Как работает музей подводных лодок в балаклаве: Балаклавский подземный музейный комплекс — Главная

Содержание

Балаклава. Музей подводных лодок. Объект 825 ГТС

Балаклава музей подводных лодок

Город Балаклава находится на южной окраине Крыма, недалеко от большего города-порта Севастополя. В мировую историю попало Балаклавское сражение 1854 года, одно из самых жарких сражений Крымской войны. Именно здесь 25 октября, Британская империя «Легкая Бригада» сделала свою знаменитую, обреченную на провал, высадку морского десанта для последней отчаянной попытки войти в порт Севастополя.

Географические координаты музей подводных лодок в Балаклаве на карте Крыма GPS: N 44.497362, E 33.596749.

Хотя сама Балаклава функционирует в качестве военного порта в течение многих столетий, база подводных лодок была построена в 1957 году. Это было во время холодной войны, на фоне бряцания оружием между США и СССР, Сталин издал директиву о создании парка атомных подводных лодок в Черном море. С этого указа и началось монументальное строительство подземного парка. Поскольку объект был секретный ему присвоили название «Объект 825 ГТС»

Эта идея стала главным атомным проектом СССР Лаврентия Берии.

По приказу Берии провели растянувшиеся на годы исследования Крыма, прежде чем в конечном итоге решили остановиться на тихой бухте Балаклавы. Бухта врезаясь в береговую линию делает поворот почти под углом 90 градусов, что с моря делает ее практически незаметной, а шторм и непогода разбиваются о прибрежные скалы, делая бухту абсолютно тихой.

Началось грандиозное строительство секретного объекта. Этот объект строили четыре года, более 120 тонн породы были вырезаны и кропотливо удалены, чтобы сформировать огромные подземные камеры, открытые для воды помещения.
После окончания строительства было рассчитано, что база подводных лодок в Балаклаве практически не поддается разрушению: ее доки и коридоры защищены оболочкой из бетона и стали, способны выдержать прямой ядерный удар до 100 килотонн.

Между тем, сам город Балаклава стал одним из самых закрытых мест в СССР. Вход в Балаклаву был так ограничен, что даже родственники рабочих не смогли посетить город, не предоставивших обширную документацию, подтверждающую их обоснованность для въезда.


База подводных лодок в Балаклаве интенсивно использовалась в течение всего периода холодной войны. В тесном сотрудничестве с Черноморским флотом, дислоцированного в Севастополе. Во время кубинского ракетного кризиса, размещение США ракет «Геркулес» в Турции, спровоцировали СССР ответить ядерным вооружением в Кубе, а также привести в боевую готовность подводные лодки в Балаклаве в ожидании приказа о контратаках на Турцию.
Вплоть до распада Советского Союза, объект в Балаклаве оставался одним из сильнейших сдерживающих факторов СССР, чтобы играть против своих врагов в Европе.

В отличие от многих подобных объектов, секретный объект базирования подводных лодок в Балаклавской бухте пережил распад СССР. Он оставался в использовании до 1993 года. Последняя русская подводная лодка выплыла из Балаклавской бухты в 1996 году. В течении долгого времени комплекс был не охраняемым, подвергался постоянному разграблению.

В Балаклаве Военно-морской музейный комплекс был основана Министерством обороны Украины 30 декабря 2002 года и открыт для посещения 1 июня 2003 года. План музея включает части 600-метрового центрального тоннеля, пустое хранилище ядерного арсенала, а также ряд жилых кварталов и подсобных помещений, доки подводных лодок.
Военно-морской музейный комплекс находится на западной стороне бухты, которая проходит практически через весь город. Комплекс пещер объекта, тянется на расстояние более 600 метров, до входа из второго отверстия на противоположной стороне горы Таврос.
Военно-морская база, та часть которая относится к музею — это примерно 30% всего комплекса. Эта часть сейчас отремонтирована и поддерживается при постоянной температуре 15 градусов Цельсия.

Весь комплекс состоит из изогнутых тоннелей и огромных отсекающих дверей, которые были нацелены в случае ядерного удара гасить ударную волну.
На базе не только размещались подводные лодки, а еще были влажные и сухие доки, ремонтные мастерские, торпедные склады и конечно же арсенал ядерных боеголовок. Хотя база подводных лодок Балаклава была предназначена для размещения и защиты всех сотрудников доков, но в случае необходимости в ней могли укрыться и жители всего города.
В музее находится целый зал посвященный истории подводных лодок и морскому флоту, макеты кораблей, части вырезанные из подводных лодок и много всего прочего.

В одной из частей музея осталась надпись на стене той эпохи: «Не все говори что знаешь, но всегда знай, что говоришь!»

Музей подводных лодок в Балаклаве одна из потрясающих воображения достопримечательностей Крымского полуострова, один из самых посещаемый музеев Севастополя и Балаклавы.

Музей подводных лодок в Балаклаве на карте Крыма

Балаклавский подземный музейный комплекс — Маршруты экскурсий

I. Подземный музейный комплекс в Балаклаве.

Маршрут №1: Обзорная пешеходная экскурсия, протяженностью 900 метров, по подземным лабиринтам горы «Таврос», продолжительностью 1 час 20 мин., с 12-ю остановками. Вы увидите первый в Советском Союзе подземный противоатомный, совершенно секретный объект, для укрытия подводных лодок от атомного взрыва, подземный морской 600-метровый судоходный канал, пронизывающий насквозь гору Таврос с севера на юг,  и единственный сохранившийся в Европе арсенал ядерного оружия ВМФ СССР, в помещениях которого в настоящее время размещены  музейные экспозиции: входная группа — 1-й транспортный зал, экспозиция «История строительства подземного комплекса» — экспозиция «Подземный Севастополь» — главный транспортный коридор , выставка плакатов «История становления и создания атомного подводного флота СССР » — пред доковая площадка — переход к арсенальной части музея — экспозиция ЦКБ  «Черноморец» — экспозиция «Подводные силы Черноморского флота» — переход к экспозиции «Подводные силы Черного моря в ВОВ» — восточный выход из подземного комплекса.

Маршрут №2: Маршрут проходит по водному каналу объекта 825 ГТС. Экскурсия дает возможность познакомиться с музеем категориям посетителей, для которых преодоление пешего маршрута протяженностью более 1 км является проблематичным – это пожилые люди, люди с ограниченными возможностями, посетители с детьми до 5 лет. В ходе экскурсии по водному каналу Вы познакомитесь с уникальными фортификационными элементами Балаклавского подземного комплекса: батопортами, перекрывающими вход и выход из канала; места стоянок подводных лодок в случае нанесения ядерного удара; малым батопортом, отделяющим сухой док от основного канала и вблизи увидите сам док, где проводился ремонт подводных лодок, и элементы электрической кран-балки, с помощью которой осуществлялся процесс погрузки торпед на борт подводных лодок. Также вы познакомятся с историей создания и функционирования уникального гидротехнического сооружения по укрытию и ремонту подводных лодок и секретного объекта по хранению и регламентному обслуживанию ядерных боеголовок для ракет, ракето-торпед и торпед Черноморского флота.

Схема маршрутов (нажать для увеличения)

II. Музейный комплекс «Михайловская батарея» на Северной стороне г. Севастополя.

Маршрут:  Обзорная экскурсия по залам одного из самых ранних и сохранившихся сооружений Севастополя – Михайловской береговой батарее. Продолжительность экскурсии 60 мин. Вы совершите путешествие по территории и казематам Михайловской батареи, построенной в 1846 году, как одно из 10-ти фортификационных сооружений на побережье города. До сегодняшнего дня сохранилось всего две батареи — Михайловская и Константиновская, названные в честь великих князей, сыновей Николая I. Экспозиция  на площади более чем две тысячи квадратных метров отражает историю города-крепости. Почти двадцать тысяч уникальных экспонатов, размещенные на площади почти четырех футбольных полей  показывают достоверную историю становления города крепости. Множество экспонатов и артефактов демонстрируются впервые: собственные чертежи генерала Тотлебена,  личная печать адмирала Лазарева.
Уникальна диорама Балаклавского сражения 25 октября 1854 года выполненная  в масштабе 1:72. Одним из уникальных экспонатов Михайловской батареи является орден Святителя Николая Чудотворца. Впервые публично демонстрируются фотографии автопробега Санкт-Петербург — Севастополь в 1911 году,  как император вручает награды победителям. Одна из жемчужин музея – однопудовый крепостной единорог на поворотной раме.   В России в артиллерийском музее есть только чертежи такого станка, а здесь он воссоздан так, как выглядел накануне Крымской войны. Впервые полностью представлена фото экспозиция история Качинской авиационной школы, основанная в Севастополе, и в свое время, размещавшейся в казематах Михайловской батареи. В числе уникальных предметов экспозиции вы увидите оригинал текста радиограммы Фрунзе Врангелю с предложением сложить оружие. Подлинные документы второй обороны Севастополя, настоящее стрелковое и холодное оружие того периода, более 60-ти флотских мундиров, которые ранее не были представлены в таком объеме ни в одном музее.

 

Музей база подводных лодок в Балаклаве (Объект 825 ГТС)

Как добраться, карта, координаты

GPS г.        44.501160,33.596599 (формат используется в онлайн-картах)
GPS г.м.    44°30.69′, 33°35.795′ (формат используется в навигаторах и геокешинге)
GPS г.м.с. 44°30’4.18″, 33°35’47.76″

Попасть на бывшую базу подлодок можно легко с экскурсией, она отправляется каждые 2 часа и длится полтора часа. Внутри остатки былой роскоши. На самом деле почти ничего нет, голые стены. Все, что можно, вынесли, включая герметичные двери…

Добраться до входа можно пешком от конечной остановки автобуса (минут 20).

Основная достопримечательность Балаклавы — музей подводных лодок. После 1945 года, в частности, после Хиросимы и Нагасаки, советским правительством разрабатывается программа по защите основных промышленных и военных объектов от применения ядерного оружия. В Балаклаве в это время начали базироваться подводные лодки. И в первую очередь для защиты большого количества людей и техники в военное время было построено это убежище.

В мирное время объект предназначался для ремонта подводных лодок.

Строительство началось в 1957 году в условиях полной секретности и завершилось в 1961 г.

Сложный изгиб и глубина бухты позволяли сразу восьми подводным лодкам незамеченно проходить внутрь и прятаться за высокими берегами, данный природный объект стал идеальным местом для строительства тоннеля через гору. В этот тоннеле подлодки прятались, заправлялись, ремонтировались и все было круто. Балаклаву стерли со всех советских карт, с жителями часто производили общения чуть ли не с детекторами лжи относительно отношения к существующему политическому режиму.

А потом подводные лодки «выросли» и перестали помещаться в узком тоннеле, Холодная война потеплела, сменилась власть. В мае 1995 г. их бухты выведена последняя подводная лодка и база перестала существовать. База стала объектом посещения вандалов вплоть до 2003 года. Мир получил на повторную обработку тонны металла, людям стало светлее жить с лампочками из военного объекта. Всё так мимолетно.

Затем там решили сделать музей, и не прогадали — он процветает. Заново провели освещение, поставили кучу экспонатов, в том числе куски подводных лодок, и радуют людей, прикоснувшихся с когда-то такому большому секрету.

Здесь есть два вида маршрутом — эффектный лодочно-пешеходный (водный канал, арсенальная штольня) и просто пешеходный, но уже полнее (водный канал, арсенальная штольня, заводская штольня). В любом случае, точно следуйте порядку осмотра, т.к. маршрут линейный и иногда не позволяют вернуться обратно.

Перед самым стартом становится жутко — что там, впереди? 608 метров длины тоннеля, глубина 8 метров, максимальная ширина 22-24 метра.

Козырек над входом закрывал вход в тоннель с воздуха, с этого козырька свисала защитная сетка так, что даже с противоположного берега вход сливался с окружающими серыми камнями. Плавучий морской затвор весом 150 тонн закрывает вход в канал за 12 минут.

Прощай, белый свет!  И новая группа жаждущих впечатлений.

В минно-торпедном отделении проверялись на герметичность торпеды, в арсенале ТРБ — Ремонтно-Технической Базе хранились ядерные боевые заряды и проводились работы по регламенту ядерных зарядов.

Проведут не во все боковые отходы, и, к сожалению, вряд ли мы из-за этого что-то потеряем — там уже нет секретных лабораторий, это просто туристический объект. Хотя кто знает…

В производственных площадях находился станочный парк, на втором этаже — узел связи и помещения запасного командного пункта дивизии.

А походить-побродить там есть где, наверное, «сталкерам» лет двадцать назад тут было жутко интересно.

Строительство началось в декабре 1953, в 1954 в Балаклаву приехал Хрущев, его не устраивали темпы. У военных не хватало опыта и с 1955 года в Балаклаву стали приезжать профессиональные строители-метростроевцы. Все работы велись под большой секретностью — с тех пор в Балаклаву проезжали только по пропускам.

Грунт вывозили в темное время суток на понтонах или камазах. К 1961 году закончен первый этап стройки, в этом же году в док вошла первая подводная лодка. последняя лодка ремонтировалась в 1991 году.

Серебряный свет белого дня контрастирует с золотым освещением подземного тоннеля.

Производственные и складские помещения могли функционировать в автономном режиме 30 суток и принимать до 3000 гражданского населения, в каналах могли разместить до 9 малых дизельных или 7 средних подводных лодок.

Заходы лодок и погрузки боеприпасов осуществлялись во время регулярных учений.

Некоторые детали интерьера там весьма радуют глаз.

Куда еще деть допотопные костюмы химзащиты с закрытого двадцать лет назад оборонительного завода? Конечно же, отдать в местный музей!

Данное сооружение могло выдержать ядерный взрыв прямого попадания до 100 килотонн. Для сравнения, в Хиросиме и Нагасаки взрывы были мощностью 20 килотонн.

А в закрытой половине тоннеля располагаются ремонтные мастерские для подводных лодок.

Общий объем объекта составляет  15 000 м2: заводская часть, арсенал, минно-торпедная часть и топливное хранилище южнее от входа в саму заводскую часть.

И сказочный свет выхода из темного мрачного тоннеля.

Горизонтальная конструкция на выходе представлял собой три горизонтальные плиты общей массой 100 тонн. Вход в балаклавскую бухту не виден с открытого моря.

Сверху прилетают ныряющие, так что плавать туда мы не будем, просто полюбуемся зелеными волнами и выходом из балаклавской бухты.

Сейчас использовать этот объект уже нельзя, при современном оружии от ядерной войны сооружение уже не спасет, к тому же уже не работает ни один механизм — только централизованно после 1991 года, все остальное просто вырезалось. Музей открылся лишь в 2003 году и в тоннель заново было проведено электричество.

И старые подписи бесплатно в свое время посетивших объект, им было куда более атмосферно, однако темно и всегда на голову могло упасть что-нибудь железное.

Объект предназначался для ведения военных действий. Подлодки могли подзаряжать аккумуляторные батареи. Под пешеходной дорожкой проложен ряд труб из топливного хранилища.

И блики на воде обратной дороги. Вот бы проплыть тут! Разумеется, без вероятность попасть под экскурсионную лодку. Ощутить себя Джеймсом Бондом на военном объекте заброшенного острова, где до сих пор проводятся жуткие опыты…

Ну и музей, главное правило музея — чем больше всего понаставишь и понавешаешь, тем лучше! Больше старых фото, крупнее фотографии!

Первые подводные лодки были настоящими гробами, они взрывались и тонули, поэтому офицерам на их борту платили в десять раз больше, чем на кораблях — все равно не долго.

Ниши могли использоваться для установки необходимого инструмента или для подрыва базы в случае ее захвата.

Люди в противогазах пропали, наверное, ушли куда-то… В прошлое.

Когда-то тут кипела жизнь, ходили военные в полной выправке, бегали ремонтники, решая сложные военные задачи.

Сухой док — железобетонный док для ремонта отделен от водной части канала. Лодку затягивали в сухой док, устанавливали, отцентровывали, за 2-3 часа насосами из насосного отделения откачивалась вода. Здесь могли ремонтироваться только средние и малые подводные лодки, больших и атомных подводных лодок здесь никогда не было. Стены обшиты  асбестовыми щитами, чтобы устранить возможность возгорания.

Музей база подводных лодок в Балаклаве (Объект 825 ГТС) на интерактивной панораме

Изображение на панораме можно перемещать курсором мыши, а также отдалять-приближать (колёсиком).

Противоатомные защитные ворота — двустворчатые арочные. Предназначены для перекрытия проема размером 4х5,6 м. Ворота представляют собой сварные коробки из стали, заполненные внутри бетоном и подвешенные на петлях к закладной раме. Части ворот приводили в движение гидравлические механизмы. Общий вес одной «дверцы» около 10 т. Ворота впечатляют, все-таки подлодки были на ядерном топливе, лучше лишний раз обезопаситься.

Всякие разные рубильнички с циферблатиками и стрелочками, ух!

Есть муляж военного корабля? Давай сюда, у нас тут места много, а посетителям на радость, лишь бы глазу было за что зацепиться.

Периодически в коридоре включали красные лампочки и делали «пип-пип-пип», чтобы посетители могли сделать прикольненькое фотки в тоннеле с аварийной подсветкой.

Маленькая ракета на большой тележке на перекрестке рельсовых путей.

Если ясно показать на лице подлодников морскую болезнь, будет более натурально. Все-таки месяцами плавать в тесной железной коробке удовольствие не для клаустрофобов.

— Сейчас я нажму большую кнопку и эта ракета будет преследовать вражеский корабль! Вечно! Ну и что, что она без начинки…

Оранжевая подлодка — это стильно.

Красный флаг и кусок подлодки. Ну а куда его еще, не на цветмет же!

Наверное, если подлодники знают о такой толщине металла и воздушной прослойки, отделяющих их от смерти, им становится не так страшно.

А тут можно выбрать себе любую понравившуютя каюту.

У каждого посетителя базы обязательно есть фотография с пультом управления, а рычажки там, пожалуй, иногда все-таки да отваливаются.

А вот подводная лодка в разрезе — уже интересно, ну как, как они там все умещались?

Квартирка как в лучших традициях Японии и Гон-Конга.

На «окнах» виднеется что-то вроде занавесок, чтобы светящиеся монстры морских глубин не мешали спать по ночам?

Не черный ящик а оранжевый шар, в жизни должно быть больше необычного и позитивного.

Визир батарейный командирский ВБК-1. Визир использовался для наблюдения за стрельбой, а также для автоматической передачи направления до цели (азимута) на центральный пост. На колонне расположены монокуляр и бинокуляр. Возможность 5х и 12х увеличения.

О как, а ты всю жизнь не знал, зачем нужен силикогель, а здесь его еще и сушат.

В конце маршрута традиционные сувениры

На выходе из музея можно встретить маленький голубенький самолетик. ЯК-38 — советский палубный штурмовик, серийный самолет вертикального взлета и посадки. Всего было построено 231 самолетов ЯК-38 различных модификаций в 1974-1989 годах. Серийный выпуск машины осуществлялся на Саратовском авиазаводе. Самолет базировался на авианесущих крейсерах проекта 1143 («Киев». «Минск», «Новороссийск», «Баку»).

Вот так закончилась целая страница истории нашей страны, холодной войны и когда-то один из самых секретных объектов страны был разграблен только чудом и остался музеем.

Фотографии от посещения в 2017

Балаклава подводные лодки 2021 🌊 музей, база в Крыму, фото

База подводных лодок в Балаклаве

Балаклава располагается в одноименной бухте, представляющей собой узкую полоску моря длиной 1,5 км и довольно большой глубиной – до 36 м. Это место упоминалось ещё в «Одиссее» Гомера, главный герой которой останавливался в бухте со схожим описанием.

С античных времён бухта использовалась в ходе военных действий, подтверждение чему можно найти в трудах Птоломея, Плиния, Страбона и других древних авторов. В средневековье бухту активно использовали генуэзцы, а в XVIII веке в годы русско-турецкой войны здесь состоялось крупное морское сражение, закончившееся для турецкого флота сокрушительным поражением.

Так, одной из главных достопримечательностей Балаклавы считается музейный комплекс, расположенный под землёй, на ранее действующей базе подводных лодок. Уникальный комплекс засекреченных объектов периода «холодной войны», широко известный в наши дни как «Объект 825 ГТС», является одним из филиалов Военно-исторического музея фортификационных сооружений.

Туры и путевки в Крым

Рекомендуем сравнивать цены на туры на сайтах: Travelata или Level.Travel. В стоимость тура включены: авиаперелёт, трансфер из аэропорта до отеля и обратно, проживание и питание в отеле и медицинская страховка.

Объект 825 ГТС — немного истории

В послевоенные годы СССР и США, стремительно наращивали свой ядерный потенциал, при этом угрожая друг другу нанесением сокрушительных ударов.

После осуществлённых Вооружёнными силами США атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки (Япония) в августе 1945 г., СССР была принята программа, предусматривающая проведение ряда мероприятий с целью укрытия мирного населения и важнейших объектов как города Севастополя, так и флота.

Для этого руководством СССР было принято решение найти в Крыму такое место, где атомные подлодки могли бы базироваться для нанесения ответных ударов противнику. Выбрано было уникальное природное место – глубоководная Балаклавская бухта, которая не видна с моря и надёжно защищена от штормов.

В 1947 г. проект сложнейшего фортификационного сооружения – противоатомного подземного комплекса, спроектированного институтом «Гранит», расположенным в Ленинграде, был лично завизирован И. В. Сталиным. Строительство началось в 1954 г. и круглосуточно осуществлялось военными строителями и профессиональными метростроевцами подземным способом в толще горы.

Общая площадь комплекса составила 15000 м2. По проекту, в его состав планировалось включить несколько автономных объектов: топливное хранилище, ёмкость которого 9500 тонн; минно-торпедную часть; «гидротехническое сооружение» — тот самый объект 825 ГТС; ремонтно-техническую базу (ныне известную как объект 820).

Объект 825 ГТС, как сооружение противоатомной защиты первой категории был создан с целью укрытия, ремонта и обслуживания подлодок, а также для хранения боеприпасов. Ширина подземного канала составляет на некоторых участках до 22 м, глубина – 8 м, длина – более 500 м. В нём могло свободно разместиться до 7 небольших подлодок.

База способна выдержать взрыв до 100 килотонн, а при атомном конфликте заводом мог быть принят весь рабочий персонал, руководство и экипажи с обеспечением питьевой воды, питания и жилья более чем на 30 дней.

Интересно! Название объекта было зашифровано кодом 825 ГТС, где «ГТС» для непосвящённых в целях конспирации могло означать «городская телефонная станция».

Пункт базирования подлодок использовался до 1993 г. Именно в этом году жителям города и стало известно о настоящем назначении засекреченного комплекса. После распада СССР Украиной было заявлено, что нужды у государства в данном объекте нет. Комплекс почти не охранялся, в результате чего был разграблен мародёрами. Всё ценное оборудование вскоре было вывезено в неизвестном направлении.

Позже «морским собранием» Севастополя в обращении к Балаклавской мэрии было предложено сделать на заброшенном объекте музей морской техники и подводного флота. Его открытие состоялось в 2003 г.

Фото

 

Официальный сайт

С актуальной информацией о базе подлодок можно ознакомиться на официальном сайте объекта.

Где находится?

  • Популярная у туристов достопримечательность расположена в горе Таврос в западной части Балаклавы.
  • Местоположение: Таврическая набережная, 22, Балаклавский р-н, г. Севастополь.

На карте

Как добраться?

Добраться до музейного комплекса можно несколькими способами.

От севастопольского ж/д вокзала и автовокзала г. на троллейбусах №17 или №20, либо на автобусах №№17, 20, 26 необходимо доехать до конечной остановки «5-й километр». Далее – пересесть на маршрутку или автобус №№9, 94, 99 и доехать до остановки «Оболонь», после чего – повернуть в правую сторону, на западный берег бухты. Пешая прогулка займёт около 15 минут.

От восточного берега бухты нужно проехать одну остановку на автобусах №№9, 94, 99 (ост. «Оболонь»), после чего повернуть в левую сторону, к западному берегу бухты.

Таже из любой точки в Балаклаву можно доехать на такси. Такси и трансферы удобно заказывать на Kiwitaxi.ru — это онлайн-система поиска такси и бронирования индивидуальных трансферов. Из плюсов:

  • фиксированная стоимость
  • встреча с именной табличкой
  • круглосуточная поддержка

Подводный музей

Музей открыл свои двери для посетителей в начале июня 2003 г., как часть Музея военно-морских сил Украины.

В его состав включены памятники приморской фортификации, создававшиеся в сложнейших природных условиях: судоходный канал, ядерный арсенал объекта 820 РТБ ВМФ СССР и производственные помещения секретного объекта 825 ГТС.

Посетителям доступны далеко не все помещения бывшего подземного музея, что связано с тем, что многие из них остаются в аварийном состоянии, из-за чего передвижение по некоторым участкам может быть опасным. Осмотреть можно зоны вокруг канала, проходящего насквозь через гору Таврос, несколько заводских цехов и арсенал.

Для посетителей организованы экспозиции, рассказывающие:

  • Об истории ВМФ;
  • О подводных силах Черноморского флота СССР;
  • Об аспектах «холодной войны».
  • Действует также выставка, в экспозиции которой представлены раритеты Восточной войны (1853-1856 гг.).
  • Посетители музея могут ознакомиться с образцами вооружения и военной техники, несколькими моделями боевых судов.

Цены на билеты

  • Стоимость входного билета для взрослых посетителей составляет 300 р.,
  • для учащихся средних школ, студентов очных форм обучения – 100 р.

Для военнослужащих по призыву, ветеранов войны, участников боевых действий, воспитанников Суворовских и Нахимовских училищ, кадетских корпусов, курсантов военно-учебных заведений, многодетных семей, детей с 5 до 7 лет, детей-сирот, работников музейных учреждений России, инвалидов второй группы, руководителей экскурсионных групп вход в комплекс свободный.

Экскурсии

Посещение разрешается только в сопровождении экскурсоводов. Экскурсионные группы формируются из числа индивидуальных посетителей (до 70 человек) в день посещения.

  • Последняя часовая экскурсия начинается в 16:00.
  • Стоимость индивидуальной лекции-экскурсии для группы – 20000 р.
  • Обратите внимание! Детям до 5 лет вход на экскурсию запрещён.

Существует два варианта экскурсий:

  1. Первый – пешеходный маршрут, позволяет ознакомиться со всеми действующими экспозициями музея, арсеналом и моделями подлодок. Его протяжённость составляет около 1 км, а продолжительность экскурсии – чуть меньше полутора часов. Вход и выход на территорию находятся в разных частях набережной.
  2. Второй маршрут экскурсии проходит через подземный канал, а передвижение осуществляется на катерах. Минусом этого варианта является некоторая ограниченность в информативном плане. Экскурсанты лишены возможности осмотреть музейные тематические экспозиции, но могут увидеть места ремонта и стоянок лодок, систему погрузки боеприпасов и затворные системы.

Также мы советуем увлекательные экскурсии для отдыхающих и путешественников здесь: Tripster.ru – сервис необычных экскурсий от местных жителей и гидов, которые могут рассказать о самом интересном в своих городах.

Режим работы

Посетить музей можно со среды по воскресенье с 9:20 до 16:00, перерыв – с 13:00 до 13:30. Кассы открыты с 9:10 до 16:00.

Описание — что вы найдете на территории?

В рамках пешеходного маршрута экскурсанты делают 12 остановок. Наибольший интерес для посетителей представляют два транспортных зала, минно-торпедная часть, транспортная потерна, сухой док, арсенал и запирающие конструкции подземного канала.

Важно! Видеосъёмка и аудиозапись на территории подземного комплекса запрещены. Непрофессиональная фотосъёмка осуществляется бесплатно, без права публикации в электронных и печатных изданиях.

В первом транспортном зале находится экспозиция, рассказывающая об истории строительства, представлены образцы оборудования, фотоматериалы. Второй зал служил местом проведения обслуживания, контроля и подзарядки торпед. Именно отсюда они по рельсам транспортировались на подлодки или в арсенал.

Арсенал, по отзывам посетителей, является самой интересной частью маршрута. В его помещениях с точностью воссоздана обстановка периода «холодной войны», а также представлен ряд экспонатов, посвящённых истории советского флота. Не меньший интерес представляют помещения, предназначенные для сборки и проверки боеприпасов, склады и транспортные пути.

Транспортная потерна представляет собой протяжённый подземный ход, проложенный в твёрдых горных породах, служивший для перемещения между подразделениями объекта. Одними из самых интересных для посетителей объектов, являются модели подлодок, размещённые в сборочном цеху.

Сухой док использовался ремонта подводных лодок, а над производственной площадью были оборудованы кабинеты руководителей, медицинский пункт и столовая.

Запирающие конструкции – батопорты, использовались для изоляции базы от внешнего мира со стороны Чёрного моря.

Смотреть видео

Завод по ремонту подводных лодок

За время существования базы, в ней побывало 155 экипажей подлодок, а в цехах подземного завода трудились лучшие специалисты. Оборудование, предназначенное для ремонта, парк станков и установки для зарядки аккумуляторов располагались на смежных с сухим доком площадках.

Отзывы туристов о посещении бухты

  • Гости Севастополя положительно отзываются о посещении бухты, отмечая, что экскурсии интересны и взрослым, и детям. По мнению многих посетителей, вариант пешей экскурсии намного информативнее и насыщеннее, чем прогулка по каналу на катере.
  • Туристы отмечают, что температура внутри базы держится на отметке +15°С, поэтому посетителям рекомендуется взять с собой тёплую одежду.
  • В разгар туристического сезона возможны очереди и может потребоваться предварительная запись.

Музей подводных лодок в Балаклаве: как добраться, что посмотреть

Знаменитый музей подводных лодок в Балаклаве — одно из самых посещаемых мест в районе Севастополя. Целью создания этого сооружения (Объекты 825 ГТС и 820) стала защита морского подводного флота от бомбардировки с воздуха.

 

Где находится музей подводных лодок в Балаклаве (Севастополе)?

Музей военной истории морского флота находится в южной части города, а именно, в Балаклавской бухте. Находится город Балаклава всего в 17,5 км от городе-героя Севастополь. Добраться до музея можно как на своей машине, так и на общественном транспорте.

Расположился Военно-морской исторический комплекс «Балаклава» в скальном массиве на территории Балаклавской бухты. Протяженность бухты составляет около 1500 метров, а ширина колеблется от 45 до 400 метров. Со стороны моря эта бухта не просматривается, а благодаря скалам расположенным с обеих сторон, ей не страшны штурмовые ветра.

Все вышеперечисленные условия сыграли решающую роль при выборе засекреченного места для строительства подземного завода ремонта и обслуживания подводных лодок.

База подводных лодок расположена в западной стороне города, рядом с Таврической набережной. Рядом с музейным комплексом находится живописная Балаклавская бухта, посмотреть ее можно в Гугл-панораме места:

Музейный комплекс был открыт для посещения в 2003 году. Коллекция данного музея уникальна, ведь здесь можно увидеть тематические залы, цехи, мастерские, склады для хранения боеприпасов и снарядов, помещения для подготовки мин и торпед к бою, а также склады для хранения топлива.

Как приходило строительство Балаклавской подземной базы?

Появление ядерного оружия в США несло прямую угрозу СССР. По этой причине Советский Союз также занялся разработками атомного оружия. А пока этим занимались ученные, военные занимались вопросом создания специализированных комплексов, которые бы позволили пережить удар сверхмощного оружия и сохранить свою военную технику.

Место для строительства базы было не случайным. Балаклавская бухта глубокая, даже для прохождения подводных лодок, а выход из нее не просматривается с моря. Сама гора Таврос, в недрах которой было решено соорудить комплекс, представляла собой серьезную защиту от врага.

Как только было выбрано место для будущей базы, город Балаклава стал закрытым. Строительство объекта  длилось целых 8 лет (с 1953 по 1961 год).

Всего за это время было изъято более 120 тысяч тонн скальной породы. Если принять в учет, что о строительстве фортификационного сооружения местные жители не ведали ни сном, ни духом, это был грандиозный объект. Породу вывозили ночью на баржах и вываливали в открытом море.

Прокладкой туннелей занимались строители метро, которые знали как производить бурение горных пород. Работали по три смены.

Стоит заметить, что на территорию объекта не пускали ни местных жителей, ни жителей Севастополя, которые до самого 1993 года думали, что в районе Балаклавской бухты находилась телефонная станция. До самого развала Советского Союза город был закрытым.

По расчетам, подземный завод был способен противостоять прямому попаданию атомной бомбы силой в 100 килотонн. Официальное название объекта — 825 ГТС. Для непосвященных слово ГТС означало «гидро-техническое сооружение»

Чем интересен музей подводных лодок сегодня?

Современный музейный комплекс знакомит посетителей с событиями, о которых сегодня мало кто помнит, тем более молодые люди. Экспозиции музея подводных лодок в Балаклаве передает дух того времени, рассказывают о подвигах Черноморского флота, совершенных во время Великой  Отечественной Войны. Представленная экспозиция должна воспитать чувство гордости за свою страну и ее героев и привить патриотизм.

Сегодня База подводных лодок Севастополя является уникальным в своем роде объектом, подобных которому нет во всем мире. Здесь будет интересно каждому, не зависимо от возраста.

С развалом Советского союза секретный объект перешел Украине и стал невостребованным. Как стратегический объект он прекратил свое существование в 1993 году. Как только его прекратили охранять, сюда тут же устремились грабители, которые выносили цветной металл и все что представляло хоть какую-то ценность. А жаль, так как арсенал ядерного орудия период «Холодной войны», представленный здесь, единственный из сохранившихся до наших дней на территории Европы.

Спустя 10 лет после развала СССР администрация Балаклавы (Севастопольский округ) приняла решение перевести комплекс в статус музея и уже в 2014 году, после Референдума, музей подводных лодок в Балаклаве стал южным филиалом Военного музея фортификации РФ.

Что посмотреть в Музее подводных лодок в Балаклаве (Севастополь)

Сразу стоит отметить, что посетителям музея предлагаются два разных маршрута.

Маршрут №1. По этому маршруту проходит экскурсия продолжительностью 2 часа. Экскурсовод проводит группу по туннелю длиной 600 метров до самого выхода из комплекса, который находится в восточной части. Всего на маршруте находится 12 остановок, о которых я расскажу чуть ниже.

Маршрут №2 предлагается людям пожилого возраста, детям и лицам с ограниченными физическими возможностями. Специально для них предусмотрен маршрут экскурсии, которая проводится на катере по каналу. В ходе экскурсии посетителям показывают схему расположения помещений и объектов комплекса, рассказывают о технологии погрузки боеприпасов на подводные лодки и историей базы.

В ходе экскурсии туристов ожидает прогулка по большому искусственному туннелю, который проходит вдоль канала наполненного морской водой. Сквозной канал проходит через всю гору. Во время экскурсии экскурсовод покажет цехи, жилые помещения, медицинские кабинеты и макеты подводных лодок и снарядов. Среди прочего, можно увидеть, в какой форме работал обслуживающий персонал.

Макеты подводных лодок нужно интерпретировать в соотношении 1:1000. Например, в музее находится макет лодки 4-го поколения. Ее форма обтекаемая, а корпус имеет прорезиненное покрытие, благодаря чему обнаружить ее на радарах  было практически невозможно, за что она и получила название «Черная дыра». Эта модель использовалась на съемках российского фильма «72 метра».

Во время проведения осмотра музея экскурсоводы включают аудиозвуки, записанные еще во время работы подземной базы. Можно услышать шум работы различных механизмов, стуки, голоса людей. Все это позволяет окунуться а атмосферу того времени и представить себе, как здесь обстояли дела.

Экскурсия по комплексу длится около двух часов. За это время посетители могут осмотреть только половину музейного комплекса. В дальнейшем администрация города планирует расширить территорию современного музея и пополнить его новыми экспонатами.

При входе в тоннель можно посмотреть размещенные на стендах фотографии и ознакомиться с историей базы подводных лодок.

В Минно-торпедной части на подводке лодках проверялось состояние боеприпасов. В эту часть торпеды подвозили на специальных тележках, которые перемещались по колеям.

Сухой док был отведен для ремонтных работ, в которых нуждались подводки.

Арсенал. В этом помещении находились снаряды, которые развозили на специально предназначенных для этого контейнерах. Сегодня здесь располагается самая большая часть экспонатов музейного комплекса.

Открытая площадка на выходе из арсенала служила платформой для загрузки и выгрузки.

Интересные факты о музее

Поскольку строительство объекта проходило тайно, то отсутствие информации порождало множество слухов и домыслов. По этой причине местные жители могли лишь догадываться, что происходит на территории объекта.

Один мой знакомый из Балаклавы рассказывал, что его отец работал на базе в течение многих лет, но все это время семья не знала, что он был рабочим на базе и обслуживал подводные лодки. Только после того как объект был рассекречен, отец семейства рассказал, где он работал на самом деле и какую работу выполнял.

Выше в статье я уже говорила о том, что местные жители думали, что этот объект был городской телефонной станцией. Итак, теперь немного интересных фактов об этой самой «станции»:

  • Если в городе исчезало электричество, это означало, что в штольню заходила подводная лодка. Прибывали подводки только в темное время суток.
  • Для придания прочности стенам доков и тоннеля в бетон добавляли жидкое стекло.
  • Подземная база могла выдержать удар ядерной бомбы, который бы в 5 раз превышал по мощности удар, который пришелся на Хиросиму.
  • Дверь, преграждающая попадание в тоннель, весит около 24 тонн.
  • Горная порода, которую вывозили из недр горы, могла бы заполнить пирамиду Хеопса изнутри.
  • При выкачивании воды из дока, когда в него заходила подводка, на его дне оставалось много рыбы, которую матросы собрали и коптили. Если над Балаклавой появлялся запах коптящейся рыбы, это означало, что на ремонте в доке стоит очередная подлодка.
  • В 2007 году на базе подводных лодок снимали египетский фильм «Таймур и Шафика».
  • Раз в два месяца с рабочими цеха проводилась беседа в КГБ. После этого, люди шутили, говоря «Хочешь жить — потеряй память».
  • Гражданских, работающих на заводе, не работу сопровождали вооруженные матросы.

Музей подводных лодок в Севастополе: как добраться ?

До 1957 года Балаклава имел статус города, но с появлением засекреченной базы, город был перенесен в Севастопольский район. От Севастополя Балаклаву отделяют всего 7,5 км.

Добраться из Севастополя к Музею подводных лодок можно несколькими способами:

  • На своей машине или на такси
  • На прогулочном катере
  • на маршрутном такси или на рейсовом автобусе №9 и №24, которые отходят от остановки 5-й км Балаклавского шоссе. Ехать нужно до остановки Оболонь. Если вы едете на маршрутном такси, можно заблаговременно попросить водителя остановиться на повороте к музею, а дальше пройти пешком. Тротуар проходит мимо ЖД станции.

На своей машине доехать до музея подводных лодок от центра Севастополя можно так:

Режим работы объекта

Музей подводных лодок открыт не только в высокий сезон. Попасть на экскурсию по базе можно в любое время года. Однако по решению администрации время работы музейного комплекса может меняться в зависимости от сезона.

  • Понедельник, вторник — музей работает без проведения организованной экскурсии.
  • Среда — воскресенье — с 9:30 до 166:00. Перерыв на обед в кассе длится с 12:55 до 13:25

Цена билета

Стоимость билетов в музей подводных лодок в Балаклаве варьируется.На цену экскурсии влияют различные факторы, приведенные в таблице ниже:

УслугиЦена билет, руб
Экскурсии: 
взрослые300
дети, студенты (при наличии студенческого билета)100
Индивидуальная экскурсия: 
летом (до 10 человек)15 000 (с группы)
зимой, осенью (до 5 человек) 3 000 (с группы)
Профессиональная фото- и киносъемка без прекращения работы музея10 000/час
Профессиональные кино- и фотосъемка с прекращением экскурсионного обслуживания 
весна — лето75 000/час

Кому предоставляются льготы при посещении музея:

  1. Герои СССР и России;
  2. Герои Социалистического труда;
  3. инвалиды и ветераны ВОВ;
  4. узники концлагерей;
  5. кавалеры Ордена Славы;
  6. инвалиды;
  7. переводчики и руководители туристических групп;
  8. многодетные семьи;
  9. ветераны боевых действий;
  10. военные курсанты и военнослужащие;
  11. суворовцы, нахимовцы, кадеты;
  12. дети  до 7 лет;
  13. музейные работники;
  14. студенты ВУЗов и лица до 18-летнего возраста каждую вторую пятницу месяца.

На территории музея ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • Проводить видеосъемку и аудиозапись экскурсии, использовать фотовспышку.
  • Проносить предметы, рюкзаки, сумки и свертки размером более чем 55х 35 х 25 см, или длинномерные предметы, сумма измерений которых по длине, ширине и высоте превышает 110 см.
  • Проходить за ограничительные линии и прикасаться к витринам и экспонатам.
  • Проносить оружие, огнестрельные, взрывчатые, ядовитые и радиоактивные вещества, колющие и режущие предметы.
  • Проходить на территорию в нетрезвом состоянии, проносить и распивать спиртные напитки, в т.ч. и слабоалкогольные. Проносить на территорию любые напитки в стеклянной таре.
  • Курить и использовать любые пожароопасные средства и устройства.
  • Проводить домашних животных.
  • Нарушать общественный порядок и тишину.

По материалам: http://muzey-sevastopol.com/820/pravila-poseshcheniya

Информация для посетителей:

  • Адрес: Таврическая набережная, 22, Балаклава, Севастополь, Крым, Россия.
  • Координаты GPS: 44.500724, 33.596329.
  • Официальный сайт: http://muzey-sevastopol.com/
  • Телефоны: +7-8692-63-75-90 (офис), +7-978-889-10-56 (экскурсии).
  • Группа в ВКонтакте: https://vk.com/club64899617
  • Электронная почта: [email protected]

Интересные экскурсии в Севастополе

Жилье в Севастополе



 

фото, цена билета, режим работы — Суточно.ру

Балаклавский музей холодной войны, музей подводных лодок, подземный военно-морской музей, объект 825 ГТС, объект РТБ 820 — военный музей и одна из самых популярных севастопольских достопримечательностей имеет множество названий. Пусть вас не смущает такое разнообразие — речь идет о том самом когда-то секретном объекте, который цепью тоннелей вонзился в горные склоны Балаклавы. Расскажем, как организована работа музея, как он возник и что вызывает особенный трепет туристов.


Балаклава, музей подводных лодок: засекреченная советская база

Крым, и особенно Севастополь, — это не только ласковое море и чистые пляжи. Это место дислокации Черноморского флота, который охраняет границы государства. Удобное географическое расположение Балаклавы, примостившейся в центре одноименной бухты, способствовало тому, что еще в 50-е годы прошлого века в одном из скальных массивов началось строительство сверхсекретной военной базы. Сеть глубоких туннелей изрезала всю гору. В результате на свет появились два мощных объекта: 825 ГТС (гидротехническое сооружение для приема атомных подлодок) и 820 РТБ (ремонтно-техническая база для них же).

Даже по советским меркам это было что-то невообразимое как в плане технологий, так и в плане секретности. Вход в канал закрывался понтонным мостом, а вход непосредственно в сооружение закрывал батопорт, морской затвор. Внутри был еще один корпус, полностью заполненный воздухом. Вся конструкция могла выдержать ударную волну, радиацию и давление до 55 кг на квадратный сантиметр. Объект целиком, вместе с десятью подлодками и обслуживающим их персоналом, мог автономно существовать до 30 дней.

В 90-е годы рухнул железный занавес, подлодки ушли из Балаклавы, одновременно лишив ее статуса закрытого города, секретная база осталась бесхозной. Позже администрация города решила превратить военный объект в музей. За относительно короткий срок он приобрел такую же популярность, как и другие достопримечательности Балаклавы, прежде недоступные туристам.

Фото подземной базы подводных лодок в Балаклаве

Питание в отеле

Бассейн

Автостоянка

Интернет Wi-Fi

Работает круглогодично

Баня, сауна

Территория, двор

Спутник/кабель ТВ

Собственный пляж

Детская площадка

Конференц-зал

Проживание с животными

Дети любого возраста

Круглосуточная регистрация

Терминал для оплаты картой

Открой Украину: Места: Крым: Севастополь: Военно-морской музей Балаклава (Музей подводных лодок)

Военно-морской музей Балаклава (Музей подводных лодок)

Морской музейный комплекс Балаклава — один из самых необычных и интересных музеев Крымского полуострова. Он был создан в начале 2000-х на территории бывшего сверхсекретного подземного завода, занимавшегося ремонтом и обслуживанием подводных лодок Черноморского флота СССР. Завод располагался внутри гигантского скального массива на западном берегу Балаклавской бухты.

Грандиозное строительство одного из крупнейших секретных военных объектов мира началось в Балаклаве в середине 50-х годов, когда холодная война была в самом разгаре. Крупномасштабный подземный комплекс технического обслуживания и ремонта подводных лодок представлял собой комбинированный глубоководный канал длиной 600 метров. Он был спрятан под 120-метровой скалой и состоял из сухого дока, ремонтных мастерских, складов для торпед и другого оружия, жилья для личного состава, командных пунктов, противоатомных укрытий и административных помещений.При этом каждый отсек перекрывали массивные двери и калитки из стали с бетонным покрытием.

Балаклавский подземный завод выдержал мощную ядерную атаку: его защита позволила выдержать прямое попадание ядерной бомбы мощностью до 100 килотонн, что почти в пять раз превышает мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму. Завод имел все необходимые системы жизнеобеспечения для тридцатидневного автономного существования: вентиляция, подача продуктов и топлива, вода и электричество.

Секретный военный объект проработал вплоть до распада Советского Союза, а затем потерял свое значение: подводные лодки вышли из Балаклавской бухты, а сам комплекс остался без работы, брошен и разграблен. Теперь галереи завода превращены в огромные выставочные площади, в которых размещено несколько тематических экспозиций, объединенных в Морской музейный комплекс Балаклава. В них рассказывается история Балаклавы и военно-морского флота, подводных сил Черноморского флота СССР и периодов холодной войны.

Здесь представлены макеты военных кораблей, различные элементы арсенала подводных лодок, военно-морское вооружение и боеприпасы, памятные вещи и уникальные документы. Особый интерес представляет постановочная экспозиция с фрагментами подводной лодки и фигурами моряков в натуральную величину, изображающими точку марша.

Отдельная экспозиция посвящена событиям Крымской войны 1853 — 1856 годов. В ней представлены подлинные раритеты из частных коллекций меценатов: военная техника, обмундирование, награды, образцы холодного и огнестрельного оружия, карты сражений, личные вещи и т. Д. письма солдат и офицеров, монеты и предметы быта.

Как добраться. От автовокзала Севастополя доехать до остановки «Рынок 5 км», затем на маршрутке №9 доехать до Балаклавы.

Теперь музей, эта база подводных лодок СССР была построена, чтобы выдержать ядерные удары США — и нанести ответный удар: NPR

Хазматские костюмы висят рядом с каналом, ведущим от Балаклавской бухты к сердцу подземной базы. Люсьен Ким / NPR скрыть подпись

переключить подпись Люсьен Ким / NPR

Костюмы «Хазмат» висят у канала, ведущего от Балаклавской бухты к сердцу подземной базы.

Люсьен Ким / NPR

Сегодня белые яхты качаются на бирюзовой глади Балаклавской бухты, тихой бухты, скрытой от открытых вод Черного моря. Но 30 лет назад бухта была закрытой военной зоной, заполненной подводными гигантами советского флота.

Балаклава, расположенная на юго-западной оконечности Крымского полуострова, является пригородом Севастополя, стратегическим портом, который Россия использовала для распространения силы через Черное море и за его пределы уже более 200 лет.Во время холодной войны в Балаклавской бухте находилась сверхсекретная база подводных лодок, предназначенная для того, чтобы пережить ядерный удар США, а затем нанести ответный удар.

Юрий Тарариев служил капитаном 14-й дивизии подводных лодок ВМФ СССР, которая базировалась в Балаклаве. В течение своей жизни он видел, как Крым из «непотопляемого авианосца» Советского Союза превратился в украинский курорт в оккупированный российский военный опорный пункт. База сейчас музей и Тарариев, ее директор.

«Когда мы вышли в море, мы взяли на борт ядерные боеголовки и были готовы применить их, если будет приказано», — сказал он.

Затем, после 15 лет службы, он увидел распад Советского Союза, а вместе с ним и его могущественную военную машину. Тарариев говорит, что у него были слезы на глазах, когда последняя подводная лодка вышла в море с балаклавской базы в 1992 году.

В музее экспонируется макет авианосца «Киев».Сегодня советский военный корабль — это тематический парк в Китае. Люсьен Ким / NPR скрыть подпись

переключить подпись Люсьен Ким / NPR

В музее экспонируется макет авианосца «Киев». Сегодня советский военный корабль — это тематический парк в Китае.

Люсьен Ким / NPR

Крым внезапно стал частью независимой Украины. Хотя Россия в конечном итоге сохранила большую часть советского Черноморского флота, ей пришлось арендовать крымские военно-морские объекты у украинского правительства в Киеве. Построенная на 400 футов под горой Таврос подземная база в Балаклавской бухте пришла в упадок и была разграблена на металлолом, прежде чем она стала музеем в 2003 году.

Как и многие крымчане, Тарариев приветствовал захват полуострова Россией в 2014 году после протестов в Киев привел к власти прозападное правительство.В то время президент России Владимир Путин оправдал аннексию тем, что она предотвратит попадание военно-морских баз Крыма в руки НАТО.

Такие доводы находили отклик у местных жителей, чьи жизни были связаны с легендарным военным прошлым Крыма, которое предшествует его истории как украинской территории. Иностранные захватчики осаждали Севастополь дважды за столетие, а отец Тарариева помог освободить город от немецко-фашистских захватчиков в 1944 году.

«Слава Богу, что все вернулось на круги своя, и Крым и Севастополь вернулись в свой порт», — сказал Тарариев. о русской аннексии.

В течение нескольких дней в начале 2014 года российские войска рассредоточились и оккупировали Крым, используя базы Черноморского флота России в качестве плацдармов. Наспех организованный референдум — проведенный в условиях российской оккупации и в нарушение украинского законодательства — должен был придать земле блеск легитимности. Впервые после Второй мировой войны одна европейская страна захватила территорию у соседа. Украина была слишком слаба, чтобы сопротивляться, а западные страны не хотели рисковать чем-то большим, чем вводить экономические санкции в отношении России.

После аннексии музей Тарариева перешел в ведение Минобороны, а у входа появился портрет Путина.

Посетители получают доступ к бывшей подземной базе рядом с каналом, ведущим из Балаклавской бухты в самое сердце горы. Гигантские металлические ворота весом 165 тонн заблокировали бы базу во время ядерной войны и выдержали бы взрыв мощностью 100 килотонн — в пять раз больше разрушительной силы американской атомной бомбы, сброшенной на Нагасаки.

«Каким-то образом самолет должен был прорвать всю нашу ПВО и сбросить здесь ядерную бомбу», — сказал Тарариев. «Грибовидное облако поднимается вверх, морская вода заливает залив и покрывает вершины холмов, а затем стена воды обрушивается на эти ворота, которые сдерживают ее».

Директор музея Юрий Тарариев до распада СССР 15 лет служил капитаном советского военно-морского флота. Он поддержал аннексию Крыма Россией. Люсьен Ким / NPR скрыть подпись

переключить подпись Люсьен Ким / NPR

Директор музея Юрий Тарариев до распада СССР 15 лет служил капитаном советского военно-морского флота. Он поддержал аннексию Крыма Россией.

Люсьен Ким / NPR

Во время войны подземный канал мог укрыть до семи подводных лодок среднего размера. Туннели, соединяющие обширную базу, были особенно изогнуты для отражения взрывных волн. Запасов хватило на 30 дней.

Самая секретная часть базы была местом хранения ядерных боеголовок перед загрузкой на подводные лодки. Рабочие носили специальную одежду, чтобы избежать образования статического электричества, а стены были мягкими, чтобы уменьшить эхо, которое могло бы привести к неправильному пониманию приказов.

Слова «Не говори всего, что знаешь, но всегда знай, что говоришь!» написаны по-русски на стене красной краской, чтобы напомнить рабочим о необходимости соблюдения секретности.

Самая яркая экспозиция музея — модель авианосца «Киев», который был выведен из эксплуатации после распада Советского Союза и сегодня является центральным элементом тематического парка Китая.

Рыбаки закидывают удочки у входа на некогда сверхсекретную базу подводных лодок в Балаклавской бухте. Люсьен Ким / NPR скрыть подпись

переключить подпись Люсьен Ким / NPR

Рыбаки закидывают удочки у входа на некогда сверхсекретную базу подводных лодок в Балаклавской бухте.

Люсьен Ким / NPR

Теперь, когда музей финансируется Москвой, новые экспонаты также отражают враждебность между Соединенными Штатами и Россией, которая возродилась после аннексии Крыма Путиным.

Залитый красным светом один стенд, посвященный нападению США на Хиросиму и Нагасаки, показывает, как дядя Сэм указывает пальцем на посетителя рядом с гигантскими словами «преступления против человечности». Другой экспонат подробно описывает план США по уничтожению Советского Союза с помощью атомных бомб, оправдывая собственные разработки Москвой ядерного оружия и подземные базы, подобные той, что находится в Балаклавской бухте.

Татьяна Степанцевич, научный сотрудник музея, говорит, что предпочла бы, чтобы плохие старые времена остались в прошлом.

«Не стоит возвращаться в те времена», — сказал Степанцевич. «Было бы здорово дружить и сотрудничать, а не воевать, даже если это так называемая холодная война».

Секретные базы подводных лодок, по ее словам, лучше всего использовать в качестве музеев.

Балаклавский военно-морской музейный комплекс. База атомных подводных лодок

Подземный комплекс общей площадью 15 000 кв.м. строился 9 лет (с 1954 по 1963). Он считался 1-й категории по противоядерной стойкости и мог жить самостоятельно 30 суток.К строительству приступила военная шахтная бригада, а позже, в феврале 1956 года, к зданию по приказу лидера Советского Союза Никиты Хрущева присоединились две группы метрополитенов из Москвы и Харькова.
Подземный комплекс в Балаклаве включал в себя следующие части:
• Объект 825 «Гидротехнические работы» — это особый цех судостроения. Он предназначался для ремонта подводных лодок класса «Виски» и «Ромео».В объект включен водный канал 602 м. длинная, 10м. широкая и 8м. глубокий. Он включал производственную площадку, в которой располагался парк оборудования, сварочно-стендовый участок, складские и бытовые помещения.
Сухой док — специальное гидротехническое сооружение верфи. Фактически это был бассейн, отделенный от основного канала водонепроницаемой заслонкой (небольшим плавучим кессоном). Во время стыковки кессон был открыт, подлодка втянута внутрь, а шлюз закрылся. После откачки воды (на это ушло около 3 часов) подводная лодка встала на килевые блоки и начались ремонтные работы.Ремонт подводной лодки обычно занимал 3-4 недели.
Около 3000 человек, 9 малых или 7 средних подводных лодок могли укрыться внутри базы во время войны.
• Минно-торпедная деталь использовалась для подготовки и испытания торпед. Торпеды были укомплектованы энергокомплектом, электрооборудованием, системой самонаведения, проверена герметичность корпуса.
• Объект 820 (арсенал) — это сервисно-снабженческая база по хранению, сборке и распределению боеприпасов (в том числе ядерных боеголовок).Там служили 150 военнослужащих. Арсенал имел техническую и локальную зоны, большой транспортный коридор, склад боевых частей и погрузочную платформу. Температуру и влажность тщательно соблюдали и поддерживали в арсенальной части: от + 5 до 15 ° C и влажность от 50 до 60%.
• Хранилище горючего — может вместить 9,5 тыс. Тонн горюче-смазочных материалов (не относится к музею).

Подземный антиядерный комплекс в Балаклаве — уникальный памятник военной истории, техники и фортификации.

См. Также: Фотографии Балаклавы

Крым с частным гидом Сергей Сорокин: однодневные и многодневные туры экскурсионные и пешие прогулки




Балаклавская база подводных лодок, Крымский секретный советский подкомплекс

Балаклава — очень интересное место для тех, кто любит свой темный туризм, наполненный высшей секретностью времен холодной войны.

Этот некогда скромный рыбацкий поселок, расположенный в Крыму, Украина, в 1957 году стал местом размещения большой секретной базы советских подводных лодок.

По прибытии в Балаклаву легко понять, почему они выбрали это место. Это просто последнее место, где можно было бы ожидать размещения высокотехнологичной (на то время) атомной подводной лодки.

После начала строительства власти фактически стерли Балаклаву с официальных карт. Военным и знакомым он стал известен как «Объект 825 ГТС».

Здание Объекта 825 ГТС

Внутри вход на базу. Кредит: Alexxx1979 / CC BY-SA

Огромный подземный комплекс строился за 4 года.Построенный в 1961 году, он был спроектирован для размещения нескольких морских подводных лодок через сеть водных каналов с сухими доками для ремонтных работ, местом для боеприпасов (включая ядерные боеголовки и ракеты) и центром связи.

На строительство было привлечено

метрополитенов из Москвы. Это было впечатляющее усилие.

Вырубленная в горе Таврос (при этом было удалено 120 тысяч тонн породы), база была построена, чтобы выдержать ядерный взрыв категории I и могла использоваться в качестве безопасного бункера в случае ядерной атаки.

С этой целью у него даже была больница и продовольственные магазины для выживания после радиоактивных осадков.

То, что когда-то называлось Балаклавой, превратилось в военный городок в результате строительства объекта 825 ГТС.

Границы закрыты для лиц без соответствующего доступа. Местные жители, работавшие на базе, не могли позволить членам семьи навещать их.

Удивительно, но Советскому Союзу удавалось сохранять базу подводных лодок в секрете и функционировать до 1993 года. Однако окончание холодной войны и экономические трудности постсоветской России означало, что не было никаких причин держать базу открытой.

Постсоветский упадок

После того, как русские покинули комплекс, они забрали с собой наиболее ценную технику и их содержимое.

Затем его оставили гнить более десяти лет. Остальные компоненты базы были разграблены без присмотра, почти весь металл был разграблен.

В 2000 году он был передан военно-морским силам Вооруженных сил Украины, которые оставили его в упадке до 2003 года, когда севастопольская «Морская комиссия» предложила построить музей.

Где находится Балаклавская база подводных лодок

  • Адрес: Таврическая наб., 22, Балаклава
  • Телефон: +380 (8692) 63-75-92
  • Сайт

Балаклавская база подводных лодок сегодня

Внутри Балаклавского военно-морского музея. Предоставлено: Давиде Мауро / CC BY-SA

Военно-морской музей был открыт для публики в 2004 году. Благодаря тематическим выставочным залам внутри различных частей комплекса посетители получают представление о том, как бы выглядели ремонтные мастерские и склады боеприпасов во время операция.

Есть несколько экскурсий по комплексу, некоторые из которых проводятся на лодке. Они проведут вас по сети каналов, где когда-то стояли подводные лодки в ожидании ремонта.

Прогулка по длинным каменным коридорам — это тоже незабываемые впечатления, ведь легко представить себе улей военной и инженерной деятельности, который когда-то здесь происходил. Есть даже несколько оставшихся ракет, на которые стоит посмотреть.

Рекомендуемое изображение: Alexxx1979 / CC BY-SA

Следуйте за нами в Instagram!

Балаклавская база советских подводных лодок — Subterranea Britannica

Написано Ником Кэтфордом / Майком Бартоном 1 мая 2005 года.

Прибыв в центр города, на противоположной стороне бухты был отчетливо виден вход для подводной лодки. Вскоре мы были на пути к входу в подводную лодку, но соседний пешеходный вход был заперт и явно никого не было дома. Мы нашли кабинет директора музея (изначально это был офис военного подразделения, занимающегося ядерными боеголовками), и с радостью обнаружили, что этим утром была школьная вечеринка, и мы могли проследить конец этой встречи. так что, по крайней мере, у нас будет возможность заглянуть внутрь, хотя очевидно, что возможности для фотографирования будут ограниченными.Мы пытались организовать частный визит с большим количеством времени, но это встретило холодную реакцию директора, который был «Джобсворт» и не очень помог. Он сказал, что ему нужно будет уточнить у своего начальства в Киеве, и что мы должны вернуться к нему позже в тот же день, чтобы получить ответ.

Поскольку тур длился час, было ясно, что мы собираемся увидеть только часть объекта. База разделена на две части к северу и югу от водного канала, между которыми нет подземного перехода.Большинство цехов, сухого дока и т. Д. Расположены на северной стороне канала, но мы посетили складские помещения на южной стороне, но сначала кратко рассказали об истории объекта.

Видя широкомасштабные разрушения, вызванные атомными бомбами, сброшенными на Хиросиму и Нагасаки в августе 1945 года, Сталин приказал построить оборонительные сооружения для защиты советской базы подводных лодок в порту Балаклава на юге Крыма. Ядерный взрыв над городом вызвал бы широкомасштабные разрушения, в том числе заблокировал бы естественный выход в море.Для защиты подводных лодок Черноморского флота он приказал построить массивный подземный комплекс для обслуживания и ремонта.

Балаклавская гавань — идеальное место с легким доступом к Черному морю. База была построена на западной стороне залива с обрывами наверху, достигающими высоты 130 м и обеспечивающими достаточную защиту для установки внизу.

Строительство началось в 1954 году не только под Балаклавой, но и под Севастополем.По завершении строительства в 1961 году ей было присвоено кодовое имя Objekt 825. База была предназначена для размещения 1 дивизии Черноморского флота, до 10 подводных лодок. Другие советские флоты (Тихоокеанский, Атлантический, Северный и др.) Имели аналогичные подземные ремонтные сооружения.

Вход на базу находился на небольшом расстоянии в залив, откуда подземный канал полукругом на 500 метров выходил обратно во внутреннюю бухту напротив и недалеко от военной гавани (в Балаклаве все еще есть действующая военно-морская база).

Были предоставлены надувные понтоны, чтобы заблокировать каждый конец канала, если это необходимо, и прямо внутри каждого входа можно было опустить огромные противовзрывные двери, чтобы полностью закрыть канал; эти противовзрывные двери были 7 м в высоту, 10 м в длину и 2 м в толщину, двери закрывались за 40 минут. Внешне дополнительную защиту обеспечивала маскировочная сетка. Толщина железобетонных стен вокруг основания составляла 4,5 метра. В самом широком месте канал был 22 метра в ширину и 8,5 метра в глубину. База занимала общую внутреннюю площадь 10 000 м².

Установка была спроектирована так, чтобы выдерживать воздействие прямого ядерного удара мощностью до 100 килотонн. На всех точках доступа имелись тяжелые противовзрывные двери, чтобы изолировать внутреннюю территорию в случае ядерной угрозы, что позволило примерно 3000 военнослужащим противостоять ядерной атаке. Но в «нормальных» условиях около 150 человек были задействованы внутри базы, а еще 50 составляли постоянную охрану снаружи.

Площадка была оборудована собственной независимой системой подачи отфильтрованного воздуха, мощными дизельными генераторами для использования в случае сбоя в электросети и подземными топливопроводами, питающимися от резервуаров, вмещающих 4000 тонн топлива на склоне холма выше, с туннелем для доступа к база.Также имелся подземный узкоколейный трамвай для перемещения ядерных боеголовок.

База включала мастерские, склады боеприпасов и торпед, расположенные по обе стороны канала. На южной стороне канала весь персонал был военным, в то время как на северной стороне большинство составляли гражданские лица, но с военным подразделением, обслуживающим подводные лодки. В центре сооружения находился сухой док, а за ним — мастерские. Каждый раз, когда подводная лодка заходила в сухой док и выходила вода, персоналу приходилось тратить около 2 часов на вытаскивание рыбы со дна дока, которая пришла вместе с подводной лодкой.В море не вернули рыбу, а украшали тарелки в Балаклаве.

Офисы и жилые помещения находились на верхнем уровне, куда можно было подняться по лестнице и на лифте. На верхнем уровне располагались резервный командный пункт Черноморского флота, пекарни, госпиталь, столовые, кухни, санузлы, душевые, комнаты отдыха и жилые помещения личного состава.

Расчетный срок капитального ремонта подводной лодки составлял максимум 3 недели, причем ремонт всегда шел в срок в течение 30 лет эксплуатации подземного сооружения.Подводные лодки всегда заходили в гавань и выходили из нее ночью, поэтому электричество в городе Балаклава регулярно отключали в эти часы маневров в гавани.

После окончания «холодной войны» база закрылась в 1991 году, большая часть оборудования была вывезена уходящими русскими, а оставшееся оборудование, включая трубопроводы, кабели, резервуары и все металлические предметы, включая лестницы и поручни, было постепенно незаконно вывезено. местными жителями.

Мы вошли на базу через неприметный дверной проем в задней части небольшого строительного двора, примыкающего к офисам музея.В небольшом здании с защитой от взрыва в одном углу двора были размещены заряды, которые могли быть использованы для взрыва установки в случае необходимости. На небольшом расстоянии от входа в камере справа располагалась установка кондиционирования и вентиляции, хотя она едва ли казалась подходящей для такого большого помещения. Впереди нас была первая из многих противовзрывных дверей, которые закрыли бы базу даже в случае ядерной атаки. Дальше мы подошли к перекрестку с пустыми отсеками для хранения ядерных боеголовок и торпед слева и справа.В центре туннеля был узкоколейный трамвай с поворотной платформой и небольшим грузовиком-платформой. За перекрестком был длинный извилистый туннель, который провел нас через еще несколько противовзрывных дверей, в конце концов выйдя на водный канал; это было то, что мы приехали посмотреть.

После того, как школьники посмотрели, мы подошли к берегу канала, где ничто не могло остановить падение в глубокую воду, это было бы кошмаром для здоровья и безопасности в британском музее.Справа мы видели открытый вход во внутренний залив, который мы видели ранее, и через воду вход в сухой док, но с этой стороны доступа явно не было. Узкая дорожка, протянувшаяся вдоль края канала, подвешенного над водой, выглядела достаточно безопасной, но это был конец общественного тура, поэтому мы явно не собирались видеть больше.

Когда дети начали возвращаться по туннелю, стало ясно, что лидер группы забыл о нас, и вскоре перестали быть слышны детские голоса — мы были одни в последний.Мы могли бы остаться там и исследовать все на той стороне канала, но это рассердило бы сотрудников музея, которые, вероятно, ждали, чтобы запереться и отправиться домой; мы не хотели портиться или шансов вернуться позже на неделе. В любом случае было ясно, что большая часть базы находилась на другой стороне, без доступа к нам. Мы поспешно сфотографировались и пошли обратно к входу, прежде чем нас не заметили.

Вернувшись в офис, директор ушел домой, поэтому мы все еще не знали, возможно ли длительное посещение северной стороны.В наше отсутствие наша хозяйка Татьяна сделала несколько телефонных звонков, чтобы убедиться, что мы действительно смогли увидеть более интересную северную сторону базы подводных лодок. У нас осталось два варианта; Она использовала свои военные связи, чтобы организовать небольшой военно-морской катер, чтобы доставить нас из Севастополя в Балаклаву и на базу подводных лодок, или мы могли пойти на базу с главным гидом музеев за определенную плату. Побывав там двумя днями ранее, мы знали, что вы больше не можете попасть в канал на лодке, и в любом случае стоимость была непомерно высокой, поэтому мы выбрали второй вариант.Татьяна лично поговорила с директором музея и быстро смогла убедить его впустить нас, мы не знаем, что она сказала, но ясно, что она женщина, которой вы не откажетесь.

На следующее утро мы вернулись в Балаклаву, чтобы встретить нашего русского гида. Юрий проработал в Минобороны России 25 лет и одно время был главным инженером на объекте. Не было ограничений по времени, и у нас была свобода идти куда угодно на северной стороне. К сожалению, верхний уровень больше не был доступен, поскольку лестница была удалена, и единственным возможным способом доступа было подняться по узкой шахте лифта — мы оставили это на другой день.На северной стороне есть некоторое освещение, и в конечном итоге музей надеется открыть его и для публики, но на данный момент это так же, как незаконные торговцы металлоломом оставили его после демонтажа оставшихся приспособлений и принадлежностей.

Наша точка входа находилась у восточного входа в канал, где длинный туннель в конце концов привел нас к сухому доку. Оттуда мы двинулись по дорожке вдоль канала к западному входу. Именно в этот момент многие вандалы получили доступ в прошлом.Чтобы этого не произошло в будущем, последние 15 футов прохода были удалены, а к верхней части входной двери была прикреплена колючая проволока, которая была сброшена в канал, чтобы лодки не могли попасть внутрь. Плавание не рекомендуется; вода кишит медузами.

Мы вернулись обратно к сухому доку и дальше в мастерские, здесь практически все ушло, кроме станины огромного токарного станка, который использовался для обработки главного вала подводных лодок.Близко к восточному входу было еще одно небольшое помещение с вентиляционной установкой, с вентилятором и трубопроводами, которые все еще были на месте, но выглядели совершенно неуместно в таком огромном комплексе.

Мы вернулись к входу через ряд небольших мастерских и складских помещений, где все еще было довольно много русских вывесок на стенах. Был ряд принципиальных схем и других уведомлений, касающихся здоровья и безопасности. Один из таких знаков гласил: «Когда приходишь на работу с оружием и боеприпасами, обращайтесь с ними очень осторожно.Несоблюдение правил недопустимо, так как это может привести к несчастным случаям ». В конце мастерской было несколько небольших противовзрывных дверей, ведущих во входной проход.

Балаклава. Вид на сверхсекретный завод по ремонту подводных лодок 360 Panorama

Севастополь (украинский: Севастополь, русский: Севастополь, крымскотатарский: Акьяр) (произношение см. Ниже) — портовый город в Украине, расположенный на черноморском побережье полуострова Крым.Население — 342 451 человек (2001 год) [1]. Город, который ранее был базой Черноморского флота СССР, теперь является украинской военно-морской базой, которую используют ВМС Украины и ВМФ России. Уникальное географическое положение и условия навигации портов города делают Севастополь стратегически важным военно-морским пунктом. Это также популярный морской курорт и туристическое направление, в основном для посетителей из стран Содружества Независимых Государств (СНГ). Торговое и судостроительное значение порта Севастополя растет после распада Советского Союза, несмотря на то, что трудности, возникающие из-за совместного военного контроля над его гаванями и пирсами.Севастополь также является важным центром исследований морской биологии. В частности, изучение и дрессировка дельфинов ведется в городе с конца Второй мировой войны. Впервые это была секретная военно-морская программа по использованию животных для специальных подводных операций. История Севастополь вместе с Кронштадтом и Гибралтаром является одной из самых известных военно-морских цитаделей в Европе. Он был основан в 1783 году Григорием Потемкиным, когда Россия аннексировала Крымский полуостров. Он стал важной военно-морской базой, а затем и торговым портом.В 1797 году указом императора Павла I военная крепость была переименована в Ахтиар. Наконец, 29 апреля (10 мая) 1826 года городу было возвращено имя Севастополь. Музей-панорама Севастополя Одним из наиболее заметных событий, связанных с городом, является осада Севастополя (1854–1855), осуществленная британскими, французскими, сардинскими и турецкими войсками во время Крымской войны, которая длилась 11 месяцев. Несмотря на все усилия, русской армии пришлось покинуть опорный пункт и эвакуироваться по понтонному мосту на северный берег залива.Русским пришлось потопить весь свой флот, чтобы не допустить его попадания в руки врага и одновременно заблокировать вход западных кораблей в залив. Когда вражеские войска вошли в Севастополь, они столкнулись с руинами некогда славного города. Панорама осады, созданной Францем Рубо и восстановленной после ее разрушения в 1942 году, размещена в специально построенном круглом здании в городе. На нем изображена ситуация в разгар осады 18 июня 1855 года.Памятник Эдуарду Тотлебену в Севастополе (1909 г.). Во время Второй мировой войны Севастополь выдержал бомбардировку немцев в 1941–1942 гг., Во время осады Оси, которая длилась 250 дней, прежде чем она упала в июле 1942 г. Город был переименован в «Теодориххафен» в 1942 г. Он был освобожден Красной Армией 9 мая 1944 года, а годом позже был удостоен звания «Город-герой». В 1957 году город Балаклава был включен в состав Севастополя. В советское время Севастополь стал так называемым «городом-героем» закрытый город ». Это означало, что любые нерезиденты должны были обращаться к властям за временным разрешением на посещение города.Он напрямую подчинялся центральным властям РСФСР, а не местной области, а позже (после 1978 года) украинской администрации. 10 июля 1993 года российский парламент принял постановление, провозгласившее Севастополь «федеральным российским городом». В то время многие сторонники тогдашнего президента Ельцина перестали принимать участие в работе парламента. В мае 1997 года Россия и Украина подписали договор «О мире и дружбе», исключающий территориальные претензии Москвы к Украине. Как и в остальной части Крыма, русский язык остается преобладающим языком в городе, хотя после обретения Украиной независимости были предприняты некоторые попытки украинизации, которые не увенчались успехом.Украинские власти, назначаемые правительством, сохраняют формальный контроль над жизнью Севастополя (например, в сфере налогообложения и гражданской полиции) и стараются избегать конфронтации с командованием базы на Черном море и пророссийскими группами. Несколько лет назад городской совет, в котором преобладали коммунисты, отклонил ссуду ЕБРР на ремонт некачественной канализационной системы Севастополя, заявив, что проект направлен на усиление зависимости города от правительства Украины и Запада. гражданство для жителей Севастополя, опубликовал опрос в 2004 году, в котором утверждалось, что «72% севастопольцев поддерживают идею независимого статуса Крыма… Кроме того, 95% респондентов поддерживают постоянное пребывание Черноморского флота России в Севастополе даже после 2017 года, когда истекает срок соответствующего соглашения между Россией и Украиной. Также 100% опрошенных высказываются за соответствие права двойного гражданства — русского и украинского — гражданам Севастополя. Хотя примечательно, что в случае получения российского гражданства только 16% севастопольцев готовы отказаться от украинского.Список достопримечательностей Херсонесский национальный археологический заповедник Музей-панорама (Героическая оборона Севастополя во время Крымской войны) Малахов курган (Курган) с его Белой башней Владимирский собор (Владимирский собор) на Центральном холме Памятник затонувшим кораблям на Морском бульваре Музей Черноморского флота России Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года, Музей диорамы (Вторая мировая война) Братское (коммунальное) военное кладбище Демография Население собственно Севастополя составляет 342 451 человек (2001 г.), что делает его 15-м по величине городом Украины. и самый большой в Крыму.В городской агломерации проживает 961 885 человек (2008 г.). По данным Всеукраинской переписи населения 2001 года, этнические группы Севастополя включают русских (71,6%), украинцев (22,4%), белорусов (1,6%), татар (0,7%), крымских татар (0,5%), армян (0,3%). ), Евреи (0,3%), молдаване (0,2%) и азербайджанцы (0,2%). http://en.wikipedia.org/wiki/Sevastopol

Посетите военно-морской музейный комплекс Балаклава

Военно-морской музейный комплекс Балаклава, построенный во время холодной войны как сверхсекретный военный объект, представляет собой подземную базу подводных лодок, расположенную в Балаклавской бухте в Крымской области Украины.В настоящее время объект открыт для посещения и включает в себя музей, посвященный Крымской войне 1853-1856 годов. Город Балаклава был включен в состав города Севастополя в 1957 году при Советском правительстве.

Благодаря своему стратегическому положению на Балаклавской бухте, город участвовал во многих битвах за власть с тех пор, как был основан древними греками еще до средневековья. В период после разрушительной Второй мировой войны две сверхдержавы того времени — Соединенные Штаты и Союз Советских Социалистических Республик — вступили в «гонку вооружений», в которой каждая добавляла свой ядерный арсенал, угрожая друг другу ядерной войной.В течение этого времени, именуемого «холодной войной», Иосиф Сталин отдал приказ найти место, где русские могли бы скрытно базировать подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара по США, если в этом возникнет необходимость. Город Балаклава был выбран и сразу обозначен как засекреченное место, а залив, который не виден из открытого моря, стал базой для подводных лодок, которую хотел Сталин. Между 1957 и 1961 годами был построен подземный комплекс, потребовавший вывоза примерно 120 тонн горной породы, и эта работа выполнялась ночью с помощью барж, сбрасывающих камни в открытом море.

База действовала до 1993 года, после чего была заброшена и оставлена ​​без охраны. Как сообщается, это привело к разграблению объекта, и в 2000 году он был передан Вооруженным силам Украины, а музей был основан в декабре 2002 года. Посетители Морского музейного комплекса в Балаклаве могут исследовать подземную часть завода, а также морской причал и несколько построек, в том числе арсенал базы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *