — крупнейший порт мега яхт в Черногории (самая посещаемая достопримечательность города)
  • Церковь Благовещения — храм 17 века
  • Церковь Святого Антония — храм 14 века
  • Церковь Святого Михаила
  • Церковь Святого Саввы — главный храм города, 20 век
  • Церковь Святого Сергия — старейший храм в Тивате 9-го века
  • Церковь Святой Марии в Ластве — 15 век

4. Херцег Нови

Херцег Нови основан в четырнадцатом веке и расположился он у подножья горы Орьен. Здесь явно выделяется холмистый рельеф, так как в городе множество различных ступенек и лестниц.

Имеется тут и морская крепость, которая надежно стоит в этом месте еще с 14 века. Есть тут несколько старинных башень и православная церковь Михаила Архангела, которая построена по всем правилам эклектики. Если выйти за пределы населенного пункта, то можно обнаружить Савинский монастырь, основанный в семнадцатом веке. Несколько лет назад в Херцег Нови восстановили русское кладбище, где захоронены офицеры царской армии – они эмигрировали сюда после 1917 года. Построен на данном кладбище и небольшой памятник – он возведен в честь всех наших соотечественников, которые умерли на здешней территории. Город называют еще «ботаническим садом Черногории» и это вполне справедливо. Здесь постоянно проходят различные фестивали, которые не перестают удивлять даже самых искушенных любителей цветов и других растений.

Херцег Нови с 13 тысячным населением также знают по его лечебным грязям: на окраине институт Милошевича, который специализируется на опорно-двигательной системе, также здесь добывают лечебную воду «Игалка» 38,5 градусов.

Достопримечательности Херцег Нови:

  • Краеведческий музей
  • Монастырь Савина
  • Старый город в Херцег Нови
  • Морская крепость — Форте Маре
  • Площадь герцога Вукича
  • Часовая башня Сахат Кула
  • Турецкая крепость Канли — Кула
  • Испанская крепость Шпаньёла
  • Венецианский бастион
  • Цитадель
  • Церковь Архангела Михаила — 19 век
  • Церковь Святого Антония — 18 век
  • Церковь Святого Георгия — 17 век
  • Церковь Святого Иеронима — 19 век
  • Церковь Святого Леопольда Мандича — 19 век
  • Церковь Спасителя — 18 век

Отдых в Бока Которской бухте

Приезжать сюда на пляжный отдых мы бы не советовали и объяним почему. Конечно, в интернете много пишут о том, что здесь нет волн (хотя на побережье также их нет), тихо, красиво ну и впринципе всё. На самом же деле это пишут люди, которые хотят сдать свои апартаменты туристам, рекламируя что Бока Которская бухта — самое лучшее место для пляжного отдыха. Итак, разберемся же подробнее и напишем все.

Преимущества:

  • Близко и быстро можно добраться из аэропорта Тиват
  • Тихое место
  • Близко от апартаментов берег

Недостатки:

  • Это залив, то есть нет течений и не омывается каждую ночь вода, поэтому она в некоторых местах уже начинает даже цвести, в сравнении с открытым морем
  • Пляжей практически нет, ширина от 2 до 7 метров, крупная галька или каменистый берег, бетонные пантоны
  • Прям у берега проходит трасса, то есть над головой отдыхающих на пляже
  • Глубина — уже с первых метров дно идет резко вниз, отдыхать с детьми не удобно
  • Корабли, лодки, яхты, паромы — в связи с этим вода не слишком чистая
  • Над головой каждые 10 минут взлетают и приземляются самолеты
  • Не предлагают групповые экскурсии
  • Солнце поднимается позже и садится раньше в связи с высокими окружающими горами
  • Для многих выглядит как озеро в горах, а для нашего человека всё же хочется отдых на открытом море

Город Котор и Пераст — туристический шумный город, совсем без пляжей. Херцег Нови очень зелёный, но весь каскадный в ступеньках и лестницах — с детьми на колясках здесь будет очень тяжело на отдыхе туристам. Тиват — портовый город с десятиминутным самолетным гулом. Но всё это не означает, что сюда не стоит приезжать. Каждые места по своему интересны и мы бы посоветовали приехать сюда не на отдых, а просто на 1 день самостоятельно или с экскурсиями и поверьте, они стоят вашего времени и внимания для посещения Бока Которской бухты.

Бока Которская бухта: карта и как добраться

Эту бухту трудно не заметить на карте, ведь она находится на западе Черногории и имеет достаточно большую ширину и интересную форму в виде бабочки. В Бока Которскую бухту можно легко и быстро добраться на общественном транспорте и доехать до города можно прямо из Подгорицы – столицы Черногории или же от аэропорта Тиват. Также можно арендовать автомобиль, но нужно сразу учесть, что дороги тут очень трудные из-за горного рельефа. Так что, возможно, лучше сразу подумать об индивидуальных экскурсиях или же заказать такси трансфер – они обойдутся даже дешевле аренды авто, если учесть стоимость аренды, парковок, бензина и других моментов.

Самый оптимальный способ посетить залив — на групповой экскурсии «Бока Которская бухта» или «Вечерняя Бока Которская бухта». Это даст вам возможность не только увидеть все красоты с корабля, а и узнать много интересных фактов о достопримечательностях от вашего гида.

 Будва

Расстояние по маршруту Будва (ME) — Котор (ME) ~ 23 км,
примерное время в пути ~ 34 мин.

 Котор

Расстояние по маршруту Будва (ME) — Тиват (ME) ~ 25 км,
примерное время в пути ~ 38 мин.

 Тиват

 

Отзывы о Бока Которской бухте

Люди, побывавшие в этих краях, пишут отзывы, что Бока-Которская бухта чем-то напоминает слоеный пирог из-за большого сочетания архитектурных стилей, которые тесно переплетаются друг с другом. Оказавшись здесь, довольно сложно понять, в какой век вы попали – настолько здесь все многообразно и выходит за рамки привычных строений. Отзывы туристов о Бока Которской бухте можно посмотреть на сайте:

olimpus.me

Экскурсия Вечерний Бока Которский залив из Херцег Нови

Интересная обзорная экскурсия вдоль Бока Которского залива подарит вам незабываемые впечатления и навсегда останется в вашей памяти! Вы узнаете много нового об истории Средневековых городов Черногории, восхититесь впечатляющими видами, закатом и насладитесь уникальной природой Адриатического побережья.

Начало экскурсии – ориентировочно в 15:45. В вашем ваучере при бронировании на сайте будут указаны точное время. Настоятельно советуем захватить с собой хорошее настроение и фотокамеру для снимков на память. Это отличный вариант экскурсии, так как она проходит вечером и не так жарко. Наш маршрут пролегает вдоль побережья Черногории (Херцег Нови, Нивице, Игало, Мелине, Зеленика, Кумбор, Дженовичи, Баошичи, Биела, Каменари, Костаница и Моринь), в этих местах мы также подбираем туристов. Поездка вдоль побережья по направлению к Перасту, Котору и Тивату познакомит вас с самыми популярными курортами Черногории.

Программа и описание экскурсии Бока Которский залив (вечерняя)

Маршрут начнется вдоль Бока Которской бухты, проезжая Херцег Новский, Тиватский и Рисанский заливы.

 

Первая остановка старинный город Пераст. С незапамятных времен он известен как пристанище всех мореплавателей и прославившихся капитанов Черногории.

 

 

В Перасте существовала мореходная школа – одна из первых в мире. Во главе этого учебного заведения стал великий черногорский мореплаватель и судостроитель Марко Мартинович, стараниями которого это место прославилось на всю Европу. Русский царь Петр Первый, создатель Российского флота, прислал сюда 17 юношей из боярских семей для обучения. Именно эти молодые люди впоследствии стали первыми офицерами молодого Балтийского флота России. Пераст отлично сохранился, на протяжении пяти веков это был пограничный город. Богатое архитектурное наследие оставили венецианцы и Австро-Венгерская империя, именно здесь можно полюбоваться шедеврами барокко, роскошными дворцами и оборонительными сооружениями. В период своего расвета Пераст получил от Венецианской республики огромные привилегии, своего рода средневековый офшор, благодаря чему горожане сказочно обогатились. Собственный флот города в 18 веке насчитывал более сотни кораблей, торговля велась по всей Адриатике, а доходы шли отчасти на украшение города. Недаром колокольня Пераста считается самой высокой (и дорогой!) на восточном берегу Адриатики! Сегодня в Перасте проживает в несколько раз меньше жителей, чем три столетия назад, а город превратился в один из самых популярных туристических объектов побережья.

 

 

А совсем рядом с Перастом находятся два острова: Свети Джорджи (Святого Георгия, он же остров Мёртвых с кипарисами) и Госпа од Шкрпела (остров Святой Богородицы или как ещё называют — Богородица на рифе), которая является покровительницей всех моряков и капитанов.

 

 

Это уникальное место построенное руками человека ещё в 1452 году. Наш гид поведает вам необычную историю об образовании этого острова. Площадь его 3030 м2, посетим с вами католическую церковь с необычным алтарём из четырёх видов мрамора: жёлтый, коричневый, белый и серо-зеленый — именно этого Греческого подвида уже в мире больше не существует. Раньше за 1 кг мрамора давали 20 кг серебра.

 

 

Увидите самую большую в Европе коллекцию оберегов моряков — серебряные, бронзовые и золотые чеканки — около 2500 шт. Действующий орган которому более 300 лет и люстру из Муранского стекла (150 лет). А позже поднимемся на второй этаж церкви в морской музей с разными археологическими находками и подарками мореплавателей!

 

 

Обплывем вокруг островов, чтобы в очередной раз полюбоваться и сфотографироваться на их фоне.

 

 

Далее предстоит на автобусе дорога до Котора, она пролетит незаметно: наши гиды будут рассказывать вам много интересных историй и фактов о том, что вы видите за окном автобуса, на протяжении 25 минут езды до Котора. В этом городе, настоящей средневековой жемчужине Адриатического побережья, вас ожидает пешая экскурсия, во время которой вы ближе познакомитесь с его богатой историей и культурой. Но, будьте внимательны! Зачарованные красотой этого места туристы иногда надолго теряются в запутанных улочках и лабиринтах Котора!

 

 

Невозможно остаться равнодушным при виде восхитительной архитектуры палат правителей города, но самые сильные впечатления ожидают вас в одном из древнейших христианских храмов на Адриатическом побережье – в Соборе Святого Трифона (Трипуна 1166 года). Кстати, Святой Трифон считается небесным покровителем Котора.

 

 

Посещение православного монастыря Святого Николая, который входит в список лучших монастырей и церквей Черногории – настоящий подарок для всех верующих людей, как и экскурсия в монастырь Острог. Здесь можно приложиться к старинным образам, подать записки о здравии и упокоении сродников и близких, поставить свечи. На территории монастыря, словно драгоценный ковчег, красуется маленькая церковь апостола Луки: её архитектурный облик не изменился с эпохи Византии, с 1195 года. Даже землетрясение 1979 года не причинило храму никакого вреда, что было воспринято верующими людьми как чудо.

 

 

Конечно же, у вас будет свободное время! Его можно потратить для неторопливой прогулки по Старому городу. В уютных ресторанах и кафе Котора вас гостеприимно встретят и накормят блюдами черногорской кухни, подадут местное вино. Не забудьте о покупке сувениров на память о поездке!

 

 

Лучший совет туристам от опытных гидов и местных жителей: никуда не спешить! Котор невелик, потеряться в нём не получится, как бы вам этого не хотелось… Почувствуйте Котор сердцем: он того стоит!

 

 

После знакомства с городом поедем в Тиват. Можно будет заметить прекрасную новую набережную с солнечными часами на пирсе и знаменитый порт для яхт и катеров «Порто Монтенегро», который построили американские миллиардеры Питерманк и Рокфеллер. 

 

 

Небольшая пешая экскурсия с гидом по городу Тиват и набережной Порто Монтенегро, время пофотографироваться на фоне мега-яхт и отгадать загадку — какой же всё таки принцып работы у данных солнечных часов.

 

 

Вечерний Тиват и Порто Монтенегро достойны вашего внимания.

 

 

Посмотрите на карту движения нашей экскурсии ниже, на ней обозначен маршрут сухопутной части на автобусе и на катере к острову Богородицы.

 

 

Домой будем возвращаться на паромной переправе, любуясь ночными пейзажами залива.

 

 

Детали экскурсии

Во время экскурсии мы будем неоднократно останавливаться в местах с наиболее интересными видами, чтобы вы могли сделать фотоснимки с самой выгрышной точки. Обычно эта экскурсия заканчивается около 22:00 вечера. Она не утомительна и не имеет возрастных ограничений: с нами охотно путешествуют семьи с детьми и люди старшего поколения. На всём пути следования вас будет сопровождать опытный русскоговорящий гид. Приглашаем ценителей архитектуры, любителей старины и восхитительных морских пейзажей: вы не будете разочарованы!

Важное напоминание! Прибрежная зона в Черногории плотно застроена, у экскурсионного автобуса нет возможности подбирать туристов у каждого отеля или виллы – это отнимет слишком много времени, да и автобус не сможет проехать к каждому. Посадка на экскурсии в Черногории производится на отмеченных в бронировании остановках по маршруту следования, которые при резервации на сайте можно выбрать.

Время прибытия на достопримечательность, продолжительность остановок и возвращение обратно примерное. Это может быть раньше, чем указано на сайте, так и с опозданием на 3-4 часа. Обязательно прочитайте «Памятку туриста», которая вместе с ваучером вам придёт на е-мейл.

На технических остановках Черногорцы продают разные домашние специалитеты (мёд, вино, ракия…) — наш совет: то, что попробовали и понравилось, то и покупайте, так как бывает, что продают/достают не тот продукт, который понравился при дегустации.

Экскурсия вечерний Бока Которский залив проходит при любой погоде

Маршрут на карте: экскурсия Вечерний Бока Которский залив из Херцег Нови

Взгляните на карту: на ней обозначен весь наш маршрут, его сухопутная и морская части. На автобусе мы подбираем туристов из Херцег Нови, Нивице, Игало, Мелине, Зеленика, Кумбор, Дженовичи, Баошичи, Биела, Каменари, Костаница и Моринь, после чего последует Пераст, остров Богородицы на рифе, Котор и Тиват. Дорога назад – из Тивата через паромную переправу, минуя все населенные пункты и курорты, где вы садились на автобус в начале экскурсии.

Полезные статьи об экскурсиях в Черногории

Записаться на экскурсию очень легко: Нажмите кнопку «Забронировать/записаться на экскурсию«, выберите пункт отправления (ваш курорт проживания), дату экскурсии, количество человек. Ниже вам покажет остановки, из которых отправляются все туристы на экскурсии. Выберите ближайшую остановку от вашего места проживания (если таковых представлено более 1 шт.). Внесите свое Фио, номер телефона и емейл, на который придёт ваучер. Нажмите подтвердить. В Корзине проверьте свои данные, затем сделайте предоплату своей картой Visa/Master Card всего 10%, остаток гиду в автобусе. После оплаты вам мгновенно придет ваучер! Приятной экскурсии!

olimpus.me

Про нашу поездку вокруг Боко-Которской бухты и про аренду авто в Черногории

Ну что сказать, это была моя мечта: объехать всю Боко-Которскую бухту по периметру. А у Сергея было желание порулить в Черногории и протестировать местную систему аренды автомобилей. Это была неидеальная поездка, нам немного не повезло с погодой, но все равно это было невероятно красиво. И еще теперь у меня есть новая мечта: объехать всю Боко-Которскую бухту по периметру в солнечный теплый день.

Предполагаю, что этот пост будет достаточно объемным, потому что собираюсь рассказать о наших приключениях подробно и детально, так что его можно было бы назвать так: «Вся правда про нашу поездку вокруг Боко-Которской бухты». Плюс в качестве бонуса отзыв об аренде автомобиля в Черногории.

Начну с самого начала. Было воскресенье, небо было не очень ясным. И вдруг мы решили, а почему бы нам не взять в прокат автомобиль и покататься по Черногории именно сегодня? Нам было известно, что бронировать автомобиль онлайн можно не меньше, чем за сутки, поэтому мы отправились в салон rent-a-car в Будве, который заприметили накануне. В воскресенье он был закрыт, как и многие другие аналогичные конторы. В итоге, мы нашли салон, работающий в воскресенье. Думаем, что салон принадлежит русским, по крайней мере менеджер был русский, а черногорцы, как выяснилось, в выходные работать не любят.

Мы взяли одну из самых дешевых машин, малолитражный Fiat Punto (на фото). Услуги аренды обошлись нам в 30 евро в сутки. Для оформления договора и страховки (которая является обязательной) нам понадобились паспорт, права международного образца и залог в 100 евро (тоже обязательно, сумма от салона к салону варьируется). Процесс оформления занял не больше 10 минут. Малолитражки нам оказалось более, чем достаточно. Скоростной режим в Черногории редко бывает выше 60 км/ч, езда на больших скоростях по горной местности попросту опасна, хотя дорожное покрытие в стране вполне хорошее.

Подведу небольшой итог по вопросу аренды авто в Черногории:

* лучше всего бронировать автомобиль онлайн, не меньше чем за 24 часа, например, здесь.
* если поездка оказалась спонтанной, в крупных городах Черногории много салонов rent-a-car.
* в воскресенье большинство из них не работают =)
* При аренде на сутки, автомобиль, вряд ли обойдется дешевле, чем 30 евро. Если вы видите цену в 18-20 евро, скорее всего, она действует при сроке аренды, как минимум, в несколько дней.
* Бензин вы оплачиваете самостоятельно.
* Не забывайте взять с собой заграничный паспорт и права, деньги на залог, как правило не меньше 100 евро.
* В целях своей же безопасности, соблюдайте правила дорожного движения в чужой стране, даже если вам кажется, что 60 км/ч это слишком медленно.

Можно отправляться в путь.

Маршрут нашего путешествия выглядел следующим образом: из Будвы мы отправились в сторону Тивата, затем до паромной переправы в городе Лепетане, попали на противоположный берег и доехали до Херцег-Нови, а затем проехали вдоль залива, делая остановки в Рисане, Перасте и Которе, и вернулись домой в Будву.

Первая наша остановка — Лепетане. Остановка непродолжительная, городок небольшой и на первый взгляд ничем не примечательный. Кроме паромной переправы, которая существенно сокращает путь из Котора в Херцег Нови.

Что из себя представляет переправа. Паромчики небольшие, набираются быстро, отправляются на противоположный берег часто.
Все удовольствие занимает минут 15-20 и стоит 4 евро за авто (апрель 2014г.).

На следующей фотографии, если приглядеться, можно рассмотреть несколько паромов вдоль берега и оценить масштаб непогоды. Как вы уже догадались, как только мы двинулись в путь, тучи сгустились и пошел дождь.

Оказавшись на другой стороне, мы движемся в сторону Херцег-Нови. К сожалению, знакомство с этим городом у нас не очень сложилось, не по его и не по нашей вине. Просто начался ливень…

Я думаю, это очень интересный город, с удовольствием бы побродили по нему, но по факту мы просто просидела около часа в одном из кафе в старом городе, в надежде, что дождь вскоре закончится. Но увы…

Мокрый и прекрасный Херцег-Нови.

Как только мы покинули город, дождь перестал преследовать нас и дальше все становилось только лучше и лучше. Наверное, стоит рассказать немного об условиях передвижения по дороге вокруг Которского залива. По всему пути установлены довольно жесткие скоростные ограничения в 40-60 км/ч. Траса извилистая и в точности повторяет рисунок береговой линии. Гнать по такой дороге нет никакого желания, наоборот, хочется почаще останавливаться и фотографировать.

Дорога двухполосная с периодически попадающимися небольшими карманами, похоже, они сделаны в наиболее живописных местах бухты.

Расстояния в Черногории все таки небольшие, минут 20 пути и на противоположном берегу уже виден Пераст.

Мы сделали небольшую остановку в Рисане, чтобы перекусить. Это небольшой, но очень древний город (более 2500 лет), правда исторических построек в нем не очень много, но зато с его набережной открываются какие-то невероятные виды на залив. Минут 10 езды от Рисана, и мы уже в Перасте.

Небольшой пост про Пераст в блоге уже был, но то была еще одна поездка и немного иные впечатления.

Вот такие мы, немного намокшие, но все равно довольные.

Пожалуй, напишу еще немного о том, как можно передвигаться по дороге вокруг Боко-Которского залива на общественном транспорте. В Черногории он работает вполне сносно. Благо страна не очень большая, из любого города можно без пересадок добраться в любой: из Будвы в Котор, из Котора в Херцег-Нови, автобусы ездят как вокруг бухты, так и через паромную переправу, так что подобный трип можно вполне себе реализовать и передвигаясь на междугороднем автобусе.

А мы тем временем уже переместились в Котор.

Котор мы, к счастью, видели и в солнечную погоду. Преимущество дождливого Котора в его опустевших улицах.

Даже несмотря на то, что в этот момент на пристани стоял огромный круизный лайнер, в старом городе почти никого не было.

Впервые видела, подобных размеров судно на столько близко, было любопытно. Подумалось, что морской круиз это наверное, очень удобный вариант путешествия. Может, когда-нибудь, когда мы станем чуть старше и ленивее, мы отправимся в такой =)

Итак, мы немного еще побродили по Котору, но все равно были вынуждены покинуть и его, потому как вновь начавшийся дождь выгнал нас обратно в нашу солнечную и уже полюбившуюся нам Будву. Вот такая история.

Другие посты из поездки в Черногорию:

Экскурсия по старой Будве
Несезон в Будве
Будва в апреле
Самый красивый город Черногории. Пераст
Самый неожиданный город Черногории. Цетинье
Самый интересный город Черногории. Котор
Отдых в Черногории с ребенком
Прогулка по окрестностям Будвы
Как самостоятельно поехать в Черногорию?

rina-rina.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *