Где в лаосе принимают законы: ГДЕ В ЛАОСЕ ПРИНИМАЮТ ЗАКОНЫ? — 9 Букв

Памятка по Лаосу — туроператор АРТ-ТУР

ПАМЯТКА ПО ЛАОСУ

 

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ:

Лаос — государство в Юго-Восточной Азии, в самом центре Индокитайского полуострова. На севере Лаос граничит с Китаем, на востоке — с Вьетнамом, на юге — с Камбоджой, на западе — с Таиландом, на северо-западе — с Мьянмой. Общая площадь Лаоса составляет 236,8 тыс. кв. км.

 

ПРИРОДА И КЛИМАТ:

Лаос имеет самую чистую экологическую среду в Юго-восточной Азии. 70% страны занимают горы и леса, особенно их много на севере и востоке страны. На юге и западе расположены полосы низменностей в долинах реки Меконг. Это самая знаменитая река страны, которая проходит вдоль всей страны, и вместе с 15 притоками составляют 2400 км водных путей. В сезон дождей река разливается в ширину до 14 км. создавая плодородные заливные равнины, удобные для сельского хозяйства. Все главные сельскохозяйственные регионы страны сосредоточены вдоль течения Меконга. Меконг также является основной транспортной артерией Лаоса.

Климат Лаоса субэкваториальный, муссонный с разделением на 3 сезона: влажный и жаркий — с мая по октябрь, сухой и прохладный — с ноября по февраль, сухой и жаркий в марте-апреле. Средние температуры декабря-января колеблются от 14° до 23° C, июля — в пределах 28-30° C. Самая высокая температура воздуха — до. 40° С — бывает в долине Меконга в марте-апреле, а самая низкая — менее +5° С — на плато на крайнем севере страны. Осадки значительно варьируются от 3000 мм в год в горах (максимум на юго-востоке страны, на плато Боловен — 3700 мм) до 1300-1700 мм на равнинах. Флора Лаоса поистине разнообразна: влажные вечнозеленые субтропические леса с большим количеством папоротников, магнолий, лиан и лавров покрывают север страны, заросли бамбука и светлые муссонные листопадные леса — плато центрального и южного Лаоса, вечнозеленые влажные тропические ласа — склоны гор. В лесах встречаются гиббоны, несколько видов обезьян, дикий кот, тапир, летучая лисица, леопард, слон, несколько видов оленей и антилоп.

 

КАК ДОБРАТЬСЯ:

В Лаосе два международных аэропорта — в городах Вьентьян и Луанг Прабанг. Прямых рейсов из России нет. До Лаоса можно добраться через Вьетнам (Ханой, Хошимин) или через Таиланд (Бангкок, Чиангмай). Общее время в пути из Москвы до Лаоса составляет около 10,5 часов, не считая стыковок. Авиасообщение также связывает Лаос с Камбоджой. Внутри страны между городами совершает рейсы национальная авиакомпания Lao Airlines

 

ВИЗА:

C 1 сентября 2007 года гражданам России для посещения Лаоса сроком до 15 дней виза не требуется. Это правило распространяется на тех, кто прилетает в международные аэропорты Лаоса, а также на тех, кто прибывает в страну из соседних государств по суше. Для пересечения границы понадобится: загранпаспорт (срок действия не менее 6 месяцев на момент въезда), обратные билеты и подтверждение брони отеля. Для граждан стран СНГ виза по-прежнему необходима. Визу можно получить в консульствах Лаоса или на границе. Для получения визы необходимо заполнить анкету и приложить 2 цветных фото паспортного размера. Стоимость составляет 30$, срок действия — 1 месяц. Для граждан России, желающих провести в Лаосе более 15 дней, также необходимо получать визу

 

ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВИЛА:

Ввоз и вывоз иностранной валюты не ограничен. Сумма свыше 2000 долларов в наличных деньгах или трэвел-чеках должна быть предъявлена таможенным чиновникам при пересечении границы и задекларирована. Ввоз и вывоз национальной валюты запрещен. Разрешен беспошлинный ввоз 200 сигарет, 2 л спиртных напитков, 200 г лекарств, предметов и вещей домашнего обихода в пределах личных потребностей. Запрещен ввоз оружия, взрывчатых, отравляющих и легковоспламеняющихся веществ, а также наркотических средств и средств для их приготовления. Запрещен вывоз предметов искусства и старины, являющихся национальным достоянием, изображений Будды, оружия, взрывчатых, отравляющих и легковоспламеняющихся веществ, а также наркотических средств и средств для их производства.

 

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО:

Официальное название Лаоса — Лаосская Народно-Демократическая Республика.

Глава государства — президент, избираемый членами Национального собрания на пятилетний срок. Глава правительства — премьер-министр, назначаемый, как и остальные члены кабинета, президентом по согласованию с Национальным собранием Законодательный орган — однопалатное Национальное собрание.

 

СТОЛИЦА:

Столица Лаоса — Вьентьян с населением около 500 тыс. чел.

 

ВРЕМЯ

Опережает московское на 3 часа

 

НАСЕЛЕНИЕ:

Численность населения Лаоса составляет примерно 7 млн. человек. Плотность населения — одна из самых низких в Азии (18-22 человека на кв.км). 50% населения составляют этнические лао, 25% -кхмеры, 15% -тайцы, мяо и яо, 10% -вьетнамцы, китайцы и пр. Большая часть населения проживает на плодородных речных равнинах, хотя множество племен национальных меньшинств живет в горах. 85 % населения страны живет в сельской местности, и только 15% — городских жители

 

ЯЗЫКИ:

Официальным языком является лаосский язык, среди образованной части населения также распространены французский и тайский языки, реже — английский язык.

 

РЕЛИГИЯ:

Наиболее распространенной религией в Лаосе является буддизм тхеравады, его исповедывает 60% населения. Остальное население придерживается преимущественно анимизма и шаманизма. Как и в большинстве стран Юго-Восточной Азии, здесь существуют правила поведения, которых необходимо придерживаться, чтобы не оскорбить чувства местного населения:

— снимайте обувь перед входом в храм

— держите свою голову ниже изображения Будды и монахов.

— не поворачивайтесь спиной к Будде

— помните: нельзя прикасаться или гладить людей по голове

— не сердитесь на людей

— не носите слишком открытую одежду, особенно про посещение храмом и пагод

— В Лаосе, как и в большинстве других буддийских стран, голова считается самой важной частью тела. Она является пристанищем души и символом чистоты, в то время как ноги считаются самой грязной частью человеческого тела. Поэтому никогда не указывайте на что-нибудь ногой, не вытягивайте ноги в чью-либо сторону и не гладьте детей по голове

 

ВАЛЮТА:

Национальная валюта Лаоса — Кип. В ходу купюры достоинством 500, 1000, 2000, 5000, 100000, 20000, 50000 кип. 1$ = ~ 8000 кип. Валюту можно обменять в обменных пунктах аэропорта и в банках, но многие банки работают только с долларами США или тайскими батами. Более выгодный курс обмена обычно предлагают обменные пункты на рынках и в районе главных торговых улиц, но в таком случае велик риск мошенничества. Однако для расчетов в туристических местах свободно принимают доллары США. Кредитные карты и дорожные чеки обслуживают только крупные банки в столице, воспользоваться ими в провинции практически невозможно. Банкоматов нет. Карточку можно обналичить в банке с комиссией от 2 до 5%.

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Первые поселения на территории современного Лаоса появились около 10 тыс. лет назад. Зарождение лаосского государства восходит ко времени миграции тайскоязычных народов из Южного Китая на п-ов Индокитай. С VII в. в западных районах современной китайской провинции Юньнань образовалось мощное государство Нанчжао, которое активно завоевывало соседние земли, к том числе и территории современного северного Лаоса. Тогда же в VII в. земли современного южного Лаоса были покорены кхмерским государством Ченла, которому на замену пришла в IX веке Ангкорская Империя.

В 1353 г. лаосские княжества на территории современного Лаоса и Восточного Таиланда были объединены правителем Фа Нгумом в единое централизованное государство Лансанг — одно из крупнейших государств Индокитая. Фа Нгум вырос при ангкорском дворе и был женат на дочери кхмерского правителя. При Фа Нгуме Лансанг достиг наивысшего расцвета и могущества: за счет завоевательных войн территория была значительно расширена, страна переживала экономический подъем, создавались великие памятники архитектуры и религиозной литературы. Однако со смертью Фа Нгума могущество Лансанга стало угасать, а междоусобные распри не прекращались. В результате в начале XVIII века государство распалось на три отдельных королевства — Луангахабанг (Луанг-Прабанг) на севере, Вьентьян в центре и Тямпассак (Чампассак, или Бассак) на юге. В 30-е гг. XIX века эти государства переживали сильное влияние более мощных государств-соседей — Сиама и Вьетнама, а с середины XIX века Северный Лаос регулярно подвергался опустошительным нашествиям вооруженных отрядов из Южного Китая.

После захвата Францией Вьетнама и подчинения ею в 1863 г. Камбоджи, Лаос попал в сферу интересов французских колонизаторов. До 1950 г. страна пробыла в составе французского Индокитая, за исключением короткого периода японской оккупации во время Второй Мировой войны. Полную независимость Лаос получил в 1953. С 1964 г. во внутреннюю политику страны начинают активно вмешиваться США, отводя ему роль плацдарма для агрессивных действий в Индокитае. Только в 1973 г. было принято решение о прекращение огня, а в декабре 1975 г. была создана Лаосская народно-демократическая партия. В 1988 году Лаос был открыт для посещения иностранцами, а 1997 году страна была принята в АСЕАН. В 1995 году ЮНЕСКО признало город Луанг Прабанг объектом мирового культурного наследия, а в 2001 году список ЮНЕСКО также пополнил храм Ват Пху Чампассак в Южном Лаосе.

 

ЭКОНОМИКА:

Лаос — это наименее экономически развитая из трех бывших французских колоний Индокитая, где нет железных дорог, а сеть остальных путей сообщения, и система телекоммуникаций остается довольно слабой. Большая часть населения занимается сельским хозяйством. На 90% пахотных площадей возделывается рис, также выращивают кукурузу, сою, батат, маниок и овощи, из технических культур — хлопчатник, табак и сахарный тростник, из экспортных — кофе. Предприятия обрабатывающей промышленности ограничиваются переработкой аграрного сырья (рисоочистка) и лесопилением

 

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ:

Такси в традиционном для нас виде в Лаосе нет. Легковую машину для переезда можно заказать в отеле или аэропорту по договорной цене. Общественный транспорт в Лаосе представлен «тук-туками» — небольшими грузовичками открытого типа, вмещающих до 6 пассажиров. При поездке в такси или на любом другом транспортном средстве типа «тук-тук», стоимость услуги следует обговорить заранее, до посадки в кабину. Велосипед — также очень популярное средство передвижения в Лаосе. Взяв его на прокат можно с легкостью самостоятельно добраться до всех основных достопримечательностей города и окрестностей

 

СВЯЗЬ:

Мобильная связь стандарта GSM 900 покрывает основные туристические зоны страны. Роуминг с местным оператором www.laotel.com Lao Telecommunications (GSM 900) и Millicom Lao (GSM 900/1800) доступен абонентам крупнейших российских операторов. Доступ в интернет возможен в главных туристических местах центрах за $0.5 в час, но интернет имеет невысокую скорость

 

НАПРЯЖЕНИЕ В СЕТИ:

220-230 B, 50 ГЦ, Штепсель часто имеет плоские разъемы

 

КУХНЯ:

Основу традиционной лаосской кухни составляет рис. В него добавляют рыбу, мясо, овощи, фрукты и приправы. Мясо едят редко, предпочитая рыбу. На кухню Лаоса сильное влияние оказали тайские и французские кулинарные традиции. В туристических местах не проблема найти ресторан с международной кухней. Стоимость обеда в ресторане составляет в среднем от 5 до 15$ на человека. Ресторанов быстрого обслуживания в Лаосе нет. Супермаркеты есть только в столице, в остальных туристических местах — только небольшие продуктовые ларьки. Что касается алкогольных напитков, в продаже имеется местная марка пива — Lao Beer и зарубежные марки, а также в ресторанах в ассортименте присутствуют итальянские, французские, австралийские и южноафриканские вина. Государственные отели и высококлассные рестораны обычно добавляют к счету 5-10% на оплату услуг по обслуживанию, поэтому оставлять чаевые нет никакой необходимости. В частных заведениях чаевые остаются на усмотрение клиента.

 

ПОКУПКИ:

В Лаосе можно купить разнообразные изделия ручной работы. На рынках и в небольших магазинчиках продаются ремесленные изделия из камня, дерева, разнообразные ткани, в том числе натуральный шелк, драгоценности, мебель, национальная одежда и многое другое. Крупные магазины обычно работают с понедельника по пятницу с 08.00 до 16.00, частные магазины — с понедельника по субботу с 09.00 до 21.00. На рынках и в частных магазинах можно торговаться, но без излишнего напора, лаосцы лучше поддаются спокойным уговорам.

 

БЕЗОПАСНОСТЬ:

Лаос — одно из самых безопасных мест в Юго-Восточной Азии. Почти во всех случаях лаосцы гостеприимны и относятся к туристам с большим уважением. Иногда, правда, встречаются случаи мелкого воровства и карманных краж, поэтому не носите с собой большие суммы денег, ценности, документы, и храните это все в сейфе.

 

Для поездки в Лаос официально не требуется никаких прививок. Однако весь Лаос, за исключением главных туристических районов — Вьентьяна и Луанг Прабанга, является зоной с повышенным риском малярии, поэтому перед поездкой в удаленные районы во влажный сезон желательно принять меры по профилактике этого заболевания. Постарайтесь защитить себя от комариных укусов и проконсультируйтесь до отъезда с врачом насчет профилактического приема лекарств и прививок. Также рекомендуется сделать прививки от гепатита А, брюшного тифа и столбняка. Перед поездкой сформируйте и захватите с собой аптечку первой помощи, которая поможет Вам при легких недомоганиях, сэкономит Ваше время на поиски лекарственных средств и избавит от проблем общения на иностранном языке.

Воду из-под крана пить нельзя, равно как и не стоит покупать еду на улице. Также не стоит заказывать напитки со льдом. Первые три дня пребывания в стране стоит воздержаться от обильного употребления фруктов и овощей. Не рекомендуется питаться в лавках, кафе, вид которых не вызывает доверия.

При посещении Лаоса обязательно необходимо иметь страховку с надлежащим страховым покрытием. При наступлении страхового случая необходимо связаться с офисом страховой компании, телефон которого указан в страховом полисе (звонок бесплатный).

 

Не рекомендуется посещать районы, граничащие с Камбоджой, так как со времен войны здесь осталось немало минных полей, и даже с проводником опасность слишком велика. Наркотики в Лаосе находятся вне закона, местные жители, открыто курящие марихуану, достаточно часто будут предлагать вам ее, но покупать категорически не рекомендуется.

 

РАЗВЛЕЧЕНИЯ:

Время течет в Лаосе размерено и неторопливо. Здесь нет шумных баров, клубов, дискотек. Жизнь замирает около 22-00 вечера. Наиболее популярными видами отдыха в Лаосе являются экскурсии по многочисленным достопримечательностям, экотуризм, треккинги, прогулки на горных велосипедах, рафтинг, каякинг, посещение пещер, путешествия по Меконгу.

 

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ЛАОСА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ:

Адрес: Москва , М. Никитская ул., 18.

телефон: 923-87-72

факс: 923-72-25

 

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ В ЛАОСЕ

Консульский отдел

Адрес: Вьентьян , Thaphalanxay quarter, km 4, Thadeua str., Vientiane, B.P. 490, Laos

телефон: (8-10-856-21) 31-2218

факс: (8-10-856-21) 31-2210

Страна: Лаос

Рейсы в Лаос запускают из Приморья

Оказавшись по горящей декабрьской путевке в городе Паттайя на побережье Сиамского залива, я вовсе не собирался две недели нежиться на золотом песочке. Планы вояжей по Таиланду и даже за его пределы у меня были намечены и просчитаны заранее, еще в Хабаровске, и выглядели они впечатляюще.

Первым пунктом, конечно же, значилась Камбоджа с ее главными достопримечательностями — средневековыми храмами Ангкора и руинами Пном Кулена. Затем — Аюттайя, одна из древних столиц Сиама, плюс предлагаемая турагентствами «в нагрузку» к ней поездка на дальний запад Таиланда, на реку Квай и к водопаду Эраван. Да и Бангкок обязательно нужно было посетить.

Но особый трепет вызывала возможность отправиться на крайний север, в том числе в так называемый Золотой треугольник на стыке границ Таиланда, Лаоса и Мьянмы (бывшей Бирмы).

Самым сложным оказалось… нет, не забронировать все эти поездки. Всевозможных больших и малых туристических бюро в Паттайе — хоть пруд пруди, размещаются они на каждом углу, в большинстве случаев там работают наши соотечественники, которые взахлеб расписывают прелести каждой поездки и выгоду приобретения тура именно у них.

Гораздо сложнее оказалось состыковать все намеченные поездки по времени, уложить их в некое подобие сетевого графика, чтобы успеть побывать всюду, где наметил. Тем более что некоторые вояжи, в том числе в Золотой треугольник, оказались не ежедневными.

Как бы то ни было, все вроде утряслось. И Аюттайя с Кваем, и особенно Камбоджа оставили неизгладимые впечатления. В промежутке между ними даже успел наведаться на дивные бело-песчаные островки в Сиамском заливе, окунуться в теплейшую и чистейшую воду вдали от тайских мегаполисов.

Но вот моя поездка на крайний север Таиланда чуть было не сорвалась из-за ошибки какого-то недотепы-клерка из фирмы-туроператора. В заявку на поездку он поставил не мою фамилию, а персональные данные коллеги, с которым мы как раз и отправились в Таиланд. Все бы ничего, но на чужую фамилию и выписали авиабилет. На север же, до города Чиангмай, предстояло лететь на самолете местной авиакомпании, а несовпадение фамилии в паспорте и билете — серьезная проблема.

Обнаружил я ее только в аэропорту Бангкока. Не спорю, сам виноват: получая билет от разъездного гида в гостиничном фойе, не проконтролировал, внимательно в него не заглянул. Но было тому и смягчающее обстоятельство: билет мне вручили в три часа ночи. А голова была почти что бамбуковая: накануне я только-только вернулся из другого вояжа в Камбоджу, причем уже после 23.00. Времени вздремнуть просто не оставалось, да и проспать побоялся. Поэтому после душа с дальней дороги (примерно 500 км и восемь часов пути от Сиемреапа до Паттайи) решил побродить по Интернету, почитать новости да поискать хоть какую-то информацию о регионе, в который собрался лететь.

В итоге на посадке в аэропорту меня и тормознули — по причине того самого несовпадения фамилий. Хуже было другое: как раз накануне, в Камбодже, я умудрился искупать свой сотовый телефон в священном водопаде на горном плато Пном Кулен. Несмотря на сакральность тамошней воды, Nokia признаков жизни не подавала. При перемещениях и экскурсиях в составе туристической группы это не фатально, тем паче, что по возвращении в Паттайю я собирался обзавестись новым умным «говорильником». Но вот в форс-мажорных ситуациях без телефона не связаться с турфирмой или гидом, а в одиночку на попутках добираться более 100 км из бангкокского аэропорта до Паттайи — еще та проблемка. Хорошо хоть не все попутчики из группы прошли в накопитель, так что я попросил телефон и вызвонил гида, который нас курировал.

После небольшого и вежливого скандальчика, устроенного мною по возвращении в Паттайю представителю турфирмы, мне клятвенно пообещали что через три дня, в среду, я непременно окажусь на севере. Это был последний шанс отправиться туда, ведь уже в пятницу мне нужно было возвращаться из Таиланда в Хабаровск.

В ночь накануне отлета на север позвонил гид и заботливо посоветовал взять теплые вещи. Оказалось, накануне в северных провинциях Таиланда похолодало: ночные температуры в Чиангмае и Чианграе — плюс шесть-восемь градусов, в сравнении с паттайскими +25°С, +30°С.

Полет ко сну не располагал: уж больно интересные вещи открывались взору за иллюминатором самолета. Вначале — необозримые кварталы Бангкока, 15-миллионного мегаполиса, потом столь же бесконечные прямоугольники полей и хаотичные массивы лесных просторов, а ближе к северу — горные хребты.

700-километровый по протяженности полет вместе со взлетом и посадкой занял примерно час. И вот уже нас встречает бегущая под крыло бетонка аэродрома в Чиангмае.

Чиангмай. Храм Дои Сутхеп

Погода в Чиангмае в тот день, как обещали, была гораздо прохладнее, чем в знойной Паттайе: днем всего плюс четырнадцать-шестнадцать градусов по Цельсию. Даже русский экскурсовод Игорь, приехавший за туристами в аэропорт, был в свитере и куртке.

Знакомство с северным Таиландом и его столицей началось с поездки в заповедник Дои Сутхеп (Doi Suthep) и одноименный храм в 15 километрах к западу от Чиангмая. По серпантину дороги, петлявшей среди зеленых зарослей, автобус поднялся на храмовую гору. Климатические прелести севера давали о себе знать — туристы и местные паломники экипированы по-осеннему. И даже собаки, во множестве сидевшие возле входа в храмовый комплекс Пхратхат Дои Сутхеп (Phrathat Doi Suthep), тоже оказались… одеты в теплые шерстяные жилетки и джемперы. Причем разно-породные барбосы отнюдь не пребывали в праздношатании, о чем свидетельствовали коробочки для подаяния на прокорм, стоявшие у их лап.

Ну как тут не позаботиться о братьях наших меньших!

Тайские детишки в национальных костюмах, обсевшие ступени лестницы, ведущей на вершину холма, зарабатывают тем, что фотографируются вместе с туристами. Мимо них наверх, к святыням, струится ручеек народу. И вот лестница в более чем триста ступенек позади, мы проходим мимо двух мифических чудовищ — хранителей ворот святилища, а перед нами — шумный двор храмового комплекса. Масса народу — тайские паломники, туристы европейской и азиатской (прежде всего, китайцы и корейцы) внешности, местные монахи в оранжевых одеяниях, кто в сандалиях, а кто и вовсе босой.

Разуться предстояло и нам, и по каменным плитам, обжигавшим утренним холодом, войти в храм. Правда, кое-кто из попутчиков от подобного удовольствия отказался и отправился бродить по менее святым закоулкам Пхратхат Дои Сутхепа, где снимать обувь не требовалось.

Даже не будучи буддистом, а то и вовсе в глубине своей души пребывая атеистом или агностиком, все-таки проникаешься искренним пиететом к чужому духовному наследию, восхищаешься красотой этого места и золото-блестящей пагодой, возвышающейся в его центре. А со смотровой площадки, нависшей над зеленым морем джунглей, открывается дивный вид на колышущиеся сквозь туманную дымку очертания Чиангмая, просторно раскинувшегося в долине к востоку от заповедника Дои Сутхеп.

Из этого преддверия неба так не хочется уходить, а тем более спускаться вниз к туристическим микроавтобусам. Но никуда не денешься — в здешних блиц-экскурсиях все расписано поминутно. А нам еще предстояло посетить местные достопримечательности, точнее, объекты для потенциального опустошения кошельков туристов — ювелирную и шелковую фабрики, заводик по производству зонтов и вееров.

Кстати, и в Таиланде, и в Камбодже сразу обращаешь внимание на теснейшую связку турбюро и их гидов на местах со всевозможными фабриками, сувенирными мастерскими и магазинчиками, чайными и прочими лавками, аптеками местных снадобий. Туда вас завезут непременно, устроят презентацию или дегустацию, бойко и слегка навязчиво прорекламируют эксклюзивность и чудодейственные свойства своего товара, а также выгодность цены. И большинство туристов хоть что-нибудь, но покупают. Поэтому гиды, надо полагать, исправно получают свои комиссионные…

Кое-кто из туристов привычно возмущается коммерческой перегрузкой путешествий, ведь хочется познакомиться, прежде всего, с объектами культурного и познавательного интереса, тем паче времени не так уж много. Но, что поделаешь, приходится мириться с этим, разве что задумываешься: не отправиться ли следующий раз в путешествие самостоятельно? Кстати, многие наши соотечественники так и поступают.

Конечно, в Чиангмай, город с населением свыше трех миллионов человек, основанный более 700 лет назад и бывший некогда столицей северного тайского королевства Ланна, приезжать желательно не на полдня, а на несколько дней. Достопримечательностей здесь множество: буддийские храмы (их почти 300), каждый из которых — своеобразный архитектурный памятник, музеи, национальные парки вокруг города, рынки, где продаются всевозможные экзотические изделия местных мастеров. Тем не менее мы тоже кое-что из местного колорита увидели. Побывали на шелковой фабрике, на фабрике зонтов полюбовались расписанными вручную зонтами и веерами (один из вееров — до полутора метров в развернутом состоянии), а также живописными полотнами местных художников — при желании все это можно купить в магазине. Заехали и на ювелирную фабрику с непременным магазином, где у женщин разбегаются глаза и текут слюнки. Меня же больше привлек вид мастеров, отключившихся от суетного туристического мира и склонившихся над столиками со сверлильно-шлифовальными станочками, осторожно вставлявших пинцетиками в оправы всевозможные драгоценные камушки. Вот так рождаются ювелирные шедевры — труд без преувеличения каторжный…

По дороге в городок Чианграй, расположенный еще севернее, в соответствии со здешней традицией и программой тура нас завезли на горячие источники. Метрах в пятидесяти от дороги — выложенные камнем ванны и небольшие каналы метровой ширины и сидящие вдоль них босоногие мужчины и женщины. Вода до +45°С, а то и +55°С. Садишься на парапет, разуваешься, опускаешь ноги — и получаешь отменное удовольствие, особенно с учетом памятной прогулки босиком по холодным плитам храма Пхратхат Дои Сутхеп.

Здесь же, в водных ванночках, кто желает, может, что называется, выбрать погорячее. Но, конечно, надо знать меру. Ведь в одной из ванн, судя по всему, температура весьма высока: местные женщины опускают в нее плетеные корзинки с куриными яйцами и варят их себе на перекус и на продажу.

Кстати, о местных жителях. Все туристы и путешественники отмечают радушие, доброжелательность и душевную умиротворенность тайцев. Хотя в Паттайе и предупреждают: «Берегите деньги, документы и ценные вещи от воров и мошенников!». Так вот, на традиционном, патриархальном севере Таиланда воровать и мошенничать не принято, а тамошних людей можно считать чуть ли не эталоном честности. Впрочем, даже в буддийской стране сознание во многом определяется бытием: в Таиланде сразу бросается в глаза сравнительная зажиточность северной сельской глубинки (особенно на фоне бедных Камбоджи, Лаоса или Мьянмы). Разумеется, все это достигается не только за счет райского климата и огромного плодородия почв, но и, главное, благодаря умению людей трудиться до седьмого пота, а также умной и заботливой политике государства.

Чианграй. Белый храм. Деревня горных племен

Юго-Восточная Азия, и Таиланд в том числе, — средоточие тысяч храмов, прежде всего, буддистских, а также индуистских, возраст многих из которых составляет несколько столетий. Но среди них встречаются по-настоящему уникальные святилища. Такие, как Белый храм или Ват Ронг Кхун (Wat Rong Khun), расположенный в 13 км к юго-западу от Чианграя, административного центра самой северной провинции Таиланда.

Это частный храм, построенный по проекту и на деньги известного в стране художника и архитектора Коситпипата Чалермчая. Специально для своей задумки он приобрел участок земли, и в 1998 году начал возведение уникального архитектурного комплекса. На храмовой территории размещены многочисленные скульптурные композиции, здесь же находится художественная галерея, где представлены картины Чалермчая. Оригинальными настенными росписями можно любоваться и в самом храме: наряду с традиционными сюжетами, связанными с религиозной миссией Будды, там есть и такие, что навеяны современной геополитикой. Например, бывший президент США Джордж Буш-младший и исламский террорист Усама бен Ладен, в обнимку оседлавшие боеголовку летящей межконтинентальной баллистической ракеты. Или — один из героев популярного фильма «Матрица» в исполнении киноактера Киану Ривза.

Ват Ронг Кхун — не только буддийский храм. Коситпипат Чалермчай создал здесь настоящий культурно-просветительский центр, где работают десятки его учеников и единомышленников. Действует там и художественная школа для всех желающих и интересующихся изобразительным искусством. Занятия в ней проводит сам Чалермчай. Нам посчастливилось увидеть, как он ведет свой мастер-класс — ярко, интересно, эмоционально, выступая в роли и мастера живописи, и учителя жизни, а также эксцентричного мима, превращающего свои рассказы в мини-сценки.

Кстати, в Чианграе, среди множества интересных для туристов объектов, есть еще один, созданный все тем же Чалермчаем. Это предмет гордости горожан — вычурная башня с часами на одной из площадей. Возле нее мы оказались около 19.00, направляясь на ночной базар. И ровно в семь вечера раздался бой часов, началось световое шоу…

Что касается ночного базара, то при виде тамошних цен на одежду, обувь, живописные полотна местных художников, рука сама тянулась в карман за деньгами. Успевай только включать свои мозги сакраментальными вопросами «Зачем?» или «Ну и что потом с этим делать?» и вовремя останавливать себя. Тем более что русский гид посоветовал не особо нагружаться покупками — на следующий день предстояло ехать в соседнюю Мьянму, где, по его словам, обилие всевозможных вещей и цены на них приятно удивят, даже в сравнении с провинциальным тайским Чианграем.

В тот вечер мы успели побывать в еще одном храме, Ват Пхра Кео, известном с XIV века так называемой статуей Изумрудного Будды. Правда, ныне это всего лишь копия статуи, вывезенной в королевский храм в Бангкоке, но не менее почитаемая.

Погода тайского севера напомнила о себе вечером в гостинице. С учетом ночных температур на уровне + 8°С и +10°С при отсутствии привычного нам домашнего отопления, пришлось на ночь утепляться: спать под одеялом, да еще и рубашку надеть. Одна отрада и спасение — на удивление горячий душ, который функционировал исправно…

На следующий день наша группа отправилась дальше на север, в Золотой треугольник, — на стык границ Таиланда, Мьянмы (бывшей Бирмы) и Лаоса. Однако в маршруте был предусмотрен и заезд в экзотическую деревню, где обитали представители местных национальных меньшинств, горных племен шан и карен. Эти народы считаются мастерами в ткацких ремеслах, обработке серебра.

Понятно, что аборигены глубинных районов, живущие в своеобразной «резервации» и лишенные права расселяться по Таиланду, давно и плотно встроены в туристическую индустрию. И деревенька, находящаяся всего в нескольких километрах от автомобильной трассы, ведущей из Чианграя к северной границе, это вовсе не древний и самобытный культурный оазис, а лишь шоу-центр и место бойкой торговли сувенирами. Да, вас проведут мимо примитивных хижин (рядом, правда, стоят мотороллеры и прочие современные средства передвижения). Покажут вытканные местными мастерицами шарфы и покрывала, прочие сувениры (и, конечно, предложат их приобрести). Разумеется, непременно дадут сфотографироваться и с длинношеими женщинами из племени карен, каждая из которых носит на себе по несколько килограмм украшений…

И вот, наконец, приграничный городок Мае Сай (Mae Sai) — ворота в соседнюю Мьянму, где на другом берегу речушки Руак находится городок Тачилек (Tachileik). Сдаем свои паспорта гиду и устремляемся вслед за ним к мосту и пограничному переходу на нем. Нет, стоп! Просят подождать — вот-вот в Мьянму должен проследовать кортеж одной из тайских принцесс, отправившейся в паломничество к пагоде Шведагон, возвышающейся над Тачилеком.

Тачилек. Пагода Шведагон и прелести рынков Мьянмы

Ожидание встречи с Мьянмой не затянулось. Без особых формальностей (похоже, туристов тут просто считают по головам) переходим мост и попадаем в иной мир, во многом отличный от Таиланда. Прежде всего, сразу бросается в глаза привычное нам левостороннее дорожное движение (всего за несколько дней, проведенных в Таиланде, незаметно привыкаешь к правостороннему). Народ в Мьянме одет проще, если не сказать беднее. И дома какие-то обшарпанные, хотя город-то — своего рода «витрина» страны, да и деньги сюда вместе с туристами, торговцами (и контрабандистами) идут немалые. Словом, еще одно свидетельство экономического лидерства соседнего Таиланда.

А нас уже ждут местные тук-туки — только не авто, как в Таиланде, а мотоциклы с крытыми кузовами, в каждом из которых на скамейках могут поместиться человек по шесть, а если набить поплотнее, то и более. И понеслась экскурсия по Тачилеку, городку явно не маленькому и весьма колоритному. Кряхтя и спотыкаясь, наш тук-тук выбрался-таки на храмовую гору к пагоде Шведагон. Первое, на что загляделись, — автобус с местными военными, вооруженными не американскими М-16, как в Таиланде, а привычными «калашами». Но мою руку, уже тянувшуюся к фотокамере, остановил оклик-предупреждение гида: «Не надо!». Как выяснилось, армейский народ тут не такой смирный, как в Таиланде: несколько десятилетий почти непрерывных гражданских войн, этнических мятежей и переворотов сделали «человека с ружьем» в Мьянме жестким и непредсказуемым, не любящим оказываться под прицелом даже фотокамеры.

Пагода Шведагон, как выяснилось, — тезка более известного храма, расположенного в столице Мьянмы, городе Янгоне или, по-старому, Рангуне. Но и здешний «клон» столичного храма впечатляет и завораживает, ослепляет золотым блеском уходящей ввысь ступы. Ходить не только по храму с четырьмя кудрявыми золотыми Буддами, но и по всему огромному двору вокруг пагоды также принято босиком. Благо, день выдался не только солнечным, но и гораздо более теплым, чем предыдущий в Чиангмае.

Наряду с двумя храмами непременным объектом блиц-вояжа в Мьянму является и громадный рынок. Здесь, похоже, собран контрабандный товар (или конфискат?) не только из Азии. Рядами стоят бутылки с итальянскими, испанскими, австралийскими и прочими винами. Причем цены завлекательные: 500 тайских бат за три бутылки плюс штопор в презент. Кто-то из русских туристов, удивившись ценам, даже пошутил, мол, не пираты ли из Молуккского пролива или даже из Сомали сюда по авиа-мосту гонят свои трофеи? Как бы то ни было, я от приобретений тоже не смог удержаться, поторговавшись для порядку (на востоке без этого нельзя — уважать не будут) разжился прочным, удобным и вместительным рюкзаком всего за 400 тайских бат.

А вскоре, подгоняемые то и дело поглядывавшим на часы экскурсоводом, мы покинули Тачилек, перешли через пограничный мост и, рассевшись по микроавтобусам, направились в сторону еще одного небольшого тайского городка Соп-Руак. Именно там сходятся границы Таиланда, Мьянмы и Лаоса.

Соп-Руак, сердце Золотого треугольника

Со смотровой площадки, нависающей над дорогой и хибарками на въезде в Соп-Руак, открывается впечатляющий вид на место слияния речушки Руак (с которой мы познакомились в тайском Мае Сае и мьянмайском Точилеке) и великого Меконга. Река Меконг, берущая начало в далеком Тибете, на протяжении 4500 км омывает берега шести стран — Китая, Мьянмы, Лаоса, Таиланда, Камбоджи и Вьетнама. В ее долинах еще в древности возникли блистательные цивилизации, непохожие на те, что известны нам из школьных и даже вузовских учебников. Ведь Юго-Восточная Азия, в отличие от Китая и Индии, не говоря уже о Европе, к сожалению, почти не представлена в обязательном курсе истории и истории культуры. А ведь более 10 тысячелетий назад именно здесь впервые в мире возникло керамическое производство и началось возделывание риса…

Мутно-коричневые воды Меконга плещутся внизу, омывая кусочек низкого лугового берега Мьянмы, а справа за рекой видны портовые и промышленные строения на лаосском берегу. Дальше к северу река уходит к подножиям невысоких (1000 — 1300 метров), но внушительно смотрящихся, поросших лесом гор. Вид изумительный, особенно когда осознаешь, что оказался там, где в детстве мог путешествовать только по карте, повторяя как заклинания тарабарские названия городов, поселков, рек. А мимо по Меконгу, вверх и вниз по течению, неторопливо тянутся всевозможные суденышки и баржи, резво скачут на волнах длинные катера с туристами.

— Следующий этап программы — Дом 212, — шифрует экскурсовод, и мы поднимаемся по истертым и растрескавшимся каменным ступеням лестницы, которую с обеих сторон охраняют изваяния драконов-нагов.

По пути через лесопарк еще один сюрприз — руины буддийского святилища, как выяснилось, построенного тайскими князьями на рубеже XIII — XIV веков. Отсюда и началась их экспансия на юг, приведшая к созданию королевства Сиам-Таиланд.

А вот, наконец, тот самый «212 House of Opium», то есть Музей опиума, снадобья, производством которого на протяжении столетий здешний народ зарабатывал себе на жизнь и пропитание, попутно отравляя (совместно с Афганистаном) весь прочий мир.

В музее — экспонаты, рассказывающие не только об одном из пагубных пристрастий человечества, но и о том, как на основе продажи опиума развивались здешние ремесла и торговые технологии. Здесь множество наборов всевозможных весовых эталонов-гирек, представляющих собой еще и произведения искусства: слоники, обезьяны, фигурки других мифических зверушек. А один из залов посвящен политической истории ХХ века и наркобарону Кхун Са (или Чжан Шифу). Судьба этого этнического китайца, мусульманина-суннита, ставшего пасынком принца здешнего непризнанного государства Шан, а потом командующим сепаратистской Армией Шан и организатором производства наркотиков-опиатов в Золотом треугольнике, похожа на сюжет авантюрного романа. ..

Из музея, заглянув в тамошние лавочки, русские туристы направляются на пристань.

Прогулка на скоростных лодках или катерах по Меконгу — еще один обязательный пункт тура, плюс фото-сессия на воде на фоне статуи Золотого Будды, стоящей на тайском берегу, и на фоне роскошного казино «Парадайз», которое, говорят, построили по указанию все того же наркобарона Кхун Са на мьянмайском берегу. А потом — высадка в Лаосе, в торговой зоне на полуострове Донсао. Здесь в хибарах под деревянными, соломенными и пластиковыми крышами в большом количестве представлены и лаосские сувениры, и товары со всего прочего мира. Местные спиртные напитки с плавающими в них змеями, ящерицами или скорпионами, и элитные (по крайней мере, если судить по этикеткам) сорта виски, коньяков и вин. Сумки из крокодиловой и прочей экзотической кожи, шелка и всевозможные иные ткани. Аборигенные лекарственные снадобья и съестные продукты. Словом, покупай, турист, не скупись! Если, конечно, тебе это нужно…

Мне же захотелось посмотреть на экзотику, не связанную с торговлей, потому и направился по едва приметной тропинке в густые заросли. И повезло: запечатлел на фотокамеру не только тамошние пейзажи, но и лаосскую крестьянку, собиравшую хворост. Местная «фотомодель», правда, глянула таким жалостливым взглядом, что не утерпел, выдал ей гонорар за фото, 20 тайских бат, — и удостоился благодарной улыбки.

На что еще обратил внимание на этом пятачке лаосской территории, так это на китайское проникновение. Прямо на пристани в Донсао установлены рекламные стенды, повествующие о строительстве на полуострове чайна-тауна и специальной экономической зоны «Золотой треугольник», разумеется, китайской. Кстати, о действительно бурном строительстве наглядно свидетельствуют космические снимки на Викимапии и топографических сервисах Гугла. Впрочем, о мощнейшей экспансии китайского капитала в Юго-Восточную Азию мне довелось слышать практически во всех странах региона, в которых побывал в том путешествии, — в Камбодже, Мьянме, и даже в столь гордящемся своей независимостью Таиланде. Что уж говорить о бедном Лаосе, непосредственно граничащем с богатейшей Поднебесной?!

Вот и завершился мой вояж на тайский север и в Золотой треугольник. В тот же вечер через аэропорт Чианграя наша туристическая группа отправилась обратно в Бангкок. Вглядываясь в черный шелк неба, развешанный за овалом иллюминатора, я уже с неторопливым удовольствием, чтобы прочно впечатать все в память, раскладывал в голове мысли и уникальные впечатления, оставшиеся от столь насыщенной поездки. А потом, вернувшись в гостиничный номер, еще долго сортировал на ноутбуке огромное количество фотоматериала, запечатленного на камеру SONY. Сбылась, как говорится, еще одна мечта… путешественника, и знакомство с неведомыми мне прежде странами состоялось. Пускай, в силу обстоятельств, знакомство краткое и в значительной степени поверхностное…

Но почему бы не вернуться туда еще раз?

Золотой треугольник Таиланд Лаос Мьянма Соп-Руак Тачилек Пагода Шведагон Чианграй Чиангмай Храм Дои Сутхеп

Лаос: страновой отчет о свободе в мире за 2022 год

заголовок1 Обзор

Лаос — однопартийное государство, в котором правящая Народно-революционная партия Лаоса (ЛНРП) доминирует во всех аспектах политики и жестко ограничивает гражданские свободы. Нет ни организованной оппозиции, ни независимого гражданского общества. Освещение страны в новостях ограничено удаленностью некоторых районов, репрессиями в отношении местных СМИ и непрозрачностью режима. Экономическое развитие привело к росту споров по земельным и экологическим вопросам и увеличению долга перед Китаем. В последние годы широкомасштабная антикоррупционная кампания оказала некоторое положительное влияние, хотя коррупция в официальных органах сохраняется.

КЛ Гражданские свободы

Д Свобода слова и убеждений

Д1 1,00-4,00 балла 0-4 балла

Существуют ли свободные и независимые СМИ? 0,000 4.004

Власти используют юридические ограничения и тактику запугивания в отношении критиков государства, в результате чего широко распространена самоцензура. Государству принадлежат почти все средства массовой информации, хотя в последние годы появилось несколько независимых изданий, прежде всего развлекательных журналов, которые избегают политических комментариев.

В 2019 году правительство потребовало от новостных агентств, распространяющих материалы через социальные сети, зарегистрироваться, угрожая штрафами и тюремным заключением за несоблюдение требований; Министерство информации заявило, что этот шаг был направлен на то, чтобы остановить распространение «фейковых новостей».

В июле 2021 года полиция провинции Саваннакхет задержала и допросила музыканта Сайфона Вонгчинду, выступающего под псевдонимом Ther Una и записавшего материалы с критикой коррупции в официальных органах. Тер Уна была освобождена позже в том же месяце.

Д2 1,00–4,00 балла 0–4 балла

Свободны ли люди исповедовать и выражать свою религиозную веру или неверие публично и в частном порядке? 1.001 4.004

Свобода вероисповедания гарантируется конституцией, но на практике ограничивается, отчасти из-за контроля ЛНРП за обучением духовенства и надзором за буддийскими храмами. В последние годы было несколько случаев, когда христиан ненадолго задерживали или приговаривали к тюремному заключению за несанкционированную религиозную деятельность, включая планирование похорон, или когда власти оказывали на них давление с целью заставить их отказаться от своей веры. В апреле 2021 года правительство освободило христианского пастора, который год находился под стражей за «нарушение единства».

Д3 1,00-4,00 балла0-4 балла

Существует ли академическая свобода и свободна ли система образования от экстенсивной политической идеологической обработки? 1.001 4.004

Профессора университетов не могут преподавать или писать на политически чувствительные темы, хотя Лаос пригласил избранных иностранных ученых для проведения курсов в стране.

Д4 1,00-4,00 балла0-4 балла

Могут ли люди свободно выражать свои личные взгляды на политические или другие деликатные темы, не опасаясь слежки или возмездия? 1.001 4.004

Службы безопасности и поддерживаемые ЛНРП массовые организации отслеживают общественное инакомыслие, которое наказуемо по целому ряду законов. В результате остается мало места для открытого и свободного частного обсуждения острых вопросов. Правительство пытается отслеживать использование социальных сетей на предмет контента и изображений, негативно изображающих Лаос. В апреле 2021 года президент Тонглун выступил с речью, в которой призвал к ужесточению контроля над социальными сетями. В мае правительство сформировало целевую группу для мониторинга социальных сетей.

Е Ассоциативные и организационные права

Е1 1,00-4,00 балла0-4 балла

Есть ли свобода собраний? 0,000 4.004

Несмотря на защиту конституции, правительство строго ограничивает свободу собраний. Протесты случаются редко, и лица, уличенные в участии в несанкционированных собраниях, могут быть приговорены к длительным срокам тюремного заключения. Время от времени правительство разрешает демонстрации, которые не представляют большой угрозы для ЛНРП.

Е2 1,00-4,00 балла 0-4 балла

Есть ли свобода для неправительственных организаций, особенно тех, которые занимаются правами человека и работой, связанной с управлением? 0,000 4. 004

Наряду с массовыми организациями, связанными с ЛНРП, существуют некоторые местные неправительственные благотворительные и профессиональные группы, но им запрещено заниматься политической деятельностью. Механизмы регистрации и регулирования неправительственных организаций (НПО) обременительны и допускают произвольное вмешательство государства. Жесткий указ об ассоциациях, вступивший в силу в 2017 году, обязывает НПО получать одобрение правительства на свои инициативы и финансирование.

Правозащитники и активисты движения за демократию также подвергаются риску необъяснимых исчезновений. В 2019 году в Бангкоке, где он проживал, пропал лаосский продемократический активист Од Саявонг. В конце 2021 года его местонахождение было неизвестно. В том же году Пхетпхутон Филачан, гражданин Лаоса, принимавший участие в демонстрации перед посольством Лаоса в Бангкоке, исчез после возвращения в Лаос.

В последние годы в Лаосе и соседних штатах исчезли или были найдены мертвыми несколько тайских диссидентов.

Е3 1,00-4,00 балла0-4 балла

Есть ли свобода для профсоюзов и аналогичных профессиональных или трудовых организаций? 0,000 4.004

Большинство профсоюзов входят в официальную Федерацию профсоюзов Лаоса. Забастовки прямо не запрещены, но рабочие редко устраивают забастовки. Коллективные переговоры разрешены законом, но редко используются работниками, поскольку работники, которые пытаются участвовать в коллективных переговорах, обычно наказываются.

Ф Верховенство закона

Ф1 1,00-4,00 балла0-4 балла

Существует ли независимая судебная система? 0,000 4.004

Лаосские суды коррумпированы и находятся под влиянием ЛНРП. Важные решения часто принимаются тайно.

Ф2 1,00-4,00 балла0-4 балла

Преобладает ли надлежащая правовая процедура в гражданских и уголовных делах? 0,000 4. 004

Описаны права на надлежащую правовую процедуру, но им обычно отказывают. Подсудимые часто считаются виновными, и длительные процессуальные задержки в судебной системе являются обычным явлением. Апелляционные процессы часто не проводятся или откладываются, иногда на неопределенный срок. Также имеют место необоснованные обыски и произвольные аресты. Деревням рекомендуется разрешать неуголовные споры, такие как земельные споры, в местных посреднических подразделениях, которые не входят в официальную судебную систему и часто приводят к несправедливым решениям в отношении жителей деревни.

Ф3 1,00-4,00 балла0-4 балла

Есть ли защита от незаконного применения физической силы и свобода от войны и мятежей? 1.001 4.004

Силовики часто незаконно задерживают подозреваемых. Условия содержания в тюрьмах не соответствуют стандартам, сообщается о недостаточном питании и неадекватном медицинском обслуживании.

Сообщается, что за последние два десятилетия антиправительственные группировки атаковали пограничные контрольно-пропускные пункты и транспортные узлы. Сообщается, что в марте 2021 г. антиправительственные боевики вступили в бой с войсками в провинции Ксайсомбун; Сообщается, что один боец ​​​​был убит.

Члены этнической группы хмонг сталкиваются с насилием со стороны военных и других государственных органов. Сообщается, что в марте 2021 года мужчина хмонг был убит солдатами в поисках еды.

Заключенные также подвергаются пыткам: по сообщениям, группа жителей деревни из провинции Секонг, задержанных после акции протеста 2017 года, подверглась пыткам во время содержания под стражей. В апреле 2021 года спецдокладчик ООН по правам человека призвал к их освобождению, заявив, что им было отказано в справедливом судебном разбирательстве.

Ф4 1,00-4,00 балла0-4 балла

Гарантируют ли законы, политика и практика равное отношение к различным слоям населения? 1. 001 4.004

Равные права гарантированы конституцией, но не соблюдаются на практике. Дискриминация в отношении членов племен этнических меньшинств является обычным явлением. Хмонги, которые во время войны во Вьетнаме выставили партизанскую армию в союзе с войсками США, пользуются особым недоверием со стороны правительства и сталкиваются с жестоким обращением.

Хотя однополые отношения разрешены законом, а насилие в отношении ЛГБТ+ встречается редко, ни одно законодательство не обеспечивает явной защиты от дискриминации на основе сексуальных предпочтений или гендерной идентичности. Лаосцы участвовали в скромных мероприятиях, посвященных сообществу ЛГБТ+.

Дискриминация и насилие по признаку пола широко распространены. Дискриминационные нормы и религиозные обычаи способствовали ограничению доступа женщин к образованию, возможностям трудоустройства и льготам.

г Личная автономия и индивидуальные права

Г1 1,00-4,00 балла0-4 балла

Пользуются ли люди свободой передвижения, включая возможность менять место жительства, работу или образование? 2. 002 4.004

Доминирование LPRP над большинством аспектов общества может эффективно ограничивать возможности людей выбирать место жительства, работу или образование. Свобода передвижения иногда ограничивается для этнических хмонгов. Контрольно-пропускные пункты в центральном Лаосе могут препятствовать передвижению, хотя в последние годы военные ослабили там контроль.

Г2 1,00–4,00 балла 0–4 балла

Могут ли физические лица осуществлять право на владение собственностью и создание частного бизнеса без неоправданного вмешательства со стороны государственных или негосударственных субъектов? 1.001 4.004

Вся земля принадлежит государству, хотя граждане имеют право на ее использование. Однако в последние годы права на землю стали источником общественного недовольства. Строительство высокоскоростной железнодорожной линии из Китая через Лаос началось в 2016 году, что привело к масштабным перемещениям. Железнодорожная линия была открыта в декабре 2021 года9.0005

Сельские жители, которые живут на участках планируемых плотин или рядом с ними, часто вынуждены покидать свои дома и поля. В январе 2021 года жители провинции Луангнамта, которые были перемещены в связи с проектом строительства плотины, сообщили, что они получили новые дома, но не землю для сельскохозяйственных целей. В июне сотни людей были вынуждены переехать в связи с проектом расширения угольной электростанции на северо-западе Лаоса. В июле RFA сообщило, что все большее число лаосских фермеров переходят от сельского хозяйства к работе в городских районах из-за перемещения.

Г3 1,00-4,00 балла 0-4 балла

Пользуются ли люди личными социальными свободами, включая выбор брачного партнера и размера семьи, защиту от домашнего насилия и контроль над внешним видом? 2.002 4.004

Социальные свободы могут быть ограничены, особенно для женщин и детей. Опрос 2016 года, проведенный при поддержке ООН и ВОЗ, показал, что почти треть женщин в Лаосе подвергались домашнему насилию. Аборты незаконны и разрешены только тогда, когда жизнь матери находится в опасности. Брак несовершеннолетних разрешен с разрешения родителей.

Г4 1,00-4,00 балла0-4 балла

Пользуются ли люди равными возможностями и свободой от экономической эксплуатации? 1.001 4.004

Торговля людьми, особенно в Таиланде, является обычным явлением, и применение мер по борьбе с торговлей людьми затруднено из-за отсутствия прозрачности и слабого верховенства закона. В отчете Государственного департамента США о торговле людьми за 2021 год отмечается, что правительство Лаоса работало над борьбой с торговлей людьми, хотя власти иногда обвиняли выживших в проституции. В отчете усилия правительства по выявлению выживших лаосцев и иностранцев называются недостаточными. Отсутствие рабочих мест в Лаосе из-за COVID-19привело к увеличению торговли женщинами в Китай.

Дети в возрасте 12 лет могут быть легально трудоустроены в Лаосе. Проверки рабочих мест, в том числе на предприятиях, считающихся опасными, требуются по закону, но не проводятся регулярно.

Библиотека по правам человека Университета Миннесоты

ПРЕАМБУЛА

Для тысячи лет многоэтнический лаосский народ жил и рос на этом любимая земля. Более шести веков назад, во времена Чао Фа Нгума, наша предки основали единую страну Лейн Ксанг и превратили ее в процветающую и славная земля.

С 18 по век н.э. и далее лаосская земля неоднократно подвергалась угрозам и вторжениям извне. силы. Наш народ объединился для развития героических и непоколебимых традиций своих предков и постоянно и настойчиво боролись за возвращение независимость и свобода.

За последние 60 лет под правильное руководство бывшей Коммунистической партии Индокитая и нынешней Народно-революционная партия Лаоса, многоэтнический лаосский народ провел трудную и тяжелую борьбу, наполненную большими жертвами, пока они удалось сокрушить иго господства и гнета колонизаторов и феодальные режимы, полностью освободили страну и установили Лаосскую Народно-Демократическая Республика 2 декабря 1975; тем самым открывая новую эру, эру подлинной независимости страны и подлинной свободы народа.

В последние годы наш народ вместе реализовали две стратегические задачи по сохранению и созданию страны, и первоначально достигли удовлетворительных результатов.

И вот в этот новый период общество требует, чтобы государство имело Конституцию. Эта Конституция является Конституция народно-демократического режима в нашей стране. Он признает великие достижения нашего народа в борьбе за национальное освобождение и развитие; определяет политический режим, социально-экономическое система, основные права и обязанности граждан и система организация государственного аппарата в этот новый период. Это впервые в истории нашего народа право народа на господство определяется в основной закон нации.

Настоящая Конституция является продуктом процесс обсуждения людьми по всей стране. Он отражает долгосрочные устремления и твердая решимость национального сообщества вместе стремиться к достижению цели превращения лаосской нации в страна мира, независимости, демократии, единства и процветания.

ГЛАВА I
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Артикул 1

Лаосская Народно-Демократическая Республика независимая и суверенная страна с территориальной целостностью, охватывающей обе территориальные воды и воздушное пространство. Это единая и неделимая страна принадлежность ко всем этническим группам.

Артикул 2

Лаосская Народно-Демократическая Республика является народно-демократическим государством. Вся власть принадлежит народу, принадлежит народу и в интересах многонационального народа всех слоев общества с рабочие, фермеры и интеллигенция как ядро.

Артикул 3

Право многонационального народа на быть хозяевами страны осуществляется и обеспечивается через функционирование политической системы с Лаосской народно-революционной партией в качестве ведущее ядро.

Артикул 4

Национальное собрание является представительный орган народа. Выборы членов Нац. Собрание осуществляется на принципах всеобщего, равного и прямое избирательное право и тайное голосование. Избиратели имеют право предлагать увольнение своих представителей в случае признания их недостойными и потерять доверие людей.

Артикул 5

Национальное собрание и все другие государственные организации создаются и функционируют в соответствии с Принцип демократического централизма.

Артикул 6

Государство охраняет неприкосновенность прав и демократических свобод человека. Все государственные организации и чиновники должны информировать народ и обучать его политике, постановления и законы, и вместе с народом проводить их в жизнь, чтобы гарантировать законные права и интересы людей. Все акты бюрократизм и домогательства, которые могут нанести ущерб чести, телу, жизнь, совесть и собственность людей запрещены.

Статья 7

Лаосский фронт за национальный строительства, Лаосская федерация профсоюзов, Лаосская народная Революционный союз молодежи, Союз лаосских женщин и другие общественные организации являются органами, объединяющими и мобилизующими все слои всех этнических групп в целях участвовать в решении задач национальной обороны и развития; развивать право на господство над народом и на защиту законных прав и интересов их членов.

Статья 8

Государство проводит политику единства и равенство между всеми этническими группами. Все этнические группы имеют право на защищать, сохранять и продвигать их прекрасные обычаи и культуру, а также тех, нации. Все акты разделения и дискриминации между этническими группами запрещенный.

Государство принимает все меры для повысить социально-экономическое развитие всех этнических групп.

Статья 9

Государство уважает и защищает всех законной деятельности буддистов и последователей других религий, мобилизует и призывает буддийских монахов, послушников и священников других конфессий участвовать в той деятельности, которая приносит пользу стране и ее люди. Все акты разжигания раскола между религиями и среди людей запрещенный.

Артикул 10

Государство управляет обществом посредством положения Конституции и закона. Все партийные и государственные организации, массовые организации, общественные организации и все граждане должны соблюдать Конституция и закон.

Артикул 11

Государство реализует политику национальной обороны и безопасности с участием всего народа и во всех аспектах. Национальные силы обороны и безопасности должны усилить свою верность стране и народу; выполнять свои обязанности по охране завоевания революции, жизнь, имущество и труд народа; и должен способствовать решению задач национального развития.

Статья 12

Лаосская Народно-Демократическая Республика проводит внешнюю политику мира, независимости, дружбы и сотрудничества; и продвигает отношения и сотрудничество со всеми странами на основе принципы мирного сосуществования; уважение к независимости друг друга, суверенитет и территориальная целостность; невмешательство друг в друга внутренние дела; равенство и взаимная выгода.

Лаосская Народно-Демократическая Республика поддерживает борьбу народов мира за мир, национальную независимость, демократия и социальный прогресс.

ГЛАВА II
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Артикул 13

Экономическая система лаосского народа Демократическая Республика является многоотраслевой экономикой, целью которой является расширение производства и увеличение товарооборота, а также преобразование превращение натурального хозяйства в товарное хозяйство с целью развития национальную экономическую базу и улучшить материальную и духовную жизнь условиях многонационального народа.

Артикул 14

Государство защищает и поддерживает всех формы государственной, коллективной и индивидуальной собственности, а также частной собственности как отечественных инвесторов, так и иностранцев, инвестирующих в лаосскую Народно-Демократическая Республика.

Государство поощряет все экономические секторам конкурировать и сотрудничать друг с другом в расширении своего производства и предпринимательской деятельности. Все отрасли экономики равны перед законом.

Статья 15

Государство защищает права право собственности (право владения, право пользования, право передачи) и право организаций и граждан на наследование имущества. Что касается земли которая принадлежит национальному сообществу, государство обеспечивает право пользования, передавать и наследовать в соответствии с законом.

Артикул 16

Хозяйственное управление осуществляется по механизму рынка с корректировкой со стороны государства, и реализуется по принципу централизованного, единого управления филиалами на центральном уровне в сочетании с разумным делегированием ответственность перед местными властями.

Артикул 17

Все организации и граждане должны защищать окружающую среду и природные ресурсы: землю, недра, леса, животный мир, водные источники и атмосфера.

Артикул 18

Государство содействует и консультирует по развитие экономических отношений с зарубежными странами во многих формах, на основе принципа уважения независимости, суверенитета, равенство и взаимная выгода.

Артикул 19

Государство стремится развивать образование в сочетании с воспитанием нового поколения хорошими гражданами. цели образовательной, культурной и научной деятельности заключаются в том, чтобы повышение уровня знаний, дух патриотизма, дух лелеяния Народно-демократический режим, дух сохранения единства и согласия среди людей различных этнических групп; и повысить у людей чувство быть хозяевами страны. Государство внедряет систему обязательного образования на начальных уровнях. Государство разрешает деятельность частных школ, использовать учебные программы государства. Государство вместе с народом строит школы на всех уровнях, чтобы обеспечить всеобъемлющую систему образования, обратить внимание на развитие образования в тех районах, где проживает этническая проживают меньшинства.

Государство разрабатывает штраф, традиционной культуры нации в сочетании с продвижением прогрессивного культуры мира и ликвидации любых регрессивных явлений в идеологическая и культурная сферы. Государство поддерживает культуру, искусство, литературу и информационная деятельность, в том числе в горных районах. Государство защищает национальные древности и святыни.

Артикул 20

Государство стремится расширить общественное медицинские услуги и разрешает частному сектору предоставлять медицинские услуги в соответствии с государственными нормами. Государство способствует расширению спорта, физкультуры и туризма и обеспечивает уход за ветеранами-инвалидами, семьи тех, кто пожертвовал своей жизнью и совершил доброе дело. дела для нации, а также для пенсионеров.

Государство проводит политику, которая благоприятствует матерей и детей.

ГЛАВА III
ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН

Артикул 21

Граждане Лаоса – это лица, владеющие Лаосское гражданство в соответствии с законом.

Артикул 22

граждан Лаоса, независимо от их пол, социальный статус, образование, вероисповедание и этническая группа равны перед закон.

Артикул 23

гражданина Лаоса в возрасте 18 лет и старше имеют право голоса, а лица в возрасте 21 года и старше имеют право быть избранных, за исключением душевнобольных и лиц, право голоса и право быть избранные были отменены судом.

Артикул 24

Лаосские граждане обоих полов пользуются равными права в политической, экономической, культурной, социальной и семейной жизни.

Статья 25

граждан Лаоса имеют право на образование.

Артикул 26

граждан Лаоса имеют право на работу и заниматься профессиями, не запрещенными законом. У работающих людей есть право на отдых, на лечение во время болезни, на получение помощь в случае нетрудоспособности и инвалидности, в старости и других случаях, как предписано законом.

Артикул 27

граждан Лаоса имеют свободу передвижения и проживания в порядке, установленном законом.

Артикул 28

граждан Лаоса имеют право жалобы и петиции, а также предлагать идеи соответствующим государственным организациям в связи с вопросами, касающимися прав и интересов коллективов или их отдельных лиц.

Жалобы, ходатайства и идеи граждане должны быть рассмотрены для решения в соответствии с законом.

Артикул 29

Право граждан Лаоса на безопасность в их лицах и домах не должны нарушаться. Граждане Лаоса не должны быть арестованы или подвергнуты обыску без ордера или одобрения уполномоченной организацией, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Артикул 30

граждан Лаоса имеют право и свободу верить или не верить в религии.

Артикул 31

граждан Лаоса имеют свободу слова, пресс и сборка; ассоциаций и демонстраций, которые не вопреки закону.

Артикул 32

граждан Лаоса имеют свободу поведения исследования, чтобы применять передовые науки, методы и технологии; создавать художественные и литературные произведения и заниматься культурной деятельностью, которая не вопреки закону.

Артикул 33

Государство защищает законную права и интересы лаосских граждан, проживающих за границей.

Артикул 34

граждан Лаоса обязаны соблюдать Конституцию и закон, а также соблюдать трудовую дисциплину, правила доброго поведение в обществе и общественный порядок.

Артикул 35

граждан Лаоса обязаны платить налоги и обязанности в соответствии с законом.

Артикул 36

граждан Лаоса обязаны защищать своей страны, для поддержания безопасности и выполнения своих военных обязанностей как это предусмотрено законом.

Артикул 37

Иностранцы и лица, не имеющие гражданства имеют право пользоваться теми правами и свободами, которые охраняются положения законодательства Лаосской Народно-Демократической Республики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *