Керченский мост ход работ: фото, год открытия, ход строительства, длина

В Крыму впервые представили рассекреченные рисунки Керченского моста 1944-1945 годов

26 февраля 2020, 03:27

СИМФЕРОПОЛЬ, 26 февраля. /ТАСС/. Более 20 копий ранее засекреченных графических работ известного армянского художника Врамшапуха Шакаряна (1906-1982), изображающих ход наведения в 1944 году советскими войсками моста через Керченский пролив, впервые представлены в крымской библиотеке имени И. Я. Франко на открывшейся выставке «Рельсы над проливом».

«Это небольшая сенсация. Рисунки были рассекречены в конце 2019 года, они хранились в архивах Министерства обороны и ранее считалось, что визуальных свидетельств наведения первого моста через Керченский пролив не сохранилось. Мы эти рисунки отсканировали и впервые представляем их здесь, в Симферополе с разрешения музея железнодорожных войск России», — сообщил ТАСС инициатор выставки, военный историк и главный редактор журнала «Милитари Крым» Сергей Ченнык.

Среди рассекреченных документов: пять альбомов с фотографиями о ходе восстановления железнодорожных путей, мостов, станций Джанкой, Евпатория и Севастополь. Рисунки о возведении моста находились среди фотографий в этих альбомах.

По словам Ченныка, уникальность рисунков в том, что на них отображены все этапы наведения моста через Керченский пролив для наступавшей Красной Армии. А художник-график Шакарян, по мнению Ченныка, входил в техническую группу одной из двух военных железнодорожных бригад, возводивших мост.

Исследователь творчества художника, председатель комиссии по военно-патриотическому воспитанию региональной национально-культурной автономии крымских армян, исследователь периода участия армян в боях за Крым Вардан Григорян рассказал ТАСС, что Шакарян был мастером графического рисунка, профессором, преподавал в Кишиневе, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Омске и Ереване. Он считался лучшим художником-графиком в СССР, являлся заслуженным деятелем искусств Армянской ССР.

Долгое время считалось, что все его работы времен войны утрачены навсегда. «Мы будем ходатайствовать и перед министерством культуры республики, РФ и Армении, чтобы найденные графические работы периода войны были выставлены в Армении, чтобы их могли увидеть наши соотечественники», — сказал он.

Мост задачу выполнил

Строительство моста началось весной 1944 года сразу после освобождения полуострова от фашистов. Продержался он недолго, всего несколько месяцев, и в феврале 1945 года был снесен ледоходом. Но, по мнению историка, мост свою задачу выполнил.

«Мост в тот период был нужен для того, чтобы помочь наступающей Красной Армии продвигаться дальше на запад, поскольку немецкие войска, отступая, разрушили на Украине практически все железнодорожные мосты. Крымский мост был стратегическим. Это была лучшая возможность кратчайшим путем наладить снабжение наступавших на запад войск», — сказал он.

О значении, который имел мост для наступавшей Красной Армии, по мнению Ченныка, свидетельствует и тот факт, что большая группа военнослужащих железнодорожных бригад удостоилась высоких правительственных наград.

«Счет награжденных шел на сотни, как после крупной боевой операции. Награды от медали «За Отвагу» до ордена Ленина. В одном наградном листе указывается, что награждаются бойцы мостового взвода, которые в течение недели не выходили из осенней воды Керченского пролива, обеспечив выполнение задачи», — отметил историк.

По его словам, рассекреченные альбомы «окажут неоценимую пользу исследователям периода Великой Отечественной войны, освобождения Крыма». «Это возвращение чего-то утерянного. Альбомы и рисунки могли пролежать еще десятки лет, и о них мы могли никогда не узнать. А люди должны это видеть и знать», — отметил Ченнык.

Реализованные планы

Вячеслав Пересунько, бывший в 1970-1980-х годах вторым секретарем Керченского горкома КПСС, отмечает, что проекты по строительству перехода через Керченский пролив в то время активно обсуждались тремя научно-исследовательскими институтами в Одессе, Москве и Ленинграде, но до практического воплощения дело не дошло. По его словам, мост, соединяющий Крым с Кубанью, был необходим.

«Мост был очень нужен для того, чтобы с Кубани в индустриальную Керчь поставлялись продукты, овощи, фрукты. Да, ходил паром, ходили катера, но этого было мало. Только на одном судостроительном заводе «Залив» работало около 13 тыс. человек — их и их семьи же надо было кормить. Мост бы решил эти вопросы, но тогда не нашлось денег», — рассказал он ТАСС.

По его словам, и идеи проектов, которые тогда обсуждались, подвергались критике местных рыбаков, поскольку близко расположенные сваи и фарватерные опоры могли нанести вред рыбе: хамсе, тюльке и сельди.

Также он уточнил, что строители нынешнего Крымского моста все предусмотрели. «Только фарватерные створы более 200 м. Рыбе это не мешает, все в порядке», — отметил он.

Крымский мост — самый большой в России и Европе, он соединяет Керченский полуостров (Крым) с Таманским полуостровом (Краснодарский край), он обеспечивает бесперебойное транспортное сообщение между Крымом и другими регионами России. Транспортный переход состоит из параллельно расположенных автомобильной и железной дорог. Автомобильная часть моста была введена в эксплуатацию в мае 2018 года, грузовое движение по нему началось осенью того же года. Строительство железнодорожной части завершилось в декабре 2019 года, тогда же было запущено движение пассажирских поездов. Движение грузовых поездов по мосту планируется открыть в июле 2020 года. 

Теги:

РоссияКрым

Что известно о теракте на Крымском мосту

На Крымском мосту 8 октября произошел подрыв грузового автомобиля, который привел к обрушению двух пролетов его автомобильной части и сильному пожару на железнодорожной. Четыре человека погибли. Никто официально не взял на себя ответственность за произошедшее. Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин назвал произошедшее терактом, указав, что за ним стоят украинские спецслужбы. Президент РФ Владимир Путин констатировал, что теракт был направлен против критически важной гражданской инфраструктуры РФ.

ТАСС собрал главное о происшествии на данный момент.

© Алена Попова/ ТАСС

Обстоятельства ЧП

  • Взрыв произошел около 06:00 мск 8 октября. В информационном центре Национального антитеррористического комитета сообщили, что на автомобильной части моста подорвали грузовик, из-за чего загорелись семь топливных цистерн из состава находившегося на железнодорожной части поезда, который двигался в сторону Краснодарского края. К тушению пожара привлекли авиацию, от огня удалось спасти не менее 25 вагонов с опасным грузом.
  • Глава Крыма Сергей Аксенов рассказал, что два пролета автомобильной части Крымского моста обрушились в результате инцидента. 
  • В Следственном комитете сообщили о трех погибших, тела двух из них — мужчины и женщины — уже подняты из воды. Предположительно, это пассажиры легкового авто, которое находилось рядом с подорванным грузовиком. Позже стало известно о четвертом погибшем. Им оказался судья Арбитражного суда Москвы Сергей Маслов.
  • Группировку в 380 человек и более 90 единиц техники привлекли к ликвидации последствий ЧП.
  • Из-за взрыва в Керчи оказались выбиты 250 окон. 

Ход расследования

  • Президент РФ Владимир Путин поручил создать правительственную комиссию в связи с ЧП на Крымском мосту, а также подписал указ об усилении мер защиты Крымского моста, энергомоста и газопровода из Краснодарского края в Крым.
  • Собственник подорванного грузовика установлен, это житель Краснодарского края. По месту его жительства проводятся следственные действия.
  • Прокуратура Крыма взяла ход выяснения обстоятельств произошедшего под особый контроль. 
  • Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин сообщил, что после ЧП возбудили дело по статье «Терроризм». По его словам, установлен маршрут движения грузовика, который был подорван.
  • Бастрыкин подчеркнул, что в подготовке теракта украинским спецслужбам помогали граждане России и зарубежных государств. Подозреваемые установлены, органам ФСБ, МВД России даны поручения о проведении оперативно-разыскной деятельности.
  • Путин назвал подрыв Крымского моста терактом Киева против критической инфраструктуры РФ.
  • Суд в Москве арестовал Александра Былина, Олега Антипова и Дмитрия Тяжелых по делу о теракте на Крымском мосту.

© ЦОС ФСБ России

Последствия для сообщения

  • Все движение по мосту было остановлено 8 октября, однако к концу дня удалось частично запустить передвижение по нему автотранспорта и полностью восстановить железнодорожное сообщение.
  • 9 октября автомобильное движение было запущено по двум полосам. Вице-премьер РФ Марат Хуснулли сообщил, что на автодорожной части моста налажена работа освещения, нанесена новая разметка.
  • Компания-перевозчик «Гранд сервис экспресс» отправила из Крыма все поезда, которые были задержаны из-за ЧП на Крымском мосту.
  • Вечером 9 октября в Минтрансе сообщили о запуске движения пригородных поездов.
  • Глава региона Сергей Аксенов рассказал, что до особого распоряжения по мосту временно могут ездить только легковые автомобили. Он также добавил, что в республике усилили работу по обеспечению безопасности на объектах морского транспорта. 
  • Судоходство в Керченском проливе не перекрывалось. В Минтрансе заявили о стабильной работе паромной переправы в Крым. По данным Росморречфлота, к вечеру воскресенья через Керченский пролив было перевезено около 1,5 тыс. человек и 160 грузовиков. 
  • Планировавшийся для линии Ейск — Мариуполь паром «Лаврентий» задействовали на переправе порт Крым — порт Кавказ. Всего планируется работа четырех паромов: «Марии», «Лаврентия», «Керченского-2» и «Ейска».

© Владимир Мордунов/ Сергей Мальгавко/ ТАСС

Последствия для снабжения

  • Крымские власти заявили, что полуостров обеспечен запасом горючего и продовольствия. После ЧП в Крыму не зафиксировали массового серьезного повышения цен на товары.
  • Решение властей Севастополя не продавать бензин в канистры и ограничить отпуск бакалеи было быстро отменено. Минпромторг не видит необходимости во введении ограничений на розничную продажу товаров в регионе.
  • Генеральный прокурор Игорь Краснов поручил обеспечить контроль за ценами на «востребованную продовольственную продукцию и топливо».
  • Минобороны заверило, что снабжение войск, действующих на николаевском, криворожском и запорожском направлениях, «осуществляется непрерывно в полном объеме по сухопутному коридору и частично морским транспортом».
  • ФАС поручила территориальному органу в Республике Крым и Севастополе усилить контроль за ценам на нефтепродукты. В ведомстве при этом отметили, что рост цен на нефтепродукты в регионах пока не выявлен.

Последствия для туристов

  • Проживание отдыхающих в санаториях и отелях Крыма, у которых заканчивается срок пребывания, в связи с инцидентом продлили, все затраты будут компенсированы за счет средств республики. По данным Ассоциации туроператоров России, на полуострове могли находиться более 50 тыс. туристов.
  • Вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко поручил принять все необходимые меры поддержки туристов из регионов России, находящихся в настоящее время в Крыму. Туристический бизнес полуострова также получит поддержку, сообщила глава Ростуризма Зарина Догузова.
  • В Ростуризме напомнили, что организованные туристы, которые еще не отправились в Крым, вправе перенести сроки поездки или поменять направление. Вернуть билеты на поезд они смогут без дополнительных сборов.
  • Для туристов по ситуации в Крыму запустили федеральный кол-центр. Консультацию специалистов можно получить круглосуточно и бесплатно по номеру: +7 (800) 707-97-41.
  • Для отдыхающих, которые поехали в Крым или возвращаются из него на автомобилях, развернуты пункты питания и обогрева.
  • Горячая линия курортов Краснодарского края перешла на круглосуточный режим работы в связи с ЧП. Обратиться можно по бесплатному телефону 8 (800) 200-60-90. 

© СК РФ

Реакция

  • Спикер Госсовета Крыма Владимир Константинов обвинил Украину в произошедшем. Он заверил, что повреждения Крымского моста будут оперативно восстановлены.
  • Официальный представитель МИД России Мария Захарова, комментируя реакцию официальных лиц и ведомств Украины на произошедшее, заявила, что она свидетельствует о «террористической сущности» киевских властей.
  • Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова отметила, что намеренное повреждение Крымского моста является покушением на права населения Крыма.
  • Первый зампред комитета Госдумы по по безопасности и противодействию коррупции Юрий Афонин заявил, что СБУ подорвали мост для создания проблем переброски ВС РФ к границе.
  • Глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что росгвардейцы республики готовы контролировать движение на Крымском мосту.
  • Зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев заявил, что Россия должна ответить на теракт Украины против Крымского моста только прямым уничтожением террористов.

Теги:

РоссияКрымТеракт на Крымском мосту

Читайте ТАСС

Новости

Дзен

Воздействие взрыва на Керченском мосту будет ощущаться до самого Кремля | Украина

Двенадцать миль в длину и выше, чем Статуя Свободы, Керченский мост на оккупированный Крымский полуостров был жемчужиной в короне инфраструктурных проектов Владимира Путина, названных в российских СМИ «сооружением века».

Когда 15 мая 2018 года президент России открывал дорожный пролет, проезжая по мосту на оранжевом грузовике «Камаз», он хвастался его значением.

«В разные исторические эпохи, еще при царских попах люди мечтали построить этот мост. Потом к этой [идее] возвращались в 1930-х, 40-х, 50-х годах. И, наконец, благодаря вашему труду и вашему таланту произошло чудо».

Сильно охраняемый с начала полномасштабного вторжения России в Украину, он считался достаточно важным для Москвы, чтобы предупредить о репрессиях, если мост станет целью.

Но в субботу утром при до сих пор не выясненных обстоятельствах прогремел мощный взрыв на Керченском мосту, обрушив часть проезжей части в Керченский пролив ниже и поджег цистерны с горючим поезда, пересекающего второй железнодорожный пролет моста .

Карта с изображением Керченского моста

Огромное значение повреждения моста, о котором косвенно заявляет старший советник украинского президента, прояснится в ближайшие часы и дни — не в последнюю очередь, если Москва сочтет себя обязанной отомстить за нападение.

Сразу после этого многие аналитики поспешили отметить время взрыва, произошедшего на следующий день после того, как Владимир Путин отметил свое 70-летие на фоне серии унизительных недавних поражений на восточном и южном фронтах его агрессивной войны против Украины, которая видел крупномасштабное отступление русских.

Это происходит вслед за балансированием России на грани ядерной войны и всего через неделю после того, как Путин подписал указ о незаконной аннексии четырех украинских областей.

Но подразумеваемый отпор кажущейся атаке более значителен, чем просто символичен. Мост был ключевой линией снабжения не только для российских войск в оккупированном Крыму, но и в других местах на юге Украины, где российские войска в последние дни отступали, даже в качестве основной линии снабжения с материковой части России, включая железнодорожную линию в Мелитополь. , попал под растущее давление со стороны Украины.

Это значение не ускользнуло от внимания крымчан, которые, как только стало известно, бросились на заправочные станции, чтобы заправить свои машины.

И хотя есть и другие пути снабжения Крыма, включая его порты, повреждение моста чрезвычайно важно для места, которое до недавнего времени Россия считала недоступным для Украины.

Однако за последние месяцы ситуация изменилась. Нападение на военно-морскую авиабазу в Саках в августе вынудило российских туристов массово бежать с крымских пляжей, забив мост многокилометровыми хвостами. Некоторые российские военно-морские силы, по-видимому, также были незаметно передислоцированы по мере приближения войны.

Как на это отреагирует Москва, это большой вопрос, но вопрос, который вырисовывался все более мощно, поскольку Украина в последние недели успешно провела свое контрнаступление на фоне растущего беспокойства среди российской элиты и комментаторов по поводу ведения войны Путиным.

В апреле Дмитрий Медведев, бывший президент и премьер-министр России, а ныне заместитель председателя Совета безопасности России, заявил: «Один из украинских генералов говорил о необходимости нанести удар по Крымскому мосту. Надеюсь, он понимает, какой будет ответная цель».

По крайней мере, это огромная пропагандистская победа Киева, которую будут преподносить как знак того, что он не только не боится путинских ядерных угроз, но и верит, что выигрывает войну.

Взрыв на Крымском мосту: эксперты оценивают ущерб

Ранним утром в субботу по местному времени мощный взрыв сотряс Крымский мост (он же Керченский мост). Шокирующие кадры сгоревшего железнодорожного моста и рухнувшего автомобильного моста показали всему миру.

Но Россия быстро вернула мост в эксплуатацию, несмотря на то, что он сильно поврежден.

Наблюдатели задались вопросом: как взрыв и пожар повлияли на уцелевшие элементы моста, какой ремонт может потребоваться и когда можно будет снова открыть мост после такого события?

Как эксперты в области безопасности мостов и взрывных работ, у нас есть (некоторые) ответы.

Мост

Построенный Россией примерно за 3,7 миллиарда долларов США после аннексии Крыма в 2014 году, Крымский мост является самым длинным в Европе и соединяет Россию с Крымом через Керченский пролив.

19-километровая связь является жизненно важной артерией для экономических и социальных связей, а после вторжения России в Украину она также стала важным военным активом для российских поставок и телекоммуникаций.

Несмотря на название, Крымский мост на самом деле представляет собой два моста: автомобильный и железнодорожный. Автомобильный мост сам по себе представляет собой две независимые мостовые конструкции, а железнодорожный мост представляет собой единую мостовую конструкцию, поддерживающую два рельсовых пути с балластом.

Некоторые общие чертежи и информация о мосте доступны в Интернете.

Атака

Атакуемый участок находится между островом Тузла и Керчью, Крым, в направлении восток-запад, на полпути между островом и главным арочным пролетом судоходного пути.

На данный момент железнодорожные и автомобильные мосты имеют аналогичную форму конструкции, известную как «мост из композитных плит с ортотропным настилом и стальными балками», протяженностью около 64 метров. Это означает, что 20-сантиметровая бетонная плита отлита на плоские стальные пластины, усиленные стальными ребрами, и все они поддерживаются стальными балками глубиной около 3,2 метра.

Это важно знать, потому что эффект взрыва и пекла, а также последующий ремонт и вероятная сохранность конструкции очень чувствительны к форме конструкции.

Последствия

В результате взрыва один из пролетов разорвался посередине. Соседний пролет с крымской стороны уцелел, но сорвался с опор и тоже рухнул в море. Третий пролет со стороны Тузлы остался стоять, а следующий пролет сорвался с дальних опор.

Судя по всему, балки над опорами сплошные, компенсационные швы есть только через каждые четыре пролета. Точно так же, как если бы вы подняли скатерть посередине, массивная вертикальная сила из-за взрыва потянула бы концы сплошных стальных балок, сбивая их с опор.

В результате взрыва воспламенилось то, что предположительно является топливом в поезде-цистерне на соседнем железнодорожном мосту, вызвав пламя, которое горело не менее часа. Горящее топливо вылилось на южную сторону моста и было унесено ветром в северном направлении, в результате чего огню подверглись почти все стальные поверхности.

Что могло быть причиной?

Существует много споров о причине взрыва. Ясно, что он произошел на автодорожном мосту, и взрыв вызвал пожар в поезде с горючим на соседнем железнодорожном мосту. Неясно, возникла ли она выше настила моста или ниже.

Видеоизображения показывают грузовик с полуприцепом на мосту в то время, а другой ракурс показывает, что может быть волной, вызванной носом лодки под мостом. Любой из них, вероятно, мог быть источником взрыва.

Сразу после взрыва видно много искр. Это может указывать на использование термита во взрывчатых веществах, которые горят при температурах, достаточно высоких, чтобы повредить сталь и вызвать возгорание окружающих легковоспламеняющихся предметов.

Каковы структурные эффекты?

Существует долгая история разрушения мостов из-за пожаров и взрывов. Высокие температуры могут ослабить как сталь, так и бетон, а ударные волны могут привести к сильным трещинам.

Хотя сталь может гнуться под высокой нагрузкой, не ломаясь, а уцелевшие балки Крымского моста все еще можно использовать, взрыв, вероятно, вызвал серьезные локальные повреждения. Чтобы определить, сколько жизни осталось в уцелевшем автодорожном мосту, следователи должны провести тщательный осмотр и металлургический отбор проб.

Возгорание топлива также, вероятно, ослабило балки на железнодорожном мосту, а также на автомобильном мосту (поскольку они находились на наветренной стороне ада). Бетонный пирс также имеет обширные следы ожогов, поэтому бетон будет ослаблен, а арматура внутри него более подвержена коррозии в долгосрочной перспективе.

Можно ли починить?

Секции верхнего строения железнодорожного и автомобильного мостов могут быть заменены. Имеются плавучие краны достаточной грузоподъемности для замены сборных металлоконструкций.

Бетонные настилы дорог и рельсов и арматура могут быть установлены заново. Такие работы, конечно, выведут мост из строя на длительный период.

Безопасен ли мост?

В проектировании строительных конструкций безопасность не является вопросом «или-или». Он измеряется в континууме, известном как вероятность отказа или, что более точно, показатель надежности конструкции.

Существуют рекомендации по приемлемым уровням безопасности для различных типов конструкций и различной стоимости обеспечения безопасности. Инженеры проектируют новые мосты в соответствии со стандартами, которые обеспечивают очень и очень малую вероятность отказа.

При оценке безопасности существующих мостов инженеры будут стремиться к тому, чтобы такой же уровень безопасности был обеспечен и для населения.

Для обычных мостов, окруженных густой дорожной сетью альтернативных маршрутов, нет необходимости снижать уровень безопасности, который считается приемлемым. Однако для ключевых мостов, таких как Крымский мост, может быть разумным согласиться на пониженный уровень безопасности, когда затраты, связанные с разрушением, очень высоки.

Эти соображения предназначены для обычного гражданского использования. Для военных целей приемлемые уровни безопасности или риска для человеческой жизни резко отличаются. Рассуждение, используемое в обычной гражданской ситуации, неприменимо.

Куда отсюда?

Оставшийся автодорожный мост снова открыт для движения только автомобилей. Это может быть разумно, так как добавленный автомобилями вес ничтожен по сравнению с весом самого моста, а принятие политических решений относительно приемлемого уровня безопасности кажется необычным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *