Которский залив пешком: Бока-Которский залив – маршруты в Черногории на Sitngo.me

Бока-Которский залив – маршруты в Черногории на Sitngo.me

Маршрут: крепость Горажда — Котор – Доброта – Пераст с островами — Херцег-Нови (на карте)

 

Время в пути: 9 ч

Главной жемчужиной побережья Черногории является Бока Которская бухта. Это несколько заливов с морской водой, врезанных в сушу, внешне напоминают норвежский фьорд. Старинные городки времен венецианского правления, грозные скалы и крепости, островки с церквями, фермы с мидиями и устрицами, средиземноморские растения, парусные яхты и огромные лайнеры – все это станет объектом вашего восхищения.

Крепость Горажда

42.396066, 18.764180

Начать маршрут советуем с австро-венгерской крепости Горажда. С нее открывается отличный вид на старый Котор, Тиват и аэропорт, к тому же она неплохо сохранилась. Горажда с трассы видна плохо, т.к. несколько этажей уходит под землю. Крепость была возведена в 1886 г по нескольким причинам – защищаться от черногорцев, прошлая граница шла посреди горы Ловчен, от неприятеля со стороны моря и от самих жителей бухты, которые трижды устраивали восстания против австрийской власти.

До сих пор сохранились бойницы, которые производили на заводе Эмиля Шкоды, устояли в землетрясения все стены и ров. Поднимитесь по винтовой лестнице наверх, откуда откроется чудесная панорама на залив и города.

Старый Котор

42.424759, 18.769914

Тем же путем спуститесь к развилке у форта Trojica и к старому Котору. Напротив главного входа есть паркинг, второй находится за рекой. Котор – главный город Бока Которской бухты, внесенный в список Мирового наследия ЮНЕСКО. Он практически не хранит черногорской истории, архитектуры и традиций, зато рассказывает о правлении сербских князей, Венецианской республики, Наполеона Бонапарта, великом подвиге русского адмирала Дмитрия Сенявина  и появлении Югославии. Котор по праву можно назвать музеем под открытым небом, хотя здесь до сих пор живут черногорцы, а в некоторых зданиях располагаются государственные органы, учебные заведения.

Котор – город моряков, себя они называют бокельцами (жителями бухты), еще в 9 веке здесь появилось Морское братство, традиции которого хранят и сегодня. Если вам близка эта тематика, первым делом отправляйтесь в Морской музей, на нескольких этажах представлена уникальная коллекция из разных веков. Также советуем заглянуть в Музей кошек, ведь это милое животное является символом города. Котам посвящена здесь площадь, сувенирные лавки и галереи. Вас ждет в городе множество площадей, бастионов, дворцов аристократов, православные церкви и католические храмы, заброшенная австрийская тюрьма  и грозная крепостная стена.

Оборонительной стене, огибающей Котор и защищавшей от турецких нападений, стоит уделить пару часов. Советуем подниматься утром или ближе к закату, т.к. жарко преодолевать 1400 ступенек. С апреля по октябрь за подъем на крепость Святого Джованни берут 3 евро за вход, в несезон можно пройти бесплатно. Есть еще одна хитрая тропинка, берущая начало у Водоканала Котора рядом с

рекой Шкурда – (42.427207, 18.773328). Она более легкая, это пологий серпантин без ступенек, присутствует маркировка маршрута. Тропинка приводит к крепостной стене, где есть огромное отверстие для желающих попасть вовнутрь, а спуститься можно уже стандартным путем.

Что посмотреть рядом, где пообедать?

Можете прокатиться по набережной соседнего городка Доброта, полюбоваться старинными дворцами и церквушками, чего не видно с главной трассы. Движение там двухстороннее, но в пик летнего сезона гуляет много туристов, будьте аккуратны.

Тут можно бесплатно отдохнуть на любом пляже, порыбачить.

Советуем пообедать на летней террасе в Konoba Portun (42.444954, 18.764633), здесь средний ценник и хорошие предложения по рыбе и морепродуктам. Рядом есть лестница в ресторан Dobrotski Dvori (42.444503, 18.764966), либо можно припарковаться выше на магистрали. Он недорогой, много посадочных мест и больше специализируется на мясных блюдах. Фермы устриц и мидий есть в соседней Люте за рекой (42.486787, 18.765620) или в Дражин Врте (42.484349, 18. 727449).

Пераст

42.484044, 18.708139

Самым красивым городом в бухте считается Пераст, это родина великих моряков Венецианской Республики и адмиралов Российской Империи. Сейчас он скорее напоминает музей, невозможно поверить, что в старинных дворцах еще живут люди. Осмотр Пераста займет не более часа, машину оставьте на паркинге перед въездом в город или с обратной стороны, т.к. с мая по октябрь набережную закрывают на шлагбаум, делая ее практически пешеходной зоной. Советуем прогуляться не только вдоль моря, а и забраться по одной из лестниц перпендикулярно, чтобы увидеть панораму города.

Здесь есть несколько достопримечательностей:

  • Музей Пераста, расположенный во дворце 17 в бывшего градоначальника, содержит картину того времени о первых русских боярах, которых просьбе Петра I капитан Марко Мартинович обучал навигации.
  • Католический храм Св. Николы с колокольней, вход на нее 1 евро, преодолев 151 ступеньку, увидите сногсшибательные виды на город в рыжей черепице, острова и залив.
  • Крепость Святого Креста на середине горы, частично разрушенная.
  • Православная церковь Рождества Богородицы, находится на возвышенности, работает по воскресеньям, праздникам и в дни венчаний. Стоит посещения хотя бы ради панорамной площадки перед церковью

Острова напротив Пераста

Главным украшением крошечного Пераста являются два острова с церквушками напротив. Слева – остров Святого Георгия с мрачным католическим храмом во времена Югославии был отдан сербам, большую часть года он закрыт, туристам вход закрыт. Он был настоящим островом с бенедиктинскимаббатством, принадлежащим Котору, защищал проход к городу из узкого пролива Вериге.

Но в 15 веке на соседнем рифе перастчане стали воздвигать второй остров, в честь  иконы Богородицы, найденной моряками. Доплыть на рукотворный остров Богородицы на рифе можно на лодке за 3-5 евро с человека в обе стороны, вам дадут погулять полчаса.

 Католический храм до сих пор действует, из-за живописных полотен кисти Трипо Кололя 17 века и серебряных обетниц моряков храм похож на произведение искусства, выставку или музей. Есть маленький секрет за алтарем – пройти туда можно свободно, за его стеной скрывается отверстие с кончиком рифа, на котором возведен остров и церковь. Положите руку в отверстие на камень и загадайте желание. Ежегодно 22 июля происходит праздник «Фишиниада», когда лодочники везут к основанию острова Богородицы камни, как делали их прапрадеды более 5 столетий.

Если захотите посмотреть на старинную икону , вышитую женой моряка два столетия назад дорогостоящими материалами и собственными волосами, купите за 1 евро билет в музей, двери в него – левее алтаря. Там же находится старинный сундук 15 века,  оружие, картины, различные приборы с кораблей. Тут же увидите в рамке множество парусников с именами капитанов, около 150 суден было названо в честь Богородицы на рифе, такой сильной была вера бокельских моряков в икону на острове.

Что посмотреть рядом

Обычно после Пераста хочется сделать перерыв и искупаться в море. Есть два неплохих пляжа поблизости – в соседнем Рисане – пляж Fashion Beach (42.510003, 18.696370), тут можете заодно посетить Римские мозаики 2 в.н.э. (42.512775, 18.696928). Второй пляж Tramontana (42.489211, 18.649439)  находится в поселке Моринь. Работает кафе с отличной европейской кухней, оборудован бесплатный пляж с мелкой галькой и бодрящая чистая вода из-за впадающей горной реки. Из интересных рыбных ресторанов рекомендуем «Чатовина Млини» (42.486217, 18.649918) с огромным садом в Морине  или чуть дальше Konoba

 “Ribar (42.484210, 18.674569) с собственным пляжем.

Херцег-Нови

Начать осмотр последнего города в бухте советуем с древнего монастыря Савина (42.452215, 18.554581), где крестился известный режиссер Эмир Кустурица. Посетите рядом панорамную площадку, поднявшись по лестнице. Еще отличный вид открывается с крепости Шпаньола, (42.456297, 18.533809), что в верхней части Херцег-Нови.

И только потом отправляйтесь в центр города, чтобы уделить час-два на прогулку по городу, состоящего из ступенек и лестниц. Припарковаться можно на ул. Негошева у главной почты (42.453259, 18.531213), оттуда за 2 минуты дойдете до центра или же спуститесь по ступенькам вниз на набережную.

Первое место, где советуем сделать паузу – «Градска кафана»

 с невероятным видом на открытое море, старый  город, яхт-марину и крепость боснийского царя Твртко 14 века, который основал Херцег-Нови. Это кафе обожала югославская интеллигенция, военные генералы и нобелевский лауреат Иво Андрич.

Чуть левее кафе начинается пешеходная улица,  ведущая на площадь Николы Джурковича, именно здесь в 2013 снимали голливудский фильм «Человек ноябрь» я Пирсом Броснаном и Ольгой Куриленко. Поднимитесь по лестнице у часовой башни, и попадете на вторую площадь Герцега Стефана, титул которого дал название городу. Тут располагается несколько кафе, православная церковь Архангела Михаила, архив города, радиостанция и библиотека.

При желании посетите турецкую крепость Канли Кулу или боснийскую Форте Маре, обе сегодня используются для показа летнего кино, театральных представлений, концертов. От площади Герцега Стефана идет по ступенькам низ улица Марка Войновича, знаменитого морского адмирала Российской империи, основателя Черноморского флота. Его дом расположен по левой стороне, отреставрирован после землетрясения одной парижанкой. Напротив католического храма Святого Еронима есть небольшой музей якорей с памятной табличкой мореплавателям и воинам, защищавшим Адриатику. Лестница приведет вас прямиком на длинную набережную, где стоит памятник основателю королю Твртко, а чуть правее – здание бывшего ж/д вокзала, переделанное сейчас в кафе. Вернуться к паркингу можно, прогулявшись по набережной и найдя лестницу наверх.

Что посмотреть рядом, где пообедать?

В соседнем городке Игало находится бывшая вилла Тито «Галеб», правителя Югославии, переделанная в музей. Экскурсии делают по понедельникам, средам и пятницам в 18:00 на русском и англ. языке. Пообедать там можете в Kafana Babic (42.455491, 18.499445)  или же в центре Херцег-Нови в ресторане «Три липы» (42.450326, 18.535433)

Назад можете вернуться через паромную переправу Каменари – Лепетане, чтобы укоротить путь. Стоимость легкового авто — 4,5 евро, люди – бесплатно, оплата происходит перед въездом на паром в ларьке.

Если хотите посетить этом маршрут самостоятельно, возьмите в аренду автомобиль в Которе или в Херцег-Нови.

Рейтинг: 5

Голосов: 1

Ваша оценка: нет оценки

ᐉ Пеший поход вокруг Боко-Которского залива в 2021 г.

 

Проезд из Херцег Нови  до Котора

На третий день пребывания в Черногории мы решили, что уже достаточно акклиматизировались, и пора наконец куда-то ехать. Поскольку Херцег Нови стоит у самого основания Боко-Которского залива, нам показалось логичным начать путешествовать именно с осмотра самого залива, который, судя по карте и путеводителям, обещал быть обширным и разнообразным. Осталось определиться, как построить маршрут.

«Самый южный фьюрд Европы» — залив — имеет форму бабочки. Мы объехали его от Лепетани до Котора на автобусе, от Котора до Пераста прошли пешком, и от Пераста до Херцег Нови — снова на автобусе

Вид из Херцег Нови на залив, открытое море и полуостров Луштица (как раз просматривается городок Роса)

Судя по карте, Боко-Которский залив начинается сразу за малонаселенным полуостровом Луштица (который мы решили по возможности обязательно осмотреть позже), и с самого крупного города —  Херцега Нови. Левее от Херцега Нови располагается пригород – Игало, в отдельной небольшой бухте. Но это совсем не проблема, туда мы еще не раз сходим по 7-ми километровому променаду. Дальше бухта продолжается несколькими небольшими городками и поселками (Зеленица, Кумбор, Биела и т.д.), потом выходит на самую свою узкую часть – пролив Вериге с паромной переправой между Каменари и Лепетане (очень полезная вещь для сокращения пути или поездки в Тиват), затем “разливается” вширь, с городом Рисан в левой части, старинным Перастом прямо, Ораховцем восточнее, и еще одним старинным городом Котором в одноименной узкой бухте – далеко вправо.

Поскольку мы уже немного разобрались в схеме движения местных автобусов, нам показалось удобным снова самостоятельно переправиться паромом в Лепетани, и там сесть в проходящий из соседнего Тивата автобус в сторону Котора, то есть до самой дальней точки Боко-Которского залива. А дальше – попробуем идти от Котора пешком по другой стороне залива, через Доброту, Ораховац и Пераст. По карте было не совсем понятно точное расстояние, но мы рассчитывали, что в крайнем случае, начиная с Ораховца, который стоит на основной трассе, мы сможем сесть в проходящий из глубины страны (например, из Подгорицы) автобус в направлении Херцега Нови.

Мы постарались одеться в максимально удобную обувь и шорты, и вышли из дома в 7:40. Рядом с нашим домом в районе Савина  была остановка местного автобуса, который ходит из Игало в Каменари, к паромной переправе (ferry) Камерани-Лепетани. Вообще, по городу курсируют 2 местных маршрута из Игало – один до Каменари, другой до Мелиньи (им оканчивается 7-ми километровая “дорога жизни”). Оба они вроде как должны ездить раз в полчаса, однако расписаний на остановках не вывешено (нам удалось найти его только однажды, и не факт что оно исполняется). Поэтому история с местными автобусами такая: надо прийти и стоять на остановке до победного, надеясь на лучшее.

Минут через 20 автобус пришел – почему-то вообще без обозначений (обычно на них написан маршрут следования). Хорошо, что мы успели быстро спросить у кассира насчет “Каменари?” и получить утвердительный ответ. Кассир (билетер) обычно сидит в хвосте салона, зажатый в своем кресле металлической скобой с установленным на ней кассовым аппаратом, поэтому пассажиры входят в заднюю дверь, а выходят из передней. Проезд от Игало (Херцега Нови) до Каменари стоил 1-30 евро с человека.

Вполне благополучно мы доехали до Каменари (мимо поселений Мелинья, Зеленика, Кумбор, Дженовичи, Баошичи, Биела – Биела из них вроде бы самый крупный, т.к. там расположен большой судоремонтный завод, но в целом селения не выглядят особо живописными, обычные спокойные курортные поселки с множеством 1-3-х этажных апартаментов и мелких гостиниц. )

В Каменари мы уже привычным образом бесплатно переплавились на пароме на другую сторону залива, в Лепетани, через пролив Вериге (это самое узкое место залива, всего 300 метров, и черногорцы много лет назад протягивали через него цепи – вериги – чтобы турецкие завоеватели не могли незаметно проплыть по нему на своих кораблях). 

Там выпили в баре чашку кофе, и определились с дальнейшими действиями – ждем автобуса до Котора. Пока пили кофе, понаблюдали, как машины и рейсовые автобусы организованно заезжают на паромы – оказывается, для автобусов такой переезд через пролив – совершенно обычный способ передвижения и сокращения пути. Переезд для водителей транспорта – платный, 4 евро(мотоциклы, по-моему, 1,5 евро), оплата – в кассе неподалеку от парома. Соответственно, мы видели, как водители один за другим носились к этой кассе, пытаясь не упустить очередь на паром.

Выпив кофе и сфотографировав меню (что стало у нас “доброй традицией”), мы отправились искать остановку автобуса. По обеим сторонам дороги, расположенной в 30 метрах от высадки из парома, стояло по остановке, естественно без признаков жизни и какого-либо расписания, или хотя бы указания проходящих там маршрутов. Логическом путем мы предположили, что остановка на нашей стороне – это автобусы в сторону Будвы, и значит нам надо идти на противоположную сторону, чтобы сесть на автобус из Тивата в Котор.

Автобус приехал примерно через полчаса, когда мы уже начали сомневаться, правильно ли мы стоим – ведь на остановке кроме нас за это время так никто и не появился. Мы заняли места, оплатили у водителя проезд (снова те же 1-30 евро), и стали с легким ужасом наблюдать, как водитель на приличной скорости и на очень узкой дороге лавирует между скалами справа и редкими встречными машинами слева. 

При этом, наш не самый крупный автобус практически никогда не мог разъехаться со встречным транспортом – кому-то постоянно приходилось уступать, жаться к стенке и останавливаться, либо пятиться назад. Слева наблюдался исключительно живописный Которский залив в свете лучей утреннего солнца. Справа – средневековые поселения (самое крупное из которых – город Прчань), состоящие из каменных белых домов, церквей и скал над ними.

Слева по ходу автобуса тянулись бесконечные узкие каменные пляжи – галечные либо бетонные, со спуском в воду по каменной или металлической лестнице. Пляжи были населены шезлонгами с отдыхающими, периодически встречались кафе и бары. Вид у этой картины был бы абсолютно идиллический, если бы не мысль о том, что двери всех стоящих справа домов выходят прямо на дорогу (тротуаров там практически не водится), а пляжи слева пролегают опять же прямо под трассой с довольно активным движением. Видя, с какой скоростью наш автобус вписывался в резкие повороты, у нас в голове всплывали нехорошие картины, как какой-нибудь ребенок вылетает из здания прямо под автобус. Да и, почему ребенок – задумавшийся взрослый вполне мог, расслабившись, ступить на дорогу и сразу попасть под колеса. Про вероятность автомобильной аварии, когда машина могла бы легко вылететь прямо на пляж, даже не хотелось думать.

Котор

Автобус привез нас в Котор (ударение на первое о – Котор) в 10 утра – время легко запоминалось по бою городских часов. Мы немного прогулялись по пустынной гавани, посмотрели на еще сонную бухту с красивыми яхтами (Котор располагается прямо в “торце” залива, относительно узкая бухта заканчивается этим городом), и позавтракали (соблазнившись рекламой “английского завтрака” за 3,5 евро) в кафе-ресторане Галерея. Бекон и колбаска в завтраке оказались очень вкусными, но фасоль и грибочки были явно баночные.

Затем совсем рядом обнаружился восточный вход на территорию “Старого города”. Перед входом – очень симпатичная сувенирная лавка с наконец-то необычными хенд-мейд магнитами из стекла и дерева, а также потрясающими изделиями из серебра с эмалью в средневековом стиле. В Херцег-Нови с сувенирами дела обстояли гораздо хуже, и на улицах чаще встречались стандартные китайские пластмассовые магниты и бригантины с ракушками. Поэтому Котор здорово помог нам решить проблему – что привезти в подарок родным и близким.

Старый город оказался огромным, хорошо сохранившимся самым настоящим городом, с множеством петляющих улочек и красивых зданий с живописными разноцветными ставнями. Территория его была настолько велика, что в нем совершенно не трудно заблудиться, хотя на центральном входе бесплатно раздают карты.

Сам старый город, наполненный живыми памятниками – монастырями, церквями, разнообразными лавками –  уютно угнездился у подножия огромной крутой скалы – хотя и весь город, 

Котор, окружен довольно высокими горами. Вверх по скале от старого города поднимаются многочисленные ступени, ведущие к остаткам крепости, построенной в период венецианского господства. 

По этой лестнице можно подниматься (довольно высоко), путь идет “пролетами” – как бы зигзагами, причем спуститься можно с другой стороны. Мы к сожалению на лестницу не полезли – не было времени, плюс было очень жарко, но еще надеемся туда попасть.

Старый город нам показался очень привлекательным местом, с единственным минусом – слишком много туристов. 

Толпы народа с экскурсоводами и без них бродили по узким улочкам, загораживая собой все интересные виды, сидели в пиццериях и кафе прямо на территории, и заходили в многочисленные туристические магазины – сувенирные, обувные, одежные, и прочие. По улочкам и каменным дорожкам, кроме толп туристов, слонялись также многочисленные коты, в том числе “фирменные” длинноносые, которых вообще очень много в Черногории, но особенно много в Которе. В какой-то момент нам в головы пришла мысль – а нет ли связи между названием города и этими самыми котами.. ведь – КОТ-ор, это же о чем-то говорит?

Из старого города мы вышли с западной стороны, по набережной речки Шкудра с золотым дном и множеством довольно крупных рыбок.

Котор – городской пляж

В самом городе (как и на всем побережье залива) можно и нужно купаться.  

Спуски в воду с бетонных плит имеются и в гавани (самом торце у кафе галерея), и подальше, там где кончается старый город, сразу за паркингом. Официальный городской пляж находится именно там. Сначала идет бассейн для игры в водное поло (как раз шла игра), и за ним – городские пляжи. Сам пляж галечный, по нему довольно неудобно спускаться к морю – крупная галька, но потрясающие виды с берега компенсируют любое неудобство. 

Вода в бухте довольно прохладная, видимо из-за окружения гор. Чистая и спокойная, менее соленая, гладкая как зеркало – вряд ли хоть какие-то волнения где-то там, на море, могут “поколебать” спокойствие этой самой дальней бухты.. Народу на пляже немного. Сам пляж оборудован переодевалками и туалетом. Немного дальше можно взять напрокат шезлонги, но мы лежали на “свободной” части.

Полежав на пляже, где-то после 13:00 мы двинулись дальше вдоль бухты, из города. 

Пляжи продолжились очень живописной набережной – бетон, скамеечки, причалы для лодок и спуски в воду для купания.  

Дальше – город постепенно заканчивается, и переходит в бесконечный курортный пригород с шикарными особняками в цветах и пальмах, и домами чуть попроще, но все – очень старые, среди которых преобладают средневековые постройки в венецианском стиле, из белых камней с цветными ставнями. 

 

 

При этом по берегу бухты не прекращаются места для купания, все спуски в воду очень удобные и образуют такие собственные, прямо “персональные” причалы и лесенки – как бы островки, где можно расположиться небольшой компанией. Людей совсем не много, и распределены по купальным зонам равномерно. Все выглядит очень комфортно и красиво – потрясающие виды на бухту, горы, шезлонги, яхты и лодочки, небольшие кафе и тишина.

В целом, впечатления от Котора остались замечательные, это хоть и туристический город, но в целом он очень разнообразный и живой. Туристы приезжают на своих автобусах и уезжают, все это мельтешение ограничивается территорией старого города. А сам город обычный живет своей жизнью, люди ходят по своим делам или отдыхают на пляже, в городе много магазинчиков и кафе.

Доброта (Dobrota)

Котор незаметно перешел в город Доброта (звучит как ДОброта, ударение на первый слог), бывший раньше частью Котора. Доброта – это абсолютный рай на земле, тянущийся бесконечно. 

Именно в этом городе узкий Которский залив неожиданно расширяется, образуя что-то вроде огромного лазурного озера, окруженного высокими серебристыми горами со всех сторон. Это светящееся изнутри море в окружении уходящих в небо ярких белых скал, с бригантинами, пришвартованными к причалам, и старинными венецианскими домами, утопающими в зелени – сочетание настолько красивое, что кажется, такого просто не бывает.

Пока что это самое красивое место в Черногории, из виденных нами.

Большой плюс – основная трасса с автомобилями пролегает чуть повыше, и вдоль побережья практически не ездят машины. 

Жить тут намного безопаснее, чем на противоположной стороне залива, а бесконечные маленькие пляжи с шезлонгами и столиками, причем часто – с настоящим песочком, чудесно дополняют картину какого-то космического спокойствия и безмятежности.

На большинстве домов висят таблички Apartamenti с телефонами владельцев – думаю, снять помещение для отдыха именно там, где вам понравится, не составляет труда.

После довольно длительного марш-броска по полуденной жаре (один раз мы не удержались и искупались в одном из заливчиков – где была мелкая галька, почти песок, и на берегу сидело всего 2 или 3 человека) мы дошли до кафе “Премьер” в конце Доброты, где немного передохнули в тени. Идти предстояло еще очень долго, и это потихоньку начинало пугать – времени на данный момент было уже около 4х вечера.

Люта (Льюта, Ljuta)

В конце города Доброта дорога ненадолго вывела вверх, на трассу, и затем снова спустилась к побережью. Почти в самом углу залива, перед тем как береговая линия закругляется влево, расположен также очень симпатичный поселок Ljuta. 

Люта очень похожа на Доброту – те же шикарные средневековые виллы и апартаменты из белого камня, утопающие в цветах и зелени, те же практически персональные спуски в воду – миниатюрные живописные пляжики с выставленными шезлонгами, периодически попадающиеся полуразрушенные старые строения, выставленные на продажу. .  

Пожалуй, единственное отличие Люты от Доброты – это (на наш взгляд) чуть менее “космический” пейзаж – если смотреть с берега на залив. Если из Доброты вы смотрите на огромный лазурный разлив на фоне серебристых скал (картина совершенно не из этой жизни – что-то очень умиротворяющее и одновременно вызывающее восторг), то из Люты видно уже скорее покрытые лесом холмы и залив “по диагонали” – который в середине дня из-за расположения солнца находится в дымке, вместе с горами. Возможно, там очень красиво рано утром или позже вечером, но у нас был шанс побывать в этом месте только в разгар дня.

Ораховац (Orahovac)

После Люты дорога снова вывела на оживленную трассу, мы повернули влево, огибая залив, и перешли по мосту через каменистую реку. Примерно через километр-полтора мы увидели указатель Orahovac. 

Если честно, город, после увиденного ранее, впечатлил меньше (разве что очень красивым был его вид на фоне гор, после того как мы прошли его насквозь и обернулись). Самый обычный курортный поселок. Обрывистый берег, покрытый деревьями,  вдоль всей дороги усеян припаркованными автомобилями, внизу – уже привычные спуски в воду с бетонными пляжами и шезлонгами, и довольно много отдыхающих и веселящихся под шумную музыку людей. 

Мы мечтали где-нибудь найти симпатичное место и пообедать, но увидели только обширное тусовочное заведение с очередным названием Galija (почему-то популярным в здешних местах) – и что-то не рискнули.

Дражен Врт

Еще около двух километров по практически несуществующей обочине трассы – и мы видим указатель Дражен Врт. 

Очень небольшое поселение, точно так же припарковано множество автомобилей, на пляжах – тусовка и музыка. Мы уже начали уставать, и как можно быстрее проскочили это место.

Пераст

Этап пути до Пераста оказался самым сложным. Времени было уже 5 вечера, до сего момента мы уже прошли минимум 10 километров по нестерпимой жаре, в самый разгар дня. Дорожный указатель сообщил нам, что надо пройти 5 километров до Пераста. 

Дорога еще раз свернула левее, огибая бухту, и солнце теперь светило нам прямо в лицо. Навстречу неслись машины, обочины у дороги почти не было, и мы старались идти как можно аккуратнее, постоянно контролируя дорожную ситуацию.

Наконец, 5 километров пройдены. У начала города трасса раздваивается. Все машины едут транзитом по верхней трассе, а дорога в город уходит вниз. Все машины “принудительно” паркуются на большой стоянке, указатель сообщает, что сквозное движение по городу запрещено с 8 до 24 часов. Такая же стоянка на выезде из города с другой стороны.

По нижней дороги вдоль набережной курсирует небольшой открытый шаттл-кабриолет, в который подсаживаются люди.

Мы первым делом нашли пляж (искать его было, в общем, и не надо) и с огромным удовольствием искупались. 

К сожалению, по всей береговой линии города мы не нашли никакого пляжного оборудования – переодевалок и туалетов, чтобы привести себя в порядок. Сам город произвел впечатления такого застывшего памятника старины, целиком живущего своим прошлым. Ощущение довольно снобистского образа жизни – все приезжие являются источником средств для жителей города, поэтому вдоль набережной мы не нашли ни одного демократического кафе или “конобы”, только рестораны со столиками, покрытыми белыми скатертями, и вышколенными официантами.

Владельцы лодок предлагали довезти до двух островов (основные туристические достопримечательности), цены по договоренности, но кажется, также недешево. Уже буквально рукой подать было до паромной переправы, мы видели снующие туда-сюда паромы вдали, но никто не хотел перевезти нас на лодке через бухту – видимо, это не входило в комплекс услуг. 

Мы решили попробовать подняться чуть выше от набережной, в центральную часть города, в надежде увидеть какое-то человеческое кафе, но в середине лестничного пролета наткнулись на сладкоголосую тетю, вопрошающую нас по поводу снятия “собы”, и поняли, что это частная лесенка и сквозного прохода по ней нет.

В итоге мы, уставшие и голодные, какие-то образом “обиделись” на этот не сильно приветливый город, и отправились на трассу ловить проходящий автобус, который, по словам переправщиков, должен ходить каждые 10 минут. Автобус, конечно же, появился не ранее чем через полчаса, зато довез прямо до Херцег Нови.

Мы проехали Рисан – довольно крупный город в западной части залива, про который пишут, что он был сильно разрушен в войну (поэтому ничего древнего в нем не сохранилось), и что он никогда не был портовым городом (судовладельцы и судостроение в нем почему-то не прижились). Проехали также довольно большую зону кемпингов с симпатичными пляжами. И поздно вечером, уставшие и голодные (но – гордые собой!:) вернулись “домой”, в Херцег Нови. Где сразу пошли в свою любимую Конобу “Рисан”, и впервые за день нормально поели.

 

Источник: http://bbrabbit.org/2011/07/21/boko-kotorskij-zaliv/

Как подняться по лестнице Котора, Черногория (+ карта и фотографии) — Черногория — Earth Trekkers

  • Facebook
  • Twitter

В Которе есть много замечательных занятий, например, экскурсия по Старому городу , прогуляться по средневековым стенам или отправиться на живописную прогулку по Которскому заливу. Для тех, кто ищет немного больше приключений, как насчет похода по Которской лестнице? Этот поход приведет вас высоко в горы за Котором, откуда открывается один из лучших видов на окрестности.

Мы не можем отказаться от уникального похода, и Лестница Котора выглядела потрясающе. Этот поход с более чем 70 поворотами на тропе с долгой историей был одним из тех, чего мы с нетерпением ждали больше всего в Черногории.

Содержание

Поход по Которской лестнице

История тропы

Которская лестница также известна как Лестница Каттаро. Эта пешеходная тропа — то, что осталось от легендарного маршрута, который соединял Котор с деревней Негуши и Цетинье. На протяжении веков это был единственный путь, соединяющий Котор и Цетинье.

Из Котора тропа поднимается в горы к перевалу Крстач. Те, кто поднимется на вершину (940 метров), будут вознаграждены феноменальными видами на Бока-Которский залив и дальше.

Поход по всей лестнице Котора

Расстояние: 6,4 км (4 мили) в одну сторону; 12,8 км (8 миль) туда и обратно
Общий набор высоты: 940 метров
Сложность: Напряженный
Продолжительность: От 3 до 6 часов

Маршрут начинается рядом со Старым городом Котор. Маршрут заканчивается на P1 очень близко к ресторану Nevjesta Jadrana. От Старого города до ресторана Nevjestra Jadrana 4 мили в одну сторону и 8 миль туда и обратно, если вы вернетесь в Котор.

Наш опыт

Мы посетили Котор в середине апреля во время десятидневного путешествия по Черногории, Хорватии и Боснии и Герцеговине.

Мы прибыли в Котор рано утром. Ранее в тот же день мы выехали из Дубровника, остановившись в Герцег-Нови, Перасте и Богоматери на скалах, прежде чем прибыть в Котор. Мы с Тимом размышляли над тем, стоит ли начинать долгий и трудный поход в столь позднее время дня. Но по прогнозу на завтра были облака и дождь, поэтому мы решили, что сегодня наш лучший выбор.

Наполнив рюкзак Тима бутылками с водой и закусками, купленными в Старом городе, наша прогулка началась. Было 4 часа дня, и у нас оставалось всего три с половиной часа дневного света.

Начало тропы

Начало тропы находится за пределами Старого города. Чтобы добраться туда, идите по дороге к западу от двух каналов с водой (в зависимости от сезона это может быть пересохшее русло реки), которые находятся к западу от Старого города. Дорога усеяна старыми зданиями, но вы должны видеть тропу, петляющую по горе прямо перед вами.

Вот координаты начала тропы в Google: 42.427211, 18.773356

Обратные пути лестницы Котора

Тропа не теряет времени на набор высоты. Взад и вперед он зигзагами поднимается по горе. Уже через десять минут похода вы начнете видеть эти первые удивительные виды на Которский залив.

По тропе очень легко идти. На скалах вдоль тропы нарисованы красные и белые пятна.

Тропа очень каменистая и местами неровная. Нам постоянно приходилось смотреть, куда ступать, чтобы не подвернуть лодыжку. Чем выше вы поднимаетесь, тем более каменистой кажется тропа.

На маршруте не менее 70 обратных дорог. Я где-то читал, что их ровно 72, но так как мы их никогда не считали, я не могу дать однозначного ответа, сколько их на самом деле. Но это много. С таким постоянным восхождением во время зигзагообразного подъема в гору этот поход может показаться монотонным.

Однако виды были впечатляющими. Основная причина, по которой вы должны совершить этот поход, — это вид. Однако, поскольку мы поднимались по Которской лестнице ближе к вечеру, мы постоянно смотрели на заходящее солнце, глядя на Котор и залив. Если вы отправляетесь в этот поход и хотите сделать лучшие фотографии, начните с утра, чтобы получить наилучшие впечатления.

Примерно через 30-45 минут подъема вторая тропа обрывается справа, направляясь к Часовне Святого Ивана (эта небольшая церковь помечена на Картах Google как Святой Иоанн; указатели в Которе ссылаются на нее как часовня Святого Ивана) и замок Сан-Джованни. На этом вы можете закончить подъем по Которской лестнице и спуститься вниз через стены замка. Или продолжайте подниматься в гору. Виды продолжают улучшаться.

Важное примечание: В последнее время мы слышали несколько сообщений о том, что точка доступа к стенам замка охраняется охранником. Туристам отказывают и говорят, что их не пускают на стены замка без оплаты пошлины. Платной станции на данный момент нет. Вы должны спуститься в город и заплатить здесь. Поэтому вам, возможно, придется пройтись по Которской лестнице отдельно от прогулок по стенам.

Добравшись до этого дома, вы можете продолжить восхождение по Которской лестнице или пройти по тропе к замку Сан-Джованни.

Мы прошли большую часть Которской лестницы. Через полтора часа похода, сразу за последним из главных поворотов, мы решили развернуться. Угасающее солнце вынудило нас закончить прогулку пораньше. Мы не думали, что будет разумно идти по этой каменистой тропе в темноте.

Часовня Св. Ивана

Чтобы вернуться в Котор, пройдите по тропе к замку Сан-Джованни, чтобы пройти пешком через стены Котора и выйти прямо в Старый город. Прогулка по крепостным стенам — это обязательный опыт пребывания в Которе, и очень удобно, что вы можете добавить его в конце этого похода.

После того, как вы спуститесь примерно на половину поворотов Лестницы Котора, поверните налево на тропу, ведущую к замку. Здесь есть несколько небольших домиков (и одна очень громкая собака).

В тенистой долине находится часовня Святого Ивана. Стоит заглянуть в эту старую католическую церковь.

Замок Сан-Джованни

Продолжайте идти по тропе к крепости. Вам буквально нужно пролезть через окно на стене, чтобы попасть в крепость.

Обновление: Начиная с сентября 2019 года, мы получили сообщения от наших читателей о том, что окно на стене теперь охраняется охранником. Туристам отказывают. Чтобы пройтись по стенам замка, вы должны вернуться в город и заплатить пошлину у подножия стен замка. Я не уверен, что это сработает, но, возможно, вы сможете заплатить сбор и получить билет в городе, затем подняться по Которской лестнице, показать охраннику свой билет, а затем спуститься по стенам замка.
 
Если вы хотите узнать больше или попробовать это и убедиться, работает оно или нет, ознакомьтесь с нашим разделом комментариев в конце этой статьи. И большое спасибо всем, кто помогает обновлять этот пост! 🙂

Как только солнце садится за дальнюю гору, в Которе быстро темнеет. У нас было ограниченное время, чтобы подняться к замку, а затем спуститься в город.

Оказавшись на крепостных стенах, вам нужно будет подняться по нескольким длинным узким лестницам, ведущим к замку Сан-Джованни. Вид отсюда действительно потрясающий. Особенно на закате. И каким-то образом мы идеально рассчитали это время. Это одно из лучших мест в Которе для наблюдения за закатом.

 

Из замка Сан-Джованни нужно около 30 минут, чтобы спуститься по каменным лестницам в город. По пути еще много отличных мест для фото. Этот кадр с колокольней церкви Богородицы Здоровья и Боко-Которской бухтой — мой любимый.

Тропа заканчивается в Старом городе, совсем рядом с собором Св. Трифона.

Краткий обзор нашего маршрута

Из Котора мы поднялись по Которской лестнице на 3,1 мили, поднявшись на 1925 футов. Мы развернулись после того, как повороты закончились, и пошли в обход к крепости. Мы поднялись к замку Сан-Джованни, а затем спустились в Старый город. Наше общее расстояние составило 6,3 мили, и на этот поход у нас ушло 3 часа.

 

Мы прошли весь путь, кроме 1 км. Заключительная часть похода проходит через сосновый лес и ведет в гору к дороге P1.

На второй день нашего пребывания в Которе мы заехали в эту точку. Это вид с конца тропы.

Альтернативные маршруты к Которской лестнице

Поход по Которской лестнице сверху вниз

Если восьмимильный поход не кажется интересным, как насчет того, чтобы пройти его в одну сторону? Я не уверен, сколько это будет стоить, но если вы можете организовать транспорт до начала тропы на P1, вы можете пройти весь путь вниз до Котора. Вам придется решить, спускаться ли вниз через серпантин или через крепость.

Поход — это часть лестницы Котора

Поднимитесь по первой части поворотов. Когда доберетесь до тропы, ведущей к крепости, идите по ней. Посмотрите часовню Святого Ивана и замок Сан-Джованни и насладитесь видом на Котор.

Как лучше всего провести время

Летом может быть жарко . Начните этот поход утром, чтобы победить жару.

Если вам нужны лучшие фотографии, освещение лучше утром. Днём вы будете стрелять прямо в заходящее солнце.

Весь маршрут находится на Google Maps. Кэшируйте свои карты, прежде чем отправиться в поход, чтобы знать, где вы находитесь на тропе.

Идеальна походная обувь, но хорошая поддерживающая обувь, например кроссовки, подойдет. Тайлер, Кара и я носили кроссовки, и у нас не было никаких проблем.

Пожалуйста, следуйте семи принципам программы «Не оставлять следов»: планируйте заранее, оставайтесь на тропе, упакуйте то, что принесете на туристическую тропу, правильно утилизируйте отходы, оставьте места такими, какими вы их нашли, сведите к минимуму воздействие костров, будьте внимательны к другим туристы, не приближайтесь к диким животным и не кормите их.


Это похоже на то, что вы хотели бы сделать? Если у вас есть какие-либо вопросы, прокомментируйте ниже!

Дополнительная информация о Черногории

МАРШРУТ ПО БАЛКАНСКОМУ ПОЛУОСТРОВУ: Узнайте, как объединить Хорватию, Черногорию и Боснию и Герцеговину в одно эпическое путешествие в нашем 11-дневном маршруте по Балканскому полуострову.

ЛУЧШЕЕ В ЧЕРНОГОРИИ: При самом быстром посещении 2 дня — это все, что вам нужно, чтобы увидеть достопримечательности Черногории. Чтобы получить больше вдохновения, отправляйтесь в путешествие по Черногории на 22 красивых фотографиях.

МЕСТА ДЛЯ ПОЕЗДКИ В ХОРВАТИИ: Расположенные вдоль Далматинского побережья города Сплит, Трогир и Дубровник — прекрасные прибрежные города, которые дополнят ваш хорватский маршрут. У нас также есть информация о том, как посетить остров Брач, как исследовать удивительные Плитвицкие озера и посетить полуостров Истрия.

БОЛЬШЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ПОХОДОВ ПО ЕВРОПЕ: От захватывающих альпийских маршрутов до легких прогулок вдоль побережья — прочитайте нашу статью «20 лучших походов в Европе», чтобы узнать о некоторых красивых пешеходных маршрутах, которые вы можете добавить в свой список желаний.

 

Планируете поездку в Черногорию? Прочтите все наши статьи о Черногории в нашем путеводителе по Черногории.

 

 

 

Все права защищены © Earth Trekkers. Публикация этой статьи и/или любого ее содержимого (текста, фотографии и т. д.) полностью или частично строго запрещена.

  • Facebook
  • Twitter

Чем заняться в Которе | Жемчужина Черногории

Ищете самые лучшие развлечения в Которе? Тогда этот путеводитель по городу для вас!

Между крутыми гранитными скалами и блестящей водной гладью расположен Котор, настоящая жемчужина Черногории и, безусловно, лучший город для посещения в стране.

Неудивительно, что благодаря такому живописному расположению Котор является популярной остановкой для круизных лайнеров, плывущих по Адриатике, и туристов, прибывающих из Дубровника на один день.

Но, если вы посещаете этот регион, даже не думайте просто пройти мимо.

С интригой извилистых улочек старого города, красотой бирюзовой бухты и невероятным Национальным парком Ловчен прямо на пороге Котора у вас будет много развлечений в городе и его окрестностях на несколько дней.

Планируете поездку? Это лучшее, чем можно заняться в Которе!

* Этот пост содержит партнерские ссылки, и любые покупки, сделанные по этим ссылкам, принесут нам небольшую комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас. *

Чем заняться в Которе | Черногория

Исследуйте извилистые улочки Старого города Котора

Старый город Котор – любопытное место.

Прогулка по основным каменным дорожкам похожа на многие другие исторические города Европы, но если спуститься по крошечным улочкам вверх по крошащимся лестницам, вы откроете для себя совершенно другую сторону Котора.

Открытые дворы с морщинистыми  бабами , развешивающими свое идеально уложенное белье, чтобы оно высыхало наверху. Красочные ставни и коридоры, ведущие в никуда. Бродячие котята, которыми город немного известен и в честь которого даже есть музей, смотрят на вас с тоской и просят почесать за ушами.

В этом городе так много всего, что можно полюбить, и так много интересного в его скрытых улочках, так что купите себе мороженое и пусть ваши ноги ведут вас за собой – это одно из лучших занятий в Которе.

Чтобы узнать больше о городе, внесенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и его архитектуре, вы также можете присоединиться к пешеходной экскурсии с гидом .

Совершите путешествие в очаровательный маленький Пераст

Расположенный всего в 12 км от Котора, Пераст находится в нескольких минутах езды на автобусе, и его стоит посетить самостоятельно.

Исследуйте крошечный городок с его мозаикой из терракотовых крыш, попробуйте еще одно мороженое (а почему бы и нет?), понаблюдайте, как художники рисуют живописные улицы из тени каменной арки, и поднимитесь на вызывающую головокружение колокольню всего за € 1.

Главной достопримечательностью Пераста, однако, является посещение крошечного острова Богоматери на скалах.

Стоимость поездки на лодке составляет 5 евро, хотя это может быть предметом переговоров. Если вы идете вдоль набережной, нет недостатка в людях, предлагающих 2-минутную прогулку на лодке до острова.

Доберитесь туда пораньше, пока круизные лайнеры не вошли в док, загрузив своих пассажиров целыми лодками и испортив вид всем остальным.

Автобусы из Котора в Пераст регулярно отправляются с главного автовокзала в Которе, расписание смотрите на платформе. Чтобы вернуться, просто остановите автобус на главной дороге в восточной части города.

Поднимитесь на крепостные стены исторического города

После осмотра старого города и поедания мороженого взбейте свою кровь, взобравшись на разрушающиеся крепостные стены позади Котора.

Пройдите мимо церкви Lady of Remedy до самого верха, где развевается малиновый флаг. Одни только виды делают это лучшим занятием в Которе.

Направляйтесь на закат, чтобы полюбоваться идеальной солнечной панорамой залива и воспользоваться «более прохладными» температурами. Не забывайте свою воду.

Плата за вход увеличилась до 8 евро.

Вернитесь к национальному парку Ловчен

В Черногории есть много невероятных мест, и эта серпантинная дорога над Которским заливом, безусловно, одна из них, ведущая к одному из наших любимых мест в стране – национальному парку Ловчен.

Если вы арендуете автомобиль на любой срок, это абсолютно необходимо сделать в Черногории.

По какой-то причине Google Maps упорно не предлагает этот маршрут, даже если вы уже едете по нему, но если вы посмотрите на карту, белая зигзагообразная дорожка очевидна. Из Котора направляйтесь в сторону Троицы (не проезжайте через туннель) и поверните налево на дорогу P1.

По мере подъема узкой дорожки вид становится все лучше и лучше. Нижняя часть довольно узкая, и вам, скорее всего, придется на каком-то этапе дать задний ход, чтобы пропустить встречные машины, но по мере того, как вы поднимаетесь выше, дорога немного расширяется, есть несколько остановочных зон и открывается захватывающий вид на залив.

Не останавливайтесь на достигнутом, виды будут только улучшаться. Продолжайте движение к Мавзолею на вершине Ловчена, это определенно одно из лучших мест в стране. Если вы больше ничем не занимаетесь во время своего пребывания в Которе, не пропустите вид отсюда.

С пиками, бесконечно убегающими вдаль, и сверкающей Адриатикой на горизонте, это просто зрелищно, особенно на закате (или до тех пор, пока охранники не очень вежливо не попросят вас уйти).

Если у вас есть немного больше времени, Ловчен также является прекрасным местом для пеших прогулок.

Хотя этот район лучше всего исследовать самостоятельно, если вы не арендуете автомобиль, организованные туры из Котора в национальный парк Ловчен являются частью более продолжительной однодневной поездки. Ознакомиться с вариантами экскурсий из Котора можно здесь.

Поход по Которской лестнице

Которская лестница идет по старой военной тропе от перевала Крстац и зигзагом спускается вниз по склону горы до самого старого города Котор. Виды на сверкающую бухту и крутые скалы потрясающие.

Экскурсии проводятся из Котора, или вы можете взять такси до отправной точки и следовать по хорошо обозначенной тропе. Прогулка занимает 3-4 часа.

Загляните в Njeguši и попробуйте лучшую ветчину, которую вы когда-либо ели

Переезжайте jamón ibérico, Njeguška pršuta (или какое-то слово, начинающееся с «n», которое мы не можем произнести) пришло в город.

Мы много думали, может ли вяленое мясо закрыть этот список, но знаете что? Это так хорошо!

Деревня Негуши на самом деле состоит из дюжины домов в сельской местности у подножия национального парка Ловчен. Моргни, и ты пропустишь это. Но они делают чертовски хорошую ветчину и сыр, и только по этой причине вам стоит подумать о том, чтобы заглянуть сюда.

Мы проезжали ближе к вечеру, задаваясь вопросом, действительно ли мы оказались в нужном месте.

Он казался заброшенным, если не считать нескольких оставленных без присмотра рыночных прилавков и скучающего официанта, сидящего в своем пустом ресторане. Когда мы присмотрелись к одному из прилавков поближе, к нам подбежала старая баба с зубастой ухмылкой и в белом отутюженном фартуке. «Вы пытаетесь. Ты попробуй, — сказала она с энтузиазмом.

И мы попытались.

Она угостила нас дегустаторами своей вкусной ветчины и сыра, ложками меда, домашним джемом и консервированными орехами и, если бы мы не были осторожны, слишком много образцов своего домашнего ракия — крепкий фруктовый бренди.

Мы ушли с большой пачкой восхитительной ветчины и половиной круга сыра всего за 7 евро. Мы настоятельно рекомендуем вам сделать то же самое. Эти предметы производятся только в этой крошечной деревне в горах, что делает их особенными в Которе.

В деревню Негуши можно добраться в рамках пакетного тура из Котора. Если вы путешествуете на своих колесах, его можно добавить в качестве объезда по пути в Ловчен или из него.

Где остановиться в Которе

Мы остановились в апартаментах Marina View, которые расположены сразу за стенами старого города и в 5 минутах ходьбы от главного автобусного вокзала Котора. Номера прекрасные и просторные, с большими окнами, выходящими на пристань.

Летняя кухня хорошо оборудована очаровательным навесом из виноградных лоз. Не место для вечеринок, но отличный выбор жилья в Которе. Цены варьируются в зависимости от сезона.

Или проверьте наличие других доступных общежитий здесь.

Как добраться до Котора и окрестностей

Главный автобусный вокзал Котора находится в нескольких минутах ходьбы от старого города и имеет отличное транспортное сообщение с большей частью страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *