Формула один в сочи: В Сочи больше не будут проводить гран-при России «Формула-1» – Коммерсантъ Краснодар

Как «Формула-1» пришла в Сочи и куда она уходит

Сергей Фадеичев/ТАСС

С 24 по 26 сентября пройдет Гран-при России по гонкам в классе «Формула-1». Звезды мирового автоспорта соберутся в Сочи в восьмой раз и, вероятно, эта гонка станет одной из последних для Краснодарского края — вскоре российский этап элитной гоночной серии планируют перевезти в другое место. «Ведомости. Спорт» рассказывают, как гонка появилась в сочинском Олимпийском парке и какие проекты Гран-при России так и остались нереализованными.

Первый Гран-при по автомобильным гонкам прошел в России за 100 лет до прибытия современных пилотов и болидов в Сочи. Усилиями основанного в 1904 г. Санкт-Петербургского автомобильного общества международную гонку удалось провести в 1914 г. Годом ранее энтузиасты автоспорта из России провели заезд без участия иностранных гонщиков по дорогам между Лигово, Красным Селом и станцией Александрово — на территории современного Красносельского района Санкт-Петербурга. В 1913 г. первым к финишу пришел Георгий Суворин — формально он считается первым чемпионом российского Гран-при. В 1914 г. в заезде приняли участие зарубежные пилоты, и чемпионом стал один их них — немец Вилли Шолль на автомобиле марки Benz опередил своих соперников. Развитие отечественного автоспорта прервала Первая мировая война. Санкт-Петербургское автомобильное общество переключило свою деятельность на военные нужды, а о проведении крупных гоночных событий никто не вспоминал до 1950-х гг.

Первый чемпионат мира по гонкам в классе «Формула-1» прошел в 1950 г. без участия СССР. Центральный автомотоклуб СССР вошел в Международную автомобильную федерацию (FIA) лишь шесть лет спустя, но о возвращении больших гонок в страну речи не шло. Разговоры о дебюте мировой серии в Советском Союзе начали набирать силу лишь в первой половине 1980-х гг. После проведения в Москве Олимпийских игр 1980 г. руководитель «королевских гонок» Берни Экклстоун предпринял попытку экспансии на неизведанный рынок. Он вступил в переговоры о возможности проведении Гран-при в СССР с ректором Московского автомобильно-дорожного института Леонидом Афанасьевым. Того проект заинтересовал, и дело продвинулось до переговоров Экклстоуна с Леонидом Брежневым. Генсек был большим любителем автомобилей и одобрил идею — Гран-при СССР включили в календарь сезона «Формулы-1» 1983 г.

Брежнев — не единственный лидер, с которым встречался глава «Ф-1» /Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС

Экклстоун согласился сделать гонку в Москве уличной. Локация проведения заезда варьировалась от улиц под стенами Кремля и Красной площади до ВДНХ и проспекта Андропова. В итоге, гонку договорились провести на Воробьевых горах, но ей не суждено было состояться. Организационный процесс не удалось завершить из-за смерти Афанасьева и последовавшей вскоре кончины Брежнева. Экклстоун переключил свое внимание на Венгрию — в этой стране в 1986 г. прошел первый Гран-при в социалистическом государстве. Вскоре Экклстоун предпринял еще одну попытку привезти «Формулу-1» в СССР, начав переговоры о строительстве трассы в московском Тушино, но проект застопорился и потонул в бюрократических препонах.

В 2000-х гг. обсуждения «Формулы-1» в России снова набрали силу. Помимо Москвы, но проведение гонки стал претендовать и Санкт-Петербург, где в 1999 г. начали строить «Пулковское кольцо» — автодром, который в теории должен был принять Гран-при. В этот раз реализации планов помешали финансовые проблемы. В Петербурге хотели провести гонку на 300-летие города (к 2003 г.), но затраты на экспресс-постройку автодрома и всей необходимой инфраструктуры оказались слишком высокими. В Москве в начале тысячелетия разрабатывался проект автодрома в Нагатинской пойме. В 2002 г. Экклстоун снова посетил Россию, чтобы заключить соглашение о проведении Гран-при с тогдашним мэром Москвы Юрием Лужковым, но тот посчитал проект невыгодным и свернул его.

Последние перед Сочи переговоры о проведении этапа Гран-при в России велись с автодромом Moscow Raceway в Волоколамском округе в 77 км от столицы. Его владелец Рустем Треуглов в интервью Forbes рассказывал, что проект, который запустили в конце 2003 г. , строился с прицелом на Гран-при, и переговоры о его проведении действительно велись, однако прекратились после объявления о выборе Сочи в качестве места для гонки.

Сочи выиграл право на проведение Зимних Олимпийских игр 2014 г. в 2007 г. С началом строительства олимпийских объектов организаторы стали задумываться об использовании инфраструктуры после окончания Олимпиады — тогда городом заинтересовалось руководство «Формулы-1». 9 октября 2010 г. были согласованы условия контракта на проведение Гран-при России в Сочи, а пять дней спустя, в присутствии президента России Владимира Путина соглашение было подписано. Контракт был рассчитан на семь лет с опцией продления, которая вступила в силу в 2017 г. Сейчас «Формула-1» имеет договор с Гран-при России до 2025 г.

Первый российский этап современного Гран-при «Формулы-1» прошел уже после Олимпиады — 12 октября 2014 г. Гонку выиграл пилот «Мерседеса» Льюис Хэмилтон, и с тех пор «Сочи Автодром» стал местом триумфа немецкой команды. В последующие годы помимо британского чемпиона на ней побеждали только Нико Росберг (2016 г.) и Валттери Боттас (2017 и 2020 гг.). Трек на юге России не входит в число любимых у болельщиков и пилотов. Трасса в Сочи слишком прагматична и не дает гонщикам множества возможностей для обгонов и маневров. Так, в заезде 2017 г. пилоты суммарно обменялись позициями всего один раз.

После первой гонки в Сочи Хэмилтон получил трофей лично из рук президента /Сергей Савостьянов/ТАСС

«Если быть честным, то российская трасса не так увлекательна, — говорил британский пилот «Макларена» Ландо Норрис в 2019 г. — Но здесь было несколько хороших гонок в прошлом. Рад, что нас ждет еще один гоночный уик-энд, но это не еще одна ночная гонка в Сингапуре, поэтому это не так круто».

Судя по всему, Гран-при России 2021 г. станет предпоследним для Сочи. В 2023 г. российский этап гоночной серии переедет на новый автодром «Игора Драйв» под Санкт-Петербургом. Трек обещает быть более зрелищным, нежели сочинский — там планируется обустроить несколько 12-градусных подъемов и спуск, а обгонных зон на трассе будет как минимум три. Придется ли петербургский автодром по душе гонщикам и любителям серии — покажет лишь время.

Новости СМИ2

Гран При России: Трасса и статистика

Formula 1 VTB Russian Grand Prix 2020
Дата Трасса Длина круга Кругов Дистанция
25-27/09/2020 Сочи Автодром 5848 м 53 309.745 км
Официальный сайт

В солнечный день 12 октября 2014 года на Сочи Автодроме прошел первый российский Гран При Формулы 1. Россия долго к этому шла, изучалось множество вариантов, но только проект автодрома в Олимпийском парке удалось воплотить в жизнь.

Герман Тильке разработал несколько проектов для Гран При России, в том числе трассу в центре Москвы – Берни Экклстоуну хотелось видеть гонку на фоне Кремля. Когда в сентябре 2009-го мэр Сочи заявил, что курортная столица берёт курс на организацию этапа Формулы 1, многие были настроены скептически, но уже в следующем году представители Краснодарского края и Берни Экклстоун подписали контракт на проведение Гран При с 2014 по 2020 год.

Строителям пришлось прерваться на время проведения Олимпийских Игр, но Сочи Автодром был сдан досрочно – за два месяца до Гран При прошла финальная инспекция FIA и трасса получила лицензию, а 20 сентября 2014 года автодром был открыт.

Ричард Креган, международный консультант Сочи Автодрома: «Я работал менеджером команды Формулы 1 и директором автодрома Яс-Марина, видел множество трасс по всему миру и могу точно сказать, что в Сочи нам удалось создать один из лучших автодромов в мире. Это трасса будущего».

На Генеральной ассамблее FIA в конце 2014-го дебютный этап на Сочи Автодроме был назван лучшим Гран При сезона, а сам автодром получил несколько национальных наград.

Сначала гонка проводилась в середине октября, потом этап перенесли на майские праздники, а теперь Гран При вновь проходит осенью, благо в это время года в Сочи тепло.

Характеристики трассы

Сочи Автодром – единственный в мире гоночный комплекс, расположенный в Олимпийском парке, где прошли зимние игры. Трасса включает несколько вариантов конфигурации для международных и региональных соревнований и может использоваться круглогодично.

При разработке конфигурации пришлось учитывать архитектуру Олимпийского парка, но для частично городской трасса получилась достаточно быстрой. Средняя скорость прохождения круга – 210 км/ч, максимальная скорость – около 330 км/ч.

Конфигурация включает две длинных прямых, интересный скоростной третий поворот с несколькими апексами и несколько среднескоростных 90-градусных поворотов. Всего на Сочи Автодроме 12 правых и 6 левых поворотов.

Трасса требует высокой прижимной силы для эффективного прохождения затяжного третьего и 90-градусных поворотов. Настройки примерно соответствуют тем, что используются в Сингапуре, но в Сочи более длинные прямые, поэтому инженерам приходится искать традиционный компромисс между прижимной силой и скоростью. Нагрузка на тормоза – средняя, две точки серьезного торможения – перед 2-м и 13-м поворотами.

Асфальт в Сочи очень гладкий и скользкий, износ невелик, резина прогревается медленно, поэтому в квалификации гонщики обычно работают сериями кругов, чередуя прогревочные и быстрые.

Маттиа Бинотто, Ferrari: «Трасса в Сочи отличается от традиционных автодромов – здесь есть и очень длинные прямые, и затяжные быстрые повороты, серьёзные торможения и нехватка сцепления во время разгонов на выходе. Третий поворот очень затяжной и нетипичный, с высоким боковым ускорением.

С точки зрения силовой установки, российская трасса – одна из тех, где очень важна мощность, но важно добиться оптимального расхода энергии двигателем внутреннего сгорания и гибридной системой. Расход топлива – одна из проблем. Нам приходится экономить топливо во время гонки и контролировать его расход на дистанции».

Лучшие результаты сессий Гран При России 2019 года
Событие Погода Гонщик Команда Время
Первая тренировка Солнечно. Сухо Ш.Леклер Ferrari 1:34.462
Вторая тренировка Облачно. Сухо М.Ферстаппен Red Bull 1:33.162
Третья тренировка Облачно. Сухо Ш.Леклер Ferrari 1:32. 733
Квалификация Солнечно. Сухо
Ш.Леклер
Ferrari 1:31.628
Лучший круг в гонке Солнечно. Сухо Л.Хэмилтон Mercedes 1:35.761

Телетрансляции

В России события уик-энда покажет канал МатчТВ. За ходом всех сессий вы можете следить на нашей странице прямых трансляций.

Расписание Гран При России. Время московское
Дата Событие Время начала Матч! Арена МатчТВ
25/09 Первая тренировка 11:00
10:55
25/09 Вторая тренировка 15:00 14:55
26/09 Третья тренировка 12:00 11:55
26/09 Квалификация 15:00 14:55
26/09 Первая гонка Формулы 2 10:15
10:10
27/09 Вторая гонка Формулы 2 10:55 10:50
27/09 Гонка 14:10 13:55

Комплекты шин, выданные командам на уик-энд

Впервые в этом году в Pirelli привезут на этап самые мягкие составы резины – в роли Hard, Medium и Soft будут использоваться составы С3, С4 и С5. Состав C5 в этом году появится только в Сочи и Абу-Даби. Из-за высокой нагрузки в затяжном третьем повороте может возникнуть пузырение левой передней шины.

В этом году шинники сами назначают число комплектов. Команды получат два комплекта шин Hard (с белой полосой), три комплекта шин Medium (с жёлтой полосой) и восемь комплектов шин Soft (с красной полосой) на каждого гонщика.

Достижения действующих гонщиков в России

Достижения действующих пилотов на Гран При России
Гонщик ГП Очки Круги Лучший поул
1-й ряд
быстр
круг
подиум победа
все лидер старт финиш
Л. Хэмилтон 6 131 317 142 1 1 1 4 1 5
4
В.Боттас 6 88 316 55 1 1 1 2 2 4 1
С. Феттель 6 55 237 33 1 2 1
1
1 3
К.Райкконен 6 48 317 4 2 3 1 1 2
С. Перес 6 36 315 6 3 1
Д.Риккардо 6 14 234 5 6
Р. Грожан 6 4 167 8 8
М.Ферстаппен 5 33 244 7 4
К. Магнуссен 5 22 261 5 5
Д.Квят 5 10 261 5 5
К. Сайнс 5 9 252 5 6
Л.Стролл 3 156 11 11
Ш. Леклер 2 21 106 1 3 1 1 1
Э.Окон 2 8 104 6 7
П. Гасли 2 57 16 14
А.Элбон 1 10 53 20 5
Л. Норрис 1 4 53 7 8
А.Джовинацци 1 53 12 15
Д. Расселл 1 27 17
Латифи выезжал только на свободных заездах

Сергей Сироткин: «Для пилотов трасса в Сочи достаточно простая, а для машин сложная. Асфальт гладкий и скользкий, что приводит к перегреву верхнего слоя резины, а прогреть шины внутри очень сложно. Это влияет не только на время круга, но и на износ шин, на поведение машины. У всех команд шины к третьему сектору перегреваются, здесь очень сложно найти правильный баланс.

Глядя на схему, кажется, что на втором секторе поворотов не так много, но в таком режиме, когда приходится проезжать 90-градусные повороты налево, затем направо, затем снова налево, с постоянными разгонами и торможениями, очень сильно нагружается задняя резина. Любое скольжение на входе в поворот вызывает микроперегрев резины, и от поворота к повороту он нарастает, и когда ты оказываешься на третьем секторе, задние шины совершенно теряют сцепление с асфальтом. Чтобы избежать этого, необходимо найти правильный баланс между прогревом резины и сохранением её свойств до конца круга.

Потому в квалификации важно не перестараться в первых же поворотах, нужно атаковать, но так, чтобы сохранить правильную температуру шин до конца круга, чтобы по сумме трёх секторов время получилось оптимальным.

Когда трасса только проектировалась, было много разговоров о большой дуге в третьем-четвёртом поворотах. В первый год там действительно приходилось непросто, потому что её проезжали «почти в пол». Но уже три года назад, благодаря росту аэродинамической эффективности машин, её легко проехать на полном газу».

Гран При России : Все этапы
Дата Трасса Поул Победитель
29/09/19 Сочи Ш.Леклер Ferrari Л.Хэмилтон Mercedes
30/09/18 Сочи В.Боттас Mercedes Л.Хэмилтон Mercedes
30/04/17 Сочи С.Феттель Ferrari В. Боттас Mercedes
01/05/16 Сочи Н.Росберг Mercedes Н.Росберг Mercedes
11/10/15 Сочи Н.Росберг Mercedes Л.Хэмилтон Mercedes
12/10/14 Сочи Л.Хэмилтон Mercedes Л.Хэмилтон Mercedes

Формула-1 отменяет Гран-при России: гонка 2022 года не состоится из-за вторжения страны в Украину

Пожалуйста, используйте браузер Chrome для более доступного видеоплеера

Крэйг Слейтер и Тед Кравиц из Sky Sports реагируют на новость об отмене Гран-при России 2022 года из-за вторжения России в Украину.

Крэйг Слейтер и Тед Кравиц из Sky Sports реагируют на новость об отмене Гран-при России 2022 года после вторжения России в Украину.

Формула-1 отменила Гран-при России в этом сезоне.

Гонка в Сочи должна была состояться 25 сентября, но после полномасштабного вторжения России в Украину спорт опубликовал заявление, в котором говорится, что «в нынешних обстоятельствах проведение Гран-при России невозможно».

Twitter Из-за вашего согласия вы не можете просматривать это. Параметры конфиденциальности

После решения, принятого в пятницу, министр культуры Великобритании Надин Доррис сказала: «Отмена Гран-при России — еще один четкий сигнал. Президенту Путину, что международный спортивный мир не будет стоять в стороне и позволит ему использовать эти события для узаконивания своего незаконного и смертоносного вторжения в Украину9.0003

«Я приветствую действия, предпринятые FIA и ее гонщиками. Мы активно работаем с руководящими органами, связанными с международными спортивными мероприятиями, которые должны пройти в России в этом году, и призываем их последовать их примеру».

  • Финал ЧЛ переехал из Санкт-Петербурга в Париж | Кремль отвечает УЕФА

Отмена последовала за страстными просьбами гонщиков, чемпионы мира Себастьян Феттель, Макс Ферстаппен и Фернандо Алонсо настаивают на том, чтобы Формула-1 не участвовала в гонках.

Феттель настаивал: «Я не поеду. Я считаю, что гоняться за городом неправильно».

Twitter Из-за вашего согласия вы не можете просматривать эти параметры конфиденциальности

Twitter Из-за вашего согласия вы не можете просматривать эти параметры конфиденциальности

Все 10 руководителей команд F1 провели кризисную встречу Генеральный директор спорта Стефано Доменикали и руководящий орган FIA в четверг вечером после обострения ситуации в Украине.

Доменикали присоединился по видеосвязи из Лондона к командам на предсезонных тестах в Барселоне.

«Мы все согласились, что в нынешних обстоятельствах было бы неправильно участвовать в гонках там», — сказал босс Ferrari Маттиа Бинотто, который также сказал, что есть вероятность, что гонка все еще может вернуться в календарь.

«Подождем и увидим, мы надеемся, что это обернется лучшей ситуацией и, конечно же, для Украины».

Гонка в Сочи присутствует в календаре с 2014 года, но с 2023 года она должна быть перенесена на петербургский комплекс «Игора Драйв».

Отмена Гран-при России по просьбе пилотов

Пожалуйста, используйте браузер Chrome для более доступного видеоплеера

Себастьян Феттель поклялся, что не будет участвовать в гонках в России в этом сезоне после того, как страна начала вторжение в Украину

Себастьян Феттель пообещал, что не будет участвовать в гонках в России в этом сезоне после того, как страна начала вторжение в Украину

Четырехкратный чемпион мира Феттель заявил в четверг, что бойкотирует Гран-при России, если он состоится, а действующий чемпион мира Ферстаппен также призвал отменить мероприятие.

Оказывая давление на F1, пилот Aston Martin Феттель сказал: «Очевидно, если вы посмотрите на календарь, у нас запланирована гонка в России. Лично я считаю, что я не должен ехать, я не поеду. Неправильно участвовать в гонках в стране

Пожалуйста, используйте браузер Chrome для более доступного видеоплеера

Макс Ферстаппен говорит, что нельзя участвовать в гонках в России после вторжения страны в Украину

Макс Ферстаппен говорит, что участвовать в гонках в России нехорошо после вторжения страны в Украину.

«Мне жаль людей, невинных людей, которые теряют свои жизни, которых убивают по глупым причинам и очень, очень странному и безумному руководству.

«Я уверен, что мы об этом поговорим , но лично я просто потрясен и опечален тем, что происходит. Так что посмотрим, как пойдет дальше, но я думаю, что мое решение уже принято.»

Он добавил Sky F1: «В этих обстоятельствах я не могу понять, почему кто-то колеблется, и почему мы должны идти туда. Это мое решение, но я уверен, что со временем другие люди займут эту позицию.

Пожалуйста, используйте браузер Chrome для более доступного видеоплеера

Себастьян Феттель считает, что Гран-при России не должно проводиться, поскольку они находятся в конфликте с Украиной, и говорит, что он не будет там участвовать.

Себастьян Феттель считает, что Гран-при России не следует проводить, поскольку они находятся в конфликте с Украиной, и говорит, что не будет там участвовать.

«Честно говоря, я не настолько толерантен, занимая другую позицию, потому что это кажется безумием, и я потрясен тем, что происходит.»

Гонщик Red Bull Ферстаппен продолжил: «Когда страна находится в состоянии войны, гонять там нельзя».

Товарищ чемпион мира Фернандо Алонсо также прокомментировал: «У нас есть свое мнение, и я уверен, что оно такое же, как и у всех. Мы можем принимать собственные решения, но я думаю, что в конечном итоге Формула 1 сделает все возможное».

Пожалуйста, используйте браузер Chrome для более доступного видеоплеера спорта без политики’

Российский пилот Haas Никита Мазепин, выступая в среду после первого утра тестов на трассе Circuit de Barcelona-Catalunya, был уверен, что российский Гран-при пройдет вперед, и является «сторонником спорта без политики»

Haas: будущее Мазепина ‘ необходимо решить’

Тем временем Haas еще не приняла решение, продолжит ли российский пилот Никита Мазепин выступать за команду в этом году.

Американская команда отказалась от спонсорства российской компании «Уралкалий» поздно вечером в четверг и в последний день предсезонных тестов Формулы-1 в Барселоне использует простые белые автомобили. Haas не только получает значительное финансирование от российской компании «Уралкалий», но и предоставляет автомобиль для российского водителя Мазепина 9.0003

Компания по производству удобрений Уралкалий считает Дмитрия Мазепина, отца русского водителя Haas Никиты Мазепина, одним из своих основных акционеров.

Пожалуйста, используйте браузер Chrome для более удобного видеоплеера

Руководитель команды Haas Гюнтер Штайнер говорит, что команда может выжить без спонсорской поддержки российской компании по производству удобрений «Уралкалий», и считает, что критика пилота Никиты Мазепина была несправедливой.

Руководитель команды Haas Гюнтер Штайнер говорит, что команда может выжить без спонсорской поддержки российской компании по производству удобрений «Уралкалий», и считает, что критика пилота Никиты Мазепина была несправедливой.

«Да, это нужно решить», — сказал журналистам руководитель группы Haas Гюнтер Штайнер, когда его спросили о будущем Мазепина.

«Как я уже говорил, не все здесь зависит от нас. Здесь участвует не только команда Формулы-1, но и правительства, поэтому я понятия не имею, что исходит с этой стороны.»

Он добавил в Sky Sports News: «В данный момент мы хотим продолжить, но есть внешние обстоятельства, которые могут произойти, которые я не контролирую. Поэтому говорю, что именно может произойти в ближайшие недели, месяцы… но в данный момент планируется его пребывание в Бахрейне.

«Если обстоятельства сложится, мы должны им подчиниться. Я не хочу забегать вперед, сначала они должны прийти, а потом мы реагируем.»

F1 не вернется в гонку в России

Автор:

Owen Bellwood

Комментарии (4)

Мы можем получать комиссию за ссылки на этой странице.

Мы больше никогда не увидим этот сайт. Фото: Руди Кареццеволи (Getty Images)

Когда в начале этого года Россия вторглась в Украину, Формула-1 приняла правильное решение отменить Гран-при этого года на Сочи Автодроме на Черном море. Теперь босс спорта заявил, что не планирует возвращаться к гонкам в стране, в том числе откладывать гонку в Санкт-Петербурге в 2023 году.0111

В марте Формула-1 объявила, что Гран-при России в этом году не состоится, как планировалось. Спортивное руководство заявило, что «невозможно» провести мероприятие в бывшем Зимнем олимпийском парке Сочи после вторжения России в Украину.

Эта гонка, которая должна была состояться в следующем месяце, должна была стать последним визитом этого вида спорта в Сочи перед тем, как в 2023 году он переместится на уличную трассу в Санкт-Петербурге. «Больше никаких гонок в России».

На площадке Зимней Олимпиады в Сочи состоялся Гран-при России. Фото: Руди Кареццеволи (Getty Images)

По сообщению Reuters, Доменикали закрыл дверь для спорта, когда-либо возвращающегося в Россию. Сайт сообщает, что он сказал журналу Sport Bild , что «гонок в России больше не будет». Reuters сообщает:

«Я всегда считал, что никогда не следует говорить никогда», — сказал Доменикали журналу Sport Bild , согласно GrandPrix.com. «Но в этом случае я могу точно обещать — мы больше не будем с ними вести переговоры».

Этот шаг, несомненно, правильный, тем более, что Россия продолжает бомбардировать города по всей Украине. Это также помогает F1, поскольку она стремится вырезать текущие маршруты из календаря, чтобы освободить место для новых мест, таких как Южная Африка и Лас-Вегас.

Но этот шаг расстроил промоутеров гонки в России. По сообщению Reuters:

«Алексей Титов, генеральный директор промоутера Гран-при России АНО «Росгонки», заявил, что ожидает, что F1 возместит платежи, сделанные после отмены гонки в этом году. «Этот долг существует, он подтвержден, и наша позиция по нему неизменна», — сказал Титов российскому информационному агентству ТАСС.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *