Фестивали кино – Каталог кинофестивалей со всего мира

Содержание

Награды и премии

Оскар
Academy Awards, Oscar
Лос-Анджелес, Калифорния, США

http://www.oscar.com/

1929 — 2019
Золотой глобус
Golden Globes
Лос-Анджелес, Калифорния, США

http://www.goldenglobes.com/

1944 — 2019
Британская академия
BAFTA Awards
Англия, Великобритания

http://www.bafta.org/

1948 — 2019
Сезар
Cèsar Awards
Париж, Франция

http://www.cesarducinema.com/

1976 — 2019
Премия Гильдии актеров
Screen Actors Guild
Лос-Анджелес, Калифорния, США

http://www.sagawards.org/

1995 — 2019
Ника
Национальная кинематографическая премия «Ника»
Москва, Россия

http://kino-nika.com/

1988 — 2019
Золотой орел
Национальная кинематографическая премия «Золотой орел»
Москва, Россия

http://www.kinoacademy.ru/

2003 — 2019
Сатурн
Academy of Science Fiction, Fantasy & Horror Films
США

http://www.thesaturnawards.com/

1973 — 2019
Гойя
Goya Award
Мадрид, Испания

http://www.premiosgoya.com/

1987 — 2019
Эмми
Emmy Awards
США

http://www.emmys.tv/

1949 — 2019
Азиатская киноакадемия
Asian Film Awards
Гонконг, Китай

http://www.asianfilmawards.asia/

2007 — 2019
Европейская киноакадемия
European Film Awards
Европа

http://www.europeanfilmacademy.org/

1988 — 2018
Премия канала «MTV»
MTV Movie Awards
США

http://www.mtv.com/

1992 — 2019
Кинонаграды «MTV-Россия»
MTV-Russia Movie Awards
Москва, Россия
2006 — 2014
Золотая малина
Razzie Awards
Лос-Анджелес, Калифорния, США

http://www.razzies.com/

1981 — 2019
Жорж

Москва

http://www.national-movie-awards.ru/

2005 — 2016
* список будет пополняться

www.kinopoisk.ru

15 самых престижных кинофестивалей мира

Понятие «фестиваль категории А» формально не определено,  но так традиционно называют престижные международные смотры с неспециализированной конкурсной программой.

Большинство крупных и престижных кинофестивалей аккредитованы Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF). FIAPF была образована еще в 1933 году, и сейчас в нее входит 34 ассоциации (в том числе и Гильдия продюсеров России) из 29 стран. Помимо «лицензирования» фестивалей, в сферу интересов FIAPF входят вопросы, касающиеся регламентации и регулирования рабочих процессов в кино- и телеиндустрии: модернизация законодательства в области авторского права, борьба с пиратством, внедрение цифровых технологий, стандартизация, работа со СМИ и т. д. С выдачей аккредитации FIAPF связано понятие «фестивали класса “А”» (то есть наиболее известные, статусные события), которое уже стало условным, но до сих пор сохраняется в журналистском словаре. Подразумевается, что такие фестивали проходят в странах, где есть многолетняя кинематографическая традиция, имеют неспециализированный конкурс не менее чем из 12 полнометражных картин (как правило, премьерных и не участвовавших в конкурсах других международных кинофестивалей) из разных стран, международное жюри и официальную поддержку на государственном уровне. В любой отдельно взятой стране может быть не более одного фестиваля класса «А».

В 2014 году FIAPF аккредитовала 15 фестивалей с неспециализированным конкурсом игрового кино, о которых мы расскажем ниже: 

  1. Berlinale
  2. Festival de Cannes
  3. Shanghai International Film Festival
  4. Moscow International Film Festival
  5. Karlovy Vary International Film Festival
  6. Locarno
  7. Montreal World Film Festival
  8. Venice Film Festival
  9. San Sebastian International Film Festival
  10. Warsaw Film Festival
  11. Tokyo International Film Festival
  12. Cairo International Film Festival
  13. Tallinn Black Nights Film Festival
  14. International Film Festival of India
  15. Mar del Plata International Film Festival

 

 

Berlinale

Берлин, Германия / основан в 1951 году

Проходит в феврале

Первый в календаре FIAPF фестиваль класса «А», стартующий уже в начале февраля, оказывается одновременно и одним из самых значимых (и, возможно, самым посещаемым в мире). Конкурс Берлинале формируется с тем расчетом, чтобы обеспечить широкое представительство европейских кинематографий. Принято также считать, что сюда чаще отбирают фильмы, снятые в традиционной манере, и кино на политические темы.

Отдельные программы, представленные на фестивале, кураторы составляют самостоятельно, не рассматривая заявки со стороны. Тем не менее фильмы не слишком опытных режиссеров, которым сложно пробиться в основной конкурс, вполне могут быть включены в менее значимые программы «Панорама» (международное артхаусное кино), «Форум» (фильмы экспериментального толка), «Поколение» (детское и юношеское кино), Berlinale Shorts (короткий метр). Новое российское кино уже показывали и в конкурсе Берлинского фестиваля (вспомним «Долгую счастливую жизнь» Бориса Хлебникова), и в программах рангом пониже (недавние фильмы Алексея Мизгирёва и Анны Меликян).

На Берлинском фестивале также функционирует чрезвычайно крупный кинорынок European Film Market, по размерам сравнимый с Каннским (отчитываясь за прошлый год, организаторы заявляют о восьми с лишним тысячах участников из 107 стран, показавших на рынке 784 фильма), и рынок копродукции. Не забывают здесь и о развитии молодых талантов, предлагая им принять участие в проектах Berlinale Residency (трехмесячное проживание в Берлине со стипендией в 1500 евро для режиссеров или сценаристов, которым специалисты помогают довести до ума начатые проекты) и Berlinale Talents (краткосрочные обучающие программы для ежегодно набираемых групп студентов киношкол со всего мира).

Правила подачи заявки на участие:

 

 

Festival de Cannes

Канны, Франция / основан в 1946 году

Проходит в мае

Канны — самый авторитетный (хотя и не самый старый) кинофестиваль на планете. Попасть сюда чрезвычайно сложно, но возможность такая, как показывает практика, всегда остается. Малоопытному режиссеру, конечно, не стоит всерьез рассчитывать на попадание в основные программы (главную конкурсную, «Особый взгляд», спецпоказы, внеконкурсную секцию), но программы рангом пониже — «Синефондасьон» (студенческое кино), конкурс короткого метра — относительно доступны. Помимо вышеназванных, широкую известность приобрела параллельная программа «Двухнедельник режиссеров», которая была запущена Французской гильдией кинорежиссеров еще в 1969-м и порой оказывается не менее интересной, чем основной конкурс.

Уважительное отношение Канн к советской и российской кинематографической традиции проявляется хотя бы в том, что сайт фестиваля и основные документы, необходимые для подачи заявки, переводятся на русский язык. За примерами отечественных картин, получавших награды в Каннах, далеко ходить не надо: в нынешнем году приз за лучший сценарий вручили «Левиафану» Андрея Звягинцева, а в 2012-м главный приз конкурса «Синефондасьон» взяла Таисия Игуменцева (поскольку каннские правила требуют дать экран полнометражному дебюту победителя, следующая картина г-жи Игуменцевой также была показана на фестивале, пусть и вне конкурса).

Наиболее статусный фестиваль, разумеется, успел обзавестись и крупнейшим кинорынком. В 2014-м во Францию съехались более 11 000 профессионалов, представлявших около 5 000 компаний из 116 стран. На кинорынке было представлено 5 200 фильмов, у 960 из которых состоялись показы (в большинстве случаев — премьерные).

Правила подачи заявки на участие:

 

 

Shanghai IFF

Шанхай, / основан в 1993 году

Проходит в июне

Крупнейший кинофестиваль Китая (единственный его серьезный конкурент в регионе — Пекинский кинофестиваль), стартующий ежегодно в начале лета. Смотр относительно молод (в 2014-м он проводился всего в 17-й раз) и имеет весьма обширную программу. В нее входят международный конкурс игровых фильмов, где жюри выбирает лучшую картину (стоит заметить, что российские режиссеры получали главный приз уже два раза), лучший сценарий, лучшую операторскую работу, лучших режиссера, актера и актрису, присуждает гран-при и выдает награду за выдающиеся художественные достижения в области монтажа, грима и т. д.; конкурс Asian New Talent Award, название которого говорит само за себя; конкурс MOBILE SIFF; большая неконкурсная подборка международного кино; секции SIFF Mart и SIFFORUM.

Программа MOBILE SIFF выросла из существовавшего ранее международного конкурса студенческих короткометражных фильмов и, по задумке устроителей, должна заинтересовать начинающих режиссеров. Участвовать в борьбе за призы здесь могут не только игровые короткометражки, но и документальное и анимационное кино.

Размах мероприятий в рамках SIFF Mart (кинорынок и питчинг) и SIFFORUM (лекции, семинары, круглые столы, мастер-классы) можно оценить по тем цифрам, которые предоставляют организаторы. Согласно их данным, в 2013-м на кинорынок заявились 819 компаний (42% — из-за рубежа), а на питчинг было подано 244 заявки, 29 из которых попали в шорт-лист и в итоге получили финансовую поддержку.

Правила подачи заявки на участие:

 

 

Moscow IFF

Москва, Россия / основан в 1935 году

Проходит в июне

ММКФ, один из старейших кинофестивалей в мире, нынче проводится ежегодно в конце июня. Основной конкурс фестиваля, где присуждаются главный приз, спецприз жюри и призы за лучшие режиссерскую работу и исполнение мужской и женской ролей, славен тем, что включенные в него картины малоизвестных режиссеров из не самых востребованных кинематографий могут поставить в тупик даже матерых кинокритиков. Организаторы признают, что соревноваться в представительности конкурса с более авторитетными европейскими фестивалями бесполезно, и предлагают считать поиск новых талантов одной из основных целей ММКФ. Существовавшая ранее программа дебютных, поисковых и экспериментальных работ «Перспективы», впрочем, в 2013 году была заменена конкурсом короткого метра; недавно на ММКФ вернулся и конкурс документального кино.

Конкурсные показы дополняются ретроспективами, актуальным международным кино, ранее побывавшим на других фестивалях класса «А», и блестящей программой документальных фильмов «Свободная мысль». С недавних пор ММКФ также организует деловую площадку Moscow Business Square, в работе которой в 2014 году должны были принять участие более 500 профессионалов киноотрасли из разных стран.

Правила подачи заявки на участие:

 

 

Karlovy Vary IFF

Чехия, Карловы Вары / основан в 1949 году

Проходит в июле

Заслуженный чешский МКФ, который традиционно открывается в начале июля и в следующем году будет отмечать 50-летие, интересен прежде всего тем, что он ориентирован на кино стран Центральной и Восточной Европы, Балканского полуострова и бывшего СССР. Неудивительно, что российские фильмы регулярно появляются во всех предусмотренных организаторами конкурсных программах: неспециализированном основном конкурсе (к примеру, в 2014-м здесь демонстрировался «Велкам хом» Ангелины Никоновой), программе East of the West («Класс коррекции» Ивана Твердовского), конкурсах независимого и документального («Срок» Павла Костомарова, Александра Расторгуева и Алексея Пивоварова) кино. В каждой секции вручаются свои награды, причем ко многим из них прилагаются ощутимые денежные призы. Не обходят вниманием российские картины и составители внеконкурсных программ, предлагающих свежее международное, экспериментальное и радикальное кино.

Организаторы МКФ в Карловых Варах также дают возможность режиссерам из Восточной Европы и бывшего СССР представить проекты, находящиеся в производстве или на этапе post-production, дистрибьюторам и отборщикам других международных фестивалей. Для этого организованы специальные питчинги Works in Progress (игровое кино) и Docu Talents from the East (полнометражное документальное кино).

Правила подачи заявки на участие:

 

 

Locarno

Швейцария, Локарно / основан в 1946 году

Проходит в августе

Заслуженный швейцарский кинофестиваль, который называют «альтернативными Каннами для радикальных киноманов». Авторы этого определения подчеркивают, что и Канны, и Локарно сохраняют, в отличие от многих других, мировое значение, но сходство можно усмотреть еще и в том, что оба фестиваля в этом году проходили в 67-й раз. Другая черта, роднящая Канны и Локарно, — востребованность: за 11 дней показы в небольшом швейцарском городке успевают посетить ~170 000 зрителей.

Помимо основной программы (Concorso internazionale), в которую, как уже было сказано, обычно попадает бескомпромиссное авторское кино, фестиваль предлагает международный конкурс дебютных и вторых фильмов (Concorso Cineasti del presente), конкурс коротко- и среднеметражного кино молодых авторов (Pardi di domani) и внеконкурсную подборку премьерных фильмов, снятых уже состоявшимися режиссерами. К наградам фестиваля — статуэткам леопарда — прилагаются солидные денежные премии в размере до 90 000 швейцарских франков. Советским, а затем и российским режиссерам такие статуэтки получать не в новинку: в Локарно в свое время награждали фильмы Панфилова, Германа и Сокурова, в 2009-м эстафету принял Алексей Мизгирёв, а два месяца назад с актерским призом и призами экуменического и молодежного жюри с фестиваля вернулся фильм Юрия Быкова «Дурак».

Для профессионалов киноиндустрии в Локарно организуют отдельные показы фильмов и презентации проектов, находящихся на разных стадиях готовности и реализуемых преимущественно в странах, где устоявшейся кинематографической традиции нет. Студентам киношкол фестиваль также предлагает короткие летние образовательные программы (режиссура, кинокритика, документалистика), напоминающие те, о которых мы упоминали, рассказывая о Берлинском кинофестивале.

Правила подачи заявки на участие:

 

 

Montreal World Film Festival

Канада, Монреаль / основан в 1977 году

Проходит в августесентябре

Хотя наиболее известным канадским кинофестивалем остается авторитетнейший Торонтский, «А»-аккредитацию FIAPF получил не он, а приходящийся на конец лета Монреальский. Смотр в Торонто, напомним, проходит без жюри и конкурса как такового, с повышенным вниманием к собственно канадским и североамериканским фильмам, тогда как в Монреале готовы принять фильмы со всего света.

Даже в основном конкурсе Монреаля не так уж часто встречаются картины действительно известных мастеров, а наличие дополнительных секций дебютного и студенческого кино явно указывает на то, что устроители нацелились открывать новые имена. В программе фестиваля эти ленты соседствуют с подборками свежих международных игровых и документальных фильмов. Любопытно, что фестиваль, если вынести за скобки легко объяснимую любовь к французскому кинематографу, остается одним из самых «гостеприимных», поскольку родное североамериканское кино не побеждает здесь вот уже 20 лет. Российские режиссеры охотно отправляют свои работы в Канаду: в 2014-м, к примеру, в разных программах засветились сразу шесть отечественных фильмов.

В Монреале также организуют кинорынок, но открытой информации о нем практически нет.

Правила подачи заявки на участие:

 

 

Venice Film festival

Италия, Венеция / основан в 1934 году

Проходит в сентябре

Старейший кинофестиваль, основанный по инициативе Бенито Муссолини, в прошлом году отмечал 70-летний юбилей. К сожалению, с возрастом позиции Венеции стали ослабевать, и теперь этот фестиваль, хоть и считается заслуженным, авторитетным и проч., вряд ли можно сравнить с Каннским или Берлинским. Причин тому много. Во-первых, фестиваль проводится на острове Лидо с ограниченным числом гостиниц: добираться сюда труднее, разместить большое количество гостей просто невозможно, а цены постоянно увеличиваются. Во-вторых, здесь, в отличие от тех же Канн, с большим трудом идет обновление инфраструктуры. В-третьих, Венецианский фестиваль, стартующий в конце августа, пересекается в календаре с Торонтским, который привлекает всё больше журналистов и профессионалов.

Важно также, что Венеция не может соперничать с ведущими международным фестивалями по размеру кинорынка. Это абсолютно логичный итог того, что в 2014-м году кинорынок на Лидо был организован всего в третий раз.

Как бы там ни было, подавляющее большинство режиссеров до сих пор не могут и мечтать о том, чтобы попасть в основной конкурс Венецианского фестиваля. Даже попадание в менее значимую программу «Горизонты» (игровые и документальные фильмы, представляющие новые тенденции в развитии кино), конкурс короткого метра или одну из параллельных программ уже можно считать успехом. Отношения с российским кино у фестиваля складываются отличные: всего за 11 лет здесь успели победить Андрей Звягинцев и Александр Сокуров, а Алексей Герман-младший и Андрей Кончаловский взяли призы за режиссуру.

Правила подачи заявки на участие:

 

 

San Sebastian IFF

Сан-Себастьян, Испания / основан в 1953 году

Проходит в сентябре

Одно из крупнейших культурных событий Испании и фестиваль, который когда-то короновал начинающих Фрэнсиса Форда Копполу и Терренса Малика и уже отметил 60-летие, традиционно открывается во второй половине сентября. Картины крупных мастеров по-прежнему встречаются в его конкурсе, однако большинство отобранных фильмов сняты, что вполне естественно, в Испании, Аргентине, Чили, Франции, Мексике и США. Российское (советское) кино трижды побеждало в Сан-Себастьяне в конце семидесятых, но сейчас на фестивале представлено слабо.

Обязательный международный конкурс здесь сопровождается программой дебютных и вторых режиссерских работ, программой актуального международного кино, ретроспективами классики, программами детских, испанских и латиноамериканских фильмов. Представленные картины могут претендовать на немалое количество наград, перечисление которых заняло бы слишком много места; победы в некоторых номинациях подкреплены денежными призами.

Предусмотрены здесь и мероприятия для профессионалов (в основном семинары, презентации, круглые столы), наиболее масштабное из которых — форум копродукции «Европа — Латинская Америка».

Правила подачи заявки на участие:

 

 

Warsaw Film Festival

Варшава, Польша / основан в 1985 году

Проходит в октябре

Один из крупнейших фестивалей в Восточной Европе, в этом году отмечающий 30-летний юбилей, получил аккредитацию FIAPF довольно поздно, лишь в 2009 году. Устроители ежегодно готовят пять конкурсных и пять неконкурсных секций. В первую пятерку входят основная международная программа, конкурс дебютных и вторых фильмов, независимого кино, полнометражных документальных фильмов и короткого метра, а во вторую — спецпоказы, программа фильмов, уже побывавших на других международных фестивалях, польская классика, семейное кино и программа короткометражных фильмов, снятых в Польше. В основном конкурсе предусмотрено всего три обязательно присуждаемые награды (гран-при, приз лучшему режиссеру и спецприз жюри). Во всех остальных конкурсных категориях тоже есть призы, причем победа в большинстве случаев приносит еще и некоторую сумму денег.

Российские фильмы регулярно попадают в программы Варшавского фестиваля, но выиграть значимую награду не получается. Чаще всего здесь награждают европейцев (поляков, британцев) и американцев.

Кинорынок в Польше, организуемый уже десять лет подряд, носит название CentEast Market. Здесь презентуют незавершенные восточноевропейские и польские фильмы, которые впоследствии также демонстрируются на аналогичных мероприятиях в Москве и Пекине.

Правила подачи заявки на участие:

 

 

Tokyo International Film Festival

Токио, Япония / основан в 1985 году

Проходит в октябре

Фестиваль, основанный в 1985-м и занимающий последнюю неделю октября в календаре. В конкурсе, по вполне понятным причинам, доминируют азиатские фильмы, и российское кино здесь встречается редко. Организаторы гордятся тем, что с первых лет жизни фестиваля всячески поддерживали молодых режиссеров: именно здесь, скажем, побеждал со своим первым полным метром «Сука-любовь» Алехандро Гонсалес Иньярриту. Неслучайно ко всем основным наградам международного конкурса (гран-при, спецприз жюри, призы лучшему режиссеру, актеру, актрисе, награда за «лучший художественный вклад», приз зрительских симпатий) прилагаются чеки на солидные суммы (от 50 до 5 тысяч долларов). Внеконкурсные программы доводят общее количество демонстрируемых в Токио фильмов до ~150 — нормы современного кинофестиваля.

Параллельно с фестивалем проходит трехдневный кинорынок TIFFCOM, который считается одним из крупнейших в Азии: в прошлом году его посетили более 1000 «покупателей» со всего мира.

Правила подачи заявки на участие:

 

 

Cairo International Film Festival

Каир, Египет / основан в 1976 году

Проходит в ноябре

Самый, пожалуй, экзотический участник «А»-списка, в этом году отмечающий 36-летие. Ноябрьский форум в Каире — единственный аккредитованный FIAPF фестиваль в Африке. Известно о нем не так уж и много: здесь точно организуют основный международный конкурс с призами FIPRESCI и наградами за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучший сценарий, лучшее исполнение мужской и женской ролей и «лучший художественный вклад», а также демонстрируют программы классики, дебютного кино, короткометражных и студенческих фильмов. Как ни странно, российское кино часто гостит в Каире: в 2009-м, к примеру, в конкурсе была картина Веры Глаголевой, годом ранее туда же попал фильм Карена Шахназарова, а в 2007-м — Валерия Пендраковского.

Указаний на то, что в рамках Каирского фестиваля проходят какие-либо мероприятия для профессионалов киноиндустрии, нет.

 

 

Tallinn Black Nights Film Festival

Таллин, Эстония / основан в 1997 году

Проходит в ноябре

Еще один ноябрьский фестиваль, во многих смыслах наиболее близкий российскому кинематографисту. «Темные ночи» проходят в Таллине, имеют внятный русскоязычный сайт и ежегодно собирают крепкие подборки российских фильмов. Интересно, что «А»-аккредитацию FIAPF фестиваль получил только в 2014-м (ранее он аккредитовался как специализированный конкурсный), став самым молодым в списке.

Программа «Темных ночей» просто огромна: в нее входят международный конкурс, конкурс кино стран Балтии, конкурс фильмов из Эстонии и конкурс североамериканского кино. Параллельно с этими основными программами идут три специализированных «подфестиваля», у каждого из которых есть свой сайт: Just Film (фестиваль детского и молодежного кино), Animated Dreams (международный фестиваль анимации) и Sleepwalkers (международный фестиваль короткометражного и студенческого кино).

Разумеется, в этой программе нашлось место и для мероприятий, предназначенных для профессионалов индустрии. Список подобных мероприятий тоже весьма обширен, и для размещения необходимой информации выделены еще два сайта: Industry @ Tallinn (семинары, лекции, презентации, дискуссии, мастер классы и проч.) и Baltic Event (рынок копродукции, питчинги). Как и фестиваль в Карловых Варах, «Темные ночи» делают акцент на продукции небольших кинокомпаний из Центральной и Восточной Европы, России и Украины, но организуют, в дополнение ко всему прочему, еще и сценарный питчинг.

Правила подачи заявки на участие:

 

 

International Film Festival of India

Панаджи, Гоа, Индия / основан в 1952 году

Проходит в ноябре 

Третий подряд ноябрьский фестиваль, развернувшийся на территории небезызвестного штата Гоа. Хотя сам по себе смотр имеет внушительную историю, ежегодным конкурсным событием он стал только в XXI веке. Логично, что необходимый вес фестиваль набрать пока не успел, и в конкурсе присутствуют в основном проекты дружественных и малоизвестных кинематографий (Иран, Бангладеш и т. д.), которые могут рассчитывать на получение наград (в том числе и денежных) за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшее исполнение мужской и женской ролей, а также спецприза жюри. Россияне не слишком жалуют этот фестиваль и побеждали здесь всего один раз: это удалось сделать Сергею Дворцевому и его фильму «Тюльпан».

В программе фестиваля заявлен кинорынок, но никаких подробностей нам отыскать не удалось.

 

 

Mar del Plata IFF

Мар-дель-Плата, Аргентина / основан в 1954 году

Проходит в ноябре

«Испаноязычный» фестиваль, к которому применимо многое из того, что было написано про смотр в Сан-Себастьяне. Форум этого года открылся во второй половине ноября, а завершилось всё победой мексиканского фильма, четвертой за последние десять лет. В конкурсе доминируют Испания и Латинская Америка; единственный успех россиян датирован 2010 годом, когда лучшим режиссером стал Алексей Федорченко.

Одинокую международную соревновательную категорию аргентинские организаторы решили дополнить местными программами (полно- и короткометражного кино Латинской Америки и Аргентины). Как и следовало ожидать, кинорынка на этом фестивале, явно сфокусированном на внутренней кинематографии, нет.

Правила подачи заявки на участие:

 

 

Заключение

В заключение хотелось бы заметить, что список стОящих кинофестивалей, конечно, не ограничивается этими 15 позициями. Многие форумы с богатой историей (в их числе, к примеру, киевский фестиваль дебютного кино «Молодiсть» и фестиваль жанрового кино в Ситжесе) аккредитованы FIAPF как специализированные, а неоднократно упомянутый здесь Торонтский фестиваль — как один из неконкурсных. Отдельную аккредитацию FIAPF получают и фестивали документального и короткометражного кино. Наконец, некоторые заметные фестивали и вовсе не имеют аккредитации; к таковым можно отнести известный практически всем американский фестиваль «Санденс», организаторы которого не стесняются в открытую критиковать политику FIAPF, Нью-Йоркский фестиваль, славный своим радикальным подходом к кино Роттердамский фестиваль.

 

 

festagent.com

Russian Elementary Cinema (REC)

О фестивале

Фестиваль кино «Russian Elementary Cinema» — это визуальный проект, уже не один год собирающий под своим крылом телевизионных журналистов, режиссёров, операторов, мастеров авторского кино, мультипликаторов, рекламистов и просто любителей кинематографического жанра. 

За время своего существования организаторами и участниками было открыто множество новых имен, проведены исследования современных тенденций развития кино, анимации, музыки, открыты интересные ритмические тренды, новые композиционные решения в построении фильмов и в области визуального искусства в целом. 

Фестиваль основал Олег Конышев в 2006 году в городе Новосибирске. Сейчас REC проводится в разных городах России местными учредителями. Впервые в Благовещенске кинофестиваль прошел в мае 2009 года и с тех пор проводится ежегодно. 

Призы

Конкурс проводится по следующим номинациям:

  • Лучший документальный фильм
  • Лучший игровой короткометражный фильм
  • Лучший игровой полнометражный фильм
  • Лучший телевизионный репортаж (теле-фильм)
  • Лучшее экспериментальное видео
  • Лучший музыкальный клип
  • Лучший экологический ролик
  • Лучший патриотический фильм 

Критерии оценки материалов:

  • режиссура;
  • сценарий;
  • актёрское мастерство;
  • операторское исполнение;
  • монтаж,
  • звук,
  • графика.

Победители фестиваля награждаются дипломами и статуэткой фестиваля. Участники, прошедшие в очный этап фестиваля, награждаются дипломами. 

Правила и условия

  • К участию в фестивале приглашаются профессионалы и любители, снимающие фильмы и видеоролики на любое средство видеозаписи (видео-, фотокамера, мобильный телефон).
  • Возраст участников не ограничен. 
  • Заявку и согласие на обработку персональных данных отправить на электронную почту 

 

Требование премьерности

Для участия в фестивале показ фильма не обязан быть премьерным.

Жюри и организаторы

  • Президент фестиваля кино «REC» — Олег Конышев 
  • Директор фестиваля «REC Благовещенск» — Марина Чикунова 
  • Куратор фестиваля «REC Благовещенск» — Екатерина Ласая 
  • Техническое обеспечение фестиваля «REC Благовещенск» — Яков Савин 

Документы

Заявка

Правила 2019

Место проведения

Россия
Новосибирск, Иркутск, Благовещенск, Санкт-Петербург

Официальный сайт

recfest.ru

Контакты

Социальные сети:

Vkontakte
Facebook

Вы представитель фестиваля?

Редактируйте информацию о фестивале самостоятельно

Зарегистрироваться

festagent.com

Главные кинофестивали мира и России

 

1  Berlinale — Берлинский международный кинофестиваль

Берлин, Германия

Фестиваль почти лишен светского блеска, однако пользуется заслуженным уважением у публики и профессионалов с самого 1951 года. На «Золотого медведя» претендуют очень разные, но качественные фильмы, включая документальные – всего около 400 лент за год. Одновременно с основным с конкурсом активно работает кинорынок, где заключаются контракты, а у начинающих режиссеров и актеров есть возможность поучиться у маститых профи на лучших мастер-классах.

Лауреаты премии «Золотой медведь» 

Год

Фильм

Страна

2018

Не прикасайся

Румыния, Чехия, Болгария, Франция

2017

О теле и душе

Венгрия

2016

Море в огне

Италия

2015

Такси

Иран

2014

Чёрный уголь, тонкий лёд

КНР

2013

Поза ребёнка

Румыния

2012

Цезарь должен умереть

Италия

2011

Развод Надера и Симин

Иран

2010

Мёд

Турция

 

2  Festival de Cannes — Международный кинофестиваль в Каннах

Канны, Франция

Канны — самый авторитетный (хотя и не самый старый) кинофестиваль на планете. Попасть сюда чрезвычайно сложно, но возможность такая, как показывает практика, всегда остается. В разных программах жюри оценивает интеллектуальные фильмы, независимые проекты, первые ленты молодых кинематографистов; к тому же в Каннах умудряются отмечать блокбастеры вне конкурса и привлекать внимание к нестареющей классике. Знаменит фестиваль прежде всего благодаря участию звезд первой величины, ослепительным «красным дорожкам» и впечатляющим вечеринкам.

Золотая пальмовая ветвь с 2010 г.

Год

Фильм

Страна

2017

Квадрат

Франция, Швеция…

2016

Я, Дэниел Блейк

Великобритания, Франция…

2015

Дипан

 Франция

2014

Зимняя спячка

Турция, Германия…

2013

Жизнь Адель / La Vie d’Adèle

Франция,Бельгия…

2012

Любовь

Франция, Германия…

2011

Древо жизни

 США

2010

Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни

Таиланд, Великобритания…

 

3  Shanghai IFF — Международный кинофестиваль в Шанхае

Шанхай

Крупнейший кинофестиваль Китая стартует ежегодно в начале лета. Имеет весьма обширную программу. В нее входят международный конкурс игровых фильмов, где жюри выбирает лучшую картину (стоит заметить, что российские режиссеры получали главный приз уже два раза), лучший сценарий, лучшую операторскую работу, лучших режиссера, актера и актрису, присуждает гран-при и выдает награду за выдающиеся художественные достижения в области монтажа, грима и т. д.; конкурс Asian New Talent Award, название которого говорит само за себя; конкурс MOBILE SIFF; большая неконкурсная подборка международного кино; секции SIFF Mart и SIFFORUM. Размах имеют мероприятия в рамках SIFF Mart (кинорынок и питчинг) и SIFFORUM (лекции, семинары, круглые столы, мастер-классы).

Лауреаты премии «Золотой кубок»

Год

Фильм

Страна

2017

Педикаб

Филиппины

2016

Дэлань

КНР

2015

Никогда в жизни

Франция / Бельгия

2014

Маленькая Англия

Греция

2013

Майор

Россия

2012

Медведь

Иран

2011

Без бюстгальтера

Турция

2010

Поцелуй меня ещё раз

Италия

 

4  Moscow IFF — Московский Международный кинофестиваль

Москва, Россия

Один из самых старых кинофестивалей в мире проводится ежегодно в конце июня. Основной конкурс фестиваля, где присуждаются главный приз, спецприз жюри и призы за лучшие режиссерскую работу и исполнение мужской и женской ролей, славен тем, что включенные в него картины малоизвестных режиссеров из не самых востребованных кинематографий могут поставить в тупик даже матерых кинокритиков. Организаторы признают, что соревноваться в представительности конкурса с более авторитетными европейскими фестивалями бесполезно, и предлагают считать поиск новых талантов одной из основных целей ММКФ.

Конкурсные показы дополняются ретроспективами, актуальным международным кино, ранее побывавшим на других фестивалях класса «А», и блестящей программой документальных фильмов «Свободная мысль».

Победители кинофестиваля

ММКФ

Фильм

Страна

XXXIX

Хохлатый ибис

КНР

XXXVIII

Дочь

Иран

XXXVII

Лузеры

Болгария

XXXVI

Мой мужчина

Япония

XXXV

Частица

Турция

XXXIV

Отбросы

Великобритания

XXXIII

Волны

Испания

XXXII

Брат

Венесуэла

 

5   «Кинота́вр» — открытый российский кинофестиваль (ОРКФ)

Сочи, Россия

Кинотавр – открытый российский кинофестиваль, с 1991 года проводится в Сочи. Является вторым по значимости кинофестивалем в России после ММКФ, несмотря на то, что аккредитации FIAPF у него нет. Организаторами фестиваля являлись Марк Рудинштейн и Олег Янковский.

Задача Фестиваля — презентация новейших кинопроизведений, поддержка творческих поисков мастеров и молодых кинематографистов, повышение авторитета киноискусства, его значения в жизни общества и, как следствие, реальное воздействие на кинопроцесс. До 2011 года в конкурсе полнометражного кино могли принять участие только российские фильмы. С 2011 года географические рамки сняты и на конкурс может быть подан любой фильм на русском языке. Если это оправдано сюжетом, фильм может быть даже снят на другом языке — но в таком случае Россия должна быть одной из стран-производительниц; так, в 2017-м в конкурсе участвовал (и получил приз за лучшую режиссуру) фильм Резо Гигинеишвили «Заложники», совместного грузинско-российско-польского производства, снятый преимущественно на грузинском.

Лауреаты 2017 года

Приз «За честь, достоинство и преданность кинематографу»

Павел Чухрай

Главный приз

«Аритмия», реж. Борис Хлебников

Приз за лучшую режиссуру

«Заложники», реж. Резо Гигинеишвили

Приз за лучший дебют

«Теснота», реж. Кантемир Балагов

Приз за лучшую женскую роль

Инга Оболдина («ЖГИ!», реж. Кирилл Плетнёв)

Приз за лучшую мужскую роль

Александр Яценко («Аритмия», реж. Борис Хлебников)

Приз за лучшую операторскую работу

Владислав Опельянц («Заложники», реж. Резо Гигинеишвили)

Приз имени Григория Горина «За лучший сценарий»

Виталий Суслин, Иван Лашин («Голова. Два уха», реж. Виталий Суслин)

Приз имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» («За музыкальное решение фильма»)

«Турецкое седло», реж. Юсуп Разыков

Специальный диплом жюри («За новый уровень жанрового кино»)

«Блокбастер», реж. Роман Волобуев

Приз Гильдии киноведов и кинокритиков

«Теснота», реж. Кантемир Балагов,

Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков

«Турецкое седло», реж. Юсуп Разыков, «Голова. Два уха», реж. Виталий Суслин

Приз конкурса «Кинотавр». Короткий метр»

«Лалай Балалай», реж. Руслан Братов

 

6  Karlovy Vary IFF — Международный кинофестиваль в Карловых Варах.

Чехия, Карловы Вары

Заслуженный чешский МКФ традиционно открывается в начале июля. В первую очередь он ориентирован на кино стран Центральной и Восточной Европы, Балканского полуострова и бывшего СССР. В каждой секции вручаются свои награды, причем ко многим из них прилагаются ощутимые денежные призы.

Организаторы МКФ в Карловых Варах также дают возможность режиссерам из Восточной Европы и бывшего СССР представить проекты, находящиеся в производстве или на этапе post-production, дистрибьюторам и отборщикам других международных фестивалей. Для этого организованы специальные питчинги Works in Progress (игровое кино) и Docu Talents from the East (полнометражное документальное кино).

 

7  Locarno — Международный кинофестиваль в Локарно.

Швейцария, Локарно

Этот кинофестиваль часто называют «альтернативными Каннами для радикальных киноманов». Авторы этого определения подчеркивают, что и Канны, и Локарно сохраняют, в отличие от многих других, мировое значение. Другая черта, роднящая Канны и Локарно, — востребованность: за 11 дней показы в небольшом швейцарском городке успевают посетить ~170 000 зрителей. Помимо основной программы (Concorso internazionale), в которую, как уже было сказано, обычно попадает бескомпромиссное авторское кино, фестиваль предлагает международный конкурс дебютных и вторых фильмов (Concorso Cineasti del presente), конкурс коротко- и среднеметражного кино молодых авторов (Pardi di domani) и внеконкурсную подборку премьерных фильмов, снятых уже состоявшимися режиссерами. К наградам фестиваля — статуэткам леопарда — прилагаются солидные денежные премии в размере до 90 000 швейцарских франков.

 

8  Montreal World Film Festival — Монреальский международный кинофестиваль.

Канада, Монреаль

Хотя наиболее известным канадским кинофестивалем остается авторитетнейший Торонтский, «А»-аккредитацию FIAPF получил не он, а приходящийся на конец лета Монреальский. В основном конкурсе Монреаля не так уж часто встречаются картины действительно известных мастеров, а наличие дополнительных секций дебютного и студенческого кино явно указывает на то, что устроители нацелились открывать новые имена. В программе фестиваля эти ленты соседствуют с подборками свежих международных игровых и документальных фильмов. Российские режиссеры охотно отправляют свои работы в Канаду: в 2014-м, к примеру, в разных программах засветились сразу шесть отечественных фильмов.

 

9  Venice Film festival — Венецианский кинофестиваль.

Италия, Венеция

Старейший кинофестиваль основан по инициативе Бенито Муссолини. К сожалению, с возрастом позиции Венеции стали ослабевать, и теперь этот фестиваль, хоть и считается заслуженным, но тем не менее вряд ли можно сравнить с Каннским или Берлинским. Причин тому много. Во-первых, фестиваль проводится на острове Лидо с ограниченным числом гостиниц. Во-вторых, здесь, в отличие от тех же Канн, с большим трудом идет обновление инфраструктуры. В-третьих, Венецианский фестиваль, стартующий в конце августа, пересекается в календаре с Торонтским, который привлекает всё больше журналистов и профессионалов. Важно также, что Венеция не может соперничать с ведущими международным фестивалями по размеру кинорынка.

 

10  San Sebastian IFF — San Sebastian International Film Festival

Сан-Себастьян, Испания

Одно из крупнейших культурных событий Испании и фестиваль, который когда-то короновал начинающих Фрэнсиса Форда Копполу и Терренса Малика и уже отметил 60-летие, традиционно открывается во второй половине сентября. Картины крупных мастеров по-прежнему встречаются в его конкурсе, однако большинство отобранных фильмов сняты, что вполне естественно, в Испании, Аргентине, Чили, Франции, Мексике и США. Российское (советское) кино трижды побеждало в Сан-Себастьяне в конце семидесятых. Обязательный международный конкурс здесь сопровождается программой дебютных и вторых режиссерских работ, программой актуального международного кино, ретроспективами классики, программами детских, испанских и латиноамериканских фильмов.

 

11  Warsaw Film Festival — Крупнейший кинофестиваль Польши и Восточной Европы.

Варшава, Польша

Один из крупнейших фестивалей в Восточной Европе получил аккредитацию FIAPF довольно поздно, лишь в 2009 году. Устроители ежегодно готовят пять конкурсных и пять неконкурсных секций. В первую пятерку входят основная международная программа, конкурс дебютных и вторых фильмов, независимого кино, полнометражных документальных фильмов и короткого метра, а во вторую — спецпоказы, программа фильмов, уже побывавших на других международных фестивалях, польская классика, семейное кино и программа короткометражных фильмов, снятых в Польше. В основном конкурсе предусмотрено всего три обязательно присуждаемые награды (гран-при, приз лучшему режиссеру и спецприз жюри). Во всех остальных конкурсных категориях тоже есть призы, причем победа в большинстве случаев приносит еще и некоторую сумму денег. Кинорынок в Польше, организуемый уже десять лет подряд, носит название CentEast Market.

 

12  Tokyo International Film Festival — Международный кинофестиваль в Токио

Токио, Япония

Фестиваль, основанный в 1985-м и занимающий последнюю неделю октября в календаре. В конкурсе, по вполне понятным причинам, доминируют азиатские фильмы, и российское кино здесь встречается редко. Организаторы гордятся тем, что с первых лет жизни фестиваля всячески поддерживали молодых режиссеров: именно здесь, скажем, побеждал со своим первым полным метром «Сука-любовь» Алехандро Гонсалес Иньярриту. Неслучайно ко всем основным наградам международного конкурса (гран-при, спецприз жюри, призы лучшему режиссеру, актеру, актрисе, награда за «лучший художественный вклад», приз зрительских симпатий) прилагаются чеки на солидные суммы (от 50 до 5 тысяч долларов). Внеконкурсные программы доводят общее количество демонстрируемых в Токио фильмов до ~150 — нормы современного кинофестиваля. Параллельно с фестивалем проходит трехдневный кинорынок TIFFCOM, который считается одним из крупнейших в Азии.

 

13  Cairo International Film Festival — Каирский международный кинофестиваль

Каир, Египет

Самый, пожалуй, экзотический участник «А»-списка. Ноябрьский форум в Каире — единственный аккредитованный FIAPF фестиваль в Африке. Известно о нем не так уж и много: здесь точно организуют основный международный конкурс с призами FIPRESCI и наградами за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучший сценарий, лучшее исполнение мужской и женской ролей и «лучший художественный вклад», а также демонстрируют программы классики, дебютного кино, короткометражных и студенческих фильмов. Как ни странно, российское кино часто гостит в Каире: в 2009-м, к примеру, в конкурсе была картина Веры Глаголевой, годом ранее туда же попал фильм Карена Шахназарова, а в 2007-м — Валерия Пендраковского.

 

14  Tallinn Black Nights Film Festival — Киносмотр Прибалтики и Восточной Европы

Таллин, Эстония

«Темные ночи» проходят в Таллине, имеют внятный русскоязычный сайт и ежегодно собирают крепкие подборки российских фильмов. Программа достаточно обширна: в нее входят международный конкурс, конкурс кино стран Балтии, конкурс фильмов из Эстонии и конкурс североамериканского кино. Параллельно с этими основными программами идут три специализированных «подфестиваля», у каждого из которых есть свой сайт: Just Film (фестиваль детского и молодежного кино), Animated Dreams (международный фестиваль анимации) и Sleepwalkers (международный фестиваль короткометражного и студенческого кино). Список мероприятий, предназначенных для профессионалов индустрии, также весьма обширен, и для размещения необходимой информации выделены еще два сайта: Industry @ Tallinn (семинары, лекции, презентации, дискуссии, мастер классы и проч.) и Baltic Event (рынок копродукции, питчинги).

 

15  International Film Festival of India — Международный кинофестиваль в Индии

Панаджи, Гоа, Индия

Третий подряд ноябрьский фестиваль, развернувшийся на территории небезызвестного штата Гоа. Хотя сам по себе смотр имеет внушительную историю, ежегодным конкурсным событием он стал только в XXI веке. Логично, что необходимый вес фестиваль набрать пока не успел, и в конкурсе присутствуют в основном проекты дружественных и малоизвестных кинематографий (Иран, Бангладеш и т. д.), которые могут рассчитывать на получение крупных наград. Россияне пока побеждали здесь всего один раз: это удалось сделать Сергею Дворцевому и его фильму «Тюльпан».

 

16  Mar del Plata IFF — Международный кинофестиваль категории «А» в Мар-дель-Плата.

Мар-дель-Плата, Аргентина

«Испаноязычный» фестиваль, к которому применимо многое из того, что было написано про смотр в Сан-Себастьяне. В конкурсе доминируют Испания и Латинская Америка; единственный успех россиян датирован 2010 годом, когда лучшим режиссером стал Алексей Федорченко. Одинокую международную соревновательную категорию аргентинские организаторы решили дополнить местными программами (полно- и короткометражного кино Латинской Америки и Аргентины).

 

 

infoselection.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *