Оскар Academy Awards, Oscar Лос-Анджелес, Калифорния, США http://www.oscar.com/ | 1929 — 2019 | |
Золотой глобус Golden Globes Лос-Анджелес, Калифорния, США Home Page | 1944 — 2019 | |
Британская академия BAFTA Awards Англия, Великобритания http://www.bafta.org/ | 1948 — 2019 | |
Сезар Cèsar Awards Париж, Франция http://www.cesarducinema.com/ | 1976 — 2019 | |
Премия Гильдии актеров Screen Actors Guild Лос-Анджелес, Калифорния, США http://www.sagawards.org/ | 1995 — 2019 | |
Ника Национальная кинематографическая премия «Ника» Москва, Россия http://kino-nika.com/ | 1988 — 2019 | |
Золотой орел Национальная кинематографическая премия «Золотой орел» Москва, Россия http://www.kinoacademy.ru/ | 2003 — 2019 | |
Сатурн Academy of Science Fiction, Fantasy & Horror Films США http://www.thesaturnawards.com/ | 1973 — 2019 | |
Гойя Goya Award Мадрид, Испания http://www.premiosgoya.com/ | 1987 — 2019 | |
Эмми Emmy Awards США http://www.emmys.tv/ | 1949 — 2019 | |
Азиатская киноакадемия Asian Film Awards Гонконг, Китай http://www.asianfilmawards.asia/ | 2007 — 2019 | |
Европейская киноакадемия European Film Awards Европа Home page | 1988 — 2018 | |
Премия канала «MTV» MTV Movie Awards США http://www.mtv.com/ | 1992 — 2019 | |
Кинонаграды «MTV-Россия» MTV-Russia Movie Awards Москва, Россия | 2006 — 2014 | |
Золотая малина Razzie Awards Лос-Анджелес, Калифорния, США http://www.razzies.com/ | 1981 — 2019 | |
Жорж Москва http://www.national-movie-awards.ru/ | 2005 — 2016 | |
* список будет пополняться |
www.kinopoisk.ru
15 самых престижных кинофестивалей мира
Понятие «фестиваль категории А» формально не определено, но так традиционно называют престижные международные смотры с неспециализированной конкурсной программой.
Большинство крупных и престижных кинофестивалей аккредитованы Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF). FIAPF была образована еще в 1933 году, и сейчас в нее входит 34 ассоциации (в том числе и Гильдия продюсеров России) из 29 стран. Помимо «лицензирования» фестивалей, в сферу интересов FIAPF входят вопросы, касающиеся регламентации и регулирования рабочих процессов в кино- и телеиндустрии: модернизация законодательства в области авторского права, борьба с пиратством, внедрение цифровых технологий, стандартизация, работа со СМИ и т. д. С выдачей аккредитации FIAPF связано понятие «фестивали класса “А”» (то есть наиболее известные, статусные события), которое уже стало условным, но до сих пор сохраняется в журналистском словаре. Подразумевается, что такие фестивали проходят в странах, где есть многолетняя кинематографическая традиция, имеют неспециализированный конкурс не менее чем из 12 полнометражных картин (как правило, премьерных и не участвовавших в конкурсах других международных кинофестивалей) из разных стран, международное жюри и официальную поддержку на государственном уровне. В любой отдельно взятой стране может быть не более одного фестиваля класса «А».
В 2014 году FIAPF аккредитовала 15 фестивалей с неспециализированным конкурсом игрового кино, о которых мы расскажем ниже:
- Berlinale
- Festival de Cannes
- Shanghai International Film Festival
- Moscow International Film Festival
- Karlovy Vary International Film Festival
- Locarno
- Montreal World Film Festival
- Venice Film Festival
- San Sebastian International Film Festival
- Warsaw Film Festival
- Tokyo International Film Festival
- Cairo International Film Festival
- Tallinn Black Nights Film Festival
- International Film Festival of India
- Mar del Plata International Film Festival
Berlinale
Берлин, Германия / основан в 1951 году
Проходит в феврале
Первый в календаре FIAPF фестиваль класса «А», стартующий уже в начале февраля, оказывается одновременно и одним из самых значимых (и, возможно, самым посещаемым в мире). Конкурс Берлинале формируется с тем расчетом, чтобы обеспечить широкое представительство европейских кинематографий. Принято также считать, что сюда чаще отбирают фильмы, снятые в традиционной манере, и кино на политические темы.
Отдельные программы, представленные на фестивале, кураторы составляют самостоятельно, не рассматривая заявки со стороны. Тем не менее фильмы не слишком опытных режиссеров, которым сложно пробиться в основной конкурс, вполне могут быть включены в менее значимые программы «Панорама» (международное артхаусное кино), «Форум» (фильмы экспериментального толка), «Поколение» (детское и юношеское кино), Berlinale Shorts (короткий метр). Новое российское кино уже показывали и в конкурсе Берлинского фестиваля (вспомним «Долгую счастливую жизнь» Бориса Хлебникова), и в программах рангом пониже (недавние фильмы Алексея Мизгирёва и Анны Меликян).
На Берлинском фестивале также функционирует чрезвычайно крупный кинорынок European Film Market, по размерам сравнимый с Каннским (отчитываясь за прошлый год, организаторы заявляют о восьми с лишним тысячах участников из 107 стран, показавших на рынке 784 фильма), и рынок копродукции. Не забывают здесь и о развитии молодых талантов, предлагая им принять участие в проектах Berlinale Residency (трехмесячное проживание в Берлине со стипендией в 1500 евро для режиссеров или сценаристов, которым специалисты помогают довести до ума начатые проекты) и Berlinale Talents (краткосрочные обучающие программы для ежегодно набираемых групп студентов киношкол со всего мира).
Правила подачи заявки на участие:
Festival de Cannes
Канны, Франция / основан в 1946 году
Проходит в мае
Канны — самый авторитетный (хотя и не самый старый) кинофестиваль на планете. Попасть сюда чрезвычайно сложно, но возможность такая, как показывает практика, всегда остается. Малоопытному режиссеру, конечно, не стоит всерьез рассчитывать на попадание в основные программы (главную конкурсную, «Особый взгляд», спецпоказы, внеконкурсную секцию), но программы рангом пониже — «Синефондасьон» (студенческое кино), конкурс короткого метра — относительно доступны. Помимо вышеназванных, широкую известность приобрела параллельная программа «Двухнедельник режиссеров», которая была запущена Французской гильдией кинорежиссеров еще в 1969-м и порой оказывается не менее интересной, чем основной конкурс.
Уважительное отношение Канн к советской и российской кинематографической традиции проявляется хотя бы в том, что сайт фестиваля и основные документы, необходимые для подачи заявки, переводятся на русский язык. За примерами отечественных картин, получавших награды в Каннах, далеко ходить не надо: в нынешнем году приз за лучший сценарий вручили «Левиафану» Андрея Звягинцева, а в 2012-м главный приз конкурса «Синефондасьон» взяла Таисия Игуменцева (поскольку каннские правила требуют дать экран полнометражному дебюту победителя, следующая картина г-жи Игуменцевой также была показана на фестивале, пусть и вне конкурса).
Наиболее статусный фестиваль, разумеется, успел обзавестись и крупнейшим кинорынком. В 2014-м во Францию съехались более 11 000 профессионалов, представлявших около 5 000 компаний из 116 стран. На кинорынке было представлено 5 200 фильмов, у 960 из которых состоялись показы (в большинстве случаев — премьерные).
Правила подачи заявки на участие:
Shanghai IFF
Шанхай, / основан в 1993 году
Проходит в июне
Крупнейший кинофестиваль Китая (единственный его серьезный конкурент в регионе — Пекинский кинофестиваль), стартующий ежегодно в начале лета. Смотр относительно молод (в 2014-м он проводился всего в 17-й раз) и имеет весьма обширную программу. В нее входят международный конкурс игровых фильмов, где жюри выбирает лучшую картину (стоит заметить, что российские режиссеры получали главный приз уже два раза), лучший сценарий, лучшую операторскую работу, лучших режиссера, актера и актрису, присуждает гран-при и выдает награду за выдающиеся художественные достижения в области монтажа, грима и т. д.; конкурс Asian New Talent Award, название которого говорит само за себя; конкурс MOBILE SIFF; большая неконкурсная подборка международного кино; секции SIFF Mart и SIFFORUM.
Программа MOBILE SIFF выросла из существовавшего ранее международного конкурса студенческих короткометражных фильмов и, по задумке устроителей, должна заинтересовать начинающих режиссеров. Участвовать в борьбе за призы здесь могут не только игровые короткометражки, но и документальное и анимационное кино.
Размах мероприятий в рамках SIFF Mart (кинорынок и питчинг) и SIFFORUM (лекции, семинары, круглые столы, мастер-классы) можно оценить по тем цифрам, которые предоставляют организаторы. Согласно их данным, в 2013-м на кинорынок заявились 819 компаний (42% — из-за рубежа), а на питчинг было подано 244 заявки, 29 из которых попали в шорт-лист и в итоге получили финансовую поддержку.
Правила подачи заявки на участие:
Moscow IFF
Москва, Россия / основан в 1935 году
Проходит в июне
ММКФ, один из старейших кинофестивалей в мире, нынче проводится ежегодно в конце июня. Основной конкурс фестиваля, где присуждаются главный приз, спецприз жюри и призы за лучшие режиссерскую работу и исполнение мужской и женской ролей, славен тем, что включенные в него картины малоизвестных режиссеров из не самых востребованных кинематографий могут поставить в тупик даже матерых кинокритиков. Организаторы признают, что соревноваться в представительности конкурса с более авторитетными европейскими фестивалями бесполезно, и предлагают считать поиск новых талантов одной из основных целей ММКФ. Существовавшая ранее программа дебютных, поисковых и экспериментальных работ «Перспективы», впрочем, в 2013 году была заменена конкурсом короткого метра; недавно на ММКФ вернулся и конкурс документального кино.
Конкурсные показы дополняются ретроспективами, актуальным международным кино, ранее побывавшим на других фестивалях класса «А», и блестящей программой документальных фильмов «Свободная мысль». С недавних пор ММКФ также организует деловую площадку Moscow Business Square, в работе которой в 2014 году должны были принять участие более 500 профессионалов киноотрасли из разных стран.
Правила подачи заявки на участие:
Karlovy Vary IFF
Чехия, Карловы Вары / основан в 1949 году
Проходит в июле
Заслуженный чешский МКФ, который традиционно открывается в начале июля и в следующем году будет отмечать 50-летие, интересен прежде всего тем, что он ориентирован на кино стран Центральной и Восточной Европы, Балканского полуострова и бывшего СССР. Неудивительно, что российские фильмы регулярно появляются во всех предусмотренных организаторами конкурсных программах: неспециализированном основном конкурсе (к примеру, в 2014-м здесь демонстрировался «Велкам хом» Ангелины Никоновой), программе East of the West («Класс коррекции» Ивана Твердовского), конкурсах независимого и документального («Срок» Павла Костомарова, Александра Расторгуева и Алексея Пивоварова) кино. В каждой секции вручаются свои награды, причем ко многим из них прилагаются ощутимые денежные призы. Не обходят вниманием российские картины и составители внеконкурсных программ, предлагающих свежее международное, экспериментальное и радикальное кино.
Организаторы МКФ в Карловых Варах также дают возможность режиссерам из Восточной Европы и бывшего СССР представить проекты, находящиеся в производстве или на этапе post-production, дистрибьюторам и отборщикам других международных фестивалей. Для этого организованы специальные питчинги Works in Progress (игровое кино) и Docu Talents from the East (полнометражное документальное кино).
Правила подачи заявки на участие:
Locarno
Швейцария, Локарно / основан в 1946 году
Проходит в августе
Заслуженный швейцарский кинофестиваль, который называют «альтернативными Каннами для радикальных киноманов». Авторы этого определения подчеркивают, что и Канны, и Локарно сохраняют, в отличие от многих других, мировое значение, но сходство можно усмотреть еще и в том, что оба фестиваля в этом году проходили в 67-й раз. Другая черта, роднящая Канны и Локарно, — востребованность: за 11 дней показы в небольшом швейцарском городке успевают посетить ~170 000 зрителей.
Помимо основной программы (Concorso internazionale), в которую, как уже было сказано, обычно попадает бескомпромиссное авторское кино, фестиваль предлагает международный конкурс дебютных и вторых фильмов (Concorso Cineasti del presente), конкурс коротко- и среднеметражного кино молодых авторов (Pardi di domani) и внеконкурсную подборку премьерных фильмов, снятых уже состоявшимися режиссерами. К наградам фестиваля — статуэткам леопарда — прилагаются солидные денежные премии в размере до 90 000 швейцарских франков. Советским, а затем и российским режиссерам такие статуэтки получать не в новинку: в Локарно в свое время награждали фильмы Панфилова, Германа и Сокурова, в 2009-м эстафету принял Алексей Мизгирёв, а два месяца назад с актерским призом и призами экуменического и молодежного жюри с фестиваля вернулся фильм Юрия Быкова «Дурак».
Для профессионалов киноиндустрии в Локарно организуют отдельные показы фильмов и презентации проектов, находящихся на разных стадиях готовности и реализуемых преимущественно в странах, где устоявшейся кинематографической традиции нет. Студентам киношкол фестиваль также предлагает короткие летние образовательные программы (режиссура, кинокритика, документалистика), напоминающие те, о которых мы упоминали, рассказывая о Берлинском кинофестивале.
Правила подачи заявки на участие:
Montreal World Film Festival
Канада, Монреаль / основан в 1977 году
Проходит в августе—сентябре
Хотя наиболее известным канадским кинофестивалем остается авторитетнейший Торонтский, «А»-аккредитацию FIAPF получил не он, а приходящийся на конец лета Монреальский. Смотр в Торонто, напомним, проходит без жюри и конкурса как такового, с повышенным вниманием к собственно канадским и североамериканским фильмам, тогда как в Монреале готовы принять фильмы со всего света.
Даже в основном конкурсе Монреаля не так уж часто встречаются картины действительно известных мастеров, а наличие дополнительных секций дебютного и студенческого кино явно указывает на то, что устроители нацелились открывать новые имена. В программе фестиваля эти ленты соседствуют с подборками свежих международных игровых и документальных фильмов. Любопытно, что фестиваль, если вынести за скобки легко объяснимую любовь к французскому кинематографу, остается одним из самых «гостеприимных», поскольку родное североамериканское кино не побеждает здесь вот уже 20 лет. Российские режиссеры охотно отправляют свои работы в Канаду: в 2014-м, к примеру, в разных программах засветились сразу шесть отечественных фильмов.
В Монреале также организуют кинорынок, но открытой информации о нем практически нет.
Правила подачи заявки на участие:
Venice Film festival
Италия, Венеция / основан в 1934 году
Проходит в сентябре
Старейший кинофестиваль, основанный по инициативе Бенито Муссолини, в прошлом году отмечал 70-летний юбилей. К сожалению, с возрастом позиции Венеции стали ослабевать, и теперь этот фестиваль, хоть и считается заслуженным, авторитетным и проч., вряд ли можно сравнить с Каннским или Берлинским. Причин тому много. Во-первых, фестиваль проводится на острове Лидо с ограниченным числом гостиниц: добираться сюда труднее, разместить большое количество гостей просто невозможно, а цены постоянно увеличиваются. Во-вторых, здесь, в отличие от тех же Канн, с большим трудом идет обновление инфраструктуры. В-третьих, Венецианский фестиваль, стартующий в конце августа, пересекается в календаре с Торонтским, который привлекает всё больше журналистов и профессионалов.
Важно также, что Венеция не может соперничать с ведущими международным фестивалями по размеру кинорынка. Это абсолютно логичный итог того, что в 2014-м году кинорынок на Лидо был организован всего в третий раз.
Как бы там ни было, подавляющее большинство режиссеров до сих пор не могут и мечтать о том, чтобы попасть в основной конкурс Венецианского фестиваля. Даже попадание в менее значимую программу «Горизонты» (игровые и документальные фильмы, представляющие новые тенденции в развитии кино), конкурс короткого метра или одну из параллельных программ уже можно считать успехом. Отношения с российским кино у фестиваля складываются отличные: всего за 11 лет здесь успели победить Андрей Звягинцев и Александр Сокуров, а Алексей Герман-младший и Андрей Кончаловский взяли призы за режиссуру.
Правила подачи заявки на участие:
San Sebastian IFF
Сан-Себастьян, Испания / основан в 1953 году
Проходит в сентябре
Одно из крупнейших культурных событий Испании и фестиваль, который когда-то короновал начинающих Фрэнсиса Форда Копполу и Терренса Малика и уже отметил 60-летие, традиционно открывается во второй половине сентября. Картины крупных мастеров по-прежнему встречаются в его конкурсе, однако большинство отобранных фильмов сняты, что вполне естественно, в Испании, Аргентине, Чили, Франции, Мексике и США. Российское (советское) кино трижды побеждало в Сан-Себастьяне в конце семидесятых, но сейчас на фестивале представлено слабо.
Обязательный международный конкурс здесь сопровождается программой дебютных и вторых режиссерских работ, программой актуального международного кино, ретроспективами классики, программами детских, испанских и латиноамериканских фильмов. Представленные картины могут претендовать на немалое количество наград, перечисление которых заняло бы слишком много места; победы в некоторых номинациях подкреплены денежными призами.
Предусмотрены здесь и мероприятия для профессионалов (в основном семинары, презентации, круглые столы), наиболее масштабное из которых — форум копродукции «Европа — Латинская Америка».
Правила подачи заявки на участие:
Warsaw Film Festival
Варшава, Польша / основан в 1985 году
Проходит в октябре
Один из крупнейших фестивалей в Восточной Европе, в этом году отмечающий 30-летний юбилей, получил аккредитацию FIAPF довольно поздно, лишь в 2009 году. Устроители ежегодно готовят пять конкурсных и пять неконкурсных секций. В первую пятерку входят основная международная программа, конкурс дебютных и вторых фильмов, независимого кино, полнометражных документальных фильмов и короткого метра, а во вторую — спецпоказы, программа фильмов, уже побывавших на других международных фестивалях, польская классика, семейное кино и программа короткометражных фильмов, снятых в Польше. В основном конкурсе предусмотрено всего три обязательно присуждаемые награды (гран-при, приз лучшему режиссеру и спецприз жюри). Во всех остальных конкурсных категориях тоже есть призы, причем победа в большинстве случаев приносит еще и некоторую сумму денег.
Российские фильмы регулярно попадают в программы Варшавского фестиваля, но выиграть значимую награду не получается. Чаще всего здесь награждают европейцев (поляков, британцев) и американцев.
Кинорынок в Польше, организуемый уже десять лет подряд, носит название CentEast Market. Здесь презентуют незавершенные восточноевропейские и польские фильмы, которые впоследствии также демонстрируются на аналогичных мероприятиях в Москве и Пекине.
Правила подачи заявки на участие:
Tokyo International Film Festival
Токио, Япония / основан в 1985 году
Проходит в октябре
Фестиваль, основанный в 1985-м и занимающий последнюю неделю октября в календаре. В конкурсе, по вполне понятным причинам, доминируют азиатские фильмы, и российское кино здесь встречается редко. Организаторы гордятся тем, что с первых лет жизни фестиваля всячески поддерживали молодых режиссеров: именно здесь, скажем, побеждал со своим первым полным метром «Сука-любовь» Алехандро Гонсалес Иньярриту. Неслучайно ко всем основным наградам международного конкурса (гран-при, спецприз жюри, призы лучшему режиссеру, актеру, актрисе, награда за «лучший художественный вклад», приз зрительских симпатий) прилагаются чеки на солидные суммы (от 50 до 5 тысяч долларов). Внеконкурсные программы доводят общее количество демонстрируемых в Токио фильмов до ~150 — нормы современного кинофестиваля.
Параллельно с фестивалем проходит трехдневный кинорынок TIFFCOM, который считается одним из крупнейших в Азии: в прошлом году его посетили более 1000 «покупателей» со всего мира.
Правила подачи заявки на участие:
Cairo International Film Festival
Каир, Египет / основан в 1976 году
Проходит в ноябре
Самый, пожалуй, экзотический участник «А»-списка, в этом году отмечающий 36-летие. Ноябрьский форум в Каире — единственный аккредитованный FIAPF фестиваль в Африке. Известно о нем не так уж и много: здесь точно организуют основный международный конкурс с призами FIPRESCI и наградами за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучший сценарий, лучшее исполнение мужской и женской ролей и «лучший художественный вклад», а также демонстрируют программы классики, дебютного кино, короткометражных и студенческих фильмов. Как ни странно, российское кино часто гостит в Каире: в 2009-м, к примеру, в конкурсе была картина Веры Глаголевой, годом ранее туда же попал фильм Карена Шахназарова, а в 2007-м — Валерия Пендраковского.
Указаний на то, что в рамках Каирского фестиваля проходят какие-либо мероприятия для профессионалов киноиндустрии, нет.
Tallinn Black Nights Film Festival
Таллин, Эстония / основан в 1997 году
Проходит в ноябре
Еще один ноябрьский фестиваль, во многих смыслах наиболее близкий российскому кинематографисту. «Темные ночи» проходят в Таллине, имеют внятный русскоязычный сайт и ежегодно собирают крепкие подборки российских фильмов. Интересно, что «А»-аккредитацию FIAPF фестиваль получил только в 2014-м (ранее он аккредитовался как специализированный конкурсный), став самым молодым в списке.
Программа «Темных ночей» просто огромна: в нее входят международный конкурс, конкурс кино стран Балтии, конкурс фильмов из Эстонии и конкурс североамериканского кино. Параллельно с этими основными программами идут три специализированных «подфестиваля», у каждого из которых есть свой сайт: Just Film (фестиваль детского и молодежного кино), Animated Dreams (международный фестиваль анимации) и Sleepwalkers (международный фестиваль короткометражного и студенческого кино).
Разумеется, в этой программе нашлось место и для мероприятий, предназначенных для профессионалов индустрии. Список подобных мероприятий тоже весьма обширен, и для размещения необходимой информации выделены еще два сайта: Industry @ Tallinn (семинары, лекции, презентации, дискуссии, мастер классы и проч.) и Baltic Event (рынок копродукции, питчинги). Как и фестиваль в Карловых Варах, «Темные ночи» делают акцент на продукции небольших кинокомпаний из Центральной и Восточной Европы, России и Украины, но организуют, в дополнение ко всему прочему, еще и сценарный питчинг.
Правила подачи заявки на участие:
International Film Festival of India
Панаджи, Гоа, Индия / основан в 1952 году
Проходит в ноябре
Третий подряд ноябрьский фестиваль, развернувшийся на территории небезызвестного штата Гоа. Хотя сам по себе смотр имеет внушительную историю, ежегодным конкурсным событием он стал только в XXI веке. Логично, что необходимый вес фестиваль набрать пока не успел, и в конкурсе присутствуют в основном проекты дружественных и малоизвестных кинематографий (Иран, Бангладеш и т. д.), которые могут рассчитывать на получение наград (в том числе и денежных) за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшее исполнение мужской и женской ролей, а также спецприза жюри. Россияне не слишком жалуют этот фестиваль и побеждали здесь всего один раз: это удалось сделать Сергею Дворцевому и его фильму «Тюльпан».
В программе фестиваля заявлен кинорынок, но никаких подробностей нам отыскать не удалось.
Mar del Plata IFF
Мар-дель-Плата, Аргентина / основан в 1954 году
Проходит в ноябре
«Испаноязычный» фестиваль, к которому применимо многое из того, что было написано про смотр в Сан-Себастьяне. Форум этого года открылся во второй половине ноября, а завершилось всё победой мексиканского фильма, четвертой за последние десять лет. В конкурсе доминируют Испания и Латинская Америка; единственный успех россиян датирован 2010 годом, когда лучшим режиссером стал Алексей Федорченко.
Одинокую международную соревновательную категорию аргентинские организаторы решили дополнить местными программами (полно- и короткометражного кино Латинской Америки и Аргентины). Как и следовало ожидать, кинорынка на этом фестивале, явно сфокусированном на внутренней кинематографии, нет.
Правила подачи заявки на участие:
Заключение
В заключение хотелось бы заметить, что список стОящих кинофестивалей, конечно, не ограничивается этими 15 позициями. Многие форумы с богатой историей (в их числе, к примеру, киевский фестиваль дебютного кино «Молодiсть» и фестиваль жанрового кино в Ситжесе) аккредитованы FIAPF как специализированные, а неоднократно упомянутый здесь Торонтский фестиваль — как один из неконкурсных. Отдельную аккредитацию FIAPF получают и фестивали документального и короткометражного кино. Наконец, некоторые заметные фестивали и вовсе не имеют аккредитации; к таковым можно отнести известный практически всем американский фестиваль «Санденс», организаторы которого не стесняются в открытую критиковать политику FIAPF, Нью-Йоркский фестиваль, славный своим радикальным подходом к кино Роттердамский фестиваль.
festagent.com
Russian Elementary Cinema (REC)
О фестивале
Фестиваль кино «Russian Elementary Cinema» — это визуальный проект, уже не один год собирающий под своим крылом телевизионных журналистов, режиссёров, операторов, мастеров авторского кино, мультипликаторов, рекламистов и просто любителей кинематографического жанра.
За время своего существования организаторами и участниками было открыто множество новых имен, проведены исследования современных тенденций развития кино, анимации, музыки, открыты интересные ритмические тренды, новые композиционные решения в построении фильмов и в области визуального искусства в целом.
Фестиваль основал Олег Конышев в 2006 году в городе Новосибирске. Сейчас REC проводится в разных городах России местными учредителями. Впервые в Благовещенске кинофестиваль прошел в мае 2009 года и с тех пор проводится ежегодно.
Призы
Конкурс проводится по следующим номинациям:
- Лучший документальный фильм
- Лучший игровой короткометражный фильм
- Лучший игровой полнометражный фильм
- Лучший телевизионный репортаж (теле-фильм)
- Лучшее экспериментальное видео
- Лучший музыкальный клип
- Лучший экологический ролик
- Лучший патриотический фильм
Критерии оценки материалов:
- режиссура;
- сценарий;
- актёрское мастерство;
- операторское исполнение;
- монтаж,
- звук,
- графика.
Победители фестиваля награждаются дипломами и статуэткой фестиваля. Участники, прошедшие в очный этап фестиваля, награждаются дипломами.
Правила и условия
- К участию в фестивале приглашаются профессионалы и любители, снимающие фильмы и видеоролики на любое средство видеозаписи (видео-, фотокамера, мобильный телефон).
- Возраст участников не ограничен.
- Заявку и согласие на обработку персональных данных отправить на электронную почту
Требование премьерности
Для участия в фестивале показ фильма не обязан быть премьерным.
Жюри и организаторы
- Президент фестиваля кино «REC» — Олег Конышев
- Директор фестиваля «REC Благовещенск» — Марина Чикунова
- Куратор фестиваля «REC Благовещенск» — Екатерина Ласая
- Техническое обеспечение фестиваля «REC Благовещенск» — Яков Савин
Документы
Заявка
Правила 2019
Место проведения
Россия
Новосибирск, Иркутск, Благовещенск, Санкт-Петербург
Официальный сайт
recfest.ru
Контакты
Социальные сети:
Vkontakte
Facebook
Вы представитель фестиваля?
Редактируйте информацию о фестивале самостоятельно
Зарегистрироватьсяfestagent.com
Главные кинофестивали мира и России
1 Berlinale — Берлинский международный кинофестиваль
Берлин, Германия
Фестиваль почти лишен светского блеска, однако пользуется заслуженным уважением у публики и профессионалов с самого 1951 года. На «Золотого медведя» претендуют очень разные, но качественные фильмы, включая документальные – всего около 400 лент за год. Одновременно с основным с конкурсом активно работает кинорынок, где заключаются контракты, а у начинающих режиссеров и актеров есть возможность поучиться у маститых профи на лучших мастер-классах.
Лауреаты премии «Золотой медведь»
Год |
Фильм |
Страна |
2018 |
Не прикасайся |
Румыния, Чехия, Болгария, Франция |
2017 |
О теле и душе |
Венгрия |
2016 |
Море в огне |
Италия |
2015 |
Такси |
Иран |
2014 |
Чёрный уголь, тонкий лёд |
КНР |
2013 |
Поза ребёнка |
Румыния |
2012 |
Цезарь должен умереть |
Италия |
2011 |
Развод Надера и Симин |
Иран |
2010 |
Мёд |
Турция |
2 Festival de Cannes — Международный кинофестиваль в Каннах
Канны, Франция
Канны — самый авторитетный (хотя и не самый старый) кинофестиваль на планете. Попасть сюда чрезвычайно сложно, но возможность такая, как показывает практика, всегда остается. В разных программах жюри оценивает интеллектуальные фильмы, независимые проекты, первые ленты молодых кинематографистов; к тому же в Каннах умудряются отмечать блокбастеры вне конкурса и привлекать внимание к нестареющей классике. Знаменит фестиваль прежде всего благодаря участию звезд первой величины, ослепительным «красным дорожкам» и впечатляющим вечеринкам.
Золотая пальмовая ветвь с 2010 г.
Год |
Фильм |
Страна |
2017 |
Квадрат |
Франция, Швеция… |
2016 |
Я, Дэниел Блейк |
Великобритания, Франция… |
2015 |
Дипан |
Франция |
2014 |
Зимняя спячка |
Турция, Германия… |
2013 |
Жизнь Адель / La Vie d’Adèle |
Франция,Бельгия… |
2012 |
Любовь |
Франция, Германия… |
2011 |
Древо жизни |
США |
2010 |
Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни |
Таиланд, Великобритания… |
3 Shanghai IFF — Международный кинофестиваль в Шанхае
Шанхай
Крупнейший кинофестиваль Китая стартует ежегодно в начале лета. Имеет весьма обширную программу. В нее входят международный конкурс игровых фильмов, где жюри выбирает лучшую картину (стоит заметить, что российские режиссеры получали главный приз уже два раза), лучший сценарий, лучшую операторскую работу, лучших режиссера, актера и актрису, присуждает гран-при и выдает награду за выдающиеся художественные достижения в области монтажа, грима и т. д.; конкурс Asian New Talent Award, название которого говорит само за себя; конкурс MOBILE SIFF; большая неконкурсная подборка международного кино; секции SIFF Mart и SIFFORUM. Размах имеют мероприятия в рамках SIFF Mart (кинорынок и питчинг) и SIFFORUM (лекции, семинары, круглые столы, мастер-классы).
Лауреаты премии «Золотой кубок»
Год |
Фильм |
Страна |
2017 |
Педикаб |
Филиппины |
2016 |
Дэлань |
КНР |
2015 |
Никогда в жизни |
Франция / Бельгия |
2014 |
Маленькая Англия |
Греция |
2013 |
Майор |
Россия |
2012 |
Медведь |
Иран |
2011 |
Без бюстгальтера |
Турция |
2010 |
Поцелуй меня ещё раз |
Италия |
4 Moscow IFF — Московский Международный кинофестиваль
Москва, Россия
Один из самых старых кинофестивалей в мире проводится ежегодно в конце июня. Основной конкурс фестиваля, где присуждаются главный приз, спецприз жюри и призы за лучшие режиссерскую работу и исполнение мужской и женской ролей, славен тем, что включенные в него картины малоизвестных режиссеров из не самых востребованных кинематографий могут поставить в тупик даже матерых кинокритиков. Организаторы признают, что соревноваться в представительности конкурса с более авторитетными европейскими фестивалями бесполезно, и предлагают считать поиск новых талантов одной из основных целей ММКФ.
Конкурсные показы дополняются ретроспективами, актуальным международным кино, ранее побывавшим на других фестивалях класса «А», и блестящей программой документальных фильмов «Свободная мысль».
Победители кинофестиваля
ММКФ |
Фильм |
Страна |
XXXIX |
Хохлатый ибис |
КНР |
XXXVIII |
Дочь |
Иран |
XXXVII |
Лузеры |
Болгария |
XXXVI |
Мой мужчина |
Япония |
XXXV |
Частица |
Турция |
XXXIV |
Отбросы |
Великобритания |
XXXIII |
Волны |
Испания |
XXXII |
Брат |
Венесуэла |
5 «Кинота́вр» — открытый российский кинофестиваль (ОРКФ)
Сочи, Россия
Кинотавр – открытый российский кинофестиваль, с 1991 года проводится в Сочи. Является вторым по значимости кинофестивалем в России после ММКФ, несмотря на то, что аккредитации FIAPF у него нет. Организаторами фестиваля являлись Марк Рудинштейн и Олег Янковский.
Задача Фестиваля — презентация новейших кинопроизведений, поддержка творческих поисков мастеров и молодых кинематографистов, повышение авторитета киноискусства, его значения в жизни общества и, как следствие, реальное воздействие на кинопроцесс. До 2011 года в конкурсе полнометражного кино могли принять участие только российские фильмы. С 2011 года географические рамки сняты и на конкурс может быть подан любой фильм на русском языке. Если это оправдано сюжетом, фильм может быть даже снят на другом языке — но в таком случае Россия должна быть одной из стран-производительниц; так, в 2017-м в конкурсе участвовал (и получил приз за лучшую режиссуру) фильм Резо Гигинеишвили «Заложники», совместного грузинско-российско-польского производства, снятый преимущественно на грузинском.
Лауреаты 2017 года
Приз «За честь, достоинство и преданность кинематографу» |
Павел Чухрай |
Главный приз |
«Аритмия», реж. Борис Хлебников |
Приз за лучшую режиссуру |
«Заложники», реж. Резо Гигинеишвили |
Приз за лучший дебют |
«Теснота», реж. Кантемир Балагов |
Приз за лучшую женскую роль |
Инга Оболдина («ЖГИ!», реж. Кирилл Плетнёв) |
Приз за лучшую мужскую роль |
Александр Яценко («Аритмия», реж. Борис Хлебников) |
Приз за лучшую операторскую работу |
Владислав Опельянц («Заложники», реж. Резо Гигинеишвили) |
Приз имени Григория Горина «За лучший сценарий» |
Виталий Суслин, Иван Лашин («Голова. Два уха», реж. Виталий Суслин) |
Приз имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» («За музыкальное решение фильма») |
«Турецкое седло», реж. Юсуп Разыков |
Специальный диплом жюри («За новый уровень жанрового кино») |
«Блокбастер», реж. Роман Волобуев |
Приз Гильдии киноведов и кинокритиков |
«Теснота», реж. Кантемир Балагов, |
Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков |
«Турецкое седло», реж. Юсуп Разыков, «Голова. Два уха», реж. Виталий Суслин |
Приз конкурса «Кинотавр». Короткий метр» |
«Лалай Балалай», реж. Руслан Братов |
6 Karlovy Vary IFF — Международный кинофестиваль в Карловых Варах.
Чехия, Карловы Вары
Заслуженный чешский МКФ традиционно открывается в начале июля. В первую очередь он ориентирован на кино стран Центральной и Восточной Европы, Балканского полуострова и бывшего СССР. В каждой секции вручаются свои награды, причем ко многим из них прилагаются ощутимые денежные призы.
Организаторы МКФ в Карловых Варах также дают возможность режиссерам из Восточной Европы и бывшего СССР представить проекты, находящиеся в производстве или на этапе post-production, дистрибьюторам и отборщикам других международных фестивалей. Для этого организованы специальные питчинги Works in Progress (игровое кино) и Docu Talents from the East (полнометражное документальное кино).
7 Locarno — Международный кинофестиваль в Локарно.
Швейцария, Локарно
Этот кинофестиваль часто называют «альтернативными Каннами для радикальных киноманов». Авторы этого определения подчеркивают, что и Канны, и Локарно сохраняют, в отличие от многих других, мировое значение. Другая черта, роднящая Канны и Локарно, — востребованность: за 11 дней показы в небольшом швейцарском городке успевают посетить ~170 000 зрителей. Помимо основной программы (Concorso internazionale), в которую, как уже было сказано, обычно попадает бескомпромиссное авторское кино, фестиваль предлагает международный конкурс дебютных и вторых фильмов (Concorso Cineasti del presente), конкурс коротко- и среднеметражного кино молодых авторов (Pardi di domani) и внеконкурсную подборку премьерных фильмов, снятых уже состоявшимися режиссерами. К наградам фестиваля — статуэткам леопарда — прилагаются солидные денежные премии в размере до 90 000 швейцарских франков.
8 Montreal World Film Festival — Монреальский международный кинофестиваль.
Канада, Монреаль
Хотя наиболее известным канадским кинофестивалем остается авторитетнейший Торонтский, «А»-аккредитацию FIAPF получил не он, а приходящийся на конец лета Монреальский. В основном конкурсе Монреаля не так уж часто встречаются картины действительно известных мастеров, а наличие дополнительных секций дебютного и студенческого кино явно указывает на то, что устроители нацелились открывать новые имена. В программе фестиваля эти ленты соседствуют с подборками свежих международных игровых и документальных фильмов. Российские режиссеры охотно отправляют свои работы в Канаду: в 2014-м, к примеру, в разных программах засветились сразу шесть отечественных фильмов.
9 Venice Film festival — Венецианский кинофестиваль.
Италия, Венеция
Старейший кинофестиваль основан по инициативе Бенито Муссолини. К сожалению, с возрастом позиции Венеции стали ослабевать, и теперь этот фестиваль, хоть и считается заслуженным, но тем не менее вряд ли можно сравнить с Каннским или Берлинским. Причин тому много. Во-первых, фестиваль проводится на острове Лидо с ограниченным числом гостиниц. Во-вторых, здесь, в отличие от тех же Канн, с большим трудом идет обновление инфраструктуры. В-третьих, Венецианский фестиваль, стартующий в конце августа, пересекается в календаре с Торонтским, который привлекает всё больше журналистов и профессионалов. Важно также, что Венеция не может соперничать с ведущими международным фестивалями по размеру кинорынка.
10 San Sebastian IFF — San Sebastian International Film Festival
Сан-Себастьян, Испания
Одно из крупнейших культурных событий Испании и фестиваль, который когда-то короновал начинающих Фрэнсиса Форда Копполу и Терренса Малика и уже отметил 60-летие, традиционно открывается во второй половине сентября. Картины крупных мастеров по-прежнему встречаются в его конкурсе, однако большинство отобранных фильмов сняты, что вполне естественно, в Испании, Аргентине, Чили, Франции, Мексике и США. Российское (советское) кино трижды побеждало в Сан-Себастьяне в конце семидесятых. Обязательный международный конкурс здесь сопровождается программой дебютных и вторых режиссерских работ, программой актуального международного кино, ретроспективами классики, программами детских, испанских и латиноамериканских фильмов.
11 Warsaw Film Festival — Крупнейший кинофестиваль Польши и Восточной Европы.
Варшава, Польша
Один из крупнейших фестивалей в Восточной Европе получил аккредитацию FIAPF довольно поздно, лишь в 2009 году. Устроители ежегодно готовят пять конкурсных и пять неконкурсных секций. В первую пятерку входят основная международная программа, конкурс дебютных и вторых фильмов, независимого кино, полнометражных документальных фильмов и короткого метра, а во вторую — спецпоказы, программа фильмов, уже побывавших на других международных фестивалях, польская классика, семейное кино и программа короткометражных фильмов, снятых в Польше. В основном конкурсе предусмотрено всего три обязательно присуждаемые награды (гран-при, приз лучшему режиссеру и спецприз жюри). Во всех остальных конкурсных категориях тоже есть призы, причем победа в большинстве случаев приносит еще и некоторую сумму денег. Кинорынок в Польше, организуемый уже десять лет подряд, носит название CentEast Market.
12 Tokyo International Film Festival — Международный кинофестиваль в Токио
Токио, Япония
Фестиваль, основанный в 1985-м и занимающий последнюю неделю октября в календаре. В конкурсе, по вполне понятным причинам, доминируют азиатские фильмы, и российское кино здесь встречается редко. Организаторы гордятся тем, что с первых лет жизни фестиваля всячески поддерживали молодых режиссеров: именно здесь, скажем, побеждал со своим первым полным метром «Сука-любовь» Алехандро Гонсалес Иньярриту. Неслучайно ко всем основным наградам международного конкурса (гран-при, спецприз жюри, призы лучшему режиссеру, актеру, актрисе, награда за «лучший художественный вклад», приз зрительских симпатий) прилагаются чеки на солидные суммы (от 50 до 5 тысяч долларов). Внеконкурсные программы доводят общее количество демонстрируемых в Токио фильмов до ~150 — нормы современного кинофестиваля. Параллельно с фестивалем проходит трехдневный кинорынок TIFFCOM, который считается одним из крупнейших в Азии.
13 Cairo International Film Festival — Каирский международный кинофестиваль
Каир, Египет
Самый, пожалуй, экзотический участник «А»-списка. Ноябрьский форум в Каире — единственный аккредитованный FIAPF фестиваль в Африке. Известно о нем не так уж и много: здесь точно организуют основный международный конкурс с призами FIPRESCI и наградами за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучший сценарий, лучшее исполнение мужской и женской ролей и «лучший художественный вклад», а также демонстрируют программы классики, дебютного кино, короткометражных и студенческих фильмов. Как ни странно, российское кино часто гостит в Каире: в 2009-м, к примеру, в конкурсе была картина Веры Глаголевой, годом ранее туда же попал фильм Карена Шахназарова, а в 2007-м — Валерия Пендраковского.
14 Tallinn Black Nights Film Festival — Киносмотр Прибалтики и Восточной Европы
Таллин, Эстония
«Темные ночи» проходят в Таллине, имеют внятный русскоязычный сайт и ежегодно собирают крепкие подборки российских фильмов. Программа достаточно обширна: в нее входят международный конкурс, конкурс кино стран Балтии, конкурс фильмов из Эстонии и конкурс североамериканского кино. Параллельно с этими основными программами идут три специализированных «подфестиваля», у каждого из которых есть свой сайт: Just Film (фестиваль детского и молодежного кино), Animated Dreams (международный фестиваль анимации) и Sleepwalkers (международный фестиваль короткометражного и студенческого кино). Список мероприятий, предназначенных для профессионалов индустрии, также весьма обширен, и для размещения необходимой информации выделены еще два сайта: Industry @ Tallinn (семинары, лекции, презентации, дискуссии, мастер классы и проч.) и Baltic Event (рынок копродукции, питчинги).
15 International Film Festival of India — Международный кинофестиваль в Индии
Панаджи, Гоа, Индия
Третий подряд ноябрьский фестиваль, развернувшийся на территории небезызвестного штата Гоа. Хотя сам по себе смотр имеет внушительную историю, ежегодным конкурсным событием он стал только в XXI веке. Логично, что необходимый вес фестиваль набрать пока не успел, и в конкурсе присутствуют в основном проекты дружественных и малоизвестных кинематографий (Иран, Бангладеш и т. д.), которые могут рассчитывать на получение крупных наград. Россияне пока побеждали здесь всего один раз: это удалось сделать Сергею Дворцевому и его фильму «Тюльпан».
16 Mar del Plata IFF — Международный кинофестиваль категории «А» в Мар-дель-Плата.
Мар-дель-Плата, Аргентина
«Испаноязычный» фестиваль, к которому применимо многое из того, что было написано про смотр в Сан-Себастьяне. В конкурсе доминируют Испания и Латинская Америка; единственный успех россиян датирован 2010 годом, когда лучшим режиссером стал Алексей Федорченко. Одинокую международную соревновательную категорию аргентинские организаторы решили дополнить местными программами (полно- и короткометражного кино Латинской Америки и Аргентины).
infoselection.ru