Воспитание ребёнка в Финляндии
Общество с помощью законов и постановлений гарантирует права детей. В соответствии с законом родители или опекуны ребёнка несут первоочередную ответственность за здоровье ребёнка и его сбалансированное развитие.
В Финляндии физические наказания (наказание насилием) запрещены законом. Это означает, что ребёнка нельзя бить или таскать за волосы.
В финском обществе подчёркивается равноправие. Например, мать маленького ребёнка может ходить на работу, а сидеть дома с малышом будет второй родитель. В Финляндии и женщины, и мужчины занимаются воспитанием и уходом за детьми.
Необходимо стимулировать самостоятельное мышление у ребёнка. Например, ребёнок может быть не согласен в чём-либо со своими родителями. В Финляндии молодёжь обычно покидает дом в совершеннолетнем возрасте при поступлении на учёбу или работу. Обычно молодёжь проживает в одиночку или с однокурсниками до того момента, пока не создаст свою семью.
В Финляндии ценится образование, и поддержка родителей при посещении школы очень важна.
Детям и подросткам важно задать чёткие границы и правила. Общие правила можно согласовывать с другими родителями. Необходимо помнить, что подростку до 18 лет запрещено давать сигареты или алкоголь.
Когда подростку исполняется 18 лет, то по закону он становится совершеннолетним. В этом возрасте подросток становится полноправным членом общества, и у него появляется право принимать решения в отношении своей жизни. Подростки до 18 лет также имеют право принимать решения по некоторым вопросам.
На сайте InfoFinland в разделе Детиприведена информация о правах детей для каждого возраста.
Существует много разных видов помощи и поддержки в вопросах воспитания детей. Если вы нуждаетесь в поддержке или волнуетесь за своего ребенка, не стоит надолго откладывать консультацию, например, в социальной службе по месту жительства. Дополнительная информация представлена на сайте InfoFinland в разделе Проблемы в семье.
Если в семье родился малыш, взрослый испытывает переутомление или сложилась иная особая жизненная ситуация, вы можете подать заявление на оказание помощи на дому. Услуги на дому для семей с детьми — это практическая помощь в домашнем хозяйстве или уходе за детьми, направленная на благополучное протекание повседневной жизни семьи и воспитания детей. Муниципалитет организует услуги на дому на временной или постоянной основе, если того требует ситуация в семье. Как правила, услуги платные, но их стоимость умеренная.
Услуги на дому касаются повседневных жизненных ситуаций и охватывают такие сферы как, например:
- жильё
- уход и забота
- поддержание способности к деятельности
- уход за детьми и их воспитание
- ведение дел
Услуги на дому могут также представлять собой выполнение конкретной работы по дому, например, уборки или мытья посуды. Специалисты и семья совместно оговаривают оказание услуг на дому. Спрашивайте об услугах на дому в своей консультации или в справочной службе своего муниципалитета.
Как воспитывают детей в Финляндии
Скорее всего, загадочные финны станут казаться вам чуть более понятными, если вы узнаете, как в детстве их воспитывают родители, чему их учат школе, что строго запрещено для финских малышей, а что – они могут делать без всяких нареканий со стороны родителей.
В семье
Когда в следующий раз вы будете в Финляндии, например, присядете выпить чашечку кофе в небольшом семейном кафе, или будете прогуливаться в одном из парков Хельсинки, Котки или Лаппеенранты, понаблюдайте, как финские родители обращаются со своими детьми. Скорее всего, вы откроете для себя много интересного. А кое-что, возможно, даже с удовольствием примените на практике!
Доброта
Доброта — главное в воспитании детейВ Финляндии вы никогда не увидите родителей, которые шлепают своего ребенка, раздраженно кричат на него или куда-то тащат зареванного малыша за руку. Во-первых, такое «суровое воспитание» считается сейчас в Суоми непедагогичным и неэффективным. Во-вторых, в Финляндии физические наказания (к каковым относятся не только шлепки и подзатыльники, но также грубые окрики и бранные слова) запрещены законом. Если о таких вещах становится известно финским социальным службам, сначала они выносят родителям строгое предупреждение, а в случае повторного нарушения, могут даже временно изолировать ребенка от родителей, передав его в приемную семью.
Все поровну
Более 80% финских семей − полные, то есть детей воспитывают и мама, и папа. И в Суоми родители действительно делают это вместе – независимо от пола, оба родителя играют с детьми, готовят для малышей завтраки и обеды, гуляют с ними в парках, посещают родительские собрания в школе. Отпуск по уходу за ребенком после рождения могут взять и отец и мать, и обычно дома с малышом остается тот родитель, который зарабатывает меньше или занимает менее ответственную должность.
Собственное мнение
Самостоятельный ребенокФинские родители поощряют детей иметь свое собственное мнение и уметь отстаивать его. Если ребенок в выходной хочет смотреть мультфильм в кино, а не гулять в парке, родители, скорее всего, прислушаются к его мнению. Если малыш отказывается есть на завтрак овсяную кашу, родители просто приготовят ему омлет или сэндвич. Исключение составляет, пожалуй, только один вопрос: детям до 18 лет в Суоми строго-настрого запрещено употреблять алкоголь и сигареты, и финские мамы и папы следят за соблюдением этого запрета очень строго.
Вместе веселей
Если вы приглядитесь к финским семьям, то непременно заметите, что рядом с мамами и папами часто семенят дети-погодки. И это не случайность! Еще 15 лет назад финские семьи часто ограничивались одни ребенком. Сегодня ситуация изменилась − все больше молодых пар заводят или планируют завести 2-3 детей. Считается, что расти вместе с братом или сестрой ребенку психологически комфортнее, чем быть одному в семье. Правда, для этого разница в возрасте с детьми должна быть не более 2-3 лет – иначе им будет скучно друг с другом.
Социальная поддержка
Финские родители никогда не остаются один на один с проблемами, связанными с воспитанием детей.
Тесный контакт со школой
Учитель проводит индивидуальные консультации для родителейТакого, чтобы финские папа и мама не знали, как выглядит учителя ребенка и по каким предметам и как он успевает, в Суоми не бывает. Раз в неделю финские родители непременно посещают школьное собрание. Плюс к этому раз в две-три недели учитель встречается с мамой и папой каждого ребенка индивидуально, чтобы обсудить проблемы и успехи их отпрыска.
Не в деньгах счастье
Большинство финских родителей считают, что главное для ребенка – это родительские любовь и внимание, а вовсе не материальное благополучие. В Суоми даже обеспеченные люди часто покупают детскую одежду и игрушки в финских секонд-хендах.
В школе
Возможно, финская система школьного образования с первого взгляда покажется вам странной, причудливой и непонятной. Но учтите, последние исследования доказали ее эффективность: финские школьники продемонстрировали самый высокий уровень знаний в Европе.
Знакомство с реальностью
Урок ведения домашнего хозяйстваФинских школьников учат не только тому, как отличить синус от косинуса, и как называется столица африканского государства Гвинеи – Бисау. Школьное образование предполагает основательную подготовку к жизни в реальном мире: детям рассказывают о скидках в супермаркетах и налогах, о том, как написать резюме и получать наследство после смерти родственников, как находить друзей и вести домашнее хозяйство, почему важно голосовать на выборах и не бросать мусор на улице.
Никто не остается в стороне
В Финляндии обычные школьники учатся вместе с детьми с ограниченным возможностями. Считается, что это помогает воспитывать маленьких граждан более гуманными. Также в течение 9 лет обучения детей в финских школах не делят на разные классы, в зависимости от способностей и уровня интеллекта. После 9 класса каждый ребенок должен решить, куда он оправится: в гимназию (для дальнейшего поступления в университет) или в профессиональное училище, где можно получить профессию повара или автомеханика, бармена или шофера.
Разные школы
Примерно 85-90% детей в Финляндии учится в стандартных государственных общеобразовательных школах, однако далеко не все! В Суоми есть несколько частных платных элитарных школ, похожих по стоимости и методу ощущения на швейцарские пансионы. Также, например, в Хельсинки работает так называемая «природная школа», ученики которой большую часть уроков (кроме самых холодных зимних дней) проводят на улице и, разумеется, углубленно изучают биологию. Есть также специальные школы для детей-аллергиков, где вся мебель, учебные пособия и даже линолеум на полу сделаны из гипоаллергенных материалов.
Вперед, в будущее
Школьный психолог помогает определиться с выбором профессииВ каждой школе работает психолог, который регулярно беседует с детьми, помогая им определиться с выбором профессии и высшего или средне-профессионального учебного заведения, куда они отправятся после школы.
А как на самом деле?
Я живу в Финляндии уже несколько лет, и честно говоря, финские дети не престают меня удивлять. До 5-6 лет многие из их похожи на «маленьких монстров» — они кричат, не слушают родителей, могут запросто упасть на пол в магазине и закатить истерику. Зато после 6-7 поведение детей резко меняется, большинство финских школьников очень спокойны, вежливы и воспитаны. А самое главное, дети в Финляндии в любом возрасте выглядят счастливыми. А разве не это самое главное?
Евгения, 28 лет
О школе у меня остались самые замечательные воспоминания. Учителя были очень добрыми и старались, чтобы каждый ученик в классе всегда был в хорошем настроении. Если кто-то не мог понять что-то, они всегда объясняли еще раз. Если кто-то не выполнял домашнее задание, или разговаривал на уроке – они никогда не ругались. Учителя всегда подчеркивали, что нет глупых и умных людей, талантливых и бесталанных – каждый человек уникален. Я была уверена, что в Финляндии самая лучшая система образования в мире! Но после окончания школы родители отправили меня изучать бизнес-администрирование в Германии. И в немецком университете я столкнулась с множеством проблем: оказалось, что мне трудно отстаивать свое мнение даже просто высказывать его – в финской школе было не принято спорить с другими и сильно выделяться. Кроме того, преподаватели здесь отличают самых умных и активных студентов, а очень негативно относятся к тем, кто вовремя не сдает необходимые практические работы и доклады! А однажды мне сделали замечание, за то, что во время лекции я активно писала сообщения подруге (в финской школе это было абсолютно нормально). Иногда мне кажется, что в университете меня просто никто не замечает, а преподаватели считают не очень умной. На самом деле это совсем не так. Я почти всегда знаю правильный ответ на вопрос, просто стесняюсь…
Амина, 19 лет, студентка
материал по теме
Русские дети в детских садах Финляндии: как привыкнуть к новому языку и новым обычаям
У живущих в Финляндии русскоязычных семей с маленькими детьми рано или поздно возникает необходимость отдавать детей в садик. И тут появляется масса вопросов. Какой садик выбрать?Любовь Ямковая
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Финские места Петербурга
Национальная финская кухня: секреты и особенности
Почему финские школы успешны? | Инновация
«Это то, чем мы занимаемся каждый день, — говорит директор общеобразовательной школы Кирккоярви Кари Лоухивуори, — готовим детей к жизни». Стюарт КонвейБыл конец семестра в общеобразовательной школе Кирккоярви в Эспоо, обширном пригороде к западу от Хельсинки, когда Кари Лоухивуори, опытный учитель и директор школы, решила попробовать что-то экстремальное — по финским меркам. Один из его учеников шестого класса, косовский албанец, далеко ушел от школьной сетки, сопротивляясь всем усилиям своего учителя. Школьная команда специальных педагогов, в которую входили социальный работник, медсестра и психолог, убедила Лоухивуори, что лень не виновата. Поэтому он решил задержать мальчика на год — мера настолько редкая в Финляндии, что практически устарела.
Финляндия значительно улучшила навыки чтения, математики и естественных наук за последнее десятилетие, в основном потому, что ее учителям доверяют сделать все возможное, чтобы изменить жизнь молодых людей к лучшему. Этот 13-летний Бесарт Кабаши получил что-то вроде королевского репетиторства.
«В том году я взял Бесарта в качестве частного ученика», — сказал мне Лоухивуори в своем кабинете, где на стене висела афиша «Битлз» «Желтая подводная лодка», а в шкафу висела электрогитара. Когда Бесарт не занимался естественными науками, географией и математикой, он парковался рядом со столом Лоухивуори перед своим классом из 9 человек.- и 10-летние, открывающие книги из высокой стопки, медленно читающие одну, затем другую, а затем поглощающие их десятками. К концу года сын косовских военных беженцев освоил язык своей приемной страны, богатый гласными, и пришел к выводу, что на самом деле он может выучить .
Спустя годы 20-летний Бесарт появился на рождественской вечеринке Кирккоярви с бутылкой коньяка и широкой улыбкой. «Ты помог мне, — сказал он своему бывшему учителю. Бесарт открыл собственную фирму по ремонту автомобилей и клининговую компанию. «Никакой шумихи, — сказал мне Лоуивуори. «Это то, что мы делаем каждый день, готовим детей к жизни».
Эта история об одном спасенном ребенке намекает на некоторые причины ошеломляющего успеха образования крошечной скандинавской нации, явления, которое вдохновляло, озадачивало и даже раздражало многих американских родителей и педагогов. Школьное образование в Финляндии стало неожиданно горячей темой после того, как в документальном фильме 2010 года « В ожидании «Супермена» » оно было сопоставлено с проблемными государственными школами Америки.
«Во что бы то ни стало» — это отношение, которое движет не только 30 учителями Кирккоярви, но и большинством из 62 000 педагогов Финляндии в 3 500 школах от Лапландии до Турку — профессионалов, выбранных из 10 процентов лучших выпускников страны для получения необходимой степени магистра в области образование. Многие школы достаточно малы, чтобы учителя знали каждого ученика. Если один метод не работает, учителя советуются с коллегами, чтобы попробовать что-то другое. Они, кажется, наслаждаются вызовами. Почти 30 процентов финских детей получают особую помощь в течение первых девяти лет обучения в школе. В школе, где преподает Лоухивуори, в прошлом году обучалось 240 учеников с первого по девятый классы; и в отличие от Финляндии, которая славится своей этнической однородностью, более половины из 150 учащихся начальной школы являются иммигрантами из Сомали, Ирака, России, Бангладеш, Эстонии и Эфиопии, среди других стран. «Детей из богатых семей с хорошим образованием могут учить глупые учителя», — сказал Лоухивуори, улыбаясь. «Мы пытаемся поймать слабых студентов. Это глубоко в нашем мышлении».
Преобразование системы образования финнов началось около 40 лет назад как ключевой двигатель плана экономического восстановления страны. Педагоги и не подозревали, что она была настолько успешной, пока в 2000 году первые результаты Программы международной оценки учащихся (PISA) — стандартизированного теста, проводимого для 15-летних подростков более чем в 40 странах мира, — показали, что финская молодежь является лучшей. молодых читателей в мире. Через три года они лидировали по математике. К 2006 году Финляндия была первой из 57 стран (и нескольких городов) в науке. В 2009 годуСогласно результатам PISA, опубликованным в прошлом году, страна заняла второе место по естественным наукам, третье по чтению и шестое по математике среди почти полумиллиона учащихся во всем мире. «Я все еще удивлена», — сказала Арьяриита Хейккинен, директор общеобразовательной школы Хельсинки. «Я не понимал, что мы были , что хороши».
В Соединенных Штатах, которые в последнее десятилетие находились в затруднительном положении, правительственные чиновники пытались внедрить рыночную конкуренцию в государственные школы. В последние годы группа финансистов и филантропов с Уолл-стрит, таких как Билл Гейтс, вложила деньги в идеи частного сектора, такие как ваучеры, учебные программы на основе данных и чартерные школы, число которых за последнее десятилетие удвоилось. Президент Обама, очевидно, тоже сделал ставку на конкуренцию. Его инициатива Race to the Top предлагает штатам соревноваться за федеральные доллары, используя тесты и другие методы оценки учителей — философия, которая не работает в Финляндии. «Я думаю, на самом деле учителя сорвали бы с себя рубашки», — сказал Тимо Хейккинен, директор школы из Хельсинки с 24-летним стажем преподавания. «Если вы измеряете только статистику, вы упускаете человеческий аспект».
В Финляндии нет обязательных стандартных тестов, за исключением одного экзамена в конце старшего года обучения в старшей школе. Здесь нет рейтингов, сравнений или соревнований между учащимися, школами или регионами. Школы Финляндии финансируются государством. Люди в правительственных учреждениях, управляющих ими, от национальных чиновников до местных властей, являются педагогами, а не бизнесменами, военными лидерами или профессиональными политиками. Каждая школа преследует одни и те же национальные цели и состоит из одного и того же пула педагогов с университетским образованием. В результате у финского ребенка есть все шансы получить одинаково качественное образование, независимо от того, живет ли он или она в сельской деревне или в университетском городке. Согласно последнему исследованию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), разница между самыми слабыми и самыми сильными учениками самая маленькая в мире. «Равенство — самое важное слово в финском образовании. Все правые и левые политические партии согласны с этим», — сказал Олли Лууккайнен, президент влиятельного профсоюза учителей Финляндии.
Девяносто три процента финнов заканчивают академические или профессиональные средние школы, что на 17,5 процентных пункта выше, чем в США, и 66 процентов получают высшее образование, что является самым высоким показателем в Европейском Союзе. Тем не менее Финляндия тратит примерно на 30% меньше на одного учащегося, чем США.
Тем не менее, знаменитые молчаливые финны явно не бьют себя в грудь. Им не терпится отпраздновать свой недавний чемпионат мира по хоккею, но PISA забивает не так много. «Мы готовим детей к обучению, а не к сдаче экзаменов», — сказал Паси Сальберг, бывший учитель математики и физики, который сейчас работает в Министерстве образования и культуры Финляндии. «Мы не очень заинтересованы в PISA. Это не то, о чем мы».
Майя Ринтола стояла перед своим болтливым классом из двадцати трех семи- и восьмилетних детей одним поздним апрельским днем в Кирккоярвен Коулу. Клубок разноцветных нитей венчал ее медные волосы, словно расписной парик. 20-летняя учительница примеряла свой образ для Ваппу, в тот день, когда учителя и дети приходят в школу в буйных костюмах, чтобы отпраздновать Первомай. Утреннее солнце лилось сквозь сланцевые и лимонные льняные шторы на горшки с пасхальной травой, растущие на деревянных подоконниках. Ринтола улыбнулась и подняла раскрытую руку наискось — свой проверенный временем «молчаливый жираф», который сигнализировал детям, чтобы они замолчали. Маленькие шляпы, пальто, туфли спрятаны в свои закутки, дети шевелились рядом со своими партами в своих носках, ожидая своей очереди, чтобы рассказать свою историю с игровой площадки. Они только что вернулись после обычных 15-минутных игр на свежем воздухе между уроками. «Игра важна в этом возрасте», — позже скажет Ринтола. «Мы ценим игру».
Размотав шевелюры, ученики достали со своих парт мешочки с пуговицами, фасолинами и ламинированными карточками с номерами от 1 до 20. Помощник учителя раздавал желтые полоски, обозначающие единицы из десяти. У умной доски в передней части класса Ринтола провел класс по принципам десятичной системы счисления. Одна девушка без видимой причины носила на голове кошачьи уши. Другая держала на столе плюшевую мышь, чтобы она напоминала ей о доме. Ринтола бродила по комнате, помогая каждому ребенку усвоить понятия. Те, кто закончил раньше, играли в продвинутую игру «головоломка с орехами». Через 40 минут пришло время для горячего обеда в столовой, похожей на собор.
Учителя в Финляндии проводят меньше часов в школе каждый день и проводят меньше времени в классах, чем американские учителя. Учителя используют дополнительное время для создания учебных программ и оценки своих учеников. Дети проводят гораздо больше времени, играя на улице, даже в разгар зимы. Домашняя работа минимальна. Обязательное школьное обучение начинается только в возрасте 7 лет. «Нам некуда торопиться, — сказал Лоухивуори. «Дети учатся лучше, когда они готовы. Зачем их напрягать?»
Почти неслыханно, чтобы ребенок оказался голодным или бездомным. Финляндия предоставляет родителям трехлетний отпуск по беременности и родам и субсидированный детский сад, а также дошкольные учреждения для всех пятилетних детей, где упор делается на игры и общение. Кроме того, государство субсидирует родителей, выплачивая им около 150 евро в месяц на каждого ребенка до тех пор, пока ему не исполнится 17 лет. 97% шестилетних детей посещают государственные дошкольные учреждения, где дети начинают учебу. Школы обеспечивают питание, медицинское обслуживание, консультации и услуги такси, если это необходимо. Медицинское обслуживание студентов бесплатное.
Несмотря на это, Ринтола сказала, что ее дети прибыли в школу в августе прошлого года с разницей в уровне чтения и языка. К апрелю почти каждый ребенок в классе читал, и большинство писало. Мальчиков привлекали к литературе с помощью таких книг, как Kapteeni Kalsarin («Капитан Трусы»). Учитель специального образования школы объединился с Ринтолой, чтобы обучить пятерых детей с различными проблемами поведения и обучения. Национальная цель на последние пять лет заключалась в том, чтобы включить всех детей. Единственный раз, когда детей Ринтолы забирают, это на уроки финского как второго языка, которые преподает учитель с 30-летним стажем и подготовкой в аспирантуре.
Есть исключения, хотя и редкие. Одна первоклассница не была в классе Ринтолы. Тонкий 7-летний мальчик недавно приехал из Таиланда, не говоря ни слова по-фински. Она изучала математику в коридоре в специальном «подготовительном классе», который вел эксперт по мультикультурному обучению. Он разработан, чтобы помочь детям не отставать от своих предметов, пока они осваивают язык. Учителя Кирккоярви научились справляться с необычно большим количеством учеников-иммигрантов. Город Эспоо помогает им дополнительными 82 000 евро в год из фондов «позитивной дискриминации» для оплаты таких вещей, как специальные учителя, консультанты и шесть классов для детей с особыми потребностями.
Автор Линнелл Хэнкок говорит, что стремление делать «во что бы то ни стало» движет не только директором Kirkkojarvi Кари Лоухивуори, показанной здесь, но и 62 000 других профессиональных педагогов Финляндии в 3 500 государственных школах от Лапландии до Турку. Стюарт Конвей «Игра важна в этом возрасте», — говорит учитель-ветеран Кирккоярви Майя Ринтола с несколькими из своих двадцати трех семи- и восьмилетних первоклассников. «Мы ценим игру». Дети в Финляндии проводят меньше времени в классах и больше времени играют, чем американские школьники. Стюарт Конвей Школы Финляндии не всегда были такими свободными. Показанный здесь Тимо Хейккинен, директор школы Каллахти в Хельсинки, вспоминает времена, когда большинство его школьных учителей просто диктовали в открытые тетради послушным детям. Стюарт Конвей Школьный учитель Siilitie из Хельсинки Алекси Густафссон вместе с первоклассниками разработал свою учебную программу по математике на открытом воздухе на бесплатном семинаре для учителей. «Детям интересно работать на улице, — говорит он. «Они действительно учатся с ним». Стюарт Конвей Три войны между 1939 и 1945 года оставили Финляндию по уши в долгах. Тем не менее, говорит Паси Сальберг, «нам удалось сохранить нашу свободу». Стюарт Конвей Финляндия выпускает 93% своих старшеклассников. Только 75,5% учащихся средних школ США заканчивают учебу. Ресурсы диаграммы: Министерство образования и культуры, Финляндия; Министерство образования США; Графика 5W Infographics В Финляндии не требуются какие-либо обязательные стандартные тесты. Ресурсы диаграммы: Министерство образования и культуры, Финляндия; Министерство образования США; Графика 5W Infographics Финляндия тратит на одного учащегося средней школы на 3472 доллара меньше, чем США. Ресурсы диаграммы: Организация экономического сотрудничества и развития; Графика 5W Infographics Финляндия занимает одно из первых мест по чтению, естественным наукам и математике. Ресурсы для диаграмм: Программа международных тестов по оценке учащихся; Инфографика от 5W InfographicsРинтола будет обучать тех же детей в следующем году и, возможно, в следующие пять лет, в зависимости от потребностей школы. «Это хорошая система. Я могу наладить тесные связи с детьми», — сказал Ринтола, которого Лоухивуори выбрал 20 лет назад. — Я понимаю, кто они. Помимо финского языка, математики и естественных наук, первоклассники изучают музыку, искусство, спорт, религию и текстильное рукоделие. Английский язык начинается в третьем классе, шведский — в четвертом. К пятому классу у детей добавились биология, география, история, физика и химия.
Только в шестом классе у детей будет возможность сдать школьный экзамен, и то только в том случае, если классный руководитель согласится участвовать. Большинство из любопытства. Результаты не оглашаются. Финским преподавателям трудно понять увлечение США стандартизированными тестами. «Американцам нравятся все эти столбцы, графики и цветные диаграммы», — поддразнил Лоухивуори, роясь в своем шкафу в поисках результатов прошлых лет. «Похоже, два года назад мы работали лучше, чем в среднем», — сказал он после того, как нашел отчеты. «Это чепуха. Мы знаем о детях гораздо больше, чем могут нам рассказать эти тесты».
Я приехал в Кирккоярви, чтобы посмотреть, как финский подход работает со студентами, которые не являются стереотипно светловолосыми, голубоглазыми и лютеранами. Но я задавался вопросом, может ли успех Кирккоярви вопреки всему быть случайностью. Некоторые из наиболее громких консервативных реформаторов в Америке устали от толпы «мы-любим-финляндию» или так называемой финской зависти. Они утверждают, что Соединенным Штатам мало чему можно научиться у страны с населением всего 5,4 миллиона человек, 4 процента из которых родились за границей. Тем не менее, финны, похоже, что-то понимают. Соседняя Норвегия, страна такого же размера, проводит образовательную политику, аналогичную той, что проводится в Соединенных Штатах. В нем используются стандартные экзамены и преподаватели без степени магистра. И, как и в случае с Америкой, Норвегия большую часть десятилетия держится на среднем уровне.
Чтобы получить второй образец, я направился на восток от Эспоо в Хельсинки и в суровый район под названием Сиилитие, что в переводе с финского означает «Ежичья дорога» и известен тем, что в Финляндии находится старейший проект жилья для малоимущих. 50-летнее квадратное здание школы располагалось в лесистой местности, за углом от станции метро, в окружении заправочных станций и магазинов. Половина из 200 учащихся с первого по девятый класс имеют проблемы с обучаемостью. В соответствии с финской политикой все, кроме наиболее тяжелобольных, смешиваются с детьми общего образования.
Первоклассники бегали среди ближайших сосен и берез, каждый держал стопку самодельных учительских ламинированных карточек «математика на улице». «Найди палку размером с ногу», — гласил один. «Соберите 50 камней и желудей и разложите их группами по десять штук», — гласил другой. Работая в командах, 7- и 8-летние дети соревновались, чтобы увидеть, насколько быстро они справятся со своими заданиями. Алекси Густафссон, получивший степень магистра в Хельсинкском университете, разработал это упражнение после посещения одного из многочисленных семинаров, доступных для учителей бесплатно. «Я исследовал, насколько это полезно для детей», — сказал он. «Детям интересно работать на улице. Они действительно учатся с ним».
Сестра Густафссона, Нана Гермерот, преподает в классе детей с нарушениями обучаемости; У учеников Густафссона нет проблем с обучением или поведением. В этом году они объединили большую часть своих занятий, чтобы смешать свои идеи и способности с разными уровнями детей. «Мы очень хорошо знаем друг друга», — сказал Гермерот, который на десять лет старше. — Я знаю, о чем думает Алекси.
Школа получает 47 000 евро в год в виде денег на позитивную дискриминацию для найма помощников и учителей специального образования, которым платят немного больше, чем школьным учителям, из-за обязательного шестого года обучения в университете и требований их работы. На каждые семь учеников в Сиилити приходится один учитель (или помощник).
В другом классе два учителя специального образования придумали другой вид группового обучения. В прошлом году Кайсе Сумме, учительнице с пятилетним стажем, было трудно удерживать под контролем стайку первоклассников. Она с тоской заглянула в соседнюю тихую комнату второго класса Пайви Кангасвьери, гадая, какими секретами может поделиться 25-летний коллега-ветеран. В каждой из них были ученики с широким спектром способностей и особыми потребностями. Сумма спросила Кангасвьери, могут ли они совмещать занятия гимнастикой в надежде, что хорошее поведение может быть заразным. Это сработало. В этом году они решили объединиться по 16 часов в неделю. «Мы дополняем друг друга», — сказала Кангасвьери, которая описывает себя как спокойного и твердого «отца» теплой материнства Суммы. «Это совместное обучение в лучшем виде», — говорит она.
Время от времени, как сказала мне директор школы Арьяриита Хейккинен, округ Хельсинки пытается закрыть школу, потому что в округе все меньше и меньше детей, только для того, чтобы местные жители восстали, чтобы спасти ее. В конце концов, почти 100 процентов девятиклассников этой школы переходят в старшие классы. Даже многие из самых тяжелых инвалидов найдут место в расширенной системе профессиональных средних школ Финляндии, которые посещают 43 процента финских старшеклассников, которые готовятся работать в ресторанах, больницах, на стройках и в офисах. «Мы помогаем разместить их в подходящей средней школе», — сказала тогдашний заместитель директора Энн Роселиус. «Нам интересно, что станет с ними в жизни».
Школы Финляндии не всегда были чудом. До конца 1960-х годов финны все еще выходили из кокона советского влияния. Большинство детей бросили государственную школу через шесть лет. (Остальные ходили в частные школы, академические гимназии или народные школы, которые, как правило, были менее строгими.) Только привилегированные или удачливые получали качественное образование.
Ландшафт изменился, когда Финляндия начала пытаться превратить свое кровавое, раздробленное прошлое в единое будущее. На протяжении сотен лет этот отчаянно независимый народ был зажат между двумя соперничающими державами — шведской монархией на западе и русским царем на востоке. Ни скандинавы, ни балты, финны гордились своими нордическими корнями и уникальным языком, который только они могли любить (или произносить). В 1809 г.Финляндия была передана России шведами, правившими ее народом около 600 лет. Царь создал Великое княжество Финляндское, квазигосударство, конституционно связанное с империей. Он перенес столицу из Турку, недалеко от Стокгольма, в Хельсинки, ближе к Санкт-Петербургу. После того, как царь пал перед большевиками в 1917 году, Финляндия провозгласила свою независимость, ввергнув страну в гражданскую войну. Еще три войны между 1939 и 1945 годами — две с Советами и одна с Германией — оставили страну в шрамах от ожесточенных разногласий и непомерного долга перед русскими. «Тем не менее нам удалось сохранить нашу свободу», — сказал Паси Сальберг, генеральный директор Министерства образования и культуры.
В 1963 году финский парламент принял смелое решение выбрать государственное образование как лучший способ восстановления экономики. «Я называю это «Большой мечтой финского образования», — сказал Сальберг, чья новая книга « уроков финского языка » должна выйти в октябре. «Это была просто идея, что у каждого ребенка будет очень хорошая государственная школа. Если мы хотим быть конкурентоспособными, мы должны обучать всех. Все это продиктовано необходимостью выжить».
В практическом смысле — а финны очень практичны — это решение означало, что цель не должна растворяться в риторике. все грядет. Государственные школы будут организованы в единую систему общеобразовательных школ, или peruskoulu , для детей в возрасте от 7 до 16 лет. Учителя со всей страны внесли свой вклад в национальную учебную программу, которая содержала рекомендации, а не предписания. Помимо финского и шведского (второй официальный язык страны), дети обычно с 9 лет изучали третий язык (любимый английский). Ресурсы распределялись поровну. По мере улучшения общеобразовательных школ улучшались и гимназии (с 10 по 12 классы). Второе важное решение было принято в 1979 году, когда реформаторы потребовали, чтобы каждый преподаватель на пятом курсе получил степень магистра теории и практики в одном из восьми государственных университетов — за государственный счет. С тех пор учителям фактически был предоставлен равный статус с врачами и юристами. Кандидаты начали наводнять учебные программы не потому, что зарплаты были такими высокими, а потому, что автономия и уважение делали работу привлекательной. По словам Салберга, в 2010 году около 6600 абитуриентов боролись за 660 мест для обучения в начальной школе. К середине 19В 80-х последний набор инициатив освободил классы от последних остатков нисходящего регулирования. Контроль над политикой перешел к городским советам. Национальная учебная программа была преобразована в общие руководящие принципы. Например, национальные цели по математике для классов с первого по девятый были сокращены до четких десяти страниц. Отсеивание и сортировка детей по так называемым группам способностей были исключены. Все дети — умные или менее умные — должны были обучаться в одних и тех же классах, с большим количеством специальной помощи учителей, чтобы гарантировать, что ни один ребенок действительно не будет забыт. Инспекция закрылась в начале 9-го0s, передавая подотчетность и контроль учителям и директорам. «У нас есть собственная мотивация к успеху, потому что мы любим свою работу», — сказал Лоуивуори. «Наши стимулы исходят изнутри».
Безусловно, только за последнее десятилетие международные научные достижения Финляндии выросли. На самом деле, самые ранние попытки страны можно было назвать несколько сталинскими. Первая национальная учебная программа, разработанная в начале 70-х, весила 700 бестолковых страниц. Тимо Хейккинен, начавший преподавать в государственных школах Финляндии в 19Ему 80 лет, а сейчас он директор общеобразовательной школы Каллахти в восточном Хельсинки, он помнит, как большинство его школьных учителей сидели за партами и диктовали послушным детям открытые тетради.
И есть еще проблемы. Сокрушительный финансовый крах Финляндии в начале 90-х принес новые экономические вызовы этому «уверенному и напористому еврогосударству», как назвал его Дэвид Кирби в «Краткая история Финляндии» . В то же время иммигранты хлынули в страну, скапливаясь в малообеспеченных жилых домах и создавая дополнительную нагрузку на школы. В недавнем отчете Академии Финляндии содержится предупреждение о том, что некоторые школы в крупных городах страны становятся все более перекошенными по признаку расы и класса, поскольку богатые белые финны выбирают школы с меньшим количеством бедных иммигрантов.
Несколько лет назад директор Каллахти Тимо Хейккинен начал замечать, что состоятельные финские родители, возможно, обеспокоенные ростом числа сомалийских детей в Каллахти, стали посылать своих детей в одну из двух других школ поблизости. В ответ Хейккинен и его учителя разработали новые курсы по экологии, в которых учитывалась близость школы к лесу. А новая лаборатория биологии с технологией 3D позволяет старшеклассникам наблюдать за кровью, текущей внутри человеческого тела.
Это еще не прижилось, признает Хейккинен. Затем он добавил: «Но мы всегда ищем пути улучшения».
Другими словами, чего бы это ни стоило.
Рекомендуемые видео
Никаких гимназий, много игр: секреты лучшей системы образования Европы | Дошкольное образование
Теплый сентябрьский полдень в районе Каллио в Хельсинки. На игровой площадке детского сада Franzenia довольные бродят группы четырех- и пятилетних детей. — Хочешь мороженого? — спрашивает одна из них, устроив свое замысловатое «стойло» на краю песочницы. Персонал детского сада перемещается среди детей, болтая, наблюдая и делая письменные заметки.
Внешне центр ничем не выделяется, хотя с 200 детьми он самый большой в городе. Это высокое, несколько суровое здание бывшего университета, построенное в 1930-х годах и преобразованное в его нынешнюю роль в прошлом году. И все же именно в таких местах, как этот доморощенный центр с его странными отголосками бюрократии, стенами, увешанными детскими рисунками, и грудами игрового инвентаря, финское образовательное «чудо» начинает обретать форму.
В Финляндии, чья общеобразовательная школьная система последние 16 лет занимает первое место в рейтинге Европы, не существует узких и горячих споров об управлении школами и их структуре, которые преследуют Великобританию – бесплатных школах, академиях, грамматиках. Школы, в конечном счете, обеспечивают успехи в учебе, соглашаются финны, и во всем мире наблюдается большой интерес к тому, как они справляются с этим (см. возможно, пока их будущие ученики все еще в подгузниках.
Центральным элементом дошкольного образования в Финляндии является «позднее» начало обучения. В Franzenia, как и во всех финских детских садах, упор делается не на математику, чтение или письмо (дети не получают формального обучения им до семилетнего возраста и в начальной школе), а на творческую игру. Это может удивить британских родителей, которых атакует представление об образовании как соревновательной гонке. В Финляндии они более спокойны: «Мы считаем, что дети до семи лет не готовы идти в школу», — говорит Тийна Марджониеми, руководитель центра. «Им нужно время, чтобы играть и быть физически активными. Это время для творчества».
Детский сад Franzenia, Хельсинки. Фотография: Karin Hannukainen/University of HelsinkiДействительно, основной целью дошкольного образования является не просто «образование» в формальном смысле, а укрепление здоровья и благополучия каждого ребенка. Детский сад должен помочь им выработать хорошие социальные привычки: например, научиться заводить друзей и уважать других или грамотно одеваться. Официальное руководство также подчеркивает важность в дошкольных учреждениях «радости обучения», языкового обогащения и общения. Делается упор на физическую активность (не менее 90 минут игр на свежем воздухе в день). «Детский сад в Финляндии не занимается академической подготовкой детей к школе, — пишет финский эксперт в области образования Паси Сальберг. «Вместо этого главная цель — сделать детей счастливыми и ответственными личностями».
Тем не менее игра — серьезное дело, по крайней мере, для учителей, потому что она дает детям жизненно важные навыки обучения. В Franzenia работает 44 сотрудника, работающих с детьми, из них 16 воспитателей детских садов (каждая из которых имеет трехгодичную специализацию) и 28 нянь (имеющих двухгодичную профессиональную квалификацию). Соотношение персонала и детей составляет 1:4 для детей младше трех лет и 1:7 для детей старшего возраста. Особое внимание уделяется планированию не только того, какая игра будет происходить (существует сочетание «свободной игры» и игры под руководством учителя), но и оценке того, как дети играют. Развитие детей постоянно оценивается. «Это не просто случайная игра, это обучение через игру», — говорит Марджониеми.
Игра на этом этапе развития ребенка может успешно вовлечь его в процесс обучения, говорит Дэвид Уайтбред, директор Центра исследований игры в образовании, развитии и обучении Кембриджского университета. Однажды вовлеченные в задачу, которая им нравится, будь то разыгрывание истории или строительство здания, у детей возникает мотивация постоянно совершенствовать и улучшать свою задачу и усложнять задачу. «С психологической точки зрения вы можете видеть, как игра может помочь детям стать сильными учениками», — говорит он.
Тщательно организованная игра помогает развивать такие качества, как объем внимания, настойчивость, концентрация и решение проблем, которые в возрасте четырех лет являются более сильными предикторами академических успехов, чем возраст, в котором ребенок учится читать, говорит Уайтбред. Имеются данные о том, что качественное игровое обучение в раннем возрасте не только обогащает образовательное развитие, но и повышает успеваемость детей из неблагополучных семей, которые не обладают культурным капиталом, которым пользуются их более богатые сверстники. Уайтбред говорит: «Чем лучше качество дошкольного образования, тем лучше результаты, как в эмоциональном, так и в социальном плане, а также с точки зрения успеваемости».
Важно отметить, что система ухода за детьми младшего возраста в Финляндии разработана и финансируется таким образом, чтобы обеспечить высокий охват: каждый ребенок имеет законное право на высококачественный дошкольный уход. Во Franzenia, как и во всех детских садах, есть дети из разных слоев общества. Плата, субсидируемая государством, ограничена максимальной суммой 290 евро (250 фунтов стерлингов) в месяц (бесплатно для лиц с низким доходом) за пятидневный уход 40 часов в неделю. Около 40% детей в возрасте 1–3 лет посещают детские сады и 75% детей в возрасте 3–5 лет. Факультативное дошкольное образование в возрасте шести лет имеет 98% прием. Первоначально задуманный в 70-х годах как способ вернуть матерей на работу, детский сад также стал, по словам Марджониеми, «обучением на протяжении всей жизни и тем, как мы готовим маленьких детей».
Время, которое дети проводят в дошкольных учреждениях, где упор делается на игры и общение, — это «самые важные годы», — говорит Яакко Сало, специальный советник OAJ, профсоюза учителей Финляндии. Финское образование переживает крупнейшее в своей истории финансовое сокращение: в последнем раунде бюджет сократился на 2 млрд евро, или 8%, но ранние классы и начальная школа — основа системы и момент, когда навыки обучения могут быть наиболее успешными. встроенные — были относительно защищены, согласно OAJ.
Детские сады — не единственный фактор, определяющий успехи в учебе. Неотъемлемой частью образовательной миссии Финляндии является идея о том, что равенство жизненно важно для экономического успеха и общественного благополучия, а также вера в то, что малая нация, зависящая от творчества, изобретательности и солидарности, чтобы конкурировать в глобальной экономике, не может допустить неравенства или сегрегации. в учебе или здоровье. За его звездным рейтингом образования стоит комплексная система социального обеспечения и общественного здравоохранения, которая обеспечивает один из самых низких уровней детской бедности в Европе и один из самых высоких уровней благосостояния. Гунилла Холм, профессор педагогики Хельсинкского университета, говорит: «Цель состоит в том, чтобы мы все вместе двигались вперед».
Успех финской общеобразовательной системы хорошо известен. На рубеже веков, к большому удивлению финнов, не говоря уже об остальном мире, она стала мировым лидером в области образования. Тесты в Пизе показали, что финские ученики набрали одни из самых высоких в мире результатов по математике, естественным наукам и чтению. В трех последующих отчетах, последний в 2012 году, показатели страны немного снизились, но она остается самой высокой в Европе.
Его успех был достигнут благодаря системе, решительно построенной вопреки преобладающим образовательным модам, принятым в развитых странах, включая Великобританию, в 1980-х и 90-х годов. В Финляндии дети не приступают к формальному академическому обучению до семи лет. Руководствуясь стремлением к равенству (как по моральным, так и по экономическим причинам), он запрещает выбор школы, формальные экзамены (до 18 лет) и потоковую передачу по способностям. Конкуренции, выбора, приватизации и рейтинговых таблиц не существует. «Обучение на пробу» — чуждое понятие. Гимназии, нынешняя навязчивая идея правительства Великобритании, были упразднены несколько десятилетий назад. Бесплатное школьное питание, предварительно одобренное для младших школьников только в Великобритании, предоставляется повсеместно.
Те элементы британского школьного образования, которые вызывают наибольшее беспокойство у родителей — попадет ли мой ребенок в «хорошую школу», попадет ли он в лучший набор, получит ли он хорошие баллы по Sats — в Финляндии практически отсутствуют. Различия в результатах обучения между отдельными школами в большинстве районов относительно невелики, а это означает, что родители редко отправляют своих детей дальше, чем в местную общеобразовательную школу. Ученики, как правило, также более довольны: подход, ориентированный на качество, а не на количество, означает, что школьные часы короче, а домашние задания легче. Репетиторство после школы встречается редко. Финские дети более счастливы и менее подвержены стрессу, чем их британские сверстники.
По мере того, как британская образовательная политика становится все более узкой и централизованно предписанной, Финляндия передает больше полномочий учителям и ученикам по планированию и управлению обучением. Учителя хорошо оплачиваются, хорошо подготовлены (они должны пройти пятилетний курс обучения по специальности), пользуются уважением у родителей, ценятся и пользуются доверием политиков. Нет проверки школ и учителей в стиле Ofsted, а есть система самооценки. Образовательная политика и преподавание в значительной степени основаны на исследованиях.
Обеспокоенные тем, что низкие оценки в Пизе отражают самодовольство в школах, в этом году были внесены изменения в национальную учебную программу: теперь больше времени уделяется искусству и ремеслам. Креативность – это лозунг. Основные компетенции включают «обучение, чтобы учиться», мультиграмотность, цифровые навыки и предпринимательство.