Фото ада и рая: Ад и рай. Загробная жизнь в разных культурах – Как выглядит рай и ад, отличия

Содержание

Как выглядит рай и ад, отличия

Человечество во все времена верило в существование особых миров, куда люди отправляются после своей смерти. По древним поверьям хороший человек в конце прожитой жизни отправляется в рай, а вот грешника ждет дорога в ад. Какой вид имеют эти два особых места, никто не может сказать. Поэтому не удивительно, что многих людей интересует, как выглядит рай и ад. Примерно представить себе эти удивительные миры позволяют различные фото и картинки, которые размещены в книгах и на страницах интернет-порталов.

Как выглядит рай

Рай – это место, куда мечтает отправиться каждый человек, когда настанет время попрощаться с жизнью. У приверженцев разных религий были о нем собственные представления.

Как выглядит рай
  • Христианство. Если верить Библии, то именно в раю появились первые люди, Адам и Ева. Они жили здесь до тех пор, пока не вкусили запретный плод.

В христианстве существует два понятия рая. Он может быть первоначальным или обретенным. Первым был тот, где оказались Адам и Ева. В него уже никому не суждено попасть. Второй рай открывает свои врата для душ, которые покинули землю.

Рай многослоен. Отдельный ярус предназначен для определенной группы душ. Каждая из них может постепенно подниматься к верху, если будет следовать законам божьим.

  • Ислам. В этой религии рай имеет вид плодоносящего сада, в котором все цветет и благоухает. Здесь нет места горю и болезням. Рай окружен стенами из красивых камней. Тут есть медовые и молочные реки. Мужчины, попавшие сюда, получают обещанных им красивых девственниц, а женщины обращаются в очаровательных гурий. Одним словом, рай в исламе – это прекрасный мир, где исполняются желания.

Рай состоит из сотни разных уровней, которые разделены высокими стенами. Они находятся друг от друга на расстоянии одного столетия.

  • Иудаизм.
    В религии нет источников, которые дают полное или частичное описание рая. Люди не получают обещание вечно пребывать в этих краях после своей смерти. Считается, что праведники спустя некоторое время воскрешаются и обретают вечную жизнь на земле. Вот только она уже меняет свой прежний вид, становится более совершенной и гармоничной.

Рай в мифологии

рай Ирий

В древние времена до появления религий люди тоже верили в существование особых миров, куда отправляются души людей. Были придуманы такие виды рая:

  • Ирий. Существовал в славянской мифологии. Он мог быть Змеиным и Птичьим. Первый имеет вид огромной ямы, куда уползают все гады с наступлением зимы. В этом раю есть огромный камень, который помогает змеям не погибнуть. Во второй осенью улетают птицы. Весной они возвращаются домой вместе с чистыми душами младенцев.
  • Валхалла. Упоминания о рае можно увидеть в германо-скандинавской мифологии. Эти края созданы для храбрых рыцарей. Им посчастливилось поселиться в большом дворце с куполом из прозрачной материи. Ежедневно они убивают одно и то же животное, которое кормит их своим мясом. По вечерам рыцарей навещают юные красавицы, выполняющие все их прихоти.
  • Иару. Принадлежит египетской мифологии. Этот рай находится в подчинении Осириса. Чтобы в него попасть, душе необходимо пережить суд. На основе совершенных при жизни поступков решается вопрос о том, достоин ли человек получить право жить в раю или нет.

И в религиях, и в мифологии людей призывают стремиться к попаданию в рай. Ведь только там они смогут приблизиться к Создателю всего живого.

Как выглядит ад

Ад является полной противоположностью рая. Сюда попадают люди, которые при жизни совершали отвратительные поступки. И теперь им приходится целую вечность расплачиваться за это самым жестоким образом.

Как выглядит ад

Все религии говорят про ад по-разному.

  • Христианство. В аду грешники и павшие ангелы переживают вечное наказание. Одна из концепций религии говорит о том, что однажды здесь оказались не только души плохих людей, но и праведников, которые не заслужили этого. Но им удалось вознестись на Небеса благодаря Христу.

Физической кары в аду не боится ни один грешник. Поэтому их настигает моральное наказание. И нет этим мучениям конца.

Адом руководит Люцифер, сверженный ангел света. Именно он выступает в роли палача людей. Наказывая других, он искупает собственный греховный поступок.

  • Язычество. Так уж сложилось, что у приверженцев этого направления не было ада. Он возник после появления христианской веры. Люди верили лишь в том, что после кончины душа человека уходит в другой мир, в котором созданы все условия для ее дальнейшего существования за пределами земли.

Ад в литературе

Многие писатели любили говорить об аде в своих произведениях. Особенно ярко это место описано в книге Данте «Божественная комедия». Кто ознакомлен с ней, тот знает, что ад в такой интерпретации имеет 9 кругов. В самом центре находится его правитель Люцифер, заточенный в вечные льды.

Ад в литературе

У Аристотеля были свои мысли по поводу существования ада, которые он изложил в «Никомаховой этике». Великий философ разделял таинственный мир для грешников на несколько отдельных разрядов. По его мнению, ад имеет вид воронки, конец которой упирается в центр земли. Души размещаются в ней в следующем порядке:

  • Начало ада отведено для людей, так и не сумевших познать Бога.
  • Ниже находятся души чревоугодников, на которые обрушивается дождь и град.
  • Далее расположено место для скупцов и расточителей.
  • После идут еретики, самоубийцы и убийцы.

Девятый круг предназначен для самых ужасных преступников, среди которых Брут, Кассий и Иуда. Люцифер собственноручно наказывает их за совершенные проступки.

У каждого человека имеются собственные представления о том, как должен выглядеть ад и рай. Самое интересное, что даже те люди, которые никогда не придавали религии никакого значения, ближе к концу жизни начинают задумываться о том, куда именно попадет их душа. Они начинают переосмысливать совершенные ранее поступки, делают попытки исправить свои грехи. И все это ради того, чтобы заслужить место в раю. Ведь никто не желает оказаться в настоящем аду, где душе предстоит провести вечность в муках.

Как выглядит рай в разных религиях (10 фото)

Как выглядит рай в разных религиях рай, райский сад, религия

Почти в каждой религии или мифологии так или иначе присутствует такое место, куда попадают души тех, кто вёл себя хорошо и правильно в мирской жизни. Вот только понятия о правильности у многих религий слишком уж отличается. Но сейчас не об этом, а о том, как именно выглядит то самое место, которое можно назвать раем в представлении различных религий и верований. Далеко не всегда это просто красивый сад.

Античная мифология — Элизий

Античная мифология — Элизий рай, райский сад, религия

Его называли по-разному: Элийзий, Элизиум, «елисейские поля» или «долина прибытия». Это особое место в загробном мире, где царит вечная весна, и где избранные герои проводят дни без печали и забот. Сначала считалось, что на Острова блаженных Зевс может поселить лишь героев четвёртого поколения, погибших в сражениях. Но позже Элизий стал «доступен» для всех блаженных душой и посвящённых. Среди тенистых аллей праведники проводят блаженную жизнь, устраивая спортивные игрища и музыкальные вечера. Кстати, именно от этого слова произошло имя Елисей и название парижского проспекта Елисейские поля.

Славянская мифология — Ирий

Славянская мифология — Ирий рай, райский сад, религия

Восточнославянская и восточнопольская мифология представляла рай как некую мифическую страну, которая находится на тёплом море на западе или юго-западе земли, где зимуют птицы и змеи. То же название имеет райское мировое дерево, у вершины которого обитают птицы и души умерших. Ирий — это местом на небе или под землёй, куда отправляются и где обитают души умерших предков, куда на зиму улетают птицы и насекомые, а также уползают змеи. По народным поверьям туда первой улетает кукушка (так как у неё хранятся ключи), а последним — аист.

Армянская мифология — Драхт

Армянская мифология — Драхт рай, райский сад, религия

В древнеармянской мифологии часть загробного мира − райское место, куда попадают праведники, называлась Драхт. В Драхте стоит Партез — райский сад, посреди которого растёт мировое древо жизни − Кенац цар, являющееся центром мира и символом абсолютной реальности. При рождении человека дух смерти Грох записывает на лбу человек его судьбу. На протяжении всей жизни человека Грох отмечает в своей книге его грехи и благие поступки, которые должны быть сообщены на Божьем Суде. Грешники, идя по Мазе Камурджу, скользят и попадают в Огненную реку, которая ведёт их в Джохк (аналог ада), а праведники проходят по мосту и попадают в Драхт.

Скандинавская мифология — Вальхалла

Скандинавская мифология — Вальхалла рай, райский сад, религия

Дословно переводится как «дворец павших» — небесный чертог в Асгарде для павших в бою, рай для доблестных воинов. Вальхаллой правит сам Один, восседая на Хлидскьялве. По легендам, Вальхалла представляет собой гигантский зал с крышей из позолоченных щитов, которые подпираются копьями. У этого зала 540 дверей и через каждую выйдут 800 воинов по зову бога Хеймдалля во время последней битвы — Рагнарёка. Воины, обитающие в Вальхалле, зовутся эйнхерии. Каждый день с утра они облачаются в доспехи и сражаются насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать. Едят они мясо вепря Сехримнира, которого забивают каждый день и каждый день он воскресает. Пьют же эйнхерии мёд, которым доится коза Хейдрун, стоящая в Вальхалле и жующая листья Мирового Древа Иггдрасиль. А ночью приходят прекрасные девы и ублажают воинов до утра.

Древнеегипетская мифология — Поля Иалу

Древнеегипетская мифология — Поля Иалу рай, райский сад, религия

Часть загробного мира, в которой праведники обретают вечную жизнь и блаженство после суда Осириса. В Полях Иалу, «Полях Камыша», умершего ждала такая же жизнь, какую он вёл и на земле, только она была счастливей и лучше. Покойный ни в чём не знал недостатка. Семь Хатхор, Непери, Непит, Селкет и другие божества обеспечивали его пищей, делали его загробные пашни плодородными, приносящими богатый урожай, а его скот — тучным и плодовитым. Чтобы покойный мог наслаждаться отдыхом и ему не пришлось бы самому обрабатывать поля и пасти скот, в гробницу клали ушебти — деревянные или глиняные фигурки людей: писцов, носильщиков, жнецов и т. д. Ушебти — «ответчик». Шестая глава «Книги Мёртвых» рассказывает о том, «как заставить ушебти работать»: когда в Полях Иалу боги позовут покойного на работу, окликнув его по имени, человечек-ушебти должен выйти вперёд и откликнуться: «Здесь я!», после чего он беспрекословно пойдёт туда, куда повелят боги, и будет делать, что прикажут. Богатым египтянам обычно клали в гроб ушебти — по одному на каждый день года; беднякам же ушебти заменял папирусный свиток со списком 360 таких работников. В Полях Иалу при помощи магических заклинаний человечки, поименованные в списке, воплощались в ушебти и работали на своего хозяина. Именно Поля Иалу стали прообразом Елисейских полей (Элизиума) в древнегреческой мифологии.

Христианство (Ветхий Завет) — Эдем

Христианство (Ветхий Завет) — Эдем рай, райский сад, религия

Райский сад, который согласно Библии был первоначальным местом обитания людей. Обитающие в нём люди, Адам и Ева, были, согласно традиционному представлению, бессмертны и безгрешны, однако, соблазнённые змеем, они съели плод с запретного Древа познания добра и зла, совершив грехопадение, в результате чего и обрели страдание. Бог закрыл Рай для людей, изгнал их, поставив на страже Херувима с пламенным мечом.

Христианство (Новый Завет) — Царство Небесное

Христианство (Новый Завет) — Царство Небесное рай, райский сад, религия

Новый смысл рая, уже после грехопадения, раскрывается как «Царство Небесное», куда вновь открыта дорога людям, но уже после познания греха, страданий и испытаний, в которых раскрываются бесконечная милость Бога и немощь человека. Можно даже сказать, что это рай после ада, после опыта зла и свободного отвержения ада. Святые наследуют рай после земной смерти и воскресения в новом мироздании, не зная ни болезней, ни печалей, ни воздыхания, ощущая непрестанную радость и блаженство.

Ислам — Джаннат

Ислам — Джаннат рай, райский сад, религия

Джаннат — это такое место, в котором после Судного дня будут вечно прибывать мусульмане-праведники. Рай имеет огромные размеры и несколько уровней для различный категорий праведников. В нём будет ни холодно и ни жарко. Он создан из серебряных и золотых кирпичей с ароматным запахом мускуса. Для праведников в раю уготована еда, питьё, прохлада, покой, роскошные одежды, вечно молодые супруги из райских дев и из собственных жён. Однако, вершиной райских благ будет возможность «лицезрения Аллаха». Праведники, попавшие в рай будут в возрасте 33 лет. В раю будет существовать супружеская жизнь, но дети рождаться не будут.

Буддизм — Сукхавати

Буддизм — Сукхавати рай, райский сад, религия

В буддийской мифологии рай, управляемый буддой Амитабхой. Почва и вода в Сукхавати благородна, все постройки выполнены из золота, серебра, кораллов и драгоценных камней. Все обитатели Сукхавати — бодхисатвы высшего уровня, которые там же достигают нирваны. Они живут «неизмеримо долго» и наслаждаются беспредельным счастьем. Вообще, буддисты верят, что после смерти тела душа умершего человека переселяется в другое тело. Эти многократные переселения души из тела в тело на языке буддизма называются сансарой. Рай и ад, правда, существуют. Но это не место для вечного блаженства и вечных мучений, это просто одно из переселений души. После временного пребывания в раю или аду души снова возвращаются в земное тело. После долгого, очень долгого пребывания в сансаре души особенно заслуженных праведников попадают в особое место и в особое состояние, которое называется нирваной. Нирвана похожа на рай тем, что — это тоже блаженство и при том блаженство вечное. Однако в отличие от рая в нирване нет никаких форм деятельности, это блаженство, похожее на сон.

Надеетесь попасть в рай? Спешу вас разочаровать, ада и рая не существует (4 фото)

Надеетесь попасть в рай? Спешу вас разочаровать, ада и рая не существует (4 фото)

Существует ли рай и ад? Куда я попаду в рай или ад? Задавали вы себе эти вопросы? Давайте я выскажу свою точку зрения по этому поводу. А вам решать прав я или нет!

Многие верующие, которые читают статьи на моем канале, часто отправляют меня в ад. Предлагают посетить это знаменитое место и пожариться на сковородке.

Я уже писал, что в существование ад я не верю! Впрочем, я перестал верить в последнее время и в существование рая. Почему? Сейчас объясню.

Рая и ада не существует

Давайте отбросим все религиозные точки зрения и будем думать логически. Ведь разум дан нам не просто так. Верно?

Источник: pixabay.com

Я буду выражать лишь свою точку зрения и на истину в последней инстанции не претендую. Однако жду вашего мнения в комментариях.

В рай попадут только истинно верующие

Любая из религий утверждает, что только ее последователи при соблюдении написанных в их религиозных книгах правил попадут в рай.
При этом описание рая и ада очень отличается в каждой из религий.

Каждая религия описывает ад и рай по-своему.

Но мы же думаем с вами логически! И тогда получается, что райских мест несколько и они разные. Как такое может быть?

А если я атеист? То тогда куда я попаду в рай или ад? И в какой из них?  Получается, что я никуда не попаду? Тогда проще быть атеистом, ведь в этом случае я минимум от ада застрахован.

Приведу пример

Врач атеист может спасти за свою жизнь тысячи жизней. При этом он не ходит на службы в церковь или мечеть. Не молится. В грехах не кается. Не крестится.

Источник: pixabay.com

Получается он в ад попадет? Да он сделал за свою жизнь в миллионы раз больше хорошего, чем люди, которые каждый день молятся и замаливают свои грехи. При этом ничего не делают.

Но согласно религиозным взглядам врач отправляется прямиком в ад, а человек, который всю жизнь провел в молитве в монастыре в рай! Забавно!

Я вот считаю, что врач атеист, спасший хотя бы одну жизнь, достоин рая больше чем некоторые верующие.

2000 лет назад нам сказали, что есть ад и рай. А что было до этого?
Забавно то, что основным религиям около 2000 лет. Но ведь до их появления люди верили в совершенно других богов. И что они в рай не попадали?

А как насчет людей, которые о христианстве и об Иисусе вообще не слышали? Но при этом живут своей жизнью и зла другим людям не делают. Они что в ад прямиком отправятся.

Вон китайцев одних только какое количество на Земле. И лишь единицы исповедуют христианство или ислам. Их куда всех? В ад? Глупость.

Если ада и рая нет, тогда, что будет после смерти

Источник: pixabay.com

Мне кажется, что ада и рая нет. Но их нужно было придумать для контроля разума людей. Для поддержания страха в людях и ограничения их возможностей. И не более.

Но я считаю, что после смерти наше существование не заканчивается. Но и в рай или ад, мы не попадаем. Мы попадем в более интересное место, которое от нас всячески скрывают.

10 увлекательных описаний ада

1 круг ада — Лимб, охраняемый существом по имени Харон. Это место для людей, не совершавших никаких грехов, но не захотевших или не смогших познать Бога. муки этого круга заключаются в постоянной депрессии, печали и горечи.

2 круг ада — Похоть. Страж — демоническая ипостась царя Миноса (отца легендарного чудовища Минотавра). Здесь ураганом, сбивающим души грешников со скалы, наказывают сладострастников.

3 круг ада- Чревоугодие. Страж — мифический пес Цербер. наказание — бесконечное гниение под проливным дождем и градом.

4 круг ада — Скупость и расточительство. Здесь собраны либо слишком жадные, либо очень расточительные грешники. Страж — демон Плутос, наказывает грешников вечным спором.

5 круг ада — Гнев. Река Стикс, представляющая из себя болото и перевозчик на ней — сын бога Ареса Флегий, наказывают тех, кто предавался унынию и гневу. Грешники бесконечно дерутся находясь по горло в этом болоте.

6 круг ада — стена царства мертвых, охраняемая тремя фуриями – Тисифоной, Алекто и Мегерой, и называется Стены города Дита. Это место наказания грешников, распространяющих ложные учения и ересь. И наказаны они вечным лежанием в раскаленных докрасна могилах.

7 круг ада — город мертвых Дит. Страж — Минотавр. Здесь содержатся тираны, садисты, самоубийцы, содомиты, те, кто промотал всё своё имущество. Круг делится на 3 пояса — на первом грешники кипят в яме с кровью, где их бдят кентавры Фол, Несс и Хирон, периодически отстреливая из лука тех, кто пытается выбраться оттуда. На втором — мучаются в основном расточители и самоубийцы. Первых загоняют адские гончие, вторых, представленных в виде причудливых деревьев, истязают гарпии. А вот богохульников и людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией ждет изнурительный бесконечный поход в бесплодной пустыне под огненным дождем.

8 круг ада — 10 ущелий для обманщиков и льстецов. Каждое ущелье предусматривает свое наказание от вечного плавания в экскрементах, до кипения в смоле. Страж Герион.

«Грешники идут двумя встречными потоками, бичуемые демонами, влипшие в кал зловонный;
Тела неких закованы в скалы, по ступням струится пламя;
Кто-то бурлит в смоле, и если высунется — черти втыкают багры;
Закованных в свинцовые мантии ставят на раскаленную жаровню;
грешников потрошат и терзают гады, проказа и лишай.»

9 круг ада. Центр вселенной — обитель предателей, которые томятся в ледяном озере Коцит, вмерзшие лицом в низ в лед. Коцит. Страж — Люцифер собственной персоной.

Такой разный ад (14 фото)

Такой разный ад (14 фото)

Количество религий в современном мире не поддаётся подсчёту. Это не преувеличение: многочисленные исследовательские институты и организации предоставляют настолько различные данные, что верить одному конкретному источнику довольно трудно. Каждое верование имеет свою собственную концепцию загробного мира.

В одних религиях грешников после смерти поджаривают на кострах и сажают на колы, в других примерно то же самое творится с праведниками. Доходит до того, что ад порой выглядит привлекательнее рая. В какой ад планируете попасть после смерти вы?

Геенна огненная

Ад как таковой существует не во всех мировых религиях. Есть некое понятие о загробном мире, где одним чуть хуже, другим чуть лучше, и каждому по делам его. Преисподняя как место наказания грешников стала популярной темой в связи с распространением христианства.

Конечно, ад существует в буддизме (Нарака), верованиях майя (Шибальба), у скандинавов (Хельхейм), но нигде, помимо христианства, ему не придавалось такого значения, нигде он не был прорисован настолько ярко, красочно, эффектно. Впрочем, христианство всегда лучше иных религий умело показать красивую картинку — в целях привлечения или устрашения.

Сатана, восседающий на троне преисподней, — это не более чем реклама церкви как института спасения. В Библии о подобном нет ни слова.

Такой разный ад (14 фото)

У этой монеты есть и другая сторона. Дело в том, что Библия о загробном мире вообще молчит. Царство небесное и ад упоминаются несколько раз вскользь как места, где радуются праведники и мучаются грешники, но и только. Все современные понятия о христианской преисподней появились в средневековье благодаря ретивым проповедникам и бурной фантазии иллюстраторов.

Более того, пропагандируемая современной церковью теория ада и рая идёт вразрез с Библией. По Библии Сатана не может править адом, поскольку бог говорит ему: «…и Я извлеку из среды твоей огонь, который и пожрёт тебя; и Я превращу тебя в пепел на земле пред глазами всех, видящих тебя, все знавшие тебя среди народов изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом; и не будет тебя вовеки» (Иез. 28:18, 19).

Также нельзя забывать, что бог отдал в искупление человеческих грехов собственного сына — неужели зря?.. Так что ад является скорее порождением церкви как института, нежели самой религии.

Иероним ван Акен Босх имел своеобразный взгляд на преисподнюю. Правая створка его знаменитого триптиха «Сад земных наслаждений» изображает ад, но какой! Музыкальный ад, где мученики распяты на струнах и грифах…

Такой разный ад (14 фото)

Католики и православные предъявляют к верующим очень строгие требования. Чтобы попасть в рай, недостаточно верить и быть праведным. Требуется принять крещение, регулярно причащаться, творить много добрых дел и постоянно молиться о собственном спасении.

В общем и целом выходит, что практически всем людям, даже законопослушным и добрым, полагается по рангу ад, если они не посещают церковь ежедневно и не проводят по несколько часов в день в молитвах. Протестантизм на этот счёт гораздо логичнее и проще: достаточно верить в бога и быть праведным. Ритуалов и идолов протестанты не признают.

Но вернёмся, собственно, к аду. На сегодняшний день наиболее распространённой картиной христианского ада можно считать изображённую великим Данте в «Божественной комедии». Почему? Потому что Данте систематизировал то, что до него представляло собой месиво из неканонических Евангелий, проповедей, лекций, народных верований. Конечно, Данте строго следует за Аристотелем, который классифицировал грешников задолго до появления христианства, но в данном случае это выглядит совершенно уместно.

По версии Данте, в первом круге ада (Лимбе) томятся души добродетельных нехристиан и некрещёных младенцев. То есть тех, кто был близок к принятию Христа, но, к несчастью, ничего о нём не знал. В какой-то мере это злая пародия, но она однозначно более справедлива, чем утверждение, что на адские муки обречены все язычники без исключения. Душам в Лимбе не больно — просто печально и очень скучно. Хотя наличие там Аристотеля, Сократа и Птолемея может скрасить скуку любому случайному гостю.

Остальные круги более или менее равномерно распределены между грешниками различного толка. Развратников разрывает и выкручивает ураганом, обжоры гниют под дождём, скупцы перетаскивают с места на место тяжести, еретики лежат в раскалённых могилах (вот-вот, уже сковородки появились).

Более жестокие муки справедливо полагаются насильникам и бандитам, которые кипят в раскалённой крови, а также богохульникам, которые изнывают от жажды в раскалённой пустыне (и с неба идёт огненный дождь). Прочих потрошат, купают в зловонном кале, бичуют, варят в смоле. В последнем, девятом круге мучают предателей, которые вмёрзли в вечный лёд озера Коцит. Там же обитает и Люцифер, ангел ада.

Такой разный ад (14 фото)

В 1439 году на Флорентийском соборе католическая церковь официально пошла на сделку с богом и приняла догмат о чистилище — наверняка не без влияния Данте, к тому времени давно уже покойного. Попадать сразу в ад на вечные муки без возможности искупления людям не хотелось. Сказка о чистилище зародилась в народе (причём ещё в ветхозаветные времена), папа Григорий I в конце VI века признал справедливость нововведения, Фома Аквинский и Данте его систематизировали, а церковь пошла навстречу людям и подарила им шанс на спасение.

Чистилище стало промежуточной территорией между адом и раем. Неоднозначные грешники (например, праведные, но некрещёные) не сразу отправлялись на муки вечные, а попадали сначала в чистилище, где в течение некоторого времени искупали свои грехи путём молитв.

В помощь грешнику идут и молитвы за него живых людей. На Тридентском соборе 1562 года учение о чистилище официально подтвердили. Что характерно, суровое православие это учение отвергает: раз грешник — значит в ад, никакого снисхождения. Отвергает его и протестантизм, но там всё-таки гораздо более снисходительные требования к кандидату в обитатели рая.

Данте в чистилище. Таким великого итальянского поэта увидел иллюстратор Гюстав Дорэ.

Такой разный ад (14 фото)

Пару слов стоит добавить про христианский рай, куда попадают души либо напрямую, либо после чистилища. Точного понятия о рае у христиан, как ни странно, нет. Чаще всего представляется некая светлая небесно-облачная субстанция, из которой блаженные могут созерцать вечное сияние бога, попивая нектар и закусывая амброзией.

Такая картина пришла из иудаизма, где праведники в раю вечно созерцают верховное божество (правда, ни кушать, ни пить им при этом не требуется). Есть опасения, что для многих жителей нашей планеты подобный рай может показаться хуже ада. Скучно, скучно, господа.

Впрочем, с принципами и постулатами христианского ада мы хорошо знакомы. Нет смысла останавливаться на них подробно. Отправимся-ка мы в другой ад. Например, в скандинавский.

Краткая классификация преисподних   Тип 1. Ряд кругов (или отдельных преисподних) с различными пытками и страданиями для грешников различной степени тяжести: христианство, ислам, буддизм, даосизм, китайские верования, зороастризм, ацтекская мифология.

  Тип 2. Общая преисподняя для всех: древнегреческая и скандинавская мифология.

  Тип 3. Абсолютная пустота: древнеегипетская мифология.

Такой разный ад (14 фото)

Посланник Одина Хермод перед богиней Хель. Иллюстрация Джон Доллмана (1909).

Удивительное сходство между древнегреческим и древнескандинавским загробными мирами позволяют не только объединить их в один подраздел, но и говорить о них как об одной преисподней с некоторыми различиями.

В принципе, многие религии подвержены явлению синкретизма — когда одни и те же легенды находят своё место в верованиях различных народов. Сразу уточним: в скандинавской мифологии (как и в древнегреческой) нет ни ада, ни рая как таковых. Как и в большинстве религий, есть некий загробный мир, и всё.

Скандинавы считали, что всего миров девять, одним из них, срединным, является Мидгард — наша Земля. Умершие подразделяются на две категории — герои и все остальные. Никаких других принципов нет, никаких грешников и праведников. Про героев мы поговорим отдельно, а у остальных всего один путь: умер — получи путёвку в ад, Хельхейм.

Сам Хельхейм — это лишь часть большего мира, Нифльхейма, одного из первомиров, давших начало нашему родному Мидгарду. В Нифльхейме холодно и неуютно, там царствуют вечный лёд и туманы, а его самую неприятную часть, собственно Хельхейм, возглавляет богиня Хель, дочь хитроумного Локи.

Хельхейм необыкновенно похож на хорошо знакомый нам греческий Аид. Разве что в последнем правитель — мужского пола. Аналогии провести нетрудно. В Аид можно переправиться на ладье Харона через реку Стикс, в Хельхейм — через реку Гйоль. Через последнюю, правда, построен мост, бдительно охраняемый великаншей Модгуд и четырёхглазым псом Гармом. Догадайтесь, какое имя носит Гарм в древнегреческой мифологии. Верно, Цербер.

Такой разный ад (14 фото)

«Валькирия» норвежского живописца Петера Арбо (1864). Прекрасные воительницы валькирии забирали павших героев с собой в Вальхаллу.

Мучения умерших в Аиде и Хельхейме практически идентичны. В основном они заключаются в скуке и духовных страданиях. Особо отличившиеся грешники получают специфические наказания, порой даже физические.

Можно вспомнить Сизифа, обречённого день за днём выполнять бессмысленную работу, заталкивая на вершину горы тяжёлый камень, срывающийся каждый раз за секунду до окончания работы. Царь Сипила Тантал обречён в Аиде на вечные муки голода и жажды.

Он стоит по горло в воде под раскидистыми кронами отягощённых плодами деревьев, но не может отпить, потому что вода уходит, лишь только он наклоняется, и откусить от плода, потому что ветви поднимаются, когда он тянет к ним руку. А к великану Титию приставлен змей, пожирающий ежедневно его печень, которая за ночь отрастает заново. В принципе, этим мученикам живётся в Аиде веселее, чем прочим. Им хотя бы есть чем заняться.

В Хельхейме есть некоторые отличия. Во-первых, его жители постоянно страдают не только от скуки, но также от холода, голода и болезней. Во-вторых, из Хельхейма не может возвратиться никто — ни человек, ни бог. Единственный побывавший там и вернувшийся — посланник Одина Хермод, но это отдельная история. Из Аида, напомню, возвращаются регулярно, и даже сходят туда порой по собственной воле. Главное — иметь пару монеток для Харона.

Главное отличие скандинавской загробной жизни — это наличие Вальхаллы, своеобразного рая. Вальхалла — это дворец, расположенный в Асгарде, небесном городе. Аналог Асгарда у греков — гора Олимп. В Вальхаллу попадает довольно узкая прослойка населения Скандинавии: воины, отличившиеся в бою и погибшие с честью на поле битвы. Половина героев отходит богу Одину, половина отправляется в другой дворец, Фолькванг, принадлежащий богине Фрейе.

Впрочем, бытие обеих групп воинов примерно одинаково. Утром они облачаются в доспехи и весь день бьются насмерть. Вечером они оживают и ужинают мясом вепря Сехримнира, запивая хмельным мёдом. А потом их всю ночь ублажают женщины. Вот такой настоящий мужской рай: подраться, пожрать, напиться и по девочкам. Впрочем, большинству мужчин такой рай и в самом деле ближе, чем ангельские пения на христианских небесах.

Один из самых известных мучеников Аида — царь Тантал. Стоя по горло в воде и в полуметре от спелых плодов, он обречён страдать от голода и жажды.

Такой разный ад (14 фото)

На самом деле в древнегреческой мифологии тоже есть аналог рая — Элизиум (не путать с Олимпом — обителью богов), страна блаженных, диковинные заморские острова. Там нет забот и печали, там солнце, море и вода. Но попадают туда только души выдающихся героев древности и особо праведных людей, чья жизнь «одобрена» судьями подземного мира Аида.

В отличие от Вальхаллы, у Элизиума очень много «двойников» в других религиях. Точь-в-точь о таком же рае повествует нам мифология древних кельтов и бриттов (Авалон), китайцев (острова Пэнлай, Фанчжан и Инчжоу) и даже японцев (Остров вечной молодости).

Ацтекский ад

Такой разный ад (14 фото)

До сегодняшнего дня дошло несколько сотен идолов-изображений Миктлантекутли.

У ацтеков классовое деление распространялось даже на загробную жизнь. Место посмертного назначения предопределялось не столько личными качествами человека, сколько его общественным положением.

В зависимости от того, кем был умерший при жизни — жрецом или простым землепашцем, — его душа при условии праведности попадала в один из трёх видов рая. Простые люди попадали в круг рая Тлалокан, максимально приближённый к земной жизни, а вот просветлённый жрец мог удостоиться чести отправиться в поистине космические высоты, в бесплотную страну Тлиллан-Тлапаллан или в дом Солнца Тонатиухикан.

Ад в ацтекской традиции носил название Миктлан. Его возглавлял жестокий и злой (как и почти все остальных боги ацтеков) бог Миктлантекутли.

Грешники независимо от положения должны были пройти девять кругов ада, чтобы достигнуть просветления и возродиться вновь. Помимо всего прочего, стоит добавить, что близ Миктлана течёт некая река, охраняемая жёлтой собакой. Знакомый сюжет, не правда ли?

Книга мёртвых

Египетская мифология, в отличие от скандинавской и древнегреческой, включает в себя описание рая. Зато ада как такового в ней нет. Властвует над всем загробным миром Дуатом бог Осирис, который был подло убит братом Сетом, а затем воскрешён сыном Гором.

Осирис не под стать остальным властителям загробных миров: он довольно добрый и мирный, и считается богом возрождения, а не смерти. Да и власть над Дуатом перешла к Осирису от Анубиса, то есть какая-никакая смена правительства имела место уже в те времена.

Осирис, властитель царства мёртвых, Дуата. Иногда изображался не с человеческой, а с бычьей головой.

Такой разный ад (14 фото)

Египет в те далёкие времена был истинно правовым государством. Умерший первым делом попадал не в котлы ада и не в райские кущи, а на справедливый суд. Прежде чем добраться до суда, душа умершего должна была пройти целый ряд испытаний, избежать множества ловушек, ответить на различные вопросы стражам.

Прошедший всё это представал перед сонмом египетских богов во главе с Осирисом. Далее на специальных весах сравнивался вес сердца покойного и Правды (в виде статуэтки богини Маат). Если человек прожил жизнь праведно, сердце и Правда весили одинаково, и умерший получал право отправиться в поля Иалу, то есть в рай.

Грешник средней руки имел возможность оправдаться перед божественным судом, а вот серьёзный нарушитель высших законов в рай попасть не мог никак. Куда он попадал? Никуда. Его душу съедало чудовище Амат, лев с крокодильей головой, и наступала абсолютная пустота, которая казалась египтянам страшнее любого ада. К слову, Амат иногда появлялся и в тройном обличии — к крокодильей голове прибавлялась гиппопотамья.

Амат, пожиравший души грешных египтян, изображался как помесь гиппопотама, льва и крокодила.

Такой разный ад (14 фото)

Ад или геенна?

Что характерно, в Библии есть чёткое различие между понятиями «ад» (шеол) и «геенна». Шеол — это общее название загробного мира, гроб, могила, где пребывают после смерти и грешники, и праведники. А вот геенна — это как раз то, что мы сегодня называем адом, то есть некая область, где грешные души страдают во льду и огне.

Изначально в аду находились даже души ветхозаветных праведников, но Иисус спустился за ними вплоть до последнего, самого нижнего круга ада, и увёл за собой в Царствие Небесное. Слово «геенна» пошло от реального географического названия долины близ Иерусалима, где сжигались тела павших животных и казнённых преступников, а также приносились жертвы Молоху.

Музыка медного будды

Но вернёмся к современным мировым религиям. В частности, к исламу и буддизму.

Ислам к мусульманам гораздо более мягок, нежели христианство к христианам. По меньшей мере, для мусульман есть только один грех, который не будет прощён Аллахом, — это многобожие (ширк). Для немусульман спасения, естественно, нет: все отправятся в ад как миленькие.

Судный день в исламе — это лишь первый шаг на пути к раю. После того как Аллах взвесит грехи человека и допустит его к дальнейшему пути, верующий должен пройти над адскими бездна- ми по тонкому, как лезвие ножа, мосту. Человек, ведший грешную жизнь, непременно поскользнётся и упадёт, а праведник — дойдёт до рая. Сам по себе ад ислама (Джаханнам) почти не отличается от христианского. Грешников будут поить кипятком, облачать в одежды из пламени, да и вообще поджаривать в огне всевозможными способами. Причём, в отличие от Библии, Коран рассказывает о мучениях грешников достаточно чётко и подробно.

В горячих нараках грешников варят в котлах, прямо как в христианском аду.

Такой разный ад (14 фото)

Буддизм имеет свои «адские» особенности. В частности, адов в буддизме не один, а целых шестнадцать — восемь горячих и восемь холодных. Более того, иногда по необходимости появляются дополнительные и по случаю возникающие преисподние. И все они, в отличие от аналогов в других религиях, являются лишь временными пристанищами грешных душ.

В зависимости от степени земных прегрешений умерший попадает в предопределённый ему ад. Например, в горячий Сангхата-нарака, ад сокрушающий. Тут грешников перемалывают в кровавое крошево сдвигающиеся скалы. Или в холодный Махападма-нарака, где стоит такой мороз, что тело и внутренние органы коченеют и трескаются.

Или в Тапана-нарака, где жертв протыкают раскалёнными копьями. По сути своей, множественные преисподние буддизма чем-то напоминают классические христианские круги ада. Количество лет, которые нужно отбыть в каждом аду для полного искупления и нового перерождения, чётко оговорено. Например, для упомянутого Сангхата-нарака это число составляет 10368х1010 лет. В общем, немало, прямо скажем.

Такой разный ад (14 фото)

Одна из шестнадцати буддистских нарак (преисподних). Свиноголового грешника демоны режут на части, после чего он срастается заново.

Надо отметить, что понятие о нараке менялось с течением времени. В источниках разных лет нарак бывает не только шестнадцать, но и двадцать, и даже пятьдесят.

В древнеиндийской мифологии нарака одна и делится на семь кругов, причём жестокие физические пытки применяются к грешникам, обитающим в последних трёх кругах. Обитатели последнего круга (в основном их варят в масле) вынуждены страдать до самой смерти Вселенной.

Адские подземелья в буддизме находятся под мифологическим континентом Джамбудвипа и расположены, подобно усечённому конусу, в восемь слоёв, на каждом — по одному холодному и одному горячему аду. Чем ниже ад — тем он страшнее, и тем дольше придётся в нём мучиться. Будь Данте буддистом, ему бы нашлось что описывать.

Схожие принципы управляют адом и в индуиз ме. Грешники и праведники в зависимости от своих достижений могут после смерти попасть на различные планеты бытия (локи), где будут подвергаться мучениям или, наоборот, тонуть в удовольствиях. Пребывание на адских локах имеет конечную точку. Скостить «срок» можно с помощью молитв и приношений детей последнего воплощения страдающей души. После отбытия наказания душа реинкарнируется в новом существе.

А вот в даосизме рай и ад весьма даже напоминают христианские. Только находятся они в одном и том же месте — на небе. Райские кущи расположены в центральной, светлой части неба и подчиняются Ян-чжу, владыке света. Ад расположен на севере, в области мрачного неба, и подчиняется Инь-чжу, владыке тьмы.

Кстати, и индуист, и даос сможет легко показать ад или рай пальцем — в обеих религиях расположения планет-лок и звёзд совмещены с реальной астрономией. Мучения даосских грешников напоминают древнегреческие — это раскаяние, скука, внутренняя борьба.

В китайской мифологии под влиянием буддизма сложилось система ада Диюй из десяти судилищ, в каждом из которых расположено 16 залов для наказаний. В первое судилище попадают все умершие без исключения. Их допрашивает судья Циньгуан-ван и решает, грешна душа или нет.

Праведники прямиком отправляются в десятое судилище, где выпивают напиток забвения и по одному из шести мостов переходят обратно в мир живых, чтобы перевоплотиться. А вот грешникам перед реинкарнацией придётся попотеть в судилищах с первого по девятое. Пытки там вполне традиционные — вырывание сердец, вечный голод (к слову, так наказывают каннибалов), подъём по лестнице из ступеней ножей и так далее.

Ад в разных религиях (кликните для увеличения)

Такой разный ад (14 фото)

Бояться ада не стоит. Слишком много вариантов его существует, слишком по-разному воспринимают преисподнюю различные люди. Это свидетельствует лишь об одном: никто не знает, что нас ждёт за гранью. Мы сможем узнать об этом, только попав туда. Но торопиться сделать это в исследовательских целях, пожалуй, ни к чему. Помните, что у каждого свой ад — и это не обязательно огонь и смола.

Как выглядит рай в разных религиях » Я Устал

Почти в каждой религии или мифологии так или иначе присутствует такое место, куда попадают души тех, кто вёл себя хорошо и правильно в мирской жизни. Вот только понятия о правильности у многих религий слишком уж отличается. Но сейчас не об этом, а о том, как именно выглядит то самое место, которое можно назвать раем в представлении различных религий и верований. Далеко не всегда это просто красивый сад.
Как выглядит рай в разных религиях

Античная мифология — Элизий

Его называли по-разному: Элийзий, Элизиум, «елисейские поля» или «долина прибытия». Это особое место в загробном мире, где царит вечная весна, и где избранные герои проводят дни без печали и забот. Сначала считалось, что на Острова блаженных Зевс может поселить лишь героев четвёртого поколения, погибших в сражениях. Но позже Элизий стал «доступен» для всех блаженных душой и посвящённых. Среди тенистых аллей праведники проводят блаженную жизнь, устраивая спортивные игрища и музыкальные вечера. Кстати, именно от этого слова произошло имя Елисей и название парижского проспекта Елисейские поля.
Как выглядит рай в разных религиях

Славянская мифология — Ирий
Восточнославянская и восточнопольская мифология представляла рай как некую мифическую страну, которая находится на тёплом море на западе или юго-западе земли, где зимуют птицы и змеи. То же название имеет райское мировое дерево, у вершины которого обитают птицы и души умерших. Ирий — это местом на небе или под землёй, куда отправляются и где обитают души умерших предков, куда на зиму улетают птицы и насекомые, а также уползают змеи. По народным поверьям туда первой улетает кукушка (так как у неё хранятся ключи), а последним — аист.

Как выглядит рай в разных религиях

Армянская мифология — Драхт
В древнеармянской мифологии часть загробного мира − райское место, куда попадают праведники, называлась Драхт. В Драхте стоит Партез — райский сад, посреди которого растёт мировое древо жизни − Кенац цар, являющееся центром мира и символом абсолютной реальности. При рождении человека дух смерти Грох записывает на лбу человек его судьбу. На протяжении всей жизни человека Грох отмечает в своей книге его грехи и благие поступки, которые должны быть сообщены на Божьем Суде. Грешники, идя по Мазе Камурджу, скользят и попадают в Огненную реку, которая ведёт их в Джохк (аналог ада), а праведники проходят по мосту и попадают в Драхт.

Как выглядит рай в разных религиях

Скандинавская мифология — Вальхалла
Дословно переводится как «дворец павших» — небесный чертог в Асгарде для павших в бою, рай для доблестных воинов. Вальхаллой правит сам Один, восседая на Хлидскьялве. По легендам, Вальхалла представляет собой гигантский зал с крышей из позолоченных щитов, которые подпираются копьями. У этого зала 540 дверей и через каждую выйдут 800 воинов по зову бога Хеймдалля во время последней битвы — Рагнарёка. Воины, обитающие в Вальхалле, зовутся эйнхерии. Каждый день с утра они облачаются в доспехи и сражаются насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать. Едят они мясо вепря Сехримнира, которого забивают каждый день и каждый день он воскресает. Пьют же эйнхерии мёд, которым доится коза Хейдрун, стоящая в Вальхалле и жующая листья Мирового Древа Иггдрасиль. А ночью приходят прекрасные девы и ублажают воинов до утра.

Как выглядит рай в разных религиях

Древнеегипетская мифология — Поля Иалу
Часть загробного мира, в которой праведники обретают вечную жизнь и блаженство после суда Осириса. В Полях Иалу, «Полях Камыша», умершего ждала такая же жизнь, какую он вёл и на земле, только она была счастливей и лучше. Покойный ни в чём не знал недостатка. Семь Хатхор, Непери, Непит, Селкет и другие божества обеспечивали его пищей, делали его загробные пашни плодородными, приносящими богатый урожай, а его скот — тучным и плодовитым. Чтобы покойный мог наслаждаться отдыхом и ему не пришлось бы самому обрабатывать поля и пасти скот, в гробницу клали ушебти — деревянные или глиняные фигурки людей: писцов, носильщиков, жнецов и т. д. Ушебти — «ответчик». Шестая глава «Книги Мёртвых» рассказывает о том, «как заставить ушебти работать»: когда в Полях Иалу боги позовут покойного на работу, окликнув его по имени, человечек-ушебти должен выйти вперёд и откликнуться: «Здесь я!», после чего он беспрекословно пойдёт туда, куда повелят боги, и будет делать, что прикажут. Богатым египтянам обычно клали в гроб ушебти — по одному на каждый день года; беднякам же ушебти заменял папирусный свиток со списком 360 таких работников. В Полях Иалу при помощи магических заклинаний человечки, поименованные в списке, воплощались в ушебти и работали на своего хозяина. Именно Поля Иалу стали прообразом Елисейских полей (Элизиума) в древнегреческой мифологии.

Как выглядит рай в разных религиях

Христианство (Ветхий Завет) — Эдем

Райский сад, который согласно Библии был первоначальным местом обитания людей. Обитающие в нём люди, Адам и Ева, были, согласно традиционному представлению, бессмертны и безгрешны, однако, соблазнённые змеем, они съели плод с запретного Древа познания добра и зла, совершив грехопадение, в результате чего и обрели страдание. Бог закрыл Рай для людей, изгнал их, поставив на страже Херувима с пламенным мечом.
Как выглядит рай в разных религиях

Христианство (Новый Завет) — Царство Небесное
Новый смысл рая, уже после грехопадения, раскрывается как «Царство Небесное», куда вновь открыта дорога людям, но уже после познания греха, страданий и испытаний, в которых раскрываются бесконечная милость Бога и немощь человека. Можно даже сказать, что это рай после ада, после опыта зла и свободного отвержения ада. Святые наследуют рай после земной смерти и воскресения в новом мироздании, не зная ни болезней, ни печалей, ни воздыхания, ощущая непрестанную радость и блаженство.

Как выглядит рай в разных религиях

Ислам — Джаннат
Джаннат — это такое место, в котором после Судного дня будут вечно прибывать мусульмане-праведники. Рай имеет огромные размеры и несколько уровней для различный категорий праведников. В нём будет ни холодно и ни жарко. Он создан из серебряных и золотых кирпичей с ароматным запахом мускуса. Для праведников в раю уготована еда, питьё, прохлада, покой, роскошные одежды, вечно молодые супруги из райских дев и из собственных жён. Однако, вершиной райских благ будет возможность «лицезрения Аллаха». Праведники, попавшие в рай будут в возрасте 33 лет. В раю будет существовать супружеская жизнь, но дети рождаться не будут.

Как выглядит рай в разных религиях

Буддизм — Сукхавати

В буддийской мифологии рай, управляемый буддой Амитабхой. Почва и вода в Сукхавати благородна, все постройки выполнены из золота, серебра, кораллов и драгоценных камней. Все обитатели Сукхавати — бодхисатвы высшего уровня, которые там же достигают нирваны. Они живут «неизмеримо долго» и наслаждаются беспредельным счастьем. Вообще, буддисты верят, что после смерти тела душа умершего человека переселяется в другое тело. Эти многократные переселения души из тела в тело на языке буддизма называются сансарой. Рай и ад, правда, существуют. Но это не место для вечного блаженства и вечных мучений, это просто одно из переселений души. После временного пребывания в раю или аду души снова возвращаются в земное тело. После долгого, очень долгого пребывания в сансаре души особенно заслуженных праведников попадают в особое место и в особое состояние, которое называется нирваной. Нирвана похожа на рай тем, что — это тоже блаженство и при том блаженство вечное. Однако в отличие от рая в нирване нет никаких форм деятельности, это блаженство, похожее на сон.
Как выглядит рай в разных религиях

Как он выглядит… этот ад?! — Альтернативный взгляд Salik.biz

Клиническую смерть ежегодно переживают тысячи людей во всем мире, но сегодня реанимация умерших благодаря высокому уровню медицины стала привычкой процедурой.

За последние годы учеными собрано множество свидетельств возвращенных из иного мира пациентов, которые утверждают, что за пределами тела продолжается жизнь. Кто-то видит необычной красоты и нежности свет и испытывает ни с чем не сравнимый покой и счастье… Но зафиксировано также немало случаев, когда люди попадают в совсем другой мир — мир, в котором царят тьма, огонь, ужас и отчаяние…

— Salik.biz

Девять кругов


Согласно религиозным верованиям, ад — это место посмертных мучений грешников, и практически во всех религиях есть сходные его описания.

Так, в Древнем Египте верили, что душу умершего судят в зале истины, где бог Анубис взвешивает на весах все его поступки. После этого души праведников блаженствовали, а души грешников пожирало злое чудовище.

У древних греков после вынесения приговора душа отправлялась или в счастливые Елисейские поля, или в мрачное подземное царство бога Аида — Тартар.

Индусы уверены, что самые отъявленные грешники горят в огромных пылающих ямах, но и здесь нет им покоя: демоны раздирают их на части раскаленными щипцами, варят в масле и сбрасывают на остроконечные деревья.

Рекламное видео:

В исламской традиции ад носит название «джаханнам». Сразу после смерти душу умершего ждет трудное испытание: переход на другой берег через глубокий бурлящий поток по тонкому, как меч, мосту. Праведники без труда справляются с этой задачей, а вот грешники падают вниз, где их ждет свидание с самим дьяволом…

Но, пожалуй, самые изощренные пытки в аду — у католиков. Клеветников подвешивают за язык, женщины, убившие ребенка во чреве, кормят грудью жалящих змей, блудниц день и ночь лижет огонь, а пьяницы то погружаются в кипящую смолу, то вмерзают в ледяное озеро…

Однако католики уверены, что абсолютных грешников, как и абсолютных праведников, на Земле крайне мало. И потому, прежде чем попасть в рай, их души в любом случае должны какое-то время гореть в очищающем огне чистилища.

Согласно же текстам Ветхого Завета, ад — это огненная бездна, где текут реки пламени для очищения душ грешников. Там царит отчаяние, которое не знает границ.

Считается, что ад располагается в центре земли и имеет форму конуса. Преисподняя делится на девять кругов, и чем ниже круг (своего рода «этаж»), тем мучительней страдания. Древние также были уверены, что извержение вулканов — прямое доказательство существования адского пламени, бушующего под землей. А кратеры — это самые настоящие ворота, ведущие в ад.

Любопытно, что образы ада в западноевропейском искусстве — это либо горящее озеро серы, полное грешников, либо бесконечная пропасть подземного пламени. То есть огонь — неотъемлемая часть ада, который еще часто называют «геенна огненная».

В «Апокалипсисе» Иоанна осужденным грешникам обещаны вечные мучения, не прекращающиеся ни днем, ни ночью. Главным орудием адской казни также был огонь. Но, кроме огня, есть в аду и лед, и яростные ветры, проливные дожди, ужасные чудовища и еще тысячи и тысячи видов мучений.

Но ад — это не только место физических страданий. Ад — это еще и место вечного одиночества, предельного отчаяния и невыносимого горя. Бесы, демоны и злые духи непрерывно терзают души грешников, и все это будет длиться вечность — из ада нет выхода.

«Я был там!»

Все религии утверждают, что человек — это больше, чем физическое тело. У каждого из нас есть душа, которая в момент смерти покидает своего хозяина и продолжает существование в ином мире. И смерть (в зависимости от того, какую жизнь прожил человек, какие поступки совершал) — это переход души или в светлый рай, или в мрачную преисподнюю.


В архивах католической церкви есть дневники святой Фаустины Ковальской, где она описывает, как, ведомая ангелом. побывала в бездне ада: «Это место великой пытки, так страшно огромно его пространство! Вот разновидности страданий, которые я увидела: первое мучение, составляющее ад, — это потеря Бога; второе — постоянные упреки совести; третье — невозможность изменить свою участь; четвертое мучение — это огонь, который будет пронизывать душу, но не уничтожит ее. Пускай грешник знает, что какой страстью он одержим, такой и будет мучиться целую вечность…»


В начале 1950-х годов известный немецкий артист Курт Юрганс описал в своей автобиографической книге случай, который произошел с ним во время тяжелой хирургической операции, когда он на некоторое время находился в состоянии клинической смерти: «Потолок операционной стал раскаленно- красным, разразился огненный дождь. Я увидел мерзкие гримасничающие рожи, глядевшие на меня отовсюду. Несомненно, я был в самом аду!»

Осенью 1982 года жена советского офицера Валентина Романова ехала на своей машине по Симферопольскому шоссе и столкнулась лоб в лоб с внезапно выехавшей на встречную полосу машиной. Находясь в состоянии клинической смерти, она видела разные области иного мира. Вот что она говорит об аде: «Я полетела вниз, меня обдало огненным жаром. Там, в серой мгле, в каменном котловане кипела раскаленная лава. В ней варились люди — огромное количество людей. На мгновение голова выныривала на поверхность, чтобы глотнуть воздуха и крикнуть, и тут же скрывалась в безжалостном пекле. Я мысленно спросила: «Кто они и за что сюда попали?» И тут же услышала ответ: «Извращенцы, прелюбодеи и растлители малолетних. Они получили то, что заслужили».

Что внутри нас?

Не секрет, что особо чувствительные люди способны видеть обитателей низших слоев тонкого мира. (Фантастических монстров и уродцев, как на картинах Иеронима Босха.) Жителей потустороннего мира могли также видеть многие святые. Так, святой Иоанн Кронштадтский не раз говорил: «Если бы люди видели, кто их окружает, многие бы сошли с ума».

Не секрет, что алкоголики в состоянии белой горячки и наркоманы, приняв «дозу», видят чертей, змей, жутких пауков и много прочей нечисти. Возможно, это — не галлюцинации, и они действительно вступают в контакт с обитателями низших слоев тонкого мира.

В мистицизме существует феномен, известный как экстериоризация — отделение души от тела. Под воздействием большого количества спиртного или наркотиков душа в некоторой степени отделяется от тела и способна заглянуть в ту реальность, которая вибрирует на уровне ее собственной энергии. То есть она заглядывает в тот мир, которому соответствует сама. Поэтому большинство теологов сходятся во мнении, что «ад — это состояние ума, а не место».

А в знаменитой Тибетской книге мертвых говорится, что все видения, все образы — это порождения нашего сознания, нашего внутреннего мира.

Реальное пространство или порождение сознания?

В последние десятилетия появились попытки научного познания мира, лежащего за гранью физической действительности. Многочисленные открытия в области квантовой физики, физики элементарных частиц и астрофизики свидетельствуют о том, что человек и Вселенная устроены намного сложнее, чем нам представлялось. Сегодня все больше ученых заявляют, что, кроме нашей, существует иная, более совершенная нематериальная реальность.

Знаменитая формула Альберта Эйнштейна E=mcl доказывает, что все в мироздании является энергией. Твердые тела, люди, мысли — все это энергия разной степени тонкости. Математически доказано также, что за пределами физического мира существует еще более сложно организованный волновой мир, который состоит из энергии намного более тонкой, чем физический. Поэтому вполне возможно, что за пределами восприятия наших чувств скрываются миры, о которых мы и не подозреваем…

В каждой галактике существует невидимая темная материя, состоящая из неизвестных науке частиц, причем наша Вселенная состоит из них на 95%, и лишь 5% Вселенной составляет доступная нам материя из протонов, электронов и нейтронов. Так, может быть, в мирах из черной материи и находятся адские пространства?

В конце концов, не так, наверное, и важно, что такое ад: порождение нашего сознания или реальное пространство потустороннего мира. Главное, что он существует, и ваше личное дело, как его воспринять — как религиозную догму или как глубокий философский образ. Академик Наталья Бехтерева не раз подчеркивала, что наука вошла в ту фазу, когда ей удается подтвердить прямо или косвенно ряд положений религии. Но поскольку ад — это не человеческий мир, а напротив, бесчеловечный мир, то любые человеческие попытки реконструкции ада окажутся сегодня крайне убогими.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *