Базовые социальные семья государство религия производство культура: Социальные институты — теория для ЕГЭ по обществознанию

Содержание

4 сферы общественной жизни — определение и примеры

Покажем, как применять обществознание во всех сферах жизни

Начать учиться

352.3K

Каждый из нас реализуется в разных сферах жизни: учеба, работа, семья. Это значит, что общественная жизнь состоит из определенных сфер деятельности. Расскажем про основные четыре.

Подсистемы общества

Человеческое общество — это сложная система, в которой происходит огромное количество разнообразных процессов.

Для элементов сложноорганизованных систем есть специальное понятие — «подсистема».

Подсистемы — это промежуточные комплексы, которые сложнее элементов, при этом менее сложные, чем сама система. Они образуют определенные группы общественных отношений.

По сути термины «сферы общественной жизни» и «подсистемы общества» равнозначны, их можно использовать для обозначения одного и того же.

Сферы жизни общества — это независимые, но в то же время взаимосвязанные области человеческой деятельности.

Выделяют четыре основные подсистемы или сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная и духовная. Рассмотрим каждую из них.

Узнай, какие профессии будущего тебе подойдут

Пройди тест — и мы покажем, кем ты можешь стать, а ещё пришлём подробный гайд, как реализовать себя уже сейчас

Экономическая сфера общественной жизни

Экономическая сфера — это хозяйственная деятельность страны, общества, семьи и т. д.

Основные элементы экономической сферы:

  • экономические системы;

  • формы собственности;

  • рынки;

  • деньги;

  • бюджет;

  • банки;

  • налоги;

  • безработица;

  • предпринимательская деятельность.

Эта сфера дает возможность получить средства для организации всех остальных сфер общественной жизни, так как производство материальных благ — это один из основных факторов жизнедеятельности человека.

В экономическую сферу жизни общества входят: сельское хозяйство, промышленность, производство, рыночная и банковская системы и т. п.

Поможем закрепить новый материал на онлайн-уроках обществознания.

Политическая сфера общественной жизни

Политическая сфера — это сфера деятельности людей, которая связана с проблемами реализации властных полномочий, безопасности общества, государственного устройства, судебной системы.

Основные части этой сферы: государство, политические партии и организации, законодательство.

Политическая сфера жизни общества обеспечивает мирную жизнь людей, регулирует их совместную деятельность, определяет направление развития.

Социальная сфера общественной жизни

Социальная сфера — это люди, социальные общности и группы, народы, классы и сословия.

У социальной сферы есть две формы:

  • общество в целом, которое включает в себя территорию, национальности, демографические особенности, менталитет.
  • совокупность организаций и учреждений, которые отвечают за благосостояние населения.

Духовная сфера общественной жизни

Духовная сфера — это сфера, которая отражает духовно-нравственную жизнь общества. Ее элементы: культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство.

Основная функция духовной сферы — производство и передача новых знаний и ценностей. Благодаря определению ценностей можно понять уровень развития общественного сознания.

При этом общественное сознание — это совокупность действующих факторов и процессов, которые определяют мировоззрение определенной части населения страны, города, социальной группы.

Поэтому общественное сознание — это основной элемент духовной сферы жизни общества. Общественное сознание можно назвать продуктом культуры. Оно включает в себя философскую, политическую, экономическую, нравственную, эстетическую, правовую, религиозную формы сознания, в каждой из которых есть элементы как идеологии, так и психологии.

Таблица элементы сфер общественной жизни + примеры

Название сферы

Отношения, в которые вступают люди в рамках этой сферы

Основные элементы

Учреждения (организации)

Экономическая

Отношения в процессе производства, обмена и потребления.

Отношения по поводу права собственности.

Отношения в процессе предпринимательской деятельности.

Взаимосвязь государства и экономики.

Экономические системы;

производство;

обмен;

распределение;

формы собственности;

рынки;

деньги;

бюджет;

банки;

налоги;

безработица;

предпринимательская деятельность.

Заводы, фирмы, банки, биржи и др.

Политическая

Отношения по поводу власти и управления обществом.

Отношения человека и государства.

Отношения между большими группами населения по вопросам управления, национальных отношений и пр.

Политика;

власть;

государство;

разделение властей;

формы государственной власти;

политические партии;

выборы;

гражданское общество.

Парламент, правительство, партии, общественные организации и др.

Социальная

Взаимоотношения социальных групп между собой (классов, страт, профессиональных и социально-демографических групп, национальных общностей). Порядок и принципы этих взаимоотношений.

Структура общества;

социальные группы;

социальная мобильность и социальные лифты;

национальные отношения; семья.

Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др.

Духовная

Отношения людей, в основе которых лежат духовные ценности (культура, религия, образование, наука, мировоззрение и пр.).

Отношения в процессе создания, распространения и усвоения этих ценностей.

Культура;

искусство;

образование;

наука;

религия;

вера;

мировоззрение;

мораль;

нравственность;

этика;

эстетика.

Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и др.

Разграничение сфер общественной жизни происходит вследствие определенных потребностей человека:

  • материальные потребности;

  • потребности в общении с другими людьми;

  • потребности в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, в законе и порядке;

  • потребности в самореализации, самоутверждении, в добре, истине и красоте, в нравственном совершенствовании.

Деление на четыре сферы общественной жизни считается условным. Можно назвать и другие: наука, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы в рамках школьной программы по обществознанию выделяют как наиболее общие и значимые.

Лидия Казанцева

Автор Skysmart

К предыдущей статье

117.4K

Виды социальных конфликтов

К следующей статье

232.8K

Социальный статус

Получите индивидуальный план обучения обществознанию на бесплатном вводном уроке

Премиум

На вводном уроке с методистом

  1. Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению

  2. Определим уровень и подберём курс

  3. Расскажем, как 
    проходят занятия

Какие пять примеров основных социальных институтов приведены в тексте? Используя текст и обществоведческие знания, укажите, какую фундаментальную потребность удовлетворяет каждый из них.

Какие пять примеров основных социальных институтов приведены в тексте? Используя текст и обществоведческие знания, укажите, какую фундаментальную потребность удовлетворяет каждый из них.

У каждого человека есть потребности, которые он обязан удовлетворить: физиологические, социальные, духовные. Важнейшие, или фундаментальные, потребности у всех одинаковы, а второстепенные различны. Первые универсальны, то есть присущи всему населению, а стало быть, характеризуют общество в целом.

Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества, называются социальными институтами. Семья, производство, религия, образование, государство — фундаментальные институты человеческого общества, возникшие в глубокой древности и существующие по сию пору. В своей зачаточной форме семья, по свидетельству антропологов, появилась 500 тыс. лет назад. С тех пор она постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная семья, расширенная семья, неполная семья и т.д. Государству 5-6 тысяч лет, столько же образованию, а религия имеет более почтенный возраст. Социальный институт — очень сложное учреждение, и самое главное — реально существующее. Ведь социальную структуру мы получаем, абстрагируясь от чего-то. Да и статус можно представить только мысленно. Конечно, соединить в единое целое всех людей, все учреждения и организации, которые на протяжении веков связаны с одной функцией — семьёй, религией, образованием, государством и производством, — и представить их как один из институтов, тоже непросто. И всё же социальный институт реален.

Во-первых, в каждый данный момент времени один институт представлен совокупностью людей и социальных организаций. Совокупность школ, техникумов, вузов, различных курсов и т.п. плюс министерство образования и весь его аппарат, научно- исследовательские институты, редакции журналов и газет, типографии и многое другое, что связано с педагогикой, составляют социальный институт образования. Во-вторых, основные, или общие институты в свою очередь состоят из множества неосновных, или элитных институтов. Их называют социальными практиками. К примеру, в институт государства входят институт президентства, институт парламентаризма, армия, суд, адвокатур, полиция, прокуратура, институт присяжных и т. д. Так же обстоит дело с религией (институты монашества, крещения, исповеди и т. д.), производством, семьёй, образованием. Совокупность социальных институтов называется социальной системой общества.

Она связана не только с институтами, но также с социальными организациями, социальным взаимодействием, социальными ролями. Одним словом, с тем, что движется, работает, действует.

Итак, сделаем четвёртый вывод: статусы, роли, социальный контроль существуют не сами по себе. Они формируются в процессе удовлетворения фундаментальных потребностей общества.

(А. И. Кравченко)

Нашли ошибку в задании? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.

Общество, культура и социальные институты

Результаты обучения

  • Описать отношения между культурой, обществом и социальными институтами
  • Выявление и определение социальных институтов

Как вы помните из предыдущих модулей, культура описывает общие нормы (или приемлемое поведение) и ценности группы, тогда как s общество описывает группу людей, которые живут в определенной географической области и взаимодействуют с ней. другой и разделяют общую культуру. Например, Соединенные Штаты представляют собой общество, в котором представлено множество культур. Социальные институты — это механизмы или модели социального порядка, ориентированные на удовлетворение социальных потребностей, таких как правительство, экономика, образование, семья, здравоохранение и религия. Некоторые социологические методы сосредоточены на изучении социальных институтов во времени или на сравнении их с социальными институтами в других частях мира. В Соединенных Штатах, например, существует система бесплатного государственного образования, но нет универсальной программы здравоохранения, чего нет во многих других богатых демократических странах. В оставшейся части этого курса мы уделим большое внимание изучению этих конкретных социальных институтов.

Какие правила поведения действуют, когда вы встречаете знакомого в школе, на работе или в продуктовом магазине? Как правило, мы не отступаем, чтобы рассмотреть все тонкости таких нормативных правил. Мы можем просто сказать «Привет!» и спросите: «Как прошли ваши выходные?» или предложите какой-нибудь другой тривиальный вопрос, предназначенный для дружеского приветствия. Мы редко физически обнимаем или даже прикасаемся к человеку, и часто это происходит потому, что в нашей культуре мы рассматриваем это как норму или стандарт приемлемого социального поведения. Только столкнувшись с другой нормой, мы начинаем увидеть культурных различий или даже понять, что это повседневное поведение является частью более крупного процесса социализации. В других культурах отказ от поцелуев и/или объятий может рассматриваться как грубость, но в Соединенных Штатах действуют довольно строгие правила в отношении личного пространства.

Смотреть

Рисунок 1 . Приложения на телефоне — это культурные составляющие общества.

Один из способов понять отношения между обществом и культурой – рассмотреть характеристики телефона. Сам телефон похож на общество, а приложения на телефоне — на культуру:

  • Общество и социальные учреждения = физический телефон/защитный чехол для телефона
    • Телефон имеет осязаемую структуру, так же как общество имеет определенные структуры и институты. Социальные институты подобны аппаратному обеспечению телефона.
  • Культура = программное обеспечение/приложения
    • Приложения и программное обеспечение — это инструкции на телефоне, которые неосязаемы, так же как нематериальная культура обеспечивает правила и информацию, которые заставляют общество функционировать.

Программное обеспечение и приложения на телефоне можно сравнить с культурой. Это элементы, которые придают телефону узнаваемую «личность», точно так же, как культура группы описывает ее убеждения, обычаи и правила жизни. И точно так же, как приложения для телефонов обновляются или изменяются, культура также может меняться с течением времени.

Социальные институты могут быть наиболее заметными, когда они разрушаются. Например, в течение шести дней в январе 2019 года учителя государственных школ в Калифорнии бастовали. Школьный округ Лос-Анджелеса (второй по величине в стране) изо всех сил пытался предоставить замещающих учителей и персонал, чтобы остаться с учениками после того, как 30 000 учителей ушли, требуя меньших размеров классов, большего количества учителей и вспомогательного персонала и повышения на 6,5%. В конце концов они пошли на компромисс с повышением на 6%, увеличением вспомогательного персонала и постепенным сокращением размера класса, но шесть дней вне школы обошлись округу более чем в 125 миллионов долларов. Как крах социальных институтов, подобных этому (общественное образование), влияет на людей? Как это влияет на студентов? Родители? Учителя и администраторы? Как забастовка повлияет на других школьных работников, таких как работники столовой или обслуживающий персонал? Наша система государственного образования отвечает многим сложным потребностям общества, включая обучение и подготовку будущих избирателей и работников, но на более прагматическом уровне она также предоставляет детям место, куда они могут пойти, пока родители работают.

Рассмотрим сложный социальный институт — семью. Когда мы думаем о семье как о социальном институте, мы можем рассмотреть, каким образом определение семьи изменилось с течением времени и как это породило новые формальные нормы (например, законы штатов и федеральные законы). Семья удовлетворяет различные социальные потребности, в том числе юридические (т. е. право принимать медицинские решения), экономические (т. е. право на наследование) и социальные/эмоциональные. Легализация однополых браков была вопросом, разделившим многие государства, и служит наглядным социологическим примером взаимодействия общества и культуры.

Смотреть

Посмотрите это видео, чтобы увидеть конкретные примеры социальных институтов.

 

Попробуйте

Глоссарий

культура:
общие убеждения, ценности и обычаи
социальные учреждения:
механизмы или модели социального порядка, ориентированные на удовлетворение социальных потребностей, таких как правительство, экономика, образование, семья, здравоохранение и религия
общество:
человека, которые живут в поддающемся определению, часто географически ограниченном сообществе и имеют общую культуру

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее

Социальные институты в социологии: определения и примеры

Ключевые выводы

  • Социальный институт — это группа или организация, которая имеет определенные роли, нормы и ожидания, функционирующие для удовлетворения социальных потребностей общества . Семья, правительство, религия, образование и средства массовой информации — все это примеры социальных институтов.
  • Социальные институты взаимозависимы и постоянно взаимодействуют и влияют друг на друга в повседневном обществе. Например, некоторые религиозные учреждения считают, что они должны иметь контроль над государственными и образовательными учреждениями.
  • Социальные институты могут иметь как явные, так и латентные функции. Явные функции — это те, которые заявлены явно, а скрытые функции — нет.
  • Каждый социальный институт играет жизненно важную роль в функционировании общества и жизни людей, которые его населяют.

Что такое социальные институты?

Социальные институты — это организации в обществе, которые влияют на то, как общество структурировано и функционирует. К ним относятся семья, средства массовой информации, образование и правительство.

Социальный институт – это установленная практика, традиция, поведение или система ролей и отношений, которые считаются нормативной структурой или устройством в обществе.

Богардус — «Социальное учреждение — это структура общества, которая организована для удовлетворения потребностей людей главным образом посредством хорошо установленных процедур».

Его Превосходительство Барнс — «Социальные институты — это социальная структура и механизм, с помощью которых человеческое общество организует, направляет и выполняет разнообразную деятельность, необходимую обществу для удовлетворения человеческих потребностей».

В широком смысле это модели поведения, сгруппированные вокруг основных потребностей человека в обществе. Одним из таких примеров института является брак, когда несколько человек обязуются следовать определенным правилам и приобретают семейный правовой статус по отношению друг к другу (Miller, 2007).

Социальные институты имеют несколько ключевых характеристик:

  1. Они долговечны и стабильны.
  2. Они служат определенной цели, в идеале повышая шансы человечества на выживание и процветание.
  3. У них есть роли, которые нужно заполнить.
  4. Управление поведением и ожиданиями групп людей в данном сообществе.
  5. Правила, которыми они управляют, обычно укоренены в основных культурных ценностях общества, поскольку каждый институт состоит из сложного набора социальных норм.

Они также выполняют общие функции, включая:

  1. Распределение ресурсов
  2. Создание смысла
  3. Поддержание порядка
  4. Растущее общество и его влияние

Примеры (и функции)

Пять основных социальных институтов в социологии — это семья, образование, религия, правительство (политическое) и экономика.

Семья

Семья является одним из важнейших социальных институтов. Он считается «строительным блоком» общества, потому что это основная единица, через которую происходит социализация.

Это социальная единица, созданная кровью, браком или усыновлением, и может быть описана как ядерная, состоящая из двух родителей и их детей, или расширенная, включающая других родственников. Хотя семьи во всем мире сильно различаются, семьи разных культур имеют определенные общие проблемы в своей повседневной жизни (Little & McGivern, 2020).

Как социальный институт семья выполняет множество многогранных функций. Семья социализирует своих членов, обучая их ценностям, убеждениям и нормам.

Он также обеспечивает эмоциональную поддержку и экономическую стабильность. В некоторых случаях семья может даже выполнять функции опекуна, если один из ее членов болен или инвалид (Little & McGivern, 2020).

Исторически семья была центральным социальным институтом западных обществ. Однако в последнее время, как отмечают социологи, другие социальные институты заняли место семьи в выполнении ключевых функций, поскольку размеры семьи сократились и установились более отдаленные связи.

Например, современные школы частично взяли на себя роль социализации детей, а рабочие места могут обеспечить общий смысл.

  • Функции семьи (марксизм)
  • Функционалистский взгляд на семью

Образование

Э. Дюркгейм – «образование можно понимать как социализацию подрастающего поколения. Это постоянное усилие навязать ребенку способы видеть, чувствовать и действовать, к которым он не мог прийти спонтанно».

John J. Macionis – «Образование – это социальный институт, посредством которого общество предоставляет своим членам важные знания, включая основные факты, рабочие места, навыки, культурные нормы и ценности».

Как социальный институт образование помогает социализировать детей и молодых людей, обучая их нормам, ценностям и убеждениям их культуры. Он также передает культурное наследие от одного поколения к другому. Образование также дает людям навыки и знания, необходимые им для функционирования в обществе.

Образование также может помочь снизить уровень преступности, предоставляя людям альтернативы преступной деятельности. Это «явные» или открыто заявленные функции и предполагаемые цели образования как социального института (Мейер, 1977).

Образование, как утверждают социологи, также имеет ряд латентных или скрытых и невыявленных функций. Это может включать ухаживание, развитие социальных сетей, улучшение способности учащихся работать в группах, создание разрыва между поколениями, а также политическую и социальную интеграцию (Little & McGivern, 2020).

Хотя каждая страна в мире имеет ту или иную форму системы образования, эти системы, а также ценности и философия обучения тех, кто ими управляет, сильно различаются.
Как правило, богатство страны прямо пропорционально качеству ее системы образования.

Например, в бедных странах образование может рассматриваться как роскошь, которую могут себе позволить только богатые, тогда как в богатых странах образование более доступно для более широкого круга людей.

Это связано с тем, что в более бедных странах деньги часто тратятся на более насущные потребности, такие как еда и кров, что снижает финансовые и временные затраты на образование (Little & McGivern, 2016).

Религия

Религия – еще один социальный институт, играющий значительную роль в жизни общества. Это организованная система верований и практик, призванная удовлетворить человеческую потребность в смысле и цели (Durkheim, 1915).

Согласно Дюркгейму, «религия — это единая система верований и практик, относящихся к священным вещам, то есть вещам отделенным и запрещенным».

По словам Огберна, «религия — это отношение к сверхчеловеческим силам».

Религию можно использовать для привития моральных ценностей и объединения людей в общество. Религия играет важную роль в формировании взглядов людей на себя и окружающий мир.

Он может обеспечить комфорт и безопасность нуждающимся. Крупные религии также могут обеспечить основу для поддержки сообщества, создавая собственные учреждения, такие как больницы и школы.

Кроме того, его также можно использовать как форму политического контроля или как источник конфликта.
Различные социологи комментировали широкомасштабные социальные последствия религии.

Макс Вебер, например, считал, что религия может быть движущей силой социальных изменений, в то время как Карл Маркс рассматривал религию как инструмент, используемый капиталистическими обществами для сохранения неравенства (Little & McGivern, 2016).

Правительство

Правительство – еще один социальный институт, играющий жизненно важную роль в жизни общества. Он отвечает за поддержание порядка, защиту граждан от вреда и обеспечение общего блага.

Правительство делает это через свои различные подразделения и агентства, такие как полиция, армия и суды. Эти правовые институты регулируют общество и предотвращают преступность, проводя в жизнь законы и политику.

Правительство также предоставляет социальные услуги, такие как образование и здравоохранение, обеспечивая общее благосостояние граждан страны или региона (Little & McGivern, 2016).

Экономика

Экономика – это социальный институт, отвечающий за производство и распределение товаров и услуг. Он также отвечает за обмен денег и других ресурсов.

Экономику часто делят на три сектора: первичный сектор, вторичный сектор и третичный сектор (Little & McGivern, 2016).

Первичный сектор включает все отрасли, связанные с добычей и производством природных ресурсов, такие как сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство и горнодобывающая промышленность.

Вторичный сектор включает все отрасли, связанные с переработкой сырья в готовую продукцию, такие как производство и строительство.

К третичному сектору относятся все отрасли, предоставляющие услуги физическим и юридическим лицам, такие как образование, здравоохранение и туризм (Little & McGivern, 2016).

Богардус, Э. С. (1922). История общественной мысли . Университет Южной Калифорнии Press.

Дюркгейм, Э. (2006). Дюркгейм: Очерки морали и воспитания  (Том 1).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *