История Финляндии — Это Финляндия
Финляндия 600 лет находилась под господством Швеции. С 1809 по 1917 год это было автономное Великое Княжество Финляндское, входившее в состав Российской Империи. В 1917 году Финляндия обрела независимость.
С XVIII века у страны сложились особые отношения с Россией, а на ее историю оказала воздействие менявшаяся расстановка сил в Европе и в Балтийском регионе.
Часть Западной Европы
Несмотря на восточное расположение страны, в культурном отношении Финляндия развивалась как часть Западной Европы. Поскольку экспансия Римской Империи никогда не достигала северных окраин Европы, христианство, в формах Римско-католической цекрви, пустило корни в Финляндии и Скандинавии только в IX и X веках.
Одновременно с распространением христианства Финляндия все более тесно входила в состав Королевства Швеции. Сближение шло поэтапно, и в начале XVI века юго-западная часть территории современной Финляндии стала составной частью Швеции.
Это в целом значительно отразилось на дальнейшем развитии Финляндии. В стране пустил корни западный общественный строй, западные ценности и основанная на них практика повседневной жизни. Параллельно с этим на южном и западном побережье Финляндии обосновалось говорящее на шведском меньшинство, существующее в стране до сих пор.
В 1527 году, обнаружив, что государственная казна опустела, король Швеции Густав Ваза последовал примеру княжеств Северной Германии. Имущество римско-католической церкви было изъято со ссылкой на учение Мартина Лютера, по которому церковь – общность верующих, поэтому и ее имущество должно принадлежать народу.
Разрыв с Римским Папой в последующие десятилетия становился все глубже, и таким образом восточная часть Шведского королевства – Финляндия – стала самой дальней на северо-востоке территорией протестантской Европы. В результате движения Реформации постепенно, шаг за шагом, стала создаваться и финская письменность.
В 1584 году вышел перевод «Нового Завета» на финский язык, выполненный реформатором церкви Микаэлем Агриколой. В основу современного финского языка легло сочетание диалектов, прежде всего Западной Финляндии.
Россия и Финляндия XVI–XVIII веков
В конце XVI века на территории Финляндии проживало около 300 000 жителей. Половина из них расселилась вдоль побережья юго-западной части страны и жила земледелием и рыболовством. Вторая половина жителей занималась, прежде всего, пожиговым земледелием, разведением оленей и охотой в огромных и густых лесах внутренней территории.
Из семи городов страны следует упомянуть центр епископата Турку, ворота восточной Финляндии Выборг и Хельсинки, основанный Густавом Вазой в 1550 году в качестве конкурента Таллинну. Хельсинки оказался печальной неудачей и реально ничего не значил – его значение стало возрастать лишь во второй половине XVIII века благодаря построенной на подступах к городу с моря крупной морской крепости Свеаборг (с 1918 года Суоменлинна).
Географическое расположение Финляндии как форпоста на востоке Швеции привело к негативным последствиям. С XV века Россия развивалась как единое государство, и с тех пор в течение нескольких столетий вела повторяющиеся войны с западными соседями. Одним из противников была Швеция, выросшая в течение XVI века в доминирующую силу в регионе Балтийского моря, а затем в XVII веке – в сильного игрока на более крупной европейской сцене.
Во время Великой Северной войны (1700–1712) эта роль перешла от Швеции к России, что имело решающее значение для Финляндии, потому что в 1703 году русский император Петр Первый основал в восточной части Финского залива в устье Невы новую столицу – Санкт-Петербург, быстро ставший северной европейской метрополией.
Чем больше рос Санкт-Петербург, тем важнее как для Швеции, так и для России становилось геополитическое положение Финляндии для обеспечения безопасности. Крупная оборонительная крепость Свеаборг («шведская крепость») на подступах к Хельсинки с моря была построена при помощи французов специально для отражения российской экспансии и угрозы со стороны огромной российской морской базы в Кронштадте.
Великое княжество Финляндское 1809–1917 гг.
В результате Фридрихсгамского мира в сентябре 1809 года вся Финляндия была присоединена к разрастающейся Российской империи.Длительный мирный период и особенно крупные общественные реформы, осуществлявшиеся с 1860-х годов, способствовали постепенному появлению промышленности и торговли.
Однако, когда в результате дипломатической цепной реакции, вызванной наполеоновскими войнами, Россия и Швеция снова столкнулись в 1808–1809 годах, русские окружили крепость и подвергли ее обстрелу, заставив преждевременно сдаться, и в результате Фридрихсгамского мира в сентябре 1809 года вся Финляндия была присоединена к разрастающейся Российской империи.
В начале XIX века Россия не была в административном смысле унитарным государством, а скорее напоминала лоскутное одеяло, состоявшее из нескольких государств. Поэтому Финляндия, которой был дарован статус автономного Великого Княжества Финляндского, сохранила лютеранскую церковь и административную культуру Швеции, и, кроме того, даже свое правительство – сенат – и Министра Статс-секретаря, который представлял дела Финляндии непосредственно императору. Кроме того, Император Александр Первый присоединил к Великому Княжеству Карельский перешеек, который Россия отвоевала у Швеции еще в начале XVIII века.
Для укрепления нового союза государств Александр Первый решил в 1812 году перенести столицу Княжества Финляндского из Турку в Хельсинки и одновременно повелел полностью заново отстроить город.
Вокруг Сенатской площади был возведен знакомый по Петербургу и Берлину, но новый для Финляндии величественный центр в стиле Ампир. В течение последующих десятилетий вокруг него поднялся оживленный административный центр с регулярной планировкой. Роль и значение Хельсинки повысил перевод в 1827 году в Хельсинки основанного в 1640 году в Турку университета.
В основе лежит шведская культура управления
Российские власти видели в Финляндии прежде всего форпост российской империи за северо-западе. В Финляндии многие тоже считали, что страна постепенно сольется со все расширяющейся российской империей. Но этого не произошло. Шведское государственное устройство, отличающаееся от российской культуры государственной администрации, и непрекращающиеся торговые связи со Швецией способствовали сохранению особых черт Финляндии.
Рост самосознания нации
Когда в 1840-е годы в Финляндии получили распространение национальные идеи, была создана прочная идеологическая основа для самостоятельного развития. Первопроходцами стали прежде всего создатель эпоса «Калевала» (1835) Элиас Леннрут, поэт Й. Л. Рунеберг, философ, сенатор Й. В. Снельман, боровшийся за то, чтобы и в управлении, и в культуре первым государственным языком вместо шведского стал финский.
В конце XIX века в народе Финляндии были сильны националистические идеи, многие участвовали в различных общественных организациях, в которых Финляндию в будущем видели независимой.
Экономическое развитие XIX века
Развитию идей независимости способствовала и благоприятно развивающаяся экономика. Длительный мирный период и особенно крупные общественные реформы, осуществлявшиеся с 1860-х годов, способствовали постепенному появлению промышленности и торговли. Рынок сбыта находился и в России, и в Западной Европе. Главными двигателями экономики стали пищевая и бумажная промышленность. Уровень жизни быстро поднимался, возрастала численность населения – за сто лет население выросло в три раза. К началу Первой мировой войны население Финляндии составляло около трех миллионов человек.
Близость к Санкт-Петербургу способствовала развитию экономики, одновременно, однако, представляя угрозу с точки зрения политики безопасности. Когда между великими державами возникли напряженные отношения, Россия пыталась более тесно привязать Финляндию к империи, что привело к длительным политическим трениям.
После того как Россия в 1905 году проиграла войну с Японией, императору пришлось согласиться на проведение целого ряда реформ. В Финляндии либерализация привела к созданию в 1906 году демократически избранного парламента, возникшего на основе всеобщего и равного избирательного права. Финские женщины первыми в Европе обрели политические права.
Независимость и Финская гражданская война
Парламент Финляндии по предложению сената 6 декабря 1917 объявил страну независимой республикой. В стране не было власти, способной поддерживать порядок, и уже через два месяца началась гражданская война. Присоединение Финляндии в 1809 году к России стало одним из результатов геополитической цепной реакции. Сходные исторические процессы привели и к полной независимости страны на последней стадии Первой мировой войны. Уставшая от трех лет войны Россия переживала период разрухи и хаоса, и, после захвата в России власти большевиками, парламент Финляндии по предложению сената 6 декабря 1917 объявил страну независимой республикой.
В стране не было власти, способной поддерживать порядок, и уже через два месяца началась гражданская война, которая практически была частью бушующего в России хаоса. В мае 1918 года финская белая армия при решающей поддержке немецких частей полностью разбила социалистических повстанцев, которые в свою очередь получали оружие из России.
После того как Германия потерпела поражение в мировой войне, первоначальный план превратить Финляндию в конституционную монархию был изменен, и летом 1919 года была введена республиканская форма правления. Она просуществовала неизменной до 2000 года, до момента, когда были ограничены внутриполитические права президента.
Первые три десятилетия независимости стали испытанием молодой страны на прочность.
Первые десятилетия независимого государства
Первые три десятилетия независимости стали испытанием молодой страны на прочность. Страна преуспевала экономически. Западная Европа во многом заменила российский рынок сбыта, культура прошла через ряд изменений и получила международное признание. Политическое развитие страны было, однако, осложнено наследием гражданской войны. Старые раны не были залечены, и внутриполитическое поле было долгое время расколото. В начале 1930-х годов антикоммунистические тенденции радикально настроенных правых были настолько сильны, что парламентская система оказалась под угрозой.
Весной 1937 года был, однако, сформирован парламент на широкой платформе. Он объединил политические силы крестьянства и рабочего класса и создал почву для национального консенсуса и современного финского государства благосостояния.
Зимняя война и Война-продолжение
Однако осенью 1939 года стабильный, мирный период развития общества резко закончился. Началась Вторая мировая война. Советский Союз потребовал у Финляндии территориальных уступок. Снова близость Финляндии к Петербургу или Ленинграду сыграла решающую роль.
Финляндия не пошла на территориальные уступки, и Красная армия начала 30 ноября 1939 года широкомасштабное наступление на Финляндию. Финской армии удалось, однако, остановить наступление. Красная армия и по численности, и по степени вооруженности во много раз превосходила войска Финляндии, но финны имели сильную мотивацию, лучше знали местность и были гораздо лучше экипированы и подготовлены к ведению боевых действий в экстремальных условиях – зима 1939–1940 годов была исключительно холодной.
В огромных лесах на севере финская армия окружила и уничтожила две советские дивизии. Зимняя война продолжалась 105 дней. В марте 1940 года был подписан мирный договор. Советский Союз опасался, что западные союзники вмешаются в войну на стороне Финляндии, и Москва на этом этапе ограничилась территориальными требованиями к Финляндии и созданием военной базы на арендованных землях полуострова Ханко (Гангут), на юго-западном побережье страны.
Война-продолжение
Независимость была сохранена, но Зимняя война оставила глубокий след в сознании финнов. К Финляндии с сочувствием отнеслась западная пресса, материально во многом помогла Швеция, но в военном отношении финны оказались в полном одиночестве. Это был суровый урок. С тех пор руководство финского государства и большая часть народа поняли, что ни западные союзники, ни северные соседи не придут на помощь, если на кону будут стоять всего лишь независимость и суверенитет Финляндии.
Понимая это, президент Ристо Рюти и главнокомандующий финской армией Густав Маннергейм зимой 1940–1941 негласно приняли германское предложение о военной помощи. Ни тот, ни другой не были приверженцами нацизма, но оба считали, что военное сотрудничество с гитлеровской Германией – единственное спасение против новой агрессии Красной армии.
В июне 1941 года, когда немцы начали операцию «Барбаросса», финны были уже абсолютно готовы к наступлению. Красная армия подвергла воздушной бомбардировке многие финские города, поэтому финское правительство смогло назвать начавшееся спустя две недели наступление финской армии оборонительными боями.
Финляндия никогда не заключала политического альянса с Германией, в так называемой Войне-продолжении (1941–1944) она преследовала свои национальные цели. Однако в военном отношении это была явно совместная война против Советского Союза. Германия переоснастила финскую армию, вела бои на северных фронтах страны и поставляла значительную часть необходимого стране оружия и сырья на протяжении всей совместной войны.
В июне 1944 года, когда Советский Союз начал мощный артиллерийский обстрел и массированное наступление на Карельском перешейке с целью вынудить Финляндию к заключению сепаратного мира, поддержка немецких войск помогла финнам в решающий момент остановить наступление Красной армии.
Вскоре после этого немецкая армия оказалась под все большим нажимом уже с двух направлений, возникшим в результате высадки союзников в Нормандии, и это открыло возможность заключения в сентябре 1944 года соглашения о перемирии между Финляндией, СССР и союзными государствами. Соглашение было затем закреплено Парижским мирным договором 1947 года.
Финляндии снова пришлось пойти на крупные территориальные уступки и согласиться на создание крупной советской военной базы к западу от Хельсинки. Кроме того, страна была принуждена выплачивать СССР большие репарации и отдать под суд правительство, которое было у власти во время войны.
Финляндия и Советский Союз после Второй мировой войны
Положение Финляндии в Европе во время Xолодной войны было во многом исключительным. В отличие от стран Восточной Европы, Финляндия никогда не была оккупирована советскими войсками. Страна оставалась западной демократией, и благодаря крайне быстрой индустриализации в 1970-е годы достигла того же уровня жизни, что и страны Западной Европы. Это сделало возможным создание северной модели государства всеобщего благосостояния. Однако на протяжении всего периода Холодной войны Финляндии приходилось учитывать интересы безопасности Советского Союза.
В апреле 1948 года Финляндия заключила с Советским Союзом «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи». По условиям договора Финляндия обязалась противостоять любому наступлению, направленному против Финляндии или против СССР через территорию Финляндии. Договор действовал до 1991 года. Благодаря нему стабилизировались отношения между двумя странами, и была заложена основа для широкого экономического сотрудничества, что естественно способствовало и благоприятному общественному развитию Финляндии.
Отрицательной стороной договора было то, что он не укреплял доверия западных стран к политике неприсоединения, которую активно проводило финское правительство. Тем не менее, руководившему страной четверть века (1956 -1981) президенту Урхо Кекконену постепенно удалось завоевать международное уважение в этом балансировании между Востоком и Западом. Общая граница с СССР протяженностью 1300 километров была непреодолимой географической реальностью. Чтобы Финляндии не пришлось сильно от этого страдать, ориентированной на экспорт промышленности было разрешено заключить выгодные торговые договоры с ЕАСТ (1961) и ЕЭС (1973).
Таким образом, Финляндии удалось не вступать в конфликт с сильным восточным соседом и одновременно иметь все более тесные экономические связи с Западной Европой. В начале августа 1975 года в Хельсинки собрались руководители 35 стран Европы и Северной Америки для подписания заключительного документа Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В документе признавалось политическое разделение Европы. В Хельсинки были оговорены общие правила игры по вопросам прав человека, за которые страстно ухватились политические диссиденты стран социалистического блока. Процесс, начатый в Хельсинки, в конце концов привел к окончательному распаду советской империи в 1991 году.
Финляндия и распад Советского Союза
Такого резкого поворота ни в Финляндии, ни во многих других странах не могли предвидеть. Несмотря на то, что темпы роста были не такими бурными как в 1960- и 1970-е годы, Финляндия продолжала процветать и в 1980-е годы.
В период президентства Мауно Койвисто (1982–1994) правительства страны находились у власти весь период полномочий, что придавало стабильность внутренней политике страны, население которой достигло пяти миллионов.
Начинался расцвет новых технологий. Начался демонтаж государственной телевизионной и радиомонополии. Такой же либерализации подверглись и телефонные сети, что в целом создало прочные рыночные условия для технологической революции 1990-х в области как проводных, так и беспроводных информационных коммуникаций.
Распад Советского Союза
Как и во многих других странах, высвобождение транснационального капитала в конце 1980-х годов привело к перегреву финской экономики. За этим последовал распад Советского Союза, резкий спад объемов экспорта на восток и на запад, некомпетентная финансовая политика.
Экономический кризис начала 1990-х годов
Все это привело к глубокому экономическому кризису в 1991–1994 годы. В худший период безработица достигала около 20 процентов от всего трудоспособного населения. Целые отрасли промышленности прекращали свое существование, государственный долг вырос до опасного уровня, но структуры государства благосостояния выдержали, и в 1995 году начался мощный экономический подъем, который продолжился и в следующем веке. Случайно или нет, ту же кривую роста пережил и концерн Nokia, сейчас ставший ведущим концерном на глобальном рынке. В начале 1990-х годов этот флагман финской индустрии был на грани банкротства.
Финляндия и Европейский союз
В период самого глубокого экономического кризиса весной 1992 года правительство Финляндии решило подать заявку на вступление в Европейский союз. Решение было основано как на ситуации в экономике Финляндии, так и на аспектах политики безопасности. В союзе западных стран как раз созревало видение общего рынка, с единой внешней политикой и политикой безопасности. Для страны, подобной Финляндии, это казалось разумным решением.
В Финляндии не без повода с озабоченностью наблюдали за внутриполитическим развитием России. Два года спустя был заключен договор об условиях вступления. В октябре 1994 года был проведен консультативный референдум, и около 58 процентов финнов поддержали вступление в Евросоюз. Финляндия вошла в ЕС 1 января 1995 года.
На первом этапе членство в ЕС воспринималось как крайне важное для финского идентитета – для финнов всегда было важно поддерживать отношения с Западом и в целом с западной цивилизацией. Это проявилось явно в 1998 году, когда парламент принял решение об участии Финляндии в едином экономическом и монетарном союзе ЕС с введением евро.
Осенью 1999 года, когда Финляндия была впервые страной-председателем ЕС, в стране относились к ЕС с энтузиазмом. Позднее энтузиазм снизился, несмотря на то, что Финляндия входит в число тех стран ЕС, которые получили наибольшую пользу от членства и экономически, и в отношении политики безопасности.
Охлаждение к ЕС и его структурам вызвано многими причинами. Прежде всего, в начале 2000-х годов экономика ЕС была не в лучшем состоянии, а расширение Евросоюза на восток весной 2004 года вывело на поверхность новые проблемы. Еще более важная причина того, что финны стали более буднично относиться к ЕС, это быстрые изменения в мировой экономике, а также в области информационных технологий.
Европейский союз существует. Будем надеяться, он останется для жителей Европы общим домом. И теперь гораздо легче перемещаться словами, звуками, изображениями и, естественно, просто физически, например, самолетом на другие континенты и воспринять «большой мир» вне европейских берегов.
Для страны, подобной Финляндии, где часто с детским восторгом относятся к компьютерным технологиям, это направление может быть особенно сильным. Как бы там ни было, при приближении ко второму десятилетию нового века у Финляндии в этой стремительной череде перемен дела идут хорошо.
Текст: Хенрик Мейнандер, Доктор философии, профессор истории, руководитель исторического факультета Хельсинкского университета.
Как устроена жизнь в самой счастливой стране мира • Расшифровка эпизода • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
КурсФинляндия: визитные карточкиАудиолекцииКак Финляндия стала страной советов, откуда взялась идея ходить с лыжными палками и чем так знамениты финские школы
Автор Ольга Миловидова
Однажды, много лет назад, мне рассказали шутку. Вопрос: что такое Финляндия? Ответ: это отколовшийся от России в 1917 году кусочек здравого смысла.
Это шутливое определение вызвало бы смех в самой Финляндии. Ведь еще в 1918 году Финляндия была нищей. Даже в 1930-е годы это еще была аграрная страна. Большинство населения жило в бедности и не имело источников дохода. Но постепенно все изменилось. И не в последнюю очередь потому, что финны научились управлять собственной страной.
Впрочем, учились финны не с нуля: общественное устройство молодого суверенного государства опиралось уже тогда, к 1917 году, на реформы Александра II, которые были проведены по всей Российской империи в 1860–1870-х годах. И для Финляндии эти реформы имели огромное значение. Как и в целом правление Александра II — недаром в центре Хельсинки стоит памятник российскому императору.
Если в России, когда речь заходит о реформах Александра II, все сразу вспоминают отмену крепостного права, то в Финляндии эта реформа как раз осталась незамеченной: крепостных там не было. А вот земская реформа 1864 года оказалась для Финляндии чрезвычайно важной: благодаря земской реформе здесь начали формироваться местные сообщества, которые постепенно учились самоуправлению.
Другой важной реформой Александра II, последствия которой мы можем наблюдать до сих пор, была школьная реформа. До середины XIX века все образование в Финляндии велось на шведском языке, а после реформы Александра стали появляться народные школы, где преподавали на финском. Школьная реформа совпала с очередным этапом развития национального финского самосознания и стала его важной частью. Как сказал Юхан Вильгельм Снелльман, философ и государственный деятель Финляндии XIX века, создатель Финляндского банка и финской национальной валюты: «Сила нашей нации не в вооружении, а в просвещении».
Финский подход к решению жизненно важных вопросов опирается на преодоление различий между государственными, общественными и личными интересами. Стоит поставить одни выше других, и начинается социальное неравенство, с которым Финляндия настойчиво борется — и неплохо справляется.
По оценкам ООН, Финляндия третий год подряд является самой счастливой страной в мире. ООН проводит всемирное исследование The World Happiness Report, в котором участвует более 150 стран. Основные достижения счастливой страны: ожидаемый уровень жизни, социальная помощь и ничтожная коррупция.
Финляндию принято называть государством всеобщего благополучия — welfare state Государство всеобщего благополучия (благоденствия) — политическая система, при которой государство несет ответственность за экономическое и социальное благосостояние всех граждан и обеспечивает пенсии, бесплатную медицину и т. д. В основе лежит принцип равенства возможностей. Концепция стала особенно популярна в Европе после Второй мировой войны..В 2006 году доктор медицинских наук и депутат парламента Илкка Тайпале решил собрать все социальные инновации Финляндии в одном сборнике. Под социальными инновациями он имеет в виду те реальные проекты и общественные инициативы, которые получили широкое общественное признание. Таких социальных инноваций, по мнению Илкки, сто. Но, честно говоря, их больше — и их количество постоянно растет, ведь жизнь продолжается.
Например, знаменитый материнский пакет. Каждая мать в Финляндии, родив ребенка, получает от государства в подарок все необходимые вещи практически на весь первый год жизни. Даже сама коробка, в которой лежат эти вещи, преобразуется в кроватку. Для получения этого желанного пакета женщина должна встать на учет в женской консультации уже на четвертом месяце беременности. Такая серьезная государственная работа по преодолению детской смертности началась в 1950-е годы, и сейчас Финляндия уже на протяжении многих лет находится в тройке лучших стран мира по этому показателю. Как говорят специалисты, без привлекательности материнского пакета этого вряд ли удалось бы достичь. Похожая инициатива уже есть в Москве — будем надеяться, что она когда-нибудь распространится и на остальную Россию.
А вот еще пример: государственное студенческое пособие. В 1969 году была внедрена система кредитов на учебу. Все студенты, подтверждающие свою академическую успеваемость, получают пособие, которое позволяет им бесплатно обучаться и оплачивать жилье в студенческом общежитии. Студенты обычно живут в общежитиях, а не дома: в Финляндии принято уезжать учиться в университет в другой город.
Стипендию студенты тоже, естественно, получают. В такой маленькой стране, как Финляндия, предоставление каждому права учиться является важным: конкурентоспособность страны растет за счет высокого уровня образования и полного равноправия в самой системе образования.Самая главная отличительная особенность Финляндии — даже по сравнению с ближайшими скандинавскими странами — заключается в том, что в основе финского гражданского общества находится самостоятельная деятельность граждан, объединенных в организации и общества. Несмотря на то что плотность населения в Финляндии очень низкая — около 17 человек на квадратный километр, — люди не живут разобщенно. Они объединяются в различные сообщества с друзьями, знакомыми, соседями, коллегами и единомышленниками. Люди помогают друг другу, вместе приводят в порядок дворовые территории, постоянно организуют совместные мероприятия, субботники, походы, демонстрации и марши, собирают деньги на благотворительность и на ремонт дорог.
Население Финляндии примерно такое же, как в Санкт-Петербурге: пять с половиной миллионов человек. При этом в финских общественных организациях суммарно 20 миллионов членов. Дело в том, 75 % финнов являются членами различных объединений и всего 30 % из них имеют членство в одной организации, а подавляющее большинство состоит в двух, в трех и даже в пяти различных обществах. Если объединить численность этих организаций, получится как раз 20 миллионов человек.
Деятельностью всех этих многочисленных организаций управляют советы, которые выбираются на общем собрании. В городе председатель совета уполномоченных — выборная должность — первое лицо. А мэр города, назначенный этим советом, — только третье. Вторым человеком в городе (большом — например, таком, как Турку или Хельсинки) будет председатель городского управления. Вот такая структура — и в городах, и в самих общественных организациях.
Как же общественные решения становятся государственными? Общественные организации передают свои предложения или в письменном виде, или через средства массовой информации, или даже по радио. После этого ведомственные институты начинают проработку и маркетинговое исследование по всем перспективам и рискам, связанным с внедрением этой инициативы. Такой подход применяют к любым социальным инновациям, даже к тем, которые кажутся самыми далекими от серьезных социальных решений.
Так, в 1997 году в Финляндии появился новый массовый вид народной физкультуры — ходьба с палками, саувакявелю по-фински. У нас ее называют скандинавской ходьбой, а я бы рекомендовала называть ходьбой финской, ведь ее придумали финны.
Одна из самых массовых общественных организаций в области физкультуры и спорта называется Suomen Latu («Финская лыжня»), в ней состоят около 85 тысяч человек. Именно Suomen Latu стала инициатором общественного движения любителей ходьбы с палками. После этого Институт физической культуры и спорта имени Урхо Калева Кекконена (президента Финляндии с 1956-го по 1981-й год, начинавшего как спортсмен-легкоатлет), в течение нескольких лет проводил серию исследований, а потом рекомендовал этот вид физической активности как реабилитационный, оздоровительный и спортивный тренинг.
Парламент Финляндии не просто рассмотрел и заслушал отчеты и рекомендации — была создана специальная группа из депутатов парламента, которая занялась ходьбой с палками. Появились компании, которые начали производить палки и аксессуары для ходьбы.И в 1997 году люди вышли на улицы. Тогда я жила в Финляндии, и испытала шок: неожиданно я вижу людей с лыжными палками. Конечно, шутки, которые можно встретить сейчас у нас («Лыжи вы где забыли?»), слышались и там.
А дальше появились пешеходные дорожки. Университеты и институты начали готовить специалистов. По всей стране начался активный спрос на здоровый образ жизни, ведь, в отличие от лыж, ходить с палками можно и нужно в любое время года и в любом возрасте. И это только один пример принятия коллективного решения на государственном уровне.
Хочу рассказать еще об одном примере — на мой взгляд, знаковом. В 1943 году в Финляндии, впервые в мире, был принят закон, гарантирующий бесплатные обеды для школьников.
Социальные инновации в области управления, здоровья, культуры, образования и социальной политики стали основой благополучия и смыслом жизни финского общества. То, чего людям не хватает, то, что мешает им жить или мешает их благополучию, обсуждается коллективно на местном уровне. Если тема актуальная, важная, она постепенно переходит все дальше, включая в свою орбиту все большее количество людей, специалистов и институтов. Для того чтобы новое явление стало законом, нужно не переставать о нем говорить. Так местные сообщества реально влияют на государственные решения — не наоборот.
Хочу перечислить пять основных сфер приложения мыслей и чаяний социально-политических институтов и организаций в Финляндии.
Первое и самое главное — обеспечение жизненных потребностей. Этим занимается институт финских пенсий (Центр народных пенсий), который обеспечивает всем без исключения гражданам Финляндии и финнам, живущим за рубежом, социальную поддержку, предоставляя пособия или пенсии.
Вторая область — это политика занятости. Люди в рыночной экономике периодически остаются без работы, и это понятно. То есть есть какая-то социальная несправедливость, безусловно. Но политика занятости реагирует на эти вызовы очень оперативно. Это не только трудоустройство, это еще и поддержка дополнительного образования: если ты оказался без работы — иди учиться, получай новую квалификацию, попробуй разобраться в каком-то новом деле. И на это ты, скорее всего, получишь безусловную, стопроцентную поддержку. Государство даст тебе пособие или стипендию на получение нового, дополнительного образования.
Интересно, что именно местные органы самоуправления, то есть муниципальные организации, предоставляют разнообразные услуги населению, которое нуждается в трудоустройстве. Это и трудовые мастерские для взрослых и молодежи, и предоставление работы в коммунальных учреждениях, и содействие в трудоустройстве в компании и на предприятия, которые работают в рамках соглашений с местным советом уполномоченных за счет коммунального пособия. Для этих целей у муниципального совета есть свой денежный фонд.
Еще есть жилищная политика. В Финляндии нельзя жить в ветхом доме — просто по закону. Нельзя, чтобы в этом доме были сырые подвалы, потому что появляется плесень. Все здания, в которых была обнаружена плесень, подлежат сносу или такому капитальному ремонту, чтобы плесень больше никогда не появилась. Сосулек на крышах домов тоже нет. Порядок коммунального быта — в основе популярных жилищных решений. Есть и общие территории, о судьбе которых должны думать сами жители. Например, нужно решить, как построить автобусный вокзал, не нарушая архитектуру квартала.
Дальше — здравоохранение. Медицина и социальная политика тесно переплетены. В школе, например, нет медсестры: зачем она, если дети там не больные? Но в школе есть специалист здравоохранения — изначально медицинский работник, который получил квалификацию «педагога здоровья». Это такой человек, который умеет объяснить и маленьким детям, и подросткам, как важно быть здоровым. И что полезно делать, а что нет.
Согласно Конституции Финляндии, государство обязано обеспечить каждого гражданина необходимой социальной и медицинской помощью, а также содействовать укреплению здоровья населения. Это закон. Если кратко, то система работает так. Население платит в казну, государству и в местный бюджет, налоги. Эти налоги возвращаются местным, то есть коммунальным, органам власти (вот та самая земская реформа 1864 года — до сих пор работает). Коммунальщики расходуют эти средства на обеспечение населения всеми необходимыми услугами в области здравоохранения. В Финляндии медицина не государственная, сама помощь населению оказывается местными врачами, вроде земских врачей в России в прошлом, как Антон Павлович Чехов, а у финнов — Элиас Лённрот, создатель «Калевалы».
В Финляндии, как и во всей Европе, стареющее население. Следовательно, большое значение приобретают социально-оздоровительные услуги. Здесь Финляндия также оказалась на передовом рубеже. Сегодня и у нас популярны «детские сады» для пожилых, но когда-то они возникли в Финляндии.
Особая тема — социальная политика семьи и образования. В Финляндии есть практически все виды современной семьи. Вообще, тема равноправия стала одной из важнейших движущих сил финской культуры толерантности и равенства. Еще в 1906 году финская женщина стала полноценным членом общества с правом политического голоса — еще тогда, когда Финляндия входила в состав Российской империи.
Одной лекции точно не хватит, чтобы даже кратко рассказать обо всех направлениях социальной политики Финляндии, поэтому я остановлюсь поподробнее только на одном — на образовании. Многие знают или слышали о финском образовательном чуде. На самом деле чудес здесь никаких нет. Финское образование — это зеркало тех общественных изменений, которые происходили и происходят в стране.
Финская школа с 2000 года является лидером мировой системы образования. Именно тогда впервые было проведено исследование PISA (Programme for International Student Assessment) — мониторинговое исследование качества общего образования. Чтобы сравнить системы образования в разных странах, были составлены тесты для учеников 15-летнего возраста. Задачей тестов было понять, способны ли дети применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. То есть измерялась не успеваемость, а функциональная грамотность.
В 2000 году, года тестирование запустили впервые, финские школьники оказались впереди всего мира по чтению на родном языке. Уже в следующем исследовании — а тесты проходят раз в три года — были добавлены математика и естественные науки, а в последние два исследования отдельно добавили и задачи по логике. И на протяжении уже 20 лет Финляндия стабильно остается среди лучших — пятой на сегодняшний день. Но финны не стремятся быть обязательно первыми. На первые места вышли такие страны, как Сингапур и Южная Корея, Эстония сейчас опередила Финляндию. В целом увеличилось количество стран — участниц этого исследования, и Россия тоже старается улучшать свои результаты. В последнем исследовании российские школьники оказались на 31-м месте по чтению, на 30-м — по математике, и на 33-м — по естественным наукам.
В общем, финская школа — это не просто учреждение и не просто здание, в котором нужно получать знания и готовиться к взрослой жизни. Финская школа — это инструмент, помогающий ребенку жить. Финское общество и школа должны помогать становлению не гражданина, а человека — так это записано в основах финского учебного плана.
Все начинается с нулевого, или подготовительного класса. Требований нет, однако есть минимум, который ребенок должен освоить — но в своем режиме. Этот переход из детского сада в школу — это очень важный момент. Когда-то и в СССР, в конце 1980-х годов, был такой же эксперимент — очень жаль, что он не продолжился.
Затем, после этого нулевого класса, начинаются классы с первого по шестой — начальная школа, или первая ступень основного общего образования. Разница с российской школой в том, что финны в начальной школе учатся на два года дольше. Классы с седьмого по девятый — вторая ступень, после окончания которой можно выбирать профессиональный колледж или гимназию. С 1993 года гимназическое образование в Финляндии постепенно отказывалось (а теперь уже и отказалось) от классно-урочной системы. Эта система существует во всем мире с XVI века, и вполне возможно, что она уже устарела.
Способность финской школы реагировать на вызовы времени удивительна. Основная задача в начальной школе — помочь детям сохранить индивидуальность, но при этом начать делать общие дела. Естественно, они учатся писать, читать, петь, рисовать, быть здоровыми, начинают изучать иностранные языки — и двигаются в соответствии со своими возможностями.
С пятого класса постепенно вводятся и другие предметы: естественно-научное, лингвистическое (два-три иностранных языка в среднем), математическое, филологическое образование, а также свободные искусства (музыка, изобразительное искусство, дизайн, танец, театр, кино и медиа) изучаются не как отдельные предметы. В каждом направлении выделяется тема или явление, которые рассматриваются со всех сторон.
С прошлого года вступил в силу новый учебный план для гимназий. В нем определена задача интеграции всех предметов в целях создания единой картины мировосприятия и понимания причинно-следственных связей. Такой феноменологический подход внедряется в систему образования уже в начальной школе. Вот были отдельные предметы «Физика», «История», «Физическая культура» — а тут учителя договариваются между собой: давайте попробуем разобраться или создать проект, который будет называться «Движение». И вот это явление рассматривается с точки зрения и физической, и практически-пластической, и с точки зрения истории (очень интересно, как человечество меняло свое отношение и представление о том, что такое скорость, что такое сила и так далее). Все интегрируется и создается такой вот специальный курс. И этот курс является не экстенсивным, а интенсивным: учащиеся будут изучать его в течение максимум пяти-шести недель, а после завершения изучения будет предложен тест. И это не единый финальный тест — финальный тоже будет рано или поздно, в конце года или после окончания полного образовательного цикла — но и в течение вот этого короткого шестинедельного периода ученики проходят тест по проверке полученных знаний.
Переход гимназии на бесклассно-курсовое обучение был обусловлен все тем же правом каждого учащегося на собственный, индивидуальный образовательный маршрут. Право детей — быть самостоятельными и независимыми, и они знают и понимают цену этой независимости и самостоятельности. Самоуправлению тоже учат уже в школе. Во всех финских школах с конца шестого или с седьмого класса существуют такие ученические сообщества, которые занимаются самоуправлением.
Обучение в гимназии обычно длится три года, но при желании его можно пройти за два, а можно продлить удовольствие и до четырех лет, ведь классов нет, есть индивидуальная учебная программа. Только на определенный период времени дети собираются вместе, если они выбрали одни и те же дисциплины.
Есть обязательный минимум дисциплин: все дети изучают родной язык, литературу, математику, естественные законы природы и историю. Все это основа любого среднего образования в любой стране мира. Но не менее важны в школе предметы, связанные с искусством. В Финляндии нет такой разветвленной системы музыкальных, художественных и спортивных школ, как в России. Но музыкальные классы в обычной общеобразовательной школе являются для Финляндии нормой. Нет, конечно, дополнительное образование такое же разнообразное, как и в других европейских странах — одаренный ребнок может посещать, например, музыкальные классы при консерватории.
Специализация проходит в основной школе или гимназии. Например, оркестры и хоры есть практически в каждой школе, но в специализированных музыкальных классах дети могут заниматься на уровне наших музыкальных и консерваторских школ, а после их окончания — спокойно поступать в Академию имени Сибелиуса. Ее выпускники — солисты многих выдающихся оркестров, а финские дирижеры уже стали корифеями мировых сцен. Точно так же дела обстоят и в спортивной или художественной областях.
Теперь несколько слов о том, как школа живет. Школа как здание не является собственностью государства — она построена и управляется из городского или местного бюджета. В центре каждой школы — двор, в котором все дети с первого по шестой класс без исключения проводят переменки. В это время даже запрещено оставаться в здании. Физическая активность в течение 15- или 20-минутной перемены создает хорошие условия и вдохновляет детей на продолжение учебы.
Образ жизни в школе мало отличается от образа жизни дома. Детям удобно выбегать из классов в своей обычной одежде, поэтому формы в финской школе нет. Гардероба в школе тоже нет — все раздеваются около своего класса. И не переодеваются в какие-то тапочки или ботинки — а просто снимают уличную обувь и остаются в носках. В школе, особенно начальной, подогреваются полы. Начальная школа и гимназия бывают разделены на разные здания, и поэтому небольшая начальная школа организована так, чтобы им было удобно.
Уроки обычные, но с одним отличием: они являются временем для самостоятельного обучения. То есть это не лекционное занятие, когда учитель долго стоит перед детьми и что-то объясняет. В школах дети учатся самостоятельно учиться. Поэтому домашние задания — это не столько обязательная мера, сколько рекомендованные занятия по уже пройденному. Очень много уроков проводится в движении: урок в музее или в парке — это не дополнительное образование, а самое что ни на есть основное.
Говоря о школе, невозможно обойти вниманием столовую. В каждой школе есть своя столовая. Сегодня, как правило, в крупных школах есть и своя кухня, где готовят еду для детей и учителей в соответствии с новейшими знаниями о диетологии и сбалансированном общественном питании. О том, как правильно и полезно питаться, детям регулярно рассказывают учителя в начальной школе.
Можно сказать, что обед в финской школе — это важный ритуал. Столовая — общественное место, в котором царят порядок и культура коллективного застолья. Столы стоят совершенно по-другому — не так, как в России. Дети не сидят маленькими группами по четыре-шесть человек, а садятся целым классом за длинный стол, и учитель ест вместе с ребятами. Питание организовано не порционно: каждый подходит к стойке раздачи и самостоятельно берет себе то, что предложено, а маленьким помогают. Обязательным элементом этого ритуала будет уборка тарелок.
Все общеобразовательные школы в Финляндии, кроме нескольких, являются не государственными, а муниципальными, то есть школы, как и медицинские центры, созданы под юрисдикцией местных органов власти. Местное самоуправление, совет городских или сельских уполномоченных, берет на себя заботу о том, как будут расходоваться налоги жителей этой территории, и их существенная часть отдается обеспечению образования. Государство обеспечивает общим средним образованием всех детей и молодых людей, но что конкретно нужно детям в Хельсинки, на островах архипелага Турку или в Лапландии, государство не может, да и не должно знать. За этим следит местная, муниципальная власть.
Средства массовой информации внимательно следят за работой местных органов власти и рассказывают о политических решениях — популярных или нет. В Турку, например, вот уже несколько лет не прекращаются дискуссии по поводу строительства большого транспортного узла под Рыночной площадью в самом центре города, и недовольных очень много. А вот в Тампере все единодушно проголосовали за строительство трамвайных путей через весь город, и несколько лет все терпят неудобства, связанные с такой глобальной стройкой. То есть бывают непопулярные решения, по которым идет живая дискуссия, и рано или поздно люди неизбежно придут к общему результату, а бывают сразу популярные решения.
Общественные организации, местные сообщества и движения активны, и они системно, ежедневно, включены в решение злободневных и важных вопросов жизни: от материнского пакета и отпуска по уходу за ребенком для отца до сухой уборной и мостков для стирки белья. Словом, социальная политика Финляндии — это и есть политика здравого смысла. Поэтому мне так нравится финский вариант известной поговорки «Под лежачий камень вода не течет». По-фински, если перевести, это будет так: «Катящийся по земле камень мхом не покрывается». Чувствуете, в чем разница? В подходе.
Расшифровка
Изображения: Начальная школа. Картина Магнуса Энкеля. 1899 год
Ateneumin taidemuseo
Радио ArzamasВ
черной-чернойкомнате…
Новый выпуск подкаста о современном фольклоре «Тьфу-тьфу-тьфу!» — про детские страшилки
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсы
Спецпроекты
Аудиолекции
26 минут
1/6
Финский дизайн: как его понять и потрогать
Где познакомиться с финским дизайном, увидеть, как делают дырявые вазы и гнут фанеру, и узнать секрет, почему все это никогда не выйдет из моды
Читает Артем Дежурко
Где познакомиться с финским дизайном, увидеть, как делают дырявые вазы и гнут фанеру, и узнать секрет, почему все это никогда не выйдет из моды
25 минут
2/6
Финская архитектура: как строить дома для людей
От национального романтизма и зданий Алвара Аалто до современных школ, библиотек и церквей
Читает Вадим Басс
От национального романтизма и зданий Алвара Аалто до современных школ, библиотек и церквей
41 минута
3/6
Финская музыка: почему Сибелиус — главный композитор Финляндии
Как Сибелиус прославился сначала в Финляндии, а потом в мире и как он привил финнам любовь к музыке
Читает Надежда Маркарян
Как Сибелиус прославился сначала в Финляндии, а потом в мире и как он привил финнам любовь к музыке
41 минута
4/6
Финское кино: от прибытия парохода до Аки Каурисмяки
Как у финнов получается снимать национальное кино, которое интересно смотреть не только в Финляндии
Читает Василий Степанов
Как у финнов получается снимать национальное кино, которое интересно смотреть не только в Финляндии
25 минут
5/6
Финская литература: не только Туве Янссон
Как в Финляндии всего за 200 лет появилась своя литературная традиция — от эпоса до комиксов
Читает Любовь Шалыгина
Как в Финляндии всего за 200 лет появилась своя литературная традиция — от эпоса до комиксов
34 минуты
6/6
Как устроена жизнь в самой счастливой стране мира
Как Финляндия стала страной советов, откуда взялась идея ходить с лыжными палками и чем так знамениты финские школы
Читает Ольга Миловидова
Как Финляндия стала страной советов, откуда взялась идея ходить с лыжными палками и чем так знамениты финские школы
Материалы
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2022. Все права защищены
Толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»! Лучшие подарки на Новый год в
Толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»!
Лучшие подарки на Новый год в «Магазине Arzamas»
Подарки на Новый год: толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»!
«Магазине Arzamas»В магазин!Магазин Arzamas
Финляндия — Дети | Britannica Kids
Введение
Финляндия профиль
Государственный гимн Финляндии Финляндия – это страна на севере Европа. На протяжении большей части своего история его контролировали соседние страны Швеция и Россия. Сегодня Финляндия является одним из самых успешных страны в Европе. В стране хорошо развиты системы социального обеспечения, здравоохранения и образования. столица и крупнейший город — Хельсинки.
Географическое положение
Финляндия граничит с Швеция, Норвегия и Россия. Балтийское море образует длинную береговую линию. Большое количество мелких прибрежные острова также являются частью Финляндии. Крупнейшие из них — Аландские острова, расположенные недалеко от юго-запад побережье на Балтике Море.
Большая часть Финляндии состоит из низменностей, но северо-запад покрыт горами. Леса занимают около три четверти земли. В Финляндии также более 50 000 озер и многочисленных рек.
большая часть населения проживает в южной трети страны. Крайняя северная часть г. В Финляндии очень холодно, а северо-запад гористый. На северо-западной оконечности страны находится гора Халтиа, самая высокая вершина Финляндии, высотой 4356 футов (1328 метров). Северная часть Финляндии, Швеция, а Норвегию традиционно называют Лапландией. Район был назван в честь саамов, или лопарей, группы людей, живших в этом регионе несколько тысяч лет.
Растения и животные
Сосны, ели и другие вечнозеленые растения заполняют обширные леса Финляндии. Деревья северные леса часто имеют небольшие размеры из-за плохих условий произрастания. Лишайники, на северных болотах растет мох, морошка. Широколиственный береза, лещина и осины растут на крайнем юге.
Животный мир Финляндии приспособлен к земле с большими лесными и водными пространствами и довольно пересеченной местности. климат. Морские птицы в большом количестве гнездятся на прибрежных островах, а водоплавающие — на внутренних озерах. Другие птицы страны включают сибирскую сойку, пеструю трясогузку и орла. Финляндии в лесах обитают медведи, лоси, волки, росомахи и рыси. Стада северных оленей разводят в север. Однако дикие северные олени, которые когда-то населяли большую часть северного региона, почти исчезли. исчезнувший. Лосось, форель, сиг, сельдь, окунь и щука водятся в стране. воды.
Люди
Почти 90 процентов населения страны — этнические финны, говорящие по-фински. Этнические шведы составляют крупнейшая группа меньшинств. Есть около 10 000 Саамы или лопари. Их территория, называемая Лапландией, простирается через северную Финляндию, Швецию и Норвегию. Больше, чем 70 процентов людей христиане, в основном Лютеране. Большинство людей живут в городах южной трети страны.
Экономика
Экономика Финляндии разнообразна и сосредоточена вокруг производства и услуг, включая банковское дело, связи, образования и здравоохранения. Производители производят электронику, бумагу и дерево продукты, машины, металлы, обработанные пищевые продукты и химикаты. Леса Финляндии дают древесину. Его шахты обеспечить медь, никель, и цинк.
Сельское хозяйство играет небольшую роль в экономике. Основные культуры включают ячмень, овес, сахарная свекла, картофель и пшеница. Свиньи и крупный рогатый скот является основным животноводством. На севере большое значение имеет оленеводство. воды Финляндии предлагают хорошую рыбалку.
История
Первое заселение Финляндии началось около 10 000 лет назад. поселенцы, вероятно, представляли несколько групп, включая предков нынешних саамов. Саамы медленно отошли в северные районы Финляндии.
В 1100-х годах шведы начали обращать финнов в христианство. Швеция и Россия боролась за политические и религиозный контроль над регионом на протяжении многих лет. Шведы захватили Финляндию в 1323 году.
Россия победила шведов в 1721 году, но официально Швеция не отдала Финляндию России до 1809 г. В 1917 г. Российская империя распалась в результате Русская революция. Финляндия объявила себя независимой, т. год. В 1919 году стала республикой.
Вторая мировая война (1939–45) было катастрофическим для Финляндии. страна потеряла большие части территории Советскому Союзу в начале войны. В 1941 году Финляндия встала на сторону Германии против Советского Союза и вернула утраченные территории. Однако советский силы снова разгромили Финляндию в 1944 году. Финляндия была вынуждена отказаться от большей территории.
После войны экономика росла, социальные условия улучшались. Финляндия присоединилась к Европейскому союзу в 1995 году. 2000 новая конституция был принят, и Тарья Халонен была избрана первой женщиной Финляндии президент. В апреле 2003 г. Аннели Яаттинмяки был назначен премьер-министром. Затем Финляндия стала первой европейской страной, в которой женщины президента и премьер-министра.
Финляндия — Студенты | Britannica Kids
Введение
Encyclopædia Britannica, Inc.Encyclopædia Britannica, Inc.Encyclopædia Britannica, Inc. Предоставлено посольством Финляндии, Вашингтон, округ КолумбияГосударственный гимн Финляндии
Одна из самых северных стран Европы, Финляндия расположена между Россией на востоке, Швецией на западе и оконечностью Норвегии на севере. На юго-западе земля вдается в Балтийское море, которое разделяется на Ботнический залив на западной стороне страны и Финский залив на южной окраине. Около одной трети длины страны лежит к северу от полярного круга. Ахвенанмаа страны, или Аландские острова, простираются от юго-западного побережья до Балтийского моря. Климат, почвы и формы рельефа затрудняют расселение людей на северных двух третях страны. Большинство финнов проживает в южной трети страны, либо вдоль побережья Балтийского моря и Финского залива, либо по краям многочисленных озер, усеивающих ледниковый ландшафт. Столица Финляндии – Хельсинки. Площадь 130 681 квадратных миль (338 462 квадратных километра). Население (оценка на 2022 г.) 5 555 000 человек.
Финляндия – стабильная, прогрессивная страна, несмотря на природные, политические и экономические недостатки. Независимой она стала только с 1917 года. Молодая республика дважды терпела поражение от войск Советского Союза во время Великой Отечественной войны. Финны были вынуждены отказаться от ценных земельных участков, переселить более 400 000 человек и выплатить большие репарации Советскому Союзу. С тех пор финны восстановили свою страну и придерживаются нейтральной внешней политики.
Земля и климат
Британская энциклопедия, Inc.Сухопутная поверхность Финляндии подстилается древними гранитными породами, подвергшимися сильной эрозии во время ледникового периода. Большая часть страны расположена на низких высотах, с гористой местностью, ограниченной в основном крайним севером. Плохо дренированные земли преобладают на большей части поверхности, которая, по оценкам, усеяна 55 000 озер. Внутренние воды покрывают 12 979 квадратных миль (33 615 квадратных километров) территории Финляндии. Холмистые районы, хребты, озера и болота были образованы ледниками. Наиболее плодородные почвы лежат в основном вдоль побережья и вокруг внутренних озер, но они разрежены.
Финляндия находится в высоких широтах с континентальным климатом. В южной части умеренные ветры с Северной Атлантики и Балтийского моря предотвращают суровые погодные условия. В северных частях страны длинная суровая зима и короткое прохладное лето.
На севере заморозки могут быть в любой месяц, и даже на юге средний вегетационный период составляет всего три месяца или меньше. Однако из-за того, что страна находится далеко на севере, здесь долгий летний световой день, что несколько компенсирует короткий вегетационный период. Среднегодовое количество осадков колеблется от 24 дюймов (61 см) на юге до 16 дюймов (41 см) на крайнем севере. Зимний снегопад значителен.
Растения и животные
Леса покрывают большую часть Финляндии, и лесозаготовки являются основной отраслью промышленности. Сосны и ели являются основными хвойными породами, а на юге они смешаны с лиственными деревьями, такими как береза, лещина, осина, клен, ольха, липа. Деревья северных лесов часто карликовые из-за плохих условий произрастания. В зонах северной тундры, или болота, помимо низкорослых деревьев есть лишайники, мхи и морошка.
Животный мир Финляндии приспособлен к земле с большими лесными и водными пространствами и довольно суровым климатом. Водоплавающих птиц много в прибрежных и внутренних водах. В лесах обитают такие животные, как медведь, волк, лось, росомаха и рысь. Многочисленные северные олени служат домашними животными в северной части Лапландии ( см. Лапландия). Среди видов рыб – салака в прибрежных водах; лосось, форель и сиг в северных внутренних водах; и окуня и щуки в южных озерах и ручьях.
Люди и культура
Финский язык принадлежит к финно-угорской языковой группе, в которую также входят венгерский и эстонский языки. Известные группы меньшинств включают саамов (лопарей) на севере и шведов на побережье Балтийского моря и в Ахвенанмаа. Саамы могут быть потомками коренных финских или монгольских племен, пришедших в регион. Есть несколько тысяч саамов, и шведская группа составляет около 6 процентов населения, но ее численность неуклонно сокращается.
Хотя в Финляндии нет официального языка, финский и шведский языки считаются национальными языками. Здесь нет официальной или государственной религии, и хотя евангелическо-лютеранская и финская (греческая) православная церкви пользуются особым признанием, свобода вероисповедания предоставляется всем религиозным группам. Большинство населения составляют лютеране, хотя есть небольшое меньшинство греков-православных и лиц, не принадлежащих к определенной религии или другим убеждениям.
Поскольку финская культура была довольно изолированной, она приобрела отличительные черты. Калевала , национальный народный эпос, опубликованный в 1835 году, воспитал у финнов гордость за свое наследие и чувство национального единства. Элиасу Лённроту, финскому фольклористу, пришла в голову идея записать народные сказки и песни, которые развивались на протяжении всей финской истории, и превратить их в эту эпическую поэму ( см. Лённрот).
Ряд финских музыкантов, художников и авторов добились международного признания. Особенно известны симфонии композитора Яна Сибелиуса. Франс Силланпаа получил Нобелевскую премию по литературе в 1939. Современная финская архитектура и скульптура завоевали мировую известность. Финны особенно известны своими достижениями в области промышленного искусства, особенно керамики и обработки стекла. Финский театр представляют около 40 профессиональных трупп. Популярны оперы, симфонии и музыкальные фестивали.
Спорт также играет важную роль в финском обществе. Финны соревнуются на международном уровне в таких видах, как лыжные гонки, прыжки с трамплина, бег на длинные дистанции и другие виды легкой атлетики. Также популярны катание на водных лыжах, верховая езда, рыбалка и стрельба. Сауна, купание в паре из воды, облитой горячими камнями, является национальной традицией. Это обычное явление на фермах и в городских домах.
Финляндия была лидером в принятии социального законодательства. Это была одна из первых стран, введших восьмичасовой рабочий день; оплачиваемый отпуск; пенсии работникам; страхование инвалидности, жизни и потери кормильца; и защита женщин и детей в промышленности. В 1906 году Финляндия предоставила равные избирательные права всем своим гражданам. Совместная экономическая деятельность, в которой большое количество людей разделяет как труд, так и вознаграждение, является основным элементом финского общества.
Образование в Финляндии поддерживается государством. Школьное образование требуется в возрасте от 7 до 15 лет и является бесплатным. Обучение для всех студентов стандартное. Практически 100 процентов населения грамотны. Хельсинкский университет, основанный в Турку в 1640 году и переведенный в Хельсинки в 1828 году, является ведущим высшим учебным заведением страны.
Эконом
Contunico © ZDF Enterprises GmbH, МайнцСельское хозяйство теряет свое значение в финской экономике. В 1960 году на сельское хозяйство, рыболовство и лесное хозяйство приходилось 36 процентов рабочей силы, но к концу 20 века — менее 5 процентов. Тем не менее, в соответствии с государственной политикой, Финляндия остается самодостаточной в отношении основных продуктов питания. Однако страна в значительной степени зависит от внешней торговли для получения таких товаров, как машины, нефть, уголь, продукты питания, химикаты, транспортные средства и другие, необходимые для ее экономики. Германия, Швеция, Великобритания, Россия, США и Япония являются ее ведущими торговыми партнерами.
Сельское и лесное хозяйство
Сельское хозяйство в Финляндии затруднено из-за короткого вегетационного периода, неплодородных почв и плохо дренированных земель. Обрабатывается менее 10% территории Финляндии. Главные культуры — ячмень, овес, сахарная свекла, картофель, пшеница, рожь. Заморозки представляют собой серьезную проблему и часто являются причиной потери урожая в той или иной степени. Крупный рогатый скот выращивают для производства говядины и молочных продуктов, включая молоко, масло и сыр. Большинство ферм небольшие, в среднем их площадь составляет от 10 до 50 акров (от 4 до 20 гектаров).
Леса обеспечивают Финляндию важным экономическим ресурсом. Две трети лесных угодий находятся в частной собственности фермеров, и лесная продукция обычно обеспечивает более одной трети среднего дохода фермы. Лесозаготовка является важным видом деятельности фермеров на неполный рабочий день, а также основным видом коммерческой деятельности. Страна является крупным поставщиком изделий из дерева и бумаги в страны Западной Европы.
Горнодобывающая промышленность
В Финляндии имеется множество месторождений металлических полезных ископаемых, но нет ни угля, ни нефти. Хромит — важный минеральный продукт; Ежегодно добывается около 500 000 тонн хромита. Цинк, железо, медь, никель, золото и серебро — другие важные металлические минералы. Гранит добывают для строительства.
Производство
Производство, основанное в основном на переработке лесных продуктов и использовании гидроэлектроэнергии для получения энергии, быстро росло. Эта тенденция привлекла больше людей в города в поисках работы, и городское население выросло до трех пятых населения. В конце 1990-х годов лесная продукция была одним из важнейших экспортных товаров Финляндии.
Производство изделий из леса и шахт обеспечивает занятость широких слоев населения. В конце 19В 90-х годах большой процент производственных рабочих работал в деревообрабатывающей, бумажной и полиграфической промышленности. Другими значительными источниками занятости были металлургия, машиностроение и транспортное оборудование, а также отрасли, производящие химикаты, электрооборудование, текстиль, табак, продукты питания и напитки. Стекло, фарфор и глиняная посуда являются важными ремесленными отраслями. Производственные предприятия в основном расположены в Хельсинки и других прибрежных городах, а также в южных внутренних центрах. ( См. также Хельсинки.)
Транспорт и связь
Несмотря на трудности местности, большое количество озер и плохо дренированные земли, развита обширная сеть автомобильных и железных дорог. Государству принадлежат железные дороги страны с протяженностью более 3600 миль (5800 километров). Протяженность дорог общего пользования составляет около 48 000 миль (78 000 километров), из которых примерно 65 процентов с твердым покрытием. В стране около 4000 миль (6400 километров) судоходных водных путей. Сеть аэропортов связывает различные части Финляндии. Государственная международная авиакомпания Finnair обслуживает в основном Европу и США.
Широко распространено радио- и телевещание, также контролируемое государством. Телевидение началось в 1958 году, а государство осуществляет радиовещание с 1934 года.
Правительство
Финляндия является республикой с правительством, основанным на конституции с 17 июля 1919 года. Существует однопалатный парламент, в котором 200 членов избираются на четырехлетние сроки. Минимальный возраст для голосования — 18 лет, и любой человек старше 20 лет имеет право баллотироваться в парламент. Президент избирается каждые шесть лет коллегией выборщиков при содействии кабинета. Среди многих политических партий партия Центра имеет наибольшее количество членов и продвигает интересы мелких фермеров. Другие партии включают Социал-демократическую партию и Национальную коалицию. Финляндия разделена на 5 провинций и одну автономную территорию, каждую из которых возглавляет губернатор, назначаемый президентом.
История
Финский совет по туризмуФинляндия была заселена на протяжении столетий до прибытия, между 100 и 300 годами нашей эры, предков нынешних финнов. Постоянные поселения датируются примерно 1000 годом нашей эры. После прихода христианства Швеция основала важные поселения вдоль побережья Ботнии. Шведы вторглись в Финляндию в 1155 году и удерживали ее до 1809 года, когда Швеция сдала ее России. Краткий период независимости последовал за поражением России от Японии в 1905 г., но второй период господства России начался в 19 г.09, просуществовавшей до провозглашения независимости в 1917 году. Страна приняла свою первую конституцию в 1919 году.
События Второй мировой войны были катастрофическими для Финляндии. Нация потерпела поражение от Советов в русско-финляндской войне или Зимней войне 1939–1940 годов. Затем, в 1941 году, с нацистской Германией в качестве союзника, Финляндия отвоевала утраченные территории и даже оккупировала некоторые дополнительные советские земли. В 1944 году Финляндия снова была сокрушена войсками Советского Союза. С Советским Союзом было подписано перемирие, и финские войска были отведены за линию Московского договора 1944 года.40. Мирный договор, положивший конец Второй мировой войне, вынудил Финляндию отказаться от 12 процентов своей территории и выплатить Советскому Союзу военные репарации в размере 226 500 000 долларов в течение восьми лет. Долг должен был быть оплачен изделиями из дерева, кабелем, кораблями и металлическими изделиями. Чтобы выполнить это обязательство, судостроительная и металлургическая промышленность Финляндии была значительно расширена. Долг был выплачен в 1952 году.
Еще одной проблемой, созданной советским договором, было переселение около 420 000 финнов, бежавших из Карелии, захваченной Советским Союзом. На севере были созданы первые фермерские хозяйства, а существующие фермеры отказались от земли, чтобы создать новые фермы на юге. Многие из этих людей впоследствии мигрировали в города в поисках работы или в Швецию, где финны в настоящее время составляют значительное меньшинство.
Финляндия присоединилась к Организации Объединенных Наций в 1955 году и является членом Северного Совета и Европейского Союза. Урхо Кекконен успешно поддерживал международный нейтралитет в течение своего длительного пребывания на посту президента с 1956 по 1981 год.
В 1982 году Мауно Койвисто был приведен к присяге в качестве президента Финляндии. Он был переизбран в 1988 году. Во время визита в Финляндию в октябре 1989 года президент СССР Михаил Горбачев признал нейтральный статус Финляндии и объявил о своей политике невмешательства СССР в дела своих соседей. В 1991 Финляндия восстановила дипломатические отношения с прибалтийскими республиками. Койвисто ушел в отставку в марте 1994 года, и его заменил Мартий Ахтисаари, социал-демократ, одержавший досадную победу над более известными политиками. В феврале 2000 года Ахтисаари сменила Тарья Халонен, которая с небольшим перевесом голосов стала первой женщиной-президентом Финляндии. В апреле 2003 года Финляндия стала первой европейской страной, в которой женщины были и президентом, и премьер-министром. Халонен была переизбрана на второй срок президентом и занимала этот пост до 2012 года. Тем временем в 2000 году вступила в силу новая конституция Финляндии.
Стремясь сохранять нейтралитет, Финляндия в течение многих лет не вступала в Организацию Североатлантического договора (НАТО). НАТО — военный союз многих стран Европы и Северной Америки. Однако в 2014 году Россия незаконно взяла под свой контроль Крым, республику Украины, и аннексировала его (сделала частью России). После этой акции и других актов агрессии России в регионе Финляндия начала больше сотрудничать с НАТО. Финляндия даже рассматривала возможность присоединения к альянсу, против чего решительно выступала Россия. В марте 2016 года министерство обороны Финляндии стало объектом кибератаки, которая попыталась вывести из строя главный веб-сайт министерства. Нападение произошло в день встречи президента Финляндии Саули Ниинистё и президента России Владимира Путина.