Международный День джаза 2018 в Петербурге
30 апреля 2018 года пройдет Международный день джаза в Санкт-Петербурге. По этому случаю приедут джазовые знаменитости, и пройдут концерты с участием иностранных гостей. Международный День джаза 2018 в Петербурге пройдет на ведущих площадках города. JazzPeople приготовил подборку лучших мероприятий.
Международный День джаза 2018 в Петербурге
1 Давид Голощекин и Марджори Барнс
Марджори Барнс9 апреля Мюзик холл
Всемирно известный музыкант-мультиинструменталист, народный артист России Давид Голощекин сыграет с Jazz Philharmonic Orchestra Кирилла Бубякина. Специальным гостем концерта станет вокалистка из Америки Марджори Барнс. Певица работала с такими великими музыкантами, как Фрэнк Синатра, Лина Хорн, выступала с оркестрами «Метрополь» и оркестрами Роттердама.
Ведущий программы – заслуженный деятель искусств России Владимир Фейертаг.
2 Caspar van Wijk квартет
18 апреля Филармония джазовой музыки
Тенор-саксофонист из Голландии Каспар фан Вайк (Caspar van Wijk) сыграет в составе интернационального квартета. Вместе с Каспаром на сцену выйдут молодой контрабасист из Голландии Касс Ийскот (Cas Jiskoot) и 2 российских музыканта – Николай Сизов и Егор Крюковских. Квартет исполнит джазовые стандарты и композиции, написанные участниками коллектива.
3 Квинтет Дмитрия Баевского – Фабьен Мари
22 апреля Филармония джазовой музыки
Фабьен Мари – один из самых значительных и востребованных трубачей во Франции. Уже в 20 лет он стал первой трубой на джазовой сцене Парижа. Он 6 раз становился лауреатом премии Джанго Рейнхардта в номинации «Французский музыкант года».
Саксофонист Дмитрий Баевский до недавнего времени жил и работал в США, а последние годы обосновался в Париже. Начал свой профессиональный путь в музыке Дмитрий с музыкального училища им М.П. Мусоргского в классе Геннадия Гольштейна.
В составе квинтета также:
- Ив Бруки – гитара (Франция)
- Николай Затолочный – контрабас (Санкт-Петербург)
- Егор Крюковских – ударные (Санкт-Петербург)
4 Квартирники Freedom Jazz – Joander Santos
27 апреля Freedom на Казанской, 7
Певец и гитарист из Бразилии Жоандер Сантос продолжает традиции латиноамериканского джаза, покоряя слушателя зажигательными ритмами бразильской самбы и романтичностью босса-новы. К музыканту присоединится пианистка Наталья Скворцова.
Freedom Jazz – это светские вечера, где посетители смогут услышать концерты самобытных джазовых исполнителей в теплом камерном формате элегантной дворцовой гостиной с винным баром. Интересная особенность квартирников заключается в том, что музыкальные выступления будут также совмещены с показами фильмов про джаз и лекциями от винных экспертов.
Купить билеты Joander Santos
5 Квартирники Freedom Jazz – Sweet Hot Jazz Band
28 апреля Freedom на Казанской, 7
Sweet Hot Jazz Band исполнит зажигательный джаз, советские хиты и ретро шлягеры. Коллектив с неизменным задором играет джаз для самой разнообразной аудитории. Фронтмен Sweet Hot Jazz Band – Вова Чё Морале – поющий трубач, в совершенстве владеет искусством вокальной импровизации.
Вечер продолжится просмотром фильма Вуди Аллена «Полночь в Париже».
Купить билеты Sweet Hot Jazz Band
6 Гала-концерт в Филармонии джазовой музыки
30 апреля Филармония джазовой музыки
В гала-концерте примут участие 3 ведущих коллектива Филармонии и петербургской сцены.
Ансамбль Давида Голощекина существует почти 50 лет и по праву является ведущим «мейнстримовским» коллективом России.
- Николай Сизов – фортепиано
- Виктор Щербин – конга, ударные
- Гасан Багиров – гитара
- Вадим Михайлов – контрабас
- Юлия Касьян – вокал
Jazz Philharmonic Orchestra Кирилла Бубякина – молодой петербургский коллектив, продолжающий традиции знаменитых американских джазовых оркестров Каунта Бейси и Стэна Кентона.
Ленинградский диксиленд под управлением Олега Кувайцева – старейший отечественный ансамбль традиционного джаза.
Список концертов дополняется
Рекомендуем: Самые ожидаемые джазовые концерты весны 2018
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Усадьба Jazz 2018 в Санкт-Петербурге: программа фестиваля, участники
Площадка проведения
ЦПКиО им. Кирова
Адрес
Елагин остров, д.4, лит. Б
Дата и время проведения фестиваля / мероприятия
—
Контакты организаторов
Надежда Колесникова: [email protected], +7925 730 13 41; Мария Бережкова: [email protected], +7915 314 94 30
28 июля в Санкт-Петербурге, в ЦПКиО им. Кирова на Елагином острове пройдет фестиваль Усадьба Jazz 2018.
На знаменитом Масляном лугу в Санкт-Петербурге только посетителям фестиваля и только один раз в году можно будет удобно расположиться, наслаждаться музыкой и танцевать. Музыкальная программа развернется на 3 сценах: «Партер», «Аристократ» и Jazz Club.
Событием сезона станет выступление хедлайнера этого года — британской певицы Джосс Стоун, обладательницы Грэмми, которая стала самой молодой артисткой, покорившей чарты Альбиона. Ее называют «сенсацией десятилетия» и «знаменитой босоножкой», она практически всегда выходит на сцену босой.
Джосс Стоун работает с Миком Джаггером в его проекте SuperHeavy, появляется на альбоме Ринго Старра Y Not и в рекламе Coco Shanel, дает концерты в респектабельном лондонском джазовом клубе Ronnie Scott’s и выступает перед матчем лиги американского футбола NFL в Лондоне с гимном Великобритании. Ее необычный голос — властный, порывистый, с раскаленными обертонами — такой бывает только у чернокожих певиц, резко контрастирует с внешностью изящной «английской розы».
Также на главной сцене «Усадьба Jazz 2018» в Санкт-Петербурге выступит тбилисская группа «Мгзавреби», название группы переводится с грузинского, как «пассажиры» или «странники», а музыка коллектива дает возможность услышать грузинскую традиционную мелодику в современной и доступной музыкальной форме, но очень душевной и искренней. Группа Markscheider Kunst , тоже участник сцены «Партер», начав в 1992 году с музыки рокабилли, в середины десятилетия начали популяризировать латиноамериканской, ямайской и, в целом, этнической музыки, активно используя в невском лексиконе такие слова, как ска, кумбия, афробит, кваса-кваса, меренге, босса-нова.
Украшением сцены «Партер» «Усадьба Jazz 2018» в Санкт-Петербурге станет петербургская джазовая вокалистка Лера Гехнер. В ее программе в соавторстве с саксофонистом Алексеем Поповым можно будет услышать фанк, соул, блюз, регги, диско.
Сцена «Аристократ» фестиваля «Усадьба Jazz 2018» в Санкт-Петербурге в этот раз удивит необычными участниками: BigYuki и Rohey. Пианист, органист и клавишник Масаюки Хирано, выступающий под именем BigYuki (США), вырос в Японии, но музыкальную карьеру начал в Штатах, поступив на отделение фортепиано в знаменитейший бостонский Berklee Music College. Перебравшись впоследствии в Нью-Йорк, он стал востребованным сессионщиком для таких хип-хоп легенд как A Tribe Called Quest, Талиба Квели и Матисьяху. В прошлом году он дебютировал с сольной пластинкой Reaching For Chiron. BigYuki играет футуристическую музыку, в которой технологическое и человеческое завязаны в один крепкий узел. В его музыке сочетаются саунд-дизайн будущего и убийственный грув.
Квартет Rohey (Норвегия), созданный выпускниками джазовой консерватории норвежского Трондхайма, уже наделал немало шума, выступив на всех крупных фестивалях Скандинавии. Их музыка — это современный всеядный урбанистический джаз, вбирающий в себя множество влияний: фанк, неосоул, легкий налет IDM. В манере певицы Rohey — Таала чувствуется влияние Эми Уайнхаус, Эрики Баду и великих джазовых див прошлого вроде Сары Воэн или Эллы Фицджеральд. Страстная и чувственная, отстраненная и нежная, музыка Rohey вслед за Скандинавией покоряет новые территории.
Сцена Jazz Club фестиваля «Усадьба Jazz 2018» в Санкт-Петербурге станет настоящей танцевальной площадкой. Кроме музыки посетителей Усадьбы Jazz в Санкт-Петербурге ожидают маркет с продукцией лучших местных дизайнеров, фуд-корт с блюдами на любой вкус, детская площадка (дети до 10 лет традиционно проходят на фестиваль бесплатно), спортивные состязания, квесты и другие развлечения.
Билеты на фестиваль «Усадьба Jazz 2018» в Санкт-Петербурге можно купить по ссылке.
Дети до 10 лет проходят на фестиваль бесплатно.
FitExpo 2023: программа фестиваля, даты и место проведения
Rock Vesna 2023: участники фестиваля, билеты, дата и место проведения
Ешь! Люби! Байкал! 2023: программа гастрономического фестиваля, даты и места проведения
MadFest 2023: участники фестиваля зомби-апокалипсиса, билеты, даты и место проведения
Фестиваль тюльпанов 2023 в Калмыкии: программа, дата и место проведения
Black Metal Over Russia 2023 в Нижнем Новгороде: участники фестиваля, билеты, дата и место проведения
Black Metal Over Russia 2023 в Москве: участники фестиваля, билеты, дата и место проведения
Black Metal Over Russia 2023 в Санкт-Петербурге: участники фестиваля, билеты, дата и место проведения
Финал отборочных туров на Улетай 2023 в Санкт-Петербурге: участники, билеты, дата и место проведения
Motherland 2023: участники фестиваля, билеты, дата и место проведения
Объявлена программаМеждународного дня джаза 2018 г.
в Санкт-ПетербургеПариж, Вашингтон, округ Колумбия, 9 апреля 2018 г. — Генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азуле и посол доброй воли ЮНЕСКО Херби Хэнкок объявили сегодня программу Международного дня джаза 2018 г. День с мероприятиями в Санкт-Петербурге (Российская Федерация), городе-организаторе этого года, и более чем в 190 странах мира.
Ряд образовательных и информационно-просветительских программ пройдет в городе-организаторе Global Host City, где кульминацией Дня станет необыкновенный концерт всех звезд в историческом Мариинском театре, событие, которое будет транслироваться в прямом эфире по всему миру. Партнеры на семи континентах будут отмечать джаз как универсальный язык мира в Международный день джаза, отмечаемый каждый год 30 апреля.
Культовый джазовый пианист Херби Хэнкок (США) и известный саксофонист Игорь Бутман (Россия) выступят художественными содиректорами концерта всех звезд, а Джон Бизли (США) станет музыкальным руководителем вечера. . В концерте примут участие артисты из разных стран, в том числе Олег Аккуратов (Россия), Тилль Бреннер (Германия), Олег Бутман (Россия), Терри Лайн Кэррингтон (США), Fatoumata Diawara (Кот-д’Ивуар), Joey DeFrancesco (США), Vadim Eilenkrig (Россия), Kurt Elling (США), Antonio Faraò (Италия),
70 James GenusA8 , Robert Glasper (США), David Goloschyokin (Россия), Hassan Hakmoun (Марокко), Gilad Hekselman (Израиль), Horacio Hernandez (Куба), 909007 Taku000Hirano, 909007 Taku008Hirano Анатолий Кролл (Россия), Gaoyang Li (Китай), Rudresh Mahanthappa (США), The Manhattan Transfer (США), Branford Marsalis (США), James Morrison (Австралия), Moscow Jazz Orchestra (Россия), Makoto Ozone (Япония), Danilo Pérez (Панама), Dianne Reeves (США), Lee Ritenour (США), Luciana Souza (Бразилия) и Ben Williams (США), среди прочих .
Состав участников Глобального концерта всех звезд Международного дня джаза 2018 года.Игорь Бутман поддержал заявку Санкт-Петербурга на проведение Международного дня джаза 2018, и 29 и 30 апреля город бесплатно предложит публике насыщенную программу концертов, лекций, мастер-классов и дискуссий с известными музыкантами.
Джаз играет в Санкт-Петербурге с 1927 года, когда в Санкт-Петербургской государственной капелле был основан Первый в России концертный джаз-оркестр, а затем в 1929 году был создан первый джазовый коллектив. Это также единственный город в России, где Джазовая филармония, основанная в 1989.
Торжества также пройдут в других городах Российской Федерации и более чем в 190 странах мира в ознаменование Дня, учрежденного ЮНЕСКО совместно с Институтом джаза им. Телониуса Монка в 2011 г. в знак признания роли джаза. в продвижении свободы, творчества и межкультурного диалога, объединяющего людей со всех уголков земного шара.
Новый Орлеан (Луизиана, США)
22 апреля состоится специальный концерт, посвященный 300-летию -я -я годовщина основания Нового Орлеана, родины джаза, на исторической городской площади Конго. Это положит начало официальному обратному отсчету до Международного дня джаза, положив начало серии образовательных программ в государственных школах Нового Орлеана и по всему миру. Концерт будет транслироваться 30 апреля, в Международный день джаза, в преддверии прямой трансляции All-Star Global Concert из Санкт-Петербурга.
Посетители первого концерта в честь Международного дня джаза на площади Конго в 2012 годуИнститут джаза Телониуса Монка снова сотрудничает с ЮНЕСКО и ее отделениями на местах, национальными комиссиями, сетью ассоциированных школ, университетами и институтами, общественными радио- и телевещательными компаниями, а также НПО, чтобы обеспечить их участие в Международном дне джаза. Кроме того, в странах по всему миру библиотеки, школы, университеты, концертные залы, общественные центры, артисты и художественные организации всех дисциплин будут отмечать День посредством презентаций, концертов и других программ, посвященных джазу.
Программа Международного дня джаза стала возможной благодаря поддержке ведущего партнера 2018 года компании Toyota, чье видение и щедрость способствуют ощутимому влиянию празднования на сообщества по всему миру.
Как было объявлено ранее, Сидней, Австралия, станет глобальным городом-организатором Международного дня джаза 2019 года, а в следующем году All-Star Global Concert пройдет в культовом Сиднейском оперном театре, объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Пресса: свяжитесь с Алисс Кингсли по телефону + 1 323 467 8508 или по электронной почте [email protected] / Летиция Качи, Отдел СМИ ЮНЕСКО, +33 (0) 145681772
Чтобы узнать больше о Международном дне джаза и зарегистрироваться на официальном сайте, посетите сайт www.jazzday.com или www.unesco.org/jazzday.
Международный день джаза: Письмо из Санкт-Петербурга
«Вы должны представить себе мир и работать для него, — сказал мне арт-продюсер и музыкант Ганнибал Саад поздним вечером 30 апреля. — Иначе вы сойдете с ума». Мы стояли в бальном атриуме Комендантского дома Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, Россия. Основанная Петром Великим на заре 18 века и построенная в течение следующих нескольких десятилетий, крепость поражает своим архитектурным величием, как и большая часть культурной столицы России. Актерский состав на Всемирном концерте всех звезд Международного дня джаза 2018 года начал уменьшаться, и Саад подробно рассказал о своем предпринимательстве, связанном с джазом, которое он предпринял в своей родной Сирии.
Получив образование в США, он «начал движение современного джаза в Сирии в 2004 году», сказал он, что включало фестиваль и сотрудничество с культурными организациями, которые способствовали проведению бесплатных мероприятий во многих городах. Когда в 2011 году началась гражданская война в Сирии, фестивали стали невозможны, поэтому Саад, который в настоящее время живет в Нидерландах, направил свою энергию на международные благотворительные концерты для сирийских беженцев, детей и музыкантов. Он также умело использовал технологии для повышения осведомленности, в том числе онлайн-кампанию под названием #4Syria, в которой музыкантам предлагалось исполнить и записать что-нибудь, посвященное страданиям нации, лишенное политики. «Я подумал: «Это нужно сделать сейчас, а не после окончания войны», — объяснил Саад.
«И это сработало, потому что обычно, когда есть полярность, люди склонны присоединяться к полярности, а люди посередине исчезают». Международный день джаза, совместно организованный агентством ЮНЕСКО при Организации Объединенных Наций и Институтом джаза Телониуса Монка и ежегодно проводимый во всем мире с 2012 года, стал важным союзником в его работе, рекламируя уже принятый им гуманистический идеал. «Каким-то образом вы должны найти общий язык, и я думал, что музыка может это сделать». The Global Concert завершается песней Джона Леннона «Imagine» (фото Стива Мандингера/Thelonious Monk Institute of Jazz).Ранее в тот же день Саад поделился подобными мыслями на панельной сессии с участием других преданных своему делу организаторов IJD в неожиданных или трудных местах. Пианист Данило Перес рассказал о преподавании музыки в своей родной Панаме, в общинах, где преступность и бандитизм разрушили семьи молодых музыкантов. Шон Кэмпбелл, австралийский сотрудник по оказанию помощи и джазовый вокалист, живущий и работающий в Мьянме, говорил о проблемах внедрения джазовых инициатив в культуру с очень небольшим историческим отношением к музыке; тем не менее, объяснила она, бесплатные концерты IJD, которые она устраивала, нашли отклик у местных жителей, о чем свидетельствуют фотографии.
В тот же день в Мариинском-2, театральном комплексе с необычайно современной оперой, российские студенты-музыканты играли в настольный теннис среди других тщательно организованных панелей и программ. Дискуссия под названием «Женщины в джазе», в которой приняли участие Кэмпбелл, а также российская певица Алина Ростоцкая, сочетающая жанры, и блестящая малийская певица и автор песен Фатумата Диавара, показала, насколько важны права женщин и их участие в искусстве во всем мире. по скользящей шкале.
The Monk Institute впервые посетил Санкт-Петербург в мае 2012 года, когда организатор и организатор Дня джаза, пианист и посол доброй воли ЮНЕСКО Херби Хэнкок и певица Ди Ди Бриджуотер организовали российский тур с участием выпускников Института, предлагая концерты и мастер-классы. В этом году организация снова была жизненно важной. Критика послеобеденного выступления молодых музыкантов, проведенная игроками Institute, породила настоящее озарение. Тромбонист Джон Хатамия должен был тренировать уже хорошо сформированное трио под руководством пианиста Мэтта Войнаровски, но он дал уместный совет: он призвал музыкантов отказаться от своих ролей солистов середины прошлого века в ритм-секции и стать более интерактивными, используя плавность между мелодией, гармонией и ритмом, которая отличала великие фортепианные трио после Билла Эванса. Накануне в Санкт-Петербургской государственной джазовой филармонии состоялись и другие увлекательные панели, а также длинные программы бесплатной музыки по городу и ночные мероприятия в местных клубах.
Международный день джаза стал успешной и важной инициативой ЮНЕСКО, в которой сейчас принимают участие более 190 стран. У любителя истории джаза может возникнуть соблазн поставить его рядом с турами Jazz Ambassador, предпринятыми Диззи Гиллеспи, Луи Армстронгом, Бенни Гудманом и другими в разгар холодной войны, но эти аналогии заходят слишком далеко. С одной стороны, IJD продолжает межъязыковую работу, начатую этими путешествиями, и трудно отрицать влияние, которое ранее приехавшие американцы оказали на культурную историю стран, в которые они направлялись, включая СССР (IJD — прекрасное доказательство того, насколько глубоко эти семена середины века — вместе с теми, которые были посажены радиопередачами «Голоса Америки» Уиллиса Коновера, — выросли.) С другой стороны, «Послы джаза» явно и целеустремленно были солдатами культуры, стремившимися свести на нет красную пропаганду и завоевать сердца и умы.
Более неограниченная идея всеобщей доброй воли через музыку определяет это событие, центральным элементом которого является Всемирный концерт всех звезд. Проводимый, как правило, для приглашенных гостей в данном принимающем городе и веб-трансляции на JazzDay.com, он, как правило, затмевает информационный компонент в отделе прессы. Это неудивительно: когда Обама принимал IJD в Белом доме в 2016 году, Арета Франклин спела «Purple Rain» в честь Принса, а Стинг, представленный Хелен Миррен, был фронтменом группы с Хэнкоком и Пэтом Метени. Если это не звуковой материал, то я не знаю, что это.
The Manhattan Transfer открывает глобальный концерт при поддержке Московского джазового оркестра под руководством Игоря Бутмана (фото Стива Мандингера/Thelonious Monk Institute of Jazz) сцены, переполненные громкими джазовыми именами и артистами кроссовера; часто казалось, что он позволяет своим далеко идущим Rolodex игрокам просто делать то, что они делают в более компактных форматах ансамбля. Концерт был подготовлен вернувшимся музыкальным руководителем (и клавишником) Джоном Бисли, а Хэнкок и самый известный джазовый музыкант России, саксофонист Игорь Бутман, выступили в качестве художественных руководителей. И хотя я подозревал, что другие принимающие страны рассматривают концерт как возможность собрать колоду, Бутман выбрал 9 баллов.0111 laissez-faire , который, несомненно, способствовал приятному ощущению пространства шоу, а также его способности демонстрировать российские таланты таким образом, который казался органичным и служил глобальной цели. «Я знаю Джона Бизли; Я знаю Херби. Я знаю, что они годами отлично играли», — сказал он мне в интервью на вечеринке актеров. «Я не хотел вмешиваться в это, потому что на самом деле это их работа. Я не хотел говорить: «О, ты в России — ты должен это сделать».Тем не менее Россия давала о себе знать сверху. Московский джаз-оркестр Бутмана, адаптируемый, нестандартный биг-бэнд, который может напомнить большие ансамбли эпохи 70-х под управлением Бадди Рича и Мейнарда Фергюсона, поддержал Manhattan Transfer на «Birdland». Олег Аккуратов, слепой 28-летний пианист и певец в духе молодого Гарри-Конника, очарован песней «Это могло случиться с тобой». Другая молодая российская пианистка и певица, Наталья Смирнова, добавила в «Мою единственную и неповторимую любовь» театральную эмоциональность; Бутман, чей брат Олег занял барабанный трон в паре мелодий, предложил одну из лучших игр вечера своей романтической виртуозной филигранностью вокруг голоса Смирновой. В «In a Sentimental Mood» мультиинструменталист Дэвид Голощекин сыграл великолепные вокальные партии на скрипке, чтобы дополнить Дайан Ривз.
Олег Аккуратов выступает на Global Concert (фото Стива Мандингера/Thelonious Monk Institute of Jazz) Риверсайд»; Роберт Гласпер и Терри Лайн Кэррингтон привнесли нео-соул в «Stella by Starlight»; Лусиана Соуза и Ли Ритенур путешествуют по Бразилии через Лос-Анджелес. эстетика «Eu Vim da Bahia» Жилберто Хиля; небрежно убивающая связь между Брэнфордом Марсалисом и Куртом Эллингом; Рудреш Махантхаппа вдыхает огонь в «Актуальное доказательство» Хэнкока; искусная формулировка Гилада Хексельмана, купающаяся в набухающих объемах; мастерство владения секретным оружием Бена Уильямса и Джеймса Генуса.В нередких речах Global Concert, в обычном финале этого шоу «Imagine» Джона Леннона, а также во всех своих приемах и панелях IJD придерживался почти яростно аполитичного языка и поведения, которые вы ожидаете от культурно-дипломатического представительство ООН. Для американца, приехавшего в Россию весной 2018 года, временами это может казаться чем-то вроде предоставления слону комнаты в одиночестве. Но затем вы вспоминаете, что вся глобальная геополитика — это не горячая точка кабельных новостей того дня, связанная с Трампом, и вы вспоминаете выступления, которые вы слышали от японского пианиста Макото Озоне, или фанк Gnawa из sintir игрок Хассан Хакмун или двадцатилетние бибопперы в модном местном клубе The Hat, молодые музыканты, чей устрашающий талант, без сомнения, восходит к суровым многовековым классическим традициям России. Или вы думаете о Ганнибале Сааде из Сирии или Шоне Кэмпбелле из Мьянмы. Что касается музыкантов, то преобладал оптимистичный и невозмутимый настрой. «Повсюду наступают неспокойные времена, чувак, — сказал мне Курт Эллинг. «Я [выступал] в целом ряде проблемных зон. Я был в Израиле, чтобы играть, когда дерьмо идет вниз. Просто быть в Нью-Йорке вскоре после 9/11. … У меня был выпуск пластинки, который произошел в субботу после вторника 11 сентября. … [Это] было действительно возможностью для меня и всех, кто появился, быть вместе и чувствовать себя лучше».
Как вспоминала мне бывший Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова, успех Международного дня джаза в культурной дипломатии начался в 2011 году, еще до того, как это мероприятие состоялось. Тогда это был необычайно популярный проект резолюции, быстро принятый даже странами, которые, как выразилась Бокова, стали «самыми необычными союзниками». С тех пор он сосредоточился в городах, которые политические обозреватели не назвали бы беззаботными — Стамбуле, Гаване, — но, как объяснила Бокова, ООН не хотела бы этого по-другому. «Я знаю, что иногда вещи очень политизированы, и в определенных обстоятельствах очень сложно работать, но я думаю, что история не простит нас, если мы не попытаемся это сделать», — сказала она. «Нам необходимо защитить наследие в зонах конфликтов, в сложных политических обстоятельствах. Мы просто должны это решить. И я думаю, что джаз — один из способов сделать это».
«Некоторые двери должны быть открыты, — сказала она ранее, — если не для высоких политических лидеров, то для гражданского общества, для интеллектуалов, музыкантов, писателей». Когда я упомянул о том, что ООН можно рассматривать как награждающую недееспособные правительства таким грандиозным мероприятием, она ответила мгновенно. «Это не для правительства; это для народа, — сказала она с силой, но не с негодованием. «И я думаю, что это мощное послание, город живет с ним. Это послание людям — послание о свободе, послание о достоинстве, послание о межкультурном диалоге».
Игорь Бутман в Санкт-Петербурге в апреле (фото Стива Мандингера/Thelonious Monk Institute of Jazz) самый известный русский джазовый музыкант в мире. С точки зрения джазового ремесла эта репутация не является незаслуженной. Тенор-саксофонист обладает впечатляюще широким набором навыков и чистым тоном, который может вызвать в памяти Майкла Брекера или даже Криса Поттера; как и у тех музыкантов, его стиль смыкается с различными пробными камнями истории джазового саксофона, передавая им изысканно точную технику, которую лучше всего можно было бы назвать пост-фьюжн. Но аналогия, которую чаще всего применяют к Бутману, заключается в том, что он — русская версия своего друга и сотрудника Уинтона Марсалиса: лидер известного биг-бэнда; ценный представитель СМИ; основатель и директор площадок и мероприятий; защитник джаза, чей опыт, обаяние, связи и чувство ответственности могут открыть большие возможности для музыки. У себя на родине он культурная знаменитость, и приветствие его героя на протяжении всего уик-энда могло соперничать только с аплодисментами, которыми приветствовали Хэнкока. Но Бутман также чрезвычайно доступен, и он сидел перед вечеринкой Global Concert с сигарой в руке для короткого интервью, которое постоянно прерывалось доброжелателями.Бутман родился в Санкт-Петербурге в 1961 году, когда город назывался Ленинградом, и в его истории есть подробности, которые можно ожидать от амбициозного молодого музыканта, достигшего совершеннолетия в конце советской эпохи, после того, как хрущевская оттепель открыла новые горизонты. двери в джазовую культуру. Были классические занятия на кларнете с официальным переходом на джазовый саксофон в подростковом возрасте. Наставничество познакомило его со всем, от бопа до Энтони Брэкстона и Weather Report, и, пока он платил взносы в знаменитые биг-бэнды Советского Союза, его авторитет рос настолько, что позволял ему встречаться и сидеть с приезжавшими в гости американскими великими людьми. Он стал чем-то вроде протеже Гровера Вашингтона-младшего, чья R&B-фразировка до сих пор слышна в игре Бутмана.
В конце концов он эмигрировал в США и стал студентом Беркли в середине-конце 80-х. «Я не коммунист, — сказал он мне. «Я не хотел быть в Советском Союзе, потому что у меня не было той свободы, которую я хотел иметь. Я не хотел бороться с режимом, потому что некоторые люди были довольны этим режимом. … Так что я ушел». Его карьера плодотворно развивалась в Штатах на протяжении первой половины 90-х, но к середине десятилетия Бутмана потянуло домой. С тех пор он постоянно работал из Москвы в качестве исполнителя, посла и предпринимателя, а балласт ему давали такие друзья, как Владимир Путин, с которым Бутман познакомился в начале политической карьеры президента. («Мы видимся не каждый день, но иногда играем в хоккей; он приглашает меня выступить», — сказал Бутман.) В своей автобиографии-бестселлере Билл Клинтон хвалит Бутмана, подробно описывая его президентские поездки весной 2000 года — отправка из более простых времен: Перед отъездом из Москвы Путин устроил небольшой ужин в Кремле, а затем джазовый концерт с участием российских музыкантов от подростков до восьмидесятилетних. Финал начался на темной сцене, захватывающей серией мелодий моего любимого живого тенор-саксофониста Игоря Бутмана. Джон Подеста, любивший джаз так же сильно, как и я, согласился со мной, что мы никогда не слышали более прекрасного живого исполнения.
«Когда я [вернулся], я получил поддержку здесь», — объяснил Бутман. «Я мог бы привести своих американских друзей, чтобы они выступили перед большой аудиторией. Я мог бы играть в Соединенных Штатах. Я собрал свою группу; Я очень гордился талантом музыкантов. Вот почему я подумал, что, может быть, останусь здесь и сделаю что-нибудь для России, и для Соединенных Штатов, и для всего мира».
Тем не менее, музыкальная дипломатия Бутмана не осталась незамеченной. Он сразу же указал на прозрачность своего положения, на то, что его высокопоставленные соратники в Москве «все знают, что у меня есть американское гражданство» — хотя это может не успокоить всю оппозицию Кремля в России, и по крайней мере один эксперт публично осудил его двойное гражданство как нелояльность. Хотя он пользуется известностью в «Единой России», нынешней правящей партии страны, он сказал, что решил избегать любых официальных государственных должностей, которые потребовали бы от него отказа от американского паспорта. «Как музыкант я лучше справляюсь с работой по организации и продюсированию музыкальных фестивалей, чем как министр культуры», — сказал Бутман.
«Это непросто, — объяснил он позже. «Некоторые должности мне предлагали, я не мог быть на этой должности, потому что я тоже гражданин США. Но я спросил нескольких человек: «Вы хотите, чтобы я отказался от своего гражданства?» Я спросил очень важных людей. … Люди уважают меня за мои убеждения».
Летом 2015 года Государственный департамент США предостерег Бутмана от выступления на вечеринке Koktebel Jazz Party, основанной провокационным российским журналистом Дмитрием Киселевым и проводимой в легендарной колонии артистов в оккупированном Россией Крыму. Опять же, Бутман сослался на идею о том, что музыка может и должна вытеснить политику. «В худшие времена в отношениях между Соединенными Штатами и Советским Союзом, — начал он, — которые были намного хуже, чем сейчас, из-за идеологии: коммунизм против капитализма… джаз всегда был формой американского искусства, которой мы наслаждались и играли …и это искусство свободы. А потом [когда] говорят, что играть нельзя — неважно где. Это музыка, и люди в Крыму, даже если они находятся под российским режимом, или украинским режимом, или любым [другим режимом], они хотят слушать музыку». (Стоит отметить, что, по данным Monk Institute, Государственный департамент оказывал последовательную поддержку Международному дню джаза в Санкт-Петербурге, так же важно отметить, что в 2014 году подпись Бутмана, наряду с подписями сотен других российских исполнителей и мыслители, как сообщается, фигурировали в неоднозначной петиции в поддержку аннексии Крыма. )
После того, как это первое сообщение было получено, Бутман написал ответ президенту Обаме, в котором было получено второе уведомление от Штатов, позиция которого осталась неизменной. Саксофонист был неотъемлемой частью и источником вдохновения для коктебельского мероприятия с самого начала, повторил он мне. «Я не мог отказать промоутеру. Я не мог отказать людям в Крыму», — сказал Бутман. «Я не мог».
«Дело не в том, что я путинская швабра, как мне говорят, — продолжил он. «Люблю ли я президента Путина? Да, я знаю, как человек. Я знаю его хорошо. Я хочу мира на Земле. Я хочу, чтобы все были счастливы. … Что я могу сделать? Должен ли я распространять ненависть? Могу ли я быть на этой стороне или на той стороне? … Нет, я буду заниматься музыкой».
Великий австралийский трубач Джеймс Моррисон вместе с басистом Беном Уильямсом и барабанщиком Олегом Бутманом поможет организовать IJD 2019 в Сиднее (фото Стива Мандингера/Thelonious Monk Institute of Jazz). отмечают первый Международный день джаза после выхода США из ЮНЕСКО в декабре этого года. Администрация Трампа сделала это заявление в октябре прошлого года, сославшись на такие вопросы, как «продолжающаяся антиизраильская предвзятость» в заявлении для прессы, хотя нация останется присоединенной в качестве «государства-наблюдателя, не являющегося членом». Что касается IJD, важно помнить, что эта инициатива процветала с момента ее начала в 2012 году — через год после того, как США прекратили финансирование ЮНЕСКО после того, как Палестина стала полноправным членом.Сиднейская программа будет частично проходить под руководством посла этого континента в стиле Уинтона, трубача Джеймса Моррисона, чьи потрясающие выступления были одним из основных продуктов IJD Global Concerts. В Санкт-Петербурге мы рассказали о его видении мероприятия 2019 года. «Во-первых, у нас огромное взаимодействие с молодежью в Австралии», — сказал он. «Многие молодые люди увлекаются джазом». Для начала школьникам по всей стране дали задание сочинить мелодию в честь IJD, а мелодия-победитель будет профессионально аранжирована и станет хитом 2019 года.